Это жизнь - портал для женщин

Литературно-исторические заметки юного техника. Творческий и жизненный путь грибоедова александра сергеевича

Александр Сергеевич Грибоедов родился 4(15) января 1795 года (по другим историческим источникам - 1790 года) в Москве, в семье родовитых дворян. Отец его вёл свою родословную от польской шляхты.

Образование детей контролировала мама. Она была гордой и чванливой представительницей своего сословия, но не лишённой ума и практичности. Настасья Фёдоровна понимала, что в новые времена продвижение по службе и занятие высокого положения в обществе может дать не только происхождение и связи, но и образованность человека. Поэтому большое внимание в семье уделялось не только воспитанию, но и образованию детей. Учителями Александра были действительно просвещённые французы-гувернёры. Позднее для уроков приглашали профессоров из университета. Уже в детские годы Грибоедов прочёл огромное количество книг.

С 1803 года мальчика определяют в Московский Благородный университетский пансион. В 1806 году он поступает в Московский университет. До войны 1812 года Грибоедов оканчивает обучение на словесном и юридическом факультетах, образование на физико-математическом ему не даёт закончить война.

Уже в университете Александр Сергеевич единодушно признаётся окружающими одним из самых образованных людей своего времени. Он прекрасно знает всю мировую классику, читает и свободно говорит на нескольких иностранных языках, сочиняет музыку, прекрасно играет на фортепиано.

Военная служба и светская жизнь в Петербурге

С началом войны 1812 года Грибоедов считает своим долгом записаться в гусарский полк для защиты отечества. Но пока полк формируется - Наполеона уже отбрасывают далеко от Москвы, а вскоре армия уходит на европейскую территорию.

Несмотря на окончание военных действий, Грибоедов решает остаться в армии, и их полк переводят в глухие места Белоруссии. Эти годы практически «выпадут» из жизни писателя. Позднее он будет вспоминать их с сожалением, хотя некоторых своих знакомых этого времени выведет в качестве героев в своей комедии «Горе от ума». Вместе с товарищами он участвовал в самых бесшабашных затеях, проводил время в разгуле и играх. Всё лучшее, привитое ему университетским воспитанием, казалось было утеряно. Но через некоторое время бурное времяпрепровождение начинает тяготить Грибоедова. Сначала он примыкает к кружку офицеров, которые в свободное от службы время занимаются сочинительством простеньких стихов, потом начинает писать статьи. В это время им были посланы в Петербург заметки «О кавалерийских резервах» и «Описание праздника в честь Кологривова». Всё больше увлекаясь литературой, Грибоедов понимает, что не может больше существовать в гусарской среде и в 1815 году, побывав в Петербурге, заводит там нужные связи и знакомства, подготавливая свой переход в коллегию иностранных дел.

В 1816 году Александр Сергеевич выходит в отставку и переезжает в Петербург. Здесь он сближается с передовыми людьми своего времени и сразу принимает их идеи. Среди его друзей оказывается много будущих организаторов тайных обществ. В светских салонах Грибоедов блещет холодным остроумием и даже циничностью. Его тянет и к театральным подмосткам. В этот период он пишет и переводит для театра комедии «Молодые супруги» (1815) и «Своя семья или Замужняя невеста» (1817).

В коллегии иностранных дел Грибоедов слывёт на хорошем счету.

Спокойствие и размеренность жизни нарушает участие писателя в дуэли, которая заканчивается смертью одного из дуэлянтов. Во многом благодаря связям матери, Грибоедова отправляют подальше от столицы - секретарём в дипломатическую миссию России в Персии.

Служба в Персии и на Кавказе

В марте 1819 года, после нарочно медленного путешествия, Грибоедов наконец прибывает к месту своей службы - в Тегеран, а затем в Тавриз. Он получает массу новых впечатлений, встречается с придворными и местными князьями, простыми людьми и бродячими поэтами. Служба оказывается несложной, и у Грибоедова остаётся достаточно времени для занятий литературным творчеством и самообразованием. Он много читает, оттачивает знание персидского и арабского языков, с удивлением и радостью понимает, что комедия его «Горе от ума» пишется здесь как никогда плодотворно. Вскоре первые два акта окончательной редакции комедии были готовы. В этот период Грибоедову удалось совершить один действительно героический поступок. На свой страх и риск он смог вывезти из Персии нескольких русских пленных. Отчаянную смелость Грибоедова заметил генерал Ермолов и решил, что такой человек достоин лучшей участи, чем прозябание в Персии. Благодаря стараниям Ермолова Александра Сергеевича переводят на Кавказ в Тифлис. Здесь набело были закончены первый и второй акты «Горя от ума».

Возвращение в Петербург и арест

В 1823 году писатель едет в отпуск. В Москве и имении его друзей под Тулой он полностью заканчивает главный труд своей жизни.

Осенью 1824 года Грибоедов отправляется в Петербург с надеждой на публикацию и театральную постановку «Горе от ума». Но встречает категорическое противодействие. С большим трудом отрывки комедии удаётся напечатать в альманахе «Русская Талия». Что же касается рукописных вариантов - их количество приближалось к книжным тиражам. Распространению книги способствовали и декабристы, которые считали её своим «печатным манифестом». В произведении сплелись воедино новаторство и классицизм, точное следование правилам построения комедии и свободное развитие характеров. Значительным украшением «Горя от ума» служит использование разностопного ямба, точный и афористичный язык. Многие строки комедии «растащили на цитаты» уже во времена рукописных списков.

Осенью 1825 года Грибоедов собирается обратно на Кавказ, но его возвращают с дороги по подозрению в участии в подготовке восстания декабристов. Благодаря предупреждению Ермолова Грибоедову удалось уничтожить компрометирующие материалы из своего архива. К моменту ареста на него нет никаких улик. На следствии писатель категорически отрицает своё участие в заговоре. В июне 1826 года Грибоедова освобождают из-под ареста как полностью невиновного.

Трагическая удача

С огромной неохотой он снова собирается на Кавказ. И может быть, писатель добился бы отставки и остался в Петербурге, занимаясь литературным трудом, но матушка его берёт с сына клятву о продолжении дипломатической карьеры.

С началом русско-персидской войны Александр Сергеевич участвует в нескольких сражениях, но с большим успехом действует на поприще дипломатии. Он «выторговывает» для России крайне выгодный Туркманчайский мирный договор и привозит документы в Петербург, надеясь остаться в столице. Он мечтает продолжать писать стихи, закончить трагедии «Родамист и Зенобия» и «Грузинскую ночь», начатую драму «1812 год».

Но именно благодаря личному вкладу Александра Сергеевича в составление статей столь выгодного мирного договора царь решает, что на должность посла в Персии больше всего подходит Грибоедов. Отказаться от высочайшего назначения невозможно и писатель вынужден снова ехать в Персию.

Трагический финал

С большим нежеланием в июне 1828 года Грибоедов выезжает из Петербурга. Всеми силами он оттягивает прибытие к месту назначения, как будто предчувствуя свою судьбу.

Последним «лучом счастья» в его судьбе стала горячая любовь к дочери своего друга А.Г.Чавчавадзе - Нине, на которой он женился, проезжая через Тифлис. Оставив жену в Тавризе, он едет в Тегеран, чтобы приготовить всё к приезду любимой женщины.

То, что произошло дальше, сложно оценивать однозначно. Согласно большинству источников, за попытку вывоза женщин-армянок из гарема знатного вельможи и смотрителя гарема шаха, Грибоедов был убит мусульманскими фанатиками, а вся русская миссия разгромлена.

Согласно другим источникам - Грибоедов и сотрудники миссии вели себя неуважительно по отношению к шаху и законам страны, и слух о вывозе женщин из гарема просто стал последней каплей, которая переполнила чашу терпения персиян и заставила их расправиться с обнаглевшими чужаками.

Есть версия - что на русскую миссию религиозные фанатики были умело натравлены английскими дипломатами.

Какая бы из этих версий ни оказалась правдой, итог оказался печальным - замечательный русский дипломат, поэт и драматург Александр Сергеевич Грибоедов принял ужасную смерть от рук мусульманских фанатиков Персии 30 января (11 февраля) 1829 года.

Тело его было перевезено на Родину и захоронено в Тифлисе (ныне - Тбилиси) в монастыре святого Давида.

Интересные факты о Грибоедове:

Писатель отлично знал французский, английский, немецкий, итальянский, греческий, латинский, арабский, персидский и турецкий языки.

Проживая на Кавказе Грибоедов использовал своё положение и все связи, чтобы любым способом облегчить жизнь декабристов, сосланных сюда и смог «вытащить» некоторых из них из Сибири.

