Это жизнь - портал для женщин

В сша назвали сильные и слабые стороны армии россии. Сша вздрогнули, оценив возможности российской армии

Учитывая пристальное внимание, которое весь мир уделял в этом году военному потенциалу России, целесообразно поразмышлять о том, какое влияние могут оказать стремительно меняющиеся условия современной войны на российскую военную мощь в сравнении с ведущими западными странами, пишет УКРОП со ссылкой на nationalinterest.org.

Тенденция к дальнейшей автоматизации, включая использование оружия с дистанционным управлением и создание автономных видов оружия с элементами искусственного интеллекта (AI-driven autonomous warfare) приведет к снижению сравнительных показателей военного потенциала России. Она не обладает технологиями, сравнимыми с западными, в сфере современных автоматизированных систем, а также возможностями создать собственные аналоги таких систем в обозримом будущем. Военная промышленность России сильно отстает от западной в области систем автоматического управления, боевых беспилотных летательных аппаратов, а также всего спектра современной электроники.

Российское правительство осознает это отставание и, до недавнего времени, предпринимало попытки ликвидировать разрыв за счет активного сотрудничества с западной оборонной промышленностью. Однако, замораживание военного сотрудничества между странами НАТО и Россией, ставшее одним из последствий присоединения Крыма и последовавшего за ним введения большинством стран Запада экономических санкций в отношении России, в ближайшие годы будет препятствовать стремительному освоению российскими оборонными компаниями современных военных технологий и технологий двойного назначения. Финансовые ограничения, вызванные бюджетным кризисом, причинами которого стали западные санкции и падение цен на нефть, также станут помехой для разработки и поступления на вооружение армии новых видов оружия на основе современных технологий.

В результате Россия будет вынуждена искать альтернативные пути, чтобы противостоять западным автоматизированным технологиям. Существуют два направления усиления относительной военной мощи России: подавление коммуникаций противника, а также использование электронных вооружений для уничтожения беспилотных летательных аппаратов и других видов автоматизированной военной техники. Именно в этих двух областях российские (а в прошлом - советские) военные обладают значительным опытом. Недавно созданная система радиоэлектронной борьбы класса «воздух-земля» и «воздух-воздух» «Рычаг-АВ» предназначена для подавления радиолокационных систем в радиусе нескольких сот километров, то есть она способна сделать все радиоуправляемые вооружения противника небоеспособными. Новая система может быть установлена на целом ряде платформ наземного, морского и воздушного базирования, и ее возможности, по данным российских официальных источников, значительно превосходят все существующие западные аналоги.

Российские военные могут также противопоставить западным технологическим преимуществам свою активность в использовании кибернетического оружия против западных стран, как в случае прямого конфликта, так и в иррегулярных и гибридных войнах в периоды обострения отношений. В обеих этих областях Россия обладает преимуществами по сравнению со странами Запада. Отсутствие демократической ответственности в российской политической системе делает применение тактики дезинформации и иррегулярной войны для России более простым, чем для западных правительств, вынужденных соблюдать демократические нормы. Участвуя в гибридных конфликтах против западных стран, Россия может привлекать наемников и другие иррегулярные силы, действующие при поддержке подразделений ГРУ и других спецслужб. Она также может использовать дружественно настроенное население соседних стран в качестве прикрытия для тайных операций на территории противника.

Кроме того, у России имеется большой опыт в области кибернетических войн, и она не испытывает правовых ограничений на использование кибернетического оружия, подобно большинству стран Запада. Основной тактикой кибернетической войны под эгидой российского правительства, по всей вероятности, могли бы стать специальные операции. Китайская атака на Кадровое управление правительства США, которая привела к краже персональных данных на всех сотрудников, получивших от правительства Америки допуск к секретным материалам начиная с 2000 года, свидетельствует о том, что в ближайшем будущем Россия и другие противники США могут применять хакерские атаки и тактику проникновения в базы данных в сочетании с повреждением систем безопасности противника.

