Это жизнь - портал для женщин

Исследовательская работа «Как здоровье, лес? Проектно-исследовательская работа "Как сохранить леса?" Исследовательская работа по теме лес.

МБОУ «Вышинская СОШ»
Исследовательская работа
на тему:
«Лес ­ наше богатство!»
Выполнила: Чигирь Вика,
ученица 5 класса
Руководитель: Лазарева Н.Е.,
учитель географии
1

2015­2016
Оглавление
1.Введение…………………………………………………………………….3
1.1. Общий взгляд на проблему охраны лесов...............................................3­5
1.2. Роль и значение леса для всего живого на Земле ………………………..4
2. Исследование в моём селе………………………………………………….5­9
2.1. Деятельность Вышинского территориального лесничества в деле охраны
леса………………………………………………….…………………………….4
2.2. Охраняемые природные территории……………………………………….
2.3. Проблема пожаров…….………………………………....………………….5
3. Результаты и выводы …………………………………………………7­9
4. Заключение …………………………………………………………………….…9
5. Использованные источники ………………………………………………….9­10
2

Леса занимают большую часть территории Зубово­Полянского района.
Моё родное село Выша лес окружает со всех сторон. И меня, как и любого
неравнодушного человека, волнует экологическое состояние леса на
территории моего поселения, т.к. мне не безразлична судьба моей малой
Родины.
Цель работы:
Выяснить роль и значение леса для всего живого на Земле, показать
уязвимость и беззащитность природной зоны лесов; выяснить, какие меры
принимаются работниками местного лесного хозяйства для охраны леса, с тем,
чтобы спрогнозировать его судьбу в дальнейшем.
Задачи:
1) Изучить научную литературу по вопросу роли и значения лесов.
2) Проследить статистику лесных пожаров в пределах Вышинского
лесничества и их масштабы.
3) Показать необходимость участия каждого жителя поселка в деле
охраны лесных массивов.
Актуальность работы:
Данная работа имеет познавательное и хозяйственное значение, так как
сделанные выводы позволяют задуматься о необходимости принятия мер по
охране леса на территории села и его восстановлении.
Методы исследования:
­Научный (изучение необходимой литературы, анализ статей);
­Социологический (опрос специалистов);
­Картографическое исследование (изучение географического положения
лесов Вышинского лесничества на территории Республики Мордовия);
­Составление схемы «Значение леса».
3

Сроки исследования:
­Исследование проводилось с декабря 2015 года по март 2016 года.
Результаты исследования
Было выявлено, что лес – богатство, которым природа одарила наше село.
Но даже сотни тысяч гектаров могут со временем оскудеть и обеднеть, если
пользоваться им неумело и нерационально.
1. Введение
1.1. Общий взгляд на проблему охраны лесов
Охрана леса ­ это насущная проблема современности, к которой никто не
должен оставаться равнодушным. Ведь будущая жизнь людей в полной мере
зависит от того, удастся ли нам защитить лес, а также многие виды растений и
животных от исчезновения.
Как защитить лес? Зачем нужно охранять биологическое разнообразие?
Лес, как известно, ­ это легкие планеты Земля. Без растущих зеленых
растений человечество будет обречено на скоропостижную гибель. Людям
просто не хватит кислорода, столь необходимого им для дыхания. Также лес
является кормильцем и врачом для человека. Здесь можно найти съедобные
грибы, ягоды, орехи и разнообразные травы, обладающие целебными
свойствами.
Кроме того, в лесу на законных основаниях обитают различные виды
диких животных, птиц, рыб. Лесные прогулки полезны для здоровья людей,
находиться на лоне природы ­ истинное удовольствие для глаз и для души.
Одним словом, лесные ресурсы являются национальным достоянием каждой
страны, поэтому следует уделять особое внимание их защите.
1.2. Роль и значение лесов.
4

1. Лес позволяет улучшить гидрорежим всех крупных и мелких
водоемов, чьи бассейны расположены на территории массивов. Защита почвы
от разрушения осуществляется как за счет видов, произрастающих в
естественных условиях, так и благодаря специальным посадкам, которые с
недавних пор все чаще используются людьми. Леса помогают сохранить
минеральный состав почвы. Стоковые воды, проходя через слои грунта,
освобождаются от вредных твердых примесей.
2. Лес – главная кладовая растительного вещества на планете. Именно
поэтому в сообществе имеется большое видовое разнообразие травоядных,
хищных и всеядных животных, которые образуют пищевые цепочки. Благодаря
этим связям в природе сохраняется равновесие. Многие лесные обитатели
являются опылителями растений, участвуют в распространении семян, помогая
представителям флоры размножаться и выживать. Звери и птицы имеют
промысловое значение в хозяйственной деятельности людей. Человек добывает
здесь ценный мех, мясо. Сегодня охота на животных регулируется законом, что
способствует восстановлению и сохранению некоторых видов.
3. Рассматривая роль леса в природе и жизни людей, нельзя обойти
вниманием потребность человека в древесине. Она всегда была велика, не стала
меньше и сегодня. Более того, в современной хозяйственной деятельности она
приобретает глобальный характер. Прогнозы, касающиеся сокращения
использования древесного сырья, не оправдываются ни в России, ни на
мировом рынке. Наметившаяся тенденция может привести к тому, что
древесина станет дефицитным сырьем, а это окажет влияние на производство
многих товаров потребления, необходимых для человека.
4. Роль леса в природе и жизни людей очень важна в период
стремительного роста городов. Терапевтическое воздействие зеленых
насаждений на организм человека доказано медиками. Именно по этой причине
дома отдыха, санатории, реабилитационные центры чаще всего располагают в
5

лесной зоне. Люди, прогуливаясь по рощам, паркам, скверам, получают
огромное эстетическое наслаждение, что приводит к улучшению общего
самочувствия.
2. Исследование в моём селе
2.1. Деятельность Вышинского территориального лесничества в деле
охраны лесов
В нашем селе вопросами охраны леса занимается ГКУ «Вышинское
территориальное лесничество». Свое исследование я провела при помощи
опроса специалистов данного учреждения. Мне были предоставлены все
необходимые статистические и картографические данные.
Мною было выяснено, что Вышинское территориальное лесничество
расположено в юго­западной части Республики Мордовия, на территории
Зубово­Полянского муниципального района. Лесничество на западе граничит с
Рязанской областью, на юге с Пензенской областью. Северная граница
проходит смежно с Зубово­Полянским территориальным лесничеством.
В приложении 1 показано местоположение Вышинского
территориального лесничества на территории Республики Мордовия.
Вышинское территориальное лесничество организовано приказом
Рослесхоза от 27.06.2007 № 295. Общая площадь Вышинского лесничества
составляет 55791 га, в него входят 3 участковых лесничества. Структура
Вышинского территориального лесничества, площади участковых лесничеств,
приведены в таблице 1.
Структура Вышинского территориального лесничества
№№
п.п.
Наименование
участковых
Административный
район
Общая
площадь,
Таблица 1
6

лесничеств
2
(муниципальное
образование)
3
Известковское
Зубово­Полянский
Вышинское
Зубово­Полянский
Ширингушское
Зубово­Полянский
1
1.
2.
3.
Всего по лесничеству
Зубово­Полянский
Всего:
га
4
22405
17384
16002
55791
55791
Лесные земли занимают 95,8 % от общей площади земель лесного фонда;
земли, покрытые лесной растительностью – 93,7 %, что свидетельствует о высоком
уровне использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на его площади.
Нелесные земли занимают 4,2 % общей площади лесничества. Преимущественно
они представлены болотами (1,6 %), дорогами и просеками (1,0 %).
ГКУ «Вышинское территориальное лесничество» активно занимается
лесовосстановлением,
которое осуществляется в целях восстановления
вырубленных, погибших, поврежденных лесов. Лесовосстановление должно
обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического
разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов. Лесовосстановление
проводится на вырубках, гарях, рединах, прогалинах, и других пригодных для
лесовосстановления землях.
Искусственное восстановление лесов осуществляется путем создания
лесных культур: посадки сеянцев, саженцев, черенков или посева семян лесных
растений. И в этом большую помощь оказывает школьное лесничество. Члены
школьного лесничества занимаются выращиванием саженцев, принимают участие в
их посадке, уходе; проводят экологические акции, трудовые десанты.
2.2. Охраняемые природные территории.