Писатель являлся членом самой крупной масонской ложи в Петербурге.

Алекса́ндр Серге́евич Грибое́дов (4 января , Москва - 30 января [11 февраля ] , Тегеран) - русский дипломат , поэт , драматург , пианист и композитор , дворянин . Статский советник (1828) .

Грибоедов известен благодаря блестяще рифмованной пьесе «Горе от ума » (1824), которую до сих пор весьма часто ставят в театрах России. Она послужила источником многочисленных крылатых фраз .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Грибоедов родился в Москве, в обеспеченной родовитой семье. Ошибочно считается, что Грибоедов происходит из польского рода Гржибоских. Сергей Фомичев, в своей книге " Александр Грибоедов. Биография" опровергает эту гипотезу ссылаясь на то, что при Алексее Михайловиче дворяне Грибоедовы не были редкостью . При царе Алексее Михайловиче был разрядным дьяком и одним из пяти составителей Соборного уложения 1649 года Фёдор Акимович Грибоедов .

    По свидетельству родственников, в детстве Александр был очень сосредоточен и необыкновенно развит. Существуют сведения , что он приходился внучатым племянником Александру Радищеву (это тщательно скрывал сам драматург). В 6-летнем возрасте свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в частности в совершенстве английским , французским , немецким и итальянским . Очень хорошо понимал латынь и древнегреческий язык .

    Война

    Восторженно-лирическое «Письмо из Брест-Литовска к издателю», опубликованное в «Вестнике Европы», написано им после награждения Кологривова в 1814 году «орденом Святого Равноапостольного Владимира 1-й степени» и праздника 22 июня (4 июля) в Брест-Литовске, в кавалерийских резервах, по этому поводу .

    В столице

    В 1815 году Грибоедов приехал в Петербург , где познакомился с издателем журнала «Сын Отечества» Н. И. Гречем и знаменитым драматургом Н. И. Хмельницким .

    Весной 1816 года начинающий писатель оставил военную службу, а уже летом опубликовал статью «О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады „Ленора“» - отзыв на критические замечания Н. И. Гнедича о балладе П. А. Катенина «Ольга».

    Тогда же имя Грибоедова появляется в списках действительных членов масонской ложи «Соединённые друзья » . В начале 1817 года Грибоедов стал одним из учредителей масонской ложи «Du Bien».

    Летом поступил на дипломатическую службу, заняв должность губернского секретаря (с зимы - переводчика) Коллегии иностранных дел. К этому периоду жизни литератора также относятся его знакомства с А. С. Пушкиным и В. К. Кюхельбекером , работа над стихотворением «Лубочный театр» (ответ на критику М. Н. Загоскина в адрес «Молодых супругов»), комедиями «Студент» (совместно с П. А. Катениным), «Притворная неверность» (совместно с А. А. Жандром), «Своя семья, или Замужняя невеста» (в соавторстве с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким).

    Дуэль

    В 1817 году в Петербурге произошла знаменитая «четверная дуэль» Завадовского-Шереметева и Грибоедова-Якубовича.

    Грибоедов жил у Завадовского и, будучи приятелем известной танцовщицы Санкт-Петербургского балета Авдотьи Истоминой , после представления привез её к себе (естественно, в дом Завадовского), где она прожила двое суток. Кавалергард Шереметев, любовник Истоминой, был с ней в ссоре и находился в отъезде, но когда вернулся, то подстрекаемый корнетом лейб-уланского полка А. И. Якубовичем , вызвал Завадовского на дуэль. Секундантом Завадовского стал Грибоедов, а Шереметева - Якубович; оба также обещали драться.

    Первыми вышли к барьеру Завадовский и Шереметев. Завадовский, отличный стрелок, смертельно ранил Шереметева в живот. Поскольку Шереметева надо было немедленно везти в город, Якубович и Грибоедов отложили свой поединок. Он состоялся в следующем, 1818 году, в Грузии. Якубович был переведён в Тифлис по службе, там же оказался проездом и Грибоедов, направляясь с дипломатической миссией в Персию .

    Грибоедов был ранен в кисть левой руки. Именно по этому ранению удалось впоследствии опознать обезображенный труп Грибоедова, убитого религиозными фанатиками во время разгрома русского посольства в Тегеране .

    На востоке

    В 1818 году Грибоедов, отказавшись от места чиновника русской миссии в США, получил назначение на должность секретаря при царском поверенном в делах в Персии Симоне Мазаровиче . Перед отъездом в Тегеран завершил работу над «Пробами интермедии». К месту службы отправился в конце августа, спустя два месяца (с кратковременными остановками в Новгороде, Москве, Туле и Воронеже) прибыл в Моздок, по дороге в Тифлис составил подробный дневник с описанием своих переездов.

    В начале 1819 года Грибоедов завершил работу над ироничным «Письмом к издателю из Тифлиса от 21 января» и, вероятно, стихотворением «Прости, Отечество!», тогда же отправился в свою первую командировку к шахскому двору. По дороге в назначенное место через Тебриз (январь - март) продолжил вести путевые записки, начатые в прошлом году. В августе вернулся обратно, где принялся хлопотать за участь русских солдат, находившихся в иранском плену. В сентябре во главе отряда пленных и беглецов выступил из Тебриза в Тифлис, куда прибыл уже в следующем месяце. Некоторые события этого путешествия описаны на страницах грибоедовских дневников (за июль и август/сентябрь), а также в повествовательных фрагментах «Рассказ Вáгина» и «Ананурский карантин».

    В январе 1820 года Грибоедов снова отправился в Персию, дополнив журнал путевых дневников новыми записями. Здесь, обременённый служебными хлопотами, он провёл больше полутора лет. Пребывание в Персии невероятно тяготило писателя-дипломата, и осенью следующего, 1821 года по состоянию здоровья (из-за перелома руки) ему, наконец, удалось перевестись поближе к родине - в Грузию. Там он сблизился с прибывшим сюда же на службу Кюхельбекером и начал работу над черновыми рукописями первой редакции «Горя от ума».

    С февраля 1822 года Грибоедов - секретарь по дипломатической части при генерале А. П. Ермолове , командовавшем русскими войсками в Тифлисе . Этим же годом нередко датируется и работа автора над драмой «1812 год» (по всей видимости, приуроченная к десятилетнему юбилею победы России в войне с наполеоновской Францией).

    В начале 1823 года Грибоедов на время покинул службу и вернулся на родину, в течение двух с лишним лет жил в Москве, в с. Дмитровском (Лакотцы) Тульской губернии, в Петербурге. Здесь автор продолжил начатую на Кавказе работу с текстом «Горя от ума», к концу года написал стихотворение «Давид», драматургическую сцену в стихах «Юность Вещего», водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (в кооперации с П. А. Вяземским) и первую редакцию знаменитого вальса «e-moll». К этому же периоду жизни Грибоедова принято относить и появление первых записей его «Desiderata» - журнала заметок по дискуссионным вопросам русской истории, географии и словесности.

    Следующим, 1824 годом датируются писательские эпиграммы на М. А. Дмитриева и А. И. Писарева («И сочиняют - врут! и переводят - врут!..», «Как распложаются журнальные побранки!..»), повествовательный фрагмент «Характер моего дяди», очерк «Частные случаи петербургского наводнения» и стихотворение «Телешовой». В конце этого же года (15 декабря) Грибоедов стал действительным членом Вольного общества любителей российской словесности .

    На юге

    В конце мая 1825 года, в связи со срочной необходимостью вернуться к месту службы, литератор отказался от намерения посетить Европу и уехал на Кавказ. Впоследствии он выучит арабский , турецкий , грузинский и персидский языки . Первым преподавателем, обучавшим Грибоедова персидскому языку, был Мирза Джафар Топчибашев . Накануне этой поездки он завершил работу над вольным переводом «Пролога в театре» из трагедии «Фауст», по просьбе Ф. В. Булгарина составил примечания к «Необыкновенным похождениям и путешествиям…» Д. И. Цикулина, напечатанные в апрельских номерах журнала «Северный архив» за 1825 год. По дороге в Грузию наведался в Киев, где встретил видных деятелей революционного подполья (М. П. Бестужева-Рюмина , А. З. Муравьёва , С. И. Муравьёва-Апостола и С. П. Трубецкого), некоторое время прожил в Крыму, посещая имение своего давнего приятеля А. П. Завадовского . Грибоедов путешествовал по горам полуострова, разрабатывал план величественной трагедии о Крещении древних русичей и вёл подробный дневник путевых заметок, опубликованный лишь через три десятилетия после смерти автора. По утвердившемуся в науке мнению именно под влиянием южной поездки им была написана сцена «Диалог половецких мужей».

