Это жизнь - портал для женщин

Что такое оседлая жизнь. Как понимать выражение «оседлый образ жизни

Нареч, кол во синонимов: 2 осёдло (1) постоянно (101) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

оседло - см. оседлый; нареч. Жить оседло … Словарь многих выражений

Оседло земледельческий … Орфографический словарь-справочник

Прил., кол во синонимов: 1 осёдло земледельческий (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Прил., кол во синонимов: 1 осёдло индустриальный (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

оседло-земледельческий - … Орфографический словарь русского языка

оседло-земледельческий - осе/дло земледе/льческий … Слитно. Раздельно. Через дефис.

I одна из обширнейших в России, занимающая, по исчислению Швейцера, площадь в 2211590 кв. верст и уступающая по величине только Якутской области. Площадь ее территории равна сумме площадей Европейской Турции, Австрии, Германии, Швеции с Норвегией …

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Границы, состав, пространство, численность и плотность населения. Природа и рельеф. Воды, морские берега, реки, озера, искусственное орошение. Климатические условия. Растительность, леса, животный мир, рыболовство. Этнографический состав… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

О, по старине он, пятнадцатая (гласная) буква; на письме, повторяется не в пример чаще всех прочих, а в московском говоре почти не слышна в полногласности своей, скрадываясь на а, или даже обращаясь в полугласную. В просторечии, на севере и на… … Толковый словарь Даля

Книги

  • Культуры номадов в мегаструктуре Евразийского мира. В 2-х томах , Черных Евгений Николаевич. Евразийский континент при его членении на основные геоэкологические зоны напоминает трехслойный "пирог", в котором различные слои последовательно накрывают друг друга с севера на юг.…
  • Культуры номадов в мегаструктуре Евразийского мира (комплект из 2 книг) , . Евразийский континент при его членении на основные геоэкологические зоны напоминает трехслойный "пирог", в котором различные слои последовательно накрывают другдруга с севера на юг. Середина…

Существует термин «неолитическая революция». Когда его слышишь, то представляется масса бородатых всклокоченных людей в шкурах, вооруженных примитивными топорами и копьями. Эта масса бежит с воинственными воплями на штурм пещеры, где засела толпа точно таких же людей, бородатых, всклокоченных, с примитивными топорами и копьями в ручищах. На самом деле этим термином обозначается смена форм хозяйствования - от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Неолитическая революция стала следствием перехода от кочевничества к оседлости. Именно так, сначала человек стал вести оседлый образ жизни, затем освоил земледелие и одомашнил некоторые виды животных, просто вынужден был освоить. Затем появились первые города, первые государства… Современное состояние мира - следствие того, что человек когда-то перешел к оседлости.

Первые постоянные поселения людей появились около 10-13 тысяч лет назад. Где-то они появились раньше, где-то позже, в зависимости от региона мира. Древнейшие, первейшие - на Ближнем Востоке - около 13 тысяч лет назад. Одно из первых, из тех, что найдены и откопаны археологами, - Мурейбет на территории Сирии, на берегу Евфрата. Оно возникло около 12 200 лет назад. Его населяли охотники-собиратели. Дома они строили по типу кочевых съемных жилищ - круглыми, 3-6 метров в диаметре, но гораздо основательнее: использовали куски известняка, скрепляли их глиной. Крыша накидывалась из стеблей камыша. Надежность жилищ - единственное, в чем жители оседлой Мурейбеты превосходили кочевников. Более важный фактор - пища. Питались в Мурейбете скуднее кочевников. Зависели от случая - уродятся в этом сезоне дикорастущие бобы, желуди и фисташки или урожай будет незначительным, не хватит толком племени; пройдет ли поблизости стадо газелей или нет, будет ли достаточно рыбы в реке. Одомашнивание (или «доместикация», на научном языке) растительной пищи в Мурейбете произошло через тысячу лет после возникновения поселения: научились самостоятельно выращивать пшеницу, рожь и ячмень. Одомашнивание животных произошло еще позже.

Короче говоря, продовольственной причины для создания поселения на берегу Евфрата не было. Постоянное поселение, наоборот, создавало регулярные продовольственные трудности. То же самое в других регионах - обитатели древнейших оседлых деревень питались скуднее, чем их кочевые современники. Если взять все регионы, где раньше других происходил переход от кочевничества к оседлости - Ближний Восток, области на Дунае и в Японии - то получится, что между появлением оседлых поселений и следами первых доместицированных растений прошло от одной до трех тысячи лет (то есть в сирийской Мурейбете жители относительно быстро сообразили, как самим выращивать зерно). В настоящее время большинство палеоантропологов считает, что обитатели первых стационарных поселений жили существенно беднее и питались менее разнообразно и обильно, чем бродячие охотники. А продовольственная безопасность, обеспеченность пищей - одна из основных причин движения человеческих цивилизаций. Значит, еда отпадает - не из-за нее люди стали жить оседло.

