Это жизнь - портал для женщин

Бжезинский З. Выбор

Zbigniew Brzezinski

THE CHOICE: GLOBAL DOMINATION OR GLOBAL LEADERSHIP

STRATEGIC VISION: AMERICA AND THE CRISIS OF GLOBAL POWER

Печатается с разрешения издательства Basic Books, an imprint of Perseus Books LLC, a subsidiary of Hachette Book Group, Inc. (США) при содействии Агентства Александра Корженевского (Россия)

© Zbigniew Brzezinski, 2004

© Перевод. О. Колесников, 2017

© Перевод. М. Десятова, 2012

Школа перевода В. Баканова, 2013

© Издание на русском языке AST Publishers, 2018

Збигнев Бжезинский (1928–2017) – выдающийся политолог, социолог, историк. Идеолог внешней политики США, в 1977–1981 годах занимал должность советника Д. Картера по национальной безопасности. Он был одним из самых авторитетных специалистов в области мировой политики.

Книги Збигнева Бжезинского, патриарха политической элиты США, – классика современной политической мысли:

«Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы»

«Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство»

«Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы»

«Америка и мир» (совместно с Б. Скоукрофтом)

«Стратегический взгляд. Америка и глобальный кризис»

«Америка должна играть ведущую роль!»

Збигнев Бжезинский

Мировое господство или глобальное лидерство

Предисловие

Моя главная идея в отношении роли Америки в мире весьма проста: американское могущество, которое многие считают решающим фактором в обеспечении государственного суверенитета, в настоящее время служит самой главной гарантией общемировой стабильности, тогда как американское общество стимулирует развитие таких глобальных социальных тенденций, которые подтачивают традиционный государственный суверенитет. Могущество Америки и движущие силы ее общества во взаимодействии могут способствовать постепенному созданию всемирной общности на основе совместных интересов. При неправильном же использовании и столкновении друг с другом эти начала могут ввергнуть мир в состояние хаоса и превратить Америку в осажденную крепость.

На заре XXI века могущество Америки достигло небывалого уровня, о чем свидетельствуют глобальное военное присутствие США и ключевое значение ее экономической жизнеспособности для благополучия мирового хозяйства, инновационный эффект технологической динамичности США и ощущаемая во всем мире притягательность многоликой, но зачастую незатейливой американской массовой культуры. Все это придает Америке беспрецедентный политический вес глобального масштаба. Плохо это или хорошо, но именно Америка определяет сейчас направление развития человечества, и соперника ей не предвидится.

Европе, наверное, под силу составить конкуренцию США в экономическом отношении, но еще не скоро она сможет достигнуть той степени единства, которая позволит ей вступить в политическое состязание с американским колоссом. Сошла с дистанции Япония, которую одно время прочили на роль следующей сверхдержавы. Китай, несмотря на его экономические успехи, судя по всему, будет оставаться относительно бедной страной в течение жизни по меньшей мере двух поколений, а за это время могут случиться серьезные политические осложнения. Россия же больше не участник забега. Короче говоря, у Америки отсутствует и не появится в ближайшее время равный ей по силе конкурент.

Ввиду этого нет никакой реальной альтернативы американской гегемонии и роли мощи США как незаменимой составляющей всеобщей безопасности. В то же время под влиянием американской демократии – и примера американских достижений – повсюду происходят экономические, культурные и технологические изменения, способствующие формированию глобальных взаимосвязей как поверх государственных границ, так и сквозь границы. Изменения эти способны подрывать ту самую стабильность, которую должна бы охранять американская мощь, и даже порождать враждебность по отношению к США.

Вследствие этого Америка сталкивается с уникальным парадоксом: она – первая и единственная подлинно всемирная сверхдержава, однако американцев все больше беспокоят угрозы, исходящие от значительно более слабых недругов. Тот факт, что Америка обладает беспрецедентным международным политическим влиянием, делает ее объектом зависти, негодования, а то и жгучей ненависти. Кроме того, эти антагонистические настроения могут не только эксплуатироваться, но и разжигаться традиционными соперниками Америки, даже если те сами осмотрительно избегают прямого столкновения с ней. И это представляет собой вполне реальную угрозу ее безопасности.

Следует ли отсюда, что Америка вправе притязать на бо́льшую безопасность, чем другие государства? Ее руководители, как управляющие, в чьих руках находится все могущество США, так и представители демократического общества, должны стремиться к тщательно выверенному балансу этих двух ролей. Полагаясь исключительно на многостороннее сотрудничество в мире, где угрозы государственной и в конечном счете всеобщей безопасности, конечно же, растут, создавая потенциальную опасность для всего человечества, можно впасть в стратегическую летаргию. Напротив, упор на самовольное применение суверенной мощи, особенно в сочетании с определением новых угроз исходя из собственных интересов, может вызвать самоизоляцию, прогрессирующую национальную паранойю и усиление уязвимости на фоне повсеместного распространения вируса антиамериканизма.

Америка, охваченная тревогой и одержимая укреплением собственной безопасности, скорее всего, окажется в изоляции в окружении враждебного мира. А если поиски безопасности для себя одной окажутся возведены в принцип, земле свободных людей грозит превращение в государство-гарнизон, насквозь пропитанное духом осажденной крепости. И при этом окончание «холодной войны» совпало с широчайшим распространением технических знаний и возможностей, позволяющих изготовить оружие массового поражения, доступных не только государствам, но и политическим организациям террористической направленности.

Американское общество храбро держалось в устрашающей ситуации «двух скорпионов в одной банке», когда Соединенные Штаты и Советский Союз сдерживали друг друга посредством потенциально сокрушительных ядерных арсеналов, но в условиях проникающего повсюду насилия, регулярно происходящих террористических актов и расползания оружия массового поражения, сохранять хладнокровие ему оказалось труднее. Американцы чувствуют, что в этой политически неопределенной, порой двусмысленной и зачастую сбивающей с толку обстановке политической непредсказуемости кроется опасность для Америки, причем именно потому, что она представляет собой самую главную на планете силу.

В отличие от держав, доминировавших прежде, Америка действует в мире, где временные и пространственные связи становятся все теснее. Имперские державы прошлого, такие как Великобритания на протяжении XIX века, Китай на различных этапах тысячелетий своей истории, Рим в течение половины тысячелетия и многие другие, были относительно недосягаемы для внешних угроз. Мир, в котором они господствовали, состоял из отдельных, не сообщавшихся между собой частей, разделенных пространством и временем, что служило залогом безопасности территории государств-гегемонов. В противоположность им Америка обладает беспрецедентным могуществом в глобальном масштабе, но степень безопасности ее собственной территории небывало мала. Необходимость смириться с небезопасными условиями жизни приобретает, похоже, хронический характер.

Поэтому ключевой вопрос: сумеет ли Америка проводить мудрую, ответственную и эффективную внешнюю политику – политику, способную избежать заблуждений в духе психологии осадного положения и при этом соответствующую исторически новому статусу страны как верховной державы мира? Поиск мудрого внешнеполитического курса следует начинать с осознания того, что «глобализация» по своей сути означает глобальную взаимозависимость. Взаимозависимость не гарантирует равного статуса или даже равной безопасности всем странам. Но она подразумевает, что ни одна страна не имеет полного иммунитета от последствий научно-технической революции, многократно расширившей возможности человека в применении насилия и при этом скрепившей узы, все теснее связывающие человечество воедино.

