Это жизнь - портал для женщин

Пещера Чокурча: описание. Стоянки первобытных людей в Крыму

Крымский полуостров интересен не только поклонникам горного туризма и пляжного отдыха – это еще и царство археологов. Работы для них на Тавриде – непочатый край. Местные археологические памятники охватывают хронологически огромный период – от зари человечества до конца Средневековья. Стоянки древних людей в Крыму известны как древнейшие и богатейшие в России. Сегодня разберем главные из них.

Пещеры Ени-Сала: случайные находки

Стоянки каменного века – не , они не имеют внешней эффектности. Тем трудней их искать. Пещеры Ени-Сала на склоне были вообще отысканы случайно – в 1959 г. туда залезли любопытствующие школьники.

На склоне плато имелся целый комплекс пещер с археологическими материалами, но самые древние находки обнаружены в той из них, что прославилась под №2. В ней найдены следы костра, множество костей животных (как целых, так и пережженных), кремневые орудия и отходы их производства. Исследовательская деятельность показала, что возраст артефактов – минимум 50 тысяч лет. Тогда территорию Крыма населяли люди типа неандертальцев. Считается, что этот вид лишь ограниченно может быть отнесен к числу предков современного человека.

Работы в проводились в 1961 г. Ученые пришли к выводу, что люди жили тут не постоянно, а останавливались периодически – при охотничьих кочевьях. Такое поведение вполне типично для образа жизни неандертальцев.

Волчий грот: соседи волков

Стоянка эта найдена много раньше – не то в 1879-м, не то в 1880-м г. (точной информации нет). Честь первого исследования принадлежит К.С. Мережковскому. В то время, как его брат-однофамилец (Дмитрий Сергеевич) в литературной форме продвигал христианское мировоззрение, 24-летний студент-историк оказался настоящим материалистом. В пещере он обнаружил многочисленные изделия из кремня, а еще результаты производственных операций с этим камнем (мелкие отщепы и нуклеусы – болванки, от которых откалывали пластины для дальнейшего производства орудий).

По публикациям Мережковского, маститый специалист того времени по первобытной истории Г. Мартелье (Франция) датировал стоянку 100 тыс. лет до н.э. Современные историки несколько уменьшили этот срок, но все равно: представляет собой обиталище людей среднего каменного столетия, там точно проживали неандертальцы. Исследователи полагают, что он был временной охотничьей стоянкой и мастерской по кременной обработке. Кроме вещей из камня, в нем отыскали остатки костров и немало костных останков различных животных.

Стоянки древних людей в Сюреньских гротах

К.С. Мережковский приложил руку и к обследованию поселения современников, которые охотились на мамонтов (для этих слонов в были не идеальные условия). Сюреньские пещеры-навесы он изучил практически одновременно с предыдущей по списку полости. Позже, в 1934 г., масштабные исследования тут провела экспедиция Г.А. Бонч-Осмоловского.

Возраст памятника много меньше, чем Волчьего – он датирован поздним палеолитом, примерно 25-15 тысяч лет назад. В центральной Украине людей этого периода (они уже близки к современному типу) принято называть охотниками на мамонтов. Жители Сюреньских тоже были ловцами, но другой дичи – ученые выделили по костям 40 видов птиц, 37 различных типов млекопитающих (травоядных и хищных) и 4 разновидности рыб. Толщина культурного слоя позволяла считать, что древние зверобои жили в просторных, удобно расположенных пещерках более-менее постоянно.

Объект относится к числу хорошо исследованных, в нем работали многие археологи. В результате стало известно, что в каждой из пещерных полостей культурный слой является многослойным – тут жили представители нескольких древнейших культур. По состоянию на 1994 г. здесь раскрыто 15 стоянок периода завершающей части палеолита (40-10 тыс. лет назад). Имелись там и материалы среднего каменного века – мезолита (включая характерные миниатюрные кремневые отщепы и наконечники стрел).

Чокурча – едва не погибшая стоянка

Из-за внешней «непрезентабельности» некоторые стоянки первобытного человека в Крыму едва не были потеряны для науки. Такова судьба пещеры Чокурча, расположенной в городской черте . В 1927 г. в ней открыли остатки древнего постоя, Н.Л. Эрнст начал проводить исследовательские манипуляции, но был арестован, а дело забылось. В 1947 г. ей присвоили статус охраняемого памятника, но фактически никто за ней не следил.

Вместе с тем, Чокурча уникальна тем, что обитавшие в ней около 45 тыс. лет назад люди вели фактически оседлый образ жизни, что нетипично для первобытных охотников. Тут нашли мощный костровой слой, изделия из кремня, костную массу зверей. На своде под копотью удалось расчистить вырезанные изображения мамонта, солнца и рыбы.

Сейчас очищена от мусора стихийной свалки и «бомжатника», восстановлено охранное ограждение. Но большинство обнаруженного с раскопок исчезло при войне, а изображения на своде сильно повреждены. Энтузиасты предлагают превратить ее в экскурсионный объект. Но беда археологии палеолита в том, что древнейшие стоянки выглядят малоинтересно для обывателя.

Киик-Коба – легенда археологии Крыма

Некоторые древнейшие стоянки первобытных людей в Крыму давно вошли во все учебники археологии. Такова Киик-Коба – пещера в верховьях реки Зуя, открытая в 1942 г. Г.А. Бонч-Осмоловским.

Возраст ее – около 100000 лет. Кроме обычных для стоянок неандертальцев пепла, костей зверей и кремневых орудий, в ней раскрыли захоронение женщины и маленького (не старше года) ребенка. Но это были именно обрядные похороны, ибо мама и младенец были аккуратно уложены на бок в одинаковых скорченных позах. – одно из древнейших в мире мест захоронений неандертальца.

Стены этой украшают уникальные рисунки – изображения сцен охоты, а также древних животных. Они более позднего времени, но все равно являются огромной ценностью и редкостью. Их можно увидеть и сейчас.

Следы древних людей в Крыму хорошо отслеживаются в западной части полуострова. Логично предположить, что если нам, нынешним, хорошо в Крыму, потому что тепло, много фруктов и близко море, то первобытные люди в Крыму ещё скорее замечали эти преимущества маленького полуострова перед громадной голой степью. Они приходили сюда, с удивлением оглядывались и охотно обживали ничейную землю – населенные дичью леса, долины со съедобными плодами и травами, полноводные реки, удобные для рыбной ловли песчаные мелководья.

Люди молодого мира умело и старательно выбирали места первых стоянок. Им предстояло пить воду из этих речек, собирать в лесу орехи и ягоды, искать целебные травы на полянах. Им надо было охотиться, убегать или дружно отбиваться от хищных зверей, а потом и от врагов двуногих. Строить жилища, растить детей.

