Это жизнь - портал для женщин

Экологический проект " лес – наш друг". Исследовательская работа Темы исследовательских работ тему лес

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ " Лес – наш друг"

Девиз проекта.

Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.

Выше, выше деревце над землей расти.

Пусть с любовью вырастит деревца росток.

Паспорт проекта

1. Тема: «Деревья - наши верные друзья »

2. Тип проекта: проектно - исследовательский.

3. Характер проекта: творческо - исследовательский.

4. По характеру контактов: дети, воспитатель, родители.

5. По количеству участников: групповой

6. По продолжительности: краткосрочный (22.10.12 -26.10.12).

7. Предмет исследования: деревья на нашем участка.

Актуальность:

Экологическое образование дошкольников – формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Цель проекта:

- Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой.

Формировать у дошкольников представления о жизни деревьев, их взаимосвязях с окружающей средой, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед.

Задачи:

Обучающие:

Формировать у детей представление о деревьях;

Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие:

Развивать умственные операции сравнения и обобщения;

Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

Развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

Развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;

Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Ожидаемые результаты:

Продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.

Формируется осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

Приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека.

План действий:

1.Постановка цели;

2.Поиск формы реализации проекта;

3.Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4.Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5.Определение направлений поисковой практической деятельности;

6.Организация совместной творческой поисковой практической деятельности с родителями и детьми;

7 .Коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Этапы проекта:

1. Подготовительный:

Цель: формирование экологической грамотности ребенка.

Задачи:

1) Развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональные, эстетическое, сенсорное развитие).

2) Охрана и укрепление здоровья детей.

3) Воспитание любви к природе родного края.

Методы исследования: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование, аппликация, ручной труд, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями и произведениями живописи.

2. Исследовательский:

Поиск ответов на поставленные вопросы. Работа с детьми: беседа о деревьях.

Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношением к ним.

Вопросы:

1. Чем деревья отличаются от других растений?

2. Какие деревья вы знаете?

3. Деревья - живые или нет? Почему вы так считаете?

4. Много ли деревьев растет около нашего детского сада? Как они называются?

5. Как вы думаете, кто сажает деревья? Для чего?

6. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?

7. Как вы думаете, где деревьям лучше живется - в лесу или в городе? Почему?

8. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.

9. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?

3. Заключительный:

Экологическое развлечение «День рождения леса».

Паспорт деревьев

Береза

Берёза на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Берёза отличается своим стройным ростом. . Высота деревьев достигает 20 – 25 м и более, живет береза до 100 – 120 лет.

Растение с цветами – серёжками, которые появляются до образования листьев. Цветёт в апреле – мае.

Корневая система берёз мощная. Берёза растёт медленно только в первые годы, потом, наоборот, начинает расти быстро,

Кора у берёз белая, желтоватая.

Листья берёзы по краю зубчатые, с широким клиновидным основанием гладкие, до 7 см длиной и 4 см шириной, перед опаданием желтеют. Молодые листья клейкие.

Почки покрытые часто клейкими чешуйками

Для многого пригодна берёза: отличная древесина, хоть дом срубить, хоть мебель изготовить. Дрова очень жаркие, другие – берёзовым не чета.

И русская банька немыслима без берёзового веника. А сколько народных промыслов применяют бересту и древесину.

Береза лечит людей от многих заболеваний. Весной, во время сокодвижения, можно заготавливать березовый сок: он имеет целебные свойства.

Из её древесины получают медицинский активированный уголь.

Медицина издревле использует почки берёзы, листья и сок.

Рябина

Рябина - это листопадное дерево высотой от 4 до 8 м.

Растет на открытых и затененных местах, на разных почвах, не выносит только сильно заболоченных. Хорошо отзывается на удобрения и грамотную обработку почвы, легко переносит неблагоприятные годы. Она произрастает повсеместно в пределах нашей страны.

Корневая система у нее разветвленная и размещается в верхних слоях почвы, поэтому ее можно выращивать на почвах с близким стоянием грунтовых вод, где многие плодовые культуры расти не могут.

Переносит морозы до минус 50°С. Цветет поздно.

Кора у неё серая. Листья сложные, длиной до 21 см, состоящие из 9 небольших листочков. Белые мелкие цветки собраны в зонтикообразное соцветие.

Плоды рябины - оранжево- красные ягоды горьковатого вкуса.

Рябина - ценное плодовое, лекарственное и декоративное растение.

В ее плодах много биологически активных веществ: витамина С, железа много глюкозы, фруктозы, обнаружен йод. Богата она и фитонцидами.

Из плодов рябины можно готовить соки, варенье, компоты, повидло. Протертые плоды некоторых сортов используются как приправа.

Лекарственное значение

Сушеные плоды рябины применяют в виде сборов, жидких экстрактов из свежих ягод.

Плоды рябины используют также при атеросклерозе, гипертонической и почечнокаменной болезнях, применяют как мочегонное и кровоостанавливающее средство, а также при диабете, заболеваниях печени и почек.
Особенно ценны плоды рябины как богатое поливитаминное средство.

В любое время года рябина является украшением улиц, садов и парков


Стихи о деревьях

Печальная берёза..." А.А. Фет


Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.



Л. Каваляка

За окном берёзки
В праздничном наряде,
Ветерок колышет
Солнечные пряди.
Опадут листочки,
Лягут покрывалом

И укроют землю
Лёгким одеялом.
А весна настанет -
Вновь висят серёжки,
Ветви украшают,
Как и платье брошки



Липка

Я густой, кудрявой
Вырасту на славу, -
Примечай меня!
Я медовым цветом
Расцветаю летом, -
Береги меня!
А в денек горячий
В тень от солнца спрячу, -
Поливай меня!
Ливень льет порою, Я от ливня скрою, -
Не ломай меня!
Хорошо обоим
Нам расти с тобою, -
Полюби меня!
В свет широкий выйдешь,
Всю страну увидишь, -
Не забудь меня!

П. Воронько


Кладовая народной мудрости


Украшает их народ

Каждый раз под Новый год.

Вместо листиков - иголки.

Назови деревья! (Елки)

***

Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это... (клен)


*** ***



*** ***


Тонет куст в цветах махровых,

Словно в облачках лиловых.

В яркий теплый майский день

Глаз наш радует... (сирень)

Белый низ, зеленый верх -

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши... (березки)


Пословицы, поговорки о деревьях

Пословицы, поговорки о липе

v А орехи-то, оказывается, на липе растут.


Пословицы и поговорки про дуб:

v Не срубишь дуба, не отдув губы.

v В лесу дуб - рубль, а в столице - за рубль спица.

v Дуба плоды только свиньям годны.

v Дуб стар, да корень свеж.

v Велик дуб, а от малого топора падает.

v Буря дуб свалит, а тростник устоит. Дуб свой рост не спеша набирает.

v Если стадо разом заревёт у дуба - дуб свалится.

Пословицы и поговорки о сосне

v Сосна кормит, а липа обувает.

v Всяка сосна лишь своему бору шумит.

v Нам что ни дуб – то тулуп, что ни сосенка – то избенка.

v От яблони - яблочки, а от сосны - шишки.


Мини- музей

Паспорт экспонатов мини- музея

" Чудесные превращения дерева"

Название экспоната: Матрешка- деревянная кукла.

Краткая информация

Матрёшка (от уменьшительного имени «Матрёна ») - русская деревянная игрушка в виде расписной куклы , внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более, имеет овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей - верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и жёлтом платке . В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, тема России в образе девушки, а также семьи

Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов (по названию города матрёшка называется семёновской). Соседство с Хохломой во многом определяет своеобразие росписи семёновской матрёшки. У матрёшек из города Семенова – многоцветная роспись и обильный изощренный узор с густыми изогнутыми ветками, цветами, ягодками, завитками на светлом фоне.

Матрёшки делают в различных мастерских. Сначала подбирают подходящий вид древесины липу , ольху или берёзу . Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору. . Затем бревна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.

Как использовать в работе с детьми: матрешка используется как наглядный материал для развития декоративного творчества детей, для моделирования и игровой деятельности Составление творческих рассказов детей.

Дополнительная литература : И. Черницкая «Матрешки». загадки про матрешку, чтение пословиц: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнем не дружит», «Враг природы тот, кто леса не бережет».

Название экспоната: Чудо- Ложки.

Краткая информация

Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом.

Ложкарной столицей» России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.

Вырезать настоящую русскую деревянную ложку непросто, от мастера требуется талант. Для изготовления ложки используют липу, осину , Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объемная или гранёная. Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению. Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т.п.

Ложку часто украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходиться разглядывать в лупу отдельные ее детали.

Как использовать в работе с детьми : наглядный материал для развития декоративного творчества дошкольников, используется для развития музыкальных способностей

МБОУ «Петропавловская основная общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»

Исследовательская работа по теме:

« Экология леса »

Выполнила:

Учитель географии

Беляева Вера Анатольевна.

