Это жизнь - портал для женщин

Камуфляж танков ркка западное направление. Разговор с Гитлером

Перед войной, после долгих экспериментов, для бронетанковой техники Красной Армии, наконец, была разработана система камуфляжа, состоящая из желто-зеленых (7К) и темно-коричневых (6К) пятен, нанесенных по зеленому (4БО) фону. Но широкого распространения подобная камуфляжная схема так и не получила.


Система защитной окраски, камуфляжа и тактических обозначений, используемая бронетанковыми частями Красной Армии на данном ТВД была достаточно однообразна, наиболее приближена к требованиям уставов и претерпела свои самые незначительные изменения за весь вышеописанный период.

Такое положение было обусловлено рядом факторов. В первую очередь, это то, что основные боевые ^ действия на советско-германском фронте (до середины весны 1942 года) разворачивались именно на западном направлении. Следовательно, новые формирования и продукция танковых заводов поступала в первую очередь на данный ТВД для восполнения высокой "естественной" убыли материальной части. Во-вторых, в условиях интенсивных боев и быстрой замены материальной части у экипажей не имелось особой мотивации к созданию дополнительных камуфляжных схем и сложных тактических обозначений. В-третьих, основная зеленая краска советских бронетанковых соединений 4БО разрабатывалась именно под цветовой ландшафт смешанных лиственно-хвойных лесов Белоруссии и Центральной России, поэтому окрашенные в зеленый цвет танки и бронемашины в летний период не требовали дополнительного камуфляжа. Система зимнего камуфляжа, разработанная военными специалистами Красной Армии, также наиболее подходила для ландшафтных изменений, вызванных климатическими условиями зимы Центральной России.

Соединения 6 мк РККА выдвигаются к государственной границе СССР. На одном из БТ-7 на задней стороне башни виден тактический номер "22". Западный фронт, 22 июня 1941 года (АВЛ).

К 22 июня 1942 года в составе Западного Особого военного округа, который был развернут в Западный фронт, находилось 6 механизированных корпусов РККА (6, 11, 13, 14, 17, 20 мк) из которых 4 (6, 11, 13, 14 мк) были вполне боеспособны, а 2 (17, 20 мк) имели только учебно-боевой танковый парк, состав которого колебался в пределах 100 машин для каждого механизированного корпуса. В течение 22-23 июня 1941 года большинство вышеописанных соединений было вынуждено вступить в бой с немецкими войсками, предельно сократив срок мобилизационных мероприятий.

Брошенный вследствие полученных технических повреждений танк артиллерийской поддержки БТ-7А. На башне видна красная звезда общегосударственной идентификации. Западный фронт, 14-й мехкорпус, июнь 1941 года (РГАКФД).



Разбитые советские танки Т-26 различных модификаций (образца 1933 и 1939 годов) из состава 6-го механизированного корпуса РККА. Один из них имеет старую маркировку 1932-1938 годов, а на Т-26 выпуска 1939 года виден тактический номер "1". фотографии были сделаны в 1944 году, уже после освобождения Белоруссии советскими войсками. На заднем плане видны проходящие на запад танки Т-34/85, экипажи которых отдают честь героям 1941 года (АВЛ).

Танки мехкорпусов ЗапОВО были окрашены в зеленый цвет 4БО. Система тактических обозначений не предусматривалась, однако бронетехника старых выпусков, состоявшая ранее в танковых и кавалерийских подразделениях, дислоцировавшихся на территории Белоруссии, до 1939 года имела тактические обозначения образца 1932 года из сплошных и прерывистых полос, цветных квадратов и цифр. На бортах башен некоторых машин были красные звезды.



Танки Т-26 образца 1939 года из состава 18-й танковой дивизии 7-го механизированного корпуса РККА. Боевые машины имеют трехцветный зеброобразный камуфляж из светло-зеленых и коричневых полос, нанесенных по серо-зеленому фону. Западный фронт, начало июля 1941 года (АВЛ).

Самым подготовленным к боям из мехкорпусов Западного фронта являлся 6 мк. В бой он вступил днем 23 июня 1941 года, выполняя задачу по предотвращению флангового охвата советской группировки на территории Белоруссии. Часть танков, в первую очередь командирские, все-таки получили тактические номера. Их наносили белым цветом на заднюю часть башни или в отдельных случаях на борта башни или подбашенной коробки.

Остальные танковые соединения и части (кроме вышеперечисленных механизированных корпусов, бронетанковые части имелись в 6-й и 36-й кавалерийских дивизиях 6-го кавалерийского корпуса в составе танковых полков по 64 танка БТ в каждом, а также в отдельной танковой роте (танки БТ-7, бронеавтомобили БА-10) 1-го отдельного мотострелкового полка НКВД, который 23 июня 1941 года был переброшен в Белоруссию из Литвы. - Прим. ред.) были окрашены в зеленый цвет 4Б0 и в большинстве не имели тактических обозначений.

Уже к концу июня 1941 года подавляющая часть танков механизированных корпусов Западного фронта была потеряна в боях и окружении, в котором западне Минска оказались соединения 3-й и 10-й армии РККА. Фронт, где остались 4-я и 13-я армии, по существу пришлось восстанавливать заново. Для того чтобы развернуть прибывающие на фронт 19, 20, 21-ю и 22-ю армии, необходимо было хоть на несколько дней задержать германское наступление. Эту задачу возложили на 5-й и 7-й механизированные корпуса Красной Армии, которые прибыли на фронт в начале июля 1941 года.

7-й механизированный корпус Московского военного округа был одним из самых мощных соединений РККА. К началу войны в нем находилось 715 танков и бронеавтомобилей различных марок в двух танковых (14, 18 тд) и известной моторизованной (1-й Московской Пролетарской мотострелковой дивизии) дивизиях. Но на фронт перебросили только исправные, боеготовые машины и даже с учетом прибывающей прямо с заводов материальной части количество участвующих в боях танков не превышало 500.

14-я танковая дивизия на 6 июля 1941 года имела в своем составе 192 танка: 176 БТ-7 и 16 огнеметных машин на базе Т-26.

18-я танковая дивизия на 6 июля 1941 года имела в своем составе 236 танков: 178 Т-26, 47 огнеметных танков на базе Т-26 и 11 БТ-7.

Разбитые танки БТ-7 различных модификаций из состава 14-го механизированного корпуса Красной Армии. Хорошо видны красные звезды на некоторых башнях танков. Белоруссия, июль 1941 года (АВЛ).

Наиболее распространенный вариант окраски советских танков в начале войны. Цвет - травянисто-зеленый 4БО без каких-либо тактических обозначений. На снимке - KB, подбитый в районе Зельвы (33 км от Слонима). Белоруссия, 6-й мехкорпус РККА, июль 1941 года (АВЛ).

1-я Московская Пролетарская мотострелковая дивизия - элитное соединение РККА, демонстрировавшее мощь сухопутных войск на парадах в Москве, имело в своем составе до 100 танков, из них около 50 БТ-7М и 40 Т-34 и КВ.

