Это жизнь - портал для женщин

Организация и содержание наблюдений в летний период. Наблюдения с детьми в летний период

Во время игрового часа дети знакомятся с различными играми (народными и современными). Как показывает практика, современные малыши часто не знают таких игр, как "Бояре" и т.д. У старших дошкольников интерес вызывают лото, шашки, шахматы и т. д. Разучивание этих игр с детьми и дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащают детский досуг. При наличии в детском саду нескольких групп, педагоги распределяют игры между собой, и тогда каждый педагог разучивает выбранную им игру с различными группами детей. Такой вариант значительно может упростить подготовку для игрового часа для педагогов. Музыкальные часы. Это время самой разнообразной деятельности: дети могут разучивать новые песни, петь те, которые им хорошо знакомы, танцевать, играть в музыкальны игры и. д. Кружки. Участие в работе кружка доступно для дошкольников. Наибольшей популярностью у детей пользуются кружки, где есть возможность освоить какие-то навыки практической деятельности и самостоятельно изготовить поделки. Очень важно, чтобы содержание занятий соответствовало возрасту детей и было им посильно (например, даже старшие дошкольники с трудом осваивают навыки бисероплетения, хотя изготовление простейших украшений из крупных бусин им вполне доступно). На летнее время игровые и музыкальные часы, а также кружки можно внести в распорядок дня, установив для них определённые дни и время. Выставки. Организация выставки достаточно трудоёмка, но вместе с тем ею можно увлечь как детей, так и их родителей, для которых посещение выставки детских работ тоже будет иметь огромный интерес. Выставка проводится в несколько этапов. На первом этапе выбирается её тема и определяется, какие изделия будут приниматься на выставку. Например, на выставке "Природа и фантазия" будут представлены поделки из природных материалов, а на выставке "Вот оно какое лето к нам пришло!" - рисунки. Этап изготовления поделок для выставки. Если их окажется слишком много, необходимо отобрать лучшие. Оформление выставки. Организация посещений. Дети вместе с педагогами приходят на выставку, слушают "экскурсию", которую проводит один из педагогов (можно взять в помощники старшего дошкольника). Дети рассматривают работы, а заодно осваивают правила поведения на выставке.

Лето- замечательное время года. Целыми днями можно гулять с детьми на свежем воздухе, получать массу удовольствий. Лето – прекрасная пора для знакомства с окружающим миром. Много открытий могут принести простые наблюдения на прогулке с ребенком. Надо только посмотреть на окружающий мир по принципу “удивительное рядом”.Наблюдения за природой дарят не только эстетическое наслаждение, но и обогащают запас общих знаний и речь ребенка. Наблюдая и изучая мир вокруг себя можно увидеть множество замечательных развивающих игр. Природа-это дом, который кормит, поит, оздоравливает. Дом, который беспрерывно благоустраивается, с каждым днем становится все краше.
Воспитание бережного отношения к природе надо начинать с дошкольного возраста.
Прогулки помогают накопить у детей представления о различных явлениях природы; воспитать в детях любознательность, наблюдательность; доставить детям удовольствие от общения с природой. На улице летом много интересного и привлекательного для детей.. Все наблюдения на прогулке доставляют детям радость, вызывают восторг.
В детском саду дети получают первые сведения о природе. Любовь к природе начинается у всех по – своему. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, пробуждает их к игре, трудовой и художественной деятельности. Мы, взрослые, не всегда представляем себе, к каким последствиям может привести изоляция маленького человека от природы. Для человека любящего свою Родину, так же естественно любить родную природу. Любовь к природе делает людей мягче, человечнее.
Природа-источник здоровья и радости, духовного богатства каждого человека.
В солнечную погоду так хочется, полюбоваться распустившимися красивыми цветами на клумбах. Во время таких наблюдений у детей формируется умение обращать внимание на красоту природы, умение видеть красивое, восхищаться им. Дети учатся беречь растения, не мять, не рвать их без надобности А сколько впечатлений дают простые наблюдения на прогулке летом даже на игровой площадке детского сада. Мы с детьми наблюдаем за жучками и бабочками, за плодами на деревьях. Дети рассматривают листья различных деревьев, отмечают, что они разные по форме, размеру. Уточняют их форму и величину. Учим детей различать куст и дерево, различать березу и клен, рассматривать их листья. Дети упражняются в определении: толстый или тонкий ствол, высокое или низкое дерево.
Закрепляем представление детей о плодах и ягодах, их названия, показываются характерные признаки (цвет, форма, величина, запах, вкус). Учим детей определять знакомые ягоды. Сравнивать их по величине (крупные, мелкие).
А когда ребята видят насекомых, некоторые из них вызывают боязнь, другие-восторг. Нужно научить ребенка правильно относиться к маленьким жителям природы.
Рассматриваем, как ползают жуки, некоторые из них - летают. Обратить внимание на длинные усы жуков-усачей. Показать божью коровку, она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу. Рассматриваем ножки-паутинки, трещинку на спинке, крылышки. Формируем желание любоваться и оберегать живые существа, не причинять им вред.
А вот бабочка- она порхает, складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему. Любуемся ими все вместе, рассматриваем строение их тел с помощью лупы. Объяснить понятие хрупкая, мотылек - «живой красивый цветок». Формировать у детей бережное отношение к насекомым.
Слушаем стрекотание кузнечика, наблюдаем, как скачет и прячется в траве. Вызывать у детей доброе отношение к этому безобидному существу.
Рассматриваем муравьев. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают - и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать - пусть трудятся.
С детьми наблюдаем, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. Рассказываем о пользе, приносимой пчелами: в течение лета они опыляют огромное количество цветов. Спросить, чем питаются насекомые, кто питается ими. Какая польза от них и вред? Что необходимо насекомым для жизнедеятельности?
Во время наблюдений используем беседы, рассказы, подбираем загадки, пословицы, поговорки,стихи на определенную тему. Стихи помогают детям дать поэтическое описание природы, обобщить свои наблюдения. В процессе прогулок и наблюдений дети начинают понимать, что недостаточно только восхищаться природой, надо ее беречь..
Хочется верить, что наши дети вырастут добрыми, чуткими, умеющими видеть прекрасное в окружающей жизни, ценить и беречь природу.

