Это жизнь - портал для женщин

Построение геометрических тел. Форма простых геометрических тел


Натюрморт с геометрическими фигурами- как рисовать геометрические фигуры в отдельности мы знаем из этой страницы, также научились применять глазомер и навыки перспективы для построения объемов фигур. Хорошо. А теперь мы возьмем с вами две- три фигуры, расположим ее на предметной плоскости и сделаем рисунок. Скорее всего, когда вы делали макеты геометрических фигур , у вас они получились разных размеров, разные. Для натюрморта с геометрическими предметами нам нужны будут фигуры желательно разные по размеру, так, что- бы в композиции они не имели одинаковых объемов, массы. Так интереснее и гармоничнее.

Я беру шар, конус и куб. Конус- немного одинаков по размеру с шаром, но он устремлен вверх, и если шар- статичная фигура, то конус- динамичная, именно он у меня задает формат- натюрморт в листе будет размещаться вертикально. Ну и третьим я возьму куб. Он будет меньше двух остальных фигур, что даст разнообразие в "ассортименте".

Посмотрите на фото справа. Вот мой натюрморт . Предметная плоскость и фигуры у меня белые, а к этому, сознательно будем считать, что и стена будет тоже белой. Это сделаем для того, что- бы нам не мешали дополнительные тона в рисунке. Сейчас мы будем не срисовывать, а в первую очередь анализировать и передавать в листе то, что уже знаем. А знать к этому моменту мы уже должны- основные законы рисунка . И зная основные правила и законы в рисунке можно уже после стадии построения не прибегать часто к помощи натуры, так как она может давать вам очень много поводов для того, что- бы отвлечь ваше внимание от основного- мы закрепляем знания.

Также на этом фрагменте рисунка можно увидеть, как будут вести себя тени. Самая активная- падающая тень от куба. Все тени, которые будут удаляться в пространство, будут терять свою активность, НО! все равно будут оставаться тенями. Не забывайте об этом. Теперь давайте посмотрим на всю работу:

Вот такой натюрморт у вас может получиться.

Давайте еще немного проанализируем. Видите, с какой стороны расположено освещение? Не сложно определить по кубу. Его боковая грань освещена наиболее всего. Значит и источник света расположен больше сбоку, чем сверху. Вот потому и предметная плоскость уже изначально будет иметь тональность темнее, чем стена на заднем плане. Единственный участок самый светлый на предметной плоскости- ближе всего к нам, перед кубом. Там даже есть рефлекс от белой освещенной плоскости куба. Но все равно тональность будет сильнее, чем на этой грани куба. И общий тон предметной плоскости будет темнее тона стены. Вот примерно так можно "играть" штрихом и тоном, создавая пространство в листе.

Кстати, рефлексы имеются и на теневой стороне куба, и на шаре- они рефлексируют от предметной плоскости. Видите? Но это только добавляет живости и реалестичности в рисунке, и по прежнему тень остается тенью- рефлекс не должен иметь тональность, равную тональности освещенной поверхности. Когда вы долго смотрите на этот участок на натуре, то вам зачастую может так и показаться, но на самом деле просто нужно дать вашим глазам отдохнуть, а после посмотреть на всю картину целиком, рассеив взгляд и проанализировав все в общем.

Теперь самый близкий к нам участок- излом предметной плоскости, света она получает достаточно для того, что- бы ее не делать самой темной, но возможно, нам нужно было- бы выделить участок под ней (под столом) как самый темный. Но этого делать мы не будем, так как главное действие у нас происходит не под столом. Я считаю, что достаточно того, как активно показан излом предметной плоскости и насколько много отведено в листе места тени, располагающейся под ней. Важное значение этому участку мы передали и здесь этого достаточно. А также заметьте, как ложится штрих в этом месте: также, подчиняясь общему строю, штрих пожжерживает уже созданное настроение композиции горизонтальным направлением линий. И хоть планшет у нас повернут вертикально, фигуры располагаются тоже поддерживая вертикаль, но такой характер штриха нашу вертикальность никак не портит, наоборот, балансирует и придает порядка и статичности. Все сбалансировано, гармонично и прекрасно уживается между собой.

Вот примерно так мы и выстраиваем пространство в листе. Работайте, у вас все получится. Хороший красивый натюрморт с геометрическими фигурами стоит того, что- бы над его созданием немножко потрудиться. Вот так постепенно мы узнаем- как научиться рисовать , что- бы нарисовать потом все что угодно.

