Это жизнь - портал для женщин

Смотреть что такое "поощрение и наказание" в других словарях. Поощрение и наказание в образовательном процессе: за и против

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования

«Тобольский государственный педагогический институт им.

Д. И.Менделеева».

Кафедра педагогики

Курсовая работа

по дисциплине: Педагогика

Это не просто финансовые штрафы, но они менее сложны, чем кажутся. Трудности - использование санкций и заявленных в разоблачении. Использование финансовых штрафов значительно облегчается боссу, поскольку эти штрафы в целом четко определены. На практике финансовые штрафы часто сводятся к отсутствию бонусного платежа, и оправдание его отсутствия в правилах выплаты бонусов, что значительно облегчает работу босса, потому что у него есть то, что он называет. С другой стороны, в такой ситуации подчиненный редко вызывает возражения.

В общем, он знает причины отсутствия бонуса. Какая задача для этих боссов? Задача, согласно их отношениям, состоит в том, чтобы провести карательный разговор с сотрудником, в рамках которого они должны сообщить подчиненному решение о его наказании. Определение такого разговора показывает, что приятное не может принадлежать и вообще оно есть. Это неприятный, эмоциональный, неприятный разговор, долгое время оставляющий неприятное впечатление. Поэтому многие боссы отложили разговор как можно дольше.

Тема: Поощрения и наказания в педагогическом

процессе: за и против

Выполнил (а): Студентка 32 группы

Турнаева Елена Викторовна

Проверил (а): к.п.н. Варданян М.Р.

г. Тобольск 2008 г.


Введение

ГЛАВА I . Поощрения и наказания в педагогическом процессе:

за и против

1.1. История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей

Точно так же, избегая такого разговора, боссы используют один из методов модификации поведения, чтобы избежать неприятных последствий. К сожалению, избегая штрафов и рассчитывая на взаимность и «оценивая» этот факт подчиненными, работает только в определенных профессиональных группах и не у всех. Это не всегда оптимальное решение. Однако рано или поздно вы должны сделать такой разговор, и хорошо иметь в виду несколько основных правил.

Сам разговор является лишь частью процесса применения наказания, которое также должно выполняться с профессионализмом. Важным вопросом при применении наказания является то, что он пропорционален отказу и относится к конкретному нарушению выводов. Наказание от «целого» - это поведение босса, далекого от профессионала. Стоит принять правило - одно нарушение установленного порядка - одно следствие.

в историческом аспекте

1.2. Классификация видов и форм поощрения и наказания

Выводы по первой главе

ГЛАВА II . Практическое исследование поощрения и наказания

в образовательном учреждении

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Разговор, в свою очередь, должен быть сделан с учетом того, что он содержит некоторые существенные элементы - этапы. Первый - объяснение для подчиненного, что является причиной разговора. Причина разговора должна быть передана прочно и без неоправданной задержки. После этого введения вы можете плавно перейти к объяснению конкретных причин.

Ключом к успеху этого этапа является указание только на нежелательное поведение сотрудника, а не на его или ее лицо, и конкретное определение конкретного, неправильного поведения. Сразу же после второго этапа подчиненному следует напоминать о правилах, выводах, протоколах нарушенных стандартов.

В педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но одной из ключевых и наиболее важных является проблема стимулирования, т.е. того, как воздействовать на ребёнка, чтобы добиться от него желаемого поведения. В определенном смысле, это средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса.

Следует также отметить, что правила были четко представлены, поэтому наказание является естественным следствием поведения сотрудников и не является результатом каких-либо предрассудков босса и не основано на впечатлениях или галлюцинациях, а на основе фактов. Усиляя обоснование для достижения штрафа, менеджер должен показать сотрудникам неприятные последствия, которые являются результатом непрофессионального поведения сотрудника. На четвертом шаге это стоит того, и вы должны осознать потерю, которую человек или компания понесет по этой причине.

Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний воспитатель добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. При этом важно учитывать, что в воспитании детей в школе и семье, как и в обществе, «мы имеем в виду дисциплину, построенную не на страхе, который лишает людей уверенности, порождает нечестность – речь идёт о дисциплине, построенной на высокой сознательности и ответственности людей».

Здесь тоже будут актуальны факты. Сотрудникам не могут быть предъявлены какие-либо убытки, кроме тех, которые пострадали от их поведения. В противном случае подчиненный будет испытывать чувство несправедливости и чувство вреда, причиненного компанией.

Следующим, пятым шагом является фактическое «введение» штрафа, т.е. информирование о конкретных последствиях, которые босс будет применять к конкретной ситуации. На этот этап вы должны быть подготовлены гораздо раньше. В результате «высота» наказания должна определяться без эмоций и применения законов, правил и достаточно суровых. Каждое наказание должно иметь свое начало и конец.

В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание - это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.

Естественный шаг - позволить сотруднику говорить. Это можно назвать следующим этапом. У сотрудника должна быть возможность решить эту проблему. Это не этап обсуждения о целесообразности наказания и его форме. Сделав предположение, что босс достигает штрафа в «подтвержденных» случаях, не должно быть места для обсуждения обоснования и размера наказания на данном этапе. Подчиненный должен объяснить только причины своего поведения. То, как рабочий реагирует на наказание, - важная информация о себе.

Наказание сотрудника не является конфликтом с ним, это не ссора, и это тоже не должно быть суматохой, после чего босс обижается. Напротив, факт наложения субординации - это ситуация, которая требует анализа причин и помощи подчиненного в исправлении его поведения. Поэтому во время беседы с участием наказания включайте раздел, этап, на котором босс заявит о своей готовности помочь подчиненному в улучшении поведения. Однако этот этап должен быть закрыт только до даты проведения отдельного заседания, на котором будет оказываться такая помощь.

Проблемой использования методов поощрения и наказания занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и другие. В настоящее время этой проблемой занимаются Л.Ю. Гордин, Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков. Но нетрудно заметить, что работы этих и многих других учёных полны самых противоречивых утверждений – от непомерно расширительного толкования поощрений и наказаний, попыток выдать их за какие-то «универсальные» воспитательные средства до почти полного отрицания их педагогического значения.

