Это жизнь - портал для женщин

Как научить ребенка рисовать в разных техниках? Как помочь ребенку рисовать

Многих родителей малышей беспокоит вопрос: "В каком возрасте ребенок способен овладеть навыками рисования в той степени, в какой это необходимо, чтобы детский рисунок соответствовал эстетическим образцам и его содержание было понятно окружающим?"

Среди профессиональных педагогов, работающих с дошкольниками, бытует мнение, что чем раньше начать систематическое обучение детей рисованию, тем быстрее ребенок освоит навыки и умения, необходимые ему для отображения реальной действительности. Ребенок должен копировать предлагаемые ему образцы правильного рисования, а создавать произведения на основе собственного воображения он будет позже, так как настоящее творчество невозможно без опоры на отработанные навыки владения карандашом и кистью.

При всей кажущейся привлекательности этой точки зрения, ее несостоятельность становится очевидной для всех, кто когда-нибудь пробовал заставить ребенка научиться рисовать. Глядя на подобные рисунки, психологу трудно поверить, что ребенок может так видеть и воспринимать окружающий мир, и невозможно отделаться от мысли, что его рукой водила рука взрослого.

Чем больше взрослый, обучающий ребенка рисованию, будет добиваться внешней похожести детского рисунка на взрослое видение окружающего мира, тем более высокие психологические барьеры перед занятиями рисованием будут устанавливаться в психике малыша.

Итак, постараемся понять, почему взрослым не рекомендуется вмешиваться в процесс выполнения той огромной интеллектуальной работы, которую совершает мозг рисующего ребенка.

Детские психологи выделяют две основные стадии развития детского рисунка: доизобразительная и собственно изобразительная.

Первая ступень доизобразительной стадии начинается на втором году жизни ребенка и характеризуется следующим интеллектуальным открытием малыша: карандаш, кисть с краской или просто собственный измазанный палец, если подвигать ими по какой-либо поверхности, оставляют на ней очень интересные следы. Начинаются первые хаотические движения этими предметами по любой подвернувшейся под руку поверхности, которые очень нравятся малышу, что связано с получением удовольствия от самого процесса движения. Ребенок может отвернуться в сторону и при этом с радостью продолжать свое занятие.

Чтобы не испортить впечатления от этих первых опытов, юного художника нельзя ругать за испачканные полы, обои, столы, скатерти, а предусмотрительно закупить несколько рулонов белых обоев и расстилать на полу, разбросав по ним мелки, краски, карандаши, пастель, сангину и все, что может пригодиться малышу. Есть дети, которым уже в год нравится мольберт, но не как навязанное родителями место для рисования, а как предмет интерьера, на котором родители, специально не обращая на это внимания ребенка, сами любят порисовать. Очень часто природная потребность ребенка к совершению предрисовальных движений затухает из-за требований соблюдения порядка, который невозможен в мастерской настоящего художника.

Вторая ступень доизобразительной стадии наступает примерно через полгода, разумеется, если ребенку не мешали активно действовать на первой. В противном случае, развитие способности к рисованию отодвигается на более поздний период. На этой ступени у ребенка появляется способность устанавливать зрительный контроль за совершением своих движений, ребенок познает зрительно то, что делает его рука. Для взрослых произведения будущего художника продолжают оставаться хаотическими нагромождениями "каракулей", в то время как для ребенка установление зрительно-моторных координаций — это большое достижение, и его энтузиазм возрастает в несколько раз.

На этой ступени так же, как и на предыдущей, от родителей требуется только понимание и терпение, а также поставка оборудования для изобразительной деятельности: чем младше ребенок, тем более качественными материалами необходимо его обеспечить. Важно также помнить, что любые нелестные замечания о результатах деятельности малыша могут вызвать задержку развития способности к рисованию.

На третьей ступени доизобразительной стадии , на которую ребенок переходит через шесть-двенадцать месяцев после наступления предыдущей, он совершает следующее интеллектуальное открытие - оказывается, что у листа бумаги, на котором он "малюет", есть края. Малыш начинает учитывать эти границы и контролировать свое игровое поведение на листе бумаги. Если ребенок через год после установления зрительно-моторных координаций продолжает игнорировать границы листа, стоит проконсультироваться с психологом.

На четвертой ступени доизобразительной стадии в детском рисовании совершается интеллектуальный взлет: ребенок начинает интерпретировать свои "каляки-маляки". Малыш ощущает себя всемогущим. Он может изобразить все, что захочет: "папа едет на машине", "мама и Саша идут в магазин", "Юля катается на велосипеде".

Стадия интерпретации наступает к двум с половиной-трем годам. Если в этом возрасте начать навязывать ребенку свои образцы правильного рисования, это может пагубно отразиться на развитии его уверенности в себе, помешать построению собственной картины мира, а значит, задержать психическое развитие ребенка и формирование его представления о своем месте в окружающем мире.

На стадии интерпретации взрослый нужен ребенку только как понимающий слушатель. Переход от наглядно-действенного к образному мышлению сопровождается называнием персонажей, видимых только ребенку, а для того, чтобы хорошо развивались коммуникативные способности малыша, ему нужен взрослый, способный подыграть ему на листе бумаги. Однако большинство детей этого возраста болезненно относится к вторжению взрослого в созданный ими мир, поэтому родителям лучше просто спрашивать, кто есть кто, и не пытаться показывать, как это надо нарисовать правильно, если ребенок об этом не просит.

Следует также отметить, что, хотя большинство детей любит контактировать со взрослым при рисовании, существует особая категория маленьких художников, которые самозабвенно рисуют в полном одиночестве. Этой сосредоточенной работе ребенка над созданием собственного мира тоже мешать не стоит, однако у таких детей речь, как правило, развивается позже, часто они левши , но именно из этой категории детей получаются талантливые художники.

Наступление изобразительной стадии в развитии детского рисунка происходит к трем с половиной годам и характеризуется появлением сначала "примитивных" людей-головоногов, животных, насекомых, хаотично разбросанных по всему листу.