Важный момент - мертвецов хоронили в жилых домах древнейших поселений. Предварительно скелеты очищались - оставляли трупы на деревьях, их обклевывали птицы, либо самостоятельно счищали мясо, мягкие ткани с костей, - после хоронили под полом. Череп, как правило, отделяли. Черепа хранили отдельно от других костей, но тоже в жилище. В Мурейбете их выставляли на полки в стенах. В Телль Рамаде (Южная Сирия) и Бейсамуне (Израиль) черепа были водружены на вылепленные из глины фигуры - подставки высотой до четверти метра. Для людей 10-тысячелетней давности, вероятно, именно череп символизировал личность умершего, поэтому столько почтения, столько уважения к нему. Черепа использовали в религиозных обрядах. К примеру, их «кормили» - делились с ними пищей. То есть умершим предкам оказывалось всяческое внимание. Возможно, их считали незаменимыми помощниками в делах живых, с ними обязательно поддерживали связь, к ним обращались с молитвами, с просьбами.

Основываясь на находках захоронений в древнейших поселениях, историк-религиовед Андрей Борисович Зубов выводит теорию, что человечество начало переходить на оседлость из-за своих религиозных убеждений. «Такое внимание к предкам, родоначальникам, продолжающим помогать живым в их и временных, земных, и в вечных, небесных, нуждах, такое чувство взаимозависимости поколений не могло не отразиться и в организации жизни. Могилы предков, священные реликвии рода, нужно было максимально приблизить к живым, сделать частью мира живых. Потомки должны были зачинаться и рождаться буквально «на костях» праотцов. Не случайно захоронения часто находят под теми глинобитными скамьями неолитических домов, на которых сидели и спали живые.

Кочевой образ жизни, характерный для палеолита, вступал в столкновение с новыми религиозными ценностями. Если могилы предков должны быть как можно ближе к дому, тогда или дом должен быть недвижим или кости переноситься с места на место. Но почитание родящей стихии земли требовало стационарных погребений - зародыш новой жизни, погребенное тело, не мог по мере необходимости изыматься из утробы. И поэтому единственное, что оставалось человеку протонеолита - это осесть на землю. Новый строй жизни был труден и непривычен, но тот духовный переворот, который произошел в сознании людей около 12 тысяч лет назад, требовал выбора - или пренебречь родом, общностью с предками ради более сытой и удобной бродячей жизни, или связать себя навсегда с могилами предков нерасторжимыми узами единства земли. Некоторые группы людей в Европе, на Переднем Востоке, в Индокитае, на Тихоокеанском побережье Южной Америки сделали выбор в пользу рода. Они-то и положили начало цивилизациям нового каменного века», - делает заключение Зубов.

Слабое место теории Зубова - опять же продуктовое оскудение. Древние люди, переставшие кочевать, получается, уверовали, что их предки и боги желают им полуголодного существования. Чтобы смириться со своим пищевыми бедствиями, пищевым дефицитом, должны были уверовать. «Предки-черепа-кости благословили нас на голодание, на тысячу лет голодания», - учили родители своих детей. Так выходит из теории Зубова. Да не могло этого быть! Ведь костям молились о даровании больших благ: спасти от нападения хищников, от грозы, чтобы удачно прошла предстоящая рыбалка, охота. Наскальная живопись того периода и более ранняя - множество диких животных на стенах и потолках пещер - интерпретируется как мольба об успешной охоте, обильной добыче.

«Палеолитические Венеры» - ими пользовались, чтобы получить поддержку сил Жизни. Невероятно, невозможно, чтобы в самых разных регионах мира люди решили, что боги, высшие силы хотят, чтобы они осели и оголодали. Скорее наоборот: осевшее племя, закопавшее кости предков под полами своих жилищ, понимает, что рацион их уменьшился, и решает, что такова кара от предков - потому что нарушили образ жизни, кочевничество, принятый у предков, у тысяч поколений предков вглубь времен. Не осело бы добровольно ни одно племя, если это вело к продовольственным проблемам. Добровольно - нет. Но вот если их заставили, принудили - да.

Насилие. Насильно одни племена заставляли оседать другие. Чтобы побежденные охраняли священные кости. Одно племя побеждало, избивало другое, принуждало побежденных в качестве контрибуции охранять черепа и скелеты умерших предков. Кости в земле, черепа на полках - побежденные, угнетенные «кормят» черепа, проводят для них праздники - чтобы умершим отцам было не скучно на том свете. Где надежнее всего хранить самое ценное? Дома, да. Поэтому кости под полом, черепа на полках круглых жилищ.

Вероятно, не только для охраны мертвецов использовали победители побежденных. В древнейшем оседлом поселении Европы - Лепенски Вир, в Сербии, на берегу Дуная, оно появилось около 9 тысяч лет назад - древнейшая часть поселения имела сезонный характер. Избитое племя или слабейшие из племени принуждались оседать на несколько месяцев в году, чтобы заниматься некой работой в интересах сильнейших. Производили топоры или копья, занимались сбором урожая дикорастущих растений. Работали в интересах сильнейших.

