Картотека формирование культурно гигиенических навыков в средней группе. Воспитание культурно-гигиенических навыков
Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков (КГН) — одно из приоритетных заданий педагога ДОУ. Малышам необходимо не просто рассказать о том, как себя вести и соблюдать чистоту, а закрепить полученные знания на практике. Как не растеряться воспитателю в большом объеме информации, с чего следует начать работу, каким образом организовать деятельность по формированию вышеуказанных умений для детей шестого года жизни? Поможет в решении этих вопросов структурированная картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе, а также анализ программы и требований государственного стандарта.
Цели формирования КГН в дошкольном учреждении
Распространенная поговорка о том, что чистота является залогом здоровья, не вызывает сомнений. Именно поэтому так важно как можно раньше приучить малышей к соблюдению правил То есть основной целью воспитания КГН является сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Следующей немаловажной задачей является формирование социально адаптированной личности ребенка, воспитание понимания и принятия установленных правил поведения в обществе.
Воспитание культурно-гигиенических навыков в старшей группе проводится ежедневно, как на специальных занятиях, так и в процессе режимных моментов в течение дня.
Понятие навыка и привычки как основы культурно-гигиенического воспитания
С чего начинается процесс воспитания культуры поведения и соблюдения С момента появления на свет малыш наблюдает за окружающими людьми. Тут и начинают закладываться те стереотипы поведения, которые в дальнейшем под воздействием различных внешних факторов формируются в определенный навык. Так, малыш впервые пробует кашу не пальцем, а ложкой, учится использовать салфетку и т. д.
Но целью педагога является формирование на основе полученного навыка стойкой привычки. Воспитание культурно-гигиенических навыков в старшей группе преследует именно такую задачу. Ведь еще будучи малышами, дети научились - благодаря воспитателям, родителям и социуму в целом - основным правилам поведения и соблюдения гигиенических норм. Но такие умения еще не стали устойчивыми. Дети часто забывают или неправильно выполняют какой-либо разученный навык. Например, малыши могут научиться пользоваться столовыми приборами, но при этом неверно держать ложку, проливать воду из стакана, забывать мыть руки перед едой и т. д.
Условия воспитания гигиенических навыков в ДОУ по ФГОС
Для того чтобы развивать культурно-гигиенические навыки в старшей группе, нужны определенные условия:
- Безукоризненное выполнение формируемых у малыша правил и норм взрослыми. Дошкольнику свойственно подражание, поэтому, ежедневно наблюдая за действиями воспитателя и родителей, он последует их примеру. И если, например, в семье принято разговаривать за обеденным столом, то крохе будет достаточно сложно объяснить, почему ему этого делать не стоит. Важно не забывать, что сформированный навык достаточно сложно поддается корректировке.
- Необходимое удобное для детей оснащение. Например, водопроводный кран должен быть установлен на уровне роста малыша. Такие предметы, как мебель или сантехника, в садиках изначально рассчитаны для использования детьми. Но вот о том, например, чтобы за обеденным столом были салфетки, позаботиться нужно воспитателю. А чтобы формирование навыков закреплялось и в домашних условиях, организовать доступ ребенка к оборудованию следует родителям.
- Необходимое для воспитания КГН оснащение должно не только правильно располагаться, но и быть привлекательным для малыша. Именно поэтому в детских садиках все такое яркое, с рисунками и декорациями. Кроме того, что такие украшения несут эстетическую функцию, они способствуют развитию интереса к формируемым навыкам, а также способствуют стойкому их усвоению и запоминанию. Именно с целью закрепления знаний на шкафчики и кроватки малышей прикрепляют занимательные детские наклейки. Кроме того, педагогами при проведении ежедневной работы по формированию правил поведения применяется картотека культурно-гигиенических навыков. В старшей группе благодаря целенаправленным играм малыши легко и непринужденно освоят необходимые умения и закрепят их на практике.
- Повторять усваиваемые умения следует регулярно, несмотря на изменения в обстановке. Например, ребенок неукоснительно должен мыть руки после прогулки и перед едой в садике, дома, в гостях и т. д.
- Воспитателю в процессе работы над формированием КГН в старшей группе следует применять индивидуальный подход.
- Четкое соблюдение режима дня.
