Это жизнь - портал для женщин

Науки о животных список названий. Зоология как система наук

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНОГО МИРА. ЗООЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОТНЫХ

Цели урока: на примерах показать многообразие животного мира, определить значение животных в природе и жизни человека.

Оборудование: натуральные объекты - животные из уголка живой природы (аквариумные рыбки, и др.), чучела животных, коллекции беспозвоночных, влажные препараты.

Ход урока

    Знакомство с учебником «Биология. Животные»

Рассказываем о его содержании и структуре, об аппарате ориентировки (оглавление, вопросы и задания, приложение, указатель терминов и форзацы). Учащиеся должны прочитать текст на стр. 2 «Как пользоваться учебником», выделить в нем основные рекомендации.

II. Рассказ учителя

Животный мир - это неотъемлемая часть окружающей нас органической (живой) природы, тесно связанная с другими ее составляющими: растениями, грибами, микроорганизмами.

В настоящее время известно около 2 млн. животных (по некоторым данным, 3-4,5 млн.). Животный мир Земли изучен далеко не полностью. Наиболее часто описывают новые виды насекомых, число которых составляет свыше 1/3 всех видов животных.

Животный мир, таким образом, достаточно многочислен и многообразен. Все это можно увидеть на схеме (открывается схема на доске).

Моллюски

128 ООО

Черви (плоские, круглые, кольчатые)

32 000

Членистоногие

1 500 000

Рыбы

Кишечнополостные

20 ООО

Животные

9 000

Птицы

8 000

около 2 000 000 видов

Прочие (губки, иглокожие...)

Звери

4 000

Пресмыкающиеся

Земноводные

Простейшие

6 000

2 600

28 000

- В чем заключается это разнообразие?

Учащимся предлагается найти ответы на поставленный вопрос, используя материалы учебника § 1, стр.

Сходства и отличия по этим признакам лежат в основе распределения животных по группам. Для изучения животного мира необходимо уметь отличать одних животных от других, описывать, сопоставлять, сравнивать. Только так можно разобраться в их многообразии. В этом нам помогут знания о классификации животных, которые нам дает наука систематика. Она же, в свою очередь, основывается на данных таких наук, как анатомия и физиология животных, этология (наука о поведении животных), энтомология (наука о насекомых), орнитология (наука о птицах), герпетология (наука о пресмыкающихся и земноводных), ихтиология (наука о рыбах), арахнология (наука о пауках), териология (наука о зверях), и прочих, прочих. Как вы видите, все эти науки изучают животных. А животное в переводе на греческий - «зоон», наука, учение - «логос». Итак, наука о животных - зоология. Таким образом, в настоящее время зоология представляет собой целый комплекс наук, связанных между собой и изучающих один объект - животных. Запишите определение зоологии в тетради. С основами этой науки нам предстоит познакомиться в 7-8 классах на уроках зоологии. Человек испытывает к различным животным отнюдь не одинаковые чувства; по-разному относимся мы к дождевому червю и слону, к амебе и шимпанзе. Как же мы все-таки относимся к животным? Хорошо или плохо?

Кроме того, животные являются источниками сырья для промышленности и медицины. Это змеи (яд), пчелы (пчелоужаление, яд, прополис, маточное молочко, мед), коровы (молоко и т.д.), овцы (шерсть), тутовый шелкопряд (шелк).

Нельзя не сказать о геологической (породообразующей) деятельности животных. Грунты Мирового Океана образованы в значительной степени скоплением планктонных раковин (планктон - живое население толщи воды, не способное противостоять переносу течениями) и бентосных (бентос - обитатели дна водоемов) одноклеточных организмов. После гибели животных их раковины падают на дно и образуют мощные пласты ила. В образовании морских отложений, особенно в мелководной зоне, принимают участие многие беспозвоночные животные (кольчатые черви, губки, ракообразные моллюски и др.), а также и позвоночные (рыбы, морские млекопитающие).

Исследования отложений мелких форм, их массовых скоплений приобретают в последние десятилетия все большее значение в разведке полезных ископаемых (нефти, угля и других).

