Это жизнь - портал для женщин

Катер ивановец. Русский «тарантул» с ракетами «москит» прибыл в сирию, а «калибры» вернулись в севастополь (видео, фото)

20 августа 2014 года исполняется 95 лет со дня основания старейшего корабельного соединения – 41-ой Севастопольской ордена Нахимова 1 степени бригаде ракетных катеров. История данного соединения начинается с 1919 года, когда во время Гражданской войны группа быстроходных катеров-истребителей состоящая из катеров ”Дерзкий”, “Смелый” и “Жуткий” осуществили высадку десанта у города Камышин на реке Волге с целью уничтожения белогвардейцев и интервентов находящихся в этом районе. После Гражданской войны в 1930 году катера были сведены в состав дивизиона торпедных катеров.

В первой половине 1930-х годов в Советском Союзе было развернуто масштабное строительство новейших на тот момент быстроходных торпедных катеров типа ”Г-5”, головной катер данного проекта прибыл в Севастополь в середине февраля 1933 года. После проведения успешных ходовых испытаний, катера начали поступать в состав соединения, в будущем они составят его основу.

Катера типа ”Г-5”

В это же время в связи с поступлением новых единиц ”Г-5” дивизион торпедных катеров был переформирован и расширен до бригады. Именно этому соединению предстоит встретить Великую Отечественную Войну.

В ночь 22 июня 1941 года бригада как и остальные части Черноморского флота по приказу Наркома ВМФ Н.Г.Кузнецова была приведена в повышенную боевую готовность. Активные действия черноморских катерников в период ВОВ привели к масштабным потерям со стороны немцев. Так за время боевых действий катерами ”Г-5” было уничтожено около 80 кораблей и судов противника, сбито свыше 111 самолетов, а также высажено порядка 5000 человек морского десанта.

Необходимо отметить, что 13 командиров были удостоены звания Героя Советского Союза. За смелость и упорство проявленные в Великой Отечественной войне соединение было награждено орденом Нахимова 1 степени, после чего бригада стала носить его имя.

В послевоенные годы в 1950-х годах бригада торпедных катеров была переформирована в дивизию, а 30 октября 1961 года в бригаду ракетных катеров. Переименование соединения произошло по причине поступления в его состав новых ракетных катеров проекта 183Р. В дальнейшем личный состав 41 бригады ракетных катеров осваивал новые вооружения и технику. Так в 1970 году впервые в истории бригады в ее состав были переданы малые ракетные корабли 3 ранга ”Буря” и “Бриз” проекта 1234 типа ”Овод”. Поступление кораблей этого класса расширило возможности соединения, и теперь перед бригадой ставились совершенно иные задачи. Например, несение боевой службы в составе 5-ой оперативной Средиземноморской эскадры ВМФ СССР, которая заключалась в слежении за авианосными ударными группами ВМС НАТО. С этого времени бригада стала решать задачи не только в прибрежной зоне, но и в дальней операционной.

В 1987 году именно в состав 41-ой Севастопольской ордена Нахимова 1 степени бригады ракетных катеров был включен новейший малый ”МРК-27” проекта 1239, впоследствии переименованный в “Бору”. Этот корабль не имеющий аналогов в мире по своей конструкции и боевым возможностям был успешно освоен в бригаде. После принятия в состав флота ”Бора” стала флагманским кораблем соединения ракетных катеров, коим и является до сегодняшнего дня.


РКВП 2 ранга ”Бора”. Фото из архива А.Балабина

Достаточно нелегким периодом для катерников стали годы распада СССР и раздела Краснознаменного Черноморского флота. Как известно определенная часть ракетных катеров отошла Украине, в эти же годы на флоте начались проблемы с поставками топлива для кораблей. Тем не менее, соединение не утратило свой боевой потенциал, и продолжало выполнять задачи по предназначению. Так в период с 1990 по 1996 год бригада 5 раз завоевывала приз Главнокомандующего ВМФ России по ракетной подготовке.

Ракетные катера и малые ракетные корабли продолжали нести дежурство в базах и в акватории Черного моря. Все эти действия помогли в сложный для флота период сохранить единение и сплоченность катерников-черноморцев, и сегодня по праву 41 бригада считается наиболее мобильным соединением Краснознаменного Черноморского флота.


Ракетный катер “Р-60” в штормовом море. Фото из архива А.Балабина

Постепенно отходя от событий начала 90-х годов флот начал восстанавливать свою былую мощь. Несмотря на сильные сокращения, как в количественном так и в качественном составе корабельные соединения флота продолжали находиться в строю и решать задачи по предназначению.