Перед отправкой на фронт техника 7-го мехкорпуса согласно требованиям инструкций была окрашена в трехцветный камуфляж. Причем видимо очень торопились: команду нанести камуфляж дали, красками обеспечили, а с типовыми схемами окраски танкистов не ознакомили, понадеявшись на способности экипажей. Поэтому в зависимости от конкретных подразделений, танки имели различный камуфляжный рисунок: от полосатых в 3 краски (зелено-желто-коричневых или в отдельных случаях - коричневый, светло- и темно-зеленые цвета) до пятнистых машин. Тактические обозначения на бронетанковой технике 7 мк отсутствовали.

Необходимо отметить, что материальная часть танковых полков 7-го мехкорпуса с 6 июля ежедневно пополнялась прибывающими с заводов и ремонтных баз новыми танками KB и Т-34, которые немедленно распределялись между частями. Эти танки были окрашены зеленой краской 4Б0, камуфляж на них не наносился.

5-й мехкорпус, прибывший в западную часть СССР из Забайкальского военного округа, первоначально предназначался для Юго-Западного фронта (109-я моторизованная дивизия 5-го механизированного корпуса даже успела повоевать на нем. - Прим. авт.) однако из-за сложного положения в Белоруссии 5 мк был переброшен на Западный фронт. В трех танковых и одной моторизованной дивизиях корпуса (кроме 2 штатных танковых дивизий 5 мк была оперативно подчинена 57-я отдельная Краснознаменная танковая дивизия ЗабВО. -Прим. авт.) находилось 924 танка. Эта техника была окрашена в зеленый цвет 4БО, без использования сложного камуфляжа. В 109-й моторизованной дивизии использовались большие тактические белые трехзначные номера, которые наносили на борта башен танков БТ-5.

Отважный экипаж танка Т-34/76 (слева направо): башенный стрелок К.Л. Левин, радист Ф.Ф. Ишков, механик-водитель А. Прошин и командир взвода лейтенант И. Чувашев. Они уничтожили 5 танков и 2 противотанковые пушки противника. На башне видны 2 белые вертикальные метки. Западный фронт, 107-я танковая дивизия, июль 1941 года (АВЛ).

5 и 7 мк с 6 июля вступили в бой, пытаясь разгромить группировку противника в районе населенных пунктов Лепель-Сенно. 1-я Пролетарская Московская мотострелковая дивизия вела боевые действия самостоятельно в районе Орши. Несмотря на то, что наши танкисты сражались храбро и даже немного продвинулись на запад, контрудар механизированных корпусов не получил развития. Под непрерывными ударами вражеской авиации, неся большие потери, мехкорпуса прикрыли отход общевойсковых армий на новые рубежи обороны.

Со второй декады июля до середины сентября 1941 года на Западном фронте обороны советских армий развернулось Смоленское сражение (10 июля - 10 сентября 1941 года. - Прим. авт.). Опасаясь новых окружений, командование Красной Армии настойчиво стремилось перехватить инициативу на ТВД. Однако для контрударов нужны были свежие бронетанковые соединения, которые формировались в тылу на базе 25-го механизированного корпуса из Харьковского военного округа, 23-го механизированного корпуса из Орловского военного округа и 27-го механизированного корпуса Среднеазиатского военного округа. Управления этих мехкорпусов после прибытия на фронт были расформированы, а на базе наиболее укомплектованных техникой танковых дивизий (в 23,25,27 мк имелись только старые изношенные танки учебно-боевого парка. - Прим. ред.) сформировали новые бронетанковые соединения: 104-ю (из 9 тд 27 мк), 105-ю (из 53 тд 27 мк), 110-ю (из 51 тд 23 мк), 50-ю (25 мк), 55-ю (25 мк). 101-я и 102-я танковые дивизии, которые также сформировали на базе 52-й и 56-й танковых дивизий 26-го мехкорпуса Северо-Кавказского округа, 107-я танковая дивизия, переименованная из 69-й моторизованной дивизии, 108-я танковая дивизия (ранее 59 тд Дальневосточного округа) появились на Западном фронте в качестве отдельных в середине июля 1941 года.

109-я отдельная танковая дивизия появилась на Западном фронте несколько позже - 30 августа 1941 года. Сама же типовая отдельная танковая дивизия по штату № 010/44 от 6 июля 1941 года имела в своем составе 215 танков, из них 20 KB, 42 Т-34, 153 Т-26 и БТ.

Т-34/76 101-й танковой дивизии РККА при поддержке 45-мм противотанковых пушек (образца 1932 года) готовятся атаковать противника. На башне танка виден тактический номер "11". Западный фронт, июль 1941 года (РГАКФД).

В реальности состав новообразованных соединений колебался в пределах 180-220 танков и бронемашин на каждую бронетанковую дивизию. В них были танки как старых, так и новых марок. Например, в 109 тд на 30 августа 1941 года было 7 KB, 20Т-34, 82Т-26, 13ХТ-130, 22 БТ-2-5-7, 10 Т-40, 10 БА-10 и 13 легких бронемашин. Большинство техники было окрашено зеленой краской 4БО, изредка на танки или бронемашины белой краской наносили тактические номера (например "11" или "365") или надписи-лозунги: "Бей фашистов!", "Бей фашистскую гадину!", "Победа будет за нами!" и т.д. Существовали и неразгаданные ныне тактические системы в виде двух вертикальных прямоугольников (может быть 2-й батальон), нанесенных на каждый борт башни танка белой краской...

В августе 1941 года некоторые танковые соединения из-за больших потерь стали переводить на штаты мотострелковых дивизий. Танковый полк такой дивизии по сокращенному штату от 6 июля 1941 года имел 93 танка: 7 KB, 22 Т-34, 64 БТ и Т-26. Мотострелковыми стали 1-я Московская Пролетарская дивизия, 101-я и 107-я танковые дивизии. 82-я мотострелковая дивизия довоенного формирования, которая имела в составе не танковый полк, а танковый батальон прибыла на западное направление в сентябре 1941 года.

Также в конце августа 1941 года начали формироваться первые отдельные танковые бригады, имевшие согласно штата № 010/78 в своем составе отдельный танковый полк трехбатальонного состава: 7 KB, 22 Т-34, 64 Т-26, БТ. И если в начальной фазе Смоленского сражения принимали участие только отдельные танковые дивизии, то в начале сентября 1941 года в ударную бронетанковую группу Брянского фронта, который наряду с Западным и Резервным фронтами с 16 августа действовал против немцев на западном направлении, входили 108-я танковая дивизия, 141-я танковая бригада и 113-я танковая бригада 3-й армии, а также 50-я танковая дивизия и 43-я танковая бригада в 13-й армии. Этой группе была поставлена задача разбить 2-ю танковую группу (танковую армию) "подлеца Гудериана", которая могла прорваться в тыл войскам Юго-Западного фронта. Но сил и умения было явно недостаточно - танковые дивизии Гудериана сумели выдержать удар и обойти с фланга войска огромного Юго-Западного фронта. Первая победа пришла к советским войскам на другом участке - 30 августа 24-я и 43-я армии Резервного фронта возобновили наступление на ельницком направлении. В составе 24-й армии находились 102, 105-я танковые дивизии и 103-я моторизованная дивизия, а в составе 43-й армии - 104-я и 109-я танковые дивизии. 5 сентября противник, не выдержав ударов советских войск, начал поспешное отступление. 24-я армия РККА освободила Ельню и к 8 сентября ликвидировала опасный ельницкий выступ. 10 сентября войска Западного, Резервного и Брянского фронтов перешли к обороне. Смоленское сражение завершилось, обе стороны стали готовиться к битве за Москву.


