Это жизнь - портал для женщин

Белохвостикова и ее приемный сын. Знаменитости и их приемные дети (18 фото)

Было ли мне страшно семь лет назад? Ни капельки. Просто знала, что должна Кирилла спасти. Это было мое решение, мой выбор, и я все сделаю, чтобы судьба сына сложилась счастливо. Он никогда больше не останется один.

Он никогда не оглядывался. Благодарил за привезенные подарки и уходил по длинному безнадежному детдомовскому коридору - трехлетний, очень одинокий. Как будто уже ни на что не надеялся.

Когда семь лет назад мы с мужем Владимиром Наумовым и дочерью Наташей приехали в подмосковный детский дом, другие детишки повисли на мне гроздьями. Загалдели: «Возьми к себе, у меня глазки красивые, я тебя любить буду!» А Кирилл встал в сторонке. Попросил только:

Тетенька, купите мне, пожалуйста, крестик.

Может, хочешь чего-нибудь вкусненького?

Мы привезли целый багажник сладостей.

Нет, спасибо. Пожалуйста, привезите крестик.

У меня душа оборвалась. В ту самую минуту начался Кирюшин путь домой. Иначе и быть не могло: он сам меня выбрал.

А я по натуре не предатель, за близких - горой. Чтобы продолжать жить, мне необходимо сознавать, что действую правильно. Не возьми мы Кирилла, стало бы за себя даже не стыдно - страшно.

Не скрою, далеко не все друзья нас поняли. Думаю, они так отреагировали из-за ощущения собственной слабости. Разглагольствовать о несчастной судьбе сирот легко, а вот стать для них родным человеком решится не каждый. Крепко запомнила завет отца: «Ты только тогда живешь не зря, если можешь совершить поступок и за него ответить. Всегда оставайся сильной. Улыбайся и держи спину. Не забывай: ты дочь дипломата». И я улыбаюсь, как бы тяжело ни было, бесконечно благодарна родителям за эту наследственную способность.

Они познакомились в 1946 году в Канаде.

Мама, выпускница института иностранных языков, приехала работать переводчицей при советском посольстве, где папа служил поверенным в делах с 1944 года. Вернувшись в Москву, поженились, родилась я. Когда мне исполнилось девять месяцев, семья погрузилась на пароход и поплыла в Лондон - город очередной папиной командировки.

В Англии мы прожили пять лет. Отец был в ранге советника-посланника. Спустя годы вновь оказавшись в Лондоне - на съемках картины «Тегеран-43» - я сказала мужу:

Мы все дни снимаем с утра до ночи. А мне так хочется взглянуть на наше посольство, где прошло детство!

Поехали, - ответил Наумов.

Поздним вечером забрались на второй этаж автобуса и отправились на улицу Кенсингтон Палас Гарденс.

Я уговорила полицейского позволить зайти на территорию посольства, обойти здание.

Помню себя с годовалого возраста. Могу даже назвать точную дату - второе июня 1953 года, день, когда состоялась коронация Елизаветы II. Родители были приглашены на церемонию, и хотя цветных фотографий в семье не сохранилось, в памяти остался именно цвет - светло-сиреневый наряд мамы: платье со шлейфом, шляпка с вуалью. Она в нем была такая легкая, воздушная, летящая. Рядом - папа в парадной дипломатической форме. Они казались принцем и принцессой из волшебной сказки.

Девочкой я росла тихой и крайне стеснительной. Довольно упитанной, за что даже получила прозвище Запасной Черчилль: щеки лежали на плечах совсем как у английского премьера.

Никогда не умела ничего просить. Однажды мама долго не могла от меня добиться, что хочу получить на день рождения. Взяла за руку, повела в знаменитый лондонский магазин - огромный, пятиэтажный. Выбирай, что нравится! Я отмалчивалась. Она уже замучилась, устала, когда, наконец, дождалась. Но не просьбы - вопроса! «Помнишь, мы видели куклу? - сказала я еле слышно. - Можно посмотреть на нее еще раз?» Конечно, куклу тут же купили. Она до сих пор целехонька: так же шагает, кивает головкой и говорит «мамми».

Когда командировка закончилась и мы вернулись в Москву, родился мой младший брат Николай. Еще через пять лет папу назначили послом в Швецию. Школа при посольстве была только начальная, мне же предстояло идти в пятый класс.

Маленького Колю родители взяли с собой, а я осталась в Москве - с бабушкой и дедушкой со стороны мамы.

Родители приезжали в Москву в отпуск, я проводила в Стокгольме каникулы. Всего-то два часа лету. Мы постоянно созванивались. Но скучала, конечно, страшно. Дни, оставшиеся до встречи, отмечала в специальном календарике. После того как у меня самой родилась дочь, дала зарок: никогда не позволю ей испытать ту же боль, что я когда-то. Так все в жизни устроила, что мы и по сей день надолго не расстаемся.

Пять лет, проведенных вдали от родителей, стали для меня годами тишины. Не будь их, выросла бы совсем другим человеком: столько бы не прочитала и не намечтала. Дед, всю жизнь проработавший на железной дороге, вскоре умер, мы остались вдвоем с бабушкой Ульяной Титовной.

Она была человеком от земли, очень добрым, мудрым, хотя окончила всего три класса. Эти годы сделали меня сильной, научили принимать решения и отвечать за свои поступки. Я знала, что должна вести себя правильно: хорошо учиться и не подвести маму с папой. Хотя от них самих ни разу даже слова «нельзя» не слышала. Меня никто не поучал и не наставлял, общались на равных. Родители всегда выступали главными моими адвокатами: поддерживали, даже если бывала не права. При том, что не баловали, внушали, что ничем не отличаюсь от остальных, и не позволяли никаких излишеств. Конечно, в черном теле меня не держали и одевали всегда изысканно. А мама к тому же еще и гениально шила, по молодости даже училась этому делу. Помню, как спустя годы полетела на премьеру в Лос-Анджелес в ее платье - фантазийном, придуманном специально для меня.

Иду по улице, никого не трогаю, подходит женщина:

Вы можете продать свое платье?

Я обомлела:

Я вас не понимаю.

Хотя бы назовите фамилию модельера.

Но мне это платье шили в России...

Неважно!

Пришлось взять у нее телефон, что-то наобещать. Когда об этой истории узнала мама, она была польщена.

Именно мама передала мне любовь к кино, как будто по наследству. Еще в Лондоне двухлетнюю таскала в советский клуб, куда привозили все новинки.

Став старше, я переняла эстафету и лет в четырнадцать, на каникулах в Стокгольме, заставила ее бессчетное количество раз посмотреть мюзикл «Звуки музыки», который обожала. Кино меня манило, но актрисой становиться не собиралась. Прекрасно понимала: я чересчур стеснительная. Чуть что - моментально краснею. Да и какое кино, если меня учительница не слышит, когда у доски отвечаю? На творческом конкурсе явно сразу завалюсь в обморок. Одно время даже думала о профессии кинооператора - куда менее публичной.

Но тем же летом, когда бегала на «Звуки музыки», в Стокгольм приехал режиссер Марк Донской - снимать картину «Сердце матери». Костюмы и оператора привез с собой. А на артистов денег не хватило. Донской пришел к папе:

Николай Дмитриевич, не выделите людей для массовки?

Простите, не получится.

Они работают. Но у нас много детей, сейчас каникулы. Посмотрите, может, вам кто-нибудь подойдет.

Марк Семенович увидел мой большой лоб - такой же, как у исполнительницы главной роли Марии Ульяновой Елены Алексеевны Фадеевой. Поставил на каблуки, дал в руки зонтик, усадил в пролетку и покатал по Стокгольму: именно здесь в 1910 году произошла последняя встреча Ленина с матерью. Крупные планы Фадеевой и Родиона Нахапетова, который играл вождя революции, доснимали уже в Москве. Не скрою, играть в кино понравилось.

Через год папина командировка закончилась и родители вернулись в Москву.

Мне как раз предстояло идти в выпускной десятый класс. Не прошло и двух недель, как Донской пригласил маму на Киностудию имени Горького посмотреть уже смонтированный фильм. За полтора года, что шли съемки «Сердца матери», а потом и второй части дилогии - картины «Верность матери», он сдружился с родителями. Мама взяла с собой меня. Помню длиннющий студийный коридор, нам навстречу - лысый человек со знакомым лицом. По фотографиям знала, что это режиссер Герасимов. Донской любил пошутить. Говорит Сергею Аполлинариевичу:

Гляди, Сергей, еще одна артистка появилась.

Я мгновенно залилась краской.

Артистка - это хорошо, - поддержал шутку Герасимов.

Пусть через год поступает. А будет время - приходите на курс, который я только что набрал. Посмотрите, как у нас учатся.

На том и расстались.

Через два дня нам домой позвонил директор Донского:

Встретил тут Герасимова, он попросил найти большелобую девочку, с которой его Марк познакомил. Велел прийти к нему первого сентября.

Во ВГИК. К половине девятого.

