Это жизнь - портал для женщин

Наблюдение на летний период старшей. Наблюдения за природой летом. Наблюдения за насекомыми


Добавлено 18.06.2014

Для того, чтобы увидеть первые цветы или заиндевевшую березу необязательно ходить в лес, достаточно посмотреть вокруг, и вы с ребенком всегда найдете объект для наблюдения. Необходимо поддерживать в малыше живой интерес к природе.

Наблюдения за живой и неживой природой, за природными сезонными изменениями развивают в детях память, внимательность, умение видеть красивое и воспитывают бережное и вдумчивое отношение к окружающему миру.

Но давайте посмотрим правде в глаза - многие родители могут стать отчаянными, чтобы найти приятную деятельность для детей в эти душные жаркие, ленивые дни лета. Наслаждаясь кондиционером театра в течение двух часов передышки может быть именно то, что вам и вашему ребенку. В дополнение к созданию мотивации контента для будущих обсуждений и мероприятий, фильмы также создают возможности для языка до и после вашей экскурсии. Решите своим ребенком, что вы увидите; где и когда вы это увидите. После шоу просмотрите с вашим ребенком сюжет фильма, персонажи и последовательные события.

Осенние прогулки

Гуляя на улице, обращайте внимание ребенка на то, что изменилось по сравнению с летом:

- Скажите ребенку: «Помнишь, летом было жарко и тепло, а сейчас как стало?»
Поговорите о летней и осенней одежде: «Когда летом было жарко, мы ходили в футболках и шортах, а что мы теперь одеваем?»

- Объясните, почему стало холоднее (на небе - серые тучи, они мешают солнцу светить).

Наблюдаем за водой

Задавайте такие вопросы, как: Какая ваша любимая часть? Почему?, Чтобы помочь вашему ребенку сформулировать и поддержать их мнение. Поощряйте навыки критического мышления, задавая вопросы «почему», «как» и «что, если». Около двух часов - хороший промежуток времени для встречи, позволяющей широкие возможности для игры, разведки и небольшой закуски. Детям нужно время, чтобы развить игру друг с другом и узнать, что мотивирует или весело в данный момент. Чтение, чтение, чтение - чтение с вашим ребенком - одно из лучших действий, которое вы можете сделать, чтобы продвигать навыки владения языками и грамотностью.

- Во время дождя скажите ребенку, что погода «хмурится», на небе тучи. Предложите ему подставить ладошку: «Чувствуешь, как капают капельки дождя «кап-кап-кап»?»

- Обратите внимание ребенка, что после дождя на дорогах лужи и надо надевать резиновые сапоги.

- Спросите: «Какого цвета стали листья на деревьях?».

- Обратите внимание на сильный ветер, он сдувает листья с деревьев, получается листопад. Во время ветреной погоды можно поиграть с «вертушкой».

Исследования показывают, что время, проведенное с вашим ребенком, является лучшим предиктором общего академического успеха. Американская ассоциация школьных библиотекарей сообщила об исследовании, в ходе которого исследователи обнаружили, что объем опыта, который пятилетние дети имели с книгами, был напрямую связан с пониманием их понимания в семь и одиннадцать лет. Уэллс заявил, что из всех видов деятельности, которые, возможно, были полезны для приобретения грамотности, только одно - слушание рассказов - было значительно связано с более поздними результатами тестов.


- Предложите ребенку послушать пение птиц. Не слышно. Многие птицы улетают в теплые края. Объясните малышу, почему они вынуждены покидать свои дома (нет корма и холодно). Покажите стаи улетающих птиц.

- Спросите: «Видно ли бабочек, жучков, мух?». Что-то нет их. Расскажите, что насекомые осенью прячутся в щели домов, под кору деревьев, под опавшую листву и спят там до прихода весны.

Подробнее. Не знаете, как включить язык в чтение? Департамент образования излагает то, что вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку развить навыки языка и грамотности. Какими бы ни были ваши планы этим летом, вам нужно время, чтобы заниматься своим ребенком реальными способами, используя повседневную деятельность.

Недавно она также создала свою собственную частную практику, чтобы дополнить свою школьную позицию. Лиза пользуется разнообразной студенческой нагрузкой, обслуживая дошкольников и учащихся начальной школы в целом и специальных учебных заведениях. Обладая личными интересами в применении технологий и созданием ресурсов речевого языка, Лиза ведет блог, в котором подчеркиваются эти усилия.

- Поговорите о том, как звери готовятся к зиме: белка запасает грибы и орехи, медведь наедается перед спячкой, делает себе берлогу.

- Поздней осенью, выйдя на утреннюю прогулку, обратите внимание крохи на иней и на лужи, покрывшиеся корочкой льда.

- Почитайте ребенку стихи на тему осени; например, такие: К. Бальмонт «Осень», А.Кольцов «Дуют ветры», С.Михалков «Овощи», М.Ходякова «Если на деревьях листья пожелтели», И. Винокуров «Ходит осень», В.Степанов «Осень идёт».