Во время карательного разговора не начинайте процесс «ремонта». Чтобы усилить влияние наказания, босс должен сообщить подчиненному о резком увеличении уровня последствий в случае рецидивизма. Это важно, потому что некоторые сотрудники предпочитают нести определенные последствия, а не прилагают усилия для изменения поведения. Однако эскалацию штрафов следует рассматривать в отношении действительности более высоких штрафов в связи с заменой другого сотрудника более высокого качества. Устранение уровня наказания подчиненным в совместной среде приводит к обычному снижению влияния этого модификатора.

Причина такого положения в том, что в педагогической теории нет ясного понимания сущности поощрения и наказания как воспитательных средств. Порой к наказаниям относят лишь порку, воздействие грубым насилием, а к поощрениям – только награды, подарки. Иногда же, напротив, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием. Итогом служат крайние и взаимоисключающие друг друга подходы в теории, которые отрицательно сказывается и на практике использования поощрения и наказания.

Если есть возможность исправить ошибку, независимо от уже введенного штрафа, босс должен проинструктировать подчиненного исправить ошибку и не рассматривать ее как дополнительное наказание. Завершение беседы должно означать, что это конец разговора, и это действительно закончено. Лучше всего сделать перерыв, особенно перед любым другим, например, с рабочей встречей с одним и тем же сотрудником.

Что следует учитывать при рассмотрении или применении наказания против подчиненного? Во-первых, лучше вознаградить, чем наказывать, и наказание должно быть хорошо продумано. Во-вторых, наказание заканчивается сложным делом, и босс не должен «демонстрировать» свое недовольство или «профессию», которую он совершил. Босс «нюхает» - босс, который излишне пытается водить подчиненного в вину. Вина - сильная социальная инженерия, но ее следует использовать в других обстоятельствах. В-третьих, наказывать только в глазах.

Таким образом, актуальность данной проблемы обосновывает основную цель: определить условия воздействия поощрения и наказания на ребёнка.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования – методы поощрения и наказания, применяемые в процессе воспитания учащихся в 6 классе средней школы № 11 г. Тобольска.

Вы также не должны поднимать вопрос. Говорить о наказании следует делать после «охлаждения» эмоций, вызванных поведением сотрудника. Как вы знаете, эмоции - не лучший советник. Аргумент 1: Комплексная программа перевоспитания имеет лучшие результаты, чем наказание. Тот факт, что наказание является способом переобучения, - это тонкий аспект, который не воспринимается и не осознается, как обеспечивает система. Вот почему перевоспитание должно проводиться систематически, четко и надолго, чтобы человек возвращался к «перепрограммированному» обществу.

В связи с поставленной целью и задачами нами была выдвинута гипотеза: использование поощрения и наказания будет продуктивным, если качественно провести диагностические исследования с помощью вопросов, а также, если учитывать возрастные особенности учащихся.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в исследовании были определены следующие задачи :

Это перепрограммирование осуществляется только в том случае, если вы действительно воспитываете человека, меняя его прежний менталитет и мотивацию. Система должна точно понимать причины, которые привели к деградации человека и восстановить его на правильном пути. Это невозможно сделать путем наказания, но по позитивным аспектам. Убеждение человека в том, что его система ценностей нехорошо, осуществляется не силой, а образованием. В заключение, для того, чтобы люди были действительно восстановлены, общество должно реабилитировать и не наказывать.

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить роль и место поощрения и наказания в педагогическом процессе.

3. Разработать систему вопросов – заданий для диагностики учащихся.

4. Проанализировать опыт использования методов в педагогическом процессе взаимодействие учителя и учеников.

Статья 2: Наказание создает неблагоприятные последствия. Когда человеку назначается наказание, он имеет тенденцию реагировать отрицательно. Из-за человеческой природы человек будет думать, что наказание - это не форма обучения, а та, которая призвана причинить страдания. В связи с этим последующая реабилитация будет намного сложнее, и человек будет гораздо менее сотрудничать. Одним из таких примеров является высокая степень рецидива для задержанных в Румынии, которые не хотят сотрудничать с системой и, таким образом, достигают той же отправной точки отклонений.

5. Определить условия воздействия поощрения и наказания на ребёнка.

В соответствии с целями и задачами были использованы такие методы исследования, как теоретический анализ психолого-педагогической литературы, опрос, наблюдение, тестирование, изучение передового опыта, математические методы и анализ результатов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего в себя 30 наименований и приложений.

Аргумент 1: Отрицательное сообщение. Наказание сводится к минимуму, и правонарушители должны следовать только за лечением, что может способствовать преступности. Закон в основном основан на страхе наказания, а также уменьшает его и превращает его в отпуск, чтобы исследовать психику в приятной обстановке, чтобы избежать стресса, который может создать неудобство для образования, которое больше не будет считаться сдерживающим фактором для преступности. Некоторые могут даже совершать преступления, поскольку они приведут их в приятную обстановку, где они привлекут внимание.


ГЛАВА I . Поощрения и наказания в педагогическом процессе: за и против

1.1. История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей в историческом аспекте

Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания.

Эти понятия обычно воспринимаются как антиподы. Между тем смысловая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Одни из этих значений сильно расходятся, другие же, напротив, весьма сближаются.

Результат преступления будет иметь положительные коннотации, которые приведут к поощрению ее совершения. Чтобы человек понял, что преступление плохо, он должен чувствовать, что его кожа является реальным следствием, а именно наказанием. Вот почему правонарушителей следует поощрять, а не их реабилитации. Аргумент 2: Максимальные затраты Программа переобучения дорогая: прежде всего, создание комфортной среды для облегчения работы с преступниками и, что более важно, уплаты квалифицированного персонала лечение.

Ориентация средств для людей, которые нанесли вред компании, была бы немыслима, тем более, что деньги налогоплательщиков уже расходуются на лишение свободы. Многие из этих правонарушителей просто случайны и не нуждаются в таком лечении, как в таком центре. Многие могут учиться, просто наказывая, что нехорошо украсть или совершить преступление.

Так, например, «поощрение» означает «одобрение», «содействие», «ускорение», «стимулирование» и т. п. «Наказание», в свою очередь, означает «наставление», «выговор», «кару», «требование», «штраф», «стимулирование» и пр. Но во времена древней Руси слово «наказать» означало «учить», «наставлять». И всё же, не смотря на «антиподство», поощрение и наказание имеет точки соприкосновения.