А теперь самостоятельно рассматриваем отрицательную сторону. Ученики сами вспоминают ситуации, в которых животные вредят хозяйству и здоровью человека. Если необходима помощь учителя, то он поддерживает беседу или наводящими вопросами, или напрямую называя примеры.

Человек использует животных также в качестве биологических врагов, уничтожающих вредителей, для транспортных, сторожевых, спортивно-оздоровительных и эстетических, учебных, исследовательских и многих других целей.

Таким образом, мы убедились, что значение животных в природе и жизни человека определяется их ролью, которую они играют в жизни других организмов, а также их влиянием на окружающую среду. Необходимо отметить, что в природе нет животных вредных или полезных. Каждый вид занимает определенное место в сообществе живых организмов. Все в природе взаимосвязано, каждый вид имеет ценность.

А вот хозяйству человека животные могут приносить вред или пользу. И мы увидели, что пользы они приносят намного больше, чем вреда. С вредными (по отношению к человеку) можно бороться самыми различными методами. Главное в этой борьбе учесть все последствия.

IV. Закрепление

- - Что изучает зоология?

- Какое значение имеет знание зоологии в жизни человека?

Домашнее задание

§ 1; В тетради записать значение животных. Повторить материал по темам: «Характерные признаки растений и грибов»; «Признаки живого».

Предметом зоологии служит изучение животного мира по отношению к строению и отправлениям тела животных, их развитию, распределению по земле, взаимным отношениям их по строению и происхождению и отношениям к окружающему миру. Ввиду отсутствия резкой границы между растениями и животными, область зоологии соприкасается с областью ботаники и до известной степени смешивается с нею в учении о низших представителях обеих групп.

Раздел зоологии изучающий млекопитающих, cлова из 10 букв, 10-я буква Я

Результатом изучения строения и истории развития животных является возможность точной, определенной характеристики их и естественной группировки, классификации их на основании действительных, существенных, а не чисто внешних сходств и различий. Характеристика и классификация животных служат предметом систематики. Не довольствуясь классификацией на основании действительного сходства строения и развития животных, современная зоология стремится группировать их на основании кровного их родства, положить в основание системы генеалогию животного царства.

Разделы зоологии

Зоология - наука о животных, составляет часть науки о живых существах, биологии.
В состав зоологии входит большое количество различных дисциплин. В частности, это морфология и физиология животных, изучающие строение и функции их организмов, систематика, описывающая и систематизирующая весь животный мир по различным признакам, этология (наука о поведении), зоогеография, эмбриология и многие другие.

В зависимости от исследуемых объектов зоологию подразделяют на такие дисциплины, как протозоология (изучение простейших), энтомологию (изучение насекомых), ихтиологию (изучение рыб), орнитологию (изучение птиц).

Разделы зоологии

Териология изучает зверей, или млекопитающих. Также существуют такие разделы зоологии, как герпетология, исследующая рептилий и амфибий, гельминтология, изучающая все виды червей и так далее – каждой группе живых организмов соответствует определенный раздел зоологии.

Отдел зоологии, посвященный изучению строения животных, носит общее название морфологии.

Изучение строения животного или известной группы животных, независимо от других, составляет предмет описательной анатомии; если же строение животных изучается путем сравнения различных форм, то эта отрасль зоологии получает название сравнительной анатомии; общей задачей последней является выяснение законов строения животных.

Тончайшее строение животных, изучаемое с помощью микроскопа, служит предметом особой отрасли морфологии - гистологии, но так как между изучением строения животных без вспомогательных оптических средств и изучением с помощью оптических приборов (простых и сложных микроскопов) не существует резкой, определенной границы, то и область гистологии не отграничена определенным образом от области анатомии.

Отправления тела животных составляют предмет физиологии; физиология может быть направлена к выяснению деятельности известного определенного организма, причем другие рассматриваются лишь настолько, насколько это необходимо для понимания явлений, происходящих в изучаемом животном, или же физиология, называемая в таком случае сравнительной, изучает всех животных с точки зрения их отправлений, стремясь выяснить общие законы изучаемых явлений.