Объем КГН в старшей группе по ФГОС
Воспитанники 5 лет, как правило, уже освоили основные умения. Чему же учить таких детейй, какие формировать культурно-гигиенические навыки в старшей группе? Картотека с целями (по ФГОС) поможет воспитателю определить цели и задачи работы, а также организовать практическую деятельность с детьми. Итак, какое содержание имеет работа по воспитанию КГН для малышей указанной возрастной категории, согласно требованиям образовательного стандарта? Чему малыши должны научиться:
- освоить понятие активной социальной жизненной позиции;
- дружбы;
- уважения к старшим;
- правила игр в коллективе сверстников;
- различать хорошее и плохое поведение;
- закрепить умение соблюдать установленные социумом правила и нормы;
- учиться культуре общения;
- следить за чистотой тела (самостоятельно чистить зубы, умываться), одежды, аккуратности прически;
- закрепить навык переодевания;
- формировать навык аккуратно складывать вещи, игрушки, заправлять постель;
- пользоваться столовыми приборами (вилкой и ножом), следить за культурой поведения за столом.
КГН?
В ДОУ воспитатели дошкольников ежедневно прибегают к помощи такого методического пособия, как картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе по ФГОС. Что же это такое? Это структурированный план работы по усвоению указанных умений, который содержит перечень игровых заданий с образовательными целями.
Такой документ не является обязательным, но, как проверено на практике, является эффективным в работе над развитием у детей правил гигиены и культуры поведения. Картотеку составляет непосредственно воспитатель, учитывая требования образовательной программы, государственного стандарта и внутренних правил, а также материально-технических возможностей ДОУ.
Культурно-гигиенические навыки в старшей группе: картотека с целями
Картотека дидактических игр, направленных на развитие КГН, помогает педагогу эффективно планировать и организовывать образовательную ежедневную деятельность с малышами. Это методическое пособие содержит лаконичные, структурированные в зависимости от цели и вида деятельности задания. Ниже предлагаем воспитателям взять на заметку несколько интересных игр, направленных на усвоение гигиенических навыков и культуры поведения в старшей группе.
Сюжетно-ролевая игра «Кукла купается»
Цель игры следующая: закрепить знания детей о средствах умывания, формировать умения ими пользоваться в практической деятельности.
Детям предлагается несколько предметов, среди которых находятся мыло и мочалка. Именно их малыши должны выбрать из ряда остальных. После чего дошкольникам следует искупать куклу, используя выбранные средства гигиены.
Настольная игра «Подбери пару»
Цель: научить соотносить предметы с действиями, закреплять навыки самообслуживания.
Как играть? Среди различных предлагаемых изображений малышам следует подобрать логическую пару. Например, одежда-шкаф, зубная щетка-зубы, мыло-руки, игрушки-корзина для игрушек и т. д. Кроме того, детям необходимо аргументировать свой выбор.
Дидактическая игра «Крокодил-чистюля»
Цель игры: формировать навыки самообслуживания, закрепить воспитывать аккуратность, бережливое отношение к здоровью.
Правила игры следующие: ведущий (выбранный с помощью считалки) показывает жестами и мимикой какое-либо действие, связанное с соблюдением гигиенических правил, например, чистит зубы, умывает лицо, одевается и т. д. Остальные участники угадывают действие.
Настольно-печатная игра «Как я провожу день»
Цель: закрепить знания детей о режиме дня, развивать память, формировать понятие здорового образа жизни.
Дошкольникам предлагаются сюжетные иллюстрации, на которых изображены Детям необходимо разложить иллюстрации цепочкой по порядку.
Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»
Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении.
Педагог демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Дошкольникам следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.
Как составить картотеку для старшей группы?
Чтобы правильно формировать культурно-гигиенические навыки в старшей группе, картотека должна быть корректно составлена и оформлена. Только в таком случае документ станет практическим помощником воспитателю во время проведения занятий по формированию культуры поведения и соблюдения правил личной гигиены. Как составить картотеку:
- Выписать из рабочей программы и ФГОС перечень КГН, которые следует формировать в старшей группе ДОУ.
- Запланировать деятельность согласно тематическим неделям.
- Выбрать игры, направленные на формирование культурно-гигиенических навыков в старшей группе.
- Указать цели дидактических игр, необходимое оборудование.
- Подготовить материал к проведению деятельности.
- Провести игровое занятие согласно плану.
- Оценить результат проведенной работы.
Картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе поможет эффективно организовать образовательно-воспитательную работу в ДОУ, повысит результативность и стойкость усвоенного материала.
Татьяна Демина
Конспект занятия по формированию КГН в старшей группе
Цель : формировать культурно-гигиенические навыки.
Задачи : закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом) ; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
Продолжать прививать навыки культуры поведения : выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.
Воспитывать у детей потребность к порядку, чистоте и опрятности.
Методические приемы : беседа, показ, поощрение, анализ.
Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы с вами сейчас будем заниматься?
Правильно, обедать.
Тогда, давайте с вами вспомним правила столового этикета.
1. Красиво сесть за стол.
2. Уметь пользоваться салфеткой.
3. Правильно пользоваться ножом и вилкой.
4. Есть аккуратно, бесшумно.
5. Выходя из-за стола задвигать стул и благодарить взрослых.
Ребята, обратите внимание на то, как накрыты столы к обеду.
Кто постарался , чтобы у вас были красиво накрыты столы? (О вас позаботилась наша няня Наталья Вячеславовна, а помогали ей наши дежурные).
Пока дежурные садятся за столы, вы нам скажите, кто приготовил для вас вкусный обед? (Повара Раиса Андреевна и Тамара Николаевна) . А что приготовили для вас сегодня наши повара?
А сейчас тихонько за стол сядут сначала девочки, а потом мальчики. Не забудьте проверить свою осанку.
Приятного всем аппетита!
(При необходимости напоминать детям о правильной осанке, оказывать помощь при затруднениях во время пользования ножом и вилкой, добиваться, чтобы дети съедали всю пищу, ели аккуратно, бесшумно, напомнить о полезности овощных салатов).
Когда закончите кушать, то под своей салфеткой найдете небольшой сюрприз – картинку с изображением вкусных и полезных для здоровья продуктов, которые необходимо кушать каждый день. Это для того, чтобы вы не забывали про них и всегда с удовольствием их кушали.
(При необходимости, напоминать детям полоскать рот после еды)
Публикации по теме:
Конспект организации и проведения труда в природе в старшей группе «Сбор семян в цветнике» Цель:Формирование навыков коллективного труда. Задачи: Познакомить детей с правилами сбора и хранения семян. Учить.
Конспект проведения дежурства в старшей группе Тема: «Дежурство по столовой» Задачи: -Продолжать учить называть и различать посуду (чайная, кухонная, столовая); учить детей сервировать.
Конспект проведения НОД «В гостях у мудрой Совы» в старшей группе Цель: Способствовать освоению действий по построению модели сериационных отношений между объектами; построению классификационных отношений.
Конспект проведения подвижной игры в старшей группе «Хитрая лиса» Конспект проведения подвижной игры в старшей группе «Хитрая лиса». Приемы проведения Содержание Название игры Хитрая лиса Время и место.
Конспект проведения зимней прогулки в старшей группе Прогулка в старшей группе. Цель: Повысить мотивацию и интерес детей к прогулке. Задачи: -Развитие коммуникативных навыков. -Расширение и.
Конспект проведения спортивного праздника в старшей группе «Папа, мама, я - спортивная семья» Две команды по 6 человек входят в зал. Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители и ребята! Сегодня мы собрались на веселые соревнования.
Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в старшей группе Конспект сюжетно – ролевой игры в старшей группе «Поликлиника» Разработал: Федорова Галина Ивановна воспитатель I квалификационной.
