Это жизнь - портал для женщин

Требования к организации здорового питания ребенка. Питание доу

Основой правильной организации питания детей в ДУ является составление перспективного меню. Перспективное меню составляется средним медработником на 7-10 дней в соответствии с утвержденными нормами суточного набора продуктов, что позволяет не только спланировать разнообразие питания ребенка, но и оформить предва­рительную заявку на необходимые пищевые продукты, обеспечивая, тем самым, их достаточный ассортимент.

Для определения количества продуктов, предусмотренного рацио­ном, суточные нормы продуктового набора умножают на 7 или 10 (7-ми или 10-ти дневные меню), а затем, зная раскладку на каждое блюдо, рассчитывают, сколько раз можно дать тот или иной продукт и в каких блюдах. При этом, часть продуктов суточного набора (молоко, хлеб, сахар, мясо, масло сливочное, овощи) должны входить в меню ежедневно в количествах, рекомендуемых нормами суточного набора. Другие продукты (рыба, творог, яйца, сыр, сметана и др.) могут входить в рацион ребенка не каждый день, но в течение недели должны быть выданы в полном объеме.

При составлении перспективного меню следует помнить, что разнообразие питания достигается не только за счет достаточного набора продуктов , но и за счет широкого ассортимента блюд, из­готовленных из наиболее ходовых продуктов.

В составлении суточного меню принимают участие медработник, повар и завхоз, которые, ориентируясь на перспективное меню и сведения о наличии продуктов на складе, вносят в него необхо­димые коррективы. Рекомендуется составлять меню, начиная с блюд на обед, затем на завтрак и ужин. Скорректированный по продукто­вому набору суточный пищевой рацион может иметь расхождение с физиологическими нормами питания не более ±10%, но с полным со­ответствием недельной норме. Это же правило +10% расхождения с нормами допускается и по среднесуточному продуктовому набору, но с полной его коррекцией за месяц.

Раскладка продуктов должна производиться строго в соответст­вии с типовыми технологическими картами , публикуемыми в "Сбор­никах рецептур блюд для предприятий общественного питания" и являющихся официальными документами.

При организации питания в ДУ могут также использоваться рецептуры других официальных источников (методических рекомен­даций, монографий), на основании которых должна составляться картотека блюд, имеющая ссылку на официальный источник.

В случае отсутствия одних продуктов, их заменяют другими, равноценными по химическому составу. Для сохранения полноценности состава рациона пользуются таблицей замены продуктов (приложение № 3 к приказу МЗ СССР от 12 июня 1984 г., № 666). Взаимозаменяе­мыми по белку являются мясо, рыба, творог, яйца. Близки по хими­ческому составу мука, крупы, макаронные изделия и т.д. При раз­нообразии говядины другими мясопродуктами, они должны включаться в недельное меню в следующем процентном соотношении:

говядина – 30%

баранина - 20%

кролик – 15%

субпродукты - 15%.

При пользовании таблицей замены продуктов необходимо помнить, что вес продуктов и продуктов-заменителей в них указан в граммах нетто . т.е. в расчет принимается только съедобная часть продуктов, а в суточных наборах продукты нормируются в брутто-весе.

Составленная меню-раскладка утверждается руководителем учреждения, и все изменения в нее после этого могут вноситьсятолько с его ведома.

Перспективное меню-раскладка призваны обеспечить, прежде всего, рациональность питания детей. Рациональное питание –это питание, при котором качественное и количественное соотношение принимаемой пищи и распределение последней по приемам в течение дня соответствуют потребностям организма, обеспечивая его нор­мальное развитие и функционирование.

Распределение калорийности рациона по приемам в течение дня регламентируется частотой приема пищи. В большинстве детских дошкольных учреждений как и в учреждениях санаторно-интернатного типа, принят четырехкратный режим питания, при котором завтрак и ужин должны покрывать по 20% суточной калорийности рациона, обед 35% и полдник 15%. Для детей до 3-х летнего возраста режим питания может изменяться в сторону более равномерного распределения кало­рийности в течение дня: по 25% на завтрак и ужин, 30% - на обед и 20% - на полдник.

При составлении перспективных и суточных меню необходимо придерживаться ряда требований к организации питания, вытекающих из существующих положений, инструкций, рекомендаций, санитарных правил и др.

Предметом особого контроля при организации детского питания является запрещение ряда блюд, которые в силу своих технологи­ческих особенностей часто становятся причиной пищевых отравлений.