Неандерталец («человек умелый») появился на Крымском полуострове около ста тысяч лет назад. Обнаружены здесь и более древние следы пещерного человека – находки кремневых скребков и рубил времен раннего палеолита. Очень возможно, что эти орудия труда принадлежали питекантропу («человеку выпрямленному»), который пришел в Крым из Северной Африки 800 тысяч лет назад.

Стоянку людей каменного века обнаружили под одним из скальных навесов на окраине Бахчисарая, где люди появились, как минимум, 40-50 тысяч лет назад.

Первые в Западном Крыму стоянки человека разумного – кроманьонца – относятся к эпохе мезолита. Люди той поры делали кремневые резцы, ножи, скребки, шили костяными иглами одежду из шкур. Они уже изобрели гарпун, лук и стрелы, приручили собак и на охоту часто выходили по одному или небольшими группами, учась выслеживать и подстерегать дичь. Мужчины охотились и били острогой рыбу в реках и море. Женщины выполняли домашнюю работу – готовили, шили, ухаживали за детьми, приручали принесенных из лесу детенышей диких животных. Так в хозяйстве появились коровы, овцы, козы, лошади, собаки, домашние кошки.

Небольшую стоянку людей каменного века нашли в 1934 году на берегу озера Сасык-Сиваш. Сохранились мелкие орудия: кремневые ножи, скребки, наконечники стрел. Обитатели той стоянки строили деревянные шалаши, хранили пищевые продукты в земляных ямах, умели сверлить и шлифовать орудия труда из камня, лепить из глины и обжигать на огне горшки и чаши, изредка даже украшая их примитивным орнаментом.

Арсенал охотника состоял из легких копий (дротиков), лука и стрел. Женщины научились прясть и ткать, а мужчины, помимо охоты и трудоемкого собирательства, стали заниматься скотоводством и земледелием. На зиму племя перекочевывало в предгорья, где можно прятаться от дождя и снега в гротах и пещерах.

Мир животных и растений предгорья был несравненно богаче Предгорья и тогда был несравненно богаче прибрежного. В тех долинах выше и гуще леса, плодороднее почва, больше воды и рыбы в реках. Понимают это и теперь, когда сельское хозяйство перестало быть главным источником дохода. К морю едут туристы – вот и пустеют степные и предгорные села.

Древние находки в Крыму

Подъезжая к Качи-Кальону, путешественники обычно выходят на остановке «Второе Предущельное», чтобы разглядеть на скале Таш-Аир красные рисунки первобытных людей долины. Этим изображением людей и животных от трех до семи тысяч лет. Напротив пещерного городища, в Алимовой балке, сохранились на скале рисунки, выполненные красно-бурой охрой – всадник на быке и три длиннорукие человеческие фигуры.

На плато Мангуп обнаружены орудия труда людей медно-каменного и бронзового веков. Возможно, ещё тогда они начали вырубать в известняке первые жилые помещения, дав начало группе главных крымских чудес под названием «пещерные города».

Крымские курганы

В сознании людей энеолита (медного века) появились, от страха перед природой и от надежды повлиять на неё, первые размышления о загробной жизни и первые представления о высших силах – прообразах будущих богов. Узнали об этом при изучении погребальных обрядов. Ученые Института археологии в 1960-1970 годах обнаружили в Западном Крыму курганы – захоронения медно-каменного века, эпохи бронзы и раннего железа. Это своего рода «пирамиды», хотя не столь величественные и таинственные, как египетские, которых, по образному выражению историков, боится само Время. Крым давно привлекают археологов, только их, к сожалению, часто опережают грабители.

Один курган обнаружен вблизи озера Донузлав, другой у поселка Заозерный, к северо-западу от Евпатории, ещё несколько – на Тарханкуте. По обычаям того времени в могилу ставили лепные глиняные сосуды, клали каменные топоры, терки, молотки, копьевидные бронзовые ножи, вырезанные из кости украшения. Самого покойника, уложенного на спину или на бок, обильно посыпали охрой.

В одной из могил археологи откопали примитивную деревянную соху и установили её возраст. Это дало основание говорить о зарождении пахотного земледелия на Крымском полуострове еще в конце третьего тысячелетия.

В другом захоронении нашли останки древнейшего музыкального инструмента – флейты. Кем был её владелец? Шаманом? Музыкантом? В стенках некоторых ящиков-могильников, под евпаторийскими курганами были просверлены небольшие (диаметром 5-7 см и глубиной 3-4 см) углубления в виде чашечек. Они служили для жертвоприношений: в них собирали тёплую кровь животных. Великими мастерами были каменотесы! Плиты подогнаны так, что между ними не вставить и лезвия ножа. Многие могильные ящики расписаны красной краской по черному или белому фону; в основном изображены несложные геометрические орнаменты. Свои жилища люди тоже могли украшать такими узорами.

Донузлавский и Заозерский курганы были обнесены кругом из камня, образуя примитивный кромлех. Вероятно, он был олицетворением самого первого божества – Солнца. Над некоторыми захоронениями возвышались продолговатые каменные стелы. Очень приблизительно, схематично передавали они очертания человеческих тел.

Черные археологи

Все ценные экспонаты, что погребены в курганах, должны быть когда-либо найдены и помещены в археологические музеи. Но приезжают к этим древним «черные археологи», останавливаются под видом туристов, разбивают у подножия кургана палатку – эдак, на недельку… А после отъезда остается в земле черная дыра и перекопанный, опустевший курган, под которым уже нечего делать ученым. Драгоценные предметы старины отправляются за рубеж, на рынки и в частные коллекции.

Когда появился в Крыму первый человек? В учебниках пишут, что произошло это великое событие от ста до трехсот тысяч лет назад. Однако ялтинский ученый Сергей Жук поставил официальную науку в тупик, найдя на Южном берегу большие коллекции орудий труда, которым не меньше восьмисот тысяч лет.

Неандерталец

Они могли принадлежать только питекантропам . Питекантроп — это обезьяночеловек, «человек выпрямленный». В Восточном Крыму таких находок не было.

Известно, что в удобных для жилья пещерах крымских предгорий селились неандертальцы . Неандертальцы (от названия немецкой долины Неандерталь, где впервые в 1856 году были найдены останки такого человека) — древние люди, жившие 250-35 тысяч лет назад.