ЕЛЕНА СТРЕЛЬНИКОВА
Картотека наблюдений в летний период с детьми старшего дошкольного возраста

Картотека наблюдений в летний период с детьми старшего дошкольного возраста

Составитель :Стрельникова Елена Владимровна,воспитатель 1-й квалификационной категории МБДОУ «Верх-Чебулинский детский сад «Рябинка»

1. Наблюдение за росой

«Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем не найдём.»

Что это такое? На что похожи эти капли, как она образуется. Днём солнце подогревает землю, траву, кусты. Вечером всё постепенно остывает, лёгкий тёплый воздух поднимается от земли. Вместо него опускается холодный, прикасаясь к холодным предметам, он охлаждается. Влага в воздухе, которую не видно, в виде пара прозрачного, прикасается к холодным предметам, охлаждается и превращается в капельки росы.

2. Наблюдение за солнцем

«Солнышко встало, что делать ему

Дождь разогнало, развеяло тьму

Увидело мокрое поле и тёплым лучом посушило,

Увидело поле сухое и

Травам росу подарило.»

Посмотрите на солнышко, какое оно яркое, жаркое. Без очков на солнышко не посмотришь. А вы заметили, что солнышко рано стало просыпаться, вставать и позже ложиться спать. День стал длинным, а ночь короче. А вы заметили, что когда идёте в детский сад, солнышко уже проснулось и светит нам в окошко.

«Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату,

Мы захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку».

3. Наблюдение за небом и облаками .

«Белая вата плывёт куда-то?»

Что это такое? Какие цветом облака? А небо? А какие бывают облака? На что похожи? (кучевые) А знаете, почему они так называются? Потому, что на небе они держатся кучками.

«На что похожи облака?

На что похожи облака?

На что они похожи?

На крокодила,

И на оленя тоже.

4. Наблюдение за дождём .

«По небесам оравою бегут мешки дырявые,

И бывает иногда из мешков бежит вода».

(туча, дождь)

А что за вода течёт из тучи? Давайте послушаем, как стучит дождь. Какие капли у дождя? Как капает дождь? Давайте нарисуем дождь в воздухе. Покажите, как стучит дождь. Давайте постучим пальчиками по столу.

5. Наблюдение за радугой .

Посмотрите на небо, дети, что это за мост такой красивый?

«Нас лето солнцем радует,

Весёлыми дождями,

В гостях у лета радуга

Сверкает над полями.»

Дети, а какого цвета радуга? У радуги семь цветов (перечислить) . А когда чаще всего бывает радуга? Луч солнца и дождевые капли : солнечный луч проходит через дождевые капли и отражается на другой стороне неба в виде красивой красочной радуги. Иногда радуга бывает даже ночью. Когда ночью пройдёт дождь, и выплывет луна, появляется радуга. Такую радугу называют лунной.

6. Наблюдение за птицами .

«Маленький мальчишка,

В сером армячишке,

По двору шныряет,

Крохи собирает.»

(воробей)

Чем заняты птицы? Они ловят мошек, жучков. А как чирикает воробей? Дети, а каких птиц вы знаете ещё? Чем отличаются они от воробья?

7. Наблюдение за одуванчиками .