Со временем на оседлость переходили и победители, сильнейшие - скорее всего, когда поняли, что с помощью побежденных можно разрешать вообще все свои нужды. Разумеется, для хозяев поселения строились особые жилища: больше по площади, с алтарями, дополнительными помещениями. Среди остатков одного из древнейших поселений Иерихона нашли башню 8-метровой высоты, диаметром 9 метров. Возраст башни - около 11 500 тысяч лет. Старший преподаватель кафедры археологии Тель-Авивского университета Ран Баркай считает, что ее построили для устрашения. Такого же мнения профессор Московского архитектурного института Вячеслав Леонидович Глазычев: «Башня - это еще своего рода замок, господствующий над всем городком и противопоставляющий его рядовым обитателям обособившуюся от них власть». Иерихонская башня - пример того, что сильнейшие тоже стали переходить к оседлости и контролировать тех, кого они заставили работать на себя. Подчиненные, эксплуатируемые, наверняка, бунтовали, пытались избавиться от правителей. А правители придумали засесть в мощной башне, спрятаться в ней от неожиданного нападения, от ночного восстания.

Таким образом, принуждение, насилие - в корне возникновения оседлости. Оседлая культура изначально несет заряд насилия. И в дальнейшем ее развитии заряд этот увеличивался, росли его объемы: первые города, государства, рабство, все более и более изощренное уничтожение одних людей другими, деформация религиозного мышления в пользу подчинения царям, жрецам, чиновникам. В корне оседлости - подавление человеческой природы, естественной потребности человека - кочевничества.

«Без Принуждения не могло быть основано ни одно поселение. Над рабочими не было бы надсмотрщика. Реки не разливались бы», - цитата из шумерского текста.

Фев 16, 2014 Александр Рыбин

ОСЕДЛЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ образ жизни животного, весь жизненный цикл которого протекает в пределах своего индивидуального участка (биоценоза). Ср. Номадный образ жизни.

Образ I — манер
Словарь синонимов

Образ — образа, мн. образа, м. То же, что икона.
Толковый словарь Ушакова

Образ — Художественное обобщение; явления, типы, характеры в живописи, литературе, музыке, на сцене и т. п.
Абстрактный, аллегорический, архаичный, бесцветный, бледный, великий,……..
Словарь эпитетов

Оседлый Прил. — 1. Постоянно живущий на одном и том же месте. 2. Связанный с постоянным проживанием в одном месте.
Толковый словарь Ефремовой

При Жизни Нареч. Разг. — 1.

Когда ещё был жив кто-л.
Толковый словарь Ефремовой

Оседлый — и ОСЁДЛЫЙ, оседлая, оседлое. Живущий на одном, постоянном месте; противоп. кочевой. Оседлые племена.
Толковый словарь Ушакова

Образ — — картина реальности и/или ее отдельных аспектов (включая самого субъекта), привязанная к конкретным условиям, обстоятельствам, времени и/или вневременная, складывающаяся……..
Политический словарь

Образ Врага — идеологический и психологический стереотип, позволяющий строить политическое поведение в условиях дефицита надежной информации о политическом оппоненте, среде. При……..
Политический словарь

Образ Жизни Группы — — особые формы общения, особый тип контактов, складывающихся между людьми. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности.
Политический словарь

Активы С Долгим Сроком Жизни (long Lived Assets) — компоненты
здания, которые имеют относительно продолжительные
сроки полезной жизни, такие, как фундамент и каркас.
Экономический словарь

Американское Общество Дипломированных Андеррайтеров По Страхованию Жизни И Дипломированных Финансовы — Год
основания: 1927. Штаб-
квартира: г. Брин Mop (Bryn Mawr),
штат Пенсильвания (РА), США. Члены: лица, обладающие званием Дипломированного
андеррайтера по страхованию……..
Экономический словарь

Андеррайтер По Страхованию Жизни — В страховании жизни: как правило, агент по страхованию жизни. В более узком смысле данный термин означает оценщика риска.
Экономический словарь

Ассоциация Бюро По Управлению Операциями Страхования Жизни — Год
основания: 1924. Штаб-
квартира: г. Атланта (Atlanta),
штат Джорджия (GA), США. Члены:
страховщики жизни и здоровья США и Канады. Ассоциированные члены: страховщики……..
Экономический словарь

Брэнд / Торговая Марка: Образ И Ценности (brand Image And Brand Values) — Торговая
марка (
брэнд) — это «имя,
термин,
знак, символ или рисунок, или их
комбинация, которые существуют для идентификации товаров или услуг определенного……..
Экономический словарь

Возмещение Вреда, Причиненного Жизни Или Здоровью Гражданина При Исполнении Договорных Либо Иных Обя — вред, причиненный жизни или здоровью
гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и……..
Экономический словарь

Возобновляемое Срочное Страхование Жизни — Полис срочного страхования жизни, предлагающий держателю полиса право возобновить его в течение определенного периода (часто один год) на определенный отрезок времени………
Экономический словарь

Групповое Страхование Жизни — В страховании жизни: программа страхования, предназначенная для членов группы. Наиболее широко применяется для страхования группы служащих, но может применяться и……..
Экономический словарь

Групповое Страхование Жизни, Кредитное — В страховании жизни: страховое
покрытие по кредитному страхованию жизни, обеспечивающее защиту интересов
кредитора (
банка, кредитного
союза,
организации,……..
Экономический словарь

Действительный Член Института Управления Операциями Страхования Жизни — Квалификационное звание, присуждаемое лицам, успешно выдержавшим установленные экзамены (по 10 дисциплинам) по страхованию жизни и здоровья, а также финансам, маркетингу,……..
Экономический словарь

Динамичный Стиль Жизни Предпринимателя — — стиль жизни обусловленный жесткой конкурентной борьбой среди предпринимателей, а также между предпринимателями и наемными работниками.
Экономический словарь

Дипломированный Андеррайтер По Страхованию Жизни — Звание высококвалифицированного специалиста, которое присваивается Американским колледжем лицам, успешно завершим курс обучения и выдержавшим экзамены по ряду дисциплин,……..
Экономический словарь

Договор Страхования Жизни — договор между страхователем и страховщиком, оговаривающий
обязательства по страхованию жизни.