К четырем годам наступает вторая ступень изобразительной стадии : ребенок делает важное мировоззренческое открытие — окружающий мир строго структурирован. В рисунках детей появляется линия земли - черная или коричневая полоса, зеленые травинки, белый снег, на земле в ряд располагаются персонажи рисунка, а над ними — линия неба. На этой ступени детям нравится передавать динамику различных людских и природных состояний: ребенок может нарисовать коричневую землю, а потом закрасить ее белой краской: "Зима наступила". Или изобразить синий овал — "озеро", а потом закрасить его черной краской: "Высохло". Часто дети хотят в одном рисунке передать изменения погодных условий. Сначала ребенок рисует траву, цветы, себя в легкой одежде, синее небо, ярко-желтое солнце. А потом тучи набежали, дождь пошел - пририсовывается зонтик и резиновые сапоги. То, что ребенку эмоционально ближе, важнее, он изображает крупнее остальных объектов, например, цветок может быть больше дерева, мама в два раза выше папы, он сам — выше всех членов семьи.

Эта ступень продолжается до пяти-шести лет, и дети редко прибегают к помощи взрослых. Но если ребенок просит показать ему, как изобразить бегущую лошадь или прыгающего человека, важно не утратить его доверия к вам, показывая именно то, о чем он просит. Художественные шедевры родителей не вдохновляют, а унижают ребенка, только приступающего к освоению изобразительного языка.

К шести-семи годам у ребенка появляется способность изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат в реальном мире, однако давление взрослых и на этой ступени изобразительной стадии недопустимо. Дети, родители которых терпеливо и с пониманием относились к их созидательной работе на листе бумаге, начинают обращаться за помощью к взрослым сами. В этом возрасте уже можно отдавать ребенка в изостудию или приглашать домой педагога-художника. Однако, если развитие детского рисунка задерживалось или переживало возникновение психологических барьеров, отдавать ребенка в изостудию лучше не раньше одиннадцати-двенадцати лет.

Дорогие мамы и папы! Систематическое и целенаправленное руководство детской изобразительной деятельностью, так же как и ограничение потребности ребенка в рисовании, лишает маленького исследователя собственных открытий в окружающем мире, дезориентирует его и мешает пройти все необходимые стадии развития способности к рисованию, последовательное преодоление которых в условиях свободы и отсутствия давления и есть путь к истинному творчеству.

Элла Прокофьева, детский психолог.



Обсуждение

04.03.2006 17:03:49

Новой информации не получила, т.к. читала об этом в нескольких книгах и журналах. Если кто-то не читал больше ничего, то, наверное, полезная статья.

Все желание рисовать (да и все остальные) может загубить средняя общеобразовательная школа с ее ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ программой. Я рисую сыну в 4 классе лицо женщины из 18-19 века, рыцаря,девушку в сарафане из прошлого. Ну что это такое????

09.02.2004 18:34:02, Сюсанна

09.02.2004 18:31:34, Сюсанна

Мой сын 4 лет очень любит рисовать деревья с ветками, причем, делает он это лет с 2 и с тех пор не видно большого прогресса в их изображении,я сравнивала его рисунки.Во всех других рисунках многое изменилось, цветочки стали "правильнее" что-ли, паровозики больше похожи на настоящие и едут по рельсам, домики стали походить на сказочные замки, прямые линии, закругленные... с этим все в порядке. А вот деревья так и остались смешными, взлохмаченными, кривыми и такими же как были,со множеством торчащих кривых веток под прямым углом исходящих от ствола. Интересно почему?

04.01.2002 11:46:28, Еленочка

10.05.2001 10:17:18

В садике дочке (3г8м) для закрепления умения проводить прямые линии задали нарисовать красками "Дом, в котором я живу". Дома я для поддержания интереса тоже села рядом с дочкой рисовать, соответственно, Маша начинает красками мазюкать, размалевывать по листу, приговаривая: "Тут бабушка печет пирожки, тут кошка сидит" - фантазия налицо, но рисунок далек от исходного задания (проводить прямые линии). Я без всякой фантазии нарисовала прямоугольник и в нем кучу квадратиков (многоэтажный дом с окнами - фантазии никакой, но зато близко к теме задания). В результате, дочь видит мой рисунок и говорит:"хочу такой же нарисовать", берем второй лист бумаги и опять у дочки мазюки - нравится, видимо, этот процесс красками, дочь видя, что результат далек от моего варианта, начинает плакать, я успокаиваю, говоря, что ее домик и с бабушкой и кошкой, а у меня фантазии не хватает. Что же нам делать в такой ситуации - учиться все-таки рисовать прямые линии или дать волю фантазии и как быть с садиком, там-то дети потом показывали свои рисунки, а дочь свои мазюки отказалась нести в садик, показывать?

А вот появление "головоногов" действительно в 3,5 года происходит? Мой ребенок нарисовал именно голову с ножками, внутри головы две точки - глазки. И сообщил, что это мама. Это было в 1 год 11 месяцев.
В том же возрасте был нарисован другой головоног и рядом внизу кружочек. Нам было объяснено, что это "бабушка играет в мячик".
А сейчас (2 г. 5 мес.)фломастерами тоже дочка рисует шарики, людей и животных (хотя на вид они все похожи:-))), а вот красками - берет ОДНУ краску и полностью закрашивает лист бумаги. Аккуратно-аккуратно. Рисовать на белом фоне ей почему-то неинтересно...
Это что-то значит?

Маленький вопрос. Дочка гуашью рисует увлеченно сама. Малякает, смешивает. Все хорошо. А карандашами или мелками обычно все происходит примерно так. Ко мне она приходит с карандашом и чистым листом и просит: «Нарисуй, пожалуйста, киску.» Что делать?

Комментировать статью "Психология обучения рисованию"

В которой детские рисунки разбираются по стадиям развития как в сторону повышенного, так и пониженного интеллекта. так и в сторону эмоциальных состояний, повышенной сенсорной чувствительности. книга с моей точки зрения просто золотая. для тех...