Познакомить детей с цветком – одуванчик. Дать знания о цветах, какое строение (стебель, листья, цветок) . Что растёт у нас на участке? Как называется этот цветок? Какого он цвета, когда зацветает, а когда отцветает? Давайте подуем на белый цветок и посмотрим, что же будет?

Послушайте рассказ про него. На что он похож?

8. Наблюдение за деревьями .

Скажите, что есть у дерева? Чем оно питается? Кто помнит, какими были раньше деревья зимнее время) .

Рассказать детям о хвойных и лиственных деревьях. Предложить поиграть в игру, представляя деревья, помахать руками, покачаться (поднять руки вверх) .

9. Наблюдение за бабочками и жуками.

Узнавать и называть уже знакомых детям насекомых. Показать 2-3-х новых жуков (бронзовку, жужелицу) и бабочек (капустницу, крапивницу) . Учить различать и называть их. Знакомить с признаками и повадками. Рассматривать иллюстрации насекомых и бабочек. Загадать загадку : «Не птица, а с крыльями,

Не пчёла, а над цветами летает».

(бабочка) .

10. Наблюдение за лягушкой .

Закрепить знания детей о лягушке (небольшое животное, серовато-зелёное, глаза большие, выпуклые) . Познакомить с движениями лягушки (прыгает, плавает в воде, питается комарами, мухами, ноги задние длиннее передних) .

11. Наблюдение за огородом .

Закрепить представление детей о том, что растёт на огороде : морковь, чеснок, редис, лук, фасоль, огурцы, свёкла, помидоры, кабачки, капуста.

«Круглая, да не луна,

Жёлтая, да не масло,

Сладкая, да не сахар.

С хвостом, да не мышь».

(репа) .

«Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает».

(лук)

«Золотая головка,

Велика, тяжела,

Золотая голова.

Отдохнуть прилегла

Голова велика,

Только шея тонка».(тыква)

12. Наблюдение за сезонными изменениями

Какое время год? Какой месяц?

Что характерно этому времени году?

За что мы любим лето?

Стар . и подгот. группа :

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна,

Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна.

(Е. Трутнева)

13. Наблюдение за солнышком

Дети отмечают, что стало очень тепло, они ходят в одних трусиках, а днем надевают на головы панамки. Обратить их внимание на то, что в полдень солнце находится высоко над головой и от столба совершенно нет тени, а утром и вечером тени от столба длинные. Предложить потрогать камни и металлические предметы утром и днем и объясните, почему камни так нагреваются к вечеру.

Обратить внимание на растения огорода и цветника : утром они свежие, упругие, днем поникшие, а к вечеру опять поднимаются. Пусть дети потрогают почву утром, днем, вечером и скажут, когда она теплее. Вода днем тоже нагревается. Дни увеличиваются, темнеет поздно. Постепенно становится все жарче и жарче.

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода :

Теплое летечко,

Грибы в берестечко.

14. Наблюдение за березой

Какое оно?

Какой у него ствол? Кора?

Какая крона? Листья?

Что можете рассказать о пользе березки?

Береза - самое красивое дерево наших лесов. Хороша она в смешанном лесу, где ее белый ствол и ажурная листва выделяются на фоне темнохвойных деревьев. Но особенно красив лес, состоящий из одних берез.

В ясную погоду их кружевные кроны пронизаны солнечным светом. Цвет березовой коры не случаен : белизна предохраняет стволы и ветви от обжигающего действия весеннего солнца. В любой день белые стволы остаются прохладными на ощупь.

Береза имеет большое значение для человека. Березовые почки применяются в качестве лекарственного средства при ревматизме.

Всевозможные поделки делают из березовой коры - бересты. Она не поддается гниению, поэтому люди использовали ее для изготовления туесов для хранения пищи и воды.

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

15. Наблюдение за тополем

Что это за дерево?

Какое оно?

Какой у него ствол? Кора?

Какая крона? Листья?

Что можете рассказать о пользе тополя?

Неприхотливое дерево, высокое, вырастает до 30 м, со стройным стволом, кора желто-серая с трещинами, ветки толстые, разной длины. Тополь очень полезное дерево, он очищает воздух от городского дыма и пыли. Цветет в июне. Летящий от него пух (семена) у многих людей вызывает аллергию, людям трудно дышать.

На юге растет тополь другой формы - пирамидальный, высотой до 60 м, нетолстые ветки прижаты к стволу. Очень стройное, красивое дерево. Ценится тем, что оно не цветет так обильно и не летит от него пух, как у обычного тополя. Сейчас стали высаживать пирамидальные тополя и у нас в Башкортостане.

Как зелен, тополь молодой,

Убор твоих ветвей.

И я любуюсь чистотой

И стройностью твоей.