    Арест

    По возвращении на Кавказ Грибоедов, вдохновлённый участием в экспедиции генерала А. А. Вельяминова , написал известное стихотворение «Хищники на Чегеме». В январе 1826 года был арестован в крепости Грозная по подозрению в принадлежности к декабристам ; Грибоедов был привезён в Петербург, однако следствие не смогло найти доказательств принадлежности Грибоедова к тайному обществу. За исключением А. Ф. Бригена , Е. П. Оболенского , Н. Н. Оржицкого и С. П. Трубецкого , никто из подозреваемых не дал показаний в ущерб Грибоедову. Под следствием он находился до 2 июня 1826 года, но так как доказать его участие в заговоре не удалось, а сам он категорически отрицал свою причастность к заговору, его освободили из-под ареста с «очистительным аттестатом». Несмотря на это некоторое время за Грибоедовым был установлен негласный надзор.

    Возвращение на службу

    В сентябре 1826 года вернулся на службу в Тифлис и продолжил дипломатическую деятельность ; принял участие в заключении выгодного для России Туркманчайского мирного договора (1828) и доставил его текст в Петербург. Назначен министром-резидентом (послом) в Иран ; по пути на место назначения вновь провёл несколько месяцев в Тифлисе и женился там 22 августа (3 сентября) года на княжне Нине Чавчавадзе , с которой ему довелось прожить всего несколько недель.

    Гибель в Персии

    Иностранные посольства располагались не в столице, а в Тавризе , при дворе принца Аббаса-Мирзы , но вскоре по прибытии в Персию миссия отправилась представляться Фетх Али-шаху в Тегеран . Во время этого визита Грибоедов погиб: 30 января 1829 года (6 шаабана 1244 года хиджры) толпа из тысяч религиозных фанатиков перебила всех находившихся в посольстве, кроме секретаря Ивана Сергеевича Мальцова .

    Обстоятельства разгрома русской миссии описываются по-разному, однако Мальцов был очевидцем событий, и он не упоминает о гибели Грибоедова, только пишет, что человек 15 оборонялись у дверей комнаты посланника. Вернувшись в Россию, он написал, что было убито 37 человек в посольстве (все, кроме него одного) и 19 тегеранских жителей. Сам он спрятался в другом помещении и, по сути, мог описать только то, что слышал. Все оборонявшиеся погибли, и прямых свидетелей не осталось.

    Риза-Кули пишет, что был убит Грибоедов с 37 товарищами, а из толпы было убито 80 человек. Его тело было настолько изуродовано, что его опознали только по следу на кисти левой руки, полученному в знаменитой дуэли с Якубовичем .

    Тело Грибоедова было доставлено в Тифлис и погребено на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида . Летом 1829 года на могиле побывал Александр Пушкин. Также Пушкин писал в «Путешествии в Арзрум», что встретил арбу с телом Грибоедова на горном перевале в Армении, впоследствии названном Пушкинским .

    Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего внука . В возмещение пролитой крови он привёз Николаю I богатые дары, в их числе был алмаз «Шах» . Некогда этот великолепный алмаз, обрамлённый множеством рубинов и изумрудов , украшал трон Великих Моголов . Теперь он сияет в коллекции Алмазного фонда московского Кремля.

    На могиле Александра Грибоедова его вдова, Нина Чавчавадзе, поставила памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!» .

    Творчество

    По литературной позиции Грибоедов относится (по классификации Ю. Н. Тынянова) к так называемым «младшим архаистам» : его ближайшие литературные союзники - П. А. Катенин и В. К. Кюхельбекер ; впрочем, ценили его и «арзамасцы », например, Пушкин и Вяземский, а среди его друзей - такие разные люди, как П. Я. Чаадаев и Ф. В. Булгарин .

    Ещё в годы учёбы в Московском университете () Грибоедов пишет стихотворения (до нас дошли только упоминания), создает пародию на произведение В. А. Озерова «Дмитрий Донской» - «Дмитрий Дрянской». В 1814 году в «Вестнике Европы» выходят две его корреспонденции: «О кавалерийских резервах» и «Письмо редактору». В 1815 году он публикует комедию «Молодые супруги» - пародию на французские комедии, составлявшие русский комедийный репертуар в то время. Автор использует очень популярный жанр «светской комедии» - произведения с небольшим числом персонажей и установкой на остроумность. В русле полемики с Жуковским и Гнедичем о русской балладе Грибоедов пишет статью «О разборе вольного перевода „Леноры“» ().

    Приёмы пародирования: введение текстов в бытовой контекст, утрированное использование перифрастичности (все понятия в комедии даются описательно, ничего не названо прямо). В центре произведения - носитель классицистичного сознания (Беневольский). Все знания о жизни почерпнуты им из книг, все события воспринимаются сквозь опыт чтения. Сказав «я это видел, я это знаю», подразумевает «я читал». Герой стремится разыграть книжные истории, жизнь ему кажется неинтересной. Лишённость реального чувства действительности позже Грибоедов повторит в «Горе от ума» - это черта Чацкого.

    «Горе от ума»

    Музыкальные произведения

    Написанные Грибоедовым немногочисленные музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью. Он - автор нескольких фортепианных пьес, среди которых наибольшую известность имеют два вальса для фортепиано. Некоторые произведения, в том числе фортепианная соната - самое серьезное музыкальное произведение Грибоедова, до нас не дошли. Вальс ми минор его сочинения считается первым русским вальсом, дошедшим до наших дней. По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом.

    Память

    Памятники

    • В Петербурге памятник А. С. Грибоедову (скульптор В. В. Лишев , 1959 год) находится на Загородном проспекте на Пионерской площади (напротив Театра Юного зрителя)
    • В центре Еревана есть памятник А. С. Грибоедову (автор - Оганес Беджанян, 1974 год), а в 1995 году была выпущена почтовая марка Армении, посвящённая А. С. Грибоедову.
    • В Алуште памятник А. С. Грибоедову установлен в 2002 году, к 100-летнему юбилею города.
    • В Москве памятник А. С. Грибоедову находится на Чистопрудном бульваре .
    • В Великом Новгороде А. С. Грибоедов увековечен в памятнике «Тысячелетие России», в группе скульптур «Писатели и художники».
    • В Волгограде, на средства армянской общины города, установлен бюст А. С. Грибоедова (на улице Советской, напротив поликлиники № 3).
    • В Тбилиси памятник А. С. Грибоедову находится на набережной Куры (скульптор М. Мерабишвили, архитектор Г. Мелкадзе, 1961).
    • В Тегеране у российского посольства есть памятник А. С. Грибоедову (скульптор В. А. Беклемишев, 1912).

    Музеи и галереи

    • Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А. С. Грибоедова «Хмелита ».
    • В Крыму, в Красной пещере (Кизил-Коба), в честь пребывания А. С. Грибоедова названа галерея.

    Улицы

    на Украине -

    а также в городах Бельцы (Молдавия),Алматы (Казахстан), Батуми и Тбилиси (Грузия), Ашхабад (Туркменистан),

    Театры

    Библиотеки

    • Библиотека национальных литератур имени А. С. Грибоедова.
    • Центральная библиотека имени А. С. Грибоедова Централизованной библиотечной системы #2 ЦАО г. Москвы. К 100-летию со дня основания библиотеки в ней открыт мемориальный музей. Вручается премия имени А. С. Грибоедова.

    Кинематограф

    Другое

    Александръ Сергѣевичъ Грибоѣдовъ

    русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, дворянин; статский советник (1828); Грибоедов известен благодаря блестяще рифмованной пьесе «Горе от ума» (1824), которую до сих пор весьма часто ставят в театрах России, она послужила источником многочисленных крылатых фраз

    Александр Грибоедов

    Краткая биография

    – известный русский писатель, поэт, драматург, блестящий дипломат, статский советник, автор легендарной пьесы в стихах «Горе от ума», был потомком старинного дворянского рода. Родился в Москве 15 января (4 января по ст. ст.) 1795 г., с ранних лет проявил себя чрезвычайно развитым, причем разносторонне, ребенком. Обеспеченные родители постарались дать ему прекрасное домашнее воспитание, а в 1803 г. Александр стал воспитанником Московского университетского благородного пансиона. В одиннадцатилетнем возрасте он был уже студентом Московского университета (словесного отделения). Став в 1808 г. кандидатом словесных наук, Грибоедов заканчивает еще два отделения – нравственно-политическое и физико-математическое. Александр Сергеевич стал одним из образованнейших людей среди своих современников, знал около десятка иностранных языков, был очень одарен музыкально.

