Это жизнь - портал для женщин

Урок- исследование на тему полезные ископаемые. Полезные ископаемые,без которых сложно было бы жить

Полезные ископаемые – это образования земной коры, состоящие из минералов, химические и физические свойства которых позволяют применять их в производственно-бытовой сфере. Без многообразия веществ, которыми богата Земля, наш мир бы не был таким разнообразным и развитым. Технический прогресс был бы недостижим и непомерно сложен. Рассмотрим понятие, виды полезных ископаемых и их характеристику.

Понятия и термины, относящиеся к теме

Прежде чем разбирать виды полезных ископаемых, необходимо знать специфические определения, касающиеся этой темы. Так будет легче и проще со всем разобраться. Итак, полезные ископаемые – это минеральное сырье или образования земной коры, которые могут иметь органическое или неорганическое происхождение и применяться в производстве материально-вещественных предметов.

Месторождением полезных ископаемых называют скопление некоторого количества минерального вещества на поверхности или в недрах Земли, которые разделяют на категории в зависимости от области применения в промышленности.

Рудой называют минеральное образование, возникшее в природных условиях и состоящее из таких компонентов и в таком соотношении, что ее использование возможно и целесообразно для промышленно-технической сферы.

Когда начали добывать полезные ископаемые?

Доподлинно неизвестно, когда именно произошла первая добыча ископаемых. По данным историков, открыли завесу древние египтяне. Экспедиция была отправлена на Синайский полуостров в 2600 году до нашей эры. Предполагалось, что они добудут слюду. Однако произошел прорыв в знаниях древних жителей о сырье и материалах: была найдена медь. О добыче и обработке серебра известно из истории Греции. Римляне узнали о такие металлах, как цинк, железо, олово и свинец. Основав шахты от Африки до Британии, Римская империя осуществляла их добычу, а затем использовала для изготовления орудий.

В XVIII веке после промышленной революции полезные ископаемые стали остро необходимы. В связи с чем их добыча развивалась быстрыми темпами. Современные технологии основываются на открытиях именно того периода. В XIX веке произошла знаменитая «золотая лихорадка», в ходе которой было добыто огромное количество драгоценного металла – золота. В тех же местах (Южной Африке) открыли несколько месторождений алмазов.

Характеристика полезных ископаемых по физическому состоянию

Из уроков физики известно, что вещества способны находиться в одном из четырех агрегатных состояний: жидком, твердом, газообразном и плазматическом. В обычной жизни каждый без труда может пронаблюдать первые три. Полезные ископаемые, как и любые другие химические соединения, могут быть обнаружены на поверхности Земли или в ее недрах в одном из трех состояний. Таким образом, виды полезных ископаемых в первую очередь делятся на:

  • жидкие (минеральные воды, нефть);
  • твердые (металлы, угли, руды);
  • газообразные (природный газ, инертный газ).

Каждая из групп – важная и неотъемлемая часть промышленной жизни. Многообразие ресурсов позволяет странам развиваться в технической и экономической сфере. Количество залежей полезных ископаемых – показатель богатства и благополучия страны.

Промышленные виды, классификация полезных ископаемых

После обнаружения первых минеральных пород, человек серьезно задумался о том, какую пользу они могут принести в его жизнь. С зарождением и развитием промышленности была сформирована классификация месторождений полезных ископаемых на основе их использования в технической сфере. Рассмотрим эти виды полезных ископаемых. Таблица содержит полную информацию об их характеристике:

Промышленные типы месторождений и ископаемые, их составляющие
Тип месторождения ископаемого Группы в его составе Виды ископаемых
Горючие (топливные) Твердое состояние Торф, уголь
Жидкое/газообразное состояние Газ, нефть
Металлические Металлы черные Марганец, хром, титан, железо
Металлы цветные Свинец, медь, кобальт, алюминий, никель
Металлы благородные Платина, золото, серебро
Металлы редкие Олово, тантал, вольфрам, ниобий, молибден
Радиоактивные соединения Торий, радий, уран
Неметаллические Сырье горнорудное Слюда, магнезит, тальк, известняк, графит, глины, пески
Сырье химическое Флюорит, фосфорит, барит, соли минеральные
Строительные материалы Мрамор, гипс, гравий и песок, глины, облицовочные камни, цементное сырье
Камни самоцветные Камни драгоценные и поделочные

Рассмотренные виды полезных ископаемых вместе с запасами пресной воды являются главной характеристикой богатств земли или отдельной страны. Это типовая градация минерально-сырьевых ресурсов, при помощи которой все природные вещества, используемые в промышленно-бытовой сфере, сгруппированы в зависимости от физических и химических свойств. Познакомимся с каждой категорией отдельно.