На сегодня существует единственный перечень запрещенных блюд, изложенный в СП 3231-65 "Санитарные правила устройства и содер­жания детских дошкольных учреждений". В отдельных регионах орга­нами санитарного надзора могут вводиться временные ограничения на использование в детском питании тех или иных местных продуктов питания, исходя из местных условий. Все остальные ограничения - плод фантазии местных органов просвещения и здравоохранения, зачастую граничащий с элементарной неграмотностью в вопросах физиологии и гигиены питания.

Согласно СП 3231-85, в детских учреждениях категорически запрещается употребление в пищу грибов, использование фляжного, бутылочного и бочкового молока без кипячения (в пакетах можно без кипячения), творога и сметаны без термической обработки, яиц и мяса водоплавающей птицы, мяса, не прошедшего ветеринарный контроль, консервированных продуктов домашнего приготовления Запрещается изготовление простокваши-самокваса, творога и кисломолочных продуктов, различных студней, зельцев, паштетов форшмаков, кремов, напитков, морсов, макарон по-флотски, блинчиков с мясом (можно с творогом), изделий во фритюре.

Данным перечнем по ряду продуктов значительно можно расши­рить объем запрещенных блюд. Так, запрещение изделий во фритюре исключает приготовление баурсаков, хвороста, чебуреков, пончиков. Запрещение использования сметаны без термической обработки ис­ключает ее использование в качестве приправы к салатам, блинчикам, пельменям и т. п. Запрещение использования сметаны без термической обработки исключает ее использование в качестве приправы к салатам, блинчикам пельменям и т. п. Запрещение использования зельцев автоматически запрещает использование в детском питании субпродуктов 2 категории (диафрагмы, щечек /баков/, крови, головизны, обрези).

Помимо запрещенных, существует категория продуктов, не рекомендованных в детском питании, т.е. это продукты «выбора» можно давать, но в вынужденных обстоятельствах, не злоупотребляя частотой их использования. К ним относятся все жареные изделия (но не во фритюре): беляши, пирожки, яичница, жареный картофель, колбаса в поджарке. Не рекомендуемыми продуктами являются фрикадельки, сосиски, вареное сгущенное молоко, говяжий и бараний жир, баранина, сердце (а в яслях, кроме того, вымя и почки), необрезанная свинина, майонез, утиный жир, комбижиры (маргарин, комбижир, растительное сало, маргогуселин и др.).

Режим питания . У здорового ребенка всегда хороший, устойчи­вый аппетит. Существует даже такой бытовой афоризм: "Ребенок плохо ест в двух случаях: когда он сыт или когда он болен". Поэтому ни в коем случае нельзя кормить ребенка насильно - это может вызвать у него отвращение к пище.

Не следует перекармливать детей, ибо переедание ведет к нежелательным последствиям - расстройствам пищеварения, ожирение и т.п. Не физиологично давать "добавки" детям, которым по их состоянию здоровья это противопоказано. Если же "добавка" даете детям с хорошим аппетитом при отсутствии противопоказаний, то в количестве не более 50 г супа или гарнира.

Нормальному становлению аппетита способствует строгое соблюдение режима дня и режима кормления: кормления должны проводится в одно и то же время и с определенной продолжительностью (завтрак, полдник и ужин - по 15 минут, обед - 30 минут).

Для того, чтобы аппетит проявился полностью, пища должна быть знакомой ребенку - на неизвестную пищу аппетит не развивается, к ней нужно приучать постепенно.

Культура питания. Она включает в себя правила внешнего оформления блюд, сервировки стола, поведения ребенка за столом, об­становки питания, дети очень эмоциональны, а отрицательные эмоции снижают аппетит.

Умение вкусно приготовить и, главное, красиво подать пищу в детском питании требует от повара большого искусства, т.к. в отличие от взрослого питания здесь неприемлемы специи, при­правы, пряности, специи и т.д. Хороший вкус детской пищи достигается прежде всего максимальным разнообразием блюд и продукт правильным составлением меню, использованием разнообразных овощных салатов, закусок, молочнокислых приправ и соусов, фруктового уксуса.