Тяжелый танк КВ-1 выпуска осени 1940 года. Оснащен 76,2-мм пушкой Л-11. Боевая машина принадлежит 104-й танковой дивизии РККА, которой командовал полковник В.Г. Бурков. Танк "Бей фашистов!", вероятно, принадлежал комиссару 104 тд А.С. Давиденко. Центральный фронт, группа Качалова, июль-август 1941 года (АВЛ).

Несмотря на грандиозность проводимых операций танки и бронеавтомобили Красной Армии в ходе сражения за Москву (2 октября 1942 года) были окрашены довольно однообразно. И этому факту есть объяснение - высокая динамика происходящих событий.

Основным бронетанковым соединением, использовавшимся в ходе битвы под Москвой, являлась танковая бригада. Часть таких бронетанковых бригад (17, 18, 19, 20, 21, 22, 25 тбр) формировалась по штату № 010/87, согласно которому танковый полк состоял из двух танковых батальонов и имел 61 танк: 7 KB, 22 Т-34, 32 Т-26, БТ-5/7, Т-40. Но танков катастрофически не хватало, поэтому 9 октября 1941 года появился новый штат № 010/306, по которому бригада состояла из двух танковых, мотострелкового батальона и 4 отдельных рот, всего 46 танков: 10 KB, 16 Т-34, 20 Т-26, БТ, Т-40. По такой структуре переформировывалась знаменитая 4-я танковая бригада (впоследствии 1-я гвардейская танковая бригада. - Прим. ред.) под командованием полковника М.Е. Катукова. На 3 октября 1941 года сформированный в сентябре 1941 года танковый полк бригады (штат № 010/87) имел 2 батальона и всего 49 танков (приближенно к штату № 010/306?) KB, Т-34, Т-60, БТ-7. Подобные несоответствия штата и реальности имелись во многих бронетанковых бригадах, что затрудняет установление системности в тактических и опознавательных знаках.







Танкисты перед отправкой на фронт покрывают легкие плавающие танки Т-40 маскировочными сетями. 28 августа первые эшелоны 109-й танковой дивизии прибыли на Резервный фронт, в состав 43-й армии. Конец августа 1941 года (АВЛ).

Большинство материальной части отдельных танковых бригад, сражавшихся на Западном, Резервном и Брянском фронтах, а впоследствии на Западном, Брянском и Калининском (создан 19 октября 1941 года. - Прим. ред.) фронтах было окрашено зеленой краской 4БО и камуфляжа не имело, за исключением трехцветных немногочисленных 57-мм САУ ЗиС-ЗО. Зима на западном ТВД наступила необычно рано. Уже в середине октября выпал первый снег, а в конце месяца из-за устойчивого снежного покрова возникла необходимость окрашивать бронетанковую технику в белый цвет или наносить специальный зимний камуфляж.

Пятна и рисунки при зимней камуфляжной окраске наносили, руководствуясь следующими правилами.

При зимней камуфляжной окраске по предварительно закамуфлированной поверхности все зеленые пятна ровно закрашивали белой краской, а на желто-землистые и темно-коричневые пятна наносили белой краской ромбовидную сетку. Направление белых полос, образующих сетку, должно было быть разнообразным: нельзя было наносить только вертикальные или горизонтальные полосы, наносились главным образом только наклонные полосы.

Расстояния между белыми полосами ромбовидной сетки предусматривалось следующими нормативами (см. таблицу 1):

При зимней камуфляжной окраске по гладко окрашенной зеленой поверхности, когда материальную часть не успели окрасить в 3 цвета летними камуфляжными красками, поступали следующим образом.

Разметку для трехцветного камуфляжа наносили мелом на броню танка. Пятна, которые размечались под зеленый цвет, закрашивались белой краской; пятна, размеченные для желто-землистого цвета и для темно-коричневого цвета, покрывались белой ромбовидной сеткой. Расстояния между белыми полосами ромбовидной сетки должны были быть следующие (см. таблицу 2):

Окраска производилась в зависимости от характера местности, где велись боевые действия. В случае, если это были открытые места, покрытые белым снегом, допускалась окраска объекта в сплошной белый цвет или уменьшалось расстояние между белыми полосами ромбовидной сетки путем нанесения дополнительных полос.

С переходом частей с открытых мест на закрытые (лес, кустарник, населенный пункт) предусматривалось удаление дополнительно нанесенного сплошного белого покрытия и дополнительно нанесенных полос.

С переходом частей в бесснежные районы и с наступлением весны (после таяния снега), белую краску полностью удаляли, протирая тряпками, смоченными водой или керосином.

В реальности с наступлением зимы в белый цвет или зимний камуфляж окрасили только часть танков. Больше всего фотоматериалов имеется о 1-й гвардейской танковой бригаде, известной своими подвигами и танкистами-асами (Лавриненко, Бурда, Любушкин) соединению.




Тяжелый танк KB (с надписью на башне "Бей фашистскую гадину!") и средний танк Т-34/76 (с надписью на башне "Бей фашистов") проводят учения по преодолению противотанковых рвов и естественных препятствий. Резервный фронт, 43-я армия, 109-я танковая дивизия, сентябрь 1941 года (АВЛ).

В один и тот же период в 1-й гвардейской танковой бригаде зафиксировано 3 типа зимней окраски: по наставлению - белые и "сетчатые" пятна (так было окрашено большинство танков Т-34), в белый цвет (танки KB) и темно-зеленые машины (бронеавтомобиль разведроты БА-10). В частности, на неокрашенном в белый камуфляж БА-10 видны тактические обозначения, характерные именно для 1-й гвардейской танковой бригады, а впоследствии развернутых на ее базе 1-го гвардейского танкового корпуса и 1-й гвардейской танковой армии. Этот знак представлял собой ромб, разделенный на 2 треугольника. В верхней части такой "дроби" находилась цифра, обозначающая номер батальона, роты или взвода (в разведроте бригады было 6-7 бронеавтомобилей), а в нижней - тактический номер танка. Таким образом, изображенный на фотографии БА-10, вероятно был 2-й машиной 3-го бронеавтомобильного взвода разведроты. Также на данном броневике, на крыше башни виден белый прямоугольник - знак воздушного опознавания. В других бригадах, например, в 5-й танковой, знаком воздушного опознавания был треугольник, реже использовался круг. На зеленой машине знаки воздушного опознавания наносили белой краской, а на белой, наоборот, оставляли зелеными или рисовали красной краской. Красная краска также использовалась в 1-й гвардейской танковой бригаде, ей на бортах башен, окрашенных в зимний камуфляж танков, иногда наносили тактические обозначения. В других же бронетанковых соединениях использовались тактические номера белого, желтого или красного цветов. Например, на танках-истребителях (Т-34 с длинноствольной 57-мм пушкой ЗиС-4. - Прим. авт.) Т-34/57 из состава 21-й танковой бригады двузначные тактические номера наносили белой краской на борта корпуса танка. Машина командира танкового полка 21 тбр майора Лукина имела тактический номер "20".