Горючие ископаемые

К какому виду полезных ископаемых относится нефть? А газ? Полезное ископаемое чаще представляется твердым металлом, нежели непонятной жидкостью или газом. С металлом знакомы с раннего детства, тогда как понимание, что такое нефть или даже бытовой газ, приходит немного позже. Итак, к какому виду, согласно уже изученных классификаций, стоит отнести нефть и газ? Нефть – к группе жидких веществ, газ – к газообразным. Исходя из их применения, однозначно, к горючим или, по-другому, топливным полезным ископаемым. Ведь нефть и газ используются в первую очередь в виде источника энергии и тепла: на них работают двигатели машин, ими отапливаются жилые помещения, с их помощью готовят еду. Сама энергия высвобождается за счет горения топлива. А если посмотреть еще глубже, то этому способствует углерод, который входит во все горючие ископаемые. К какому виду полезных ископаемых относится нефть, разобрались.

Какие еще вещества сюда относятся? Это твердые топливные соединения, образующиеся в природе: каменный и бурый уголь, торф, антрацит, горючий сланец. Рассмотрим краткую их характеристику. Виды полезных ископаемых (горючие):

  • уголь – первое горючее, которое начал использовать человек. Основной источник энергии, используемый в масштабных размерах на производстве, именно благодаря этому ископаемому произошла промышленная революция. Образуется он за счет остатков растений без доступа воздуха. В зависимости от удельной массы углерода в угле различают его разновидности: антрациты, бурый и каменный уголь, графиты;
  • горючий сланец был образован на дне морском около 450 млн лет назад из остатков растительности и животных. Состоит из минеральной и органической части. При сухой перегонке образует смолу, которая близка к нефти;
  • торф – скопление не полностью разложившихся остатков растений в условиях болот, более половины его состава – углерод. Используется в качестве горючего, удобрения, теплоизоляции.

Горючие природные вещества являются важнейшими видами полезных ископаемых. Благодаря им человечество научилось вырабатывать и использовать энергию, а также создало множество отраслей промышленности. В настоящее время потребность в топливных ископаемых стоит очень остро для большинства государств. Это крупный сегмент мировой экономики, от которого зависит благополучие стран всего мира.

Металлические полезные ископаемые: виды, характеристика

Нам известны виды полезных ископаемых: топливные, рудные, нерудные. Первая группа успешно изучена. Продвигаемся дальше – рудные, или металлические, ископаемые – то, ради чего вообще зарождалась и развивалась промышленность. Еще с древних времен человек понял, что металл дает в повседневной жизни гораздо больше возможностей, чем его отсутствие. В современном мире уже невозможно представить жизнь без какого-либо металла. В бытовой технике и электронике, в домах, в ванной комнате, даже в маленькой лампочке – он повсюду.

Как добывают? Лишь благородные металлы, которые из-за своих химических свойств не вступают в реакцию с другими простыми и сложными веществами, можно найти в чистом виде. Остальные же активно взаимодействуют друг с другом, превращаясь в руду. Смесь металлов при необходимости разделяют или оставляют без изменений. Сплавы, образованные природой, «прижились» благодаря смешанным свойствам. Железо, например, можно сделать более твердым, если добавить к металлу углерод, получится сталь – прочное соединение, выдерживающее большие нагрузки.

В зависимости от индивидуальных характеристик, а также области применения рудные полезные ископаемые делятся на группы: черные, цветные, благородные, редкие и радиоактивные металлы.

Черные металлы

Черные металлы - это железо и его разнообразные сплавы: сталь, чугун и другие ферросплавы. Применяется в производстве самого различного направления: военном, судостроении, авиастроении, машиностроении.

Многие изделия из железа используются в повседневной жизни: из стали изготавливают кухонную утварь, ею покрывают многие элементы сантехники.