В Крыму открыты 15 стоянок древних людей, из них несколько — в восточной части. Самая древняя из таких пещер, под карнизом высокого плоскогорья над рекой Зуя, называется Киик-Коба (Пещера дикаря). В 1924 году археолог Г.А.Бонч-Осмоловский обнаружил здесь следы жизни древнего человека: кремневые орудия, золу доисторических костров, кости животных. Этим находкам 100-150 тысяч лет. В открытой к югу пещере люди укрывались от северных ветров, прятались от дождя и снега. Даже совсем нежаркое зимнее солнце понемногу обогревало их неуютное примитивное убежище. Рядом с Киик-Кобой пробивался родник, а в самой пещере археологи нашли погребение женщины и годовалого ребенка.

В 1879 году студент К.С.Мережковский близ села Мазанка обнаружил еще одну пещерную стоянку людей древнекаменного века — «Волчий грот ». На территории России это был первый памятник времен древнего палеолита. Палеолит — древний каменный век. Это время эволюции от питекантропа до кроманьонца. Позже следы неандертальцев нашли недалеко от Судака, в Новом Свете, у мыса Меганом.

По остаткам окаменелых костей неандертальцев, обнаруженным в разных странах, можно представить себе облик первых поселенцев Восточного Крыма. Неандерталец был невысок, ходил на коротких ногах, слегка сгибая их в коленях, и для большей устойчивости широко расставлял пятки. Небольшие зоркие глаза его прятались в нависающих надбровных дугах, а по форме нижней челюсти, тяжелой и почти не выступающей, определялась явная способность к речи. Коллективная загонная охота и сложные родоплеменные взаимоотношения (а в племени было 50-100 человек) развивали не только сложный и важный инструмент общения, как речь, но и мозг; в ту пору его объем был 1400см³.


Кроманьонец

Постепенно климат в Крыму становился теплее. Ледник отступал на север, а за ним откочевывали привычные к холодам животные. Зато появились новые озера, их заселили водоплавающие птицы. Добывать мясо стало сложнее, охота на мелкую дичь потребовала большей изобретательности, а значит, лучшего развития мозга. Так стал формироваться кроманьонец . Кроманьонцы (по названию грота Кро Маньон во Франции) — люди современного типа. Они жили в Европе 35-8 тысяч лет назад. Он был высок, ходил прямо. В лице его появились тонкие человеческие черты: высокий и широкий лоб без массивного надбровного валика, прямой нос, выступающий подбородок. Он научился мастерски обрабатывать камень, готовить из раздробленной кости острые шила, проколки, наконечники для стрел и дротиков, остроги и гарпуны.

Усложнились не только орудия труда и охоты — изменились общественные и производственные отношения. Возникла родовая матриархальная община, появились зачатки религии, зародились наскальная живопись и миниатюрная скульптура. Люди вышли жить на равнины. Поселки их полуземлянок-полушатров из веток и костей животных располагались вблизи рек, а пещеры служили для них только временными убежищами на случай непогоды или святилищами, где совершались магические культовые обряды.

В эпоху мезолита человек изобрел лук со стрелами, приручил собаку, и охота из коллективной облавы постепенно превратилась в индивидуальный промысел. У одних лучше получалось подстерегать и выслеживать дичь, другие предпочитали добывать с помощью гарпуна или остроги рыбу. А у жилищ, в загонах, подрастали подобранные на охоте жеребята, детеныши горных коз и диких кабанов. Следы таких стоянок обнаружены к северу от Судака и в окрестностях Нового Света.

В пятом тысячелетии до нашей эры начался новый каменный век — неолит . На Керченском полуострове, в степи и в предгорьях Восточного Крыма появились десятки кратковременных, вероятно, сезонных стоянок. Люди жили небольшими поселками в деревянных шалашах, занимались земледелием и загонным скотоводством. Уже одомашнили свиней, коз, овец, лошадей и крупный рогатый скот, а в быту использовали грубую глиняную посуду ручной лепки. Люди еще не перешли к оседлой жизни: весною племена уходили в степи с высокими травами, на ровные, пригодные для земледелия площадки, а на зиму искали приют под навесами скал и в гротах предгорий.

За новокаменным веком пришла эпоха меди — энеолит . В Крыму это первые три века II тысячелетия до нашей эры. Затем наступил бронзовый век (с конца II до начала I тысячелетия до нашей эры). В медный и, особенно, в бронзовый век жители Восточного Крыма занимались скотоводством и земледелием. Они научились впрягать в ярмо быков и лошадей, землю засевали ячменем и пшеницей и получали неплохие урожаи. В эпоху ранних металлов расцвели «аграрные культы» (поклонение Солнцу и божеству плодородия). В Крыму начал распространяться культ самого ценного в стаде животного — быка.

Рассказы по истории Крыма Дюличев Валерий Петрович

ПЕРВОБЫТНЫЕ СТОЯНКИ

ПЕРВОБЫТНЫЕ СТОЯНКИ

Благоприятные природно-климатические условия Таврики способствовали тому, что уже в глубокой древности человек начинает обживать полуостров. В Таврике, особенно в горном и предгорном районах, были все необходимые условия для жизни древнейшего человека: мягкий и теплый климат, большое количество сухих теплых пещер, наличие источников воды, богатые флора и фауна.

В результате археологических исследований в Крыму было обнаружено большое количество стоянок древнейших людей. Учеными установлено, что человек на территории нашего полуострова проживал начиная с древнекаменного века, более 300 тыс. лет тому назад (в эпоху ашель). В это время климат был сухим и теплым, богатая растительность и большое количество разнообразных животных позволяли с успехом заниматься собирательством и охотой. Найденные кости животных говорят о том, что древнейшие жители Таврики охотились на мамонта, антилопу, оленя, зубра, других животных.

Главному занятию людей того времени - загонной охоте - способствовал рельеф местности - отвесные скалы, пещеры, гроты и т. п.

Большинство стоянок этого времени находилось в юго-западном и юго-восточном районах Крыма. Они располагались на склонах гор, защищенных от холодных ветров и прогреваемых солнцем, вблизи источников и рек, рядом с залежами кремня. На этих стоянках археологами были найдены двусторонне обработанные орудия - ручные рубила длиной до 15-20 см. Человек того времени уже овладел огнем и умел поддерживать его длительное время.

Каждое такое пещерное поселение являлось осенне-зимним обиталищем в укрытых узких долинах горных рек, недалеко от выхода их на пониженные участки рельефа - основные охотничьи угодья.

Подсчеты обжитых площадей в скалистых убежищах, количество и размеры обнаруженных в них очагов и другие данные показывают, что в пещерных поселениях проживали по 2-4 семьи, численностью по 6-7 человек. Примерная плотность населения в Крыму была такова: 1 человек на 60 квадратных километров.

Сравнительно высокая плотность мустьерского населения на единицу площади в Крыму объясняется рядом его преимуществ перед более северными территориями. Крым отличается от них сравнительно мягким климатом, более длительным вегетативным периодом в развитии растений и сезонными скоплениями мигрирующих с севера копытных животных.