В неистовых спорах по поводу современного политического устройств мира имя автора данной книги упоминается неоднократно - как сторонниками глобальной гегемонии США, так и противниками сверхдержавы, вообразившей себя эдаким всемирным суперменом голливудского типа, действующим по принципу "что хочу, то и ворочу".

Противники Америки произносят "Бжезинский" даже гораздо чаще, нежели их оппоненты.

"Бжезинский" давно стал неким негативным политическим брэндом, своеобразной красной тряпкой, при виде которой у определенной части людей глаза застилаются мутноватой пеленой ненависти к США. Так почему - именно "Бжезинский"? Сейчас есть возможность по-настоящему разобраться в этом вопросе, поскольку вышла новая книга этого неординарного политического стратега, бывшего помощника президента США по национальной безопасности (в администрации Картера) и автора знаменитой в 70-е годы стратегии антикоммунизма. Все постоянно ссылаются на Бжезинского, упоминая его к месту и не к месту. Что ж, он это заслужил…

Надо полагать, Бжезинский отдавал себе отчет в том, что основные адресаты его книги живут в США. Ведь кому за пределами мирового гегемона понравится, что ему вдруг объявляют его нового хозяина и велят слушаться и сидеть смирно? Да, уж мало кому! Бжезинский фактически объявляет, что все остальные страны - это в политическом отношении "Третий мир", ни на что не имеющий возможности повлиять.

Россия - "сошла с дистанции" (знаменитое выражение Бжезинского), Европа - смеху подобно…, Япония - выдохлась, Китай - беден, а, значит, на роль гегемона-соперника никак не годится. В последней случае автор, пожалуй, скорее, успокаивает своего читателя, обеспокоенного тем, что какую вещь в доме не возьми - все сделано в Китае. "Беден" - не совсем убедительно сказано. "Беден" - так потому и особенно опасен с его-то китайскими аппетитами, бурно развивающейся экономикой (под руководством Бжезинский-забыл-какой-партии?) и неслабой армией.

Как бы то ни было, Бжезинский выдвигает свой очередной тезис: "Американское могущество - решающий фактор в обеспечении национального суверенитета страны - является сегодня высшей гарантией глобальной стабильности, между тем американское общество стимулирует развитие таких глобальных социальных тенденций, которые подвергают эрозии традиционный государственный суверенитет".

То есть опасность автор видит: Америка невольно наживает себе врагов. Но она, конечно, не хочет превратиться в "осажденную крепость". Поэтому Бжезинский делает выбор в пользу "глобального лидерства", нежели "мирового господства". В любом случае он считает, что альтернатив у Америки нет: хочешь, не хочешь, а "гегемонить" придется.

Книга предоставлена фирмой Polaris. Магазины Polaris расположены:

  • ТЦ Alfa (Бривибас гатве 372)
  • ул. Гертрудес 7
  • ул. Персес 13
  • ул. Дзирнаву 102
  • ТЦ Dole (Маскавас 357, 2-й этаж)
  • ТЦ Talava (Сахарова 21)
  • ТЦ Origo (Стацияс лаукумс 2, 1-й этаж)
  • Реферат - Макс Вебер. Типы господства (Реферат)
  • Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование (Документ)
  • Влияние энергетического хозяйства на глобальное изменение климата (Документ)
  • Презентация-Геополитика (Реферат)
  • Чиварди Джованни. Рисунок. Пейзаж: Методы, техника, композиции (Документ)
  • Шпаргалка - Мировая политика (Шпаргалка)
  • Update in Anaesthesia 2011 №16 (апрель) (Документ)
  • n1.doc

    GLOBAL DOMINATION

    OR GLOBAL LEADERSHIP

    A Member of the Perseus Books Group New York

    ЗБИГНЕВ

    БЖЕЗИНСКИЙ

    ВЫБОР

    МИРОВОЕ ГОСПОДСТВО

    или

    ГЛОБАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО

    МОСКВА «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

    УДК 327 ББК 66.4 (0) Б58

    Публикуется по соглашению с Агентством Александра Корженевского (Россия)

    Бжезинский 36.

    Б58 Выбор. Глобальное господство или глобальное

    Лидерство / Пер. с англ. - М.: Междунар. отношения, 2005. - 288 с. -

    ISBN 5-7133-1196-1

    Признанный классик современной политологии, автор «Великой шахматной доски» в своей новой книге развивает мысль о всемирной роли США как единственной сверхдержавы, способ­ной стать гарантом стабильности и безопасности для всего осталь­ного мира.

    И все же это - другой Бжезинский, сделавший серьезные и далеко идущие выводы после 11 сентября 2001 г.

    Предметом его пристального внимания являются альтер­нативы американской гегемонии: господство, основанное на силе, или лидерство, основанное на согласии. И автор решительно выбирает лидерство, парадоксально соединяя гегемонию и демо­кратию как два рычага руководства миром.

    Проанализировав возможности всех основных игроков на мировой арене, Бжезинский приходит к выводу, что США остаются сегодня единственной державой, способной удержать мир от хаоса.

    УДК 327 ББК 66.4(0)

    © 2004 by Zbigniew Brzezinski © Перевод с англ.: Е.А. Нарочницкая (часть I), Ю.Н. Кобяков (часть II), 2004

    © Подготовка к изданию и оформ­ление изд-ва «Международные ISBN 5-7133-1196-1 отношения», 2005

    Предисловие........................................................................ 7

    Часть I. Американская гегемония и глобальная без­опасность......................................................................... 13

    1. Дилеммы утраченной национальной безопасности 19

    .............................. 19

    Национальная мощь и интернациональное про­тивоборство ................................................................ 31

    Определение новой угрозы ........................................ 41

    2. Дилеммы нового глобального беспорядка............. 62

    Сила слабости ............................................................ 65

    Беспокойный мир ислама .......................................... 70

    Зыбучие пески гегемонии .......................................... 85

    Стратегия разделенной ответственности ......... 97

    3. Дилеммы управления союзами................................. 117

    Глобальное ядро .......................................................... 122

    Метастабилъностъ Восточной Азии .................... 144

    Реванш Евразии? ......................................................... 166

    Часть II. Американская гегемония и всеобщее благо 175

    4. Дилеммы глобализации.............................................. 184

    Естественная доктрина глобальной гегемонии.... 186

    Цель контрсимволизма ............................................. 196

    Мир без границ, но не для людей ........................... 211

    5. Дилеммы гегемонистской демократии.................... 229

    Америка и глобальный культурный соблазн .......... 230

    Множественность культур и стратегическая сплоченность ............................................................... 241

    Гегемония и демократия ........................................... 251

    Заключение и выводы: мировое господство или

    Лидерство........................................................................ 268

    Благодарности..................................................................... 286

    Предисловие

    Мой главный тезис относительно роли Америки в мире прост: американское могущество - решающий фактор в обеспечении национального суверенитета страны -является сегодня высшей гарантией глобальной стабиль­ности, между тем американское общество стимулирует развитие таких глобальных социальных тенденций, кото­рые подвергают эрозии традиционный государственный суверенитет. Мощь Америки и движущие силы ее обще­ственного развития во взаимодействии могли бы способ­ствовать постепенному созданию мирного сообщества, основанного на совместных интересах. При неправиль­ном же использовании и столкновении друг с другом эти начала способны ввергнуть мир в состояние хаоса, а Америку превратить в осажденную крепость.