Введение ……………………………………………………………3

Антропогенные факторы и охрана природы ……………………..4

Возобновление леса ………………………………………………..4

Типы лесов ………………………………………………………….5

Значение лесной типологии ……………………………………...6

Типология леса академика П.С.Погребняка ……………………...7

Основные лесообразующие породы Ракашевского лесничества Калейкинского леспромхоза……………………………………………..9

Виды лесных пользований ……………………………………...14

Список используемой литературы ………………………..16

Введение

В современной жизни людей лес приобрел исключительно многообразное значение. Являясь важнейшим компонентом биосферы, он поддерживает в ней экологическое равновесие, служит аккумулятором огромной биологической массы, источником кислорода, защищает почвы от выдувания и размыва, реки и водоемы от обмеления, благотворно воздействует на окружающую среду, является поставщиком разнообразной и ценной продукции, служит прекрасным местом для отдыха.

Слобода Петропавловская окружена лесными массивами, входящие в состав Ракашевского лесничества Калейкинского леспромхоза. Побывав на экскурсиях в лесу, я обратила внимание, что большое количество здорового лесного массива уничтожается под антропогенным действием человека. Для развития инфраструктуры района используется большое количество древесины, если не соблюдать нормы вырубки лесов, то через несколько лет нарушится экологическое равновесие лесной экосистемы. Лес – это «легкие» нашей планеты. Поэтому в своей работе «Экология леса » хотела рассмотреть проблемы и найти способы перспективного развития и рационального использования лесов, а также методов борьбы с потерями в лесном хозяйстве.

Лес представляет собой сложный природный организм, состоящий из различных древесных пород, кустарников, многочисленных представителей травянистой растительности. В лесу обитает большое количество видов птиц и зверей, множество насекомых, почвенных животных и микроорганизмов.

Лес представляет собой природную саморегулирующуюся систему, которая характеризуется единством, взаимодействием и взаимообусловленностью входящих в нее компонентов и среды, находящуюся в постоянном развитии. Лес обладает способностью к самовозобновлению, смене поколений, но только в условиях лесной зоны. В степной и других засушливых зонах господствующее положение в освоении и удержании земельных пространств принадлежит травам. Появление леса в таких условиях возможно только искусственным путем – лесоразведением.

Антропогенные факторы и охрана природы

Действие этих факторов связано с результатами хозяйственной деятельности человека, последствиями воздействия ее на природу.

Вмешательство человека в природу началось с древнейших времен, нередко путем бессистемной вырубки и выжигания лесов под пашню, чрезмерной распашки степей, интенсивного выпаса скота. Уничтожение горных лесов, истребление и животных приводило к оскудению и опустыниванию некогда цветущих районов.

По мере развития промышленности, сельского хозяйства и транспорта воздействие людей на природу неизмеримо возросло. Проблема охраны природы встала в ранг государственных задач.

Охрана природы собой плановую систему государственных, международных и общественных мероприятий, направленных на рациональное использование, охрану и восстановление природных ресурсов, на защиту окружающей среды от загрязнения и разрушения для создания оптимальных условий существования человеческого общества, удовлетворения материальных и культурных потребностей ныне живущих и грядущих поколений человечества.

В области охраны растительности ведущее место принадлежит сбережению лесных богатств. Успешная реализация этой задачи может быть достигнута путем правильной эксплуатации земель лесного фонда, методов возобновления лесов и т.д.

Всевозрастающее внимание уделяется охране заповедных территорий, из которых наиболее распространенными являются заповедники, заказники и природные национальные парки. Охрана и поддерживание их на необходимом рациональном и эстетическом уровне является также актуальной задачей общества.

Возобновление леса

Лесовозобновление происходит двумя способами – семенным и вегетативным. Семенное возобновление связано со способностью размножения всех лесообразующих древесных и кустарниковых пород семенами. Вегетативное возобновление обусловлено свойством многих пород воспроизводить новое поколение порослевыми побегами, корневыми отпрысками, отводками, образующимися соответственно от пня, корня, стебля из спящих или придаточных почек.

Типы лесов

Разнородные лесорастительные условия, наиболее существенными из которых являются степень богатства и увлажнение почвогрунтов, обусловливают формирование различных по породному составу, продуктивности и другим признакам насаждений. В то же время определенные участки леса имеют ряд общих характеристик и объединяют понятие «тип леса».

Название отдельных типов леса издавна употреблялись среди русского народа. Так, сосновый лес на песчаных почвах назвали бор; сосновый, еловый на супесях – суборь; лес на суглинках – рамень. Эти названия сохранились в лесоводственной науке и практике до настоящего времени.

Г. Ф. Морозов придавал большое значение практическому использованию типов леса и указывал, что организация хозяйства должна строиться не по типам, а на основании типов насаждений. Его типология получила название экологической, так как она базируется на учете единства лесных насаждений и условий среды. Типы леса Г. Ф. Морозов подразделял на основные и временные.

Основные типы, возникшие в результате длительной эволюции почв и древесной растительности: ельники на суглинистых подзолистых почвах, сосняки на супесях, дубравы на темно-серых суглинках. К временным типам леса он относил насаждения, возникшие в результате смены пород под воздействием рубок, пожаров и других антропогенных причин, например березняк, осинники на месте еловых, сосновых и дубовых насаждений.

В. Н. Сукачев разработал полную типологическую классификацию сосновых и еловых лесов и обобщенную – для других лесообразующих пород. Исходя из того, что основной тип леса в конечном итоге окажется временным, он предложил подразделять типы леса на коренные и производные. Производные сменяют коренные типы леса, но через производные коренные со временем вновь утверждают себя. Нетрудно заметить, что по типологии В. Ф. Сукачева тип леса устанавливается по преобладающей породе и наиболее характерному представителю (индикатору) живого напочвенного покрова (ельник – кисличник), реже – по типичному представителю подлеска (сосняк липняковый) или по типичным условиям местопроизрастания, например низинного (ельник – лог).

Значение лесной типологии

Практическое значение лесной типологии заключается в выработке для каждого участка леса (типы или группы типов леса) обоснованного прогноза его развития и прежде всего повышения продуктивности и устойчивости древостоев. Это связано с тем, что разные типы леса отличается по общей биологической продуктивности, запасам древесины. Наибольшей продуктивностью обладает кисличные, сложные и травяные группы типов леса. Наименьшей – сфагновые, долгомощные и лишайниковые.

Мероприятия по содействию естественному возобновлению леса, посадке и посеву леса, уходу за лесом, лесоэксплуатации и охране леса не дадут высокого эффекта, если они не учитывают типы леса, типы лесорастительных условий. Достаточно сказать, что даже один и тот же способ рубки в разных типах леса может привести к различным, порой нежелательным результатам.

Так, постепенные рубки одинаковой интенсивности, проведенные в свежем и влажном ельнике-черничнике, могут привести к ветровалу во втором случае в большей степени, чем в первом.

С типами леса тесно связано и его возобновление. Как отмечает И. С. Мелехов, в таежных лесах естественное возобновление сосны успешнее всего происходит в чистых сосновых борах-брусничных, лишайниковых и особенно в вересковых, что обусловлено почвенным условием и влиянием лесных пожаров.

В сосново-еловых и еловых лесах зеленомошного типа на свежих и влажных почвах, а также в травяных типах после рубки леса возобновление хвойных проходит с большими трудностями, нередко наблюдается смена лиственными породами (осиной, березой, ольхой серой). В долгомощных и сфагновых типах леса последующее возобновление происходит обычно березой пушистой.

Важной задачей является более широкое и обстоятельное использование лесной типологии при лесоустройстве, занимающимся разработкой проектов организации и развития лесного хозяйства.

Типология леса академика П.С.Погребняка

Необходимость разработки украинскими лесоводами (Е.В.Алексеевым, П.С. Погребняком, Д.В. Воробьевым) нового лесотипологического направления была вызвана тем, что роль живого напочвенного покрова как показателя лесорастительных условий при интенсивном и длительном воздействии человека на леса Украины оказалась крайне незначительной. Они называют это направление по-разному: экологическое, лесоводственно-экологическое, лесоводственное, лесоводственно-типологическое.

В основу разработанной Е.В. Алексеевым и П.С.Погребняком эдафической (почвенной) классификации типов условий произрастания и типов леса положена два следующих показателя –богатство, или плодородие почвы, и степень ее влажности. Эти показатели, отражающие различные условия произрастания, сведены в таблицу и получили название эдафической сетки.

Основные лесообразующие породы Ракашевского лесничества Калейкинского леспромхоза

На территории сельского поселения Слободы Петропавловской Новошешминского района находится лесничество «Ракашевское» Калейкинского леспромхоза. Лес играет большую роль в жизни человека. Он дает для народного хозяйства древесину, лекарственные растения, множество съедобных плодов и семян, корм для диких и домашних животных.

На общей площади – 9 338 га Ракашевского лесничества преобладает следующие лесообразующие породы:

    Семейство березовые включает в себя листопадные, однодомные, ветроопыляемые деревья. Листья простые, по краю зубчатые, очередные. У представителей семейства березовых плоды крылатые или бескрылые семянки. Широко распространенными родами семейства является береза и ольха.

