Это жизнь - портал для женщин

Почему ребенок в год не говорит? Как научить ребенка говорить букву Р: логопедические упражнения.

Как научить ребенка говорить? Сможет ли мама сама справиться с этой задачей, без помощи специалиста? Да, сможет. Мы собрали 10 правил, следуя которым, Вы поможете малышу рано начать говорить, накопите его словарь, сделаете речь ребенка максимально четкой и правильной.

Когда родилась дочь, я получала второе образование по специальности «логопедия». Занимаясь с дочкой и применяя приемы общения с детьми с нарушениями речи, мы достигли очень высоких результатов. Речь моего ребенка стала четкой, богатой, дочка с удовольствием и много говорит. Эти правила подойдут как для детей с нормальным речевым развитием, так и для детишек, испытывающих какие-либо трудности.

1. В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она нужна ему для полноценного развития. Мама наклоняется к малышу, заглядывает в личико, ласково воркует с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения.

Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, напевала ему: А-а-а! О-о-о! Чтобы малыш видел лицо мамы, видел ее артикуляцию.

2. Разговаривайте с ребенком обо всем, комментируйте все свои действия: «Вот мама взяла бутылочку. Мама налила в бутылочку молоко. Мама дала бутылочку Маше. Машенька, на!» Это Вы знаете, что Вы делаете, Вы проделываете эту операцию автоматически, а ребенок не сталкивался с этими действиями в прошлом жизненном опыте. Небходимо рассказывать малышу обо всем, что делает мама.

3. Разговаривайте с ребенком так, чтобы он видел Ваше лицо, Вашу артикуляцию, Вашу мимику . Не бросайте слова на бегу. Ребенок начинает говорить, подражая взрослому, и мы должны помочь ему. Четко произносите слова, тяните ударные гласные. Например, показывая картинку с коровой, громко скажите, широко открывая рот: «Это КА-РОО-ВА. (Мы пишем кОрова, а произносим кАрова, так и нужно говорить ребенку). Корова говорит: МУ-У-У!» Вытяните вперед губы, и ребенок скоро поймет, как формируется звук У.

4. Когда малыш станет постарше (примерно с 1 г. 4 мес. - 1г. 8 мес.) и уже начнет сам говорить, начинайте разговаривать с ним своим обычным голосом, при этом четко произнося звуки. Лишь называя новые или труднопроизносимые слова, смотрите в лицо ребенку и утрированно артикулируйте , т.е. громче, четче, чем обычно выговаривайте каждый звук. Этим Вы поможете ребенку понять, как же произносится трудное слово.

5. Не заменяйте сложные слова простыми. Если в книге нарисован осьминог, так его и называйте. Не обобщайте одним словом, например, «шапка» кепку, косынку, панаму, шляпу, каску. Ребенок рано или поздно узнает, что это разные головные уборы, имеющие каждый свое название. Если сразу своими именами называть булку, кекс, печенье, коржик, манник, сметанник и т.д., то и малыш начнет их различать.

6. Не забывайте про глаголы! Мамы, как правило, комментируют все, что видит ребенок, используя только наименования предметов: Это киска, собачка. Смотри, какая машинка! Дождик, тучка, солнышко! В итоге у ребенка не накапливается глагольный словарь. И если ребенок с нормальный речевым развитием сам со временем этот глагольный словарь накопит, то малышу с каким-либо недоразвитием речи понадобится помощь специалиста.

Разговаривайте с маленьким ребенком простыми предложениями: Машинка едет (мчится, стоит). Солнышко светит (взошло, спряталось, улыбается, смотрит на нас). Киска сидит (стоит, лежит, спит, умывается, ест, играет, мяукает, бежит, прыгает, ловит мышку).

Также накапливайте и признаки предметов , когда гуляете или рассматриваете картинки с ребенком. Солнышко лучистое (красивое, желтое, доброе, теплое, ласковое, летнее).

