Это жизнь - портал для женщин

Когда можно мальчиков учить ходить. Развитие ребенка: первый шаг малыша — как научить ходить.

Умение ходить – важный навык, который должен освоить малыш в возрасте 10-14 месяцев. Помочь ребенку сделать первый самостоятельный шаг можно с помощью упражнений и методик раннего физического развития.

Понять, что малыш уже готов к ходьбе, очень просто. Если ребенок старается при каждой удобной возможности занимать вертикальное положение, то не за горами первые шаги. Кроха умеет вставать в кроватке, передвигаться вдоль неё, а также возвращаться в изначальное положение? Значит, пришла пора постепенно обучать чадо ходить без поддержки.

Привлекаем внимание

Любопытство – главный “двигатель” всех навыков, которые осваивает ребенок, в том числе и ходьбу. Мама должна расположиться от ребенка на расстоянии вытянутой руки. Покажите малышу что-то яркое, новое, забавное (игрушку или предмет). Стремление поближе рассмотреть интересующую вещь заставит ребенка сделать шаг по направлению к вам.

Учимся играя

Простой и действенный способ быстро научить ходить ребенка – игра вместе с родителями. Одному из них нужно взять малыша под мышки. Второму родителю нужно встать лицом к крохе и протянуть вперед руки. Ребенок берется за руки родителя, в этот момент его отпускает первый родитель. Младенец делает пару шагов навстречу второму. Затем родители “меняются ролями”. Постепенно расстояние между взрослыми увеличивается.

Совет! На первых порах начинать делать упражнение лучше возле опоры (дивана, стены), чтобы ребенок мог придерживаться, не боясь упасть.

Обязательная подстраховка

Место, где ребенок учится ходить без опоры, должно быть безопасным. Подушки, одеяло, валики – все пригодится при случайном падении на первых порах. Обучение хождению должно вызывать у ребенка положительные эмоции. В период развития навыка все острые углы лучше прикрыть специальными накладками.

Подручные средства

Очень хорошо стимулируют умение ходить самостоятельно тележки для детей и машинки-каталки. Модели, снабженные ручкой, позволят ребенку толкать игрушку вперед и делать за ней шаги. Обычно прогресс с такими приспособлениями от первого неловкого шага до уверенной походки – дело 7-10 дней.

Важно! Каталка должна быть достаточно тяжелой, чтобы не переворачиваться во время перемещения ребенка.

Не торопите события

Удерживать равновесие и делать шаги – для малыша это огромный труд. Если ребенок еще неуверенно передвигается вдоль опоры, значит его ножки еще не готовы к самостоятельной ходьбе. Главное не то, как научить ребенка ходить, а как максимально правильно подготовить его организм к данному умению. Учите малыша присаживаться из положения стоя, чтобы он мог делать перерывы и избавляться от напряжения.

Умение ходить ребенок осваивает поэтапно, по мере своего психомоторного развития. Сначала младенец учится ползать, затем подниматься на ножки, держась за опору. Постепенно он учится дольше стоять в вертикально положении, и затем делает первый шажок, придерживаясь. Многие малыши пытаются вставать и передвигаться вдоль опоры уже с 7-8 месячного возраста.

Сказать заранее, в каком возрасте пойдет конкретный ребенок, сложно. Скорость освоения навыка зависит от индивидуальных особенностей малыша. По медицинским нормам, первый шаг без поддержки ребенок должен сделать до 1 года 3 месяцев. Начинать учить ребенка хождению можно с момента, когда он способен стоять без опоры – в 10-11 месяцев.

На заметку! Даже если вы уверены, что ребенок готов учиться шагать, не стоит поощрять хождение до 9-месячного возраста. Для неокрепшего позвоночника это чревато проблемами с формированием осанки.


Как стимулировать двигательное развитие ребенка?

Помочь ребенку сделать первые шаги можно не только с помощью тренировок и передвижений. Есть несколько секретов, которые помогут малышу овладеть навыком ходьбы.

Общеукрепляющий массаж

Массаж несет в себе огромную пользу для крохи и его развития. Проводить его можно как в поликлинике, так и самостоятельно. Особенных знаний в проведении массажа не нужно – достаточно легких растираний области стоп, постепенно захватывая поглаживаниями верхнюю часть ног. Массаж снимает напряжение с мышц, активизирует кровообращение и эффективно воздействует на биологически активные точки.