Не позднее, когда дети начинают вступать в коллектив, их словарный запас почти неизбежно показывает слово «винить». И если в доме больше братьев, величайший часто будет давать тон бесполезным виноватым охотникам. «Это не моя вина, это его вина», слышал десяток раз в день, может стать утомительным и разочаровывающим для родителя, который внезапно просыпается в ситуации судьи или, что еще хуже, полицейского, который должен его штрафовать на месте. Но родителям было бы неплохо попасть в эту сеть и немного подумать, прежде чем приступать к действию.

В теории и практике воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой всякое одобрение, похвала, выражение доверия и педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением. К наказаниям относят любое осуждение, угрозу, порицание. Их назначение - коррекция поведения детей в определенных сложных ситуациях .

Педагоги утверждают, что наказание имеет тройное значение: оно исправляет вред, причинённый дурным поведением; способствует тому, чтобы такие действия не повторялись, т.е. имеет отпугивающий характер; снятие вины.

В прежние времена личность рождалась в унижении. Можно назвать пословицы, в которых это проявляется:

Кнут не мука, а впредь наука.

Не слушался отца, послушаешься кнутца.

Не слушаешь духа кротости, так палкой по кости.

До двух раз прощают и в третьи бьют.

Но уже в то время народ пытался отходить от принципов физического наказания:

Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом.

Виноватого бог простит, а правого царь пожалует.

Но с ослаблением страха телесных наказаний, – писал П. Ф. Каптерев, - вследствие постепенного изгнания последних, многие признавали совершенно необходимым возбуждать в детях страх более тонкий и деликатный - страх духовных страданий, страх мучений уязвленного самолюбия, неудовлетворенного честолюбия и тщеславия, мук соперничества, борьбы, поражений. В школах были введены ряд позорящих наказаний, задевающих самолюбие, а с другой – множество наград...

Позорящие наказания были довольно разнообразны и состояли в лишении какой-либо части костюма (например, передника в женских школах), вождение виновного по всей школе, в сажании за последнюю парту или стол, в постановке дурных отметок, в записывании в черную книгу, и т. п.» .

К. Д. Ушинский считал, что если школа и семья разумно организуют весь процесс обучения и вос­питания детей, то перед ними никогда остро не будет стоять вопрос о наказании и других «излечивающих» мерах. Лучше, если воспитатель добьётся того, что поощрения и наказания станут ненужными» . «Также воспитатель не должен никогда хва­лить дитя в сравнении с другими, но только в сравнении с его собственным прежним несовершенством или, еще луч­ше, в сравнении с нормою того совершенства, которое до­стигается», – писал он. Большое значение придавал в деле нравственного воспитания моральному поощрению. «Дети, – писал он, – ненавидят учителей, от которых никогда не дождёшься одобрения или признания того, что хорошо сделано... Это убивает стремление к совершен­ству».

А. И. Герцен утверждал, что воспитатель мстит детям наказаниями за свою неспособность. А. Дистервег считал, что меры наказания «большей частью и бесполезны, и не нужны там, где обучение ведётся правильно, то есть согласно природе ребенка и природе самого предмета обучения... Наказание вообще должно ставить себе целью устранение наказаний» .

В. Н. Худяков определял наказание как метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывая чувство вины перед собой и другими. По его мнению, суть наказания заключается в том, чтобы ребенок пережил чувство раскаяния, проанализировал свое поведение и деятельность, сделал соответствующие выводы.

М.В. Ломоносов же предлагал использовать поощрения и наказания. Особо отли­чившихся награждали золотыми и серебряными медалями, книгами, математическими приборами «в присутствии всей гимназии». В каче­стве наказаний Ломоносов применял выговоры, угрозы. За «постыд­ные шалости» наказание осуществлялось на глазах всех учащихся. Рас­пространенные в школах телесные наказания, по сложившейся тради­ции, применялись и Ломоносовым, хотя он рекомендовал использовать их как исключительную меру, в отдельных случаях, не причиняя этим вреда здоровью детей. Как метод и как условие воспитания и обучения Ломоносов расце­нивал порядок и дисциплину.

В воспитании и образовании Ломоносов считал важными такие методы, как убеждение и пример.

Неосуществимость этих и подобных высказываний становилась очевидной при первом столкновении с действительностью. Но сам факт отрицания этой действительности был прогрессивным явлением.

Важна и роль А. С. Макаренко. Он считал, что нужно чаще поощрять, а наказывать изредка, только если это необходимо. В наше время среди педагогов бытуют самые разные взгляды на воспитание детей. Ш.А. Амонашвили же считает, что нужно поощрять, а наказывать не нужно совсем.

Но единого подхода в воспитании детей нет. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Объясняется это тем, что, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств. Каждому, кто имеет дело с воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности при выборе методов воспитательного воздействия.

1.2. Классификация видов и форм поощрения и наказания

Говоря в целом, поощрения и наказания – это совокупность средств регулирования отношений, составля­ющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены.

Главным признаком, по которому мы считаем целесооб­разным давать классификацию видов и форм поощрения н наказания, является способ стимулирования и тормо­жения деятельности детей, способ внесения изменений в их отношения. По этому признаку Л.Ю. Гордин в своей работе выделяет следую­щие виды поощрения и наказания:

1. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.

2. Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.

3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.

Внутри каждой из этих групп поощрений и наказаний большое разнообразие форм их использования, однако их тоже можно подразделить на следующие основные формы:

а) поощрения и наказания, осуществляемые по логи­ке «естественных последствий»;

б) традиционные поощрения и наказания;

в) поощрения и наказания в форме экспромта .

Классификация видов и форм поощрения и наказания во многом условна и не отражает всего богатства практических возможностей использования этих воспитательных средств. Назначение этой классификации - помочь разобраться в многообразии реальных жизненных ситуаций поощрения и наказания. Вместе с тем воспитателю не­обходимо иметь представление и о наиболее типичных конкретных мерах поощрения и наказания, используемых в воспитании детей и подростков. При этом необходимо иметь в виду, что та или иная мера связывается с поступком ребенка не непосредственно, а лишь через анализ конкретной ситуации, с учетом всех отношений, составляющих данную ситуацию .

