Это жизнь - портал для женщин

Неолит новый каменный век. Орудие труда

Страница 3 из 3

Особое место в истории цивилизации занимает эпоха неолита , исполняющая роль завершающего аккорда каменного века с его образом жизни, каменными, деревянными и костными орудиями труда. Но до того момента, когда эстафету времени удалось окончательно перехватить изделиям из меди и её сплавов, неолит характеризовался размытостью хронологических границ, зависящих от особенностей развития в разных климатических зонах. К примеру: наступление неолита на Ближнем Востоке и в Северной Африке датируется VIII-VII тыс. до н.э., в средней Азии и на юге Европы - VII-IV тыс. до н.э., на лесистых территориях Евразии - VI-V тыс. до н.э., а на некоторых территориях этот период растянулся до III-II века до н.э.

Чем удивителен неолит

Не смотря на традиционное тяготение к камню, дереву и кости, эпоха неолита способна удивить прогрессивностью техник обработки такими способами, как шлифование, сверление, пиление. Каменный век легко выделить в истории не только по изделиям из шлифованного камня, но и по керамике во всех сферах жизни (посуда, пряслицы, грузила, мелкая пластика и т.д.). Кроме того, неолит характеризуется как эпоха прочного внедрения в жизнь земледелия и скотоводства, начавшего свой путь от Ближнего Востока, и со временем уверенно завоёвывающего территории Евразии и всей планеты.

Разве могли такие перемены оставить не тронутыми и другие социально-экономические области человеческой жизни и деятельности? Время этого периода в истории принято считать неолитической революцией, преобразившей не только социальное устройство общества того времени, но и мировоззрение. Основными характеристиками, по которым оценивают достижения эпохи неолита, считаются изделия из керамики и новые группы орудий труда. Ещё одним эталоном для измерения достижений неолита, признаётся внедрение производящих типов хозяйства.

Природные условия эпохи неолита

Тепло и влажность атлантического периода, коснувшегося планеты 6000-2600 лет до н.э., наложило отпечаток, как на мир флоры и фауны, так и на физико-географические зоны, сдвинувшиеся в северную сторону. Прояснить картину относительно видов растительности того времени, помогает анализ спорово-пыльцевых следов, показавший преобладание теплолюбивых растений, смешанных и хвойных лесов, буйства разных трав степных просторов. Как раз в период неолита происходит формирование чернозёмов на южных территориях - и подзолистых, болотных почвенных покровов в северных широтах. Богатством и разнообразием удивляет и мир фауны. В то время даже на севере обитали стада туров, благородных оленей и лосей. Древние леса служили надёжным приютом и для кабанов, медведей, бобров, куниц, белок и др. животных. А озёра, моря и реки неолита, были переполнены рыбой, моллюсками и морским зверем. Объектом промысла служили и водоплавающие птицы, занимающие достойное место в когорте многочисленных пернатых разных видов.

Правда, с наступлением суббореального периода (2600-1200 лет до н.э.), дохнувшего на Землю холодком понижения температур и сокращения биологической продуктивности экосистем, человеку опять пришлось адаптироваться к ужесточившимся условиям.

Хозяйственные и бытовые характеристики неолита

Традиции хозяйства присваивающего типа пережили себя, отчего люди неолита перестали ждать милости от природы - и взяли курс на хозяйство производящей формы. Приблизительно 10-11 тыс. лет назад, человечество пришло к необходимости расширения источников пищевых ресурсов через земледелие и скотоводство. Но период хозяйственных изменений зависел от географических характеристик местности. На некоторых территориях, этот переход растянулся до наступления века железа, а в иных местах, производящее хозяйство появилось ещё до появления керамики (докерамический неолит).

Несмотря на географические различия, процесс следования к новой форме хозяйствования, характеризуется рядом определяющих моментов. Немаловажную роль в этом сыграли естественные предпосылки типа разнообразия или скудности царства растительного и животного мира определённых территорий. Как раз этими причинами и объясняется возникновение нескольких главных центров приручения животных, их селекции и культивирования растений.

Стоит обратить особое внимание на междуречье Янцзы и Хуанхе, на долину Инда, которые принято считать родиной бобовых и рисовых культур. Пшеница и ячмень начали завоёвывать планету с земель севера Африки, Переднего Востока и Северного Ирана. Родиной маиса и всеми нами любимого картофеля, считается Мезоамерика.

Насчёт центров одомашнивания животных у учёных нет единого мнения до сих пор, хоть пунктом «А», из которого вышел приручённый крупнорогатый и мелкий скот, а также парнокопытные свиньи, считается Малая Азия и Иран. В вопросе, где и когда впервые одомашнены лошади, учёные пока не пришли к общему мнению. А чтобы максимально сохранить собранный урожай, человек приручил кошку, в Египте причисленную к божествам, о чём свидетельствует наличие у богини Бастет кошачьей головы.

Рис. 1 - Хозяйство эпохи неолит

Скорее всего, первые навыки одомашнивания животных были получены во время ухода за их раненными и малолетними собратьями, пойманными человеком и сохраняемыми в качестве запаса пищи. А опыт примитивной селекции получен уже во время собирательства, вдохновляющего на желание увеличить урожай. Притом, свою роль сыграло и увеличение численности сородичей, как и снижение продуктивности в результате изменений климата. А пример в виде чрезмерной активности охотников, приведшей к снижению поголовья животных, можно считать доказательством вреда, нанесённого природе самим человеком.

Становление на путь производящего хозяйства условно делится на два направления:

  • селекция растений, богатых углеводами и белками;
  • доместикация животных, дающих человеку мясо и молоко.

Чтобы выжить в суровых условиях, люди неолита вели комплексное хозяйство, включающее земледелие, скотоводство, а также собирательство, рыбную ловлю и охотничий промысел. Пропорциональное соотношение разных видов деятельности, напрямую зависело от ландшафтно-климатических особенностей места обитания. В эту историческую эпоху, общества скотоводов и земледельцев делили планету с приверженцами традиционных видов деятельности, так как в некоторых регионах они были весьма успешны, и у людей не возникало объективных причин для перехода на иную форму хозяйствования.

Укреплённые поселения периода неолит

Причиной оседлости населения становится переход к занятию земледелием, что привязывает к одному месту и приводит к строительству основательных жилищ из того материала, которым богата конкретная территория. В качестве примера стоит упомянуть жилища южных регионов из кирпича-сырца, высушенного под палящим солнцем. Обитатели горной местности хорошо поняли удобство добычи камня и пользовались им в строительстве. В лесных поселениях возводились деревянные постройки, в лесостепях - обмазанные глиной сооружения на плетеном каркасе. Свои предпочтения оказывались размерам и форме построек, что зависело от климатических особенностей и культурных традиций.

Рис. 2 - Деревянный дом периода неолит

Притом, поселения, где хранилось много пищевых припасов, могло привлечь людей разного толка, защититься от которых помогали укреплённые постройки. Имело значение и выгодное местоположение местности, играющей административно-хозяйственную роль. Именно такие посёлки, где концентрировались ремёсла, возводились культовые сооружения и для обмена товарам собирался народ, стали прародителями больших городов. Для надёжности и защиты, поселения вроде Иерихона окружались семиметровыми стенами и оборонительными башнями, что позволяло безбедно пережить тяготы осады и прочие превратности судьбы.

Важным было не только укрепление глинобитных стен штукатуркой, но и отдавалась дань эстетическому наслаждению - украшение росписью.

Большой выбор орудий труда

Ведение комплексного хозяйства было бы невозможным без наличия разнообразных орудий труда. Во времена неолита человек пользовался скребками, резцами, проколками, скобелями, как и рядом орудий зубчатого и выемчатого типа, без которых нельзя было обойтись в выделке кож, шкур, пошива одежды и обуви. Не обходился человек и без рубящих орудий, ножей, наконечников стрел, серпов, мотыг, каменных и сланцевых топоров. Также до нас дошли молоты, тесла, долота, струги, кирки, крючки и гарпуны, верши и др. конструкции для ловли рыбы.

Рис. 3 - Каменные орудия неолита: 1-6 - наконечники стрел; 7 - нож; 8 - рубящее орудие; 9-11 - наконечники; 12-14 - негеометрические микролиты (пластинки с ретушью); 15-18 - геометрические микролиты; 19-21 - скребки; 22, 23, 27 - шлифованные топоры из сланца; 24 - кремневый топор; 25, 26 - нуклеусы

Распространёнными техниками в то время считались:

  • двусторонняя обивка;
  • струйчатая ретушь;
  • шлифование;
  • пиление;
  • сверление.

Потребность в камне

Заметный прирост населения и усложнённость хозяйствования, неразрывно связаны с увеличением потребности в материалах. Кроме использования в производстве, добываемый в эпоху неолита кварцит, обсидиан, сланец, яшма, нефрит, горный хрусталь и другие горные породы, также служили предметами обмена. Места разработок (колодцы и шахты с подпорками) нередко использовались и для первичной обработки.