Легкая гимнастика

Гимнастика помогает укрепить мышцы нижних отделов ног, а также ягодичные мышцы. Именно эти виды мышц используются при ходьбе, и над ними следует работать в первую очередь. Делайте простые упражнения – сгибание/разгибание ног, наклоны вперед с поддержкой. В положении лежа на спине предложите ребенку дотянуться ножкой до поднятой вами ладони.

Хождение за руки

В 8-9 месяцев малыши зачастую непреодолимо хотят двигаться. Если кроха уже хорошо стоит, то можно практиковать хождение с ним по комнате. Сначала водите ребенка, держа одновременно за обе руки. Малыш идет ровно, его не клонит в стороны? Пробуйте убрать одну из рук, и держать ребенка уже только одной. Постепенно кроха научится держать равновесие и мама сможет гордо сказать “А мой уже сам ходит!”


Стремление родителей как можно быстрее научить ребенка ходить вполне объяснимо. Но в процессе обучения многие из них совершают ошибки, которые негативно влияют на развитие малыша. Рассмотрим, каких же методов стоит избегать, обучая ребенка ходьбе.

Раннее стояние и хождение возле опоры

Если для родителей стоящий в кроватке 6-месячный малыш это предмет гордости, то для самого ребенка это высокий риск растяжения неокрепших связок, деформации стопы и даже плоскостопия.

Чрезмерный контроль

Ограничение движения ребенка – еще одна крайность, которой следует избегать. Лишив младенца свободы действий, постоянно держа на руках и чрезмерно опекая его от малейших падений, вы рискуете тем, что навык хождения малыш освоит позже сверстников.

Использование ходунков

Ходунки, несмотря на свое название, совершенно не способствуют освоению навыка ходьбы. Более того, это устройство притупляет желание научиться ходить, ведь передвижение с его помощью и так дается легко. Большинство педиатров твердо настаивает на том, чтобы родители не пользовались детскими ходунками.

Ложка – один из первых инструментов, который малыш начинает использовать «по назначению». Для ребенка это очень серьезное дело – научиться самостоятельно есть, и без помощи взрослого тут не обойтись.

В каком возрасте ребенок научится есть самостоятельно, в первую очередь зависит от родителей. Чем больше они опекают малыша, тем медленнее он осваивает новые навыки. И наоборот, малыш, которого мама не ограничивает в его стремлении к самостоятельности и во всем поддерживает, быстро освоит эту нелегкую задачу.

При обучении ребенка навыкам самостоятельного пользования ложкой родителям надо набраться терпения. Кормления будут занимать больше времени, чем обычно, а процесс обучения займет не один день. Надо приготовиться к тому, что во время еды малыш будет пачкать не только себя, но и все вокруг. После каждого приема пищи придется вытирать стол, пол, измазанные едой руки и лицо ребенка. Но это не повод для того, чтобы отказываться от поставленной цели и возвращаться к кормлению с ложечки.

Когда начинать учить ребенка есть самостоятельно?

Дети с разной скоростью осваивают навык пользования ложкой, но, как правило, к 1–1,5 годам они уже начинают есть самостоятельно.

Самостоятельность при приеме пищи впервые проявляется у ребенка в тот момент, когда он начинает сам есть печенье, сухарики, хлеб. На следующем этапе своего развития малыш начинает брать пищу из тарелки руками. Ругать его за это ни в коем случае нельзя – это своеобразная тренировка: он берет руками пищу и учится попадать едой себе в рот. Именно эти действия приближают маленького человека к освоению навыка самостоятельного употребления пищи. Ведь прежде чем начать есть ложкой, ребенок должен научиться брать и удерживать предметы между большим и указательным пальцами. Когда кроха освоит этот важный навык – а произойдет это примерно к 7–8 месяцам, – можно начинать учить его пользоваться ложкой.

У нас самообслуживание

С самого раннего возраста надо приучать ребенка есть на кухне или в столовой. Для кормления необходимо приобрести специальный детский стульчик со съемным столиком, за которым малышу будет удобно кушать.

Также у крохи должна быть своя посуда: ложка, глубокая и мелкая тарелки, чашка. Вся детская посуда должна быть небьющейся, так как, возможно, ей не раз придется падать на пол. Этим требованиям отвечает термостойкий пищевой пластик.

