Это жизнь - портал для женщин

А жанры периодической печати учебное. Понятие, виды и жанры периодической печати

Периодическое издание (раньше употреблялся термин "повременное") – это печатное или электронное издание, имеющее определенное проблемно-тематическое и функциональное направление, выходящее через определенные (равные) промежутки времени отдельными выпусками, имеющими один и тот же заголовок и однотипно оформленными. Продолжающиеся издания не имеют четкой периодичности выхода в свет и выходят по мере накопления материала.

Периодическая печать как исторический источник обладает следующими особенностями:

  • – многообразие форм подачи информации, каждая из которых предполагает свои методы использования в исторических исследованиях;
  • – оперативность и периодичность опубликования информации;
  • – зависимость информационной политики от целей издателя;
  • – зависимость от цензурных ограничений.
  • – официальная информация о постановлениях органов власти, материалы съездов, конференций, сообщения информагентств;
  • информационные материалы самого издания (хроники событий, репортажи корреспондентов, фоторепортажи);
  • – редакционные материалы (передовицы и редакционные статьи);
  • – аналитические материалы, т.е. авторские размышления по поводу событий (статьи, очерки, рецензии);
  • – художественно-публицистические материалы (фельетоны, стихи, памфлеты);
  • – письма читателей;
  • – реклама.

Дискуссия

В. Рынков считает, что выделение периодической печати в особый вид письменных источников в отечественном источниковедении влечет за собой нарушение важнейшего логического принципа – единства критерия видовой классификации. По его мнению, единственный веский аргумент в пользу видовой обособленности периодической печати – публикация с определенной периодичностью материалов, объединенных общим оформлением и нумерацией.

Однако давно известна истина: публикация источника не меняет его видовую природу. В связи с этим периодическая печать – это одновременно место и способ публикации источников, ее отличают периодичность и единый подход редакции к делу обнародования последних. Таким образом, как считает В. Рынков, "периодика никогда не была и не станет видом исторических источников, а, напротив, сама может содержать в себе источники всех видов".

Действительно, каждое из периодических изданий является сложным комплексом, любой элемент которого может быть исследован отдельно (например, газетные передовицы или фоторепортажи), с применением соответствующих методов анализа. Однако вместе с тем периодическое издание способно стать предметом конкретного источниковедческого исследования как особый синтетический источник, сложившийся и функционировавший в конкретное время, с учетом исторических реалий, общей редакционной политики.

Объектом источниковедческого изучения является периодическое издание, взятое в целом, в единстве всех его издательских единиц (книг, томов, номеров, приложений к ним), в строгой хронологии выхода их в свет, как особый источник, сложившийся и функционировавший в конкретное время в конкретных исторических условиях.

Главное свойство периодического издания – сроки выхода в свет, которые определяются термином "периодичность" и измеряются числом выпусков в единицу времени: неделю, месяц, квартал, год. В России принято считать периодическим издание с выходом от двух раз в год до ежедневного, при этом важно, чтобы объявленная периодичность выдерживалась на практике хотя бы в течение года.

Газета – издание листовое, а журнал – книжное. Газета обычно выходит чаще журнала и является изданием более массовым (имеет больший тираж), но принципиальная разница не во внешних отличиях: некоторые журналы и газеты могут иметь одинаковую периодичность (например, один раз в неделю), объем (24 страницы и больше), нередко тиражи журналов превышают тиражи газет. Даже если газету сброшюровать и переплести в виде журнала, она не перестанет быть газетой. Главное отличие газеты от журнала заключается в характере информации и оперативности. Для газеты, информирующей население и формирующей общественное мнение ежедневно, важны оперативные сообщения о событиях текущей жизни, для журнала – их комментарий.

По словам издателя Н. А. Полевого, "девиз газеты есть новость, девиз журнала – основательность известий".

Газета и журнал различаются по способу воздействия на читателя, механизму подачи информации. Газете свойственны короткие заметки и небольшие корреспонденции, журналу – статьи, обзоры, рецензии, отличающиеся обстоятельностью аргументации, фундаментальностью подхода, языком и стилем изложения.