Поздравляем с началом нового учебного года! Мы рады предоставить вашему ребенку вашу мудрость, дать им возможность наблюдать за деревом, цветами, солнцем, делиться радостью, опытом, поиском заданий и другими идеями. Этот спектакль - теплая и чувствительная история о сегодняшних реалиях, превратилась в красивую и интересную историю. Основной темой спектакля является любовь к родине, языку. Поощряется воспитывать детский патриотизм.

Детский сад стал традицией ежегодно отмечать Всемирный день Земли. Мир и единство на земле, чтобы культивировать. Мы работаем всю неделю: была выставка детских рисунков, мы собрали мусор, украсили деревья группы и двора красочными птицами. Когда мы пошли к деревенской дороге, мы выслушали пение птиц и побывали в питомнике.

Зимние прогулки

Во время прогулок обращайте внимание малыша на следующее:


- Обратите внимание на то, как холодно на улице - надо надевать очень теплые куртки, штаны, шапки, варежки, сапоги.


- Спросите: «Видно ли солнце на небе? Греет ли оно?» (солнце светит редко, а если и показывается, то не греет).

Наблюдаем за ветром

Много лет назад наш детский сад присоединился к акции «Память живая, потому что она свидетельствует». Собрав детей, сотрудники детского сада сожгли свечи памяти на 10 минут, которые умерли за свободу Литвы. Дети слушали литовский гимн, почитали мертвых молчания. Учителя говорили о событиях того памятного дня, смотрели документальные фильмы, старейшины читали стихи о Литве, песня «Земля Литвы» была искренней и детской.

Юкневичюса, который сделал их на открытом воздухе. Отмечая важные даты для Литвы, мы развиваем гражданство с малых дней. Наш детский сад поздравляет всех родителей и детей с новым учебным годом, и мы надеемся, что наше учреждение станет началом огромного путешествия, которое будет вдохновлять радость, открытие знаний, стремление к знаниям и будет успешным и творческим.


- Понаблюдайте за падающими снежинками. Поймайте их на руку.

- Поговорите с ребенком о снеге: какого он цвета? Где лежит снег? (Везде: на дорогах, домах, машинах - все в белом снегу).

- Расскажите малышу, что когда снег липкий, то из него хорошо лепить снеговиков, полепите снежные фигурки, когда снег будет липким.

Мы с нетерпением ждем всех наших посещений детского сада в 7: 30 утра 1 сентября

Летом начинается прекрасный отдых. Лето начинается в прекрасный праздник - Международный день защиты детей. Люди собрались утром, ждали друзей, чтобы нарисовать Счастливое Детство. Когда лучи были сухими, играя детей, веселившись, приглашали детей на место, где шла хорошая фея. По сей день, с помощью своих родителей, он привез детский трамплин «Джунгли». Детская площадка украшена множеством разных воздушных шаров, из которых мы можем сформировать цветы, динозавры, щенки. Дети прыгали и играли на батуте, играли, играли, проверяли силу воздушных шаров и их умение, бдительность, внимание, точность.

- Вспомните медведя, который сейчас спит в теплой берлоге под снегом. А заяц, лиса и волк не спят. Им голодно и холодно. Расскажите, что зимой шубка у зайца становится белой, чтобы волкам и лисам было трудно его заметить.

- Предложите крохе: «Посмотри, есть на деревьях листики?». Деревья стоят голые.

- Понаблюдайте за заснеженными деревьями, выберите, какое из них самое красивое.

Дети проявляли свои художественные навыки, рисуя цветной мел на асфальте. Там, где дети взрослые, они мечтают. Поэтому наши дети, придумав свою мечту, отправились на голубое небо с красочным фейерверком. Они действительно верят, что эти мечты сбудутся.

Когда дело касается спорта, игры, драмы и веселой вечеринки, время иссякает быстро, особенно когда вы видите отличное настроение и эмоции для детей. Много позже после обеда все участники поля смотрели восхитительные призы. Роды - больше, чем слова. Это не музыка, но это мед.

Семья - место безопасности и счастья

Это не слоги, но это все еще язык. Кажется, что все, что мне кажется, находится далеко, в детстве, когда человек впервые осознает, что он не одинок в мире, что его руки и сердце должны покрывать что-то от боли, принуждения, лжи, что он должен быть человеком. Это самая высокая и сложная задача.

- Сходите с ребенком на водоём: «Помнишь, летом тут была вода, а теперь твердый лёд.

- Обратите внимание ребенка на птиц: ворон, галок, воробьев, голубей, синиц. Они слетаются поближе к человеческому жилью. Сделайте с малышом кормушку, подкладывайте в неё корм и наблюдайте за прилетающими птицами. Какие птицы чаще всего прилетают?

Именно в семье они изучают общение и тягу друг к другу. Семейный праздник - отличная возможность не только быть вместе, веселиться весной и наступающим летом, но и общаться с другими семьями. Жаль, что эти праздники не были организованы за пределами из-за очень изменчивой погоды. Воспитатель группы, Рима, с детьми, поздоровался с собранным звучным детским рассветом, теплыми плакатными последовательностями стихотворения и капризным танцем.

Каждый студент отдал родителям цветок, посаженный и выращенный своими руками, с мягкими пальцами с рисунком «Моя семья», нарисованным с большой ответственностью. Родителям были даны листовки о важности семьи, о хороших отношениях со своим ребенком, о том, как найти ребенка и поговорить с ним.

