Это жизнь - портал для женщин

Какие осенние изменения в неживой природе. Осенние изменения в природе


















Осень длится три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. Осень длится три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. Признаки осени: похолодание, осадки в виде дождя и снега. Признаки осени: похолодание, осадки в виде дождя и снега. Изменяется окраска листьев и начинается листопад у растений. Изменяется окраска листьев и начинается листопад у растений. Птицы отлетают в тёплые края. Первыми улетают кукушки, скворцы, грачи, ласточки и др. Птицы отлетают в тёплые края. Первыми улетают кукушки, скворцы, грачи, ласточки и др. Звери линяют и одеваются в тёплый мех. Звери линяют и одеваются в тёплый мех. Белочка становится серо-голубой, заяц-белый.Барсук Белочка становится серо-голубой, заяц-белый.Барсук запасает лягушек, грибы.Ёж –сухой мох, листья.Медведь запасает лягушек, грибы.Ёж –сухой мох, листья.Медведь ищет себе берлогу. ищет себе берлогу. Люди убирают урожай и закладывают его на хранение. Люди убирают урожай и закладывают его на хранение.


Проверь себя! Какой месяц осень начинает? Какой месяц осень начинает? А кончает? А кончает? Что заставляет птиц улетать? Что заставляет птиц улетать? Бывает ли гром в октябре, сентябре? Бывает ли гром в октябре, сентябре? Что он предвещает? Что он предвещает? Что люди убирают в огородах? Что люди убирают в огородах? Какие грибы растут осенью? Назови их. Какие грибы растут осенью? Назови их. Что предвещает богатый урожай рябины? Что предвещает богатый урожай рябины?

Билет № 1

Солнце

В октябре дожди

В ноябре уже блестит тонкий хрупкий ледок снеговой покров,

«бабье лето».

НАЗВАТЬ И ПОКАЗАТЬ КОСТИ СКЕЛЕТА (стр. 11 , 2 часть)

Билет № 2.

ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ ОСЕНЬЮ

Красиво явление в жизни растений – изменение окраски листьев осенью. Почему это происходит? В листьях есть особые красящие вещества, которые придают им цвет. Летом зеленый цвет листьям придает вещество хлорофилл. С приходом осени дни убывают, света и тепла становится меньше. Хлорофилл разрушается, и другие красящие вещества становятся ярче зеленого. Листья желтеют, краснеют, багровеют.

Почему в середине осени начинается листопад? В растениях замедляется движение соков, и им необходимо уменьшить испарение влаги. У деревьев и кустарников в месте соединения листа с веткой образуется мертвый пробковый слой. Он перекрывает доступ растительных соков в листья. И листья начинают опадать.

Что происходит осенью с травянистыми растениями? Однолетние травянистые растения с приходом осени засыхают и отмирают . У многолетних трав отмирает только наземная часть, а в земле остаются корни, корневища, луковицы.

В конце сентября обычно исчезает большинство насекомых . Они собрались в старых пнях и других укромных местах – вместе будут пережидать зиму. К зиме насекомые или погибают, или застывают. Когда начинают исчезать насекомые, собираются в дорогу насекомоядные птицы . Последними потянутся с севера на юг водоплавающие птицы : утки, гуси, лебеди. С криком, длинной цепью, углом или просто группой улетают наши перелетные птицы.

На смену им прилетают с севера зимовать кочующие птицы – это снегири, свиристели, сойки. Но по-прежнему будут суетиться в поисках пищи наши верные пернатые – оседлые птицы – это синицы.

У млекопитающие, например у волков, лисиц, зайцев, белок, начинается осенью линька. Меняют они легкую летнюю шерсть на густой мех. У многих поменяется и цвет шерсти. Так, у зайцев он изменится с серого на белый, у белок – с рыжеватого на голубоватый.

Бурые медведи, барсуки, ежи стараются накопить побольше жира, чтобы во время зимней спячки не голодать. Поздней осенью, с приходом морозных дней, скрываются они в берлоги, в норы, под вороха сухой травы и засыпают.

Земноводные и пресмыкающиеся тоже готовятся к зимовке. В осенние холода змеи и ящерицы, лягушки и жабы становятся менее подвижными . Они забираются под корни деревьев, под старые пни и застывают там с приходом морозов. Некоторые лягушки забираются в ил на дно водоемов.