А как же школа?

Но я поехала. Прихожу в мастерскую Герасимова. Коса до пояса, ресницы не накрашены, юбочка в складочку. Руки- ноги трясутся.

А вокруг - раскрепощенные и, как мне показалось, страшно взрослые студенты, у которых уже Голливуд на горизонте. Что я буду здесь делать? Постояла, посмотрела и, так и не дождавшись Герасимова, пошла себе восвояси.

Домой возвращалась почему-то на перекладных - на нескольких троллейбусах. Явилась уже часов в одиннадцать. Папа спросил:

Ну что, познакомилась с Сергеем Аполлинариевичем?

Папа усадил меня напротив:

Наташа, тебе сколько лет?

Шестнадцать.

То есть ты уже взрослая. И говорила, что хочешь поступать во ВГИК. Значит, должна держать слово. Поэтому сейчас опять поедешь в институт и познакомишься с Герасимовым. Только когда окончательно решишь, что это «не твое», сможешь пойти в школу, в МГИМО, куда пожелаешь.

Зачем он так сказал? Родители хотели, чтобы я пошла по их стопам. Тем более что прекрасно знала английский язык, на каникулах уже переводила делегациям, разбиралась во всех тонкостях этикета. И тут кино - область, от которой они были совершенно далеки. Родители проявили настоящую мудрость, до которой, боюсь, уже не доживу. Папа подарил мне шанс самой решать свою судьбу, за что не устану его благодарить. Скажи он решительное «нет!», наверное, так и не стала бы артисткой: всегда прислушивалась к его мнению.

Папа дал денег на такси, я вновь поехала во ВГИК. Вбегаю в институт и первые, кого вижу, - Сергей Аполлинариевич и Тамара Федоровна Макарова. Мы, наконец, познакомились, и мне предложили стать вольнослушательницей у них на курсе.

Конечно, это было не положено: учиться в институте без аттестата о среднем образовании. Спас Антон Петрович Полехин, директор легендарной английской спецшколы № 20, где я училась, - разрешил сдавать экзамены экстерном. Он был удивительным человеком. Знал учеников по именам, по утрам здоровался со всеми у калиточки, очень нас опекал. Забегая вперед, скажу, что в той же школе восемь лет проучилась Наташа. Когда не стало моего папы, я позвонила Полехину: - Антон Петрович, Наташа сегодня не придет.

У нас беда.

Господи, бедная девочка! Почему ты мне сразу не сообщила? Я бы помог.

Следующий год я днями пропадала во ВГИКе, а по ночам учила физику, химию и другие школьные предметы. Получив аттестат, должна была стать, наконец, полноправной студенткой. Но чтобы остаться в мастерской Герасимова - то есть на втором курсе - пришлось за три месяца досдавать кучу предметов. Только лет десять назад узнала, что во ВГИКе хранится заявление Герасимова ректору, в котором он просит в виде исключения зачислить меня сразу на второй курс «в связи с выдающимися способностями». Мэтр, классик, пишет так о шестнадцатилетней девчонке! Это меня совершенно «опрокинуло».

Нас называли курсом четырех Наташ. Среди моих сокурсниц - Наталья Бондарчук, Наталья Аринбасарова и Наталья Гвоздикова. На режиссерском факультете учились Сережа Никоненко и Николай Губенко. Колин короткометражный фильм «Настасья и Фомка» стал моим полноценным дебютом. Очень дружила с Колей Еременко, Талгатом Нигматулиным и Вадимом Спиридоновым. Мы даже не дружили - взрослели вместе.

Так вышло, что многих из мальчиков уже нет на свете... И Вадика, и Коли, которого очень любил Сергей Аполлинариевич. Снимал еще отца Еременко в картине «Люди и звери». Знаю, что Коля часто бывал у Герасимова дома. Я по сути своей, по характеру была подальше, так близко не приближалась. До сих пор не понимаю, что произошло с Нигматулиным. Все говорили, что он попал в секту, где его и убили.

Но я же помню, насколько Талгат был силен и ловок! Из Японии, где еще на четвертом курсе представляла «У озера», просил меня привезти фотографию Тосиро Мифунэ - прославленного артиста, владевшего всеми видами единоборств. И Нигматулин знал миллион приемов! Не верится, что с ним могло такое случиться.

Но пока мы еще студенты, впереди - все пути открыты. Я была на курсе самой младшей, наивной, этим и нравилась: чуть что - заливалась краской и ребята надо мной подтрунивали. Скажут например: «Ты представляешь, какие сейчас картины начинают снимать? Что ни фильм - откровенная сцена. Тебе придется всякий раз замуж за партнера выходить». Я становлюсь алого цвета, все вокруг хохочут. Когда смотрю черно-белый фильм «У озера», прекрасно вижу, где у меня нормальное лицо, а где - пунцовое.

Не успела я сдать экзамены, как Герасимов прочел нам сценарий будущей картины «У озера».

Сама переживала чудовищно. Страшно уставала. Иногда казалось: вообще ничего не получится.

Только за два дня до отъезда в экспедицию на Байкал Герасимов сообщил, что меня утверждает. Честно говоря, даже сил не было обрадоваться. Чувствовала себя совершенно выпотрошенной и понимала, какой предстоит адский, каторжный труд. А ведь мне не исполнилось еще и семнадцати. Приходила на площадку напряженная, как струна, в этом состоянии кусок в горло не лез. Кстати, на съемках «Тегерана-43» выяснилось, что в этом мы похожи с Аленом Делоном: он тоже не ест, когда работает.

По головке Сергей Аполлинариевич никогда не гладил. Напротив, их с Макаровой боялись: разбор полетов происходил жесткий. Так могли встряхнуть, что жизнь раем не казалась. О том, что у меня начинает получаться, понимала только по его характерному прищуру. Как-то снимали на берегу Байкала, к Герасимову постоянно подходил звукооператор:

Сережа, Наташа говорит очень тихо.

Не дергай ее, ради Христа!

Не дергай! Все, что надо, я слышу.

В другой раз оператор захотел сделать еще один дубль, Герасимов его остановил: «Мне не надо». Это было высшей похвалой.

Прекрасно понимал, что два года съемок для тогдашнего восемнадцатилетнего человека - такой стресс, внутри будто Ниагарский водопад обрушился. Когда в институте начали репетировать дипломный спектакль «Красное и черное», у меня в результате нервного переутомления случилось несмыкание связок. Врачи велели полгода молчать. Герасимов сказал: «Говори и играй вполсилы.

Всерьез начнем репетировать, когда полностью восстановишься».

Картина «У озера» вышла одновременно в двух тысячах кинотеатров СССР. Меня начали узнавать на улицах. Приходилось открещиваться и привычно краснеть. Тут же обнаружилась и другая сторона медали: прихожу как-то в институт, а со мной никто не здоровается. Разве что сквозь зубы или кивают небрежно. Оглядела себя - вроде все в порядке. Что за напасть? Вхожу в мастерскую, вижу объявление: в этот день во ВГИКе показывали «У озера». Вскоре на международном кинофестивале в Карловых Варах я получила приз за лучшее исполнение женской роли. А в двадцать лет - Государственную премию СССР.

Следующие несколько лет я представляла картину по всему миру.

Вот и получилось, что во ВГИКе практически не училась. На первом курсе разрывалась между институтом и школой, на втором и третьем снималась, на четвертом - летала на премьеры. За все четыре года не выбралась ни на одну студенческую вечеринку. Даже не танцевала в эти годы ни разу, если не считать занятий.

Первым выпускным экзаменом был как раз танец. Я вернулась из турне по Японии простуженная: температура тридцать девять! Встала в пару с Колей Еременко. Помню только, как сказала: «Что-то мне нехорошо». И потеряла сознание. Очнувшись, узнала, что порвала коленные связки: такое бывает при нагрузках, если температура высокая. На все остальные экзамены Коля с Талгатом возили меня на такси. У института выгружали из машины и несли на четвертый этаж на руках. Картина была комичная: распахивалась дверь в аудиторию, взорам экзаменаторов являлась нога в гипсе и только потом друзья втаскивали уже всю студентку Белохвостикову.

И вот наконец - оглянуться не успела - я артистка.

Мне даже присылают сценарии. А я... отказываюсь. Все героини как две капли воды похожи на Лену Бармину, вылепленную нами с Герасимовым на пределе сил. Сергей Аполлинариевич всегда повторял: «Помните, что после премьеры наступает утро. Надо проснуться и жить дальше. Думайте, с чем проснетесь и как будете жить». Мне хотелось выстроить свою актерскую жизнь грамотно. А играть предлагали одно и то же! Думаю, не случись наша встреча с Владимиром Наумовым, не сведи он меня с Александром Аловым, жизнь сложилась бы совершенно по-другому. Мы с Володей познакомились через два месяца после моего окончания ВГИКа.

Можно сказать, с третьей попытки: до этого наши судьбы уже дважды пересекались.