Рассмотрим вначале основные меры поощрения в воспитании детей. В числе наиболее употребительных мер индивидуального и коллективного поощрения следует назвать прежде всего поручение почетных обязанностей. Почетные поручения в качестве меры поощрения широко используются и в семье. Например, мытье посуды после чая может поручаться ребенку 5-8 лет эпизодически, в виде поощрения.

Мерой поощрения является и предоставление дополнительных прав . Необходимо иметь в виду, что предоставление дополнительных прав может приводить к противопоставлению отдельных ребят коллективу. Поэтому важно, чтобы подобное поощрения осуществлялось с учетом общественного мнения коллектива, было в значительной мере функцией коллектива.

Одна из наиболее распространенных мер поощрения - присуждение почётного места в соревновании. Это сопровождается коллективными и индивидуальными наградами - премиями, подарками, почетными и похвальными грамотами и т. п. Особенно часто используются поощрения в виде подарков в семье. Стремление определенной категории родителей во что бы то ни стало делать своим детям дорогие подарки становится источником трудностей в воспитания в семье и в школе.

Своеобразной формой присуждения почетных мест в соревновательно-творческой деятельности школьников являются различные выставки лучших работ детей: рисунков, поделок, сочинений. Награждать следует разного рода почетными грамотами и вымпелами.

Количество их не должно быть излишним. Важно, чтобы вручение этих поощрений победителям соревнований производилось в торжественной обстановке: на линейке или сборе, в школьном зале и т. п. .

Но ни в коем случае нельзя считать наградой прощение . Это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания, по сути своей примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Только тогда ребенок будет любить наказывающего отца или мать, и переживать новые проступки как стремление исправиться, помириться, хорошо вести себя впредь.

Но никогда ничего не прощать означает бесчувственное, бесчеловечное, антипедагогичное поведение. Оно лишь углубит пропасть между воспитателем и ребенком. Но всегда с готовностью прощать всё - значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка. Так что и здесь рассудительность и понимание индивидуальных качеств ребенка будут служить нам лучшим ориентиром.

Теперь рассмотрим наиболее употребительные и оправданные меры наказания в школе и семье, включая официально действующие меры наказания учащихся.

Наиболее распространенной мерой наказания является замечание учителя . Во-первых, оно должно быть обращено к конкретному нарушителю требований педагога, правил для учащихся, во-вторых, делаться в вежливой, но официальной категорической форме и осуществляться с помощью прямого непосредственного требования.

В отдельных случаях педагогом может быть использована такая мера, как приказание ученику встать у парты. Такое наказание целесообразно в младших и подростковых классах, по отношению к непоседливым, несобранным ученикам. Встав возле парты, находясь под пристальным взглядом учителя, привлекая к себе внимание всего класса, ученик невольно сосредоточивается, приобретает собранность. Убедившись, что до него дошёл смысл наказания, учителю следует посадить его да место. Ошибкой учителей является то, что они ставят ученика возле парты надолго, а иногда ухитряются, поставив в разных концах класса несколько таких провинившихся, держать их так до самого конца урока.

Такое длительное стояние для ребенка вредно, оно утомляет его. Наказание превращается в своеобразное унижение, вызывает естественный протест. В итоге, ученик, улучая минутку, когда учитель не смотрит на него, начинает развлекать окружающих, ища их поддержки и сочувствия. Обычно дело заканчивается тем, что учитель удаляет провинившегося из класса, а тот, чувствуя себя «героем», отправляется в коридор, провожаемый одобрительными усмешками товарищей.

Не случайно, поэтому удаление из класса - одна из мер наказания, целесообразность использования которой вызывает среди учителей и родителей горячие споры.

Удаление из класса возможно лишь в случае явного, открытого, демонстративного неподчинения ученика требованиям учителя, когда ученик ведет себя вызывающе, оскорбительно по отношению к учителю и своим товарищам, когда педагог чувствует, что ему обеспечена поддержка общественного мнения класса. Надо признать, что в значительной части случаев, когда эта мера используется, ее применение было вызвано раздражением учителя, его неумением предусмотреть конфликт, иногда – нетактичным обращением к ученику.

Однако и в том случае, когда удаление из класса действительно необходимо и учитель сумел спокойно, но вместе с тем твёрдо и уверенно осуществить эту меру, ему необходимо иметь в виду, что наказание не заверше­но. Чтобы исчерпать конфликт, необходимо, в зависимо­сти от конкретной ситуации, так или иначе завершить наказание уже после урока. Иногда педагог, находясь в состоянии раздражения, провожает удаляемого фразой: «Больше на мои уроки не приходи!..».

Весьма серьезной мерой наказания служит выговор. Его смысл заключается в моральном осуждении поступка ученика. Поэтому педагогическое действие данного наказания нельзя сводить лишь к формальному акту объявления выговора, к его записи в дневнике или в приказе по школе. Если выговором завершает­ся острое, принципиальное обсуждение поведения ученика на совещании при директоре или педагогическом совете, с участием его товарищей, эта мера наказания становится весьма сильной.

Для того чтобы у детей формировалось убеждение, что выговор – это очень серьезная мера наказания, ни в коем случае не следует объявлять выговор «для острастки», как порой, к сожалению, случается.

Обсуждение отрицательного поступка ученика может и не завершаться выговором, а ограничиваться лишь объявлением ему устного замечания или оформлением дисциплинарной записи в дневник. Такая запись не должна отражать эмоциональной взвинченности учителя, а содержать лишь осуждение, выраженное в сдержанной, официальной форме.

Наряду с предусмотренными официальными докумен­тами, в школах используются и такие педагогически целе­сообразные меры наказания, применение которых связа­но с традициями, особенностями конкретных коллекти­вов. Используется, в частности, такая мера, как поручение дополнительных трудовых обязанностей (наряд ).

Другой мерой наказания, также обусловливающей регулирование прав и обязанностей ученика, является отстранение на какое-то время от работы, от участия в коллективном общественно полезном деле. Использование этой меры целесообразно в том случае, если наказанный положительно относится к данной деятельности, дорожит возможностью участвовать в ней вместе со своими то­варищами .

Нельзя в качестве меры наказания лишать ребёнка прогулки, еды, того, что необходимо ему для нормально­го развития. Кроме того, следует помнить, что наказания, связанные с теми или иными ограничениями, лишениями, приемлемы в основном лишь в отношении дошкольников и младших школьников.

