Это жизнь - портал для женщин

Питание детей в школьных учреждениях. Школьная столовая. Организация работы производственных цехов и оборудования

Особенности организации питания школьников связаны продолжающимися процессами интенсивного роста и развития, становления нервно-психической сферы. Современное школьное обучение характеризуется высокими умственными и физическими нагрузками и сопровождается значительными энергозатратами, что также обусловливает особую важность для школьников полноценного питания.

Участвующие школьные округа и независимые школы получают денежные субсидии и жертвуют товары из Департамента сельского хозяйства США за каждый прием пищи. В свою очередь, спонсоры должны обслуживать обеды, которые отвечают требованиям федеральных и государственных органов, а также предлагают бесплатные или льготные обеды для детей, чьи семьи имеют право на получение дохода.

В то время как обеды должны соответствовать стандартам здоровой еды, установленным на федеральном и государственном уровнях, местные спонсоры принимают решения о конкретных продуктах и ​​меню и планируют специальные меню для детей с специальными диетами, заказанными с медицинской точки зрения.

Правильно организованное питание учащихся повышает их работоспособность, успеваемость, способствует хорошему физическому развитию и укреплению здоровья. Отсюда вытекает основная задача медицинских работников, педагогов и воспитателей: добиться 100% охвата школьников горячим питанием. Горячая пища стимулирует секрецию пищеварительных соков, лучше усваивается, полнее используется организмом и дает чувство насыщения. Оздоровительная роль школьного питания дополняется и его большим воспитательным значением – дети приучаются к строгому режиму, формируется культура питания. Особенно актуален вопрос организации рационального питания учащихся подготовительных классов: они должны получать 3-разовое горячее питание (горячий завтрак, обед, полдник).

Инициатива «Ферма к школе» - это попытка связать школы с региональными или местными фермами, чтобы служить здоровым питанием, используя местные продукты. Включение местного производства, свежие сельскохозяйственные продукты в рамках программы школьного питания создает отношения, которые положительно влияют на ферму, сообщество и, самое главное, учащихся в наших школах. Эти программы соединяют школы с местными фермами для обслуживания здорового питания в школьных столовых, улучшения питания учащихся, обеспечения возможностей для здоровья и питания и поддержки местных фермеров.

В современных школах СНиПом предусматривается два типа пищеблоков : в школах с 30-50 классами –кухня-доготовочная, снабжающаяся полуфабрикатами ; в школах с 8-20 классами –кухня-заготовочная, снабжающаяся сырьем . В неполных средних школах на 192 учащихся и школах, построенных в 40-60-х г.г. сохранилисьстоловые-раздаточные (буфеты) , реализующие горячие завтраки и обеды, приготовленные на предприятиях общественного питания.

Школы и общины могут инициировать и осуществлять различные виды деятельности «Ферма в школу». В некоторых школьных округах деятельность «Ферма в школу» может включать в себя закупку местных сельскохозяйственных продуктов, в то время как другие рассматривают их школьный сад и полевые поездки на фермах как «Ферма в школу». Каждый школьный округ должен решить, как связанная с фермой деятельность в школе может дополнять и поддерживать их школу программы питания.

Общая характеристика предприятия

Программа школьного завтрака - это федеральная программа, доступная для государственных школ, некоммерческих частных школ и детских учреждений по уходу за детьми. Школы и учреждения, которые предпочитают участвовать в программе школьного завтрака, получают денежные субсидии от Министерства сельского хозяйства США за каждый прием пищи, который они обслуживают. В свою очередь, они должны подавать завтрак, который соответствует федеральным образцам питания и диетическим характеристикам, и они должны предлагать бесплатный или льготный завтрак для детей, имеющих право на участие.

Режим питания школьников в домашних условиях и школе строится с учетом рекомендованных интервалов между приемами пищи: не менее 3 ч. и не более 4-4,5 ч. Дети должны получить дома завтрак в 7.00-7.30, горячий завтрак в школе на 2-й или 3-й перемене. Учащиеся групп продленного дня обедают после уроков в 13.00-13.30, учащиеся подготовительных классов после дневного сна в 16.30 получают полдник, ужинают в 19.00-19.30 дома.

Употребление сбалансированного питания утром может существенно повлиять на общее состояние здоровья и благополучие детей. Доказательства показывают, что дети, которые участвуют в школьном завтраке, едят больше фруктов, пьют больше молока и потребляют более разнообразные продукты, чем те, кто не едят завтрак или не завтракают дома - они также менее склонны к избыточному весу!

Питание не только способствует питанию детей, но также и к успеваемости в школе. В частности, исследования показывают, что студенты, которые обычно едят хорошо сбалансированный завтрак, лучше выполняют стандартизированные тесты, имеют более высокие математические оценки и имеют более низкие темпы запоздания и абсентеизма.

Учитывая продолжительное пребывание в школе учащихся групп продленного дня (до 18.00), целесообразно дополнить обязательное для них 2-разовое горячее питание третьим приемом пищи в 16.30 – полдником (стакан молока с хлебом).

Обеденные залы рассчитаны на одновременное получение питания лишь 25% учащимся (одно посадочное место на четверых). Следовательно, во 2-ю и 3-ю перемены завтракать должны по два потока учащихся, поэтому продолжительность перемен величина до 20-30 мин.

Послеобеденные закуски, входящие в программу Национальной школьной программы обеда, предоставляют денежные компенсации школам и жилым центрам по уходу за детьми, чтобы подавать закуски для детей, которые участвуют в программах по дошкольному образованию или обогащению.

Чтобы иметь право участвовать в программе закуски послепродажного обслуживания, спонсоры должны предоставить образовательные или обогатительные мероприятия в организованной, структурированной и контролируемой среде после окончания учебного дня. Конкурентоспособные межшкольные спортивные команды не являются подходящей послепродажной программой.

Питание в школе детей разных возрастных групп должно строиться дифференцированно с учетом физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии. Завтрак должен составлять 20%, обед – 35% и полдник 10% суточной калорийности рациона .

Калорийность горячих завтраков в городских школах должна составлять 1/4 (500-600 ккал) ежедневного рациона. В сельских школах в связи с отдаленностью их от места жительства учащихся калорийность горячих завтраков предусмотрена боле высокая – 1/3 ежедневного рациона.

Пищевые отравления и их профилактика

В местах, где считается подходящей зоной, закуски подаются бесплатно всем участвующим детям. Департамент образования штата Западная Вирджиния имеет текущие данные для всех государственных школ, которые помогают определить право на участие в этой области.

Школы, которые не отвечают критериям отбора, могут также участвовать и предлагать детям легкие закуски на основе индивидуального статуса приемлемости. Закуски, подаваемые детям, должны быть питательными. Как минимум, они должны содержать по меньшей мере два разных компонента следующих четырех: жидкое молоко; мясо или мясо чередуются; овощи или фрукты или полноценный овощной или фруктовый сок; и цельнозерновой или обогащенный хлеб или крупы.

Школьный завтрак должен содержать для учащихся младших классов: 12-16 г белков, 12-16 г жира, 60-80 г углеводов.Для учащихся старших классов: 15-20 г белков, 15-20 г жира, 75-100 г углеводов.