Береза повислая (бородавчатая) дерево высотой 20-30 метров с диаметром ствола 0,6-0,8 метра яйцевидно-конической ажурной формы кроны. Ствол и ветви покрыты берестой желтоватого цвета. У основания стволов кора черная, груботрещиноватая. Побеги красновато-бурые, сплошь усеяны мелкими светлыми железками-бородвками. Почки яйцевидно-конические, желтовато-бурые, голые, клейкие, длиной 4-5 мм. Листья треугольно-ромбические, гладкие, по краю двоякозубчатые. Начинает плодоносить с 10-15 лет. Обильное плодоношение в сочетании с хорошим распространением и быстрым ростом обеспечивает успешное заселение березой1 свободных лесных территорий и образование чистых молодняков. К почвам малотребовательна – может расти на бедных песчаных и каменистых почвах. Древесина этой породы обладает высокими техническими свойствами и успешно применяется в фанерном и мебельном производствах. Почки и листья находят применение в медицинской и парфюмерной промышленности.

Ольха серая – дерево высотой до 15-20 метров с диаметром ствола 30-40 см, имеет узкояйцевидную форму кроны и ребристый ствол. Кора светло-серая, гладкая. Побеги бурые с серым опушением. Почки красно-бурые волосистые, длиной 8-15 мм. Листья эллиптические, заостренные, по краю двояпильчатые, длиной 4-10см, сверху темно-желтые, почти голые, снизу серо-зеленые, опушенные. Женские цветки в коротких волосках, разрастающиеся в шишечки. Мужские сережки сидячие или на коротких цветоножках по 3-5 шт. Шишки располагаются группами по 6-10 шт., черно-бурые, деревянистые, эллиптические, длиной 1,5 см. орешки светло- или темно-коричневые с более развитым перепончатым крылышком. Корневая система развита достаточно хорошо, благодаря симбиозу с азотфиксирующими клубеньковыми бактериями. Является теневыносливой и холодостойкой породы. Размножается семенами и корневыми отпрысками, а после рубки дает пневую поросль. Используется для закрепления откосов, оврагов и берегов рек. Среди редкостойных зарослей развивается хороший травостой. Древесина мягкая, легкая, слегка розоватая. Используется в мебельном и тарном производствах, служит сырьем для химической промышленности.

    Семейство буковые. Дуб черештатый. Дерево высотой до 40 метров с диаметром ствола до 1,5-2 метра. Крона раскидистая или широкоцилиндрическая. Кора бурая или красновато-бурая с многочисленными чечевичками. Почки яйцевидные, притупленные, светло-серые. Порода однодомная с раздельнополыми цветками. Желуди располагаются обычно по 1-3 шт. на удлиненной плодоножке. Созревает осенью в год цветенья. Цветет одновременно с распусканием листьев. Начинает плодоносить на открытых участках с 10-20 лет, в насаждениях семенного происхождения с 35- до 40 лет, а порослевого с 25-30 лет. Цветение и плодоношение наступает ежегодно, но обильно через 4-5 лет. В естественных условиях размножается желудями или порослью от пня. В первые годы жизни дуб растет медленно, в силу требовательности к свету не выносит верхушечного затенения (превращается в торчки), но всегда нуждается в боковом отенении пород – липы, вяза, клена. Дуб предпочитает аэрированные темно-серые и серые лесные суглинки. Переносит сухость почвы и воздуха, используют в озеленительных работах. Дуб – долговечная лиственная порода, возраст превышает 500 лет. Древесина находит применение в мебельном и столярном производствах, в жилищных и гражданских строительствах, отходы древесины и кора – сырье для дубильных веществ и в медицине. Желуди служат кормом для птиц, кабанов и других животных.

    Род тополь. Наиболее распространенный на нашей территории является тополь дрожащий (осина).

Осина или тополь дрожащий – листопадное, быстрорастущее дерево с колонновидным стволом, широкоцилиндрической ажурной кроной. Высотой до 35 м и диаметром до 1 м. кора зеленовато-оливковая, гладкая, лишь на нижней части старых стволов темно-серая. Побеги округлые, зеленовато-бурые, блестящие с пятиугольной сердцевиной. Листовые почки блестящие, яйцевидно-заостренные, клейкие. Листья округлые или ромбовидные, по краю с редкими не ровными зубчиками. Цветет в апреле – начале мая до распускания листьев и опыляется с помощью ветра. Семена мелкие, желтовато-серые, располагаются в коробочках, созревают в июне- начале июля, благодаря наличию волосков разносятся ветром на значительные расстояния. Плодоносят с 10-12 лет ежегодно. Очень светолюбивая и морозостойкая. Растет на различных почвах, застоя воды не выносит. Применяется для облесения оврагов. Древесина белая, мягкая, легкая. Используется в спичечном целлюлозных и фанерных производствах.

Род клен . На нашей территории распространены два вида: клен остролистный и татарский (черноклен).

Клен остролистый – высотой до 30 м с диаметром ствола более 1 м с густой широкой кроной. Кора гладкая, красновато-серая, позднее темно-серая, мелкотрещиноватая. Побеги красновато-бурые с белой сердцевиной, листья темно-зеленые, блестящие, супротивные, крупные длиной до 18 см, шириной до 20 см, лопастные с 3-5 заостренными лопастями и округлыми выемками между ними. Черешки длинные, цветки зеленовато-желтые, опыляются насекомыми. Цветет до распускания листьев. Крылатки созревают осенью и постепенно опадают до весны. Плодоносит ежегодно, но обильные урожаи через 3-4 года. Дает поросль от пня, требователен к плодородию и влажности почвы. Живет 15-120 лет. Используется как полезащитное и декоративная порода. Является медоносом, кленовый сок употребляют в пищу. Прочная древесина с красивым рисунком используется в изготовлении мебели, фанеры и музыкальных инструментов.

Клен татарский – дерево высотой 10-12 м, с раскидистой кроной или крупный кустарник. Крона на стволе гладкая, темно-серая, почти черная. Побеги красновато-бурые, ребристые, голые или слабоопущенные, усеянные светлыми чечевичками. Листья цельные или слегка трехлопастные, по краю двоякопильчатые, у основания слегка выемчатые или округлые, сверху темно-зеленые, голые, снизу – более светлые, по жилкам опушенные. Листовая пластинка длиной 5-10 см, шириной 3-7 см. Черешок длиной 2-8 см. Цветет после полного облиствения в конце мая – начале июня. Цветки зеленовато-белые, в прямостоячих метелках, душистые. Крылатки сначала ярко-красные, при полном созревании – бурые, располагаются под острым углом друг к другу. Длина каждой крылатки до 3,5 см. Семя темно-красноватое, овальное, слабовыпуклое, длиной 1 см. Размножается семенами, дает поросль от пня, теневынослив и морозостоек. Используется при озеленения дорог и населенных пунктов, древесина используется на дрова, из коры получают краску.

Род липа липа мелколистная . Стройное дерево высотой 30 м с диаметром ствола до 1 м, с густой шарообразной кроной. Кора гладкая, темно-серая, с красноватым оттенком. С возрастом темно-бурая, неглубокобозчатая. Листья сердцевидные, заостренные на верхушке, по краю мелкоостропильчатые, листовая пластинка темно-зеленая, голая, снизу светло-зеленая, опушенная в углах жилок рыжеватыми волосками. Черешок длиной до 5 см. цветет в конце июня – в начале июля, цветки мелкие, желто-белые. Плоды созревают в августе-сентябре. Плодоносит обильно и ежегодно. Встречаются на различных почвах, отличаются зимостойкостью. Является теневыносливой породой, живет 300-400 лет. Хороший спутник для других пород обогащает почву известью, восстанавливает структуру, повышает плодородие за счет опада листвы. Древесина мягкая, легкая, прочная, находит большое применение в производстве мебели, фанеры, резных изделий и детских игрушек. Луб идет на изготовление мочала, молодые ветви на корм животным, липовые цветки в медицине.

Список используемой литературы

    Антрохин В.Г. Лесоводство. М. Лесная промышленность, 2015 г.

    Верхунов П.М., Дворецкий М.Л. Лесоводственные признаки и таксационные показатели древостоя. Горький, Госуниверситет, 2016 г.

    Горюнов А.К., Садовничий В.П. Лесоэксплуатация и основа лесного товароведения. Лесная промышленность 2015 г.

    Новосельцев В.Д., Справочник лесничего, Агропромиздат, 2015 г.

    Рульков В.В., Лесоводство и лесная таксация, Агропромиздат, Москва, 2016 г.

    Имщенецкая Л.И. Мир растений. Москва 2016 г.

    Иванова Р.Г. Словарь справочник по флоре Татарстана. Казань, 2016 г.

    Журнал «Биология в школе» №5, 2002 г, 2015 г.