- Можно почитать малышу следующие стихи о зиме: А.Фет «Чудная картина», О.Высотская «Пришла зима с морозами», И. Суриков «Зима настала», И. Никитин «Встреча зимы», Е.Нилова «Зимушка - чудесница», Д.Попов «Пришла весна», А.Прокофьев "Зимушка-зима» и прочее.

Весенние прогулки

Гуляя на улице, обращайте внимание ребенка на следующие моменты:

Говоря, обсуждая с ребенком, дети поддерживают эту инициативу. Человек полюбил Землю с древних времен, поговорил с ней и подошел к ней в Жемене, Жеме, ее матери. Цель Дня Земли - обратить внимание на окружающую среду, в которой мы живем, проблемы потепления климата и загрязнения, а также побудить всех содействовать сохранению чистой окружающей среды.

Цель этой выставки - заинтересовать легенды региона Судува. Их описания можно перевести в прошлое и почувствовать связь между физическим и духовным миром. Задача состоит в том, чтобы прочитать, услышать, вспомнить легенду о регионе Судува. Создание коллажа различными способами, создавая условия для детей, чтобы выразить себя лично, оригинальность.

- Подставьте вместе лицо под солнечные лучи. Тепло! Солнце начинает светить ярче, становится теплее.

- Расскажите малышу о том, что скоро можно будет надевать легкие куртки, шапки, ходить без варежек и т.д.

- Понаблюдайте вместе с ребенком за сосульками. Какие они? Длинные и короткие, толстые и тонкие, прозрачные, твердые, холодные. Солнце нагревает сосульки, и с них начинает капать вода - «кап-кап-кап», получается капель. Послушайте эти звуки.

Методика проведения прогулок

Осенью, после урожая, и впервые свежий хлеб был приготовлен из свежих зерен, в доме было большое празднование. Теперь многие семьи снова пытаются снова испечь свой хлеб дома. Репетитор Римуте рассказал детям, как бабушки варили хлеб дома в духовке. Теперь запечь в электрической духовке на плите. После дома есть очень вкусный запах испеченного хлеба. Ржаная мука заливается горячей водой, загорелая на срок до трех дней, затем очищается и выпекается. Можно экспериментировать с блинчиком столько, сколько вы хотите: если у вас есть больше ржаной муки, мы добавляем больше и не получаем льняного или подсолнечника и кипятим без них.

- Понаблюдайте, как тает снег, его становится всё меньше и меньше, он превращается в водичку, лужи, на дорогах становится слякотно. Можно делать лопаткой канавки, чтобы в них уходила вода.

- Обратите внимание ребенка, как на деревьях набухают почки, объясните, что из них скоро появятся листочки. Можно принести одну веточку домой, поставить её в воду и понаблюдать, как почки распустятся и превратятся в литья.

Можно выпекать хлеб с и без овсянки - тогда это становится хуже. Иногда мы помещаем сухофрукты в хлебное тесто, иногда нет. Мы делаем этот вкусный хлеб с маслом и делаем бутерброды, мы делаем мед - еще более вкусным. В Литве для почетных гостей принято принимать хлеб и соль из старого времени.

Мы постараемся подключиться, и у нас будет собственный хлеб. Гости Каунасского театра Варлите. В исполнении много музыки, песни «живут» актрисой. Характеры поучительных детей напоминают, что ни физическая сила, ни «сухие» энциклопедические знания о жизни не имели бы никакого смысла, что величайшее оружие - мирное, красивое, дружелюбное, искреннее слово друга.

- Ребенка очень порадуют первые цветы, в городе это мать-и-мачеха. Рассмотрите их, поговорите, какого они цвета, как пахнут, какой у них стебель. (Если представится возможность, покажите крохе подснежники).

- Послушайте вместе с малышом веселое щебетание птиц. Покажите ребенку грача - первую птицу, возвращающуюся домой из теплых стран. Понаблюдайте за его важной походкой.

Основная идея выступления наиболее ярко отражена. «Как вы позвоните, он ответит». Двор разделен, потому что дети возвращаются. Отдохнувшие ноги, впечатления, полные сердец. Цветочная композиция состоялась 29-30 апреля. Цель кампании: поощрять уважение к природе, ее красоте, украшать свой сад детского сада; Поговорите с пожилыми людьми, управляя окружающей средой.

Спасибо нашим родителям за цветы, которые украшали наши садовые цветы. В глазах всего мира мать - всего лишь мужчина, но весь его ребенок - весь мир. Мать - ангел Бога на земле. Первое воскресенье мая - День матери. Это самый любимый фестиваль. В конце концов, мать - это все начало, жизнь, солнечный свет, это душа дома. Мы также предлагаем шарфы, которые сами дети рисовали в радуге цветов. Нет, все, все, все, маленькие и большие, Скрепленные и басы! Вставай и иди на ярмарку! Купите ложку или рулон, кулон или конфеты.

- Обратить внимание ребенка, что появляются насекомые - бабочки, мошки, комары.

- Расскажите малышу, что в лесу после зимней спячки проснулся медведь, что шубка у зайца опять стала серой, что у лисички родились лисята, у волчицы - волчата.