В Д.с.ж. фиксируются возрастные границы страхования лиц,
размер……..
Экономический словарь

Договор Страхования Жизни — Соглашение между страхователем и страховщиком, регламентирующее их взаимные
обязательства в соответствии с условиями данного вида страхования жизни, изложенными……..
Экономический словарь

Договор Страхования Жизни Конвертируемый — договор, дающий возможность изменять форму страховой ответственности или некоторые
условия страхования с одновременным
изменением условий и величин выплаты страховых взносов.
Экономический словарь

Закон О Праве На Неприкосновенность Личной Жизни — RIGHT TO PRIVACY ACTФедеральный законодательный акт, вступивший в силу с
принятием
Закона о невмешательстве в личные фин. дела 1978 г., гарантирующий
право клиентов……..
Экономический словарь

Законы О Неприкосновенности Личной Жизни — PRIVACY LAWSЗаконодательные акты, принятые в штатах и на федеральном уровне, запрещающие нарушение
права на неприкосновенность личной жизни и ограничивающие доступ……..
Экономический словарь

Оседлый — -ая, -ое. Постоянно живущий на одном месте. О-ые племена. О-ое население. // Связанный с жизнью на одном, постоянном месте. О. образ жизни. О-ое скотоводство. О-ая жизнь.
◁……..
Толковый словарь Кузнецова

Индекс Стоимости Жизни — индекс, характеризующий изменение цен на потребительские товары и тарифов на услуги применительно к фиксированному набору товаров и услуг, входящих в потребительский……..
Экономический словарь

Индекс Стоимости Жизни (cost-of-living Index) — цены на набор товаров и услуг, выбранный с целью отражения изменений стоимости обычной потребительской корзины с течением времени.
Экономический словарь

Индекс Уровня Жизни — индекс, характеризующий
изменение уровня реальных доходов населения, его определенных групп, определяемый с учетом изменения как денежных доходов населения, так……..
Экономический словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для ОСЕДЛЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Перевести ОСЕДЛЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ на язык:

Результаты одомашненности

и оседлого образа жизни albedoadmin

«Наша Земля»

Оседлый образ жизни и одомашнивание представляют собой не только технологические изменения, но и изменения в мировоззрении.

Земля перестала быть бесплатным товаром, доступным каждому, с ресурсами, произвольно разбросанными по ее территории – она стала особенной территорией, принадлежащей кому-то или группе лиц, на которой люди выращивают растения и скот. Таким образом, оседлый образ жизни и высокий уровень добычи ресурсов приводит к появлению собственности, которая была редкостью в предыдущих обществах собирателей. Захоронения, тяжелые товары, постоянное жилье, оборудование обработки зерна, а также поля и скот привязывали людей к месту проживания. Человеческое влияние на окружающую среду стало сильнее и более заметным после перехода к оседлому образу жизни и росту сельского хозяйства; люди начали все серьезнее изменять окружающую территорию – строить террасы и стены для защиты от наводнений.

Интервалы распределения рождаемости

Среди современных собирателей женская беременность происходит раз в 3-4 года, ввиду длительного периода грудного вскармливания, характерного для таких сообществ. Длительность означает не то, что детей отучают от груди в 3-4 года, а то, что вскармливание будет длиться столько, сколько ребенку оно будет требоваться, даже в случаях нескольких раз в час (Shostak, 1981). Это вскармливание стимулирует секрецию гормонов, подавляющих овуляцию (Henry, 1989). Генри указывает на то, что «адаптивная значимость подобного механизма очевидна в контексте кочующих собирателей, потому что один ребенок, за которым нужно ухаживать в течении 3-4 лет, создает серьезные проблемы матери, но второй или третий в течении этого интервала создадут не решаемую проблему для нее и поставят под угрозу ее здоровье…».