7. Используйте противопоставления . Зайка прыгает, а птичка летит. Солнышко светлое, радостное, а тучка темная, хмурая, грустная. Слоник большой, а мышка маленькая.

Обогащая таким образом словарь, вы не только увеличите его в объеме, но и систематизируете, «разложите по полочкам» в голове ребенка. Когда придет время, малышу легче будет «достать», подобрать нужное слово.

8. Читайте художественную литературу с рождения - стишки, сказки. Важно, чтобы художественная литература соответствовала возрасту ребенка. Произведения должны быть проиллюстрированы. У маленького ребенка мышление наглядное, в голове его мало образов, поэтому, читая сказку или стихотворение, обязательно вместе поищите на картинках героев, рассмотрите, обсудите, какие они, дайте оценку. Чтение художественной литературы - обогащает словарь . В быту мы пользуемся простыми глаголами, небольшим количеством признаков предметов, а писатели и поэты употребляют более красочные эпитеты.

9. Играйте со словами, слогами, звуками. На подобного рода игры не нужно уделять специальное время, можно играть в транспорте, сидя в очереди в поликлинику. С маленьким малышом играйте в слоги. Вы ему: «Та-та-та», он вам: «Ту-ту-ту», вы ему: «Ма-ма-ма», он вам: «Па-па-па» и т.д. Как правило, дети охотно включаются в такие игры, но и интереса хватает минут на 5-10. А нам больше и не надо! И потренировались в четкости произношения и гимнастику для язычка и губ сделали.

Примерно с двух лет (можно и раньше, если ребенок уже хорошо говорит) играйте со словами. Например, что бывает мягким (хлеб, подушка, одежда, трава, животик, кошка и т.д.), зеленым, съедобным? Называйте по очереди слова, помогайте малышу, если он затрудняется. Дети обожают игру: «Что это?» Показывайте на любые предметы, задавайте и отвечайте на вопрос «Что это?» В эту игру можно играть очень долго, особенно на улице.

10. Развивайте мелкую моторику. Рука, как утверждают специалисты, второй орган речи, не нужно оставлять ее без внимания. Когда малыш совсем маленький массируйте его пальчики своими руками или «ежиками» (пупырчатыми мячиками), играйте с ним в напевные игры («Сорока», «Ладушки»). В дальнейшем знакомьте ребенка с разными игрушками или предметами - мягкими, резиновыми, пластмассовыми, деревянными, шершавыми, колючими, гладкими, пупырчатыми. Малыш будет изучать эти предметы своими ручками.

Начиная примерно с года (и раньше) давайте ребенку крупы, макароны, фасоль, песок. Лепите из пластилина (соленого теста), собирайте мозаику, конструируйте, рисуйте.

Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!

Не все дети начинают произносить первые слова к году. Родители всеми способами пытаются научить свое чадо произнести первое слово как можно раньше. Для этого необходимо с рождения разговаривать с ребёнком, все ему рассказывать и показывать.

Когда в семье появляется малыш, родители нетерпеливо ждут первых слов. И каждый малыш начинает разговаривать в разное время. Многие мамы и папы буквально озадачены тем, как научить ребёнка разговаривать в 1 год. Уделять внимание речи следует почти с рождения. Особенностями речи детей на первом году жизни является то, что уже с рождения они начинают издавать звуки. Самый первый - это плач, который сочетает в себе звуки а, у, о, я.

С полутора месяцев малыш начинает гулить, произнося согласные звуки г, к, х в сочетании с гласными. Отсюда и получается всем известное «агу». Во время гуления развивается и интонация.

В полгода кроха начинает лепетать, произнося такие слоги как ма, па, ба, постепенно удлиняя их. В результате он может уже сказать слова мама, папа, баба. Этот период обычно длится до 11 месяцев. Особенности активной речи детей первого года жизни проявляются во втором полугодии. Это связано с тем, что он постепенно начинает общаться со взрослыми, понимать их речь, реагировать на такие просьбы, как «подай мячик», «возьми мишку» и так далее. К восьми месяцам он уже может помахать рукой при прощании, водить пальчиком по ладошке, услышав «Сороку-белобоку». Выполняя эти действия, кроха постепенно начинает что-то лепетать.