Ткацкое дело

В эпоху неолита человеку удалось найти другие способы обеспечения одеждой, когда помимо кожи и меха в ход шли материалы, изготовленные посредством ткацких станов с пряслицами и грузиками из мягкого камня. В это же время появилось и веретено, с применение которого решался вопрос прядения и наматывания нитей из крапивы, конопли, клещевины, хлопка, льна.

Керамика

Возможности изготовления посуды значительно выросли с умением пользоваться керамическим тестом, куда помимо глины входили примеси талька, асбеста, песка, толчёной ракушки, дресва или соломы, что позволяло устранить растрескивание во время обжига. Для украшения изделий орнаментом, мастера пользовались гребенчатыми штампами, лопаточками, палочками, трубочками и пр. приспособлениями. А на смену костру, на котором не так просто достичь нужной температуры и обеспечить равномерность обжига, постепенно пришли гончарные горны.

Рис. 4 - Керамика неолита

Культура неолита

Люди неолита, вставшие на путь изменения хозяйствования, не могли не претерпеть изменений и в духовных представлениях, послуживших созданию религиозных верований и культов сил природы. Под влиянием множества обрядов развивались культуры неолита , связанные с тотемизмом и анимизмом.

Некоторые представления о духовных устремления тех времён, говорят погребения. В долгие столетия неолита люди пользовались стандартными обрядами, погребальными сооружениями, наборами сопровождающего инвентаря и общепринятыми позами умерших. К примеру: в земледельческих общинах умершие считались защитниками живых, из-за чего захоронения делались под полом жилища. О зарождении социального неравенства говорит наличие богатого инвентаря в захоронениях, что имело место во времена позднего неолита.

В зонах степей и лесостепных районах Восточной Европы появляются погребальные памятники вроде скифских курганов. Но здесь уже мёртвые сохраняют вытянутое положение, а не лежат скрючившись на боку. Захоронения лесных собирателей представляют собой, как погребения в пределах стоянок, так и за их территориями. Обычно трупы хоронили в грунтовых ямах вместе с инвентарём, оружием и украшениями.

Искусство неолита

Как особенности жилых построек и образа жизни зависели от территориальных особенностей, так и культуры неолита не разъединить с деятельностью человека и вековыми традициями. К примеру: уважением к матери-прародительнице перешло в культ плодородия, олицетворённый в женских фигурках. Правда, в эпоху неолита, этот образ схематичен, если не сказать, абстрактен, так как представлен в виде стерженька со следами признаков пола.

Свидетельствами развития искусства неолита является мелкая пластика, предметы прикладного искусства и монументальная живопись, дошедшая до нас в виде наскальной росписи, где главными действующими лицами являются воины и охотники в конусовидных накидках и «страусовых» масках. Вооружённые топорами, луками и бумерангами, они вместе с собаками преследуют быков, джейранов и кабанов. А фантастических существ, присутствующих в охотничьих сюжетах, учёные склонны считать духами, покровительствующими диким зверям и охотникам.

Характерной чертой наскальной живописи Евразии являются писанцы и петроглифы. Незабываемые впечатления производит изображение танцующих людей, лыжников, загарпунивших большую рыбину охотников на лодке.

Предметы мелкой пластики предстают перед нами в виде фигурок животных, змей, рыб, водоплавающих птиц. До наших дней дожил деревянный черпак с ручкой в виде птицы, головы лося или изображения медведя в качестве оформления наверший. А прикладное искусство неолита живёт в богатстве орнаментных массивов, украшающих керамические изделия и предметы из кости, а также дерева.

В эпоху неолита человечество уверенно заселяет разные географические зоны, форсирует новые формы хозяйствования, социального устройства общества и воззрения на мир.

Переход от присваивающего к производящему хозяйству.

Неолит (8--3 тыс. лет до н.э.) характеризуется завершением перехода к высшим формам присваивающего хозяйства и переходом к производящему хозяйству, т.е. основанному на производстве человеком материальных благ, необходимых для его жизни и деятельности. А также сопровождался появлением прибавочного продукта, повышением жизненного уровня населения, увеличением его численности и созданием предпосылок для возникновения государств.

Экономические блага подразделяются на два вида:

* предметы потребления. Они непосредственно предназначены для жизни человека (например, пища, одежда, обувь, жилище, пассажирский транспорт и т.п.);

* средства производства. Они позволяют создавать полезные для человека продукты (например, добытая нефть, металлы, инструменты, станки и др.).

В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало прогрессу производительных сил, возникновению обмена; второе общественное разделение труда -- выделение ремесла из сельского хозяйства способствовало индивидуализации труда, возникновению и развитию частной собственности.

Существенные изменения в технике, формах производства и образе жизни, освоение человеком новых территорий и более эффективное их использование носили радикальный характер. Не случайно эти перемены принято называть «неолитической революцией». Она заняла не десятки и даже не сотни лет, а тысячелетия. Для тех времен такие темпы не были медленными.

Переход к земледелию явился прогрессом в развитии производительных сил. Земля вскапывалась деревянными палками и мотыгами; жатва производилась серпами с кремниевыми лезвиями; зерна растирались на каменной плите или в зернотерке. В период неолита люди освоили практически все известные в настоящее время сельскохозяйственные культуры. Однако земледелие было распространено очень неравномерно. Первые очаги земледелия обнаружены на территории современных Египта, Палестины, Ирана, Ирака, южной части Средней Азии. Современные археологические и палеоботанические исследования дают основание говорить о четырех самостоятельных наиболее древних очагах происхождения культурных растений: Передняя Азия, где уже в VII--VI тысячелетиях до н.э. культивировались полевые злаки -- ячмень и пшеница; бассейн реки Хуанхэ, где в IV--III тысячелетиях до н.э. выращивались китайское просо (чумиза), рис, гаолян; Центральная Америка, где в V-IV тысячелетиях до н.э. начали разводить бобы, перец, а к III тысячелетию - маис кукурузу); Перуанское нагорье, где в III тысячелетии до н.э. выращивали перец, хлопок, бобы и другие растения.

Скотоводство превратилось в важную отрасль хозяйства, хотя оно было распространено неравномерно. В период неолита были одомашнены овцы, свиньи, козы, коровы. Скотоводческие (пастушеские) племена обитали в степях Северной Африки, Аравии, Средней и Центральной Азии.

Первым производством стало гончарное ремесло. Глиняная посуда позволила человеку значительно улучшить процессы приготовления и хранения пищи. Гончарный горн -- печь для обжига глиняных изделий -- впервые появился на Востоке. Гончарный круг известен с IV тысячелетия до н.э. Он вручную приводился в движение. Его появление значительно повысило производительность труда и позволило улучшить качество глиняной посуды. Развитие получило ткачество. Ткани изготавливались из льняных нитей на ткацком станке.

В VI - IV тысячелетиях до н.э. на территориях современной Индии, Египта, Передней Азии зародилось металлургическое производство. Первым металлом, который привлек внимание людей, была медь наверное, самородная. Она уступала в твердости камню, но при нагревании из нее можно было сделать иглы, шилья, рыболовные крючки. Из меди делали украшения -- бусы, подвески, кольца, браслеты. В III тысячелетии до н.э. кроме меди начали использовать ее сплав с другими металлами (свинец, олово), придававшими ей твердость, - бронзу. Вскоре она распространилась по всему Старому Свету, но осталась неизвестной в Америке. Процесс производства медных изделий гораздо менее трудоемок, чем изготовление орудий труда из кремния. Первоначально металлы выплавлялись путем обжига руды на костре, затем ее нагревали в смеси с древесным углем в плавильных печах.

Каменная техника была представлена шлифованием, пилением, сверлением; достигла расцвета техника отжимной ретуши. Каменные орудия (мотыги, зернотерки, ступки, лезвия для серпов, ножей, кинжалы) изготавливались из кремния, трудно обрабатываемых пород камня типа полудрагоценного нефрита, жадеида и др. Иглы, шилья, ложки делались из кости, в том числе слоновой.

Медные орудия, так же как и изделия из других металлов, были представлены топорами, кинжалами, наконечниками копий, рыболовными крючками, иглами, гвоздями. Медная мотыга с деревянной ручкой, лопата широко использовались в земледелии.

Увеличение количества сельскохозяйственных и ремесленных продуктов труда способствовало расширению обмена, сначала возникшего на границе земледельческих и скотоводческих племен. Внутри общины обмен осуществлялся в натуральной неэквивалентной форме, в порядке уравнительного распределения произведенных продуктов. Обмен между специализированными общинами становился более регулярным. Однако всеобщего эквивалента, тем более в денежной форме, хозяйственная практика пока еще не выработала. Можно говорить лишь о зарождении товарного производства, создании отдельных продуктов в количествах, превышавших потребности семьи и общины и предназначенных для обмена с другими общинами, о формировании рыночных отношений, хотя и в примитивной форме. Развитие обмена стимулировало совершенствование производительных сил.

