Это жизнь - портал для женщин

Последний иудейский царь. Первые израильские цари саул, давид и соломон

В традиции еврейского народа не было царской власти. Они вели кочевой образ жизни и испокон веку управлялись патриархами, старейшинами, судьями... Еще со времен Моисея в Иудее строилась теократическая система управления: народ - старейшины - судьи - первосвященник (иногда рядом с ним пророк) - Бог. И это оправдывало себя в тех условиях. Однако переход к оседлой жизни, опыт общения с соседними народами (ханаанеянами, филистимлянами...), корыстолюбие и неспособность правящей верхушки защитить народ от внешней экспансии тех же соседей привели к тому, что народ потребовал себе царя, обратившись с требованием о назначении царя к высшему авторитету того времени пророку Самуилу.

Самуил, понимая, что новый вид правления угрожает будущей власти его сыновей, сопротивлялся этому решению, но в итоге все-таки сделал выбор в пользу юноши Саула, сына Киса из рода знатного с добрым именем из малочисленного колена Веньяминова. Вначале Самуил тайно помазал его на царствие, а потом через некоторое время перед народом на помазанника выпал жребий. Так излагает историю избрания Саула Иосиф Флавий.

Правил Саул примерно 20 лет и первое время своего царствования поступал по воле Божьей, показывая себя достойным правителем. Многими победами над врагами он приобрёл себе любовь народа. Поначалу он отказывался от почестей и в мирное время сам пахал на своём поле (1Цар. 11:4). Со временем Саул перестал исполнять повеления Божии, став самонадеянным, и Дух Божий оставил его. Понимая это, он впал в депрессию, и ничто его не радовало. Тайно на царствие был помазан Самуилом приближенный к царю Давид, разгонявший хандру царя искусной игрой на арфе.

В Гелвуйской битве пали три сына Саула. Окружённый вражескими лучниками и израненный их стрелами, Саул бросился на свой меч (1Цар. 31:4).

Давид играет на арфе перед Саулом.
Александр Андреевич Иванов. 1831 г. Бумага, наклеенная на бумагу и на картон, масло. 8,5 х 13,5.
На библейский сюжет. Эскиз неосуществлённой картины.
Поступила в 1926 г. из Румянцевского музея (дар С. А. Иванова в 1877 г.). Инв.№ 7990.
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tez-rus.net/ViewGood18360.html


Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила.
Дмитрий Никифорович Мартынов (1826-1889). 1857 г.
Ульяновский художественный музей

Рассказ об Аэндорской волшебнице содержится в Первой книге Царств (глава 28). В ней повествуется, как после смерти пророка Самуила войска филистимлян собрались на войну с Израилем. Царь Израиля Саул попытался вопросить Бога об исходе битвы, „но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков“ (1Цар.28:6). Тогда он приказал слугам - „сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу её“. Слуги нашли женщину-волшебницу в Аэндоре и Саул, сменив царские одежды на простые, взял с собой двух человек и ночью отправился к ней.

„И сказал ей [Саул]: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе. Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне. И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты - Саул. И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? - спросил у неё [Саул]. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился. (1Цар.28:8-14)“

Саул спросил Самуила о том, как поступить ему в войне с филистимлянами, на что получил ответ - „для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду“. (1Цар.28:16-17). Далее Самуил предрёк, что „завтра ты и сыны твои [будете] со мною“. Саул испугался и пал на землю. Волшебница подошла к нему, предложила хлеба, после уговоров царь согласился и женщина заколола ему телёнка, испекла опресноки. Поев, Саул удалился.

На следующий день в битве сыновья Саула - Ионафан, Аминадав и Малхисуа были убиты, а сам царь покончил с собой (1Цар.31:15). Первая книга Паралипоменон сообщает, что „умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом“ (1Пар.10:13).


Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы).
Николай Николаевич Ге. 1856 г. Холст, масло. 288×341.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Царь Давид

Давид - второй царь Израиля, младший сын Иессея. Царствовал 40 лет (ок. 1005 - 965 до н. э., по традиционной еврейской хронологии ок. 876 - 836 до н. э.: семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года - царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого (по мужской линии), согласно иудейским библейским пророчествам, выйдет Мессия, что уже осуществилось, согласно христианскому Новому Завету, где подробно описано происхождение Мессии - Иисуса Христа от царя Давида. Историчность царя Давида является предметом дискуссии историков и археологов.


Древо Иессея.
Марк Шагал. 1975 г. Холст, масло. 130×81 см.
Частная коллекция


Давид и Голиаф.
И. Е. Репин. 1915 г. Бумага на картоне, акварель, бронзовый порошок. 22х35.
Тверская областная картинная галерея

Призванный к царю Саулу, Давид игрой на кинноре отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество от Бога. После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина Голиафа и сразил его пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончательно взял его ко двору (1Цар. 16:14 - 18:2).


Вирсавия.
Карл Павлович Брюллов. 1832 г. Не оконченная картина. Холст, масло. 173х125,5.
Поступила в 1925 г. из Румянцевского музея (собрание К. Т. Солдатенкова). Инв.№ 5052.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
http://www.tanais.info/art/brulloff6more.html


Вирсавия.
К.П. Брюллов. 1830-е (?). Холст, масло. 87,5 х 61,5.
Вариант одноименной картины 1832 из собрания ГТГ
Вторая книга Царств, 11, 2-4
Слева, на кране, подпись: К. П. Брюлло.
Поступила в 1907 от А. А. Козловой (Санкт-Петербург). Инв.№ Ж-5083.

http://www.tez-rus.net/ViewGood36729.html

Примерно в 1832 году Карл Брюллов создал полотно, явившееся своеобразным итогом его многолетних творческих исканий в мифологической и жанровой живописи. Замыслив картину «Вирсавия», он самозабвенно начинает над ней работать в течение четырех лет. Автора переполняло желание изобразить обнаженное человеческое тело в лучах заходящего солнца. Пронизывающая картину тонкая игра света и тени, воздушность окружающей фигуру среды, не помешали автору придать силуэту четкость и скульптурную объемность. В картине «Вирсавия» Брюллов искусно изображает чувственную эротику, откровенно по-мужски любуясь каждой складочкой на стройном теле и каждой прядью распушенных густых волос. Для того, чтобы усилить впечатление, мастер применил эффектный цветовой контраст. Мы видим, как белизну матовой кожи Вирсавии оттеняет смуглая темная кожа служанки-эфиопки, нежно прильнувшей к своей госпоже.

В основу картины лег сюжет из Ветхого завета. В Библии «Вирсавия» описывается, как женщина редкостной красоты. Гуляя по крыше своего дворца, царь Давид увидел внизу девушку, которая обнажилась и уже готова была войти в воды мраморной купальни. Пораженный неповторимой красотой Вирсавии, царь Давид испытал страсть. Муж Вирсавии в это время находился далеко от дома, служа в армии царя Давида. Не пытаясь соблазнить царя, Вирсавия все же явилась по его приказу во дворец и после их отношений Вирсавия забеременела. Царь Давид отдал командиру армии распоряжение, в котором приказал ее мужа направить в самое горячее место, где бы его убили. В итоге так и произошло, после чего царь Давид женился на Вирсавии. Появившись на свет, их первый ребенок прожил всего несколько дней. Давид долго горевал и раскаивался в содеянном. Несмотря на свое высокое положение и статус самой любимой жены Давида, Вирсавия вела себя очень скромно и достойно. Между тем, в Библии говорится о том, что она имела большое влияние на царя, это доказывает и тот факт, что она убедила правителя назначить своего старшего сына Соломона царем. После того, как за престол царя Давида началась ожесточенная борьба между его сыновьями, она всячески содействовала разоблачению четвертого сына Давида Адония, который стремился сместить отца с престола. У Вирсавии было два сына Соломон и Нафан. Всю свою жизнь она любила и была предана царю Давиду, став прекрасной женой и хорошей матерью. аrt-on-web.ru