Особый отдел физиологии животных составляет учение о психической жизни их - зоопсихология.
Отношения животных к окружающему миру составляют предмет биологии животных в тесном смысле слова (в более широком смысле биологией называется совокупность наук о живых существах); здесь мы тоже можем иметь дело или с биологией данного животного или с общей биологией животных, если исследуются общие законы соотношений между животными и окружающим миром, как органическим, так и неорганическим. Сюда относится изучение влияния на животных различных внешних условий: температуры, света, состава окружающей среды, ее физических свойств, давления, движения или неподвижности окружающей среды и т. д., а также отношений к другим организмам, которые являются их врагами, добычей, средством защиты, источником пищи и т. д.

Не ограничиваясь изучением животного в его взрослом, развитом состоянии, зоология рассматривает, как развивается животное прежде, чем достигнет взрослого окончательного состояния; эта отрасль зоологии называется историей развития, или онтогенией, или эмбриологией. В состав эмбриологии входит, как изучение явлений происходящих внутри яйца, собственно эмбриональное развитие, так и тех изменений, которые совершаются в животном затем - постэмбриональное развитие.

Взаимные отношения между животными могут рассматриваться с точки зрения происхождения их; отрасль зоологии, стремящаяся выяснить, как развивалось животное царство, путем каких изменений и под влиянием каких факторов вырабатывались новые формы животной жизни и в каких отношениях генетических (по происхождению) стоят между собою различные группы животных, - носит название филогении животных. Задачей ее является установление генеалогии животного царства.

Существенную роль по отношению к сравнительной анатомии и к филогении животных играет изучение ископаемых остатков животных, живших в прежние геологические эпохи - палеонтология животных или зоопалеонтология.

Важную отрасль зоологии представляет в новейшее время учение о распределении животных на земле - география животных или зоогеография. На основании фактов распределения животных и с помощью палеонтологии, геологии и общей биологии животных зоогеография стремится выяснить причины и законы современного распределения животных. С точки зрения современных воззрений на происхождение животного царства распределение животных есть такой же результат ряда предшествующих условий, как и самое строение животных; вместе с тем, зоогеография является ценным критерием для проверки положений теорий происхождения животных.

Все перечисленные отрасли зоологии находятся в тесной связи между собою, преследуя свои специальные цели.

Вся зоология распадается на общую и специальную.

Предметом первой служит изучение данных и законов, относящихся ко всему животному миpy; предметом второй является детальное изучение отдельных групп на основании общих воззрений зоологии.
Отделы специальной зоологии носят особые названия по тем группам, которым посвящены: наука о млекопитающих - маммология, о птицах - орнитология, о пресмыкающихся - герпетология, о земноводных - батрахология, рыбах - ихтиология, моллюсках - малакология, насекомых - энтомология, пауках - арахнология, глистах - гельминтология, губках - спонгиология; другие подобные названия менее употребительны.

От теоретической зоологии, имеющей целью чисто научное изучение животных следует отличать прикладную зоологию. Опираясь на данные теоретической зоологии, прикладная зоология изучает животных исключительно с точки зрения экономических интересов человека, с точки зрения их пользы или вреда (прямых или косвенных), способов охранения, размножения или напротив, истребления их. Весьма важное значение получили две отрасли прикладной зоологии - прикладная энтомология (наука о насекомых) и прикладная ихтиология (наука о рыбах).

Наука о животных - это зоология. Данная наука изучает все живые организмы, относящиеся к царству Животные.

Зоология - это наука, представляющая собой раздел биологии, в котором изучаются многообразие, строение, жизнедеятельность животных, индивидуальное и эволюционное развитие, их взаимосвязи со средой обитания, распространение, значение в природе и для человека.

Из определения науки о животных видно, что это комплексная дисциплина, так как изучает разные вопросы, связанные с животными. Поэтому зоологию можно еще определить как систему наук о животных. В эту систему входят такие науки как морфология и анатомия животных, физиология, экология, палеонтология, этология и др. Следует понимать, что большинство из этих наук входят в состав ботаники, изучающей растения, а также других разделов биологии, изучающих другие формы жизни. Поэтому говорят, например, об экологии животных или экологии растений.

  • Морфология изучает внешнее и внутреннее строение организмов.
  • Физиология изучает процессы жизнедеятельности в клетках, органах, системах органов, целом организме.
  • Экология изучает взаимоотношения организмов между собой и с неживой природой.
  • Палеонтология изучает ископаемые остатки организмов, их изменение в процессе эволюции.
  • Этология изучает поведение организмов. Данная наука в основном характерна только для зоологии, так как только у животных есть нервная система.