С переходом к оседлому существованию резко изменилось количество совместно проживающих людей. Общины охотников были небольшими, около 20 человек или немного больше. Они могли разрастаться только при достаточных запасах пищи.

Переход к производящему хозяйству привел к заметному увеличению размеров общины, возникновению территориальной общины, представлявшей собой постоянные поселения, насчитывавшие десятки, а то и сотни жилых домов, культовые сооружения, мастерские. Жилищем служили глинобитные дома.

В IV тысячелетии до н.э. появились признаки исчерпания потенциала неолитической цивилизации. Каменные орудия, даже самые совершенные, были трудоемки в изготовлении и недостаточно надежны. Они не были способны удовлетворить разнообразные, постоянно усложнявшиеся потребности человека и общества.

Начался переход к очередному этапу -- неолиту (медно-каменному веку).Главными занятиями становятся земледелие и скотоводство. В этот период преобладающим материалом стал металл -- сначала медь, золото, затем бронза, а начиная с I тысячелетия до н.э. -- железо и его производные -- чугун, сталь.

Изобретение и освоение принципиально новых материалов (бронзы), технологий (системы орошаемого и плужного земледелия), усиление имущественного неравенства, зарождение частной собственности неизбежно вели к возникновению классов и государства.

Разрушение первобытного общества в различных регионах мира произошло не одновременно. Разнообразными были и модели дальнейшего хозяйственного развития. В конце IV тысячелетия до н.э. в Месопотамии, а затем в Египте возникли первые государства.

До н.э.). На Ближнем Востоке начало неолита относят примерно к 12-9,5 тыс. г. до н. э., а в Европе — к 8-5 тыс. г. до н. э. Окончание — ок. 6,5-5,5 тыс. г. до н. э. и ок. 4-3 тыс. г. до н. э. соответственно. В Америке начало неолита приходится примерно на конец 3-го тысячелетия до н. э.

Начало новокаменного века соответствует неолитической революции — переход к земледелию и скотоводству , а окончание связано с появлением металлических орудий труда и оружия в медном, бронзовом или железном веке (в зависимости от географического региона).

С началом эпохи нового каменного века — неолита — тесно связано становление современного человеческого общества . На рубеже перехода от верхнего палеолита к неолиту вся суша в своих границах уже была заселена людьми и до нашего времени исторические области человеческого присутствия принципиально не менялись.

На Ближнем Востоке выделяют докерамический и керамический неолит, когда появляется сложноорнаментированная керамическая посуда. Живопись верхнего палеолита сменяется в это время геометрическим орнаментом. В Европе и Азии неолит наступил позднее; здесь выделяют ранний и поздний (верхний) неолит.

  • Ближний восток.
    • Докерамический неолит.
    • Керамический неолит.
  • Евразия (Европа , Азия).
    • Ранний неолит.
    • Поздний неолит (верхний).

Неолитическая революция

Наиболее значительным событием в числе неолитических новшеств стал переход от присваивающего хозяйства к производящему, который произошёл столь резко и быстро, что даже получил название — неолитическая революция . Главным её итогом стало возникновение сельского хозяйства (на основе селекции растений , содержащих высококалорийный белок и углеводы, в основном зерновые и

Период неолита

По работам Г.В.Вернадского и д

Период неолита

 23:34 19 сентября 2017

Период неолита

По работам Г.В.Вернадского и других историков 19-21 веков.

Уход ледника открыл для человека районы Центральной и Северной России. Как мы видели, наиболее далеко уходящие на север

поселения верхнепалеолитического периода обнаружены на берегах Оки. Остатки неолитической культуры или полированных каменных изделий замечены как в Северной, так и Южной России, на Украине и в Сибири;

не говоря о Кавказе, где культура была не менее древняя и развивалась более широкими шагами, благодаря близости Месопотамии и Ирана. В различных местах были раскопаны кладбища неолитического человека, его жилища и мастерские, еще более широко распространены случайные находки инструментов и оружия – топоров, молотков и стрел.

Неолит - эпоха использования всех предшествующих достижений в обработке камня (пластинчатая техника, а в ряде мест и микролитическая, техника скола и отжимная ретушь) и время новых приемов обработки камня и дерева: шлифования, сверления, пиления, полирования.

Неолитические культуры и культурные области Евразии (VI-II тысячелетий до н.э.):

I - область гребенчатой керамики;

II - неолит Среднерусской равнины (область ямочно-гребенчатой керамики;

III - карельская неолитическая культура;

IV - каргопольская культура;

V - область беломорской культуры и гребенчатой керамики севера;

VI - неолит юга;

VII - область камско-уральского неолита;

VIII - область кельтеминарского неолита;

IX - джейтунская культура;

X - западносибирская неолитическая область;

XI - неолит Южной Сибири;

XII - прибайкальская неолитическая область;

XIII - приамурская неолитическая область;

XIV - среднеленская неолитическая область;

XV - неолит Северо-Восточной Азии и приарктической зоны

Судя по топографии неолитических находок в лесной зоне, люди того времени селились в основном на берегах рек. Что же касается степной зоны, могилы кочевников находились на удаленных от моря территориях на водоемах, что совершенно согласуется с известными нам их привычками, ибо они создавали дороги в основном у водоемов.

Изделия эпохи неолита из Западной Европы, А. Керамический кувшин с ручкой (Швейцария). Б. Шлифованный топор, изготовленный из куска вулканической породы. Отверстие сделано для деревянной рукоятки (обозначенной пунктирными линиями) (Австрия). В. Кремневый кинжал с лезвием и удобной рукояткой (Скандинавия),

Хронологически распространение неолитической культуры по территории Россииотносится к концу четвертого или началу третьего тысячелетия до н.э. Поверхность земли должна была значительно измениться по сравнению с условиями ледникового периода. Его последствия, тем не менее, ощущались долго. Контуры морей постепенно сжимались до современных очертаний. Озера были распространены по всей стране. Климат, хотя и стал мягче, чем в Мадленский период, был все же холоднее, чем в наше время. И флора, и фауна были уже близки к современным, но виды, неизвестные в наше время, все еще существовали. Еще в двенадцатом веке до н.э.

первобытный зубр (тур) был широко распространен в русско-украинских степях , а академик Гмелин видел на Украине

дикую лошадь (тарпана) еще в восемнадцатом столетии. Новые формы родовой социальной организации появились в неолитический период, равно как и новые направления человеческой экономической активности – земледелие и скотоводство.

Духовная жизнь человека также приобрела иные выражения. Продуманный похоронный ритуал, который мы знаем из находок,

указывает на развитие идеи загробной жизни. Люди должны были уже обладать определенной системой религиозных верований , среди которых похоронный ритуал был лишь частным проявлением. Материальная культура также значительно прогрессировала. Полированные каменные изделия неолитического периода дают свидетельства значительных навыков в ремеслах. Обрабатывались не только кремень, но и другие породы. Новые типы инструментов и оружия появились в итоге

производительной деятельности . Находки кремневых и костяных наконечников стрел доказывают, что лук был уже изобретен. Он стал на долгие годы наиболее практичным оружием охоты и войны. Искусство керамики также очевидно продвинулось вперед. Различный дизайн орнамента глиняных изделий использовался в разных регионах – некоторые были примитивными, другие – в достаточной степени сложными. Эти вариации в орнаменте особенно важны для изучающего археологию, поскольку типы оформления могут служить критерием для сравнения посуды в различных «культурных сферах», так же как и для установления взаимоотношений между ними. Подобные различия в орнаменте также служат как предположительные вехи для хронологической фиксации находок. Поскольку в значительном количестве

Неолитическое захоронение в Чатал-Хююке, найденное в 2012 г. под полом одного из домов.

захоронений неолитического периода были обнаружены человеческие черепа и скелеты, можно получить некоторое представление об антропологическом типе населения этой эпохи. Оказывается, что по крайней мере две расы жили тогда в Западной Евразии,

одна из них – брахицефальная,

а другая – долихоцефальная. Судя по скелетам, найденным в Херсонской губернии, рост людей, живших там, не превышал 169 см; раскопки в Киевских провинциях обнаружили кости более высоких людей, ростом около 185 см. Сравнение основных неолитических находок в Евразии дает возможность исследователю видеть различные культурные сферы, существующие на этой территории. Мы должны прежде всего кратко охарактеризовать культуру Анау в Туркестане. Именно в Туркестане основные типы культуры евразийских кочевников встретились и взаимно повлияли друг на друга.

КУЛЬТУРА АНАУ

Стоянка Анау находится близ Мерва . Основная работа по археологическим раскопкам там была проделана в 1903 г. американской экспедицией, возглавляемой Р. Пампели . Были изучены три основные культурные слоя.

Слой Анау I относится О. Менгином к приблизительно 3500 г. до н.э .; Анау II представляет период около 2500 г. до н.э .; Анау III может датироваться 2000 г. до н.э. Даже в первый период люди Анау были не только охотниками, но и крестьянами. Ячмень и пшеница являлись основными культурами.