В школах учащимся должны отпускаться обеды не менее чем из 2-х горячих блюд, составляющих 35-40 % калорийности суточного рациона.Помимо горячих завтраков и обедов в школьных буфетах предусматривается продажа горячих напитков (чай, кофе), хлебобулочных изделий, молока, молочных продуктов, соков.

Организация работы производственных цехов и оборудования

Дети все еще нуждаются в хорошей еде, даже когда школа отсутствует. Теперь их легко разместить! Вариант «Летний летний» предназначен для поощрения властей школьной пищи к обеспечению питания в течение летних и других школьных каникул. Этот вариант сочетает в себе функции Национальной программы школьного обеда, Программы школьного завтрака и Программы обслуживания летних продуктов.

Хотя традиционная программа обслуживания летних продуктов по-прежнему остается доступной для школ, вариант «Летний Лет» предлагает упрощенный подход к кормлению голодных детей. Специальная программа для молочных продуктов - это федеральная программа, которая предоставляет молоко учащимся в частных или непубличных школах, полудневных детских садах и детских садах, где доступ к Национальной программе школьного обеда или программе школьного завтрака недоступен. Программа поощряет потребление жидкого молока, одновременно помогая покрывать расходы, предоставляя компенсацию за каждую половину пинты молока, подаваемой детям.

При составлении рациона может быть использован разработанный Институтом питания РАМНпримерный набор продуктов и 12-дневное меню школьных завтраков и обедов для учащихся трех возрастных групп , обучающихся в школах.Первая группа – учащиеся 1-4-х классов (7-10 лет),вторая – 5-7-х классов (11-13 лет) и девочки 8-10-классов, ктретьей группе отнесены мальчики 8-10-х классов (14-17 лет). Так же как и в дошкольных учреждениях, возрастная дифференциация питания учащихся обеспечивается за счет разных по объему порций.

График питания обучающихся на переменах

Школы или учреждения должны предлагать только пастеризованные типы жидкостей неприправленного или ароматизированного жирового жира с низким содержанием жира или с низким содержанием жира. Эти молоко должны соответствовать всем государственным и местным стандартам.

Составление суточного меню школьника

Специальные спонсоры программы для молодежи должны придерживаться правил, касающихся стандартов молока и точного администрирования программ. Обучение, техническая помощь и поддержка доступны через Департамент образования Западной Вирджинии. Стаффордские государственные школы.

Детям, страдающим хроническими заболеваниями почек, печени, желчевыводящих путей, желудка, кишечника, назначается лечебное питание .

Организация и рацион питания учащихся в общеобразовательных учреждениях подлежат обязательному согласованию с органами Госсанэпиднадзора.

При организации питания школьников следует руководствоваться следующими документами:

Зарядка еды является привилегией и ее следует использовать только в чрезвычайной ситуации. Плата должна быть оплачена в следующий учебный день. Эта служба просмотра бесплатно предоставляется родителям. Зарядка предметов ала-карт не допускается. Если у студента есть неоплаченный отрицательный баланс, студенты «лечат» деньги будут применяться к неоплаченному сбору. Учащиеся начальной и средней школы могут приобретать ала-карт или дополнительные продукты питания. Бесплатные десертные купоны предоставляются всем школьным завтракам в последний день каждой недели.

СанПиН 42-123-5777-91 «Санитарные правила для предприятий общественного питания, включая кондитерские цехи и предприятия, вырабатывающие мягкое мороженое»;

СанПиН 42-123-4147-86 «Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов»;

Методические указания по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах.

Организация питания школьников

Предварительные платежи поощряются, поскольку они приводят к более быстрым линиям обеда и больше времени для того, чтобы дети могли есть. Наличные и предоплаченные чеки могут быть сделаны в школе. Студентам рекомендуется знать их идентификационный номер и настоятельно рекомендуется не делиться этим числом с кем-либо.

Родители могут указать пометкой или проверить, не могут ли быть куплены товары для завтрака или ала-карт. Родители: Если вы хотите внести изменения в лимиты ваших детей, пожалуйста, позвоните своему менеджеру школы в кафе. Наличие помощника школьного питания в качестве основного докладчика на церемонии окончания восьмого класса, возможно, беспокоило некоторых, но для этого школьного округа это имеет смысл. Это район, который привлек внимание всей страны к тому, чтобы быть одним из первых, кто принял инновационную программу «от фермы до школы», которая является частью программы «Здоровые школы», которая также обеспечивает питание и поддержку школьного сада.

О случаях появления в школе пищевых отравлений и острых кишечных инфекций среди учащихся и персонала необходимо в установленные сроки информировать органы Госсанэпиднадзора.

В питании учащихся общеобразовательных учреждений запрещается использовать :

    фляжное, бочковое, непастеризованное молоко без тепловой обработки (кипячения);

    Характеристика производственных помещений

    Выбор Риты Пизани для обмена словами мудрости с подростками, готовыми посещать среднюю школу, также имеет смысл в национальном контексте: Белый дом поддерживает хорошее питание; существует распространение садов и инициатив по предотвращению ожирения; Министерство сельского хозяйства Соединенных Штатов поддерживает Инициативу по садоводству; программа школьной фермы и сторонники хорошего питания задают вопрос о текущем статусе программы школьного обеда. Пизани, который посвятил свою жизнь воспитанию людей, особенно детей, должен быть услышан.

    творог и сметану в натуральном виде без тепловой обработки (творог используют в виде запеканок, сырников, ватрушек; сметану используют в виде соусов и в первое блюдо за 5-10 мин. до готовности);

    молоко и простоквашу «самоквас» в натуральном виде, а также для приготовления творога;

    зеленый горошек без термической обработки;

    Еда, в конце концов, особенно хорошая еда, имеет решающее значение для здоровья и благополучия нашей молодежи и что-то принормальное для успеха и безопасности нашей нации в будущем. Миссис Пизани предложила убедительную историю о молодой девушке. Осознавая, что «разные» могут ограничить возможности для ее дочери, ее мать научила ее читать губы, анализировать лицо и выражения глаз и изучать жесты. Когда она была в восьмом классе, она иммигрировала в Соединенные Штаты и занималась погружением на английском языке, хотя она говорила только по-итальянски.

    макароны с мясным фаршем (по-флотски), блинчики с мясом, студни, окрошки, паштеты, фаршмаг из сельди, заливные блюда (мясные и рыбные);

    напитки, морсы без термической обработки, квас;

  • макароны с рубленым яйцом, яичница-глазунья;

    пирожные и торты кремовые;

    жареные во фритюре пирожки, пончики;

    неизвестные порошки в качестве разрыхлителей теста.

    Очень преданный учитель провел два часа в день, помогая молодой женщине выучить английский. Результат? Молодая женщина была Рита Пизани, школьный повар. Некоторые из самых важных решений, которые должны принять эти подростки, - это заботиться о своих телах и питаться ими. Как граждане, так и налогоплательщики, в наших интересах обеспечить, чтобы выбор наличия хорошей пищи в государственных школах был нормой, а не исключением.

    Законодатели принимают меры по вопросу о детском питании. В Конгрессе также застопорился закон о реавторизации для детского питания, и очень всеобъемлющий законопроект, включающий множество компонентов. Закон был продлен до 30 сентября. Поскольку этот закон настолько широк, очень важно, чтобы граждане были лучше информированы об этом законе и всех его компонентах.