Газета – листовое периодическое издание, содержащее событийную или иную информацию о предметах и явлениях окружающей действительности, проблемы и комментарии текущей политической, социально-экономической, культурной жизни общества и отличающееся наибольшей оперативностью среди других печатных изданий. Выделяют газеты общеполитические и специализированные. Общеполитические издания условно можно охарактеризовать как СМИ для всех и обо всем, что во многом обеспечивает их устойчивость на информационном рынке и незаменимость в качестве исторических источников. Специализированные издания отличаются профилизацией тематического ряда либо ограничением аудитории и тематики. Встречаются издания, совмещающие эти характеристики; достаточно часто таковыми являются партийные издания, целевое назначение которых определяется задачей коммуникации для членов определенного политико-идеологического течения, они функционируют по принципу "обо всем – для единомышленников" . Журнал – периодическое издание, по материальному воплощению аналогичное книжному, отличающееся от других СМИ меньшей оперативностью, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее анализ общественных отношений, постановку научных, политических, социально-экономических, духовных проблем, а также различную социально востребованную информацию. Выделяют журналы литературно-художественные, общественно- политические, научные, научно-популярные, производственно-практические, популярные, реферативные.

В XVIII в. происходило становление повременных изданий. С начала XIX в. ведущее положение в периодике принадлежало толстым журналам-ежемесячникам, в пореформенное время их позиции потеснили еженедельные журналы и газеты. В начале XX в. журнал уступил место газете, не успевая за темпом общественно-политической жизни. В XX в. появились несколько новых СМИ. С изобретением радио была нарушена монополия печатных изданий: радиостанции распространяли информацию со скоростью, не достижимую даже для ежедневной газеты. Появление телевидения дало людям не только возможность оперативно узнавать о событиях, но и наблюдать происходящее на экране. Позднее возникли сетевые периодические издания. Однако печатные издания не исчезли, усилился процесс их специализации, произошло совершенствование технической базы, ускорение сбора и передачи информации. Не будучи в состоянии конкурировать с телевидением и радио в сообщении оперативных новостей, газеты и журналы сосредоточены на комментировании, первичном анализе ситуации, прогнозировании ее развития.

Газетные материалы особым образом структурированы. Часто они группируются в тематические подборки, объединяемые общими названиями, которые в редакционной практике именуются шапками. Тематическая подборка представляет объединение однородного по содержанию, но не по жанрам материала. Обычно в ней помещаются статья обобщающего характера, заметки собственных корреспондентов, хроникальные сообщения и пр. В подборках сконцентрирован материал по определенному вопросу, например, о ходе избирательной или хозяйственной кампании и пр.

Центральное место в газетах часто занимает передовая статья, располагающаяся обычно на первой странице слева. Знакомство с ней позволяет выявить основную направленность номера, злободневные вопросы текущего периода. Передовая была жанром почти исключительно газетным, получила распространение со второй половины 1860-х гг. и обычно не подписывалась. В редакционной практике было принято подразделять передовые статьи на три вида: оперативные, общеполитические и пропагандистские. Оперативные посвящались наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства, вскрывали недостатки. В общеполитических содержались широкие политические обобщения. Пропагандистские давали развернутые разъяснения политики властей.

Своеобразие прессы как источника заключается не только в особой информационной функции, сложной структуре, но и в разнообразии ее специфических жанров.

Под жанром журналистского произведения понимают устойчивые особенности его содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики.

Жанры периодики условно можно разделить на следующие:

  • 1) информационные;
  • 2) аналитические;
  • 3) художественно-публицистические.

Для информационных публикаций общей чертой является стремление наиболее точно передать знание о событии, факте. Основное содержание аналитических материалов – авторские размышления по поводу событий, фактов, явлений действительности. Художественно-публицистические сочетают документализм с литературным вымыслом, дают эмоциональную оценку событий. В изданиях разного типа – разные жанровые системы: в деловом издании не встретишь зарисовку или сатирический фельетон. Однако для многих современных публикаций характерна размытость жанровых границ.