Есть еще много причин, по которым вскармливание длится 3-4 года у собирателей. Их система питания богата белками, также содержит низкое количество углеводов, и испытывает недостаток в мягких продуктах, легко усваиваемых младенцами. В действительности, Марджори Шостак отметила что среди бушменов, современных собирателей в пустыне Калахари, пища является грубой и сложной для усваивания: «Чтобы выжить в таких условиях, ребенок должен быть старше 2 лет, желательно значительно старше» (1981). После шестимесячного кормления у матери нет такой пищи, которую можно было бы найти и приготовить младенцу в дополнении к ее собственному молоку. Среди бушменов, младенцам старше 6 месяцев дают твердую уже пережеванную или измельченную пищу, прикорм, с которого начинается переход к твердой пище.
Продолжительность времени между беременностями служит для поддержания долгосрочного энергетического баланса у женщин в репродуктивные годы. Во многих сообществах собирателей, увеличение калорийности питания при вскармливании требует мобильность, и такой стиль питания (с высоким содержанием белков, и низким – углеводов) может оставлять энергетический баланс матери на низком уровне. В случаях, когда добыча питания носит ограниченный характер, период беременности и вскармливания может стать чистой утечкой энергии, что приводит к резкому сокращению рождаемости. При таких обстоятельствах, это предоставляет женщине большее время для восстановления ее плодовитости. Таким образом, период, когда она ни является беременной, ни вскармливает, становится необходимым для построения ее энергетического баланса для будущего размножения.

Падение качества питания

Запад давно уже рассматривает агрокультуру как шаг вперед по сравнению с собирательством, признаком человеческого прогресса. Хотя, однако, первые фермеры питались не так хорошо как собиратели.

Джаред Даймонд (1987) писал: «Когда фермеры сосредотачиваются на высокогоуглеводных культурах, как например картофель или рис, смесь диких растений и животных в питании охотников\собирателей предоставляет больше протеина и лучший баланс других питательных веществ.

В одном исследовании отмечалось, что в день бушмены потребляют в среднем 2140 калорий и 93 грамма протеина, что значительно выше рекомендуемой дневной дозы для людей их роста. Практически невозможно, чтобы бушмены, питающиеся 75 видами диких растений, могли умереть от голода, как это произошло с тысячами ирландских фермеров и их семьями в 1840 г.».
В исследованиях скелетов мы придем к той же точке зрения. Скелеты, найденные в Греции и Турции и датированные поздним Палеолитом, имели рост в среднем 5 футов 9 дюймов у мужчин и 5 футов 5 дюймов у женщин. С принятием агрокультуры средняя высота роста сократилась – где-то 5000 лет назад средний рост мужчины составлял 5 футов 3 дюйма, и женщины – около 5 футов. Даже современные греки и турки не являются, в среднем, такими же высокими как их палеолитические предки.

Увеличение опасности

Грубо говоря, агрокультура впервые появилась, вероятно, в древней юго-западной Азии, и, возможно, где-то еще, чтобы увеличить количество продуктов питания для поддержки увеличивающегося населения в условиях серьезного ресурсного стресса. Со временем, однако, вместе с увеличением зависимости от одомашненных культур, увеличилась и общая небезопасность системы обеспечения продуктов питания. Почему?

Рост количества заболеваний

Рост количества заболеваний, особенно связан с эволюций одомашненных растений, для чего было несколько причин. Во-первых, до оседлого образа жизни, человеческие отходы удалялись за пределы жилой территории. С увеличением количества рядом живущих людей в относительно постоянных поселениях, уничтожение отходов становилось все более проблематичным. Большое количество фекалий привело к появлению болезней, и животными и растительными отходами питаются насекомые, некоторые из которых являются носителями заболеваний.

Во-вторых, большое количество рядом живущих людей служит в качестве резервуара для возбудителей заболеваний. Как только население становится достаточно большим, вероятность передачи заболевания увеличивается. К тому времени, как один человек успевает выздороветь от заболевания, другой может достигнуть инфекционной стадии и заразить опять первого. Следовательно, болезнь никогда не покинет поселение. Скорость, с которой простуда, грипп или ветрянка распространяются среди школьников, прекрасно иллюстрирует взаимодействие плотного населения и болезни.

В-третьих, оседлые люди не могут просто уйти от заболевания, напротив, если кто-то из собирателей заболеет, остальные могут на некоторые время уйти, уменьшая вероятность распространения заболевания.

В-четвертых, агрокультурный тип питания может уменьшать сопротивляемость болезням.

Наконец, рост численности населения предоставил широкие возможности для развития микробов.

В самом деле есть хорошие доказательства того, что расчистка земель для фермерства в Африке к югу от Сахары создало прекрасную среду для размножения комаров-разносчиков малярии, что привело к резкому росту заболевших малярией.

Деградация окружающей среды

С развитием агрокультуры, люди начали активно влиять на окружающую среду. Вырубка лесов, ухудшение почвы, засорение ручьев, гибель многих диких видов – все это сопутствует одомашниванию. В долине в низовьях Тигра и Ефврата, ирригационные воды, используемые первыми фермерами, переносили большое количество растворимых солей, отравляя ее почву, тем самым сделав ее непригодная для использования и по сей день.

Увеличение работы

Рост одомашненности требует намного больше труда, чем собирательство. Люди должны очищать землю, сажать семена, заботиться о молодых ростках, защищать их от вредителей, собирать их, обрабатывать семена, хранить их, выбирать семена для следующего посева; кроме того, люди должны заботиться и защищать одомашенных животных, отбирать стада, стричь овец, доить коз и так далее

Результаты одомашненности

и оседлого образа жизни albedoadmin

Оседлый образ жизни и одомашнивание, вместе и раздельно, преобразовали жизнь людей таким образом, что эти преобразования до сих пор оказывают влияние на нашу жизнь.