Кроме того, российские спецслужбы будут поддерживать тесные связи с независимыми хакерами, которые могут быть мобилизованы для организации мощных сетевых атак. Эта тактика не является новой. Она уже была продемонстрирована российскими хакерами в 2007 году в Эстонии и в 2008 в Грузии, однако подобные приемы могут быть весьма эффективны и в будущем для вывода из строя гражданской инфраструктуры и, возможно, даже правительственных коммуникаций.

Если говорить о более традиционных военных средствах, особое значение для России будет иметь использование управляемых боеприпасов с высокоточным наведением. Оборонительная стратегия создания бесполетных зон и блокирования районов будет сфокусирована на защите собственной территории с помощью оборонительных сетей. Эти многослойные оборонительные системы в настоящее время установлены в Крыму. В будущем они, по всей вероятности, будут размещены на Курильских островах, в Калининграде, а также, возможно, и в других прибрежных районах. Для противодействия традиционным американским преимуществам в технологиях обеспечения малозаметности, на российских центрах управления подразделениями зенитных ракет установлены радиолокационные установки, работающие в диапазоне низких частот. Эти меры могут надолго сделать американские военные самолеты более уязвимыми для российских систем противовоздушной обороны. Главное ограничение возможностей этой стратегии также будет связано с технологиями: постоянные проблемы, с которыми сталкивается российская космическая программа при запуске спутников, вероятно, ограничат возможности российских военных отслеживать потенциальные атаки противника, вынуждая Россию полагаться на радары наземного базирования для покрытия ключевых стратегически важных регионов.

Боеприпасы высокоточного наведения также могут быть использованы для военных операций. Такие ракеты класса земля-земля как «Искандер», обладающие максимальным радиусом поражения 500 километров, могут применяться для создания угрозы соседним странам. Российские военные в настоящее время оборудуют многочисленные корабли и подводные лодки мощными крылатыми ракетами для поражения наземных целей, которые не подпадают под действие Соглашения о сокращении ракет средней дальности и обладают радиусом действия от 2,5 до 3 тысяч километров. Эти ракеты позволят российским военным угрожать не только непосредственным соседям, но и более удаленным странам с хорошо защищенных позиций в собственных территориальных водах, например, в Черном, Балтийском и Охотском морях. Поскольку эти ракеты могут быть выпущены с относительно небольших военных кораблей, таких как фрегаты и корветы, российский Военно-морской Флот может представлять серьезную угрозу региональной безопасности, несмотря на то, что ему не удалось достичь особых успехов в строительстве крупных боевых судов.

Поскольку способность России соперничать с обычными вооруженными силами США или противостоять западному технологическому превосходству в сфере обычных вооружений является крайне маловероятной, русские будут по-прежнему опираться на свой потенциал ядерного сдерживания как на главную страховку. Российские военные стратеги склонны считать, что ядерные вооружения являются компенсацией относительной слабости России в сфере обычных вооружений. Ядерная доктрина России в определенной степени параллельна аналогичной доктрине НАТО времен холодной войны, хотя российские лидеры гораздо чаще делали публичные заявления, в которых утверждали, что могут пойти на применение тактического ядерного оружия, чтобы остановить атаку обычными вооружениями, угрожающую российской территории или государственному суверенитету.

Российские лидеры ясно осознают, что сегодня отечественный военный потенциал не выдерживает сравнения с мощью Соединенных Штатов, и что по всей вероятности, в ближайшие два десятилетия, вперед в военном отношении выйдет и Китай. Однако они активно планируют тактику использования отдельных областей, в которых Россия обладает относительными преимуществами, для компенсации общей недостаточности своего военного потенциала. Западные стратеги, в свою очередь, должны сфокусироваться на мерах противодействия этим российским преимуществам в таких сферах как кибернетическая война и отражение потенциальной угрозы применения Россией своих крылатых ракет, а также тактического ядерного оружия для достижения политических целей в соседних странах.