В качестве наказания может быть использована и от­срочка ожидаемого поощрения. К примеру, можно на не­которое время отложить покупку какой-то вещи: велоси­педа, фотоаппарата. Но всё же в наказании, как и в поощрении, чрезвычайно важ­на справедливость.

1.3. Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции

Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает никакой необходимости как-то выделить того или иного ученика из общей массы.

Использованию поощрений и наказаний как средств педагогической коррекции должно отвечать наличие определенной ситуации, оно характеризуется известным решением педагога или коллектива, связанным с выделением одного из воспитанников (или группы) из общей массы, однако, как правило, без резкого противопоставления их изменением их прав и обязанностей в коллективе, взаимоотношений педагога и коллектива с ними. Совокупность этих признаков и обеспечивает корректирующее действие .

Ситуации поощрения и наказания представляют собой особые случаи сложных психолого-педагогических ситуаций, характеризующиеся необходимостью регулировки отношений, внесения в них определенных точно дозированных изменений, иными словами – их педагогической коррекции.

Возникновение и педагогически целесообразное использование таких ситуаций обусловлено необходимостью формирования более значимых потребностей личности и коллектива.

Необходимость использовать поощрение в самых раз­личных видах деятельности детей отмечал В. Е. Гмурман. «Избежать захваливания отдельных учащихся и отдельных классов можно... путем поощрения самых различных достижений в различных областях деятельности», – писал он. Это даёт возможность стимулировать, способности и склонности как в области учения, так и в разнообразной внеурочной деятельности .

На первых порах работы с коллективом педагог поощряет отдельные действия своих воспитанников: это может быть и образцово убранный класс, и организованно проведенный поход, и т. п. Однако по мере формирования здорового общественного мнения коллектива предметом поощрения становится устойчивое проявление тех или иных моральных качеств: ответственности, организованности, принципиальности, взаимопомощи.

Ситуация наказания – это конфликтная ситуация. Смысл наказания как средства коррекции – в его относительно раннем использовании и осторожной дозировке. Поэтому использование наказания в условиях нормально протекающего воспитательного процесса вполне возможно и в ситуациях, когда отношения воспитанника в целом направлены положительно.

Важным условием развития самостимуляции в использовании поощрений и наказаний является соблю­дение меры. Трудно даже сказать, что более вредно в воспитании: захваливание, злоупотребление поощрением или, напротив, наказания по всякому поводу. В отличие от таких форм косвенного требования, как одобрение и осуждение, являющихся повседневными, рядовыми воз­действиями на воспитанников, поощрение и наказание как средства коррекции должны использоваться значительно реже.

Можно сказать, что эффект применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частоте их использования. Только в тех случаях, когда необхо­димость поощрения или наказания жестко и недвусмыс­ленно диктуется конкретной ситуацией, надо к ним прибегать .

Л.Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев и В.Л. Леви изучая наказание как коррекционный метод, предлагают следующие принципы его использования:

1. Наказание действенно, когда оно понятно ребёнку, и он считает его справедливым. После наказания о нём не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения.

2. Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу.

3. Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости.

4. Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.

5. Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы.

6. Наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен – воздержитесь от наказания.

7. Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения.

Таким образом, наказание должно быть справедливым, так же как и уместное поощрение, т.е. их нужно использовать умело.


Выводы по первой главе

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что использование методов поощрения и наказания должно основываться на принципе гуманизма. В них должна проявляться забота о росте личности.

Поэтому необходимо помнить, что в хорошо воспитанных семьях, где сложилась сознательная дисциплина и есть взаимопонимание, длительное время можно обходиться без наказания вообще. Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным – наказание.

Данные методы должны быть индивидуализированы, учитывать возраст, психологические особенности личности и педагогическую ситуацию. А также то, что такт в поощрении и наказании является необходимым элементом.

Использование поощрений и наказаний как средств педагогической коррекции должно отвечать наличие определенной ситуации,

Совокупность этих признаков и обеспечивает корректирующее действие.

Единого подхода в воспитании детей нет. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов, то есть, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств.

Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкрет­ном случае вытекает не из какой-то «шкалы» пороков и добродетелей, за которые следует строго отмеренная доза карательных мер и наград, а из реально проявляющейся в данной педагогической ситуация потребности в коррек­ции поведения детей.

Можно сказать, что эффект применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частоте их использования. Только в тех случаях, когда необхо­димость поощрения или наказания жестко и недвусмыс­ленно диктуется конкретной ситуацией, надо к ним прибегать.


ГЛАВА II . Практическое исследование поощрения и наказания в образовательном учреждении

2.1. Методика и методы исследования

Исследовательская работа проводилась в средней общеобразовательной школе №11 города Тобольска. В эксперименте участвовали учащиеся 6 а класса и преподавателей. Среди них 8 девочек и 9 мальчиков. В качестве контрольной группы выступили подростки общеобразовательной школы в количестве 17 человек.

Цели на этом этапе исследования заключаются в том, чтобы:

1. Выявить реальное состояние применения поощрения и наказания в образовательном процессе.

2. Определить условия, необходимые для обоснованного применения данных методов.

С целью выявления методов поощрения и наказания на эмоциональное состояние учащихся был использован метод анкетирования. Анкета смешанного типа «Поощрение и наказание » содержит вопросы, предложенные отдельно ученикам и учителям (см. Приложение №1, 2). Она была составлена нами и предназначена как для учащихся, так и для учителей. Анкета включает в себя тринадцать вопросов для учеников, и девять для учителей.

В итоге предложенное анкетирование позволит узнать, насколько адекватна частота использования методов, какие меры воздействия преобладают у учителей, а также отношение к самим методам поощрения и наказания учителей и учащихся.

Также нами была использована шкала «Эффективность педагогического стиля»Н.А. Аминова, Н.И. Шелиховой (см. Приложение № 3).

Цель: определение индивидуальных различий в саморегуляции учебной деятельности (в установлении и поддержании дидактической коммуникации).

Данная шкала была сконструирована студентами педагогических школ.Основой для создания шкалы послужила эмпирическая классификация методов поощрения, предложенная Паулом Массеном и др.

