Это жизнь - портал для женщин

Природные заповедники и охраняемые территории в хмао. Нелюдное место

Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие по заповедникам ХМАО-Югра"

Иванова Светлана Радифовна, воспитатель АУ ДОУ ДСОВ №6 "Сказка" г.Радужный ХМАО-ЮГРА Тюменской обл.
Описание: данный конспект предназначен для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с заповедниками родного края - ХМАО-Югра. Занятие расширит и углубит знания детей об особо охраняемых территориях - заповедниках, расположенных в округе. К проведению занятия были привлечены родители воспитанников, их роль может вполне заменить воспитатель.
Цель: воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание, формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к родной природе.Образовательные:
-познакомить детей с заповедниками, расположенными на территории ХМАО-Югры;
-сформировать представление детей о растительном и животном мире заповедников;
-закрепить знания детей о заповедниках России и их назначении;.
Развивающие:
-развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление;
-развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
-развивать интерес к изучению родного края.
Воспитательные:
-воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу;
-воспитывать нравственно-патриотические чувства к Родине через экологическое воспитание;
-воспитывать бережное обращение к природе.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Предварительная работа:
1. Беседа «Знакомство с первым заповедником России»;
2. Просмотр презентаций о «Баргузинском» заповеднике;
3. Экскурсия в эколого-этнографический музей;
4. Беседа «По страницам Красной книги ХМАО», просмотр презентации «Красная книга России»;
5. Коллективная работа из пластилина «Заповедный лес»;
6. Лепка различных животных из пластилина;
7. Просмотр презентаций о различных заповедниках нашей Родины.
8. Чтение книги «Заповедники России».
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка «Мы в заповеднике шагаем».
Оформление: игрушки диких животных, искусственные деревья-ели, слайд-заставки «Природа Югры»
Оборудование:
- рассказ Н.Сладкова «Друг или враг»;
- заготовки для рисования схем;
- восковые мелки;
- телевизор;
- ноутбук;
- аудиозапись с пением птиц.
1. Вводная часть.
Звучит фонограмма с записью лесных звуков: кукует кукушка, журчит ручей. Воспитатель читает рассказ Н.Сладкова «Друг или враг».

Вошел человек в лес. Тихо в лесу, пусто вокруг. И кажется человеку, что он наедине с собой.
Но со всех сторон невидимо следят за ним настороженные глаза: кто это пришел в лес - друг или враг?
«Ружья нет! - решает рябчик.- Но, может, он петли хочет поставить? Лучше не покажусь».
«На охотника не похож,- думает белка.- Да вон палка в руке. Кто его знает? Лучше затаюсь».
«Покажись ему, а он еще, по незнанию, меня, безногую ящерицу-веретеницу, за ядовитую змею примет! Убьет ни за что».
«Ну я-то с ногами, всем видно, что я просто ящерица. А вдруг ему захочется проверить, как ящерицы хвост отбрасывают? Отбросишь хвост, а потом отращивай целый год!»
«Пусть себе идет - я и глазом не моргну! Будто меня и нет. А то для людей так: раз нос крючком, раз когти на лапах - значит, ты вредный ястреб. Пристукнет за вредность, доказывай потом, что ты полезная сова. За людьми надо глядеть в оба!»
«Нужен глаз да глаз! Чуть зазеваешься - сейчас тебя палкой, камнем или ногой. А за что? А так, чтобы не прыгал или на глаза не попадался. Вот и не покажусь. И не квакну».
Идет человек удивляется, почему никого не видно? Идет и обижается: чего они меня боятся, чего от меня прячутся – ведь я им ничего плохого не делаю!
И верно не делает. Но и хорошего тоже. А откуда лесным жителям знать, что он друг? На лбу у него не написано. Лесные жители верят только делам. Плохие дела – значит, враг. Хорошие дела – друг. А чему же им еще верить? Не словам же…