Обсуждение

А эти разборы чем-то принципиально отличаются от общепринятых? По части привязки рисунка к развитию интеллекта, особенно у младших детей, вроде много литературы и часто встречается в "смежных" разделах.
А если отличаются, то чем - толкование идет вразрез с принятым?

Такая же стадия развития как рисунки концентрических кругов, "головоногов" и т.д Позже и писать могут справа на лево,и Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Если ребенок все время не рисует круги в 3 года, это еще ничего не значит.

Обсуждение

Помоему ничего не значит. Многие дети располагают изображение на бумаге хаотично. Фигуры поначалу не стоят "прямо" а размещаются свободно в любой части листа. Такая же стадия развития как рисунки концентрических кругов, "головоногов" и т.д Позже и писать могут справа на лево,и буквы "зеркалить"
Просто обращать внимание ребёнка на то,где на листе верх-низ-право-лево "вот внизу земля,травка... сверху небо,солнышко"

Она не левша?

Следует, ли нам теперь пройти все те же стадии развития рисунка по порядку (как дети с 3-х лет должны были освоить)? "На самом деле изобразительная деятельность, действительно, важна для формирования детской личности.И, действительно, считается ведущей." - кем...

Обсуждение

хорошего педагога вам нужно с кружком, тоже хорошим.

Мне кажется, я знаю, что вам надо! :)
ВОт по ссылке посмотрите - называется эта штука АНТИРАСКРАСКА.
Цвет обложки и пол нарисованного на ней ребёнка (мальчик или девочка) не важен, т.е. нет разницы - задания внутри универсальные.
Я покупала такие раскраски племянникам и детям знакомых.
Вот приблизительные задания оттуда, которые я помню (кликните на обложках, чтобы увидеть их крупно - там видны эти задания):
- нарисована улица с домами. Между ними - просвет. Нарисуй дом, который стоит на этом месте
- волшебник колдует. Что он наколдовал?
- мальчик молится. О чём он просит Бога?
- Учёные открыли новый вид рыбы. Нарисуй её и дай название.
Задания в книжках не повторяются.

Мне кажется (и я помню себя из детства) дети часто не рисуют, потому что не знают, что именно изобразить. Помню, что на рисовании (в школе) жутко все не любили, когда учитель говорил типа "рисуйте, кто что хочет".

Основные стадии развития детского рисунка. Доизобразительная и изобразительная стадии. Дом вашей мечты? детские рисунки олимпийские игры. низкий пульс при повышенном давлении.

Основные стадии развития детского рисунка. Доизобразительная и изобразительная стадии. О рисовании. ...следов на бумаги пальцами, смоченными в краске (как на замерзшем стекле автобуса рисуют ножки, знаете?) и Прокофьева Элла.

Обсуждение

от нас (если только калесики в виде прямоугольников нарисованы)

16.05.2005 16:57:24, irr

Идет налево:-) И не по правилам рисунка или руки, а потому, н-да, что дверь не нарисована, значит, если мы стоим на улице и не видим дверей автобуса, то он идет через полосу - справа -налево.
О как. Приду домой -спрошу у сына:-)

Исправляют детские рисунки, или рисуют рукой ребёнка. Фотографируешь стадии развития работы, НЕ останавливая ребёнка. Если цифровой - да хоть после каждого штриха фотографируешь.

Обсуждение

Вопрос насчет стереотипов!!! Я и не говорю ребенку (1,4): "нарисуй солнышко". Но она очень часто дает мне в руку карандаш, бумагу и требовательно кричит. Что, спрашивается, мне делать, кроме как рисовать солнышко, домик, человечка и прочее? Или самой рисовать можно? А когда я рисую и рассказываю, то это очень любит. А старшая любовно хранит ее первый рисунок, когда Женя на какую-то каляку сказала:"в-в-в" (машина). И что меня поражает, карандаш берет правильно! Старшую учили много позже с боем:).

ну, в вашем возрасте это все таки, так называемый, "доизобразительный" период.Проба материала на цвет и вкус, осознание своего " я" через сознательное оставление "следов" , словом, чистый эксперимент.Краски для этого не обязательны, ни гуашь, ни такие, как в "удачной покупке". :-)

Краски для пальчикового рисования имеют два достоинства- они горькие(много не сожрешь) и легко отстирываются.
если вы готовы платить за эти сомнительные достоинства- рисуйте ими.

По сути рисовать ребенок в этом возрасте может чем угодно.Лучше пищевыми красками- свеклой,йогртами, джемами.Печатать или мазать.
Кисти лишь один из многочисленных материалов- я бы не акценттировала на них внимание.

да, осознанное рисование начинается, когда ребенок может озвучить свои мысли в плане " а теперь я нарисую"..и неважно, что у него в итоге вышло.Это возраст от 2 до 4- у всех по разному.

Предостерегу, что грудничковое рисование вещь грязная и неблагодарная.шедевров может и не быть(рисование неосознанно), а грязи будет точно важно. Поэтому жэксперементы нужно ставить учитывая это. :-)

Конференция " Детская психология" " Детская психология". Раздел: Психология рисунка. Тоже о рисунках. Очень долго дите отказывалось рисовать (няня перегнула палку). На определенном этапе развития рисунка

Обсуждение

На определенном этапе развития рисунка, дети начинают отражать динамику изменений состояния различных явлений и вещей окружающего мира.
Возможно, скоро ребенок начнет рисовать "пляшущих" человечков - то есть отображать движение человека в пространстве.
Оранжевый цвет весьма гармоничен. В цветотерапии его используют для постепенного, нерезкого, повышения общего тонуса организма.
В нем агрессия и вызов красного гасится всеобъемлющей любовью желтого. Оба эти цвета в сочетании дают оттенок активной заботы друг о друге.
Окрашивание дома в оранжевый цвет - стремление отразить заботу и тепло домашнего очага...