    На заре XXI века американская мощь достигла бес­прецедентного уровня, о чем свидетельствуют глобаль­ный охват военных возможностей Америки и ключевое значение ее экономической жизнеспособности для благо­получия мирового хозяйства, инновационный эффект технологического динамизма США и ощущаемая во всем мире притягательность многоликой и часто незатейли­вой американской массовой культуры. Все это придает Америке не имеющий аналогов политический вес гло­бального масштаба. Плохо это или хорошо, но именно Америка определяет сейчас направление движения чело­вечества, и соперника ей не предвидится.

    Европе, пожалуй, под силу составить конкуренцию США на экономической ниве, но пройдет немало времени, прежде чем она достигнет той степени единства, которая позволила бы ей вступить в политическое состязание

    С американским колоссом. Сошла с дистанции Япония, которую одно время прочили на роль следующей сверх­державы. Китаю, несмотря на все его экономические успехи, похоже, предстоит оставаться относительно бед­ной страной в течение жизни по крайней мере двух поко­лений, а тем временем его могут подстеречь серьезные политические осложнения. Россия же - больше не участ­ник забега. Короче говоря, у Америки не имеется и вскоре не появится равного ей противовеса в мире.

    Таким образом, нет никакой реальной альтернативы торжеству американской гегемонии и роли мощи США как незаменимого компонента глобальной безопасности. В то же время под воздействием американской демокра­тии - и примера американских достижений - повсюду происходят экономические, культурные и технологиче­ские изменения, содействующие формированию глобаль­ных взаимосвязей, как поверх национальных границ, так и сквозь эти границы. Эти изменения могут подрывать ту самую стабильность^ которую призвана охранять аме­риканская мощь, и даже возбуждать враждебность по отношению к Соединенным Штатам.

    В итоге Америка сталкивается с необыкновенным парадоксом: она представляет собой первую и единствен­ную подлинно глобальную сверхдержаву, а между тем американцев все больше беспокоят угрозы, исходящие от намного более слабых недругов. Тот факт, что Америка обладает не имеющим аналогов глобальным политиче­ским влиянием, делает ее объектом зависти, негодования, а иногда и жгучей ненависти. К тому же, эти антагони­стические настроения могут не только эксплуатироваться, но и разжигаться традиционными соперниками Америки, даже если сами они вполне осмотрительно не идут на риск прямого столкновения с ней. А этот риск достаточно реален для безопасности Америки.

    Следует ли отсюда, что Америка правомочна притязать на более надежную безопасность, чем другие националь­ные государства? Ее руководители - как управляющие, в чьих руках находится национальное могущество, и как представители демократического общества - должны стремиться к тщательно выверенному балансу между

    Двумя ролями. Упование исключительно на многосто­роннее сотрудничество в мире, где угрозы национальной и в конечном счете глобальной безопасности, бесспорно, растут, создавая потенциальную опасность для всего чело­вечества, способно обернуться стратегической летаргией. Напротив, упор главным образом на самостоятельное использование суверенной мощи, особенно в сочетании со своекорыстным определением новых угроз, может вы­литься в самоизоляцию, прогрессирующую националь­ную паранойю и все большую уязвимость на фоне повсе­местного распространения вируса антиамериканизма.

    Америку, поддавшуюся тревоге и одержимую интере­сами собственной безопасности, вполне вероятно, ожидала бы изоляция в окружении враждебного мира. А если в поисках безопасности для одной себя ей случилось бы потерять самоконтроль, то земле свободных людей гро­зило бы превращение в государство-гарнизон, насквозь пропитанное духом осажденной крепости. Между тем окончание «холодной войны» совпало с широчайшим распространением технических знаний и возможностей, позволяющих изготовить оружие массового поражения, не только среди государств, но и среди политических организаций с террористическими устремлениями.

    Американское общество храбро держалось в устраша­ющей ситуации «двух скорпионов в одной банке», когда Соединенные Штаты и Советский Союз сдерживали друг друга посредством потенциально сокрушительных ядерных арсеналов, но ему оказалось труднее сохранять хладнокровие в условиях всепроникающего насилия, повторяющихся актов терроризма и расползания оружия массового уничтожения. Американцы чувствуют, что в этой политически неясной, порой двусмысленной и нередко сбивающей с толку обстановке политической непредсказуемости кроется опасность для Америки, при­чем именно потому, что она является главенствующей на планете силой.

    В отличие от держав, обладавших гегемонией раньше, Америка действует в мире, где временные и простран­ственные связи становятся все теснее. Имперские дер­жавы прошлого, такие как Великобритания в XIX веке,

    Китай на различных этапах своей насчитывающей не­сколько тысячелетий истории, Рим на протяжении пяти столетий и многие другие, были относительно недося­гаемы для угроз извне. Мир, в котором они господство­вали, делился на отдельные, не сообщавшиеся друг с дру­гом части. Параметры расстояния и времени открывали простор для маневра и служили залогом безопасности территории государств-гегемонов. В противоположность им Америка, пожалуй, располагает беспрецедентным могуществом в глобальном масштабе, но зато и степень безопасности ее собственной территории небывало мала. Необходимость жить в состоянии незащищенности, по­хоже, приобретает хронический характер.

    Ключевой вопрос, следовательно, заключается в том, сумеет ли Америка проводить мудрую, ответственную и эффективную внешнюю политику - политику, которая избегала бы заблуждений в духе психологии осадного положения и одновременно соответствовала бы исто­рически новому статусу страны как верховной державы мира. Поиск формулы мудрого внешнеполитического курса должен начинаться с осознания того, что «глоба­лизация» по своей сути означает глобальную взаимо­зависимость. Взаимозависимость не гарантирует равного статуса или даже равной безопасности всем странам. Но она предполагает, что ни одна страна не обладает полным иммунитетом от последствий научно-техниче­ской революции, которая многократно расширила воз­можности человека в применении насилия и вместе с тем скрепила узы, все теснее связывающие человечество воедино.

    В конечном счете кардинальный политический вопрос, стоящий перед Америкой, звучит следующим образом: «Гегемония во имя чего?» Будет ли страна стремиться по­строить новую мировую систему, основанную на совмест­ных интересах, или станет использовать свою суверен­ную глобальную мощь главным образом для упрочения собственной безопасности?

    Нижеследующие страницы посвящены тому, что я считаю главными вопросами, на которые необходимо дать стратегически всеобъемлющий ответ, а именно:

    Каковы главные опасности, угрожающие Америке?

    Есть ли у Америки, учитывая ее господствующий статус, право на большую степень безопасности, чем у остальных стран?

    Каким образом Америке следует противостоять потенциально смертоносным угрозам, которые все чаще исходят не от сильных соперников, а от слабых недругов?

    В состоянии ли Америка конструктивно регули­ровать свои долгосрочные отношения с исламским миром, насчитывающим 1 миллиард 200 миллионов человек, многие из которых все больше видят в Аме­рике заклятого врага?

    Может ли Америка решающим образом содейст­вовать урегулированию израильско-палестинского конфликта при наличии сталкивающихся, но закон­ных притязаний двух народов на одну и ту же землю?

    Что требуется для достижения политической стабиль­ности в неспокойной зоне новых Мировых Балкан, протянувшейся вдоль южной оконечности централь­ной Евразии?

    Способна ли Америка наладить подлинное партнер­ство с Европой, учитывая, с одной стороны, медлен­ные темпы политического объединения Европы, а с другой - очевидное возрастание ее экономического могущества?

    Возможно ли вовлечь Россию, которая уже не явля­ется соперником Америки, в атлантическую структуру под американским руководством?

    Какова должна быть роль Америки на Дальнем Востоке, принимая во внимание сохраняющуюся, но неохотную зависимость Японии от Соединенных Штатов и увеличение ее военной мощи, а также уси­ление Китая?