Бык и овца были приручены задолго до периода Анау II , в то

время как свинья, коза, собака и верблюд появились лишь в Анау II . Жилища делались из глиняных кирпичей. Инвентарь каменных инструментов довольно беден: в основном резцы и терки. Посуда, с другой стороны, довольно интересна.

Горшки – ручной работы и хорошо обожжены. Многие из них окрашены в красный и черный цвет; орнамент в основном коричневый. Веретена, найденные во всех слоях, являются свидетельством раннего искусства прядения. Следует отметить, что раскрашенная глиняная посуда, схожая с Анау, была обнаружена как в Китае (в провинциях Кан-Сю и Хонань), так и на Украине.

ТРИПОЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА.

Культура раскрашенной глиняной посуды в бассейне среднего Днепра на Украине известная как трипольская культура , берет свое название от стоянки Триполье в Киевской губернии, где впервые было сделано важное открытие этого типа.

Орнаментированная глиняная посуда – одна из ее основных черт. Имеются примеры как раскрашенной посуды, так и глиняных изделий со вдавленным орнаментом. Узор был геометрическим; широко использовались спиральный и вьющийся типы. Когда изображались люди, животные или растения, они также контурно вводились в геометрический стиль. Глиняная посуда Триполья в определенных планах схожа с посудой Анау и Балкан. Судя по остаткам трипольской культуры,

ее представители являлись земледельцами, которые, однако, были также знакомы с животноводством. Большое количество трипольских поселений раскопано с 1880-х годов особенно в районе Правобережной Украины48. Характерной чертой этих стоянок стали так называемые «платформы» (площадки), укрепленные обожженной глиной . Эти платформы в основном имеют форму квадрата; их ширина варьируется от 5 до 13м, а длина от 6 до 18м. Они были раскопаны на глубине от 0,2 до 1 м под современным слоем земли. Функция этих платформ длительное время озадачивала археологов. Ранее полагали, что платформы были частью кладбища; сейчас, основываясь на результатах недавних раскопок, принято считать, что большинство из них составляли фундамент домов.

Это были, возможно, деревянные рамочные дома , когда рамка дома наполнялась глиной, и по этой причине они сохранились плохо, за исключением фундамента. В некоторых случаях, тем не менее, удалось обнаружить нижнюю часть деревянной кладки. Что же касается крыши, то она была, возможно, двускатной, с двумя покатыми поверхностями, наполненными лозняком.

Реконструкция жилья трипольской культуры

На некоторых стоянках были обнаружены остатки очагов . Плиты строились из обожженной глины со сводчатым верхом. Высота плиты варьировалась от 1 до 1,5м. Горшки и подсушенная на солнце посуда, сосуды, глиняные фигуры, кости животных, зерно и кипы мусора были найдены на многих платформах. Некоторые из ваз содержали сожженные человеческие кости; это были, очевидно, похоронные урны.

Платформы обычно составляют группы , каждая из которых сама является частью поселения. План типичного поселения трипольского типа очень интересен. Дома расположены в два

концентрических круга, которые должны были облегчить защиту поселения в случае атаки. В поселении Коломийшина Киевской губернии, исследованном в 1938 г., находился тридцать один дом, составляя внешний круг , и восемь, составлявших внутренний. Диаметр внутреннего круга – 60 м; внутри него не было домов, эта территория, очевидно, являлась городской площадью. Без сомнения, поселение принадлежало людям определенного рода или задруги. В позднем слое трипольских поселений были найдены медные и бронзовые предметы. Таким образом очевидно, что перед своим падением трипольская культура эволюционировала от чисто неолитической стадии. Анализируя инструменты и остатки пищи на стоянках трипольского типа мы можем получить достаточно четкое представление об экономической жизни трипольского человека. Его инструменты, такие как

топоры, ножи и молотки, были сделаны из камня или кости. В позднейшей страте были найдены бронзовые серпы, указывающие на постепенный прогресс в сельскохозяйственной технике. Выращивались злаки нескольких видов, такие как пшеница, просо, ячмень, а также конопля. Пища человека состояла в основном из мяса и хлебной выпечки; мука изготавливалась путем перемолки зерна ручной теркой. Были приручены многие животные – овца, коза, свинья и собака; позднее к ним прибавились корова и лошадь. Люди Триполья, очевидно, были знакомы с прядением, поскольку на стоянках были найдены многочисленные веретена.

К сожалению, не было обнаружено каких-либо надписей, которые бы проливали свет на язык трипольского человека, и, следовательно, трипольские люди не могут быть определены как лингвистически, так и этнографически.

Но это мнение Г.В. Вернадского не соответствует настоящему времени. Нйдена и трипольская посуда с надписями, которые расшифрованы профессором В.А.Чудиновым в раьоте
«Расшифровка славянского слогового и буквенного письма»
- [ chudinov.ru ]

КУЛЬТУРА ДОЛЬМЕНОВ

Эта так называемая мегалитическая культура распространилась по крымскому и кавказскому побережьям Черного моря.

Дольмен северокавказского типа – строение со стенами из грубого камня и крышей из плоских каменных блоков. Он служил домом не для живых, а для мертвых , которых обычно оставляли в сидячем положении с расставленными на полу ногами.

Горшки и различные орудия были обнаружены помещенными рядом со скелетом. В больших дольменах обнаружены несколько скелетов; они, возможно, служили склепами для всего семейства . В большинстве случаев

"Гиганты строят Хунебед, а обычные люди за этим наблюдают" (Picardt, 1660)

Следы великанов

Загадочные конструкции из каменных плит, оставшиеся от древних, всегда впечатляли людей, неравнодушных к истории. Но поверить в то, что это обычные постройки, не имеющие никаких сверхъестественных свойств, было нелегко. Простой люд рассказывал друг другу страшные сказки про гномов, живущих в крошечных каменных домиках. А ученое сословие пыталось подвести под мифы серьезную теоретическую базу.

Например, в 1660 году монах Йохан Пикардт авторитетно заявил, что дольмены были когда-то построены великанами, так как люди не смогли бы справиться с такими огромными камнями. Удивительно, что жил этот образованный человек в Нидерландах, граждане которых построили огромное количество дамб и мельниц, и вообще были далеко не чужды инженерных чудес своего времени. Но поверить в то, что древние тоже могли пользоваться различными хитростями и простыми механизмами типа блоков, оказалось нелегко. Забавно, что голландские крестьяне тут же делом опровергали «великанскую» теорию отца Йохана, активно растаскивая мегалитические памятники на отдельные плиты. Их использовали для укрепления тех же дамб, строительства домов и церквей. В 1734 году местным властям даже пришлось принимать специальный закон об охране дольменов, чтобы они не исчезли с лица земли вовсе.

Похожие истории происходили по всему миру - везде, где встречались мегалитические памятники. В головах людей удивительным образом соседствовали убеждения о нечеловеческой природе строителей дольменов и стремление приспособить древние камни «в хозяйстве».

Лишь в начале XX века дольменами занялись настоящие ученые, представлявшие еще молодую тогда науку археологию. Довольно быстро выяснилось, что подобные сооружения расположены широкой полосой по всей Южной Европе.

В Британии и Ирландии тоже зафиксированы памятники, которые порой причисляют к дольменам (самый известный, разумеется, Стоунхендж), но формально это неправильно.

Изучив некоторое количество дольменов, ученые сделали вывод - гробницы такого типа являются уникальным признаком древних народов, живших на территории Европы несколько тысяч лет назад, своеобразным маркером «европейскости».

Так что, когда египтяне складывали свои пирамиды, европейские племена тоже умели обращаться с каменными плитами и создавали свои варианты памятников на века. Теория складывалась довольно красивая, но была очень быстро опровергнута.

дольмены располагались группами , как бы составляя родовое поселение мертвых . Происхождение этой культуры – спорный вопрос. В течение позднего неолита и раннего бронзового века она распространилась по всей передней Азии и средиземноморскому побережью , на севере достигая Британии , Дании и Южной Швеции . Наиболее вероятно, что путь экспансии дольменов на Северном Кавказе и в Крыму начался в

Транскавказском регионе . В этом случае мы можем предположить миграцию людей, построивших дольмены , от передней Азии до северочерноморского побережья .

КУЛЬТУРА ОКРАШЕННЫХ КОСТЯКОВ50 .

Курганы этой культурной сферы распространены по всей Южной России и Украине, в основном в степях. Они обычно невысоки – от 1 до 2 метров.