    С началом Отечественной войны 1812 г. Грибоедов влился в ряды добровольцев, но непосредственно в военных действиях ему участвовать не приходилось. В звании корнета Грибоедов в 1815 г. нес службу в кавалерийском полку, находившемся в резерве. К этому времени относятся первые литературные опыты – комедия «Молодые супруги», представлявшая собой перевод французской пьесы, статья «О кавалерийских резервах», «Письмо из Брест-Литовска к издателю».

    В начале 1816 г. А. Грибоедов выходит в отставку и приезжает жить в Санкт-Петербург. Работая в коллегии иностранных дел, он продолжает занятия на новом для себя писательском поприще, делает переводы, вливается в театрально-литературные круги. Именно в этом городе судьба подарила ему знакомство с А. Пушкиным . В 1817 г. А. Грибоедов попробовал силы в драматургии, написав комедии «Своя семья» и «Студент».

    В 1818 г. Грибоедова назначили на должность секретаря царского поверенного, возглавлявшего русскую миссию в Тегеране, и это в корне изменило его дальнейшую биографию. Высылку на чужбину Александра Сергеевича расценивали как наказание за то, что он выступил секундантом в скандальной дуэли со смертельным исходом. Пребывание в иранском Тебризе (Тавризе) действительно было тягостным для начинающего писателя.

    Зимой 1822 г. новым местом службы Грибоедова стал Тифлис, а новым начальником – генерал А. П. Ермолов, чрезвычайный и полномочный посол в Тегеране, командующий русскими войсками на Кавказе, при котором Грибоедов был секретарем по дипломатической части. Именно в Грузии он написал первый и второй акты комедии «Горя от ума». Третий и четвертый акты были сочинены уже в России: весной 1823 г. Грибоедов уехал с Кавказа в отпуск на родину. В 1824 г. в Санкт-Петербурге была поставлена последняя точка в произведении, путь которого к известности оказался тернист. Комедия не могла быть опубликована из-за запрета цензуры и расходилась в рукописных списках. Только небольшие фрагменты «проскользнули» в печать: их в 1825 г. включил в номер альманах «Русская Талия». Детище Грибоедова получило высокую оценку А. С. Пушкина.

    Грибоедов планировал предпринять путешествие в Европу, однако в мае 1825 г. ему пришлось срочно возвратиться на службу в Тифлис. В январе 1826 г. в связи с делом декабристов его арестовали, держали в крепости, после чего доставили в Петербург: фамилия писателя несколько раз всплывала на допросах, к тому же при обысках находили рукописные копии его комедии. Тем не менее за отсутствием доказательств следствию пришлось освободить Грибоедова, и в сентябре 1826 г. он вернулся к выполнению служебных обязанностей.

    В 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор, соответствовавший интересам России. Он сыграл в биографии литератора определенную роль: Грибоедов принимал участие в его заключении и доставил в Петербург текст соглашения. За заслуги талантливому дипломату была пожалована новая должность - полномочного министра (посла) России в Персии. В своем назначении Александр Сергеевич видел «политическую ссылку», планы на реализацию многочисленных творческих замыслов рушились. С тяжелым сердцем в июне 1828 г. Грибоедов покидает Петербург.

    Добираясь до места службы, в течение нескольких месяцев он жил в Тифлисе, где в августе состоялось его венчание с 16-летней Ниной Чавчавадзе. В Персию он уехал уже с молодой супругой. В стране и за ее пределами существовали силы, которых не устраивало усиливавшееся влияние России, которые культивировали в сознании местного населения неприязнь к ее представителям. 30 января 1829 г. находившееся в Тегеране русское посольство подверглось жестокому нападению озверевшей толпы, и одной из его жертв стал А.С. Грибоедов, которого изуродовали до такой степени, что опознали потом только по характерному шраму на руке. Тело увезли в Тифлис, где последним его пристанищем стал грот при церкви Св. Давида.

    Биография из Википедии

    Происхождение и ранние годы

    Грибоедов родился в Москве, в обеспеченной родовитой семье. Его предок, Ян Гржибовский (польск. Jan Grzybowski), в начале XVII века переселился из Польши в Россию. Фамилия Грибоедов представляет собой не что иное, как своеобразный перевод фамилии Гржибовский. При царе Алексее Михайловиче был разрядным дьяком и одним из пяти составителей Соборного уложения 1649 года Фёдор Акимович Грибоедов.

    • Отец - Сергей Иванович Грибоедов (1761-1814), отставной секунд-майор;
    • Мать - Анастасия Фёдоровна (1768-1839), в девичестве также Грибоедова - из смоленской ветви этого рода, причём её семейство было богаче и считалось более знатным;
    • Сестра - Мария Сергеевна Грибоедова (Дурново);
    • Брат - Павел (умер во младенчестве);
    • Жена - Нина Александровна Чавчавадзе (груз. ნინო ჭავჭავაძე) (4 ноября 1812 - 28 июня 1857).

    По свидетельству родственников, в детстве Александр был очень сосредоточен и необыкновенно развит. Существуют сведения, что он приходился внучатым племянником Александру Радищеву (это тщательно скрывал сам драматург). В 6-летнем возрасте свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в частности в совершенстве английским, французским, немецким и итальянским. Очень хорошо понимал латынь и древнегреческий язык.

    В 1803 году его отдали в Московский университетский благородный пансион; через три года Грибоедов поступил на словесное отделение Московского университета. В 1808 году (в возрасте 13 лет) окончил словесное отделение университета со степенью кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на этико-политическое (юридическое) отделение философского факультета. В 1810 году получил степень кандидата прав и остался в университете для изучения математики и естественных наук.

    Война

    8 сентября 1812 г. корнет Грибоедов заболел и остался во Владимире, и, предположительно, вплоть до 1 ноября 1812 г. из-за болезни не появлялся в расположении полка. Летом, во время Отечественной войны 1812 года, когда неприятель появился на территории России, он вступил в Московский гусарский полк (добровольческое нерегулярное подразделение) графа Петра Ивановича Салтыкова, получившего дозволение на его формирование. Прибыв на место службы, он попал в компанию «юных корнетов из лучших дворянских фамилий» - князя Голицына, графа Ефимовского, графа Толстого, Алябьева, Шереметева, Ланского, братьев Шатиловых. С некоторыми из них Грибоедов состоял в родстве. Впоследствии он писал в письме к С. Н. Бегичеву: «Я в этой дружине всего побыл 4 месяца, а теперь 4-й год как не могу попасть на путь истинный» . Бегичев ответил на это так:

    Но едва приступили к формированию, как неприятель вошёл в Москву. Полк этот получил повеление идти в Казань, а по изгнании неприятелей, в конце того же года, предписано ему было следовать в Брест-Литовск, присоединиться к разбитому иркутскому драгунскому полку и принять название иркутского гусарского. С. Н. Бегичев

    До 1815 года Грибоедов служил в звании корнета под командованием генерала от кавалерии А. С. Кологривова. Первые литературные опыты Грибоедова - «Письмо из Брест-Литовска к издателю» , очерк «О кавалерийских резервах» и комедия «Молодые супруги» (перевод французской комедии «Le secre») - относятся к 1814 г. В статье «О кавалерийских резервах» Грибоедов выступил в качестве исторического публициста.

    Восторженно-лирическое «Письмо из Брест-Литовска к издателю», опубликованное в «Вестнике Европы», написано им после награждения Кологривова в 1814 году «орденом Святого Равноапостольного Владимира 1-й степени» и праздника 22 июня (4 июля) в Брест-Литовске, в кавалерийских резервах, по этому поводу.

    В столице

    В 1815 году Грибоедов приехал в Петербург, где познакомился с издателем журнала «Сын Отечества» Н. И. Гречем и знаменитым драматургом Н. И. Хмельницким.

    Весной 1816 года начинающий писатель оставил военную службу, а уже летом опубликовал статью «О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады „Ленора“» - отзыв на критические замечания Н. И. Гнедича о балладе П. А. Катенина «Ольга».

    Тогда же имя Грибоедова появляется в списках действительных членов масонской ложи «Соединённые друзья». В начале 1817 года Грибоедов стал одним из учредителей масонской ложи «Du Bien».