В исследованных пещерных стоянках Крыма сохранились слои со следами древнейших культур, залегающие в стратиграфическом порядке, т. е. последовательно снизу вверх, от наиболее древних к поздним. В этих слоях часто заметны линзы очагов с золой и угольками, множество костей животных, ставших охотничьей добычей неандертальцев, вкрапления красной охры, употреблявшейся людьми для татуировки тела.

В 1924 году археологами был открыт грот Киик-Коба. В нем, помимо большого количества различных остатков деятельности древнего человека, были обнаружены и сами части скелетов древних людей. Грот Киик-Коба образовался под воздействием просачивания грунтовых вод и выветривания породы. Размещается грот под карнизом высокого плоскогорья, одного из отрогов Долгоруковской яйлы, на высоте около 90 метров над горной речкой Зуей. Грот хорошо скрыт в лесных зарослях и среди скалистых обвалов. Недалеко от грота вытекает источник, которым; несомненно, пользовались древнейшие люди.

На жилой площади грота, перекрытой нависающим скальным потолком, сохранились и следы древних очагов, в нижнем слое выявлен один очаг, в верхнем - три очажка. Повсюду в границах жилой площади встречается расколотый кремень, каменные орудия труда, кости животных, угольки. Орудия из нижнего слоя более примитивны, чем из верхнего. Это связано, видимо, с тем, что древнейшие обитатели верхнего слоя из грота Киик-Коба хорошо освоили различные способы охоты на крупную и мелкую дичь. Пользуясь дротиком, а возможно и огнем, они широко применяли загонную охоту на обрывах скал. По найденным в гроте костям определено более 110 видов различных животных, в их числе около 50 видов птиц.

Основными промысловыми животными были мамонт, зубр, сайгак, гигантский и благородный олень, шерстистый носорог, дикая лошадь, дикий кабан и др.

В гроте Киик-Коба обнаружена часть скелета женщины, захороненной в несколько согнутом положении, на боку, в специально выдолбленной в скалистом полу яме. Около захоронения женщины был погребен почти годовалый ребенок, тоже положенный в скорченном, «утробном», положении. Подобные захоронения встречаются и на других древнейших стоянках Крыма. Вероятно, у древнейших людей в Крыму уже выработалась определенная обрядность при захоронениях. Очень возможно, что обрядность эта связана с ранними формами религиозных представлений, с идеями возрождения, обратимости. Размещение усопших на месте жилья предполагало сохранение кровнородственной их связи с живущими и отражало отсутствие страха перед умершими или, по древним представлениям, «отошедшими ко сну».

Широкую известность получили и другие стоянки древнейших людей, обитавших в Крыму, в которых были найдены орудия труда, костные останки животных и скелеты людей. К таким стоянкам относятся: Старосельская - близ Бахчисарая, Заскальная - около Белогорска, Волчий грот - недалеко от поселка Зуя, Качинский и Сюреньский навесы - в Бахчисарайском районе, Мурзак-Коба - на речке Черной, Фатьма-Коба - у Байдарской долины и другие.

В среднекаменном веке (мезолит) существенно изменились орудия труда, они представляли собой небольшие кремневые изделия в виде сегментов, трапеций и треугольников. Животный и растительный мир полуострова стал близким к современному. Значительно уменьшилась численность стадных животных. Это видоизменило методы охоты, большую роль стала играть индивидуальная охота. Изобретенный в позднекаменном веке лук стал излюбленным оружием охотников. Основными объектами охоты стали косули и кабаны. В этот период развивается рыбная ловля.

Человеком уже была приручена собака. Археологами обнаружены костные останки свиньи и быка, эти животные в Таврике были приручены раньше, чем на Ближнем Востоке. Постепенно зарождается скотоводство.

Стоянок этого периода в Крыму достаточно много. Наиболее известные Алимовский навес, Кукрек, Фатьма-Коба, Мурзак-Коба, Таш-Аир I, Замиль-Коба I, Сюрень II и др.

Важнейшим признаком новокаменного века (неолит - с V тысячелетия до н. э. до появления металлических изделий) является широкое использование глиняной посуды. Роль скотоводства в это время увеличивается. Собирательство постепенно уступает место земледелию.

В период энеолита и бронзового века (со второй половины IV до начала I тысячелетия до н. э.) ведущими отраслями хозяйства становятся скотоводство и земледелие. Это приводит к увеличению роли мужского труда. Стали развиваться ткачество и прядение.

В бронзовом веке на полуострове развивается целый ряд курганных культур: ямная, кеми-обинская, катакомбная, белозерская, срубная, многоваликовая, сабатиновская. Исследователи утверждают, что эти культуры носят пришлый характер, за исключением кеми-обинской, сабатиновской и белозерской.

Древнейшие люди Крыма в трудном и упорном труде сумели приспособиться и выжить в сложных условиях. Научились изготавливать орудия труда, охотиться, вести хозяйство.

Вопросы и задания

1. Когда на территории Крыма появился первый человек?

2. Чем объясняется высокая плотность населения в Крыму в древние времена?

3. Что находят археологи при раскопках древнейших стоянок людей?

4. Расскажи о стоянке Киик-Коба и ее обитателях.

5. Составь устный рассказ о жизни древних людей Крыма.

Из книги Путешествие в древний мир [Иллюстрированная энциклопедия для детей] автора Динин Жаклин

ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ Археология Находки из прошлогоАрхеологи узнают о прошлом, раскапывая руины старинных сооружений или места, где давным-давно жили люди. Они исследуют найденные предметы, чтобы по мозаичным кусочкам составить картину прошлого.Люди всегда интересовались

Из книги Повседневная жизнь охотников на мамонтов автора Аникович Михаил Васильевич

Первобытные святилища и «школы» Знания, касающиеся мифической эпохи, а также изображения и ритуалы с нею связанные, считаются в архаическом обществе священными - как и сами события. Священными - это значит тайными, запретными для всех непосвященных, для детей и женщин.