Тарелка. На первых порах малышу подойдет тарелка с высокими бортиками и присоской – она крепится к столу, и малышу вряд ли удастся ее перевернуть. Крохе будет интереснее кушать, если на тарелке будут изображены различные зверюшки или сказочные герои. Можно сочинить для него какую-нибудь сказочную историю и заинтересовать нарисованным сюжетом. Существуют тарелки с подогревом; у них внутри есть резервуар, куда заливается горячая вода – благодаря этому пища долго остается теплой.

Чашка. Чашку лучше выбрать небольшого размера (не более 100–125 мл), с ручками с двух сторон. Ребенок сможет держать ее двумя руками.

Ложка. Сейчас делают специальные ложки для малышей: небольшого размера, с нескользящей удобной ручкой, часто округлой формы, удобной для захвата детской ладошкой.

Вилка. С детской вилкой малыша можно познакомить примерно в 1,5–2 года, когда он уже хорошо управляется с ложкой. Зубчики у детской вилки должны быть не острыми, а закругленными, чтобы малыш не мог поранить себя. Ребенку надо показать, что если приходится накалывать вилкой кусочки еды (кусочки котлеты, рыбы и т. д.), то ее необходимо держать зубцами вниз, а если вилкой кушать пюреобразную пищу (картофельное пюре, вермишель) – то ее надо держать как ложку.

Мама обязательно должна показать малышу, как накалывать еду на вилку и как аккуратно снимать пищу с вилки ртом, чтобы не пораниться.

Существует также специальная обучающая посуда для малышей. Пластмассовые ложки и вилки из таких комплектов имеют форму, изогнутую в сторону лица. Благодаря этому крохе легче донести еду до рта.

Нож. Чуть позже, в 2,5–3 года, можно дать ребенку неострый детский нож, предварительно продемонстрировав, как им правильно пользоваться.

Нагрудник. Чтобы малыш не испачкался во время еды, необходимо надевать на него специальный непромокаемый фартучек или нагрудник с кармашком внизу. Фартучков лучше иметь несколько, так как после каждого кормления их придется стирать. Очень удобны нагрудники с загнутым нижним краем, так как они предотвращают стекание на одежду малыша жидкой пищи. Эти нагрудники изготавливаются из специального мягкого и гибкого пластика. Они хороши тем, что их не надо стирать – они легко моются и быстро сохнут. Малышу вполне достаточно будет иметь один такой нагрудник. Помытый после еды, он уже через 5 минут снова готов к употреблению.

Как научить ребенка есть ложкой? Основные принципы

Чтобы научить ребенка есть ложкой, необходимо последовательно соблюдать несколько принципов.

  • Решение о том, что малыш будет учиться есть самостоятельно, должно быть оговорено со всеми членами семьи. Чтобы не получилось так, что мама учит малыша пользоваться ложкой, а бабушка или другие родственники кормят его сами. В этом случае малыш будет лениться и процесс обучения может затянуться.
  • Учить ребенка есть ложкой нужно каждый день, чтобы он не забывал уже приобретенных навыков. Однако если кроха болеет, у него режутся зубки, он устал или у него просто плохое настроение – не надо заставлять его кушать самостоятельно. Лучше в этот раз покормить малыша с ложечки, а когда состояние ребенка нормализуется, снова предложить ему есть самому.
  • Родители обязательно должны показать, как едят они сами. Для этого надо стараться организовывать совместные трапезы. Основной чертой детского поведения является подражание, поэтому, глядя на взрослых, он станет брать с них пример и будет стремиться кушать самостоятельно.
  • Кормить ребенка лучше в строго установленное время.
  • Для первых попыток самостоятельно пользоваться ложкой лучше всего подходят каши и пюре – это густая пища, и малышу проще донести ее до рта. Если дать крохе сразу самостоятельно есть суп, то он просто расплескает содержимое ложки, не донеся еду до рта.
  • Лучше предлагать ребенку есть самостоятельно, когда он действительно голоден. Желательно, чтобы это были вкусные, любимые блюда.
  • Не надо ставить на стол пред ребенком сразу все, что приготовлено на обед. Иначе он выберет , а от остального откажется. Первое и второе блюдо должны подаваться отдельно, из разных тарелок.



Едим ложкой

Чтобы малыш понял, как надо есть ложкой, маме нужно вложить "инструмент" в его ручку и показать, как правильно им пользоваться. Мама берет руку ребенка в свою, зачерпывает еду из тарелки и помогает ему донести ложку с едой до рта. Когда эта процедура повторится несколько раз, малыш поймет, как пользоваться ложкой. Первое время он будет держать ложку в кулачке, так как у него еще плохо развиты мелкая моторика и координация движений. Крохе просто тяжело держать этот столовый прибор правильно.