Автор, Дмитри Горенбург (Dmitry Gorenburg ), научный сотрудник Центра военно-морских исследований (Center for Naval Analyses ), эксперт Дэвисовского центра российских и евразийских исследований при Гарвардском университете.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Одна из проблем - наличие в войсках устаревшей техники

В ходе круглых столов и панельных дискуссий на форуме "Армия-2015" о проблемах говорится меньше, чем о ее достижениях - в том числе и с целью популяризации вооруженных сил среди россиян, а не обсуждению недостатков армии и флота.

Однако в ходе одной из дискуссий - о перспективном облике армии - депутат Госдумы Вячеслав Тетехин привел в пример Пентагон, в котором, по его словам, стараются больше говорить о проблемах армии США с тем, чтобы более четко их обозначать и выявлять, а затем решать.

Тетехин сказал, что России остро не хватает такой же дискуссии в парламентских и военных кругах для развития армии.

Русская служба Би-би-си обратилась к военным экспертам с просьбой назвать те слабые места российской армии, которые, по их мнению, следует исправлять в первую очередь. Эксперты обозначили пять проблем:

  • Производство и разработка современных вооружений страдает от отсутствия кадров и несовершенства материальной базы
  • Численность вооруженных сил недостаточна, а комплектование сопряжено с трудностями из-за нехватки людей
  • Непоследовательность реформ, волюнтаризм в принятии решений
  • Нехватка современных вооружений, включая беспилотные системы, низкая скорость перевооружения армии
  • Необходимость больших затрат на продолжение реформы - ее невозможно остановить, а для доведения до конца необходимы большие средства

Вячеслав Тетехин, член комитета Госдумы по обороне, коммунист (из выступления на круглом столе):

"Я обозначил проблему профессионально-технического образования. Но вы [военные] должны ставить перед политиками, перед нами проблему прикладной науки.

Все эти замечательные системы, кто их будет делать? Я говорю о руках. А где эти умы? [...] Кто будет генерировать все эти вещи?

Например, мой брат работал в Институте радиотехники и электроники Академии наук, которого сейчас не существует. Ему 70 лет. Он говорит, что сейчас уровень тех, кто приходит в исследовательские институты, на порядок ниже нашего".

Константин Сивков, председатель Союза геополитиков:

"Главная проблема российских вооруженных сил заключается в том, что они малочисленны.

Image caption Нехватка личного состава - следствие "демографической ямы"

Для того, чтобы обеспечить нормальное, полноценное решение задач обороны страны, их численность надо увеличить примерно в полтора раза.

Во-вторых, российским войскам надо сейчас закупать как можно больше современной техники.

Современная российская боевая техника по уровню возможностей и тех технологий, которые туда заложены, отвечает всем самым современным требованиям.

Но закупки, на мой взгляд, осуществляются в недостаточном количестве".

Игорь Коротченко, главный редактор журнала "Национальная оборона" :

"В предшествующий период недостаточное внимание уделялось беспилотникам. Здесь нужно решительно наверстывать отставание.

России нужны беспилотники всех основных классов - начиная от тактического звена и кончая стратегическими воздушными разведчиками.

Необходимы ударные беспилотники, потому что за ними будущее.

Вторая проблема - необходимо исключить волюнтаризм в принятии решений, связанных с закупками вооружений.

Печальная традиция России - приходит новый главком и меняются приоритеты. Нужен институт постоянных заместителей министра обороны, главкомов всех видов вооруженных сил".

Image caption Еще одна проблема - несовершенство промышленности, выпускающей новые образцы техники

Константин Богданов, военный обозреватель Ленты.Ру:

"Первой и главной проблемой является незавершенность военной реформы, запущенной в конце 2000-х годов, и неоднократно изменявшейся в частностях. Причем как при Сердюкове, так и при Шойгу.

Вторая проблема связана с тем, что до сих пор не преодолено то, что называется "закупочными каникулами 90-х годов". То есть значительная часть техники, которая должна была быть выведена из состава уже к началу 2000-х годов и заменена на новые образцы, заменяется только сейчас. Проиграно, минимум, 15 лет.

