Это жизнь - портал для женщин

Значение евдокия федоровна (лопухина) в краткой биографической энциклопедии. Евдокия лопухина на суздальской земле По рождению боярышня

(1669-06-30 )
село Серебрено Мещовского уезда Смерть: 27 августа (1731-08-27 ) (62 года)
Москва Род: Романовы Отец: Илларион (Федор) Авраамович (Абрамович) Лопухин Мать: Устинья Богдановна Ртищева (Лопухина) Супруг: Пётр I Дети: Алексей Петрович (1690-1718)

Царица Евдоки́я Фёдоровна урожденная Лопухина (при рождении Прасковья Илларионовна , в иночестве Елена ; 30 июня [9 июля ] 1669 год - 28 августа [7 сентября ] 1731 год) - царица, первая супруга Петра I (с 27 января до ), мать царевича Алексея , последняя русская царица и последняя царствующая равнородная неиноземная супруга русского монарха.

Биография

Рисунок, расположенный в начале «Книги любви знак в честен брак», преподнесённой в 1689 г. в качестве свадебного подарка Петру Первому.

Была выбрана в качестве невесты царицей Натальей Кирилловной без согласования этого вопроса с 16-летним женихом. К той мысли, что сыну пора жениться, мать натолкнула новость о том, что Прасковья Салтыкова ждёт ребёнка (через 2 месяца после венчания Петра с Лопухиной была рождена царевна Мария Ивановна). Наталью Кирилловну в этом браке прельщало то, что хотя род Лопухиных , входивший в число союзников Нарышкиных, был захудалым, но многочисленным, и она надеялась, что они будут стоять на страже интересов её сына, будучи популярными в стрелецких войсках. Хотя шли разговоры о женитьбе Петра на родственнице Голицына, Нарышкины и Тихон Стрешнев воспрепятствовали этому.

Венчание Петра I и Лопухиной состоялось 27 января 1689 в церкви Преображенского дворца под Москвой. Событие было знаковым для тех, кто ждал, когда Пётр сменит правительницу Софью, «так как по русским понятиям, женатый человек считался совершеннолетним, и Пётр в глазах своего народа получил полное нравственное право избавить себя от опеки сестры» .

Евдокия была воспитана по старинным обычаям Домостроя, и не разделяла интересы прозападного мужа. На её сестре Ксении с 1691 г. был женат Борис Иванович Куракин . Он оставил описание Евдокии в «Гистории о царе Петре Алексеевиче» : «И была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу, отчего всё счастие своё потеряла и весь род свой сгубила… Правда, сначала любовь между ими, царём Петром и супругою его, была изрядная, но продолжалася разве токмо год. Но потом пресеклась; к тому же царица Наталья Кирилловна невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем её в несогласии, нежели в любви. И так дошло до конца такого, что от сего супружества последовали в государстве Российском великие дела, которы были уже явны на весь свет…» Род же Лопухиных, вскоре после свадьбы оказавшийся «на виду» придворной жизни, он характеризует так: «… люди злые, скупые ябедники, умов самых низких и не знающие нимало в обхождении дворовом… И того к часу все их возненавидели и стали рассуждать, что ежели придут в милость, то всех погубят и государством завладеют. И, коротко сказать, от всех были возненавидимы и все им зла искали или опасность от них имели».

От этого брака в течение трёх первых лет родились трое сыновей: младшие, Александр и Павел, умерли во младенчестве, а старшему, царевичу Алексею , родившемуся в 1690 году , была суждена более роковая судьба - он погибнет по приказу своего отца в 1718 году.

Пётр быстро охладел к жене и с 1692 года сблизился в Немецкой слободе с Анной Монс . Но пока была жива его мать, царь не демонстрировал открыто антипатии к жене. После смерти Натальи Кирилловны в 1694 году, когда Пётр уехал в Архангельск , он перестал поддерживать с ней переписку. Хотя Евдокию ещё называли царицей, и она жила с сыном во дворце в Кремле, но её родственники Лопухины, занимавшие видные государственные посты, попали в опалу. Молодая царица стала поддерживать общение с лицами, недовольными политикой Петра.

Постриг

В 1697 году, перед самым отъездом царя за границу, в связи с открытием заговора Соковнина, Цыклера и Пушкина были сосланы отец царицы и его два брата - бояре Сергей и Василий, воеводами подальше от Москвы. В 1697 году Пётр, находясь в Великом посольстве , из Лондона письменно поручил своему дяде Льву Нарышкину и боярину Тихону Стрешневу , а также духовнику царицы уговорить Евдокию постричься в монахини (по обычаю, принятому на Руси вместо развода). Евдокия не согласилась, ссылаясь на малолетство сына и его нужду в ней. Но по возвращении из-за границы 25 августа 1698 года царь поехал сразу к Анне Монс.