Из трех воевавших под Москвой танковых дивизий (58, 108, 112 тд) больше всего фотографий имеется по 112-й танковой дивизии.

112-я танковая дивизия была сформирована на Дальнем Востоке в августе 1941 года. Базой для формирования этого соединения послужил 112-й танковый полк 239-й моторизованной дивизии 30-го механизированного корпуса Дальневосточного фронта (именно так, несмотря на отсутствие, войны называлось объединение советских войск на Дальнем Востоке. - Прим. ред.). В октябре 1941 года вместе с 58-й танковой дивизией, 112-я танковая дивизия была отправлена на Западный фронт под Москву. 5 ноября 1941 года, имея 210 танков Т-26, а также бронеавтомобили БА-10, БА-6 и БА-20, дивизия начала боевые действия в районе Подольска в составе подвижной группы Западного фронта. Часть своей техники она передала другим частям и соединениям. Впоследствии, сражалась в районе Тулы, нанося удары по 17-й танковой дивизии вермахта, в составе 50-й армии участвовала в наступлении советских войск под Москвой, 21 декабря ее танки первыми ворвались в Калугу. В начале января 1942 года вместе с другими танковыми дивизиями, действовавшими на Западном фронте, была переформирована в 112-ю танковую бригаду.

Танки Т-26 и бронеавтомобили БА-20 имели камуфляж из зеленых и белых пятен, вероятней всего эти полосообразные пятна наносили кистью по прибытию на фронт.
Бронеавтомобили БА-10 были грубо покрыты белой краской целиком - на них хорошо видны "мазки" кисти. Танки Т-34/76, прибывшие для пополнения, окрашивались зеленой краской 4Б0 и имели трехзначные тактические номера, нанесенные белой краской по бортам башни.







Тяжелый танк KB "Победа будет за нами" и его героический экипаж (слева направо): красноармейцы А.В. Катышев, Н.И. Паленый, сержант И.А. Пиляев и воентехник 2-го ранга К.Е. Хохлов. Надписи на бортах башни не идентичны. Резервный фронт, сентябрь 1941 года (АВЛ).

Кроме бронетанковых соединений в битве под Москвой участвовали 4 мотострелковые дивизии 1-я (впоследствии 1-я гвардейская) и 82-я довоенного формирования, 101-я и 107-я, переформированные из танковых соединений сокращенного состава. Как уже упоминалось выше, в их структуре также имелись бронетанковые части и подразделения.

В составе отдельных мотострелковых бригад танковый батальон имел 32 танка - 12 Т-34 и 20 Т-26, БТ, Т-40. Таких бригад в битве под Москвой участвовало 3: 151, 152-я и отдельная мотострелковая.

Отдельные танковые батальоны (танков советского производства) формировались по штату № 010/85, утвержденному 23 августа 1941 года и имели в своем составе 3 танковые роты и три отдельных взвода, всего 29 танков: 9 Т-34 и 20 легких различных марок. Кроме того, в структуре некоторых стрелковых дивизий имелись отдельные танковые роты охраны штаба, насчитывавшие 15 машин Т-37, Т-38, реже Т-27, Т-26 или бронеавтомобилей. Аналогичные роты входили и в состав батальонов охраны штабов армий, но они имели чуть больше техники - 17-21 танк или бронеавтомобиль.

Танк КВ-1 ведет бой в лесу. Окрашен в зеленый 4БО. Какие-либо обозначения отсутствуют. Западный фронт, 9-я танковая бригада, конец октября 1941 года (АВЛ).

Маскировка ветками танка Т-26 образца 1938 года. Западный фронт, 112-я танковая дивизия, ноябрь 1941 года (РГАКФД).

Экипаж танка Т-34/76 из состава 8-й танковой бригады уточняет боевую задачу. Боевая машина уже покрашена белой краской. Внизу та же машина. На башне видно подобие красного треугольника для воздушного опознавания. Калининский фронт, октябрь 1941 года (РГАКФД).

Что касается матчасти танковых частей, то состав ее был довольно пестрым. В ходе боев использовалась вся гамма бронетанковой техники, производившейся в СССР до начала войны: Т-26 всех типов, БТ-2, БТ-5, БТ-7, Т-37, Т-38, Т-40, Т-27 (в качестве тягачей для 45-мм орудий), Т-28 (в небольшом количестве), Т-50, Т-34, KB, БА-3, БА-6, БА-10, БА-20, ФАИ, бронированные тягачи Т-20 "Комсомолец" и даже такие "раритеты" как танки МС-1 и бронеавтомобили БА-27. В общем, в дело шло все, что могло ездить и стрелять, даже опытные образцы танков, находившиеся на полигоне в Кубинке, например А-20 и Т-29. Кроме того, бои под Москвой стали первыми, в которых использовались новые образцы танков, созданных в условиях военного времени - это Т-30 и Т-60. Причем, если танки Т-60 впоследствии в больших количествах применялись и на других фронтах, то по числу участвовавших в боях Т-30 (и его плавающего собрата Т-40) в битве за Москву не было равных. В августе-ноябре 1941 года в танковые части РККА, действовавшие на московском направлении, поступило не менее 40% Т-40 и 80% Т-30 из числа всех изготовленных.





Танк Т-34/57 с 57-мм пушкой ЗиС-4, подбитый у деревни Тургиново 17 октября 1941 года. Машина принадлежала командиру танкового полка 21-й танковой бригады Герою Советского Союза майору Лукину. Московское направление, район Калинина, октябрь 1941 года (АВЛ).

Бронеавтомобиль БА-20М ведет разведку местности. Западный фронт, октябрь-ноябрь 1941 года (РГАКФД).

В канун декабрьского контрнаступления советских войск под Москвой на фронтах появилась бронетанковая техника английского производства: 145 танков МК II "Матильда II", 216 МК III "Валентайн II/1V", а также 330 легких бронетранспортеров МК I "Универсал". Первые машины (не более 50 танков. - Прим. ред.) пошли в бой в ноябре 1941 года, а в последующем английские танки широко использовались в боях на данном ТВД. Так на Западном фронте на 31 декабря 1941 года британские танки имелись в составе 146-й (2 Т-34, 10 Т-60, 4 МК III), 20-й (1 Т-34, 1 Т-26, 1 Т-60, 2 МК III, 1 БА-20), 23-й (1 Т-34, 5 МК III) танковых бригад, действовавших в боевых порядках 16. 49-й и 3-й армий, а также в составе 112-й танковой дивизии (1 KB, 8 Т-26, 6 МК III), приданной 50-й армии. Танки МК II "Матильда" находились в 136-м отдельном танковом батальоне.