Изучая «Лесохозяйственный регламент Вышинского территориального

лесничества», я с удивлением узнала, что на территории Лесничества имеются
особо охраняемые природные территории (ООПТ) – памятники природы, к
которым относятся:
 «Дерево сосны черной». Памятник природы создан для сохранения
одиночного экземпляра редкого древесного североамериканского вида
сосны черной (возраст 80­100 лет). Находится он в границах квартала 7 на
кордоне Зеленый Известковского участкового лесничества.
 «Искусственный лес из лиственницы посадки 1917 года». Данный
памятник природы создан с целью сохранения самых старых насаждений
лиственницы на территории республики. Расположена охраняемая зона в
границах квартала 18 выдела 2 Известковского участкового лесничества и
занимает площадь 0,4 га.
 «Сосновая роща» ­ участок соснового леса, имеющий рекреационное
значение, занимает площадь 1,6 га. Расположена в границах квартала 59
выдела 26 Ширингушского участкового лесничества.
 «Торфяное болото Большое». Данный памятник природы создан с целью
сохранения редкой в Республике Мордовия экосистемы болота низинного
типа с присутствием таежной флоры и фауны. Занимает территорию
площадью 82,0 га и расположено в границах квартала 106 выделов 13, 32,
48, квартала 107 выделов 1­17 Вышинского участкового лесничества.
2.3. Проблема пожаров.

Большой урон лесному хозяйству приносят пожары, которые нередко
уничтожают лесных площадей больше, чем их восстанавливают.
8

Причины лесных пожаров разнообразны. Возгорания по­прежнему

происходят вблизи населенных пунктов, и основными их виновниками являются
местные жители. Неконтролируемые сельскохозяйственные палы, начало сбора
дикорастущих растений, вырубка лесов – все это способствует возгоранию.
Нельзя забывать и главную экономическую причину – низкий жизненный уровень
людей, когда грибы и ягоды являются важным источником их дохода.
Мне были предоставлены данные о лесных пожарах на территории
Вышинского лесничества с 2010 года. В этом 2010­ом пожароопасном году было
зафиксировано 15 возгораний и уничтожено леса 3500 га. В 2011, 2012, 2013
годах возгораний не зафиксировано. В 2014 году – зафиксировано 1 возгорание,
уничтожено 0,5 га леса.
3. Результаты и выводы
Чтобы подвести итог сказанному, обязательно нужно упомянуть несколько
важных факторов:
1. Компоненты, образующие экосистему, тесно взаимосвязаны.
2. Леса влияют на климат Земли.
3.
Древесное сырье активно используется человеком в хозяйственной
деятельности.
4. Насаждения оказывают оздоровительное воздействие на человеческий
организм.
Как результат, мною составлена схема "Значение леса в природе и жизни
людей",

Кавардина Илона

МКОУ Каменская средняя общеобразовательная школа

Исследовательская работа по теме:

ученица 3 класса

Научный руководитель :

Усенко М. Е.,

учитель начальных классов

п. Каменский

Введение……………………………………………………………………….

Глава 1………………………………………………………………………….

1.1.Характеристика территории…………………………………………..

1.2. Характеристика лесного массива…………………………………….

Глава 2 Причины уменьшения площади лесов……………………………...

2.1. Насекомые-вредители…………………………………………………

2.2. Пожары………………………………………………………………...

2.2.1 Вред от пожаров………………………………………………….

2.3. Лесозаготовки…………………………………………………………

2.4. Незаконные вырубки………………………………………………….

2.5. Защита леса…………………………………………………………….

Глава 3 Сохраню жизнь ёлочке………………………………………………

3.1. Анкетирование учащихся…………………………………………….

3.2. Выращивание ёлочки………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………….

Библиография………………………………………………………………….

Приложение

Введение

Я славлю чудо из чудес –

Родимый лес! Зелёный лес!

Валентин Лукша

Лес – удивительное творение природы. Лес – величайший источник здоровья. Это место обитания животных и промысла. В лесу человек заготавливает древесину и, перерабатывая её, использует в промышленности. Лес в наши дни испытывает сильное влияние со стороны человека.

Я решила узнать, как реагирует лес на вмешательство в его жизнь и понять, что нужно сделать, чтобы лес меньше страдал.

Цель работы: Узнать, какие факторы наносят вред лесному хозяйству. Выяснить, какой ущерб составляют лесные пожары, заболевания пород деревьев, незаконные вырубки.

1. Дать характеристику Каменским лесам

2. Описать древесные породы, растущих на нашей территории

3. Проанализировать, что является причиной сокращения лесных массивов.

4. Проанализировать ущерб, который наносят пожары и незаконная вырубка леса.

В данной работе была выдвинута гипотеза: наибольший ущерб Каменским лесам приносят пожары, вредители, незаконные вырубки.

Практическая значимость . Данные моей исследовательской работы можно использовать на уроках окружающего мира.

Глава 1

1.1. Характеристика территории

Я побывала в лесах на территории нашей местности.

Каменские леса занимают площадь 94 239 гектар.

1.2. Характеристика лесного массива

Основными древесными породами Каменских лесов являются: хвойные породы - сосна, ель; лиственные - берёза, осина

Сосна - светолюбивое, вечнозеленое, дерево с буро - коричневой корой и округлой кроной. Ветви густо покрыты зелеными, острыми, длинными иглами. Дерево первой величины, достигающее высоты 35-40 м. Продолжительность жизни дерева 150-200 (иногда 400) лет. Древесина сосны отличается высокой прочностью и применяется в строительстве, в мебельной промышленности, судостроении.

Ель - хвойное вечнозеленое дерево семейства сосновых. Имеет пирамидальную форму. Насчитывает около 45 видов. Это медленнорастущее и теневыносливое дерево. Древесина мягкая, используется в строительстве, широко применяется в целлюлозно-бумажной промышленности.

Берёза - дерево до 20-30 м высотой, с густыми развитыми ветвями и листьями. Это светолюбивое, быстрорастущее дерево. Ветви у старых деревьев поникшие ("плакучая" береза). Молодые листья клейкие, душистые. Цветет в конце апреля - начале мая. В лечебных целях используют почки, листья, кору и березовый сок. Древесина у берёзы твёрдая и гибкая. Поэтому широко применяется в мебельном производстве.

Осина - это дерево до 35 м высотой, ближайший родственник тополей. В переводе на русский язык с латинского означает "тополь дрожащий". Осина и в самом деле имеет дрожащие листья. Небольшое дуновение ветерка - и вся листва на дереве приходит в движение. Это светолюбивое и быстрорастущее дерево, не боится морозов. Живёт 80-90 лет. Древесина осины лёгкая, мягкая, но не прочная. Используется в спичечном производстве и находит применение в изготовлении тары.

Вывод: Каменские леса являются смешанными.

Глава 2 Причины уменьшения площади лесов

Была выдвинута гипотеза: Наибольший ущерб Каменским лесам приносят пожары, вредители, незаконные вырубки.

2.1. Насекомые-вредители

Короед. Почти вся жизнь короедов проходит внутри дерева. Сделав в коре входное отверстие, жук протачивает через кору входной канал, доходящий до самых сочных и жизненных тканей дерева, где и кладет свои яйца. Одним из самых верных признаков заражения дерева короедами является наличие буровой муки на поверхности коры.

Берёзовый пилильщик - широко распространенный вредитель березовых лесов. Личинки и взрослые насекомые обгрызают листья. Жизненный цикл - 1 год. Взрослые насекомые летают в начале лета. Личинки встречаются в кронах берез с июля по август-сентябрь. Ближе к осени окукливаются в почве в твердом коконе, где и зимуют.

Сосновый шелкопряд - очень опасный вредитель сосновых лесов, потому что самые благоприятные условия находит во взрослых деревьях. Самки откладывают крупные яйца на сосновые веточки, на хвою и на кору сосен. Гусеницы выходят через 2-3 недели в июле. Они сразу же начинают поедать свежую хвою, сначала только края, потом целые хвоинки до основания.

Тутовый шелкопряд - самый опасный вредитель березы он зимует в стадии яйца, в одной кладке насчитывается 500-650 яиц. В конце апреля из перезимовавших яиц выходят гусиницы, они очень прожорливы и быстро растут.

Вывод: На территории Каменских лесов на ведется контроль за санитарным состоянием леса, в 2011 году тутовый шелкопряд съел весь березовый лес.