- (от англ. travel journalism) особое направление в массмедиа, сосредоточенное на предоставлении информации о путешествиях (от англ. travel) в контексте разработки таких тем, как география, история, культура, туризм и др. Трэвел журналистика… … Википедия

Рецензия - Рецензия жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия информирует о новом произведении, содержит его краткий анализ и оценку . В переводе с латинского «recensio» означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв… … Википедия

Путевой очерк - Путевой очерк очерк, в основе которого лежит описание каких либо событий, происшествий, встреч с людьми, которые происходят во время путешествия автора. Содержание 1 История появления очерка в России 2 Черты … Википедия

Устранение канцеляризмов и штампов - Одним из источников засорения литературного языка являются словесные штампы – слова и выражения, лишенные образности, часто и однообразно повторяемые без учета контекста, обедняющие речь, заполняя ее шаблонными оборотами, убивающие живое… … Справочник по правописанию и стилистике

Кинорецензия - Кинорецензия жанр журналистики и критики, тематическая разновидность жанра рецензии. Кинорецензия является критическим отзывом на произведение киноискусства. Автор кинорецензии кинокритик. Первая кинорецензия появилась в американском… … Википедия

Журналист - У этого термина существуют и другие значения, см. Журналист (значения). Журналист человек, журналистские произведения которого публикуют в СМИ. Журналистом так же является блогер, если его блог является СМИ. Главным занятием журналиста… … Википедия

Газета - У этого термина существуют и другие значения, см. Газета (значения). «Колокол» А. И. Герцена, 1857 … Википедия

Журналисты

Журналистка - Сюда перенаправляется запрос Репортёр. На тему «Репортёр» нужна отдельная статья. Журналист человек, занимающийся журналистикой: исполнитель способствующий информационному наполнению СМИ путем сбора, осмысления и изложения для аудитории… … Википедия

Репортер - Сюда перенаправляется запрос Репортёр. На тему «Репортёр» нужна отдельная статья. Журналист человек, занимающийся журналистикой: исполнитель способствующий информационному наполнению СМИ путем сбора, осмысления и изложения для аудитории… … Википедия

У жанров есть предназначенье:

Они - как радуги цвета!

Коль есть они - весь мир в цветеньи

Коль нет - вселенная пуста…

«Созвездия» Ван Гартен

Нередко приходится слышать мнение о том, что для журналиста главное - создать интересный материал, а какого он жанра, не имеет абсолютно никакого значения. Существует и другое суждение: разговор о жанрах журналистики не заслуживает внимания, так как содержание понятия «жанр» непрерывно изменяется и усложняется, а сама теория жанров в целом разработана недостаточно. Это якобы подтверждается тем, что разные исследователи предлагают свой «набор» жанров. Согласиться с подобными утверждениями нельзя, как минимум, по двум причинам.

Во-первых, тот тип произведений, который складывается исторически и определяется как «жанр», существует объективно, независимо от мнений как теоретиков, так и практиков. Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется на жанры на основе целого ряда принципов деления. Дело в том, что у каждого конкретного произведения есть состав определенных характеристик. Такие характеристики возникают то ли относительно произвольно (когда автор не задумывается над тем, каким должен быть его текст), то ли в результате специальных творческих усилий автора (когда он заранее определяет, что должно быть отображено в тексте, как именно и с какой целью). Но в любом случае те тексты, которые обладают схожими качествами, можно объединить в отдельные группы.

Объединение это может быть произведено разными исследователями (или практиками) на самых разных основаниях, в зависимости от того, что каждый из них считает наиболее важным объединяющим началом (именно это порождает разные представления о жанровой палитре журналистики). Но, разумеется, более верным будет то объединение, которое основывается на сходстве сущностных (но не второстепенных) признаков публикаций, включаемых в какую-то устойчивую группу. Уже после того как определен объединяющий признак (или признаки), его называют «жанровым признаком», а группу объединенных им публикаций - «жанром».

А во-вторых, точное представление о жанре помогает профессиональному общению журналистов. Одно дело, когда редактор издания просит журналиста: «Напишите, пожалуйста, хороший материал об авиации». Совсем другое, если он ему предлагает: «Напишите очерк о летчике-испытателе». В последнем случае журналист, наверное, лучше поймет, какой именно материал хотел бы получить от него редактор.

Чем же предопределен набор сущностных характеристик, позволяющих относить текст к тому или иному жанру? Прежде всего - своеобразием предмета журналистики и способа отображения автором действительности, порождающих этот набор. (Это традиционно признается большим числом исследователей журналистики.)

В журналистике предмет выступлений составляют актуальные общественные и природные события, явления, процессы, ситуации во всем богатстве их проявления, в многообразии взаимосвязей, прежде всего порождающих важные для общества в теоретическом и практическом отношении проблемы и конфликты, а также личность человека.