- Почитайте малышу стихи о весне: А. Плещеев «Сельская песня», «Весна», М.Садовский «Сердитый снег», С.Маршак «Снег теперь уже не тот», А.Леонтьев «Кап-кап-кап», И.Токмакова «К нам весна шагает», Ф.Тютчев «Зима не даром злится» и прочее.

Наблюдаем за облаками

Если у вас мало денег, это не очень важно, потому что вокруг сотня друзей будут сиять - и это будет весело! Откуда взялось это праздничное развлечение? Святой Казимеж был князем Польши. Казимерас умер в возрасте 26 лет после туберкулеза, похоронен в Вильнюсе. Казимеж был объявлен святым. Ярмарка Казюк - самый настоящий весенний пророк.

Дни Казимира, быки наматываются, виверы поют первую песню и проводят свои крылья весной. Дети общаются, владеют языками, разговаривая, играя, поет в группе. Плата за предоставление неформального образования не рассчитывается и не выплачивается за неиспользованные дни в следующих случаях.

Лето

Во время долгих летних прогулок обращайте внимание ребенка на следующие моменты:

- Поговорите о том, что летом солнце светит ярко и греет - становится жарко. Теперь можно ходить в шортиках и юбочках и подолгу гулять.

- Обратите внимание, что деревья стоят зелеными: «Посмотри, как много на деревьях зеленых листьев».

- Скажите: «Летом появляется много ягод, фруктов и овощей». Вспомните с ребенком, что он уже пробовал этим летом. Можно рассмотреть ассортимент овощных прилавков магазина.

- Расскажите ребенку, что летом птицы высиживают птенцов, кормят их мошками и червячками, учат летать.

- Заметьте, что летом много насекомых: бабочек, божьих коровок, мух, комаров и т.д. Понаблюдайте за ними. Отметьте их размеры, окраску, отличительные особенности. Например, у божьей коровки есть точки, у бабочки четыре красивых крыла и т.д.

- Летом вам наверняка удастся хотя бы один раз увидеть радугу. Расскажите, что радуга состоит из семи разноцветных дуг.

- Летом распускается много цветов. Предлагайте ребенку рассматривать их, нюхать.

- Почитайте малышу стихи о лете. Например, такие: Л. Шмидт «Чем пахнет лето?», А. Шибаев «до чего хорош денёк», В. Балашов «Что такое лето?», Я. Аким «Хочешь посмотреть на лето?», И. Суриков «Ярко солнце светит».


Материал к занятию:

Теги: / / /

Кошка с котенком, собака со щенком. Дети учатся различать характерные признаки внешнего вида этих животных. Знакомятся с особенностями их поведения. При наблюдении младшие дети отвечают на вопросы, что делает мама-кошка, что делает детеныш, как зовут маму. Старшие отвечают, зачем кошка лижет котенка, почему собака виляет хвостом, как называется ее дом. Дети запоминают, что у домашних животных есть шерсть, острые зубы.
Белка. По возможности дети наблюдают за белкой в естественных условиях, обращая внимание на ее шубку, хвостик. Узнают, чем она питается, как передвигается. Угощают белочку орешками.
Еж. При встрече с ним следует обратить внимание детей на колючий клубок иголок и рассказать об этом безобидном животном. Младшие дети подражают: фыркают, как ежик. Старшие дети запоминают, чем он питается.

Наблюдения за птицами

Воспитатель обогащает представления детей: «Разгребают землю лапками, ищут зернышки, червячков. Клюют клювом, не носом!»
Курица, петух. Младшие дети сами называют птиц, имитируют их голоса, рассматривают гребешок, оперение петуха. Старшие узнают о строении тела птиц, чем их кормят, как созывают. Дети запоминают: у птиц два крыла, две лапы, перья, клюв, зубов нет.


Формировать представления детей об основных признаках неживой природы. Рассказать о сезонных и погодных явлениях. Наблюдать с детьми за сезонными изменениями в природе, связывая их с непосредственным опытом каждого ребенка. Уточнять, закреплять первоначальные представления детей о том, например, что осень – желтого цвета. Обращать их внимание на хмурый день, ненастную погоду, затяжной дождь. Впечатления о разных погодных явлениях ярко отражены в литературных произведениях, которые следует читать детям.
Вода. В теплое время года дети знакомятся со свойствами воды, участвуя в разнообразных играх (все игры с водой организуются под строгим контролем педагога).
Песок. Дети знакомятся со свойствами сухого и влажного песка, учатся определять его пригодность для игры на ощупь, по цвету; пользоваться формочками, строить первые холмики-домики.
Глина. Дети знакомятся со свойствами глины, вместе с педагогом по желанию лепят разнообразные предметы.
Камешки, ракушки. Дети вместе с педагогом собирают природный материал, отмечают разнообразную поверхность, величину; старшие дети учатся первоначальному счету.


Дворник, прачка. Дети знакомятся с различными рабочими профессиями (воспитатель подчеркивает значимость труда для всех), орудиями труда, разнообразными трудовыми операциями и их целесообразной последовательностью, использующейся для достижения цели. Следует воспитывать в детях уважение к людям труда, поддерживать желание помогать им.
По возможности дети наблюдают за сбором урожая в огороде, фруктовом саду; помогают в сборе урожая.


