Это жизнь - портал для женщин

Британские танки второй мировой войны. Танки второй мировой, великобритания

Танк, известный как «Vickers 6 ton tank» (Виккерс 6-тонный), создан фирмой «Виккерс-Армстронг» и принят в производство в 1931 г. Всего было выпущено 153 машины в трех вариантах. Vickers Mk-E mod.А – двухбашенный вариант с клепаным корпусом коробчатого сечения, вооруженный двумя 7,7-мм пулеметами Vickers. Vickers Mk-E mod.В – однобашенный вариант, вооруженный 47-мм пушкой и 7,7-мм пулеметом в спаренной установке (боезапас 50 выстрелов и 4 тысячи патронов). Vickers Mk-E mod.С – танк-истребитель, вооруженный двумя 37-мм противотанковыми пушками. Танк изготавливался на экспорт. Он использовался в Польше, СССР и Финляндии. В СССР на его основе было развернуто производство танка Т-26. В Польше танк был перевооружен 47-мм пушками Vickers и 7,92-мм пулеметами Browning wz.30. Финские танки были вооружены 37-мм пушкой Bofors, а позже советскими 45-мм пушками. ТТХ танка: длина – 4,6 м; ширина – 2,3 м; высота – 2 м; клиренс – 380 мм; масса – 7 т; бронирование – 5-13 мм; тип двигателя — рядный 4-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения Armstrong Siddeley; мощность двигателя – 91,5 л.с; удельная мощность – 13,1 л.с/т; скорость передвижения – 37 км/ч; запас хода – 120 км/ч; экипаж – 3 человека.

В 1933 г фирмой «Vickers-Armstrong» был разработан, так называемый, «коммерческий» (для экспорта) танк, который выпускался с 1933 по 1940 г. Известны следующие модификации танка: Model 1933, Model 1934 и Т-15, которые различались формой башни, подвеской и по требованию заказчика – вооружением. Машины поставлялись в Бельгию (42 ед.), Голландию (24 ед.) и Латвию (32 ед.).

ТТХ танка: длина – 3,6 м, ширина – 1,9 м; высота – 1,9 м; клиренс – 260 мм; масса – 3,8 т; бронирование – 4-9 мм; тип двигателя — 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения «Meadows2»; мощность — 90 л.с.; скорость передвижения по шоссе – 65 км/ч; вооружение — 7,7 мм пулеметом Vickers или 13,2 мм пулемет Hotchkiss или 40-мм пушка; экипаж — 2 человека.

Танк был принят на вооружении в 1936 г. и выпускался в следующих модификациях: Mk-VI — базовый вариант (81 ед.), Mk-VIA — измененная командирская башенка и ходовая часть (115 ед.), Mk-VIB — изменения в бронировании, установка крепления зенитного 7,7-мм пулемёта (854 ед.), Mk-ІР — индийский вариант (106 ед.), Mk-VIC — с 15-мм и 7,92-мм пулемётами Besa (129 ед.). Всего было выпущено 1 285 машин. Танки использовались в Северной Африке, Греции, на Крите и в Сирии. ТТХ танка: длина – 3,9 м; ширина – 2 м; высота – 2.2 м; масса – 5 т; бронирование – 4-14 мм; тип двигателя — 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Meadows ESTB; мощность двигателя – 88 л.с; удельная мощность – 17,6 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 58 км/ч; запас хода – 206 км; вооружение — 12,7-мм пулемет Виккерс, 7,7-мм пулемет Виккерс; боезапас – 2,9 тысячи патронов; средства связи – радиостанция №7; экипаж – 3 человека.