В начале 2000-х годов бригада впервые за последние 10 лет пополнилась новой боевой единицей. В апреле 2002 года новейший ракетный корабль на воздушной подушке 2 ранга ”Самум” был переведен из состава Дважды Краснознаменного Балтийского флота в состав бригады, став вторым кораблем проекта 1239 в составе ВМФ России. Стоит сказать, что таково решение было принято за счет регулярных убеждений главного конструктора этих кораблей Валериана Королькова, доказывающего эффективность действий этих кораблей только при условии их службы в составе одного флота.


РКВП 2 ранга ”Самум”. Фото из архива А.Балабина

После перевода в состав бригады ракетного корабля ”Самум” соединение во многом усилило свою ударную составляющую. Краснознаменный Черноморский флот теперь располагал мобильной ударной группой “Сивучей” способных эффективно бороться с любым надводным противником в Черном море. В этом вопросе особое внимание уделялось ВМС Турции, которые после распада СССР считались наиболее мощными в Черном море. Сегодня создавая условный морской бой с вероятными противником, можно смело утверждать что РКВП ”Бора” и ”Самум” в состоянии оказать эффективное сопротивление любому противнику на Черном море, в том числе и ВМС Турции.


Корабли 166 Новороссийского дивизиона МРК на Куриной стенке. Фото из архива А.Балабина

В середине 2000-х годов бригада начинает все чаще принимать участие во многих учениях и сборах, походах Краснознаменного Черноморского флота. Катера и их экипажи неоднократно объявляются лучшими на флоте по различным видам подготовок.

Серьезнейшим экзаменом для соединения стал август 2008 года, когда во время Грузинского конфликта корабли бригады находились в зоне боевых действий. Нельзя не вспомнить о морском бое между отрядом кораблей Краснознаменного Черноморского флота и катерами ВМС Грузии, который произошел 10 августа 2008 года. В ходе боя МРК ”Мираж” осуществил пуски двух противокорабельных ракет П-120 ”Малахит” и одной зенитно-управляемой ракетой комплекса ”ОСА-М” в результате чего были уничтожены 2 грузинских патрульных катера.


МРК ”Мираж” и МРК ”Штиль” на Куриной стенке. Фото из архива А.Балабина

После окончания конфликта решением командования Краснознаменного Черноморского флота было установлено несение регулярного боевого дежурства у берегов Абхазии. Так, в период с 2008 года и по наши дни полностью весь состав соединения решал задачи боевого дежурства в этом районе, а большая часть кораблей, особенно ракетных катеров типа ”Молния”, находились там по несколько раз в год.

Уже в следующем 2009 году катерников ждал еще один испытательный экзамен. В акватории Черного моря начались оперативно-стратегические учения “Кавказ-2009” в которых приняла участие большая часть бригады, в том числе и флагманский корабль соединения – РКВП ”Бора”. Корабли выполнили целый комплекс артиллерийских и ракетных стрельб, провели совместные маневры, отработали элементы взаимодействия с морскими силами обеспечения флота.


Ракетные катера ”Р-109” и ”Р-239” возвращаются после учений. Фото из архива А.Балабина

Ежегодно бригада в рамках боевой подготовки флота проводит ракетные стрельбы на полигоне в районе мыса Тарханкут. Малые ракетные корабли и ракетные катера осуществляют пуски крылатых противокорабельных ракет на заданные дистанции, отрабатывают слаженность действий личного состава.

Очередные крупномасштабные учения ”Кавказ-2012” еще раз доказали готовность соединения к решению любых поставленных задач. В них бригаду представляли МРК ”Мираж” и “Штиль”, ракетные катера “Ивановец” и ”Р-109” которые в составе тактических ударных групп решали задачи по поиску и уничтожению надводного противника, а также осуществили огневую поддержку при высадке десанта.


Малый ракетный корабль “Штиль” возвращается в базу. Фото из архива А. Балабина

В апреле 2013 года соединению была поставлена задача по проведению ракетной стрельбы на приз Главнокомандующего ВМФ России. Для решения этой задачи были определены 2 тактические ударные группы, в состав первой вошли малые ракетные корабли ”Мираж” и “Штиль”, в состав второй ракетные катера “Ивановец” и “Р-60”. Стрельбы проводились на дистанции в 80 км в полигоне боевой подготовки в районе мыса Тарханкут. С борта штабного корабля, роль которого выполнял РКВП ”Бора”, за стрельбами вел наблюдение лично Главнокомандующий ВМФ России – адмирал Виктор Чирков.