    Летом поступил на дипломатическую службу, заняв должность губернского секретаря (с зимы - переводчика) Коллегии иностранных дел. К этому периоду жизни литератора также относятся его знакомства с А. С. Пушкиным и В. К. Кюхельбекером, работа над стихотворением «Лубочный театр» (ответ на критику М. Н. Загоскина в адрес «Молодых супругов»), комедиями «Студент» (совместно с П. А. Катениным), «Притворная неверность» (совместно с А. А. Жандром), «Своя семья, или Замужняя невеста» (в соавторстве с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким).

    Дуэль

    В 1817 году в Петербурге произошла знаменитая «четверная дуэль» Завадовского-Шереметева и Грибоедова-Якубовича.

    Грибоедов жил у Завадовского и, будучи приятелем известной танцовщицы Санкт-Петербургского балета Авдотьи Истоминой, после представления привез её к себе (естественно, в дом Завадовского), где она прожила двое суток. Кавалергард Шереметев, любовник Истоминой, был с ней в ссоре и находился в отъезде, но когда вернулся, то подстрекаемый корнетом лейб-уланского полка А. И. Якубовичем, вызвал Завадовского на дуэль. Секундантом Завадовского стал Грибоедов, а Шереметева - Якубович; оба также обещали драться.

    Первыми вышли к барьеру Завадовский и Шереметев. Завадовский, отличный стрелок, смертельно ранил Шереметева в живот. Поскольку Шереметева надо было немедленно везти в город, Якубович и Грибоедов отложили свой поединок. Он состоялся в следующем, 1818 году, в Грузии. Якубович был переведён в Тифлис по службе, там же оказался проездом и Грибоедов, направляясь с дипломатической миссией в Персию.

    Грибоедов был ранен в кисть левой руки. Именно по этому ранению удалось впоследствии опознать обезображенный труп Грибоедова, убитого религиозными фанатиками во время разгрома русского посольства в Тегеране.

    На востоке

    В 1818 году Грибоедов, отказавшись от места чиновника русской миссии в США, получил назначение на должность секретаря при царском поверенном в делах в Персии Симоне Мазаровиче. Перед отъездом в Тегеран завершил работу над «Пробами интермедии». К месту службы отправился в конце августа, спустя два месяца (с кратковременными остановками в Новгороде, Москве, Туле и Воронеже) прибыл в Моздок, по дороге в Тифлис составил подробный дневник с описанием своих переездов.

    В начале 1819 года Грибоедов завершил работу над ироничным «Письмом к издателю из Тифлиса от 21 января» и, вероятно, стихотворением «Прости, Отечество!», тогда же отправился в свою первую командировку к шахскому двору. По дороге в назначенное место через Тебриз (январь - март) продолжил вести путевые записки, начатые в прошлом году. В августе вернулся обратно, где принялся хлопотать за участь русских солдат, находившихся в иранском плену. В сентябре во главе отряда пленных и беглецов выступил из Тебриза в Тифлис, куда прибыл уже в следующем месяце. Некоторые события этого путешествия описаны на страницах грибоедовских дневников (за июль и август/сентябрь), а также в повествовательных фрагментах «Рассказ Вáгина» и «Ананурский карантин».

    В январе 1820 года Грибоедов снова отправился в Персию, дополнив журнал путевых дневников новыми записями. Здесь, обременённый служебными хлопотами, он провёл больше полутора лет. Пребывание в Персии невероятно тяготило писателя-дипломата, и осенью следующего, 1821 года по состоянию здоровья (из-за перелома руки) ему, наконец, удалось перевестись поближе к родине - в Грузию. Там он сблизился с прибывшим сюда же на службу Кюхельбекером и начал работу над черновыми рукописями первой редакции «Горя от ума».

    С февраля 1822 года Грибоедов - секретарь по дипломатической части при генерале А. П. Ермолове, командовавшем русскими войсками в Тифлисе. Этим же годом нередко датируется и работа автора над драмой «1812 год» (по всей видимости, приуроченная к десятилетнему юбилею победы России в войне с наполеоновской Францией).

    В начале 1823 года Грибоедов на время покинул службу и вернулся на родину, в течение двух с лишним лет жил в Москве, в с. Дмитровском (Лакотцы) Тульской губернии, в Петербурге. Здесь автор продолжил начатую на Кавказе работу с текстом «Горя от ума», к концу года написал стихотворение «Давид», драматургическую сцену в стихах «Юность Вещего», водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (в кооперации с П. А. Вяземским) и первую редакцию знаменитого вальса «e-moll». К этому же периоду жизни Грибоедова принято относить и появление первых записей его «Desiderata» - журнала заметок по дискуссионным вопросам русской истории, географии и словесности.

    Следующим, 1824 годом датируются писательские эпиграммы на М. А. Дмитриева и А. И. Писарева («И сочиняют - врут! и переводят - врут!..», «Как распложаются журнальные побранки!..»), повествовательный фрагмент «Характер моего дяди», очерк «Частные случаи петербургского наводнения» и стихотворение «Телешовой». В конце этого же года (15 декабря) Грибоедов стал действительным членом Вольного общества любителей российской словесности.

    На юге

    В конце мая 1825 года, в связи со срочной необходимостью вернуться к месту службы, литератор отказался от намерения посетить Европу и уехал на Кавказ. Впоследствии он выучит арабский, турецкий, грузинский и персидский языки. Первым преподавателем, обучавшим Грибоедова персидскому языку, был Мирза Джафар Топчибашев. Накануне этой поездки он завершил работу над вольным переводом «Пролога в театре» из трагедии «Фауст», по просьбе Ф. В. Булгарина составил примечания к «Необыкновенным похождениям и путешествиям…» Д. И. Цикулина, напечатанные в апрельских номерах журнала «Северный архив» за 1825 год. По дороге в Грузию наведался в Киев, где встретил видных деятелей революционного подполья (М. П. Бестужева-Рюмина, А. З. Муравьёва, С. И. Муравьёва-Апостола и С. П. Трубецкого), некоторое время прожил в Крыму, посещая имение своего давнего приятеля А. П. Завадовского. Грибоедов путешествовал по горам полуострова, разрабатывал план величественной трагедии о Крещении древних русичей и вёл подробный дневник путевых заметок, опубликованный лишь через три десятилетия после смерти автора. По утвердившемуся в науке мнению именно под влиянием южной поездки им была написана сцена «Диалог половецких мужей».

    Арест

    По возвращении на Кавказ Грибоедов, вдохновлённый участием в экспедиции генерала А. А. Вельяминова, написал известное стихотворение «Хищники на Чегеме». В январе 1826 года был арестован в крепости Грозная по подозрению в принадлежности к декабристам; Грибоедов был привезён в Петербург, однако следствие не смогло найти доказательств принадлежности Грибоедова к тайному обществу. За исключением А. Ф. Бригена, Е. П. Оболенского, Н. Н. Оржицкого и С. П. Трубецкого, никто из подозреваемых не дал показаний в ущерб Грибоедову. Под следствием он находился до 2 июня 1826 года, но так как доказать его участие в заговоре не удалось, а сам он категорически отрицал свою причастность к заговору, его освободили из-под ареста с «очистительным аттестатом». Несмотря на это некоторое время за Грибоедовым был установлен негласный надзор.

    Возвращение на службу

    В сентябре 1826 года вернулся на службу в Тифлис и продолжил дипломатическую деятельность; принял участие в заключении выгодного для России Туркманчайского мирного договора (1828) и доставил его текст в Петербург. Назначен министром-резидентом (послом) в Иран; по пути на место назначения вновь провёл несколько месяцев в Тифлисе и женился там 22 августа (3 сентября) 1828 года на княжне Нине Чавчавадзе, с которой ему довелось прожить всего несколько недель.

    Гибель в Персии

    Иностранные посольства располагались не в столице, а в Тавризе, при дворе принца Аббаса-Мирзы, но вскоре по прибытии в Персию миссия отправилась представляться Фетх Али-шаху в Тегеран. Во время этого визита Грибоедов погиб: 30 января 1829 года (6 шаабана 1244 года хиджры) толпа из тысяч религиозных фанатиков перебила всех находившихся в посольстве, кроме секретаря Ивана Сергеевича Мальцова.

    Обстоятельства разгрома русской миссии описываются по-разному, однако Мальцов был очевидцем событий, и он не упоминает о гибели Грибоедова, только пишет, что человек 15 оборонялись у дверей комнаты посланника. Вернувшись в Россию, он написал, что было убито 37 человек в посольстве (все, кроме него одного) и 19 тегеранских жителей. Сам он спрятался в другом помещении и, по сути, мог описать только то, что слышал. Все оборонявшиеся погибли, и прямых свидетелей не осталось.