Питание может быть организовано в столовой, работающей на сырье или на полуфабрикатах, а также в буфете-раздаточной. Согласно требованиям СанПиН 42-123-5777-91, столовые должны предусматриваться в школах с числом учащихся более 100 человек. Школьная столовая, работающая на сырье , должна иметь следующий набор оборудования и помещений:цехи – горячий, холодный, мясо-рыбный, кондитерский, овощной;моечные для столовой и кухонной посуды;кладовые для сухих продуктов и овощей;охлаждаемые и низкотемпературные камеры для хранения мясных и особо скоропортящихся продуктов;бытовые помещения для персонала пищеблока;загрузочная-тарная; моечная для тары; холодильная камера для пищевых отходов; санузел для сотрудников столовой.

Все описанные выше законы влияют на детей и помощников, которые готовят обеды, такие как миссис Пизани. В конце беседы с учениками Кабрильо он сказал им: Я люблю готовить и служить едой. Директор школы, Слава Пейдж, сделала важное замечание о миссис Пизани: «Она подает блюда, но что более важно, она служит детям». Посещающие школьные столовые по-настоящему служат детям во многих отношениях. Привилегия работы в столовой была зарезервирована для старших учеников. Это было так захватывающе, что нам хотелось помогать готовить и обслуживать еду и убирать столовую.

В состав помещений школьной столовой, работающей на полуфабрикатах , должны входить:горячий цех, доготовочная, моечные для столовой и кухонной посуды,кладовые для сухих продуктов и овощей,холодильные камеры для полуфабрикатов,бытовые помещения для персонала пищеблока,загрузочная-тарная, моечная для тары, холодильная камера для пищевых отходов, санузел.

В состав помещений буфета-раздаточной должны входить:загрузочная , оборудованная плитой для подогрева пищи, холодильными шкафами;раздаточная , оборудованная мармитами;посудомоечная ;подсобное помещение, бытовые помещения для персонала, помещение для мытья тары .

При школьных буфетах и столовых обязательно должен быть предусмотрен обеденный зал площадью из расчета 0,7 кв. м на одно место в зале, исходя из посадки 100% учащихся в 3 очереди.

При столовых должны быть установлены умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Умывальники размещают в расширенных проходах, коридорах, ведущих в обеденный зал, или в отдельном помещении рядом с обеденным залом.

В сельских школах (средних, неполных средних) требования к организации питания те же, что и в городских.

В малокомплектных школах (средних, неполных средних) требования к организации питания те же, что и в городских.

В малокомплектных школах (до 50 учеников) необходимо выделять помещения для приема пищи с минимальным набором оборудования:электроплита 2-гнездная, мойка для мытья посуды, холодильник, электротитан .

Требования к соблюдению правил личной гигиены сотрудниками пищеблока.

К работе на пищеблок допускаются здоровые лица, прошедшие медицинский осмотр в соответствии с действующими приказами и инструкциями, а также прослушавшие курс по гигиенической подготовке со сдачей зачета.

Контроль за соблюдением сроков прохождения медосмотроввозлагается на медработника школы.

На каждого работника должна быть заведена личная медицинская книжка , в которую вносят результаты медицинских обследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, о сдаче санитарного минимума.

Персонал предприятия общественного питания обязан соблюдать следующие правила личной гигиены :

    приходить на работу в чистой одежде и обуви;

    оставлять верхнюю одежду, головной убор, личные вещи в гардеробной;

    коротко стричь ногти;

    перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения туалета тщательно мыть руки с мылом, желательно дезинфицирующим;

    при появлении признаков простудного заболевания или кишечной дисфункции, а также нагноений, порезов, ожогов сообщить администрации и обратиться в медицинское учреждение для лечения;

    сообщить о всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье работника.

В пищеблоках школ категорически запрещается :

    при изготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий носить ювелирные изделия, покрывать ногти лаком, застегивать санодежду булавками;

    принимать пищу, курить на рабочем месте. Прием пищи и курение разрешаются в специально отведенном помещении или месте.

Ежедневно перед началом смены медработник проводит у всех работающих осмотр открытых поверхностей тела на наличие гнойничковых заболеваний. Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, нагноившимися порезами, ожогами, ссадинами, а также с катарами верхних дыхательных путей к работе не допускаются, а переводятся на другую работу.Результаты осмотров заносятся в журнал установленной формы .

В каждом пищеблоке должна быть аптечка с набором медикаментов для оказания первой помощи.

Пища – основа жизни человека. От того, как человек питается, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность. Следовательно, питание человека-это не только его личное, но и общественное дело. Французскому физиологу Брмат-Саварену принадлежит выражение: "Животное насыщается, человек ест, умный человек умеет питаться". "Уметь питаться" ничего общего не имеет с утолением голода. Умение питаться предполагает разумное, умеренное и своевременное питание, то есть культуру питания. И этой очень непростой науке-культуре питания необходимо учиться, учиться смолоду, пока человек еще не приобрел болезней от неумеренного питания. Так что кухня-дело очень серьезное и требует к себе уважительного отношения.

Развивая свой слух и удовлетворяя его надобность в удовольствии, человечество создало музыку. Изобразительные искусства появились как следствие потребности человеческого глаза в прекрасном. Обоняние и вкусовые ощущения не менее важны, чем зрение и слух. В их угоду и возникло "кухонное" искусство-кулинария. Полет фантазии, и авторская импровизация в кулинарном творчестве ограничены всего двумя условиями: полезно и вкусно.

Пищевые продукты и готовые кулинарные изделия при неправильной обработке, нарушении сроков хранения могут служить средой для развития микроорганизмов, и поэтому необходимо при приготовлении, хранении и реализации готовой пищи строго соблюдать установленные санитарные правила. При кулинарной обработке продуктов в них происходят сложные физические и химические процессы, без знания которых невозможно выбрать рациональные режимы обработки, уменьшить потери питательных, ароматических, вкусовых веществ и повысить качество пищи. Технолог общественного питания должен хорошо знать физику и весь цикл химических дисциплин. Предприятия общественного питания оснащены механическим, холодильным и тепловым оборудованием с газовым, электрическим и паровым обогревом. В связи с этим технолог должен знать оборудование предприятий общественного питания и другие технические дисциплины. Не менее важно для технолога знание экономики общественного питания. Достигнуть высокой производительности труда, повысить культуру обслуживания нельзя без знания основ организации общественного питания.

Актуальность темы курсовой работы обосновано именно целью обеспечения качества школьной столовой, как залога успешного формирования подрастающего поколения.

Общественное питание представляет собой отрасль народного хозяйства, основу которой составляют предприятия, характеризующиеся единством форм организации производства и обслуживания потребителей и различающиеся по типам, специализации. Существенное место в количественной структуре предприятий питания составляют школьные столовые.

В постперестроечный период несколько изменились условия существования предприятий общественного питания, появились новые организации и предприятия, разрушившие традиционную структуру общепита, появилась конкурентная среда – основные критерии конкурентоспособности столовых общественного питания – безопасность, качество, ассортимент, цена,

Согласно цели курсовой работы мной будет решаться целый ряд задач:

Анализ структуры производства столовой:

Схема взаимосвязи производственных цехов и помещений;

Требования к рациональной организации производства и производственным помещениям;

Описание принципов организации производственного и технологического процесса:

Влияние типа и класса предприятия на структуру производства;

Выбор рациональной структуры производства;

Анализ эффективности организации технологических процессов в цехах (горячий).