    Насколько вероятно, что глобализация породит логи­чески законченную контрдоктрину или контральянс, направленные против Америки?

    Становятся ли демографические и миграционные процессы новыми источниками угроз для глобальной стабильности?

    Совместима ли американская культура с ответствен­ностью имперского характера?

    Как Америка должна реагировать на новое углуб­ление неравенства между людьми, которое может резко ускориться в результате происходящей научно-технической революции и стать еще отчетливее под воздействием глобализации?

    Совместима ли американская демократия с ролью, суть которой составляет гегемония, сколь бы тща­тельно эта гегемония ни маскировалась; каким обра­зом императивы безопасности, неотъемлемые от этой особой роли, скажутся на традиционных гражданских правах американцев?

    Итак, настоящая книга представляет собой отчасти прогноз и отчасти - набор рекомендаций. В качестве исходного пункта взято следующее утверждение: недавно начавшаяся революция в передовых технологиях, прежде всего в сфере коммуникаций, благоприятствует посте­пенному становлению глобального сообщества, опира­ющегося на все более широко признаваемые единые интересы, - сообщества, в центре которого находится Америка. Но потенциально не исключаемая самоизоля­ция единственной сверхдержавы способна погрузить мир в пучину нарастающей анархии, особенно губительной на фоне распространения оружия массового уничто­жения. Поскольку Америке - принимая во внимание ее противоречивую роль в мире - предначертано быть катализатором движения либо к глобальному сообще­ству, либо к глобальному хаосу, на американцах лежит уникальная историческая ответственность за то, каким из двух этих путей пойдет человечество. Нам предстоит сделать выбор между господством над миром и лидер­ством в нем.

    ЧАСТЬ I

    Американская гегемония и глобальная безопасность

    Уникальное положение Америки в мировой иерархии сегодня широко признано. Первоначальные удивление и даже гнев, с которыми была встречена за рубежом откры­тая констатация главенствующей роли Америки, уступили место более сдержанным - хотя все еще отмеченным печатью обиды - попыткам обуздать, ограничить, напра­вить в иное русло или подвергнуть осмеянию ее гегемо­нию 1 . Даже русские, которые по причинам ностальгиче­ского порядка менее всех склонны признавать масштабы американского могущества и влияния, согласились с тем, что в течение некоторое времени Соединенные Штаты будут оставаться определяющим игроком в мировых делах 2 . Когда 11 сентября 2001 г. Америка подверглась террористическим ударам, британцы во главе с премьер-министром Тони Блэром приобрели авторитет в глазах Вашингтона, немедленно присоединившись к объяв­лению американцами войны против международного терроризма. Их примеру последовала значительная часть планеты, включая страны, которые ранее на себе испы­тали боль террористических атак, удостоившись лишь малой толики сочувствия с американской стороны. Прозвучавшие во всех уголках мира заявления в духе декларации «мы все - американцы» были не просто выражениями искреннего сопереживания, они стали еще и своевременными заверениями в политической лояль­ности.

    Современному миру может не нравиться американское превосходство: он может относиться к нему с недоверием, негодовать и время от времени даже составлять направ­ленные против него заговоры. Однако прямо оспаривать верховенство Америки в практическом ключе остальному миру не по силам. В течение прошлого десятилетия пред­принимались отдельные попытки сопротивления, но все они потерпели неудачу. Китайцы и русские пофлиртовали с идеей стратегического партнерства, ориентированного на формирование «многополярного мира» - понятие, истинный смысл которого легко расшифровывается с по­мощью слова «антигегемония». Из этого мало что могло выйти, учитывая относительную слабость России по срав­нению с Китаем и прагматизм китайских руководителей, прекрасно осознающих, что в настоящий момент Китай больше всего нуждается в иностранных капиталах и тех­нологиях. Ни на то, ни на другое Пекину не приходилось бы рассчитывать, приобрети его отношения с Соединен­ными Штатами антагонистический оттенок. В заверша­ющем году XX столетия европейцы, и в первую очередь французы, с помпой провозгласили, что Европа вскоре обзаведется «автономными возможностями в области глобальной безопасности». Но, как не замедлила показать война в Афганистане, обещание это было сродни некогда знаменитому советскому заверению в исторической по­беде коммунизма, «виднеющейся на горизонте», то есть на воображаемой линии, неумолимо отодвигающейся по мере приближения к ней.

    История - летопись изменений, напоминание о том, что всему наступает конец. Но она же подсказывает, что некоторым вещам дарован долгий век, а их исчезновение отнюдь не означает возрождения предшествовавших реальностей. Так будет и с сегодняшним мировым пре­обладанием Америки. Однажды оно тоже начнет кло­ниться к закату, возможно, позднее, чем кое-кому хотелось бы, но раньше, нежели полагают, ничтоже сумняшеся, многие американцы. Что придет ему на смену? - вот клю­чевой вопрос. Внезапный конец американской гегемонии, без сомнения, погрузил бы мир в хаос, в обстановке которого международная анархия сопровождалась бы

    Взрывами насилия и разрушениями подлинно грандиоз­ного масштаба. Сходный эффект, только растянутый во времени, имел бы и неуправляемый постепенный упадок господства США. Но поэтапное и контролируемое пере­распределение власти могло бы привести к оформлению структуры глобального сообщества, основанного на со­вместных интересах и располагающего своими наднацио­нальными механизмами, на которые в возрастающем объеме возлагались бы некоторые специальные функции в сфере безопасности, традиционно принадлежащие национальным государствам.

    В любом случае эвентуальное окончание американ­ской гегемонии не повлечет за собой восстановления многополярного баланса между знакомыми нам вели­кими державами, которые заправляли мировыми делами в последние два столетия. Не увенчается оно и воцаре­нием на месте Соединенных Штатов другого гегемона, обладающего аналогичным политическим, военным, эко­номическим, научно-техническим и социокультурным глобальным превосходством. Известные крупные державы прошлого века слишком утомлены или слабы, чтобы спра­виться с ролью, которую сегодня играют Соединенные Штаты. Примечательно, что начиная с 1880 года в иерар­хической табели мировых держав (составленной на основе совокупной оценки их экономического потенциала, воен­ных бюджетов и преимуществ, населения и т.д.), меняв­шейся с интервалами в двадцать лет, верхние пять строк занимали всего лишь семь государств: Соединенные Штаты, Великобритания, Германия, Франция, Россия, Япония и Китай. Однако только Соединенные Штаты неоспоримо заслуживали включения в ведущую пятерку в каждый 20-летний период, а в 2002 году разрыв между государством, занявшим самую верхнюю позицию, -

    Соединенными Штатами - и остальными странами ока­зался намного больше, чем когда-либо прежде 3 .

    Бывшие великие европейские державы - Великобри­тания, Германия и Франция - слишком слабы, чтобы при­нять на себя удар в схватке за гегемонию. Маловероятно, что в ближайшие два десятилетия Европейский союз до­стигнет той степени политического единства, без которой

    Народам Европы никогда не обрести воли к соперни­честву с Соединенными Штатами на военно-политиче­ской арене. Россия уже не представляет собой имперскую державу, и главным вызовом для нее является задача социально-экономического возрождения, не выполнив которую она будет вынуждена уступить свои дальнево­сточные территории Китаю. Население Японии стареет, ее экономическое развитие замедлилось; типичная для 1980-х годов точка зрения, сулившая Японии превраще­ние в следующее «сверхгосударство», выглядит сегодня исторической иронией. Китай, даже если ему удастся сохранить высокие темпы экономического роста и не утратить внутриполитическую стабильность (и то и дру­гое сомнительно), станет в лучшем случае региональной державой, потенции которой по-прежнему будут лими­тироваться бедностью населения, архаичной инфра­структурой и отсутствием универсально притягательного образа этой страны за рубежом. Все это относится и к Индии, трудности которой, сверх того, усугубляются неясностью долгосрочных перспектив ее национального единства.