Экипаж танка KB: В.А. Щекатуров - командир танка, И.Я. Малышев - моторист, И.А. Скачков - механик-водитель, И.А. Кочетков - командир орудия, И.И. Иванов - стрелок-радист. Западный фронт, 1-я мотострелковая дивизия, октябрь-ноябрь 1941 года (РГАКФД).

Колонна танков Т-34/76 производства СТЗ (машина на переднем плане с тактическим номером "211") выдвигается на исходные рубежи для атаки. Западный фронт, октябрь 1941 года (АВЛ).

На Северо-Западном фронте, который действовал в рамках единой операции в ходе контрнаступления советских войск под Москвой, находились 170-й и 171-й отдельные танковые батальоны, также оснащенные бронетанковой техникой английского производства.

Легкий танк БТ-7 в засаде. Западный фронт, 1941 года (АВЛ).

Экипажи танков KB занимают места в своих боевых машинах. На башнях танков красной краской нанесены тактические номера "204" и "201". Боевые машины окрашены белой краской. Западный фронт, декабрь 1941 года (АВЛ).

170 отб (10 Т-60, 13 МК II) был придан 3-й Ударной армии, а 171 отб (10 Т-60, 12 МК II и 9 МК III) - 4-й Ударной армии, которые с конца февраля были переданы в состав Калининского фронта. Бронетранспортеры МК I "Универсал" распределялись в разведроты танковых бригад (в том числе и оснащенных только советской техникой) из расчета 2-3 машины на бригаду.

На советско-германском фронте британскую технику окрашивали белой краской (белили) двумя способами: полностью, с закрашиванием британских регистрационных знаков и частично, когда для экономии краски окрашивали верхнюю часть корпуса и башню. Иногда при зимней побелке британские регистрационные знаки прикрывали прямоугольным трафаретом. Что касается зеленой краски Bronze Green, которой окрашивали британские танки, то она вполне удовлетворяла советских военных - 1-я мотострелковая дивизия, октябрь-ноябрь перекраска на 4БО производилась только при капитальном ремонте.

Бронеавтомобиль БА-10 ведет разведку местности. Камуфляжная окраска состоит из белых амебообразных пятен, нанесенных на защитную зеленую окраску 4Б0. Западный фронт, декабрь 1941 года (АВЛ).

Бронеавтомобиль БА-20 из состава 112-й танковой дивизии РККА. Камуфляжная схема состоит из белых полос, нанесенных на базовый зеленый фон 4БО. Западный фронт, декабрь 1941 года (АВЛ).

Касаясь нанесения пятен, они должны иметь извилистый контур и быть разнообразными по своим очертаниям и размерам, искажая в наибольшей степени привычный вид материальной части.

Соотношение цветовых пятен: зеленая (4БО) - 45-55% всей площади окрашиваемого объекта, желто-землистая (7К) - 15-30% всей площади поверхности объекта, темно-коричневая (6К) - 15-30% поверхности объекта.

Характерные части танка - прямые линии и углы, башня, корпус, ствол орудия, катки и т.п. должны были быть окрашены пятнами различных цветов.

Общее направление пятна (удлиненного) не должна быть параллельным контуру объекта, а должно было составлять с ним комбинацию углов. Пятна одного цвета и похожие по размеру или форме не должны были располагаться симметрично.

Пятна должны были быть замкнутые, находиться внутри контура одной грани объекта, и открытые, обрезанные гранью объекта.

Открытые пятна должны обязательно переходить соседние грани объекта, то есть захватывать не менее двух граней. Выступающие углы, составленные из нескольких плоскостей, у обычных объектов окрашиваются по преимуществу в темные цвета.

Вершина выступающего угла не должна совпадать с центром пятна.

На постоянно затененных частях объекта наносятся пятна наиболее контрастирующих цветов - желтые и коричневые.

При нанесении зимнего камуфляжа (как уже упоминалось выше) все зеленые пятна должны были быть ровно закрашены белой краской, а на желто-землистые и темно-коричневые пятна "закрашивались белой ромбовидной сеткой". Направление белых полос, образующих сетку должно было быть разнообразным: нельзя было наносить только вертикальные или горизонтальные полосы, необходимо было делать главным образом наклонные полосы.

Если позиции танковых подразделений располагались на открытых местах, покрытых чистым снегом, то можно было закрасить объект в сплошной белый цвет или уменьшить расстояние между белыми полосами нанесением дополнительных полос.



Танки Т-26 различных годов выпуска, принадлежащие 112-й танковой дивизии РККА. Все они имеют двухцветный бело-зеленый камуфляж. Западный фронт, декабрь 1941 года.



Танки Т-34/76 на позициях и в цехе ремонтного предприятия. Они окрашены в зимний маскирующий камуфляж согласно регламентирующим документам - часть зеленой поверхности 4БО покрыта побелкой, а часть "сеткой" из белых тонких полос. Скорее всего, танки принадлежат 1-й гвардейской (4-й танковой) танковой бригад. Западный фронт, декабрь 1941 года (РГАКФД).

Тяжелый танк КВ-2 каким-то чудом "доживший" до зимы 1941 года. Боевая машина окрашена в бело-зеленый камуфляж, несмотря на который уже подбита немцами. Западный фронт, декабрь 1941 года (РГАКФД).

Легкий танк Т-30 лейтенанта Иванова в засаде. Он окрашен белой краской и замаскирован выпиленными из снега кирпичами. Западный фронт, декабрь 1941 года (РГАКФД).

Советский лёгкий танк Т-70 на опушке зимнего леса

Зима для армии — ежегодная головная боль. Солдатам требуется тёплое обмундирование и хоть как-то отапливаемое жильё, техника нуждается в незамерзающей смазке и специальном топливе для холодной погоды. Кроме того, зимой становится гораздо труднее маскировать на местности бойцов и технику. Тёмные силуэты людей, танков, пушек бросаются в глаза на фоне снега. Причём не только днём, но и в зимние ночи, которые часто бывают светлыми.

Солдаты в это время года получают специальные маскировочные халаты, которые носят поверх формы, а технику приходится перекрашивать. Переход на «зимнюю палитру» имеет свои особенности и правила.

Вынужденная белизна

Ответ на вопрос, как сделать танк незаметным на фоне зимнего пейзажа, напрашивается сам собой: его надо выкрасить в белый цвет. Этот простой и безотказный вариант, тем не менее, имеет свои подводные камни. А точнее, требования, которые необходимо учитывать при разработке зимнего красителя.

Танки никогда не покидали заводов в зимней маскировочной окраске. Её наносили в войсках, часто — подручными средствами: мелом, известью и даже солью

Во-первых, придёт весна, и от зимней краски придётся избавляться. Значит, пигмент должен соответствовать сразу двум противоположным критериям. Он должен относительно легко отмываться, но при этом держаться на слое базовой краски достаточно прочно, не отваливаясь при тряске на пересечённой местности, сотрясениях танка при выстреле, выдерживать дождь и талую воду. Краситель также должен быть безопасен для экипажа, а при высыхании давать оттенок, характерный для снега.