В курсовой работе используется литература отечественных авторов по технологии организации работы горячих цехов предприятий общественного питания, нормативные и законодательные акты как федерального так и отраслевого уровня, СНиПы, ГОСТы и др.

В конце курсовой работы мной делается заключение о проделанной работе.

Глава 1 Особенности питания школьников

1.1 Роль организации правильного питания школьников

Правильно организованное (в количественном и качественном отношении) питание детей является обязательным условием их нормального физического развития и играет важную роль в повышении работоспособности и сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям. Преобладание в пище детей углеводов ведет к различным заболеваниям (диабету, ожирению, снижению иммунитета, кариозности зубов и др.).

Питание школьников связано с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма и условиями деятельности учащихся. Повышенная калорийность питания у детей по сравнению со взрослыми объясняется интенсивным обменом веществ, большей подвижностью, соотношением между поверхностью тела и его массой (у детей на 1 кг веса приходится большая наружная поверхность, чем у взрослых, а потому они быстрее охлаждаются и, соответственно, теряют больше тепла).

Расчеты показывают, что на 1 кг веса тела приходятся следующие размеры поверхности кожи: у ребенка 1 года – 528 см2, 6 лет – 456 см2, 15 лет – 378 см2, у взрослых – 221 см2.

Усиленные теплопотери требуют большей калорийности питания. С учетом относительной поверхности тела на 1 кг веса взрослому необходимо получить в сутки 42 ккал, детям 16 лет – 50 ккал, 10 лет – 69 ккал, 5 лет – 82 ккал.

Потребность в жирах у школьников также увеличивается, так как они содержат жирорастворимые витамины А, Д, Е, К.

Наиболее благоприятным условием для роста и развития является соотношение, когда на 1 г белка приходится 1 г жира. Потребление углеводов в младшем возрасте меньше, чем в старшем, в то время как потребление белков с возрастом увеличивается. Избыток углеводов в питании так же вреден, как и недостаток (излишки идут на отложение жира; снижается иммунитет; дети-сластены больше подвержены простудным заболеваниям, а в дальнейшем не исключено заболевание диабетом).

У детей потребность во всех витаминах повышена, они более чувствительны к их недостатку, чем взрослые. Так, недостаток витамина А вызывает приостановку роста, снижение веса и пр., а при недостатке витамина Д возникает рахит (витамин Д регулирует фосфорно-кальциевый обмен). Недостаток ультрафиолета и витамина Д ведет к рахиту, кариесу зубов и пр.

Питание в школе разных возрастных групп должно строиться дифференцированно, с учетом физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии. Порции не должны быть слишком объемными. Большое значение имеют школьные завтраки, которые своевременно удовлетворяют потребность в еде и оказывают положительное влияние на самочувствие и успеваемость в течение дня. Калорийность завтрака в городских школах должна составлять примерно 25% общей калорийности суточного рациона, а в сельской местности при отдаленности жилья – 30-35%.

Питание в школе разных возрастных групп должно строиться дифференцированно, с учетом физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии. Порции не должны быть слишком объемными. Большое значение имеют школьные завтраки, которые своевременно удовлетворяют потребность в еде и оказывают положительное влияние на самочувствие

Длительные перерывы в приеме пищи и еда всухомятку наносят существенный вред здоровью школьника.

1.1 Составление суточного меню школьника

Рекомендуемое потребление энергии и основных пищевых веществ представлено в табл. 1. Потребность в животном белке должна покрываться на 65 % от суточной нормы для 6-летних детей и на 60% – для детей старше 7 лет. Сочетание животных и растительных жиров в суточном меню должно составлять 80% и 20%, соответственно. Сложных углеводов должно быть в 4 раза больше, чем простых. Соотношение белки/жиры/углеводы равно 1/1/4 (для младших школьников – 1/1/6).

Вместе с тем, в питании населения Тульского региона, в том числе детского, превалируют простые углеводы, что предрасполагает к дисфункции поджелудочной железы и нарушению обменных процессов (ожирение).

Таблица 1

Детское питание зачастую бывает перегружено углеводами за счет избытка кондитерских изделий, сахара, макаронных, мучных изделий, хлеба. Избыток углеводов переходит в жир, создавая избыток веса; сахар создает угрозу развития кариеса.

Важную роль в оздоровлении организма с помощью питания играют витамины и минеральные вещества. В организме они, как правило, не воспроизводятся и должны поступать с пищевыми продуктами.

У современных школьников авитаминозы встречаются только в группе бездомных детей, но гиповитаминозы (недостаточность витаминов в питании и в организме) возможны и в благополучных семьях, особенно в зимне-весенний период, когда содержание витаминов в продуктах уменьшается в связи с естественными потерями. При этом дефицит витаминов группы В создает основу для снижения функционального благополучия нервной системы и способствует возникновению неврозов.

Поэтому в проблемные периоды года необходима искусственная витаминизация пищи (например, добавление витаминов в третьи блюда из расчета суточной нормы потребления) в школьных столовых или дополнительный прием поливитаминных препаратов в возрастной дозировке в домашних условиях.

Не вся принятая пища усваивается, часть ее выбрасывается из кишечника в виде шлаков. Усвояемость животной пищи равна в среднем 95%, растительной – 80%, смешанной – 82-90%. На практике расчеты ведутся исходя из 90% усвоения пищи. Поэтому при расчете калорийность пищи должна на 10-15% превышать регламентируемое возрастом энергопотребление.

Полноценность минерального, в том числе микроэлементного, состава пищи очень важна для оптимизации водно-солевого обмена организма (костно-мышечные ткани, зубы), функций эндокринной системы. Недостаток йода создает дисфункцию щитовидной железы (что характерно для населения Тульского региона); недостаток цинка приводит к задержке роста и полового созревания детей; недостаток железа – к малокровию. Дефицит фтора способствует развитию кариеса.

Потребность в воде у детей 6-7 лет составляет 60 мл на 1 кг массы тела, у школьников – 50 мл. Но следует также учитывать условия деятельности, климатические условия и др. Для организма одинаково вреден избыток и недостаток воды, т.к. возникают или перегрузка системы кровообращения и выделения, или обезвоживание организма, что создает дисфункцию водного обмена.

Для того чтобы рацион школьника обеспечивал необходимые для здорового организма пищевые вещества, следует в каждодневном питании придерживаться рекомендуемых величин потребления продуктов, которые представлены в табл. 2. Следует учесть, что эти продукты представлены в сыром необработанном виде. При обработке неизбежны потери (отходы). Так, при варке мясо теряет 40 % от исходного веса. Крупы, бобовые и макаронные изделия при кулинарной обработке дают "привар" (увеличение массы).

Таблица 2


Ежедневно все перечисленные в таблице продукты не могут быть использованы в питании. Часть продуктов должна присутствовать каждый день (мясо, молоко, масло сливочное и растительное, хлеб, овощи, фрукты, мед (сахар)), другая часть (сыр, яйца, творог, рыба) могут быть включены в питание 2-3 раза в неделю.

Большое значение для школьника имеет режим питания, который регламентирует число приемов пищи, интервал между ними, количество калорий на прием, качественную полноценность продуктов на отдельный прием, распределение рациона по приемам пищи в течение дня.