27 апреля 2013 года в 12:00 по местному времени группа нанесла ракетный удар по надводным целям, осуществив пуски крылатых ракет комплекса ”Москит” и ”Малахит”. После стрельбы наблюдатели доложили, что все цели были уничтожены.

По итогам 2013 года бригада ракетных катеров завоевала очередной приз Главнокомандующего ВМФ России по ракетной подготовке.


Ракетный катер ”Р-109” возвращается после учений. Фото из архива А.Балабина

Хотелось бы отдельно отметить, что 2013 год фактически стал наиболее активным, а главное значимым для соединения за последние несколько лет. После завершения ракетных стрельб на приз Главкома ВМФ, корабли соединения приступили к решению задач за пределами прибрежной морской зоны, чего не осуществлялось последние 20 лет. Так, в апреле 2013 года флагманский корабль соединения РКВП ”Бора” осуществил заход в черноморские порты Болгарии, Грузии, Румынии и Турции в рамках проводимых учений ”BLACKSEAFOR”. А уже в следующем месяце экипажу ”Боры” была поставлена новая задача – прибыть в порт Стамбул для участия в международной выставке техники и вооружения. Корабль гордо представлял Российскую Федерацию и Краснознаменный Черноморский флот, и 13 мая в день 230-ти летия родного флота успешно вернулся в базу.


РКВП 2 ранга ”Самум” в парадном строю посвященному 230-ой годовщине образования Краснознаменного Черноморского флота. Фото из архива А.Балабина

На этом деятельность соединения в дальней зоне не прекратилась. С 1 июня 2013 года в Средиземном море на постоянной основе начало действовать оперативное соединение ВМФ России в основном состоящее из кораблей 1 и 2 рангов дальней морской зоны. Наиболее активно здесь используются большие десантные корабли, которые решают в этом районе задачи по предназначению.

В июле командованием было принято решение об отправке в Восточную часть Средиземного моря ракетного катера ”Р-60” в целях обеспечения охраны отряда десантных кораблей на переходе морем. Завершив подготовку к выходу, катер под командованием капитана 3 ранга Евгения Кузьмина 10 августа вышел из Севастополя и взял курс на Босфор. Преодолев Черноморские проливы ”Р-60” вошел в состав оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море. Общая продолжительность боевой службы катера составила порядка 15 суток. Этот случай стал первым в современной истории военно-морского флота России, когда ракетные катера вышли вновь на боевую службу в дальнюю операционную зону. Крайний раз задачи боевой службы в этих районах решались катерниками еще в советские годы.


Ракетный катер ”Р-60” выходит на боевую службу в Средиземное море. Фото из архива А.Балабина

С 1 октября 2013 года корабли Краснознаменного Черноморского флота приступили к новой важной и ответственной задаче. В целях обеспечения безопасности проведения зимних Олимпийских игр в Сочи Черноморский флот совместно с другими структурами Вооруженных сил России приступил к несению боевого дежурства у кавказских берегов. Всего в период с октября 2013 по февраль 2014 года более половины кораблей соединения решали задачи боевого дежурства. В их числе малые ракетные корабли ”Мираж” и ”Штиль”, ракетные катера “Ивановец”, “Р-109” и “Р-239”.


Ракетный катер ”Ивановец”. Фото из архива А.Балабина

Нельзя не сказать о том, что именно на плечи бригады ложатся задачи по слежению за кораблями ВМС НАТО, заходы в Черное море которых участились в последнее время в несколько раз. Особую активность в решении этой задачи проявляют ракетные катера типа ”Молния”, обеспечивающие регулярное наблюдение.



Ракетный катер ”Р-239”. Фото из архива А.Балабина


Общий сбор соединения перед проведением масштабных учений. Слева на право: РКВП ”Бора”, РКА “Ивановец” и ”Р-109”, МРК “Мираж”, РКА “Р-60” и МРК “Штиль”. Фото из архива А.Балабина

После возвращения Крыма в состав Российской Федерации командованием флота было принято решение о проведении масштабных мероприятий на День ВМФ России 27 июля. Перед личным составом бригады была поставлена непростая задача, согласно планам парада необходимо было из акватории Севастопольской бухты провести пуск двух противокорабельных крылатых ракет. Это упражнение крайний раз выполняли почти 15 лет назад, так как власти Украины ссылаясь на моменты безопасности установили запрет на проведение каких либо стрельб в бухте. В этой связи решено было начать восстановление технической готовности ракетного катера ”Р-71” проекта 1241.7 вооруженного ракетным комплексом ”Термит”. Специалисты 13-го судоремонтного завода за несколько месяцев провели ремонт катера, и уже в июне он отправился на первые ходовые испытания.