Шкала состоит из 24 утверждений, связанных попарно (1-2, 3-4 и т. д.) и формулы шкалирования. Испытуемому предлагается, прочитав утверждения, оценить по девятибалльной шкале, насколько верно они отражают его представления об эффективном стиле педагогического воздействия.

В бланке ответов, напротив номера утверждения, необходимо поставить цифру, соответствующую выбранному варианту ответа. Предлагается 9 вариантов ответов: «+ 4» - да, несомненно (очень сильное согласие), «+ 3» - да верно (сильное согласие), «+2» – в общем, да (среднее согласие), «+1» – скорее да, чем нет (слабое согласие), «0» – ни да, ни нет, «- 1» – скорее нет, чем да (слабое несогласие), «-2» - в общем, нет (среднее несогласие), «-3» – нет, неверно (сильное несогласие), «-4» – нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).

Формула шкалирования позволяет обследуемому оценивать каждое утверждение или положительно или отрицательно и выразить более эмоционально степень своего согласия внутри каждой категории.

Таким образом, выводится интерпретация абсолютных и сбалансированных показателей предпочтения эффективных и неэффективных методов поощрения.

Также респондентам была предложена анкета для родителей на тему: «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка» (см. Приложение № 4). Анкета позволяет выяснить полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений с точки зрения родителей. Всего предлагается пять вопросов.

Сама процедура анкетирования проводится анонимно и после сбора заполненных анкет производится их анализ и на его основании проводятся соответствующие разъяснения.

Данная анкета позволяет ориентирована на выявление родительского отношения. Родительское отношение понимается как система чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним и т.д.

2.2. Анализ и интерпретация эмпирических данных

В нашем исследовании принимали участие родители детей 6а класса, сами учащиеся и учителя.

После проведение анкеты «Поощрение и наказание» мы получили следующие результаты:

1. На вопрос – часто ли вас наказывают? – было дано 59% отрицательных ответов; «время от времени» - 25%; и, наконец, «часто» дали 16% учеников. На вопрос о поощрении 56% ответило «часто», 20% - время от времени, 24% - ответили – «редко».

На подобные вопросы учителя отвечали: употребляют наказание часто (4-5 раз в день) – 22%, не очень часто (2-3) – 50%, редко – 28. Используют поощрение часто 50% учителей, 44% - не очень часто и 6% редко.

Таблица №1

Частота применения методов наказания


Таблица №2

Частота применения методов поощрения

Анализируя полученные данные, следует отметить, что частота употребления методов поощрения и наказания вполне адекватна. Положительное преобладает над отрицательным.

2. Отвечая на вопрос: «Как чаще всего вас наказывают?», были получены следующие данные: 50% учеников расставили виды наказания в следующем порядке: замечание, выговор, ограничение и физическое наказание. 13% указали «физическое наказание» как наиболее часто используемый вид наказания, 19% - поставили этот вид на второе место по частоте использования, 38% - выговор как наиболее распространённый, ограничение – 8%. Наиболее употребляемые среди учителей – «замечание» - 44%, «выговор» - 20%, «физическое наказание» - никто не отметил.

Таблица №3

Употребление видов наказания

Что же касается поощрения, то здесь мы имеем следующие результаты: 40% учеников указали такой порядок видов поощрения по частоте употребления: похвала, одобрение, оценки; 50% - одобрение поставили на последнее место. 30% учителей расставили другим образом: одобрение, похвала, оценка. Из них 16% учителей применяют на практике похвалу, только оценку – 8% и всё в равной мере – 30%.

Таким образом, мы видим, что учителя прибегают к использованию более сильных мер воздействия, обходя стороной простые меры, такие как «одобрение» и «неодобрение».

3. Следующим вопросом анкеты является справедливость применения поощрения и наказания. Его целью было определить, соответствует ли использование методов поощрения и наказания требованию учащегося. 48% учеников отмечают, что их наказывают справедливо, 22% - несправедливо, 30% - когда как. Что касается поощрения, то 90% отмечают справедливость; 96% учителей уверены в том, что они используют поощрение и наказание всегда справедливо.

Таблица №4

Справедливость употребления методов поощрения и наказания (мнение учеников)

Коррекция поведения – 31%;

Исправление сложившихся качеств личности – 23%;

Формирование адекватной самооценки – 22%;

Наведение порядка – 7%.

68% учителей утверждают, что методы используются успешно, 32% в этом сомневаются.

6. На вопрос о влиянии наказания на эмоциональное состояние ребёнка 50% ответили, что боятся наказания; 38% боятся огорчить родителей, учителей; 12% - ничего не боятся. Последние так ответили, поскольку либо они привыкли к систематическим поощрениям и наказаниям либо их не наказывают вообще.

Таблица №6

Реакция учеников на наказание

7. Необходимость наказания: 70% учеников за, 30% против; 82% учителя за и 4% против, 8% считают это возможным при определённых условиях.

Таблица №7

Необходимость наказания

Теперь проанализируем полученные результаты по шкале «Эффективность педагогического стиля» Н.А. Аминова и Н.И. Шелиховой. Для более конкретной обработки полученных данных нам пришлось сделать следующие расчётные операции:

1. Сначала необходимо было сложить «сырые» оценки по каждому нечётному пункту шкалы и полученную сумму разделить на 12:

ЭП = ∑ (х 1 + х 3 + … + х 11) / 12

Подставив в данную формулу данные первой субшкалы мы получили 1,8. Частное от деления (ЭП) в данном случае является эмпирической мерой тенденции педагога предпочитать эффективные методы поощрения своего ученика.

НЭП = ∑ (х 2 + х 4 + … + х 12) / 12

После подставления данных второй субшкалы у нас получилось 1,6. Частное от деления (НЭП) является эмпирической мерой тенденции педагога к использованию неэффективных методов поощрения своего ученика.

3. Теперь вычислим разницу между ЭП и НЭП:

Ас = ЭП – НЭП

Величина асимметрии оценок – 0,2 выступает мерой сбалансированности методик «поощрения» в процессе дидактической коммуникации.

Таблица №8

Интерпретация абсолютных и сбалансированных показателей предпочтения эффективных и неэффективных методов поощрения


Поскольку ЭП было больше НЭП (1,8>1,6), у педагога были тенденции к использованию эффективных методов поощрения. Стиль педагога был ориентирован не на результат, а на действие. Относительная мера АС по результату, рассчитанной по формуле: Ас = ЭП – НЭП показывает положительную асимметрию предпочтения ЭП, то есть фасилитацию, что говорит о эффективности педагогического стиля преподавания педагога.