    Красная Книга Республики Татарстан, 2015 г.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3 г.Назарово
Как здоровье, лес?
Выполнил: Насырова Екатерина Игоревна,

МБОУ СОШ №3 г.Назарово
Красноярского края, 7 класс
Руководитель: Лисунова Наталья Леонидовна,
учитель биологии МБОУ СОШ №3
г.Назарово

2016
Содержание
Стр.
Введение ………………………………………………….…………………….. 3
Здоровье нашего леса …………………….……………………………..4
Исследование леса……………………………….………………...4
Мероприятия по защите леса………………………………….…..7
Заключение…………………………..…………………………………………..8
Литература………………………………………………………..……………...9
Приложения……………………………………………………………………..12
Введение
Еще в 2013 году, выступая на заседании Госсовета в Улан-Удэ, посвящённом эффективности лесного комплекса РФ, президент Владимир Путин заявил, что «лес нужно спасать», ведь явление массовой гибели лесов распространено на всей территории России. Информация о состоянии лесов собирается в процессе ведения Государственного лесопатологического мониторинга и лесопатологических обследований насаждений. Данные о состоянии лесов и проведённых лесозащитных мероприятий заносятся в Государственный лесной реестр. Российский центр защиты леса с разветвленной сетью из 41 регионального филиала отслеживает ситуацию в стране. Основные проблемы, общие для всех лесных угодий страны – повсеместные пожары, браконьерство и антропогенное загрязнение леса. В 2014 году гибель лесных насаждений, по предварительным данным Государственного лесопатологического мониторинга, составила более 540 тыс. га, что на 40 % превышает среднемноголетний показатель, рассчитанный за период с 1989 по 2013 год – и это очень серьёзный масштаб бедствия. А если учесть количество незаконных браконьерских вырубок, то складывается далеко не благоприятная картина.
Актуальность Специалисты информационно-аналитического отдела центра защиты леса Красноярского края провели предварительный анализ данных о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов в 2015 году. Основными причинами ослабления и гибели лесов явились пожары, вредители и болезни леса. Отмечено, что очаги вредителей и болезней леса, по состоянию на 1 ноября 2015 года, действуют на площади более 57 тыс. га. Из них очаги насекомых – более 22 тыс. га, болезней леса – почти 35 тыс. га. Поражает равнодушие со стороны людей по отношению к проблемам леса. По данным опроса, только 31% населения волнует легальность происхождения древесины, 7% знают о лесных вредителях, и только 22% населения осознают всю важность леса для человека. Поэтому к проблемам лесов нужно привлекать внимание населения и помогать экологам формировать у людей экологическую ответственность.
Гипотеза: Если состояние леса в окрестностях г.Назарово ослабленное, то к этой проблеме нужно привлечь внимание людей.
Целью данной работы является разработка мероприятия по охране Назаровского леса на основе выявления проблем леса, находящегося в окрестностях г. Назарово.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1.Изучить методическую литературу
2. Дать оценку исследуемой площадке;
3. Сформулировать выводы о состоянии фитоценоза леса.
4. Разработать мероприятие по охране здоровья леса.
Методы работы: изучение, измерение, обобщение, сопоставление, анализ.
Объект исследования = участок леса в окрестностях г.Назарово, на правом берегу реки Ададым.
Предмет исследования – состояние лесного участка.
При оценке состояния леса использовались общепринятые в лесозащитной практике методики описания жизненного состояния деревьев по визуальным критериям В.А.Алексеева, методика оценки жизненного состояния леса по соснеЮ.А. Буйволова, М.В. Кравченко, методику флористического описания леса В. В. Алехина,возрастные периоды в развитии лесаМ. Е. Ткаченко.
Теоретическая значимость: возможность применять знания о методах изучения состояния леса на уроках биологии и занятиях кружке «Школьное лесничество».
Прикладная ценность полученных результатов – пропаганда лесосбережения среди школьников.
Здоровье леса
Принято считать, что главным богатством Красноярского края являются полезные ископаемые. Это утверждение справедливо лишь отчасти. Не менее значимым и традиционный ресурсом Красноярского края является лес. Красноярский край занимает площадь около двух с половиной миллионов квадратных километров. Почти семьдесят процентов этой территории – девственные леса, составляющие величайшее богатство края.
Леса оказывают огромное влияние на биосферу: на их долю приходится 44% кислорода, поставляемого ежегодно всеми зелёными растениями. Они вырабатывают больше 50% органических веществ, создаваемых наземными растениями. Лес улучшает микроклимат, смягчает резкие колебания температуры, предохраняет почву от замерзания, улучшает водно-воздушный режим почв, защищает поля от губительных засух и пыльных бурь. Сибирский лес веками был источником жизни для человека – давал пищу, жильё, пушнину. Нужно понимать, что всё это богатство принадлежит не только ныне живущим поколениям, поэтому надо стараться делать всё возможное для его сохранения и приумножения.
Все мы в той или иной степени имеем отношение к лесу. Каждый из нас регулярно бывает на природе - в лесу или лесопарке, каждый второй живет в доме с земли, где обязательно растет сосна, ель или береза, и они хотя бы раз в жизни нуждались в нашей помощи. Ведь лесные деревья, как и любые живые организмы, очень остро реагируют на неблагоприятные внешние воздействия: засухи, пожары, ураганные ветра, морозные малоснежные зимы, загрязнение воды и почвы химическими и бытовыми отходами, промышленные выбросы и т.п. сильно ослабляют растения, снижают их защитные реакции, они болеют, в результате чего становятся легкими жертвами многочисленных вредных насекомых и болезней.
1.1 Исследование леса
По данным руководителя Назаровского лесничества Светланы Артуровны Дергуновой, площадь Назаровского района 400тыс.км2, при этом площадь лесов составляет 64тыс.га. Структура лесов не однородна. В восточной части Назаровского района преобладает темно-хвойная тайга, в западной части – главной породой является береза. А сосново-хвойные леса искусственно созданы человеком. В северной части Назаровского района расположен Захаринский бор, где растущая а естественных условиях сосна по своим промышленным характеристикам приравнивается к знаменитой в мире Ангарской сосне.
Объектом нашего исследования был выбран участок леса в окрестностях г.Назарово, на правом берегу реки Ададым. Размер пробной площадки составил 400 кв.м (квадратная площадка20х20м). При оценке состояния леса использовались общепринятые в лесозащитной практике методики описания жизненного состояния деревьев по визуальным критериям В.А.Алексеева, методика оценки жизненного состояния леса по сосне Ю.А. Буйволова, М.В. Кравченко, методику флористического описания леса В. В. Алехина, возрастные периоды в развитии леса М. Е. Ткаченко (приложение 1). Результаты исследования состояния леса на пробной площадке следующие (табл.1).
Результаты исследования лесного участка
Таблица 1
Исследуемые показатели Результат
Географическое и местное положение К юго-востоку от Назарово, 4 км от города, правый берег реки Ададым
Положение в рельефе Ровное место
Описываемая площадка 400 кв.м (квадратная площадка 20х20м).
Описание видового состава растений. В древостое преобладает береза, под пологом основной кроны встречается сосна..
Напочвенный покров – осочковые травы
В мохово - лишайниковом покрове различные виды зеленых мхов
Вывод: лес берёзово-сосновый зеленомошно-разнотравный
Ярусы леса 1 ярус -высокие деревья – береза, сосна
2 ярус - подрост сосны, редко - березы
3 ярус – травы
мхи и лишайники имеют внеярусное расположение, так как не относятся ни к одному из ярусов, и растут на деревьях
Степень сомкнутости крон - доля площади
поверхности земли, занятая проекциями крон.
Показатель необходим для характеристики густоты сообщества, определяют на глаз, и выражается она в долях единицы. За 1,0 принимают такую сомкнутость, при которой внешние контуры крон деревьев расположены настолько плотно, что почти не оставляют просветов.
Результат исследования: приблизительно 70% для 1 яруса - березы, 10% для сосны
Число деревьев. Березы - 44, сосны - 11
Формула древостоя Это доля в древесном и кустарниковом ярусах составляет каждый отдельный вид.
формула древостоя 1 яруса =8Б 2С
формула древостоя 2 яруса =10С+ Б
Средняя высота древостоя Береза –18, 2м
Сосна - 18.4 м
Перечет древостоя по ступеням толщины позволяет определить средний диаметр каждой породы
Средний диаметр древостоя сосны равен 21,5см
Средний диаметр древостоя березы равен 28,75см
Возрастные поколения Средний возраст растений на выбранной площадке - сосна – 50 лет, береза 42года
Результат: береза сосна
Молодняк 3 5
Средневозрастные 2 2
Приспевающие 5 2
Спелые 33 2
Старые 1 нет
Возобновление древесных пород. Молодое поколение деревьев не обнаружено. Возобновление плохое.