Двадцать восьмое июля 1951 года. Москва. Глубокая ночь. По улице Веснина, которую сейчас переименовали в Денежный переулок, Наумов с Аловым топают в Министерство культуры. После смерти Игоря Савченко - в его мастерской они учились во ВГИКе - Володя с Александром Александровичем заканчивали картину мэтра «Тарас Шевченко».

Позволю себе небольшое отступление, но именно на съемках этого фильма фамилии Алова и Наумова впервые прозвучали рядом. Свой курс Савченко называл «конгломератом безумствующих индивидуальностей»: там учились Сергей Параджанов, Марлен Хуциев, Юрий Озеров. И все они еще при жизни мастера проходили на «Тарасе Шевченко» практику.

Алов отвечал за иконы, Наумов - за шпицрутены, Параджанов - за гроб. В один из дней неожиданно налетел ураган. Все попрятались. А когда ветер стих, не досчитались Параджанова. Савченко сказал: «Нет Сергея, и черт с ним! Алов и Наумов, тащите сюда гроб!» И тут выяснилось, что Параджанов преспокойно заснул, спрятавшись в гробу. Игорь Андреевич велел им его не будить, а отнести в тенечек. Володя шутит, что это было их первое творческое задание.

А в далеком 1951 году, шагая с Аловым по улице Веснина, Наумов никак не мог не пройти мимо родильного дома Четвертого управления. Возможно, как раз в тот час, когда на свет появилась я.

Стокгольм. Советское посольство. Уже маститый, получивший на Венецианском фестивале за фильм «Мир входящему» приз жюри за лучшую режиссуру и приз Пазинетти за абсолютно лучший фильм на конкурсе и вне конкурса, режиссер Наумов приезжает в Швецию во главе советской делегации кинематографистов. По этому случаю в посольстве устроили банкет. Мне по малолетству путь на него был заказан. Но я пробралась на лестницу, с которой был виден вход в посольство: мечтала посмотреть на приехавшую актрису Галину Польских, которую обожала после роли в «Дикой собаке динго». Однако нашу делегацию прозевала! Володя вспоминал, что увидел в приоткрытую дверь девочку с толстой русой косой - дочку посла Наташу. И запомнил.

Прошло еще семь лет.

Небо. Высота десять тысяч метров. Самолет «Москва-Белград». Я лечу представлять картину «У озера» на Днях российского кино в Югославии. Делегацию возглавляет Наумов. Познакомили нас еще в аэропорту. Посадили рядом. Весь полет Владимир Наумович развлекает меня игрой в морской бой. Показался он мне довольно странным. Постоянно доставал сигареты, мял их, крутил в руках зажигалку, но так и не закуривал. В те годы в самолетах разрешали курить. Подумала: наверное, причуды гения. Не знала, что всего за две недели до этого Володя бросил курить. Вот и маялся, бедный.

Через несколько дней в Белград прилетел Марк Донской, который был знаком с Наумовым еще по Киеву, где тот начинал.

Они постоянно хулиганили и всячески надо мной издевались. Пугали детской игрушкой-хохотунчиком: подбрасывали ее в мою сумку и отбегали. Все на меня оборачивались, я привычно краснела, а они радостно хохотали.

Когда вернулись в Москву, меня встречал папа. Расцеловался с Володей. Тот даже машину отпустил - поехал домой на нашей. Не прошло и недели, в «Правде» напечатали огромное интервью Наумова - отчет о нашей поездке.

Вы впервые были в Югославии. Что произвело на вас самое сильное впечатление? - спросил журналист.

Наташа Белохвостикова, - ответил Володя.

Во всяком случае, и я, и мои родители сразу все поняли. Но мама с папой вновь проявили мудрость: ни слова поперек, никак не выразили свое отношение. Даже не знаю, переживали ли - хотя бы из-за того, что Володя был значительно старше.

Сама я разницу в возрасте никогда не ощущала. Ни между нами с Володей, ни между собой и многочисленными его друзьями - от Высоцкого до Феллини и Тонино Гуэрры, которые стали родными и для меня. Да и они никогда не умилялись мною как молоденькой девочкой. Жизнь шла на равных, и каждый имел право голоса. Кстати, за все годы Наумов ни разу не вмешался в мою работу, сколько ни подсовывала ему сценариев, сколько ни просила: «Почитай. Соглашаться ли?» Он давал право решать мне самой.

Совсем не уверена, было бы мне так интересно существовать на этом свете, окружай меня только сверстники. К тому же Володя куда энергичнее, чем я. Часто возвращается домой со студии очень поздно, и у него еще достает сил встать к мольберту!

Мы постоянно пересекались на «Мосфильме», где я снималась в роли Анны Снегиной в картине «Пой песню, поэт», а Наумов руководил творческим объединением. Он и тогда был ни на кого не похожим, и сейчас такой же - фонтанирующий миллионом идей, ни на секунду не замирающий, все умеющий. Хулиганистый, азартный, неутомимый. Казалось бы, полная противоположность мне - человеку неспешному, домашнему. И в то же время сразу появилось ощущение родственных натур. Осознание, что рядом свой человек.

Встречались мы почти год. Наумов замечательно ухаживал. Первым делом пригласил меня... на стадион «Крылья Советов» посмотреть его любимый бокс. Володя в молодости занимался этим видом спорта. А я никак не могла взять в толк, за что люди колошматят друг друга, да еще после этого радостно обнимаются.

В другой раз Наумов прилетел из Голландии. Звонит: «Мы должны увидеться, непременно сегодня». Теряюсь в догадках: к чему такая спешка? Когда встретились, он преподнес огромный букет голландских тюльпанов. Их там штук тридцать пять было, и ни один цвет не повторялся! А Володя сетовал, что часть цветов отобрали пограничники: боялись, что провезет в страну каких-то вредоносных червячков-мошек.

Наумов знал, что я хорошо катаюсь на коньках.

В те годы на Патриарших можно было их взять напрокат. Решили покататься. Договорились с Володей, что встретимся на прудах, когда они с Аловым поедут домой с «Мосфильма». Зрелище было уморительное! Мы с Наумовым неспешно скользили по льду, а бедняга Алов, который привез его со студии, накручивал круги вокруг катка на своей машине. Как почетный эскорт.

Алов и Наумов - это хохот и буйство фантазии. С ними всегда удивительно интересно. Жили мы в соседних домах, ежедневно встречались на студии, но несмотря на это, каждое утро начиналось с телефонных перезвонов, вечер ими же заканчивался. Это была настоящая мужская дружба. Неудивительно, что именно Алов стал моим свидетелем на свадьбе. Со стороны Наумова выступал замечательный драматург Леонид Генрихович Зорин.

До встречи со мной Володя уже лет шесть был в разводе. И обзаводиться новой семьей не собирался. Жил вольно. Конечно, я знала, что его первой женой была артистка Эльза Леждей. Видела ее в кино, но знакома не была. И расспросами о прошлой жизни мужа не донимала. Он рассказывал только то, что считал нужным. До сих пор знаю про прежнюю наумовскую семью очень мало. Не такие они с Аловым были люди, чтобы делиться интимными подробностями. Настоящие Мужики. С большой буквы.

Володиному с Леждей сыну Алеше было девять лет. Мальчик оказался чудный, начитанный. Он приезжал к нам на выходные. Володя с Александром Александровичем опаздывали к сдаче сценария «Легенды о Тиле», и иногда мы с Алешей уезжали вдвоем на дачу, чтобы не мешать им работать. Честно говоря, до сих пор не знаю, насколько он меня принял.

Отношения были нормальными, но разница в возрасте между нами совсем небольшая. Так что бог знает, что творилось в его душе. Так или иначе, сын жил с матерью. Но Володя и Алексей очень любят друг друга, хотя видятся сейчас из-за вечной занятости того и другого не очень часто.

Совсем чуть-чуть, меньше года мне было отпущено на общение с Володиной мамой, Агнией Бурмистровой. Когда-то она преподавала во ВГИКе технику речи. Жалею, что мы не наговорились, не проросли друг в друга: она ушла из жизни скоропостижно. В шестьдесят пять лет умерла во сне на отдыхе под Питером. К началу съемок «Легенды о Тиле» ее уже не было. Для Володи это стало настоящей трагедией. Отца, кинооператора Наума Наумова-Стража, он потерял еще в 1957 году и мать любил бесконечно. По жизни Агния Васильевна была заводилой, чуть ли не ежедневно ходила в Дом кино, следила за всеми новинками, обожала путешествовать.

Известие о ее уходе прозвучало как гром с ясного неба.

Поселились мы в наумовской четырехкомнатной холостяцкой квартире у метро «Аэропорт». Несмотря на тогдашнюю мою молодость, мне сразу захотелось превратить ее в настоящий дом, чтобы было тепло и вкусно пахло. До сих пор не люблю, когда помогают по хозяйству. Скорее отведу семью в кафе, чем позволю чужому человеку бренчать посудой на моей кухне. Тем более что готовить я умела всегда: внимательно следила за бабушкой. И в Стокгольме в посольстве служил замечательный повар Иван Сергеевич. Фронтовик, родом из Питера. Мне страшно нравилось наблюдать за тем, как он священнодействует на кухне, особенно в дни больших приемов.