Аэротранспортабельный танк был принят на вооружение в 1941 г. Известны следующие модификации: Mk-I (основная версия); Mk-I CS (прототип вооружённый 75-мм гаубицей); DD (прототип, переоборудованный в плавающий танк). Всего было выпущено 177 машин, 20 из которых было поставлено в СССР по ленд-лизу. ТТХ танка: длина – 4,6 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,1 м; клиренс – 356 мм; масса – 7,6 т; бронирование – 4-16 мм; тип двигателя — горизонтально-оппозитный 12-цилиндровый карбюраторный Meadows МАТ; мощность двигателя – 165 л.с; удельная мощность двигателя – 21,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 64 км; запас хода – 224 км; основное вооружение — 40-мм пушка QF-2; боезапас – 50 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,92-мм пулемет BESA, боезапас – 2025 патронов; два дымовых гранатомета калибра 101,6 мм; боезапас – 8 дымовых гранат; средства связи – радиостанция №2; экипаж 3 человека.

Танк был разработан фирмой «Vickers» на базе танка «Tetrarch». В 1943 г. фирмой Metro было изготовлено 99 машин. Танк имел упрощенный сварной корпус с сильно скошенным цельным броневым лобовым листом и гидроусилитель руля. ТТХ танка: длина – 4,3 м; ширина – 2,7 м; высота – 2,1 м; клиренс – 356 мм; масса – 8,6 т; бронирование 4 -3 8 мм; тип двигателя — горизонтально-оппозитный 12-цилиндровый карбюраторный Meadows МАТ; мощность двигателя – 165 л.с; удельная мощность двигателя – 21,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 40 км/ч; запас хода – 190 км; основное вооружение — 40 мм пушка Мк-IX; боезапас – 50 выстрелов; дополнительное вооружение – 7,92-мм пулемет BESA; боезапас – 2 035 патронов; дымовой гранатомет калибра 50,5 мм; средства связи – радиостанция №19; экипаж – 3 человека.

Танк разработан фирмой «Vickers-Armstrong» и принят на вооружение в 1940 г. Он также производился в Канаде (модификации Mk-VI и Mk-VII — 1 420 шт.). Танк выпускался в 11 модификациях: Mk I — Mk XI. Всего было выпущено 8 275 машин, из них 2 474 с 57-мм и 75-мм пушками. 3 782 танков было поставлено в СССР по ленд-лизу. ТТХ танка ранних модификаций (Mk-I – Mk-VII): длина – 5,4 -5,6 м; ширина – 2,6 м; высота – 2,3 м; клиренс – 420 мм; масса – 15,7 – 16,7т; бронирование – 17 — 65 мм; тип двигателя – дизельный 6‑цил. AEC A190 или дизельный 6‑цил. GMC 6-71, мощность двигателя – 130-135 л.с; удельная мощность – 8,6 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 25 км/ч; запас хода – 176 км; основное вооружение — 40-мм пушка QF-2 pounder; боезапас – 60 выстрел; дополнительное вооружение — 7,92-мм пулемет BESA; экипаж – 3 человека. ТТХ танка поздних модификаций (Mk-VIII – Mk-XI): длина – 6,3 м; ширина – 2,6 м; высота – 2,3 м; клиренс – 420 мм; масса – 17,2-18 т; бронирование – 17-65 мм; тип двигателя — дизельный 6‑цилиндровый GMC 6-71; мощность двигателя – 135 – 175 л.с; удельная мощность – 9,6 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 25 км/ч; запас хода – 225 км; основное вооружение — 57-мм пушка QF-6 pounder и 75-мм QF-75 для модификации Mk-XI; боезапас – 44-53 выстрела; дополнительное вооружение — 7,92-мм пулемет BESA; экипаж – 3 человека.

Термин «танк», синоним боевого транспортного средства, строго говоря, нельзя применить к британской машине Mark IX, которая на самом деле представляла собой бронетранспортер. Из-за высокой грузоподъемности Mark IX стал прототипом современных машин доя перевозки военных. При первом применении танков во время Первой мировой войны обнаружились недостатки других видов вооруженных сил, особенно пехоты, которая едва поспевала за танками. Это не было следствием высокой скорости машин, которые продвигались не быстрее пешехода. Пешие воины не могли продолжать движение, поскольку попадали под сосредоточенный огонь противника. Вследствие этого танки редко способствовали реальному продвижению войск и часто оказывались изолированными. Таким образом, появилась насущная необходимость сделать пехоту более подвижной и защищенной. Пехоте требовалось как можно ближе подойти к противнику, избегая при этом большого количества жертв от снарядов его артиллерии. Кроме того солдаты, которым не требовалось тратить силы на перемещение по пересеченной местности, должны быть более боеспособны, чтобыбить врага уже собственным оружием. Именно из этих предпосылок родилась идея бронетранспортера. Во время Второй мировой войны немцы разработали большое количество вариантов бронетранспортеров, которые превосходно выполняли свою задачу. Однако за два десятилетия до этого англичане разработали Mark IX, став отцами идеи бронетранспортера.