Вопросы по рассказу.
Воспитатель:
- По каким делам узнают друзей леса? (не шумит, не мусорит, не разжигает костры, не разоряет муравейники)
- А по каким делам узнают врагов леса? (разрушает грибницы, ломает деревья и ветки, разоряет гнёзда, шумит)
Растения и животные всегда были для человека щедрым источником пищи, лекарств, строительного материала. Природа отдавала человеку всё, а человек в ответ вырубал леса, загрязнял окружающую среду.
- Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны. Но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных и растений.
- Ребята, как вы думаете, что значит исчезающие?
Исчезающие - это такие виды, которых осталось очень мало, и они могут исчезнуть совсем, если не позаботиться об их сохранении.
- Для этого в нашей стране созданы заповедники.
- Ребята, давайте вспомним, что такое заповедники?
Заповедники - это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются. Это охраняе-мые человеком участки суши или водного пространства.
- Ребята, а как вы думаете, какая главная задача заповедников?
Главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека. Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают.
- Скажите, как называется профессия людей, которые работают в заповедниках? (Охотовед).
- А чем именно он занимается? (Охраняет, ведёт учёт численности, борется с браконьерами, подкарм-ливает животных и птиц)
Заповедники охраняются государством. В них звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно растут.
-Скажите, пожалуйста, чего нельзя делать в заповедниках?
Никто в заповедниках не охотится на животных и птиц, не ловит бабочек, не рвёт цветы, не вырубает деревья, в озёрах и реках, которые находятся в этих заповедниках, не ловят рыбу. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов, а также любая хозяйственная деятельность. Жизнь здесь течёт по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа. В заповедник люди приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
- Ульяна, поприветствуй, пожалуйста, заповедники всей России стихотворением.

Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес,
Ты полон свежести и все в тебе живое,
И сколько у тебя загадок и чудес!

Воспитатель:
- Ребята, какие заповедники России вы знаете? (Баргузинский, Астраханский, Кивач, Столбы, Баш-кирский, Приокско-Террасный, Уссурийский, Кроноцкий, Чёрные Земли, Алтайский).
- А как называется самый первый заповедник России? (Баргузинский)
- А изначально для сохранения какого животного он был создан?(баргузинский соболь)
- А как называется самый большой заповедник России? (Большой Арктический)

2. Основная часть.

Ребята, как называется наш край, в котором мы живём?
И на территории нашего края – ХМАО - Югра тоже есть заповедники.
Сегодня с одним из них вас познакомит Беневша Надировна, мама Сержика.
Рассказ о заповеднике.
«Этот заповедник имеет название Малая Сосьва. Назван так потому, что он расположен в долине реки Малая Сосьва. Создан этот заповедник 37 лет назад. На его территории много болот, мало озёр и много лесов. В лесах растёт сосна, ель, пихта, кедр, лиственница и берёза.
Итак, давайте с вами совершим небольшое импровизированное путешествие с помощью презентации, которую я для вас подготовила, и увидим животных, птиц, рыб и насекомых, обитающих в заповеднике Малая Сосьва».
Презентации «Путешествие в Малую Сосьву».


Воспитатель:
- А теперь давайте с вами поиграем в игру «Запрещается-разрешается», с помощью которого мы вспомним правила поведения в природе. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещает-ся» или «разрешается».
В лесу шуметь (запрещается)
Оставлять мусор в лесу (запрещается)

Собрать муссов в яму и закопать (разрешается)
Рвать букеты цветов (запрещается)
Ходить только по тропинкам (разрешается)
Ломать деревья и ветки (запрещается)
Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)
Разжигать костры в лесу (запрещается)
Сажать деревья (разрешается)
Беречь лес от пожара (разрешается)
Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)
Разорять птичьи гнёзда (запрещается)
Ловить бабочек и насекомых (запрещается)
Разорять муравейники (запрещается)
Разрушать грибницы (запрещается)
Даниил Р. подведёт итоги нашей игры с помощью замечательного стихотворения.

Добро пожаловать к нам в радостный и светлый дом!
Мы просим соблюдать порядок в нём:
Не мять траву, не рвать цветы, не нарушать природы красоты.
Живите в нём. Гуляйте в нём и будет добрым этот дом!