Это привело, в частности, к тому, что целый ряд предприятий промышленности, выражаясь спортивным языком, "растренировались". Они в течение долгого времени не могли обеспечить подачу нужной техники и вооружений с требуемыми характеристиками и показателями себестоимости.

Эта ситуация частично исправляется, но еще в конце 2000-х она была совершенно вопиющей.

Проблема комплектования, связанная с демографической ямой. Людей приходится затаскивать в армию, не хочу сказать на аркане, но на очень-очень сладком прянике - денежном довольствии.

Еще одна проблема - необходимость огромных инфраструктурных трат.

Заброшенные военные городки в Арктике, строительство там новых баз. Но это же не только проблема Арктики, просто к ней приковано внимание. [...] Восстанавливаются аэродромы, восстанавливаются военные базы, которые бросались в конце 90-х годов.

Это гигантские деньги, и как это все будет выглядеть в условиях финансовых трудностей, сказать сложно. Армия поглощает много ресурсов, но она уже прошла полдороги и замирать на этом месте было бы неправильно".

Вчера, 14 февраля, норвежская газета «Aftenposten», которой в своё время Джулиан Ассанж скинул все 250 000 документов своего архива, опубликовала статью на основе секретных документов НАТО, касающихся оценки нынешнего состояния российской армии на основе анализа результатов учений «Ладога-2009» и «Запад-2009». Заметим, что эта оценка совсем нерадостная для нас - статья озаглавлена «Безнадёжный приговор русской армии».

Напомним, что цель масштабных учений, которые проходили на территории Белоруссии в августе-сентябре 2009 года заключалась в «отработке взаимодействия в нейтрализации вооруженных конфликтов и уничтожении террористических групп ». В обширных лесах Белоруссии 33000 российских и белорусских солдат провели военные учения по отработке наступательных и оборонительных наземных и воздушных операций, а также моделирование военных операций с применением тактического ядерного оружия.

Кроме того, в Норвежском море прошли маневры Северного флота России с участием ракетных крейсеров, подводных лодок, вспомогательных судов и истребителей, а также морской пехотной бригады.

Далее, как пишет газета, в опубликованных документах говорится о том, что в ходе войны с Грузией были обнаружены большие недостатки в командной системе российской армии :
— российские офицеры и солдаты часто были вынуждены координировать свои боевые действия с помощью своих личных мобильных телефонов; Но разве это для нас проблема? Вот нормальная работа в Донецке — это проблема. А остальное мы решим в три секунды.

— наибольшую угрозу для российских истребителей представляла собственная ПВО.

Поэтому, считают военные эксперты НАТО, после войны в Грузии, которая выявила и показала слабые стороны российской армии, в ходе учений «Ладога» и «Запад» российские военные хотели показать политическому руководству страны, что они ликвидировали обнаруженные недостатки и могут также на равных участвовать в современных технологических войнах.

Военное командование НАТО внимательно следило за ходом проводимых учений с помощью разведслужб и спутников-шпионов. Вывод, который содержится в документах закрытого брифинга НАТО в Брюсселе в ноября 2009 года, такой: ситуация в российской армии куда хуже, чем это можно было себе представить . Военные наблюдатели пришли к выводу, что «русские воевали сами с собой».

В документах НАТО указывается на следующие слабые стороны российской армии :
— сильная зависимость от устаревших типов вооружения. Русские несколько увеличили свои военные бюджеты за последние пять лет, но до этого прошли 15 лет полного забвения и пренебрежения проблемами армии и безопасности страны;

— неспособность командования наземных войск осуществлять совместные операции с Военно-воздушными силами;

— острая нехватка стратегических транспортных средств, которая приводит к неготовности российской армии воевать на любых направлениях в любое время года;

— отсутствие у командного состава среднего звена навыков координации совместных атак;

— полная неготовность войск вести современную войну по типу американской доктрины « » (network centric warfare);

— русские по-прежнему отстают от США, особенно когда дело доходит до выполнения более сложных операций, которые требуют соответствующего оборудования, опыта и координации – всё это в России по-прежнему отсутствует.