27 июля во время парада Дня ВМФ России ракетный катер ”Р-71” провел успешный двух кратный пуск крылатыми ракетами П-15 из акватории Севастопольской бухты. По мнению многих наблюдателей именно этот эпизод праздника стал наиболее зрелищным из парада. Было принято решение о проведении ежегодных стрельб во время празднования Дня ВМФ России. Кроме ракетного катера ”Р-71” в первом параде Дня ВМФ России на территории Российской Федерации в Севастополе приняли участие ракетные катера ”Ивановец”, “Р-239” и “Р-109”, малый ракетный корабль “Мираж” а также ракетные корабли “Бора” и “Самум”.


Ракетный катер ”Р-71” после возвращения в строй. Фото из архива А.Балабина

ЭПИЛОГ

В начале июля 2014 года в очередной раз бригада ракетных катеров вышла в полигоны боевой подготовки для проведения пусков крылатых ракет. Во время этих маневров впервые в качестве мишеней были задействованы исключенные из состава ВМФ суда Вспомогательного флота, а именно судно-мишень и плавучая судоремонтная мастерская.

4 июля разделившись на две тактические ударные группы, корабли бригады совместно с бомбардировочной авиацией Краснознаменного Черноморского флота осуществили нанесение ракетных ударов по морским мишеням. Уничтожив надводные цели условного противника, корабли приступили к нанесению артиллерийского удара по мишеням, а также провели пуски зенитно-управляемых ракет. За учениями с борта РКВП ”Самум” наблюдал заместитель командующего Черноморским флотом вице-адмирал Валерий Куликов, который положительно оценил действия катерников.

Стоит отметить, что в это время в акватории Черного моря находилась группа кораблей ВМС НАТО, и данные маневры стали своего рода ответным действием со стороны России на заход натовских кораблей в Черноморский регион.

На сегодняшний день 41 Севастопольская ордена Нахимова 1 степени бригада ракетных катеров по праву считается наиболее боеготовым и мобильным соединением флота. После реформирования организации Вооруженных сил проведенных в 2012 году в состав бригады входит 166 Новороссийский дивизион малых ракетных кораблей и тактическая группа ракетных катеров. Их состав представлен в следующих таблицах:

166 Новороссийский дивизион малых ракетных кораблей

Название

Бортовой номер

Год вступления в строй

Место базирования

Ракетный корабль на воздушной подушке

Куриная стенка.

Ракетный корабль на воздушной подушке

Куриная стенка.

Малый ракетный корабль

Куриная стенка.

Малый ракетный корабль

Куриная стенка.

Тактическая группа ракетных катеров

Название

Бортовой номер

Год вступления в строй

Место базирования

Ракетный катер

Бухта Карантинная

Ракетный катер

Бухта Карантинная

Ракетный катер

Ивановец

Бухта Карантинная

Ракетный катер

Бухта Карантинная

Ракетный катер

Бухта Карантинная

Сегодня в день своего юбилея бригада ракетных катеров продолжает выполнять задачи в интересах флота, слаженно и четко выполняя их. У соединения есть будущее, в перспективе планируется поступление в состав новых малых ракетных кораблей проекта 21631 типа ”Буян-2” строительство которых ведется на Зеленодольском судостроительном заводе. Эти новейшие корабли, имеющие на вооружение новое ударное ракетное оружие способны поражать как морские так береговые цели на больших дистанциях. Нет ни капли сомнений, что личный состав бригады успешно освоит новые вооружения и технику и надежно поставит их на вооружении нашего флота.

Командует этим легендарным соединением капитан 1 ранга Александр Толмачев.


Парадный строй кораблей в Севастопольской бухте по случаю празднования Дня Победы. Возглавляет строй ракетный катер ”Р-239” бригады ракетных катеров. Фото из архива А.Балабина

Ракетные катера проекта 12411 «Молния» предназначены для уничтожения боевых надводных кораблей противника, транспортных и десантных средств и судов в море, пунктах базирования, морских группировок и их прикрытия, а также для прикрытия дружественных кораблей и судов от надводных и воздушных угроз.

С 1981 года ракетные катера «Молния» в модификации 12411 (12411М) стали поступать на вооружение военно-морского флота Советского Союза. Они являются развитием РК «Молния» проекта 1241. Основной разработчик — объединение «Алмаз». Всего было построено на разных судостроительных верфях более трех десятков ракетных катеров. Главным отличием является установка противокорабельного ракетного комплекса с ракетами 3М-80 «Москит», вместо ракет «Термит» (П-15).