Дети наблюдают за движущимся транспортом. Младшие дети учатся различать и называть виды общественного транспорта. Старшие следят за соблюдением правил дорожного движения (знакомство с пешеходными переходами, тротуарами); учатся различать основные части легковых машин.
Во время целевой прогулки к водоему, в парк, на опушку леса дети приобщаются к миру прекрасного, учатся любить родную природу.

Зима

Наблюдения за живой природой

Наблюдения за растениями

Елка, береза. Продолжать работу, начатую осенью. Закреплять в памяти детей понятия дерево, куст. Объяснить, как отличить дерево от куста. Познакомить детей с березой (белоствольной), отметить: зимой листьев на ветках нет. Показывая елку, напомнить о новогоднем празднике. Показать, какие у елки иголки, пушистые лапы. Уточнять понятия: ствол толстый, тонкий.

Наблюдения за животными

Кролик, заяц. Наблюдая за кроликом, младшие дети учатся отмечать характерные особенности строения его тела, подражают движениям. Старшие повторяют: четыре лапы, два длинных уха, шерсть. Сравнивают братца-кролика и братца-зайца. Узнают из рассказа педагога, что зимой у зайца меняется цвет шерсти.
Лесные звери. В процессе наблюдения уточняется окрас их шерсти, названия жилищ лисы, медведя. Педагог рассказывает, что лесным жителям голодно зимой, вызывая у детей чувство сострадания. Младшие дети находят и показывают 1–2 лесных животных, имитируют их движения, голосовые реакции. Старшие называют 3–4 зверей, вместе со взрослым отмечают: у них четыре лапы, два уха, хвост, шерсть, зубы. Все вспоминают сказки о лесных зверях.

Наблюдения за птицами

Обращать внимание детей на поведение птиц: воробей, голубь, ворона. Объяснять, как им голодно зимой; учить заботиться о живых существах. Младшие дети называют отдельных птиц, имитируют их движения, голосовые реакции. Старшие перечисляют знакомых птиц, их повадки, отмечают: у птиц две лапы, два крыла, перья, клюв, зубов нет.

Наблюдения за неживой природой

Сезонные и погодные явления. Во время сборов на прогулку подготавливать детей к восприятию сведений о зиме. С младшими выучить названия зимней одежды и обуви, со старшими – назначение. Представления о зиме дети получают во время наблюдения падающего снега, яркого зимнего дня, в процессе игр и забав.
Снег и лед. Рассказывать детям о природном материале: снеге, льдинках разной формы. С помощью разнообразных игр-забав, активных действий детей способствовать закреплению их первых представлений о свойствах снега, льда. Познакомить детей с таким явлением, как снегопад. Объяснить, что зима белого цвета.

Наблюдения за трудом взрослого

Дворник. Продолжать знакомить детей с трудом взрослых в зимних условиях (новые орудия труда, новые трудовые действия).
Шофер, строитель. Показать и рассказать о работе шоферов на разнообразных машинах (грузовых, легковых), работе строителей; о названии одежды строителя и ее назначении. Подчеркнуть значение труда рабочих для общества.

Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки

Помогать младшим детям перечислять виды общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, метро). Учить отличать грузовую машину от фургона. Наблюдать с детьми за разнообразной работой машин по уборке снега. Знакомить их со светофором, его трехцветным сигналом. Старшие дети узнают о назначении грузовика, фургона, машины скорой помощи и пожарной машины.
Совершить целевую прогулку на участок детей старшей группы – это всегда праздник для малышей. Провести экскурсию на площадь, где установлена новогодняя елка. Рассматривать ее украшения, рассказывать детям о предстоящем празднике.

Весна

Наблюдения за живой природой

Наблюдения за растениями

Луговые и садовые цветы. Наблюдать за распускающимся бутоном – домиком цветка. Рассматривать первые весенние цветы. (Элементарное умение различать цветы меняет поведение ребенка. Он начинает приглядываться к окружающей природе, радоваться встрече со знакомыми растениями, наклоняться, чтобы их рассмотреть, потрогать, но не сорвать.) Увидев незнакомое растение, просить детей назвать его. Младшие дети находят и называют 1–2 цветка. Уточняют их цвет и величину. Старшие знают строение цветка и 3–4 наименования его частей. Сравнивают стебли цветов: длинный или короткий, длиннее или короче.
Трава, листья. Дети сами показывают и называют траву. Педагог уточняет: травушка-муравушка, трава шелковая; обращает внимание детей на почки – домики у листьев. Все вместе рассматривают первые клейкие листочки нюхают их.
Дерево, куст. Закрепить названия: береза, елка. Обратить внимание на красоту цветущих фруктовых деревьев: много цветов, на их месте вырастут яблоки, вишни и т. д. Со старшими детьми закреплять представления о строении дерева (ствол, ветки, листья).

Наблюдения за животными

Козленок, теленок. Дети издали наблюдают за тем, как взрослый гладит животное, кормит его. Рассказать детям о строении тела, характерных движениях. Младшие дети могут перечислять и имитировать действия, голосовые реакции животного. Старшие знают части тела животного, чем оно питается. Педагог уточняет: жует траву, на ногах копытца, подрастет – появятся рожки; коза и корова дают молоко.