Роль способа отображения действительности в формировании набора характеристик журналистских текстов, предопределяющих их жанровую принадлежность, намного значительнее (в интересующем нас плане) роли предмета журналистских выступлений.

В журналистике существует три главных способа отображения - фактографический, аналитический и наглядно-образный. Они опосредуют определенные уровни «проникновения» познающего субъекта в объект: от первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее - к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе - его художественного образа).

Первый и второй способы отличаются один от другого прежде всего степенью глубины проникновения в суть предмета отображения. Первый способ нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете (в этом случае журналист прежде всего отвечает на вопросы: где, что и когда произошло?). Быстрота получения таких сведений позволяет современной журналистике оперативно информировать аудиторию о многочисленных актуальных событиях, что очень важно для нее. Второй способ нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения (в этом случае набор вопросов, на которые отвечает журналист, значительно расширяется). В данном случае главным становится обращение его к различным проблемам выбора эффективных путей развития общества, а также выявление причин, условий, тенденций развития событий и ситуаций, изучение оснований, мотивов, интересов, намерений, действий различных социальных сил, выяснение возникающих между ними противоречий, оценка значимости различных феноменов, определение обоснованности тех или иных точек зрения, концепций, идей.

Способ наглядно-образного отображения действительности нацелен не только и не столько на фиксацию внешних черт явления или рациональное проникновение в суть предмета, сколько на эмоционально-художественное обобщение познанного. Нередко это обобщение достигает такого уровня, который называется публицистической (или даже - художественной) типизацией, что сближает журналистику с художественной литературой. Подобного рода журналистика поставляет аудитории «материал», способствующий как рациональному познанию действительности, так и эмоциональному сопереживанию отображаемых событий.

Своеобразие того или иного способа отображения действительности заключается прежде всего в том, что он выступает как особый путь реализации иерархически взаимосвязанных целей, решения определенных задач.

Важнейшие из них носят предопределяющий характер и выступают как функции конкретного издания. Такие функции могут быть разными. Одни издания (например, «желтая пресса») преследуют коммерческие цели, поэтому в публикуемых материалах они стремятся прежде всего освещать такие темы, использовать такие методы создания текстов, которые позволяют в максимальной мере удовлетворять самые распространенные в соответствующей аудитории субъективно доминирующие информационные интересы в развлечении. Причем подобные издания мало волнует вопрос о том, насколько такие интересы совпадают с объективно более важными, коренными потребностями аудитории.

Другие издания могут преследовать цель пропагандистского воздействия на аудиторию (например, политического, религиозного и т. д.). Третьи могут ставить перед собой цель максимально полно, объективно информировать аудиторию, исходя из того, что журналистика призвана быть важнейшим средством именно массового информирования, связанного прежде всего с коренными, базовыми потребностями аудитории, средством повышения социальной компетентности населения, его социальной ориентированности и т. д.

Конечно же, в реальности одно и то же издание может преследовать самые разные цели. Но и в этом случае они окажут свое воздействие на характер публикаций, которые будут появляться на его страницах.

Названным предопределяющим функциям (целям) журналистики подчинены свойственные ей определенные задачи (цели) «второго ряда» (или собственно творческие функции), связанные с познанием действительности журналистом. К таким функциям относятся:

· создание определенной (той или иной степени полноты) информационной «модели» отображаемого явления (его описание);

· установление причинно-следственных отношений;

· выявление значимости явления (его оценка);

· определение будущего состояния исследуемого явления (прогноз);

Тертычный А.А

ЖАНРЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

Учебное пособие

ВВЕДЕНИЕ

ЖАНРЫ В АРСЕНАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

У жанров есть предназначенье:

Они - как радуги цвета!

Коль есть они - весь мир в цветеньи

Коль нет - вселенная пуста…

«Созвездия» Ван Гартен

Нередко приходится слышать мнение о том, что для журналиста главное - создать интересный материал, а какого он жанра, не имеет абсолютно никакого значения. Существует и другое суждение: разговор о жанрах журналистики не заслуживает внимания, так как содержание понятия «жанр» непрерывно изменяется и усложняется, а сама теория жанров в целом разработана недостаточно. Это якобы подтверждается тем, что разные исследователи предлагают свой «набор» жанров. Согласиться с подобными утверждениями нельзя, как минимум, по двум причинам.