Аппетитно выглядящая, искусно разложенная на красивой тарелке еда, возбуждает аппетит у ребенка, привлекает его внимание, и одновременно усиливает выделение пищеварительных соков. Большое влияние на аппетит сказывает цвет пиши: бесцветные блюда ребе­нок поглощает без всякого интереса. Например: сочетание в обеде таких блюд, как рассольник и макароны с мясом с питательной точки зрения возражений не вызывает, но такой обед покажется ребенку "не интересным". В то же время, стоит заменить рассоль­ник розовым свекольником или борщом, заправленным зеленью (луком, петрушкой), а к макаронам добавить пару черных слив и веточку салата или шпината, как обед станет более привлекательным, аппетитным, одновременно повысится его питательность. Зелень, маринованные фрукты, свежие и маринованные огурцы и помидоры, зеленый горошек и т.п. являются большим подспорьем для внешнего оформления блюд.

Помимо внешнего оформления, очень важна температура пода­ваемых блюд. Дети должны получать пищу свежей, с температурой 50-60°С. Очень горячая и холодная пища тормозит пищеварение, может вызвать ожоги и простудные заболевания. Регулировать тем­пературу блюд нужно также в зависимости от времени года и темпе­ратуры окружающей среды. Так, летом свекольники, картофельно-крупяные супы на овощных и фруктовых отварах лучше давать охлаж­денными, а зимой все блюда в теплом виде. То же касается и третьих блюд. Многие блюда должны всегда подаваться умеренно горячими.

Вопрос эстетики подаваемой к столу еды неразрывно связан и с яркими, красивыми, соответствующими возрасту ребенка приборами, посудой и прочими принадлежностями, которые могут привлечь вни­мание ребенка.

Рекомендуются специальные наборы посуды и приборов, рассчи­танные на детей до 7-летнего возраста, а также некоторые "дико­винные" принадлежности, о которых больше приходится читать или слышать, нежели видеть (тарелки-термосы с двойным дном специ­ально для детей, которые медленно едят, столовые приборы, укра­шенные фигурками зверей и птиц и пр.).

Под эстетикой сервировки стола следует понимать также про­думанную тщательную укладку еды на тарелке. Нужно стараться не заливать края тарелки, хлеб нарезать тонко, мазать его маслом или джемом так, чтобы ребенок не пачкал руки. Не следует пода­вать слишком полных тарелок, чтобы не отпугнуть ребенка коли­чеством еды, которую ему предстоит съесть.

Ребенок должен удобно сидеть за столом, чтобы стул и стол соответствовали его ростовым данным. При этом ребенок должен упираться ногами в пол и мог бы прислониться к спинке, имея при этом опору для рук.

В трех- четырехлетнем возрасте необходимо уже приучать ре­бенка пользоваться вилкой, в 6-7 лет - к пользованию ножом.

Детей следует приучать к определенному месту за столом, чистоте, аккуратности, прививать им санитарно-гигиенические навыки - мыть руки перед едой, а при необходимости, и после еды, пользоваться салфеткой и т.д. Этому в большей мере способствуют дежурства детей по самообслуживанию. Хорошо, когда дети садятся за заранее накрытый, сервированный стол.

При самостоятельной еде необходимо следить, чтобы ребенок не набирал в рот слишком много еды, не глотал слишком больших кус­ков, тщательно пережевывал пишу, но не слишком быстро, и не слишком медленно, не растягивая, таким образом, приема пищи. Дети должны съедать положенную им порцию первого блюда. Надо следить, чтобы дети ели вторые блюда, чередуя с гарниром и приучать их съедать из компота фрукты и ягоды вместе с жидкой частью, а не по отдельности.

Ребенок должен принимать пищу не слишком усталым, в хорошем настроении. Поэтому, как перед приемом пищи, так и во время еды, но не следует волновать ребенка неприятными разговорами, болез­ненными процедурами, измерением температуры и, ни в коем случае, покрикиванием и наказанием. Прогулки должны заканчиваться за 20-30 минут до приема пищи, как и бурные, оживленные игра.

Во время приема пищи не следует делиться с ребенком слишком сильными впечатлениями, которые могут возбуждающе подействовать на его нервную систему. Во время еды не следует вручать ребенку подарков, книг или игрушек и отвлекать его внимание входящими и выходящими посторонними людьми.

Перед едой надо создать у ребенка спокойное настроение, воз­буждать у него интерес к подаваемым блюдам, приобщая его к сер­вировке стола, напоминая ему о мытье рук и ожидающих его вкусо­вых ощущениях.