Воспитатель:
- В заповеднике «Малая Сосьва» сохранился такой вид редкого животного, которое обитает возле водоёмов, как западносибирский (североазиатский) речной бобр. Бобр занесён в особую книгу под названием Красная книга.
- Ребята, а кто знает, что это за книга? (Это книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды птиц, животных и растений. Она является предупреждением для всех людей, что эти животные и растения могут исчезнуть. А красный свет книги бьёт тревогу и напоминает людям об опасности.)
Оля прочтёт стихотворение, в котором говорится о том, что может произойти, если люди перестанут относиться к природе бережно.

Если я сорву цветок
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!

Физкультминутка «Мы в заповеднике шагаем».
-Давайте, ребята, немного отдохнём и представим, что мы с вами попали в заповедный лес.

Мы в заповеднике, друзья, (шагаем)
И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)
Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)
И каждый встрече с нами рад (киваем головой)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)
А это - высится сурово, как солдат (руки вверх)
Одно - раскидистые ветки простирает, (руки в стороны)
Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверх, качаются как ветки).

Воспитатель:
- Ребята, а теперь мама Димы Мария Дмитриевна хочет вас познакомить с ещё одним заповедником, который находится на территории нашего края.


«Ещё один заповедник, который находится на территории нашего округа - это Юганский заповедник. Он был основан 31 год назад. А причиной тому послужило то, что в 70-ые гг. прошлого века люди начали стремительно осваивать нефтегазовые месторождения и лесные массивы нашего края, что поставило под угрозу уничтожения лесов, болот, озёр и рек. Называется этот заповедник Юганский потому, что он находится в бассейне реки Большой Юган. На территории заповедника растут хвойные леса, в которых преобладают такие деревья, как ель, пихта и кедр. А также там есть много болот и озёр, в которых обитает много рыбы.
- А можно ли ловить рыбу в этих озёрах?
- А рубить деревья или ломать ветки?
Давайте с вами отправимся в ещё одно путешествие – в Юганский заповедник».
Презентация «Путешествие в Юганский заповедник».
Воспитатель:
-Заповедники - это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство, богатство нашей Родины, которым мы должны гордиться.
- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу?
(Конечно же, надо охранять разную природу в любом месте, где бы ты не находился: будь то у себя в родном краю или по дороге в отпуск, когда ты останавливаешься на отдых у края леса. Везде, где находится человек, он должен бережно относится к окружающей тебя природе.
Ребята, Димы сейчас прочтёт стихотворение, где ещё раз говорится о том, почему мы должны любить и беречь природу нашей Родины.

Стремительно вникая в опыт древних
И постигая суть его корней, я стойкости учился у деревьев,
А ловкости и силе у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб сосредоточенно молчать
Поэтому обязан я природу
От всех врагов достойно защищать.

Воспитатель:
- Давайте, ребята с вами сегодня придумаем и нарисуем специальные предупреждающие знаки о том, чего нельзя делать в лесу, у реки, в горах, у озера, на лугах и степях. А потом каждый пояснит свой знак.

3. Итог занятия.
- Ребята, с какими заповедниками нашего округа мы с вами сегодня познакомились?
- Кто нас познакомил с ними и помог совершить путешествие в заповедники «Малая Сосьва» и «Юганский заповедник»?
- Какие знаки вы сегодня нарисовали и что они означают?
- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

Географическое местоположение этого природного объекта находится в Ханты-Мансийском округе, а если быть точнее, то в Сургутском районе. Юганский заповедник был образован сравнительно недавно – в 1982 году. Основная цель природоохранного комплекса заключается в активном сохранении и изучении обитающих здесь биоценозов, присущих таежно-болотному массиву Среднего Приобъя.

Юганский заповедник был открыт после того, как стало ясно, что экосистема средней тайги может быть потеряна для российских ученых из-за продолжающего промышленного освоения близлежащих территорий. И дело здесь не только в проложенных дорогах и электросетях. Основная часть нанесенного ущерба заключается именно в химических выбросах, образованных во время добычи нефтяных продуктов.