    Риза-Кули пишет, что был убит Грибоедов с 37 товарищами, а из толпы было убито 80 человек. Его тело было настолько изуродовано, что его опознали только по следу на кисти левой руки, полученному в знаменитой дуэли с Якубовичем.

    Тело Грибоедова было доставлено в Тифлис и погребено на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида. Летом 1829 года на могиле побывал Александр Пушкин. Также Пушкин писал в «Путешествии в Арзрум», что встретил арбу с телом Грибоедова на горном перевале в Армении, впоследствии названном Пушкинским.

    Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего внука. В возмещение пролитой крови он привёз Николаю I богатые дары, в их числе был алмаз «Шах». Некогда этот великолепный алмаз, обрамлённый множеством рубинов и изумрудов, украшал трон Великих Моголов. Теперь он сияет в коллекции Алмазного фонда московского Кремля.

    На могиле Александра Грибоедова его вдова, Нина Чавчавадзе, поставила памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!» .

    Творчество

    По литературной позиции Грибоедов относится (по классификации Ю. Н. Тынянова) к так называемым «младшим архаистам»: его ближайшие литературные союзники - П. А. Катенин и В. К. Кюхельбекер; впрочем, ценили его и «арзамасцы», например, Пушкин и Вяземский, а среди его друзей - такие разные люди, как П. Я. Чаадаев и Ф. В. Булгарин.

    Ещё в годы учёбы в Московском университете (1805) Грибоедов пишет стихотворения (до нас дошли только упоминания), создает пародию на произведение В. А. Озерова «Дмитрий Донской» - «Дмитрий Дрянской». В 1814 году в «Вестнике Европы» выходят две его корреспонденции: «О кавалерийских резервах» и «Письмо редактору». В 1815 году он публикует комедию «Молодые супруги» - пародию на французские комедии, составлявшие русский комедийный репертуар в то время. Автор использует очень популярный жанр «светской комедии» - произведения с небольшим числом персонажей и установкой на остроумность. В русле полемики с Жуковским и Гнедичем о русской балладе Грибоедов пишет статью «О разборе вольного перевода „Леноры“» (1816).

    В 1817 году в свет выходит комедия Грибоедова «Студент». По свидетельствам современников, небольшое участие в ней принимал Катенин, но скорее его роль в создании комедии ограничивалась редактурой. Произведение имеет полемический характер, направлено против «младших карамзинистов», пародируя их произведения, тип художника сентиментализма. Основной пункт критики - отсутствие реализма.

    Приёмы пародирования: введение текстов в бытовой контекст, утрированное использование перифрастичности (все понятия в комедии даются описательно, ничего не названо прямо). В центре произведения - носитель классицистичного сознания (Беневольский). Все знания о жизни почерпнуты им из книг, все события воспринимаются сквозь опыт чтения. Сказав «я это видел, я это знаю», подразумевает «я читал». Герой стремится разыграть книжные истории, жизнь ему кажется неинтересной. Лишённость реального чувства действительности позже Грибоедов повторит в «Горе от ума» - это черта Чацкого.

    В 1817 году Грибоедов принимает участие в написании «Притворной неверности» совместно с А. А. Жандром. Комедия представляет собой обработку французской комедии Николя Барта. В ней появляется персонаж Рославлев, предшественник Чацкого. Это странный молодой человек, находящийся в конфликте с обществом, произносящий критические монологи. В этом же году выходит комедия «Своя семья, или замужняя невеста». Соавторы: А. А. Шаховской, Грибоедов, Н. И. Хмельницкий.

    Написанное до «Горя от ума» ещё очень незрело либо создано в соавторстве с более опытными на тот момент писателями (Катенин, Шаховской, Жандр, Вяземский); задуманное после «Горя от ума» - либо вовсе не написано (трагедия о князе Владимире Великом), либо не доведено дальше черновых набросков (трагедии о князьях Владимире Мономахе и Фёдоре Рязанском), либо написано, но в силу ряда обстоятельств не известно современной науке. Из поздних опытов Грибоедова наиболее заметны драматические сцены «1812 год», «Грузинская ночь», «Родамист и Зенобия». Особого внимания заслуживают и художественно-документальные сочинения автора (очерки, дневники, эпистолярий).

    Хотя мировая известность и пришла к Грибоедову благодаря лишь одной книге, его не следует считать «литературным однодумом», исчерпавшим свои творческие силы в работе над «Горем от ума». Реконструктивный анализ художественных замыслов драматурга позволяет увидеть в нём талант создателя подлинно высокой трагедии, достойной Уильяма Шекспира , а писательская проза свидетельствует о продуктивном развитии Грибоедова как самобытного автора литературных «путешествий».

    «Горе от ума»

    Комедия в стихах «Горе от ума» задумана в Петербурге около 1816 года и закончена в Тифлисе в 1824 (окончательная редакция - авторизованный список, оставленный в Петербурге у Булгарина, - 1828 год). В России входит в школьную программу 9 класса (во времена СССР - в 8 классе).

    Комедия «Горе от ума» - вершина русской драматургии и поэзии. Яркий афористический стиль способствовал тому, что она вся «разошлась на цитаты».

    «Никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не волочили так в грязи, никогда не бросали в лицо публике столько грубой брани, и, однако, никогда не достигалось более полного успеха» (П. Чаадаев . «Апология сумасшедшего»).

    «Его „Горе от ума“ без искажений и сокращений вышло в 1862 году. Когда самого Грибоедова, погибшего от рук фанатиков в Иране, уже более 30 лет не было на этом свете. Написанная как никогда вовремя - накануне восстания декабристов - пьеса стала ярким поэтическим памфлетом, обличающим царствующий режим. Впервые так смело и откровенно поэзия ворвалась в политику. И политика уступила, - написала в эссе „Александр Сергеевич Грибоедов. Горе от ума“ (в авторской рубрике „100 книг, которые потрясли мир“ в журнале „Юность“) Елена Сазанович. - Пьеса в рукописном виде прошлась по всей стране. Грибоедов в очередной раз съязвил, назвав „Горе от ума“ комедией. Шутка ли?! Около 40 тысяч экземпляров, переписанных от руки. Ошеломляющий успех. Это был откровенный плевок в высшее общество. И высшее общество над комедией не смеялось. Утерлось. И Грибоедова не простило…».

    Музыкальные произведения

    Написанные Грибоедовым немногочисленные музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью. Он - автор нескольких фортепианных пьес, среди которых наибольшую известность имеют два вальса для фортепиано. Некоторые произведения, в том числе фортепианная соната - самое серьезное музыкальное произведение Грибоедова, до нас не дошли. Вальс ми минор его сочинения считается первым русским вальсом, дошедшим до наших дней. По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом.

    Другое

    В 1828 году Грибоедов завершил работу над "Проектом учреждения Российской закавказской компании". В проекте с целью развития торговли и промышленности Закавказья предполагалось создать автономную управляющую компанию с обширными административными, экономическими и дипломатическими полномочиями для управления Закавказьем. Проект, как противоречащий его личной власти в Закавказье, был отвергнут И. Ф. Паскевичем.

    Обширный раздел творческого наследия Грибоедова составляют его письма.

    Память

    Памятники

    • В Петербурге памятник А. С. Грибоедову (скульптор В. В. Лишев, 1959 год) находится на Загородном проспекте на Пионерской площади (напротив Театра Юного зрителя)
    • В центре Еревана есть памятник А. С. Грибоедову (автор - Оганес Беджанян, 1974 год), а в 1995 году была выпущена почтовая марка Армении, посвящённая А. С. Грибоедову.
    • В Алуште памятник А. С. Грибоедову установлен в 2002 году, к 100-летнему юбилею города.
    • В Москве памятник А. С. Грибоедову находится на Чистопрудном бульваре.
    • В Великом Новгороде А. С. Грибоедов увековечен в памятнике «Тысячелетие России», в группе скульптур «Писатели и художники».
    • В Волгограде, на средства армянской общины города, установлен бюст А. С. Грибоедова (на улице Советской, напротив поликлиники № 3).
    • В Тбилиси памятник А. С. Грибоедову находится на набережной Куры (скульптор М. Мерабишвили, архитектор Г. Мелкадзе, 1961).
    • В Тегеране у российского посольства есть памятник А. С. Грибоедову (скульптор В. А. Беклемишев, 1912).

    Музеи и галереи

    • Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А. С. Грибоедова «Хмелита».
    • В Крыму, в Красной пещере (Кизил-Коба), в честь пребывания А. С. Грибоедова названа галерея.