Все перечисленное в совокупности приводит к формированию культурных навыков и культуры питания детей, обеспечению их здоровья и правильного развития.

· Контроль исходного уровня знаний

1. Устный опрос

2. Решение ситуационных задач

Питание ДОУ



Организация питания в ДОУ

Из чего складывается здоровье:

  • экологическая обстановка (которую трудно изменить);
  • отношение взрослых к детям, в том числе медики и педагоги (которое можно изменить);
  • правильное питание - вот то, что находиться полностью в наших руках (его можно изменить).

Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания и отражение его в воспитательно-образовательном процессе.

Правильное питание - это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия от появления различных недугов. Поэтому в плане работы детского сада вопрос о правильном питании занимает одно из важнейших мест. В нашем детском саду питание организовано в групповых комнатах.

Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке. Пищеблок на 100% укомплектован кадрами. Помещение пищеблока размещается на первом этаже, имеет отдельный выход. Пищеблок детского сада оснащен всем необходимым техническим оборудованием. Работники пищеблока своевременно проходят санитарно-гигиеническое обучение.

Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом поставщиков. В ДОУ имеется примерное 10-дневное цикличное меню для питания детей, рекомендованное Роспотребнадзором.

Разработка меню основана на следующих принципах:

  • необходимости 100% удовлетворения суточной потребности детей в энергии за счет организации 4-х разового горячего питания (завтрак 20%; обед-35%;.полдник-15%, ужин-20%).
  • максимального разнообразия продуктов и блюд, одним из подходов которого является разработка примерного 10-дневного меню и включение в него всех групп продуктов: мяса, овощей, рыбы и др.
  • сбалансированность питания в течении суток и в целом за 10 дней(белки, жиры.углеводы- 1:1:4)

При составлении меню используется технологические карты блюд, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам. Готовая пища выдается только после снятия пробы медработником и соответствующей записи в журнале результатов оценки готовых блюд. Организация питания постоянно находится под контролем администрации МБДОУ.

В детском саду организовано 4х-разовое питание. В меню каждый день включена суточная норма молока, сливочного и растительного масла сахара, хлеба, мяса. Продукты, богатые белком (рыба, мясо), включаются в меню первой половины дня. Во второй половине дня детям предлагаются молочные и овощные блюда. Ежедневно в меню включены овощи, как в свежем, так и вареном и тушеном виде. Дети регулярно получают на полдник кисломолочные продукты.

Получаемое ребенком питание должно не только покрывать расходуемую энергию, но и обеспечить материал, необходимый для роста и развития организма.

В течении дня ребенка пищу распределяют примерно так:

35 - 40% - приходится на обед

10 - 15% - на полдник

25% - на завтрак и ужин

Основные принципы организации питания в ДОУ следующие:

Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка.

Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ.

Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.

правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.

оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.

Контроль за фактическим питанием и санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока осуществляется заведующей.

Общее санитарно-гигиеническое состояние дошкольного учреждения соответствует требованиям Госсанэпиднадзора: питьевой, световой и воздушный режимы соответствуют нормам.

Также в ДОУ проводится ежедневная витаминизация в виде: соков, фруктов и добавления аскорбиновой кислоты в 3 блюда.



Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации

1. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»

2. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»

Нормативные акты Правительства Российской Федерации

3. Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1873-р)

Федеральные законы

4. Закон Российской Федерации от 7.02.1992 №2300-I "О защите прав потребителей"

5. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

6. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

7. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

8. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

9. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

10. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»

11. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения госудасртвенных и муниципальных нужд"

12. Федеральный закон от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»

13. Федеральный закон от 24 июня 2008 г. № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию»

14. Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»

Локальные акты:

Положение о Совете по питанию по МБДОУ детский сад «Малыш» с. Тростное
Положение о бракеражной комиссии по МБДОУ детский сад «Малыш» с. Тростное
Положение об организации питания в МБДОУ детский сад «Малыш» с. Тростное
Положение о котировочной комиссии по осуществлению закупок по МБДОУ детский сад «Малыш» с. Тростное
Приказ по МБДОУ детский сад «Малыш» с. Тростное "О работе пищеблока в 2015-2016 учебном году".
Приказ по МБДОУ детский сад «Малыш» с. Тростное "О Создании комиссии для осуществления контроля по закладке продуктов в котёл на 2015-2016 учебный год".
Приказ по МБДОУ детский сад «Малыш» с. Тростное "Об организации питания детей в 2015-2016 учебном году".
Приказ по МБДОУ детский сад «Малыш» с. Тростное "О питании сотрудников".
Приказ по МБДОУ детский сад «Малыш» с. Тростно е"Об усилении контроля по организации питания в ДОУ".
Приказ по МБДОУ детский сад «Малыш» с. Тростное "О создании Совета по питанию на 2015 - 2016 календарный год".
Приказ по МБДОУ детский сад «Малыш» с. Тростное "О создании комиссии по размещению муниципальных заказов".