Наблюдения за птицами

Цыплята. Младшие дети называют цвет оперения, перечисляют действия цыплят, показывают их. Старшие узнают, как пьют, чем клюют цыплята, как зовут их папу и маму. Воспитатель объясняет: курица прячет цыплят под крыло, если им холодно; созывает (квохчет), оберегает цыплят; несет яйца.
Гусь, утка. При возможности дети рассматривают домашнюю птицу, отмечают характерные части тела гуся, окрас птиц. Узнают, как созывают птиц; что птицы любят плавать, щиплют траву.
Воробей, голубь, ворона, скворец. Обращать внимание детей на изменения в поведении птиц, учить заботиться о них, кормить. Младшие дети называют 2–3, а старшие 3–4 птиц. Обогащать словарный запас детей словами: чирикают, воркуют, каркают. Дети слушают рассказ о скворце-певце, узнают, как называется его дом и дома других птиц. Расширять представления детей: у птиц два крыла, две лапы, перья, клюв, зубов нет.

Наблюдения за насекомыми

Жук. Предоставить детям возможность с помощью лупы рассмотреть строение тела жука. Вызывать доброе отношение к живому существу.
Муравей. Рассказать детям о муравьях – тружениках, которых все уважают и никто не обижает. Осторожно следуя по тропе, проследить с детьми путь муравья. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Наблюдения за неживой природой

Вызывать живой интерес детей к изменениям, происходящим в природе, воспитывать эстетические чувства.
Сезонные и погодные явления. Обращать внимание детей на первые признаки весны: капель, кругом вода, ярко светит солнце, люди сменили одежду. Познакомить с таким весенним явлением, как град. Объяснять, почему весна зеленого цвета.
Сосульки, ручьи, лужи. В беседе с детьми обсудить, какие бывают сосульки: большие, маленькие, толстые, тонкие, прозрачные, твердые, холодные. Слушать с детьми песню капели.
Камешки, ракушки. Учить детей разнообразно действовать с природным материалом (см. раздел «Осень»).

Наблюдения за трудом взрослого

Продолжать наблюдения за трудом дворника. Отмечать его специфические действия и орудия труда. Закреплять знания детей о работе прачки, шофера. Во время высаживания рассады и посева семян на огороде и в цветнике наблюдать за трудом взрослых и детей старших групп, учить уважать труд взрослых, побуждать включаться в совместные трудовые действия.

Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки

Наблюдать с детьми за работой разнообразных машин. Пояснить: человек придумал машины для того, чтобы облегчить себе труд. Рассказать и показать детям, что продукты привозят в продовольственный магазин машины-фургоны.
Проводить целевые прогулки в парк, на луг, в поле с целью формирования эстетических чувств, любви к родному краю.

Лето

Наблюдения за живой природой

Наблюдения за растениями

Цветы. Проводить наблюдения с целью обогащения представлений детей о луговых и садовых цветах. Дети узнают названия новых цветов, младшие различают и называют 2–3, а старшие 3–4 цветка. Формировать умение обращать внимание на красоту природы, видеть красивое, восхищаться им. Учить детей беречь растения, не мять, не рвать их без надобности.
Овощи, фрукты, ягоды. Закреплять представления детей о плодах и ягодах, их названиях; показывать характерные признаки (цвет, форма, величина, запах, вкус). Учить определять знакомые ягоды. Младшие дети называют 2–3 плода, знают названия двух видов ягод. Старшие дети могут определить плоды и ягоды по вкусу и запаху, знают 3–4 наименования овощей и фруктов, 2–3 вида ягод. Сравнивают плоды и ягоды по величине (крупные, мелкие).
Листья. Рассматривать с детьми листья различных деревьев, показать, что они разные по форме, размеру. Младшие дети уточняют форму и величину листьев, старшие определяют: узкий, широкий лист.
Куст, дерево. Учить детей различать куст и дерево, березу и дуб, рассматривать их листья. Старшие дети упражняются в определении: толстый или тонкий ствол, высокое или низкое дерево.

Наблюдения за животными

Козленок, теленок. Продолжать знакомить детей с животными. Закреплять их представления, которые ребята получили весной. Дети должны знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу. Младшие дети имитируют движения и голосовые реакции животных, старшие перечисляют: четыре ноги с копытами, два уха, два глаза, шерсть, зубы.

Наблюдения за птицами

Курица, петух, гусь, утка. Закреплять представления детей о домашней птице (см. разделы «Осень», «Весна»). С младшими детьми уточнять, как называется птица, цвет ее оперения, как она «разговаривает», как зовут птенцов. Старшие дети отвечают, кто из птиц плавает, кого как созывают люди. Рассказать о том, как люди заботятся о домашней птице.

Наблюдения за рыбой

Организовать наблюдение за рыбой, пойманной рыбаком у водоема. Младшие дети рассматривают плавники, хвост рыбы. Старшие узнают: рыба живет в воде, плавает; запоминают место обитания, отличительные особенности строения тела, корм.

Наблюдения за лягушкой

Рассказать о лягушках, формируя у детей правильное отношение: не бояться и не обижать. Младшие дети имитируют движения лягушек. Старшие узнают о среде обитания, корме.