Данка, у Вас наверняка ОЧЕНЬ одаренный ребенок. Такие дети, кроме всего прочего, более чувствительны. Именно Вам придется защищать ее от таких, как эта учительница. Иначе много чего печального может произойти. В том числе со школьными успехами. Это сейчас она соглашается нарисовать "блин с палками", а когда придет подростковый нон-конформизм (ожидайте через пару лет, такими темпами развития!!) - все...

Советую найти для нее ГОРАЗДО более продвинутого и гораздо более чуткого педагога по рисованию. Может, примерно с десятилетней но свободной группой. Мне кажется, первая его задача - помочь ребенку делать то, что ребенок хочет. И еще - для целей подготовки (Вашей) к ее школе, может пригодиться узнать ее "ментальный возраст". Вы может быть будете удивлены (моя прикидка - около десяти-двенадцати)... Только спросите у кого-нибудь знающего, Эллы может, чтоб найти опытного специалиста для тестов.

01.11.2000 21:42:14, Мария Д.

«День рождения Жирафа». Рисунок Сони Даниловой, 5 лет

В последнее время я часто задаюсь вопросом - а стоит ли обучать ребенка рисованию? Вопрос возник как реакция на рисунки моей дочки, выполненные по заданию учителя рисования под его руководством. Меня расстроила шаблонность рисунка и явная помощь педагога, если не сказать навязчивая помощь. Я стала исследовать этот вопрос в себе и вокруг, общаясь с детьми и родителями, с учителями и свободными художниками, и, прежде всего, глядя на рисунки моей дочери Сони и знакомых детей.


«Антарктида зимой» 🙂 Рисунок Сони Даниловой, 5 лет

Сразу скажу, что Соня производит в день около 10 рисунков. Рисует она быстро и увлеченно. Сюжеты ее каждодневного рисовального конвеера - животные, принцессы и природа. Время от времени, она создает целые цветные миры на листе бумаги. Когда бумаги под рукой нет, в ход идут стены, документы, простыни и прочие удобные для рисования вещи. Никакая логика и угрозы от порчи имущества не спасают. С самого раннего возраста и до сегодняшнего дня рисование - единственная постоянная деятельность в домашних условиях.

«Цветочная поляна». Рисунок Сони Даниловой, 5 лет

Рисование и море, море и рисование. На вопрос, что ей нравится больше, нырять или рисовать, Соня ответила, что конечно рисовать. Хотя парить под водой она просто обожает 🙂


«Зеленая рыба» или «Морское пространство». Соня Данилова, 5 лет

Именно потому что мой малыш так любит рисовать, я решила разобраться в этом вопросе и собрать в одном посте видения и советы тех художников и педагогов, у которых растут замечательные дети.

Так вот, что же я выяснила для себя на тему детского рисования. Прежде всего, я четко усвоила, что научить рисовать можно только ребенка, который уже сам рисует. Если малыш не желает рисовать или не любит этого делать, то лучше не настаивать. Можно попробовать увлечь ребенка, рисуя самому. Часто это срабатывает наилучшим образом.

«Дождливое лето». Соня Данилова, 5 лет

Когда ребенок уже способен учиться, он схватывает технику на лету от рисующего взрослого или просто великолепно занимается плагиатом у сверстников. Если поощрять его самостоятельный поиск формы и цвета, без оглядки на друзей, то есть надежда развить таллант, в ином случае, ребенок будет развивать только технические навыки рисования. Создание уютного творческого уголка в вашем доме способствует тому, что вместо мультиков, малыш принесет вам проект дома его мечты или рисунок фруктовой лавки, где продавцы - дети 🙂 У детей бывают такие замечательные идеи!

«Влюбленные птички». Соня Данилова, 5 лет

Аккуратнее с трафаретами, раскрассками и фломастерами! Они часто подменяют ребенку естественный рисунок. Облегчают задачи, притупляют восприятие цвета и формы. Прекрасной альтернативой будут краски (акварель, гуашь), цветные карандаши. Но не торопитесь с количеством цветов. 6 цветов для начала более чем достаточно. В идеале, с каждым цветом малыш должен познакомиться тщательно и неспешно. Приведу пример, возьмем желтый цвет. Вот желтый карандаш, он рисует так, а вот краска, у нее другая фактура, а вот желтый теплый песок, с ним так приятно повозиться на желтом солнышке. А желтый вкусный банан, а желтый цветок… как он пахнет. Смысл в том, чтобы сделать цвет как объемным, предметным, так и абстрактным понятием одновременно. Чтобы малыш его сначала прочувствовал, познал на вкус и запах, тактильно и визуально, чтобы он запомнил звук этого цвета, произнеся его вместе с мамой. Жел-тый… В английском языке для процесса познания цвета есть замечательное выражение - «experience the colour».

Маша Васильева, художник, педагог, топ-стилист по волосам, мама Алисы и Лады


«Если ребенок много отдается какой-то деятельности, то ему нужно в ней углубляться. И эту ситуацию может создать взрослый. Возьмем рисование. Представим себе объем физической энергии, потраченной на 10 рисунков и объем сознания, который задействуется в ходе этой деятельности. Я имею в виду включенность и управление инструментами сознания: воля, устойчивое внимание, образное мышление, концентрация, восприятие. А теперь представляем 2-3 рисунка, которые полностью задействовали тот же объем физической энергии малыша. За счет расширения задействованного поля сознания. То есть наша задача переводить физическую энергию деятельности в выстраивание структуры сознания. Это и будет развитием. Учить не обязательно, а создавать пространство творчества необходимо! Глубокое. Разное. Предлагать ему по разному подходить к рисованию, играть в рисование. Телесно: рисовать с закрытыми глазами, или с открытыми в темноте, под музыку, левой рукой, двумя одновременно. Визуальное восприятие: с натуры, по памяти или по представлению.Образное мышление, воображение: задавать задачки - нарисовать то, чего нет, или чего нет, но было раньше или будет потом. Зверя, который живет под землей, но умеет плавать или летать. Воля: нарисовать картину для подарка или картину нашей жизни или портрет семьи, чтобы она целый год нас радовала на стене - за счет важности ребенок всю волю собирает и очень старается. Концентрация: нарисовать все чешуйки на рыбке, чтоб она была как живая. Ну и конечно хорошие материалы, большие листы, толстые кисти, которыми за один вздох можно закрасить полнеба. Чувства очень быстра сменяются. Инструменты должны поспевать. Маленький ребенок познаёт чувства с помощью пятен цвета, ритма. Нужно все яркое и широкое.