В наше время ракетные катера серии 12411 состоят на вооружение военно-морского флота России. Совсем недавно три РК с противокорабельными ракетами «Москит» заказало для нужд своих ВМС Ливия. Ориентировочная стоимость заказа около 200 миллионов долларов.

История разработки РК проекта 12411

Боевые действия с участием ракетных кораблей вооруженных противокорабельными ракетами П-15 в 1967 году (арабо-израильский конфликт) и в 1971 году (индо-пакистанский конфликт) стали отправной точной для создания ракетного катера, несущего на борту улучшенный противоракетный комплекс с более мощной и современной противокорабельной ракетой «Москит».

Первоначально, были проведены оценки возможностей размещения противокорабельных ракет «Москит» на ракетных катерах, в частности на РК проекта 205, являющего основным носителем морской противокорабельной ракеты П-15. В итоге, РК проекта 205 не подходил по массогабаритным характеристикам, а МРК «Овод» проекта 1234 не подошел по скоростным.

Требуемая максимальная скорость нового ракетного катера с ПКР «Москит» должна была быть не менее 42-43 узлов. Как выяснилось, малые и средние ракетные катера не смогли бы взять на борт «Москиты» и обеспечить требуемую скорость. Поэтому была поставлена задача спроектировать большой ракетный корабль с установкой на борт мощной энергоустановки. В 1973 выходит Постановление, согласно которому начинается проектирование и разработка современного скоростного ракетного катера. Кроме этого, согласно ТТТ БРК, должен обладать лучшими ТТХ, современными средствами боевой самообороны, РЭБ, улучшенной обитаемостью и автономностью.

Проектирование и разработку нового БРК поручили объединению «Алмаз». Руководителем проекта назначают ГК Юхнина Е.И. Согласно реализуемой идее, катера разрабатывались как целая система больших боевых катеров. Проект 1241 становился единой основой для создания ракетных, противолодочных и сторожевых катеров. Планировалось серийно выпускать корабли для нужд не только Советского Союза, но и обеспечить потребности флотов дружественных государств. Это и различная готовность мощностей ВПК по производству комплектующих привели к появлению и созданию на базе проекта 1241 нескольких модификаций. Основному разработчику поручили выполнить постройку головных кораблей основных двух модификаций.

Первой модификацией становится ракетный корабль с установленными противокорабельными ракетами Термит «П15М» и газотурбинной двигательной установки. Данная модификация появилась вследствие отставания разработчиков ПКР «Москит» и дизельной газотурбинной двигательной установки поставить изделия к назначенному сроку. Модификация получает обозначение 1241-1 и позволила начать производство корпусной конструкции и начать производство ракетных катеров заказанных зарубежными заказчиками.

Одновременно с первой модификацией велась разработка основной модификации – РК проекта 12411. Эта модификация и становится тем новым ракетным катером, что требовался ВМФ Советского Союза. Головной корабль проекта 1241-1 с «Термитом» поступил на вооружение ВМФ в 1979 году. Головной корабль проекта 12411 с противокорабельными ракетами «Москит» и новой ДГТУ поступает на вооружение ВМФ в конце 1981 года.

Перед этим были успешно проведены заводские испытания, после которых ракетный катер был отправлен на Черное море, где проводились основные испытания. В ходе испытаний корабль была проведена окончательная доводка основного оборудования и вооружения, после чего головной РК проекта 12411 успешно прошел комплекс госиспытаний. После принятия на вооружение головного ракетного катера начинается серийное производство данной модификации.

Для быстрого ввода в стой новых РК ракетные корабли собирались на Хабаровском и Средне-Невском ССЗ. Оба завода строили и сдавали в среднем два-три РК в год, основную часть ракетных катеров построили и ввели в строй с 1985 по 1992 года. Ракетных катеров проекта 1241-1 было построено до 1985 года еще три единицы.

Устройство и конструкция

Водоизмещение РК — около полутысячи тонн, архитектура новых кораблей гладкопалубная с круглоскулыми (передняя часть) и остроскулыми (корма) обводами. Стальной корпус для обеспечения живучести поделен на десять отсеков. Надстройку и внутренние корабельные переборки исполнены из сплавов алюминия. РК проекта 12411 оснастили новой ДГТУ комбинированного типа. Она состояла из двух газотурбинных двигателей и 2 дизельный двигателей, передающих вырабатываемую мощность на два винта с фиксированным шагом, которые обеспечивали максимальную скорость 40 и более узлов.

Вооружение

Кроме основного противокорабельного комплекса с ПКР 3М-80 «Москит», ракетный катер оснащался одной артустановкой АК-176 калибра 76 мм и двумя шестиствольными артустановками АК-630 калибра 30 мм. Имелась возможность установки двух блоков ПЗРК «Стрела-3».