«Наша Земля»

Оседлый образ жизни и одомашнивание представляют собой не только технологические изменения, но и изменения в мировоззрении. Земля перестала быть бесплатным товаром, доступным каждому, с ресурсами, произвольно разбросанными по ее территории – она стала особенной территорией, принадлежащей кому-то или группе лиц, на которой люди выращивают растения и скот. Таким образом, оседлый образ жизни и высокий уровень добычи ресурсов приводит к появлению собственности, которая была редкостью в предыдущих обществах собирателей. Захоронения, тяжелые товары, постоянное жилье, оборудование обработки зерна, а также поля и скот привязывали людей к месту проживания. Человеческое влияние на окружающую среду стало сильнее и более заметным после перехода к оседлому образу жизни и росту сельского хозяйства; люди начали все серьезнее изменять окружающую территорию – строить террасы и стены для защиты от наводнений.

Плодовитость, оседлый образ жизни и система питания

Наиболее драматичным последствием перехода к оседлому образу жизни являются изменения в женской плодовитости и рост численности населения. Ряд различных эффектов совместно привел к увеличению численности населения.

123Следующая ⇒

Причина перехода человека к оседлой жизни

Николай Наумкин

Причина перехода человека к оседлой жизни.
Взяться за освещение данной темы, меня побудило ложное, как мне кажется понимание исторической наукой процессов, приведших людей к оседлой жизни, и возникновению сельского хозяйства и животноводства. В настоящее время считается, главной причиной перехода людей к оседлой жизни, было развитие древнего общества до такого уровня, при котором человек стал уже понимать, что производство продуктов питания перспективнее охоты и собирательства. Некоторые авторы, даже называют этот период первой интеллектуальной революцией каменного века, позволившей нашим предкам подняться на более высокую ступень развития. Да конечно, на первый взгляд кажется, что это так, ведь при оседлой жизни, людям пришлось изобретать все больше новых, необходимых ему инструментов, и приспособлений для ведения сельского хозяйства, или животноводства. На пустом месте придумывать способы сохранения и переработки полученного урожая и строительства долговременного жилья. Но на самый главный вопрос, что заставило древних людей кардинально поменять свою жизнь, ученые ответа не дают. А ведь это самый главный вопрос, на который необходимо дать ответ, ведь только тогда станет понятно, почему люди стали жить на одном месте, занялись сельским хозяйством и животноводством? Для понимания первопричины, побудившей людей поменять свою жизнь, необходимо вернуться, в очень далекое прошлое, когда человек разумный начал использовать первые орудия труда. Люди того времени еще мало чем отличались от диких животных, поэтому как пример начала использования древним человеком орудий, можно привести современных Шимпанзе, которые тоже еще находятся на этой первоначальной стадии развития. Как известно, Шимпанзе используют гладкие окатанные водой камни для разбивания крепкой скорлупы орехов, причем найденные на берегу водоема подходящие им орудия, они переносят на значительные расстояния к месту их использования. Обычно это больший по размеру камень, являющийся наковальней и меньший голыш, используемый ими в качестве молотка. Иногда используется и третий камень, служащий подпоркой надежно удерживающей наковальню в земле. Понятно, что в этом случае, к использованию обезьянами каменных орудий, привела невозможность разгрызть прочную скорлупу орехов зубами. Видимо таким же образом, начали использовать орудия труда и первые люди, отыскивая для этого подходящие, созданные самой природой камни. Жили первые люди, вероятнее всего тоже как Шимпанзе, небольшими семейными группами, на определенной территории и кочевого образа жизни еще не вели. Так когда, и почему, древние люди перешли к кочевому образу жизни? Вероятнее всего, произошло это, из за изменения рациона питания у древнего человека, и его перехода, от использования в основном растительной пищи, к потреблению мяса. Такой переход на питание мясом, произошел вероятнее всего, в результате достаточно быстрых изменений климата, в местах обитания древнего человека, и как следствие, привел к уменьшению традиционных растительных источников пищи. Природные изменения, вынудили древнего человека к тому, что изначально питавшиеся в основном растительной пищей, они были вынуждены превратиться во всеядных хищников. Вероятно, что первоначально люди, не имевшие острых клыков, и когтей, охотились на мелкую травоядную живность, постоянно в поисках пищи переходившую с одного пастбища на другое. Видимо уже на этом этапе первых перекочевок человека, вслед за миграцией животных, отдельные семьи стали объединяться в группы, ведь так можно было успешнее охотиться на животных. Стремление включить, в число охотничьей добычи более крупных, и сильных животных, справиться с которыми, голыми руками было невозможно, привело к тому, что люди были вынуждены изобрести новые, специально приспособленные для этого орудия. Так появилось первое, созданное человеком каменного века оружие, так называемый остроконечник, или каменное рубило, позволявшее ему охотиться на более крупных животных. Затем люди изобрели каменный топор, нож, скребок, копье с костяным или каменным наконечником. Следуя за стадами мигрирующих животных, люди стали осваивать территории, где летнее тепло сменялось зимними холодами, а это потребовало изобрести одежду для защиты от холода. Со временем человек придумал, как добывать огонь, и пользоваться им, для приготовления пищи, защиты от холода и охоты на диких животных. Некоторая часть людей, кочевавшая около водоемов, освоила новый источник пищи, имеется в виду рыба, всевозможные моллюски, водоросли, птичьи яйца, да и сама водоплавающая птица. Для этого им пришлось изобрести такое орудие, как острога с зазубренным концом для ловли рыбы и лук позволявший поражать добычу на значительном расстоянии. Человеку пришлось придумать, как изготовить лодку из цельного ствола дерева. Наблюдение за работой паука плетущего паутину, видимо подсказало людям, как изготовить сеть, или сплести из тонких прутьев ловушку для ловли рыбы. Освоившие такой около водный образ жизни, люди естественно потеряли возможность свободно кочевать по земле, так как оказались привязаны к конкретному водоему, из за имевшегося у них большого количества приспособлений, которые переносить с одного места на другое стало сложно. В точно таком же положении со временем оказались все племена охотников и собирателей, кочевавших вслед за стадами диких животных. Если вначале, люди могли свободно переходить, с одного места на другое вооруженные только каменным рубилом или топором, то со временем, когда у них появилось много материальных ценностей, делать это стало намного сложней. Теперь им приходилось тащить с собой несколько видов оружия, различные инструменты, глиняную и деревянную посуду, каменную зернотерку для размалывания дикорастущих зерен, желудей или орехов. Приходилось перемещать на новое место стоянки, ценные по мнению людей шкуры животных, служивших им постелью, одежду, запас воды и еды, если путь лежал через незнакомую местность. Среди вещей необходимых человеку можно назвать так же фигурки богов, или тотемных животных которым поклонялись люди и еще много других вещей. Для этих целей люди изобрели, и видимо плели, из тонких прутьев специальные заплечные корзины, типа рюкзака, а также использовали носилки, или волокуши, сделанные из двух шестов, на которых крепился перемещаемый груз. Наглядным примером того, как это выглядело в древности, могут служить ныне существующие племена из бассейна реки Амазонки, живущие еще в каменном веке, но уже утратившие возможность свободно кочевать, с места на место, из за большого количества используемых предметов и построенных ими долговременных жилищ. Заняв свою определенную нишу, и никак не меняя свою жизнь, эти племена остановились в своем развитии на уровне людей каменного века, не ведущих еще сельского хозяйства, и ограничивающихся пока только зачатками животноводства. Примерно, в такой же ситуации оказались, и ныне живущие Австралийские аборигены, только последние, продолжая жить еще в каменном веке, а из за малого количества орудий труда, не перешли даже к оседлому образу жизни. На каком то этапе эволюции, перед людьми все чаще начал вставать вопрос, что делать в этой ситуации дальше, ведь переносить с места на место весь свой скарб становилось все сложнее.