Наблюдения за насекомыми

Бабочка, мотылек. Любоваться ими вместе с детьми, рассматривать строение тел с помощью лупы. Дать понятие «хрупкая бабочка», мотылек – «живой красивый цветок». Формировать у детей бережное отношение к насекомым.
Кузнечик. Слушать с детьми стрекотание кузнечика, наблюдать, как он скачет и прячется в траве. Вызывать доброе отношение к этому безобидному существу.
Божья коровка, жук. При наблюдении использовать лупу. Рассматривать ножки-паутинки, трещинку на спинке, крылышки. Формировать желание любоваться, оберегать живые существа, не причинять им вред.

Подводя итоги систематической работы с детьми по ознакомлению с живыми объектами, следует отметить, что младшие дети с помощью взрослого могут называть характерные действия живых существ: бегает, прыгает, скачет, летает, плавает; лакает, грызет, жует, клюет, пьет; как «разговаривает», как зовут взрослых и юных особей. Старшие дети учатся активно использовать слова, обозначающие характерные признаки и особенности поведения живых существ, определять различия между животными и птицами.

Наблюдения за неживой природой

Сезонные и погодные явления. Показывать детям и уточнять: погожий денек, летний дождь. Связывать сезонные условия с облегченной одеждой детей. Проводить разнообразные наблюдения за животным и растительным миром, за яркими сезонными явлениями; сформировать представления о лете, его характерных особенностях. Показать яркое сезонное явление – радугу. Старшие дети учатся по отдельным признакам определять состояние погоды.
Вода, песок, глина, камешки, ракушки. Расширять и уточнять представления детей о свойствах этих природных материалов (см. раздел «Осень») в процессе организованных наблюдений и самостоятельной деятельности детей.

Наблюдения за трудом взрослого

Включать детей в выполнение трудовых действий воспитателя; побуждать принимать участие в сборе урожая вместе с детьми старших групп.

Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки

Рассказать детям, что на улицах можно увидеть поливальные машины, много легковых и грузовых машин. Отметить, что надо быть осторожными. Еще раз поговорить о светофоре.
В летнее время целесообразно проводить целевые прогулки в парк, к водоему, на опушку леса. Здесь дети много двигаются, прислушиваются к пению птиц, учатся различать луговые цветы. Младшие дети узнают названия 1–2, а старшие – 3–4 цветков. Дети могут встретить ежа, лягушку, увидеть гриб, понаблюдать за насекомыми. Все это воспитывает чувство прекрасного, любовь к родной природе.

Помимо разнообразных наблюдений, в течение года детям на прогулке предлагаются и разнообразные дидактические задания. Младшие дети с удовольствием тренируются в определении цвета, формы, величины встречающихся на прогулке объектов. Они с интересом выполняют дидактические задания типа «Найди и покажи». Старшие дети учатся сопоставлять величины: больше – меньше, длинный – короткий, толстый – тонкий, узкий – широкий.
Все дети осуществляют действия на установление температурных (теплый, холодный), весовых (легкий, тяжелый), тактильных (гладкий, шероховатый, колкий), вкусовых (сладкий, кислый), обонятельных различий. Ребятам предлагаются дидактические задания в виде загадок: «Угадай, что» и игровых упражнений: «Раз, два, три – к березе беги!»
В течение года детям предлагают выполнять трудовые действия различной мотивации:
– помощь взрослому (поможем дворнику полить цветник);
– забота о живых существах (покормим цыплят, сделаем кормушку птицам);
– сооружение построек с целью развертывания сказочных сюжетов (по сказке «Теремок» и т. д.);
– украшение участка (снежная клумба, ледяная полянка);
– самостоятельная игра (лабиринт и т. д.).
В течение всего года дети с удовольствием принимают участие в предлагаемых взрослым подвижных играх, которые несут в себе огромный эмоциональный потенциал и укрепляют здоровье малышей.

Методика проведения прогулок

Напомним, что методика – это совокупность методов обучения (прямого или косвенного воздействия), направленных на практическое выполнение или усвоение чего-либо.
Дети на прогулке попадают в частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств среду. Это следует использовать для всестороннего развития и воспитания ребенка. Первое, с чем встречается ребенок на прогулке, – это огромный мир природы, с которым его необходимо познакомить: помочь понять, принять, полюбить и бережно относиться.
Основной метод обучения – это наблюдение. Ежедневно проводится запланированное наблюдение за изменениями природы со всеми детьми или по подгруппам. Помимо этого, на протяжении всего времени прогулки взрослый не раз уточняет, закрепляет знания, полученные детьми не только в ходе организованных наблюдений, но и в процессе собственных наблюдений. Но у младшего дошкольника наблюдательность как качество личности отсутствует, значит, приемы должны соответствовать возрасту; в первую очередь это опора на ориентировочные реакции в разных формах. Вышли дети на прогулку и сразу увидели что-то необычное или отметили, что изменилось в окружающей среде. Может быть, что-то осталось незамеченным. Задача взрослого – поддержать стремление детей замечать изменения в природном окружении и привлечь их внимание к чему-то упущенному, не оставлять это на потом.
Наблюдательность предполагает умение слушать и активно воспринимать услышанное. Но на прогулке ребенок сталкивается с массой отвлекающих моментов: пролетела бабочка, проехала мимо машина и т. д. Удержать внимание ребенка младшего дошкольного возраста очень не просто. Поэтому наблюдения должны быть короткими (не более 7–10 минут), яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Этому способствуют, во-первых, сами объекты наблюдения и всплеск положительных эмоций малышей при виде их; во-вторых, образная речь взрослого, его умение использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивают эстетические чувства.
Чтобы продлить интерес к рассматриванию, взрослый должен привлекать детей к активным высказываниям и действиям путем постановки вопросов, собственной заинтересованностью происходящим; вызывая сопереживание, сочувствие, сопричастность к необычным событиям в окружающей среде. Главное – не оставлять детей равнодушными при виде ярких образов природного окружения.
Интерес к ежедневным наблюдениям поддерживается тем, что детям каждый раз предлагается новый объект для непосредственного ознакомления. Наблюдения за растениями, животными, птицами и насекомыми перемежаются знакомством с людьми разных профессий, ознакомлением с общественной жизнью – жизнью улицы. Целевые прогулки за пределы участка также способствуют возникновению стойкого желания наблюдать.