Ракетные корабли проекта 12411

Всего было заложено 34 корабля, их строили на мощностях Ленинградского «Алмаза», Средне-Невского и Хабаровского заводов:
Р-46 – заводской №402, головной корабль серии, заложен в марте 1976 года на мощностях объединения «Алмаз», спущен со стапелей в марте 1980 года, принят в строй в декабре 1981 года. Списан в 1994 году;
Р47 – заводской №206, первый корабль заложенный на мощностях Средне-Невского завода в июне 1983 года, спущен со стапелей в августе 1986 года, принят в строй в феврале 1987 года. Бортовой №819. ДКБФ (36 БрРКА);
Р-60 – заводской №207, заложен в декабре 1985 года, спущен со стапелей в декабре 1986 года, принят в строй в декабре 1987 года. Бортовой №955. Модернизирован – установка ЗАК Палаш. ЧФ;
Р-160 (МАК-160) – заводской №208, заложен в феврале 1986 года, спущен со стапелей в сентябре 1987 года, принят в строй в августе 1988 года. Модернизирован до пр. 12411Т. Бортовой №054. Каспийская флотилия;
Р-187 (Заречный) – заводской №209, заложен в июле 1986 года, спущен со стапелей в апреле 1988 года, принят в строй в марте 1989 года. Бортовой № 855. ДКБФ (36 БрРКА);
Р-239 — заводской №210, заложен в октябре 1987 года, спущен со стапелей в декабре 1988 года, принят в строй в сентябре 1989 года. Бортовой №953. ЧФ;
Р-334 (Ивановец) – заводской №211, заложен в январе 1988 года, спущен со стапелей в июле 1989 года, принят в строй в декабре 1989 года. Бортовой №954. ЧФ;
Р-109 – заводской №212, заложен в июле 1989 года, спущен со стапелей в апреле 1990 года, принят в строй в октябре 1990 года. Бортовой №952. ЧФ;
Р-291 (Димитровград) – заводской №213, заложен в декабре 1985 года, спущен со стапелей в декабре 1986 года, принят в строй в декабре 1987 года. Бортовой №825. ДКБФ (36 БрРКА);
Р-293 (Моршанск) – заводской №214, заложен в апреле 1991 года, спущен со стапелей в августе 1991 года, принят в строй в марте 1992 года. Бортовой №874. ДКБФ;
Р-2 – заводской №215, заложен в 1991 года, спущен со стапелей в 1994 года, принят в строй в феврале 2000 года. Бортовой №870. ДКБФ (36 БрРКА);
Р-5 – заводской №216, последний заложенный РК на мощностях Средне-Невского завода в 1991 году;
Р-66 – заводской №905, первый заложенный РК на мощностях Хабаровского завода, принят в строй в апреле 1985 года. Списан в 1999 году;
Р-85 – заводской №906, принят в строй в сентябре 1985 года;
Р-103 – заводской №907, принят в строй в ноябре 1985 года;
Р-113 – заводской №908, принят в строй в декабре 1985 года. Списан в 1997 году;
Р-158 – заводской №909, принят в строй в октябре 1986 года. Списан в 1996 году;
Р-76 – заводской №910, принят в строй в декабре 1986 года. Списан в 1996 году;
Р-83 – заводской №911, принят в строй в декабре 1986 года;
Р-229 – заводской №912, принят в строй в сентябре 1987 года;
Р-230 – заводской №913, принят в строй в декабре 1987 года. Списан в 1997 году;
Р-240 – заводской №914, принят в строй в октябре 1988 года;
Р-261 – заводской №915, принят в строй в декабре 1988 года. Бортовой №991. ТОФ (2 гн.дн РК) ;
Р-271 – заводской №916, принят в строй в сентябре 1989 года;
Р-442 – заводской №917, принят в строй в декабре 1989 года;
Р-297 – заводской №918, принят в строй в сентябре 1990 года. Бортовой №951. ТОФ;
Р-298 – заводской №919, принят в строй в декабре 1990 года. Бортовой №940. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-11 – заводской №920, принят в строй в сентябре 1991 года. Бортовой №916. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-14 – заводской №921, заложен в 1988 году, принят в строй в декабре 1991 года. Бортовой №924. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-18 – заводской №922, принят в строй в августе 1992 года. Бортовой №937. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-19 – заводской №923, принят в строй в декабре 1992 года. Бортовой №978. ТОФ;
Р-20 – заводской №924, заложен в 1989 году, спущен со стапелей в октябре 1991 года, принят в строй в ноябре 1993 года. Бортовой №921. ТОФ (2 гн.дн РК) ;
Р-24 – заводской №925, заложен в 1989 году, спущен со стапелей в декабре 1991 года, принят в строй в декабре 1994 года. Бортовой №946. ТОФ (2 гн.дн РК);
Р-29 – заводской №924, последний РК, заложенный на мощностях Средне-Невского завода в 1992 году, принят в строй в сентябре 2003 года. Бортовой №916. ТОФ (2 гн.дн РК).