    Улицы

    Улицы им. Грибоедова есть во многих городах России и странах ближнего зарубежья:

    • Альметьевске,
    • Петрозаводске,
    • Перми,
    • Челябинске,
    • Красноярске,
    • Калининграде,
    • Сургуте,
    • Симферополе,
    • Севастополе,
    • Брянске,
    • Екатеринбурге,
    • Новокузнецке,
    • Новороссийске,
    • Новосибирске,
    • Рязани,
    • Дзержинске (Нижегородская обл.),
    • Иркутске,
    • Махачкале,
    • Геленджике,
    • Коврове,
    • Твери,
    • Тюмени,
    • Кирове,
    • Ессентуках;

    в Белоруссии - Бресте, Витебске, Минске;

    на Украине -

    • Хмельницком,
    • Виннице,
    • Харькове,
    • Херсоне,
    • Ирпене,
    • Белой Церкви,
    • Черновцах;

    в Армении - Ереване, Ванадзоре, Гюмри, Севане;

    а также в городах Бельцы (Молдавия),Алматы (Казахстан), Батуми и Тбилиси (Грузия), Ашхабад (Туркменистан),

    Театры

    • Смоленский драматический театр им. А. С. Грибоедова.
    • В Тбилиси есть театр имени А. С. Грибоедова, памятник (автор - М. К. Мерабишвили).
    • Бюст А. С. Грибоедова установлен на фасаде Одесского театра оперы и балета.

    Библиотеки

    • Библиотека национальных литератур имени А. С. Грибоедова.
    • Центральная библиотека имени А. С. Грибоедова Централизованной библиотечной системы #2 ЦАО г. Москвы. К 100-летию со дня основания библиотеки в ней открыт мемориальный музей. Вручается премия имени А. С. Грибоедова.

    Кинематограф

    • 1969 - Смерть Вазир-Мухтара, советский телеспектакль поставленный в Ленинграде в 1969 году, но запрещенный к показу. В роли А. С. Грибоедова - Владимир Рецептер.
    • 1995 - Грибоедовский вальс, художественный историко-биографический фильм Тамары Павлюченко. Снят к 200-летию со дня рождения А. С. Грибоедова и рассказывает о последних месяцах жизни. В роли А. С. Грибоедова - Александр Феклистов.
    • 2010 - Смерть Вазир-Мухтара. Любовь и жизнь Грибоедова - российский телесериал 2010 года, снятый по мотивам одноимённого романа Юрия Тынянова о последнем годе жизни. В роли А. С. Грибоедова - Михаил Елисеев.
    • 2014 - «Дуэль. Пушкинъ - Лермонтовъ » - российский фильм в стиле альтернативного мира. В роли выжившего старого Грибоедова - Вячеслав Невинный-младший.

    Другое

    • Последним годам жизни А. С. Грибоедова Юрий Тынянов посвятил роман «Смерть Вазир-Мухтара» (1928).
    • 22 апреля 2014 года, в Санкт-Петербурге, Великой ложей России, была создана ложа «А. С. Грибоедов» (№ 45 в реестре ВЛР).
    • Общеобразовательная школа имени А. С. Грибоедова (Степанакерт).
    • Общеобразовательная школа № 203 имени А. С. Грибоедова в Санкт-Петербурге.
    • «Грибоедовские чтения»
    • ГБОУ г. Москвы гимназия № 1529 имени А. С. Грибоедова.
    • В Москве существует высшее учебное заведение - Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова (Москва).
    • Канал Грибоедова (до 1923 года Екатерининский канал) - канал в Санкт-Петербурге.
    • Мемориальная доска Грибоедову в Санкт-Петербург (Б. Морская ул., 14)

      В нумизматике

      Памятная монета Банка России, посвящённая 200-летию со дня рождения А. С. Грибоедова. 2 рубля, серебро, 1995 год

      • В 1995 году Центральным банком Российской Федерации была выпущена монета (2 рубля, серебро 500) из серии «Выдающиеся личности России» с изображением на реверсе портрета А. С. Грибоедова - к 200-летию со дня рождения.
      • Медаль «А. С. Грибоедов 1795-1829 гг.» учреждена Московской городской организацией Союза писателей РФ и вручается писателям и литераторам, видным меценатам и известным издателям за подвижническую деятельность на благо русской культуры и литературы.

      Адреса в Санкт-Петербурге

      • 11.1816 - 08.1818 года - доходный дом И. Вальха - набережная Екатерининского канала, 104;
      • 01.06. - 07.1824 года - гостиница «Демут» - набережная реки Мойки, 40;
      • 08. - 11.1824 года - квартира А. И. Одоевского в доходном доме Погодина - Торговая улица, 5;
      • 11.1824 - 01.1825 года - квартира П. Н. Чебышева в доходном доме Усова - Николаевская набережная, 13;
      • 01. - 09.1825 года - квартира А. И. Одоевского в доходном доме Булатова - Исаакиевская площадь, 7;
      • 06.1826 года - квартира А. А. Жандра в доме Егермана - набережная реки Мойки, 82;
      • 03. - 05.1828 года - гостиница «Демут» - набережная реки Мойки, 40;
      • 05. - 06.06.1828 года - дом А. И. Косиковского - Невский проспект, 15.

      Награды

      • Орден Святой Анны II степени с алмазными знаками (14 марта 1828 года)
      • Орден Льва и Солнца I степени (Персия, 1829 год)
      • Орден Льва и Солнца II степени (Персия, 1819 год)


    Русский драматург, дипломат и композитор Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 (4 по старому стилю) января 1795 года (по другим сведениям — 1790 года) в Москве. Он принадлежал к дворянскому роду, получил серьезное домашнее образование.

    В 1803 году Александр Грибоедов поступил в Московский университетский благородный пансион, в 1806 году — в Московский университет. В 1808 году, окончив словесное отделение со званием кандидата, продолжал заниматься на этико-политическом отделении.

    Владел французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский, турецкий языки.

    С началом Отечественной войны 1812 года Грибоедов оставил ученые занятия и вступил корнетом в московский гусарский полк.

    В начале 1816 года, выйдя в отставку, поселился в Петербурге и поступил на службу в коллегию иностранных дел.

    Ведя светский образ жизни, вращался в театрально-литературных кругах Петербурга. Написал комедии "Молодые супруги" (1815), "Своя семья, или Замужняя невеста" (1817) в соавторстве с драматургами Александром Шаховским и Николаем Хмельницким, "Студент" (1817) совместно с поэтом и драматургом Павлом Катениным.

    В 1818 году Грибоедов был назначен секретарем русской миссии в Персию (ныне Иран). Не последнюю роль в этой своего рода ссылке сыграло его участие в качестве секунданта в дуэли камер-юнкера Александра Завадского с офицером Василием Шереметевым, закончившейся гибелью последнего.

    С 1822 года Грибоедов в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) занимал должность секретаря по дипломатической части при командующем русскими войсками на Кавказе генерале Алексее Ермолове.

    В Тифлисе были написаны первый и второй акты известной комедии Грибоедова "Горе от ума". Третий и четвертый акты были написаны весной-летом 1823 года в отпуске в Москве и в имении его близкого друга отставного полковника Степана Бегичева под Тулой. К осени 1824 года комедия была завершена, и Грибоедов отправился в Петербург, намереваясь использовать свои связи в столице, чтобы получить разрешение на ее публикацию и театральную постановку. Через цензуру удалось провести лишь отрывки, напечатанные в 1825 году Фаддеем Булгариным в альманахе "Русская Талия". Грибоедовское творение распространилось среди читающей публики в рукописных списках и стало событием русской культуры.

    Грибоедов также сочинял музыкальные пьесы, среди которых популярны два вальса для фортепиано. Он играл на фортепиано, органе, флейте.

    Осенью 1825 года Грибоедов возвратился на Кавказ. В начале 1826 года он был арестован и доставлен в Санкт-Петербург для расследования предполагаемых связей с декабристами, зачинщиками восстания в столице 14 декабря 1825 года. Многие из заговорщиков были близкими друзьями Грибоедова, но, в конце концов, он был оправдан и освобожден.

    По возвращении на Кавказ осенью 1826 года он принял участие в нескольких сражениях начавшейся русско-персидской войны (1826-1828). Привезя в Петербург документы Туркманчайского мирного договора с Персией в марте 1828 года, Грибоедов был награжден и получил назначение полномочным министром (послом) в Персию.

    По пути в Персию он на некоторое время останавливается в Тифлисе, где в августе 1828 года женился на 16-летней Нине Чавчавадзе — дочери грузинского поэта, князя Александра Чавчавадзе.