Родители должны выполнять задачи речевого развития ребёнка первого года жизни:

  1. Нужно учить малыша подражать звукам уже с первых месяцев жизни. Для этого, на расстоянии 30 см, повернувшись лицом к лицу малыша, нужно повторять отдельные гласные звуки и слоги. Со временем он будет пытаться повторить их.
  2. Нужно уделять внимание малышу, улыбаться, менять интонацию, мимику, выражать разные эмоции.
  3. При диалоге с малышом, лучше избегать постороннего шума.
  4. С полугода следует развивать мелкую моторику пальцев. Для этого, загибают пальчики, слегка на них надавливают. Хорошо подойдут игры «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик» и т.д. К 10 месяцам нужно позволять крохе рвать бумагу, перебирать бусинки, пересыпать руками крупу.
  5. Все, что малыш делает и видит, нужно проговаривать словами.
  6. Нужно делать так, чтобы у ребёнка была необходимость что-то просить. Нельзя предугадывать все его желания.
  7. Учить малыша пережёвывать пищу. Это своеобразная гимнастика для губ и языка.

В этих задачах и состоят особенности предречевого развития детей первого года жизни. Главное - заниматься этим не от случая к случаю, а ежедневно по несколько минут в день.

Вопрос о том, сколько слов говорит годовалый ребёнок, очень индивидуален. Это зависит от наследственности, характера малыша, усилий родителей. В среднем, к году малыш говорит 8-10 слов.

Это касается и того, что должен говорить ребёнок в 1 год. Как правило, это такие простые слова, как мама, папа, баба, дай, на. Если ребёнок в год плохо говорит, то это ещё не повод для паники. Все дети разные, и нельзя всех подгонять под общие стандарты. Но следует подумать над тем, как развивать речь годовалого малыша. Прежде всего, не стоит общаться с малышом жестами и коверкать слова. Развитие речи у ребёнка в 1 год будет успешным, если малыш будет иметь возможность потрогать или попробовать все то, о чём ему говорят. Следует показывать ему картинки, называя их. Чтение книг тоже будет способствовать развитию речи. Не стоит расстраиваться, если ваш малыш говорит в год хуже, чем соседские дети. Все дети разные и, возможно, ваш кроха может делать лучше что-нибудь другое. Придёт время, и вы услышите долгожданные первые слова.

Каждая мама с нетерпением ждет первых слов своего малыша – ведь это не только показатель полноценного развития грудничка и предмет материнской гордости, но и возможность лучше понимать карапуза, который уже проявляет характер. Даже если мама способна практически всегда догадаться, что не устраивает кроху, речевое общение заметно облегчает этот процесс.

Ответственные родители не оставляют обучение малыша на самотек – большинство современных мам и пап знакомы с историями детей-маугли, у которых при отсутствии человеческого общения речь так и не развилась. Кроме того, наблюдая во время прогулок за чужими малышами, которые уже в год умеют хорошо разговаривать, мамы молчунов задумываются, как научить ребенка говорить. Интуитивно многие родители часто используют классические методы обучения речи, но если процесс идет туго и хочется его ускорить, важно понимать, какие этапы развития речи должен пройти каждый малыш, и какие методы правильно использовать для его обучения.