Главная его цель на данном этапе – донести еду до рта. Но все равно малышу надо показывать, как правильно держать ложку, тогда он постепенно научится и этому.

Если ребенок самостоятельно и с аппетитом начал есть сам, но быстро устал, мама должна докормить его. Лучше это делать параллельно – второй ложкой. Если у малыша не получается набирать еду в ложку самостоятельно, можно предлагать ему уже наполненную едой ложку. Также крохе можно предложить такой вариант еды: одну ложечку с едой кладет ему в рот мама, другую – он сам.

Как научить ребенка пить из чашки самостоятельно?

Учить малыша пользоваться чашкой можно начинать в 6–8 месяцев. Многие родители при переходе ребенка от груди или бутылочки к чашке используют в качестве промежуточного звена поильник. Ведь научиться пить из поильника ребенку намного легче, чем из чашки. Поильник – это пластиковая чашечка, на которую надевается специальный колпачок с носиком, жидкость из этого носика попадает точно в рот малыша. Но вовсе необязательно ребенок должен пить из поильника, до того как научиться пить из чашки.

Прежде всего, мама должна показать малышу, как надо пользоваться чашкой. Для этого она должна попить из чашки сама на глазах у ребенка. Затем надо аккуратно прижать чашку к губам ребенка, слегка наклонить и дать ему сделать 1–2 глотка любимого им напитка. В первое время нужно обязательно придерживать чашку и контролировать действия ребенка, подстраховывая его. Очень скоро малыш поймет, каким должен быть угол наклона, чтобы жидкость попадала в рот, и тогда ему можно будет разрешить пить из чашки самостоятельно. При обучении важно соблюдать два правила:

• поначалу в чашку наливать немного жидкости – на 3–4 глотка, – чтобы малыш случайно не захлебнулся;
• питье должно быть обязательно привычным для крохи.

Этикет для ребенка

С раннего возраста у ребенка формируются правильное пищевое поведение и привычки. Поэтому необходимо сразу учить его правильно вести себя за столом.

  • Перед едой надо обязательно мыть ребенку руки. Это один из главных гигиенических навыков. Мама должна показать малышу, как правильно мыть руки, и постараться доступно объяснить, зачем это надо делать.
  • Не нужно кормить ребенка вне кухни и во время игры. Многие мамы, пытаясь накормить малыша, окружают его различными игрушками – это неправильно. С самого начала нужно дать понять крохе, что во время еды надо есть, а играть – потом.
  • Нельзя разрешать ребенку играть с едой и столовыми приборами. Когда малыш начинает баловаться, стоит сразу прекратить кормление.
  • Не нужно ругать ребенка за неаккуратность – лучше научить его пользоваться салфеткой. Подходящий для этого возраст – 1,5 года. Сначала мама должна показать малышу на своем примере, для чего нужна салфетка, а затем можно предложить ее крохе.

Правила для взрослых

  • Не следует кормить ребенка насильно, поскольку у него может закрепиться отрицательное отношение к еде.
  • Нельзя торопить малыша во время еды.
  • Нельзя оставлять ребенка во время еды одного; он может подавиться или поперхнуться.
  • Обязательно надо хвалить кроху, даже если у него не все получается.

И наконец, два универсальных правила, о которых важно помнить взрослым, приучающим малыша к самостоятельности:

  • не предъявлять ребенку непосильные требования;
  • не делать за малыша то, что он может сделать сам.

Возможно, вам будут интересны статьи

Как научить ребенка ходить?

Какое счастье видеть первые шаги своего малыша! Эта радостное событие останется в памяти родителей на всю жизнь. У кого-то карапуз пошел в 9 месяцев (а может даже и раньше!), у кого-то в 1,5. Что могут сделать родители, чей малыш пока только ползает? Как научить ребенка ходить?

Прежде всего, как правило, малыш сам учится вставать на ножки, опираясь и держась за что-либо. Чаще всего это кроватка или.. ваши руки! Кстати, стоять он может начать даже до ползания и, если он встал самостоятельно, это просто замечательно. Значит, его опорно-двигательный аппарат уже готов выдерживать такую нагрузку. Не надо препятствовать ребенку. Этот процесс вызывает у детишек море эмоций, открывает новые горизонты, поэтому они снова и снова будут пыхтеть, но подниматься.