КАК ВЫРАСТИ ВЫСОКИМ И СТРОЙНЫМ

С помощью физических упражнений и правильного питания можно влиять на прочность, упругость и даже на рост костей скелета. Для роста костей необходим «строительный материал» - минеральные соли. Поэтому полезно питание молочными продуктами, рыбой, яйцами. Важна для костей и . Без нее кости слабеют.

У человека с искривленным позвоночником внутренние органы смещаются и теснят друг друга. Чтобы избежать этого, необходимо следить за своей осанкой.

Осанкой называют привычное положение тела во время стояния, сидения или ходьбы. При правильной осанке голова и туловище составляют одну вертикальную линию, грудь слегка выдается вперед, плечи развернуты и слегка опущены, живот втянут. Не следует подолгу опираться грудью на край стола. Это мешает дыханию костей грудной клетки.

Кроме позвоночника, большую нагрузку испытывают кости ног. Очень важно, чтобы форма стопы была правильной и здоровой. Плоскостопие – это заболевание стопы, при котором ноги быстрее устают, болят при ходьбе и даже при стоянии. Помочь правильному развитию ног можно прогулками, бегом, физическими упражнениями. Следует обращать внимание и на обувь. Выбирать повседневную обувь надо с небольшим каблуком.

Билет № 3.

ЧЕМ ЗАНЯТЫ ЛЮДИ ОСЕНЬЮ

Чему радуются и о чем грустят люди осенью? Радуются синеве неба, последним полевым цветкам, красоте осенней природы. Грустят, глядя на караваны улетающих птиц. Но главная забота у людей осенью – это уборка урожая . Нельзя терять ни минуты. Надо управиться до дождей и холодов. Скосить и обмолотить зерновые культуры: пшеницу, ячмень, овес, рожь, гречиху, кукурузу. Собрать на полях, в огородах и садах овощи и фрукты. Сходить в лес по ягоды, грибы, орехи. Заготовить лекарственные растения : плоды боярышника, брусники, клюквы, корни одуванчика, лопуха, валерианы.

Надо позаботиться и о домашних животных. Сложить сено с лугов и сложить под навесы. Отремонтировать и утеплить жилищ а.

В садах, огородах, на полях убирают остатки растений, проводят работы по борьбе с вредителями. На полях проводят осеннюю вспашку земли и сеют озимые зерновые культуры. В огородах сажают под зиму чеснок, лук, морковь . В садах проводят посадку луковиц цветковых растений.

Чтобы сохранить созревший урожай , закладывают в хранилища картофель, морковь, свеклу. Солят и маринуют капусту, огурцы, помидоры. Сушат фрукты и грибы, варят варенье. После окончания осенних работ устраивают в городах и селах веселые праздники урожая. Говорят: «Осень дарит людям то, что вырастило лето». А всем ли поровну останутся подарки осени? Больше достанется тому, у кого руки, спина, ноги больше устанут. Кто пораньше вставал, подальше ходил да подольше бродил с корзинкой. Щедра осень только к трудолюбивым. «Кто земле кланяется, того она и кормит», «Сметану любить – корову кормить», - говорится в старинных поговорках.

НАЗВАТЬ И ПОКАЗАТЬ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ

Дыхание- это процесс поглощения из воздуха кислорода и выделения углекислого газа.

Носоглотка

Гортань

Трахея

Легкие

Бронхи

Билет № 4.

ТЕЛА И ВЕЩЕСТВА

Предметы, что нас окружают, ученые называют телами. Книга, ручка, пакет молока, мышонок, цветок, камень, капля воды – это все тела. Они различаются формой, размером, цветом и тем, из каких состоят веществ. Например, ваза для цветов сделана из стекла, школьный пенал – из кожи. При создании самолета используют разные вещества: металлы, резину, стекло, пластмассы.

Вещества могут быть жидкими, твердыми, газообразными . Молоко-жидкость, вещества камня находятся в твердом состоянии, воздух – газ.

Для своих изделий человек использует как естественные (природные), так и искусственные материалы . Например, стол и стул сделаны из древесины. Это природный материал. Расческа и шариковая ручка изготовлены из пластмассы – искусственного материала.