Тело помещалось в гробницу в скрюченном состоянии и всегда покрывалось красной охрой ;

инвентарь могил беден , в особенности в сравнении со скифскими захоронениями позднего периода . Глиняная посуда иногда покрыта линейным орнаментом. В могилах обнаружены кремневые ножи и

топоры, а также боевые топоры, конфигурация которых очень схожа со скандинавским типом боевого топора . В то время как трипольский человек был землевладельцем, человек культуры окрашенных костяков был в основном пастухом. Орды этих кочевников должны были контролировать черноморские степи от Днепра до Северного Кавказа. Прирученная ими лошадь относилась к первобытному типу; она предположительно воспроизводится на серебряной вазе , обнаруженной в Майкопском могильнике, в Северокавказском регионе. Возможно, что по северной кайме степей некоторые из племен постепенно адаптировались к земледелию.

Первые орудия. Большие изменения произошли около 2 млн. лет назад. Найденные каменные орудия труда того времени свидетельствуют, что предки человека могли думать, как люди, и начинали контролировать некоторые явления в окружающем их мире. Следующим шагом стало использование огня. Мозг гоминид продолжал увеличиваться. Около 1,5 млн. лет назад гоминиды, жившие в Африке, стали постоянно ходить на двух ногах и начали расселяться по миру. Останки этих гоминид (Homo erectus- человек прямоходящий) были найдены в Африке, Азии и Европе.

Основание крупных поселений (городов) и увеличение населения способствовало появлению полеводства. Были изобретено первое «пахотное орудие» - деревянная соха, (которой делали лишь борозду для посева семян), использую тяговую силу животных (волов, лошадей)

Для внедрения полевого огородничества требовались дополнительные территории. Участки под земледелие начали расчищать от леса и кустарников. Это стало возможным с появлением железного топора.

Множество сельскохозяйственных орудий было обнаружено археологом В.А. Городцовым на одной из стоянок Харьковской губернии . Этот район служил, очевидно, мостом между трипольской и степной культурой. На этой харьковской стоянке была открыта крашеная глиняная посуда , декорированная в трипольском стиле.

ФАТЬЯНОВСКАЯ КУЛЬТУРА51.

Фатьяновская культура
Бронзовый век

Фатьяновская культура (розовый цвет)
В составе
Локализация
Датировка
Носители
Тип хозяйства

оседлое скотоводство

Исследователи
Преемственность:

Эта культурная сфера получила свое имя от могильника в деревне Фатьяново близ Ярославля , где находятся наиболее типичные находки. Ее ареал располагался в бассейне рек Оки и верхней Волги и охватывал территорию следующих русских губерний: Тверской, Ярославской, Костромской, Нижегородской, Владимирской и Московской. Во время наибольшей экспансии фатьяновская культура достигала на западе Смоленска и на юге Мичуринска (Козлов).

Хронологически ее каменный век относится к концу третьего и первой половине второго тысячелетия до н.э. В наиболее древних неолитических погребениях Окского региона мертвых хоронили в неглубоких траншеях без каких-либо могильных холмов. Могилы, найденные в Волосово близ Мурома, были вырыты под корнями пней сосен, очевидно для того, чтобы содержимое могилы было защищено от вымывания дождями.

Портреты мужчины и девушки из Тимофеевского могильника (Ивановская область). Реконструкция Г. В. Лебединской

Носители фатьяновской культуры
(2-е тыс. до н.э., центральные области Русской равнины, женщина из Ярославской области, реконструкции М.М. Герасимова).

На кладбищах более позднего периода – собственно фатьяновского типа – мертвых клали на слой древесного угля. У головы и ног тела ставились перевернутые горшки. Следует упомянуть тщательно отполированные каменные топоры среди инструментов и утвари, обнаруженных в могильниках фатьяновского типа. Некоторые из этих топоров, также как орнаментированные вазы с округлым дном, указывают на влияние северокавказского типа на фатьяновское искусство. Так же как и в трипольском регионе, медные и бронзовые предметы начинают появляться в позднем слое фатьяновской неолитической культуры . Этот процесс изменения, который в трипольской культуре был прерван определенной катастрофой, в случае фатьяновской культуры был постепенным и длительным . Бронзовая стадия фатьяновской культуры будет шире обсуждена в следующем разделе.

ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ СИБИРЬ.

Как погребения, так и поселения неолитического периода были открыты в различных местах Западной Сибири: озеро Андрееве близ Тюмени, на Чудацком холме близ Барнаула и на берегу реки Улаган в Западноалтайском регионе.

В Венгеровском районе Новосибирской области найден курган эпохи неолита

Курган с захоронениями людей новокаменного века удалось обнаружить впервые. Общепринятым до сих пор считалось, что курганные захоронения появляются гораздо позже, только в эпоху бронзы. В кургане нашли 9 погребенных человек - мужчины, женщины, дети. В самом нижнем ярусе обнаружили захоронение мужчины с каменным топором и роговым наконечником стрелы.

Находка позволяет предположить, что процесс разрушения коллективизма, на котором базировались ранние родовые общества, начался в неолите. Рядом с курганом археологи нашли древнее жилище людей каменного века. Теперь ученым предстоит по взятым образцам определить более точную датировку захоронений.

Ученые-археологи Уральского федерального университета (УрФУ) нашли уникальные для Западной Сибири шахты - каменные копи эпохи неолита. Эти ямы на территории Сугмутского месторождения, расположенного в девяносто километрах от города Муравленко, возможно, являются родоначальниками горного дела в Западной Сибири.
Находку назвали Ет-то 2, - сообщает пресс-служба университета. Это открытие позволяет предположить, что камень на Ямале начали добывать более шести тысяч лет назад.

Принцесса Укока
2500 лет

В 1993 году новосибирские археологи, исследовавшие курган Ак-Алаха на плоскогорье Укок, обнаружили мумию девушки примерно 25 лет. Тело лежало на боку, ноги согнуты. Хорошо сохранилась одежда усопшей: рубашка из китайского шелка, шерстяная юбка, шуба и чулки-сапоги из войлока.

Внешний вид мумии свидетельствовал о своеобразной моде тех времен: на обритую наголо голову надет парик из конского волоса, руки и плечи покрыты многочисленными татуировками. В частности, на левом плече был изображен фантастический олень с клювом грифона и рогами козерога - сакральный алтайский символ.

Все признаки указывали на принадлежность захоронения к скифской пазырыкской культуре, распространенной на Алтае 2500 лет назад. Местное население требует похоронить девушку, которую алтайцы называют Ак-Кадын (Белая Госпожа), а журналисты - принцессой Укока.

Они утверждают, что мумия охраняла «зев земли» - вход в подземное царство, который сейчас, когда она находится в Национальном музее имени Анохина, остается открытым, и именно по этой причине происходят стихийные бедствия в Горном Алтае в последние два десятилетия. Согласно последним исследованиям сибирских ученых, принцесса Укока умерла от рака молочной железы.

Несколько кладбищ неолитического типа были обнаружены на берегу Енисея, из которых наиболее хорошо изучено обнаруженное на Афанасьевской Горе близ деревни Батени .

C лёгкой руки официального историографа Российской империи Г.Ф. Миллера (18 век) так была прозвана Сибирь. Это своё нелицеприятное мнение он выразил в двухтомной книге «Описание сибирского царства и всех произшедших в нём дел от начала, а особливо от покорения его Российской Державой по сии времена». Всех ли? А может что-нибудь ещё осталось, противоречащее субъективному мнению академика, сокрытое в той груде документов, что были привезены из поездки, и до сих пор часть из них не опубликована?

Ещё раньше (1516 г.) ректор Краковского университета поляк Меховский писал:

«в этих сибирских странах не пашут, не сеют, не употребляют ни хлеба, ни денег, питаются лесными зверями, пьют одну воду, живут в дремучих лесах в шалашах из прутьев. Лесная жизнь сделала и людей похожими на зверей неразумных, одетыми в грубые звериные шкуры, сшитые вместе как попало, большая часть их коснеет в идолопоклонстве, поклоняясь солнцу, луне, звездам, лесным зверям и всему, что ни попадется».

А вот Как видел Азию – Сибирь исландец С.Стурлуссон (1179-1241г.):«С севера и до самого юга тянется часть, называемая Азией. В этой части мира всё красиво и пышно, там владения земных плодов, золото и драгоценные камни. Там находится середина земли. И потому там во всем и прекраснее, и лучше, люди, её населяющие, тоже выделяются всеми дарованиями: мудростью и силой, красотою и всевозможными знаниями. Вблизи середины земли построен град, снискавший величайшую славу».

Культурная сфера, к которому оно принадлежит, также известна как афанасьевская культура . Тела в могилы афанасьевского типа клали в траншеи глубиной 1,5 м, а могилы покрывались камнями. Скелеты обнаружены в скрюченном состоянии или же в любом случае с согнутыми ногами. В некоторых могилах открыты сожженные человеческие кости, свидетельство кремации. Было обнаружено множество плохо обожженных глиняных горшков, большинство из них с конусообразным дном. Рисунок довольно груб; в некоторых случаях он выполнен вдавливанием, в других – рельефным наложением глины. Некоторые из ваз покрыты медью.

Найдено мало орудий или оружия, среди них каменные наконечники стрел и пестики, а также костяные иглы.