Основы человеческой речи закладываются в период чисто эмоционального общения крохи с окружающими - в первом полугодии жизни. Освоение речевых навыков проходит несколько стадий:

  • Этап гуления, который в среднем приходится на 2-3 месяц жизни. В этот период грудничок оживляется при виде родителей и воспроизводит протяжно звучащие гласные и слоги с горловыми согласными (классическое «агу», «гу», «гы»). На этом фоне эпизодически возникают слоги, в которых присутствуют губные (б, п, в, у и о) и переднеязычные (т, д, н, л) звуки. Постепенно гуление переходит в лепет.
  • Многократно повторяющиеся слоги с использованием губных или переднеязычных согласных (ма-ма-ма, ба-ба-ба и др.) появляются к 5 – 7 месяцам.
  • К 8 месяцу малыши понимают простые слова, с которыми к ним обращаются взрослые.
  • Первое слово ребенок в среднем произносит в 10 месяцев – год, но бывает, что простые слова (не «мама») кроха произносит и раньше этого срока. В этот период речь малыша выглядит как сочетание лепета и лепетных слов (ма-ма, па-па, ав-ав, ам, дай-дай и др.).
  • В год словарный запас в среднем составляет 10 осознанно произносимых слов. После года приблизительно до полутора лет малыш использует упрощенные (баба) или звукоподражательные (бибика) слова. При этом малыш понимает гораздо больше, чем может сказать, и после 1,3 лет способен выполнять простые поручения.
  • После полутора лет ребенок активно использует около 40-70 слов. По большей части это названия окружающих предметов и имена, т. е. существительные. Реже используются прилагательные, и еще реже – глаголы и местоимения. Развивается фразовая речь, но карапуз предпочитает разговаривать предложениями из двух слов.
  • Более многословными предложениями малыш изъясняется в год и 10 месяцев, но в этих предложениях может быть не совсем правильно построена грамматическая связь.
  • В возрасте 2-х лет малыш активно использует 100–300 слов, строит развернутые фразы и правильно использует несколько грамматических форм.
  • Третий год жизни – эпоха активного увеличения словарного запаса (от 300 до 800 слов), использования глаголов и прилагательных. С малышом можно полноценно общаться, но понимание его речи усложняет несовершенная артикуляция (сложные звуки заменяются простыми «шапка – сапка» и др.).
  • Простейшие суждения и умозаключения появляются к 4-м годам.

Поскольку умение разговаривать относится к важнейшим факторам развития ребенка, многие родители стремятся помочь крохе овладеть этой способностью как можно раньше. Чтобы процесс обучения был эффективным и не утомлял малыша, а приносил ему удовольствие, важно знать, как научить ребенка рано говорить и какие методы можно при этом использовать.

Методы, помогающие научить малыша говорить


Каждая мама неосознанно воспроизводит при общении с крохой тот стиль общения, который был свойственен ее семье, и этот передающийся из поколения в поколение «научно необоснованный» стиль во многом способствует развитию речи у карапуза. Поскольку в воспитании грудничков в наше время часто участвует и папа, а некоторые мамы стремятся все делать «правильно», сформулированы правила, помогающие понять, как учить ребенка говорить.

Основным условием развития речи является речевое общение с другими людьми. Безусловно, новорожденный не понимает слова, которые произносит мать, обращаясь к нему, но чутко улавливает материнские эмоции. Именно ранний эмоциональный контакт и регулярное обращение к крохе - залог раннего развития речи.

Поскольку малыш воспринимает не смысл произнесенного слова, а интонацию и мимику, маме нужно:

  1. Улыбаться при общении с крохой, разговаривать с ним, меняя интонацию. Слова должны произноситься правильно, звучать четко. Не стоит ограничиваться стандартным набором – чем разнообразнее будет ваша речь, тем легче и быстрее ваш ребенок будет в будущем увеличивать словарный запас.
  2. Комментировать происходящее вокруг ребенка, обращая внимание, на что малыш направил взгляд. Особенно это касается общения малыша с папой, который не всегда задумывается, как научить ребенка говорить.
  3. Иногда папы ревнуют, поскольку кроха говорит «мама», и не хочет говорить «папа». У крохи надо отчетливо спрашивать «Где папа?», показывать на папу, и повторять этот процесс как можно чаще в разных вариациях (например, громко позвать его). Иногда случается и наоборот – ребенок говорит «папа», а маму называет по имени или вообще не называет никак. Действовать в этом случае нужно аналогичным образом.
  4. Когда кроха при виде вас оживляется и начинает издавать различные звуки, повторяйте их в ответ, спрашивая что-то в духе «Да? Ты так думаешь?»
  5. Нося малыша на руках, знакомьте его с окружающим миром, описывая предметы и их назначение. Если малыш уже научился показывать пальцем на заинтересовавший его предмет, обязательно четко повторите несколько раз, что это такое.
  6. Хорошая методика, позволяющая крохе быстро освоить речевые навыки - чтение целыми словами. Многие мамы и особенно бабушки склонны к «сюсюканью», намеренно искажая звуки при общении с грудничком и используя вместо полноценных слов звукоподражательные. В результате ребенок долго не пробует общаться при помощи полноценных слов, заменяя их разнообразными «бах» и т. д. Если вы не можете удержаться от подобного общения со «сладеньким», развивать словарный запас помогут карточки со словами, совместное чтение детских книг (особенно нравиться детям ритмичная стихотворная речь).
  7. Если у вас ребенок-строптивец, прекрасно понимающий вашу речь и при этом не желающий произносить слова правильно (упорствует и пытается объясняться исключительно на «своем» языке), и вы не знаете, как научить ребенка говорить полноценные словосочетания, попробуйте дополнять его речь. Когда малыш показывает на какой-нибудь предмет и говорит «Хахарь», или «ка», ему надо отвечать – «Да, сейчас мы будем кушать сухарь» или «Да, это кошка. Кошка говорит «мяу». Вместе с малышом рассматривайте книжки с животными и рассказывайте, кто как говорит (малыши это любят), а потом просите показать животное и по слогам произносите его название.


Важно! Когда вы обращаетесь к малышу, наклоняйтесь или поворачивайтесь так, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию – подражая вам, он быстрее научится произносить звуки правильно.

Игры, способствующие развитию речи

У маленьких детей способность долго концентрировать внимание на одном виде деятельности еще неразвита – ребенок быстро устает, теряет интерес к занятиям и начинает капризничать. Именно поэтому все занятия, способствующие развитию речи и увеличению словарного запаса, построены в игровой форме. Многие прекрасно работающие способы изобрели наши далекие предки, и они передаются мамами и бабушками из поколения в поколение.

  1. Можно петь детские песенки (тра-та-та, мы везли с собой кота), колыбельные, рассказывать детские стишки, которые легко запоминаются благодаря ритмичному звучанию. Повторять их нужно часто – малышам не надоедает однообразие репертуара, так как они радуются знакомым стихам и сказочкам. Для ребенка годовалого возраста можно предложить заканчивать строчку самостоятельно, а в возрасте около 2-х лет – исправить вашу сознательную ошибку (Например, «Наша Таня громко плачет, уронила в речку тапок»).
  2. Изучать прилагательные можно с помощью подбора предметов с данной характеристикой. Среди игрушек в год уже можно выбрать все красное или круглое, по квартире путешествовать в поисках мягкого и т. д.
  3. Поскольку развитие мелкой моторики связано с развитием речи, с малышом надо играть в пальчиковые игры (сорока-ворона и т. д.), а также предлагать предметы, которые кроха сможет перебирать без опасности для здоровья. Предлагаемые предметы должны быть разными по фактуре и форме.


Если для родителей годовалого ребенка важен вопрос, как быстро научить ребенка говорить, то родителям деток после полутора лет вопрос стоит иначе. В возрасте около 2-х лет важно научить малыша говорить правильно (особенно «суров» в этом отношении папа, не склонный к сюсюканьям и ласкательно-уменьшительным суффиксам). Масла в огонь подливают родственники, рассказывающие, что вот другие дети чуть ли не в год хорошо говорят любое из слов с буквой «ш» или «ж» и т. д., и советуют срочно обратиться к логопеду.