Глава 2 Организация работы школьной столовой на 1172 школьника

2.1 Общая характеристика предприятия

Предприятие общественного питания школы – это столовая по месту учебы. Школьная столовая, предназначена для обеспечения продукцией массового спроса (завтраками, обедами, ужинами) в основном школьников этой школы. В столовых применяется метод самообслуживания потребителей с предыдущей оплатой.

Столовая при школе размещаются с учетом максимального приближения к обслуживаемым контингентам. Порядок работы столовой согласован с администрацией школы, на основании расписания занятия и загрузки школы (работа в одну смену), и согласован с управлением образования района.

Столовая школы организует двухразовое питание исходя из норм суточного рациона. Как правило применяется предварительное накрытие толов.

Столовая при школе готовит комплексные завтраки, согласно меню см. Приложении 0, обеды для двух возрастных групп: первой – для учащихся I-V классов, второй – для учащихся VI-XI классов.

Столовая школы имеет вывеску с указанием организационно-правовой формы, часов работы. В оформлении торговых залов используются декоративные элементы, создающие единство стиля, применяется мебель стандартной облегченной конструкции, соответствующую интерьеру помещения, столы имеют гигиенические покрытия. Из столовой посуды применяется фаянсовая, стеклянная из прессованного стекла. Из помещений для потребителей столовая имеет вестибюль, с раковинами для мытья рук, площади зала соответствует нормативу.

Столовая закрытого типа находится на первом этаже школьного здания, обслуживает учащихся школы и преподавателей. Столовая с полным циклом производства. Работает столовая 5 дней в неделю при восьми часовом рабочем дне.

Режим работы столовой: С 8 часов- до 16 часов. Обед 10часов-до 1030

Отпуск блюд происходит путем предварительного накрытия на столы. Меню составляется с учетом ассортиментного минимума. Меню-это перечень закусок, блюд, напитков, мучных кондитерских изделий, имеющихся в продаже на данный день с указанием выхода блюд и их цены.

Столовая работает на сырье, продукты завозятся один раз в неделю. Составляется заявка на продукты, которые требуются на неделю вперед. Молочную продукцию (молоко, кефир, ряженка, сметана и т.п.) также по заявке два раза в неделю. Мясо закупается у населения, при наличии клейма, справки от ветеринара, справка, о подсобном хозяйстве и паспорта.

Обеденный зал рассчитан на 800 посадочных мест. При входе имеются умывальнику для мытья рук с подводом горячей и холодной воды, а также электрополотенце. Стены окрашены в голубой цвет, потолок белый. В зале светло; много окон с жалюзи. Столы прямоугольной формы с гигиеническим покрытием, стулья с высокой спинкой. Зал связан с мойкой через окно, в которую попадает грязная посуда.


Рис. 1 Структура школьной столовой

2.2 Характеристика производственных помещений

Мясорыбный цех

Столовая имеет два заготовочных цеха, один из них мясорыбный цех. В столовых, которые работают на сырье при сравнительно небольшом количестве перерабатываемых мяса и рыбы проектируется мясорыбный цех. В цехе оборудованы места для обработки мяса и рыбы. Птица обрабатывается на том же участке, где и мясо. Оборудование и инвентарь промаркированы в соответствии с принадлежностью той или иной линии обрабатываемого сырья. Мясорыбный цех предназначен для первичной обработке мяса и рыбы, и для приготовления из них полуфабрикатов. Стены и пол выложены плиткой. Освещение искусственное и естественное:

Через оконные проёмы

2 производственных стола

Мясорубка

Холодильник, морозильник

Раковина, 2 ванны

Стеллаж для посуды цеха

Промаркированные ножи, лопатки, разделочные доски и т.п.

Весы типа ВНЦ-2

Разрубочный стул

Овощной цех

Второй заготовочный цех, предназначенный для обработки овощей (картофеля, корнеплодов, капусты, сезонных овощей). Расположен вблизи с мясорыбным цехом.

Стены и пол выложены плиткой, так как это облегчает влажную уборку в цехе. Освещение искусственное и естественное:

Посредством ламп накаливания

Через оконные проёмы

В цехе имеется оборудование и инвентарь:

Картофелечистка

Моечная ванна, раковина

Производственный стол

Стеллаж для посуды цеха

Овощерезательная машина

Промаркированные ножи, разделочные доски и т.п.

Подтоварники для овощей

Весы типа ВНЦ-2

Холодный цех

Холодный цех является доготовочным. Холодный цех предназначен для приготовления, порционирования и оформления холодных блюд и закусок, сладких блюд и холодных супов. Продукция, используемая для приготовления блюд, перед отпуском не подвергается вторичной тепловой обработке, поэтому в цехе соблюдаются строгие санитарные требования: продукты, используемые для приготовления блюд, хранятся в холодильных шкафах или камерах при температуре не выше 6...8°С; посуда и инвентарь промаркированы и используются по назначению.

Холодный цех расположен в близи с раздачей, моечной столовой посуды и горячим цехом, для того чтобы производить тепловую обработку продуктов необходимых для приготовления холодных блюд. Помещение светлое, пол и стены выложены плиткой, освещение искусственное и естественное:

Посредством ламп накаливания

Через оконные проёмы

Холодные блюда реализуются в короткий срок, салаты заправляются только перед отпуском. Блюда оставшиеся с прошедшего дня к реализации не допускаются. Готовят в цехе салаты. Отпускают холодные блюда при температуре 12-14°С.

В цехе имеется оборудование и инвентарь:

Холодильный шкаф

Производственный стол

Секция-стол с охлаждаемым шкафом и горкой СОЭСМ-3

Передвижной стеллаж

Моечная ванна ВМ-2СМ на два отделения

Машина для нарезки вареных овощей МРОВ-160

Маслоделитель ручной РДМ-5

Промаркированные ножи, разделочные доски и т.п.

Весы типа ВНЦ-2

Кондитерский цех

Кондитерский цех производит мучные кондитерские изделия: ватрушки, сочни с творогом, булочки домашние, шаньги картофельные, шаньги наливные, булочки с различным фаршем и т.п. Кондитерский цех имеет два помещения:

1) для просеивания муки и замеса теста;

2) для растойки и выпечки изделий.

Мука хранится в первом помещении в ларе. Также в этом цехе предусмотрена вентиляция

В цехе имеется оборудование и инвентарь:

Просеивательная машина

Тестомесильная машина

Стеллажи для растойки изделий

Два производственных стола

Жарочный шкаф

Листы, скалки, ножи, выемки и т.п.

Весы типа ВНЦ-2

Горячий цех

Этот цех является основным цехом, в котором завершается технологический процесс приготовления пищи: осуществляется тепловая обработка продуктов и полуфабрикатов, варка бульонов, приготовление супов, соусов, гарниров, вторых блюд, также производится тепловая обработка продуктов для холодных блюд. Горячий цех имеет удобную связь с заготовочными цехами, то есть мясорыбный и овощной, со складскими помещениями, удобную взаимосвязь с холодным цехом, раздаточной и обеденным залом, моечной кухонной посудой.

Блюда горячего цеха соответствуют требованиям сборнику рецептур блюд и кулинарных изделий, технологическим инструкциям и картам, технико-технологическим картам.