Открыты остатки еды, кости рыбы, сибирского оленя (изюбря) , дикого быка, а также некоторых прирученных животных, таких как лошадь, бык, овца. На основе этих находок предполагается, что

человек афанасьевской культуры был знаком не только с охотой и рыболовством, но и с животноводством. Характерно, что бусины на шее и запястьях многих скелетов были сделаны из раковин моллюсков, принадлежащих к виду из региона Аральского моря. Очевидно, в этот период были установлены связи между людьми, жившими в регионе Енисея, и обитателями региона Аральского моря. И, разумеется, некоторые недавние находки в Хорезме, к югу от Аральского моря, показывают сходство между афанасьевской и кельтминарской культурой . Поскольку последняя развивалась под влиянием культуры Анау, мы можем предположить определенное единство культуры в Туркестане и Сибири в эпоху позднего неолита и раннего бронзового века. Интересная неолитическая стоянка была раскопана в Бирюзине, на холмистом берегу Енисея в 45 километрах к югу от Красноярска. В этой местности в холмах обнаруживается множество известковых пещер, в некоторых из них были обнаружены следы поселений. Как на стоянке Бирюзина, так и в прилегающих пещерах открыто огромное количество каменных изделий, таких как ножи, резцы, скребки, равно как и некоторые костяные изделия, а именно: кинжалы, гарпуны, иглы и шилья. Поскольку некоторые из резцов принадлежат палеолитическому виду, мы можем заключить, что поселения уже существовали в палеолитический период, а также предположить наличие преемственности локальной культуры в этом регионе. Вокруг стоянки Бирюзина былиобнаружены кости следующих животных: быка, козы,

северного оленя, лося, косули, лошади, лисы и зайца. Очевидно, что охота была главным занятием людей. Различимы пять культурных слоев, верхний из которых уже содержит некоторые железные предметы. Что же касается неолитических захоронений Байкальского региона, то они могут быть разделены на два типа, известные по именам характерных стоянок Китой и Глазов . Кладбище Китой расположено на левом берегу Ангары, в пяти километрах от места ее слияния с Китоем. Мертвых хоронили в неглубоких рвах без могильных холмов; их клали на спину и окрашивали охрой. Ожерелья из оленьих зубов и костей птиц одевались на лоб или на шею. Нефритовые топоры, каменные наконечники стрел и копий, костяные гарпуны и шила, глиняная посуда были обнаружены в большинстве захоронений.

Могилы глазовского типа более совершенны , они имели встроенную гробницу из каменных плит. Над каждой укладывались могильные камни, составляя надгробие конусоидального типа . Положение скелетов в могиле схоже с могилами Китоя, но без следов охры. Инвентарь каменных орудий небогат. В некоторых из могил были обнаружены медные ножи. В целом, техника сибирского неолита находится на сравнительно высоком уровне. Наконечники стрел и некоторые инструменты отличаются хорошим ремесленным мастерством. Камень обрабатывался как путем полировки, так и пилки. Даже такой твердый минерал как нефрит подвергался полировке. Аккуратные отверстия высверливались в частях камня, предназначенных для нанесения орнамента.

В Омской области, на берегу реки Тара обнаружен могильник с восемью захоронениями. На всех черепах, найденных учёными, - следы искусственной деформации. Возраст находок примерно 1500 лет. Но главная интрига для учёных - форма черепа, которая очень напоминает голову гуманоида. - Это сразу начинает будоражить фантазию: что это? Может, это пришельцы? Но мы связываем это с движением древних гуннов, которые разграбили лесостепи и ушли в Европу творить там мировую историю. По историческим данным, у них были воины с вытянутыми черепами, с высокими шлемами, с золотыми гривнами. Обнаруженные несколько этих черепов говорят о том, что Тарское Прииртышье связано с мировой историей.

В Сибири обнаружили необычные захоронения

Российские археологи обнаружили в сибирской деревне Старый Тартас необычные древние захоронения, пишет портал maxisciences.com . Примерно в дюжине могил похороненные люди лежали парами лицом друг к другу, а некоторые даже рука об руку.

Захоронениям 3 500 лет и датируются они бронзовым веком. Ученые впервые встретились с подобным парным расположением скелетов и надеются раскрыть их загадку, проведя анализы ДНК.

Ожидая результаты тестов, археологи выдвинули несколько гипотез. По мнению некоторых из них, захоронения относятся к андроновской культуре, которая охватывала Сибирь во втором тысячелетии до нашей эры. В эту эпоху начала складываться современная семейная модель. После смерти мужчины его жена могла быть умерщвлена и похоронена рядом.

По мнению других, пары специально хоронились вместе, символизируя половой акт с принесенной в жертву молодой женщиной, которая выполняла роль жены в загробном мире.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ НЕОЛИТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ В ЕВРАЗИИ.

Определенные замечания более общего порядка могут быть выведены из нашего обозрения неолитических находок в Евразии.

Книга «Древняя Русь» написана в 30-е годы 20 века и обозрение неолитических находок соответствовало тому времени. Чтобы выполнить обозрение таких находок за истекший период времени понадобится многотомный труд. В интернете присутствует большой объём информации о работе археологов. Интернет ссылки к фотоматериалам значительно расширяют объём информации для интересующихся читателей.

«…Георгий Владимирович продолжал развивать идею взаимодействия природных и социальных факторов в русской истории, впервые высказанную в книге «Начертание русской истории». В это же время Вернадским и его близким другом, профессором Гарвардского университета, Михаилом Михайловичем Карповичем был задуман грандиозный по своему масштабу проект: создание многотомной «Историй России». По замыслу авторов серия должна была состоять из десяти томов: первые шесть – до создания Российской империи – пишет Г. В. Вернадский, следующие четыре – с начала XIX по XX век включительно – М. М. Карпович. Несмотря на то, что проект был совместным, авторы в предисловии к первому тому подчеркнули, что каждый из них несет персональную ответственность за свою работу. Вернадский написал пять книг. Первый том – «Древняя Русь» – вышел в 1943 г., второй -"Киевская Русь" – в 1948, в 1953 г. появился третий – «Монголы и Русь», спустя 5 лет – в 1958 г. – четвертый – «Россия на пороге нового времени», и в конце шестидесятых, в 1968 г. – пятый -"Московское царство". Смерть Михаила Михайловича в 1959 году помешала завершить проект, и «История России» Вернадского и Карповича осталась «Историей» одного Вернадского.

Нужда в подобном издании была очевидна, так как «в течение последних десятилетий в области русской истории имело место внушительное накопление новых материалов первоисточников, и в монографической литературе как в России, так и в других странах, выявилось много новых существенных точек зрения». Авторы задались целью «систематически представить общий ход русской истории» с широким «использованием вновь собранного материала, так же как и результатов специальных научных исследований». Грандиозность идеи заключалась в том, что Г.В. Вернадский, впервые в зарубежной литературе, в одиночку, решился проанализировать и синтезировать результаты исследований советских историков того времени. В самом Союзе в этот период аналогов подобному проекту не существовало, а «История СССР с древнейших времен...», над которой трудился весь цвет советской исторической науки, появилась гораздо позже и в незавершенном виде. …»

Борис Николаев «Жизнь и труды Г.В. Вернадского»

Очевидно, что большая часть цизуральской России, так же как части Сибири были необитаемы. Экономическая жизнь неолитического человека была гораздо разнообразнее, нежели в палеолитическую эру. Именно в эпоху неолита возникли некоторые фундаментальные типы человеческой экономической активности, подобные земледелию, скотоводству, ремеслу. Благодаря различию природной среды в различных местностях превалировали свои типы сельскохозяйственной деятельности. В цизуральской России важны следующие три региона: пограничная зона лесов и степей на Украине, где было развито земледелие и скотоводство; регион Оки и верхней Волги, благоприятный для охоты и рыболовства, где, однако, практиковалось и земледелие; южные степи, где особое внимание уделялось коневодству и скотоводству. Реки служили главными торговыми путями, при этом Волга играла особенно важную роль как связующее звено между северокавказской культурной сферой и Верхневолжьем и рекой Камой . У нас уже был случай упомянуть, что торговые отношения неолитической эры приняли действительно интернациональный характер.

«Можно ли вообще говорить о национальностях в периоды палеолита и неолита?»