— низкое чувство товарищества среди личного состава и его слабая профессиональная подготовка.

Но самое печальное , что указанные недостатки приводят к тому, что российская армия даже в локальных конфликтах готова применить тактическое ядерное оружие , пытаясь таким радикальным образом решить поставленную задачу - натовскими экспертами было замечено «скрытное моделирование ситуаций, когда применяется такое тактическое ядерное оружие ».

В России же, отмечают наблюдатели, военные учения привели к необычным последствиям. Президент России раскритиковал руководство русской оборонной промышленности за поставки плохого вооружения и техники за чрезмерно высокую цену. Несколько старших офицеров были уволены и потеряли свои рабочие места, а Д.Медведев пообещал проведение дальнейших реформ в армии и увеличение оборонных бюджетов.

КРАТКАЯ СПРАВКА

Сетецентрический принцип является одним из ключевых в военной реформе, которую Пентагон проводит с 1990-х годов. Согласно этому принципу, командование, а также каждая часть на поле боя, каждый танк и даже каждый солдат будут объединены в одну информационную сеть, будут обмениваться информацией и получать все необходимые сведения о противнике. Это должно повысить боеспособность как всей армии, так и каждого её компонента.

При такой организации рассеянные по большой территории боевые единицы смогут постоянно получать новые данные о целях и действиях частей противника, а руководство будет иметь реальную боевую картину. Концепция предполагает активное использование беспилотных самолетов-разведчиков, высокоточного оружия, хорошо защищенных устойчивых каналов связи с высокой пропускной способностью, широкое использование средств радиоэлектронной борьбы .

Авторы концепции полагают, что таким образом войска смогут наносить удары по противнику с больших расстояний и непрерывно. В технологическом плане «сетецентрическая система» требует внедрения новых систем управления, слежения, разведки, контроля, компьютерного моделирования .

Однако противники концепции опасаются переизбытка информации, что может привести к снижению эффективности управления войсками. Также требуется менять традиционную централизованную систему военной организации, военную подготовку и организационно-штатную структуру армии.

В последние недели появились подробные сообщения о российской программе вооружения на 2018-2027 годы. За этот период из государственной казны должно поступить на разработку и производство военной техники около 19 триллионов рублей, что значительно меньше, чем требуется вооруженным силам, хотя, учитывая экономические трудности России, это все же немало. Однако интереснее собственно суммы то, что именно Кремль собирается закупать в этот период.

Напомним, что российские государственные программы вооружения всегда рассчитаны на десять лет, однако принимают их каждые пять лет, чтобы поддерживать их актуальность. Программу на 2011-2020 годы многие оценили как первую успешную программу в истории России, хотя на ее реализации очень негативно сказалось снижение цен на нефть. Программа на 2016-2025 годы была предварительно проработана, однако западные санкции и другие обстоятельства вызвали необходимость отложить эту программу, поэтому актуализация сдвинулась таким образом, что реализация программы начнется только в следующем году.

По официальным заявлениям, в новой программе определены две основные задачи. Первая требует разработки некоторых видов оружия нового поколения, то есть оружия, в котором используются совершенно новые концепции и принципы, основанные на последних технических достижениях. Вторая задача заключается в необходимости поддерживать серийное производство уже существующих и постепенно модернизируемых видов техники. Сам факт того, что вторая, казалось бы, совершенно очевидная, задача еще раз четко проговаривается, означает, что российское руководство осознает проблемы в этой сфере.

Вообще можно сказать, что российский ВПК располагает огромным технологическим потенциалом и в некоторых отношениях является совершенно передовым, однако давно испытывает трудности с производством, вернее — с введением новых типов техники в серийное производство. Остаются проблемы, которые берут начало еще во времена Советского Союза и лихих 90-х. Теперь к ним присовокупились и те проблемы, которые являются последствием нынешней международной ситуации.