    Даже коалиции всех этих стран - образование которой крайне маловероятно, учитывая историю их взаимных конфликтов и взаимоисключающих территориальных притязаний - не хватило бы сплоченности, силы и энер­гии, ни чтобы столкнуть Америку с ее пьедестала, ни чтобы поддерживать глобальную стабильность. Как бы то ни было, если бы Америку попробовали сбросить с трона, часть ведущих государств подставила бы ей плечо. И в самом деле, при первых же осязаемых при­знаках заката американского могущества нам, вполне возможно, довелось бы наблюдать спешные попытки упрочить лидерство Америки. Но самое главное, даже общее недовольство американской гегемонией бессильно приглушить столкновения интересов различных госу­дарств. В случае же упадка Америки наиболее острые противоречия могли бы разжечь пожар регионального насилия, который в условиях распространения оружия массового поражения чреват самыми страшными послед­ствиями.

    Все сказанное позволяет сделать двоякий вывод: в предстоящие два десятилетия американское могуще­ство будет являться незаменимой опорой глобальной ста­бильности, а принципиальный вызов мощи США может возникнуть лишь изнутри: либо если американская демо­кратия сама отвергнет силовую роль, либо если Америка неправильно распорядится своим глобальным влиянием. Американское общество при всей достаточно очевид­ной узости его интеллектуально-культурных интересов твердо поддерживало продолжительное миромасштаб-ное противостояние угрозе тоталитарного коммунизма, а сегодня полно решимости бороться с международным терроризмом. Пока эта вовлеченность в мировые дела сохраняется, Америка будет играть роль глобального стабилизатора. Но стоит антитеррористической миссии потерять смысл - потому ли, что терроризм исчезнет, потому ли, что американцы устанут либо утратят чувство общей цели, - глобальной роли Америки быстро наста­нет конец.

    Злоупотребление своим могуществом со стороны США также способно подорвать их глобальную роль и поставить под вопрос ее легитимность. Поведение, вос­принимаемое в мире как произвол, может стать причи­ной прогрессирующей изоляции Америки и лишить ее если не потенциала самообороны, то возможности вос­пользоваться своей властью для вовлечения других стран в общие усилия по формированию более безопасной международной среды.

    Общественность в целом понимает, что новая угроза безопасности, которую столь драматическим образом вы­явило 11 сентября, нависла над Америкой на долгие годы. Богатство страны и динамизм ее экономики делают отно­сительно приемлемым оборонный бюджет на уровне 3-4% ВВП: это бремя значительно легче того, что дове­лось нести в годы «холодной войны», не говоря уже о вре­менах Второй мировой войны. Вместе с тем в процессе глобализации, способствующей переплетению американ­ского общества с остальным миром, национальная без­опасность Америки оказывается все менее отделимой от вопросов общего благополучия человечества.

    Согласно логике искусного государственного управ­ления, задача заключается в том, чтобы преобразовать существующий фундаментальный общественный кон­сенсус в сфере безопасности в долгосрочную стратегию, которая встретила бы в мире не всеобщее неодобрение, а всеобщую поддержку. Этого нельзя добиться, ни апелли­руя к шовинизму, ни провоцируя панику. Здесь требуется такой подход к новым реальностям глобальной безопасно­сти, в котором воедино слились бы традиционный аме­риканский идеализм и трезвый прагматизм. Ведь с обеих точек зрения очевиден один и тот же вывод: укрепление глобальной безопасности является для Америки принци­пиально важным компонентом ее собственной нацио­нальной безопасности.

    1 Когда в 1997 году я опубликовал книгу «Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы», бывший канцлер Германии Гельмут Шмидт в рецензии, под которой стояла его подпись, выразил возмущение в связи с признанием мною исторически нового факта мировой гегемонии Америки. Несколько позже французский министр иностранных дел того времени Юбер Ведрин иронически окрестил гегемонию США «гипермощью».

    2 В недавно опубликованных российских исследованиях, посвя­щенных мировым тенденциям, недвусмысленно признается, что период американского главенства продлится как минимум еще два десяти­летия или около того, причем никакая другая держава не сможет даже приблизиться к подобному статусу. (См. Мир на рубеже тысячелетий. -М., 2001, коллективная монография Института мировой экономики и международных отношений.) Решение президента Путина недву­смысленно занять после событий 11 сентября сторону Америки было явно продиктовано осознанием того, что открытая враждебность к США могла бы только осложнить для России ее собственные дилеммы безопасности.

    3 Хотя такое распределение мест в международном иерархическом списке вызывает споры, в 1900 году в нем фигурировали, последова­тельно, Великобритания, Германия, Франция, Россия и Соединенные Штаты, причем все они располагались относительно близко друг к другу. В 1960 году лидировали Соединенные Штаты и Россия (СССР), а Япо­ния, Китай и Великобритания находились далеко позади. В 2000 году список возглавили Соединенные Штаты, за которыми с большим отры­вом следуют Китай, Германия, Япония и Россия.

    Дилеммы утраченной национальной безопасности*

    На протяжении большей части истории Америки как суверенной страны ее граждане считали безопасность нормой, а отдельные периоды незащищенности - откло­нением от нормы. Отныне же все будет наоборот. В эпоху глобализации отсутствие безопасности превратится в долговременную реальность, а поиск путей укрепления национальной безопасности - в предмет постоянной заботы. Придется решать, какая степень уязвимости допу­стима; этому вопросу предстоит стать весьма непростой политической проблемой для Соединенных Штатов как современного мирового гегемона, а также культурной дилеммой для американского общества.

    Конец суверенной безопасности

    Становление Америки произошло в эпоху, когда нацио­нальный суверенитет и национальная безопасность были почти синонимами. Именно ими определялась междуна­родная жизнь. В течение нескольких последних столетий международный порядок покоился на фундаменте нацио­нально-государственного суверенитета, каждое государ­ство выступало в пределах своей территории верховным и абсолютным арбитром собственных требований к на­циональной безопасности. Хотя юридически суверенитет считался абсолютным, явное неравенство национальных потенциалов не только делало неизбежными существенные

    Компромиссы, прежде всего со стороны слабых госу­дарств, но и сказывалось в серьезных нарушениях суве­ренитета отдельных стран по воле более сильных держав. Тем не менее, когда в качестве реакции на опыт Первой мировой войны была учреждена первая всемирная орга­низация межгосударственного сотрудничества - Лига Наций, в угоду абстрактному понятию абсолютного суве­ренитета все государства-члены получили равное право голоса. Симптоматично, что Соединенные Штаты, отно­сясь особенно трепетно к своему суверенному статусу и уверенные в преимуществах своего географического положения, предпочли остаться за рамками этого объ­единения.