Цветные металлы

В группу цветных металлов входит большое количество полезных ископаемых. Название группы произошло от того, что многие металлы имеют специфический цвет. Например, медь - красная, алюминий - серебристый. Оставшиеся 3 вида полезных ископаемых (благородные, редкие, радиоактивные), по сути, являются подвидом цветных металлов. Многие из них смешивают в сплавы, т. к. в таком виде они обладают лучшими свойствами.

Цветные металлы классифицируют на:

  • тяжелые – высокотоксичные с большим атомным весом: свинец, олово, медь, цинк;
  • легкие, обладающие малой плотностью и весом: магний, титан, алюминий, кальций, литий, натрий, рубидий, стронций, цезий, бериллий, барий, калий;
  • благородные в связи с высокой стойкостью практически не вступают в химические реакции, красивы на вид: платина, серебро, золото, родий, палладий, рутений, осмий;
  • малые (редкие) – сурьма, ртуть, кобальт, кадмий, мышьяк, висмут;
  • тугоплавкие обладают высокой температурой плавления и стойкостью к износу: молибден, тантал, ванадий, вольфрам, марганец, хром, цирконий, ниобий;
  • редкоземельные – группу составляют 17 элементов: самарий, неодим, лантан, церий, европий, тербий, гадолиний, диспрозий, эрбий, гольмий, иттербий, лютеций, скандий, иттрий, тулий, прометий, тербий;
  • рассеянные встречаются в природе только в виде примесей: теллур, таллий, индий, германий, ренний, гафний, селен;
  • радиоактивные самостоятельно излучают поток радиоактивных частиц: радий, плутоний, уран, протактиний, калифорний, фермий, америций и другие.

Особое значение для человечества представляют алюминий, никель и медь. Развитые страны стремятся к увеличению их производства, т. к. количество этих цветных металлов напрямую влияет на технический прогресс в авиастроении, космонавтике, атомных и микроскопических приборов, электротехнике.

Неметаллические природные элементы

Подведем небольшой итог. Основные категории из таблицы «Виды полезных ископаемых» (топливные, рудные, нерудные) изучены. Какие же элементы относят к нерудным, т. е. неметаллическим? Это группа твердых или мягких полезных ископаемых, встречающихся в виде отдельных минералов или горных пород. Современной науке известно более сотни таких химических соединений, являющихся ничем иным, как продуктом природных процессов.

По масштабам их добычи и использования нерудные ископаемые опережают только топливные виды полезных ископаемых. Таблица ниже содержит основные породы и минералы, составляющие неметаллическую группу природных недр, и их краткую характеристику.

Нерудные полезные ископаемые
Группа неметаллических минералов/пород Вид породы/минерала Характеристика
Сырье горнорудное Асбест Несгораемая горная порода. Применяют для изготовления огнестойких материалов, кровель, тканей противопожарных.
Известняк Осадочная горная порода, широко используется в строительстве. При его обжиге получается негашеная известь.
Слюда Породообразующий минерал. По химическому составу подразделяется на алюминиевые, магнезиально-железистые литиевые слюды. Применяется в современной технике.
Сырье химическое Калийные соли Осадочные горные породы, в состав которых входит калий. Используется в качестве сырья для химической промышленности и при изготовлении калийных удобрений.
Апатит Минералы, содержащие большое количество фосфорных солей. Применяют для изготовления удобрений, а также в производстве керамики.
Сера Встречается в виде руды самородной серы и в соединениях. Используется в основном для производства серной кислоты, при вулканизации каучука.
Строительные материалы Гипс Сульфатный минерал. Применяется в различных сферах деятельности человека.
Мрамор Горная порода, основанная на кальците. Используют в электротехнике, для изготовления штукатурки и мозаики, памятников.
Камни самоцветные Драгоценные Обладают красивым рисунком или цветом, блестят, легко поддаются шлифовке и огранке. Применяются для изготовления ювелирных украшений и прочего декора.
Полудрагоценные
Поделочные

Нерудные виды полезных ископаемых очень важны для разных отраслей производства, строительства, а также необходимы в повседневной жизни.