Поскольку способность произносить определенный звук формируется в разное время, важно не переживать, а сверить возраст малыша с «графиком». В отдельных случаях занятия с логопедом необходимы, но при отсутствии отклонений помочь ребенку научиться правильно произносить определенный звук можно и в домашних условиях при помощи определенных упражнений.

Упражнения для формирования произношение звуков и слов

Чтобы знать, как научить ребенка говорить сложные звуки, надо представлять, в каком возрасте малыш способен их произносить.

  • О, Н, Нь, Т, Ть, Д, Дь, К, Г, Х, В, Ф дети должны уметь выговаривать к концу второго года. При этом замена звуков Т, Ш, Ж, Щ, Ч, С, З, Ц, Л, Р на более простые является нормой.
  • С, З, Ц малыши учатся произносить после 3-х лет. В 4 года в норме осваивается произношение Й, Ль, Э, С, Сь, З, Зь, Ц.
  • Произношение Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р, Рь дети осваивают с 4-х до 5-ти, а в 5 все звуки должны произноситься без дефектов.


В год с половиной можно приступать к артикуляционной гимнастике, которая облегчит произношение сложных звуков. Гимнастика с детками проводится в виде игры, причем малыш сначала смотрит на маму, а потом повторяет вместе с ней.

Погулять язык собрался: (открываем рот)
Он умылся, (быстро кончиком языка проводим по зубам верхнего ряда)
Причесался, (проводим языком несколько раз из стороны в сторону между зубами, высовываем язык изо рта и прячем)
На прохожих оглянулся, (облизываем губы)
Вправо, влево повернулся, (поворачиваем язык в указанном направлении)
Вниз упал, наверх полез, (опускаем и поднимаем язык)
Раз - и в ротике исчез. (прячем язык)

Играть в такую игру надо часто, но не превращать этот процесс в серьезное занятие, иначе малыш не будет повторять упражнение.

Уже в год можно учить малыша сдувать с ладошки мелкие кусочки ваты или бумаги, имитирующие снежинки. Летом вместо «снежинок» используются во время прогулки одуванчики. Если кроха интересуется мыльными пузырями, можно предложить подуть самому, но «палочку» в руки в таком возрасте лучше еще не давать.

Полезно также имитировать звуки, которые издают животные, бытовые предметы (часы, молоток и др.), дождь. Такие упражнения подойдут деткам и в год, а вот серии упражнений для правильного произнесения «л», «р», «ц» для совсем маленьких детей не подходят.

И, конечно, в любом возрасте важно регулярное общение родителей и малыша – именно родители открывают ребенку многогранность этого мира и богатство речи.

Вы помните, как умилялись первому «агу» вашего ребенка? Потом, наконец, услышали заветное «мама» или «папа». И вот вашему ребенку год, а дальше первых двух слов дело не идет? Не переживайте, ведь вы в силах помочь своему малышу! Давай рассмотрим все способы, как быстро научить ребенка говорить.

Как научить маленького ребенка говорить?

Хоть многие педиатры и утверждают, что с ребенком важно начать говорить пока он еще в утробе, но стадии развития речи в первые годы жизни никто не отменял. И каждая мама должна знать, какими речевыми навыками в определенном возрасте должен обладать их малыш:

  • 2-3 месяца – «гуление» и попытка воспроизвести первые звуки;
  • 5-7 месяцев – более отчетливые звукосочетания типа «агу», «гы» и т.п.;
  • 7-9- месяцев – неосознанное произнесение повторяющихся звукосочетаний и окончаний («ма-ма», «па-па» и т.д.).;
  • 10 месяцев и до 1,5 лет – ребенок начинает осмысленно говорить определенные звуки («ма-ма», «па-па», «ку-ку», «ба-ба»). Примерно в 1,5 года ребенок говорит простыми предложениями («мама ку-ку», «киса пока» и т.д.);
  • 1,5 года и старше – малыш начинает говорить, учитывая нюансы языка – ставит слова в правильный падеж и склонение, сочетает с предлогами и употребляет их в правильном порядке.