2.2. Пожары

Существует два основных фактора возникновения пожаров в лесу. Это природный фактор , когда пожар может возникнуть во время грозы от вспышки молнии. И человеческий – чаще всего возникает от неосторожного обращения с огнём и несоблюдения правил пожарной безопасности в лесу. Это непогашенный костёр, брошенная спичка или окурок, весенний поджёг сухой травы. Частота пожаров зависит от погоды: сухого и жаркого лета, а так же от захламлённости лесов сухостоем и плохой очистки вырубки.

Вред от пожаров

Лесные пожары наносят большой вред. Гибнут звери и птицы, сгорает заготовительная древесина, подрост и лесная подстилка, снижается количество грибов и ягод, заболачивается площадь гари, в горелых местах распространяются вредители, уничтожаются запасы травы, сена, торфа, мелеют реки, происходит смена пород деревьев.

Я ознакомилась со статистикой пожаров за последние три года и узнала, какой ущерб они нанесли лесам.

Статистика пожаров по Каменским лесам

Вывод: Пожары наносят огромный ущерб лесу. Яркий пример этому – 2012 год, когда произошло 12 возгораний на площади 125 гектар. Главной причиной стольких пожаров было жаркое и сухое лето.

2.3. Лесозаготовки

На территории нашего Каменского поселения работает пилорама.2

Побывав на пилораме, мне показали что пилят из привезенной сосны и березы. Занимается производством досок разного размера заготовкой дров. Отходы от производства сжигаются.

Еще я узнала, что заготовкой леса на дрова для населения вырубку леса ведут на строго отведённых им местах. После вырубки наводят порядок: проводят чистку лесной территории. Весной засаживают саженцами сосны. Саженцы сосен закупают в питомниках нашей области.

2.4. Незаконные вырубки.

Информацию о незаконных вырубках леса я получила в Увельском лесхозе.

Вывод: каждый год происходят незаконные вырубки леса, которые несут большой ущерб. Именно такие вырубки совершаются в тех лесах, где это делать нельзя. Например, в местах для отдыха, вдоль рек и прудов.

Поэтому выдвинутая гипотеза подтвердилась: наибольший ущерб лесному хозяйству наносят пожары и незаконные вырубки леса.

Глава 3. Сохраню жизнь ёлочке.

3.1. Анкетирование учащихся

Перед новогодними праздниками мне захотелось узнать, сколько семей наших ребят приносят домой живые ёлочки из леса. Среди учащихся начальной школы было проведено анкетирование.

Вывод: Из 60 опрошенных ребят живую ёлочку на Новый год ставят 48 семей. Это значит, что перед праздником вырубается в лесу ещё 48 ёлочек. Больше нравится живая ёлочка. Это написали 56 участников, потому что она пахнет лесом, но в школе 4 ученика хотели бы видеть искусственную ёлочку, потому что она может долго стоять и не осыпаться.

3.2. Выращивание ёлочки

С лета я запасаю много шишек. Достаю из неё семена и замачиваю их в воде со льдом на два дня, затем я насыпаю землю в горшочек и сажу туда семечко всего на 5 мм глубиной. После этого я накрываю горшочек пленкой. Теперь горшочек будет находиться в покое до наступления весны. В апреле я буду ждать, когда взойдёт семечко. Если мой эксперимент получится, то я высажу ёлочку и буду за ней ухаживать.

Заключение

В своей работе я выяснила, какой ущерб на территории Каменских лесов наносят лесные пожары и незаконная вырубка леса.

Для того чтобы уменьшить ущерб, наносимый Увельскому лесхозу, от пожаров и незаконных вырубок леса нужно проводить предупредительные мероприятия:

· противопожарная пропаганда;

· очистка лесосек и борьба с захламлённостью леса;

· устройство противопожарных защитных полос и канав.

На своих примерах я убедилась, что любой человек может внести посильный вклад в сохранение леса.

Тысячелетия шумит лес над необъятными просторами России. В его чащах бродят самые разные звери, на его ветвях поют птицы.

Лес покоряет человека своим могуществом, удивительно чистым воздухом. В лесу отдыхают взрослые и дети. В нём непрерывно стучат сложные машины. В лес пришёл человек, чтобы взять его дары.

Лес требует много заботы и внимания со стороны человека. Он нуждается в бережном отношении к себе. Лес – наш друг, будем охранять и беречь его!

Библиографический список

1. Петров В.В. Лес и его жизнь. - М.: «Просвещение», 1986

2. Суворова Г.Т. Лес и жизнь человека. - М.: «Просвещение», 1968

3. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. / под общ. ред. А. Ликум, М.: «Слово», 1994

4. Что такое? Кто такой? Обучающая энциклопедия для младших школьников. / сост. Ухарцева А.В., М.: «Астрель», 2008

5. Я познаю мир. Детская энциклопедия, - М.: «АСТ», «Астрель», 2003

Скачать:

Предварительный просмотр:

Когда идёшь усталый, запылённый,

Дорогой длинной в полудённый зной,-

Сверни смелее в тихий лес зелёный,

И он усталость снимет, как рукой.

Я славлю чудо из чудес –

Родимый лес! Зелёный лес!

Валентин Лукша

Лес – удивительное творение природы. Лес – величайший источник здоровья. Это место обитания животных и промысла. В лесу человек заготавливает древесину и, перерабатывая её, использует в промышленности. Лес в наши дни испытывает сильное влияние со стороны человека.

Я решила узнать, как реагирует лес на вмешательство в его жизнь и понять, что нужно сделать, чтобы лес меньше страдал.

Цель работы : Узнать, какие факторы наносят вред лесному хозяйству. Выяснить, какой ущерб составляют лесные пожары, заболевания пород деревьев, вырубки леса.

Для достижения этой цели мне необходимо:

  1. Дать характеристику Каменским лесам
  2. Описать древесные породы, растущих на нашей территории
  3. Проанализировать, что является причиной сокращения лесов
  4. Проанализировать ущерб, который наносят пожары, насекомые вредители и вырубка леса.

В данной работе была выдвинута гипотеза : наибольший ущерб Каменским лесам приносят пожары, насекомые -вредители, вырубки леса.

Каменские леса занимает площадь 94 239 гектар.

Основными древесными породами Каменских лесов являются: хвойные породы - сосна, ель; из лиственных - берёза, осина

Вывод: Каменские леса являются смешанными.

Была выдвинута гипотеза: Наибольший ущерб Каменским лесам приносят пожары, насекомые вредители, вырубка леса..

1. Насекомые-вредители

Короед.

Берёзовый пилильщик

Тутовый шелкопряд

На территории Каменских лесов на ведется контроль за санитарным состоянием леса, в 2011 году тутовый шелкопряд съел весь березовый лес.

Следовательно, насекомые – вредители наносят ущерб Каменским лесам.

2. Пожары

Существует два основных фактора возникновения пожаров в лесу. Это природный фактор, когда пожар может возникнуть во время грозы от вспышки молнии. И человеческий – чаще всего возникает от неосторожного обращения с огнём и несоблюдения правил пожарной безопасности в лесу.

Лесные пожары наносят большой вред. Гибнут звери и птицы, сгорает заготовительная древесина, подрост и лесная подстилка, снижается количество грибов и ягод, заболачивается площадь гари, в горелых местах распространяются вредители, уничтожаются запасы травы, сена, торфа, мелеют реки, происходит смена пород деревьев.

Следовательно, Пожары наносят огромный ущерб лесу.. Яркий пример этому – 2012 год, когда произошло 12 возгораний на площади 125 гектар. Главной причиной стольких пожаров было жаркое и сухое лето.

3. Вырубка леса

На территории нашего Каменского поселения работает пилорама. Побывав на пилораме, мне показали что пилят из привезенной сосны и березы. Занимаются производством досок разного размера, заготовкой дров. Отходы от производства сжигаются.

Еще я узнала, что заготовку леса для населения, вырубку леса ведут на строго отведённых им местах. После вырубки наводят порядок: проводят чистку лесной территории. Весной засаживают саженцами сосны. Саженцы сосен закупают в питомниках нашей области.

4. Незаконные вырубки.

К сожалению, каждый год происходят незаконные вырубки леса, которые несут большой ущерб. Именно такие вырубки совершаются в тех лесах, где это делать нельзя. Например, в местах для отдыха, вдоль рек и прудов.

Поэтому выдвинутая гипотеза подтвердилась: наибольший ущерб лесному хозяйству наносят незаконные вырубки леса.

В 2012 году был 21 случай незаконных вырубок леса.