Когда ребенок уверенно стоит на своих ножках, он начинает пытаться передвигаться вдоль опоры, будь то кроватка, стена или тумбочка. Вот тут-то и можно стимулировать малыша к движению. Например, подвесить игрушку над другим концом кровати, если он стоит в кроватке. Если у тумбочки или столика, то положить привлекательный для ребенка предмет на поверхность этой тумбочки или стола так, чтобы малыш не дотянулся, а вынужден был немного пройти.

Также можно делать следующее: встать за спиной ребенка, взять его за обе ручки (или поддерживать под подмышами) и слегка потянуть вперед. Это провоцирует его на шаг. То же самое можно проделывать, будучи, наоборот, перед его лицом. Второй вариант даже лучше тем, что у ребенка появляется дополнительный стимул двигаться вперед - вы. Также многие малыши любят ходить, толкая перед собой что-нибудь, например, стул.

Когда кроха начнет увереннее передвигаться, можно поддерживать его только за одну руку. Главное, их чередовать. И пусть он держится за ваш палец, а не вы держите его руку. Так он учится координации движений и равновесию.

На самом деле, с опорой детишки достаточно быстро начинают передвигаться, а вот сделать самостоятельный шаг - сложнее. Некоторые сами быстрыми темпами овладевают техникой ходьбы на своих ножках. Чаще всего это случается, если с ребенком с самого рождения занимались, например, гимнастикой, беби-йогой, делали массаж, обучали плаванию и нырянию. Тогда его костно-мышечная система быстрее созревает для самостоятельного движения, будь то ползание или ходьба. Если же ваша кроха не торопится делать свои первые шаги, запаситесь терпением и помогите своему малышу, чем можете.

Как научить ребенка самостоятельно ходить

Сперва малыш должен почувствовать, каково это - стоять без опоры. Если он не делает самостоятельных попыток, то дайте вы ему такую возможность. Поскольку это новые ощущения, то скорее всего, малышу очень понравится, и он будет пытаться повторить это сам.

Что ж, теперь можно делать первые самостоятельные шаги. Если раньше игрушка стояла так, что до нее можно было дойти вдоль опоры, то пора переложить ее чуть дальше. Например, ребенок опирается на стул, а игрушка стоит на другом стуле, расположенном так, чтобы ему пришлось сделать шажок.

Таким образом, на начальном этапе похождений ребенка полезно близкое расположение предметов интерьера. Тогда он сможет передвигаться от одного места к другому, делая при этом всего 1-2 шажка. Конечно же, острые углы лучше прикрыть. Постепенно, становясь все увереннее в себе, ребенок начнет делать все больше и больше шагов.

Обращайте внимание малыша на идущих. Сами же, показывая, как вы это делаете, проговаривайте каждое действие. Может, ему будут не совсем понятны ваши слова, но зато намного интереснее. Потешки, звукоподражание ("топ-топ"), песенки только помогут сделать процесс увлекательным для вашего крохи. Полезными будут и встречи с детишками, которые уже умеют ходить.

Чаще зовите ребенка к себе, когда он стоит. Несомненно, он всегда рад встрече с вами, но ведь можно попробовать усилить это. Тогда он с еще большей готовностью пойдет к вам. Например, можно присесть на корточки недалеко от ребенка, раскрыть руки в ожидании объятий со своим чадом при встрече, и, улыбаясь, позвать его. Все время поддерживать его словами, когда он идет. И когда кроха до вас дойдет, подхватите, обнимите, поцелуйте, закружитесь вместе, поподбрасывайте его, похвалите, пощекочите, да что угодно! Главное - встреча должна быть очень позитивной, и малыш должен ждать и стремиться к ней с нетерпением.

Еще очень помогает игра в догонялки. Обычно это вызывает неописуемый восторг у детей. Особенно хорошо, когда включены оба родителя: ребенок бежит от папы к маме или наоборот. Также можно самому "убегать" от малыша.

Конечно, описанные выше упражнения могут быть в чем-то непонятными, поэтому не забывайте, что в поиске ответа на вопрос о том, как научить ребенка ходить, видео может оказать неоценимую помощь.

Когда малыш дома, то пусть учится ходить босиком. Ему будет намного комфортнее, ведь поверхность чувствуется лучше, да и не так скользко, как в носочках. К тому же это отличная закалка и профилактика плоскостопия.