Речь идет не только о санкциях со стороны Запада, но и о прекращении поставок комплектующих с Украины, что негативно сказывается, прежде всего, на судостроении и производстве вертолетов. Без украинских двигателей некоторые новые классы кораблей, по всей видимости, так и не будут закончены, а в поставках вертолетов начались большие задержки. Россия хочет компенсировать нехватку самостоятельно или с помощью Китая, однако российское производство двигателей делает первые шаги очень медленно, а китайские образцы зачастую оказываются ненадежными.

Кроме того, несколько парадоксально сказывается тот факт, что некоторые российские вооружения привлекают большой интерес на мировом рынке, в том числе, среди государств, которые раньше делали ставку преимущественно на западную технику. Речь, в том числе, о Египте и Саудовской Аравии. Но производственные мощности российских оборонных заводов имеют свои пределы и просто не могут удовлетворить спрос и на внутреннем, и на зарубежном рынке. Пожалуй, у российских вооруженных сил должно быть преимущество, однако продажа оружия является крайне важным источником денежных средств, которые, кстати, впоследствии идут и на финансирование самой российской армии. Таким образом, получается заколдованный круг.

О том, что Россия действительно нуждается в деньгах, также говорит тот факт, что власть дала добро на экспорт зенитно-ракетных систем С-400 «Триумф» в Турцию и Саудовскую Аравию, а также в Китай. Последний также получил истребители Су-35. А ведь об обоих типах техники принято было говорить как о чем-то, что никогда не должно попасть в руки китайцев и союзников Запада, поскольку существует угроза, что они узнают и скопируют уникальные технологии.

Достаточно парадоксален и тот факт, что самая маленькая часть от этих 19 триллионов рублей предназначается роду войск, которому в России традиционно придают самое большое значение. Речь о ракетных войсках стратегического назначения. Причина в том, что их перевооружение новыми комплексами «Тополь-М» и «Ярс» уже в целом завершено, однако параллельно реализуется еще три крупных проекта. Точнее сказать, они реализовывались до недавнего времени, поскольку, по последним новостям, был остановлен (опять) проект крайне проблематичного мобильного железнодорожного комплекса баллистического ракетного вооружения «Баргузин».

Помимо технических проблем и высокой стоимости, среди причин закрытия проекта называют то, что «Баргузин» мог бы слишком провоцировать американцев, которые очень боялись старого железнодорожного ракетного комплекса РТ-23 «Молодец». Продолжается разработка легкой баллистической ракеты РС-26 «Рубеж», о которой иногда говорят как о попытке обойти Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, и очень тяжелой ракеты РС-28 «Сармат», которая должна сменить Р-36М, называемую «Сатаной».

Контекст

Военные приоритеты России

Chatham House 01.12.2017

Россия эффективно инвестирует в оборону

AldriMer.no 23.11.2017

В приоритете ядерные боеголовки и высокоточное оружие

Al-Ahed News Website 09.11.2017 Войска воздушно-космической обороны получат новые системы С-400 «Триумф», но, вероятно, снова будет отложена постановка на вооружение комплекса нового поколения С-500 «Прометей», который, в том числе, должен уничтожать межконтинентальные ракеты и спутники. Кроме того, ведутся работы над другими системами, эффективными в борьбе с ракетами и спутниками. Также готовится новый зенитный ракетный комплекс малой дальности «Стандарт», который, однако, судя по всему, не поступит на вооружение до 2030 года.

Означенная проблема с серийным производством ярко выражена и в случае наземных сил. Некоторые поклонники этого рода техники, скорее всего, ожидали масштабных поступлений бронетехники нового поколения — такой, как танк Т-14 «Армата», боевая машина пехоты «Курганец-25» и колесная платформа «Бумеранг». Говорилось, что будет произведено около 2,3 тысяч танков «Армата», однако новый проект принес разочарование, поскольку у оборонного завода «Уралвагонзавод» нет мощностей для подобного производства. Кроме того, новый танк не готов до конца и почти наверняка станет очень дорогой «игрушкой».