Но горек твой весенний сок,

Горька твоя кора,

И горек каждый твой листок

С отливом серебра.

(В. Берестов)

16. Наблюдение за елью

Что это за дерево?

Какое оно?

Какой у него ствол? Кора?

Какая крона? Листья?

Что можете рассказать о пользе ели?

Какие изменения летом с ним происходят?

Обычно растет на влажных местах. Она любит затемнение, поэтому ее ветки живут долго. Даже у самой земли старые ветви все покрыты хвоей. Кора у ели очень толстая. Если ее поранить, вытекает смола и закупоривает рану, поэтому вредные бактерии не попадают и не разрушают дерево.

Но у ели слабые корни : они развиваются у самой поверхности почвы.

Сильный ветер может вывернуть ель с корнем. Летом на ели можно увидеть красивые шишки . Из древесины делают газетную бумагу, картон .

Что за эта девица :

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

17. Наблюдение за одуванчиком

Что это за цветок?

На что он похож?

Расскажите об изменениях, которые перетерпливает он за свою короткую жизнь?

Одуванчик – это лекарственное растение.

У больших проезжих дорог, у лесных малых тропинок, на широких зеленых лугах, даже у самых порогов деревенских домов все лето цветут одуванчики.

Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце с зо-лотистыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик - поплывут, полетят в воздухе легкие летучие семена.

Поэтому и называется цветок : «одуванчик» . Весь день, пока светит солнце, следом за солнцем поворачивают одуванчики золотые свои головки. Вечером, когда скроется солнце, одуванчики свертывают свои лепестки.

Всю ночь крепко закрыты золотые корзинки одуванчика. Только с восходом солнца они, как бы радостно улыбаясь, широко раскрывают золотые свои головки. В солнечный летний день золотою кажется лесная поляна, на которой растут и цветут одуванчики

Одуванчик золотой

Был красивый, молодой,

Не боялся никого,

Даже ветра самого!

Одуванчик золотой

Постарел и стал седой .

А как только поседел,

Вместе с ветром улетел.

(3. Александрова)

18. Наблюдение за дождем

Что такое дождь?

Как он образуется?

Какие бывают дожди?

Почему нам нужен дождь?

Может ли дождь принести вред? Если да, то как?

Почему идут дожди?

Дождь - самое обыкновенное явление природы. А что вы о нем знаете? Вы говорите : в тучах все дело. А откуда берутся тучи?

Солнце согревает воду в океане, в море, в реке, в любой луже.

Вода испаряется, превращается в прозрачный пар и поднимается кверху, туда, куда увлекают ее за собой теплые потоки воздуха, потому что теплый воздух легче холодного, он всегда стремится умчаться вверх.

Поднимается все выше легкий водяной пар от нагретой солнцем земли, забирается он высоко, туда, где постоянно, даже в самый знойный летний день , очень холодно, как зимой.

Пар теплый, а когда он прикасается к холодному воздуху, то превращается в крохотные капельки воды.

Капельки легонькие, как пух, они отлично держатся в воздухе, плывут и все время перемещаются. Их подталкивают все новые и новые потоки теплого воздуха, поднимающиеся с земли.

Теплый воздух подбрасывает капельки все выше, холодный тащит их вниз. И так они и летают, крохотные путешественники, то вверх, то вниз. Они танцуют, сливаются вместе, становятся крупнее.

Их очень-очень много, и все они образуют облако. В верхней части облака капельки замерзают, там очень холодно. Они превращаются в льдинки, растут, тяжелеют, уже не могут держаться в облаке и падают вниз. А падая, тают, потому что внизу куда теплее. Снова становятся капельками воды, сливаются вместе - и на землю идет дождь. Случается иной раз, что вместе с дождем падают на землю ледяные шарики.

Это кто такой садовник?

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливы и цветы,

Вымыл травы и листы.

(А. Рождественская)

18. Наблюдение за грозой

В какой день обычно бывает гроза? (Гроза бывает в жаркий день.)

Какие изменения происходят в природе перед грозой? (Перед грозой ветер затихает, становится душно.)

Каким становится солнышко? Что с ним происходит? (Солнце перед грозой всегда мутное, как бы прикрытое пеленой.)

Что происходит с облаками? (Облака сливаются вместе в темную массу, и края их расплываются.)

В середине лета часто бывают грозы. Расскажите, что если человека застала гроза, надо добраться до какого-нибудь укрытия, но под деревом стоять нельзя. Объясните почему.

Понаблюдайте , как приближается гроза. Небо закрывают тяжелые темные тучи. Поднимающийся ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, спеша укрыться. Вдали вспыхивают молнии, раздается рокот грома. И вот первые тяжелые капли дождя стучат по крыше. Обратите внимание детей на то, как все изменилось вокруг : какое небо, как сверкает молния, как грохочет гром.