Во-первых, тот тип произведений, который складывается исторически и определяется как «жанр», существует объективно, независимо от мнений как теоретиков, так и практиков. Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется на жанры на основе целого ряда принципов деления. Дело в том, что у каждого конкретного произведения есть состав определенных характеристик. Такие характеристики возникают то ли относительно произвольно (когда автор не задумывается над тем, каким должен быть его текст), то ли в результате специальных творческих усилий автора (когда он заранее определяет, что должно быть отображено в тексте, как именно и с какой целью). Но в любом случае те тексты, которые обладают схожими качествами, можно объединить в отдельные группы.

Объединение это может быть произведено разными исследователями (или практиками) на самых разных основаниях, в зависимости от того, что каждый из них считает наиболее важным объединяющим началом (именно это порождает разные представления о жанровой палитре журналистики). Но, разумеется, более верным будет то объединение, которое основывается на сходстве сущностных (но не второстепенных) признаков публикаций, включаемых в какую-то устойчивую группу. Уже после того как определен объединяющий признак (или признаки), его называют «жанровым признаком», а группу объединенных им публикаций - «жанром».

А во-вторых, точное представление о жанре помогает профессиональному общению журналистов. Одно дело, когда редактор издания просит журналиста: «Напишите, пожалуйста, хороший материал об авиации». Совсем другое, если он ему предлагает: «Напишите очерк о летчике-испытателе». В последнем случае журналист, наверное, лучше поймет, какой именно материал хотел бы получить от него редактор.

Чем же предопределен набор сущностных характеристик, позволяющих относить текст к тому или иному жанру? Прежде всего - своеобразием предмета журналистики и способа отображения автором действительности, порождающих этот набор. (Это традиционно признается большим числом исследователей журналистики.)

В журналистике предмет выступлений составляют актуальные общественные и природные события, явления, процессы, ситуации во всем богатстве их проявления, в многообразии взаимосвязей, прежде всего порождающих важные для общества в теоретическом и практическом отношении проблемы и конфликты, а также личность человека.

Роль способа отображения действительности в формировании набора характеристик журналистских текстов, предопределяющих их жанровую принадлежность, намного значительнее (в интересующем нас плане) роли предмета журналистских выступлений.

В журналистике существует три главных способа отображения - фактографический, аналитический и наглядно-образный. Они опосредуют определенные уровни «проникновения» познающего субъекта в объект: от первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее - к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе - его художественного образа).

Первый и второй способы отличаются один от другого прежде всего степенью глубины проникновения в суть предмета отображения. Первый способ нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете (в этом случае журналист прежде всего отвечает на вопросы: где, что и когда произошло?). Быстрота получения таких сведений позволяет современной журналистике оперативно информировать аудиторию о многочисленных актуальных событиях, что очень важно для нее. Второй способ нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения (в этом случае набор вопросов, на которые отвечает журналист, значительно расширяется). В данном случае главным становится обращение его к различным проблемам выбора эффективных путей развития общества, а также выявление причин, условий, тенденций развития событий и ситуаций, изучение оснований, мотивов, интересов, намерений, действий различных социальных сил, выяснение возникающих между ними противоречий, оценка значимости различных феноменов, определение обоснованности тех или иных точек зрения, концепций, идей.

Способ наглядно-образного отображения действительности нацелен не только и не столько на фиксацию внешних черт явления или рациональное проникновение в суть предмета, сколько на эмоционально-художественное обобщение познанного. Нередко это обобщение достигает такого уровня, который называется публицистической (или даже - художественной) типизацией, что сближает журналистику с художественной литературой. Подобного рода журналистика поставляет аудитории «материал», способствующий как рациональному познанию действительности, так и эмоциональному сопереживанию отображаемых событий.

Своеобразие того или иного способа отображения действительности заключается прежде всего в том, что он выступает как особый путь реализации иерархически взаимосвязанных целей, решения определенных задач.

Важнейшие из них носят предопределяющий характер и выступают как функции конкретного издания. Такие функции могут быть разными. Одни издания (например, «желтая пресса») преследуют коммерческие цели, поэтому в публикуемых материалах они стремятся прежде всего освещать такие темы, использовать такие методы создания текстов, которые позволяют в максимальной мере удовлетворять самые распространенные в соответствующей аудитории субъективно доминирующие информационные интересы в развлечении. Причем подобные издания мало волнует вопрос о том, насколько такие интересы совпадают с объективно более важными, коренными потребностями аудитории.