Из книги Бизерта. Последняя стоянка автора Ширинская Анастасия Александровна

Глава XVII От последней стоянки осталось лишь воспоминание Каким оживленным городком была Бизерта в довоенные годы!Дома выходили за пределы города: за квартал Андалузцев, к Корнишу на север; в Зарзуну на юг, где предполагалось строительство рабочего поселка. Новый

Из книги Покорение Сибири. От Ермака до Беринга автора Ципоруха Михаил Исаакович

Первобытные рыболовы Сибири Дальнейшее развитие людей первобытного общества Сибири происходило на фоне окончания последнего оледенения. Исчезают материковые льды, леса наступают на тундры и степи. Это послеледниковое смягчение климата происходило в период от 8 до

Из книги История Австрии. Культура, общество, политика автора Воцелка Карл

Первобытные культуры на территории Австрии /13/ История в австрийских землях начинается с появлением здесь первых людей в эпоху палеолита, приблизительно за 250 тыс. лет до н. э. Эти первые люди древнекаменного века вели жизнь охотников и собирателей: знали огонь,

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Древнейшие стоянки палеолитического человека в Америке Обратимся опять к книге М. Галича «История доколумбовых цивилизаций».«Итак, - пишет исследователь, - несколько племен продолжали свой путь от бескрайних северных просторов к югу в многообещающей надежде на

Из книги Троя автора Шлиман Генрих

Примечание XVII Использование драгоценных металлов на вес в первобытные времена Некоторыми дальнейшими иллюстрациями того, что уже было сказано при обсуждении древних троянских и гомеровских талантов, я в основном обязан прекрасной статье «Деньги», которую написал мой

Из книги Экспедиция в Хиву в 1873 году. От Джизака до Хивы. Походный дневник полковника Колокольцова автора Колокольцов Дмитрий Григорьевич

27-е мая. Сады, в пятнадцати верстах от прежней стоянки В четыре часа утра мы выступили с позиции и следовали прямым путём по направлению к Хиве. Дорога была пересекаема множеством арыков, на которых везде находились мосты. Если бы хивинцы вздумали не только сломать, но

Из книги Археологический словарь автора Матюшин Геральд Николаевич

Из книги Разные человечества автора Буровский Андрей Михайлович

Первобытные неврастеники? То, что мы находим останки людей не в погребениях, а как часть охотничьей добычи – это факт. Но из этого вовсе не следует, что не существовало представлений о загробной жизни и погребального обряда.Существует интереснейшая гипотеза, что сам

Из книги Природа и власть [Всемирная история окружающей среды] автора Радкау Йоахим

II. Экология существования и скрытого знания: первобытные симбиозы человека и

Из книги По страницам истории Кубани (краеведческие очерки) автора Ждановский А. М.

ПАЛЕОЛИТ. ЗАСЕЛЕНИЕ КРЫМА ЧЕЛОВЕКОМ

Благоприятные природно-климатические условия способствовали тому, что человек начал обживать Крым уже в глубокой древности. На степных просторах, в лесах и горах в изобилии водились дикие лошади, зубры, мамонты, олени, что создавало прекрасные возможности для охоты. В те времена фауна Крыма насчитывала свыше 30 видов крупных млекопитающих, 40 видов птиц, несколько видов рыб.

Богатый растительный мир полуострова позволял успешно заниматься собирательством.

На древних стоянках в Белогорском и Бахчисарайском районах, на Карадаге археологи обнаружили большое количество орудий труда, техника обработки которых чрезвычайно примитивна. Это позволяет предположить, что люди начали заселять полуостров в период ашелля или даже раньше. Однако полного согласия по этому вопросу у исследователей нет.

ЭПОХА МУСТЬЕ (150-40 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД)

Плотность населения в Крыму в эпоху мустье была необычайно высока. Это подтверждает большая концентрация мустьерских стоянок в предгорном Крыму. Наиболее известными из них являются: Киик-Коба (у села Баланово Белогорского района), Волчий Грот (у села Мазанка Симферопольского района), Заскальная I-IX, Ак-Кая I-V, Красная Балка (все у скалы Ак-Кая Белогорского района), Староселье (г. Бахчисарай), Чокурча (на восточной окраине Симферополя), Шайтан-Коба (у села Скалистое Бахчисарайского района).

ПАЛЕОЛИТ


Неандерталец - "человек умелый"

Все стоянки этого периода расположены в гротах или под наскальными навесами. Это связано с тем, что эпоха мустье практически совпадает по времени с периодом резкого похолодания на Земле, получившим название Валдайского, или Вюрмского оледенения. Наступление великого ледника в значительной степени повлияло на природно-климатические условия полуострова.

Дувшие с ледника ветра заставляли людей не только искать спасение в гротах, но и утеплять их, сооружая из камней и ветвей деревьев ветровые заслоны.

Животный и растительный мир ледникового периода существенно отличался от современного. В Крыму обитали мамонты, гигантские, благородные и северные олени, зубры, шерстистые носороги, пещерные львы, пещерные и бурые медведи, косули, сайгаки, волки, лисы, песцы, зайцы.

Горы полуострова покрывали березовые и сосновые леса, в степи появилась травянистая тундровая растительность.

Исследование стоянок показало, что их населяли непосредственные предки современных людей, получившие в науке название неандертальцы (их костные останки впервые были найдены в Германии в долине Неандерталь).

Строение скелета неандертальца имеет целый ряд характерных особенностей. Черепная коробка очень низкая, уходящий назад лоб, выступающие надбровные дуги. Скошенный, без выступа подбородок позволяет предположить, что речь неандертальца не отличалась выразительностью. Однако по объему головного мозга (до 1700 см2), они превосходили даже современных людей. По мнению исследователей, лобные доли мозга, где у современного человека находятся центры абстрактного мышления и торможения, у неандертальцев были развиты слабо. Это позволяет утверждать, что неандертальцы имели лишь примитивные представления и отличались агрессивным поведением. При относительно невысоком росте, 155-165 см, они обладали мощным телосложением и развитой мускулатурой, имели широкие плечи, короткие ноги, очень массивный костяк. Массивностью отличались и кисти рук, которые, очевидно, с легкостью справлялись с тяжелой работой, но в то же время их гибкость была ограничена, и выполнять более сложные операции неандерталец не мог (он, например, не мог прикоснуться большим пальцем ко всем остальным пальцам руки).

В исследованных стоянках сохранились слои со следами деятельности древнейших людей (культурные слои), залегающие в стратеграфическом порядке, т.е. последовательно снизу вверх, от наиболее древних к поздним. В этих слоях обнаружены линзы очагов с золой и угольками, множество костей животных, ставших охотничьей добычей неандертальцев, кремневые орудия и их обломки.

Материалом для изготовления орудий являлся кремень. От него откалывали части нужного размера и формы - «отщепы», которые обрабатывали с помощью ретуши. С этой целью на край заготовки надавливали специальным костяным отжимником, отделяли чешуйки кремня и, таким образом, изменяли форму орудия и заостряли его.

