Это жизнь - портал для женщин

Научно-исследовательская работа «Можно ли предсказать направление ветра по народным приметам? Исследовательская работа "ветер" осенью – западный, южный.

Введение

Тема погоды актуальна, потому что, люди всегда и каждодневно интересовались и интересуются погодой. Особенно интересует погода людей живущих в сельской местности, так как результаты их хозяйственная деятельности сильно зависят от погоды. Сильно влияет такой элемент погоды как осадки. Поэтому мы выбрали эту тему для исследования.

Объектом исследования является погода в деревне Лужбеляк.

Предметом : направление ветра, осадки.

Цель данной работы: в ыявить при каком направлении ветра выпадают осадки в нашей местности.

Выдвинули гипотезу:Так как наша местность находится на Русской равнине, где преобладает Западный перенос воздушных масс и на западе находится Атлантический океан, над которым формируются морские воздушные массы, то осадки к нам в основном приходят с запада.

Также мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Изучить литературу по выбранной теме.

2.Вести календарь погоды, включающий в себя следующие графы: направление ветра, осадки.

3.Проанализировать полученные данные и дать рекомендации.

В работе применяются следующие методы исследования: наблюдение, анализ, сравнение.

Для написания работы были использованы книги: География Республики Марий Эл,

Советский энциклопедический словарь и ресурсы интернета.

2. Исследование направления ветра и осадков в нашей местностид.Лужбеляк

Чтобы провести это исследование, мы вели наблюдение за направлением ветра и осадками с января2011 по декабрь 2012 года. Направление ветра определяли в основном с помощью флюгера, который есть у нашей школы и по местным признакам по наклону деревьев и направлению дыма. Обработали данные своих наблюдений за каждый месяц в отдельности и за год. Сделали таблицу и график розы ветров. В таблице и розе ветров мы показали количество дней с направлениями ветра и количество дней с осадками при данном направлении за два года 2011 и 2012.

Роза ветров за январь 2011

Январь 2012

В январе в 2011и 2012 года преобладали дни с осадками при южном ветре.

Рис.2 Роза ветров за февраль 2011

Февраль 2012

В феврале 2011 года осадки были только при северо- западном и южном, в 2012 всех больше дней с осадками было при юго–восточном.

Рис.3 Роза ветров за март 2011

Март 2012

В марте 2011 при юго–западном, в 2012 при северо –западном.

Рис.4 Роза ветров за апрель 2011

Апрель 2012

В апреле и в 2011и в 2012 осадки преобладали при юго-западном направлении

Рис.5 Роза ветров за май 2011

Май 2012

В мае 2011 преобладали дни с осадками при северном и северо-западном направлении, 2012 при северо – западном.

Рис.6 Роза ветров за июнь 2011

Июнь 2012

В июне 2011 осадки преобладали при северо–западном, в 2012 при юго-западном.

Рис.8 Роза ветров за июль 2011

Июль 2012

В июле преобладали осадки в 2011 пи юго–западном, в 2012 при западном направлении

Рис.8 Роза ветров за август 2011

Август 2012

В августе при северо-западном

Рис. 9 Роза ветров за сентябрь 2011

Сентябрь 2012

В сентябре преобладали дни с осадками в 2011 при юго-западном, в 2012 при северо-западном

Рис. 10 Роза ветров за октябрь 2011

Октябрь 2012

В октябреи в 2011 и в 2012 преобладали дни с осадками при юго-западном

направлении

Рис. 11 Роза ветров за ноябрь 2011



Ноябрь 2012

В ноябре в 2011 при южном и юго–западном, в 2012 при юго-западном

Рис. 12 роза ветров за декабрь2011

Декабрь 2012

В декабре 2011 всех больше дней с осадками было при южном, в 2012 при юго-западном направлении ветра

Таблица 13

Направление ветра и осадки за 2011год

Направление

ветра

С-В

Ю-В

Ю-З

С-З

Количество дней с осадками

Рис. 13 Роза ветров за 2011 год

Из таблицы и розы ветров за 2011год видно всех больше дней с осадками было при юго-западном ветре (57 дней), второе место по количеству дней с осадками занимает южный ветер (48дней) и третье место северо-западный (35 дней). Но если сравнить в процентах, то, первое место по количеству дней с осадками занимает западный ветер 87%. А именно западных ветров за год было всего 16 дней, а с осадками из них 14 дней. Только два дня без осадков. Всех меньше дней с осадками при восточном направлении, всего один день.

Направление ветра и осадки за 2012 год

Направление

ветра

С-В

Ю-В

Ю-З

С-З

Количество дней с таким направление

103

Количество дней с осадками

Количество дней с осадками в процентах(%)

Рис. 26 Роза ветров за 2012 год

Из сводной таблицы 26 и розы ветров рис.26 за 2012 год видно, что всех больше дней с осадками при юго-западном ветре (55 дней), второе место по количеству дней с осадками занимает северо-западный ветер (38 дней) и третье место южный (32 дня). Но если сравнить в процентах, то, первое место по количеству дней с осадками занимает снова западный ветер 86%. А именно ветров с западным направлением за год было всего 15 дней, а с осадками из них 13 дней. Только два дня без осадков, как и в 2011году. С одной стороны дней с западными ветрами мало, с другой стороны он в основном с осадками. Всех меньше дней с осадками, как и в 2011 году, при восточном направлении всего три дня.

2.3. Анализ направления ветра и осадков за 2 года (2011-2012)

Таблица 27

Направление ветра и осадки за два года

Направление

ветра

С-В

Ю-В

Ю-З

С-З

Количество дней с таким направлением

Количество дней с осадками

Количество дней с осадками в процентах(%)

Из таблицы 27 видно, что всех больше дней с осадками за два года при юго-западном ветре-112 дней, второе место занимает южное направление 80 дней и третье северо-западное 73 дня. Всех меньше дней с осадками за два года при восточном направлении 11 дней. Таким образом, можно сделать вывод, что в основном осадки идут к нам с запада та как преобладают дни с осадками при юго-западном, южном и северо-западном направлениях.

Заключение

Изучив и проанализировав литературу по теме исследования, можно сделать следующий вывод: мы живем в умеренном поясе, поэтому у нас господствуют умеренные воздушные массы. Так как преобладает западный перенос воздушных масс, а на западе находится Атлантический океан и его теплое течение Гольфстрим это позволяет сделать вывод, что осадки к нам приносят морские умеренные воздушные массы с запада

Таким образом, гипотеза подтверждается. Осадки в нашу местность в основном приходят с запада.

Материал данной работы может быть использован в школе на уроках географии в 6,8 классах и в практической жизни людей нашей местности.

Наталья Панькова
«Ветер, ветер, ты могуч!» Детский исследовательский проект

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Нягань

«Центр развития ребенка - детский сад № 4 «Веснянка»

Ветер , ветер , ты могуч !

Исследовательский проект

Участники :

Б. Юлия Владимировна

З. Таисия Александровна

(старшая группа №7)

Руководитель :

Панькова Наталья Александровна

(воспитатель)

г. Нягань

1. Введение …3

2. Основная часть

2.1. Из истории ветряных мельниц …. 4

2.2. Влияние ветра на жизнь человека…. 6

«Ветер » …. 9

3. Заключение…. 10

4. Список литературы…. …11

5. Приложение …. 12

1. Введение

На прогулке воспитатель рассказал нам о ветре и показал ветряную мельницу, которая находится на территории нашего детского сада . Подойдя к ней поближе, мы рассмотрели ее. Она показалась нам сказочной. Мы спросили у Натальи Александровны : «Для чего же ветряная мельница нужна людям?» Оказывается, она используется человеком с давних времен для перемалывания зерен пшеницы в муку. (2слайд)

Позже мы познакомились со сказкой Г. Х. Андерсена «Ветряная мельница» и из энциклопедии узнали, что для работы таких мельниц нужен ветер . Нам стало очень интересно и захотелось еще больше узнать о ветре.

Цель исследования : влияние ветра на жизнь человека.

Задачи исследования :

Собрать информацию, откуда появляется ветер ;

Узнать, как ветер влияет на жизнь человека;

Разработать памятку .