Если ребенок хорошо ходит дома, но на улице не хочет, значит, скорее всего, проблема в обуви. Она должна быть удобной!

Хочется отметить, что не стоит страховать малыша от падений. Если не мешать, то дети достаточно быстро сами научатся правильно падать, а не навзничь. Обычно либо садятся на попу, либо опираются на руки, вставая на четвереньки, либо приподнимают голову, падая на животик. Если падение несерьезное (чувствуйте это) , то пусть ребенок поднимается сам. Тем самым он будет учиться вставать с разных положений.

И не забудьте сделать ваш дом безопасным для малыша и убрать все ценное на верхние полки.

Так что если хотите, чтобы ваше чадо твердо стояло на своих ногах, дайте ему свободу!

Можно ли научить ребенка ходить самостоятельно? Многих мам волнует этот вопрос, ведь есть малыши, которые начинают ходить в 10 месяцев, а есть те, которые не стремятся к самостоятельному хождению и в год. Возраст, в котором ребенок научится ходить во многом зависит от готовности опорно-двигательного аппарата к таким нагрузкам, а так же от темперамента крохи.

Средний возраст ребенка, в котором он начинает ходить с поддержкой 9-12 месяцев, а самостоятельно – 14-15 месяцев . Бить тревогу нужно, если к 18 месяцам малыш не начал ходить. В этом случае обязательно посещение невролога (для исключения патологии – ДЦП, последствия родовой травмы, аномалии развития нервной системы) и ортопеда.

Считается, что спокойные по темпераменту дети начинают ходить позднее , так как предпочитают проверенный способ передвижения – ползание. Они невероятно ловко и быстро ползают, вместо того, чтобы ходить. Активные подвижные дети наоборот, начинают ходить довольно рано. Крупные полные дети («паратрофики») начинают ходить позднее сверстников, так как им физически тяжелее удержать и «нести» свой вес.

Как помочь ребенку научится ходить:

  • Ребенок должен пойти сам (как и сесть, встать), этот навык приходит рефлекторно. Не ставьте его постоянно на ножки, если он еще к этому не готов;
  • Поощряйте любые движения : делайте зарядку ежедневно, используйте в занятиях фитбол, посещайте уроки , ходите на развивающие занятия (ребенок должен видеть, как передвигаются другие дети). Не ограничивайте пространство крохи кроваткой или манежем, ползание отлично укрепляем мышечную систему ;
  • Сначала малыш будет передвигаться вдоль опоры . Подберите ему соответствующее безопасное место для его «тренировок» — диван, пуфик. Иногда малыши начинают вставать у стульчика и двигать его перед собой;
  • Если кроха уже начал ходить вдоль опоры – предложите ему большую безопасную тележку (или машинку) на колесах. Малыш будет шагать за ней, держась за ручки. Так же для этих целей подходит фитбол — малыш будет толкать его перед собой (мой сын именно так и научился ходить);
  • Вы можете помочь сделать первые шаги, создав стимул для движения (это можете быть вы, яркая игрушка). Можно поставить малыша между своими ногами ведя его за обе ручки, и попеременно отпускать то одну, то другую. Зовите его пройти к себе от опоры (расстояние должно быть небольшим, всего 1-2 шага).

Использование ходунков и прыгунков, по мнению ортопедов, никак не поможет быстрее научиться ребенку ходить. Они как аттракцион – могут занять малыша на несколько минут и тем самым облегчат жизнь маме. Их использование должно быть ограничено по времени – 3-5 минут максимум 2-3 раза в день. Начинать пользоваться ими можно только в том случае, когда малыш умеет сидеть с прямой спиной.

Иногда родители используют так называемые «вожжи» , чтобы предупредить падения ребенка на улице. Но водить малыша в таком приспособлении можно не все время, ребенок должен научится падать и вставать самостоятельно .

Как только малыш начинает ходить ему понадобится специальная обувь . Ножка ребенка совершенно особенная – стопа плоская, свод стопы еще не сформирован, на стопе может быть заметная жировая подушечка. Поэтому должна быть специальной – с высоким задником (который фиксирует голеностопный сустав) и иметь небольшой супинатор (выступ по внутренней поверхности для профилактики плоскостопия). Лучше выбирать модели из натуральной кожи, и подошва должна быть достаточно гибкая.