Отдельно следует упомянуть ещё один момент, который касается любой краски для военной техники. Она должна маскировать боевую машину не только от невооружённого человеческого глаза. Ещё до Второй мировой войны военные стали использовать специальные светофильтры, при взгляде сквозь которые танк, казавшийся незаметным, начинал резко выделяться на фоне местности. Необходимо, чтобы маскировочная краска не выдавала себя при использовании противником таких стёкол.

В СССР этим требованиям соответствовала и была стандартной сухая белая краска Б. Она делалась на основе натурального молотого мела. В годы войны вместо него могли использовать суррогат — молотый известковый камень. Также в состав краски Б входили гашёная известь, казеин (закрепляющий элемент) и специальная добавка от коррозии. Во время Великой Отечественной войны использовались также пигменты, в которых мел разбавлялся канифолью или столярным клеем, но их старались использовать только тогда, когда краски Б не было под рукой.

Нелепая ситуация получилась с зимней краской в немецкой армии. Командование вермахта, рассчитывавшее покончить с Красной армией задолго до наступления холодов, решило не морочить себе голову этим вопросом. Так что распоряжение о начале производства легкосмываемой камуфляжной краски появилось только 18 ноября 1941 года. Обеспечить все немецкие воинские части в столь сжатое время промышленность просто не смогла. Немецким танкистам в СССР пришлось обходиться подручными средствами: известковой побелкой, лоскутами белой материи и даже слоями снега, утрамбованными на танке.

У союзников зимой 1944-1945 годов ситуация с белым красителем была примерно такой же плачевной, как у немцев тремя годами ранее. Краски в достаточных количествах просто-напросто не было. И снова в ход пошло то, что было под рукой: простыни, извёстка, мел и даже поваренная соль. Её крепкий раствор при высыхании оставлял на грязно-оливковом фоне густые белые разводы. Широко распространённым был метод покраски, когда танк для экономии красителя покрывали россыпью бесформенных пятен.

Кстати, о пятнах! В отношении сплошной белой окраски справедливо правило, что она маскирует хуже, чем хоть какой-то камуфляжный узор. Так что даже эти самопальные художества гораздо лучше прятали танки на фоне деревьев и других деталей ландшафта, чем сплошная окраска.

Скудность камуфляжной зимы

Одной только импровизацией дело не ограничивалось: армейские специалисты работали над нормальными схемами зимнего камуфляжа, а войска по мере сил внедряли их в воинских частях. В СССР одним из самых известных примеров техники, камуфлированной по правилам, могут послужить танки 1-й гвардейской танковой бригады Михаила Катукова. Несмотря на то что бригада сражалась в тяжёлых условиях, отражая удары немцев на ближних подступах к Москве, в соединении решили уделить больше внимания маскировке техники.

Катуковцы использовали разработанный до войны сетчатый камуфляж. Танк разрисовывался широкими белыми разводами, а затем на оставшиеся зелёные участки наносилась сетка тонких диагональных белых колёс. Из-за того, что рисунок напоминал протектор автомобильной шины, этот камуфляж также называли «следы колёс».

Т-34 в камуфляже танковой бригады М. Е. Катукова



Немецкий дефицит зимней краски привёл к тому, что широкое распространение в немецких танковых частях получила двухцветная схема камуфляжа, представлявшая собой широкие белые полосы, нанесённые по диагонали на корпус танка поверх стандартного чёрно-серого цвета, использовавшегося в те годы как стандартный для военной техники Германии. Для него не требовалось даже фабричной краски, подходил любой белый пигмент, бывший под рукой.

Немецкий танк Pz III в «диагональном» зимнем камуфляже


О событиях Второй мировой войны, помимо достоверно известных фактов, ходят множество откровенных небылиц, а еще больше - разнообразных легенд. Одна из них, наиболее популярная, связана с немецким танком "Белый тигр". Был он или не был? Существовал по правде или стал результатом выдуманных историй? Что же это, танк "Белый тигр" - миф или реальность?

Создание "Тигров"

Прежде чем говорить о "Тиграх" белого цвета и рассуждать, были ли они взаправду или являлись плодом чьего-то досужего вымысла, стоит, вообще, сказать о том, как на вооружении Германии возникла подобная машина. Ее не было и в планах вплоть до тридцать седьмого года - тогда начались первые разработки. Дело в том, что у немцев не имелось машины, способной противостоять советскому танку Т-35, аналогичной тому по мощи. Именно поэтому им и понадобилось создание такого мощного танка, который действительно мог бы соперничать с Советами. При этом толком никто не знал, каким именно требованиям должен отвечать данный танк. Все было довольно расплывчато, конкретных указаний не имелось. Тем не менее, в тридцать седьмом году фирма "Хеншель" потихоньку начала разрабатывать новый возможный танк. Когда началась война с Советским Союзом, и в ход пошли советские "тридцатьчетверки", немцы поняли - противостоять такому оружию они не могут: им просто нечем ответить нашей стране. Именно тогда две фирмы, одна из которых - "Хеншель", а другая - "Порше", и получили задание на разработку нового мощного орудия - танка весом в сорок пять тонн.

Именно детище "Хеншеля" в итоге и было выбрано в качестве нового мощного танка немцев - оно оказалось надежнее, да и дешевле в производстве. Хотя, кстати, самому Гитлеру больше понравилась разработка их соперников - он благоволил к основателю "Порше", но в условиях войны фюреру нельзя было полагаться на личные симпатии. Впрочем, в конечном счете "Порше" тоже не остались в обиде - из их проекта для создания нового танка позаимствовали башни - у "Хеншелей" они явно проигрывали.

Чем особенным отличался новый танк? Нужно начать, вообще, с того, что та схема, по которой был спроектирован будущий "Тигр", ранее не использовалась в танкостроении, применялась она лишь для разнообразных тягачей; таким образом, уже это одно само по себе было новшеством. Кроме того, ход "Тигра" получился более плавным (уж не потому ли и дали танку такое название, в честь этого грациозного, бесшумно ступающего кошачьего?), что, в свою очередь, позволило скоординировать прицельность и успешность стрельбы. Дальнейшая характеристика танка, дающая представление о его особенностях и масштабах, изложена ниже.

Характеристика

Выше упоминалось, что конструкторы получили задание спроектировать танк в сорок пять тонн, тем не менее готовое изделие имело боевую массу в пятьдесят семь тонн. Тяжелый танк по классификации, рассчитанный на пять человек, за годы службы (а их всего лишь три) он был выпущен в размере более чем тысяча триста экземпляров. А масштабы его впечатляли: более шести метров в длину (и еще два с небольшим - 88-миллиметровая пушка), почти четыре - ширина, три - высота. Немаленькая махина! Да еще и поражало цель на расстоянии до двух километров! «Тиграм» не было надобности подъезжать к противнику вплотную, чтобы расстрелять его, как это делали другие танки. По прямой хорошей дороге "Тигр" мог развивать скорость до сорока четырех километров в час (вдвое медленнее он ехал по бездорожью). Один такой танк обходился Германии в несколько раз дороже любого другого более раннего производства (ну и менее мощного, конечно же). Впоследствии на базе "Тигров" переоборудовались и другие машины.