Изначально британские военные хотели получить в свое распоряжение бронетехнику для перевозки солдат. Но очень быстро реализация этой идеи оказалась невозможной. Теснота танка Mark I и особенно выделение углекислого газа и паров кордита угрожали жизни солдат на его борту. Часто члены экипажа становились жертвами интоксикации и их выносили из машин в бессознательном состоянии. Каждый новый солдат, который садился в танк, только ухудшал положение. Хотя пехотинцы и могли приблизиться к врагу целыми и невредимыми, но при выходе из танка они несколько минут пребывали совершенно не в боеспособном состоянии. Танк Mark V Star, который вошел в эксплуатацию в 1918 году, это танк Mark V, удлиненный для перевозки личного состава. В 1917 году разработчиком бронированного транспортного средства для перевозки пехотинцев был назначен лейтенант Г. Р. Ракхэм. Но британские военные не имели достаточного опыта, что бы определить технические требования к подобной машине и, в результате, было решено разрабатывать машину, оснащенную орудием.

Таким образом, в случае если танк Mark VIII, который еще был в процессе разработки, не выполнил бы свою задачу, Mark IX можно было превратить в бронетранспортер, который стал первым «танком» (от английског «tank»-«резервуар»). Военные, в конечном счете, решили отказаться от танка «дублера», который одновременно был и танком, и транспортером, и началась разработка танка

Mark IX. Гусеницы держались на удлиненном, укрепленном шасси и удлиненном кузове танка Mark V, благодаря использованию вентиляторов была улучшена система вентиляции... Внутри было убрано все лишнее, что позволило освободить место для максимум 30 человек. Mark IX был оснащен двумя пулеметами и восемью обзорными щелями, которые давали людям возможность стрелять. Двигатель перенесли вперед, коробку передач оставили сзади, пространство, отведенное для солдат, пересекал длинный передаточный вал со шкалой. Толщина брони не превышала 10 мм, в походном положении вес достигал 27 тонн. Экипаж состоял из четырех человек: командира, водителя и двух пулеметчиков. Из-за формы гусениц и внешнего сходства машина получила прозвище «свинья» (The Pig).

Опытная модель была одобрена генеральным штабом, который передал заказ представителям военной промышленности на изготовление 200 экземпляров бронетранспортера. Ко времени подписания мира 11 ноября 1918 года было собрано только 35 машин. После войны одна из них стала использоваться медицинской службой, а вторая превратилась в танк-амфибию.


ТАНК ВИККЕРС МАРК Е



Этот легкий танк, также известный под названием «Виккерс-шеститонный», - исключительный случай в истории танков, поскольку он являлся разработкой частной компании. В период между 1920 и 1933 годами лучшие стратеги самых могущественных держав тщательно обдумывали уроки Первой мировой войны. Появление на поле боя бронированных танков полностью перевернуло представление об обычной тактике боя, применявшейся прежде. Кроме того, страны, которые в период между войнами не вели разработок этого вида оружия, рисковали очень скоро оказаться в проигрыше.

Выводы из полученных уроков Первой мировой были очевидны: страны, способные создать достойные бронетанковые войска, должны были инвестировать средства в исследования и разработку, а также в создание системы производства бронетехники. Но 1920 году производство танков обходилось очень дорого. Люди пережили четырехлетнюю кровавую войну, наступил период разоружения, состояние государственных финансов в разных странах было удручающим.Военные бюджеты были незначительными, а потребность в вооружении сразу попадала в зону особого внимания в случае распоряжения о массовом производстве. Оборонная промышленность изыскивала способы разработать недорогостоящее, но надежное оружие и технику, ни привлекая внимания.