Желающие посетить Юганский заповедник должны отправиться сначала в Сургут, а уже оттуда с помощью арендованного автомобиля можно будет добраться и до села Угут – центральной части природоохранного комплекса.

Сразу стоит отметить, что большая часть охранной зоны занимают леса. На втором месте стоит болотистая местность, которая играет не последнюю роль в формировании местных климатических условий и почв. Все крупные водоразделы, как правило, оказываются заболоченными, так что переправа по речкам может быть затруднительной. Однако, наиболее крупными водными артериями заповедника можно считать сильно извилистые реки Малый Юган и Негусьях.

На территории заповедника можно встретить немалое количество болотных озер. Как правило, они мелководны и обладают торфяным дном. Очень осторожно нужно проходить вдоль их берегов, так как они очень топкие. Наиболее крупными озерами подобного типа следует считать Кытнелор, Онтырлор и Колынлор.

В целом здешняя местность отличается равнинным рельефом. Однако, местами тут можно встретить слабо выраженные уклоны. Несмотря на этот факт, на территории заповедника не сформировалась густая сеть рек с мощным водопотоком.

Наличие избыточной влажности и слабой дренированности способствует к заболачиванию почв. По этой причине в природоохранном комплексе в основном преобладают почвы торфованного типа. Самую высокую точку можно встретить на юго-западе природного объекта – 102 м. над уровнем моря.

Особый интерес для ученых вызывает геологический разрез этой местности. Она состоит из двух ярусов. В качестве их фундамента выступают допалеозойские и палеозойские кристаллические породы. В свою очередь, нижняя часть покрыта мезокайнозойскими отложениями морского и континентального происхождения.

Основная часть местного ландшафта состоит из болотных комплексов и кустарничково-сфагновых болот. Последние включены в лесную ассоциацию вместе с кедром и сосной. Именно в этой нише можно встретить довольно редкие виды животных и растений. Ярким представителем местной флоры можно также считать и ельник. Кроме него на территории заповедника можно встретить такие растения, как:

  • свиридина сибирская;
  • птилиум гребенчатый;
  • черника;
  • майник;
  • вороний глаз;
  • жимолость;
  • рябина;
  • черемуха и мн. др.

Если в заповеднике и имеется луговая растительность, то ее численность невелика. Здесь в основном преобладают осоковые и болотные культуры. Во время инвентаризации природоохранного комплекса было выявлено 195 видов лишайников и 107 видов мхов. Неоспоримое господство отдается сосудистым растениям, которых здесь около 330 видов.

Что касается местной фауны, то тут особо охраняемым видом животных считается северный олень. Его популяция находится в прямом смысле на грани вымирания из-за частых нападений браконьеров и бесконтрольного скрещивания с одомашненными особями. Отдельного внимания заслуживают два вида птиц – кречет и беловая сова, обитающие лишь в условиях тундры. Кроме них на территории заповедника встречаются:

Помимо оленя на территории природного объекта охраняются следующие виды животных:

  • черный аист;
  • филин;
  • сапсан;
  • пискулька;
  • беркут;
  • кулик-сорока и т.д.

Общая территория Юганского государственного природного заповедника составляет почти 65 га. Однако, под охраной сотрудников государственного учреждения находится гораздо большая часть земли – 93,8 га. Значительная часть денежных средств, выделяемых Правительством РФ, идет на ведение экологическо-просветительской деятельности. Главная цель этой работы состоит в том, чтобы сформировать у местного населения и приезжих туристов правильное понимание пользования рекреационными ресурсами ООПТ и бережного отношения ко всем представителям богатого растительного и животного мира, проживающим в условиях средней тайги.

Фотографии Юганского заповедника

В Западной Сибири, на одной из самых плоских равнин мира, в краю лесов и болот, знаменитых на весь мир месторождениями газа и нефти, богатством недр, находится один из крупнейших в нашей стране заповедников — Юганский.

Еще в начале XX века возникла идея об охране угодий Западной Сибири. Именно в это время началась активная разработка и освоение лесных и нефтегазовых запасов Среднего Приобья.