Классификация ресурсов по исчерпаемости

Помимо градации полезных ископаемых по их физическому состоянию и характеристикам, рассматривают показатели их исчерпаемости и возобновляемости. Основные виды полезных ископаемых подразделяют на:

  • исчерпаемые, которые в определенный момент могут закончиться и будут недоступны к добыче;
  • неисчерпаемые – относительно неиссякаемые источники природных ресурсов, например, солнечная и ветровая энергия, океаны, моря;
  • возобновимые – ископаемые, которые на определенном уровне исчерпаемости могут быть частично или полностью восстановлены, например, леса, почва, вода;
  • невозобновимые – если ресурсы были полностью исчерпаны, возобновить их, как правило, не удается;
  • заменимые – ископаемые, которые можно при необходимости заменить, например, топливные виды.
  • незаменимые – те, без которых жизнь будет невозможной (воздух).

Природные ресурсы требуют бережного отношения и рационального использования, так как большинство из них имеют исчерпываемый предел, а если и будут возобновимы, то очень нескоро.

Полезные ископаемые играют важную роль в жизни человека. Без них не было бы технических и научных открытий, да и привычной жизни в целом. Результаты их добычи и переработки окружают нас повсюду: здания, транспорт, коммунально-бытовые блага, медикаменты.

1. Подумай и запиши, какие из твоих потребностей удовлетворяются благодаря полезным ископаемым.

В пище (газ используется в газовых плитах), в тепле, в свете, в предметах быта (ложки, кастрюли), в быстром передвижении (транспорт) и др.

2. Практическая работа "Исследуем полезные ископаемые".

Цель работы: определить полезные ископаемые и установить их свойства.

Оборудование: образцы полезных ископаемых, выданные учителем; атлас-определитель "От земли до неба".

Ход работы (по заданиям учебника).

Заполните таблицу.

Оценка выполнения работы (достигнута ли цель): да

Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте другие сообщения. Коллективно обсудите, по каким признакам можно различить изученные вами полезные ископаемые.

3. Муравей Вопросик хочет знать, как применяются полезные ископаемые. Отметь знаком "+" в соответствующем столбце. Сделай это сначала простым карандашом.

Применение полезных ископаемых

Названия полезного ископаемого Применяется в строительстве Служит топливом Применяется для получения металлов
Глина +
Известняк +
Нефть +
Песок +
Природный газ +
Железная руда +
Каменный уголь +

Попроси рядом сидящего ученика проверить твою работу. После проверки проставь знаки "+" ручкой или цветным карандашом (по своему выбору).

4. Учительница попросила Сережу рассказать о полезных ископаемых. Но он смог о каждом сказать только одно предложение. Догадайся, какие полезные ископаемые он имел в виду. Впиши их названия в клеточки.

1. Из нее делают бензин - нефть

2. С его помощью готовят обед - газ

3. Из нее делают кирпичи - глина

4. Из нее выплавляют сталь - руда

5. С ним играют дети - песок

6. Из него делают памятники - мрамор

7. Его добывают на болотах - торф

8. Его добывают в шахтах - уголь

9. Ее добавляют в суп - соль

10. Из него делают известь - известняк

5. Покажи стрелками, на каких фотографиях изображени карьер, шахта, буровая установка.

6. Наш Попугай, любитель тайн и загадок, придумал для тебя задание. В старой шахте спрятан клад. Отыщи дорогу к кладу и обозначь ее стрелкой. Начни путь с лифта.

7. По заданию учебника узнай в краеведческом музее, какие полезные ископаемые добывают в вашей местности. Запиши их названия.

Газ, нефть

8. Здесь ты можешь записать план своего сообщения о полезном ископаемом или основные сведения о нем.

1. Определение

2. Мировой запас

3. Крупные месторождения

4. Добыча в нашем городе

Воспользуйся записью при пыступлении в классе. Послушай и оцени сообщения других ребят.

Класс: 3.

Тема: Полезные ископаемые.

1. Сформировать у школьников представления о характерных особенностях горных пород, их разнообразии и распространенности в природе, привести знания детей о горных породах в систему. Усвоить понятия: полезные ископаемые, месторождения, минерал (составная часть горных пород)

2 .Развивать умения различать полезные ископаемые.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, охрана и рациональное использование полезных ископаемых.

Тип урока: открытие новых знаний

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, деятельностный

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности

Проведение психологического энергизатора - это игра, которая связана с психическими процессами человека, то, что даёт энергию и стимулирует к жизни.

Массаж “Друг за другом”.