Поэтому нынешний план на следующее десятилетие предполагает производство максимально сотни или двух сотен танков Т-14, которые получат элитные подразделения российской армии. Основным типом и впредь будет Т-90, который будут дополнять модернизированные Т-72 и Т-80. Подобная ситуация складывается и в случае боевых машин пехоты: российским мотострелкам придется еще несколько лет подождать крупных поставок бронемашин «Курганец-25» и положиться на обновленные БМП-2 и БМП-3.

В совершенно таком же положении будет авиация, где и в будущем десятилетии будут доминировать уже эксплуатируемые истребители Су-27, Су-30СМ и Су-35С, а также истребители-бомбардировщики Су-34 и штурмовики Су-25. «В запасе» у России есть еще истребитель пятого поколения Су-57 ПАК ФА, но, судя по нынешнему плану, будет произведено всего несколько штук для испытаний и обучения. Серийное производство начнется только тогда, как завершится работа над новым двигателем, а это может занять несколько лет. Вероятно, задержки будут и в реализации проекта футуристического стратегического бомбардировщика ПАК ДА.

Запланировано, что авиация получит и модернизированные бомбардировщики Туполев Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3, возможности которых значительно расширятся, прежде всего, в области традиционных авиаударов. Кстати, это можно назвать одной из «красных нитей», пронизывающих всю программу вооружения. Основой вооруженных сил России по-прежнему остаются стратегические ядерные силы, и, тем не менее, все большее значение приобретают традиционные виды оборонительных и наступательных вооружений.

Это можно связать непосредственно с использованием дальних бомбардировщиков и морских судов в Сирии, где Россия с успехом воспользовалась крылатыми ракетами, запускаемыми с воздуха и с кораблей. Это закономерно находит отражение и в разделе новой программы о морском флоте, где максимальный акцент делается на подводные лодки и небольшие надводные корабли, способные нести крылатые ракеты «Калибр». Это оружие, способное нанести удар на расстоянии 2,5 тысяч километров, обеспечивает России наступательную мощь, по уровню сопоставимую с прославленными американскими ракетами «Томагавк».

Но, кроме дозвуковых «Калибров», Россия производит и разрабатывает намного более быстрые ракеты. Прошла информация о якобы успешных испытаниях гиперзвуковой ракеты «Циркон», скорость которой в восемь раз превышает скорость звука, то есть достигает более девяти тысяч километров в час. Нужно подчеркнуть, что сегодня ни у одной страны мира нет эффективной защиты от такого оружия, и именно поэтому над разработками подобных наступательных средств сейчас активно работают американцы и китайцы.

Так или иначе, Россия хочет сделать ставку на небольшие, но очень хорошо вооруженные надводные корабли. И почти наверняка в рамках новой программы не будет построен ни один надводный корабль больше фрегата. Новая программа предполагает выделение средств на разработку новых авианосцев и десантных вертолетных кораблей, строительство которых реально ожидать после 2025 года. Так что России и в будущем придется положиться на устаревающего «Адмирала Кузнецова», хотя его ожидает масштабная модернизация и поставки новых истребителей МиГ-29К.

В рамках новой программы вооружения также планируется разработка подводных лодок нового поколения, хотя на службу они поступят не ранее 2030 года. Россия собирается создать и новую баллистическую ракету для подлодок, а также интересную систему «Скиф», предполагающую ракеты донного базирования. О существовании этого проекта известно уже несколько лет, и хотя информации о нем мало, он вызывает оживленные споры. Возможно, проект нарушает договор Seabed Arms Control Treaty (Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ЯО и других видов оружия массового уничтожения) от 1974 года.