Температура горячего цеха не превышает 23-25°С. Над тепловым оборудованием установлена вентиляция. Освещение в цехе искусственное и естественное:

Посредством ламп накаливания

Через оконные проём

Отпуск готовых блюд и изделий происходит с разданной линии. Горячий цех делится на специализированных отделения: суповое и соусное. В суповом отделении осуществляется приготовление бульонов и первых блюд, а в соусном – вторых блюд, гарниров, соусов и горячих напитков.

Суповое отделение

Технологический процесс приготовления первых блюд состоит из двух стадий:

Приготовление бульонов

Приготовление супов. В отделении имеется оборудование, инвентарь и посуда:

Пищеварочные котлы

Производственные столы

Промаркированные ножи, поварёшки, разделочные доски, кастрюли, сито, поварские вилки, лопатки и т.п.

Электрические плиты

Электрическая сковорода

Мармиты.

Соусное отделение

Это отделение предназначено для приготовления вторых блюд, гарниров, соусов и горячих напитков

В отделении имеется оборудование, инвентарь и посуда:

Пищеварочные котлы

Производственные столы

Промаркированные ножи, поварёшки, разделочные доски, кастрюли и т.п.

Электрические плиты

Электрическая сковорода

Ванна для промывки гарнира

Сетки-вкладыши

Жарочный шкаф

Жареные вторые блюда (котлеты биточки) реализуются в течение одного часа; вторые блюда отварные, припущенные, тушёные двух часов; каша рассыпчатые, капуста тушёная в течении шести часов; горячие напитки

Весы типа ВНЦ-2

Промаркированные разделочные доски, ножи, выемки, скалки, кондитерские листы и т.п.

Моечная кухонной столовой

Предназначена для мытья кухонной посуды. Освещение в цехе искусственное (посредством ламп дневного света). Пол выложен темной плиткой, стены наполовину плиткой, а на остальную половину покрашены белой краской. В цехе имеется стеллаж для сушки чистой посуды, ванна для мытья кухонной посуды с подводом горячей и холодной воды.

Моечная столовой посуды

Предназначена для мытья столовой посуды. Освещение в цехе искусственное (посредством ламп дневного света). Пол выложен темной плиткой, стены наполовину плиткой, а на остальную половину покрашены белой краской. В цехе имеется стол для чистой посуды, 5 ванн, настенные сушилки, кипятильник КНЭ-ЮОМ, Грязная посуда попадает через окошко,

Складские помещения

К ним относятся овощехранилище, где хранятся картофель, в соседнем помещение лук, морковь, чеснок и капуста. В холодильной камере хранят колбасные изделия, сыры, мясо. В помещении для хранения сыпучих продуктов хранят различные крупы, сахар. В отдельном помещении имеется морозильный ларь серии ЕК для хранения мяса. В соседнем помещении хранится мука, соль, консервированные изделия.

Технические помещения

К ним относят вентиляционную.

Административные помещения

Это кабинет заведующей столовой, комната отдыха, гардероб для персонала.

2.3 Организация работы производственных цехов и оборудования

Требования к рациональной организации производства являются обязательными для любого предприятия и в целом характеризуют эргономику производства.

Производственные помещения столовой школы №0 располагаются на первом этаже школы, напротив центрального входа за раздевалкой и ориентированы на север и северо-запад. Состав и площади производственных помещений определяются Строительными нормами и правилами проектирования (СНиП) в зависимости от типа и мощности предприятия.

Площадь производственных помещений должна обеспечивает безопасные условия труда и соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Высота производственных помещений должна быть не менее 3 м. Стены на высоту 2.78 м от пола облицовывают керамической плиткой, остальная часть покрывается светлой клеевой краской.

Полы должны быть водонепроницаемыми, иметь небольшой уклон к трапу, они покрываются метлахской плиткой или другим искусственным материалом, отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям.

В производственных помещениях должен быть создан оптимальный микроклимат. К факторам микроклимата относятся температура, влажность и скорость движения воздуха. На микроклимат горячего и кондитерского цехов влияет также тепловое излучение от нагретых поверхностей оборудования. Открытая поверхность раскаленной плиты выделяет лучи, которые могут вызвать тепловой удар у работника.

Вытяжка должна быть больше притока воздуха. В горячих цехах кроме общей вентиляции используют местную, над секционно-модулированным оборудованием (плитами, сковородами, фритюрницами, мармитами) устраивают местные вентиляционные отсосы, которые предназначены для удаления паров.

Горячий цех проектируется на всех предприятиях питания, где есть залы для обслуживания потребителей. В горячем цехе приготавливают различные блюда и кулинарные изделия для реализации в зале предприятия.

Горячий цех столовой школы №0 размещен в наземном этаже здания. Освещение производится естественным и искусственным светом. Цех расположен на одном уровне с залом.

Цех имеет удобную связь с холодным цехом, а также с другими помещениями: раздаточной, моечными, с мясорыбным и овощными цехами, с помещениями для хранения сырья. Горячий цех имеет непосредственную связь с моечной кухонной посуды.

Горячий цех оснащен тепловым, холодильным, механическим и вспомогательным оборудованием. Участок оборудуется варочными устройствами различной вместимости; участок приготовления вторых горячих блюд – плитой, жарочным шкафом, сковородой. В качестве вспомогательного оборудования используются производственные столы различной конструкции, ванна. Оборудование применяется секционное, отвечающее по модулю функциональным емкостям. Расстановка оборудования – линейно-групповая, позволяющая группировать его по технологическим процессам с размещением в линии. Вспомогательное оборудование устанавливается в самостоятельные линии, располагаемые параллельно линиям теплового оборудования.

Технологические линии имеют как пристенное, так и островное расположение; установлены в одну или две смежные линии, перпендикулярно раздаче.

Планировка производственных цехов предприятий общественного питания должна обеспечивать благоприятный микроклимат в помещениях со значительными теплоизбытками, доступ естественного света в производственные цеха и некоторые другие помещения.

Полы производственных помещений должны удовлетворять определенным требованиям: они не должны становиться скользкими при попадании на них жидкости и жира, но в то же время легко мыться; с этой целью они покрываются керамической плиткой с пирамидальными выступами на лицевой стороне. Такие полы не очень теплоемки – коэффициент их теплоусвоения не более 20 кДж/(м3-час-°С).

Водоснабжение осуществляется путем присоединения к местной водопроводной сети, а при отсутствии ее посредством устройства артезианских скважин. Качество воды должно отвечать требованиям действующего ГОСТа "Вода питьевая". Устройство внутренних сетей холодного и горячего водоснабжения должно отвечать требованиям нормативных документов.

Горячая и холодная вода должны быть подведены ко всем моечным ваннам и раковинам с установкой смесителей, а также к технологическому оборудованию, где это необходимо.

Предприятие общественного питания должно быть оборудовано двумя системами канализационных труб; для производственных сточных вод и для фекальных вод (из туалета, душа). Сбор производственных и бытовых сточных вод должен осуществляться раздельными системами канализации с самостоятельными выпусками в центральную сеть.

Во всех цехах, моечных, дефростерных, загрузочной устанавли ваются трапы с уклоном пола к ним (из расчета 1 трап на 100 м2, но не менее одного на помещение). В тамбуре туалета для персонала следует предусмотреть отдельный трап на уровне 0,5 м от пола для забора воды, предназначенной для мытья полов. Унитазы и раковины для мытья рук персонала рекомендуется оборудовать педальными пусками и сливами.