Когда раздаются сильные раскаты грома, вспомните поговорки, шутки : «Как гром не гремит, а все замолчит» , «Туча летуча - а дождь бегун» , «И гроза не про всякого грозна» .

Природа после грозы еще прекраснее. Ослепительно светит солнце. Умытые деревья и травы усыпаны сверкающими каплями. Тряхните веточку - пусть крупные теплые капли дождя брызнут на детей. А какой чудесный воздух!

Иногда после дождя появляется радуга. Предложите детям расска-зать, какие цвета они различают и в какой последовательности. Объясните, что расположение и количество цветов в радуге всегда одно и то же.

Облака сливаются вместе в темную массу, и края их расплываются. Лес замолкает, птицы перестают петь, а ласточки и стрижи начинают резко щебетать и летать низко над землей. От влаги в воздухе крылья у насекомых делаются тяжелыми и они опускаются вниз, и поэтому птицы ловят их у земли.

Первый гром прогремел,

Туча пронеслася,

Чистой влагой дождя

Травка налилася.

Охватила всю даль

Радуга дугою,

Брызнул солнечный луч

Ярко над землею. (С. Дрожжин)

19. Наблюдение за росой

Что такое роса?

Когда она бывает?

Почему бывает роса?

Хорошо летним утром бежать на речку купаться. Вода теплая, воздух свежий и душистый, а в траве на берегу что-то крохотное переливается на солнце разными цветами - и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листу и не мочат его. Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

От цветов на полях

Льется запах кругом,

И сияет роса

На траве серебром.

(И. Суриков)

20. Наблюдение за градом

Что такое град?

Когда он бывает?

Как образуется град?

Как может навредить град людям?

От сильно нагретой земли поднимается к облакам мощная струя теплого воздуха. Такая струя подхватывает и увлекает за собой даже очень крупные капли.

На большой высоте капли замерзают и устремляются к земле, а воздушная струя подхватывает их и подбрасывает вверх.

Так продолжается до тех пор, пока льдинки не сделаются такими тяжелыми, что даже самая сильная струя воздуха не сможет их удержать.

Падая вниз, они не успевают растаять и ледяными горошинами рассыпаются по земле : из тучи идет град.

Град бывает и очень мелким, и крупным : с орех и больше. Силь-ный град - стихийное бедствие : он уничтожает посевы.

Это кто такой садовник?

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливы и цветы,

Вымыл травы и листы.

(А. Рождественская)

21. Наблюдение за туманом

Что такое туман?

Когда он бывает?

Как образуется туман?

Может ли навредить туман людям? Может ли он принести пользу?

Вы сидите за уроками в теплой комнате осенью и замечаете, что запотели стекла в окнах.

Что же случилось?

Теплый воздух комнаты коснулся охлажденного стекла, водяные пары сгустились и превратились в крохотные капельки воды. Так бывает не только в комнате, но и на улице, в лесу, над рекой, над лугами и полями, когда охлаждаются пары.

Вот закончился теплый летний день . Село солнце, и над рекой или болотом начал стелиться густой белый туман. Откуда взялся этот туман?

Земля нагрелась за день, а к вечеру стала охлаждаться. Влажный воздух над рекой сделался холоднее и уже не может впитывать водяные пары. Они сгустились и стали видимыми. Как и на охлажденном стекле в теплой комнате, они кажутся белыми.

Туман - это сгустившиеся водяные пары. Туманы бывают не толь-ко весной, летом и осенью - их можно наблюдать и зимой , когда дуют слабые теплые ветра.

Часто образуются они над замерзшей рекой, прорубью.

Ранние весенние туманы защищают посевы от холодов.

Кто-то ночью утащил лес,

Был он ночью, а утром исчез.

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

Где же прячется птица и зверь?

И куда за грибами теперь?

(И. Токмакова)

22. Наблюдение за насекомыми

Кого мы называем насекомыми?

Назовите насекомых, которых вы знаете?

Почему их называют «шестиногими малышами» ?

Какую пользу и вред они могут приносить?

Насекомых очень много, их встречаешь всюду : в лесу, на лугу, в поле, в саду, на огороде. Живут они и в озерах, прудах, даже в лужах.

Есть полезные насекомые, например, пчелы, муравьи.

Но насекомых-вредителей гораздо больше, они приносят нашему хозяйству огромный вред.

Насекомых легко отличить от других животных по двум очень за-метным признакам : во-первых, тело у них разделено на голову, грудь и брюшко, во-вторых, у них всегда три пары ног.

Растет трава густая

В тени больших берез.

На скрипке там играет

Кузнечик-виртуоз.