Теперь проанализируем полученные в результате опроса родителей ответы. Нами была предложена анкета на тему: «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка».

В результате было выявлено следующее:

1. На вопрос: Хорошо ли вы знаете своего ребёнка? 79% родителей дали положительный ответ; 9% - отрицательный и 12% знают своего ребёнка плохо.

Таблица №9

Знание ребёнка

Это говорит о том, что, не смотря на имеющиеся отрицательные ответы, большинство родителей знают своего ребёнка хорошо.

2. Рассматривая вопрос об уделяемом времени на воспитание, были получены следующие данные: 45% родителей уделяют внимание своим детям круглые сутки. 35% – 5-6 часов в сутки и 20% 1-2 часа. Из этого можно сделать вывод о том, что такое небольшое количество родителей, уделяющих внимание своим детям круглые сутки является причиной их нахождения на работе. Те же 45% родителей, которые занимаются воспитанием на протяжении всего дня, на наш взгляд является гиперопекой.

3. Следующий вопрос анкеты касался частоты хвалы за успехи. Мы выяснили, что 85% родителей хвалят своего ребёнка часто, 13% – иногда и 2% никогда. Положительным в данной ситуации является то, что большинство родителей всё же используют такой метод как похвала и используют его часто. Главное, однако, чтобы похвала являлась уместной и не привела к нежелательным последствиям (например, баловству). То же, что касается двух процентов родителей, это является неправильным в воспитании родителей. И можно здесь говорить либо об отсутствии интереса к воспитанию ребёнка, либо о неумении использовать на практике методы воспитания, либо об авторитарном стиле воспитания.

4. Что касается поощрения, то здесь мы имеем следующие данные: большинство родителей указали такой порядок форм поощрения по частоте использования: просто хвалите, радуетесь вместе с ним его успехам, покупаете подарки, даёте деньги. 40% покупку дорогих вещей ставят на последнее место.

5. Рассматривая использование форм наказания, были получены следующие данные: большинство родителей расставили формы наказания следующим образом: на первое место поставили кричание на ребёнка, применение физической силы, на второе – запрет гуляния, общения с друзьями, далее наказание трудом и, наконец, просмотр телевизора.

Мы часто, наказывая ребёнка, даже не задумываемся о том, к каким последствиям это может привести.

Аллан Фромм в своей работе сформулировал некоторые опасности, таящиеся при наказании:

1. Шлёпая ребенка, вы учите его бояться вас.

2. Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали.

3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.

4. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

Также Фромм предложил ряд правил – за что не следует хвалить ребёнка. Вот некоторые из них:

Не следует хвалить за то, что дано от природы; за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой; больше двух раз за одно и то же; из жалости; из-за желания понравиться.

Таким образом, анализируя применение поощрения и наказания в педагогическом процессе, можно сделать следующие выводы:

1. Частота использования методов учителями является адекватной, поскольку положительные ответы преобладают над отрицательными.

2. Учителя прибегают к более сильным мерам воздействия, обходя стороной одобрение и неодобрение, так как они являются наиболее простыми мерами.

3. Учителя должны обратить своё внимание на справедливость наказания, так как ученики остро чувствуют несправедливость, так как они являются наиболее простыми мерами.

4. Учителя должны обратить своё внимание на справедливость наказания, так как ученики остро чувствуют несправедливость.

5. Достаточно большое число учеников боится самого наказания.

Выводы по второй главе

В нашем исследовании принимали участие родители детей 6 а класса, сами учащиеся и учителя. В результате проведённых тестов нами были выделены следующие условия:

5. Вводить меньше запретов и они должны быть понятными.

В результате мы можем заявить, что наказание и поощрение нужно использовать с осторожностью и при желании находить другие пути решения проблем.

Заключение

В нашей работе мы изучили литературу по данной теме. Мы старались найти оптимальные условия применения методики поощрения и наказания.

Нами были выделены следующие условия:

1. Поощрение как оценочная доминанта.

2. Преобладание видами поощрения и наказания, а также скрытое оценочное действие.

3. Наказания ученика, подчёркивать не только отрицательные отношения, но и пробудить чувство совести, помочь осознать ошибку, активизировать желание исправить её.

4. Учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

5. Вводить меньше запретов, и они должны быть понятными.

6. Наказание и поощрение должны быть справедливыми и соответствовать поступкам.

Должно всё более ис­пользоваться поощрение и наказание как педагогическая коррекция, точно рассчитанное и тонко осуществленное воздействие учителя и общественного мнения коллектива.

Совместные усилия научных работников различных областей, учителей, широкой общественности помогут позитивному разрешению тех немалых трудностей, которые школа и семья ныне испытывают в связи с проблемой поощрения и наказания в воспитании детей.

Овладение искусством применения поощрения и наказания требует и от педагогов, и от родителей не малых усилий. «Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», - подчеркивал А. С. Макаренко. То же самое следует и в отношении поощрения.

В соответствии с этим можно сказать, что правильное воспитание – воспитание без наказаний.


Список литературы

1. Бунаков Н. Ф. Избранные педагогические сочинения, М., 1953.

2. Вейкшан В.А. Л.Н. Толстой – народный учитель – М.: Просвещение, 1959 – 103 с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как?- М.: Масс-Медиа, 1995 – 240 с.

4. Гмурман В. Е. Поощрение и наказание в школе, М., 1962.

5. Гордин А. Ю. Нравственное воспитание школьников в труде, М., 1967.

6. Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М., «Педагогика», 1971. – 200 с.

7. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения, М., 1956.

8. Драгунова Т.В. Подросток – М.: Знание, 1976 – 234 с.

9. Крутецкий В. А. Возрастные психологические особенности подростка, М., 1970.

10. Леви В. Нестандартный ребенок. – С. Пб: Питер, 1993

11. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 464 с.

12. Макаренко А.С. Книга для родителей – М.: Лениздат, 1981 – 319 с.

13. Медведева И., Шишова Г. В защиту похвалы // Семья и школа, 1993, №8 – с. 14 - 17.

14. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов – М.: Академия – 432 с.

15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. зав.: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-688 с.

16. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебник – М.: Роспедагенство, 1996 – 374 с.

17. Обучение будущих учителей мастерству воспитания / под ред. О.П. Козлова – Ростов-на-Дону, 1981 – 153 с.

18. Островская Л.Ф. Надо ли наказывать детей – М.: Просвещение, 1967 – 168 с.

19. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Второе издание. Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 604 с.

20. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов: Под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

21. Педагогическая технология: педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника / Составитель: Н.Е. Щуркова – М.: Московский институт повышения квалификации работников образования. 1992 – 88 с.

22. Педагогические идеи К.Д. Ушинского – М.: Знание, 1971 – 80 с.

23. Психологический словарь. Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г., 2-е изд., - М.: Педагогика-Прогресс. 2001.

24. Психология: Учеб. для. студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.

25. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, М., 1960.

26. Рыданов И. И. О поощрении и наказании детей в семье, М., 1980.

27. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие – М.: Народное образование, 1998 – 256 с.

28. Спиваковская А. С. Как быть родителями: О психологии родительской любви. - М. 1986.

29. Струбицкий В.В. Меры поощрения и наказания и методика их применения в нравственном воспитании учащихся, С., 1961.

30. Сухомлинский В.А. О воспитании / Составитель и автор вступительного очерка С. Соловейчик – М.: Политиздат, 1986 – 270 с.

31. Ушинский К. Д. Избранные сочинения в 2 томах, М., 1952-1953.

32. Фромм Аллан Азбука для родителей / Перевод И.Г. Константиновой – Л.: Лениздат, 1991 – 313 с.

33. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии – М.: педагогическое общество России, 1988 – 250 с.


Приложение №1

Анкета №1 (для учащихся)

1. Часто ли вас наказывают?

Время от времени

2. Как чаще всего вас наказывают?

Замечание

Выговор

Ограничение

Физическое наказание

3. Справедливо ли вас наказывают?

4. После наказания стараетесь ли вы исправить свою ошибку?

5. Всегда ли наказание соответствует поступку?

Никогда

6. Когда вас наказывают, вы боитесь:

Самого наказания

Что учитель (родитель) огорчится

7. Как вы реагируете на наказание?

8. Можно ли отказаться от наказания?

9. Часто ли вас поощряют?

Время от времени

10. Как чаще вас поощряют:

Похвала

Подарки

Отметки

Одобрение

11. Справедливо ли вас поощряют:

12. Всегда ли поощрение соответствует поступку:

Никогда

13. Искренне ли вас поощряют:

Приложение №2

Анкета для учителей

1. Как часто Вы наказываете учеников:

Время от времени

2. Как часто Вы поощряете учеников:

Время от времени

3. Как чаще всего Вы наказываете:

Замечание

Выговор

Ограничение

Физическое наказание

4. Как чаще всего Вы поощряете:

Похвала

Подарки

Отметки

Одобрение

5. Справедливо ли Вы наказываете и поощряете учеников:

6. С какой целью Вы используете методы поощрения и наказания:

Наведения порядка

Коррекции поведения

Направления сложившихся качеств личности

Формирования адекватной самооценки

7. Как Вы думаете, достигаете ли Вы своей цели?

8. Согласуете ли Вы с родителями меры поощрения и наказания?

9. Как Вы думаете, можно ли отказаться от наказаний?

Приложение №3

Шкала «Эффективность педагогического стиля» Н. А. Аминова, Н. И. Шелиховой Опросник «Стили педагогических воздействий»

Утверждения Оценка
1 Я считаю, что лучше перехвалить ученика, чем недохвалить.
2 Я хвалю учеников в зависимости от ситуации.
3 Всегда свои поощрения сопровождаю подробным объяснением, что именно достойно похвалы.
4 Делаю это (объяснение) в общих чертах.
5 Я всегда проявляю максимальное внимание к успехам своих учеников, игнорируя их недостатки в работе.
6 В первую очередь я всегда обращаю внимание на недостатки в работе учеников, сдержанно отмечаю их успехи.
7 Я постоянно поощряю старание учеников в решении учебных задач.
8 Отмечаю участие в работе вообще.
9 Я считаю важным подчеркнуть значимость достигнутых результатов каждого ученика.
10 Я считаю важным всегда сообщать своим ученикам об их успехах.
11 Я постоянно даю сравнение прошлых и настоящих достижений своих учеников.
12 Ориентирую учеников сравнивать их результаты с результатами других (на соревнование).
13 Считаю правильным преувеличение значимости достигнутых результатов учеников для их стимулирования.
14 Считаю неправильным преувеличение значимости достигнутых результатов учеников, так как это только расхолаживает их.
15 Мера поощрения для данного ученика должна определяться степенью его прилежания.
16 Мера поощрения для ученика должна определяться его способностями.
17 Я всегда достигнутое учеником связываю с его старанием.
18 Я связываю достигнутый результат ученика с его способностями.
19 Мои ученики с удовольствием выполняют задание, потому что им нравится процесс работы.
20 Мои ученики стараются лучше выполнить задание, что бы получить мою похвалу, награду, выиграть в соревновании.
21 Я постоянно обращаю внимание учеников на то, что повышение успеваемости зависит от их желания учиться в соответствии со своими способностями.
22 Обращаю внимание учащихся на то, что их успех в учебе зависит от моих усилий добиться хороших результатов.
23 Я всегда ориентируюсь на постановку перед учащимися новых задач, а не на контроль изученного.
24 Постоянно контролирую процесс самостоятельной работы учащихся, не допуская их отвлечения от работы.

Приложение №4

1. Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?
Да

Не очень
Плохо

2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребёнка?
Круглые сутки
5-6 часов в сутки
1-2 часа в сутки
3. Часто ли вы хвалите своего ребёнка за его успехи?
Всегда
Иногда
Никогда

4. Как вы поощряете своего ребёнка?
Радуетесь вместе с ним его успехам
Стараетесь совместно организовывать досуг
Просто хвалите
Покупаете дорогие вещи, подарки, даёте деньги

5. Как вы наказываете своего ребёнка?
Всем своим видом показываете, что огорчены, не разговариваете с ним
Ругаете, кричите на него, иногда даже обзываете
Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.
Наказываете трудом
Не разрешаете гулять, общаться с друзьями
Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!