на 2015 - 2016 учебный год
Старшинова Валерия Михайловна,
ГБОУ детский сад № 95 компенсирующего вида
Режимные процессы |
Методические приемы |
||
Первый квартал |
|||
Питание |
Совершенствовать умение держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в ру-ке, а лишь слегка поворачивая кисть. Закреплять умение намазывать ножом ма-сло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски |
Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». Чтение: Н. Литвинова «Королевство столовых приборов» |
|
Одевание-раздевание |
Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться разными видами застежек |
Беседа «Каждой вещи - свое место». Чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам». Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду» |
|
Умывание |
Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком |
Чтение: И. Ищук «Мои ладошки». Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться» |
|
Закреплять умение заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом |
Дидактическое упражнение «Как надо заправлять постель» |
||
Калининского района города Санкт-Петербурга
Образовательная область «Физическое развитие»
Планирование по формированию культурно-гигиенических навыков
на 2015 - 2016 учебный год
Группа № 6 (подготовительная к школе)
Режимные процессы |
Методические приемы |
Второй квартал |
||
Питание |
Закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке. Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по мере необходимости |
Беседа «Культура поведения вовремя еды» |
Одевание-раздевание |
Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды |
Беседа «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды» |
Умывание |
Совершенствовать умение быстро и пра-вильно умываться, насухо вытираться по-лотенцем, взяв его из шкафчика и развер-нув на ладошках |
Игра-драматизация по произве-дению А. Барто, П. Барто «Девоч-ка чумазая» |
Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь. Закреплять умение пришивать оторвав-шиеся пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья: расстилать простыню, класть подушку в чистой наволочке |
Беседа «Как заботиться о своей одежде». Чтение: Д. Крупская «Чистота» |
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 95 компенсирующего вида
Калининского района города Санкт-Петербурга
Образовательная область «Физическое развитие»
Планирование по формированию культурно-гигиенических навыков
на 2015 - 2016 учебный год
Группа № 6 (подготовительная к школе)
Режимные процессы |
Методические приемы |
Третий квартал |
||
Питание |
Закреплять умение правильно пользовать-ся столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не пере-кладывая их из руки в руку, есть с закры-тым ртом, пережевывать пищу бесшумно |
Беседа «Культура еды - серьезное дело» |
Одевание-раздевание |
Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, вывертывать рукава рубашки и платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь |
Чтение: М. Зощенко «Глупая история» |
Умывание |
Совершенствовать умение быстро и акку-ратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате. Закреплять умение мыть руки после посе-щения туалета и по мере необходимости |
Чтение: Е. Винокуров «Купание детей» |
Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, прояв-лять желание помочь им совершенство-вать умение зашивать распоровшуюся по шву одежду. Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку |
Беседа «Чистота - залог здоровья». Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу». Продуктивная деятельность: шитье кукольного белья |
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 95 компенсирующего вида
Калининского района города Санкт-Петербурга
Образовательная область «Физическое развитие»
Планирование по формированию культурно-гигиенических навыков
на 2015 - 2016 учебный год
Группа № 6 (подготовительная к школе)
Режимные процессы |
Методические приемы |
Четвертый квартал |
||
Питание |
Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды, держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол |
Чтение: О. Григорьев «Варенье». Сюжетно-ролевая игра «Кафе» |
Одевание-раздевание |
Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле, помогать товарищам застегнуть пуговицу, расправить воротник и т.п. |
Чтение: Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Все сам» |
Умывание |
Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела |
Чтение: Т. Кожомбердиев «Все равно» |
Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки. Учить пришивать оторвавшиеся петли. Полностью заправлять кровать после сна. Принимать участие в смене постельного белья |
Показ, напоминание, указания. Продуктивная деятельность: починка кукольной одежды |
Воспитание культурно – гигиенических навыков подготовительная группа
Воспитание навыков самообслуживания – довольно длительный процесс. Безусловно, процесс формирования почти всех навыков осуществляется постоянно и практически одновременно.
Воспитывать привычку следить за чистотой своего тела, опрятности одежды, прически: самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после еды, следить за чистотой ногтей: при кашле и чихании закрывать рот и нос платком, отворачиваться в сторону.
Знакомство с правилами безопасного поведения; сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, о важности охраны органов чувств (зрения, слуха).
Знание пословиц, поговорок, стихов о здоровье, гигиене и культуре еды.
Первый квартал
Совершенствовать умение держать вилку большим и средним пальцем, придерживать сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке,
а лишь слегка поворачивая кисть. Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски.
Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать».
Чтение: Н.Литвинова «Королевство столовых приборов».
Одевание - раздевание
Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно раскладывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться различными видами застежек.
Беседа:»Каждой вещи – свое место».
Чтение: И.Бурсов «Галоши», С.Михалкова «Я сам».
Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду»
Умывание
Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком.
Чтение: И.Ищук «Мои ладошки»
Дидактическое упражнение «Расскажи малышам, как надо умываться»
Второй квартал
ПитаниеЗакреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке. Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.
Беседа «Культура поведения во время еды»
Одевание - раздевание
Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды.
Беседа «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды»
Умывание
Совершенствовать умение быстро и правильно умываться, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув его на ладошках.