Важнейшим условием правильной организации питания детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и хранения пищи. Игнорирование этих требований может привести к серьезным нарушениям в здоровье детей: пищевым отравлениям, кишечным инфекциям и др. .

Наиболее полно санитарно-гигиенические требования отражены в Постановлении от 15 мая 2013 г. № 26 об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Пищеблок дошкольной организации должен быть оборудован необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием.

Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара должны быть изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь и кухонная посуда должны иметь маркировку для сырых и готовых пищевых продуктов. При работе технологического оборудования должна быть исключена возможность контакта пищевого сырья и готовых к употреблению продуктов .

Производственное оборудование, разделочный инвентарь и посуда должны отвечать следующим требованиям:

Столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, должны быть цельнометаллическими;

Для разделки сырых и готовых продуктов следует иметь отдельные разделочные столы, ножи и доски;

Количество одновременно используемой столовой посуды и приборов должно соответствовать списочному составу детей в группе. Для персонала следует иметь отдельную столовую посуду.

Кухонную посуду освобождают от остатков пищи и моют в двухсекционной ванне с соблюдением следующего режима: в первой секции - мытье щетками водой с температурой не ниже 40 °C с добавлением моющих средств; во второй секции - ополаскивают проточной горячей водой с температурой не ниже 65 °C с помощью шланга с душевой насадкой и просушивают в перевернутом виде на решетчатых полках, стеллажах. Чистую кухонную посуду хранят на стеллажах на высоте не менее 0,35 м от пола.

Разделочные доски и мелкий деревянный инвентарь (лопатки, мешалки и другое) после мытья в первой ванне горячей водой (не ниже 40 °C) с добавлением моющих средств ополаскивают горячей водой (не ниже 65 °C) во второй ванне, обдают кипятком, а затем просушивают на решетчатых стеллажах или полках. Доски и ножи хранятся на рабочих местах раздельно в кассетах или в подвешенном виде .

Металлический инвентарь после мытья прокаливают в духовом шкафу; мясорубки после использования разбирают, промывают, обдают кипятком и тщательно просушивают.

В группах для детей младенческого и раннего возраста бутылочки после молочных смесей моют теплой водой с помощью ерша и моющих средств, тщательно ополаскивают проточной водой, затем стерилизуют при температуре 120 °C в течение 45 минут или кипятят в воде в течение 15 минут и хранят в промаркированной закрытой эмалированной посуде.

Соски после употребления моют водой, замачивают в 2% растворе питьевой соды в течение 15 - 20 минут, повторно моют водой, кипятят 3 минуты в воде и хранят в промаркированной емкости с закрытой крышкой.

Рабочие столы на пищеблоке и столы в групповых после каждого приема пищи моют горячей водой, используя предназначенные для мытья средства (моющие средства, мочалки, щетки, ветошь и др.). В конце рабочего дня производственные столы для сырой продукции моют с использованием дезинфицирующих средств .

Пищевые отходы на пищеблоке и в группах собираются в промаркированные ведра или специальную тару с крышками, очистка которых проводится по мере заполнения их не более чем на 2/3 объема. Ежедневно в конце дня ведра или специальная тара независимо от наполнения очищается с помощью шлангов над канализационными трапами, промывается 2% раствором кальцинированной соды, а затем ополаскивается горячей водой и просушивается.

В помещениях пищеблока ежедневно проводится уборка: мытье полов, удаление пыли и паутины, протирание радиаторов, подоконников; еженедельно с применением моющих средств проводится мытье стен, осветительной арматуры, очистка стекол от пыли и копоти.

Один раз в месяц необходимо проводить генеральную уборку с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.

В помещениях пищеблока дезинсекция и дератизация проводится специализированными организациями .

Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в дошкольные образовательные организации осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Документация, удостоверяющая качество и безопасность продукции, маркировочные ярлыки (или их копии) должны сохраняться до окончания реализации продукции.

Не допускаются к приему пищевые продукты с признаками недоброкачественности, а также продукты без сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность, не имеющие маркировки, в случае если наличие такой маркировки предусмотрено законодательством Российской Федерации .

Пищевые продукты хранятся в соответствии с условиями хранения и сроками годности, установленными предприятием-изготовителем в соответствии с нормативно-технической документацией.

Контроль соблюдения температурного режима в холодильном оборудовании осуществляется ежедневно, результаты заносятся в журнал учета температурного режима в холодильном оборудовании, который хранится в течение года.

При наличии одной холодильной камеры места хранения мяса, рыбы и молочных продуктов должны быть разграничены.

Складские помещения для хранения сухих сыпучих продуктов оборудуются приборами для измерения температуры и влажности воздуха.

Молоко хранится в той же таре, в которой оно поступило, или в потребительской упаковке, масло сливочное хранится на полках в заводской таре или брусками, завернутыми в пергамент, в лотках, крупные сыры хранятся на стеллажах, мелкие сыры - на полках в потребительской таре. Сметана, творог хранятся в таре с крышкой. Не допускается оставлять ложки, лопатки в таре со сметаной, творогом.

Яйцо хранится в коробах на подтоварниках в сухих прохладных помещениях (холодильниках) или в кассетах, на отдельных полках, стеллажах. Обработанное яйцо хранится в промаркированной емкости в производственных помещениях .

Крупа, мука, макаронные изделия хранятся в сухом помещении в заводской (потребительской) упаковке на подтоварниках либо стеллажах на расстоянии от пола не менее 15 см, расстояние между стеной и продуктами должно быть не менее 20 см.

Ржаной и пшеничный хлеб хранятся раздельно на стеллажах и в шкафах, при расстоянии нижней полки от пола не менее 35 см. Дверки в шкафах должны иметь отверстия для вентиляции .

Картофель и корнеплоды хранятся в сухом, темном помещении; капуста - на отдельных стеллажах, в ларях; квашеные, соленые овощи - при температуре не выше +10 °C.

Плоды и зелень хранятся в ящиках в прохладном месте при температуре не выше +12 °C. Озелененный картофель не допускается использовать в пищу. Продукты, имеющие специфический запах (специи, сельдь), следует хранить отдельно от других продуктов, воспринимающих запахи (масло сливочное, сыр, чай, сахар, соль и другие) .

Кисломолочные и другие готовые к употреблению скоропортящиеся продукты перед подачей детям выдерживают в закрытой потребительской упаковке при комнатной температуре до достижения ими температуры реализации 15 °C +/- 2 °C, но не более одного часа.

Молоко, поступающее в дошкольные образовательные организации в бидонах и флягах, перед употреблением подлежит обязательному кипячению не более 2 - 3 минут.

Организация питания осуществляется на основе принципов "щадящего питания". При приготовлении блюд должны соблюдаться щадящие технологии: варка, запекание, припускание, пассерование, тушение, приготовление на пару, приготовление в пароконвектомате. При приготовлении блюд не применяется жарка.

При изготовлении вторых блюд из вареного мяса (птицы, рыбы) или отпуске вареного мяса (птицы) к первым блюдам порционированное мясо подвергается вторичной термической обработке - кипячению в бульоне в течение 5 - 7 минут и хранится в нем при температуре +75 °C до раздачи не более 1 часа.

Горячие блюда (супы, соусы, горячие напитки, вторые блюда и гарниры) при раздаче должны иметь температуру +60...+65 °C; холодные закуски, салаты, напитки - не ниже +15 °C.

С момента приготовления до отпуска первые и вторые блюда могут находиться на горячей плите не более 2 часов. Повторный разогрев блюд не допускается.

При обработке овощей должны быть соблюдены следующие требования: овощи сортируются, моются и очищаются. Очищенные овощи повторно промываются в проточной питьевой воде не менее 5 минут небольшими партиями, с использованием дуршлагов, сеток.

При кулинарной обработке овощей, для сохранения витаминов, следует соблюдать следующие правила: овощи очищаются непосредственно перед приготовлением, закладываются только в кипящую воду, нарезав их перед варкой. Свежая зелень добавляется в готовые блюда во время раздачи.