Методы исследования :

Наблюдение в природе.

Чтение литературы познавательного характера.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Рассматривание иллюстраций.

2. Основная часть (3слайд)

2.1. Из истории ветряных мельниц

Из истории мы узнали, что человек использует все, что ему дает природа, в том числе и ветер . Делает он это с давних времен, оттуда и идут первые упоминания о мельницах, использующих силу ветра. Следы таких мельниц были обнаружены в Египте и Китае. Ветряные мельницы имели широкое распространение в средней полосе и на Севере России. Крупные села были окружены кольцом в 20-30 мельниц, стоявших на высоких, открытых ветрам местах. Русскими плотниками было создано много разнообразных и интересных вариантов мельниц. Ветряные мельницы использовались, чтобы молоть зерно на муку, крупу.

Из познавательной литературы мы узнали, что ветер – это движение воздуха. Нам стало интересно, как возникает ветер . Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели следующие опыты.

Над батареями прикрепили тонкие полоски бумаги и открыли форточку. Теплый воздух от батареи устремился вверх, а холодный воздух из форточки стал опускаться вниз, и полоски бумаги стали двигаться.

Мы предположили – это и есть ветер !

В комнате теплый воздух. Он может летать, путешествовать и подниматься вверх. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он тяжелый, неповоротливый, поэтому остается у земли и проникает в помещение снизу. Получается, что один воздух – теплый, движется вверх, а навстречу ему, снизу, ползет другой – холодный. Там где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер .

Для того, чтобы увидеть, как теплый воздух поднимается вверх, мы провели другой опыт.

Из листа бумаги вырезали змейку.

Зажгли свечу и над ней стали держать нашу змейку.

Мы увидели, как наша змейка стала крутиться и подниматься вверх.

Вывод : встреча теплого и холодного воздуха приводит к появлению ветра.

2.2. Влияние ветра на жизнь человека

Нам стало интересно понять : ветер – друг и или враг ? Представить жизнь без ветра трудно, но когда он очень сильный, может доставить человеку какие-то неудобства.

Мы решили узнать и проверить, что такое сила ветра, и каким образом она влияет на высоту морских волн. Для этого мы создали в группе искусственное море и запустили в нем кораблики.

Мы сначала исполнили роль «ветерка » . Подули на воду не сильно, как слабый легкий ветерок , волна была маленькой, наши корабли плавали по волнам.

Затем исполнили роль «ветрища» . Для этого набрали много воздуха в легкие и выдули его с силой на воду. Волна стала большой, и корабли потерпели кораблекрушение.

Вывод : чем сильнее ветер на море , тем опаснее плавание.

Мы узнали, что ветер может как помогать , так и мешать всему живому на Земле.

Ветер – помощник :

- ветер разносит семена растений;

- ветер люди используют для получения электрической энергии. Они изобрели такие установки – ветряки;

С ветром можно играть

(запускать воздушных змеев, играть с вертушками) .

Ветер – разрушитель (вредитель) :

Разрушает дома, переворачивает автомобили, вырывает с корнем деревья;

Распространяет природные пожары, переносит горящие материалы по направлению ветра;

Переносит насекомых, из привычных мест обитания (т. к. они часто неспособны бороться с ветром) .

Вывод : ветер может быть помощником людей животных, растений, и в то же время сильные ветра, ураганы, могут стать причиной стихийных бедствий.

2.3. Логические задачи по теме «Ветер »

Мы научились решать логические задачи по теме «Ветер » . Вот некоторые из них :

Мальчик оделся, чтобы пойти в детский сад . Мама подошла к закрытому окну, посмотрела на улицу и сказала : «Какой сильный ветер ! Одевайся теплее» . Как мама узнала, что на улице сильный ветер , ведь окно было закрыто?

(варианты ответов) :

Мама увидела, что за окном сильно раскачиваются деревья;

Мама заметила, что на улице вьюга, метель.

Мальчик проснулся утром и увидел в окне ясное голубое небо и солнышко. Он подбежал к окну и воскликнул : «Ой, какой сильный ветер был ночью . Откуда он узнал, что ночью был ветер , ведь ночью он крепко спал?

Он увидел заметенные дорожки, поломанные ветки деревьев.

3. Заключение

Мы сделали вывод :

- ветер возникает в результате движения воздуха, и человек использует его в своих интересах с давних времен и до настоящего времени;

- ветер невидим , но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т. п.) ;

- ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт;

- ветер помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок – стало легче дышать) ;

Для детей можно организовать очень интересные игры с ветром;

Очень сильное движение воздуха опасно : приносит бури, ураганы, что наносит вред человеку.

4. Список использованной литературы

1. Андерсен. Г. Х Сказка «Бременские музыканты» . - М.: «Просвещение» , 1994. – 30 с.

2. Короткова Н. А. Пособие для воспитателей детского сада «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: «Просвещение» 2002. – 52 с.

3. Нищева Н. В. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс » , 2009. – 118 с.

4. Энциклопедия для детей [Т. 16]. Физика. Ч. 3. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 100с

5. Приложение

Памятка «Правила поведения при урагане и буре на улице»

2. Спрячьтесь под мостом, в подвале, погребе. Глаза рот и нос защитите от песка и земли.

3. Нельзя залезать на крышу и прятаться на чердаке.

4. Если вы едете на машине по равнине, остановитесь, но не покидайте автомобиль. Плотнее закройте его двери и окна.

5. Если вы в городском транспорте, немедленно покиньте его и ищите убежище

6. Когда ветер стих , не выходите сразу из укрытия, так как через несколько минут шквал может повториться.

7. Сохраняйте спокойствие и не паникуйте, помогайте пострадавшим.

Исследовательский проект "Загадочный ветер"

Гайнетдинова Олеся Камилевна, воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 г.Туймазы Республика Башкортостан, город Туймазы

Актуальность: что такое ветер? Наука дает следующее объяснение: это горизонтальное движение слоев воздуха из зоны с высоким атмосферным давлением в зону низкого, сопровождающееся определенной скоростью. Но как это объяснить ребенку, который из всего вышесказанного, поймет лишь слово «слой» , и то только потому, что в силу своего возраста является сладкоежкой и любит торты. Именно это и побудило меня провести эту исследовательскую работу о том, как доступным «языком» объяснить детям, что такое ветер.

Цель проекта: провести знакомство с одним из самых загадочных явлений природы - ветром в простой и доступной форме, и совместно с детьми увидеть и разобраться в его основных свойствах.

Задачи:

  1. знакомство с понятием «ветер» ;
  2. построить занятия таким образом, чтобы детям было понятно из - за чего возникает ветер, какими свойствами он обладает и как он влияет на жизнь людей и природы в целом;
  3. научить детей по-разному определять ветер;
  4. активизировать словарный запас, упражняя детей в подборе прилагательных, глаголов к слову «ветер» ;
  5. познакомить детей с большим многообразием художественной литературы, загадками, потешками, пословицами, приметами и песнями о ветре;
  6. пробудить интерес и любознательность во время наблюдений за реальными природными объектами и к проведению опытов с ними;
  7. научить их мыслить и самостоятельно делать;
  8. изготовить совместно с родителями наглядно- развивающие пособия по данной теме;
  9. прививать интерес детей к природе окружающей нас.

Методы организации опытно – экспериментальной деятельности

  1. Словесные - чтение стихотворений, рассказов, поговорок и пословиц, примет, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, беседа на тему: «Ветер» .
  2. Наглядные - наблюдения во время прогулок, рассматривание картин и фотографий, показ познавательных мультфильмов про ветер.
  3. Практические – игры – опыты, изготовление вертушек, флюгера, пособие на определения ветра для календаря природы, знакомство с подвижными и настольными играми на тему «Ветер» .

Объект исследования: ветер.

Продукт работы: флюгер на участке детского сада, вертушки из бросового материала, пособие на определения ветра для календаря природы, игры «Тренажеры для дыхания» .