Первое использование

Впервые новенькие "Тигры" вышли в бой в сорок втором году - на станции Мга, что под Ленинградом. Боевое крещение для них оказалось, мягко говоря, неудачным - к мокрой и грязной русской дороге (стояло самое начало сентября, очевидно, шли дожди и землю "развезло") немецкие машины были не готовы. Начались мгновенные поломки, танки стали глохнуть. Потребовался экстренный ремонт с учетом специфики советского бездорожья.

Последующие сражения (впрочем, они состоялись уже зимой, когда лежали плотный слой снега и корка льда) были для германских танков более удачными, хотя и тут они умудрились допустить досадную оплошность - позволили нашим войскам захватить один из "Тигров" со всем оборудованием и даже паспортом. В дальнейшем "Тигры" принимали участие в сражениях под Харьковом, на Курской дуге, у Витебска, Минска и в других битвах; кроме того, применялись "Тигры" и на других территориях, где шли военные действия. К настоящему времени в музеях мира сохранилось семь экземпляров мощнейшей немецкой машины.

Танк-призрак "Белый тигр"

Почему белый? И почему призрак? Все дело в том, что между советскими солдатами ходила история: у немцев есть "Тигр", покрашенный в белый-белый цвет (как для маскировки зимой), появляющийся из ниоткуда в самый разгар боя и налетающий на наши войска со скоростью света. Противостоять этому танку невозможно, несмотря на то, что в самих "Тиграх", вообще, наши обнаружили с течением времени немало уязвимостей. Танк "Белый тигр" же неуязвим совершенно, не то что нанести поражение, но даже просто повредить его нет никакого шанса. Налетев как вихрь и расправившись с советскими войсками, танк исчезает так же внезапно, как и появляется. И мало того: у него якобы нет экипажа, танк едет сам по себе. Так что же это - танк "Белый тигр" - миф или реальность, выдуманная история для устрашения наших солдат или настоящее чудо немецкой техники? В этом вопросе пытались разобраться многие - попробуем и мы.

Был ли танк "Белый тигр"

Итак, есть такие варианты. Первый: танк "Белый тигр" действительно существовал/существует и на самом деле связан с мистикой. Второй: танк существует, но мистика ни при чем - танк более чем реален, являясь высокотехнологичным роботом. Третий: танк "Белый тигр" - миф, выдумка, призванная запугать советских солдат, заставить их потерять голову. Точных доказательств, стопроцентно свидетельствующих за ту или иную версию, ни одна из них не имеет. Те же сведения, что есть, постараемся изложить и обдумать, а дальше пускай каждый решает для себя сам, "а был ли мальчик", то есть - существовал ли танк "Белый тигр".

Разговор с Гитлером

Танк "Белый тигр" (на фото) - не призрак и не выдумка. За данную версию говорит следующий дошедший до нас из официальных документов военного времени факт. В конце 1942 года, незадолго до Сталинградской битвы и капитального поражения, Гитлер имел беседу со своим танковым генералом Гудерианом, в коей обронил, что, дескать, нужно в побежденные города въезжать верхом на белых танках - по аналогии с белыми конями. Бытует мнение, что слова фюрера настолько запали в душу генералу, что он, желая услужить начальству, велел один "Тигр" (призванный, напомним, исключительно побеждать советское войско) выкрасить в снежно-белый цвет.

Такой танк, появившись на поле боя посреди собратьев с привычным цветом брони, действительно мог напугать особо впечатлительных и/или верующих солдат. Ни для кого не секрет, что во время войны ходило множество слухов всевозможного рода; воюющие были уверены в существовании особых духов, фантомов (например, духи умерших в сражении товарищей), помогающих бойцам на поле битвы, отводящим пули и смерть. А если есть дух, помогающий выживать, то, вполне логично, должен существовать и дух, жаждущий убивать - и почему бы этим духом не быть танку необычного окраса, который появляется так редко, этакому "Летучему Голландцу" на земле?..

Повесть о танке

История танка "Белый тигр" изложена в повести (впрочем, некоторые называют данное произведение романом) Ильи Бояшова; она же легла в основу небезызвестного фильма режиссера Карена Шахназарова с одноименным названием. О фильме речь пойдет позже, а книга, рассказывая о приключениях на поле брани "Белого тигра", устами главного героя Ивана Найденова заявляет: это призрак (собственно, и сам-то Найденов не то чтобы очень живой). Автор произведения не пропагандирует своим читателям, какой танк "Белый тигр", он лишь излагает живущую в народе легенду и выражает точку зрения своего персонажа (которого все считают помешанным). Интересно, что иные герои книги Бояшова (например один из командиров Найденова по прозвищу Козья ножка) никак не выражают свое отношение к данной легенде. Ее принимают как данность - вот и все. Миф или реальность танк-призрак "Белый тигр" - в условиях войны разбираться некогда.

Фильм по книге

И вот здесь самое время вернуться к снятому Шахназаровым кино. Оно не слишком противоречит литературному произведению, положенному в основу ленты, однако нужно сказать отдельно о двух финалах, специально снятых режиссером, и о том, какую мысль ими он хотел донести до зрителя.

В первом финале на замечание о конце войны Иван роняет фразу о том, что война не кончится до тех пор, пока жив покореженный, но не побежденный танк "Белый тигр", который может ждать несколько десятков лет, прежде чем покажется вновь, и если не убить его, он принесет немало страданий и горя людям. Во втором финале - монолог Гитлера, который по большому счету повторяет то же самое, но другими словами - дескать, все были против евреев, а немцы помогли наладить массовое их истребление. Мысль режиссера Шахназарова, который сам выражает свое отношение к истории про танк "Белый тигр" словами "Во время войны много легенд ходило", предельно ясна: танк олицетворяет собой не просто мистический призрак, но дух зла, способный нести боль и смерть, и всякий раз, когда он будет появляться, жители Земли станут страдать - а появляться он будет, поскольку жить в любви, терпимости, милосердии, доброте, уважении люди еще не очень научились.

Свидетельства очевидцев

По имеющейся сейчас информации, среди мемуаров участников тех далеких и страшных событий пятеро человек описывают встречу с таинственным танком. Среди них - и знаменитый партизан Сидор Ковпак, который вспоминал о встрече своих товарищей с танком-призраком "Белый тигр", видевших его летом в той местности, где быть нормального танка не могло - потому как не просто это бездорожье было, но густой лес. Насторожило Ковпака и его товарищей также и то, что танк, замеченный ими, был один - а эти мощные машины, как правило, поодиночке не ходят.