С этого момента развитие племен пошло двумя разными путями. Некоторые племена сумевшие приручить лошадь, или верблюда смогли остаться кочевыми, ведь использование силы этих животных, позволяло им перевозить все свои пожитки с одного места на другое. Изобретение в дальнейшем колеса и появление повозок явилось результатом эволюции кочевого образа жизни. Примерно таким же образом, появились все известные нам кочевые народы древности. Конечно, следует отметить, что техническое развитие таких народов ограничивалось тем, сколько полезного груза могло перемещаться ими с места на место. Племена не сумевшие приручить крупных вьючных животных, стали вести оседлый образ жизни, поэтому должны были искать способы прокормить себя, живя на одном месте. Такие племена, были вынуждены искать все новые способы получения продуктов питания, занимаясь земледелием, или разведением мелкого домашнего скота. Кочевые народы, перемещавшиеся на большие расстояния, могли заниматься только разведением мелкой живности перегоняемой с одного пастбища на другое. Зато у кочевников, была дополнительная возможность параллельно заниматься еще и торговлей. Но зато они были ограничены в дальнейшем техническом развитии, в силу своего специфического образа жизни. Народы, ведущие оседлый образ жизни, напротив имели больше возможностей, в плане технического развития. Они могли строить большие дома, различные хозяйственные постройки, совершенствовать инструменты необходимые им для обработки земли. Находить способы сохранения или переработки собранного урожая, изобретать и производить все более сложные предметы домашнего обихода. Человека осевшего на земле, в творческом плане не ограничивало количество вьючных животных, или размер повозки, способной вместить только определенное количество груза. Поэтому вполне логичным выглядит то, что со временем кочевые народы, такие как Половцы, или Скифы, просто исчезли с исторической арены, уступив место более продвинутым в техническом плане земледельческим культурам. Завершая рассмотрение данного вопроса, следует заметить, что в развитии человеческого общества просматриваются сразу несколько отдельных этапов, через которые пришлось пройти древнему человеку. Первым таким этапом можно считать период, когда наши предки еще не делали орудий труда, а использовали как современные Шимпанзе, созданные природой камни в качестве орудий. В этот очень длительный период, люди вели еще оседлый образ жизни, занимая один определенный кормовой участок. Следующий этап начался, когда люди были вынуждены осваивать новый источник питания. Имеется в виду, переход от питания в основном растительной пищей в пользу мясной диеты. Именно в этот период, люди стали кочевать вслед за миграцией травоядных животных. Такой образ жизни привел к тому, что мелкие группы людей стали объединяться в племена, для более успешной охоты на стадных животных. В это же время, люди освоили изготовление каменных орудий, необходимых им для успешной охоты на более крупную добычу. Благодаря такому кочевому образу жизни, люди следуя за своей потенциальной едой, именно на этом этапе, сумели заселить все пригодные для жизни участки земли. Затем, в результате технического прогресса, когда люди стали производить все больше необходимых им для жизни предметов, обремененным домашним скарбом племенам, стало все трудней вести прежний кочевой образ жизни, следуя за стадами диких животных. В результате этого, люди были вынуждены перейти, к так называемому полукочевому образу жизни. Теперь они строили временные охотничьи стоянки, и продолжали жить в них до тех пор, пока окружающая природа могла качественно прокормить все племя. При истощении пищевых ресурсов на прежнем месте жительства, племя переходило на новый участок, перенося туда все необходимые им вещи и обустраивая там новый лагерь. Видимо на этом этапе жизни древнего общества, впервые стали делаться попытки по окультуриванию растений и одомашниванию диких животных. Некоторые племена сумевшие одомашнить диких лошадей, верблюдов, или северных оленей, вновь получили возможность вести прежний кочевой образ жизни.