Гипотеза исследования: с помощью простых и доступных опытов дети узнают, что ветер – это передвижение воздуха; пополняется словарный запас детей такими словами как ветер, вертушка, флюгер, мельница и др.; продолжают учиться разгадывать загадки о ветре; получают более яркое и полное представление о ветре во время знакомства с пословицами, приметами, сказками, потешками, стихотворениями и песнями.

Этапы проектной деятельности

1 ЭТАП – подготовительный.

Определить цель, задачи, доступные приемы и методы, изучение необходимой литературы, составление плана деятельности.

2 ЭТАП – реализация проекта.

Наше первое близкое знакомство с ветром произошло на организованной образовательной деятельности во время республиканской конференции. После этого мероприятия дети часто задавали вопрос о ветре. Поэтому мы решили посвятить время для наблюдения за ветром.

Дети уже знали, что ветер это движение воздуха и он невидим. Мы только наблюдаем, как он передвигает предметы. Осенью мы наблюдали как он «играет» с листьями, а зимой со снежинками. Иногда с целью эксперимента мы с детьми вывешивали на ветки деревьев ленточки и с их помощью мы могли определить наличие и направление ветра. Так же мы наблюдали за облаками в небе, как под действием ветра они плывут по небу и меняют свою форму.

В группе мы проводили беседы о том, какой бывает ветер: легкий, теплый, холодный, морозный, и т.д. Для того чтобы показать детям как самостоятельно создать ветер на ручном труде мы изготовили веера из бумаги. Дети обмахивались ими, и получался ветер.

С детьми мы прослушивали аудиозаписи ветра на море, в полях, лесах, знакомились с характеристикой ветра - сильный и слабый.

Знакомились с многообразием художественной литературы, посвященных ветру. Здесь и сказки «Ветер и цветок» , «Солнце и ветер» К.Д. Ушинского, «Как ветер искал друга» Ириса Ревю, латышская сказка «Солнце, мороз и ветер» .

Сейчас есть большое количество стихотворений, потешек, загадок, примет о ветре, с которыми мы еженедельно знакомимся. Дети учатся сами придумывать загадки, в том числе и о ветре.

Совместно с родителями дети изготовили вертушки, с которыми мы выходим на прогулку. Познавательного в этой игрушке было то, что на разных концах участка она крутилась либо быстрее, либо медленнее, а где-то была неподвижна. Тем самым мы показали детям, что ветер дует не везде с одинаковой силой и от него можно спрятаться.

В нашем детском саду мы используем методы и приемы ТРИЗ, некоторые из них мы взяли в качестве знакомства с ветром. Одним из таких методов является игра «Хорошо - плохо» . Воспитатель с детьми выделяют положительные и отрицательные стороны ветра: положительные - переносит семена, помогает парусным судам, приносит дожди, заставляет работать ветряную мельницу, можно поиграть с ветром - пускать воздушных змей, играть с вертушками, и др.; отрицательные – разрушает дома, переворачивает всё на своем пути, ломает деревья. Всё это сопровождается реальными историями из жизни, например, как в 1970г в Бангладеш ветер погубил 1000000 человек, или как в Мехико ветер наоборот спас 20млн. человек. Использовала так же игру ТРИЗ «Что было, если бы не было ветра?» и «Если бы я был ветром, то…» .

В библиотеке нам рассказали, что у нас в Туймазах более 100 лет тому назад тоже была мельница, которая называлась «Батыршина» .

На организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию дети рисовали «Ветер в лесу» , кто-то из детей нарисовал деревья с летящими листьями в воздухе, другие нарисовали деревья с наклоненными стволами, а одна девочка нарисовала зайца, который спрятался от ветра за дерево!

Я изготовила игру «Кто, кто в теремочке живет?» . Суть игры заключается в том, что в теремочке живут животные, а кто именно мы можем узнать, если откроется окно. И тут загадка для детей: «Как открыть окно, не трогая его руками?» . Конечно же, просто подуть на окно. И тут же дети радостно выкрикивают жителей своих теремков. Для разнообразия можно потом обыграть эту игру дальше, например, пусть все домашние животные соберутся рядом с домиком, а дикие рядом с деревом, или же каждый расскажет о своем жителе: назовет детеныша, чем питается, …

С детьми выучили стихотворения о ветре, учимся рассказывать его с выражением и интонацией.

Наклоняется трава.
Шелестит весь день листва.
И деревья сами
Двигают ветвями.

Наш цветной воздушный змей
Стал проворней, веселей –
Он летит и скачет –
Что всё это значит?

Знают взрослые и дети:
Это значит – нынче ветер!

Кисилева Т.

Он летит издалека,
Гонит в небе облака,
Гонит волны в океане,
Кружит вихрем в урагане.

Может ласково подуть,
Может стихнуть и уснуть.
В каждом уголке на свете
Очень разный дует ветер!

Шемякина Н.

На ООД по физическому занятию познакомились с подвижной игрой «Северный и южный ветер» . Пока мы не знакомы с северным и южным ветром, мы их заменили на синий и красный цвет. Цель игры: северный холодный ветер (ребенок с синей лентой) пытается «заморозить» как можно больше детей, а южный теплый ветер (ребенок с красной лентой) , касаясь, их «размораживает» .

Другая подвижная игра «Как ветер растениям помогает?» В этой игре ребенок изображает, как ветер помогает растениям разносить их семена.

Вместе с детьми изготовили настольные игры: «Аэрофутбол» , цель которого забить мяч в ворота с помощью ветра. Аналогичны игры «Покорми меня» , «Веселые колобки» , «Снегопад» и «Листопад» , «Кто быстрее?» .

На занятии по ручному труду дети изготовили кораблики, которые мы использовали в нашем опыте «Я - капитан» . Дети делятся на пары, перед каждой из них ставится контейнер с водой. Дети опускают свои кораблики в воду и дуют на них, чтоб они плыли к противоположному краю. В ходе игры мы объясняем детям если дуть сильнее, то скорость корабля увеличится и наоборот.

С помощью интерактивной доски дети посмотрели презентацию про ветер, в которой было раскрыто большое разнообразие его видов.

Так же мы пригласили работника метеорологической службы г. Туймазы, которая рассказала о своей работе, о тех наблюдениях погоды, которые они проводят. Она познакомила детей с приборами, которые они применяют в своей работе. И рассказала, какие ветра дуют у нас в городе.

3. ЭТАП – итоговый.

В завершении нашей тематической недели родители изготовили для нас флюгер, который поможет детям самостоятельно определять направление ветра. И сделали наглядность – стенд - плакат «Сила ветра» , в которой дети будут отмечать силу ветра во время прогулки.

Заключение

В ходе проделанной работы мы познакомили детей с одним из самых уникальных природных явлений - ветром. Попытались объяснить и показать механизм его действий, то, как он зарождается, и как влияет на разные сферы окружающей жизни. Проанализировали его положительные и отрицательные стороны. Всё это мы попытались донести в игровом, доступном для понимания детей дошкольного возраста виде.

В нашем исследовании помимо детей активное участие приняли и родители. Ими были изготовлены наглядные пособия, один из самых значимых, из которых, был установлен на участке детского сада. Этот флюгер мы надеемся, будет тем фундаментом на основании, которого мы продолжим наблюдение и изучение ветра.

Работу выполнил: Халюков Богдан Александрович

«Ветер- волшебник»

Научный руководитель: Капустян Марина Викторовна,

учитель начальных классов Россия, г. Владикавказ, МБОУ СОШ №22,1Б класс

Введение………………………………………………………………………………………

1.Определение ветра

1.1.Что такое ветер?……………………………………………………………………

1.2.Виды ветров……………………………………………………………………….

1.3.Определение сторон света………………………………………………………..

1.4.Значение ветра…………………………………………………………………….

1.5.Образ ветра в творчестве народов мира…………………………………………

2.Исследовательская часть

2.1.Эксперимент 1……………………………………………………………………..

2.2.Эксперимент 2……………………………………………………………………..

2.3.Эксперимент 3……………………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………………………

Приложение 1……………………………………………………………………………………

Приложение 2……………………………………………………………………………………

ТЕЗИС

Тема исследования: «Ветер- волшебник».