Дети становятся в круг друг за другом, глядя в затылок впереди стоящего. Проводится массаж по спине соседа:

  • Светит солнце (поглаживание)
  • Пошёл мелкий дождик (лёгкое постукивание пальчиками)
  • Налетел ветерок, и полетели листья (похлопывание по спине)
  • Дождик переходит в град (более сильное постукивание пальчиками по спине)
  • Снова налетел ветер, и всё смёл (поглаживание справа налево)
  • Начинается листопад (похлопывание ладошками по спине) и т.д.

Скажите, какой раздел в окружающем мире мы начали изучать? (Горные породы)

Что такое горные породы? (Это различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами)

Назовите места, где могут залегать горные породы? (Горные породы лежат повсюду: под фундаментами домов, под асфальтом улиц и площадей в городах, под слоем почвы лесов, полей, лугов, на дне рек, озер, морей и океанов)

2. Актуализация знаний. Для того чтобы вспомнить горные породы разгадаем кроссворд.

Вертикаль:

1. Он черный, блестящий
Помощник настоящий.
Он несет в дома тепло
От него всегда светло. (Уголь)
2. Не зря она варилась в доменной печи
На славу получились ножницы, ключи. (Руда)
3. По трубе течет,
Пироги печет. (Газ)
4. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета
Отгадайте что же это? (Нефть)
5. Покрывают им дороги,
Улицы в селеньях.
А еще он есть в цементе.
Сам он удобренье. (Известняк)
6. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)

Горизонталь:

Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы, станут и заметны. (Гранит)

На какие группы можно распределить эти горные породы? (Ответы детей)

1 вариант.

Горные породы бывают: твердыми (уголь, руда, известняк, гранит, торф), жидкими (нефть), газообразными (газ).

2 вариант.

Горные породы, состоящие из одного минерала (газ, нефть, известняк)

Горные породы, состоящие из нескольких минералов (руда, гранит, торф)

Что такое минерал? (Естественное образование кристаллической структуры, залегающее в глубинах или на поверхности Земли)

Назовите однокоренные слова к слову минерал. (Минеролог, минералогия, минералка)

Минералогия –наука о минералах.

Минералог – специалист по минералогии.

Минералка – столовая минеральная вода. Чем является вода? (Горной породой)

Итог – вывод: Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами называют горными породами. Они состоят из минералов. Бывают жидкими, твердыми, газообразными.

3. Постановка цели деятельности

“…на проведение ГРР за отчетный период государством было потрачено 18,9 млрд. рублей . В частности, на поиск углеводородного сырья в прошлом году предполагалось выделить 10,65 млрд. рублей бюджетных средств…”.

“…в области геологоразведки приоритет, как и в прошлом году, отдается изучению Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). Речь идет об участках недр, примыкающих к трассам строительства нефтегазопроводов. В сибирском регионе планируют потратить 4,3 млрд. рублей на бурение…”

Как вы думаете, почему государство готово выплачивать такие деньги на добычу горных пород?

(Горные породы полезны человеку)

Так, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке, сформулируйте тему урока и поставьте цель.

(Тема: горные породы полезные человеку. Цель: узнать и исследовать, чем они полезны человеку.)

4. Изучение нового материала

Чем полезны: - песок? (Применяют в строительстве, в песочнице дети играют с песком)

Глина? (Изготавливают посуду, кирпичи)

Известняк? (Мел, строительный материал)

Нефть? (Из неё получают бензин, краски, керосин)

Природный газ? (Отопление в деревенских домах, для газовых плит)

Торф? (Топливо)

Гранит? (Памятники)

Молодцы! Все верно. Вы смогли доказать, что эти горные породы полезны. Дополним наши знания, используя учебник. Разделимся на семь групп.

  • 1 группа – найдет информацию о песке;
  • 2 группа – о глине;
  • 3 группа – об известняке;
  • 4 группа – о нефти;
  • 5 группа – о торфе;
  • 6 группа – об угле;
  • 7 группа – о железных рудах;
  • 8 группа – о граните

Один ученик от группы рассказывает о пользе горных пород.

Песок используют для производства стекла. Для этого песок специально смешивают с известью и содой, ставят в специальные печи. От сильного жара смесь плавится и получается жидкое стекло. Его заливают в формы, где оно остывает и становится твердым.