Конечно, регион среднего Днепра был связан с территорией Балкан с одной стороны и с Кавказом – с другой. Через Кавказ область Оки-Волга была открыта влиянию культуры Месопотамии. А из региона Волги-Камы купцы должны были проникать в Западную Сибирь и наоборот. Народы Западной Сибири торговали с народами Казахстана, а они, в свою очередь, нашли дорогу на Кавказ. Так был завершен круг. Историк естественно склонен останавливаться на политических аспектах международной экономики. Он может предположить, что экономические взаимосвязи между различными неолитическими губерниями в Евразии в некоторых случаях сопровождались интенсивной политической и военной борьбой. Империи возникали и погибали, как это и происходило позднее. Тем не менее, из-за отсутствия письменных источников по политической истории неолитической Евразии нет ничего кроме простых гипотез. Несколько подобных предположений использовались для интерпретации археологического материала, но их правдоподобность может быть поставлена под вопрос. Очевидно, что конец третьего и начало второго тысячелетия до н.э. был важным периодом в развитии индоевропейских народов, крупные миграции которых происходили, вероятно, около этого времени. Видимо, кочевники культуры окрашенных костяков представляли одну стадию в этом процессе. Также возможно, что хетты, чей язык связан с индоевропейской семьей, прошли на пути к Боспору и Малой Азии через черноморские степи, вступив в них с востока. Но все это – сфера чистых предположений.

Характерные черты неолита - каменные шлифованные и просверленные орудия.

Вконтакте

ЭПОХА НЕОЛИТА. РАННЕЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ НЕОЛИТА ЮЖНОЙ ЕВРАЗИИ

1) Неолит стал последним периодом каменного века. Начало его в Евразии относится к 6-му тысячелетию до н.э., его обычно связывают с появлением керамической посуды. Эта дата достаточно условна, да и сам переход не был мгновенным. Остальной каменный инвентарь ранней поры неолита не везде отличается от мезолитического.

В неолите в северном полушарии природа приобретает более устойчивый, чем в мезолите, характер и облик, близкий современному. Вдоль берегов Ледовитого океана простиралась тундра, южнее - лесотундра, от Балтики и до Тихого океана протянулась полоса лесов, южнее которых лежали лесостепи и степи. В каждой растительной зоне развивался свой соответствующий животный мир.

С неолитом связаны коренные изменения в способе производства, получившие название неолитической революции, и целый ряд новаций, ставших достоянием человечества.

На юге России, частично в Средней Азии, Закавказье, Украине и Молдове в эпоху неолита в ряде мест люди перешли к производящим формам хозяйства - земледелию и животноводству. Однако на большей части территории Евразии в неолите хозяйство оставалось присваивающим, его основу составляли охота, рыбная ловля и собирательство.

В неолите сохраняются и продолжают преобладать старые приемы обработки камня. Существовала техника двусторонней отбивки, техника леваллуа, ретушь. Но ни один из этих приемов не был пригоден для обработки таких пород камня, как нефрит или яшма, так как они не дают правильных сколов. Появляются шлифование, пиление и заточка камня, а также шлифование, которыми вязкие породы камня хорошо обрабатываются. Шлифовку стали использовать и при изготовлении кремневых орудий. Заготовки, полученные путем оббивки или скалывания, обрабатывали на плоском камне, подсыпая мокрый песок, который и был шлифующим материалом. Его подсыпали и под конец полой трубочки, когда камень сверлили. Сверление появилось еще в неолите, хотя и не везде. Новая техника обработки камня - также одно из отличий неолита. ,

В некоторых областях крайняя ограниченность запасов кремня привела к широкому использованию костяных орудий, формы которых разнообразны и устойчивы. Возникают общинные косторезные мастерские, примером которых может быть мастерская на поселении

В неолите появляются каменные долота, стамески, тесла, дифференциации которых способствовало распространение шлифовки и затачивания каменных орудий. Каменный топор стал высокопроизводительным орудием: археологи пробовали срубить им сосну поперечником 25 см, на что ушло 75 минут. Все способы обработки камня, включая шлифовку и сверление, освоены человеком еще в мезолите, а позднее лишь получили более широкое распространение и усовершенствовались. Для индустрии прикаспайских стоянок характерна высокая техника обработки камня: часты предельно правильные призматические нуклеусы и микролиты. На кавказском Причерноморье была освоена полировка камня - на стоянке найден ряд полированных топоров. Неолит завершил каменный век и подвел человечество к порогу новой эпохи. Неолит был временем становления и начала распространения производящего хозяйства. Техника обработки камня достигла чрезвычайно высокого развития и в дальнейшем дополнялась лишь некоторыми, хотя и важными, но уже не меняющими ее общего характера приемами.

2) Древнее гончарство – это одна из отраслей хозяйственной деятельности человека. Связана она с наиболее древним производством искусственных материалов, которые возникли в человеческом обществе. До его появления древний человек использовал природные материалы, иногда подвергая их механической обработке. Так, например, использовались камни, кости, раковины, дерево, кожа животных, из которых изготавливали необходимые в быту предметы. А гончарство – это уже качественно новый этап взаимоотношений между человеком и природой. Пластическое сырье, которое используется в гончарстве, - глина, илы – в естественном состоянии не обладает теми качествами, которое необходимо глиняным сосудам. То есть оно не огнеупорно и не влагонепроницаемо. И только после того, как человек осуществляет некоторые целенаправленные действия (отбор и подготовка сырья, изготовление сосуда, обжиг), из сырья получается готовый продукт. Именно в процессе работы с гончарными изделиями человек впервые научился преобразовывать природный материал, изменяя присущие ему от природы качества с помощью собственных знаний и своей воли. Гончарное производство возникло на раннем этапе истории человечества. Изначально его цель заключалась в изготовлении посуды и других мелких бытовых поделок из пластичных материалов (ила, илистой глины, глины). Возникновение гончарства относится к неолиту (на территории Поволжья – 8000 тысяч лет назад).

Фрагменты древней керамики являются наиболее частыми находками на археологических памятниках. Ее изучение помогает определить культурную принадлежность и хронологическую принадлежность различных памятников и культур.

Гончарство представляет собой систему связанных между собой навыков труда на всех этапах производства посуды. Вообще процесс изготовления керамики включает в себя три стадии: подготовительную (на этом этапе происходит отбор исходного сырья, его добыча, обработка и составление формовочной массы); созидательную (на этом этапе осуществляется изготовление собственно сосуда определенной формы) и закрепительную (на этом этапе сосуду придают прочность, устраняют его влагопроницаемость). Поскольку в традиционных обществах существовал механизм передачи знаний и навыков из поколения в поколение контактным путем, то есть лично, при этом чаще всего по родственным каналам, а также из-за того, что эти навыки были достаточно консервативными, совокупность трудовых операций превращалась в консервативные культурные традиции. И для каждого отдельного человеческого «коллектива» эти культурные традиции были специфическими. Поэтому, изучая керамику разных археологических культур и выявляя эти специфические гончарные традиции, характерные для разных групп древнего населения, можно делать исторические реконструкции. Возникновение смешанных технологических традиций было возможно только в процессе культурного смешения носителей разных трудовых навыков. В эпоху первобытности такие смешения были возможны в том случае, если в совместную культурно-хозяйственную деятельность коллективов включались люди, владевшие разными навыками труда.

3) В 1926-1939 Н. И. Вавилов выделял 7 основных географических центров происхождения культурных растений.

    Южноазиатский тропический центр (около 33 % от общего числа видов культурных растений).

    Восточноазиатский центр (20 % культурных растений).

    Юго-Западноазиатский центр (14 % культурных растений).

    Средиземноморский центр (примерно 11 % видов культурных растений).

    Эфиопский центр (около 4 % культурных растений).

    Центральноамериканский центр (примерно 10 %)

    Андийский (Южноамериканский) центр (около 8 %)

Так, тропическую Индию и Индокитай с Индонезией рассматривают как два самостоятельных центра, а Юго-Западноазиатский центр разделён на Среднеазиатский и Переднеазиатский, основой Восточно-азиатского центра считают бассейн Хуанхэ, а не Янцзы, куда китайцы как народ-земледелец проникли позднее. Установлены также центры древнего земледелия в Западном Судане и на Новой Гвинее. Плодовые культуры (в том числе ягодные и орехоплодные), имея более обширные ареалы, выходят далеко за пределы центров происхождения. Причина этого заключается в преимущественно лесном происхождении (а не предгорном как для овощных и полевых культур), а также в особенностях селекции. Выделены новые центры: Австралийский, Североамериканский, Европейско-Сибирский.

Некоторые растения введены в прошлом в культуру и вне этих основных центров, но число таких растений невелико. Если ранее считалось, что основные очаги древних земледельческих культур - широкие долины Тигра, Евфрата, Ганга, Нила и других крупных рек, то Вавилов показал, что почти все культурные растения появились в горных районах тропиков, субтропиков и умеренного пояса. Основные географические центры начального введения в культуру большинства возделываемых растений связаны не только с флористическим богатством, но и с древнейшими цивилизациями.

Установлено, что условия, в которых происходила эволюция и селекция культуры, накладывают требования к условиям её произрастания. Прежде всего это влажность, длина дня, температура, продолжительность вегетации.