После 7-8 лет можно работать более тонкими инструментами, но не фломастерами. Они не дают чувствам развернуться. Превращают рисование, творение в описание. Фломастеры после 14 лет, когда художник знает, что он чувствует, осознает, знает как он это будет реализовывать. Сознание уже соединено с чувствами и делами. Знаете, почему дети перестают рисовать? Они не знают как вместить расширяющееся сознание в рисование. Мы не даем им сложных техник, инструментов, стилей. Тут надо не учить а предлагать, давать возможность, показывать, переключать внимание. Очень важно видеть своего ребенка на предмет особенностей сознания, темперамента, ведь в художественной деятельности, в игре мы можем, понимая задачи его развития, предложить ему те задания, которые включат дремлющие области сознания, гармонизируют его на благо всей будущей жизни! Это глубокое родительское творчество слушать и знать что сейчас сделать - выбежать на 5 минут на улицу, а потом порисовать, или послушать музыку и потанцевать до упаду, а потом рисовать в полной тишине, или щекотаться и обниматься, или купаться, или прочитать волнующий рассказ или молчать 1 час. Попробуйте все. Радостного всем творчества!


Рисунок Дуси, 7 лет

Ольга Культенко - мама Арины (4 года) и Маши (2 месяца), организатор Студии творчества «Чудо дерево», семейный фотограф, художница

Юля Чернова, художник по гримму в кино и театре Стаса Намина, мама Николь, 5 лет:


Николь все время со мной на работе и она постоянно учится у меня искусству грима. Ей очень нравится рисовать на лице и теле, еще она увлекается ведическими сюжетами, особенно всем, что связано с Кришной.


Галлактики во рту у Кришны

Николь ходит в детский сад с художественно-эстетическим уклоном. Но в детском саду у них творческие задания, а не свободное творчество. Поэтому ее работы в детском саду очень похожи на работы других деток, боллее шаблонны, а когда она рисует сама, то проявляет буйство фантазии и видит вещи под неожиданным углом


Работы из детсада с художественным уклоном

Хоть я и художник, я не преподаю своей дочери каноны рисования. Считаю, что живя в творческой театральной среде, ее обучение происходит органично. Я не против классического художественного образования, но сейчас в этом нет никакого смысла. Если я пытаюсь поправить ее работы, подсказать, направить, то она активно протестует и говорит, что она знает сама. Например, если у человечка 2 ноги смотрят в одну сторону.

«На вольном ветре» как-то лучше рисуется. Я сама предпочитаю два стиля в живописи «наивный» и «абстрактный», это очень живо и по-настоящему. Детские рисунки меня радуют своей непосредственностью и неканоничностью. После театрально-художественного училища, где я нарисовала за 4 года немало натюрмортов, с меня довольно, натюрморты я больше не рисую. Хочется, чтобы Николь рисовала в удовольствие, а не по необходимости.


Обучение рисованию детей дошкольного возраста

(от 3-4 лет)

Детское рисование только внешне похоже на подобную деятельность взрослых. Оно имеет совершенно другие мотивы и цели. Для детей рисование – это игра. Научить ребенка рисовать означает развить его умение отражать жизненные впечатления в графической форме на листе бумаги, представляя предмет изображения в определенной форме, в цвете, в строении. Главное в обучении – не просто в развитии руки и подчинении ее задаче изображения, а в совместном движении руки и глаза.

В каком возрасте начинать обучение? В возрасте 3-х лет, рисуя, ребенок подражает изображаемым предметам звуками, мимикой, движениями. На листе бумаги можно увидеть в разбросанном виде животных и головоногих людей.

В 4 года ребенок делает для себя очень важное открытие – оказывается, окружающий мир имеет определенную структуру. На детском рисунке отчетливо просматривается изображение земли/поверхности темного цвета, рисуется зеленая лужайка/полянка, на которой могут быть нарисованы различные предметы и люди, обязательно показывается голубое небо. Чаще всего для этого ребенок пользуется простыми линиями. В этом возрасте дети могут замечать различные состояния людей. То, что ребенок любит и что для него важно, он выделяет более крупным размером. Так, красивый цветок оказывается больше дерева, а мама выше бабушки. Себя ребенок показывает в самых больших величинах. В этом возрасте ребенок рисует сам все объекты так, как он их понимает.

К 6-7 годам у ребенка появляется желание показать на бумаге изображаемый объект так, как он выглядит на самом деле. Дети часто обращаются за помощью к взрослым. Вот этот возраст и считается самым подходящим для обучения рисованию.

Какие особенности ребенка нужно учитывать? Поскольку ребенок еще не умеет правильно держать карандаш или кисть, а движения руки скованные, неточные, неуверенные, то в процессе рисования у него возникает сильное мышечное напряжение, и ребенок очень быстро утомляется.

Все дети непоседливы, они не могут долго и упорно заниматься каким-то одним упражнением – однообразие их утомляет и очень быстро надоедает, рисование становится неинтересным занятием.

Шестилетний ребенок, осознавая свое неумение, может стесняться и отказываться выполнять задания.
Рисунки детей своеобразны по цвету. Ребенок иногда окрашивает объект тем цветом, который ему очень понравился или отражает его настроение в данный момент.
Поэтому обучение ребенка рисованию требует от взрослых большого терпения и элементарных знаний методики обучения рисованию.

С чего начать обучение? В самом начале на занятиях рисования ребенку важно объяснить, чем различаются большое и маленькое; близкое и далекое, длинное и короткое, целое и половина.