Британская компания «Виккерс-Армстронг» сильно рисковала, когда по собственной инициативе приняла решение спроектировать новый танк безо всякой министерской поддержки и без авансового платежа на затраты по разработке. Разработкой «шеститонного танка» занялись знаменитые инженеры и конструкторы танков Джон Валентайн Карден и Вивиан Ллойд.Опытная модель появилась в 1928 году и получила наименование «Марк Е». Машина казалась внушительной: толщина лобовой брони составляла 25 мм, а на башне, в задней части и по бокам - 19 мм; мощность бензинового двигателя 98 л. с.; прекрасные гусеницы, на которых танк мог пройти до 5000 км. Было выпущено две версии танков «Виккерс Марк Е»: модель «А» с двумя башнями, каждая из которых была оснащена пулеметом «виккерс», и модель «Б» с одной двухместной башней, снабженной 47-миллиметровой пушкой и одним пулеметом.Но после различных этапов испытаний, в конечном итоге, британская армия отказалась от танка в связи с недостаточной надежностью подвески.

Хотя надежды фирмы «Виккерс» не оправдались, она не оставила свой проект и попытала счастья на международном рынке. Это решение оправдало себя. В конце 1920-х годов танк «Виккерс» стал основным оружием многих танковых армий в Европе и во всем мире. Эти танки стояли на вооружении в армиях Боливии, Болгарии, Китая, Греции, Финляндии, Португалии и Таиланда. Кроме того, легкий танк быстро скопировали иностранные инженеры. Характеристики танка произвели столь глубокое впечатление на советских военных, что они купили лицензию у фирмы «Виккерс» на производство собственной версии - танк «Т-26», который слегка отличался вооружением и формой брони.В период с 1931 по 1941 год с конвейеров советских заводов сошло не менее 12 ООО «Т-26» всех модификаций.

Танкостроение у англичан начало своё развитие еще в период Первой мировой и после окончания войны у них уже были полноценные организованные танковые войска.

Далее строительство танков в Великобритании практически полностью замерло, а именно на протяжении 20 лет после первой мировой войны. Одной из причин такого простоя было то, что в Европе не было с кем воевать и к тому же постоянно велись споры по поводу необходимости танков в современной войне.

В 1934 году танкостроение у англичан возродилось с новой силой. Стимул Великобритании придали СССР и Германия, которые в эти годы начали усиленно наращивать постройку и модернизацию танков.

Также в Англии уже полностью определились и с тактическим использованием танков. Танки разделили на классы. Существовали танки легкого типа, пехотные и танки крейсерские. Последние были сформированы позже всех.

Примечательно то, что Английские танки до 1936 года вооружались исключительно пулеметами, но вскоре было ясно, что это не правильно. Изначально на пехотный танк была установлена пушка в 2 фунта, а затем и на крейсерский танк. Способности таких орудий были ограничены.

События в Дюнкерке весомо повлияли на взгляды англичан на броню и вооружение их танков. От легких танков постепенно начали отходить к бронеавтомобилям, а пехотные танки особо не поменяли свою роль на поле боя, только англичане увеличили бронь и усовершенствовали вооружение. Кстати танки пехотного класса отлично показали себя в боях на континенте.

Северная Африка стала испытанием для танков Великобритании. Тяжелые бои показали, что англичанам катастрофически не хватает универсального танка. Конечно танк HVi, который был крейсерского класса, был неплох, но в полной мере не отвечал требованием современных боевых действий. Удивительно, что страна, которая производила отличные самолеты, не смогла построить достойный танк. К 1944 году пехотные и легкие танки постепенно начали уступать тяжелым, и крейсерские танки постепенно стали модернизироваться в универсальные боевые машины. Когда закончилась Вторая Мировая война, то в Великобритании приняли решение больше не делить танки на классы.