Из белой глины делают прекрасную тонкую фарфоровую посуду, керамзитовые шарики, которыми засыпают потолки, они служат утеплением

Известняк является строительным материалом, идет на изготовление цемента, бетона, железобетона и пенобетона. Из него получают известь, строительные камни, известковые растворы. Много лет назад здания в Москве строили из белого известняка. Некоторые из них сохранились до сих пор: Колокольня Ивана Великого, Большой Театр.

Из гранита сооружают набережные опоры мостов. Отполированный гранит используют для облицовки зданий, станций метро, складывают из кусочков гранита настенные картины – мозаики.

Из нефти получают краски, лекарства, духи, синтетические материалы, солярку, керосин, мазут, шины, камеры колес, рыболовную леску, полиэтиленовые пакеты.

Торф – это прекрасная теплая подстилка для домашних животных, так как сухой торф хорошо впитывает влагу. А если смешать с навозом, становится прекрасным удобрением для огородов и полей – это гарантия хорошего урожая. Торф можно использовать как топливо для печей и на электростанциях. Из торфа получают спирт, уксус, газ, технический воск, кокс – т.е. он хорошее химическое сырье.

Уголь – источник тепла и электроэнергии. На специальных электростанциях ток вырабатывается с помощью каменного угля. Из каменного угля делают краски, пластмассы, резину, даже лекарства. Без угля невозможна выплавка металлов.

Из железных руд получают железо и его сплавы: чугун и сталь. Из руд цветных металлов получают медь, алюминий, цинк, свинец, серебро, золото и многие другие металлы. Эти металлы называют цветными, потому что имеют разнообразную окраску. Металлы хорошо проводят тепло и электричество. Поэтому электрические провода делают из металла. Рельсы, кровля для крыш, водопроводные трубы изготовлены из различных металлов.

Как можно назвать горные породы, которые полезны людям? (Предположения детей)

Такие горные породы называют полезными ископаемыми . Почему ископаемыми? (Так как их выкапывают из недр Земли)

А место скопления полезных ископаемых в земле называется месторождением . От каких слов образовалось слово месторождение? (Место, родиться)

На какие группы можно разделить полезные ископаемые в зависимости от назначения? (Дети высказывают предположения, например: “Одни полезных ископаемых, такие как песок, глина, мрамор, гранит, известняк – применяют в строительстве”)

Каким общим свойством объединены: уголь, нефть, природный газ, торф? (Они горят)

Поэтому их называют горючими полезными ископаемыми и используют в основном как топливо.

Полезные ископаемые, в состав которых входят железо и цветные металлы, называют рудами.

Итог – вывод: Все природные богатства, которые люди добывают из глубин земли, называются полезные ископаемые. Полезные ископаемые бывают: горючие, строительные, рудные.

Обратите внимание на дома в нашем городе. Какие полезные ископаемые были использованы при их строительстве?

Назовите горючие полезные ископаемые. Как их используют?

Есть ли в нашем городе памятники? Из чего они сделаны?

Вспомните сказку Х.-К. Андерсена, герой которой был сделан из металла. Из какого металла? Что с ним случилось в конце сказки и почему?

5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

  • Шахта
  • Карьер
  • Месторождение
  • Из угля
  • Из гранита
  • Из руды
  • Из угля
  • Из нефти
  • Из газа
  • Гранит
  • Нефть
  • Глина
  • Каменный уголь
  • Гранит
  • Нефть
  • Глина

Ответы на тест

1. Как называется место, где залегают полезные ископаемые?

  • Шахта
  • Карьер
  • Месторождение

2. Из какого полезного ископаемого получают металлы?

  • Из угля
  • Из гранита
  • Из руды

3. Из какого полезного ископаемого получают бензин?

  • Из угля
  • Из нефти
  • Из газа

4. Какое полезное ископаемое идет на изготовление посуды?

  • Гранит
  • Нефть
  • Глина

5. Что не является горючим полезным ископаемым?

  • Каменный уголь
  • Гранит

6. Какое полезное ископаемое является жидким?

  • Нефть
  • Глина

6. Итог урока

Какая тема урока была рассмотрена сегодня? (Полезные ископаемые)

Рассмотрите схему (Приложение 1). Расскажите, как используют различные полезные ископаемые. Приведите свои примеры.


Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе.

Тема : Полезные ископаемые.

УМК «Школа России». Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс.

Цели :

1. Сформировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождениями полезных ископаемых.

2. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

3. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.

Оборудование : Образцы полезных ископаемых, оборудование для опытов, лупа или микроскоп, учебники, тетради, тесты, инструкция, листы с заданиями, карта Московской области.

Применяемые технологии : проблемное обучение, групповая и игровая технологии.

Ход урока :

    Организационный момент.

    Вот уже звенит звонок
    Начинается урок
    Хозяйка подземных богатств
    В свое царство зовет сегодня нас.

-О каком царстве сказано в стихотворении?

- О каких богатствах пойдёт речь?

- Какие материалы люди используют для строительства?

- Чем люди отапливают дома?

- Где люди берут эти материалы?

    Под землёй их добывают,

Приложив немалый труд.

Уголь среди них бывает,

Нефть и газ, и много руд.

Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории по изучению полезных ископаемых. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности.

2. Постановка проблемы на уроке:

    Изучая полезные ископаемые, чтобы вы хотели узнать?

    Дети задают вопросы я записываю их на доске.

Проблема : Как вы думаете? «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?»

Дети клеют желтые и красные бумажки на доску.

Предположения: 1) да, можно; 2) нет, нельзя.

3. Знакомство с новым материалом.

Итак, коллеги, переходим к теме урока. На этом уроке вы узнаете, что мы называем полезными ископаемыми, какими они бывают, узнаете их основные свойства, месторождения полезных ископаемых и для чего их добывают, какие полезные ископаемые добывают в нашей местности.

1) Фронтальная беседа :

А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

А из чего делают автомобили, самолёты?

Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента , известняка ; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

Да, им нужно горючее, которое получают из нефти . Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

А почему они полезные? (Ответы детей)

2 ) Работа по учебнику и тетради .

Молодцы! А сейчас откройте учебники на с. 48, найдите определение полезных ископаемых и запишите его в тетрадь на с.25.

3 ) Беседа.

Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие , рудные (металлические) и нерудные (строительные). Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми и делить их на группы.

Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ . Всё это разные виды ископаемого топлива.

А какое значение имеет топливо?

При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа .

Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды . Из железной руды - чугун, сталь, из медной медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

Молодцы. Перейдём к третьей группе.

Как вы думаете, почему они называются строительными?

Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

Физкультминутка.

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”

11. Отгадаем о каких ископаемых идет речь

1)Он Черный блестящий

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали

Делает краски и эмали (уголь)

2)Росли на болоте растения

Стали топливом и удобрением (торф)

3)Без него не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте что же это? (нефть)

4)Если встретишь на дороге,

То увязнет сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобиться сразу, (глина)

4) Практическая работа. Работа в группах.

(Изучение свойств песка, известняка, торфа, угля, гранита)

- А сейчас мы проведём практическую работу по группам (на группы можно разделиться еще в начале урока). В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом инструкция, учебник, Все исследования вам надо записать в таблицу и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. Даю время на исследование и запись результатов. По моему сигналу работу прекращаем.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Тяжелое или легкое

6. Состав, однородный или нет.

7. Где можно использовать, применить.

Выступление каждой группы . Отвечает капитан команды или любой ученик, назначенный своей группой (по выбору).

Делаем вывод: Какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? У кого другое мнение? (Ответы детей. Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

4) Закрепление знаний, полученных в практической работе.

А теперь всё обобщим и заполним кроссворд.

4. Добыча полезных ископаемых.

1) Чтение по учебнику с комментированием.

2) Дополнение: в карьере - песок, глину, известняк;

в шахте – уголь, руду;

в скважине – нефть, природный газ.

3) Словарная работа: месторождение , геолог.

Работа с картой.

    Просмотр фильма.

6. Итог урока. Вернёмся к проблеме нашего урока. Так можно ли обойтись без полезных ископаемых? (Ответы детей).

7. Закрепление изученного материала.

Можно дать вопросы по группам.

1) - С чем мы познакомились на уроке?

Что мы называем полезными ископаемыми?

На какие группы делятся полезные ископаемые?

Где их применяют?

Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

2) Можно провести тест на карточках для оперативного контроля:

Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

Тест.