Исследования состояния древостоя (ОЖС) По данным исследования выявлено, что количество здоровых деревьев составляет - 50 %,поврежденных - 38 %,больных - 12 %.
Коэффициент состояния Кберезы =22х1+6х4+1х5+15х2=81:44=1,5, Ксосны =5х1+6х2=17:11-1,55
Результат: (1,5+1,55)/2=15,25% - состояние древостоя находится на границе нормы и ослабленного состояния
Вредителей древостоя Не обнаружено
Рекреационная нагрузки на лес. Влияние человека проявилось наличием небольшого количества мусора: жестяной крышки, целлофанового пакета, двух кирпичей и старого носка. Явных вытоптанных тропинок не обнаружено
Кислотность почвы Слабо-кислая, для сосны и березы благоприятная
1.2 Мероприятия по защите леса
Изучив полученные результаты мы решили, что проблема здоровья леса существует, а значит ее надо решать.
Для привлечения внимания школьников к проблемам леса мы провели в школе выставку «Поэзия нашего леса». Для этого мы сделали подборку стихов о деревьях, встречающихся в нашем лесу, и соединили их с гербарными материалами и картинами русских художников.
Участники кружка «Школьное лесничество» провели викторину для учеников начальной школы на тему «Лес - наше богатство», показали фильм о лесе и разработали плакаты.
21 марта – международный день леса, и в связи с этим праздником мы планируем провести конкурс фотографий «Красота родных лесов» и написать статью в газету о проблемах нашего леса.
Заключение
1.Анализируя данные, можно сделать вывод, что наша гипотеза не подтвердилась. Состояние древостоя (оценка жизненной силы) находится на границе нормы и ослабленного состояния. На территории пробной площадки имеются следы деятельности человека. Основными лесообразующими породами являются береза и сосна, преобладает береза. На участке 400 м2 насчитывается деревьев: 44– берез, 11- сосен. Древостой двухъярусный. Предельная высота I яруса – около 18,4 метров. Во II ярусе, высотой до 10 м., произрастают молодняк сосны. В данном лесном участке встречаются лишайники и зеленые мхи, имеющие внеярусное расположение, т.к. не относятся ни к одному из ярусов, и, растущие на самих деревьях и кустарниках. Среди травянистых растений по численности преобладает осока.
2. Проведенная викторина для учеников начальной школы на тему «Лес - наше богатство», выставка «Поэзия нашего леса» повысила знания учащихся о важности леса и необходимости его охраны и защиты.
3. Лес играет очень важную роль для нашей планеты. Хотелось бы, чтобы люди задумались об этом. Для привлечения внимания к проблемам леса нужно проводить мероприятия для населения всего города. Знакомить и расширять знания людей о природе, красоте леса, его богатствах и целебных растениях.
Литература
Биология. Общая биология. Базовый уровень:учеб. Для 10- 11кл., В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова; под ред.проф.Захарова.- 5-е изд., - М.: Дрофа, 2009. – стр. 320.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. Тяглова Е.В. М.: Глобус, 2007
Лесоведение. Основы лесного хозяйства и таксация леса. А.Н. Мартынов, В. Ковязин.М.: Дрофа, 2009. 336 с.
Лесоведение и лесоводство: учебник для студ.вузов С.Сеннов. М.: Дрофа, 2009. 420 с.
Лесоведение. Журнал./ учрежд.РАМН. М: Наука, 2015, №9
Оценка жизненного состояния леса по сосне.А.С.Боголюбов, Ю.А.Буйволов, М.В.Кравченко. М.:Экосистема, 1999
Полевая геоботаника с основами почвоведения: учеб.пособие / Ю.Н. Краснощеков, Н.В. Сеннов С. Н. Лесоведение и лесоводство: учеб. для студентов вузов. СПб.: Лань,2011. 336 с.
Статистический обзор состояния леса за 2015 год. РАМН. М: Наука, 2015
Школьный атлас определитель высших растений. Новиков В.С., Губанов И. А.М.: Просвещение, 1985
Фенологические наблюдения в школьных лесничествах. Аксенова Н. А., Ремизов Г. А., Ромашова А. Т. М.: Агропромиздат, 1985. 95 с.
Приложение 1.
Геоботаническое описание леса
1. Описание пробной площади. Опытным путем было установлено, что для лесных сообществ минимальный размер пробной площади 400-500 м (квадрат20х20 м). Указывают область, район, населенный пункт, положение в рельефе, микрорельеф. К микрорельефу относятся формы с горизонтальными размерами 2-20(50) м и вертикальными - до 1 м. Чаще всего это различные кочки, впадины и т. д., образующие неровности на поверхности пробной площади. Отмечают их размеры и распределение. Растительность чутко реагирует на микрорельеф, так как он влияет на перераспределение поверхностного стока и других экологических факторов. Характеристика микрорельефа важна и для хозяйственной оценки территории. Микрорельеф может быть фитогенного происхождения, что следует отметить особо. Условия увлажнения: атмосферное, грунтовыми водами, проточное, застойное, наличие стока на склонах. Мертвый покров - степень покрытия почвы подстилкой(в%), ее
толщину, компоненты(листья, кора, ветви-каких видов и т. п.).
2.Описание видового состава растений.
Число видов, входящих в состав леса, может быть различным. Леса, состоящие из одного вида растений, в природе встречаются очень редко, природе встречаются преимущественно сложные лесные сообществ. В полное название лесного фитоценоза включаются четыре основных составляющих растительного покрова - древесный ярус, кустарниковый ярус, мохово-лишайниковый ярус и травяно-кустарничковый ярус. Иногда, в зависимости от цели описания, можно ограничиться упрощенным названием типа леса, с перечислением основных экологических групп растений, формирующих фитоценоз, например: берёзово-сосновый зеленомошно-разнотравный лес. В этом лесу в древостое преобладают сосна и береза, в мохово-лишайниковом покрове - экологическая группа зеленых мхов (различные виды), а в травяно-кустарничковом покрове - злаки и луговые растения богатых почв.
Оценка пород леса по «Шкале оценок обилия Й. Браун-Бланке»
Оценка обилияСловесная характеристика обилия
rВид чрезвычайно редок с незначительным покрытием
+Вид встречается редко, степень покрытия мала.
1Число особей велико, степень покрытия мала (или особи разрежены, но покрытие маленькое)
2Число особей велико, проективное покрытие 5-25%
3Число особей любое, проективное покрытие 25-50%
4Число особей любое, проективное покрытие 50-75%
5Число особей любое, проективное покрытие более 75%.
3. Ярусы леса
Различные виды растений в лесном сообществе имеют разную высоту, поэтому их надземные части расположены в несколько ярусов. Расположение растений по ярусам связано с количеством света, которое определяет температурный режим и режим влажности в лесном сообществе на разной высоте.
1 ярус – высокие деревья;
2 ярус – малые деревья, подлесок;
3 ярус – кустарники
4 ярус – травы
Мхи и лишайники имеют внеярусное расположение, так как не относятся ни к одному из ярусов, и растут на деревьях. .
3. Степень сомкнутости крон - доля площади поверхности земли, занятая проекциями крон. Степень сомкнутости крон. Сомкнутостью называют площадь проекции, ограниченную внешними контурами крон без учета просветов внутри крон, выраженную в процентах от общей площади. Обычно степень сомкнутости выражают в процентах или долях от единицы: сомкнутость60% или0,6 и т.п .
4. Число деревьев. Проводится сплошной пересчет стволов каждой породы на всей пробной площади(учитываются только взрослые деревья). .
5. Формула древостоя. Оценив сомкнутость крон, переходят к составлению формулы леса - оценке того, какую долю в древесном и кустарниковом ярусах составляет каждый отдельный вид. Долю видов в формуле леса принято выражать в баллах - от 1 до 10. Общий объем крон всех растений принимается за 10 и оценивается, какую же часть составляет каждый отдельный вид. Отдельно стоящие растения, по их представленности в лесу не достигающие 10% (менее 1 балла), помечаются в формуле значком "+", а единичные растения (1-2 на исследуемой площади) значком "ед.".Названия видов в формуле леса сокращаются до одной или двух букв, например: береза - Б, дуб - Д, сосна - С, ель - Е, осина -Ос, ольха серая - Ол.с., ольха черная - Ол.ч., липа - Лп, лиственница - Лц, крушина - Кр, малина - Мл и т.д. .
6. Высота деревьев расстояние от корневой шейки до конца вершины дерева; таксационный показатель, используемый для определения объема ствола. Деревья выше 25 м условно относят к деревьям первой величины, от 16 до 25 м - второй величины, от 7 до 15 м - третьей величины и 5-7 м - к низким. В пределах однородного древостоя изменчивость высот составляющих его деревьев выражается коэффициентом вариации 6-10 %. Определяют с помощью эклиметра. Для этого от дерева отмеряют10, 20 или30 м(в зависимости от величины дерева), с найденной точки визируют на вершину дерева и находят угол. По углу и расстоянию устанавливают высоту дерева. В пересеченной местности устанавливают углы на вершину и основание дерева. Возможен глазомерный способ определения высоты с помощью небольшой(около40 см) палочки, на одном конце которой зарубкой отмечена1/10 ее длины. Палочку держат вертикально на вытянутой руке так, чтобы ее верхний конец совместился с вершиной дерева, а нижний - с основанием. На стволе замечают точку (веточку, трещину коры и т. п.), совпадающую с зарубкой на палочке. Не сводя глаз с этой отметки, подходят к дереву и измеряют расстояние от основания ствола до метки. Полученную цифру умножают на10 - это и будет высота дерева. .