Для того, что рисование не оказалось для ребенка скучным делом, надо показать ему возможности не только фломастера, но и карандаша, мелков, красок.

Фломастеры не особенно подходят для обучения рисованию. Во-первых, они развивают руку ребенка хуже, потому что нанесение ими линий не требует нажатия. Во-вторых, они не передают разнообразие цветовых оттенков. Лучше подходят карандаши, мелки и краски. Ребенку надо показать их возможности - чем сильнее нажатие, тем цвет становиться ярче и насыщеннее.

Начальной задачей является обучение ребенка элементарным приемам пользования карандашом или кистью. Сначала нужно научить его проводить вертикальные, горизонтальные и замкнутые линии – так ребенок учится выдерживать направление. Для таких упражнений лучше подходит карандаш. Затем ребенка надо научить элементарному пространственному восприятию – где находится левая/правая сторона рисунка, какое изображение вверху/внизу.

Кроме того, дети учатся различать форму некоторых предметов (круглая, квадратная, треугольная) и их цвета. Для упражнений в цветовой гамме удобнее применять кисти и краски.

Графика – важная сторона рисования

Способности к рисованию у ребенка определяет навык графического изображения. Существуют различные механизмы отработки техники рисования. Главное помнить – навык отрабатывается многократным повторением действия и доведение его до автоматизма. Для рисования нужны следующие навыки:

· правильно держать карандаш/кисть и правильно располагать руку при рисовании линий различного направления;
· регулировать силу нажима, размах, равномерность, плавность движения;
· удерживание направленности движения руки, произвольной остановки в нужном месте рисунка, изменение направления движения руки.

В процессе обучения рисованию необходимо развивать наблюдательность у ребенка, чтобы детский рисунок был похож на реальный объект. Для начала нужно помочь ребенку рассмотреть игрушку или картинку, обращая внимание на характерные детали, помочь увидеть форму, цвет, пропорции. Надо учитывать, что понимание логической и зрительной связи между оригиналом и изображаемым объектом у ребенка возникает не сразу.

Обучая ребенка рисованию, следует помнить, что ребенок в своем рисунке живет и чувствует, выражает свои желания и интересы.

Чтобы достигнуть хороших результатов в воспитании и развитии ребёнка, нужно ему предлагать занятия по душе. Одним из занятий, которыми любят заниматься все дети, является рисование. Предлагая ребёнку порисовать, мы стимулируем его познавательный интерес, умственное развитие, мелкую моторику, творческое мышление. Из нашей статьи вы узнаете, какие существуют простые способы обучения рисованию для малышей.

Виды рисования

Обучение рисованию - это образовательная деятельность, посредством которой ребёнок может усовершенствовать свои врождённые навыки умения рисовать. А помочь ему овладеть нужными навыками должны взрослые - родители или педагогические работники. Способы обучения изобразительному искусству должны преследовать цель не только научить правильно удерживать в руке карандаш или кисточку, но и, прежде всего, воспитывать эстетические чувства, а именно уметь видеть красоту и создавать её самостоятельно, изображать свои мысли, воплощать свои замыслы в жизнь.

Обучая рисованию, учитывайте возрастные особенности ребёнка

«Совет. При обучении детей рисованию следует подбирать методы, которые возбуждали бы интерес к рисованию и вызывали бы эмоциональный отклик в душе малыша».

Начиная заниматься рисованием с малышами, нужно учитывать их возрастные особенности, и подбирать соответствующие виды рисования. У маленьких детей ещё на развиты многие навыки. Младшие дошкольники ещё не могут правильно удерживать в руке карандаш и кисть, следить за силой давления ими на лист бумаги, правильно располагать изображения на листе бумаги, не выходить за контуры при закрашивании нарисованного и пр. Исходя из этих причин, лучше всего начинать занятия по рисованию для малышей простейших видов, навыков и приёмов.

Чему нужно научить ребёнка делать в первую очередь:

  • правильно удерживать в руке карандаш (кисть, фломастер)
  • изображать самые простые линии и формы, «палочки» и «дорожки»
  • не выходить за контуры рисунка при раскрашивании его

Когда кроха освоит этот первоначальный арсенал умений рисовать, он получит возможность воплощать на бумаге свои идеи, чувствуя при этом себя более уверенно.


Легко воплощать идеи, если овладеть простейшими видами рисования

Покажите малышу простейшие виды рисования:

  1. «Рисование в воздухе». Одним из первых уроков рисования может условное изображение линий и геометрических фигур рукой в воздухе. Делать это можно с помощью указательного пальчика или всей ладошки. Этот вид первоначальный вид рисования готовит ребёнка к тому, чтобы начать изображать что-то не бумаге. Это же движения можно делать на прямой гладкой поверхности, например, на столе.
  2. «Совместное рисование». Следующий этап в обучении детей рисованию - это когда взрослый водит рукой ребёнка с карандашом по бумаге. Малыш видит, как создаётся изображений, а взрослый комментирует то, что получается. С помощью этого вида рисования ребёнок учится правильно держать карандашик, надавливать им на бумагу и, в конце концов, рисовать простейшие линии, фигуры.
  3. «Дорисовывание деталей». Это рисование на основе заготовки, где нарисована часть рисунка (по типу зеркального отображения) или точки для соединения. Малыш должен дорисовать детали, которых не хватает на рисунке по аналогии с изображением справа или слева или же соединить точки, получив, таким образом, рисунок. Лучше, когда картинка сюжетная и взрослый что-то увлекательно рассказывает в соответствии с задуманным сюжетом.
  4. «Рисую сам». Поупражнявшись во всех начальных видах рисования, малыш будет готов нарисовать что-то сам. А взрослый может помочь ему тем, что подскажет сюжет для рисунка, даст задание.