    В Персии в числе других дел российский министр занимался отправкой на родину плененных подданных России. Обращение к нему за помощью двух женщин-армянок, попавших в гарем знатного персиянина, явилось поводом для расправы с дипломатом.

    Реакционные тегеранские круги, недовольные миром с Россией, натравили фанатически настроенную толпу на русскую миссию.

    11 февраля (30 января по старому стилю) 1829 года во время разгрома русской миссии в Тегеране Александр Грибоедов был убит.

    Вместе с российским послом погибли все сотрудники посольства, кроме секретаря Ивана Мальцева, и казаки посольского конвоя, — всего 37 человек.

    Прах Грибоедова был в Тифлис и предан земле на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида. Надгробие венчает памятник в виде плачущей вдовы с надписью: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?"

    Сын Грибоедова, окрещенный Александром, умер, не прожив и суток. Нина Грибоедова больше не вышла замуж и не снимала траурных одежд, за что ее называли Черной розой Тифлиса. В 1857 году она умерла от холеры, отказавшись покидать заболевших родных. Похоронена рядом с единственным мужем.

    За смерть российского посла Персия заплатила богатыми дарами, в числе их был знаменитый алмаз "Шах", который хранится в коллекции Алмазного фонда России.

    Комедия в стихах Грибоедова "Горе от ума" была поставлена в Москве в 1831 году, издана в 1833 году. Ее образы стали нарицательными, отдельные стихи — поговорками и крылатыми словами.

    Именем Грибоедова в Петербурге были названы канал и сад. В 1959 году на Пионерской площади был установлен памятник писателю.

    В 1959 году памятник Александру Грибоедову был установлен и в Москве в начале Чистопрудного бульвара.

    В 1995 году в Смоленской области открыт Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова "Хмелита" — родовая усадьба Грибоедовых, с которой связаны детство и ранняя юность драматурга.

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

    Александр Грибоедов – личность выдающаяся и неординарная. Природа щедро одарила его разнообразными способностями и талантами: к литературе, музыке, лингвистике, военному делу, политике и дипломатии. В жизненном пути этого разностороннего человека немало необычного и даже удивительного. Мы собрали самые интересные факты из жизни Грибоедова , которые помогут лучше понять всю многогранность и неординарность этой личности.

    1. Имел много способностей . Грибоедов вошел в историю как писатель-драматург, лингвист, дипломат, композитор, кавалерист. Отличался прирожденными способностями к наукам и был очень образованным человеком. Закончил 2 факультета Московского университета, получив кандидатские степени по словесности и праву. И не доучился на третьем – математическом. Как раз перед последними экзаменами на получение степени началась война с Наполеоном, и юный Александр записался добровольцем в солдаты.
    2. Был незаконнорожденным ребенком и не знал своего настоящего отца . В послужных списках он указывал разные даты рождения: то 1793, то 1795. Позже обозначил годом своего рождения 1790. Мать писателя Александра Федоровна официально вступила в брак только в 1792 году.
      Писатель знал о своем происхождении, и всю жизнь это обстоятельство его тяготило. Кстати, фамилия «Грибоедов» не что иное, как перекрученная на русский лад польская фамилия Гржибовский. Писатель имел польские корни.

    3. С раннего детства поражал талантами. Особенно – к языкам . Маленький Саша очень красиво пел, играл на флейте и фортепиано, писал стихи и музыку. В 6 лет хорошо владел 3 иностранными языками. Вообще, Грибоедов – прирожденный полиглот. Занимаясь самообразованием, в совершенстве овладел 9 иностранными языками. Дом, в котором прошли детские годы Грибоедова, стоит в Москве и поныне.

    4. Пошел добровольцем на войну, но так и не поучаствовал ни в одном сражении . Патриотизма и мужества юному Александру не занимать, а вместе с горячим темпераментом это вызвало острое желание встать на защиту родины. Но не судьба – он не попал в действующую армию. Всю войну, пока соотечественники сражались не на жизнь, а на смерть, полк Грибоедова стоял в резерве.

    5. Участвовал в дуэли из-за женщины . Это была редкая форма дуэли – четвертная. Она особенна тем, что после инициаторов дуэли стреляются и их секунданты. Как раз Грибоедов и был одним из таких секундантов. Не поделили женщину. Яблоком раздора между 4 мужчинами оказалась балерина Истомина, упомянутая Пушкиным в «Евгении Онегине». Исход оказался трагичным: один из участников В. Шереметьев (друг Грибоедова) погиб. Дуэль между секундантами перенесли на более поздний срок. Она состоялась через год. Грибоедов предложил мировую, но оппонент не согласился замять дело. Он остался невредимым, а вот Грибоедов пострадал: противник прострелил ему кисть и отстрелил палец.

    6. Написал много музыкальных пьес, но почти все они навеки утрачены для потомков . До наших времен дошли только 2 вальса для фортепиано. Ныне они адаптированы для исполнения и на других музыкальных инструментах (баяне, флейте, арфе и пр.).

    7. Всю жизнь был масоном . Принадлежал к масонской ложе «Объединенных друзей» – самой большой в Петербурге. Из писем и заметок становится понятно его твердое намерение усовершенствовать свою ложу, убрав излишнее увлечение обрядами и ритуалами. Агитировал за распространение русского языка и грамоты. К сожалению, его проект не нашел поддержки среди масонов.

    8. Замешан в движении декабристов . Из-за чего полгода находился под следствием. Потом писателя отпустили, не сумев доказать его причастность к движению. Вообще он был стойким националистом: любил родной язык, музыку, традиции, русскую кухню и даже одежду. Всю жизнь тяготился судьбой своего народа. Имел много друзей среди декабристов. Разгром их движения переживал тяжело, вплоть до душевного кризиса.

    9. Был лично знаком с Пушкиным . Александр Сергеевич отзывался о Грибоедове как об одном из умнейших людей России. Вместе с Пушкиным они состояли на службе в Коллегии иностранных дел.

    10. Его литературное наследие – всего одно произведение, но бессмертное . Кто не знаком с его знаменитым «Горе от ума»? Замысел комедии родился вдали от родины, когда Грибоедов пребывал на дипломатической службе в Персии. Работа над произведением продолжилась в Грузии и была закончена уже в России. Первым ее критиком стал знаменитый баснописец И. А. Крылов.

    11. Ушел из жизни преждевременно, при загадочных обстоятельствах . Согласно официальной версии, во время дипломатической службы в Персии его растерзала толпа исламских фанатиков. Это случилось в Тегеране в 1829 году. Причиной конфликта стало намерение русского посольства помочь персидским пленным вернуться на родину. Последней каплей стало намерение русских помочь вернуться на родину наложницам и евнуху из гарема шахского зятя. Провоцируемая духовенством, топа черни ворвалась в посольство, резали и крушила все, что попадалось под руку. Вместе с Грибоедовым погибло еще больше 50 сотрудников посольства.

    12. Предчувствовал смерть . Друзья дипломата вспоминали, что последние месяцы жизни он ходил мрачный, жаловался на плохое самочувствие и постоянно твердил, что в Персии «его могила». Хотя тогда повода для подобных выводов не было – отношения с персидским правительством у Грибоедова были дружескими. Из-за мучивших тягостных предчувствий попросил отстранить его от дипломатической службы. Но отставку ему не дали.

    13. Женился за год до своей смерти на юной 16-летней девушке – княжне Нино Чавчавадзе . Эта любовь скрасила последние годы его жизни, омраченные сложной дипломатической работой. Интересно, что свою будущую жену он знал едва ли не с пеленок и брал участие в ее образовании. Когда Нино была маленькой, Грибоедов давал ей уроки музыки.

    14. В качестве компенсации за смерть дипломата персидский принц подарил императору Николаю I огромный неограненный алмаз . Среди груды изуродованных тел Грибоедова опознали благодаря особой отметке – отсутствию пальца на левой руке. Ныне оно покоиться в Тифлисе на склоне горы Мтацминда. Похоронен дипломат на территории монастыря. Над могилой по заказу жены писателя поставлена часовня. После кровавой резни послы шаха отправились к российскому правителю с подарком. Николай I принял его. Конфликт был улажен, зверское убийство подданных прощено и забыто. Этот камень хранится в Москве и поныне. Такова цена жизни Грибоедова и его сослуживцев.

    15. Вдова писателя после гибели мужа до самой своей смерти не снимала траурных нарядов . А это немало – целых 28 лет. Именно настолько она пережила Грибоедова. Кстати, на момент смерти мужа ей было только 17 лет. Похоронили Нино рядом с мужем.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!