7. Диаметр стволов. Измеряется мерной вилкой таксатора на высоте 130 см(на уровне груди) или на этой же высоте измеряется окружность дерева портновским метром с крючком на конце, и полученное значение делится на 3,14. Господствующий диаметр определяют по результатам измерений диаметров всех деревьев на пробной площадке. .
8. Возрастные поколения. Возраст растений определять надежнее всего по годовым кольцам спиленных деревьев, которые при желании можно найти практически в любом лесу. Если спиленных деревьев в лесу нет, то возраст определяют с помощью возрастного бура Пресслера, а у молодых растений ели и сосны можно определить по числу мутовок ветвей на стволе. У этих растений в молодом возрасте (до 30-40 лет) по всей длине ствола сохраняются отмершие (в нижней части кроны) или живые (в верхней части) ветви, которые растут пучками - мутовками, по нескольку ветвей на одном уровне по окружности ствола. Количество таких мутовок - от основания ствола до его вершины, примерно соответствует возрасту дерева, т.к. за один вегетационный сезон дерево прирастает на одно междоузлие (на одну мутовку). К числу лет, полученному при подсчете мутовок, следует прибавить по крайней мере три года, чтобы учесть период укоренения и начала роста.
Использование бура Пресслера. Этот бур позволяет взять образец древесины от коры дерева до его сердцевины. Так можно подсчитать кольца, не спиливая дерево; деревья, обычно, вскоре восстанавливают повреждения в тканях ствола. Длина бура должна быть не менее 75% от диаметра дерева. Расположите бур на уровне груди (1,3 м) от земли. %, 20%, …60%. Вкрутите бур в ствол.10%, 20%, …Убедитесь, что ваш образец содержит сердцевину. Если нет, то вам придется сверлить ствол заново. Сосчитайте количество колец.
Возрастные периоды в развитии леса по М. Е. Ткаченко:
Молодняк: сосна – 20 лет, береза 10 лет,
Средневозрастные: сосна – 40 – 60 лет, береза 21-30 лет,
Приспевающие (замедляют рост):сосна – 61-80 лет, береза 31-40 лет,
Спелые(перестают расти):сосна – 81-100 лет и более, береза более 40 лет, .
9. Возобновление древостоя. Включает всходы и подрост. Всходами принято считать одно-двухлетние деревца. Лесоводы условно все деревца высотой до10 см относят к всходам, более высокие – к подросту, но не выше 1/4 или 1/2 высоты взрослых деревьев. Ни всходы, ни подрост нельзя считать самостоятельными ярусами, т.к. это молодое поколение деревьев; многие из них погибнут, а более сильные со временем достигнут высоты верхнего яруса насаждений. Состояние всходов и подроста - важный показатель развития леса, свидетельствующий о степени обеспеченности естественного возобновления, обустойчивости данного фитоценоза, возможности смены древесных пород и т.д.Приводится его оценка по шкале М.Е.Ткаченко: возобновление хорошее - более 10 тыс./га, удовлетворительное - 10-5, слабое - 5-2, плохое - менее 2 тыс. экз./га. .
10.Исследования состояния древостоя (по В.А.Алексееву)
Категория деревьев Признаки состояния деревьев по породам
хвойные лиственные
1- без признаков ослабления Крона густая, хвоя (листва) зеленая, прирост текущего года нормального размера для данной породы, возраста, сезона и условий местопроизрастания; ствол и корневые лапы не имеют внешних признаков ослабления
2 – ослаб- ленные Крона ажурная; хвоя зеленая, светло-зеленая или объедена (обожжена) не более чем на 1/3; прирост уменьшен не более, чем на половину; усыхание отдельных ветвей, повреждение отдельных корневых лап, местное повреждение ствола Крона ажурная; листва рано опадает или объедена; прирост уменьшен до 1/2; усыхание отдельных ветвей; местные повреждения ствола и корневых лап; единичные водяные побеги
3 – сильно ослабленные Крона сильно ажурная; хвоя светло-зеленая или серая, матовая, либо объедена (обожжена) более чем на 1/3; прирост очень слабый; усыхание до 2/3 кроны; повреждения корневых лап или ствола, окольцовывающие их до 2/3; попытки или местные поселения стволовых вредителей; признаки сильного грибного (вирусного, бактериального) поражения ствола или кроны Крона сильно ажурная; листва очень мелкая, светлая, рано желтеет и опадает; прирост очень слабый или отсутствует; усыхает до 2/3 кроны; повреждения корневых лап или ствола на 2/3 их окружности; сокотечение на стволах и скелетных сучьях; попытки или местные поселения стволовых вредителей; обильные водяные побеги; признаки сильного грибного (вирусного, бактериального) поражения ствола или кроны
4 – усыхаю-щие Крона сильно ажурная; хвоя серая, желтоватая или желто-зеленая, осыпается; прирост очень слабый или отсутствует; усыхание более 2/3 ветвей; повреждение стволов и корневых лап бо- лее 2/3 окружности; признаки заселения стволовыми вредителями Усохло или усыхает более 2/3 кроны; повреждение более 2/3 окружности ствола и корневых лап; признаки заселения стволовыми вредителями; усыхающие водяные побеги.
5 – свежий сухостой (текущего года) Серая, желтая или бурая, частично осыпавшаяся хвоя, частичное опадение коры; признаки заселения или вылета стволовых вредителей Листва усохла, увяла или отсутствует; частичное опадение коры; признаки заселения или вылета стволовых вредителей
6 -старый сухостой (прошлых лет) Живая хвоя (листва) отсутствует; кора и мелкие веточки осыпались частично или полностью; вылетные отверстия стволовых вредителей; под корой грибница дереворазрушающих грибов
Методика А. С. Боголюбова, Ю. А. Буйнова, М. В. Кравченко «Оценка жизненного состояния леса по сосне» . Изучается степень дефолиации и пожелтение кроны деревьев на выбранной площадке. Класс дефолиации определили визуально с помощью бинокля, при этом нами осматривались ветки в средней части кроны. Густоту кроны оценивали по 4 основным классам, где каждому классу соответствует определенный процент потери хвои. Данные заносили в бланк описания ОЖС деревьев. И другой показатель – пожелтение кроны определили визуально по 4 классам по известной шкале. Данные также занесли в бланк описания. Для удобства обработки полученных данных пользуются таблицей (табл.3) и выполнили соответствующие расчёты по формулам.
Определение жизненного состояния сосны обыкновенной
Таблица 3
Балл ОЖС Кол-во деревьев Процент деревьев Сумма %
0 n0 А0=n0/N·100% А0
1 n1 А1=n1/N·100% В1=А0+А1
2 n2 А2=n2/N·100% В2=В1+А2
3 n3 А3=n3/N·100% В3=В2+А3
4 n4 А4=n4/N·100% В4=В3+А4
5 n5 А5=n5/N·100% В5=В4+А5
Сумма N=n0+n1+n2+n3+n4+n5 100 100%
Состояние древостоя леса оценивается по следующим категориям:
K< 1, 5 – здоровый древостой (I)
K= 1, 6 – 2, 5 – ослабленный древостой (II)
K= 2, 6 – 3, 5 – сильно ослабленный лес (III)
K= 3, 6 – 4, 5 – усыхающий лес (IV)
K= 4, 6 – погибший лес (V)
11.Определение вредителей древостоя
Сосна обыкновенная - при вершинном и стволовом типах отмирания - постепенно светлеющая, позднее желтеющая и опадающая хвоя, матовый цвет тонкой коры: ,буровая мука и входные отверстия короедов, насечки усачей, ползающие жуки. на березе - ряды вентиляционных отдушин над маточными ходами, видные на поверхности коры, усыхание ветвей и всего дерева.
12.Определение рекреационной нагрузки на лес.
Рекреационная нагрузка – это степень непосредственного влияния отдыхающих людей (рыболовов, туристов, охотников и т. п.), их транспортных средств и др. на природные комплексы или рекреационные объекты (живописные места, памятники архитектуры и т. д.). Выражается числом людей или человеко-дней на единицу площади или на рекреационный объект за определенный промежуток времени .
13. Определение кислотности почвы
Кислотность – одно из характерных свойств почвы лесной зоны. Повышенная кислотность отрицательно сказывается на росте и развитии растений – нарушается обмен веществ в растениях, задерживается образование генеративных органов, что приводит к нарушению семенного размножения, а иногда вызывают гибель растений. Повышенная кислотность почв подавляет жизнедеятельность почвенных бактерий, участвующих в разложении органики и высвобождении питательных веществ, необходимых растениям. Береза и сосна предпочитают слабо-кислую рН почвы.
Кислотность почв можно определить универсальной индикаторной бумагой.
Оборудование и реактивы:
Образец почвы; большая стеклянная колба с пробкой; воронка; фильтр; универсальная индикаторная бумага; шкала значений рН.
Ход работы:
1.Поместите в колбу примерно 10 г почвы.
2. Добавьте в колбу 25 мл дистиллированной воды.
3. Закройте колбу пробкой, энергично встряхните и дайте отстояться содержимому в течение нескольких часов.
4. Отфильтруйте содержимое колбы и определите рН почвенной вытяжки с помощью универсальной индикаторной бумаги. .