Родители, которые задались вопросом, как научить ребенка рано разговаривать должны обратить внимание, что сначала он описывает те объекты, которые его окружают. Поэтому в первую очередь он запоминает имена существительные, затем «адаптированные» для него обозначения действий (пи-пи, баю-бай), местоимения (там, тут, это), и в последнюю очередь прилагательные, характеризующие цвет, размер и форму предмета. По исполнении двух лет ребенок может употреблять в своей речи местоимения «я», «мой» и рассказать о своих ощущениях (больно, горячо, холодно). А ближе к трем годам ребенок уже может рассуждать на простейшем уровне (что хорошо, а что плохо) и находить причинно-следственные связи.

Как научить ребенка разговаривать как можно раньше?

Но если вы не хотите ждать до трех лет и задумались, как рано ребенка научить говорить вам помогут следующие рекомендации:

  • лошадка. «Как мы говорим лошадке? Стой – тфпр-тфпр!». Расслабляем губы и произносим звук, которым останавливают лошадь;
  • ротик. Погладьте губы языком по часовой стрелке и против часовой, при этом сказав ребенку «Давай погладим себя язычком, вот так»;
  • двумя руками, имитируя умывание, погладьте свое лицо и шею, растирая лоб, гайморовы пазухи и к шее. Следите, чтобы ребенок повторял за вами.

Прекрасным средством в данном случае может стать тренинг на парные согласные. Научив ребенка напевно произносить сочетания различных гласных и согласных, вы можете перейти к слогам, а затем и сочетаниям слов и скороговоркам. Начать стоит со следующих сочетаний:

Б - Бу-бо-ба-бэ-би-бы

П - Пу – По - па - пэ - пи – пы

В - Ву-во-ва-вэ-ви-вы

Ф - Фу фо - фа - фэ - фи – фы

Г - Гу-го-га-гэ-ги-бы

К - Ку-ко-ка-кэ-ки-бы

Д - Ду-до-да-дэ-ди-ды

Т - Ту-то-та-тэ-ти-ты

Ж - Жу-жо-жа-жэ-жи-жы

Ш - Шу-шо-ша-шэ-ши-шы

З - Зу-зо-за-зэ-зи-зы

С - Су-со-са-сэ-си-сы

Подобные занятия хороши еще и тем, что их можно проводить где угодно. В самолете, в больнице, в транспорте и т.д.

Также, если вы хотите, чтобы ваш ребенок скорее научился говорить предложениями, старайтесь чаще задавать ему вопросы и вступать с ним в диалог.

6 января , Александра Бондарева

Каждая мама гордится первым лепетом своего малыша, восхищается первыми звуками, а затем и словами. Но не всегда, словарный запас ребенка развивается так, как хотелось бы родителям.

Не стоит паниковать и бежать за советом и помощью к педиатру, психологу или неврологу. Вполне возможно самому научить ребенка разговаривать и развить его словарный запас до необходимого уровня.

Учим ребенка говорить

Есть множество способов, как учить разговаривать ребенка, но при этом надо учитывать, что развитие речи – это процесс комплексный и действовать нужно с самого начала, то есть с первых месяцев жизни малыша.