Все вещества состоят из маленьких частиц, между которыми есть промежутки. Мельчайшую частицу вещества назвалимолекулой. Молекулы так малы, что мы не видим их. Но каждая молекула-невидимка состоит из еще более мелких частиц – атомов.

Билет № 5.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВОЗДУХ

Нашу Землю окружает толстый слой воздуха. Воздухом дышат все живые организмы. Без воздуха не было бы жизни на Земле. Воздух помогает летать птицам и насекомым. С помощью воздуха мы говорим, поем и заставляем звучать духовые инструменты.

Воздух – смесь газов. В его состав входят азот, кислород, углекислый газ, водяные пары и другие газы. Кроме того, в воздухе могут присутствовать частицы пыли, пыльца растений, бактерии.

Состав воздуха может меняться. Люди, растения и животные в процессе дыхания поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ .

Может ли исчезнуть кислород из воздуха? Пока на Земле есть чистые водоемы и растения, воздух будет пополняться кислородом. Недаром леса называют «Легкими» нашей планеты.

Билет № 6.

Билет № 7.

ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА

Почва – это верхний плодородный слой земли. Солнце, вода и ветер разрушают горные породы, превращая их в песок и глину. Разные бактерии и лишайники, продолжая разрушать песок и глину, создают условия для жизни мхов и других растений. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит триста лет, пока появится сантиметр такого слоя. Толщина слоя почвы бывает разной. В степях он около метра, на каменистых склонах гор – сего несколько сантиметров. В жарких пустынях, в холодных ледяных просторах Арктики почвенный слой может вообще отсутствовать.

КАК УХАЖИВАТЬ ЗА КОЖЕЙ

Необходимо регулярно смывать с кожи грязь, выделения пота, кожное сало и многочисленных микробов, так любящих размножаться на грязной коже. Ежедневно принимай душ. Не ленись: ведь кожа – твоя верная защитница .

Не принимай солнечные ванны без отдыха в тени. Опасайся получить тепловой удар и ожог кожи. При небольшом ожоге можно смазать поверхность кожи специальным кремом или эмульсией.

Если на коже появляется ранка, болезнетворные бактерии проникают в нее. Необходимо промыть ранку и обработать ее края раствором йода . Затем надо забинтовать ранку, чтобы остановить проникновение в нее новых бактерий.

Не носи тесной одежды – она мешает дышать коже. Тесная обувь зимой может привести к обморожению ног. Растирай обмороженный участок чистыми сухими руками до покраснения. Не растирай кожу снегом – могут появиться трещинки, через которые попадут грязь и микробы.

Билет № 8.

ЧТО МОЖЕТ РАЗРУШАТЬ ПОЧВУ?

Дождь пройдет, напоит поля, огороды, сады – урожай будет богатым. Но бывают ливневые дожди , которые губят будущий урожай, смывают плодородный слой почвы с посевами и молодыми всходами. Случается, что сильный ветер выдувает почву или суховей иссушает ее. Не только природные явления могут разрушать почвенный слой. Неправильно обрабатывая почву, неграмотно ухаживая за растениями, засоряя промышленными и бытовыми отходами, делают люди почву бесплодной. Пополняя почву большим количеством минеральных удобрений, излишне применяя ядохимикаты для борьбы с вредителями и сорняками, можно вырастить хлебные культуры, овощи и фрукты, которые будут вредными для здоровья.

КАК БЕРЕЧЬ ЗРЕНИЕ

Недостатки зрения можно исправить, развивая мышцы глаз, нося очки. Что может испортить зрение?

Плохое освещение, чтение лежа, многочасовое просматривание телевизионных передач, засорение глаз.

Не смотри широко раскрытыми глазами на Солнце.

Не бери острых, колющих предметов во время игр.

Книга или тетрадь должны находиться от глаз на расстоянии 23-30 сантиметров. Свет должен освещать слева.

Не три глаза грязными руками.

Если глаза воспалились, промой их заваркой чая или отваром ромашки.

Если соринка попала в глаз, отдали веко от глаза. Появившаяся слеза смоет соринку.

Билет № 9.

Стр. 46

Билет № 10.

КАК ЗИМУЮТ ЗВЕРИ

Ты уже знаешь, что тело большинства млекопитающих (зверей) покрыто шерстью. К зиме у многих животных заканчивается линька – обновление шерсти. Становится она густой и пушистой. У некоторых животных поменялся и еецвет . В зимнюю стужу белка прикрывается своим большим пушистым хвостом как одеялом.