Порядок обезвреживания и спуск бытовых и производственных вод осуществляется по согласованию с местными учреждениями, санитарно-эпидемиологическими службами и в строгом соответствии с действующими правилами.

Для отвода воды в канализацию в полах устраивают трапы и лотки, которые прикрывают решетками заподлицо с полом. Для естественного вентилирования производственных помещений предусматриваются фрамуги и форточки.

Технологические процессы организуются и проводятся в строгом соответствии с ГОСТом 12.3.002-75 "Процессы производственные. Общие требования безопасности", Санитарными правилами для предприятий торговли и общественного питания и Правилами техники безопасности и производственной санитарии на предприятиях торговли и общественного питания.

Работники предприятия допускаются к эксплуатации оборудования только после получения ими инструктажа по технике безопасности и обучения по программе техминимума.

Все технологические процессы, связанные с доставкой сырья, полуфабрикатов, готовых изделий, товаров и других грузов, должны осуществляться способами, максимально устраняющими ручные операции, исключающими опасность травмирования и физического перенапряжения работающих.

Рабочее место должно быть удобным для работающего. Его размещают по ходу технологического процесса так, чтобы не создавалось встречных, перекрещивающихся и возвратных движений обрабатываемого сырья и обеспечивают площадью, достаточной для установки вспомогательного оборудования и инвентаря, и естественным освещением. На рабочем месте под ногами рабочего оборудуют исправный решетчатый настил высотой 50-60 мм от пола, оптимальное расстояние между планками – 25-30 мм.

Производственные столы для обработки пищевых продуктов и приготовления кулинарных изделий должны иметь крышки или покрытие из антикоррозийных материалов. У столов для разделки теста и овощей допускаются деревянные крышки с гладко выструганной поверхностью. Рабочие поверхности столов должны быть ровными, без выбоин, трещин, с закругленными углами, плотно прилегающими к основе стола, с тщательной пропайкой швов.

Производственные столы для обработки рыбы должны иметь желоб и бортик. При разделке рыбы рекомендуется использовать разделочные ножи, головорубы, скребки. При работе с ножом держать его лезвием от себя.

Вручную рыбу моют травяными щетками, мочалками, скребками в специальных раковинах, предохраняющих руки от рабочих травм, вынимают рыбу из ванн проволочными черпаками. Поварские ножи, скребки для зачистки рыбы должны иметь гладкие, без заусенец, удобные и прочно насаженные деревянные рукоятки. На рукоятках ножей и мусатов должны быть предохранительные выступы.

Режущие части ножей необходимо регулярно и своевременно за тачивать. Нельзя допускать резких движений ножом. Править нож о мусат следует в стороне от рабочих, занятых на других операциях. На разделочных досках, на колодах для рубки мяса не допускается наличие трещин и заусенец. Мясо при ручной обработке можно обваливать только размороженным.

Мойку и чистку посуды от остатков пищи, а также уборку полок, стеллажей производят с помощью щеток, скребков, ершей, деревянных лопаток. Нельзя закладывать в ванны для мойки вручную столовую посуду с трещиной.

Для вскрытия и распаковки тары необходимо использовать со ответствующие исправные инструменты – гвоздодеры, клещи и др. Консервные банки открывают специальными приспособлениями и ключами.

Переносить режущие и другие инструменты следует в чехлах, ножнах, а хранить в пеналах.

Расчёт количества людей для горячего цеха

Итого: 183550

Повара работают 5 дней в неделю при 8 часовом рабочем дне с двумя выходными

t-фактическое время работы оборудования

G-кол-во продуктов

Q-производительность машины (кг/ч)

фактический коэффициент использования

Т-время работы цеха (ч)

Расчет коэффициента использования оборудования

Холодильное оборудование

где Е- вместимость шкафа (кг) V

G- масса продуктов (кг)

– коэффициент, учитывающий массу тары и степень заполнения для шкафа = 0.7-0. 8

По данным расчетам выбираем холодильный шкаф ШХ-1.2С c габаритами 1535*810*2120

Расчет объема ванн

По расчетам выбираем СПМ-1500 с габаритами 1500*800*860

Расчет плиты

где n- кол-во посуды

f-площадь, занимаемая еденицеи наплитнои посуды

Оборачиваемость площади жарочной поверхности

Fобщ=1,3*0,34=0,44(м2)

По Расчетам выбираем плиты ПЭСМ-4 с габаритами 840*840*860

Расчет количества сковород

Расчет объема пищеварочных котлов для варки бульонов

По данным расчетам выбираем 1 котёл КПЭ-160-1М с габаритами 1150*1040*1115

Расчет объема пищеварочных котлов для варки супов

Расчет пищеварочных котлов для варки сладких блюд и напитков

1 пори (кг)

Часы реализации

Кол. блюд

Кол. блюд

Урасч. (дм 3)

Кол. блюд

Урасч. (дм 3)

Молоко кипяченное

Какао с молоком

Сладкие блюда реализуются в течении дня

Кисель из кураги

Кисель из яблок

Расчет объема пищеварочного котла для варки гарнира

Норма пр-в на 1 порц. (гр)

Плот-ть пр-в

Коэф. заполнения котла

Часы реализации

V расч. (дм 3)

Картофельное пюре

Часы реализации

Кол. блюд

V расч (ДМ 3)

Кол. блюд

По данным расчета выбираем 1 котёл КПЭ-160-1М с габаритами 1150*1040*1115

Производственные столы

L=N*l, где L-общая длина столов

N-количество одновременно работающих человек в цехе

1-длина рабочего места на 1 работника 1=1.25

где -длина стандартного стола

По данным расчетам выбираем 5 столов СПСМ-3 С габаритами 1260*840*860

Расчет площади горячего цеха

Наименование

оборудования.

Габариты (мм)

Ед. оборд

Площадь заним. оборуд. (м 2)

Универсальный привод

Жарочный шкаф

Пищеварочный котел

Холодильный шкаф

Стол производственный

Стол с моечной ванной

Раковина

Сковорода

2.4 Контроль за работой школьной столовой

Контроль за работой школьной столовой, качеством готовой пищи, соблюдением санитарных требований при изготовлении осуществляет:

Директор школы;

Медработник школы;

Общественные организации школы.

Бракераж готовой пищи осуществляется школьной бракеражной комиссией, утверждаемой приказом директора школы. В состав комиссии входит заведующий производством школьной столовой, медработник, представитель школы, члены родительского комитета.

Без бракеража реализация пищи детям не допускается.

Персональная ответственность за соблюдением санитарных норм в школьной столовой, а также за организацию питания учащихся в целом возлагается на директора школы и руководителя предприятия общественного питания, обслуживающего школу.

Контроль за сроками прохождения медосмотра работниками, санитарным состоянием пищеблока, за качеством сырья, продуктов возлагается на медработника школы и членов бракеражной комиссии.

При составлении всей денежной отчетности, связанной с организацией питания, необходимо руководствоваться инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, стоящих на бюджете, утвержденной приказом Минфина от 03.11.93 г. N 122.

Очень важным аспектом контроля за предприятием общественного питания является контроль пожарной безопасности.

Организацию пожарной охраны и руководство ею в стране осуществляет Государственная служба пожарной охраны (ГСПО) Министерства внутренних дел РФ, В субъектах Федерации – соответствующие службы пожарной охраны республик, краев, областей.