Руководитель: Капустян Марина Викторовна, учитель начальных классов МОУ «Владикавказская средняя общеобразовательная школа №22».

Цель работы: выяснить, зачем нам нужен ветер.

Узнать, как и почему появляется ветер;

Научиться связывать научные представления с реальной жизнью;

Научиться определять направление и силу ветра.

Гипотеза: думаю, что ветер можно подчинить человеку.

Объект исследования: ветер.

Предмет исследования: скорость и направление ветра.

Методы исследования:

    Беседа с учительницей, с родителями.

    Наблюдение за ветром в природе.

    Изучение литературы о ветре.

    Выполнение творческих работ.

    Интернет-ресурсы.

Актуальность:

Ветер увидеть невозможно, но нельзя не заметить: колышутся кроны деревьев, сильный ветер бьёт в лицо, а ветер ураганный способен вызывать природные катастрофы.

Ветры в зависимости от своей силы и скорости способны изменять всё вокруг. Где кроются причины их возникновения?

Я считаю, что выбранная мною тема актуальна. Меня давно интересовал вопрос о том, почему дует ветер, как он образуется, для чего он нужен и можно ли его приручить. В своей работе я попытаюсь ответить на все эти вопросы.

Введение.

С давних времён люди видели в ветрах присутствие живых сил Вселенной и космоса, влияние богов. Кроме того, в восточных учениях ветер является символом духа, его силы и живым дыханием Вселенной, поддерживающим и объединяющим всё живое. Ветер-олицетворение бестелесного, неосязаемого, неуловимого, переменчивого. Он ассоциируется с нитью, верёвкой и т.д. Ветры-посланцы богов, указывают на присутствие божества. В сочетании с огнём ветер символизирует богов гор и вулканов.

Иногда мы выходим на улицу, чтобы насладиться спокойной и ясной погодой. Однако, не успели мы пройти и несколько шагов, как вдруг поднимается ветер. Хотя мы и не видим его, зато прекрасно чувствуем на руках и лице, не имея ни малейшего представления, откуда он взялся. Давайте разбираться.

1.Определение ветра.

1.1.Что такое ветер?

Хоть безрукий, но бывает,

Сосны с корнем вырывает.

Так порою, он сердит.

Только что он был везде-

Миг - и нет его нигде.

Вы когда-нибудь смотрели на облака так, как смотрел на них я? Облака очень красивые. А ещё они разные. Если долго наблюдать за ними, то можно увидеть разных животных, и домик, и машину (см. рис. 1). Ещё я обнаружил, что они могут плыть то в одну сторону, то в другую. Почему же так происходит? Этот вопрос я задал своему дедушке. Он мне объяснил, что виной всему ветер: облака лёгкие и ветер гонит их за собой, в своём направлении. Я подумал и пришёл к выводу, что ветер- это движущийся воздух. Но почему он движется, что движет его? У меня накопилось много вопросов, и я решил заняться поиском ответов на них.

Для начала я провёл простейший опыт: я взял лист бумаги, сделал из него веер, и помахал им на себя (см. фото 1). Я ощутил прохладу, ветерок. Значит, я заставил воздух двигаться.

Поразмыслив, я понял, что воздух сам по себе не двигается. Под действием чего же это происходит? Для этого я провёл ещё один опыт: когда я встал на пол, мои ноги почувствовали холодный воздух (см. фото 2). Но когда я встал на кровать и вытянул руки вверх, то оказалось, что там воздух гораздо теплее (см. фото 3).

Вывод: таким образом, ветер предварительно образуется из двух слоёв воздуха, и только потом начинает дуть.

Я приоткрыл входную дверь и опустил на порог зажжённую свечу. Пламя свечи отклонилось внутрь комнаты, так как из коридора движется холодный воздух (см. фото 4). Затем свечу медленно поднял вверх. Пламя отклонилось в сторону коридора, так как из комнаты выходит тёплый воздух (см. фото 5).

Вывод: тёплый воздух поднимается вверх, он лёгкий, а тяжёлый холодный воздух устремляется на его место.

Солнце греет землю, и от земли нагревается воздух. Но вода, растения, дома и почва неодинаково нагреваются, а значит, и воздух над ними разной температуры. Над речкой он более холодный, чем над асфальтом или каменными домами.

Над широкими тёплыми морями, над снежными полями, над лесами и жаркими пустынями всё время движется воздух. Вокруг всей Земли воздух кружится. То сильнее, то слабее дует ветер.

Вывод: ветер- это движущийся воздух.

1.2.Виды ветров.

Ветер бывает разным. Он способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние, раздувать паруса, гнуть и ломать деревья и многое другое.

По полю рыщет,

Поёт да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет.

Когда я был на море, меня беспокоил вопрос: почему днём от воды веет прохладой, а вечером, когда начинает дуть лёгкий свежий ветерок, вода в море остаётся тёплой?

По этому поводу я обратился к папе. Он пояснил мне, что это явление называется бризом (см. рис.2).

Бризы бывают дневные и ночные. Днем, когда светит солнце, суша нагревается быстрее, а водоём медленнее. Тёплый воздух, который образуется над сушей, поднимается вверх. Создаётся область низкого давления. Над поверхностью воды воздух тяжелее и холоднее. Именно поэтому летом со стороны воды веет прохладой. Здесь область высокого давления, Холодный воздух со стороны моря устремляется на сушу: из области высокого давления в область низкого давления. Образуется ветер, который называется дневным бризом.

Ночью наоборот. Суша остывает быстрее, чем водоём. Холодный воздух уплотняется и образует область высокого давления. Нагретая за день поверхность воды остывает медленнее. Здесь образуется область низкого давления. Воздух будет перемещаться из области высокого давления в область низкого давления, т. е. с суши на воду. Возникает ночной бриз.

Бриз считается тихим ветром. К ним относят и муссон.

Муссон- это ветер, который меняет своё направление два раза в год по сезонам: летом дует с океана на сушу, а зимой- с суши на океан.

Что умеет делать ветер? Шуметь, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, свистеть, поднимать пыль и т. д.

Ветер может быть весёлым, лёгким - это бризы. Я провёл небольшой опыт: на столе я приготовил мисочки с водой. В каждой мисочке было «море»: красное (см. фото 6) и жёлтое (см. фото 7). Я дул на воду. Получались волны.

Вывод: чем сильнее дуть на воду, тем выше волны.

А может быть ветер сильным, разрушающим, злым - это ураган (см. рис.4), буря (см. рис.5), смерч (см. рис. 3). Такие ветры наносят колоссальный ущерб: с корнем вырывают деревья, разрушают дома, валят мачты электролиний, переворачивают машины. Не обходится и без человеческих жертв. Я попробовал устроить бурю у себя дома: в большой таз с водой я опустил парусные кораблики. Когда я дул на паруса, то кораблики плыли (см. фото 8). Я перестал дуть, и кораблики остановились на месте. Я решил проверить, что же будет, если подуть сильно? Мои кораблики потерпели крушение (см. фото 9).

Вывод: чем сильнее дует ветер, тем опаснее на море.

Это значит, что ветер – это движение воздуха, которое характеризуется скоростью. Для её определения мореходы применяют Бофортову шкалу, состоящую из 12 баллов, где нулевая отметка означает полный штиль, а 12 баллов – это ураган (см. рис.6).

1.3.Определение сторон света.

Самым быстрым и точным определением сторон света служит компас. На нём есть стрелочка, у которой один конец помечен красной или синей краской (см. рис.7). Также имеется шкала, на которой отмечены стороны света: север (N ), юг (S ), запад (W ), восток (O ). Нужно стать так, чтобы стрелка остановилась на N . Это будет север. Позади меня будет юг, слева – запад, справа – восток (см. фото 10).

Конечно, это легко сделать, когда в руках компас. Но если его нет? Как быть в этом случае?

С этим вопросом мне помог папа. Он мне рассказал несколько способов ориентирования на местности без компаса. Оказывается, природа сама всё предусмотрела!

Ориентиры – это то, что помогает нам не заблудиться. Например, в лесу с северной стороны на стволах деревьев растёт мох (см. рис. 9). Он не любит света и растёт там, где сыро и темно. Как раз с северной стороны солнышко редко заглядывает. А на противоположной стороне находится юг.