Самыми распространенными орудиями в этот период были остроконечники и скребла. У скребла обрабатывалась одна сторона, которая и служила рабочим краем орудия. У остроконечников обрабатывались две стороны, что позволяло заострить его вершину. Остроконечники и скребла применяли для разделки туши животных и обработки шкур. Изготавливали и такое орудие как, рубило, имевшее универсальное применение. Им отрубали и заостряли ветви деревьев. Заостряя кости животных, человек изготавливал проколки, которыми проделывал в шкурах животных отверстия при изготовлении одежды, ставшей его защитой в суровом климате. «Нитками» могли служить сухожилия животных.

К этому времени человек уже использовал огонь и умел поддерживать его длительное время.

ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Основными занятиями первобытного человека была охота и собирательство. На стоянках находят большое количество костей крупных животных: мамонтов, оленей, лошадей, сайгаков. Вооруженные примитивными орудиями люди могли рассчитывать на успех в охоте на таких животных, лишь действуя коллективно. Вероятно, чаще всего использовали загонную охоту: животных загоняли на обрывы или в узкие ущелья и убивали ударами палок, камней, копий.

Большим подспорьем в жизни древних людей было собирательство съедобных растений и грибов.

ОРГАНИЗАЦИЯ СООБЩЕСТВА

Неандертальцы жили коллективами, насчитывающими 20-30 особей. Необходимость жить вместе, организовывать хозяйственную деятельность, загонную охоту требовала каким-то образом регламентировать поведение людей. В противном случае невозможно было бы избежать губительных для коллектива конфликтов. А о том, что такие конфликты происходили, красноречиво свидетельствуют случаи каннибализма. Исследователи находят на стоянках расколотые и обожженные кости неандертальцев.

Очевидно, неандертальцам удалось создать общество, которое занимало промежуточное положение между миром животных и ранней стадией собственно человеческого общества с его родовой организацией, определенными правилами общежития. Об этом свидетельствует целый ряд примеров, когда неандертальцы проявляли заботу о своих «нетрудоспособных» сородичах.

ПОЯВЛЕНИЕ АБСТРАКТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В 1924 г. известным археологом Г. А. Бонч-Осмоловским была открыта стоянка в гроте Киик-Коба. В нижнем слое стоянки обнаружили древесный уголь, большое количество раздробленных и обожженных костей различных животных, кремневые орудия и отходы их изготовления.

Верхний слой от нижнего отделяла прослойка желтой глины без каких-либо культурных остатков, значит грот долгое, время не использовался человеком.

Огромное значение имеют найденные в гроте погребения двух неандертальцев: женщины и ребенка. Оба захоронения находились в могильной яме в скалистом полу, в характерных для неандертальских захоронений позе на правом боку, с согнутыми в коленях ногами (в так называемом «утробном» положении). Подобные захоронения встречаются и на других стоянках. Все это говорит о том, что у неандертальцев впервые появляются абстрактные представления, вынуждавшие их совершать обряд погребения умерших сородичей.

Возможно, что такая обрядность связана с ранними формами религиозных представлений, с идеями возрождения, обратимости. Размещение умерших на месте жилья предполагает сохранение их кровнородственной связи с живущими и показывает отсутствие страха перед умершими.

ПОЗДНИЙ (ВЕРХНИЙ) ПАЛЕОЛИТ. ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ


Кроманьонец - "человек разумный"

Заключительный период древнего каменного века получил название позднего или верхнего палеолита. Его хронологические рамки 40/35-10 тыс. лет назад . Частично эта эпоха совпадает со временем последнего оледенения. Климат на Земле был суровым, сухим и холодным.

В это время сформировался человек современного облика, получившего название "человек разумный , homo sapiens". Впервые его останки были обнаружены во Франции в пещере Кро-Маньон, поэтому "человека разумного" принято также называть кроманьонец .

Вызывает удивление тот факт, что стоянок этого периода в Крыму совсем не много. А ведь в мустьерскую эпоху на полуострове стоянок древних людей было значительное количество. В это же время за пределами Крыма верхнепалеолитические стоянки весьма распространены. Объяснить этот факт сложно. Одной из причин может быть то, что в это время важнейший объект охоты — мамонт покинул территорию полуострова, и люди вынуждены были уйти вслед за ним на север.

На нашем полуострове открыты и исследованы всего три стоянки этого периода: Сюрень I у села Танковое, Качинский навес у села Предущельное в Бахчисарайском районе и на склоне Караби-Яйлы Аджи-Коба.

Наиболее исследованной является стоянка Сюрень I, расположенная в большом гроте площадью 43х15 м и высотой 9 метров. Поздний палеолит характеризуется широким распространением двух новых, по сравнению с мустьерской эпохой, типов орудий: резцов и скребков.

Большое распространение в этот период получили изделия из кости: наконечники копии и дротиков, плоские острия, проколки, булавки, шилья, костяные ретушеры, подвески. Неслучайно этот период называют еще «веком кости».

Основными занятиями людей по-прежнему остаются охота и собирательство.

В этот период сформировался такой способ организации общества как род. Род -это группа людей, осознающих общность своего происхождения .

МЕЗОЛИТ

Еще в эпоху палеолита, приблизительно 12 тыс. лет назад, на нашей планете произошли глобальные климатические изменения. В Библии и во многих мифах разных народов об этом времени говориться, как о всемирном потопе, о втором рождении человечества.

В этот период повышается температура, ледник, покрывавший Европу, начинает отступать, уровень мирового океана поднимается более чем на 100 метров. Огромные потоки достаточно теплой воды стали прекрасной средой для многочисленных рыб, моллюсков, раков. В полноводных реках обитали судак, лосось, сом, форель и другие виды рыб. На значительной территории выросли леса, произошло изменение рельефа и грунтов.

Такие глобальные преобразования многие ученые связывают со всепланетной катастрофой (возможно, вследствие падения гигантского метеорита).

Выжившие холодолюбивые животные ушли на север. В Крыму стали преобладать косули, кабаны, благородные олени, белки, зайцы, бурые медведи, рысь.

Глобальные природно-климатические изменения не могли не повлиять на образ жизни людей, их социальную организацию. Исчезновение больших, медленных в движении животных приводит к смене способов охоты, к появлению новых орудий труда. Происходит переход от загонно-облавной к индивидуальной охоте. Этому способствовало изобретение первого механического оружия — лука и стрел. В это время человеком была приручена собака, ставшая надежным помощником на охоте.

В эпоху мезолита широкое распространение получили микролиты (кремневые пластинки толщиной до 1 мм). Они вставлялись в основу из дерева или кости, которым предварительно придавали необходимую форму. Составные орудия труда имели целый ряд значительных преимуществ. Проще было заменить испорченный микролит, чем изготавливать новое орудие. Маленькой каменной заготовке легче было придать очень острые края.