Чем питаются зимой звери ? Белка припасла орехи, желуди, грибы, зерна. Да и семена еловых шишек могут ей пригодиться. Лисица промышляет мышей. Рысь затаилась на низких ветвях дерева. Не уйти лисе от этой крупной дикой кошки. Выискивают добычу и волки. Бродят семьями. Лоси бродят в заснеженном лесу в поисках молодых осинок, чтобы поглодать коры и веток.

Многое могут рассказать о путешествиях лесных обитателей разнообразныеследы на снегу. Но не найдете вы на снегу следов барсука, медведя, ежа. Попрятались они в свои норы и залегли в спячку до весны. Накопили подкожный жир , и зима им не страшна – жир греет и кормит. Летучие мыши висят кверху лапками и тоже спят.

Во время спячки температура тела у животных понижается , дыхание и сердцебиение замедляется. Грызуны, проснувшись, съедают часть своих запасов и опять засыпают, а проснувшийся медведь уже до конца зимы бродит в лесу. Страшно встретиться с голодным медведем-шатуном зимой. Удивительно, но именно зимой рождает медведица медвежат и выкармливает их молоком.

РАСТЕНИЯ – ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Всем растениям необходимы воздух, влага, свет, тепло, питательные вещества для развития. Все растения дышат, питаются, растут, размножаются, развиваются. Растения – живые организмы . Однолетние растения отмирают к зиме, многолетние – живут десятки, сотни, тысячи лет.

Какие органы есть у растений? Какие функции они выполняют? Как размножаются растения? Каждое цветковое растение имеет корневую систему, стебель, листья, цветки, плоды и семена. Они и являются органами дыхания, питания, размножения растения.

Билет № 11.

КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЦЫ.

Без тренировки мышцы быстро слабеют. Это хорошо знают спортсмены, музыканты, артисты цирка. Космонавтам после приземления сначала трудно не только ходить, но даже поднимать руку. Мышцы можно развивать, выполняя физические упражнения . Упражнения следует делать в проветренном помещении, начиная с небольшой разминки , через два часа после еды.

Нагрузку на мышцы надо увеличивать постепенно , развивая все мышцы, чтобы не нарушить пропорции тела. Упражнения с тяжелыми гантелями нельзя начинать раньше 13 лет, пока не окрепли кости!

После упражнений следует принять душ или обтереться мокрым полотенцем . Лучший отдых для мышц – крепкий сон на свежем воздухе.

Билет № 12.

Билет № 13.

КАК ПИТАЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ.

В огородах наши предки выращивали лук, репу, морковь, свёклу, тыкву, капусту, огурцы. Разводили кур, уток, гусей. У более зажиточных хозяев был домашний скот: коровы, козы, свиньи, овцы.

Простые люди мясо ели редко, рыба была им более доступна. Летом и осенью в лесах заготавливали ягоды, грибы, орехи. Ставили ульи с роями пчел и собирали мед. На зиму солили в бочках грибы и огурцы, квасили капусту, вялили и солили рыбу и мясо.

Основной пищей крестьян, и горожан на Руси долгое время быхлеб – ржаной и пшеничный. Ели каши из гречневой крупы, пшённой, перловой. Приправляли их молоком, коровьим или льняным маслом, медом. Делали кисели из овсяной или гороховой муки.

Непременным праздничным угощеньем былипироги всевозможных размеров и с различными начинками. Пили мед, разбавленный водой, а также квас, пиво. Позже распространилось и чаепитие из самоваров.

Билет № 14.

Билет № 15.

ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ РАСТЕНИЯ.

Разнообразны растения нашей Земли. Среди них есть хвойные и цветковые, водоросли, мхи и папоротники.

Разные у них величина и форма стеблей, листьев, корней. У цветковых растений разнообразны цветки и плоды. Хвойные деревья различаются хвоинками. У ели они колючие и короткие. Длинные хвоинки сосны обыкновенной крепятся по две, кедровой – по пять. Мягкие хвоинки лиственницы растут пучком.