Основные характеристики:
— длина – 56,1 м;
— ширина – 10,2 м;
— осадка – 4,3 (2,5) м;
— водоизмещение норма/макс – 436/493 тонны;
— скорость – 38…39 до 41 узлов;
— дальность хода 1600 миль (скорость 20 узлов) или 400 миль (скорость 36 узлов);
— силовая – ДГТУ, комбинированная, два дизеля (8000 л.с.) и две турбины (24000 л.с.);
— вооружение – 4 ПУ с 3М-80 (ПКР Москит); одна АК-176 калибра 76,2 мм; два АК-630 калибра 30 мм; возможность установки двух ПЗРК «Стрела-3» или «Игла»;
— оборудование – усиленный радиолокационный комплекс;
— команда катера – 40/41 или 44 человека.

23 июля через пролив Босфор из Средиземного моря в Черное прошел корвет «Серпухов» с ракетами «Калибр» на борту. Несколькими днями ранее в сирийском Тартусе его сменил большой ракетный катер «Ивановец», называемый на западе «Тарантулом».

Как сообщала «Русская Весна», у берегов Сирии в составе средиземноморской флотилии ВМФ России выполняют задачи новейшие малые ракетные корабли «Серпухов» и «Зеленый дол», оснащенные ракетами «Калибр». Ранее эти два корвета раз в несколько месяцев сменяли друг друга на вахтах в Средиземноморье.

Современный малый ракетный корабль «Серпухов» - корвет модернизированного проекта 21631 «Буян-М» с увеличенным водоизмещением и оснащенный новейшим высокоточным оружием - универсальным корабельным огневым комплексом, позволяющим использовать ракеты «Калибр» и «Оникс».

Теперь впервые МРК «Серпухов» у берегов Сирии сменил не «Зеленый дол», а большой ракетный катер (БРК) «Ивановец» (проект 12411 «Молния», по классификации НАТО – Tarantul-class corvettes). БРК предназначен для уничтожения военных надводных вражеских кораблей и десантных судов в море и в пунктах базирования. Кроме того, в его стандартные задачи входит прикрытие российских кораблей от надводных и воздушных угроз.

Главное оружие «Тарантула» «Ивановца» - это 4 пусковых установки противокорабельных сверхзвуковых ракет 3 М-80 «Москит».

Эта крылатая сверхзвуковая самонаводящаяся ракета после пуска делает «горку», после чего снижается до маршевой высоты полета около 20-ти метров, при подлете к вражескому кораблю она снижается до 7-ми метров. Скорость полета «Москита» составляет 2,35 Маха. Благодаря большой скорости и тяжелой боевой части (150 кг) ракета способна потопить не только корабль среднего класса, но и крейсер противника. Дальность поражения «Москита» - до 120 километров.

Кроме того, в носовой части большого ракетного катера установлена автоматическая артиллерийская установка АК-176 М калибром 76,2 мм, а на корме для борьбы с низколетящими противокорабельными ракетами размещены две шестиствольные 30/54 АУ АК-630 М с двумя ленточными магазинами на 2000 патронов и запасной лентой в 1000 патронов каждый.

Дальность стрельбы автоматических скорострельных артиллерийских установок - 4000 м. В нормативном режиме стрельба ведётся 4–5 очередями по 20–25 выстрелов, начиная с предельной дальности, на дистанции наиболее эффективного огня огонь ведётся очередями по 400 выстрелов с перерывом между очередями в 3 – 5 секунд.

Также известно, что ракетные катера проекта 1241 оснащены системой радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Вымпел-Р2», обеспечивающей РЭБ ракетного катера способом постановки активных радиоэлектронных помех. Кроме того, для целей РЭБ ракетные катера проекта 1241 оснащены также двумя шестнадцатиствольными дистанционно управляемыми пусковыми установками ПК-16 для постановки пассивных помех, ведущими стрельбу 82-мм снарядами с дипольными отражателями или тепловыми ловушками.

Местом постоянного базирования БРК «Ивановец» и МРК «Серпухов» является город-герой Севастополь, где находится штаб-квартира Черноморского флота России.