Важным занятием в хозяйственной жизни человека стало рыболовство, сбор моллюсков и ловля раков. Появились орудия для ловли рыбы - костяные гарпуны и крючки.

СТОЯНКИ

На нашем полуострове найдено и исследовано достаточно большое количество мезолитических стоянок. Раскопки, проведенные в них, показали, что в этот период в Крыму существовало несколько близких, но в то же время имеющих свои особенности археологических культур.

В Байдарской долине почти рядом находятся стоянки Шан-Коба, Фатьма-Коба и Мурзак-Коба, которые исследователи относят к горно-крымской археологической культуре. Они располагались под скальными навесами в гротах, защищенных ветровыми заслонами. Огонь уже был надежным «помощником» человека: его использовали для приготовления пищи (на стоянках найдены углубленные в землю и обложенные камнями очаги) и как источник тепла.

В долине реки Зуя исследована стоянка, которая дала название целой археологической культуре — кукрекской. Ряд исследователей считает, что эта культура сформировалась в Северном Причерноморье, а впоследствии ее носители проникли в степной и предгорный Крым.

Большой интерес представляет стоянка Сюрень II в Бахчисарайском районе. В ходе раскопок археологи обнаружили кремневые орудия труда необычной формы в виде ивового листа. Изделия такой же формы найдены на территории Польши, Волыни и Прибалтики.

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД

Погребения этого периода были открыты археологами на стоянках Фатьма-Коба и Мурзак-Коба. В погребениях Фатьма-Коба обнаружили костные останки мужчины, возраст которого около 40 лет, рост 170 см. Он был захоронен на правом боку головой на юго-восток, кисти рук положены под голову, ноги сильно поджаты.

В Музак-Кобе обнаружили парное погребение мужчины и женщины , лежащих в вытянутом положении на спине головами на восток. По мнению исследователей, это захоронение было одновременным. Можно предположить, что женщину убили в ритуальных целях — сопровождать мужчину в другой мир.

При исследовании костных останков ученые обратили внимание на то, что у женщины еще при жизни были ампутированы фаланги обоих мизинцев. Очевидно, исследователи в данном случае зафиксировали следы обряда инициации. Такой вывод можно сделать, благодаря изучению современных народов, уровень развития материальной культуры которых во многом схож с культурой людей эпохи мезолита. Этнографы обратили внимание на особенности социальной организации деление на половозрастные группы, детей, мужчин и женщин. Переход детей в одну из групп взрослых обычно сопровождается обрядом посвящения (от латинского «инициация»). Посвященный подвергался тяжелым и болезненным испытаниям, которые он должен был выдержать, в противном случае для всех окружающих он навсегда оставался ребенком.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

По мнению многих исследователей, в эпоху мезолита складывается родоплеменная организация общества. Наиболее важные вопросы решались сообща, руководство в повседневной жизни принадлежало наиболее опытному и уважаемому человеку. Внутри рода существовала хозяйственная специализация: женщины занимались собирательством, мужчины охотой. Родовая организация регламентировала взаимоотношение полов.

НЕОЛИТ

Неолит (новый каменный век, середина IV тыс. - начало VI в.в. до н. э.). Характеризуется значительными изменениями, как в хозяйственной жизни, так и в общественных отношениях.

В этот период совершенствуется техника обработки камня, появляются новые приемы: шлифовка, распиливание, сверление. Распространяются новые инструменты.

Характерная черта неолита - появление керамики. Первая керамическая посуда изготавливалась жгутовым способом. Из глины делали длинные «качалки», складывали их спиралью, затем разглаживали и придавали необходимую форму. После подсушки и обжига получали керамический сосуд. Постепенно технология усовершенствовалась: для прочности добавлялись определенные примеси, наносили орнамент. При этом у различных племен изготовление керамической посуды имело определенные особенности в формах, технологии, орнаментации. Это позволяет исследователям достаточно точно определить область распространения культуры тех или иных племен и, следовательно, территорию их расселения. Научившись изготавливать керамическую посуду, люди получили возможность варить пищу, хранить различные продукты.

В неолите появляется прядение и ткачество.

Чрезвычайно важным в развитии человечества был переход от присваивающих форм хозяйства к производящим. В этот период начали развиваться земледелие и скотоводство . Эти важнейшие события стали переломным моментом в истории человечества. Наиболее глубоко оценил эти события, назвав их «неолитической революцией», английский археолог Гордон Чайлд: «Переход к производству пищи, созидательному выращиванию съедобных растений, особенно злаковых, и приручению, разведению и отбору животных явился экономической революцией, величайшей в истории человечества после того, как человек овладел искусством добывать огонь. Она открыла людям возможность прибегать к более богатому и надежному источнику пищи, который находился под собственным контролем человека, предоставляя ему почти беспредельные возможности и требуя от него взамен лишь приложения его сил».

Неолитические поселения открыты по существу на всей территории нашего полуострова. Очевидно, что в горной части продолжали жить потомки эпохи мезолита. Большая часть стоянок находилась под скальными навесами и в гротах. В части поселений использовали, вероятно, искусственные постройки, однако исследователям пока не удалось найти их следов. К этому периоду относятся стоянки: Ат-Баш и Балин-Кош на Ай-Петринской яйле, Таш-Аир, Кая-Арасы, Алимовский навес, Замиль-Коба II в Бахчисарайском районе. Керамические изделия этих стоянок весьма близки. Большая часть таких находок имеют орнаменты в верхней части и представляли собой бороздочки, ямки и насечки. Такой орнамент, очевидно, получали с помощью специальных заостренных палочек или гребенки.

На этих стоянках найдены серпы, мотыги, кости домашних животных, что свидетельствует о зарождении производящего хозяйства. Однако, по мнению большинства исследователей, в Крыму преобладали все-таки присваивающие формы хозяйства: охота и собирательство (найденные на многих стоянках кости диких животных в количественном отношении значительно превосходят наличие костей домашних животных).

Достаточно много стоянок раскопано археологами и в степном Крыму: в Джанкойском районе у села Мартыновка, в Красноперекопском районе у села Долинка, у села Луговое и Фронтовое Ленинского района. И, несмотря на то, что многие стоянки в этом регионе не достаточно изучены, можно утверждать, что здесь жили потомки кукрекской археологической культуры.

Большой интерес представляет могильник стоянки села Долинка, где в относительно неглубокой яме обнаружены останки почти пятидесяти человек, сложенные в четыре яруса в вытянутом положении на спине, при этом головами в разные стороны. В погребальной церемонии была использована охра, которой посыпали тела умерших.

БРОНЗОВЫЙ ВЕК

Автор обращает внимание на то, что, согласно существующей археологической периодизации, на смену неолита приходит энеолит (медно-каменный век) - переходный период, в который появляются изделия из металла, но господствующими остаются кремневые орудия труда.