Давид и Вирсавия.
Марк Шагал. Париж, 1960. Литография, бумага. 35,8×26,5


Песня Песней
Марк Шагал
Музей Марка Шагала, Ницца


Царь Давид.
Марк Шагал. 1962–63 г. Холст, масло. 179.8×98.
Частная коллекция


Царь Давид.
В.Л. Боровиковский. 1785 г. Холст, масло. 63,5 х 49,5.
Слева внизу дата и подпись: 1785 года писалъ Владимiръ Боровиковскiй.
Поступила: 1951 из собрания Р.С. Беленькой. Инв.№ Ж-5864
Государственный Русский музей
http://www.tez-rus.net:8888/ViewGood34367.html

Царь Соломон

Соломон - третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в 967-965 до н. э. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм - главная святыня иудаизма, позднее разрушенный Навуходоносором. Традиционно считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», а также некоторых псалмов. При жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомитян, арамеян); сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское). Для позднейших периодов еврейской истории царствование Соломона представляло своего рода «золотой век». «Солнцеподобному» царю приписывались все блага мира - богатство, женщины, недюжинный ум.


Суд царя Соломона.
Н.Н. Ге. 1854 г. Холст, масло. 147 x 185.
Киевский государственный музей русского искусства

Ученическая программная работа «Суд царя Соломона» выполнена по всем академическим канонам, в несколько скованной и сдержанной манере.

Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним. И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила. И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.

И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой. И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю. И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите. И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она - его мать. 3-я Царств 3:16-27


Экклезиаст или Суета сует (Суета сует и всяческая суета).
Исаак Львович Аскназий. 1899 или 1900 г.
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств в С.-Петербурге

Самая большая, серьезная и последняя работа художника была написана в 1900 году - картина "Экклезиаст" или "Суета сует". Она экспонировалась даже на Парижской выставке 1900 года.
На картине изображен царь Иерусалимский Соломон, сидящий на престоле, мысли его мрачны, губы шепчут: "Суета сует, все суета". Художник изображает царя одиноким, давно покинутым детьми. Только два верных слуги - телохранителя и секретарь остались с ним. Слуги с пристальным вниманием следят за движением его губ, а секретарь записывает на доске высказывания мудрого царя.

Выверенная композиция, прекрасный рисунок, знание стиля изображаемой эпохи - все свидетельствует о том, что картина выполнена рукой мастера. Восточная роскошь убранства интерьера дворца и одежд сидящего на троне царя Соломона лишь подчеркивают главную идею произведения: внешнее великолепие - это все суета. Произведение, которому Аскназий посвятил шесть лет жизни, вошло в экспозицию Русского отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Автор мечтал, чтобы полотно было приобретено Академией художеств для Русского музея императора Александра III. Однако картина, хоть и купленная за пять тысяч рублей, в новый музей не попала, оставшись в академической коллекции. Многочисленные этюды и эскизы для нее были впервые показаны на «Посмертной выставке работ академика И.Л.Аскназия», открывшейся в академических залах в 1903 году, на которой было представлено 110 картин и более 150 этюдов и эскизов. Это была персональная выставка работ Исаака Аскназия. Парашутов


Царь Соломон.
Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1902 г.
Фрагмент росписи барабана купола церкви во имя благоверного князя Александра Невского
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15191

История царства израильского и всех царей Израиля начинается с царствования первого царя – Саула, это требование народа было не по сердцу Бога, так как они отвергли правление Господа над собой. Как говориться в книге Царств, первый царь недолго оставался верным божьим слугой и слугой народа Израиля. Он не выполнял приказов Господа, а потому был лишен покровительства Господнего и его ласки. Правление первого царя Саула закончилось тем, что в очередной войне с филистимлянами сын Саула погиб, погиб и сам первый царь Израиля.

Господь Бог повелел Самуилу помазать на царское достоинство молодого пастуха Давида, который в то время пас стада своего отца. После того, как Давид победил в бою великана Голиафа в схватке, которая и предрешила исход сражения между израильским войском и филистимлянами, популярность молодого Давида резко возрастает среди народа израильского. Саул боится,
что Давид, воспользовавшись правом победителя, сместит его с царского престола, и воздвиг преследования на Давида, но Бог Израиля был с ним и его царство продолжалось 40 лет. Давид сделал столицей государства город Иерусалим. Он расширяет город, строит новые кварталы и улицы. Давид планирует возвести Храм. Планы Давида по строительству Храма были воплощены в дальнейшем одним из царей Израиля – Соломоном, сыном и преемником Давида. Соломон вошел в историю Израиля как самый мудрый и богатый царь, он стал создателем Иерусалимского храма. Времена правления Соломона – 40 лет, стали лучшим временем Израиля.

Царей Израиля в дальнейшей истории страны было много. Но, период расцвета Израиля и его золотой век пришлись на то время, когда цари Израиля Давид и Соломон правили царством. После смерти Соломона единое государство Израиль перестало существовать. С тех пор цари Израиля правили двумя государствами, в каждом из которых был свой Царь. Правящие династии стали меняться одна за другой в ходе государственных переворотов. Два колена остались верными престолу Давида и сыну и его, а 10 колен образовали другое государство на севере Израиля. В 722 г. до Р/Х. десять колен были пленены, Ассирией и уведены в рабство, после чего их судьба неизвестна. Царство южное - Иудейское, существовало больше 300 лет, и в 606 г. было завоевано Навуходоносором. Всех его жителей переселили в Вавилон, а по пророчеству, в 536 году, Персидский царь Кир издал указ о возвращении Израиля и восстановлении храма, что бюло совершено спустя 70 лет после разрушения – в 516 г. до Р/Х.