Игра – драматизация по произведению А.Барто «Девочка – чумазая»
Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь.
Закреплять умение пришивать оторвавшие пуговицы.
Принимать участие в смене постельного белья: расстилать простыню, заправлять кровать.
Беседа «как заботиться о своей одежде»
Чтение: Д.Крупская «Чистота»
Третий квартал
ПитаниеЗакреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом, пережевывать пищу бесшумно.
Беседа «Культура еды – серьезное дело»
Одевание - раздевание
Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, вывертывать рукава рубашки и платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь.
Чтение: М.Зощенко «Глупая история»
Умывание
Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате.
Закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости.
Чтение:Е.Винокурова «Купание детей»
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати
Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им совершенствовать умение зашивать распоровшуюся одежду по шву.Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, заправлять кровать.
Беседа «Чистота – залог здоровья».
Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу».
Продуктивная деятельность: шитье кукольного белья
Четвертый квартал
Одевание - раздеваниеСовершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле, помогать товарищам застегнуть пуговку, расправит воротник и т.п.
Чтение: Я.Акима «Неумейка»,С.Михалкова «Все сам»
Умывание
Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела
Чтение Т.Кожомбердиева «Все равно"
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати
Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки.
Учить пришивать оторвавшиеся петли. Полностью заправлять кровать после сна. Принимать
Участие в смене постельного белья.
Продуктивная деятельность: починка кукольного белья.
Питание
Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды, держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол.
Чтение: О. Григорьев «Варенье». Сюжетно-ролевая игра «Кафе».
Мосиенко Елена Юрьевна
,
воспитатель МКДОУ №16,
г. Новосибирск
Культурно-гигиенические навыки — очень важная часть культуры поведения человека. Опрятность, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Воспитание у дошкольников навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Предлагаемая модель
формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
Цель:
формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.
Задачи:
приучать детей следить за своим внешним видом, формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.;
создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома;
способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены.
Педагогические приёмы,
обеспечивающие успешное решение поставленных задач:
прямое обучение;
показ;
упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный
методы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.
В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки , распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и досуга, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для закрепления знаний и навыков
личной гигиены желательно давать детям различные поручения.
Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала
дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых.
Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
В календарно-тематическом планировании представлена система работы с детьми и родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы.
Сентябрь
Тема «Наша группа».
Задачи:
– познакомить детей с групповой комнатой (раздевалка, групповая, умывальная); их предназначением;
– побуждать детей бережно относиться к своей одежде;
– познакомить со схемами алгоритмов действия в раздевалке, в умывальной комнате.
— Дидактическая игра: «Что ты можешь о них сказать?» Цель: познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
— Игра-упражнение: «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного пользования носовым платком.
— Празднование дней рождения в группе.
Игровая ситуация для сюжетной игры:
– кукла Таня у нас в гостях;
Ситуация для обсуждения:
– как шапка поссорилась с курткой в шкафу.
4. Работа с родителями
Анкетирование родителей
Октябрь
1. Собственно образовательная деятельность:
Тема «Доброе утро, расчёска!»
Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней.
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Дидактическая игра: «Перемешанные картинки». Цель: закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.
Празднование дней рождения в группе (регулярно).
3. Самостоятельная деятельность детей:
– игровая ситуация (куклы Таня и Маша собираются на праздник).
4. Работа с родителями:
Консультации: «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т.д.?»; «Что должен уметь ребёнок?»
Ноябрь
1. Собственно образовательная деятельность:
Тема «Как мы кормим Хрюшу и Степашку»
Цель:
– формировать умение сервировать стол, умение действовать по алгоритму;
– воспитывать культуру поведения за столом.
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Просмотр м/ф «Федорино горе».
Инсценировка сюжета из сказки «Федорино горе».
3. Самостоятельная деятельность детей:
Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу».
4. Работа с родителями:
Родительское собрание «Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых».
Декабрь
1. Собственно образовательная деятельность:
Тема «Умывание каждый день»
Цель: закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении;
– воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть чистым, аккуратным.
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Чтение стихотворений К.И. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая». Просмотр м/ф «Мойдодыр». Инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло». Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета).
3. Самостоятельная деятельность детей:
Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»:
–игровая ситуация «К нам пришла Замарашка».