Государственный заповедник "Юганский": расположение

Заповедник находится в Сургутскогом районе Ханты-Мансийского округа. Его площадь в настоящее время составляет около шестисот тысяч гектаров, девяносто девять тысяч из них - охраняемые. Заповедник "Юганский" расположен в междуречье Малого и Большого Югана. Малый Юган является естественной северо-восточной границей заповедника.

Климатические условия

Влажный континентальный климат характеризуется большим диапазоном колебаний температур, который составляет почти 90 °C. Зима продолжительная и холодная. Средняя температура января -19 °С, но нередко морозы достигают отметки -55 °C. Лето короткое и при этом сравнительно теплое: средняя температура июля составляет +17 °C.

Территория

В конце мая 1982 года Совет Министров РФ принял решение о создании Юганского заповедника. По периметру он имеет двухкилометровую охранную зону площадью 98,9 тысяч гектаров. Территория заповедника очень ровная, почти плоская, максимальная высота над уровнем моря составляет 120 метров. Эта точка находится в южной части заповедника.

Вся территория немного наклонена к северу, к реке Обь рельеф плавно понижается. Перепад высот не превышает двадцати метров, но на междуречьях он меньше — не более семи метров. В эту равнину глубоко врезались долины извилистых рек. При таком пологом рельефе сток воды замедлен, что способствует образованию множества озер и болот, из которых берут начало многочисленные мелкие речки.

Река Малый Юган является восточной границей заповедника. Левая часть ее бассейна проходит по заповедной территории, а правая - за ее границами. Еще одна крупная река — Негусъях. Средняя и верхняя части ее бассейна находятся в западной части природного заповедника Юганский.

Болота

Главной ценностью заповедника, находящегося на границе Васюганья, пожалуй, одного из самых крупных болот на нашей планете, являются именно болота. Интересна история их образования. Процесс начался на этих территориях почти двенадцать тысяч лет назад и продолжается в наши дни.

Их основой стали многочисленные ложбины, которые заполнили талые ледниковые воды. В них стали задерживаться растения, что стало началом накопления торфа. Около двух-трех тысяч лет назад болота обрели облик, который сохраняется в общих чертах и сегодня.

Крупные болота Государственного природного заповедника "Юганский" представляют собой уникальные очень сложные системы, состоящие из возвышенных участков — гряд, а также более низких, нередко заполненных водой мочажин. Кроме того, здесь встречаются и небольшого размера озера. Гряды в среднем больше мочажин на двадцать пять—сорок сантиметров, а их ширина колеблется от двух до десяти метров.

Торфяной слой болот в заповеднике составляет в среднем около пяти метров, но на некоторых участках превышает десять метров.

Растительность

Растительный мир Юганского заповедника представлен 330 разновидностями сосудистых растений, 195 лишайниками, 107 мхами. В поймах растительность в основном представлена ельниками зеленомошными с кедром и пихтой. Здесь часто встречаются березняки, нередко второй ярус составляют темнохвойные породы и подрост.

Сплошной моховой покров образован птилиумом гребенчатым, плевроциумом Шребера, гилокомиумом блестящим, а также кустарниками: брусникой и черникой, жимолостью, свидиной сибирской. Луговая растительность представлена в меньшей степени. В речных долинах площади лугов невелики. По своему геоботаническому составу луга можно разделить на несколько типов:

  • болотно-осоковые;
  • вейниковые;
  • осоково-канареечниковые;
  • злаково-разнотравные.

Обычно злаковое разнотравье представлено ползучим пыреем с небольшой долей осоки.

Численность животных в Юганском заповеднике

Фауна позвоночных животных в заповеднике насчитывает 269 видов. Большую часть из них (216 видов) составляют птицы. На территории заповедника гнездится 134 вида. Кречет и белая сова встречаются зимой, 45 видов залетает на территорию заповедника весной и осенью, а ещё 30 видов входят в так называемую залетную группу: это птицы, попавшие на эту территорию случайно.