Иудейские цари представляли одну династию Давида
Ровоам (932-915) - 17 лет, плохой. Женой имел Мааху, дочь Авесалома. Египетский Сусаким захватил Иерусалим и ограбил богатство его отца Соломона.
Авиа (915-913) - 3 года, плохой. Женою имел Ану, сестру матери своей, дочь Авессалома.
Аса (913-872) - 41 год, хороший. Вёл блгочестивую жизнь, искоренил идолопоклонство, за что и мать свою Ану лишил звания царицы.
Иосафат (872-850) - 25 лет хороший. Учил народ закону Божию и имел большое войско.
Иорам (850-843) - 8 лет, плохой. Имел женою Гофолию, вероятно по её научению убил всех братьев своих. Умер от жестокой болезни.
Охозия (843) - 1 год, плохой. Назван вероятно в честь сводного брата своей матери Гофолии, сына Ахавова. Был убит во время посещения Иорама в Изрееле.
Гофолия (843-837) - 6 лет, плохая, дочь либо внучка Амврия, названа также дочерью Ахава и Иезавели. По смерти сына своего Охозии умертвила всех своих потомков. Была убита в заговоре священника Иодая.
Иоас (843-803) - 40 лет, хороший, был скрываем 6 лет от Гофолии его тёткой Иосавефой. В 7 лет воцарился, под руководством Иодая очистил Иудею от идолов. По смерти Иодая уклонился в идолопклонство и убил сына его Захарию. Умер от заговора.
Амасия (803-775) - 29 лет, начинал не плохо, доколе после победы над Идумеями в долине соляной принёс в Иерусалим их идолов и стал поклоняться им. Иоас Израильский разрушил и ограбил Иерусалим и покалечил Амасию. Умер Амасия от заговора.
Озия (775-735) - 52 года, хороший. Имя Озия было обиходным именем а его тронное имя Азария (энциклопедия Бракгауза). Первые годы он царствовал с отцом Амасией,последние годы жизни возгордился и был прокажённым, а на престоле был его сын Иоафам.
Иоафам (749-734) - 16 лет, хороший. Практически был соправителем со своим отцем Озией.
Ахаз (741-726) - 16 лет, плохой. В начале был соправителем с Иоафамом, изменил жертвенник по образцу Дамасского.
Езекия (726-697) - 29 лет, хороший. На четвёртом году его правления в 722 году пало северное царство Израиля. На 14 году Сеннахирим пошёл на всю землю Иудейскую, Бог даровал чудное избавление от царя Асирийского и чудное выздоровление от болезни со знамением.
Манассия (697-642) - 50 лет, плохой. Ради его нечестия Бог не захотел простить Иуду. По преданию он перепилил пророка Исаию.
Аммон (642-640) - 2 года, плохой. Убит в заговоре.
Иосия (639-608) - 31 год, хороший. В 8 лет стал царём, производил благочестивые реформы в народе. Убит фараоном Нехао.
Иоахаз (608) - 3 месяца, плохой. Уведён в плен фараоном.
Иоаким (608-597) - 11 лет, плохой.
Елиаким, поставлен фараоном вместо брата своего Иоахаза. Вначале фараону а через 3 года, после завоевания Навуходоносором, Вавилону платил дань.
Иехония (597) - 3 месяца, плохой. Вышел к Навуходоносору и отведён был в Вавилон, где прожил 37 лет. Был выведен из темницы и до дня смерти получал содержание от царя.
Седекия (Матфания) 597-586) - 11 лет, плохой. (Матфания), дядя Иехонии, был отведён в Вавилон где над ним произвели суд. Иерусалим и храм были разрушены и 70 лет оставались в развалинах.
Годолия, последний правитель Иудеи, поставленный царём Вавилонским, правил 2 месяца и был убит, он не был из царского рода Давида
По смерти Соломона царство разделилось, десять колен составили северное царство называемое "Израильским"; Иуда и Вениамин составили южное царство, называемое "Иудейским".

Израильские 19 царей составляли 9 различных династий
Иеровоам (932-911) - 22 года, плохой. Основатель Северного независимого от Иуды. Иеровоам, как евреи по пути из Египта ввел в стране египетское идолопоклонство тельцу. Вероятно в помять о работах в медных рудниках, где часто после затухшей свечи выход зависел от чутья на свежую струю волов, которые тянули тяжести. Все 19 царей поклонялись тельцу.
Нават (911-910) - 2 года, плохой. Ходил путями отца своего, убит Ваасой, со всем домом Иеровоама.
Вааса (910-887) - 24 года, плохой. Сделал заговор против Навата, воевал с Иудейским царством.
Ила (887-886) - 2 года, плохой. Был развратником, убит в пьяном состоянии Замврием, который истрабил весь дом Илы.
Зимврий (Ииуй) (886) - 7 дней, плохой. Сгорел в огне.
Амврий (886-875) - 12 лет, плохой. При нём Израиль стал поступать хуже окружающих народов.
Ахав (875-854) - 22 года, плохой. Взял в жёны дочь жреца Сидонского Ефваала, которая истребила пророков Господних и ввела в Израиле поклонение Ваалу и Астарте, которое было искорененно пророками Ильей, Елисеем и Иуем.
Охозия (855-854) - 2 года, плохой. Ходил путями матери своей, при загадочных обстоятельствах упал через решётку дома и скончался.
Иорам (854-843) - 12 лет, плохой. Убит военочальником Ииуем.
Ииуй (843-816) - 28 лет, плохой. Начальник телохранителей Ахава, истребил весь дом его и поклонение ваалу.
Иоахаз (820-804) - 17 лет, плохой. Ходил путями отца своего Ииуя.
Иоас (806-790) - 16 лет, плохой. Воевал и разрушил стены Иерусалима.
Иеровоам 2 (790-749) - 41 год, плохой.
Захария(748) - 6 месяцев, плохой. Публично убит Селлумом.
Селлум (748) - 1 месяц, плохой. Убит Менаимом, из Фирцы.
Менаим (748-738) - 10 лет, плохой. Откупился от Фула, царя Ассирийского.
Факия (738-736) - 2 года, плохой.
Факей (736-730) ~ 20 лет, плохой. В 734 г. до Р.Х. Феглаффелласар увел в плен северный и восточный Израиль.
Осия (730-721) - 9 лет, плохой. Царь Ассирийский Салманасар обложил его данью, по смерти его в 721 г. до Р.Х. Самария и остаток Израиля были взяты и уведены в плен Саргоном в 722 г.

Пленение и возвращения из Вавилона Израиля
Вавилонское пленение Иуды произошло в три этапа:
1) В 606 г. до Р.Х.
2) В 597 г. до Р.Х.
3) В 586 г. до Р.Х.
Вавилонский плен продолжался 70 лет, от 606-536 до Р.Х.
В 516г. спустя 70 лет от разрушения и сожжения храма в 586 г. он был восстановлен.
Возвращение Израиля было в три этапа:
1) от указа Кира в 538-536 году;
2) при Артарксерксе Первом и священнике Ездре в 458;
3) на 20 году правления Артарксеркса I, с виночерпием Неемией в 445.
Что стало началом времени отчисления определенного Израилю в 69 седмин до смерти Христа: «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос» (Дан.9:26)
В IVв. завоевание Греческой империи А. Македонского
В III -IIв. Макковейские войны с царями Сирии
В Iв. до Р.Хр. Становление Римской империи, завоевание Помпея (63г. до Р. Хр.)
37-4 гг. до Р/Х. царство Ирода Идумея, который истребил царственный род Хасмонеев. Чтобы придать своей династии царственные связи семьи Хасмонеев, Ирод женился на внучке первосвященника Гиркана II Мариамне, которую в последствии с двумя сыновьями и её матерью приказал казнить.

Цари объединённого царства

Саул - вначале был любим Господом, но уже на втором году своего правления стал делать вещи неугодные Господу. Погиб в сражении на тринадцатом году правления.

Давид. Почитал Господа, и был любим Им, несмотря на то, что совершил множество преступлений. Умер раньше срока, подкошенный многочисленными болезнями.

Соломон. Первые двадцать лет правления был послушным рабом Иеговы. Затем вышел из повиновения и обратился к другим богам. Царствовал сорок лет. Не был наказан Господом. Умер своей смертью.

Цари Иудейские.

Ровоам, сын Соломона, был наказан Господом за грехи отца. Половина царства была отторгнута Иеровоамом. Бог запретил Ровоаму воевать с узурпатором.

«Возвратитесь каждый в свой дом, ибо от Меня это было». (3 Цар. 12 24)

Не признавал Господа. Правил семнадцать лет. Умер своей смертью.

Авиа, сын Ровоама. Шёл по стопам своего отца. Не был наказан. Умер своей смертью.

Аса, сын Авии. Был преданным слугой Господа. Правил сорок один год. Аса, несмотря на то, что верой и правдой служил Господу, сильно болел ногами, передвигаясь на коляске. И Господь не смог излечить его. Но, в знак поощрения, позволил ему умереть свой смертью.

Иосафат, сын Асы. Поклонялся нашему Богу. Но даже не пытался искоренить языческие ритуалы, в которых участвовали евреи, принося жертвы чужим богам. Правил двадцать пять лет. Господь относился к нему с прохладцей. Умер своей смертью.