Спустя одиннадцать лет мы сменим адрес - решим поселиться в районе Тишинки.

Прямо под нами окажется квартира Олега Ивановича Борисова, только-только перебравшегося в Москву из Питера. Он все время будет просить: «Ребята, переезжайте уже в наш дом. Без вас плохо!»

Через год после свадьбы у нас родилась Наташа. Все прочее ушло на задний план: долгие годы ничего, кроме ребенка и работы, для меня просто не существовало. Почему-то твердо знала: если будет дочка, назовем Наташей. Владимир Наумович шутит: надеялся, крикнет «Наташа!» - и прибежим на его зов обе. Все так и вышло.

Я изо всех сил старалась скрыть беременность. Даже от Алова. В тот день, когда Наташенька появилась на свет, Наумов позвонил Александру Александровичу:

Поздравь, у меня родилась дочь.

От кого?

Только и смог вымолвить лучший друг и соавтор Алов.

Вопрос был совершенно законным. Наташа родилась первого марта, последние зимние месяцы беременности я - маленькая, худенькая - проходила в замечательной шубке-парашютике. По утрам Наумов с Аловым отвозили меня к маме. Высаживали на Патриарших и ехали на студию, где заканчивали подготовительный период картины «Легенда о Тиле». Я старалась поплотнее закутаться в шубу и побыстрее пробежать в подъезд. Так Александр Александрович ничего и не заметил.

Рожала я в той самой привилегированной больнице на улице Веснина, где сама появилась на свет. Но единственным «бонусом» было то, что роженицам тут же давали телефонную трубку. Пускать ко мне никого не пускали. Володя писал записки, рисовал картинки - детские личики, пытался выяснить, на кого Наташенька похожа. Когда увидела дочку в первый раз, разрыдалась. Нянечки запаниковали:

Вам плохо?

А я только и смогла ответить:

Она - копия мой муж!

Сразу выяснилось, что мать я сумасшедшая. Такой и остаюсь. Головой понимаю, что если у ребенка насморк - ничего криминального не происходит, но тут же захожусь в страхе и истерике.

И оставить дочь соглашалась только на маму или бабушку, остальным не доверяла. Наташе было всего три месяца, когда я снималась в первом совместном с Наумовым фильме «Легенда о Тиле». Все заработанные деньги тратила на телефонные переговоры с домом. В нашей семье вообще принято постоянно созваниваться: ни на день не терять связи друг с другом. Началось еще с моих родителей. Прилетаю в Японию, только захожу в токийский отель - звонок. Папа! Узнал номер по своим дипломатическим каналам. Когда Володя еще ухаживал за мной, они с Аловым уехали в Пицунду писать сценарий. Там Наумов даже купил у какого-то пожарного брезентовую сумку, куда собирал пятнадцатикопеечные монеты для телефона-автомата, часами простаивал в очередях на телефонной станции. Называем между собой этот постоянный созвон «проверкой на дорогах».

Наташа росла очень подвижной, ни секунды не могла усидеть на месте, настоящая юла.

В два с половиной годика расшалилась на даче, упала, сломала ручку. В Филатовской больнице наложили гипс. Через три дня вновь пришлось звонить в больницу:

Здравствуйте, когда мы можем привезти нашу девочку?

Доктор очень удивилась:

Зачем? Гипс надо носить минимум три недели.

А мы его сломали...

Наташа хорошо каталась на коньках. На Патриарших в те годы иногда устраивали соревнования. Как-то всей семьей пришли за дочь поболеть. А ее засудили!

Мы с Володей устроили страшный скандал, но добились справедливости. Над прудами разнеслось: «Произошла ошибка. Первое место присуждается Наташе Наумовой!»

Дочка росла, мы с Володей много работали. Жизнь шла своим чередом, пока в последний съемочный день картины «Берег» не умер Александр Александрович Алов.

Его спустя годы догнала полученная на фронте контузия. Войну Алов знал до молекул. В свое время их с Наумовым фильм «Мир входящему» сильно ругали.

Почему у вас актеры в таких грязных шинелях? Разве это Советская армия? - возмутилась министр культуры Екатерина Фурцева.

Алов ответил:

Вы, Екатерина Алексеевна, видели шинель с Мавзолея, а я в ней четыре года протопал. Потому отлично знаю, какая она бывает грязная, тяжелая и чем пахнет.

В свои пятьдесят девять лет он уже плохо ходил, опирался на палочку. То, что для нас было естественным как дыхание, для него стало постоянным преодолением. Но никогда не видела на его лице и тени страдания - только улыбку и участие.

Снимали под Ригой. В последний съемочный день Александру Александровичу стало плохо и его увезли в больницу. Ночью нам сообщили, что Алова больше нет... Тяжелые дни. Мне было по-настоящему страшно за Володю, так он переживал.

В «Береге» - как до этого в «Тегеране-43» - играла Наташа-младшая. Даже представить не могла, что дочь пойдет в артистки. Наумову Наташино решение нравилось. А я пыталась его переубедить: «Пойди она в режиссеры - получила бы профессию. А кто такой сегодня актер? Так, бабочка, которая хлопает крыльями».

Пока шли экзамены, просила: «Можно я тебя хотя бы довезу до института на такси?» Наконец на последнем туре дочка согласилась. Но настояла высадить ее за километр, чтобы никто не увидел, с кем приехала. Следующие несколько часов я в отчаянии просидела дома на корточках у стены. Совершенно не понимала: куда она идет? Зачем?

Вечером позвонил знакомый артист, ныне уже покойный: «Сегодня принимал экзамены, там была такая девочка чудная - Цветаеву читала».

А это наша Наташа! Абитуриенты поступают не называя фамилий, а в лицо ее мало кто знал: никогда не таскала дочь по тусовкам.

Наташа окончила актерский факультет, снималась, ездила по миру. Затем поняла, что все же это не ее профессия. Два года проучилась на юридическом. Но кино вновь заманило: поступила на режиссерский факультет к Алле Суриковой. Теперь снимает свое кино. Ее первым фильмом был «Год Лошади - созвездие Скорпиона», идею которого подарил Тонино Гуэрра. Это история цирковой артистки, которая пытается спасти от гибели своего коня, партнера, с которым выступала всю жизнь. Вторая картина Наташи - «В России идет снег», где главную роль сыграл Валерий Золотухин, это его последняя лента - на экраны еще не вышла. А сегодня дочь снимает «Сказку о царе Салтане» - на пару с отцом.

Я в роли сватьи бабы Бабарихи, наш младший сын Кирилл - маленького юнги.

Кирюшку мы нашли в подмосковном детском доме, куда приехали в рамках придуманного мной одиннадцать лет назад фестиваля «Я и семья». Там-то он и попросил у меня крестик. С тех пор думаю: почему Кирилл именно ко мне подошел? Не к Володе, не к Наташе?

Когда мы его только забрали домой, я сказала:

Кирюша, как долго мы тебя искали!

А он ответил:

Я каждую ночь ложился и просил Бога, чтобы меня поскорее нашли.

Страшно слышать такие слова от совсем малька. Но сегодня он уже настоящий мачо. Размером ноги меня перерос. Что дальше будет?

Было ли мне страшно семь лет назад? Ни капельки. Просто знала, что должна Кирилла спасти, что это в моих силах. Да, родители мы с Наумовым не самые молодые. Но я убеждена, что поступила правильно, а значит, все будет хорошо. Верю в свои силы. Это было мое решение, мой выбор, и я все сделаю, чтобы судьба сына сложилась счастливо. Он никогда больше не останется один.

Мы уже часто приезжали к Кириллу в детский дом, когда как-то вечером собрались все втроем дома на кухне. Пили чай, каждый в своих мыслях. Наумов вдруг возьми и спроси:

Интересно, что сейчас Кирюшка делает?

Я сказала:

Жалко его очень.

Любой нормальный человек, оказавшись в детском доме, будет ранен на всю оставшуюся жизнь.

Малышами там мало занимаются. По ночам не пускают в туалет, а потом заставляют стирать испачканные простыни. Бьют. Они ничего не видят, кроме забора, за который нельзя выходить.

Я пыталась расспрашивать Кирюшу о его прошлом. Но он молчит. Великий нейрохирург Александр Николаевич Коновалов меня остановил: «Зачем мучаешь человека?

Возможно, память о плохом у мальчика просто заблокирована. Захочет - сам расскажет». Больше не приставала. Но мне точно известно: Кирилл знает, как бывает по-настоящему плохо и страшно. Не когда мама отругала или в кино не пустили, а когда ты совсем один на белом свете. Он до сих пор не может пройти мимо маленького ребенка. Обязательно ему улыбнется, заговорит, что-нибудь подарит. Видимо, так уходит боль, что набралась за первые три года жизни.