Наблюдения

Наблюдения за живой природой

Наблюдения за растениями

Знакомство с многообразием растительного мира начинается с самого яркого и впечатляющего – с цветов. На протяжении довольно длительного времени (с весны до поздней осени) детей неизменно привлекают их яркие краски, запахи, непрерывная сменяемость видов.
Одуванчик. Как только появляются проталины, дети сразу же замечают первые цветы мать-и-мачехи, одуванчиков. Рассматривают их, вместе со взрослым уточняют цвет, отыскивают самые крупные цветки. Младшим детям понятно сравнение «как солнышко». Прикасаясь ладошкой к соцветию, они учатся новому понятию «пушистый». Старшие проводят пальцами, повторяя за взрослым: «Стебель, цветок».
Бутоны, цветы на клумбе. Воспитатель обращает внимание детей на крупные бутоны. Медленно обходя вокруг клумбы, дети отыскивают другие бутоны, с помощью воспитателя учатся сравнивать: большой – маленький бутон (для малышей), крупный – мелкий (для старших).
Воспитатель рассказывает: «А солнечные лучики стараются, будят. Просыпайся, цветок! Весна пришла, тепло принесла!». Но вот и сюрпризный момент: распустился первый цветок. Теперь все с нетерпением каждый раз спешат к клумбе, чтобы посмотреть, нет ли нового цветка. Теперь уже дети дружно называют окраску, величину первых цветов.
В начале работы воспитатель просит отыскать на клумбе красные цветы, потом желтые. Дети замечают: «А листья у всех зеленые». Вскоре задания усложняются: отыскать 1–2 цветка по названию (тюльпан, нарцисс), отыскать тюльпаны разной расцветки, называя ее.
Помогая старшим детям выделить основные части растения, педагог предлагает им проводить пальцем и называть: «Стебель, листья». По предложению взрослого ребенок обхватывает ладошками головку пиона – не помещается в ладошках. Так дети учатся осознанно употреблять слова «большой», «крупный», «пушистый» цветок. Присев, малыш накрывает рукой анютины глазки и понимает: это мелкие цветы. А резеда? Совсем крохотная, а какая душистая!
Приходит осень, и дети уже могут сравнивать флоксы и ноготки (календулу): высокий цветок или низкий, флоксы разных расцветок. Широкое включение действий обследования способствует становлению умения называть цвет, относительную высоту цветка, его строение.
Ориентировка в окружающей среде (цветы растут на клумбе, поляне, лесной опушке) обогащает словарный запас малышей. Они начинают пользоваться сравнениями («Пахнет, как моя мама!»), расширяются их представления: флоксы – высокие, длинные, с яркими соцветиями разной окраски и неповторимым ароматом.
Каждый сезон дарит свои цветы, и в каждом из сезонов дети могут усвоить и называть 5–7 наименований садовых и полевых (луговых) цветов. Их радует, когда воспитатель ставит в помещении букет; малыши с удовольствием преподносят цветы старшим, находят на клумбе понравившийся цветок.
Овощи, фрукты, ягоды. Во время целевых прогулок к огородным грядкам дети открывают для себя, что одни овощи видны, они красуются на грядках, другие нужно разыскивать в листве. Почему трудно отыскать огурец, решают все вместе. Некоторые овощи сидят глубоко в земле, их вытащить непросто. Стараясь вытащить морковь, дети начинают понимать смысл вовремя сказанной загадки про нее. Начинают различать овощи по характерным признакам формы (морковь продолговатая, луковица круглая, кабачок овальный), цвету и величине. Можно предложить детям обследовать те или иные овощи: погладить (гладкая репа, шероховатый огурец), надавить (твердый), попробовать на вкус. Дети с помощью взрослого решают, какие овощи едят сырыми, какие нужно варить. К такому разговору подготавливает их стихотворение Ю. Тувима «Овощи». Все вместе вспоминают, кто из животных любит грызть морковку, капусту. Младшие дети учатся называть 3–5 овощей, старшие – до 7–8.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!