Иорам, сын Иосафата. Правил одновременно с Иорамом, царём израильским и дружил с ним. Был женат на его сестре, что плохо повлияло на иудейского царя. И он начал делать неугодное. Правил восемь лет. Не был наказан. Умер своей смертью.

Охозия, сын Иорама. Делал неугодное. Правил всего год. Погиб в бою с заговорщиком Ииуем. Одновременно с ним погиб Иорам, царь израильский.

Гофолия, дочь израильского царя Амврия, узнав о гибели своего сына Охозии, перебила в Иудее всех членов царской семьи. Правила шесть лет. Служила Ваалу. Погибла, когда священник Иодай стал во главе народного бунта, и восстановил на престоле род Давидов.

Иоас, чудом уцелевший сын Охозии. Сел на престол в возрасте семи лет. Соблюдал паритет, был слугою двух господ. Уважал Господа Бога, но не отменил ни Ваала, ни богов высот. Царил сорок лет. Погиб в результате заговора.

Амасия, сын Иоаса. Делал угодное, но без особого усердия. Был двуличен, как и его отец. Воевал против Иоаса, царя израильского. И был разбит на голову. Хотя тот Иоас упорно делал неугодное Господу. Не понятно, на чьей стороне был Господь, неужели Он помогал своему врагу?

Амасия царствовал двадцать девять лет. Не был поощрён, но и не был наказан. Умер в результате заговора.

Азария, сын Амасии. Делал угодное в очах Господа. За это поразил Господь царя, и был он прокажённым до дня смерти своей, и жил в отдельном доме. И правил Иофан, сын его, вместо него. Очень поучительно! Проклял свою жизнь, но умер своей смертью.

Иофам, сын Азарии (Озии). Делал угодное, но языческие высоты и дубравы не были отменены. Правил шестнадцать лет. Умер своей смертью.

Ахаз, сын Иофама. Переметнулся на сторону Ваала, предал Господа. В храме Господнем стал приносить жертвы языческим богам. Правил шестнадцать лет. Не был наказан. Умер своей смертью.

Езекия, сын Ахаза. Делал угодное. Он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву. Был также близок Господу, как и царь Давид. Господь спас его от войска Ассирийского и умертвил у неприятеля сто восемьдесят пять тысяч воинов одной левой рукой.

Царствовал двадцать девять лет. Умер своей смертью.

Манассия, сын Езекии. Делал неугодное. Восстановил высоты и дубравы. И поставил жертвенник Ваалу и истукан Астарты в храме Господнем. Царствовал пятьдесят лет. Не был наказан. Умер своей смертью.

Аммон, сын Манассии. Два года делал неугодное. Погиб в результате заговора в возрасте двадцати четырёх лет, но оставил восьмилетнего сына.

Иосия, сын Манассии. Уже с восьми лет делал угодное. Сжёг статую Астарты.

«И разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты. И вывел всех жрецов из городов Иудейских и осквернил высоты. И осквернил он Тафет, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей через огонь Молоху. И отменил коней, которых ставили цари Иудейские солнцу пред входом в дом Господень, колесницы же солнца сжег огнем». (4 Цар. 23 7-11)

Царствовал тридцать один год. Погиб в сражении от рук египтян. Иоахаз, сын Иосии. Три месяца делал неугодное. За это фараон сместил его и заключил в темницу.

Иоаким (Елиаким) , брат Иосии. Поставлен на престол фараоном, который захватил Иудею и Иерусалим. Делал неугодное. Правил одиннадцать лет. Не был наказан. Умер своей смертью.

Иехония, сын Иоакима. Три месяца делал неугодное. Уведен Навуходоноссором, царём Вавилонским, в плен, вместе со многими именитыми гражданами Иудеи.

Седекия, брат Иоакима. Делал неугодное. Правил одиннадцать лет. Предал своего покровителя Навуходоноссора. Захвачен в плен и ослеплен.

Цари Израильские Иеровоам, один из приближенных Соломона. Благодаря помощи Господа (3 Цар. 14 8) отторгнул половину царства. Провозгласил себя царём Израиля. Коварно отвернулся от Иеговы.



Поставил двух тельцов, поставил капища идолам. Был наказан смертью маленького сына, но благополучно правил двадцать два года и умер своей смертью.

Нават, сын Иеровоама. В глазах Господа был не лучше отца. Правил два года. Был свергнут заговорщиком Ваасой. В Библии не сказано, был ли Господь участником заговора.

Вааса. Истребил весь род Иеровоама, как и предполагал Господь. Но не почитал Иегову, делал неугодное Ему. Несмотря на это, царствовал двадцать четыре года. Не был наказан. Умер своей смертью.

Ила, сын Ваасы. Царствовал два года. Относился к Господу очень плохо. Погиб в результате заговора.

Замврий. По слову Господа истребил весь род Ваасы. Но относился ещё хуже. За семь дней правления успел наплевать Богу в душу. Был побежден соперником Амврием. Сгорел во дворце, который сам же и поджёг.

Амврий. Царствовал шесть лет. «И делал Амврий неугодное пред очами Господа и поступал хуже всех, бывших пред ним» . (3 Цар. 16. 25) Не был наказан. Умер своей смертью.

Ахав, сын Амврия. «И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех, бывших прежде него» . (3 Цар. 16. 30) Служил Ваалу, главному противнику Господа. Правил двадцать два года. Не был наказан. Умер в результате ранения, полученного в бою. Стрела эта не была направлена Господом.

Охозия, сын Ахава. Делал неугодное. Служил Ваалу, чем прогневал Господа. Бог подставил ему ножку на втором году его правления. Умер в результате несчастного случая, провалившись в открытый погреб.

Иорам, сын Ахава. Не сделал правильных выводов из трагической смерти брата. Делал неугодное. Правил двенадцать лет. Погиб в бою с заговорщиком Ииуем, одновременно с Охозией, царём иудейским.

Ииуй. Перебил семьдесят братьев Иорама, царя израильского, всех приближенных дома Ахава и сорок братьев Охозии, царя иудейского (4 Цар. 10. 11-14) Желая доказать свою преданность, Господу уничтожил всех жрецов Ваала, разбил его статую.

Господь похвалил Ииуя и пообещал, что его потомки будут править до четвёртого колена (4 Цар. 10. 31) Но, несмотря на это, новый израильский царь не хотел делать угодное, делал иное, противное Господу.

Правил двадцать восемь лет. Не был наказан. Умер своей смертью. Иоахаз, сын Ииуя, делал неугодное. Господь направлял на него вражеские войска, но Иоахаз устоял. Правил семнадцать лет. Не был наказан. Умер своей смертью

Иоас, сын Иоахаза. Делал неугодное. Разгромил Амассию, угодного Господу. Разрушил Иерусалим. Не был наказан. Умер своей смертью.

Иеровоам Второй, сын Иоаса. Делал неугодное, но побеждал в сражениях, и восстановил прежние границы израильского царства. Отвоевал территории, отторгнутые при его предшественниках. Правил сорок один год. Не был наказан. Умер своей смертью.

Захария, сын Иеровоама. Делал неугодное шесть месяцев. Погиб в результате заговора.

Селум, заговорщик. Удержался на престоле всего один месяц, поэтому не успел насолить Господу. Пал жертвой заговора.

Менаим, убийца беременных женщин. (4 Цар. 15. 16) Ограбил всех израильтян. Делал неугодное. Правил десять лет. Не был наказан. Умер своей смертью.

Факия, сын Менаима. Два года делал неугодное. Погиб в результате заговора.

Факей. Делал неугодное. Царствовал двадцать лет. Не был наказан.

Погиб в результате заговора.