Вначале мы забирали Кирюшку на несколько дней. Впервые войдя в подъезд, он удивился лифту - никогда не видел. Спросил:

Кто нас поднимает?

Володя ответил: - Там наверху лошадки, они ходят по кругу, вот лифт и поднимается.

Кирилл поверил!

Когда сыну исполнилось четыре, отмечали праздник уже вместе.

Но навсегда нам его не отдавали: почти год надо мной практически издевались. Только соберу необходимые документы, как окажется, что какая-нибудь бумажка уже просрочена, и приходится начинать заново. Однажды говорят:

У вас закончился срок справки об отсутствии судимости.

Мне только что вручили орден «За заслуги перед Отечеством». Его не дают тем, кто был осужден.

Ничего не знаем, несите справку с Петровки.

Принесла, и тут выяснилось, что прошел срок годности медицинской бумажки...

Наумов предлагал: «У тебя хорошие отношения с губернатором Подмосковья Борисом Громовым. Попроси его помочь». Но я ни к кому обращаться не стала. Хотела сама победить этот беспредел. Прекрасно понимаю, почему путь усыновления столь тернист. На каждого ребенка в нашем государстве выделяется энная сумма денег - на оплату работы воспитателей, содержание детских домов. Если детей начнут отдавать в семьи поголовно, люди, работающие в этой сфере, лишатся своего заработка. Возможное счастье детей приходит в противоречие с зарплатой чиновников.

Как-то беру Кирюшу на выходные, на следующий день звонок: немедленно везите ребенка обратно! Он должен ехать в дом отдыха!

Делать нечего - везу.

Хотя детей просто из одной тьмутаракани отправили в другую, на расстояние трех километров. И заразили там ветрянкой. Следующие два месяца мы Кирилла не видели - карантин. Дети жестоки, они все это время пытались убеждать сына, что никто его не возьмет, что мы больше не увидимся. А ему всего четыре годика!

Дело сдвинулось, только когда мне позвонили из Кремля. Владимир Владимирович Путин устраивал прием, посвященный Году семьи. Все уже знали, что хотим забрать Кирилла, вот нас и пригласили.

Вечером звоню в детский дом, прошу продиктовать номер свидетельства о рождении Кирилла. Кремль - место режимное, надо было заказать пропуск.

На следующее утро сообщили, что ребенка можно забрать. Наконец-то! Привезли мальчика домой, а у него температура сорок. Видимо, из-за стресса. Так мы до Кремля и не дошли.

Кирилл очень талантливый мальчик. Фантастически лепит, даже собираюсь отвести его на мастер-классы Зураба Церетели. Сын занимается единоборствами. Великолепно читает Пушкина. Когда еще в первом классе должен был выступать в концерте, все время повторял: «Мама, я буду петь». Ну, будешь и будешь, что в этом такого? Оказалось, он пел соло! А я даже не догадывалась, что у сына замечательный слух. Слушала его и ревела.

У Кирилла миллион идей и желаний. В его жизни - ни секунды тишины, всегда есть чем заняться. Главное - успеть. Когда домой возвращается Володя, сын встречает его у лифта.

Выхватывает из рук портфель и начинает тараторить: «Папа, твой телефон я положил на полку. А очки - на стол». Очень трогательно о Наумове заботится. Целыми днями шустрит по сайтам обо мне с Володей, время от времени доносится: «Мама, какая ты красивая!» или «Глянь, какая ты тут смешная!» Прочел про нас абсолютно все!

Он очень добрый. И сильный. На прошлых зимних каникулах ездили в Италию, в Римини, погостить к Лоре, вдове нашего друга, легендарного сценариста Тонино Гуэрры. Наумов обожает тамошний Гранд-отель, где Феллини снимал «Амаркорд». Однажды пошли гулять, я споткнулась, ушибла ногу и оставшееся время прохромала. Улетали из Болоньи. В аэропорту Кирилл увидел, что мне больно, и сколько ни отказывалась, помог дотащить сумку.

В Москве нас встречала Наташа. Вдруг слышу истошный дочкин крик: «Мама, иди сюда! Что у Кирилла с ногой?» Влетаю в комнату и вижу, что нога у Кирюши чудовищно распухла. Оказалось, он упал еще в гостинице, в Италии, но мне ничего не сказал: не хотел расстраивать. И еще тяжести таскал! Какой же стойкий парень! Его дед и прадед им бы гордились.

Однажды он попросил:

Можно я буду Белохвостиковым?

Ты и так уже Белохвостиков.

Год назад мы с детьми съездили в город Павлово, под Нижний Новгород, откуда пошел наш род, и впервые попали на улицу Белохвостикова! Пришла на нее, и душа замерла: почему никогда раньше здесь не была? Почему в родные свои места, где просто напитываешься энергетикой, собиралась так долго?!

Дед Дмитрий Осипович был активным человеком, как сказали бы сегодня - профсоюзным деятелем.

Ездил к Ленину выбивать деньги для рабочих. Считался лучшим в губернии кузнецом. Лил ограды как брюссельские кружева. В местном музее мне подарили розу, которую дед выковал из меди. И еще - лимон в горшочке: местные жители выращивают их уже несколько веков. Год лимон простоял у нас на подоконнике. А на днях ко мне подходит в недоумении муж: «Закрывал тут штору, и меня что-то по лбу ударило». Подхожу к окну - а на моем лимоне четыре огромных плода!

К сожалению, Кирюша не застал моего папу. А вот бабушка и дядя Коля, мой младший брат, в мальчишечке души не чаяли.

Он их помнит, знает, что они теперь на небе...

Когда умер мой папа, Коле было двадцать семь лет. Он всегда был болезненным, а эта потеря его совсем подкосила. Брат с детства меня защищал, заступался, как маленький петушок, если обижали. Умница, человек энциклопедических знаний, за ночь мог проглотить толстенную книгу на английском. Окончил МГИМО, работал в историко-архивном отделе МИДа. Когда-то был женат, но мимолетно. Жил вдвоем с мамой.

У Коли было несколько инфарктов. На долгие годы стал заключенным больниц и реанимаций. В картине «У озера» герой Шукшина говорит:

В жизни все можно победить.

Я спрашивала: - Все-все-все?

Все-все-все.

Кроме смерти - с этим еще не все ясно.

Точно знаю, что самое страшное в жизни - это терять. С уходом близких не смиряют ни время, ни опыт. Поэтому всегда изо всех сил пыталась удержать тех, кто дорог. Билась до последней секунды, даже когда врачи уговаривали остановиться. Пока человек борется, он жив, и ты не вправе опускать руки.

Сколько раз кричала врачам «скорой помощи»:

Мне отвечали:

Что вы хотите? Оставьте брата в покое.

Я истошно орала:

Вызывайте реанимацию, едем в другую больницу!

Они швыряли мне бумаги:

Подписывайте!

Я подписывала, увозила, договаривалась, находила докторов, узнавала о новых лекарствах. И еще на какое-то время продлевала Коле жизнь. Когда брата не стало, от мамы мы это скрыли: уже несколько лет она была тяжело больна. Мама прожила еще год, так и не узнав о смерти сына...

Я многих потеряла. И теперь точно знаю: человеческая воля может убить, а может, напротив, продлить чью-то жизнь. Да, все в этом мире очень хрупко и шатко, но еще родители научили: «Делай, что должно. Думать будешь потом».

И я делаю. Иначе никогда себе не прощу, не смогу жить дальше. Оттого брата тянула. Потому Кирюшку усыновила. И теперь, кстати, бываю в детских домах очень редко: знаю, что больше не смогу никого забрать, и тяжко переживаю собственное бессилие.

Остаюсь тихой и стеснительной, но если речь идет о близких - горы сверну. Однажды мы с мужем и дочерью собрались во Францию. Приехали в аэропорт, сели в самолет. Смотрю на Володю, и что-то он мне не нравится: вялый, бледный. Спрашиваю:

Ты пил какие-нибудь таблетки?

От головы. С утра болит.

Уверен, что от головы?

Наш самолет компании Air France уже выруливает на взлетную полосу, а мне не по себе.

Думаю: вдруг Наумов в суматохе перепутал таблетки и выпил от повышенного давления? А я читала, что взлетать с низким давлением небезопасно. Иду к кабине пилота, начинаю колошматить в дверь. Меня перехватывают девочки-стюардессы:

Что хочет мадам?

Отвечаю на английском: мадам хочет, чтобы немедленно остановили самолет, вернулись к терминалу и вызвали «скорую помощь».

Француженки закудахтали:

Мадам, не волнуйтесь.

Я не волнуюсь. Но мы не на трамвае едем, а в самолете. Наверное, не так сложно развернуться.

И добилась, чтобы мы вернулись к зданию аэропорта, где ждал доктор. Домой вызвали врача из поликлиники. Володя уже хорошо себя чувствовал, и я подумала: может, зря всех перебаламутила? Спросила врача:

Я все сделала правильно?

Да, Наташа, вы все сделали верно. Всегда слушайте свое сердце.