Другие издания могут преследовать цель пропагандистского воздействия на аудиторию (например, политического, религиозного и т. д.). Третьи могут ставить перед собой цель максимально полно, объективно информировать аудиторию, исходя из того, что журналистика призвана быть важнейшим средством именно массового информирования, связанного прежде всего с коренными, базовыми потребностями аудитории, средством повышения социальной компетентности населения, его социальной ориентированности и т. д.

Конечно же, в реальности одно и то же издание может преследовать самые разные цели. Но и в этом случае они окажут свое воздействие на характер публикаций, которые будут появляться на его страницах.

Названным предопределяющим функциям (целям) журналистики подчинены свойственные ей определенные задачи (цели) «второго ряда» (или собственно творческие функции), связанные с познанием действительности журналистом. К таким функциям относятся:

· создание определенной (той или иной степени полноты) информационной «модели» отображаемого явления (его описание);

· установление причинно-следственных отношений;

· выявление значимости явления (его оценка);

· определение будущего состояния исследуемого явления (прогноз);

· формулирование программ, планов действия, связанных с анализируемым явлением.

Эти творческие цели (цели «второго ряда») необходимо осуществлять (в каждом конкретном случае - в своем объеме) при создании любых журналистских текстов и в любых изданиях, поскольку именно это их осуществление открывает путь к реализации журналистикой названных выше общественных функций.

Творческие функции выступают как необходимость для журналиста исследовать различные общественные феномены, выявлять и описывать их суть, определять их причины, прогнозировать развитие этих феноменов, выяснять их значимость; исследовать передовой опыт решения всевозможных задач и формулировать программы их решения, предостерегать от вредных или неэффективных путей, способов достижения тех или иных целей, обосновывать спорные точки зрения; вырабатывать свое отношение к миру посредством эмоционально-образной типизации, обобщения отображаемых явлений. Нередко журналистам приходится (в силу предназначенности издания) создавать «мир Зазеркалья», т. е. создавать тексты развлекательного плана, тексты, способствующие рекреации (отдыху) аудитории.

Решая эти задачи, журналист и производит оперативную, аналитическую, эмоционально-образную информацию о разных (существующих и возможных) сторонах жизни общества, информацию, необходимую аудитории для осуществления всестороннего социального ориентирования и регулирования ею (аудиторией) своей деятельности, повышения своей социальной компетентности, восстановления духовного равновесия, развлечения. Осуществляя творческие функции, журналист применяет различные методы познания действительности. Они составляют три большие группы - эмпирические (документальные), теоретические и художественные методы.

В первую группу входят прежде всего методы сбора материала (набл...

Методики выделения и анализа жанров журналистики (публицистики)

Жанрообразующие факторы (признаки) и их роль в образовании конкретных типов журналистского (публицистического) текста и групп жанров.

Жанр журналистского (публицистического) произведения как предмет научной дискуссии. Научные определения понятия.

27. Теория В. Шкловского о возникновении «жанров».

Журналистское произведение в реальной практике существует как некое множество разновидностей – жанров. В связи с этим бытование и существование журналистского текста вне категории жанра не возможно.

Данная проблема (дискуссия о жанрах) приобрела особую остроту в 90-е годы. К началу XXI века дискуссия достигла своего апогея, и связано это с тем, что всё чаще стало звучать мнение о журналистском тексте.

Активно происходит смещение жанров, благодаря развитию технологий. Изменился сам характер СМИ и место автора в произведении. Жанр признаётся исследователями объективной, информационной категорией во всех сферах деятельности журналиста.

Жанр – это форма закрепления определённой модели, познавательно отражающая деятельность человека, выработанная на протяжении определённого исторического развития.

В жанре реализуется единство формы и содержания. В журналистской практике укрепилось мнение, что в журналистском тексте главное содержание, а в какой форме (жанре), оно написано не важно. Понятие "жанр" (форма) теснится с понятием "текст" (содержание).

В литературе, музыке и живописи есть своя система жанров.

Исследователь Шибаева Л. В. предлагает опираться на теорию известного теоретика кино В. Шкловского, он написал работу «Тетива о сходстве не сходного». Он доступно рассказывает о возникновении категории жанр.