Для обеспечения сохранности витаминов в блюдах овощи, подлежащие отвариванию в очищенном виде, чистят непосредственно перед варкой и варят в подсоленной воде (кроме свеклы) .

Фрукты, включая цитрусовые, тщательно моют в условиях холодного цеха или цеха вторичной обработки овощей.

Витаминизация блюд проводится с учетом состояния здоровья детей, под контролем медицинского работника и при обязательном информировании родителей о проведении витаминизации.

Технология приготовления витаминизированных напитков должна соответствовать технологии, указанной изготовителем в соответствии с инструкцией и удостоверением о государственной регистрации. Витаминизированные напитки готовят непосредственно перед раздачей.

Препараты витаминов вводят в третье блюдо (компот или кисель) после его охлаждения до температуры 15 °C (для компота) и 35 °C (для киселя) непосредственно перед реализацией .

В дошкольных образовательных организациях должен быть организован правильный питьевой режим. Питьевая вода, в том числе расфасованная в емкости и бутилированная, по качеству и безопасности должна отвечать требованиям на питьевую воду .

Таким образом, соблюдение всех санитарно-гигиенических норм при организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях является важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Сбалансированное питание способствует развитию всех органов и их функций в соответствии с возрастом детей.

Заключение

Таким образом, проблема гигиены питания в дошкольных образовательных учреждениях остается по-прежнему актуальной и в настоящее время.

В ходе исследования было выяснено, что данная проблема решается при соблюдении определенных аспектов: при учете анатомических и физиологических особенностей пищеварительной системы детей дошкольного возраста, при правильном составлении меню для питания дошкольников и включении в их рацион всех необходимых веществ в сбалансированном соотношении, при соблюдении санитарно-гигиенических требований при хранении продуктов и приготовлении пищи.

Поставленная цель работы была достигнута, так как удалось раскрыть особенности данной проблемы и найти пути к ее решению.

Список литературы

    Бородулина Т.В. Значение овощей и фруктов в питании детей: пищевые волокна / Т. В Бородулина, А.С. Суржик // Вопросы детской диетологии. - 2010. - Т. 6, №4. - С. 73-76.

    Вржесинская O.A. Пищевая ценность рационов детей дошкольного и младшего школьного возраста / О.А. Вржесинская // Вопросы детской диетологии. - 2003. - Т. 1., №2. - С. 5-8.

    Габович Р. Д. Гигиена / Р.Д.Габович. – М.: Медицина, 2011. - 352 с.

    Конь И.Я. Питание дошкольников: идеал и реальность/ И.Я. Конь // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2012. – Т. 1, № 2 – С. 37-38.

    Лич П. Младенец и ребенок: от рождения до пяти лет/ П. Лич. – М.: Педагогика-Пресс, 2013. – 299 с.

    Мазурин А. В. Общий уход за детьми: учебное пособие для студентов педиатрических факультетов медицинских институтов/ А.В. Мазурин. – М. : Медицина, 2010. – 192 с.

    Макеева А. А. Как научить ребенка правильному питанию/ А.А. Макеева // Основы безопасности жизни. – 2012. – Т. 43, № 6. – С. 57-59.

    Маталыгина О. А. Как сформировать у ребенка навыки здорового питания / О.А. Маталыгина//Дошкольная педагогика. – 2009. – Т. 26, № 4. – С. 4-7.

    Михалюк Н. С. Оценка фактического питания различных

возрастных групп детского населения / Н.С. Михалюк // Вопросы питания. – 2013. –Т. 73, № 4. – С. 28-32.

    Мосов А. В. Новые санитарные правила: гигиенические требования к питанию дошкольников и школьников / А.В. Мосов // Администратор образования. – 2009. – Т. 56, № 3. – С. 3-10.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 305 «О мерах по обеспечению государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью крупы, муки, макаронных и хлебобулочных изделий» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 22, ст. 233.

    Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13).

    Смирнов В.М. Нормальная физиология: учебник для студ. высш. мед. проф. образования / В. М. Смирнов. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 480 с.

    Уайтинг М. Питание для детей и подростков/ М. Уайтинг. – СПб. : Гранд: ФАИР-пресс, 2013. – 270 с.

    Швецов А. Г. Вопросы организации питания в детских дошкольных учреждениях / А.Г. Швецов // Гигиена и санитария. – 2012. – Т.23, № 3. –С. 44-50.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!