Сегодня командование старейшего корабельного соединения Черноморского флота – бригады ракетных катеров — торжественно встретило после трёхмесячной боевой службы экипаж именного ракетного катера «Ивановец», которым командует капитан 3 ранга Алексей Куприянов, передаёт корреспондент КИА.

Ракетные катера довольно редко выходят в дальнюю морскую зону, они не рассчитаны на действия в отрыве от главных сил. Тем более на такие сроки. Но ситуация потребовала и моряки-катерники выполнили поставленную задачу. Поэтому их встречали торжественно, с оркестром, караваем и жареным поросёнком.

Первым доложил о выполнении поставленных задач заместитель командира тактической группы ракетных катеров капитан 3 ранга Алексей Орляпов, затем – командир катера.

На торжественном митинге кроме командования Крымской ВМБ и бригады ракетных катеров выступил председатель совета ветеранов Севастопольской ордена Нахимова 1-й степени бригады ракетных катеров капитан 1 ранга в отставке Николай Халимон. Ветеран прославленного соединения напомнил, что воспитанниками бригады стали 13 Героев Советского Союза. Бюсты легендарных катерников установлены на Аллее Героев бригады. Там же, на постаменте — торпедный катер времен Великой Отечественной войны.

«Нам, ветеранам, приятно осознавать, что сегодняшние моряки-катерники продолжают славные традиции катерников старшего поколения», — отметил Николай Халимон.

Наиболее отличившимся воинам вручили медали и грамоты.


По материалам Крымского информационного агентства

Большой ракетный катер «Ивановец» (бывший «Р-334») проекта 12411 шифр «Молния-1» (по классификации НАТО – Tarantul-class corvettes) предназначен для уничтожения боевых надводных кораблей противника, десантных и транспортных средств и судов в море, пунктах базирования, морских группировок и их прикрытия, а также для прикрытия своих кораблей и судов от надводных и воздушных угроз.

Катер под именем «Р-334» был заложен 04 января 1988 года, строительный номер 211, на Средне-Невском ССЗ. Спущен на воду 28 июля 1989 года. Вступил в состав Черноморского флота 30 декабря 1989 года. С 1990 года имеет бортовой номер 954.

Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 436 тонн, полное 493 тонны. Длина 56,1 метра, ширина 10,2 метра, осадка 2,5 метра. Скорость полного хода 41 узел. Дальность плавания 1600 миль на 14 узлах, 450 миль на 36 узлах. Автономность 10 суток. Экипаж 40 человек, в том числе 5 офицеров.

Силовая установка: 2х4000 л.с. дизели М-510, 2х12000 л.с. ГТУ М-70, 2 ВФШ, 2 ДГ по 200кВт, 1 ДГ 100 кВт.

Вооружение: 2x2 ПУ ПКР «Москит»; 1x1 76-мм АУ АК-176; 2x6 30-мм АУ АК-630; 1 ПУ ЗРК «Игла».

В ноябре 1998 года был заключен договор между 41 БрРКА и администрацией Ивановской области о шефских связях. 29 октября 1998 года катер переименован в «Ивановец».

По состоянию на август 2013 года проходил капитальный ремонт в доке. В сентябре должен был войти в состав группировки кораблей ВМФ РФ в Средиземном море, однако вместо этого был привлечен к мероприятиям по обеспечению безопасности зимней Олимпиады в Сочи.

По состоянию на март 2015 года входил в боевой состав ВМФ РФ. По сообщению от 05 октября успешно выполнил совместные ракетные стрельбы по сложной мишени, имитирующей отряд боевых кораблей условного противника.

По сообщению от 22 апреля 2016 года в тактическом учение. 13 июля проливами Босфор и Дарданеллы проследовал из Черного моря в Средиземное море, для выполнения плановых задач. По сообщению от 21 октября в Севастополь.

По сообщению от 10 мая 2017 года в соответствии с планом боевой подготовки в полигонах Черноморского флота в двухстороннем тактическом учение с соединением ракетных катеров ЧФ. 24 августа в рамках планового зачетного тактического учения группировки разнородных ударных сил Черноморского флота артиллерийские стрельбы по морскому буксируемому щиту, имитирующему надводную цель.

По сообщению от 29 марта 2018 года стрельбу противокорабельными крылатыми ракетами «Москит», которые успешно поразили заданную морскую цель.

По сообщению от 31 марта 2019 года в составе отряда кораблей Черноморского флота в пункт постоянной дислокации после выполнения зенитных и артиллерийских стрельб в морских полигонах боевой подготовки. По сообщению от 06 апреля в Севастополь после успешного выполнения ракетных стрельб в акватории Чёрного моря.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!