Условия роста растений разные. Теневыносливые растения развиваются в тени, светолюбивые – на солнечных местах. Теплолюбивые растения погибают при резком похолодании, холодостойкие – выдерживают заморозки. Есть растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Одним растениям нужна богатая перегноем почва, другие растут на песках, третьи обитают в воде.

Многие растения обладают лекарственными свойствами . Мяту, чистотел, зверобой с давних времен используют на Руси. Среди растений встречаются и ядовитые. Красавка, ландыш, белена могут вызвать смертельные отравления.

Билет № 1

ИЗМЕНЕНИЯ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ ОСЕНЬЮ

О чем чаще всего в конце лета и в начале осени говорят люди? Конечно, о понижении температуры воздуха и воды в водоемах, о появлении инея на земле и первых заморозках. Все эти изменения связаны с тем, что Солнце поднимается все ниже. Все меньше тепла и света. После 23 сентября дни становятся короче ночи.

В октябре уже начинаются туманы и затяжные дожди , а иногда и первый снег. Неуютно становится в лесу. Роскошный ковер из осенних листьев почернел. Грибов уже нет. К концу месяца уже стоят без листьев осинки, березки и могучие дубы.

В ноябре уже блестит тонкий хрупкий ледок у берегов рек и озер. Появляется и снеговой покров, но в теплые дни он может растаять. Наблюдаются частые туманы, но бывают и солнечные деньки, которые радуют теплом всех обитателей природы.

Пору теплой погоды осенью называли в старину «бабье лето». Обычно оно бывало с 14 по 21 сентября. Успевали переделать много дел в такие погожие дни.

А в ноябре говорили, что стучится в дверь чародейка-зима. По древнеславянскому календарю вересень, сентябрь, - месяц первого инея («врасенец» - иней). Листопадником назвали октябрь. Ноябрь в старину называли «грудень» - грудами (буграми) начинает замерзать земля.

Сезонные изменения в неживой природе осенью.

Цели: познакомить с такими понятиями как «золотая осень», «листопад», обобщить знания детей о признаках осени, осенних месяцах.

Задачи:

Отработка умения отвечать на поставленный вопрос полным предложением;

Дать такое понятие как листопад;

Коррекция мышления и памяти;

Осуществлять эстетическое и нравственное развитие детей;

Ход урока:

I Организационный момент:

Дежурный докладывает о погоде.

Число, месяц.

______________

II Введение в тему:

/слайд / Показ видеофрагмента об осени под музыку

- Как вы уже догадались, речь на сегодняшнем уроке у нас пойдёт о…..? (об осени)

- Запишите в тетради тему урока. /слайд /

Сезонные изменения в неживой природе осенью

III Работа по теме урока:

Вот и наступила осень. Назовите мне 3 осенних месяца. /слайд /

(Сентябрь, октябрь, ноябрь) - Запишите в тетради:

осень

сентябрь октябрь декабрь

Вот и кончилось веселое теплое лето, на смену ему прихо­дит осень. Первый осенний месяц - сентябрь. /слайд /

Зовут его «за­певалой осени» и «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников. В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают се­ребристые нити паутины. /слайд /

Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» - говорит русская народ­ная пословица.

В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднима­ется в небе так высоко, как летом.

Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воз­дух холоднее, а потом и на нижних ветках. /слайд /

Первыми стано­вятся золотыми листья берез и лип.

Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвет с ветки листок, и он, медленно кружась, опускается на землю.

По утрам стелются над лесными полянами и речными луга­ми белые влажные туманы. /слайд /

В сентябре часто идут дожди, но не теплые летние, а холод­ные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками.

«Осень идет, и дождь с собой ведет». (Народная пословица.)

Октябрь - середина осенней поры. /слайд /

В старину этот месяц называли «листопадом», потому что с деревьев опа­дают увядшие, пожелтевшие листья. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою - к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх - к холодной зиме. В октябре часто идет холодный мелкий дождь, небо завола­кивают серые облака, травы от дождя буреют, цветы вянут. В народе говорят: «От осени к лету поворота нету» . /слайд /

По ночам бы­вают заморозки, и лужи затягиваются корочкой льда. Но ха­рактер у этого месяца переменчивый: он и плачет, и смеется. За день погода может измениться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик надоедливо моросит, а то и первые сне­жинки запорхают.

Ноябрь - последний месяц осени. /слайд /

Листва с деревьев обле­тела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна.

Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потем­нел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. /слайд /

Недаром зовут ноябрь в народе «чернотропом».

Небо в ноябре почти все время затянуто свинцовыми обла­ками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом.

В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напо­минает звездный шатер.

Серебряным звоном зима начинается. Звонко хрустит моло­дой лед на лужах, промерзла земля, звенят на ветру ветви де­ревьев. /слайд /

Играет ноябрь на ледяных гуслях, открывает ворота матуш­ке-зиме. Эта пора в самом конце осени называется предзимьем или «серебряной осенью».

* * *

Когда родимый край покинут гуси

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню-зиму.

Много стихотворений посвящено этому красивому времени года.

V Физкультминутка:

Раннюю осень называют «золотой» - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип и осин.

Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают серебря­ные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки коротко­го «бабьего лета».

Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся ко­роче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по ут­рам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев жел­тые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья посте­пенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажают­ся.

В середине осени солнце выглядывает редко, дни становят­ся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По но­чам бывают заморозки.

Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звез­дочки - снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревь­ев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы. /слайд /

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет .

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая - куст малины

В нитях белой паутины .

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река - .

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы ,

А потом уж, жди не жди,

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь - Значит, наступила ОСЕНЬ.

Сколько примет осени перечислено в стихотворении? /3/

- Что осень принесла с собой? / Признаки осени./ /слайд /

    Похолодало

    Листопад

    Иней

    Дожди

    Туманы

    Снег

    Отлёт птиц

- Запишите в тетради:

IV Дополнительный материал:

Дидактическая игра:

Правильно поставьте времена года под картинками: /слайд /

Весна

Лето

Осень

Занимательный материал:

Игра « Четвёртый лишний» /слайд /

Осенью день становится короче, погода уже не такая жаркая, как летом, природа как бы засыпает, все деревья одеты в золотой наряд. Многие птицы улетают в теплые края, некоторые животные засыпают.

Самостоятельная работа: / под музыку /слайд / /

Дети работают в тетрадях.

V Закрепление.

    Какие изменения происходят в неживой природе осенью?

    Назовите признаки осени?

VI Итог урока.

И в заключении хотелось бы закончить урок стихотворением А. С. Пушкина

/видео /

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Цели: познакомить с поведением насекомых осенью, обобщить знания детей о признаках осени, осенних месяцах.

– отработка умения отвечать на поставленный вопрос полным предложением;
– дать такое понятие как листопад;
– коррекция мышления и памяти;
– осуществлять эстетическое и нравственное развитие детей.

Ход урока

I. Организационный момент:

Дежурный докладывает о погоде.

Число, месяц.

II. Введение в тему:

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.

– Как вы уже догадались, речь на сегодняшнем уроке у нас пойдёт о…..? (Об осени.)
– Запишите в тетради тему урока.

Признаки осени.

Вот и наступила осень. Назовите мне 3 осенних месяца. (Презентация.) (Слайд)

(Сентябрь, октябрь, ноябрь) – Запишите в тетради:

III. Работа по теме урока:

Вот и кончилось веселое теплое лето, на смену ему приходит осень. Первый осенний месяц – сентябрь. (Слайд)

Зовут его “запевалой осени” и “златоцветом”. Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников. В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. (Слайд)

Такие дни называют “бабьим летом”. “Коли ясно, то и осень прекрасна” – говорит русская народная пословица.

Октябрь – середина осенней поры.(Слайд)

В старину этот месяц называли “листопадом”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою – к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.

Ноябрь – последний месяц осени. (Слайд)

Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна.

Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. (Слайд)

Недаром зовут ноябрь в народе “чернотропом”.

Внимательно посмотрите видеофрагмент и скажите основные признаки осени. (Слайд)

Показ видеофрагмента об осени под музыку (чтение стихотворения).

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

(Слайд)Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.)

Делаются выводы:

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низкий.

б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

Делается вывод: – записывается в тетради. (Слайд)

В неживой природе:

Как меняется осенью жизнь в живой природе?

(Что же относится к живой природе? – растения, птицы, насекомые, животные.)(Слайд)

Рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.

(Слайд) Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать, с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.

Не только в растительном мире наступают изменения с приходом осени. Если вы обратите внимание на насекомых, то обязательно заметите, что с наступлением осенних холодов они исчезают.