Осия. Делал неугодное. Правил девять лет. Переселен в Ассирию.

Заключён в темницу. Дальнейшая судьба неизвестна.

Весь этот перечень царей, с указанием степени верности их Господу, убедительно доказывает, что Бог никого не в силах наказать. Совершенно беспомощен. Нет у Него силы в членах.

Нет у Него ни грома ни молний, ни язв, ни почечуя. Ни один царь не получил по заслугам и не съел плоти детей своих. Все Божьи проклятия не стоят выеденного яйца, не стоят той бумаги, на которой напечатаны.

Библия объясняет военные неудачи и жизненные беды Иудейских и Израильских царей тем, что они отвратились от Господа, а удачи, победы, естественно, их преданностью Ему.

Но я уверен, что пред решающими сражениями, которые заканчивались победами или поражениям, все цари, без исключения вспоминали о Господе, все с одинаковым усердием молили

Его даровать им победу. Они приносили Ему многочисленные жертвы, но исход этих битв, к сожалению, зависел не от Господа.

Сама же Библия, того не желая, признает, что праведникам порой очень не везло, а отступники порой были удачливы в сражениях, долго и счастливо правили, и умерли в своих постелях.

Иоас, царь Израильский, который делал «неугодное в очах Господних» (4 Цар. 13 11), наголову разбил Амассию, царя Иудейского, который «делал угодное в очах Господних» (4 Цар. 14 2-13)

Так на чьей же стороне был Господь?

Манассия, который царствовал пятьдесят лет и делал «такие мерзости, хуже всего того, что делали Аморреи, которые были прежде него, и ввел Иуду в грех идолами своими, и пролил весьма много невинной крови, так что заполнил ею Иерусалим от края до края» (4 Цар. 21. 11-16) прожил счастливо, без войн.

В тоже время, такой любимец Господа, такой верный раб его как царь Иосия, «который делал угодное в глазах Господа, ходил во всем путем Давида, который обратился к Господу всем сердцем своим и всей душой своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву», - умер насильственной смертью, потерпев поражение от египетского фараона. И Господь не защитил его. (4 Цар. 23)

Мало того, ясно сказано, что Господь наказал Иосию за грехи Манасии (4 Цар. 23 26)

Как вы уже заметили, Божьи поступки божественно непоследовательны.

Многочисленные нападения на израильтян и иудеев царей из соседних государств Библия приписывает Воле Господа.

По-моему, это клевета, за которую дееписателей следовало бы, воскресив, примерно наказать. Не мог Господь делать такие гадости своему народу. Да и как бы Он мог? У этих царей были свои боги, которые покровительствовали им и направляли их действия.

Цари эти перед тем, как выступить в военный поход, непременно должны были обратиться к своим богам за благословением. Были приносимы многочисленные жертвы, в том числе и человеческие. Неужели же Молох, Астарта, Ваал, Хамос советовались с Иеговой и просили его содействия? Неужели они делились с ним жертвами, приносимыми им?

Если же допустить, что так и было в действительности, что Господь покровительствовал врагам, то вполне объяснимы многочисленные поражения евреев. Как могли они успеть против чужеземных армий, если на стороне неприятеля воевал и их собственный, ими же выбранный Бог!

Давайте на минутку отвлечёмся. Представьте себе, что Вы не в ладах с подрастающими Вашими сыновьями. Они частенько не слушаются Вас, не стоят перед Вами на вытяжку, не носят Вам подарков.

Мало того, чудаковатый сосед, которого Вы ни во что не ставите, для них - первый авторитет, чуть ли не бог. Вы многократно пытались их вразумить, многократно поучали как словом, так и ремнём, хотя это и не гуманно. Не помогло. Каков же выход?

Выход один. Следует подговорить соседских мальчишек, чтобы они почаще били Ваших сыновей. Более того, дать им в руки дубинки и самопалы.

Но не избиения, ни раны не исправили нрав Ваших неразумных сыновей. Тогда Вы направили против них более крепких парней, которые изувечили их и убили их.

Не плачьте! Вы прекрасно исполнили свой родительский долг! Не чувствуйте угрызений совести! Бог благословит вас! Потому что Он поступает точно так же.

Вот Вам на выбор несколько цитат из Библии.

«И воздвиг Господь противника на Соломона Адера Идумянина, из царского идумейского рода» (3 Цар. 11. 14)

«И воздвиг Бог против Соломона ещё противника, Разона, сана Елиады» (3 Цар. 11. 23)

«В те дни начал Господь отрезать части от Израильтян, и поражал их Изаил во всем пределе Израилевом» (4 Цар. 10. 32)

«И возгорелся гнев Господа на Израиля, и Он предавал их в руки Азаила, царя Сирийского, и в руки Венадада, сына Азаилова, во все дни их». (4 Цар. 13 3)

«В эти дни начал Господь посылать на Иудею Рецина, царя Сирийского, и Факея, сына Ремалиина». (4 Цар. 15. 37)

«И отвратился Господь от всех потомков Израиля и смирил их, и отдавал их в руки грабителей, и, наконец, отверг их от лица Своего» (4 Цар. 17. 20)

«И как в начале жительства своего там они не чтили Господа, так Господь посылал на них львов, которые умерщвляли их»..(4 Цар. 17. 25)

«И переселил царь Ассирийский израильтян в Ассирию за то, что они не слушали гласа Господа, Бога своего и преступили завета своего: все что заповедал Моисей, раб Господень, они не слушали и не исполняли». (4 Цар. 18. 11-12)

«Разве ты не слышал, что я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь укрепленные города, превращая их в груду развалин». (4 Цар. 19. 25)

«За то, - так говорит Господь Бог Израилев, - вот я наведу такое зло на Иерусалим и на Иуду, о котором кто услышит, зазвенит в обоихушах у того. И протяну на Иерусалим мерную ветвь Самарии отвес дома Ахавова. И вытру Иерусалим так, как вытирают чашу, вытрути опрокинут ее. И отвергну остаток удела Моего, и отдам их в руку врагов их, и будут на расхищение и разграбление всем неприятелям свои, за то, что они делали неугодное в очах моих и прогневали Меня». (4 Цар. 21. 12-15)

«И посылал на него Господь полчища Халдеев, и полчища Сириян, и полчища Моавитян, и полчища Аммонитян, посылал их на Иуду по слову Господа, которое он изрек через рабов своих, пророков». (4 Цар. 24 2)

Так Господь, на протяжении тридцати столетий, терзал и убивал Свой народ, с божественной терпеливостью пытаясь вызвать у евреев горячую любовь к Нему. И Он добился своего.

Правда, Ему пришлось подождать три тысячи лет. Но результат превзошёл все ожидания. Полюбили всем сердцем, не жалея для него ни подаяний, ни даже крайней плоти своих сыновей.

Сусаким, царь египетский, на пятом году царствования Ровоама забрал все сокровища из храма Господня. Скорее всего, забрал и ковчег, оббитый золотом. А скрижали выкинул где-то по дороге. (3 Цар. 14 26)

Через двадцать лет после этого царь Аса отдал все сокровища Венадиру, царю сирийскому. (3 Цар. 15. 18).

Иоас, царь иудейский, был угоден Господу. Но был вынужден смириться перед Азаилом, царём Сирийским, и отдать всё золот государственных и храмовых сокровищниц. Библия утверждает, что Азаила послал сам Господь, что не совсем понятно.

Мало того, ещё более непонятно, почему Господь позволил Азаилу вывести сокровища, принадлежащие Ему? Неужто настолько уж обессилел, что безропотно позволил поганому язычнику обобрать Себя?

Но иногда Господь, собравшись с последними силами, воевал на стороне наших. За то, что сирияне обидели Его, Он с помощью израильтян перебил сто тысяч сириян.