К 1940 году технологию танкостроения англичан нельзя считать современной относительно других стран. При строительстве танков по-прежнему преобладали болтовые соединения, хотя другие страны давно освоили сварку и производство цельнолитых башен. Броня имела в основном вертикальное расположение. Танки Великобритании ни в одном аспекте не могли составить конкуренцию танкам рейха.

Вместе с модернизацией отсталыми были и темпы строительства танков. К концу 1938 года на вооружение англичан должны были поступить 600 танков крейсерского класса, но произведено было всего 60 единиц. Великобритания вошла во Вторую Мировую войну с 600 танками, причем 70% которых были легкого класса. Большинство танков, которые были произведены в период войны так и не поступили на вооружение.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк (👍 - палец вверх) поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Статья

Пионерами в мировом танкостроении являются англичане, за это надо благодарить У. Черчилля. Как известно, быстро переросла в позиционную войну. Для придания ей хоть какой-то динамики, в октябре 1914 года, секретарь комитета обороны полковник Э. Суинтон высказал предложение создать бронированную машину на гусеничном ходу, которая могла б прорывать линии обороны: пересекать окопы, траншеи и проволочные заграждения. Военный министр никак не прореагировал на идею, а вот первый лорд Адмиралтейства (морской министр) У. Черчилль замысел поддержал, и спустя некоторое время при морском ведомстве был создан Комитет сухопутных кораблей.

История развития танков Великобритании по моделям

Командующий английскими войсками во Франции генерал Дж. Френч под впечатлением развернувшихся боев сформулировал основные требования к «сухопутному дредноуту»:

  • Сравнительно небольшие габариты.
  • Противопульная броня.
  • Гусеничный движитель.
  • Способность преодолевать воронки до 4 м и проволочные заграждения.
  • Скорость не ниже 4 км/ч.
  • Наличие пушки и двух пулеметов.

Фактически это были первые в мире требования к характеристикам танков. И в январе 1916 года комитет представил первый в мире танк способный принимать участие в боях. Так с легкой руки Черчилля началось танкостроение в Британии, а через несколько лет во всем мире.

Первые танки создавались исключительно для прорыва обороны и подавления вражеских пулеметов, чему способствовала особая форма корпуса. Она представляла собой параллелограмм с гусеницами по внешнему обводу для преодоления вертикальных препятствий. Таким был .

Даже после ощутимых успехов от танков в бою английское военное руководство считало применение их мало перспективным, и только благодаря реальным успехам быстроходных французских «Рено», идея массового выпуска танков овладела умами военачальников. Дж. Фуллер, известный в последствии танковый теоретик, например, выступал за массовое создание быстроходных танков.

Английские танки периода Первой мировой войны

В британских войсках того времени существовало несколько квалификаций танков.

Первая – весовая : до 10 тон – легкие, от 10-20 т средние и около 30т тяжелые. Как известно, предпочтение отдавали в основном тяжелым танкам.

Вторая квалификация касается вооружения : танки с исключительно пулеметным вооружением назывались «самками», с пушками – «самцами». После первых встречных боев с немецкими танками, показавшим несостоятельность пулеметных моделей, появился комбинированный тип с пушками и пулеметами, такие танки называли «гермафродитами».

Что касается доктрины применения танков в бою, то тут мнения военных разделись на две половины. Одна половина хотела создавать и применять чисто «пехотные» танки, вторая «крейсерские».

Пехотный тип – использовался для непосредственной поддержки пехоты, имел низкую подвижность и был хорошо бронирован.

Крейсерский тип – такая себе «бронированная конница», довольно быстроходные, и в сравнении с пехотными, легкобронированные. На их плечи, вместе с кавалерией, ложились задачи быстрого прорыва обороны, обхваты и рейды по тылам противника. Вооружение обеих типов было одинаковое, в основном пулеметное.

Такая концепция использования танков у англичан сохранилась до начала Второй мировой. Если вникнуть в нее глубже, то видно — танки играют вспомогательную роль, основные задачи решают кавалерия и пехота.