Защиту леса проводит лесхоз.

- ведётся надзор за основными вредителями леса

Выращиваются сеянцы в питомниках для дальнейшей высадки в лесные зоны

Проводится контроль за санитарным состоянием леса: обследование горелых мест, уборка поваленных деревьев, выборочная вырубка деревьев на дрова и строительство для населения

Контроль за лесозаготовками

Перед новогодними праздниками мне захотелось узнать, сколько семей наших ребят приносят домой живые ёлочки из леса. Среди учащихся начальной школы я провела исследование.

Вывод: Из 60 опрошенных ребят живую ёлочку на Новый год ставят 48 семей. Это значит, что перед праздником вырубается в лесу ещё 48 ёлочек.

Больше нравится живая ёлочка. Это написали 55 человек, потому что она пахнет лесом, но в школе 4 ученика хотели бы видеть искусственную ёлочку, потому что она может долго стоять и не осыпаться.

Чтобы возместить ущерб лесу,

с лета я запасла много шишек. Достала из неё семена и замачила их в воде со льдом на два дня. Затем я насыпала землю в горшочек и посадила туда семечко всего на 5 мм глубиной. После этого я вынесла горшочек на улицу и прикапала. Так горшочек находился в покое до наступления весны. В апреле я перенесла горшочек домой и жду, когда взойдёт семечко. Если мой эксперимент получится, то я высажу ёлочку на пришкольный участок и буду за ней ухаживать.

Заключение

В своей работе я выяснила, какой ущерб на территории Каменских лесов наносят лесные пожары, насекомые -вредители и незаконная вырубка леса.

Для того чтобы уменьшить ущерб, наносимый Увельскому лесхозу, от пожаров и незаконных вырубок леса нужно проводить предупредительные мероприятия:

Обработка леса от насекомых вредителей

  1. противопожарная пропаганда;
  2. очистка лесов и борьба с захламлённостью леса;
  3. устройство противопожарных защитных полос и канав.

На своих примерах я убедилась, что любой человек может внести посильный вклад в сохранение леса.

Тысячелетия шумит лес над необъятными просторами России. В его чащах бродят самые разные звери, на его ветвях поют птицы.

Лес покоряет человека своим могуществом, удивительно чистым воздухом. В лесу отдыхают взрослые и дети. В лес пришёл человек, чтобы взять его дары.

Лес требует много заботы и внимания со стороны человека. Он нуждается в бережном отношении к себе. Лес – наш друг, будем охранять и беречь его!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 С. КАРМАСКАЛЫ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН КАРМАСКАЛИНСКИЙ РАЙОН

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Лес и человек»

Выполнила: Камалова Азалия

ученица 3 А класса

Руководитель: Данилова Д.Р.

учитель начальных классов

201 3 г.

Введение ………………………………………………………………….3

1. Теоретическая часть…………………………………………………...4

1. 1. Значение лесов…………………………………………………4

1.2. Причины сокращения лесов ……………………………….....4

1.3 Решение проблем…………………………………………….…5

2. Практическая часть…………………………………………………....6

Заключение……………………………………………………………….8

Литература ……………………………………………………………… .9

Введение

Из всех растительных ресурсов Земли самое важное значение в природе и жизни человека имеют леса. Они больше всего пострадали от хозяйственной деятельности и раньше других стали объектом охраны.

Леса, в том числе посаженные людьми, занимают площадь около 40 млн. км2, или около 1/3 поверхности суши. На планете 30% хвойных и 70% лиственных лесов. Леса оказывают влияние на все компоненты биосферы, играют огромную средне образующую роль.

Леса – восстановимые природные ресурсы. Их рациональное использование основано на экологических законах сохранения, восстановления и изменения растительных сообществ.

Учёные подсчитали, что на Земле каждую минуту люди вырубают примерно 20 гектаров леса. Каждую минуту с Земли исчезает столько леса! Мне стало интересно, а сколько за 10 минут? А за час? А за год? Не случится ли так, что на Земле совсем не останется лесов? Я хотела раскрыть некоторые тайны леса, порой совсем знакомого, а иногда абсолютно загадочного, выяснить, чем является лес для человека. Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу, не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Чем мы можем помочь в решении этих проблем. Все это и стало целью моей работы.

1. Теоретическая часть

1.1. Значение лесов

Леса играют большую роль в развитии экономики, улучшении окружающей среды, повышении благосостояния народа. Из древесины получают пластмассу, удобрения, взрывчатые вещества. Из древесных опилок получают спирт, сахар, синтетический каучук. Древесина идет на изготовление шпал, тары, фанеры, она используется в целлюлозно-бумажной и мебельной промышленности.
Лесной воздух является одним из мощнейших средств оздоровления человеческого организма. Леса планеты представляют собой мощный источник атмосферного кислорода (1 га леса выделяет в атмосферу 5 тонн кислорода в год. Лесной воздух насыщен фитонцидами. Их количество зависит от вида деревьев, произрастающих в лесу. Один гектар леса за сутки выделяет в атмосферу до пяти килограммов фитонцидов. Количество фитонцидов в лесном воздухе зависит от погоды. Эти вещества уничтожают многие патогенные грибки и бактерии.

Лесная зона – крупнейшее в мире охотничье угодье: белка и соболь, куница и горностай, бобр и выдра, тетерев, глухарь, рябчик – чего только не приносят охотники из лесов.
1. 2. Причины сокращения лесов

Лесом в РФ покрыто 771 млн. га земель. Эта площадь резко сокращается. Причины сокращения разные. В первую очередь, это пожары. Основными лесных пожаров является деятельность человека, грозовые разряды, самовозгорания торфяной крошки и сельскохозяйственные палы в условиях жаркой погоды или в так называемый пожароопасный сезон.

В зависимости от характера возгорания и состава леса лесные пожары подразделяются на низовые, при которых выгорает только лесная подстилка, мхи и лишайники; верховые, при которых сгорает весь лес, и почвенные (подземные). В Республике Башкортостан с начала текущего года ущерб от лесных пожаров достиг 26,7 миллиона рублей. По данным Министерства лесного хозяйства Башкирии, в республике с начала 2013 года зарегистрировано 403 лесных пожара, площадь которых составляет 8 тысяч 232,8 гектара.

Также одной из причин сокращения лесов является вырубка. Ежегодный объём рубок составляет более 4,5 млрд. м 3 . Основной причиной вырубки леса является строительство. Древесина служит сырьем для получения ценных химических продуктов и бумаги. Оказывается, что на получение 10 000 кв. метров бумаги требуется 1 га леса.

Следующей проблемой является загрязнение леса. Леса, часто посещаемые туристами, настолько основательно захламляются консервными банками, бутылками, тряпками, бумагой и т. д. Увеличивается площадь лесов, погибших от промышленных выбросов.

Браконьерство всегда наносит сокрушительные удары по животному миру России, что способствует исчезновению многих видов диких животных.

1.3. Решение проблем

Для повышения пожароустойчивости лесов в крупных масштабах проводят работы по противопожарному устройству лесного фонда, создают системы противопожарных разрывов и барьеров, сеть дорог и водоёмов, леса очищают от захламлённости.

Важная мера по рациональному использованию лесов – это борьба с потерями древесины. Нередко в местах рубок остаются ветви, хвоя, которые являются ценным материалом для приготовления хвойной муки – витаминного корма для скота.

Лес очень трудно поддаётся восстановлению. Но всё же, лес восстанавливают на вырубленных территориях, сеют на непокрытых лесом площадях. Чтобы уберечь природу от разрушений, люди создают заповедники. Общая площадь особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан составляет 1045952,22 тысячи гектаров, или 7,3 процента от площади республики. На территории республики расположены три заповедника («Башкирский», «Шульган-Таш», «Южно-Уральский»), национальный парк «Башкирия», три природных парка («Аслы-Куль», «Кандры-Куль», «Мурадымовское ущелье»), 29 государственных природных заказников, в том числе 15 зоологических, 178 памятников природы, 7 округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, ландшафтный природный парк местного значения «Зилим».

Существенно экономить древесину позволяет использование макулатуры. Так как 60 кг макулатуры спасет жизнь одной ели и уменьшить вырубку лесов. Кроме того, экономически целесообразно использовать макулатуру как сырье для получения новой бумаги в виду гораздо более низкой стоимости конечного продукта в этом случае. Ведь для получения целлюлозы из древесины требуется гораздо больше ресурсов чем при переработке макулатуры!