«Остальные убежали в город Афек; там упала стена на остальных двадцать семь тысяч человек. А Венадад ушёл в город и бегал из одной внутренней комнаты в другую» (3 Цар. 20. 30)

Отчего же он бегал? Очевидно, опасался, что на него тоже упадёт стена комнаты. Так, Ахав с семью тысячами воинов, одним Господом и одной стеной разбил в двадцать раз превосходящие силы противника.

Что же это за стена такая огромная, которая похоронила двадцать семь тысяч болванов, почему-то сгрудившихся под ней? Думаю, что если бы однажды обрушилась Великая китайская стена, жертв было бы гораздо меньше.

Подобными и даже ещё более правдивыми описаниями битв и иных событий пичкает нас Святая Библия. И мы всей этой галиматье свято верим.

Так сильно ли далеко ушли мы в своём развитии от папуасов и пигмеев? Думаю, что и они бы засомневались: было ли там действительно 27000 задавленных, или всего только 26999?

Во время правления израильского царя Ахава широкую известность получило имя великого пророка Илии. Его поставил Господь в противовес царю, грешнику, каких свет не видывал.

С пророка Илии списан евангелистами облик Иоанна Крестителя. Пророк ходил во вретенище, был аскетом и питался акридами, которых ему приносили вороны в своих клювах.

Потом Господь отдал Илию в дом некоей вдовы, на попечение. Тут уже пророк отъелся и отаскетился. Вдова всячески ублажала его, а за это Господь пополнял холодильник продуктами из бездонных небесных кладовых.

Илия, с помощью Господа, спас умирающего сына вдовы. И слава о нём распространилась ещё шире.

Человек Божий, уйдя от вдовы, стал бродить по городам и селениям, порицая Ахава за его прегрешения и преступления. Ахаву это, в конце концов, надоело, и он объявил на смутьяна все израильский розыск.

Но Илия сам пошёл навстречу царю.

«Когда Ахав увидел Илию, то сказал Ахав ему: ты ли это, смущающий Израиля? И сказал Илия: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего тем, что вы презрели повеления Господни». (3 Цар. 18. 17-18)

И один смущающий приказал другому смущающему собрать на горке четыреста пятьдесят пророков Вааловых и четыреста пророков дубравных.

Если Вы решили, что тем, кто приказал, был Ахав, то заблуждаетесь. В те блаженные времена нищие пророки приказывали царям. А цари брали под козырёк и беспрекословно выполняли любые повеления, даже такие дурацкие.

Но вот загадка. Откуда оппозиционер Илия мог знать о точном количестве пророков правящей коалиции? Очевидно, вороны не только кормили его, но и вели разведывательную работу.

Но посмотрите, какая занимательная статистика! У Господа Саваофа был в подчинении всего один - единственный пророк! А у Ваала, который рядом с Господом совсем не смотрелся, свита состояла из пяти сотен пророков!

Отсюда мы можем сделать вывод, сколько евреев в те времена поклонялись Господу, а сколько - отклонялись от Него.

Среди нескольких сотен пророков Ваала, уверен я, было несколько не менее великих, чем Илия. Но Господь сейчас правил бал.

Многочисленные чужие пророки сбились в кучу и терпеливо ждали, что будет дальше. Царь Ахав и его приближённые расселись в царской ложе, и с интересом наблюдали за действом.

Толпы народа, извещённого глашатаями о предстоящем диспуте, стекались на гору из ближайших долин.

«И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек. Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут одного тельца и рассекут его и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают. А я приготовлю другого тельца, и положу на дрова, а огня не подложу. И призовите вы бога вашего, а я призову имя Господа, Бога моего. Тот Бог, который даст ответ посредством огня, есть Бог. И отвечал весь народ, и сказал: хорошо». (3 Цар. 18. 22-24)

Лжепророки общими усилиями разделали тельца и положили на свой жертвенник. И принялись плясать, кривляться и колоть себя ножами, призывая Ваала послать с неба огонь. Кровь лилась ручьями. Вот это был спектакль.

Толпа ликовала и аплодировала. И хотя эти несчастные танцевали с огоньком, Ваал им огня не дал. Во время вчерашней грозы он израсходовал весь свой запас молний, а новых Гефест ещё не наковал.

Потому что выполнял большой заказ для Господа Саваофа.

Великий шаман Илия потешался над кривляками противника.

Потом наш праведник собственноручно разделал второго тельца, положил тушу на восстановленный жертвенник Господа, и для пущего эффекта, полил тельца водой из четырёх вёдер. И ещё пописал на него.

И горячо помолился Господу Богу. Причём, без всяких танцев и без кровопролития. Ничего не происходило. Народу стало неинтересно, и он начал расходиться.

Но тут, - о, чудо! Сошёл огонь Господень и всё сожрал: и тельца, и воду, и камни, и прах. Оставшийся народ был поражён тем, что Господь закусил мясо камнями. И всех объял панический ужас.

«Увидев это, весь народ пал на лицо своё и сказал: Господь есть Бог! Господь есть Бог! И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся! И схватили их, и отвёл их Илья к потоку Киссону, и заколол их там». (3 Цар. 18. 40)

Четыреста пятьдесят божьих пророков стали в рядочек на колени вдоль потока и, склонив головы, ждали, пока Илья придёт и заколет их.

Это не было так быстро и так легко. Дважды Илья уходил на перерыв, чтобы подкрепить свои силы и получше заточить кинжал. Потом ещё раз прошёл вдоль лежащей шеренги, чтобы убедиться: дыша пророки, или уже отошли к Ваалу. Кто не спешил к Ваалу, тех Илья пристреливал контрольным выстрелом в затылок.

Что сталось с остальными четырьмя сотнями пророков, в Библии не указано. Нельзя требовать многого от почтенного старца. Думаю, что Илья, переспав с этой мыслью, заколол их на второй день.

Так, сразу же, одной рукой с одним кинжалом, был восстановлено равновесие между Богами. У Ваала не осталось ни одного пророка, а у Господа - один Илия, который стоил сотни пророков.

«Между тем небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошёл большой дождь. Ахав сел в колесницу, и поехал в Изреель. И была на Илии рука Господня. Он опоясал чресла свои и бежал пред Ахавом до самого Изрееля» (3 Суд. 18. 45-46)

Масштабные библейские полотна, такие, как массовая казнь на берегу Киссона, потрясают своей реалистичностью. Им нельзя не верить! Но мелкие детали, скажем так, настораживают. Как-то не солидно для пророка такого масштаба бежать впереди колесницы, сверкая пятками. Ведь не заяц же он, а человек Божий!

У Ахава была злобная жена по имени Иезавель. И она поклялась, что уничтожит Илию так же, как он уничтожил её нахлебников - пророков. Господь не только спас Илию, но и поручил ему помазать на сирийский престол Азаила, а на израильский престол - заговорщика Ииуя. Благо, что у пророков всегда под рукой кувшин с елеем, а за пазухой - Божья Грамота на помазание.

«А Елисея, сына Саватова, помажь в пророки вместо себя». (3 Суд. 19. 16).

Тут мы сталкиваемся с уникальным, единственным случаем во всемирной истории, когда мазали не только на царство, но и на пророчество! Библия полна подобных профанаций.

Елисей тут же оторвался от плуга, заколол своих волов, и стал вдохновенно пророчествовать. Интересно, что в Библии почти все пророки и Апостолы - люди тёмные, простые, неграмотные, от земли, от стада, от невода.

И ещё интереснее то, что они учат, предвещают, пророчествуют. И некому было сказать им: «Илюша, не учите нас жить! Лучше помогите материально. Ведь вы же с Господом по корешам!»