Волшебные рулады

Выводит он смычком,

И льются серенады

Над садом вечерком.

23. Наблюдение за бабочками

Цель : расширять представления о насекомых; о разных по размеру и окрасу бабочках; развивать наблюдательность , память; воспитывать бережное отношение к бабочкам.

Показать детям бабочку, сидящую на цветке; побеседовать о том, почему нельзя ловить бабочек.

24. Наблюдение за муравьями

Цель : расширять знания детей о насекомых; показать муравьев, отметить их поведение; воспитывать бережное отношение к насекомым.

Показать детям муравейник и рассказать о большой дружной семье, которая там живет.

25. Наблюдение за дождевым червяком

Цель : показать детям дождевого червяка; познакомить с особенностями его поведения (живет в земле, после дождя выползает на поверхность) ; формировать бережное отношение к насекомым.

26. «Чем питается божья коровка?»

Цель : показать отличительные особенности божьей коровки; подвести к пониманию того, что все насекомые – живые (они дышат, двигаются, питаются) ; закреплять желание наблюдать за насекомыми и беречь их.

27. Рассматривание плодовых кустарников

Цель : расширять представления о кустарниках ; показать изменения, происходящие с ними летом; познакомить с плодами разных кустарников ; воспитывать бережное отношение к природе.

28. Наблюдение за цветником

Цель : развивать желание любоваться цветущими растениями; учить различать некоторые цветы по форме и цвету (ромашка, календула) ; воспитывать желание беречь цветы.

Воспитатель предлагает детям принять посильное участие в поливе цветов на клумбе, беседует о пользе воды для растений.

29. Какие цветы незабудки?

Цель : Незабудки однолетние или многолетние ? Эти цветы маленькие, имеют чашечку и венчик из 5 сросших лепестков, бутоны розовые, а распутавшиеся цветы ярко-голубые с желтой серединкой, любят влагу и свет.

30. Наблюдение за комарами

Цель : Комар маленький, слабый, с тонким телом и 6 ножками, длинным хоботком, с помощью которого он питается. Обратить внимание на то, что не все комары садятся на тело, многие из них садятся на цветы и хоботком цветут из них нектар – это самцы. А самки должны напиться крови, чтобы отложить в воду яйца, поэтому они досаждают людям и животным. Комара легко поймать, он является пищей для многих животных (лягушек, птиц, водоплавающих рыб) .

31. Наблюдение за стрекозами

Цель : Это хищники, хорошо приспособленные к ловле добычи на лету. Они также, как и комары откладывают яйца в воду, поэтому и обитают возле рек. Обратить внимание на интересные особенности ее тела : тонкое, длинное туловище, круглая голова, 4 вытянутых крыла. У стрекозу очень большие глаза, которыми она прекрасно видит, большой рот на концах челюсти. Черные пятна на концах крыльев – это не украшения, а утолщения, которые помогают стрекозе хорошо летать. Стрекоза очень хорошо летает, ее трудно поймать, она сама ловит других.

32. Наблюдение за изменениями в природе.

Предложить найти признаки лета.

Стихотворение Л. Некрасовой «Лето» :

Лето солнышком вкатилось,

Засияло, засветилось

Вишнями, ромашками,

Лютиками, кашками.

Лето! Лето! Лето! Лето!

В краски яркие одето,

Жарким солнышком согрето,

Пусть подольше будет лето!

33. Наблюдение за цветением черемухи.

обсудить ароматы, почему такие ароматные. Напомнить, что цветы – это будущие плоды. Сравнить с цветением тополя и березы. Познакомить детей с народной приметой, что черемуха цветет в период похолодания . Обратить внимание на появление большого количества мух, комаров и других летающих насекомых.

Стихотворение В. Жуковского «Черемуха»

И вся благоуханная,

Роняя лепестки,

Цветет, цветет черемуха

В овраге у реки.

С утра до поздних сумерек

Со всех концов земли

К цветам её торопятся

Тяжелые шмели.

Дидактическая игра «Я видел на нашем дереве…» - развивать память, помочь вспомнить особенности жизни дерева. Ведущий говорит : «Я видел на нашем дереве листок» . Каждый ребенок должен воспроизвести фразу предыдущего участника, дополнив своим объектом. Следующий говорит : «Я видел на нашем дереве лист и цветок» , третий : «Я видел на нашем дереве лист, цветок и птицу» и т. д.

34. Наблюдение за насекомыми .

Насекомых с каждым днем становится все больше : комары, бабочки, жуки. Учить различать несколько видов бабочек (капустница,) . У бабочек очень красивый узор на крылышках – один из самых красивых, среди созданных природой. Но хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они поnbsp;крыты нежной пыльцой, которую легко стереть, а ведь бабочка после этого не сможет летать. Объяснить детям, что бабочки откладывают яички, из этих яичек потом вылупляются гусеницы, которые поедают листья растений. Позже гусеницы опутывают себя нитью, выделяемой из брюшка, и превращаются в куколок, а уже из куколок вновь появляются бабочки.