Такие подсказки помогают нам в лесу. Если же мы окажемся в поле или в море, то надо ориентироваться по звёздам.

Все звёзды объединяются в группы – созвездия. Одно из самых больших и красивых – Большая Медведица. Рядом с ней – Малая Медведица. В ней одна звёздочка очень яркая - это Полярная звезда, которая указывает направление на север (см. рис. 8). За спиной будет юг, по левую руку – запад, по правую – восток. Восток так назвали потому, что там солнце Восходит, а запад – потому, что солнце в этой стороне всегда Заходит.

Вывод: чтобы правильно определять направление ветра и хорошо ориентироваться на местности, необходимо знать стороны света и уметь определять их, даже в экстренных случаях.

1.4.Значение ветра.

В ходе исследования я много нового узнал о волшебнике- ветре, о его возникновении, узнал, что ветры бывают лёгкие и сильные, весёлые и злые, разрушительные. И у меня возник вопрос: чего больше приносит ветер человеку и окружающей среде - пользы или вреда? Друг он нам или враг? Мне было трудно самому разобраться в этом, поэтому я призвал на помощь своих родителей. Вот что у нас получилось:

Ветер помогает растениям опыляться распространять семена;

Ветер помогает деревьям осенью освободиться от старой листвы. Но может и навредить: погнуть или даже сломать растение;

Ветер переносит запахи и помогает хищникам охотиться;

Во время шторма на море рыба из опасных мест уходит глубже, на дно. Там мало кислорода. Если шторм продлится долго, то рыба может погибнуть;

Когда летит птица, ветер помогает ей, толкает вперёд. А может и мешать, если дует на встречу;

Жарким летом ветер охлаждает животных, у которых тёплый мех;

Ветер раскачивает деревья и может повредить гнёзда птиц;

Ветер переносит тёплый воздух из жарких стран в холодные и наоборот. От этого в жарких странах становится прохладнее, а в холодных - теплее;

Если бы не ветер, в сухие земли не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега, пересохли бы ручьи, реки, озёра;

Ветер постоянно уносит загрязнённый воздух и вместо него приносит чистый воздух лесов и полей;

Люди научились использовать ветер для получения электроэнергии. Они изобрели такие установки – ветряки (см. рис. 11);

Ветер вращает лопасти мельниц. Жернова крутятся, и зерно перемалывается в муку (см. рис. 12);

Когда не было двигателей, люди по морю плавали на парусных лодках. Ветер надувает парус, толкает его и корабль плывёт.

Вывод: ветер может быть и другом, и врагом человека. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупреждать людей о приближающейся опасности.

1.5.Образ ветра в творчестве народов мира.

Ветер занял особое место в произведениях великих русских поэтов и писателей. Мне очень нравится «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», которую написал А.С.Пушкин:

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного…

Люди в своём творчестве по- разному относились к этому явлению природы. Моряки и мельники очень любили и ждали ветер, так как их жизнь зависела от него. Ветер в засуху мог принести долгожданный дождь, а затем мог и погубить весь урожай. Ветер издревле ассоциируют с переменами, причём не всегда в лучшую сторону.

Бабушка мне сказала, что 18 апреля по народному календарю праздник – Федул - Ветреник (Ветродуй) и Федора - Ветреница. В старину так и говорили:

Пришёл Федул – тепляк подул.

Пришёл Федул – тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил.

Вообще ветер в народном творчестве очень часто упоминается. Порой – с большим уважением. Так, китайская пословица советует: «Стой как гора, двигайся как ветер». Вьетнамцы с улыбкой говорят: «В зависимости от ветра и флаг вьётся». А русские в ответ: «Держи нос по ветру». (См. приложение).

Многие народы говорят: «Без ветра волн не бывает» или «Без ветра трава не колышется». Это говорит о том, что на всё происходящее имеются свои причины.

Моряки подбадривают друг друга: «Если тебе нипочём ветры в море, разве тебя испугаешь ветрами на земле?». К тому же «Большие паруса только сильный ветер может надуть». А греки убеждены, что именно в минуту отчаяния и начинает дуть попутный ветер.

Вывод: каким бы сильным и разрушительным не был ветер, люди всё равно воспевают его в своём творчестве, потому что он является одним из важнейших факторов в природе, без которого не было бы жизни на земле.

2.Исследовательская часть.

2.1.Эксперимент 1. «Весёлая медуза».

Для наблюдения за направлением и силой ветра я сделал самодельную «ловушку» для ветра в виде забавного морского обитателя.

1.Из цветного картона я сделал цилиндр (см. фото 11).

2.С помощью дырокола сделал по краю множество проколов на расстоянии 1см друг от друга (см. фото 12).

3.Продел в отверстия длинные ленты – «щупальцы», закрепил их прочными узлами (см. фото 13).

4.Присоединил к корпусу верёвочку, за которую подвесил «весёлую медузу» (см. фото 14).

Вывод: щупальцы медузы реагируют на малейшее дуновение ветра. Так я мог определять не только направление, но и силу ветра.

2.2.Эксперимент 2. «Вертушка».

Ещё одним приспособлением для наблюдения за ветром является вертушка.

1.Я взял лист цветной бумаги и вырезал из него квадрат размером 20 на 20 (см. фото 15). Прочертил две диагонали и нашёл центр квадрата. Отступил по 1см от центра по линиям в сторону каждого из углов, отметил.

2.Разрезал квадрат по четырём линиям до отметки.

3.Затем я булавкой проколол дырочку в центре и в левом углу каждой из получившихся частей.

4.Загнул каждую из получившихся частей левым углом к центру так, чтобы дырочка в углу детали совпала с дырочкой в центре.

5.Закрепил получившуюся вертушку гвоздиком и прикрепил к деревянной палочке (см. фото 16).

Вывод: вертушка очень хорошо реагирует на движение воздуха и является ещё одним средством для определения направления ветра.

2.3.Эксперимент 3. «Флюгер».

Для следующего эксперимента мне понадобился флюгер. Так как настоящего у меня не нашлось, то я решил сделать его своими руками.

1.С помощью ножниц я отрезал от пробковой рейки отрезок.

2.На тарелке из алюминиевой фольги карандашом нарисовал детали (стрелу и хвост), затем вырезал их (см. фото 17). Детали должны быть достаточно большими, чтобы чувствовать влияние ветра.

3.Ножницами сделал небольшие разрезы в обоих концах пробковой рейки. Нанёс немного клея в прорезь и приклеил к рейке треугольную деталь. То же самое сделал с хвостовой деталью флюгера (см. фото 18).

4.Затем взял длинную деревянную рейку и прикрепил к ней рейку из пробки. Пробковая рейка должна свободно вращаться (см. фото 19).

5.Для того чтобы легко определять точное направление ветра, я вырезал из цветного картона буквы N , S , E , W (север, юг, восток, запад). Каждой букве соответствует свой цвет (см. фото 20).

6.Отрезал четыре отрезка одинаковой длины от пробковой рейки. Приклеил по одной букве к каждому отрезку, а затем приклеил полученные указатели к деревянной рейке (см. фото 21).

7.С помощью компаса определил, где находится север. Поставил свой флюгер так, чтобы буква N указывала на север. Стрелка показывает направление ветра (см. фото 22).

После того, как флюгер был готов, я начал ежедневно наблюдать за погодой, за направлением ветра, и записывать свои наблюдения в дневник (см. рис. 14).

Вывод: оказывается, что при смене направления ветра меняется и погода. Например, в дни моих наблюдений преобладал северный ветер, который принёс сильные морозы, а временами даже снег.

Я научился определять направление ветра с помощью моей весёлой медузы, вертушки и флюгера. Но есть ещё много признаков, по которым можно определить силу и направление ветра, например, по направлению дыма из трубы (см. фото 23), по движению веток на деревьях (см. рис. 13). Если ветра нет, дым из трубы поднимается прямо вверх, ветки деревьев неподвижны. При сильном ветре раскачиваются не только ветки, но и верхушки деревьев, стволы, а дым резко отклоняется в сторону.