Следует отметить такой, неизвестный широкой публике, факт, что Господь, Бог наш, в эти, очень бедные на истинно верующих, годы, стал Богом не только людей, но и животных, и диких зверей.

Эти твари Божьи молились Ему и слушались Его беспрекословно. И ели грешников по Его повелению. Псы, например, сожрали злобную Иезавель.

Звери, несмотря на мирный норов, выполняли самые жестокие приказания кровожадного Господа.

Однажды любимец Его, пророк Елисей, проходил возле одного города. Местные детишки посмеялись над его лысиной и кричали ему: «плешивый, плешивый!». Господь, также обладатель немалой плеши, счёл себя оскорблённым. И тут же выслал из леса двух медведиц. И они тут же навели порядок, растерзав сорок два ребёнка. (4 Цар. 2. 24).

Вот как беспредельно милосерден наш Господь! Особенно милосерден к деткам. Ну, просто, не может равнодушно смотреть на этих ангелочков!

Неужели же все сорок два малыша кричали в один голос? Может быть, среди этих уличников находилось и несколько хороших, домашних детей, которых родители учили, что не следует смеяться над убогими пророками?

Но медведицы не разбирают, где плохие, где хорошие. Они, по умственному развитию, не могут равняться с Богом. Им приказано: растерзать и съесть! И верно, чего тут разбираться! Дети, что злые, что добрые, на вкус одинаковы.

Показательно, что Господь наслал не медведей, а медведиц. Потому что Он их испытывал. У этих медведиц, конечно же, были свои детёныши.

И им совсем не просто было убивать чужих детей. Но беспредельная вера в Господа помогла им с честью преодолеть естественные материнские инстинкты.

И в этом нет ничего удивительного. Такую беспредельную, жертвенную веру мы наблюдаем и у людей.

Если бы этот медвежий бог не удовлетворился одной кровавой оргией, а продолжал истреблять детей только за то, что они позволяли себе смеяться над стариками, то вскоре на всей земле не осталось бы ни одного ребёнка.

Очевидно, старина Господь имел серьёзные опасения, что и над ним вскоре будут смеяться даже маленькие дети.

Некоторые современные богослужители стараются привлечь в храмы как можно прихожан, в основном, молодёжь. И устраивают там шумные концерты современной музыки, нарушая священный покой Господа.

В давние библейские времена слуги Божьи также по мере сил заботились о повышении посещаемости. Учитывая, что множество женщин стремилось посвятить себя служению Богу или Богине, грех было бы этим не воспользоваться.

При многих иудейских и израильских царях храмы напоминали коммунальные квартиры.

Здесь обитали и мирились друг с другом несколько языческих Богов, в том числе и Бог Саваоф, который от них отличался только тем, что не был представлен статуей, идолом.

Поэтому многие прихожане считали Его богом второй категории, богом высот и долин. На что Он сильно обижался.

Зайдя в такой общественный храм, прихожанин мог видеть множество жриц Астарты, которые, скромно потупив глазки, делали вид что ткут покрывало для Богини.

Но стоило только поманить одну из них пальцем, как она тут же отрывалась от этой скучной работы и изо всех сил стремилась доказать, что владеет не только этим, но и ещё более древним ремеслом. Делала это с особым старанием, угождая не столько прихожанину, сколько своей великой Богине.

И хотя никаких тарифов за эти божественные услуги не существовало, священники были уверены, что гость обязательно опустит не одну лепту в храмовый ящик для пожертвований.

Господу Саваофу были глубоко противны эти невинные забавы. Но что Он мог поделать, если жил в коммуне не только с Астартой, но и с Молохом, Ваалом, Хамосом и ещё десятком мелких божков?

С красотками Астарты ещё можно было мириться, их проделки даже отвлекали Его от мирских забот. Но как было мириться с тем, что на жертвеннике Молоху тут же, перед храмом, приносились человеческие жертвы.

Причём приносили их и Его родные евреи. Которые справедливо считали, что вправе пожертвовать одним из своих многочисленных потомков для блага остальных.

Господь скрипел зубами (звуки эти были подобны грому), но терпел. Приходилось мириться, поскольку Он находился в меньшинстве. Тем более, что от неправоверных греховодников и Ему кое - что перепадало.

Господь Саваоф показал свою полную несостоятельность как Бог и как политик. Не смог договориться с другими богами о разделе сфер влияния.

Не смог отогнать своих рабов от чужих жертвенников. Не смог уничтожить идолов и высоты. Его проклятия, - пустой звук. Ни одного столба, ни одной высоты - не разрушил.


Глава 14. Евангелие от Фомы


«Человек не властен над духом, чтобы удержать дух,
и нет власти у него над днем смерти, инет избавления
в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого».
(Ек. 8. 8)


Четыре книги Нового завета, четыре Евангелия, несут нам благую весть о рождении, подвижнической жизни, трагической смерти, воскресении и вознесении на небо Иисуса, названного Христом, то есть, - Мессией, Спасителем.

О многочисленных чудесах, сотворённых Им, и об учении, которое Он проповедовал.

Миллионы людей верят в Него и поклоняются Ему, как Богу. Миллионы людей не верят в Него и поклоняются Моисею, Магомету, Будде и другим великим пророкам.

Большинство атеистов утверждают, что человек по имени Иисус Христос никогда не существовал, предания о Нём являются вымыслом.

Нет о Нём, утверждают они, никаких упоминаний в древнееврейских и древнеримских хрониках. Хочу напомнить, что в те времена территория Палестины входила в состав Римской империи.

По данным разных источников, в том числе Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона (ЕЭБЕ), израильское царство было основано в девятом веке до нашей эры пророком Самуилом. Имя этого человека (транск. ивр. Шмуэль) означает «услышанный Всевышним». Он считался последним и знаменитым судьей Израиля. Самуил жил в трудное время, когда у еврейского народа был период межплеменного насилия и конфликтов с другими этносами. В эпоху Судей Израилевых потомки Иоакова распались на дюжину племен, основанных на кровном родстве, что сопровождалось актами взаимных нападений и уничтожения представителей того или иного «колена». К примеру, резня рода Ефима и колена Вениамина привела к гибели более 90 000 израильтян. Племена вели кочевой и частично оседлый образ жизни и имели в качестве своеобразных руководителей судей, которыми могли быть и пророки (первый правитель Израильского царства, Самуил) и даже дамы (Девора).

Эпоха Судей Израилевых

Власть судей была преимущественно основана на моральном авторитете и не имела органов исполнительной власти, регулярной армии и общего налогообложения. Эти «недочеты» попытался исправить основатель и первый правитель Израильского царства, Самуил, который стал преобразователем для своего народа. Атакуемые филистимлянами и побежденные ими (филистимлянами в качестве трофея был забран израильские племена были объединены Самуилом и призваны на покаяние в Массиф. Здесь пророку удалось настолько поднять дух своего народа, что люди сумели сбросить иго филистимлян и получить обратно свою святыню (по легенде, отобранный Ковчег принес столько несчастий новым владельцам, что они предпочли возвратить его обратно).

Народ попросил пророка о царе

Образование израильского царстваэ под руководством Самуила сопровождалось созданием пророческих школ, через которые распространялся патриотизм и народное просвещение. Пророк был правителем до преклонных лет и существенно улучшил положение своих подданных, однако его сыновья Авий и Иоиль оказались мздоимцами, поэтому израильтяне попросили поставить над ними царя «из людей». Самуил, предупредив просящих о возможности деспотии, выбрал для них в цари сына Киса, Саула.