    К моменту создания в 1945 году Организации Объ­единенных Наций у ведущих государств уже не осталось сомнений в том, что если ООН предназначено играть сколько-нибудь ощутимую роль в сфере безопасности, ее устройство не должно игнорировать реальности миро­вого соотношения сил. И все-таки принцип равенства суверенных государств не мог быть отвергнут полностью. В итоге остановились на компромиссном варианте, преду­смотрев и равные права всех стран-членов при голосо­вании на Генеральной Ассамблее, и право вето в Совете Безопасности ООН для пяти лидеров, которыми стали державы-победительницы во Второй мировой войне. Найденная формула скрывала молчаливое признание того обстоятельства, что национальный суверенитет все больше обращается в иллюзию для всех, за исключением горстки сильнейших государств.

    Для Америки связь между государственным сувере­нитетом и национальной безопасностью традиционно являлась еще более органичной, чем для большинства других стран. Ее отразила идея особого предназначения, которую проповедовала американская революционная элита, стремившаяся оградить свое отечество от межго­сударственных конфликтов далекой Европы и одновре­менно представить Америку образцовой носительницей принципиально новой и универсально значимой концеп­ции государственной организации. Эту связь подкреп­ляло понимание географических реальностей, сделавших

    Америку заповедной территорией. Располагая двумя без­брежными океанами в качестве уникальных буферов без­опасности и гранича с гораздо более слабыми соседями на севере и юге, американцы рассматривали суверенитет своей страны и как естественное право, и как естествен­ное следствие не имеющей аналогов национальной без­опасности. Даже когда Америка оказалась вовлечена в две мировые войны, именно американцы пересекали океан­ские просторы, чтобы сразиться с противником в даль­них краях. Не война приходила в Америку - американцы уходили на войну".

    После завершения Второй мировой войны и с наступ­лением во многом неожиданной «холодной войны» против враждебно настроенного идеологического и стратегиче­ского неприятеля большинство американцев поначалу чувствовали себя надежно защищенными монополией США на атомную бомбу. Стратегическое авиационное командование (САК), обладавшее (по крайней мере до середины 1950-х годов) способностью нанести в односто­роннем порядке опустошительный удар по Советскому Союзу, взяло на себя функцию защитного покрова страны, которую прежде выполнял базирующийся на двух океа­нах военно-морской флот. САК символизировало и увеко­вечивало представление о безопасности как неотъемлемом атрибуте особого положения Америки, хотя почти для всех других национальных государств отсутствие без­опасности в XX столетии уже стало нормой. Разумеется, американские войска в Германии и Японии защищали и другие народы, обороняя одновременно Америку, но тем самым они также удерживали опасность на удаленных от Америки географических рубежах.

    Только в конце 1950-х годов, а возможно, лишь в ходе Кубинского ракетного кризиса (известного

    Zbigniew Brzezinski

    THE CHOICE: GLOBAL DOMINATION OR GLOBAL LEADERSHIP

    STRATEGIC VISION: AMERICA AND THE CRISIS OF GLOBAL POWER

    Печатается с разрешения издательства Basic Books, an imprint of Perseus Books LLC, a subsidiary of Hachette Book Group, Inc. (США) при содействии Агентства Александра Корженевского (Россия)

    © Zbigniew Brzezinski, 2004

    © Перевод. О. Колесников, 2017

    © Перевод. М. Десятова, 2012

    Школа перевода В. Баканова, 2013

    © Издание на русском языке AST Publishers, 2018

    ***

    Збигнев Бжезинский (1928–2017) – выдающийся политолог, социолог, историк. Идеолог внешней политики США, в 1977–1981 годах занимал должность советника Д. Картера по национальной безопасности. Он был одним из самых авторитетных специалистов в области мировой политики.

    Книги Збигнева Бжезинского, патриарха политической элиты США, – классика современной политической мысли:

    «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы»

    «Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство»

    «Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы»

    «Америка и мир» (совместно с Б. Скоукрофтом)

    «Стратегический взгляд. Америка и глобальный кризис»

    ***

    «Америка должна играть ведущую роль!»

    Збигнев Бжезинский

    Выбор
    Мировое господство или глобальное лидерство

    Предисловие

    Моя главная идея в отношении роли Америки в мире весьма проста: американское могущество, которое многие считают решающим фактором в обеспечении государственного суверенитета, в настоящее время служит самой главной гарантией общемировой стабильности, тогда как американское общество стимулирует развитие таких глобальных социальных тенденций, которые подтачивают традиционный государственный суверенитет. Могущество Америки и движущие силы ее общества во взаимодействии могут способствовать постепенному созданию всемирной общности на основе совместных интересов. При неправильном же использовании и столкновении друг с другом эти начала могут ввергнуть мир в состояние хаоса и превратить Америку в осажденную крепость.

    На заре XXI века могущество Америки достигло небывалого уровня, о чем свидетельствуют глобальное военное присутствие США и ключевое значение ее экономической жизнеспособности для благополучия мирового хозяйства, инновационный эффект технологической динамичности США и ощущаемая во всем мире притягательность многоликой, но зачастую незатейливой американской массовой культуры. Все это придает Америке беспрецедентный политический вес глобального масштаба. Плохо это или хорошо, но именно Америка определяет сейчас направление развития человечества, и соперника ей не предвидится.

    Европе, наверное, под силу составить конкуренцию США в экономическом отношении, но еще не скоро она сможет достигнуть той степени единства, которая позволит ей вступить в политическое состязание с американским колоссом. Сошла с дистанции Япония, которую одно время прочили на роль следующей сверхдержавы. Китай, несмотря на его экономические успехи, судя по всему, будет оставаться относительно бедной страной в течение жизни по меньшей мере двух поколений, а за это время могут случиться серьезные политические осложнения. Россия же больше не участник забега. Короче говоря, у Америки отсутствует и не появится в ближайшее время равный ей по силе конкурент.

    Ввиду этого нет никакой реальной альтернативы американской гегемонии и роли мощи США как незаменимой составляющей всеобщей безопасности. В то же время под влиянием американской демократии – и примера американских достижений – повсюду происходят экономические, культурные и технологические изменения, способствующие формированию глобальных взаимосвязей как поверх государственных границ, так и сквозь границы. Изменения эти способны подрывать ту самую стабильность, которую должна бы охранять американская мощь, и даже порождать враждебность по отношению к США.

    Вследствие этого Америка сталкивается с уникальным парадоксом: она – первая и единственная подлинно всемирная сверхдержава, однако американцев все больше беспокоят угрозы, исходящие от значительно более слабых недругов. Тот факт, что Америка обладает беспрецедентным международным политическим влиянием, делает ее объектом зависти, негодования, а то и жгучей ненависти. Кроме того, эти антагонистические настроения могут не только эксплуатироваться, но и разжигаться традиционными соперниками Америки, даже если те сами осмотрительно избегают прямого столкновения с ней. И это представляет собой вполне реальную угрозу ее безопасности.

    Следует ли отсюда, что Америка вправе притязать на бо́льшую безопасность, чем другие государства? Ее руководители, как управляющие, в чьих руках находится все могущество США, так и представители демократического общества, должны стремиться к тщательно выверенному балансу этих двух ролей. Полагаясь исключительно на многостороннее сотрудничество в мире, где угрозы государственной и в конечном счете всеобщей безопасности, конечно же, растут, создавая потенциальную опасность для всего человечества, можно впасть в стратегическую летаргию. Напротив, упор на самовольное применение суверенной мощи, особенно в сочетании с определением новых угроз исходя из собственных интересов, может вызвать самоизоляцию, прогрессирующую национальную паранойю и усиление уязвимости на фоне повсеместного распространения вируса антиамериканизма.