Наука о животных делится на разделы и по другому принципу.

Раздел зоологии, изучающий млекопитающих

Животный мир планеты очень разнообразен: от простейших одноклеточных форм до млекопитающих. Насекомые, черви, рыбы, птицы, звери и другие отличаются между собой по многим признакам. Поэтому в зоологии выделяют науки, изучающие отдельные группы организмов. Например, птиц изучает наука орнитология, насекомых - энтомология, млекопитающих - маммалогия и т. д.

Между растениями и животными есть как сходства, так и различия. Поэтому науки о животных (зоология) и растениях (ботаника) имеют как общее, так и собственную специфику. Общие свойства жизни (клеточное строение, обмен веществ, рост, развитие, размножение и др.) характерны для все живых организмов. В то же время клетки животных имеют некоторые отличия от клеток растений. У животных клеток нет целлюлозной оболочки, пластид, крупной центральной вакуоли. Животные, в отличие от растений питаются готовым органическим веществом, обычно путем его заглатывания (а не всасывания как это происходит у грибов). Животные активно воспринимают раздражения и реагируют на них, обычно могут передвигаться.

В настоящее время на Земле обитает более 1,5 млн. видов животных. По количеству видов их больше, чем растений. Однако биомасса растений на Земле (суше и воде) больше, так как именно они производят органическое вещество, которое нужно им самим и которое служит пищей другим организмам, в основном животным. Среди животных по количеству видов больше всего насекомых (более 1 млн. видов).

Животные распространены почти по всему земному шару. Они обитают в глубинах морей, там где растения жить не могут из-за отсутствия солнечного света. Животные встречаются в полярных зонах, там, где растения не растут из-за наличия постоянного снежного покрова.

Зоология — наука о животных — в настоящее время представляет собой не единую науку, а систему наук, изучающих животный мир с самых различных точек зрения. Изучаются строение и жизненные отправления животных как во взрослом состоянии, так и в разные периоды развития, состав фауны того или иного района и особенности географического распространения животных, связь животных организмов с условиями существования и, наконец, закономерности эволюционного развития животных.

Кроме того, изучаются виды животных, полезные человеку в хозяйственной деятельности, с целью увеличения добычи диких и повышения продуктивности домашних, а также и вредные животные с целью, наоборот, выработки рациональных мер борьбы.

В зоологии выделяются, с одной стороны, науки, изучающие отдельные стороны жизни животных — их строение, развитие, жизнедеятельность, распространение, связь с внешней средой и т. д.; с другой стороны, — науки, изучающие отдельные, наиболее крупные и практически важные группы животных (частная зоология). К первой группе относятся следующие зоологические науки.

Морфология — наука о преобразовании формы, т. е. о строении животных в зависимости от изменения функций и условий существования организмов в индивидуальном и историческом развитии. В морфологию входит ряд более частных дисциплин: анатомия — изучающая строение и соотношение органов; сравнительная анатомия — изучающая изменения и превращения формы и функции органов различных животных путем сравнения сходства и различий в организации как современных, так и ископаемых животных; гистология — изучающая микроскопическое строение животных.

Эмбриология — наука об индивидуальном развитии животных и закономерностях этого развития.

Физиология — наука о жизненных отправлениях животных, т. е. о процессах, совершающихся в организме (пищеварение, дыхание, выделение, кровообращение, передача нервного возбуждения, размножение и т. д.), и об обмене веществ между организмом и внешней средой. Особой наукой, изучающей химический состав и химические процессы, которые протекают в животном организме, является биохимия животных.

Экология — наука о взаимодействии животных с внешней средой, как неорганической, так и органической, и о закономерностях зависимости жизни совокупностей особей (популяций), составляющих виды, и динамики их численности при различных условиях существования.

Гидробиология — наука, изучающая закономерности жизни в водоемах, приспособления к условиям существования водных животных и растений, их распределение в водоемах и разрабатывающая меры повышения продуктивности водоемов, а также вопросы санитарного состояния их.