До окончания Первой мировой в Англии, после тяжелого МК-I выпускались его модификации до Мк VI и Мк IX и средние: Мк А (неофициально «Уиппет»), Мк В и Мк С.

Само собой, качество первых серийных танков было довольно низкое.

В дневниках немецких солдат и в официальных сводках немало интересных фактов. Например, из-за загазованности внутри танков были нередки случаи удушения всего экипажа. Через примитивность подвески танки создавали такой грохот, что в целях маскировки передвижения танковых частей англичане сопровождали их артиллерийской канонадой. Из-за узких гусениц бывали случаи, что танки грязли в земле прямо перед окопами противника.

Про защищенность говорит один случай.

В ноябре 1917 в боях под Камбре, на окраине селения Флескьер, у брошенной прислугой пушки остался один немецкий офицер, он, не спеша, сам себе заряжая сам же наводя и стреляя, уничтожил по порядку 16 английских танков.

Казалось, уже тогда надо было задуматься над усилением бронирования, но этого не сделал не один из производителей танков вплоть до конфликта в Испании.

Как бы там ни было, англичане своими танками наддали новый виток ведению войн, они перевели их на другие скорости. До конца войны они успели первыми в мире создать плавающие танки и танки сообщения.

Танки в периоде между большими войнами

Первую мировую Англия закончила лидером танкостроения, но очень скоро все преимущества сошли на нет.

Во-первых , из-за того что жестко разделяли типы танков и их применение: англичане продолжали строить «пехотные» и «крейсерские» типы.

Во-вторых , в силу своего географического положения, командование отдавало приоритет в развитии флота, нежели сухопутной армии.

Реализацией одной из тактических идей Дж. Фуллера, к слову ею «заболели» практически все страны, было создание механизированной пехоты. Для этих целей идеально подходила танкетка « Карден-Ллойд» MkVI. Она в своей массе по замыслу стратега должны была исполнять роль «бронированного застрельщика». Несмотря на то, что признания на родине танкетка не получила, хотя на ее базе были построены разведывательные танки и тягачи, ее закупили 16 стран, а Польша, Италия, Франция, Чехословакия и Япония приобрели лицензии на их производство. В СССР ее выпускали как Т-27.

Еще одним танком, который не был оценен соотечественниками, был «Виккерс – 6 тонн». В мировом танкостроении он сыграл не меньшую роль как в свое время «Рено ФТ». Легкий и дешевый в производстве, с пулеметом в одной башне и пушкой в другой, он являлся воплощением идеи танков Первой мировой: пулеметные танки действуют против живой силы, а пушечные поддерживают их.

Среди танков, принятых на вооружение в конце 20 в начале 30 годов были:

  • средний Мк I «Виккерс-12 тонн»,
  • тяжелый А1Е1 «Индепендент»,
  • разные модификации «Виккерс-Карден-Лойд» Мк VII и Мк VIII.

В предчувствии большой войны, штаб сухопутных войск еще в конце 20-х, настаивал на создании и выпуске пехотных танков, но из-за экономического кризиса в стране, финансирование не было выделено.
После конфликта в Испании и нападения Италии на Эфиопию, британское руководство, предчувствуя приближение «большого конфликта» и понимая несоответствия времени созданной ими ранее техники, в срочном порядке финансирует создание и выпуск новых танков.

Появляются: «крейсерские Мк I (А9), Мк II (А10), Мк III, Мк IV и Мк VI «Крусейдер» (А15).

Мк IV и Мк VI реализованные на известной колесно-гусеничной базе американского изобретателя Кристи, но с применением одного движителя.

В 1939 году началось производство первого (!) танка с противоснарядным бронированием — пехотного А11 Мк I «Матильда», позже этим именем назовут другой танк. Скорость в 13 км/ч и пулеметное вооружение делало его посмешищем. В целом за период между «великими» войнами конструкторы Англии создали более 50 реальных моделей танков, 10 из которых приняли на вооружение.