2. Практическая часть

1. Узнав, что одно дерево средней величины производит столько кислорода, сколько необходимо для трех человек, я задумалась: достаточно ли посажено деревьев на школьном участке для того чтобы обеспечить всех учеников и учителей кислородом?

В школе обучается 564 ученика, и работают 45 учителей. Всего 609 человек. Посчитаем, какое количество деревьев необходимо, чтобы обеспечить 609 человек кислородом: 609: 3= 203 дерева необходимо.

На нашем школьном участке растет 185 деревьев. То есть, 203 -185 = 18 деревьев надо досадить, чтобы обеспечить всех людей кислородом.

Вывод: На школьном участке посажено недостаточное количество деревьев.

2. В нашем селе большое количество лесопосадок. Они занимают площадь, равную примерно 300 га. Если 1 га леса выделяет в сутки до 5 кг фитонцидов, то сколько фитонцидов выделяют наши деревья?

300*5= 1500 кг = 1 т. 500 кг фитонцидов выделяют деревья нашего села.

Теоретически таким количеством антисептиков можно освободить от микроорганизмов большой город.

Вывод: Воздух нашего села экологически чистый, благодаря большому количеству лесных насаждений.

3. Для производства 10 000 м 2 бумаги требуется 1 га леса. Сколько га леса нужно вырубить для того, чтобы издать тираж учебника «Математика 3 класс» Л.Г. Петерсона, по которому мы учимся?

Измерив размеры учебника (20 см * 26 см), найдем площадь одной страницы. 20*26= 520 (см 2). Учебник состоит из трех частей. Каждая часть учебника состоит из 96 страниц. То всего 3*96 = 288 (стр) – в трех частях.

288: 2 = 144 (листа) - в трех частях.

То площадь всех листов: 144 * 520 = 74 880 (см 2) Тираж составляет 725 000 книг. Общая площадь бумаги на весь тираж: 74880 * 725 000 = 54288000000 (см 2)= 5428800 (м 2) Узнаем, сколько леса ушло на этот тираж:

5428800: 10 000 = 542 га 88 ар

Это приблизительно 543 га. Если площадь жилой части нашего села составляет около 1000 га, то 543 га это больше половины площади Кармаскалов.

Вывод: Для издания учебника «Математика 3 класс» Л.Г. Петерсона нужно вырубить лес, площадью больше половины площади нашего села.

Проанализировав сделанные выводы, задумалась: как мы можем помочь сохранению деревьев, лесов? Из Интернета узнала, что 60 кг макулатуры спасет жизнь 1 ели. А сколько макулатуры мы выбрасываем? После уроков взвесила бумажный мусор нашего класса. Было выброшено 125 г бумаги за один день. Если посчитать, за учебный год один класс выбрасывает

125*200 = 25 000 г = 25 кг. В нашей школе 28 классов: 25* 28 = 700 кг макулатуры выбрасывает в год школьники. 700: 60 ~ 12 елей можно было спасти.

Вывод: Сбор макулатуры существенно сохранит количество лесов. Давайте собирать и сдавать макулатуру!

Заключение

Во все времена люди пользовались лесом. В наше время лесоводство – это очень важная отрасль промышленности, в которой трудится много людей, производящих массу полезных вещей.

Еще сотни лет тому назад огромная часть земной поверхности была покрыта лесами. Долгие годы люди нещадно вырубали деревья на топливо и строительные материалы для жилья. Площадь, занимаемая лесами, резко сократилась, а кое-где они и вовсе исчезли.

Многие леса и теперь продолжают гибнуть, поскольку за ними нет надлежащего контроля и ухода. Вместо того чтобы оберегать и охранять природу, человек чрезмерно использует ее дары в своей хозяйственной деятельности.

Леса стоят на страже нашего здоровья.

У леса много экологических проблем.!

Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения великого богатства животного и растительного царства для грядущих поколений нашей Планеты.

Не разводите в лесу костры, убирайте за собой мусор!

Посадите самостоятельно хотя бы одно дерево!

Собирайте и сдавайте макулатуру!

Сохраните природу, не губите себя!

Смотрите на неё, как на людей, любя!

Ведь будущее может пропасть навсегда!

Любите природу, любите себя!

Литература

1. И.Н. Балбышев «Из жизни леса, С-П.: ЛЕНИЗДАТ, 1990», стр.3-5, 152-161, 164-167

2. Ю.В. Новиков «Экология, окружающая среда и человек», М.: ЮНИТИ, 1998 стр.240-260

3. www. ecosystema. ru

Тема исследования

Лес знакомый и загадочный.

Актуальность проблемы

Все прекрасно знают значение леса для человечества. Лес - это красота, это чистый воздух, это кладовая витаминов. Но не все знают, какие растения растут в лесу и какие животные обитают в нем, какие взаимоотношения между ними возникают.

Цель

Изучить растительный и животный мир смешанного леса.

Задачи

1. Углубить теоретические знания о лесе.

2. Воспитывать бережное отношение к лесу, любовь к природе.

3. Продолжить формирование навыков поведения в лесу.

Гипотеза

Все ли нам известно о лесе?

Этапы исследования

I. Подготовительный

1. Обсуждение по теме исследования.

2. Распределение ролей.

II. Основной

1. Поиск иформации о лесе и его обитателях.

2. Ознакомление с энциклопедией "Мир растений".

3. Составление памятки "Правила поведения в лесу".

4. Анализ и обобщение полученных результатов.

5. Подготовка презентации.

III. Заключительный

1. Представление группой полученных результатов работы.

Объект исследования

Растения и животные смешанного леса.

Методы

2. Поисковый

3. Наблюдение

Ход работы

1. Распределние обязанностей между членами группы.

2. Поиск информации.

3. Подготовка необходимого материала.

Наши результаты

В ходе реализации проекта мы больше узнали о растениях и животных леса, об их взаимоотношениях, о значении леса для человечества.

Выводы

  • Лес - это сложная система живых организмов.
  • Лес - легкие нашей планеты.
  • Если мы будем оберегать лес и его обитателей, мы сбережем жизнь всего человечества.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3 г.Назарово
Как здоровье, лес?
Выполнил: Насырова Екатерина Игоревна,

МБОУ СОШ №3 г.Назарово
Красноярского края, 7 класс
Руководитель: Лисунова Наталья Леонидовна,
учитель биологии МБОУ СОШ №3
г.Назарово