Подавляющее число птиц улетает на зиму в теплые края, а на зиму остаются лишь те, которые приспособились к суровым и голодным зимам — таковых орнитологи насчитали около сорока видов. Как правило, это мелкие куриные, воробьиные птицы (рябчик, глухарь, куропатка, тетерев), дневные хищники, а также некоторые виды сов.

На сегодняшний день в Юганском заповеднике насчитывается сорок видов млекопитающих. Больше половины из них — это грызуны и бурозубки. Из хищников наиболее многочисленно семейство куньих — восемь видов. Самый привычный обитатель заповедной территории — соболь, который любит пойменные леса с большим количеством кормов. Значительно реже встречается колонок.

В реках заповедной зоны встречается выдра и американская норка. Крупных куньих представляют барсук и росомаха, мелких — ласка, которая наиболее распространена. Численность лисы и волка, как, впрочем, и всех хищников, зависит от количества кормов, поэтому чаще всего она невысока. Очень редко в заповеднике и на прилегающих территориях встречается рысь. Ее численность ограничивается количеством зайца-беляка и высотой снежного покрова.

Повсеместно в заповеднике встречается медведь, но предпочтение косолапый отдает пойменным лесам, где для него находится больше кормов. Парнокопытные травоядные представлены северным оленем (лесной подвид) и лосем.

Самые таинственные обитатели заповедника — летучие или рукокрылые мыши. В заповеднике зафиксировано два вида: двухцветный кожан и северный кожанок. Из других позвоночных в заповеднике обитают: четыре вида земноводных (обыкновенная жаба, углозуб, сибирская и остромордая лягушки) и два вида пресмыкающихся


ЧТО ТАКОЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ? Особо охраняемые природные территории (ООПТ) участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.


ООПТ - ХМАО ЮГРЫ На территории ХМАО - Югры находится 2 государственных природных заповедника, находящихся в федеральной собственности: « Малая Сосьва » и « Юганский ». В округе образовано 4 природных парка: « Нумто », « Кондинские озера », « Сибирские Увалы », « Самаровский Чугас ». В Югре действует 11 государственных природных заказников. Также имеется 7 памятников природы. Все они имеют региональное значение и небольшую площадь - от 100 га (« Чеускинские кедровники ») до 1000 га (« Система озер Ун - Новыинклор, Ай – Новыинклор »).


ПРИРОДНЫЙ ЗАПОВЕДНИК « ЮГАНСКИЙ » Заповедник расположен в центральной части Западно - Сибирской равнины, в бассейне реки Большой Юган (левый приток Оби), в Сургутском районе ХМАО - Югры. Юганский заповедник создан для сохранения и изучения практически не нарушенных экосистем Среднего Приобья - задача более чем актуальная в связи с продолжающимся активным освоением нефтегазовых и лесных ресурсов Западной Сибири. Организация заповедника происходила в момент наибольшей интенсификации нефтедобычи, и, по данным предварительной рекогносцировки, Юганский заповедник является единственным относительно нетронутым участком в этом районе Тюменской области.


ПРИРОДНЫЙ ПАРК « САМАРОВСКИЙ ЧУГАС » Природный парк " Самаровский чугас " находится, в центральной части Западной Сибири, вблизи слияния двух могучих рек Обь и Иртыш. В 70- е годы город Ханты - Мансийск и Ханты - Мансийский район начал бурно развиваться, что повлекло к разрушению экосистем окрестных природных комплексов, в том числе и кедровых лесов на Самаровской горе. По инициативе общественности и в соответствии с Постановлением Правительства Ханты - Мансийского автономного округа, 17 января 2001 года было зарегистрировано Учреждением Природный парк " Самаровский чугас " в задачи которого вошли: охрана природных экосистем, сохранение и изучение историко - культурного наследия, экологическое просвещение и научно - исследовательская деятельность.


ОЗЕРА АЙ - НОВЫИНКЛОР И УН - НОВЫИНКЛОР Ханты именуют озеро Ун - Новыинклор, что означает Большое Светлое. По соседству находится другое озеро Ай - Новыинклор, то есть Маленькое Светлое с такими же природными качествами. Светлое озеро поилец белоярцев. По мере того как город разрастался, население увеличивалось, потребность в воде росла. Озеро стало мелеть. Чтобы не потерять уникальный водоем, необходимо было принять неотложные меры. С помощью экологов здесь была создана особо охраняемая территория регионального значения « Системы озер Ун - Новыинклор и Ай - Новыинклор ».