Первый царь израильский был на голову выше остальных людей

Саул, официально первый правитель Израильского царства после самого пророка, по данным Библии, был очень высокого роста, красив собой, отважен и храбр в бою. Он и после помазания на царство оставался прост в обращении, хотя происходил из зажиточного рода, проживавшего в современном Тол-эль-фуре. По преданию, сам Господь объявил Самуилу, что он встретит в определенное время юношу из колена Вениамина (кстати, самого немногочисленного), который и должен будет стать царем Израиля. После назначения пророк предупредил израильтян, что если они не будут противиться воле Всевышнего, то Всевышний не будет против них и против их царя, написал царские обязанности и разместил их в походном храме, скинии.

Как царь поссорился с пророком

Первый правитель Израильского царства, Саул, находился на своей должности около 20 лет. Он создал регулярное войско из 3000 человек, успешно боролся с филистимлянами (одна из битв этого периода знаменита противостоянием Голиафа и Давида), был изначально очень верующим человеком (хотел казнить собственного сына за то, что он единожды нарушил пост). Однако перед битвой в Гилгале он собственноручно принес жертвы, не дожидаясь Самуила (такие действия входили в обязанности самого пророка), а потом отказался выполнить распоряжение Самуила о полном уничтожении амалекитян. Разгневанный пророк объявил о лишении Саула царского титула и возможной гибели всего его потомства. Царь, лишенный поддержки пророка, упал духом, в него вселился злой дух, и он охладел к самодержавной деятельности.

Выбор пророка пал на белокурого юношу

Самуил же, внемля гласу Всевышнего, отправился в Вифлеем, где выбрал и помазал на царство Давида из колена Иуды. Интересно, что, по историческим данным, Давид имел не ближневосточную внешность. Он был приятен лицом, красив глазами и имел белокурые волосы, несвойственные обычно жителям этого региона. Кроме того, он отличался физической силой (побеждал медведя и льва), кротостью. И так хорошо пел и играл на арфе, что у официального царя Саула под звуки его музыки пропадало депрессивное настроение.

Перед свадьбой Давида и дочери Саула было погублено много филистимлян

После победы Давида и его музыкальных успехов при царском дворе, Саул сделал его зятем, выдав за него младшую дочь. Давид при этом перевыполнил царское условие для совершения свадьбы - лишил жизни не сто, а двести филистимлян с помощью войск в очередном сражении. Популярность Давида раздражала мнительного царя, и он попытался его убить, после чего юноша ушел к пророку, проживавшему тогда в Раме. Саул преследовал своего зятя повсеместно, убил почти всех священников, которые помогли ему бежать, и отдал его жену в жены другому человеку. Давид в этом процессе не отвечал ему взаимностью и много раз щадил Саула в моменты, когда мог его убить. Царь Саул покончил жизнь самоубийством, когда в очередном сражении с филистимлянами был окружен и потерял трех сыновей. До этого он обращался к знаменитой Аэндорской волшебнице, чтобы узнать свою судьбу. И, как полагается, за это обращение был оставлен милостями Всевышнего.

Давид и его сын Соломон принесли благоденствие Израилю

Давид же, спасаясь от преследований Саула, перешел к филистимлянам, разбившим впоследствии Саула. В возникшем вакууме власти Давид пришел со своими сторонниками в город Хеврон, где иудеи провозгласили его царем. Так образовалось два царства - Израильское и Иудейское. Первое возглавил Иефосфей (сын Саула), второе - Давид. Эти два государства воевали между собой около двух лет (столько правил Иефосфей), после чего победивший Давид был избран правителем всего Израиля по прошению израильских старейшин. В дальнейшем он завоевал Иерусалим, Моав, некоторые территории Сирии и берега Ефрата и др., подчинил духовную власть светской, поместил Ковчег Завета на сочинял псалмы. В пожилом возрасте он передал власть своему сыну Соломону, рожденному от отношений с Вирсавией, которая была женой другого мужчины.

Историки полагают, что правители и Иудеи, Давид и его сын Соломон, принесли израильскому народу времена «золотого века». Сын Давида сумел развить внутри- и внешнеполитические достижения своего отца. По мнению религиозных источников, он получил благополучное правление, великую мудрость и терпение за то, что не будет отклоняться от служения Всевышнему. При Соломоне был построен объединенные Израиль и Иудея не бедствовали за счет торгового пути из Дамаска в Египет, войны с египтянами прекратились, так как первой царской женой стала дочь фараона. Ежегодный доход царства при Соломоне оценивался более чем в 600 таланов золота (талан - около 26 литров). Но к концу правления государственная казна государства опустела за счет больших расходов на храм и дворец, что повлекло необходимость повышения налогов, против которой восстали подчиненные племена. Единое государство опять распалось на Иудею и Израиль.

Почему Иудейское царство просуществовало дольше Израильского?

Кто был первым царем Израильского северного царства? Эта территория была крупнее отделившегося иудейского юга, здесь жило до двух третей всего населения бывшего единого государства, были самые плодородные земли. Но на юге, у иудеев, оставался Иерусалим с главным храмом и национальными святынями. Поэтому иудейская формация просуществовала дольше, несмотря на худшее экономическое положение. В то время как Северное израильское царство, возглавляемое в первые годы существования Иеровоамом, находилось на политической карте того времени около 250 лет, где на этот период установилась Эпоха царей. Цари израильские от Иеровоама до Осии отступали, как правило, от служения Единому Богу Израиля, воздвигли ряд храмов с или поклонялись божествами финикийского культа. Страна сильно пострадала от множества государственных переворотов и была в 722 году завоевана Саргоном Вторым, царем Ассирии.

Основная статья: Правители Древнего Израиля и Иудеи На этой странице приведен список царей, которые, согласно Библии, правили в Иудейском царстве в 922 586 гг. до н. э. Царствующая династия была одна потомков царя Давида. В… … Википедия

Царь (от цьсарь, цѣсарь, лат. caesar, греч. kαῖσαρ) один из славянских титулов монарха, обычно ассоциирующийся с высшим достоинством императора. В иносказательной речи для обозначения первенства, доминирования: «лев царь зверей». Содержание 1… … Википедия

ЦАРИ ИУДЕИ И ИЗРАИЛЯ (ЕФРЕМА) - И з р а и л ь И у д е я Иеровоам I 931–910 Ровоам 931–913 Надав 910–909 Авия 913–911 Вааса 909–886 Аса 911–870 Ила 886–885 Иосафат 870–848 Амврий 885–874 Иорам 848–841 Ахав 874–853 Охозия 841 Охозия 853–852 Гофолия 841–835 Иорам … … Библиологический словарь

В Википедии есть статьи о других людях с именем Осия (значения). Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Осия (ивр … Википедия

Давид דָּוִד Педро Берругете, Давид, XV в … Википедия

Охозия ивр. אֲחַזְיָהוּ הַמֶלֶך ‎ … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Захария. Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Захария (ивр … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Иоас. Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Иоас (ивр … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Иорам. Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Иорам (… Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Иоахаз. Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Иоахаз (ивр. יְהו … Википедия

Книги

  • Цари и Пророки. Новейшие переводы Ветхого Завета. Комплект в 2-х книгах: Вожди и Цари Израиля. Пророки Израиля (количество томов: 2) , Десницкий Андрей Сергеевич. В комплект вошли две книги: "Вожди и цари Израиля" В книгах Ветхого Завета, представленных в настоящем издании, рассказывается история древних израильтян: от родового общества к монархии и…
  • Вожди и Цари Израиля , Андрей Десницкий. В этой книге собраны переводы большей части исторических книг Ветхого Завета, выполненные известным российским библеистом Андреем Десницким. В этих книгах рассказана история древних…


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!