Наиболее крупные города, административные центры и особо опасные в пожарном отношении объекты охраняются военизированными пожарными частями (ВПЧ), а менее крупные города, поселки городского типа и другие объекты – профессиональными пожарными частями (ППЧ)

Министерства внутренних дел.

Государственная пожарная инспекция ГСПО МВД РФ через свои органы на местах (районные пожарные инспекции) осуществляют надзор за выполнением противопожарных мероприятий в соответствии с правилами и нормами всеми федеральными, республиканскими и местными предприятиями, организациями и отдельными гражданами.

Территория базы, склада, предприятия торговли и общественного питания должна постоянно содержаться в чистоте, а после окончании работы тщательно очищаться от упаковочного материала, отходов и горючего мусора. Отходы, упаковочные материалы необходимо систематически удалять на специально отведенные огражденные участки и своевременно вывозить.

Ко всем зданиям и сооружениям предприятия общественного питания должен быть обеспечен свободный доступ. Проезды и подъезды к пожарным водоисточникам, а также подступы к пожарному инвентарю и оборудованию должны быть всегда свободными. Противопожарные разрывы между зданиями не разрешается использовать под складирование материалов, оборудования, упаковочной тары, стоянку транспортных средств.

О закрытии отдельных участков дорог находящихся в непосредственной близости от предприятия общественного питания или проездов для их ремонта (или по другим причинам), препятствующих проезду пожарных машин, руководитель предприятия или лицо, ответственное за противопожарное состояние объекта, обязан немедленно уведомить пожарную охрану.

На период производства работ по ремонту дорог на объекте в соответствующих местах устанавливают указатели направления объезда или устраивают переезды через ремонтируемые участки.

Разводить костры, сжигать отходы, тару и упаковочные материалы на территории предприятия запрещается.

Производственные, административные, бытовые и другие помещения нужно постоянно содержать в чистоте и обеспечивать первичными средствами пожаротушения согласно нормам.

Устройства противопожарной защиты технологических и дверных проемов во внутренних стенах и междуэтажных перекрытиях (противопожарные двери, заслонки, шиберы, водяные завесы и т.п.) должны постоянно находиться в работоспособном состоянии. При пересечении противопожарных преград различными коммуникациями зазоры между ними и строительными конструкциями (на всю их толщину) не должны иметь неплотности, через которые могут проникать продукты горения.

Курение в помещениях предприятия общественного питания запрещается. Курить разрешается только в специально отведенных местах, обеспеченных средствами пожаротушения, урнами (ящиками с песком). Эти места должны иметь указательные знаки по ГОСТ 12.4.026-76.

Наружные пожарные лестницы, а также ограждения безопасности на крышах зданий необходимо содержать в исправном состоянии.

Для использования обтирочных материалов устанавливаются металлические ящики с плотно закрывающимися крышками. После окончания работы ящики следует очищать от обтирочных материалов.

Спецодежда лиц, работающих с маслами, лаками, красками должна храниться в металлических шкафах, установленных в специально отведенных для этой цели местах.

Необходим также контроль за соблюдением санитарных норм на предприятии общественного питания. Важное санитарное и антиэпидемиологическое значение имеет своевременная и правильно организованная очистка предприятий общественного питания от различных нечистот, которая осуществляется с помощью очистных сооружений. Жидкие отбросы удаляют двумя путями.

1) специальным пневматическим ассенизационным транспортом за пределы населенного пункта.

2) по трубам (сплавная система) – канализация

На предприятиях общественного питания помимо канализации, необходимо предусматривать систему сбора и удаления плотных отбросов и отходов. Для сбора таких отходов рекомендуется устанавливать педальные ведра или небольшие бачки с плотно закрывающейся крышкой. Хранить отбросы и отходы в производственных помещениях разрешается не более 4-7 часов.

На территории предприятия должны быть предусмотрены герметичные сборники, лучше контейнерного типа, отдельно для пищевых отходов и мусора. Все отбросы надо регулярно вывозить, летом ежедневно, зимой через день. Для хранения пищевых отходов, предназначенных для корма скота, целесообразно оборудовать специальные камеры, охлаждаемые до температуры 2 градуса и имеющие отдельный вход.

Для сбора отходов можно использовать металлические мусороприемники небольшой емкости (80-100л). Мусороприемники необходимо регулярно очищать и дезинфицировать 10%-ным раствором хлорной извести. Устанавливать их следует на расстоянии не менее 25 м от основного производства.

Заключение

В школьный период у ребенка происходит интенсивный рост организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни. Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созревание подростка.

Поэтому питание школьников 10 – 17 лет имеет свои особенности. Школьник должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергетические затраты организма, но и обеспечивало бы его правильный рост и развитие. Эти затраты пополняются за счет белков, жиров и углеводов.

Питание учащихся в период нахождения в школе осуществляется в школьной столовой.

Столовая – наиболее распространенный тип предприятий общественного питания, общедоступная или обслуживающая определенный контингент потребителей, производящая и реализующая блюда в соответствии с разнообразием по дням недели меню.

Столовые различают:

По ассортименту реализуемой продукции (общего типа и диетические)

По обслуживаемому контингенту потребителей (школьные, студенческие, рабочие и т.п.)

По месту расположения (общедоступные, по месту работы, учебы)

Практика организации питания в школе убедили нас в преимуществе столовых, работающих непосредственно на сырье. Их полная автономность в приготовлении пищи, дает большую возможность обеспечения на месте блюд самого разнообразного меню. Отсутствие необходимости транспортировки пищи на длительное расстояние, её замораживания (охлаждения) и повторного разогрева дает возможность сохранить не только вкусовые достоинства, но и пищевую ценность.

С другой стороны, приготовление пищи в таких условиях требует наличия значительного штата персонала в таких столовых, они должны быть оснащены полным оборудованием для обработки сырья, приготовления пищи, её раздачи, сбора и мытья посуды.

Список литературы

1. Радченко Л. А. Организация производства на предприятиях общественного питания. – Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2000. – 320 с.

2. Федеральный закон "О защите прав потребителей".

3. Правила производства и реализации продукции (услуг) общественного питания. 1993.

4. Аграновский Е. Д. Организация производства на предприятиях общественного питания. – М.: Экономика, 1990.

5. Аносова М. М., Кучер Л. С. Организация производства на предприятиях общественного питания – М.: Экономика, 1985.

6. Сборник технологических нормативов. – М.: ТОО "Пчелка", 1994, 1996.

7. ГОСТР 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения".

8. ГОСТР 50763-95 "Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению".

9. ГОСТР 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий".

10. ГОСТР 50764-95 "Услуги общественного питания".

11. ГОСТ 28-1-95 "Общественное питание. Требование к производственному персоналу".

12. СанПиН 42-123-4117-86 "Санитарные правила. Условия и сроки хранения особоскоропортящихся продуктов".

13. Иус, Н.В. и др. Объединение "Общественное питание, торговля-производство "Березовского межрайпотребсоюза-условие выживания в кризисной ситуации/ Капелюк З.А., Шастин В.И.; Центросоюз РФ. СибУПК. -Новосибирск, 1999.-30с.:ил.

14. О санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности в общественном питании и продовольственной торговле, Ростов – на – Дону, Издательство: Феникс2006.

15. Организация пожарной безопасности



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!