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

а) гранит, песок

б) уголь, руда

в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

б) геологи

в) шахтёры

Проверка ответов.

3) Можно дать группам задания повышенной сложности.

Задание: найди одну ошибку в каждом предложении-утверждении. Подсказка! Заменить нужно только одно слово на подходящее по смыслу.

Найди ошибки в следующих утверждениях.

    Большинство полезных ископаемых жидкие .

    Месторождениями называются места, где хранят полезные ископаемые.

    Нефть добывают в карьерах .

    Как удобрение для растений используется каменный уголь .

    Изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения биологи.

Представители от команд выходят к доске и сравнивают ответы, подсчитывают количество баллов.

Ответы:

    Жидкие твёрдые

    Хранят залегают

    В карьерах в недрах земли

    Каменный уголь торф

    Биологи геологи

8. Рефлексия. Спрашиваю командиров групп:

- Как работала твоя команда? Кого бы ты отметил как самого активного?

    А теперь каждый из вас оцените свою активность (работу в группе) по 5-ти бальной шкале и изобразите своё настроение смайликом – нарисуйте в тетради. Понравилось ли тебе работать в группе, вместе?

    Домашнее задание : прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

На вопрос что делают из полезных ископаемых? из диких растений? заданный автором Европеоидный лучший ответ это Природные полезные ископаемые.
Гранит.
Прочность - главное свойство гранита. Он хорошо полируется и после этого становится красивым. Поэтому гранит применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий.
Известняк.
Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из него получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов (ими скрепляют кирпичи, штукатурят стены) .
Особая разновидность известняка - мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом мы пишем на доске, из него делают побелку, зубной порошок.
Песок и глина.
Песок используют в строительстве, а также для изготовления стекла, только не желтый, а белый.
Из красной глины делают кирпичи, черепицу для крыш, цветочные горшки, а тарелки, блюдца, красивые вазы и статуэтки делают из белой глины и покрывают их глазурью.
Торф.
Он используется как топливо в жилых домах. Для этого его спрессовали в небольшие бруски - брикеты. На фермах торф служит подстилкой для животных. В торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворных микробов.
Торф еще и хорошее удобрение. А на промышленных предприятиях из него получают некоторые лекарства и другие нужные вещества.
Уголь.
Важное свойство угля - горючесть. При горении он дает много тепла. Кроме того, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.
Нефть.
Это очень ценное полезное ископаемое. Из нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин) , смазочные масла, вазелин, различные краски, лаки, пластмассы, волокна для изготовления ткани.
Природный газ.
Природный газ очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных, на заводах. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы.
Железная руда.
На металлургических заводах в доменных печах из железной руды выплавляют чугун, сталь.
Из диких растений.
Салат, варенье, гербарий, заменитель кофе, настойку, начинку в пироги, заменитель муки, наполнитель для подушек, матрасов, аромамасло, чайный напиток, суп, приправу, волокно, наркотик, мебель.
Волокно используют для изготовления веревок, шпагатов, одежды.
Ещё лекарство. Настойки, отвары - это и есть лекарства. Бывают еще в порошкообразном и спрессованном виде, в виде таблеток.

Ответ от способность [новичек]
из диких растений
Дикорастущие растения - это и кустарники, деревья, травянистые растения, которые растут сами по себе в лесах, лугах и т. д. Бамбук. Из стеблей бамбука делают прочную мебель, циновку, коврики, плели корзины. Очень ценится бамбуковое волокно, из него изготавливают мягкий материал для банных халатов, полотенец. Обладает антимикробным защитным свойством. Из сока бамбука делают лекарственные препараты. Эвкалипт. Из древесины эвкалипта изготавливают древесину, бумагу. Из листьев - масло, масло и сок эквалипта используют при приготовлении лекарств: таблетки "Пектусин", препарат "Ингалипт", бальзам "Золотая звезда" и т. д. Каучук, вырабатывают из сока многолетних травянистых растений кок-сагыза, гевеи. Каучук идет на изготовление резины (для шин), резинового клея, резиновых уплотнителей. Из лозы ивы плетут корзины, из лозы винограда - мебель. Хинное дерево, женьшень, раувольфия змеинуя, ландыш, корень валерьяны и многие другие растения - лекарственные. Камыш - плетут корзины. Еще из него делают камышовые крыши



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!