Приёмы изображения


Знакомьте малыша с теми приёмами изображения, которыми несложно овладеть

Если вы продолжите показывать малышу приёмы рисования, которыми несложно овладеть, это значительно обогатит его изобразительную деятельность. Так ребёнок овладеет тем, что он раньше не мог делать. Убедитесь, что рука малыша окрепла, он может достаточно твёрдо держать карандаш, вполне осознанно повторять увиденные штрихи. После этого покажите ему несколько приёмов изображения:

  • рисование линий (прямых, волнистых)
  • штрихование короткими прямыми штрихами
  • штрихование длинными вертикальными и горизонтальными штрихами
  • штрихование наклонными отрывными и неотрывными штрихами
  • штрихование с помощью удлиняющихся штрихов
  • изображение круглых и прямоугольных предметов
  • примакивание (кистью)
  • закрашивание (карандашом, кистью).

Хорошо, когда взрослый не просто показывает малышу, как водить по бумаге карандашом или кисточкой, а сопровождает творческий процесс понятными ему рассказами. Например, рисуя разные линии, взрослый предлагает изобразить дорожку, палочку и т. д. А волнистая линия – это уже речка или море, дымок из трубы домика, лесная тропинка. Важно, чтобы образы были знакомы ребёнку.

Смотрите видео, в котором педагог по ИЗО рассказывает о том, с чего следует начинать при обучении малышей рисованию

Как научить ребёнка рисовать поэтапно

Если вы решили научить ребёнка рисовать, будьте готовы к тому, что заниматься придётся много и регулярно. Именно так отрабатываются навыки. Родителям и самим придётся изображать картинки, ведь малышу нужно же на что-то ориентироваться. Ребёнок будет смотреть на рисунки, сделанные вами, и пытаться повторять их.

«Совет. Не нужно слишком упрощать задачу, рисуя предметы для ребёнка схематически. Если вы рисуете домик – то пусть он будет окружён густым лесом, цветами, забавными зверюшками. Рисунок должен быть ярким и привлекать ребёнка».

В поэтапном обучении рисованию важно озвучивание сюжета изображение. В этом случае хорошо подходят не только сказочные истории, но и стихи. Так вы ещё и поспособствуете развитию речевых навыков малыша.

Показывая, как рисуются простейшие линии и геометрические фигуры, постепенно преобразовывайте их на глазах у ребёнка. Так из круга будет получаться солнышко, из треугольника – крыша домика, а короткие вертикальные линии станут травой. Это основной принцип поэтапного рисования.

Смотрите, как можно легко показать ребёнку, как рисовать цыплёнка:

Знайте, что простое рисование быстро надоедает детям. Не ленитесь подсказывать и показывать ребёнку новые приёмы, предлагать новые образы для закрепления навыка поэтапного рисования. У заинтересованного ребёнка рисовать будет получаться всё лучше и лучше.

Возьмите в руки карандаш


Научите ребёнка правильной работе с карандашом

Чтобы правильно организовать обучение ребёнка рисованию карандашом, следуйте следующим рекомендациям:

  1. Научите малыша сначала держать карандаш в руке в правильном положении, а потом уже непосредственно к обучению рисованию.
  2. Сначала помогайте: водите руку малыша своей рукой.
  3. Начните обучение с прямых и волнистых линий, простых фигур, постепенно «оживляя» нарисованное.
  4. Как только малыш овладеет изображением простых крупных форм, постепенно усложняйте задания, предлагая ему заниматься рисованием мелких деталей: человечка возле дома или фрукты на дереве.

«Совет. Занимаясь рисованием, учите малыша узнавать цвета, правильно подбирать и комбинировать их».

Помните, что для закрепления навыка нужно регулярное повторение упражнений с карандашом.

Рисуем красками


Начиная знакомить ребёнка с красками, выберите акварель и гуашь

Советы родителям по обучению ребёнка работе с красками:

  1. Начиная знакомить ребёнка с красками, выберите акварель и гуашь. Эти краски безопасны для детей и легко отстирываются.
  2. Снабдите малыша кисточками разного размера, которые должны быть изготовлены из мягкого ворса. Хороши кисточки из шерсти пони и белки – они мягкие и недорогие.
  3. Запаситесь плотной бумагой для рисования. Формат листов А-3 идеально подойдёт для творчества дошкольников.
  4. Приобретите малышу специальный стаканчик-непроливайку для промывания кисточек. Такой стаканчик не запачкает ваш красивый ковёр, если малыш случайно столкнёт его со стола.
  5. Хорошо, когда есть палитра для смешивания красок. А в первое время сгодится обычная пластиковая тарелка.
  6. Первое занятие начните с рассказа о красках и кисточках. Лучше, если это будет сказка или даже небольшое театральное действо.
  7. Поведайте о цветах, подкрепив рассказ наглядными материалами (красочными картинками). Расскажите доступно, что каким цветом принято рисовать.
  8. Научите малыша удерживать кисть и пользоваться ею: держать в руке, набирать краску, наносить её на бумагу, ополаскивать кисть, промакивать её. Пусть сначала кроха поводит сухой кисточкой по бумаге, потренирует степень нажима и верность движений.
  9. Начните рисовать, используя поначалу один цвет. Пусть малыш нарисует линии – прямые и волнистые, штрихи, простые фигуры с замкнутыми контурами, которые можно раскрасить. Покажите, как делать примакивание.
  10. Учите поэтапно. Когда кроха овладеет рисованием одним цветом, добавьте ещё один, потом ещё один.


Постепенно ребёнок научится рисовать гораздо аккуратнее

Когда ребёнок будет рисовать уже двумя цветами, вы увидите, что рисунки не отличаются чёткостью и аккуратностью. Ничего страшного, ведь маленький художник ещё не совсем закрепил навык изображения чётких и аккуратных линий. Многозадачность ещё не под силу малышу: надо научиться работать двумя красками, не мазать, не выходить за контур, вовремя мыть кисточку, не лить воды. Постепенно ребёнок научится всё делать гораздо аккуратнее.

«Если обучением рисованию руководит опытный педагог, то он поспособствует развитию у малыша наблюдательности, творческого воображения, аккуратности».