Когда дует ветер, интересно наблюдать за облаками, они плывут низко и быстро,

Ещё я люблю наблюдать из окна метель, когда вихры снега переносятся с места на место. Иногда ветер метёт по земле, образуя позёмку.

А недавно мы гуляли и купили воздушные шары. По ним тоже хорошо видно, куда дует ветер (см. фото 24). Ещё нам может помочь определить направление ветра развевающийся флаг (см. фото 25).

Заключение.

В ходе своей исследовательской работы я много нового узнал о таком волшебном природном явлении, как ветер. Узнал, откуда он берётся, каких видов бывает, чем определяется и что происходит, когда он набирает огромные силы.

Ещё я понял, что ветер подчинить человеку не удастся, что опровергает мою гипотезу. Но можно использовать ветер в своих целях – энергия ветра огромна, она имеется всюду и её не надо добывать, как уголь из шахт.

Таким образом, изучив все положительные и отрицательные стороны ветра, я пришёл к выводу, что ветер оказывает огромное влияние на человека и живую природу. Ещё он является важнейшим фактором в формировании климата на планете Земля. Если бы ветра не было, Земля выглядела бы совершенно по-другому, по-другому бы располагались климатические зоны, по-другому бы жили люди.

Список литературы, Интернет - источники:

Ликум А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Москва: Слово,1993г.

Калашников В. И. Чудеса природы. На земле и в воздухе. Москва: Белый город, 2005г.

[ 3] Галилео. Наука опытным путём. Москва: Де Агостини,2011г.

[ 4] Планета Земля. Энциклопедия. Москва: Росмэн,2010г.

Толковый словарь живого великорусского языка.

Http:// shishkinles.ru

Http://www.otvetim.info/detskie-voprosy/

Приложение.

Рисунок 1. Облака.

Фото 1. Опыт 1. Веер.

.

Фото 2. Опыт 2.Внизу холодный воздух. Фото 3. Опыт 2. Вверху тёплый воздух.


Фото 4. Опыт 3. Фото 5. Опыт 3.


Рисунок 2. Бриз.

Фото 6. Опыт 4. Фото 7. Опыт 4.


Рисунок 3. Рисунок 4.


Рисунок 5.

Фото 8. Опыт 5. Фото 9. Опыт 5.


Рисунок 6. Шкала Бофорта. Рисунок 7. Компас.

Фото 10. Рисунок 8. Полярная звезда.

Рисунок 9. Мох на дереве. Рисунок 10.Стороны света.

Рисунок 11. Ветряки. Рисунок 12. Мельница.

Фото 11.Эксперимент 1. Весёлая медуза. Фото 12. Эксперимент 1. Весёлая медуза.


Фото 13. Эксперимент 1. Весёлая медуза. Фото 14. Эксперимент 1. Весёлая медуза.


Фото 15. Эксперимент 2. Вертушка. Фото 16. Эксперимент 2. Вертушка.


Фото17. Эксперимент 3. Флюгер. Фото 18. Эксперимент 3. Флюгер.


Фото 19. Эксперимент 3. Флюгер. Фото 20. Эксперимент 3. Флюгер.


Фото 21. Эксперимент 3. Флюгер. Фото 22. Эксперимент 3. Флюгер.


Фото 23.Дым из трубы. Рисунок 13.


Фото 24. Воздушный шар. Фото 25. Флаг.


Рисунок 14. Таблица наблюдений за погодой.

юго-восточный

t =-5C

пасмурно

северный

северный

переменная обл.

северный

северо-восточный

северо-восточный

северо-западный

северный

переменная обл.

северо-западный

переменная обл.

северо-восточный

переменная обл.

северо-западный

северный

переменная обл.

северо-восточный

переменная обл.

северо-восточный

северо-восточный

северо-восточный

переменная обл.

северо-восточный

t =- 16C

северный

t =- 15C

переменная обл.

северный

t =- 9C

северный

переменная обл.

Загадки о ветре.

Летит, а не птица, Кто не ведает границ?

Воет, а не зверь. Кто летит быстрее птиц?

Тучи нагоняет, Он то грозен, то мятежен,

Воет, задувает. То как пух весенний нежен.

По свету рыщет, Кто свободней всех на свете?

Поёт да свищет. Догадались? Это…

Бежит по снегу, а следу нету? Летит - не птица,

Воет – не зверь.

Сказка о ветре.

Ветер и солнце (К. Ушинский).

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путешественника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав тепло солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул и привязал к седлу.

Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру,- лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.

Стихи о ветре.

Сыграй мне, синий ветер…(А. С. Пушкин). Ветрено (И. Токмакова).

Сыграй мне, синий ветер, Ветрено, ветрено

Сегодня песню моря. Вся земля проветрена,

И серенаду листьев Ветер листья с веток

О радости и горе. Разогнал по свету:

И буду каждый вечер Липовый, берёзовый,

Я флюгером на крыше Жёлтый лист и розовый,

Играть в пятнашки с ветром Красный, разноцветный,

И песни петь неслышно! Старый лист газетный.

Пословицы и поговорки о ветре.

Листву путает ветер, человека – слово.

Ветер в голове никогда попутным не бывает.

Слово держать – не по ветру бежать.

Плох тот ветер, который добра не приносит.

Ветер и без крыльев летает.

Посеешь ветер – пожнёшь бурю.

Народные приметы о ветре.

Откуда ветер, оттуда и погода.

Перед грозой лес затихает.

Куда ветер дует, там и дождь идёт.

Если зимой шумит лес - к оттепели.

Сильный ветер во время дождя сулит хорошую погоду.

Ветер полосами, порывами – к тихой погоде.

Ночной ветер днём дождь послал.

Ветер за солнцем – к ветреной погоде.

Если ветер дует с юга летом – к ненастью, зимой – к теплу.

«как появляется ветер и можно ли его измерить?»

Выполнила: Дербина Дарья,

ученица 4 класса «б»

Руководитель: Номоконова И.Г.,

учитель начальных классов

Новоорловск 2017 г.

Введение

Актуальность. Я люблю наблюдать, задавать вопросы и искать на них ответы в энциклопедиях, занимательных научно-популярных телевизионных программах. Мне интересно узнавать о тайнах и секретах некоторых явлений. Вот почему я с удовольствием изучала это удивительное явление природы – ветер.

Тема ветра всегда была и есть актуальной. Люди всегда мечтали приручить ветер. И сделать так, чтобы он был не разрушителем, а работал на благо людей. Когда я первый раз узнала о ветре, меня заинтересовал вопрос, а как появляется ветер и можно ли его измерить. В своём исследовании я постаралась найти ответы на все эти вопросы.

Цель: узнать о природном явлении «ветер», о причинах его возникновения, и способах его измерения.

Задачи:

    Изучив и проанализировать литературу познакомиться с понятием «ветер», установить причины его возникновения;

    Познакомиться с некоторыми видами ветров, приборами, позволяющими измерять скорость ветра и определять его направление;

    Провести наблюдения и опыты.

    Выяснить роль ветра и возможности использования его человеком;

Объект исследования: ветер.

Предмет исследования: скорость и направление ветра.

Гипотеза: ветер – это движение воздуха.

Новизной исследования является то, что я на опытах выяснила влияние различных температур на движение воздуха, доказала одну из причин возникновения ветра и на практике увидела как человек использует ветер в своих целях.

Описание работы

В исследовательской работе представлены основные причины возникновения ветра. В работе рассмотрены различные виды ветров и их влияние на жизнь человека, на живую и неживую природу. Работа содержит наблюдения и опыты, доказывающие причины возникновения ветра.

    Теоретическая часть. Что такое ветер.

Роль ветра в природе и в нашей жизни

Ветер - это поток воздуха, движущийся относительно земной поверхности со скоростью свыше 0,6 м/с. Это преимущественно горизонтальное перемещение воздуха из области повышенного атмосферного давления в область пониженного атмосферного давления.