Цели проекта:

  • Создание условий для формирования у детей предшкольного возраста позиции друга по отношению к лесу путем воздействия на познавательную сферу ребенка
  • Расширить у детей и взрослых представления о лесе, и сформировать позицию "друга" природы.
  • Обогатить предметно - развивающую среду.
  • Создать систему работы по взаимодействию с родителями воспитанников и населением близлежайшего микрорайона.
  • Совершенствовать взаимодействие с организациями социума.

Актуальность.

На современном этапе, когда люди, в силу сложившейся социально - критической экономической ситуации, вынуждены заниматься поисками путей по преодолению своих проблем и, зачастую, принимать потребительскую позицию, состояние окружающей среды катастрофически ухудшается. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. (Данные анкетирования родительской общественности и собственных наблюдений). И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. Эта негативная позиция взрослых проецируется на формирующейся личности ребенка - дошкольника, у детей все меньше проявляется любопытства к живым существам. А все чаще наблюдается равнодушное, а порой жестокое отношение к ним.

Поэтому возникает необходимость в углубленной целенаправленной работе с детьми, начиная уже с предшкольного возраста, по развитию интереса к биологическому сообществу - леса, и, как следствие, по воспитанию у них бережного и внимательного отношения к природе, в целом, и к лесу, как части природы.

Но эта работа не будет эффективной без воздействия на родительскую позицию, и позицию взрослых, поэтому нужно активизировать процесс взаимодействия с социумом, то есть "подружить" детей и взрослых с лесом.

Участники проекта: дети 6 - 7 лет, педагоги ДОУ, родители воспитанников, население ближайшего микрорайона, социум.

Проектная деятельность будет осуществляться в III этапа.

I этап - подготовительный.

Сроки: март - апрель 2009 г.

Цель: подготовка педагогов и предметно - развивающей среды к данному проекту.

  • планирование и проектирование мероприятий по подготовке педагогов к проектной деятельности,
  • разработка цикла занятий, бесед, наблюдений,
  • создание предметно - развивающей среды,
  • создание педагогической модели взаимодействия " педагог - эколог - педагоги - узкие специалисты - воспитатели",
  • создание системы мониторинга.

II этап - практический.

Цель: создание и внедрение условий для формирования у детей позиции "друга" по отношению к лесу путем воздействия на познавательную сферу ребенка.

  • проведение цикла занятий, бесед, наблюдений и других мероприятий,
  • создание и внедрение системы работы по взаимодействию с родителями воспитанников и населением близлежащего микрорайона,
  • совершенствование взаимодействие с организациями социума.

III этап - заключительный

Цель: оценка результатов реализации проекта на основе мониторинговых исследований

  • анализ проведенной работы.

План действий по реализации проекта "Лес - наш друг".

Что? Как? Когда? Ответственные и участники Ожидаемый результат
Работа с педагогами
Формирование теоретической готовности педагогов в экологическом образовании - Изучение научно - методической литературы

Круглый стол "Научитесь беречь лес"

Викторина

"В природе все взаимосвязано"

Разработка конспектов занятий, бесед, наблюдений

Разработка интегрированных занятий

Мастер - класс. Работа на экологической тропе

I этап - март - август 2009 г.

I этап декабрь 2009 г.

Заместитель заведующей по ВМР,

Педагоги - специалисты, воспитатели групп

Воспитатель - эколог

- разработки материала
Работа с детьми
Диагностика - проведение диагностических мероприятий, анализ результатов I этап сентябрь 2009 г. Воспитатель - эколог, воспитатели групп
Расширение у детей представлений об экосистеме "Лес" - Цикл занятий экологической направленности

Цикл бесед

- "Уроки доброты"

- "Уроки мышления" с

обсуждением и проигрыванием ситуаций.

- "Минутки познания" цикл наблюдений за елью - объектом экологической тропы

Целевые прогулки

"Сколько елочек мы не спасли"

"Елочки и ее сестрички в городе"

"Возвращенный лес" (сбор макулатуры)

Сюжетно - игровая акция "В гости к бабе Яге" (уборка мусора в лесу)

"Зеленая елочка - живая иголочка" (развешивание плакатов, изготовленных детьми в защиту елей, с приглашением детей социума)

- "Здравствуй, наш зеленый друг" переписка с лесом (почтовый ящик)

Создание книги "Жалобная книга леса"

Музыкально - экологические праздники:

"День рождения друга, дедушки дуба"

"Сбережем зеленую планету" (с приглашением жителей нашего микрорайона)

Эколого-оздоровительные походы "Поезд доброты" (экосистема леса в разное время года)

Интегрированные занятия

"Какая я - елочка зеленая иголочка" (ИЗО + Экология)

"Лес и наше здоровье"

(валеология + экология)

"Лесные жители"

(экология + ФИЗО)

Тематическая неделя леса:

Выставка "Лес в жизни человека"

Экологический праздник "Природы жалобная книга"

Музей "Чудеса леса"

Сказки о лесе (словотворчество детей)

Работа на микроучастке "Биоценоз леса"

Выпуск газеты

II этап октябрь - январь 2009 г. по плану

II этап октябрь - январь по плану 2009 г.

II этап 2 и 3 неделя декабря 2009 г.

Постоянно в течение всего проекта

Сентябрь 2009 г.

3 неделя декабря 2009 г.

1 раз в месяц

эпизодически

II этап февраль 2010 г.

Март 2010 г.

II этап февраль 2010 г.

II этап постоянно в течении всего проекта

II этап по сезону

II этап апрель 2010 г.

Воспитатель - эколог, воспитатели групп, воспитатель по ИЗО, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель. - расширение представлений детей об экосистеме "лес".
Работа с родителями.
Подготовка родителей к проекту. - Проведение диагностических мероприятий, анализ результатов диагностики. I этап апрель 2009 г. Воспитатель - эколог. Воспитатели групп.
Совместные мероприятия. - Родительское собрание "Экология и наше здоровье"

Консультации

"Лес - защитник и лекарь"

"Настои из трав и плодов деревьев"

КВН "Тайны природы"

Трудовой десант "Дерево нашей семьи"

Традиционная выставка "Елочка зеленая иголочка" (изготовление елочки из бросового материала и природного материала)

Конкурс "Нет экологической тревоги в лесу"

Выпуск буклетов "Правила поведения в лесу"

II этап май 2009 г -май 2010 год. Воспитатель - эколог.

Воспитатели групп.

Предметно - развивающая среда.
Пополнение предметно - развивающей среды. - приобретение дидактического материала

Изготовление пособий: развивающих игр, наглядно - демонстрационного материала

Разработка схемы микроучастка "Биоценоз леса"

Посадка микроучастка "Биоценоз леса"

Изготовление макета "Лес"

I этап - март - май 2009 г.

II этап март - апрель 2010 г.

Воспитатель - эколог

Все участники проекта

Учебно-наглядный материал, микроучасток для экспериментальной деятельности.
Работа с социумом.
Организация социального партнерства и социального взаимодействия. - Лесничество Вятско - Полянского района

Беседа с детьми " Правила поведения в лесу"

Беседа с родителями "Лес и отдых"

Помощь в проектировании озеленения территории ДОУ

МУП ЖКО "Благоустройство" (выделение саженцев деревьев и рекомендации по их выращиванию)

Помощь в организации взаимодействия ДОУ с населением

Цетр дополнительного образования

Акции "Сбережем березы"

Трудовой десант "Очистим парк от мусора"

Выставки "Лес в творчестве детей"

Познавательные занятия

Детская библиотека

Спектакли "Лесной теремок"

подборка художественной литературы на абонементе

Выставки "Дары Леса"

Музыкально - экологический праздник

"Красная книга"

ДОУ города

Выставки

II этап февраль 2010 г.

II этап март 2010 г.

II этап апрель 2010 г.

II этап в течении всего проекта

II этап октябрь 2009 г. - апрель 2010 г.

II этап октябрь 2009 г. - апрель 2010 г.

Сотрудники лесничества

Сотрудники МУП ЖКО

Педагог - эколог

Сотрудники библиотеки

Учителя начальных классов

Воспитатели - экологи

Литература.

  1. Н. А. Рыжова "Экологическое образование в детском саду" Москва 2001 г.
  2. Л. Г. Горькова "Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников"
  3. О. Ф. Горбатенко "Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях" Волгоград 2001 г.
  4. Т. А. Шорыгина "Зеленые сказки" Книголюб 2006 г.
  5. "Беседы о русском лесе" Сфера Москва 2008 г.
  6. "Какие звери в лесу?" Москва 2000г.
  7. "Грибы. Какие они?" Москва Гном и Д 2004 г.
  8. "Деревья. Какие они?" Москва 2001 г.
  9. В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич "Прогулки в природу" Москва Просвещение 2000 г.
  10. С. Н. Николаева "Юный эколог" Москва 2003 г.