Я стараюсь. И не жалею ни об одном прожитом дне. Самое порочное, разрушающее - страдать по собственному прошлому. Но нет-нет да и закрадется мысль: все ли я отдала, что могла? Это касается не профессии - близких людей. Наверное, такова участь тех, кто много терял, непременно кажется: а вдруг ты мог их спасти?

За все прожитые вместе годы мы с Володей ни разу не поссорились.

В нашей семье вообще не принято ни ругаться, ни ругать. Так же, как когда-то с мамой, мы лучшие подружки с Наташей. Она уже взрослая, живет отдельно, второй раз замужем. Сама выстраивает свою судьбу, я на нее никогда не давила. Но распространяться о Наташе не буду - не имею права. Главное, мы избежали недопонимания, недоговоренности. Всегда все обсуждаем - честно и открыто. Убеждена, что с детьми надо разговаривать, даже когда они еще не родились. Дышать вместе, жить вместе - тогда все будет хорошо. Больше всего боялась ослабить ниточку, нас связывающую. Не верю, что кто-то, кроме самых близких людей, способен помочь решить проблемы, если они возникнут. Оттого категорически запретила школьному психологу приближаться к Кириллу. Мы с Володей лучше любого специалиста поймем своего сына.

И я его никогда не наказываю. Самое страшное, что могу сделать, - замолчать и уйти в свою комнату. Кирюша переживает, что мама расстроилась. Придет, попросит прощения. Отвечаю: «Что ты, что ты, я сама виновата...»

Наумов продолжает снимать и рисовать. Маслом и пастелью. Хотя меня Володя рисовал лишь раз. На премьере картины «Десять лет без права переписки» портрет стащили. Володя написал снова, и эту работу никогда не позволю вынести из дома. Люблю разгадывать Володины картины, которыми уставлена вся квартира. Одни готовят к выставке, другие только вернулись и их надо распаковывать, третьи необходимо обрамить. Из комнаты в комнату пробираемся по стеночке. Если на даче еще можно создать иллюзию порядка, то в Москве это нереально. Все завалено книгами, рукописями, в каждом углу возвышаются до потолка горы сценариев.

Мы постоянно куда-то спешим, вечно не успеваем, много путешествуем, устраиваем себе и друзьям праздники. А вот действительно важные дни - и счастливые, и трагические - стараюсь проводить тихо, не растрачивая без меры ни радости, ни горести. Боюсь спугнуть судьбу.

Маленькой замкнутой девочкой я и подумать не могла, что у меня будет такая жизнь: яркая, насыщенная. Сегодня даже не представляю, как можно иначе. И каждое утро, когда просыпаюсь, кажется, что самое интересное только начинается.

Редакция благодарит за помощь в организации съемки салон мебели «Театр Интерьера» в Расторгуевском переулке.

», « » и « ». В 1974 году она вышла замуж за режиссера Владимира Наумова , и уже через полтора года у пары родилась дочь Наташа . Долгое время в семье больше не было пополнения, пока в 2007 году супруги не усыновили трехлетнего Кирилла , с которым сегодня произошел несчастный случай.

Наталья Белохвостикова и Владимир Наумов с сыном Кириллом и дочерью Наталией Наумовой

Ранним утром стало известно, что учащийся 9 класса школы №1950 пытался по козырьку залезть в квартиру товарища через окно, но не рассчитал силы и упал. Мальчика госпитализировали в Морозовскую ДГКБ с закрытой черепно-мозговой травмой и переломом костей челюсти, но точный диагноз будет вынесен только после полного обследования, рассказал агентству «Москва » источник в экстренных службах города. В сообщении также указывается, что пострадавшим оказался приемный сын советской актрисы Натальи Белохвостиковой.

67-летняя Белохвостикова пока не давала никаких комментариев по поводу произошедшего. Стоит отметить, что артистка всегда тщательно оберегает свою личную жизнь, предпочитая не афишировать происходящее в семье. Так, об усыновлении ею Кирилла общественность долгое время не догадывалась. В эфире программы « » актриса объяснила, что не хотела травмировать мальчика. «Мы не показывали сына, потому что Кирюшка был маленьким ребенком. Каждая мама знает: малыша нельзя травмировать, ему надо дать возможность жить в полную силу. Сейчас ему уже 15 лет, он выше меня ростом, учит английский язык», - поделилась она. Наталья также рассказала, что ее сын обожает математику и живет в мире чисел и уравнений.

Наталья Белохвостикова с сыном Кириллом

В одном из интервью Наталья поделилась, что Кирилл появился в их семье случайно и стал для нее самым родным. «Один мальчик подошел к Наташе и сказал: «Тетя, купи мне крестик». Она - ему: «Хочешь я тебе машину куплю. Будешь ездить на машине, или лошадку, или еще что-то". А он: «Нет, купи мне крестик, пожалуйста». Ну Наташа как сумасшедшая в тот же день меня за горло, и мы поехали покупать этот крестик. Купили, привезли, и год ездили к Кирюше, не могли от него оторваться. А потом как-то привезли ему какие-то подарки, попрощались уже, стоим и смотрим ему вслед, как по длинному коридору, такому темному, со слабыми лампочками, удалялась маленькая фигурка, в зеленых драных колготках. Вот Наташа тогда и сказала: «Я его беру!» И мы его взяли», - появление Кирилла в семье муж артистки.

Наталья Белохвостикова и Владимир Наумов женаты уже более 40 лет. Режиссер старше супруги на 24 года, но артистка уверяет, что не ощущает этой разницы. «Когда люди столько лет вместе, они прорастают друг в друге. Это совершенно другая связь людей, и действительно они становятся как две половинки. Поэтому у нас, наоборот, возникает ощущение неразрывности и боязнь потерять друг друга », - прокомментировала актриса отношения с супругом.

Наталья Белохвостикова с Аленом Делоном на съемках фильма «Тегеран-43»

Народная артистка Наталья Белохвостикова рассказала, как познакомилась с мужем и почему решила взять ребенка из детдома.

Актриса Наталья Белохвостикова 28 июля отметит свое 64-летие. Популярность пришла к ней после съемок в киноленте «У озера», за которую 20-летняя актриса удостоилась Государственной премии СССР. Затем были фильмы «Принцесса цирка», «Легенда о Тиле», «Маленькие трагедии», «Змеелов», «Тегеран-43». Мы пообщались с актрисой в преддверии дня рождения. Легенда советского кино рассказала о том, как в 56 лет стала приемной мамой для детдомовского мальчишки и на какой безумный поступок решилась ради спасения мужа.

Будущая звезда с детства обожала кино, но из-за своей стеснительности не собиралась становиться актрисой. Наталья Николаевна считает, что от кино невозможно уйти, если хоть раз им заболел. Она впервые появилась в кадре в 13 лет в фильме «Сердце матери».

– В то время я приехала в Стокгольм на каникулы к родителям, – рассказала Белохвостикова «Собеседник.ру». – Мой отец на тот момент был послом России в Швеции. Режиссер «Сердца матери» Марк Донской попросил папу найти актеров, которые могли бы сняться бесплатно. Тогда отец предложил детей сотрудников, приехавших на каникулы. Так я попала в кино.

Белохвостикова с дочерью Наташей / личный архив

Когда Белохвостикова была еще десятиклассницей, ее взяли во ВГИК, где она на курсе была самой младшей.

– Я из семьи дипломатов, поэтому думала, что пойду учиться в МГИМО. Но кино изменило мою жизнь. После съемок в «Сердце матери» настал этап монтажа фильма, и нас с мамой позвали на киностудию им. Горького. Там и произошла моя судьбоносная встреча с легендарным режиссером Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым. Он пригласил меня поступать на следующий год во ВГИК в его мастерскую. Спустя несколько дней нам позвонил представитель режиссера Донского и сказал, что Герасимов разыскивает ту большелобую девочку и просит явиться в институт в первых числах сентября. Я пришла к нему: коса до пояса, юбочка в складочку, а вокруг стояли взрослые студенты, которые смущали меня своими пошлыми шутками. Мне это все не понравилось, я решила уйти. Помню, когда вернулась домой, то папа очень удивился моему поступку: «Ты уже взрослая. Сама обещала поступать во ВГИК, держи свое слово». Набравшись смелости, отправилась снова в институт. Герасимов позволил мне стать вольнослушательницей на курсе. Вскоре перевелась в другую школу, сдала все экзамены экстерном и была официально зачислена на курс.

Будучи 18-летней студенткой, Наталья Николаевна сыграла одну из центральных ролей в фильме Герасимова «У озера», который вышел на экраны в 1969 году. За это получила Государственную премию СССР, что в те годы было необычайной редкостью для столь юной артистки. Ее партнером по фильму был сам Василий Шукшин.

– Герасимов всегда снимал своих студентов и сказал, что будет искать героиню для фильма. Через некоторое время познакомилась со своим будущим партнером – Василием Макаровичем Шукшиным. Помню, была зима, он стоял у окна, пытался зажечь сигарету, а у него руки тряслись, видимо, он так волновался перед первой репетицией.