Ветер – это движение воздуха, вызванное неравномерным нагреванием поверхности Земли Солнцем. А всё, что движется, обладает энергией. Энергия ветра сыграла немаловажную роль в развитии человека. Начиная с древних времен люди, использовали энергию ветра, как в мирных, так и в военных целях. За 5 тысячи лет до рождения Христа древние египтяне использовали ветер, чтобы переплывать Нил на лодке с помощью паруса. Так было изобретено парусное судно. Именно благодаря парусным кораблям были сделаны все великие географические открытия. Благодаря парусным суднам, которые плыли за счет ветра, впервые появилась возможность преодолевать большие расстояния по морям и океанам.

Воздушные шары, которые тоже двигались с помощью ветра, впервые позволили отправляться в воздушные путешествия, а современные летательные аппараты используют ветер для увеличения подъемной силы и экономии топлива.

Ветры могут влиять и на формирование рельефа, вызывая отложения, которые формируют различные виды грунтов или эрозию. Они могут переносить пески и пыль из пустынь на большие расстояния. Ветры разносят семена растений и помогают передвижению летающих животных, которые приводят к расширению видов на новой территории. Связанные с ветром явления разнообразными способами влияют на живую природу. Велико эстетическое значение ветра. Ощущать в жаркий день ласковый, нежный, легкий, летний ветерок – одно удовольствие.

Ветер заставлял работать ветряные мельницы. Существует мнение, что еще до нашей эры в Китае была изобретена ветряная мельница. Но подтвержденные сведения про использование энергии ветра в бытовых целях дошли до нас из Персии. Персы использовали ветер и ветряные мельницы, чтобы молоть зерно, примерно за 200 лет до н.э.

Однако, ветры могут быть и небезопасными, так градиентные колебания ветра могут вызвать потерю контроля над самолетом, быстрые ветры, а также вызванные ими большие волны, на больших водоемах часто приводят к разрушению штучных построек, а в некоторых случаях ветры способны увеличивать масштабы пожара.

Значение ветра

1. Ветер перегоняет тучи и облака (иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью).

2.Очищает воздух (уносит с нашей планеты отработанные автомобильные газы, дым от заводов) .

3.Вырабатывает электроэнергию (с давних пор люди строили ветряные мельницы. Полярники, например, используют ветряные двигатели для получения тепла и света).

4. Участвует в формировании рельефа.

5.Переносит на большое расстояние семена растений.

Как возникает ветер

Существует несколько причин появления ветра:

1. Перепады давления. Без солнца не было бы и ветра. Солнце нагревает воздух. Горячий воздух поднимается. Из-за этого в той области Земли, где воздух прогрет, атмосферное давление понижается. Возникает циклон . Поднимаясь в верхние слои атмосферы, воздух остывает и начинает опускаться, создавая область повышенного давления. Такие области называют антициклонами . Из центра антициклона воздух растекается к окраинам и перемещается в область пониженного давления – циклон .

2. Сила Кориолиса. Открытая французским ученым Густавом Кориолисом сила образуется при вращении Земли. Когда мы находимся в Северном полушарии, Земля под нашими ногами вертится против часовой стрелки. Сама Земля вращается быстрее, чем окружающая ее атмосфера. Поэтому при движении Земли в Северном полушарии ветер отклоняется вправо. А в Южном полушарии – наоборот, влево.

3. Тепло и холод. Еще одна причина, по которой возникают ветра, – периодическое изменение температуры в каком-либо месте.

Когда я была на море, меня беспокоил вопрос: почему днём от воды веет прохладой, а вечером, когда начинает дуть лёгкий свежий ветерок, вода в море остаётся тёплой? По этому поводу я обратилась к маме. Она объяснила мне, что это явление называется бризом.

В энциклопедии я прочитала, что бризы бывают дневные и ночные. Днем, когда светит солнце, суша нагревается быстрее, а водоём медленнее. Тёплый воздух, который образуется над сушей, поднимается вверх. Создаётся область низкого давления. Над поверхностью воды воздух тяжелее и холоднее. Именно поэтому летом со стороны воды веет прохладой. Здесь область высокого давления, Холодный воздух со стороны моря устремляется на сушу: из области высокого давления в область низкого давления. Образуется ветер, который называется дневным бризом.

Ночью наоборот. Суша остывает быстрее, чем водоём. Холодный воздух уплотняется и образует область высокого давления. Нагретая за день поверхность воды остывает медленнее. Здесь образуется область низкого давления. Воздух будет перемещаться из области высокого давления в область низкого давления, т. е. с суши на воду. Возникает ночной бриз.

Бриз считается тихим ветром. Морской бриз начинает дуть около 10 часов утра. А береговой – после захода солнца.

4. Вечный ветер. Землю постоянно продувают так называемые господствующие ветры. На экваторе воздух нагревается и поднимается. Он растекается в направлении тропиков. Так образуется ветер антипассат. Остыв, воздух возвращается к экватору. Такой ветер называют пассатом. Ветры возникают и у полюсов Земли. Холодный воздух перемещается от них к экватору. А потом поднимается и возвращается к полюсам. Муссон- это ветер, который меняет своё направление два раза в год по сезонам: летом дует с океана на сушу, а зимой- с суши на океан.

Кроме того, господствующие ветры возникают в верхних слоях атмосферы Земли. Они называются струйными течениями. Эти ветры дуют зимой. Они возникают из-за сильного перепада температур между жаркими экваториальными и холодными полярными областями Земли.

Характеристика ветра

Что умеет делать ветер? Шуметь, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, свистеть, поднимать пыль и т. д.

Но ветер может быть сильным, разрушающим, злым - это ураган, буря смерч Такие ветры наносят колоссальный ущерб: с корнем вырывают деревья, разрушают дома, валят мачты электролиний, переворачивают машины. Не обходится и без человеческих жертв.

Это значит, что ветер – это движение воздуха, которое характеризуется скоростью. Для её определения мореходы применяют Бофортову шкалу, состоящую из 12 баллов, где нулевая отметка означает полный штиль, а 12 баллов – это ураган (см. рис.).

Ветер характеризуется силой (скоростью) и направлением. Направление ветра в метеорологии определяется той стороной горизонта, откуда он дует. Обычно выделяют восемь направлений ветров. Четыре по сторонам света: северный, южный, западный, восточный. И четыре промежуточных направлений ветров: северо-западный, северо-восточный, юго-западный, юго-восточный.

Помимо направления еще одной характеристикой ветра является его скорость. Она показывает, на сколько метров перемещается слой воздуха за 1 секунду. Чем больше разница в атмосферном давлении между разными областями, тем быстрее перемещается воздух.

Сила ветра (иначе говоря, скорость), зависит от высоты, на которой дует ветер, и от атмосферного давления. Чем больше разница температур между воздушными массами, тем сильнее ветер. Скорость ветра измеряется в метрах в секунду, километрах в час или баллах (1 балл равен 2 м/с). Так при скорости ветра до 1 м/с считается, что ветра нет. Средняя многолетняя скорость ветра у земной поверхности – 4-9 м/с. Ветер скоростью 5-8 м/с считается умеренным , выше 14 м/с – сильным , выше 20-25 м/с – штормом , выше 30-35 м/с – ураганом .

Ветры приносят в определенную местность другой по температуре и влажности воздух, следовательно, влияют на изменение погоды в регионе.

Ветер может быть и другом, и врагом человека. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупреждать людей о приближающейся опасности.

    Практическая часть.

Приборы, определяющие направление и силу ветра

Скорость ветра отличается большим непостоянством: она изменяется не только за продолжительное время, но и за короткие промежутки времени (в течение часа, минуты и даже секунды) на большую величину.

Скорость и направление ветра измеряют с помощью специальных метеорологических приборов - флюгера и анемометра.

Самый незамысловатый прибор для определения направления ветра – это флюгер, однако современные метеорологи используют прибор ветроуказатель – анемометр, в народе называемый «колдун», который представляет собой конус из ткани. С его помощью определяют силу и направление ветра, например, в аэропортах. И называется он по-научному «ветроуказатель». Такая живучесть этого простого устройства объясняется тем, что все нужные данные можно определить по нему с одного только взгляда. Куда конус показывает - туда и дует ветер. А то, как сильно провисает ткань, показывает приблизительную скорость ветра.