    Америка, охваченная тревогой и одержимая укреплением собственной безопасности, скорее всего, окажется в изоляции в окружении враждебного мира. А если поиски безопасности для себя одной окажутся возведены в принцип, земле свободных людей грозит превращение в государство-гарнизон, насквозь пропитанное духом осажденной крепости. И при этом окончание «холодной войны» совпало с широчайшим распространением технических знаний и возможностей, позволяющих изготовить оружие массового поражения, доступных не только государствам, но и политическим организациям террористической направленности.

    Американское общество храбро держалось в устрашающей ситуации «двух скорпионов в одной банке», когда Соединенные Штаты и Советский Союз сдерживали друг друга посредством потенциально сокрушительных ядерных арсеналов, но в условиях проникающего повсюду насилия, регулярно происходящих террористических актов и расползания оружия массового поражения, сохранять хладнокровие ему оказалось труднее. Американцы чувствуют, что в этой политически неопределенной, порой двусмысленной и зачастую сбивающей с толку обстановке политической непредсказуемости кроется опасность для Америки, причем именно потому, что она представляет собой самую главную на планете силу.

    В отличие от держав, доминировавших прежде, Америка действует в мире, где временные и пространственные связи становятся все теснее. Имперские державы прошлого, такие как Великобритания на протяжении XIX века, Китай на различных этапах тысячелетий своей истории, Рим в течение половины тысячелетия и многие другие, были относительно недосягаемы для внешних угроз. Мир, в котором они господствовали, состоял из отдельных, не сообщавшихся между собой частей, разделенных пространством и временем, что служило залогом безопасности территории государств-гегемонов. В противоположность им Америка обладает беспрецедентным могуществом в глобальном масштабе, но степень безопасности ее собственной территории небывало мала. Необходимость смириться с небезопасными условиями жизни приобретает, похоже, хронический характер.

    Поэтому ключевой вопрос: сумеет ли Америка проводить мудрую, ответственную и эффективную внешнюю политику – политику, способную избежать заблуждений в духе психологии осадного положения и при этом соответствующую исторически новому статусу страны как верховной державы мира? Поиск мудрого внешнеполитического курса следует начинать с осознания того, что «глобализация» по своей сути означает глобальную взаимозависимость. Взаимозависимость не гарантирует равного статуса или даже равной безопасности всем странам. Но она подразумевает, что ни одна страна не имеет полного иммунитета от последствий научно-технической революции, многократно расширившей возможности человека в применении насилия и при этом скрепившей узы, все теснее связывающие человечество воедино.

    В конечном счете главный политический вопрос, стоящий перед Америкой, таков: «Гегемония во имя чего?» Будут ли США стараться построить новую мировую систему, базирующуюся на совместных интересах, или станут применять подконтрольную им глобальную мощь в основном в интересах собственной безопасности?

    Последующие страницы этой книги посвящены рассмотрению того, что я считаю главными вопросами, на которые необходимо дать всеобъемлющий со стратегической точки зрения ответ, а именно:

    Каковы главные угрозы для Америки?

    Есть ли у Америки, принимая во внимание ее главенствующее положение, право на бо́льшую степень безопасности, чем у других стран?

    Как Америке противостоять потенциально кровопролитным угрозам, которые все чаще исходят не от сильных соперников, а от слабых недругов?

    Способна ли Америка конструктивно выстраивать долгосрочные отношения с исламским миром, насчитывающим 1,2 миллиарда человек, многие из которых видят в Америке скорее заклятого врага?

    Может ли Америка принять решающую роль в урегулировании израильско-палестинского конфликта при наличии несовместимых, но законных притязаний двух народов на одну и ту же землю?

    Что нужно сделать для достижения политической стабильности в неспокойной зоне новых Общемировых Балкан, протянувшейся вдоль южной оконечности Центральной Евразии?

    Способна ли Америка наладить подлинное партнерство с Европой, при условии, что политическое объединение Европы происходит весьма медленно, но при этом возрастает ее экономическое могущество?

    Возможно ли вовлечь Россию, уже не соперничающую с Америкой, в атлантическую структуру под американским руководством?

    Какой должна быть роль Америки на Дальнем Востоке при условии сохраняющейся, но с неохотой, зависимости Японии от Соединенных Штатов и роста ее военной мощи, а также усиления Китая?

    Возможно ли, что глобализация породит логически целостную контрдоктрину или контральянс, направленные против Америки?

    Становятся ли демографические и миграционные процессы новыми источниками угроз для всеобщей стабильности?

    Совместима ли американская культура с фактически имперскими притязаниями?

    Как Америке следует реагировать на новое углубление неравенства между людьми, способное заметно усилиться в результате происходящей научно-технической революции и стать более резким под воздействием глобализации?

    Совместима ли американская демократия с мировым господством, как бы тщательно это господство ни маскировалось? Как требования безопасности, неотделимые от этой особой роли, скажутся на традиционных гражданских правах американцев?

    Таким образом, данная книга представляет собой отчасти прогноз, отчасти набор рекомендаций. За исходный пункт взято следующее: недавно начавшаяся революция в передовых технологиях, прежде всего в сфере коммуникаций, благоприятствует постепенному формированию всемирной общности, опирающейся на все более широко признаваемые единые интересы, в центре которой находится Америка. Но потенциально возможная самоизоляция единственной сверхдержавы может погрузить мир в пучину расползающейся анархии, особенно опасной в условиях распространения оружия массового поражения. Поскольку Америке – принимая во внимание ее противоречивую роль в мире – предназначено быть катализатором движения либо к всемирной общности, либо к всемирному хаосу, на американцах лежит уникальная историческая ответственность за то, каким из этих двух путей пойдет человечество. Нам предстоит сделать выбор между господством над миром и лидерством в нем.

    Часть I
    Американская гегемония и глобальная безопасность

    Уникальное положение Америки в мировой иерархии сегодня признано почти повсеместно. Изначальное удивление и даже гнев, с которыми была встречена за рубежом открытая констатация главенствующей роли Америки, уступили место более сдержанным – хотя все еще носящим печать обиды – попыткам впрячь гегемонию в свои задачи, ограничить, направить в иное русло или подвергнуть осмеянию. Даже русские, менее всех склонные, по причинам ностальгического характера, признавать масштабы американского могущества и влияния, согласны с тем, что на протяжении заметного времени Соединенные Штаты будут оставаться определяющим игроком на международной сцене. Когда 11 сентября 2001 г. Америка подверглась террористическим атакам, британцы во главе с премьер-министром Тони Блэром значительно поднялись в глазах Вашингтона, немедленно присоединившись к объявлению американцами войны против международного терроризма. Их примеру последовала значительная часть планеты, включая те страны, что ранее уже испытали на себе боль террористических атак, удостоившись лишь малой толики сочувствия с американской стороны. Прозвучавшие во всех уголках мира декларации типа «мы все – американцы» были не просто выражением искреннего сопереживания, но и своевременными заверениями в политической лояльности.

    Современному миру может не нравиться американское превосходство: он может относиться к нему с недоверием, негодовать и время от времени даже составлять направленные против него заговоры. Однако прямо оспаривать верховенство Америки в практическом ключе остальному миру не по силам. За последнее десятилетие были отдельные попытки сопротивления, все неудачные. Китайцы и русские пофлиртовали с идеей стратегического партнерства, ориентированного на формирование «многополярного мира» – понятие, суть которого расшифровывается словом «антигегемония». Из этого мало что могло получиться, принимая во внимание относительную слабость России по сравнению с Китаем и прагматизм китайского руководства, прекрасно осознающего, что в текущий момент Китай нуждается в иностранных капиталах и технологиях. Ни на то, ни на другое Пекин не сможет рассчитывать, если его отношения с Соединенными Штатами станут антагонистическими. В завершающем году XX столетия европейцы, и прежде всего французы, с помпой провозгласили, что Европа в ближайшее время обзаведется «независимыми возможностями в области глобальной безопасности». Но, как вскоре показала война в Афганистане, обещание это было подобно некогда знаменитому советскому заверению в исторической победе коммунизма, «показавшейся на горизонте», то есть на воображаемой линии, отодвигающейся по мере приближения к ней.