Через два месяца после окончания ВГИКа артистка познакомилась в самолете с будущим мужем – режиссером Владимиром Наумовым, который был старше Натальи на 24 года. Ее отправили представлять фильм «У озера» на Днях российского кино в Югославии.

В картине мужа «Легенда о Тиле» Наталья сыграла главную роль / Kino-teatr.ru

– Так получилось, что Владимир Наумович возглавлял делегацию фильма «Бег» и тоже летел на фестиваль. Волей судьбы нас посадили рядом в самолете. Весь полет мы с ним играли в морской бой. Иногда он доставал сигарету, вертел ее в руках. Тогда в самолетах разрешали курить – ему предлагали, он зажигал сигарету, но не вдыхал. Ему опять предлагали закурить, и все повторялось. В общем, он показался мне слегка странным. Потом уже Володя рассказал, что курил он с подросткового возраста, а бросил за две недели до полета. Причем это была очень интересная история, как его друг, который обладал гипнотическими способностями, пытался отучить его от пагубной привычки. Володя пришел к другу, улегся на диван, тот начал монотонным голосом рассказывать ему о вреде табака, мол, в легких будет чернота, часто будешь болеть. Володя не мог вынести этого бреда и, когда сеанс закончился, спросил: «Это всё?» Потом он хотел закурить, взял сигарету и выкинул ее в окно.

Спустя неделю после нашего знакомства в газете «Правда» увидела, что на вопрос журналиста: «Что на вас произвело впечатление в Югославии?» – Владимир Наумович ответил: «Наташа Белохвостикова».

Несмотря на то, что избранник Натальи Николаевны был значительно старше ее, родители восприняли эту весть радостно и отдали дочь в надежные руки.

– Никогда не ощущала разницы в возрасте. Мы всегда шли на равных, каждый из нас имел право голоса. Володя ни разу не вмешался в мою работу. Часто просила его, чтобы прочитал сценарий, но он никогда к нему не притрагивался и всегда оставлял мне право решать. Перед свадьбой он год за мной ухаживал. Наумов умел удивлять: то на бокс пригласит посмотреть, то стихи Ахмадулиной по телефону по ночам читал, однажды из Голландии привез огромный букет тюльпанов, где все цветки были разного цвета.

В исторической ленте «Стакан воды» актриса была королевой Англии / Kino-teatr.ru

В 1974 году Наталья Белохвостикова и Владимир Наумов поженились. Через полтора года у них родилась дочь.

– Наташа появилась на свет 1 марта 1975 года. Причем я всегда знала, что дочку назову Наташей. Владимир Наумович все время любит шутить, мол, позовет одну Наташу, а придут две. Когда дочка собиралась пойти в артистки, то ее отец был не против. А я хотела, чтобы она стала режиссером – получила бы нормальную профессию, ни от кого не зависящую. Когда уже шли экзамены во ВГИК, мне позвонил знакомый артист и рассказал про чудную девочку, которая читала Цветаеву. Это была Наташа. В итоге она закончила актерский факультет, потом после долгого периода съемок поняла, что это не ее профессия – пошла учиться на юриста. Недавно снова заболела кино и окончила режиссерский факультет.

Союз Белохвостиковой и Наумова продолжается уже 41 год, и даже с годами их любовь не гаснет.

– Мы летели с мужем на кинофестиваль. Едва сели в самолет, как я заметила, что он резко побледнел, у него закружилась голова. Перед вылетом Володя выпил таблетку от головной боли, из-за этого лекарства давление упало. Самолет ехал по взлетной полосе. Я стала долбиться в кабину к пилотам и просить, чтобы нас с мужем высадили и вызвали скорую. Пилоты остановили самолет, у трапа нас встретила карета скорой помощи.

Наталья Белохвостикова с родственниками / Анатолий Ломохов

Несмотря на возраст, 56-летняя Наталья Николаевна и 80-летний Владимир Наумович отважились вновь стать родителями и усыновили четырехлетнего Кирилла, которого они прозвали «маленьким кусочком счастья». Встреча их произошла в одном из подмосковных детских домов, куда супруги приехали в рамках фестиваля «Я и семья».

– После концерта ко мне подошел трехлетний малыш с грустным выразительным взглядом, в дырявых колготках и попросил ему привезти крестик. До сих пор задумываюсь, почему он не подошел к Наташе или к Володе...

Супруги не смогли пройти мимо Кирилла. Они стали часто приезжать в детдом, а вскоре приняли решение об усыновлении.

– Помню, когда забирали Кирюшу домой, то он сказал: «Каждую ночь просил Бога, чтобы мама и папа поскорее меня нашли». Сделаю все, чтобы сын жил счастливо и у него было настоящее детство. Теперь он никогда не останется один. Кстати, когда Кирюша видит маленького ребенка, то обязательно ему улыбается и что-то дарит. Сейчас Кирюше 12 лет, он читает стихи, снимается в новой экранизации у Владимира Наумовича «Сказка о царе Салтане», где играет юнгу и читает Пушкина. На мой взгляд, у него есть актерский талант. Помимо кино, интересуется классической литературой, искусством и музыкой. Кирилл мне и Володе придает сил, не дает нам стареть, он вдохнул в нас новую жизнь.

Наталья Белохвостикова – известная актриса, любимая жена и заботливая мать. Жизнь Натальи и ее мужа, известного кинорежиссера Владимира Наумова, протекала спокойно – съемки, выступления, домашние хлопоты. Но очередное посещение детского дома нарушило размеренный ритм семьи. После выступления к супругам подошел мальчик. На вид ему было годика три. Распахнув свои карие глаза, он попросил купить ему крестик. Ему не нужны были конфеты и другие подарки. А крестик нужен был, потому что у всех ребят он есть, а у него нет. Наталья пообещала мальчику исполнить его просьбу и уже через неделю привезла обещанный подарок.

Мальчик с большими глазами

О том, чтобы , у звездной четы и мыслей не было. Наталья прекрасно понимала, что это огромная ответственность, а им с мужем уже не по 25 лет. К тому же, у них есть взрослая дочь. Но когда они с Владимиром смотрели вслед уходящему мальчику, который крепко сжимал привезенные ему подарки и крестик, в ее душе что-то дрогнуло. Такой хрупкий силуэт, беззащитный маленький мальчик, никому не верящий... Он удалялся по длинному коридору, ни разу не обернувшись. По дороге домой из детского дома супруги ехали молча. Как потом выяснилось, у каждого из них перед глазами стояла одна и та же картинка – хрупкая спина мальчика, уходящего в безысходность.

По дороге домой супруги думали о Кирилле: хрупкий силуэт, уходящий в безысходность

Наталья и Владимир стали навещать Кирилла, привозить ему подарки и проводить с ним время. Мальчик даже не подозревал, что к нему проявляют интерес известные люди. Сами супруги, в свою очередь, осознали, что мальчик стал им безумно дорог. Так родилось решение усыновить маленького Кирилла.

Что в имени тебе моем?

Несмотря на популярность звездной пары, решался очень долго – больше года. Супругам пришлось пройти не один круг «бумажных» испытаний. «Эта справка не подходит». «Здесь нужна другая фотография». «У этой закончился срок действия». И так каждый раз. Но Наталья Николаевна ни разу не воспользовалась своим положением или связями мужа, и с достоинством вынесла все бюрократические процедуры.

«Это наш дом!»

Кирюша – мальчик очень скромный. Он открывался постепенно, каждый день осознавая, что его любят, что ему действительно рады. Со временем супруги заметили, что Кирилл стал свободнее и раскрепощеннее. Дом наполнился звонким смехом, озорством и игрушками, которые так греют душу новоиспеченным родителям.

Когда Кирюша впервые приехал в дом к супругам, он сразу воскликнул: «Это наш дом!». Наталья и Владимир постепенно открывали перед мальчиком новый мир. Первый раз в цирке, в зоопарке, на аттракционах.

Наталья отмечает, что Кирилл растет очень мальчиком, и уже дебютировал в картине старшей сестры. Он все схватывает «на лету», постоянно учится чему-то новому, очень дисциплинированный, в меру сдержанный и веселый мальчик.

Кирилл не вспоминает о детском доме – если он не хочет говорить, значит ему еще больно, считает Наталья

Кирилл никогда не вспоминает о своей старой жизни. Супруги не настаивают: ведь если мальчик сам не хочет об этом говорить, значит, ему еще больно. Сейчас у него другая жизнь, наполненная заботой любящих родителей и настоящим детством. Звездные родители стали для мальчика полноценной семьей.

Только мама может понять ребенка

Специалисты настаивают на том, что приемный ребенок нуждается в помощи . Наталья Николаевна не согласна с этим мнением. Она считает, что понять ребенка лучше всех могут его близкие, любящие его люди. Супруги Кириллу и психологи, и воспитатели. Они знают его историю, они видят его каждый день, и всегда смогут помочь и направить в нужное русло, когда в этом есть необходимость.