(Слайд) Пчелы, к примеру, плотнее закрывают воском леток, оставляя лишь небольшие отверстия.

Наблюдая за насекомыми, можно узнать, какая будет зима.

(Слайд) Муравьи, например, перед наступлением суровой зимы строят большой муравейник.

(Слайд) А если вы увидите комаров осенью, то предстоит теплая зима. Отгадайте загадку.

Нитей много, а в клубок их не смотать. (Паутина) а кто “вырабатывает” паутину?

(Слайд) Можно ли осенью встретить паутину, которая летает? (Да, на протяжении бабьего лета.)

На осень из яиц некоторых видов пауков выводятся молодые паучки. Они, как и взрослые пауки, способны выделять паутинку. Выпущенную паутинку подхватывает ветер и несет ее. Странствие паучков – красивый способ расселения.

Прибыв на новое местожительство, паучки прячутся под листву, в сухую траву, в щели коры и там будут спать до весны. Весной проснутся и больше летать никогда не будут – вырастут и станут тяжелыми.

(Слайд) Слышна ли осенью музыка сверчков? (Нет, не слышна.)

Осенью замирает жизнь насекомых. Совсем мало мы можем увидеть насекомых, которые летают в воздухе. Но под листвой мы можем найти замерших жучков.

Еще летают шмели. (Слайд) Шмели – наши друзья. Лишь они, имея длинный хоботок, могут опылять цветы красного клевера. (Показ на рисунке.)

Гнездо шмеля размещается в земле. Осенью вся шмелиная семья вымирает. Живыми остаются лишь молодые шмели, которые, перезимовав, весной создают новое гнездо. Поэтому зимующих шмелей нужно беречь.

(Слайд)Мухи, их часто можно видеть между оконными рамами. Зимуют божьи коровки под камнями, низкими кустарниками, в опавших листьях на опушках леса. На зиму жучки собираются в большие скопления.

В стадии личинки зимуют стрекозы и комары.

Прячутся на зиму насекомые.

Становится холоднее. Птицам ничего есть, и они постепенно покидают нас. Раньше всего улетают насекомоядные птицы, позднее – зерноядные и водоплавающие. Это улетают перелётные птицы (Слайд) – назовите их

Вы знаете, что не все птицы улетают, не которые остаются зимовать – как они называются – з и м у ю щ и е (Слайд) – назовите их.

V Физкультминутка:

Готовятся к холодной зиме кроты и мыши. (Слайд) С осени они делают запасы. Мышка полевка роет под хлебными колосьями себе норку, к которой ведут пять, а то и шесть дорожек, и каждая дорожка – в свой вход. Под землей, как в большой квартире, у мышки есть спальня и несколько кладовых. Зимой полевка будет спать лишь в самые сильные морозы.

(Слайд) Белка тоже готовится к зиме, но по-своему. Под кладовую она отводит дупло в дереве и складывает в него лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собирает грибы и ягоды. Их она насаживает на обломанные сучки и сушит.

(Слайд) Заяц поздней осенью, перед самой зимой, меняет шубу – серую снимает, а белую теплую надевает. В народе говорят, что если заяц шубу переодел, значит, и зима скоро наступит. В теплые шубки наряжаются не только зайцы. Меняют их и волки, и лисы, и белочки.

(Слайд) Поздней осенью медведи и ежи ищут место для зимней спячки.

В живой природе

(Слайд) – Запишите в тетради:

  • листопад
  • прячутся насекомые
  • улетают птицы
  • готовят запасы животные
  • животные впадают в спячку

IV. Дополнительный материал:

Дидактическая игра:

Правильно поставьте времена года под картинками: (Слайд)

Зима Весна
Лето Осень

Занимательный материал:

Игра “ Четвёртый лишний”. (Слайд)

Осенью день становится короче, погода уже не такая жаркая, как летом, природа как бы засыпает, все деревья одеты в золотой наряд. Многие птицы улетают в теплые края, некоторые животные засыпают.

Самостоятельная работа: (под музыку. (Слайд) )

Дети работают в тетрадях.

V. Закрепление.

  • Признаки неживой природы?
  • Признаки неживой природы?

VI. Итог урока.

И в заключении хотелось бы закончить урок стихотворением А. С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!