Рисунки трёхлеток – хаотичны, так как предметное рисование им ещё не под силу. Не требуйте аккуратности рисования и максимальной схожести с реальными предметами: всё это будет постепенно сформировано, если малыш будет регулярно упражняться. Чтобы сохранить у ребёнка интерес к рисованию, нужно всячески поддерживать его и создавать позитивные ситуации, связанные с рисованием. Не ругайте малыша, если он испачкал красками одежду или ковёр. Устраните беспорядок вместе.

«Каждый ребенок — художник.

Трудность в том, чтобы остаться художником,

выйдя из детского возраста.»

Пабло Пикассо.

Сегодня каждому родителю и педагогу известна важная роль рисования для интеллектуального и эстетического развития ребенка. Рисуя, дети познают окружающий мир, его предметы и явления, выражают свои мысли и чувства, развивают творческие способности. Рисунок - это диалог ребенка с миром, и его значение невозможно переоценить.
В детстве рисуют все без исключения. Детские рисунки проходят эволюцию от каракулей и цветовых пятен до осмысленного изображения. Еще совсем недавно считалось, что обучение детей основам рисунка должно проходить по готовым шаблонам. На сегодняшний день эти представления устарели. Современная педагогика строится на поощрении детей к самостоятельности.
Дети обладают колоссальным интересом к рисованию, неистощимой фантазией и высокой активностью. Они сами придумывают и развивают сюжеты, составляют композиции, выбирают цвета, главное им не мешать и не навязывать свое, взрослое видение мира. Задача современного педагога в этом творческом процессе - направлять, объяснять суть и принцип работы, но при этом не ограничивать полет фантазии ребенка, не пресекать его самостоятельность.

Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов нет и быть не может. Обучение рисованию - это, не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Существуют лишь некоторые общие рекомендации, которые могут существенно облегчить задачу педагога, стать указательными знаками в его творческом поиске.
Основой изобразительного искусства является способность видеть окружающий мир во всем его многообразии, не обделяя вниманием даже мелкие детали. Обучение детей рисовать подразумевает не только и не столько ознакомление с основными техниками рисунка и обучение обращаться с инструментами и материалами.
Главная задача педагога - научить детей видеть вокруг себя красоту, даже в мелочах, даже в самых обыденных вещах. Научившись видеть предметы и явления, отозвавшись душой на красоту окружающего мира, дети получают материал для своих работ. Именно это и является эстетическим воспитанием и служит основой для любого детского творчества.
Обучая детей видению окружающего мира, педагог параллельно знакомит детей с основными средствами изображения различных предметов и явлений. Однако для более эффективного обучения необходимо знать некоторые возрастные особенности детского рисунка. Дети в своих рисунках не просто изображают окружающие предметы и фантазируют, они и выражают свое отношение к изображаемым вещам и явлениям.
Отношение может быть передано цветом, размерами, украшениями и так далее. Поэтому детские рисунки зачастую непропорциональны. Нарушение пропорций в рисунке - это не признак неумения ребенка рисовать, это информация о том, что он выделяет главным и что считает второстепенным. Кроме того, дети младшего возраста второстепенные для них вещи не рисуют вообще. Так, изображая лицо, ребенок может ограничиться только самыми заметными чертами - глаза, рот, волосы, а все остальное - упустить.
Что касается перспективы, дети научаются передавать расстояние только в более старшем возрасте и только после специального обучения. Рисунки детей дошкольного возраста плоские. Композиция детского рисунка не менее своеобразна - дети младшего возраста не выстраивают заранее план рисунка, а в процессе рисования заполняют свободное пространство на листе. При этом предметы рисуются каждый отдельно, не загораживая друг друга. Как рисовать перспективу, как строить композицию и обозначать масштаб, дети узнают позже, в школе, на уроках рисования.
При обучении детей рисованию педагог выбирает тему рисунка. Занятие может быть посвящено предметному рисунку (дети изображают какой-либо предмет), сюжетному (рисунок по заданному сюжету), декоративному рисунку (дети осваивают орнамент, его основные сюжеты и элементы) или рисунку на свободную тему. Приемы обучения детей рисованию для каждой возрастной группы будут различаться.
Обучение рисованию начинается уже с трехлетнего возраста. Дети младшей возрастной группы уже проявляют интерес к изображению на бумаге разных интересных для ребенка вещей. Каракули сменяются ассоциациями, а потом и предметами. Однако предметное рисование для малышей еще сложно, поскольку они легко отвлекаются, и легко теряют первоначальный замысел, придумывая новые подробности. В этом возрасте задача педагога - научить основам. Как правильно держать кисть и карандаш, как пользоваться красками, как ориентирован лист и так далее.
К основам относятся и элементарные способы изображения. Трехлетним детям нужно рассказать о геометрических фигурах, чем они различаются, какие предметы можно изобразить с помощью круга, квадрата, треугольника, овала. Дети обучаются проводить линии разных типов, использовать их в рисунке. В четырехлетнем возрасте при изображении и описании предметов дети уже могут охватить не один или два, а несколько признаков. В результате изображения обретают подробности, становятся более правдоподобными, в них присутствуют не только чистые цвета, но и начинают появляться оттенки. В этом возрасте дети уже овладели основными навыками рисования. Они умеют держать кисть и карандаш, уверенно пользуются красками.
Для четырехлеток предметное рисование уже более доступно, они могут довольно точно изображать предметы, с более сложным контуром, чем простая геометрическая фигура. В этом возрасте детей обучают новым приемам рисования (точки, мазки), вводится рисунок на заданную тему, подразумевающий изображение нескольких предметов на одном листе.

Пятилетние дети уже познают основы композиции, учатся выдерживать масштаб. При этом сами рисунки становятся более подробными и выразительными, однако предметы все еще остаются более-менее схематичными. Индивидуальные черты предметов дети научаются изображать в более старшем возрасте. обучение рисованию школьников предполагает совершенствование полученных ранее изобразительных навыков, а также получение новых. В этом возрасте дети учатся изображать перспективу, объем, свет и тень.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!