Оглянувшись назад…

Сейчас мальчику уже 11 лет. Супруги усыновили Кирилла, когда Наталье было 56, а Владимиру – 80.

«Это все-таки Божий промысел. Наверное, Господь решил сделать нам такой подарок» .

Анна Шавликова


Имя: Наталья Белохвостикова (Natalia Belohvostikova)

Возраст: 64 года

Место рождения: Москва

Рост: 168 см

Вес: 60 кг

Деятельность: киноактриса

Семейное положение: замужем за Владимир Наумов

Наталья Белохвостикова - биография

В последние годы среди звезд мирового шоу-бизнеса стало модно усыновлять детей: Анджелина Джоли, Шарлиз Терон, Мадонна... Актриса Наталья Белохвостикова и ее муж, режиссер Владимир Наумов, никогда не думали о приемном ребенке, тем более в угоду моде. Их выбор подсказала сама судьба.

Биографию детства и юности Натальи Белохвостиковой можно назвать безоблачной. Дочь дипломата Николая Белохвостикова, рожденная 28 июля 1951года, до десяти лет она жила в Англии, и лишь отсутствие при посольстве средней школы не позволило ей остаться за рубежом. Дальнейшая жизнь Наташи прошла в московской квартире ее бабушки. Но родители не забывали о ней, старались чаще летать в Москву, а на летние каникулы забирали в Стокгольм.


Начало актерской биографии в кино у Натальи Белохвостиковой в 1965 году оказалось благодаря связям родителей. Когда ей исполнилось 15, в Стокгольм на натурные съемки приехала съемочная группа фильма «Сердце матери» о Марии Александровне Ульяновой. В отсутствие актеров режиссер Марк Донской упросил маму позволить снять Наташу. Эта роль впоследствии повлияла на судьбу актрисы.

Спустя год Донской представил Наталью мэтру кино Сергею Герасимову. Тот посмотрел на нее и пригласил на свой курс во ВГИК. Еще одним годом позже, сдав экзамены в школе, Белохвостикова стала самой юной студенткой второго курса. Уже в 20 лет ее наградили Государственной премией за главную роль в фильме «У озера».


Настоящая опулярность пришла Белохвостиковой в 1980 году после съемок в фильме «Тегеран-43» Партнерами Наталии были Игорь Костолевский и Ален Делон.

Наталья Бедохвостикова - личная жизнь

Личная жизнь, как и вся биография Белохвостиковой тоже сложилась благополучно. В самолете, летевшем в Белград, Наташа повстречала режиссера Владимира Наумова. Взрослый мужчина (он был старше на 23 года) весь полет крутил в руках сигарету и вдыхал ее аромат, чем выделялся из всех пассажиров. Позднее Владимир рассказал, что так отвыкал от курения. Но любви с первого взгляда тогда не случилось. Однако Наумов запомнил хорошенькую актрису и уже в Москве пригласил на свидание. Окончательно он покорил ее, когда привез из Голландии огромный букет тюльпанов, среди которых не было ни одного одинакового.

В 1974 году Наталия Белохвостикова и Владимир Наумов поженились, Через полтора года брака в семье появилась дочь, которую, как и маму, назвали Наташей. Несмотря на желание родителей, ее актерская карьера не сложилась, хотя она и окончила актерский факультет. И все же она не ушла из кино - как и отец, стала режиссером. В 2007 году усыновили сына Кирилла, когда ему было три года.


В 1990-е годы казалось, что российский кинематограф умер - скоропостижно и навсегда. Но Наумов и Белохвостикова продолжили активную профессиональную жизнь. Они организовали фестиваль «Я и семья», в рамках которого стали ездить по подмосковным детдомам с выступлениями и кинопоказами. Но пара и подумать не могла, какой сюрприз приготовила им судьба в одном из них.

Когда Наталья и Владимир переступили порог очередного детдома, воспитанники бросились им навстречу: «Тетя! Мама! Возьми меня с собой! Я - хороший. Я тебя буду любить...» Наталья уже привычно обнимала чужих малышей, висевших на ее шее и руках. Кирилл не был в их числе. Мальчик тихо стоял в стороне и смотрел. Когда поток просьб и объятий стих, а дети немного успокоились, он подошел к Наталье и попросил: «Тетенька, у всех есть крестики, а у меня нет. Подарите мне, пожалуйста...» От такой просьбы актриса онемела. Маленький несчастный человек стоял перед ней и просил не сладости или игрушку, а обыкновенный крестик.

С тех пор думаю: почему Кирилл именно ко мне подошел? - рассказывала позднее про этот эпизод из биографии Белохвостикова.

Спустя время мальчик дал ей ответ и на этот вопрос: «Я каждую ночь ложился и просил Бога, чтобы меня поскорее нашли».

Но в тот вечер звездная пара не была готова взять на себя такую ответственность. Наталья запомнила малыша и пообещала привезти ему крестик. В следующую их встречу малыш побежал к ним, как к родным, - обнял и поцеловал. И опять, взяв подарки, не стал умолять забрать его, а просто повернулся и пошел. Обреченно, без всякой надежды на чудо. Фигура ребенка в казенных заштопанных колготках, шагающего по бесконечному детдомовскому коридору, запала в душу актрисе. Уже дома, за чашкой чая, Владимир вдруг спросил ее: «Интересно, а что сейчас Кирюшка делает?» Белохвостикова удивленно посмотрела на него: «Тоже об этом думаю». На что взрослая дочь проникновенно добавила: «Жалко его очень».

Усыновлять ребенка, когда тебе за пятьдесят, а мужу и того больше, было рискованным шагом. Прожив жизнь, оба знали, что первое впечатление обманчиво. Потому Наталья договорилась с директором детдома, что они будут иногда брать Кирюшку с собой - в цирк, кино, кафе. Да и после решения забрать мальчика немало времени заняло оформление документов. В итоге от встречи до усыновления прошел целый год, в течение которого ребенок терпеливо ждал - заберут или исчезнут?

Наталья Белохвостикова - интуиция

Сама Белохвостикова призналась мужу: еще при первой встрече она почувствовала, что Кирюша - необыкновенный ребенок и что-то значит для нее. Прожив с Натальей длинную жизнь, Наумов знал, что интуиция редко подводит жену. Однажды она передумала ехать в машине, в которую спустя час врезался грузовик. Причем в тот бок, где должна была сидеть сама Наталья. В другой раз, увидев бледное лицо мужа, потребовала остановить самолет, уже выруливавший на взлет. Позднее врачи сказали, что если бы не она, у Наумова мог случиться сердечный приступ. Все складывалось в пользу того, чтобы забрать мальчика из приюта.

Наталья Белохвостикова - мама

Наумов и Белохвостикова приехали за Кириллом. Домой мальчик ехал, будто опьяневший от счастья. А переступив порог квартиры, вдруг прижался к Наталье и тихо прошептал на ухо: «Мама». Простое слово из четырех букв. Наталья едва сдержалась, чтобы не разрыдаться. Она ведь думала, что мальчик будет звать их «дядя» и «тетя». Раскрылась детская душа, поверив в доброту чужих людей.


О своей биографии Кирилл им никогда не рассказывал. Да и сами они старались не ворошить былое. Но судя по тому, что в документах даже дата рождения у Кирилла стояла ориентировочная, история жизни его была тяжела. И все же прибегать к услугам психолога Белохвостикова категорически отказывается: считает, что никто лучше папы и мамы не может понять душу ребенка. Да и нет смысла Кириллу вспоминать ту, прежнюю жизнь. В этой, новой, у него появилась любовь, тишина и спокойствие.

Не все знакомые поняли их поступок. Многие до сих пор считают, что брать ребенка из детдома в их возрасте - по меньшей мере чудачество. К тому же генетика - коварная штука, и маленький беззащитный птенец однажды может стать коварным грифом. Но, слава Богу, на сегодняшний день в этой семье все прекрасно.

Кирилл оказался талантливым ребенком. В четыре года научился читать, отлично рисует, а уж творческих идей у него миллион. Наталья не может нарадоваться его желанию всегда прийти ей на помощь - подхватить сумку, когда она пришла домой, или просто, взяв мамину руку, нежно прижаться к ее груди.

Я его никогда не наказываю. Самое страшное, что могу сделать, это замолчать и уйти в свою комнату, - признается Наталья. - Кирюша переживает, что мама расстроилась. Придет, попросит прощения. Отвечаю: «Что ты, что ты, я сама виновата...»

Конечно, сейчас Кирилл уже не тот беспомощный малыш, что когда-то ждал их в приюте. Это обаятельный черноволосый подросток, улыбчивый и жизнерадостный. Он уже сыграл в одном из фильмов сестры - Натальи Наумовой, а недавно закончил сниматься у нее же в «Сказке о царе Салтане». Пожилые родители безмерно счастливы, что судьба сделала им такой подарок, и уже не представляют, какой была бы их жизнь без Кирюшки. Что тут скажешь?! Судьба...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!