Ведомство Виктора Бондарева, бывшего главнокомандующего российскими ВКС, который сегодня является членом Комитета Совета Федерации Федерального собрания РФ по обороне и безопасности, даже сделало заявление, из которого следовало, что ракеты «Сармат», «Циркон» и «Скиф» уже находятся на вооружении. Вскоре после публикации материал был отозван с объяснением, что данные типы вооружений еще разрабатываются, однако российские (и пророссийские) СМИ уже успели опубликовать несколько сенсационных новостей на основании первоначального заявления.

Не стоит сомневаться в технологическом потенциале российской промышленности, но при этом не стоит забывать и о ее постоянных проблемах. Пример танка «Армата», самолета Су-57, а также крупных кораблей говорит о том, что от амбициозного проекта или впечатляющего образца нужно пройти длинный, сложный и затратный путь к серийному производству и практической применимости. Разумеется, все это касается и нового поколения ракет.

В конце также напрашивается вопрос, было ли заявление ведомства Виктора Бондарева действительно всего лишь ошибкой, или материал в первоначальном (неточном) виде был опубликован намеренно. Ведь не стоит забывать и тот факт, что в стратегической обороне крайне важную роль играет фактор психологии. Заявление о постановке на службу новых и в целом загадочных ракет, за которое тут же уцепились СМИ, кажется простым инструментом, способным устрашить и внести замешательство в ряды противника. Подобное, кстати, прекрасно вписывается в российскую (дез)информационную стратегию.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Обратилась к экспертам с просьбой определить слабые стороны российской армии, и те смогли выделить пять основных проблем.

Первой была названа нехватка квалифицированных военно-инженерных кадров и несовершенство материальной базы, от чего страдают производство и разработка современных вооружений. Второй – недостаточная численность Вооруженных сил и проблемы с комплектованием из-за нехватки людей.

Председатель Академии геополитических проблем Константин Сивков отметил, что главная проблема российских Вооруженных сил заключается в том, что они малочисленны. И чтобы обеспечить обороноспособность страны, необходимо увеличить армию примерно в полтора раза. Кроме того, эксперт обратил внимание на то, что хотя новейшая российская техника по уровню возможностей соответствует всем современным требованиям, закупается она в недостаточном количестве.

Об этом говорил и военный обозреватель «Ленты.Ру» Константин Богданов, напомнивший про «закупочные каникулы 90-х», когда значительная часть техники была выведена из эксплуатации, а новая не приобреталась. Было проиграно как минимум 15 лет.Еще Константин Богданов указал на неспособность предприятий оборонной промышленности обеспечить подачу нужной техники и вооружений с требуемыми характеристиками и показателями себестоимости. Также военный обозреватель вспомнил «демографическую яму», из-за которой ощущается острая нехватка солдат и офицеров, а также огромные инфраструктурные траты.

Третьей слабой стороной был назван волюнтаризм, непоследовательность в принятии решений. Четвертой – нехватка современных вооружений, в том числе беспилотных систем, и низкая скорость перевооружения армии.

Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко указал на отставание в развитии беспилотников всех классов, которых так не хватает войскам. В частности, редактор отметил необходимость создания новых ударных беспилотников, за которыми, по его мнению, будущее. Касаясь волюнтаризма в принятии решений по закупкам вооружений, он заметил, что «… приходит новый главком, и меняются приоритеты» . Поэтому, по его словам, нужен институт постоянных заместителей министра обороны, главкомов всех видов вооруженных сил.

С ним был солидарен и Константин Богданов, назвавший проблемой незавершенность военной реформы, запущенной в конце 2000-х годов и неоднократно менявшейся при Сердюкове и Шойгу.




Пятой проблемой были названы большие расходы на продолжение военной реформы, которую уже невозможно остановить. По словам Богданова, сейчас восстанавливаются заброшенные в 90-х годах военные аэродромы, базы, и этот процесс поглощает огромные деньги. Кроме того, строятся новые военные объекты в Арктике, да и обновление армии поглощает немалые средства.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!