Английские танки второй мировой

На момент начала бронетанковая техника Англии заметно устарела. Ни по качеству, ни по количеству она не могла ровняться с техникой СССР и Германии. Суммарное количество всех танков в армии Англии составляла около 1000 штук, в большей массе легких. Львиная доля которых, была потеряна в боях за Францию.

За время войны английские производители так и не смогли удовлетворить запросы армии, за период 1939-1945 было выпущено всего 25 тыс. единиц бронетехники, такое же количество поступило из США И Канады.

Вся новая техника была довольно посредственной, она на шаг отставала от германской и русской.

В основном выпускались крейсерские и пехотные танки и в незначительном количестве легкие авиадесантные.

После знаменитой послевоенной фразы Черчилля танки всего мира включились в гонку вооружения, и их развитие, в целом, похоже между собой. Для противостояния нашим ИС создается «Конкерор». После принятия в мире концепции основного боевого танка выпускается «Чифтен». Танком третьего поколения в Англии является «Челленджер».

Кроме основных, после долгого перерыва, в 1972году начали выпускать легкие танки «Скорпион».

Английские танки в ходе Второй Мировой Войны не могли похвастаться серьёзными тактико-техническими характеристиками. Большинство английских боевых машин по многим параметрам так или иначе уступало американским, немецким и советским образцам. Британские танки делились на пехотные и крейсерские. В функции первых входило, как уже следует из названия, непосредственная поддержка пехоты в наступлении, подавление огневых точек, совместное с пехотой сдерживание контратак противника. Эти танки отличались серьезным для начала войны бронированием и крайне слабой скоростью, что впрочем обьяснялось тем, что они должны были вести наступление в рядах пехоты и одновременно с ней. Крейсерские танки напротив обладали хорошей динамикой, скоростью и подвижностью, однако их бронирование было довольно слабым. Эти танки могли входить в прорыв и развивать наступление в тыл противника, угрожая его коммуникациям, внезапно атаковать части противника на марше, окружать крупные группировки врага при поддержке авиации, артиллерии и пехоты. Именно крейсерские танки обладали куда большим потенциалом, однако англичане часто использовали эти танки также как и пехотные - лишь для поддержки атакующих частей, рассеивая танки по фронту, в то время как Германия наглядно продемонстрировала на что способны крупные, собранные в несколько мощных кулаков, подвижные и мобильные танковые соединения.

Поражения в Европе и катастрофа под Дюнкерком

До начала немецкого наступления на Западе, англичане имели во Франции 12 дивизий и свыше 500 танков, 9 из этих 15ти дивизий располагались в Бельгии в составе объединенного англо-французкого Северо-восточного фронта, который должен был прикрывать это направление от возможного немецкого удара. Английский экспедиционный корпус во Франции имел на вооружении танки Matilda(Mark II), Сruiser(Mark IIA) и Cruiser(Mark IIIA), вооруженные 40мм орудиями, более половины из которых для 1940 года обладали превосходным бронированием и с трудом поражались германскими танковыми орудиями. Кроме того не стоит забывать, что многие немецкие танки во Французcкой кампании все еще были вооружены только пулеметом(Pz.I и Pz.II).
Французы также обладали внушительным танковым парком(более 3000 машин) - среди которых были средние "Somua" и тяжелые танки "B1". Бронирование и вооружение их также не уступало немецкому. Единственное в чем англо-французские танки проигрывали немецким - это в скорости. Что же касается тактики, оперативного руководства, подготовки экипажей и воли к победе, то в этом немцы однозначно взяли верх над союзниками. 10 мая 1940 немецкие войска начали быстрое наступление через Бельгию. Удар немецких подвижных соединений был направлен в обход французcкой линии Мажино. Слаженные действия немецких танков, авиации, артиллерии и пехоты, привели к разгрому и капитуляции голландской армии уже 14 мая. После чего немцы стремительно форсировали реку Маас и их танковые группы рванули на запад. 21 мая они вышли к Ла-Маншу и в окружение в районе Дюнкерка попали свыше 50 англо-французких дивизий. Разгромленная бельгийская армия также сдалась 28 мая. Понеся большие потери и бросив всю оставшуюся технику противнику англо-французские войска в начале июня эвакуировались в Англию.