Зоогеография — наука о географическом распространении животных и о закономерностях как современных, так и исторических, определяющих это распространение.

Палеозоология — наука о вымерших животных, их строении, геологическом распределении, историческом развитии, происхождении, а также взаимоотношении с современными организмами.

Генетика — наука о закономерностях наследственности и ее изменчивости.

Систематика — наука о многообразии животных, их классификации и ее закономерностях. Систематика использует данные всех зоологических наук и строит естественную, эволюционную систему животного мира.

Еще интересные статьи

Зоология (от греч. «зоон» - животное и «логос» - учение) - это наука, изучающая строение, жизнедеятельность, видовое многообразие животных, а также их значение в природе и жизнедеятельности человека.

По современной систематике, все животные организмы объединены в единое царство, насчитывающее свыше 1,5 миллиона видов. Среди них есть крохотные организмы, видимые только под микроскопом (амеба обыкновенная - 0,2-0,5 мм) и великаны, например киты до 30 м. По количеству видов царство животных превосходит все другие царства, вместе взятые. Одни из них приспособлены к жизни на суше, другие - в воде, третьи - в воздухе. Многие животные обитают в земле.

Значение животных в природе трудно переоценить. Они участвуют в опылении многих растений, распространении семян, почвообразовании; в разрушении остатков умерших растений и животных, в очистке водоемов.

Животные играют важнейшую роль не только в биоценозах, но и в жизни человека. Домашние животные - источник пищи, шерсти, кожи. Животные широко используются для научных исследований - на них изучают строение и функции органов, влияние лекарств, реакцию живого организма на условия окружающей среды. Животные - помощники человека в труде, спорте, отдыхе. И наконец, это «меньшие братья», друзья человека. Человек приручил и одомашнил около 40 видов животных.

Вместе с тем чрезвычайно многообразна и отрицательная роль животных в жизни человека. Существенный вред наносят они сельскохозяйственным растениям, запасам продовольствия, изделиям из кожи, шерсти и дерева. Немало животных вызывают различные заболевания (малярию, дизентерию, аскаридоз и др.) или являются переносчиками возбудителей опасных болезней.

Среди животных есть одноклеточные организмы, колониальные и многоклеточные виды.

Между растениями и животными наблюдается много общих черт:

  1. все они имеют клеточное строение и сходный химический состав;
  2. общность происхождения одноклеточных форм;
  3. обмен веществ и энергии (питание, дыхание, выделение);
  4. рост и способы размножения;
  5. раздражимость;
  6. передача наследственной информации.

Однако между растениями и животными есть существенные различия.

Различия между растениями и животными
Зеленые растения Животные
Способ питания
Автотрофный (фотосинтез). Гетеротрофный.
Обмен веществ
Идет за счет расщепления органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза из неорганических веществ. Идет за счет расщепления органических веществ, полученных с пищей.
Клетка
Имеет целлюлозную стенку, пластиды и вакуоли с клеточным соком. Запасные вещества в виде крахмала. Целлюлозной стенки нет, есть тоненькая, называемая гликокализ, нет хлоропластов, вакуолей с клеточным соком. Запасные вещества в виде гликогена.
Ткани
Образовательпая, покровная, механическая, основная, проводящая. Межклеточное вещество отсутствует. Эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная. Имеется межклеточное вещество.
Система органов
  • Вегетативные : корень, стебель. лист.
  • Репродуктивные : цветок, семя, плод.
  • Соматические : опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, выделительная, эндокринная и нервная.
  • Репродуктивные : половая.
Способность к передвижению
Неподвижны. Имеются лишь ростовые движения.

Активно передвигаются. Имеют амебоидные, жгутиковые, ресничные и мышечные движения.

Способность к росту
Растут на протяжении всей жизни. Растут в основном лишь в молодом возрасте.
Активность в поисках пищи
Не активны. Активны.
Циклы развития
Зигота - зародыш - проросток - молодое растение - плодоносящее растение - стареющее растение - отмершее растение. Зигота - зародыш - детеныш (личинка)- молодое животное - взрослое животное - половозрелое активное животное - стареющее животное - умершее животное.