Ориентироваться можно и по углу положения конуса относительно земли.


Первая полоска поднимается горизонтально при бризе в 3 узла (5,6 км/ч, 3,5 м/ч). При такой минимальной скорости ветра колдун начинает показывать его направление

Вторая полоска – 6 узлов (11км/ч, 6,9 м/ч)

Третья полоска – 9 узлов (16,7 км/ч, 10,4 м/ч)

Четвертая полоска – 12 узлов (22,2 км/ч, 13,8 км/ч)

Последняя полоска – 15 узлов (28 км/ч, 17 м/ч) и более

Кроме того, соорудить такой метеорологический прибор очень просто.

В интернете я нашла инструкцию и чертежи, как изготовить своими руками

Для того чтобы сделать ветроуказатель понадобиться, во-первых, длинная узкая труба из ткани. Мы для этой цели использовали полиэтилен, а точнее - пакеты для мусора, у которых просто разрезали дно и склеили их в длинную колбасу друг за другом при помощи скотча. Общая длина получилась около двух метров. Затем мы закрепили её на проволочном каркасе. А чтобы точно знать направление ветра, мы сделали розу ветров – на компьютерном диске начертили маркером все стороны света и расположили в соответствии со сторонами света. Чтобы указатель легко вращался, папа прикрепил маленький подшипник к диску. Всю эту конструкцию Мы установили на пластиковой трубке и привязали к перилам балкона. Моя домашняя метеостанция готова!

Все данные я записывала в дневник наблюдений, используя правило: метеорологическим направлением ветра считается направление обратное тому, которое показывает ветроуказатель . То есть, в дневнике наблюдений отмечать надо не КУДА дует ветер, а ОТКУДА.

Вывод: скорости ветра, наблюдаемые за короткие промежутки времени от нескольких секунд до 5 мин, называют мгновенными или действительными . Скорости ветра, полученные как средние арифметические из мгновенных скоростей, называют средними скоростями ветра. Если сложить замеренные скорости ветра в течение суток и разделить на число замеров, то получится среднесуточная скорость ветра .

Если сложить среднесуточные скорости ветра за весь месяц и разделить эту сумму на число дней месяца, то получим среднемесячную скорость ветра . Сложив среднемесячные скорости и разделив сумму на двенадцать месяцев, получим среднегодовую скорость ветра .(Приложение 1)

Я научилась определять направление ветра с помощью самостоятельно изготовленного ветроуказателя. Но есть ещё много признаков, по которым можно определить силу и направление ветра, например, по направлению дыма из трубы, по движению веток на деревьях. Если ветра нет, дым из трубы поднимается прямо вверх, ветки деревьев неподвижны. При сильном ветре раскачиваются не только ветки, но и верхушки деревьев, стволы, а дым резко отклоняется в сторону

Общий вывод

В ходе изучения причин появления ветра и самого понятия ветра в ыяснила, что:

    Ветер - это преимущественно горизонтальное перемещение воздуха из области повышенного атмосферного давления в область пониженного атмосферного давления со скоростью свыше 0,6 м/с.

    Ветер перегоняет тучи и облака (иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью) и таким образом влияет на изменение погоды.

    Ветер характеризуется силой, направлением и скоростью, поэтому может приносить не только пользу, но и может стать грозным разрушителем.

    Я научилась определять направление ветра с помощью самостоятельно изготовленного ветроуказателя. Но есть ещё много признаков в окружающей природе, по которым можно определить силу и направление ветра.

Заключение.

В ходе своей исследовательской работы я много нового узнала о таком волшебном природном явлении, как ветер. Узнала, откуда он берётся, каких видов бывает, чем можно определить его силу, направление и скорость.

Таким образом, изучив все положительные и отрицательные стороны ветра, я пришла к выводу, что ветер оказывает огромное влияние на человека и живую природу. Ещё он является важнейшим фактором в формировании климата на планете Земля. Если бы ветра не было, Земля выглядела бы совершенно по-другому, по-другому бы располагались климатические зоны, по-другому бы жили люди.

Список литературы, Интернет - источники:

    Ликум А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Москва: Слово,1993г.

    Калашников В. И. Чудеса природы. На земле и в воздухе. Москва: Белый город, 2005г.

    Галилео. Наука опытным путём. Москва: Де Агостини,2011г.

    Планета Земля. Энциклопедия. Москва: Росмэн, 2010г.

    Толковый словарь живого великорусского языка.

    http :// shishkinles .ru

    http ://www .otvetim .info /detskie -voprosy /

Приложение1

Б о форта шкала , условная шкала для визуальной оценки силы (скорости) ветра в баллах по его действию на наземные предметы или по волнению на море. Была разработана английским адмиралом Ф. Бофортом в 1806 и сначала применялась только им самим. В 1874 Постоянный комитет Первого метеорологического конгресса принял Б. ш. для использования в международной синоптической практике. В последующие годы Б. ш. менялась и уточнялась. В 1963 Всемирный метеорологической организацией была принята Б. ш., приведённая в таблице. Б. ш. широко пользуются в морской навигации.

Сила ветра у земной поверхности по шкале Бофорта (на стандартной высоте 10 м над открытой ровной поверхностью)

Баллы Боф-форта

Словесное определение силы ветра

Скорость ветра, м/сек

Действие ветра

на суше

на море

Штиль

0-0,2

Штиль. Дым поднимается вертикально

Зеркально гладкое море

Тихий

0,3-1,5

Направление ветра заметно по относу дыма, но не по флюгеру

Рябь, пены на гребнях нет

Лёгкий

1,6-3,3

Движение ветра ощущается лицом, шелестят листья, приводится в движение флюгер

Короткие волны, гребни не опрокидываются и кажутся стекловидными

Слабый

3,4-5,4

Листья и тонкие ветви деревьев всё время колышутся, ветер развевает верхние флаги

Короткие, хорошо выраженные волны. Гребни, опрокидываясь, образуют стекловидную пену, изредка образуются маленькие белые барашки

Умеренный

5,5-7,9

Ветер поднимает пыль и бумажки, приводит в движение тонкие ветви деревьев

Волны удлинённые, белые барашки видны во многих местах

Свежий

8,0-10,7

Качаются тонкие стволы деревьев, на воде появляются волны с гребнями

Хорошо развитые в длину, но не очень крупные волны, повсюду видны белые барашки (в отдельных случаях образуются брызги)

Сильный

10,8-13,8

Качаются толстые сучья деревьев, гудят телеграфные провода

Начинают образовываться крупные волны. Белые пенистые гребни занимают значительные площади (вероятны брызги)

Крепкий

13,9-17,1

Качаются стволы деревьев, идти против ветра трудно

Волны громоздятся, гребни срываются, пена ложится полосами по ветру

Очень крепкий

17,2-20,7

Ветер ломает сучья деревьев, идти против ветра очень трудно

Умеренно высокие длинные волны. По краям гребней начинают взлетать брызги. Полосы пены ложатся рядами по направлению ветра

Шторм

20,8-24,4

Небольшие повреждения; ветер срывает дымовые колпаки и черепицу

Высокие волны. Пена широкими плотными полосами ложится по ветру. Гребни волн начинают опрокидываться и рассыпаться в брызги, которые ухудшают видимость

Сильный шторм

24,5-28,4

Значительные разрушения строений, деревья вырываются с корнем. На суше бывает редко

Очень высокие волны с длинными загибающимися вниз гребнями. Образующаяся пена выдувается ветром большими хлопьями в виде густых белых полос. Поверхность моря белая от пены. Сильный грохот волн подобен ударам. Видимость плохая

Жестокий шторм

28,5-32,6

Большие разрушения на значительном пространстве. На суше наблюдается очень редко

Исключительно высокие волны. Суда небольшого и среднего размера временами скрываются из вида. Море всё покрыто длинными белыми хлопьями пены, располагающимися по ветру. Края волн повсюду сдуваются в пену. Видимость плохая

Ураган

32,7 и более

Воздух наполнен пеной и брызгами. Море всё покрыто полосами пены. Очень плохая видимость



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!