Смотрите также:

Английские танки в Африке

Изначально в Африке англичанам противостояли части итальянской армии, техническая оснащенность которых оставляла желать лучшего - все итальянские боевые машины уступали английским образцам. Когда в декабре 1940 года началось первое наступление английских войск в Африке против итальянских агрессоров, то превосходство англичан в технике дало о себе знать - итальянцы отступали до тех пор, пока германское командование, решившее оказать помощь своему союзнику, не перебросило в Африку корпус под командованием генерала Роммеля. Контрудар этого корпуса, у которого на начальном этапе было лишь 120 танков, отбросил англичнан к египетской границе и окружил их базу в Тобруке.
В ноябре 1941 года британцы предприняли ответное наступление, целью которого был не много ни мало разгром всей танковой группировки Роммеля и решительный перелом в АФриканской кампании. Имея вдвое больше танков, чем у противника, англичанам не удалось осуществить свой грандиозный план. Роммель маневрировал танковыми соединениями, перегруппировывал рассеяные части и снова бросал их в бой, не давая англичанам добиться решительного преимущества. Тем не менее итало-германским войскам приходилось отступать все дальше и дальше. В мае 1942 года Роммель принял решение нанести мощный контрудар всеми наличными силами, несмотря на нехватку горючего и боеприпасов. Английское командование имело примерно 900 танков, это означало почти трехкратное превосходство над наступающими войсками Роммеля. Тем не менее успех поначалу сопутствовал Германии. Только у Эль-Аламейна немецкое наступление было решительно остановлено. Потери немцев были огромны, у Роммеля оставалось лишь около 50 танков, однако несмотря на критическую ситуацию со снабжением, немцы сопротивлялись еще длительное время. Группировка англичан в Африке постоянно росла, в то время как немецкие резервы иссякали, подкреплений не было, а снабжение было ужасным. Количество танков у англичан к концу Африканской кампании, которая закончилась капитуляцией итало-германских войск в мае 1943 года, уже перевалило за тысячу, в то время как Германия, скованная войной против СССР не могла ничем помочь африканскому корпусу.

Производство танков в Англии в период войны

Темпы производства танков в предвоенные годы в Англии были очень низкими. Во многих источниках это иногда объясняется тем, что в Военном Министерстве Великобритании было много противников развития танковых войск. Часть чиновников считало развитие танков пустой тратой бюджета. В итоге все же англичане пришли к выводу о необходимости производства танков двух разных вариантов - пехотные и крейсерские. К 1938 году промышленность Великобритании согласно плану должна была выпустить свыше 600 крейсерских и около 370 пехотных танков. Однако реально произвести удалось тридцать крейсерских
и шестьдесят пехотных танков, что было просто невероятно мало, учитывая приближающуюся войну. Через год англичане пополнили свой танковый парк чуть более чем 300 боевыми машинами разных типов. И все же этого было катастрофически мало. Войну Британия встретила не имея даже тысячи танков. К тому же большинство из имеющихся танков были легкими. Практически всю войну англичане делали танки довольно неудачные, как в плане конструкции, так и в плане надежности. На завершающем этапе войны основной противник стран Антигитлеровской коалиции - Германия, уже имела настолько серьезное превосходство в танках над Британией, что назвать английский танк, который бы мог сравнится по боевой ценности с немецкими "Тиграми" или "Пантерами", не представляется возможным. За годы войны английская промышленность выпустила 24 тысячи танков, примерно 4тысячи САУ. При производстве САУ и зенитных самоходных установок часто использовались шасси устаревших танков. Многие английские танки, выпущенные в 1939 - 1945 годах так и не попали на фронт и лишь служили в тылу в качестве учебных машин для подготовки экипажей и отработки навыков эксплуатации танка.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!