Отмеченные различия произошли в процессе эволюции (исторического пути развития) в результате расхождения признаков. Сходство доказывается родством и единством происхождения.


Зоология (с греч. «зоон» – животное, «логос» – учение, наука) – наука о животных, часть биологии, изучающая многообразие животного мира, строение и жизнедеятельность животных, распространение, связь со средой обитания, закономерности индивидуального и исторического развития. Биологический энциклопедический словарь Словарь















Заполните таблицу «Сходство и различия животных и растений» Общие признаки живых организмов Отличительные признаки ЖивотныхРастений клеточное строение; способность к питанию, дыханию, выделению, обмену веществ, размножению, росту и развитию клетки не имеют твердой целлюлозной оболочки; питаются готовыми органическими веществами (потребители); способны воспринимать раздражения и реагировать на них; активное передвижение; нет хлоропластов, вакуолей есть системы органов клетки имеют твердую целлюлозную оболочку; сами создают органические вещества в процессе фотосинтеза (производители); реагируют на раздражения с помощью химических веществ; не способны к активному передвижению; есть хлоропласты, вакуоли, пигменты







130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводн" title="Моллюски >130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводн" class="link_thumb"> 15 Моллюски >130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводные около 2,5 тыс. Простейшие > 40 тыс. 130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводн"> 130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводные около 2,5 тыс. Простейшие > 40 тыс."> 130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводн" title="Моллюски >130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводн"> title="Моллюски >130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводн">



























Используемые ресурсы Родословная животного мира, животные одноклеточные и многоклеточные, основные признаки животных, мел. Электронное учебное издание. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, ООО "Дрофа", Царство Животные, многоклеточные животные, морские обитатели, планктон, кольчатые черви, насекомые, хищные птицы. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», Колорадский жук, подкожный бычий овод, таежный клещ, каракурт, пустельга, рябинник, жук-навозник, дождевой червь, перелетная саранча, гуанако, лягушка остромордая, беззубка обыкновенная., портреты Дарвина и Аристотеля. Учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология» 6-11 класс. Республиканский мультимедиа центр, Коровы на пастбище, колибри на цветке, лошади. Учебное электронное издание «Экология». Методическое пособие для учителя. МИЭМ, Коралловый остров. Полный интерактивный курс «Открытая биология». ООО «Физикон», Птицефабрика. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные. 7 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», Котенок и щенок. Электронная энциклопедия «Хочу все знать. Животные». ООО «Гистерезис» Бобр. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Генетическая изменчивость и эволюция. ЗАО «Новый Диск», 2007.


Используемые ресурсы К. Линней. B0%D1%80%D0%BB П.С. Паллас. 5%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD А. ван Левенгук. Приспособленность животных к жизни в воде, почве, на суше, в воздухе. Природоведение. Библиотека электронных наглядных пособий b59-366d-f5d1e7a13043/118888/?interface=teacher&class=47&subject=27http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/b453aa0f b59-366d-f5d1e7a13043/118888/?interface=teacher&class=47&subject=27 Ребенок и котенок. %D0%BA%D0%B8%20%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%B E%D1%82%D1%8F%D1%82%D0%B0&pos=267&uinfo=sw-868-sh-581-fw-765-fh-448-pd- 1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fru.fishki.net%2Fpicsw%2F042009%2F08%2Fkids%2F038.jpg %D0%BA%D0%B8%20%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%B E%D1%82%D1%8F%D1%82%D0%B0&pos=267&uinfo=sw-868-sh-581-fw-765-fh-448-pd- 1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fru.fishki.net%2Fpicsw%2F042009%2F08%2Fkids%2F038.jpg Ребенок и щенок. 0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0 %B5%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8&noreask=1&pos=7&rpt=simage&lr=66&ui nfo=sw-868-sh-581-fw-765-fh-448-pd- 1&img_url=http%3A%2F%2Fbasik.ru%2Fimages%2Fpets_and_kids_23%2F14.jpg 0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0 %B5%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8&noreask=1&pos=7&rpt=simage&lr=66&ui nfo=sw-868-sh-581-fw-765-fh-448-pd- 1&img_url=http%3A%2F%2Fbasik.ru%2Fimages%2Fpets_and_kids_23%2F14.jpg



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!