2016
Содержание
Стр.
Введение ………………………………………………….…………………….. 3
Здоровье нашего леса …………………….……………………………..4
Исследование леса……………………………….………………...4
Мероприятия по защите леса………………………………….…..7
Заключение…………………………..…………………………………………..8
Литература………………………………………………………..……………...9
Приложения……………………………………………………………………..12
Введение
Еще в 2013 году, выступая на заседании Госсовета в Улан-Удэ, посвящённом эффективности лесного комплекса РФ, президент Владимир Путин заявил, что «лес нужно спасать», ведь явление массовой гибели лесов распространено на всей территории России. Информация о состоянии лесов собирается в процессе ведения Государственного лесопатологического мониторинга и лесопатологических обследований насаждений. Данные о состоянии лесов и проведённых лесозащитных мероприятий заносятся в Государственный лесной реестр. Российский центр защиты леса с разветвленной сетью из 41 регионального филиала отслеживает ситуацию в стране. Основные проблемы, общие для всех лесных угодий страны – повсеместные пожары, браконьерство и антропогенное загрязнение леса. В 2014 году гибель лесных насаждений, по предварительным данным Государственного лесопатологического мониторинга, составила более 540 тыс. га, что на 40 % превышает среднемноголетний показатель, рассчитанный за период с 1989 по 2013 год – и это очень серьёзный масштаб бедствия. А если учесть количество незаконных браконьерских вырубок, то складывается далеко не благоприятная картина.
Актуальность Специалисты информационно-аналитического отдела центра защиты леса Красноярского края провели предварительный анализ данных о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов в 2015 году. Основными причинами ослабления и гибели лесов явились пожары, вредители и болезни леса. Отмечено, что очаги вредителей и болезней леса, по состоянию на 1 ноября 2015 года, действуют на площади более 57 тыс. га. Из них очаги насекомых – более 22 тыс. га, болезней леса – почти 35 тыс. га. Поражает равнодушие со стороны людей по отношению к проблемам леса. По данным опроса, только 31% населения волнует легальность происхождения древесины, 7% знают о лесных вредителях, и только 22% населения осознают всю важность леса для человека. Поэтому к проблемам лесов нужно привлекать внимание населения и помогать экологам формировать у людей экологическую ответственность.
Гипотеза: Если состояние леса в окрестностях г.Назарово ослабленное, то к этой проблеме нужно привлечь внимание людей.
Целью данной работы является разработка мероприятия по охране Назаровского леса на основе выявления проблем леса, находящегося в окрестностях г. Назарово.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1.Изучить методическую литературу
2. Дать оценку исследуемой площадке;
3. Сформулировать выводы о состоянии фитоценоза леса.
4. Разработать мероприятие по охране здоровья леса.
Методы работы: изучение, измерение, обобщение, сопоставление, анализ.
Объект исследования = участок леса в окрестностях г.Назарово, на правом берегу реки Ададым.
Предмет исследования – состояние лесного участка.
При оценке состояния леса использовались общепринятые в лесозащитной практике методики описания жизненного состояния деревьев по визуальным критериям В.А.Алексеева, методика оценки жизненного состояния леса по соснеЮ.А. Буйволова, М.В. Кравченко, методику флористического описания леса В. В. Алехина,возрастные периоды в развитии лесаМ. Е. Ткаченко.
Теоретическая значимость: возможность применять знания о методах изучения состояния леса на уроках биологии и занятиях кружке «Школьное лесничество».
Прикладная ценность полученных результатов – пропаганда лесосбережения среди школьников.
Здоровье леса
Принято считать, что главным богатством Красноярского края являются полезные ископаемые. Это утверждение справедливо лишь отчасти. Не менее значимым и традиционный ресурсом Красноярского края является лес. Красноярский край занимает площадь около двух с половиной миллионов квадратных километров. Почти семьдесят процентов этой территории – девственные леса, составляющие величайшее богатство края.
Леса оказывают огромное влияние на биосферу: на их долю приходится 44% кислорода, поставляемого ежегодно всеми зелёными растениями. Они вырабатывают больше 50% органических веществ, создаваемых наземными растениями. Лес улучшает микроклимат, смягчает резкие колебания температуры, предохраняет почву от замерзания, улучшает водно-воздушный режим почв, защищает поля от губительных засух и пыльных бурь. Сибирский лес веками был источником жизни для человека – давал пищу, жильё, пушнину. Нужно понимать, что всё это богатство принадлежит не только ныне живущим поколениям, поэтому надо стараться делать всё возможное для его сохранения и приумножения.
Все мы в той или иной степени имеем отношение к лесу. Каждый из нас регулярно бывает на природе - в лесу или лесопарке, каждый второй живет в доме с земли, где обязательно растет сосна, ель или береза, и они хотя бы раз в жизни нуждались в нашей помощи. Ведь лесные деревья, как и любые живые организмы, очень остро реагируют на неблагоприятные внешние воздействия: засухи, пожары, ураганные ветра, морозные малоснежные зимы, загрязнение воды и почвы химическими и бытовыми отходами, промышленные выбросы и т.п. сильно ослабляют растения, снижают их защитные реакции, они болеют, в результате чего становятся легкими жертвами многочисленных вредных насекомых и болезней.
1.1 Исследование леса
По данным руководителя Назаровского лесничества Светланы Артуровны Дергуновой, площадь Назаровского района 400тыс.км2, при этом площадь лесов составляет 64тыс.га. Структура лесов не однородна. В восточной части Назаровского района преобладает темно-хвойная тайга, в западной части – главной породой является береза. А сосново-хвойные леса искусственно созданы человеком. В северной части Назаровского района расположен Захаринский бор, где растущая а естественных условиях сосна по своим промышленным характеристикам приравнивается к знаменитой в мире Ангарской сосне.
Объектом нашего исследования был выбран участок леса в окрестностях г.Назарово, на правом берегу реки Ададым. Размер пробной площадки составил 400 кв.м (квадратная площадка20х20м). При оценке состояния леса использовались общепринятые в лесозащитной практике методики описания жизненного состояния деревьев по визуальным критериям В.А.Алексеева, методика оценки жизненного состояния леса по сосне Ю.А. Буйволова, М.В. Кравченко, методику флористического описания леса В. В. Алехина, возрастные периоды в развитии леса М. Е. Ткаченко (приложение 1). Результаты исследования состояния леса на пробной площадке следующие (табл.1).
Результаты исследования лесного участка
Таблица 1
Исследуемые показатели Результат
Географическое и местное положение К юго-востоку от Назарово, 4 км от города, правый берег реки Ададым
Положение в рельефе Ровное место
Описываемая площадка 400 кв.м (квадратная площадка 20х20м).
Описание видового состава растений. В древостое преобладает береза, под пологом основной кроны встречается сосна..
Напочвенный покров – осочковые травы
В мохово - лишайниковом покрове различные виды зеленых мхов
Вывод: лес берёзово-сосновый зеленомошно-разнотравный
Ярусы леса 1 ярус -высокие деревья – береза, сосна
2 ярус - подрост сосны, редко - березы
3 ярус – травы
мхи и лишайники имеют внеярусное расположение, так как не относятся ни к одному из ярусов, и растут на деревьях
Степень сомкнутости крон - доля площади
поверхности земли, занятая проекциями крон.
Показатель необходим для характеристики густоты сообщества, определяют на глаз, и выражается она в долях единицы. За 1,0 принимают такую сомкнутость, при которой внешние контуры крон деревьев расположены настолько плотно, что почти не оставляют просветов.
Результат исследования: приблизительно 70% для 1 яруса - березы, 10% для сосны
Число деревьев. Березы - 44, сосны - 11
Формула древостоя Это доля в древесном и кустарниковом ярусах составляет каждый отдельный вид.
формула древостоя 1 яруса =8Б 2С
формула древостоя 2 яруса =10С+ Б
Средняя высота древостоя Береза –18, 2м
Сосна - 18.4 м
Перечет древостоя по ступеням толщины позволяет определить средний диаметр каждой породы
Средний диаметр древостоя сосны равен 21,5см
Средний диаметр древостоя березы равен 28,75см
Возрастные поколения Средний возраст растений на выбранной площадке - сосна – 50 лет, береза 42года
Результат: береза сосна
Молодняк 3 5
Средневозрастные 2 2
Приспевающие 5 2
Спелые 33 2
Старые 1 нет
Возобновление древесных пород. Молодое поколение деревьев не обнаружено. Возобновление плохое.
Исследования состояния древостоя (ОЖС) По данным исследования выявлено, что количество здоровых деревьев составляет - 50 %,поврежденных - 38 %,больных - 12 %.
Коэффициент состояния Кберезы =22х1+6х4+1х5+15х2=81:44=1,5, Ксосны =5х1+6х2=17:11-1,55