Как мы видим из дальнейшей истории, многие племена воспользовались такой возможностью, превратившись в дальнейшем в кочевые народы. Остальным племенам, достигшим результатов в земледелии, и скотоводстве, но обремененным большим количеством инструментов, и привязанным, к определенному участку земли, пришлось прекратить регулярные перекочевки и жить уже оседлой жизнью. Видимо примерно так, в течении нескольких десятков тысяч лет, происходил постепенный переход людей,
от кочевого, к оседлому образу жизни. Каждый современный человек, ознакомившийся с этой статьей, может оглянуться вокруг себя, и посмотреть, какое огромное количество разных вещей окружает его. Понятно, что переходить с такой большой кучей добра на новое место, в настоящее время уже не реально. Ведь даже переезд с одной квартиры на другую, в народе считается чуть ли не бедствием, сравнимым разве что с потопом или пожаром.

Copyright: Николай Наумкин, 2017
Свидетельство о публикации №217020701400

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Рецензии

Написать рецензию

ОСЕДЛЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

ОСЕДЛЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ образ жизни животного, весь жизненный цикл которого протекает в пределах своего индивидуального участка (биоценоза). Ср. Номадный образ жизни .

Экологический энциклопедический словарь. - Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии . И.И. Дедю . 1989 .


Смотреть что такое "ОСЕДЛЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 оседлость (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Прил., кол во синонимов: 1 посадивший на землю (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Философско социологич. категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берётся в единстве с условиями жизни. Даёт возможность комплексно, во взаимосвязи… … Философская энциклопедия

    Образ жизни животного, жизненный цикл которого протекает в различных биотопах. Как правило, животные перемещаются из мест размножения в места зимовок. Организмы, ведущие номадный образ жизни, по экологическому и этологическому статусу близки к… … Экологический словарь

    ОСЕДЛЫЙ, ая, ое; едл. Постоянно проживающий на одном месте (о народе, племени); связанный с таким проживанием; противоп. кочевой. Оседлое население. О. образ жизни. | сущ. оседлость, и, жен. Черта оседлости (в царской России: территория, за… … Толковый словарь Ожегова

    Ая, ое. Постоянно живущий на одном месте. О ые племена. О ое население. // Связанный с жизнью на одном, постоянном месте. О. образ жизни. О ое скотоводство. О ая жизнь. ◁ Оседло, нареч. Жить о. Оседлость (см.) … Энциклопедический словарь

    оседлый - ая, ое. см. тж. оседло, оседлость а) Постоянно живущий на одном месте. О ые племена. О ое население. б) отт. Связанный с жизнью на одном, постоянном месте. Осе/длый образ жизни. О ое скотово … Словарь многих выражений

    Оседлость - оседлый образ жизни, связанный с проживанием на одном месте в поселениях различного типа. Одни из них являются преимущественно средоточием сельского земледельческого населения, другие, более крупные городского; последние выполняют, как правило,… … Экология человека

    К этому семейству принадлежат птицы мелкой и средней величины: самые маленькие имеют длину лишь немногим более 100 мм и вес, лишь незначительно превышающий 10 г, тогда как крупные виды достигают 400 мм длины и весят более 200 г. Клюв… … Биологическая энциклопедия

    Для термина «Сапсан» см. другие значения. Сапсан … Википедия

Книги

  • Палестина до древних евреев , Анати Эммануэль. Книга посвящена культурному наследию народов, живших триста тысяч лет назад на небольшом клочке земли, носящем название Палестина. Автор рассказывает об уникальной натуфийской культуре, в…
  • Палестина до древних евреев , Эммануэль Анати. Книга посвящена культурному наследию народов, живших триста тысяч лет назад на небольшом клочке земли, носящем название Палестина. Автор рассказывает об уникальной натуфийской культуре, в…


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!