Игры-забавы с водой в Центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек.
4. Работа с родителями:
Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы для маленьких упрямцев!»
Январь
1. Собственно образовательная деятельность:
Тема «Купаться любят все»
Цель: вызвать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побуждать детей к постоянному их соблюдению.
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Обсуждение ситуации «Опять Хрюша заболел».
3. Самостоятельная деятельность детей:
Игровая ситуация «Купаем куклу Катю»
4. Работа с родителями:
Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?»
Февраль
1. Собственно образовательная деятельность:
Тема «Приглашаем куклу на чай»
Цель: формировать умение элементарно сервировать стол, навыки поведения за столом.
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Дидактическая игра «Чистоплотные дети». Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
3. Самостоятельная деятельность детей:
– игровая ситуация «Идём друг к другу в гости».
4. Работа с родителями:
Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!»
Март
1. Собственно образовательная деятельность:
Тема «Вместе с куклой на прогулку»
Цель:
– закрепить выполнение алгоритма одевания одежды;
– формировать потребность в соблюдении опрятности в саду и на улице.
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Дидактическая игра «Научим куклу одеваться/раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года).
3. Самостоятельная деятельность детей:
Коллективная практическая деятельность детей «Поможем кукле Тане сложить вещи на место».
4. Работа с родителями:
Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю… (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами). Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать».
Апрель
1. Собственно образовательная деятельность:
Тема «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…»
Цель:
– развивать умения свободно пользоваться предметами постельного белья, применять их по назначению, называть правильно;
– формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены перед сном (умывание, аккуратно складывать одежду).
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Дидактическая игра «Что нужно кукле!» Цель: упражнять культурно-гигиенические навыки.
3. Самостоятельная деятельность детей:
Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»:
– игровая ситуация «Кукла Катя хочет спать».
4. Работа с родителями:
Мастер-класс для родителей «Изготовление народной куклы, которую кладут ребёнку в кроватку, чтобы он лучше засыпал».
Май
1. Собственно образовательная деятельность:
Тема «Водичка, водичка…».
Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки.
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
3. Самостоятельная деятельность детей:
Сюжетно-ролевые игры: «Дела семейные»
– игровая ситуация «Кукла Маша у нас в гостях»
4. Работа с родителями:
Совместный праздник с родителями «В гостях у Мойдодыра».
Планируемые результаты
Дети
у ребёнка 3-4 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:
– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры в детском саду и дома;
– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
– умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
– ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.
Родители
– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по
обеспечению эффективности воспитательного процесса;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;
– осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.
Способы и формы оценки результата:
Объект мониторинга – личностные качества детей, достижения детей.
Методы изучения результативности
:
Наблюдение за детьми.
Анкетирование родителей.
Беседы.
Способы фиксации данных обследования:
Протоколы наблюдений.
Способы обработки результатов
Обобщение результатов в таблицы.
Периодичность мониторинга: 2 раза в года (на начало и конец года).
Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей
(оформить в таблицу):
Имя, фамилия ребёнка
Сформированность навыка мытья рук и личной гигиены (в баллах)
Сформированность навыка опрятной еды (в баллах)
Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке (в баллах)
Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
1. Мыть лицо, уши, руки.
2. Закатать рукава.
3. Смочить руки.
4. Взять мыло, намыливать до появления пены.
5. Смыть мыло.
6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку.
7. Пользоваться расческой.
Навыки опрятной еды включают умение:
1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой.
2. Не крошить хлеб.
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом.
4. Не разговаривать с полным ртом.
5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола.
6. Благодарить.
7. Пользоваться только своим прибором.
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
1. Расстегнуть пуговицы.
2. Снять платье (брюки).
3. Аккуратно повесить.
4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки.
5. Снять обувь.
6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье).
7. Надеть в обратной последовательности.
Критерии оценки:
3 балла – правильно выполненное действие;
2 балла – действие выполненное с небольшими неточностями;
1 балл – неумение выполнять действие.
Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков:
Высокий уровень (84-63 балла) – все навыки сформированы прочно.
Средний уровень (62-40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления.
Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы.
Список используемой литературы:
1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
2. Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. – Барнаул: АКИПКРО, 2008.
3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
4. Пашкевич Т.Д. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.
5. Пашкевич Т.Д. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к математике: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.