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры«Леушинская школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект занятия по теме

«Природа и заповедники ХМАО-Югры»

для воспитаников ГПД № 8 (6а-7 классы)

«Природный парк «КОНДИНСКИЕ ОЗЕРА»

Составитель: воспитатель

I квалификационной

с. Леуши, 2017г.

Тема : « Природный парк «Кондинские озера»

Цель : создание условий для формирования знаний детей о природе родного края, его красоте и уникальности

Формировать ответственное и бережное отношение к родной природе;

Развивать эмоциональную сферу детей

Воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы .

Ход занятия .

    Орг. момент

Воспитатель : Ребята, сегодня вас ждёт увлекательное занятие! Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

    Введение в тему

Воспитатель : Ребята, скажите, где мы с вами живём? Как называется наш округ? (Ханты-Мансийский автономный округ.)

Воспитатель : «Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами…

И охранять природу – значит охранять Родину» (М. М. Пришвин) .

    Новая тема.

Воспитатель : Природа имеет важное значение в жизни каждого человека : ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.

Ну-ка, кто из вас ответит :

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.

(солнце)

Воспитатель : Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

(Ответы детей) .

Воспитатель : Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он - невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(воздух)

Воспитатель : А без воздуха можем мы прожить?

(Ответы детей) .

Воспитатель :

Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я.

Кто такая?

(вода)

Подмигнет тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий.

(ягода)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

(гриб)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком

И поделится медком.

(пчела)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (рыба)

Воспитатель : Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба все это - природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека.

А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

Ответы детей.

Воспитатель : А как человек помогает природе?

(Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)

Воспитатель : А могут ли люди погубить природу?

Ответы детей. (Загрязняют реки, вырубают леса, отлавливают животных и т. д.)

Воспитатель : Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся, нанося огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды животных и растений, которые мы можем увидеть в Красной книге .

Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.

Более ста лет назад был издан закон, который позволил создавать Особо охраняемые природные территории

Воспитатель : -Ребята, а вы знаете, что в нашем округе четыре особо охраняемых природных территорий.

Заповедник «Малая Сосьва»

Заказник «Верхне-кондинский»

Памятник природы «Озеро Ранге-Тур»

Природный парк «Кондинские озера»

Природный парк окружного значения «Кондинские озера»

Парк создан с целью сохранения водной системы озер Арантур, Пон – Тур, Рани – Тур и прилегающих территорий с расположенными на них природными ландшафтами, историческими и археологическими памятниками культуры. На территории парка произрастает 328 дикорастущих видов сосудистых растений, из них 80 видов обладают лечебными свойствами. Основу фауны составляют : соболь, лось, горностай, заяц-беляк, бурундук, ласка. В парке зарегистрировано 37 видов млекопитающих, 178 видов птиц.

(Слайд 1)Природные парки: Кондинские озера Образованный как районное учреждение 22 июня 1995 года, природный парк "Кондинские озера" в ноябре 1998 года получил окружной статус

(Слайд 4) Для Кондинских озер наиболее остро стоит проблема, связанная с разработкой месторождения нефти. Создание и отработка экологически грамотного использования недр - одна из интереснейших и непростых задач.

(Слайд 5) Основу территории природного парка составляет система озер, расположенных вдоль левого берега реки Конда, включающая в себя озер

а Арантур, Пон-Тур, Ранге-Тур. Сравнительно большая озерность является отличительной особенностью природного парка.

(Слайд 6) Самое большое озеро – Арантур (в переводе с мансийского Оленье озеро). Его площадь составляет 1165 га, при этом средняя глубина всего около полутора метров. Озера Арантур, Пон-Тур, Лопуховое, Круглое соединены между собой протокой Ах и образуют единую озерно-речную систему.