Жанр, по его мнению, - это результат закрепления в конкретной форме текста лучших технологий работы с информацией. Он называет эти технологии – порядком осмотра мира. Именно эти основы порядка осмотра мира закрепляются в жанре.

Жанр – это форма, в которой закрепляются лучшие формы подачи информации.

По мнению Шкловского, жанр – это конвенция (соглашение) о согласовании сигналов между авторами и читателями, о том в какой системе расположены явления.

Нарушив конвенцию, может произойти серьезный конфликт. Множество журналистских произведений можно отнести в конкретные группы жанра. В основе формирования жанра: та или иная сторона жизни. Многообразие жанров обусловлено многообразием жизни.

В каждом жанре закреплена модель познавательной деятельности, адекватная конкретной коммуникативной ситуации и стоящим задачам. Кроме того жанровая модель обеспечивает взаимосвязь познавательных потребностей авторов и аудитории.


(Т = познавательная деятельность + коммуникативный акт) = > жанры.

Жанрообразующие признаки (факторы).

Для создания жанра потребуются некоторые факторы:

· появление новых сторон жизни, требующих адекватного отражения(личность как предмет отображения, ситуация как предмет отображения, событие как предмет отображения);

· потребность получения информации о новых сторонах жизни, явлениях.

· возможность творческой деятельности удовлетворить эти потребности (метод).

Через эти признаки можно описать любой жанр.

Таким образом, жанр позволяет эффективно решать конкретные задачи по отображению предмета действительности, обеспечивая при этом коммуникацию.

Каждый жанр вписан в матрицу, в систему и обладает определенным набором элементов, признаков.

В постсоветский период изменилась роль и статус журналистики, поэтому появилась такая проблема как проблема жанров. Современная теория жанра представлена несколькими научными концепциями.

Одни из многих кто заговорил о жанрах стали Тертычный, Кройчик и Лазутина.

· Тертычный

Тертычный опирается на идеи советских предшественников (Пронина, Пельта).
Определение жанров по Пронину : «исторически сложившиеся, целостные, относительно устойчивые виды единого типа текста, различаются по способу освоения жизненного материала <…>. Это общепринятый способ подбора средств журналистики, необходимых и достаточных для достижения определённой пропагандистской цели, способ структурирования их в целостную публикацию, оптимально соответствующую реальной коммуникативной ситуации возникшей в актуальной социальной практике».

Каждый жанр - определенный способ отражения действительности.

Тертычный определяет жанр , как «устойчивые типы публикаций, объединённые сходными содержательно-формальными признаками».

Набор сходных характеристик (признаков) по Тертычному:

Предмет выступления;

Способы отображения действительности (фактографический, аналитический, наглядно – образный): жанрообразующие признаки, признаки присущие конкретному жанру;

Функция конкретного издания;

Творческая задача, которая предопределена функциями конкретного издания, познавательными задачами, возникающие в конкретной ситуации и информационными потребностями аудитории;

Методы познания.

Предмет выступления:

Событие;

Ситуация;

Предмет;

Личность.

По Тертычному важнейшие жанрообразующие факторы (признаки): предмет, целевая установка, метод исследования и отражение предмета.
Знание жанрообразующих факторов помогает представить истоки возникновения жанров, а также помогает осуществлять правильный выбор жанра в конкретной коммуникационной ситуации.

Целевая установка.

Целевая установка определяет практическое предназначение жанра. На сегодняшний день не существует перечень всех возможных целевых задач, поэтому приходиться исходить из жанра.

Целевая установка, её виды:

Познакомить читателя с предметом;

Детально описать предмет;

Установка на наглядно – образное изложение материала, сопровождаемое развёрнутым анализом факта действительности.

Метод познания.

Методы познания параллельны способам отображения действительности.

Жанрообразующие признаки, позволяют понять, каким образом был выделен или выбран жанр, но их недостаточно для того, чтобы с исчерпывающей полнотой описать конкретные жанры и группы. Поэтому когда речь идёт об описании жанра, жанрообразующие признаки необходимо дополнять жанровыми характеристиками.

Жанровые характеристики:

Методы предъявления информации;

Структурно-композиционные характеристики;

Языковые и изобразительно-выразительные средства.

Жанроописательная методика



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!