  1. Не ленись разговаривать с малышом, начиная уже с двухмесячного возраста. Ребенок уже в этом возрасте способен воспринимать звуки и видеть артикуляцию матери, то есть начинает учиться общаться.
  2. Комментируй все свои действия, чтобы ребенок запоминал с какими словами и звуками это связано. Например: «Мама дает игрушку Ване», «Ваня пьет из кружки» и т.д.
  3. Говори с ребенком так, чтобы он видел твое лицо, мимику, жестикуляцию. При этом четко произноси слова и тяни ударные гласные. Например, говоря: «Корова говорит – МУУУ», вытяни губы вперед трубочкой. Таким образом, ребенок, подражая твоей мимике, сможет произнести это самостоятельно.
  4. Не заменяй сложные слова простыми. То есть, если в книге нарисован осьминог, так и называйте его – ребенок не сразу сможет это произнести, но зато запомнит правильное название.
  5. Не обобщай слова, объединенные по смыслу, одним словом. Например, слова «кепка, панама, косынка» не называй одним словом «шапка». Это позволит расширить словарный запас ребенка в будущем.
  6. Не исключай из речи глаголы. Чаще всего, показывая что-либо малышу, взрослые произносят односложные слова: «Это котик», «Это машинка». Таким образом, у ребенка не накапливается глагольный запас, что создаст ему трудности в будущем при построении предложений. Говори так: «Машинка едет», «Котик умывается» и т.д.
  7. Читай ребенку художественную литературу. Мы в быту используем простые слова и глаголы, а в сказках и стихах обычно используются более красочные эпитеты, что развивает не только словарный запас ребенка, но и его воображение.
  8. Постоянно играйте со словами, звуками, слогами. Например, малыш тебе: «Та-та-та», а ты ему «Ту-ту-ту». Так он учится повторять за вами слоги. С ребенком постарше можно играть в игру «Что это?», показывая на предметы, которые вас окружают. Пускай внимания ребенка хватит на 5-10 минут, этого достаточно для упражнений с речью.
  9. Развивай мелкую моторику. Как утверждают специалисты, рука – второй орган речи, поэтому старайся развивать маленькие пальчики и ладошки малыша. У совсем маленьких детей — массируй пальчики, и играй в напевные игры («Сорока-белобока», «Ладушки»). Деток постарше знакомь с разными по составу игрушками, развивая тактильные ощущения (гладкие, пупырчатые, деревянные, мягкие и др.).

Все эти действия будут стимулировать малыша на произношение слов самостоятельно, и помогать ему развивать словарный запас.

Помогаем ребенку говорить


Разумеется, любой ребенок рано или поздно научится говорить самостоятельно, но твоя помощь в этом процессе только ускорит и улучшит конечный результат.

  • Занимайся повторением. Не ленись говорить по нескольку раз о происходящем вокруг и комментировать действия самого малыша и окружающих.
  • Говори хором. Повторяй за ребенком все произносимые им звуки и слова – это покажется малышу веселой игрой, и одновременно будет развивать его речевой аппарат.
  • После года старайся избегать языка жестов. Например, не реагируй на протянутую руку ребенка, побуждая сказать его: «Дай!». Постепенно усложняй процесс, заставляя выразить малыша более подробно свою просьбу: «Мама, дай яблоко».
  • Учи с малышом животных. Активный интерес у малышей вызывают звуки подражания животным, которым они охотно учатся: «ав-ав», «кря-кря» и т.д. Постепенно, перейди в игру наоборот – то есть, спрашивай у малыша: «Кто говорит «мяу»?», заставляя его произносить самостоятельно названия животных.
  • Пой песни и читай стихи, при этом «забывая» или «путая» нарочно слова. Ребенок обязательно тебя поправит – таким образом, сам запоминая новые слова и развивая собственную речь.
  • Организуй малышу общение со старшими «разговорчивыми» детьми. Желание подражать заставит ребенка более активно учится речи.
  • Старайся стимулировать ребенка, что-нибудь рассказывать. Например, рассказать папе, где он гулял и кого видел. При этом внимательно слушай ребенка, переспрашивай и задавай наводящие вопросы.
  • Занимай ребенка активными играми, в которых он будет главным участником. Пассивные электронные игры делают ребенка наблюдателем, что менее стимулирует мозговую и речевую деятельность малыша.

Научить ребенка разговаривать не так уж и трудно, главное – запастись терпением и желанием вырастить умного и развитого малыша.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!