Какие проблемы могут возникнуть при хождении:

  1. Ребенок часто падает . Если малыш постоянно хочет ходить за руку и часто падает, то одной из возможных причин может быть слабое зрение, стоит проконсультироваться у окулиста;
  2. Ребенок боится ходить самостоятельно . Проблема носит психологический характер, скорее всего малыш однажды испугался или ушибся, и теперь не хочет передвигаться самостоятельно. Тут важна ваша поддержка и одобрение, не стоит ругать или торопить кроху. Продолжайте стимулировать ребенка к ходьбе и успехи появятся вскоре;
  3. Ребенок ходит на носочках. Возможная причина этого –повышенный тонус икроножных мышц. Малышу может понадобится массаж в сочетании со специальной гимнастикой, и специализированная обувь;
  4. Положение стоп при ходьбе отличается от нормы. У малыша стопы при ходьбе должны быть параллельны друг другу. Так как стопа крохи еще не сформирована полностью и связочный аппарат еще слаб, то могут возникнуть различные отклонения:
  • Варусная установка стоп – стопы повернуты носками друг к другу, малыш «косолапит». При этом часто кроха стоит на наружных поверхностях стопы.
  • Эквиноварусная деформация стоп – ребенок ходит на носочках, пятка при этом даже не касается пола, и стопа при этом «завалена» наружу.
  • Вальгусная установка стоп – стопы при этом значительно разведены в сторону, при этом малыш ходит «заваливая» стопу вовнутрь.
  • Эквиновальгусная деформация стоп – аналогична предыдущему описанию, но стопа «завалена» кнутри.

Все эти положения являются патологическими и являются поводом немедленного обращения к ортопеду. При возникновении любой патологии стопы важно вовремя начать проведение коррекции, что поможет исправить деформацию.

Смотрите видео о использовании ходунков:

Доброго дня вам, дорогие читатели! Тема сегодняшней статьи неоднозначная, вызывает много споров... И я сама за два года кардинально изменила свое мнение. Почему? Читайте до конца — и все узнаете. Нужно ли учить ребенка ходить? И если да — то в каком возрасте?

наша дочка

Большинство мам прекрасно знают, что нельзя малышей специально присаживать. Что если посадить «несидящего» ребенка, он может повредить позвоночник, что чревато серьезными последствиями. Однако, когда речь заходит о ходьбе, мы считаем это вполне безопасным. Ребенку вредно сидеть раньше времени, но ходить — наоборот, полезно?

Многие специалисты предостерегают молодых мам: не пытайтесь «топать» с детьми за ручки раньше времени. Если ребенок хорошо стоит у опоры — это не значит, что он готов к ходьбе. Ходьба подразумевает гораздо более серьезную нагрузку на ноги и позвоночник. Не повышайте риск возникновения проблем со спиной в будущем, а также искривления ножек.


бабушка решила топать с сыном

Опыт наших детей

Разумеется, есть много примеров, когда малыша с раннего возраста учили топать без негативных последствий. Более того, я сама могу привести вам такой пример.

Начала ходить самостоятельно с 9 месяцев. До этого я полтора месяца ее «учила», водила за руки. В итоге все было хорошо, никаких проблем не возникло. И я искренне считала, что чем раньше малыш пойдет — тем лучше. И что родители должны приложить для этого все усилия.

Со вторым ребенком я стала глубже изучать естественное родительство. Больше изучать материалов по развитию детей. Больше общаться с мамами... И в корне изменила свою позицию.

Нашему сыну сейчас 11 месяцев. Он не ходит. И я практически не учу его ходить. Более того, я знаю, что он будет ходить немного позже своих ровесников. Как правило, дети, с которыми не топают за ручки, делают свои первые шаги после года. Иногда даже в 1,2 года или 1,3... Но сейчас я не вижу в этом никакой катастрофы. Зато ребенок развивается равномерно, тогда, когда он к этому действительно готов.

Кроме того, если деток не учат ходьбе, появляются дополнительные плюсы:

  • малыш . А в этом возрасте ползание невероятно полезно для физического развития карапуза;
  • малыш больше изучает окружающий мир. Когда вы держите его за руки, он может только топать. А если его никто не держит — он встает у опоры, достает что-то с пола, куда-то лезет и двигается очень разнообразно;
  • если не начинать приучать карапуза к «топанию за ручки», он не требует от вас этого. И бережет вашу спину;
  • на улице можно позволить ребенку ходить вдоль скамейки, сидеть на земле (в теплое время года), ползать и играть с игрушками;
  • когда малыш все же сделает свои первые шаги, они будут гораздо увереннее. Ребенок будет меньше падать, вам не придется его постоянно страховать.