Результат: (1,5+1,55)/2=15,25% - состояние древостоя находится на границе нормы и ослабленного состояния
Вредителей древостоя Не обнаружено
Рекреационная нагрузки на лес. Влияние человека проявилось наличием небольшого количества мусора: жестяной крышки, целлофанового пакета, двух кирпичей и старого носка. Явных вытоптанных тропинок не обнаружено
Кислотность почвы Слабо-кислая, для сосны и березы благоприятная
1.2 Мероприятия по защите леса
Изучив полученные результаты мы решили, что проблема здоровья леса существует, а значит ее надо решать.
Для привлечения внимания школьников к проблемам леса мы провели в школе выставку «Поэзия нашего леса». Для этого мы сделали подборку стихов о деревьях, встречающихся в нашем лесу, и соединили их с гербарными материалами и картинами русских художников.
Участники кружка «Школьное лесничество» провели викторину для учеников начальной школы на тему «Лес - наше богатство», показали фильм о лесе и разработали плакаты.
21 марта – международный день леса, и в связи с этим праздником мы планируем провести конкурс фотографий «Красота родных лесов» и написать статью в газету о проблемах нашего леса.
Заключение
1.Анализируя данные, можно сделать вывод, что наша гипотеза не подтвердилась. Состояние древостоя (оценка жизненной силы) находится на границе нормы и ослабленного состояния. На территории пробной площадки имеются следы деятельности человека. Основными лесообразующими породами являются береза и сосна, преобладает береза. На участке 400 м2 насчитывается деревьев: 44– берез, 11- сосен. Древостой двухъярусный. Предельная высота I яруса – около 18,4 метров. Во II ярусе, высотой до 10 м., произрастают молодняк сосны. В данном лесном участке встречаются лишайники и зеленые мхи, имеющие внеярусное расположение, т.к. не относятся ни к одному из ярусов, и, растущие на самих деревьях и кустарниках. Среди травянистых растений по численности преобладает осока.
2. Проведенная викторина для учеников начальной школы на тему «Лес - наше богатство», выставка «Поэзия нашего леса» повысила знания учащихся о важности леса и необходимости его охраны и защиты.
3. Лес играет очень важную роль для нашей планеты. Хотелось бы, чтобы люди задумались об этом. Для привлечения внимания к проблемам леса нужно проводить мероприятия для населения всего города. Знакомить и расширять знания людей о природе, красоте леса, его богатствах и целебных растениях.
Литература
Биология. Общая биология. Базовый уровень:учеб. Для 10- 11кл., В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова; под ред.проф.Захарова.- 5-е изд., - М.: Дрофа, 2009. – стр. 320.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. Тяглова Е.В. М.: Глобус, 2007
Лесоведение. Основы лесного хозяйства и таксация леса. А.Н. Мартынов, В. Ковязин.М.: Дрофа, 2009. 336 с.
Лесоведение и лесоводство: учебник для студ.вузов С.Сеннов. М.: Дрофа, 2009. 420 с.
Лесоведение. Журнал./ учрежд.РАМН. М: Наука, 2015, №9
Оценка жизненного состояния леса по сосне.А.С.Боголюбов, Ю.А.Буйволов, М.В.Кравченко. М.:Экосистема, 1999
Полевая геоботаника с основами почвоведения: учеб.пособие / Ю.Н. Краснощеков, Н.В. Сеннов С. Н. Лесоведение и лесоводство: учеб. для студентов вузов. СПб.: Лань,2011. 336 с.
Статистический обзор состояния леса за 2015 год. РАМН. М: Наука, 2015
Школьный атлас определитель высших растений. Новиков В.С., Губанов И. А.М.: Просвещение, 1985
Фенологические наблюдения в школьных лесничествах. Аксенова Н. А., Ремизов Г. А., Ромашова А. Т. М.: Агропромиздат, 1985. 95 с.
Приложение 1.
Геоботаническое описание леса
1. Описание пробной площади. Опытным путем было установлено, что для лесных сообществ минимальный размер пробной площади 400-500 м (квадрат20х20 м). Указывают область, район, населенный пункт, положение в рельефе, микрорельеф. К микрорельефу относятся формы с горизонтальными размерами 2-20(50) м и вертикальными - до 1 м. Чаще всего это различные кочки, впадины и т. д., образующие неровности на поверхности пробной площади. Отмечают их размеры и распределение. Растительность чутко реагирует на микрорельеф, так как он влияет на перераспределение поверхностного стока и других экологических факторов. Характеристика микрорельефа важна и для хозяйственной оценки территории. Микрорельеф может быть фитогенного происхождения, что следует отметить особо. Условия увлажнения: атмосферное, грунтовыми водами, проточное, застойное, наличие стока на склонах. Мертвый покров - степень покрытия почвы подстилкой(в%), ее
толщину, компоненты(листья, кора, ветви-каких видов и т. п.).
2.Описание видового состава растений.
Число видов, входящих в состав леса, может быть различным. Леса, состоящие из одного вида растений, в природе встречаются очень редко, природе встречаются преимущественно сложные лесные сообществ. В полное название лесного фитоценоза включаются четыре основных составляющих растительного покрова - древесный ярус, кустарниковый ярус, мохово-лишайниковый ярус и травяно-кустарничковый ярус. Иногда, в зависимости от цели описания, можно ограничиться упрощенным названием типа леса, с перечислением основных экологических групп растений, формирующих фитоценоз, например: берёзово-сосновый зеленомошно-разнотравный лес. В этом лесу в древостое преобладают сосна и береза, в мохово-лишайниковом покрове - экологическая группа зеленых мхов (различные виды), а в травяно-кустарничковом покрове - злаки и луговые растения богатых почв.
Оценка пород леса по «Шкале оценок обилия Й. Браун-Бланке»
Оценка обилияСловесная характеристика обилия
rВид чрезвычайно редок с незначительным покрытием
+Вид встречается редко, степень покрытия мала.
1Число особей велико, степень покрытия мала (или особи разрежены, но покрытие маленькое)
2Число особей велико, проективное покрытие 5-25%
3Число особей любое, проективное покрытие 25-50%
4Число особей любое, проективное покрытие 50-75%
5Число особей любое, проективное покрытие более 75%.
3. Ярусы леса
Различные виды растений в лесном сообществе имеют разную высоту, поэтому их надземные части расположены в несколько ярусов. Расположение растений по ярусам связано с количеством света, которое определяет температурный режим и режим влажности в лесном сообществе на разной высоте.
1 ярус – высокие деревья;
2 ярус – малые деревья, подлесок;
3 ярус – кустарники
4 ярус – травы
Мхи и лишайники имеют внеярусное расположение, так как не относятся ни к одному из ярусов, и растут на деревьях. .
3. Степень сомкнутости крон - доля площади поверхности земли, занятая проекциями крон. Степень сомкнутости крон. Сомкнутостью называют площадь проекции, ограниченную внешними контурами крон без учета просветов внутри крон, выраженную в процентах от общей площади. Обычно степень сомкнутости выражают в процентах или долях от единицы: сомкнутость60% или0,6 и т.п .
4. Число деревьев. Проводится сплошной пересчет стволов каждой породы на всей пробной площади(учитываются только взрослые деревья). .
5. Формула древостоя. Оценив сомкнутость крон, переходят к составлению формулы леса - оценке того, какую долю в древесном и кустарниковом ярусах составляет каждый отдельный вид. Долю видов в формуле леса принято выражать в баллах - от 1 до 10. Общий объем крон всех растений принимается за 10 и оценивается, какую же часть составляет каждый отдельный вид. Отдельно стоящие растения, по их представленности в лесу не достигающие 10% (менее 1 балла), помечаются в формуле значком "+", а единичные растения (1-2 на исследуемой площади) значком "ед.".Названия видов в формуле леса сокращаются до одной или двух букв, например: береза - Б, дуб - Д, сосна - С, ель - Е, осина -Ос, ольха серая - Ол.с., ольха черная - Ол.ч., липа - Лп, лиственница - Лц, крушина - Кр, малина - Мл и т.д. .
6. Высота деревьев расстояние от корневой шейки до конца вершины дерева; таксационный показатель, используемый для определения объема ствола. Деревья выше 25 м условно относят к деревьям первой величины, от 16 до 25 м - второй величины, от 7 до 15 м - третьей величины и 5-7 м - к низким. В пределах однородного древостоя изменчивость высот составляющих его деревьев выражается коэффициентом вариации 6-10 %. Определяют с помощью эклиметра. Для этого от дерева отмеряют10, 20 или30 м(в зависимости от величины дерева), с найденной точки визируют на вершину дерева и находят угол. По углу и расстоянию устанавливают высоту дерева. В пересеченной местности устанавливают углы на вершину и основание дерева. Возможен глазомерный способ определения высоты с помощью небольшой(около40 см) палочки, на одном конце которой зарубкой отмечена1/10 ее длины. Палочку держат вертикально на вытянутой руке так, чтобы ее верхний конец совместился с вершиной дерева, а нижний - с основанием. На стволе замечают точку (веточку, трещину коры и т. п.), совпадающую с зарубкой на палочке. Не сводя глаз с этой отметки, подходят к дереву и измеряют расстояние от основания ствола до метки. Полученную цифру умножают на10 - это и будет высота дерева. .