Как показывают исследования конкретных памятников, переход к производящему хозяйству - процесс чрезвычайно сложный. Но что в питании обществ производящего хозяйства могло оказать влияние на биологию человека? Исследования в области эволюционной биологии человека показывают, что динамика таких морфологических показателей как общие размеры тела, объем мозга, таких поведенческих особенностей как размер площади пищевого поиска, уровень агрессивности, гендерные различия в деятельности - все это так или иначе непосредственно связано с типом питания. В обществах охотников-рыболовов-собирателей соотношение пищи добытой на охоте и полученной при зоо- и фитособирательстве всегда связано со степенью подвижности населения, с особенностями демографической структуры. Характеризовать особенности в питании людей ранней производящей экономики в целом сложно, так как культурная пестрота накладывается на ландшафтную и зональную; феноменальность пищевых традиций начинает преобладать над закономерностями. Для того, чтобы производящая экономика вошла в жизнь общества, должны были произойти серьезные социальные события. В связи с этим очень важны этнографические наблюдения, описывающие взаимоотношения племен охотников-собирателей, скотоводов и земледельцев. Отношения охотников с земледельцами и скотоводами повсюду приминают форму обмена продуктами труда. Земледельцы копировали у охотников-собирателей образцы украшений, обработку тела. У земледельцев же копировался погребальный обряд. "Пигмеи и земледельцы относились друг к другу с некоторым презрением, считая противоположную сторону людьми второго сорта или даже животными.

Скотоводы были более агрессивными по отношению к соседним бушменам, так как им было необходимо расширять свои пастбища. Из-за сокращения свободных земель охотники-собиратели утрачивают столь им необходимую маневренность ресурсами. В результате они начинают специализироваться на рыбной ловле, а не на земледелии. Они с удовольствием берут собак, других домашних животных, но не выражают заинтересованности в самостоятельном их разведении. Таким образом, они готовы воспринимать результаты культурной деятельности скотоводов и земледельцев, а не воспроизводить элементы этой культуры. Охотники-собиратели не приспособлены к монотонному изнурительному труду людей производящего хозяйства. Это является непреодолимым препятствием для них. Земледельцы перенимают у охотников-собирателей лишь духовные проявления, приобщаются к их некоторым культам. Таким образом, очевидно, что далеко не всякое общество охотников-рыболовов-собирателей несет в себе потенциальную возможность развития в производящее общество. Возникновение земледельческой оседлости неизменно связывается с изменением демографической структуры, с увеличением рождаемости. Рассматривать увеличение рождаемости в популяции как показатель улучшения жизни далеко не всегда правомерно. Чаще всего, в человеческих обществах высокая рождаемость сопутствует низкому уровню экономического и социального развития.

Намечается связь между интенсивностью хозяйственной деятельности и увеличением рождаемости. Возможно, резкое увеличение рождаемости в обществах оседлых земледельцев связано со значительным участием женщины в сельскохозяйственных работах. В таком случае, мы имеем дело с механизмом, который связывает способность к определенному виду деятельности и к определенному образу жизни с ростом численности популяции. В самом общем виде можно сказать, что изменение в поведении влечет за собой демографические трансформации. Важным представляется идея о том, что специфика питания (состав рациона, режим) может оказывать действие на особенности физиологии и психики человека без его сознательного в этом участия. В целом, можно сказать, что земледелие увеличивает долю углеводов в пище и снижает количество и разнообразие белков.

Нет оснований относить понижение этих характеристик только за счет нутригенного фактора. Экологические факторы (влажность, температура) оказывают сходное по биологическим результатам воздействие. Вероятно, нет необходимости противопоставлять климатические факторы алиментарным, так как выбор пищевой стратегии - один из вариантов адаптации общества к местным, в том числе климатическим, характеристикам. Уменьшение общих размеров тела (роста, широтных размеров, веса) выгодно, а зачастую и жизненно необходимо, при ограниченных пищевых ресурсах. Параметрами, определяющими минимально необходимое количество энергии и пластических веществ, следует считать: потребность в физической силе и необходимость согревать тело (для территорий с холодным климатом). Определенные группы населения могут пойти по пути уменьшения размеров тела для более гарантированного обеспечения организма энергией и необходимыми питательными веществами. Увеличение доли термически обработанной пищи, пищи вываренной в воде, пищи более быстрого усвоения значительно повышает ее энергетическую ценность и снижает питательные свойства. Здесь можно также привести классические примеры С-авитаминоза, болезни бери-бери (В-авитаминоза). Нагревание и кипячение воды приводит к выпадению многих растворимых в воде солей в виде осадка. Поэтому поступление некоторых форм минеральных веществ в организм уменьшается. Пресный вкус вареной и печеной пищи является, вероятно, отправным моментом для того, чтобы в кулинарных традициях повсеместно развивались традиции приправления пищи некоторыми веществами, которые усиливают вкус блюда. Прежде всего - это поваренная соль. До сих пор отношение к грибам в различных культурах неодинаково. По мнению К. Эйждитц, многие народы Севера (от якутов на востоке до шведов на западе) испытывали традиционную антипатию к грибам, которая начала изживаться сравнительно недавно. Такого же мнения придерживается финский исследователь И. Маниннен: "Финны до сих пор пренебрежительно относятся к грибам. В крайнем случае едят только пластинчатые, а уж губчатые не будут". То же самое, по его мнению, наблюдается у башкир и некоторых народов Сибири. По литературным материалам можно проследить ряд аналогичных фактов. Интересно, что для многих народов северо-востока Евразии неприятие грибов в качестве пищи сочеталось с использованием красного мухомора в качестве наркотического средства. Более существенные изменения претерпевает режим жизни человека. Количество труда, ежедневно затрачиваемого на сельскохозяйственных работах, становится сильнейшим стрессом, имеет множество биологических и социальных последствий. Особо важно отметить, что представления охотников-рыболовов-собирателей о связи жизнь-смерть-рождение-плодородие остаются по структуре своей неизменными. Только центральное место в этих культах отводится не дикому животному, а культурному растению.

4) Земледельческо-скотоводческое хозяйство позднеродовой общины представлено рядом археологических памятников развитого неолита и энеолита.

Неравномерность развития различных культур и локальное их своеобразие на разных территориях, наметившееся еще в палеолите, усилилось в неолите. Археологические культуры эпохи неолита насчитываются уже десятками.

Наиболее быстрыми темпами неолитическая культура развивалась в странах Ближнего Востока, где раньше всего возникло земледелие и разведение домашнего скота. Выше говорилось об относящейся к позднему мезолиту натуфийской культуре, носители которой, как можно предполагать, уже делали попытки выращивания злаков. К еще более раннему времени относятся признаки зарождения производящего хозяйства в Северном Ираке. Здесь в предгорьях Южного Курдистана обнаружены поселения (Карим-Шахир и др.), обитатели которых, по-видимому, одомашнили овец и коз. Найденные обломки зернотерок, кремневых лезвий для серпов позволяют предположить, что здесь так же, как и у натуфийцев, было очень развито высокоспециализированное собирательство, непосредственно предшествующее земледелию, или же само земледелие. Только в 7 тысячелетии до н. э. процесс эволюции достиг такого состояния, когда мы можем уже не предположительно, а с полной уверенностью констатировать культивацию зернового хлеба и разведение коз и овец во многих местах. Экономический прогресс наглядно виден по устойчивости мест поселения. В результате возобновления в течение веков периодически разрушавшихся глинобитных домов неолитические деревни дали мощные наслоения, возвышающиеся над равниной в виде «жилых холмов», или «теллой», достигающих иногда 15 м высоты и более. На некоторых ранненеолитических поселениях есть каменные сосуды, но еще нет керамики; эта фаза развития получила название докерамического неолита. На Ближнем Востоке эта фаза лучше всего представлена нижними слоями таких памятников, как Джармо в Ираке, Рас-Шамра в Сирии, Хаджилар в Турции, Иерихон в Палестине, Хирокития на Кипре.

Типичным памятником месопотамского неолита является Телль Хассуна (в Ираке, вблизи Мосула). Здесь представлены слои от раннекерамического до энеолитического периода. Уже первые поселенцы оставили следы своего пребывания здесь в виде криволинейных стен и больших кувшинов из грубой керамики. Жернова и мотыги из шлифованного камня свидетельствуют о занятиях земледелием. Костные остатки указывают на охоту на газелей и диких ослов и разведение быков и овец

В 5-4 тысячелетиях до н. э. земледельческие племена развитого неолита населяли также Египет. В Верхнем (Южном) Египте первыми земледельцами были люди бадарийской культуры (название по современному поселению, в районе которого были раскопаны памятники этой культуры). Поселения бадарийской культуры располагались на отрогах плоскогорий, жилища сооружались из прутьев, обмазанных глиной, а также из циновок, служивших заслонами. Основой хозяйства было примитивное земледелие и скотоводство, сочетавшееся с охотой. Землю обрабатывали каменными мотыгами. Не исключено, что сеяли бадарийцы и без предварительной обработки почвы - прямо во влажный ил, остававшийся на берегу после разливов Нила. Основные орудия изготовлялись из камня, дерева и кости, но найдены и отдельные медные изделия. Бадарийцы знали ткачество и умели плести корзины.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!