    История – летопись изменений, память о том, что ничто не вечно. Но она же напоминает, что некоторым вещам дарован долгий век, а их исчезновение вовсе не означает возвращения к предыдущей ситуации. Так будет и с сегодняшним мировым главенством Америки. Однажды оно тоже начнет клониться к закату, возможно, позднее, чем хочется некоторым, но раньше, чем полагают многие американцы. Ключевой вопрос: что придет ему на смену? Внезапный конец американской гегемонии, без сомнения, погрузит мир в хаос, под покровом которого международная анархия будет сопровождаться вспышками насилия и разрушениями подлинно грандиозного масштаба. Сходный эффект, только растянутый во времени, даст и неуправляемый постепенный упадок господства США. Но поэтапное и контролируемое перераспределение власти может привести к оформлению структуры всемирной общности, основанной на совместных интересах и обладающей собственными надгосударственными механизмами, на которые будут все в большей степени возлагаться некоторые особые функции в сфере безопасности, традиционно выполняемые государственными органами.

    В любом случае потенциально возможное окончание американской гегемонии не вызовет восстановления многополярного баланса между знакомыми нам великими державами, заправлявшими на международной сцене в последние два столетия. Не приведет оно и к воцарению на месте Соединенных Штатов другого гегемона, обладающего подобным политическим, военным, экономическим, научно-техническим и социокультурным глобальным превосходством. Известные державы прошлого века слишком утомлены или слабы, чтобы справиться с ролью, которую сегодня играют Соединенные Штаты. Примечательно, что начиная с 1880 года в рейтинге мировых держав (составленном на основе совокупной оценки их экономического потенциала, военных бюджетов и преимуществ, населения и т. д.), если смотреть изменения с интервалом в двадцать лет, верхние пять строк занимали всего лишь семь государств: Соединенные Штаты, Великобритания, Германия, Франция, Россия, Япония и Китай. Однако только Соединенные Штаты неоспоримо заслуживали включения в ведущую пятерку в каждом 20-летнем интервале, а в 2002 году разрыв между государством, занявшим самую верхнюю позицию – Соединенными Штатами, – и остальными странами оказался значительно больше, чем когда-либо прежде .

    Бывшие великие европейские державы – Великобритания, Германия и Франция – слишком слабы, чтобы бросать вызов в схватке за гегемонию. Маловероятно, что в ближайшие два десятилетия Европейский союз достигнет той степени политического единства, без которой народам Европы никогда не обрести воли к соперничеству с Соединенными Штатами на военно-политической арене. Россия уже не представляет собой имперскую державу, и главная задача для нее – социально-экономическое возрождение, без которого ей придется уступить свои дальневосточные территории Китаю. Население Японии стареет, ее экономическое развитие замедлилось; типичные для 1980-х годов воззрения о превращении Японии в сверхдержаву выглядят сегодня исторической иронией. Китай, даже если ему удастся сохранить высокие темпы экономического роста и не утратить внутриполитическую стабильность (и то и другое сомнительно), станет в лучшем случае региональной державой, возможности которой по-прежнему ограничиваются бедностью населения, архаичной инфраструктурой и отсутствием притягательного образа этой страны для всего остального мира. Все это верно и в отношении Индии, трудности которой сверх того усугубляются неясностью долгосрочных перспектив ее национального единства.

    Даже у коалиции всех этих стран, образование которой крайне маловероятно, принимая во внимание историю их взаимных конфликтов и взаимоисключающих территориальных притязаний, не хватит сплоченности, силы и энергии ни чтобы столкнуть Америку с ее пьедестала, ни чтобы поддерживать общемировую стабильность. В любом случае, если Америку попробуют сбросить с трона, некоторые ведущие государства подставят ей плечо. Более того, при первых же свидетельствах начала заката американского могущества нам, скорее всего, доведется наблюдать спешные попытки упрочить лидерство Америки. Но самое главное, даже общее недовольство американской гегемонией не способно защитить от столкновения интересов различных государств. В случае же упадка Америки наиболее острые противоречия могут разжечь пожар регионального насилия, который в условиях доступности оружия массового поражения чреват ужасающими последствиями.

    Из всего этого можно сделать двоякий вывод: в ближайшие два десятилетия американское могущество будет оставаться незаменимой опорой общемировой стабильности, а принципиальный вызов мощи США может возникнуть только изнутри: либо если американская демократия сама отвергнет силовую роль, либо если Америка неправильно распорядится своим международным влиянием. Американское общество при всей вполне очевидной узости его культурных и интеллектуальных интересов твердо поддерживало продолжительное всеобщее противостояние угрозе тоталитарного коммунизма, а сегодня полно решимости бороться с международным терроризмом. Пока такая ситуация на международной сцене сохраняется, Америка будет играть роль глобального стабилизатора. Но если эти обязательства ослабеют – или потому, что терроризм исчезнет, или потому, что американцы устанут либо утратят единство цели, – глобальная роль Америки быстро завершится.

    Неправильное использование Соединенными Штатами своего могущества тоже может подорвать их общемировую роль и поставить под вопрос ее легитимность. Поведение, воспринимаемое повсеместно как произвол, может стать причиной усиливающейся изоляции Америки и лишить ее скорее не потенциала самообороны, а возможности применять свою власть для вовлечения других стран в общие усилия по формированию более безопасной международной среды.

    Общество в целом понимает, что новая угроза безопасности, проявившаяся столь драматически 11 сентября, нависла над Америкой на долгие годы. Богатство страны и динамизм ее экономики делают относительно приемлемым оборонный бюджет на уровне 3–4 % ВВП; это бремя значительно легче того, что довелось нести в годы «холодной войны», не говоря уже о временах Второй мировой войны. При этом в процессе глобализации, способствующей переплетению американского общества с остальным миром, национальная безопасность Америки оказывается все более увязанной с вопросами общего благополучия человечества.

    В соответствии с логикой искусного государственного управления задача состоит в том, чтобы преобразовать лежащий в основе общественный консенсус в сфере безопасности в долгосрочную стратегию, которая найдет в мире не всеобщее осуждение, а всеобщую поддержку. Этого нельзя добиться ни апеллируя к ура-патриотизму, ни провоцируя панику. Здесь требуется такой подход к новым реалиям глобальной безопасности, в котором воедино сольются традиционный американский идеализм и трезвый прагматизм. Ведь с обеих точек зрения очевиден один и тот же вывод: для Америки укрепление глобальной безопасности – принципиально важный компонент ее собственной национальной безопасности.

    Хотя такое распределение мест в международной иерархии вызывает споры, в 1900 году в нем значились, последовательно, Великобритания, Германия, Франция, Россия и Соединенные Штаты, причем все они располагались относительно близко друг к другу. В 1960 году лидировали Соединенные Штаты и Россия (СССР), а Япония, Китай и Великобритания находились далеко позади. В 2000 году список возглавили Соединенные Штаты, за которыми с большим отрывом следуют Китай, Германия, Япония и Россия.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!