7. Диаметр стволов. Измеряется мерной вилкой таксатора на высоте 130 см(на уровне груди) или на этой же высоте измеряется окружность дерева портновским метром с крючком на конце, и полученное значение делится на 3,14. Господствующий диаметр определяют по результатам измерений диаметров всех деревьев на пробной площадке. .
8. Возрастные поколения. Возраст растений определять надежнее всего по годовым кольцам спиленных деревьев, которые при желании можно найти практически в любом лесу. Если спиленных деревьев в лесу нет, то возраст определяют с помощью возрастного бура Пресслера, а у молодых растений ели и сосны можно определить по числу мутовок ветвей на стволе. У этих растений в молодом возрасте (до 30-40 лет) по всей длине ствола сохраняются отмершие (в нижней части кроны) или живые (в верхней части) ветви, которые растут пучками - мутовками, по нескольку ветвей на одном уровне по окружности ствола. Количество таких мутовок - от основания ствола до его вершины, примерно соответствует возрасту дерева, т.к. за один вегетационный сезон дерево прирастает на одно междоузлие (на одну мутовку). К числу лет, полученному при подсчете мутовок, следует прибавить по крайней мере три года, чтобы учесть период укоренения и начала роста.
Использование бура Пресслера. Этот бур позволяет взять образец древесины от коры дерева до его сердцевины. Так можно подсчитать кольца, не спиливая дерево; деревья, обычно, вскоре восстанавливают повреждения в тканях ствола. Длина бура должна быть не менее 75% от диаметра дерева. Расположите бур на уровне груди (1,3 м) от земли. %, 20%, …60%. Вкрутите бур в ствол.10%, 20%, …Убедитесь, что ваш образец содержит сердцевину. Если нет, то вам придется сверлить ствол заново. Сосчитайте количество колец.
Возрастные периоды в развитии леса по М. Е. Ткаченко:
Молодняк: сосна – 20 лет, береза 10 лет,
Средневозрастные: сосна – 40 – 60 лет, береза 21-30 лет,
Приспевающие (замедляют рост):сосна – 61-80 лет, береза 31-40 лет,
Спелые(перестают расти):сосна – 81-100 лет и более, береза более 40 лет, .
9. Возобновление древостоя. Включает всходы и подрост. Всходами принято считать одно-двухлетние деревца. Лесоводы условно все деревца высотой до10 см относят к всходам, более высокие – к подросту, но не выше 1/4 или 1/2 высоты взрослых деревьев. Ни всходы, ни подрост нельзя считать самостоятельными ярусами, т.к. это молодое поколение деревьев; многие из них погибнут, а более сильные со временем достигнут высоты верхнего яруса насаждений. Состояние всходов и подроста - важный показатель развития леса, свидетельствующий о степени обеспеченности естественного возобновления, обустойчивости данного фитоценоза, возможности смены древесных пород и т.д.Приводится его оценка по шкале М.Е.Ткаченко: возобновление хорошее - более 10 тыс./га, удовлетворительное - 10-5, слабое - 5-2, плохое - менее 2 тыс. экз./га. .
10.Исследования состояния древостоя (по В.А.Алексееву)
Категория деревьев Признаки состояния деревьев по породам
хвойные лиственные
1- без признаков ослабления Крона густая, хвоя (листва) зеленая, прирост текущего года нормального размера для данной породы, возраста, сезона и условий местопроизрастания; ствол и корневые лапы не имеют внешних признаков ослабления
2 – ослаб- ленные Крона ажурная; хвоя зеленая, светло-зеленая или объедена (обожжена) не более чем на 1/3; прирост уменьшен не более, чем на половину; усыхание отдельных ветвей, повреждение отдельных корневых лап, местное повреждение ствола Крона ажурная; листва рано опадает или объедена; прирост уменьшен до 1/2; усыхание отдельных ветвей; местные повреждения ствола и корневых лап; единичные водяные побеги
3 – сильно ослабленные Крона сильно ажурная; хвоя светло-зеленая или серая, матовая, либо объедена (обожжена) более чем на 1/3; прирост очень слабый; усыхание до 2/3 кроны; повреждения корневых лап или ствола, окольцовывающие их до 2/3; попытки или местные поселения стволовых вредителей; признаки сильного грибного (вирусного, бактериального) поражения ствола или кроны Крона сильно ажурная; листва очень мелкая, светлая, рано желтеет и опадает; прирост очень слабый или отсутствует; усыхает до 2/3 кроны; повреждения корневых лап или ствола на 2/3 их окружности; сокотечение на стволах и скелетных сучьях; попытки или местные поселения стволовых вредителей; обильные водяные побеги; признаки сильного грибного (вирусного, бактериального) поражения ствола или кроны
4 – усыхаю-щие Крона сильно ажурная; хвоя серая, желтоватая или желто-зеленая, осыпается; прирост очень слабый или отсутствует; усыхание более 2/3 ветвей; повреждение стволов и корневых лап бо- лее 2/3 окружности; признаки заселения стволовыми вредителями Усохло или усыхает более 2/3 кроны; повреждение более 2/3 окружности ствола и корневых лап; признаки заселения стволовыми вредителями; усыхающие водяные побеги.
5 – свежий сухостой (текущего года) Серая, желтая или бурая, частично осыпавшаяся хвоя, частичное опадение коры; признаки заселения или вылета стволовых вредителей Листва усохла, увяла или отсутствует; частичное опадение коры; признаки заселения или вылета стволовых вредителей
6 -старый сухостой (прошлых лет) Живая хвоя (листва) отсутствует; кора и мелкие веточки осыпались частично или полностью; вылетные отверстия стволовых вредителей; под корой грибница дереворазрушающих грибов
Методика А. С. Боголюбова, Ю. А. Буйнова, М. В. Кравченко «Оценка жизненного состояния леса по сосне» . Изучается степень дефолиации и пожелтение кроны деревьев на выбранной площадке. Класс дефолиации определили визуально с помощью бинокля, при этом нами осматривались ветки в средней части кроны. Густоту кроны оценивали по 4 основным классам, где каждому классу соответствует определенный процент потери хвои. Данные заносили в бланк описания ОЖС деревьев. И другой показатель – пожелтение кроны определили визуально по 4 классам по известной шкале. Данные также занесли в бланк описания. Для удобства обработки полученных данных пользуются таблицей (табл.3) и выполнили соответствующие расчёты по формулам.
Определение жизненного состояния сосны обыкновенной
Таблица 3
Балл ОЖС Кол-во деревьев Процент деревьев Сумма %
0 n0 А0=n0/N·100% А0
1 n1 А1=n1/N·100% В1=А0+А1
2 n2 А2=n2/N·100% В2=В1+А2
3 n3 А3=n3/N·100% В3=В2+А3
4 n4 А4=n4/N·100% В4=В3+А4
5 n5 А5=n5/N·100% В5=В4+А5
Сумма N=n0+n1+n2+n3+n4+n5 100 100%
Состояние древостоя леса оценивается по следующим категориям:
K< 1, 5 – здоровый древостой (I)
K= 1, 6 – 2, 5 – ослабленный древостой (II)
K= 2, 6 – 3, 5 – сильно ослабленный лес (III)
K= 3, 6 – 4, 5 – усыхающий лес (IV)
K= 4, 6 – погибший лес (V)
11.Определение вредителей древостоя
Сосна обыкновенная - при вершинном и стволовом типах отмирания - постепенно светлеющая, позднее желтеющая и опадающая хвоя, матовый цвет тонкой коры: ,буровая мука и входные отверстия короедов, насечки усачей, ползающие жуки. на березе - ряды вентиляционных отдушин над маточными ходами, видные на поверхности коры, усыхание ветвей и всего дерева.
12.Определение рекреационной нагрузки на лес.
Рекреационная нагрузка – это степень непосредственного влияния отдыхающих людей (рыболовов, туристов, охотников и т. п.), их транспортных средств и др. на природные комплексы или рекреационные объекты (живописные места, памятники архитектуры и т. д.). Выражается числом людей или человеко-дней на единицу площади или на рекреационный объект за определенный промежуток времени .
13. Определение кислотности почвы
Кислотность – одно из характерных свойств почвы лесной зоны. Повышенная кислотность отрицательно сказывается на росте и развитии растений – нарушается обмен веществ в растениях, задерживается образование генеративных органов, что приводит к нарушению семенного размножения, а иногда вызывают гибель растений. Повышенная кислотность почв подавляет жизнедеятельность почвенных бактерий, участвующих в разложении органики и высвобождении питательных веществ, необходимых растениям. Береза и сосна предпочитают слабо-кислую рН почвы.
Кислотность почв можно определить универсальной индикаторной бумагой.
Оборудование и реактивы:
Образец почвы; большая стеклянная колба с пробкой; воронка; фильтр; универсальная индикаторная бумага; шкала значений рН.
Ход работы:
1.Поместите в колбу примерно 10 г почвы.
2. Добавьте в колбу 25 мл дистиллированной воды.
3. Закройте колбу пробкой, энергично встряхните и дайте отстояться содержимому в течение нескольких часов.
4. Отфильтруйте содержимое колбы и определите рН почвенной вытяжки с помощью универсальной индикаторной бумаги. .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!