(Слайд 7) Территория природного парка значительно заболочена: болота занимают около 50 %.

(Слайд 8) Самая распространенная древесная порода - сосна обыкновенная или лесная. Малотребовательность к теплу и влаге, устойчивость к огню и способность быстро восстанавливаться после пожара позволили ей широко распространиться на сухих песках и на моховых болотах

(Слайд 9) Небольшие по площади участки пойменных лесов и луговины по берегам речек, озер и стариц отличаются наибольшим видовым разнообразием растительности, что делает их очень живописными летом и осенью. Всего на территории природного парка произрастает 328 видов дикорастущих видов сосудистых растений.

(Слайд 10) Основные представители фауны природного парка - типичные "таежники": соболь, лось, горностай, ласка, заяц-беляк, белка. Но здесь же встречаются и те виды млекопитающих и птиц, которые характерны для северной тайги и тундры (росомаха, таежный подвид дикого северного оленя, белая куропатка, гусь-гуменник и др.).

(Слайд 11) Особого внимания требует к себе североазиатский речной бобр. Предполагается существование постоянного местообитания бобров на р.Лемья в северной части природного парка, а в период весенне-летних сезонных кочевок возможно проникновение отдельных особей бобра по р.Ах в систему Кондинских озер.

(Слайд 8) Под угрозой исчезновения находится и дикий северный олень. С 1995 года полностью запрещена охота на дикого северного оленя до восстановления его промысловой численности.

(Слайд 13) Кроме того, на территории природного парка отмечены 5 видов птиц, занесенных в Красную книгу: краснозобая казарка, скопа, беркут, сапсан и орлан-белохвост. (13)

(Слайд 14) Изобилие грибов и ягод в лесах и на болотах парка привлекают в июле-сентябре очень большое количество грибников и ягодников

    Физкультминутка «Мы в заповеднике шагаем».
    -Давайте, ребята, немного отдохнём и представим, что мы с вами попали в заповедный лес.
    Мы в заповеднике, друзья, (шагаем)
    И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)
    Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)
    И каждый встрече с нами рад (киваем головой)
    Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)
    А это - высится сурово, как солдат (руки вверх)
    Одно - раскидистые ветки простирает, (руки в стороны)
    Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверх, качаются как ветки).

    Закрепление

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу ? (Ответы детей) .

Воспитатель : Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

Для этого нужно запомнить несколько правил :

1. На природе запоминать увиденное .

2. Ходить по тропинкам.

3. Не ломать ветки деревьев.

4. Не топтать цветы, травы.

5. Не кричать, не включать громко музыку.

6. Не разорять птичьих гнезд.

7. Не ловить насекомых.

8. Не разрушать грибницы.

9. Не ловить мальков и лягушек.

10. Не ломать паутинки.

11. Не разжигать костров.

12. Не разорять муравейники.

Воспитатель:
- А теперь давайте с вами поиграем в игру «Запрещается-разрешается», с помощью которого мы вспомним правила поведения в природе. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещает-ся» или «разрешается».
В лесу шуметь (запрещается)
Оставлять мусор в лесу (запрещается)
Собрать муссов в яму и закопать (разрешается)
Рвать букеты цветов (запрещается)
Ходить только по тропинкам (разрешается)
Ломать деревья и ветки (запрещается)
Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)
Разжигать костры в лесу (запрещается)
Сажать деревья (разрешается)
Беречь лес от пожара (разрешается)
Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)
Разорять птичьи гнёзда (запрещается)
Ловить бабочек и насекомых (запрещается)
Разорять муравейники (запрещается)
Разрушать грибницы (запрещается)
6. Итог

Воспитатель:

Ребята, с каким природным парком нашего округа мы с вами сегодня познакомились?

Что бы вам хотелось узнать про свой родной край?

Какие правила буде соблюдать приходя в лес, на воемы?

(Стихотворение)

Добро пожаловать к нам в радостный и светлый дом!
Мы просим соблюдать порядок в нём:
Не мять траву, не рвать цветы, не нарушать природы красоты.
Живите в нём. Гуляйте в нём и будет добрым этот дом!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!