Приговорка : Бабочка-коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки –

На березовой ветке.

Загадка : Спал цветок

И вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

35. Наблюдение за дождевым червяком.

Выяснить, кто из ребят видел этих обитателей почвы раньше. Где это было? Почему черви называются дождевыми? Когда легче всего можно их обнаружить? Обратить внимание детей на то, что эти подземные жители чаще всего вылезают из своих норок во время дождя. Вода заполняет их норки, и им не хватает воздуха. Предложить ребятам собирать всех дождевых червяков, которые оказались на пешеходной дорожке, и переносить их в безопасное место : на клумбу, под дерево, на огород. Обсудить, зачем нужно это делать. Что бы могли сказать детям эти животные, если бы умели говорить?

Стихотворение О. Г. Зыковой «Дождевой червяк» :

Очень он трудолюбивый,

Без работы не сидит,

Землю всю послушным телом

Он без устали рыхлит.

Это нужно нам самим,

Эту землю мы едим. –

Оторвавшись от работы,

Дождевой сказал червяк. –

Я земле родной не враг.

Загадка : Мой хвост не отличишь от головы.

Меня всегда в земле найдете вы. (Червяк)

Летнюю работу в ДОУ принято называть оздоровительной. Этим определяется ее основная цель. Важно максимально использовать летний период для укрепления здоровья и отдыха детей. Необходимо заранее подготовиться к предстоящему летнему периоду:

Выяснить, кто из детей будет посещать ДОУ летом;

Подготовить участок, оборудование, выносной материал, необходимый для деятельности детей, учитывая максимальное пребывание их на воздухе;

Составить план летней оздоровительной работы;

Провести необходимую работу с родителями.

Летом вносятся изменения в режим дня детей: ежедневно в каждой группе проводится только одно занятие в первой половине дня эстетического или оздоровительного цикла, т.е. музыкальное или физкультурное. У детей с НОДа так же проводятся занятия ЛФК по подгруппам. Во второй половине дня два раза в неделю проводятся развлечения, досуги, праздники и т.д.

Закрепление знаний и индивидуальная работа по усвоению программы проходит в играх, повседневной деятельности, коррекционной работе.

Для укрепления здоровья детей крайне важно поддерживать в течение дня бодрый жизненный тонус. День должен быть наполнен интересными занятиями и играми. Всякое бездействие дезорганизует детей, расслабляет организм, порождает скуку, апатию.

Очень важно соблюдение режима дня. Утренний прием должен проводиться только на свежем воздухе. Обязательно ежедневное проведение утренней оздоровительной гимнастики. Занятия проводятся по сетке на летний период (эстетический, оздоровительный циклы).

Должен строго соблюдаться режим питания детей. Летнюю пищу необходимо обогащать свежими овощами, фруктами, ягодами. Так как учреждение не может удовлетворить эту потребность в полной мере, необходимо привлекать родителей к решению данного вопроса. Особое внимание необходимо обратить на соблюдение питьевого режима (суточная потребность в воде детей 3-4 лет около 1 литра, детей 5-6 лет – 1,3 литра, в жаркий период она увеличивается). Для питья должно быть приготовлена всегда свежая питьевая вода. Хорошо давать морс из ягод (дома) или настой шиповника. Недопустимо во время прогулки пользоваться одной чашкой для питья. У каждого ребенка должна быть индивидуальная посуда, которая моется после использования в соответствии с гигиеническими требованиями.

Прогулка летом отличается некоторыми особенностями. Значительно увеличивается пребывание детей на улице (до 3,5- 4 часов), поэтому необходимо заранее продумывать деятельность взрослых и детей на прогулке:

Особое место для всестороннего развития детей имеют наблюдения в природе. У каждого летнего месяца есть свои характерные особенности, и воспитатель должен знать последовательность наступления тех или иных явлений, чтобы организовать интересные наблюдения с детьми.

Экскурсии и походы в природу имеют большую педагогическую ценность: они дают детям много новых впечатлений, расширяют их кругозор, вызывают радостное, бодрое настроение. Для их проведения нужно хорошо изучить ближайшее природное окружение. Начинаются целевые прогулки в места, расположенные в непосредственной близости от детского сада. Постепенно расстояние до места прогулки увеличивается. Прогулка становится все продолжительнее. И каждый раз воспитатель ставит перед детьми увлекательную цель. Цель прогулки делает наблюдения детей более осознанными и глубокими. Важно, чтобы на каждой такой прогулке дети узнали что-то новое, интересное. Прогулки в природу проводятся во всех группах детского сада в отличие от экскурсий, которые проводятся с детьми начиная со средней группы.