Первый этап. Определение размера шара, точки опоры и плоскости, на которой он находится.


Второй этап. Уточнение диаметра окружности шара, определение границ света, полутонов и собственной тени, рефлекса и падающей тени.


Третий этап. Передача объема штрихами, накладываемыми по форме шара. Необходимо обратить внимание на плавность тональных переходов на сферической поверхности.


166. Превращение окружности в шар


Посмотрите, как просто окружность можно превратить в шар, используя различные приемы штриховки или всего лишь утолщив контур с одной стороны.

Слова не имеют такой силы, как несколько часов практики в рисовании указанных предметов. Вы можете попытаться изобразить некоторые простые вещи и геометрические тела.

Выбирая предметы, возьмите яйцо или однотонный мячик в качестве сфероподобных моделей, коробка из картона может быть кубом. Пирамиды, конусы и призмы также легко изготовить из картона. Но не ограничивайтесь только белыми моделями, попробуйте изобразить светлые и темные, матовые и блестящие предметы.

Свет, тень и полутень играют существенную роль на форме предмета. Художник, рисуя живую модель или натюрморт, часто экспериментирует с источниками освещения.

Пользуйтесь ими сознательно, чтобы наилучшим образом передать особенности формы и фактуры объектов, попытайтесь осветить их с разных сторон.




167. Бумажная лента


Контраст светлого на темном или темного на светлом фоне тем больше, чем ближе источник света. Предметы, полностью освещенные со всех сторон, выглядят плоскими.

Посмотрите, как по-разному воспринимается форма в зависимости от изменения направления источника света.




168. Натюрморт при разном освещении


Рассмотрите рисунки 169 а, б. Ровная штриховка одного тона не передает объемную форму предметов. Наложение штрихов по форме объектов с учетом света и тени превращает плоские силуэты в объемные вещи.




169. Натюрморт: а – плоскостное тональное решение, б – объемное тональное решение

Любое геометрическое тело состоит из оболочки, т. е. внешней поверхности, и какого-либо материала, его наполняющего (рис. 42). Каждое геометрическое тело имеет свою форму, кото­рая различается по составу, структуре и размерам.

Состав формы геометрического тела - перечень отсеков по­верхностей, составляющих его (табл. 4). Так, форма прямоуголь­ного параллелепипеда состоит из шести отсеков, поверхностей (граней): две из них являются основаниями параллелепипеда, а остальные четыре отсека образуют замкнутую выпуклую лома­ную поверхность, называемую боковой поверхностью.

Рис 42. Геометрическое тело: 1 - оболочка; 2 - отсеки поверхностей, образующих оболочку тела

Структура формы геометрического тела - характеристика формы, которая показывает взаимосвязь и расположение отсеков поверхностей относительно друг друга (см. рис. 44).

Эти характеристики взаимосвязаны и в наибольшей степени определяют форму геометрического тела и любого другого объ­екта.

По форме простые геометрические тела делятся на много­гранники и тела вращения.

Плоскость является частным случаем поверхности.

Многогранники - геометрические тела, оболочка которых об­разована отсеками плоскостей (рис. 43, а).

Грани - отсеки плоскостей, которые составляют поверхность (оболочку) многогранника; ребра - отрезки прямых, по которым пересекаются грани; вершины - концы ребер.

Тела вращения - геометрические тела (рис. 43, б), оболочка которых представляет собой поверхность вращения (например, шар) либо состоит из отсека поверхности вращения и одного (двух) отсека плоскостей (например, конус, цилиндр и т. п.).


Рис. 43. Многогранники (а) и тела вращения (б): 1 - оболочка геометрического тела;
2 - отсеки плоскостей; 3 - отсеки поверхностей вращения

4. Состав простых геометрических тел







Структура формы влияет на внешний облик геометрического тела. Рассмотрим это на примере прямого и наклонного цилинд­ров (рис. 44), отсеки оснований которых по-разному расположены относительно друг друга.


Рис. 44. Структурные различия в форме цилиндров


Рис. 45. Изменения формы цилиндров




Рис. 46. Четырехугольные пирамиды различной формы

Сравнивая изображения цилиндров на рисунке 45, можно сделать вывод, что изменение положения одного из оснований приводит к изменению формы геометрического тела.

Изменение высоты, ширины, длины, диаметра основания, угла наклона осевой, положение оснований относительно друг друга су­щественно влияет на форму геометрических тел. Например, рас­смотрите четырехугольные пирамиды различной формы (рис. 46).


Рис. 47. Геометрические тела



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!