Неужели совсем нельзя водить детей за ручки?

Если вы можете совсем не водить ребенка — прекрасно. Пусть так и будет. Особенно верным будет это решение для тех, кто стал мамой впервые. Так вы наделаете меньше ошибок. Но я понимаю, что не всегда это возможно. Нередко хочется, чтоб карапуз побыстрее пошел, так как нам с ним потом будет легче.

В первую очередь это касается прогулок. Сейчас лето, и мой сын активно ползает по детским площадкам. Но после дождей или в холодное время года такие прогулки исключены. В толстых зимних комбинезонах очень сложно ползать. А сидеть в коляске в таком возрасте слишком скучно... Поэтому многие родители все же пытаются приблизить долгожданные первые шаги.

И еще: если не водить малышей за ручки, они регулярно все тащат в рот. Поэтому маме важно постоянно следить за своим карапузом. Разумеется, после первых самостоятельных шагов проблема «тащу все в рот» снова вернется... Поэтому обучение ходьбе — лишь временное решение.

сын на детской площадке

Когда можно водить малыша за ручки?

Нельзя точно сказать, со скольки месяцев это становится более-менее безопасным. У всех детей разный темп развития. Кто-то готов к ходьбе уже в 8-9 месяцев, а кто-то — только в год. Я бы настоятельно не рекомендовала начинать такое обучение до 11-12 месяцев. А в некоторых случаях лучше подождать еще дольше.

Минимальные условия для попыток ходить за ручки:

  1. Карапуз уже хотя бы месяц уверенно ходит вдоль опоры. А лучше — два. Во сколько дети начинают передвигаться вдоль дивана? Обычно в 8-9 месяцев. Вот и считайте.
  2. Малыш уже делает попытки стоять без опоры.
  3. Ребенок не виснет на ваших руках, когда вы пытаетесь с ним топать, не выгибается и ставит ногу на полную стопу.

Внимание! Особенно опасно хождение за ручки для крупных и тяжелых деток!

Как ходить с ребенком?

Если это — не первый ваш малыш, вы уже понимаете, как правильно топать с детьми. Но всем остальным спешу объяснить: позвоночник малыша должен оставаться прямым. Часто дети, чувствуя вашу поддержку, выгибаются и просто тянут вас вперед. Так ходить нельзя. Это не поможет вам быстрее сделать первые шаги, а только увеличит риск всяких осложнений. Ведь малыш не учится держать равновесие. И вообще не улавливает принципы ходьбы.

Карапуз должен ставить ногу на полную стопу. Проследите за этим. И вообще его движения должны быть медленными и четкими. Тогда это действительно будет способствовать развитию его навыков. Если же кроха запутывается в своих ногах, извивается — прекратите попытки. Можно помочь ему, если держать его не за ручки, а за подмышки. Но лучше просто подождать, пока мышцы ребенка окрепнут. Пусть пока тренируется, бегая вдоль опоры.

И важное добавление: не топайте с малышом по полчаса. Достаточно нескольких минут в день. Лучше пусть он ходит совсем чуть-чуть, но правильно, чем виснет на вас кое-как целыми днями.

Имейте ввиду, обычно деткам нравится такой аттракцион. И они просят ходить с ними как можно чаще. Но не поддавайтесь на провокации. Используйте главный принцип: не навреди.

В следующем видео раскрывается тема ходунков и обуви для малыша. Смутила только последняя фраза, что если в год карапуз не делает попыток ходить — нужно обратиться к врачу... Что имелось ввиду под «попытками ходить»? Любой педиатр скажет, что неумение топать не считается патологией до 18 (!) месяцев.

Что будет действительно полезно малышу?

Если вас заботит физическое развитие ребенка, лучше дайте ему возможность активного самостоятельного передвижения. Лучше пусть ребенок как можно больше ползает, перелезает через препятствия, залезает на диван, почаще встает и передвигается вдоль стены. Кладите подальше его любимые игрушки, чтоб кроха пытался их достать. Всего этого будет вполне достаточно. И однажды карапуз сам решит оторвать руки от опоры и сделать первый шаг вперед.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!