Организация экскурсии сложнее, так как требует более тщательной подготовки. Необходимо осмотреть место экскурсии, чтобы можно было заранее предусмотреть, что лучше показать детям, как их расставить, где лучше расположиться для отдыха. Заранее нужно приготовить и соответствующее оборудование (баночки, ведерки, водные сачки и т. д.).

Готовясь к экскурсии, воспитатель должен предусмотреть весь ее ход: начало, приемы, способствующие активизации детей, конец экскурсии.

Экскурсия в природу будет успешной, если воспитатель не только рассказывает что- то новое, но и опирается на опыт детей, вопросами заставляя их подумать, найти ответ, присмотреться, т. е. создает проблемные ситуации.

Рекомендуется проводить повторные прогулки и экскурсии в одно и тоже место, т. к. это во многом способствует развитию у детей наблюдательности, любознательности. Важно при этом сосредоточить внимание детей на тех изменениях, которые произошли в природе.

После каждой прогулки, похода необходимо осмотреть детей на наличие клеща; учить детей осматривать друг друга.

Игры на прогулке. Летом игра занимает большое место в жизни детей. Близость к природе, солнце, тепло, пребывание на воздухе – все это создает положительный эмоциональный настрой и усиливает тягу к игре. Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр. Обилие разнообразного природного материала - песка, воды, шишек, веток, желудей, камешков и т. д. - способствует развитию творческого замысла в игре, осуществлению задуманного сюжета. Тематика игр летом значительно богаче и разнообразнее. Особенно важно летом использовать игру для создания у детей хорошего настроения, чувства удовлетворенности, бодрости, ведь в этом залог здоровья, хорошего отдыха и полноценного развития ребенка.

Важной предпосылкой для организации игровой деятельности является создание среды. На групповых участках создаются условия для всех видов игр.

Размещая на участке различные сооружения и приспособления для игр, необходимо оставить просторную площадку для свободной деятельности детей, подвижных игр и игр с моторными игрушками.

С большим удовольствием дети играют в сюжетно- ролевые игры в уютных беседках, под навесами, в домиках. Хорошо иметь на групповых участках несложные конструкции – самолет, ракета, автобус и др.

Особого оборудования и места требуют игры с водой и песком - песочница с навесом и крышкой, емкости для воды, игрушки для игры с песком. Песок требует систематического ухода: его нужно ежедневно вскапывать, поливать, очищать от мусора.

Дети любят играть «в театр». Для этого хорошо иметь ширму с красивыми яркими занавесками и место, где можно разместить ширму и столик для игрушечных декораций и персонажей.

Летом особенно важно следить за чистотой игрушек и материалов – их необходимо ежедневно мыть.

Организуя игровую деятельность детей в течение дня, следует учитывать погоду. В жаркую погоду дети должны играть в более спокойные игры. Проводить их нужно в затененных местах участка или в лесу. В это время хороши игры с водой, пускание мыльных пузырей, настольные игры. В пасмурные дни должно быть больше подвижных спортивных игр.

Важно вызывать интерес детей ко всем видам игр, так как разнообразие игр и их разумное сочетание способствуют разностороннему развитию.

Помня, какое огромное значение имеет целенаправленная деятельность для формирования личности ребенка, воспитатель находит немало дел, к которым можно привлечь малышей. Каждый ребенок должен иметь определенные обязанности. Это, прежде всего, дежурства, в которых принимают участие все дети. В летнее время, кроме дежурства по столовой, по уголку природы, вводятся и другие дежурства: по огороду, по участку и т.д.

Большую радость доставляет детям труд в природе. Малыши сажают лук, сеют бобы, фасоль, горох, кукурузу, подсолнух на огороде, цветы на клумбе, поливают грядки. С не меньшим интересом они рвут траву для животных уголка природы, собирают шишки для игры и поделок, срезают лук на огороде.

Развлечения.

В летнее время развлечения помогают педагогу в доступной и интересной форме решить серьезные воспитательные задачи. Радостные эмоции поднимают жизненный тонус, создают бодрое настроение, положительно влияют на укрепление нервной системы ребенка. Развлечения можно проводить и в группе. Составляется план музыкальных и спортивных развлечений, в которых участвуют взрослые и дети.

Работа с родителями:

Индивидуальные беседы, консультации по запросу родителей;

Участие в проведении субботников по благоустройству территории детского сада;

Участие в детских праздниках;

Помощь в проведении экскурсий, походов;

Участие в изготовлении различных панно, сборе различных коллекций;

Помощь в оформлении выставок.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!