МОУ Покрово-Пригородная

средняя общеобразовательная школа

Тамбовского района Тамбовской области

Экологический проект

Тема: «Войди в лес другом».

Спонсоры: колхоз - племзавод

им. Ленина, председатель депутат Областной Думы Гагулин В. Д.

НПП ООО “Измерон - В” г. Воронеж

Президент кружка: Волобуев Никита.

Руководители:

Бабаев Игорь Борисович

Федоровых Тамара Николаевна

Покрово - Пригородное

Войди в лес другом.

Из опыта проведения урока похода.

Тема: « Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных. Отработка правил личного природоохранного поведения проведения ».

«Если будет вода и в ней ни одной рыбки - я не поверю воде.

И пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка - я не

поверю и в воздух. И лес без зверей ….-не лес»

М. М. Пришвин

1. План работы:

1.Задачи урока-похода.

3. Маршруты.

4.Ход урока-похода.

5.Практическая направленность.

6.Подведение итогов.

7. Литература.

8. Дополнительный материал для учителя.

Цель:

активизация познавательной деятельности, формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности учащихся.

формирование у учащихся активной жизненной позиции по отношению к природе и обществу на основе личностно ориентированных методик.

Задачи :

Показать многообразие растений и животных, их связи с окружающей средой; ознакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений и животных.

Формирование экологической культуры и принципов здорового образа жизни;

Осознание детьми «принципа Эко - Я», то есть себя, как части живой природы;

Определение системности компонентов природной среды и опасности потери биосферой жизнепригодных качеств.

Формирование умений работать с информацией, полученной экспериментальным путём.

Уроки - походы проводятся в курсе преподавания биологии в возрастной группе учащихся 6-9 классов. На эмоциональной основе ребята лучше понимают закономерности изменений, происходящих в природе. Познают мир окружающего живого пространства в непосредственном контакте. Вместе с тем учатся правильной организации своего отдыха. Уроки - походы проходят посезонно:

Осенние: «Войди в лес другом,»(6 класс), «Уж небо осенью дышало» (7 класс), «Унылая пора очей очарованье» - (8класс), «Листопад» (9 класс), зимние: «Жизнь леса зимой».

Весенние: «Первоцветы»-(6класс), «Пробуждение природы» - (7 класс), «Единение с природой» - 8 класс, «Нас много, а природа одна» 9класс, «Все больше окружающей среды» -9 класс.

Для учащихся 6 классов походы однодневные. Для семиклассников весенний поход двухдневный, так как основная задача - услышать весенние голоса птиц. Практикуем августовские походы: «Звездопад».

Программа проведения интегрированных уроков-походов

(экология, география)

«Экосистемы Тамбовской области»

Цели: Создание положительной мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся, а так же углубленная работа над проблемами современного мира на этапе осмысления (обсуждения) социального опыта и оценки полученного результата с использованием краеведческого материала.

Наблюдения за явлениями природы, работой ветра, воды. Экологические нарушения и их объяснение.

Растения и животные своего края. Правила личного природоохранного поведения в природе.

Описание состояния водоёма, участка леса. Осенние явления в природе. Источники загрязнения и меры охраны экосистемы. Ориентирование в лесу.

Зимние явления в жизни растений и животных.

Описание экосистемы леса, водоёма. Экологические нарушения, разработка мер по их ликвидации, частичное устранение.

Осенние явления в экосистеме. Воздействие тепла и влаги на экосистему.

Сезонные явления в экосистеме. Воздействие человека на экосистему.

Взаимосвязи компонентов в экосистеме. Описание экосистемы с разработкой мер по охране и рациональному использованию.

Описание экосистемы. Антропогенное воздействие на экосистемы. Разработка мер по охране и рациональному использованию одного-двух компонентов природы.

Антропогенные экосистемы. Мониторинг состояния экологической обстановки села, экосистем леса, водоёма. Разработка рекомендаций мер по охране и рациональному использованию

Экологическая минутка» (очистка экосистем от мусора, очистка родников и т.д.) на каждом уроке.

Отчёты по результатам исследовательской деятельности учащиеся оформляют в виде презентаций, фотовыставок, экологических проектов и т.д.

Результативность: Учащиеся приобретают и совершенствуют знания о взаимодействии природы и общества, формируются практические и исследовательские умения и навыки, навыки работы с ИКТ.

В нашей школе уроки - походы,часто интегрированные уроки биологии и географии.

При подготовке к уроку с детьми проводится предварительный инструктаж о правилах подготовки к походу, о поведении в походе, о маршруте, о правилах взаимовыручки в походе.

С классом работают два учителя. Учитель географии - инструктор по туризму и учитель биологии. Желательно привлечь к работе классного руководителя, родителей.

Время проведения похода с 9.00 утра до 16.00 - зимой; весной и осенью до 18.00.

Работа проходит по разработанным маршрутам, позволяющим наиболее глубоко связать маршрут с программным материалом.

Первый маршрут протяженностью - 7 километров, второй маршрут - 10 километров, третий маршрут - 8 километров.

Способ передвижения: из села Покрово - Пригородное до отправной точки маршрута движемся на автобусе, затем продолжается пешее движение с 10 минутным перерывом - привалом через каждые 30 минут движения. Обратный путь с заключительной точки маршрута проходит на автобусе до села.

В поход учащиеся идут с полным туристическим снаряжением. Питание на привалах - проводится за счет бутербродов. На основной стоянке готовится горячая пища, приготовленная на костре: суп, картофельное пюре, чай.

Готовят дрова и разводят костер мальчики под руководством учителя - инструктора. Приготовление пищи лежит на девочках.

На привалах маршрута проводятся наблюдения, исследования. Всего привалов, в зависимости от маршрута, два или три.

По прибытии на основную стоянку у реки Гремячка, проводится инструктаж по ориентированию в лесу в пределах видимости учителя и инструктаж по правилам поведения.

Традиционно общий привал начинается и заканчивается «экологической охотой». После разведения костра дети отдыхают, устраиваются, играют в течение часа. Урок продолжается по разработанному плану от 45 минут до 1,5 часов. Время урока определяется особенностями возрастной категории учащихся. Ребята работают по инструкционным карточкам, в группах. Учитель комментирует задания и дает необходимые объяснения. Завершение урока, после чаепития, проходит у костра,где подводятся итоги работы на маршруте. Отрабатываются навыки культуры общения с природой.

В игре дети отдыхают до определенного времени. Готовятся бутерброды на обратный путь. После «экологической охоты» класс покидает место постоянного привала и уходит на маршрут, где продолжается работа по программе инструкционных карт.Итоги урока -похода оформляются отчетом. Для учащихся 6 классов - это творческие работы. Для учащихся 7-8 классов - отчеты с защитой на конференции. Для учащихся 9 классов отчетная работа в форме реферата по заданной теме. В отчете используются знания собственных наблюдений и материалы учебника по программе. Отчетная конференция дает возможность не только подвести итоги урока, но и помогает детям формировать свои эмоциональные переживания. Здесь работают с успехом даже слабоуспевающие дети.

Уроки-походы позволяют не только приобщить ребят к природе, к непосредственному соприкосновению с ней, ее познанию, но вместе с тем формирует человеческие качества, формирует духовное богатство.

Результатом походов стал питомник саженцев дуба черешчатого на учебно-опытном участке школы, «аллея Солдата» в парке «Скорбящая мать» села Покрово - Пригородное, школьный проект «Шумите дубравы», учащиеся набираются сил и здоровья.

Ход урока - похода:

Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе.

Учитель проводит учащихся от объекта к объекту по заранее разработанному маршруту. В ходе похода учитель знакомит учащихся с видами растений и животных, встречающимися на данной территории,с особенностями растений и животных,связанными с условиями их обитания; обращает внимание учащихся на разнообразие плодов и семян,способы их распространения, на различие осенней окраски листьев и листопада у растений, на поведение животных осенью .

3.Самостоятельная работа учащихся:

Учащиеся распределяются на группы и выполняют работу по следующим заданиям.

Задание 1:

1.Отметьте, какие растения встречаются на данном участке,

какие изменения произошли у них осенью (по сравнению с летом).

2.Отметьте, каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке.

Задание 2:

Отметьте, какие травянистые растения встречаются непосредственно у дороги, в нескольких метрах от нее, на опушке леса, в глубине леса. Каковы отличительные особенности у этих растений?

Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени.

Задание 3:

1. Выясните, у каких растений созрели плоды и семена.

Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения.

2.Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.

Задание 4

1.Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.

2.Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.

Задание 5

Выясните, у каких растений осенью листья опадают раньше, а у каких - позже.

Опишите приспособления к определенным условиям жизни у встречающихся животных.

Подведение итогов урока-похода. Закрепление Правил поведения на природе «Языком плаката».

Задание на дом.

Оформить творческую работу - отчет. Выполнить задания на с. 12 учебника.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!