В воспоминаниях другого человека, капитана Василия Анциферова, человека тоже известного многим, также есть эпизод, повествующий о встрече с танком "Белый тигр". Он воевал неподалеку от Радомышля, в один из дней они сражались с немецкими "Тиграми" - уже один обстреляли, как внезапно из ниоткуда появился огромный белый танк, снаряды от брони которого отлетали, будто он был заговоренным. Только то, что наши солдаты разбежались врассыпную, спасло им жизни - белый танк смял, как фантик, брошенную ими машину, после чего удалился - и не куда-нибудь, а на дно болота (этот факт, кстати, поминают в своих произведениях и Бояшов, и Шахназаров - танк-призрак прячется в трясине). Анциферов пишет, что среди солдат ходили слухи о том, что этой белой махиной была машина, сделанная с помощью усовершенствованных технологий, действительно не имеющая экипажа - вместо него танком управлял якобы некий робот, аналог современных компьютеров. Позволяла ли наука и техника немцев в далеких сороковых строить роботов - сказать сложно, но достоверно известно то, что именно в болотистой местности возле Радомышля в недавние времена производились раскопки - люди искали сгинувший там во времена Великой Отечественной войны "Тигр" - и сгинул он якобы как раз в тот период, который описывает в своих воспоминаниях Анциферов.

Другая точка зрения

Некоторые ученые подвергают осмеянию версию о существовавшем танке-призраке. По их словам, белый танк действительно существовал у германских войск - и даже не один. Однако это был вовсе не мифический танк «Белый тигр», да еще и внезапно растиражированный - нет. Это были медицинские машины: на танках белого цвета, и это исторически доказанный факт, немцы вывозили раненых с поля боя. Подобные танки внешне выглядели настоящими танками, но тем не менее никогда не стреляли. Для того чтобы дать понять противнику, что это - санитарная машина, на броне сбоку красной краской был выведен крест. Такие же машины, кстати, имелись и у наших - и стороны соблюдали уважение к танкам медицинской службы, не открывая по ним огонь, до тех пор, пока в сорок четвертом году наши не пошли на хитрость и не замаскировали военные танки под медицинские - для того, чтобы обманом, хитростью одержать победу в сражении.

Еще одно мнение касательно белого танка немецких войск немного отличается от вышеприведенного. Определенные историки считают, что никакой мистикой возле белых танков и не пахло - это были настоящие танки (не один, несколько), попросту вымазанные белой краской, как будто бы закамуфлированные в зимнюю «одежду» (зимой танки было принято красить в белый для того, чтобы труднее было его обнаружить). Такое «обмундирование» прекрасно помогало появляться внезапно, особенно утром, выныривая из тумана. После атаки, по предположению историков, известку с танков смывали, они снова приобретали обычный цвет, а наши отчаянно искали ветра в поле. Да, искали - потому что, по утверждениям тех же историков, «сверху» знали о неведомом белом обидчике, давали распоряжения найти его, но все было без толку - очевидно, именно по вышеуказанной причине. Кроме того, более вероятно, что танк был не один - это позволяло бы появляться в разных местах, а вся схема маневрирования была заранее тщательно продумана, как и психологическая реакция наших солдат. И, разумеется, экипаж у этого танка (или этих танков) имелся - просто тщательно подготовленный и умелый.

Вечный танк

Помимо легенды о танке "Белый тигр", существует и еще одна легенда о танке - возможно, на истории о "Тигре" и основанная. Она немножко поближе уже к дням сегодняшним - речь идет о периоде Первой чеченской войны. Как и во время Великой Отечественной, как и танк "Белый тигр", в Чечне тоже действовал свой танк-призрак - его прозвали "Вечным". Он тоже появлялся из ниоткуда, тоже был неуязвим для снарядов противника, так же внезапно исчезал. Вот только, в отличие от своего собрата, танка "Белый тигр", "Вечный танк" воевал на нашей стороне - он защищал наших ребят, попавших в беду - возникая всегда именно в тот момент, когда была нужна помощь, которой, казалось, было неоткуда ждать.

Еще одна деталь сближает эти два танка: "Белый тигр" был белым весь, танк чеченской войны имел на башне белую полосу - правда, уже закопченную, что косвенно указывает на тот факт, что танк горел - а значит, является призраком. А вот в другом вопросе эти два танка различаются: модель танка "Белый тигр" - Т-6, модель "Вечного танка" - Т-80. Первый - против нас, второй - за нас. Отличий хватает, но и схожего много: помимо вышесказанного, экипаж "Вечного танка" также никто никогда не видел. Поэтому, конечно, нельзя утверждать стопроцентно, но можно предположить, что одна легенда базируется на другой; и если исходить из версии, что все это - красивые выдумки, то первая была создана с явной целью запугивания, устрашения, а вторая же, наоборот, для придания сил, уверенности, надежды.

Другие мифы, связанные со Второй мировой/Великой Отечественной войной

  1. В начале войны ходили слухи о неуязвимости советских «Клима Ворошилова» и Т-34, который разносили в том числе британцы и американцы - писали о том, как русские танки «сеют смерть». А появились эти слухи во многом благодаря самим немцам, которые, потерпев поражение от советских войск, стали говорить о непобедимых чудо-танках, которыми обладают русские. Позже они создали практически копию наших «тридцатьчетверок» - машины под названием «Пантера».
  2. В сорок пятом году из Вроцлава (Польша) немцы вывезли огромный бронепоезд, груженный под завязку золотом и драгоценностями. Этот поезд не доехал до места назначения - Валбжиха, и, вообще, пропал бесследно - никто его не видел. Как и его содержимого. Легенды гласят, что он до сих пор спокойно стоит в одном из туннелей в окрестностях Валбжиха.
  3. То и дело встречаются сообщения о замеченных в небе самолетах времен ВОВ. Так, один такой горящий, подбитый «мессершмитт», пытающийся сесть, нередко можно заметить неподалеку от Волоколамска. Говорят, появляются самолеты-призраки именно над теми местами, над которыми, собственно, и погибли.

  1. Многие бывшие солдаты Великой Отечественной в своих воспоминаниях рассказывали о невесть откуда пришедшей нежданной помощи, пропавшей потом так же неожиданно, как и появилась. То это отряд партизан, то - группа бойцов-солдат. Часто встречаются сообщения о том, что при появлении этих людей (а это всегда происходило в наиболее напряженные, тяжелые моменты) веяло холодом, что давало понять, что все они - неживые.
  2. В семьдесят шестом году две девушки якобы видели приземлившийся самолет со странными звездочками на крыльях, пилот которого был одет не по современной моде.
  1. Одиннадцатое сентября в нашей стране - день танкиста.
  2. Немецкие танкисты во время войны имели особую традицию, приносящую им удачу - надо было переехать танком верблюжий помет (дело было в Северной Африке). Вызнав эту особенность, союзники стали уничтожать немцев, маскируя мины под навоз.
  3. А в нашей стране работали над созданием летающего танка. Испытания прошли успешно - он поднялся в воздух на целых сорок сантиметров. Однако вскоре разработку проекта пришлось закрыть.

Как бы то ни было, до сих пор точно неизвестно, что же такое на самом деле танк "Белый тигр" - миф или реальность. Возможно, когда-нибудь данная загадка разрешится и в этой истории будет поставлена точка?.. Поживем - увидим.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!