Однако в Крыму пока еще не обнаружены стоянки, которые бы носили ярко выраженные черты этого периода. После медно-каменного века наступает эпоха бронзы (бронза — сплав меди с другими металлами, чаще всего с оловом), с середины III тысячелетия до н. э. - IX в. до н. э. Вытеснение меди бронзой связано с тем, что последняя тверже и плавится при более низкой температуре.

В этот период происходят резкие изменения в экологической ситуации, что повлияло на развитие экономических и общественных отношений. Усиливается первое общественное разделение труда: скотоводство отделяется от земледелия. Развивается кочевое скотоводство , чему способствуют природно-климатические условия: теплый и сухой климат, наличие огромных степных просторов, покрытых травянистой растительностью.

Развитие экономики, общественное разделение труда способствовали росту продуктивности труда. В этот период увеличивается роль мужчины и парной семьи.

Использование коня, колесного транспорта и кочевое скотоводство способствовали увеличению подвижности населения.

Следует отметить, что кочевой способ жизни не позволял строить жилище, в то же время эти племена не знали письменности, и как следствие основными источниками при изучении истории, быта и культуры таких народов является материал, полученный в результате археологических раскопок их погребений.

Постоянно перекочевывая со своими стадами на значительных пространствах, эти народы сооружали над могилами умерших сородичей курганы. Это делалось, вероятнее всего, для того, чтобы в условиях постоянных перекочевок не потерять могилы своих близких. Размеры таких курганов различны: от полуметра до нескольких десятков метров в высоту и от 10 до 300 метров в диаметре. Не вызывает сомнений, что размеры курганов напрямую были связаны с материальным и общественным положением погребенного.

Изучение многочисленных захоронений свидетельствует, что в этот период на территории Крыма существовало несколько археологических культур: ямная, кеми-обинская, катакомбная, многоваликовой керамики, срубная.

ЯМНАЯ КУЛЬТУРА

Такое название культура получила по способу захоронений, когда насыпали курганы над простейшим типом погребального сооружения — прямоугольными ямами. Их размеры достигали 2,2 х 2,0 м, перекрывались досками, жердями и плитами. Умерших хоронили на спине, с подогнутыми в коленях ногами, иногда в скорченном положении на боку и чаще всего посыпали охрой. Такие погребения исследованы у села Чистенькое Симферопольского района, у села Красноярское Черноморского района, в Нижнегорском районе у села Кропоткине Найденный в захоронениях погребальный инвентарь не богат и состоит из керамической посуды, наконечников стрел, ножей, булавок, шилья, проколки, каменных топоров. Характерной особенностью является наличие заупокойной пищи в этих захоронениях. На вершине некоторых курганов устанавливали каменное изваяние, на котором рельефом показывали черты лица, руки, пояс, а вверху таких изваяний имитировали голову.

Известный археолог А.А. Щепинский одним из первых выделил кеми-обинскую культуру , получившую название по кургану Кеми-Оба близь Белогорска. Характерной особенностью этой культуры является использование погребальных сооружений особого типа — каменных ящиков из четырех плит, тщательно обработанных и пригнанных друг к другу, с перекрытием. Такие сооружения изнутри расписывались красной и черной краской, покрывались гравировкой.

Умершего хоронили на спине или на боку с подогнутыми ногами, головами чаще всего на восток или северо-восток. Погребальный инвентарь состоял из орудий с плоской ретушью, каменных шлифованных боевых топоров, кремневых пластин, металлических листовидных ножей, проколок, четырехгранных шильев и пр.

Каменные ящики перекрывались курганной насыпью. Часть курганов имели кромлехи, а в верхней части устанавливались каменные стелы. Наибольшее количество таких памятников сосредоточено на границе степной и предгорной части полуострова.

КАТАКОМБНАЯ КУЛЬТУРА

Область распространения этой культуры достаточно огромна: от реки Волги до Нижнего Дуная. Ее носители имели своеобразный погребальный обряд, когда умершего хоронили в подкурганных погребальных сооружениях, получивших название катакомбы. Они имели входную яму, от которой ответвлялась специальная камера, в ней и хоронили умершего. После захоронения вход в камеру чаще всего закрывали плитой или деревянным щитом.

Исследователи считают, что эта культура сформировалась за пределами Крыма и только впоследствии распространилась на нашем полуострове. Для своих захоронений «катакомбники» чаще всего использовали уже имеющиеся курганы, совершая так называемые впускные захоронения.

Погребальный обряд заключался в том, что умершего хоронили или в вытянутом положении на спине, или в скорченном на боку и посыпали охрой. Рядом с умершим укладывали разнообразный материал: глиняные изделия, украшенные узорами, сделанными с помощью отпечатков шнура по сырой глине и заостренными предметами, различные орудия труда — каменные шлифованные топоры, бронзовые ножи и шилья; в некоторых захоронениях найдены круглые шлифованные каменные булавки с деревянными рукоятками; оружие кремневые наконечники стрел и копий; украшения из просверленных зубов животных и морских раковин, костяные и «молоточковидные» булавки.

Большой интерес вызывает тот факт, что в целом ряде исследованных захоронений обнаружены следы обряда над умершими, который заключался в следующем; после того, как череп умершего очищался от мягких тканей, глазницы заполняли глиной и охрой, а также лепили нос и приделывали его к черепу.

Главным занятием племен катакомбной культуры было скотоводство, однако отслеживаются и признаки того, что часть населения, жившая на побережье полуострова, начинает заниматься земледелием.

Постепенно среди носителей катакомбной культуры происходят процессы, которые, по мнению исследователей, приводят к тому, что выделяется археологическая культура, получившая название многоваликовой . Ярким признаком этой культуры считают способ орнаментации керамической посуды, украшенной налепленными глиняными валиками, которые разделяли палочкой на отдельные части. Для этой культуры характерны также костяные пряжки с одним или двумя отверстиями.

В середине II тыс. до н. э. в степной части полуострова выделяется культура, получившая название срубная . Ее носители хоронили умерших в специальном деревянном срубе, который предварительно опускали в подготовленную яму. Усопших укладывали в вытянутом положении на боку, руки укладывали перед лицом. В могилу помещали инвентарь, состоящий из бронзовых ножей, костяных поделок, различных банок.

Одни исследователи высказывают предположение, что эта культура в своем развитии прошла три этапа: срубный (XVI-XIV в.в. до н.э.), сабатиновский (XIII-XII в.в. до н.э.), белозерский (XI-IX в.в. до н.э.). Другие склонны считать, что это были самостоятельные археологические культуры.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!