Побывав в первый день у любовницы и навестив ещё несколько домов, царь лишь через неделю увиделся с законной женой, причём не дома, а в палатах Андрея Виниуса, главы Почтового ведомства. Повторенные уговоры не увенчались успехом - Евдокия отказалась постригаться, и в тот же день попросила о заступничестве патриарха Адриана, который заступился за неё, но безуспешно, лишь вызвав ярость Петра. Через 3 недели её повезли под конвоем в монастырь . (Существуют указания, что он вообще хотел её сначала казнить, но был переубеждён Лефортом).

23 сентября 1698 года её отправили в Суздальско-Покровский монастырь (традиционное место ссылки цариц), где она была пострижена под именем Елены. Архимандрит обители не согласился постричь её, за что был взят под стражу. В Манифесте, позже изданном в связи с «делом царевича Алексея», Пётр I сформулировал обвинения против бывшей царицы «…за некоторые её противности и подозрения». Стоит отметить, что в том же 1698 году Пётр постриг двух своих сводных сестёр Марфу и Феодосию за сочувствие к свергнутой царевне Софье .

Через полгода фактически оставила монашескую жизнь, став жить в монастыре как мирянка , и в 1709-10 вступила в связь с майором Степаном Глебовым , приехавшим в Суздаль для проведения рекрутского набора, которого ввёл к ней её же духовник Фёдор Пустынный.

Из признательного письма Евдокии к Петру: «Всемилостивейший государь! В прошлых годах, а в котором не упомню, по обещанию своему пострижена я была в суздальском Покровском монастыре в старицы и наречено мне было имя Елена. И по пострижению в иноческом платье ходила с полгода; и не восхотя быть инокою, оставя монашество и скинув платье, жила в том монастыре скрытно, под видом иночества, мирянкою…»

По некоторым указаниям, Глебовы были соседями Лопухиных, и Евдокия могла знать его с детства .

Из письма Евдокии к Глебову: «Свет мой, батюшка мой, душа моя, радость моя! Знать уж злопроклятый час приходит, что мне с тобою расставаться! Лучше бы мне душа моя с телом разсталась! Ох, свет мой! Как мне на свете быть без тебя, как живой быть? Уже моё проклятое сердце да много послышало нечто тошно, давно мне все плакало. Ах мне с тобою, знать, будет роставаться. Уж мне нет тебя милее, ей-Богу! Ох, любезный друг мой! За что ты мне таков мил? Уже мне ни жизнь моя на свете! За что ты на меня, душа моя, был гневен? Что ты ко мне не писал? Носи, сердце моё, мой перстень, меня любя; а я такой же себе сделала; то-то у тебя я его брала» ..."

Дело царевича Алексея

Суздальский Покровский монастырь

Сохранялось сочувствие к сосланной царице. Епископ Ростовский Досифей пророчествовал, что Евдокия скоро опять будет царицей и поминал её в церквах «великой государыней». Предрекали также, что Пётр примирится с женой и оставит недавно основанный Петербург и свои реформы. Всё это открылось из т. н. Кикинского розыска по делу царевича Алексея в 1718 году, во время суда над которым Пётр узнал про её жизнь и отношения с противниками реформ. Было открыто её участие в заговоре. В Суздаль для розыска был прислан капитан-поручик Скорняков-Писарев, который арестовал её вместе со сторонниками.

3 февраля 1718 года Пётр даёт ему повеление: «Указ бомбардирской роты капитан-поручику Писареву. Ехать тебе в Суздаль и там в кельях бывшей жены моей и ея фаворитов осмотреть письма, и ежели найдутся подозрительныя, по тем письмам, у кого их вынул, взять за арест и привести с собою купно с письмами, оставя караул у ворот» .

Скорняков-Писарев застал бывшую царицу в мирском платье, а в церкви монастыря обнаружил записку, где её поминали не инокиней, а «Благочестивешей великой государыне нашей, царицей и Великой княгиней Евдокией Фёдоровной», и желали ей и царевичу Алексею «благоденственное пребывание и мирное житие, здравие же и спасение и во все благое поспешение ныне и впредь будущие многие и несчётные лета, во благополучном пребывания многая лета здравствовать» . .

Царевич Алексей, единственный выживший сын Евдокии

На допросе Глебов показал «И сошёлся я с нею в любовь через старицу Каптелину и жил с нею блудно». Старицы Мартемьяна и Каптелина показали, что своего любовника «инокиня Елена пускала к себе днём и ночью, и Степан Глебов с нею обнимался и целовался, а нас или отсылали телогреи кроить к себе в кельи, или выхаживали вон». Проводивший обыск гвардии капитан Лев Измайлов нашёл у Глебова 9 писем царицы. В них она просила уйти с военной службы, и добиться места воеводы в Суздале, рекомендовала, как добиться успеха в различных делах, но главным образом, они были посвящены их любовной страсти. Сама Евдокия показала: «Я с ним блудно жила в то время, как он был у рекрутского набора, в том и виновата». В письме к Петру она призналась во всём и просила прощения, чтобы ей «безгодною смертью не умереть».

14 февраля Писарев арестовал всех и повёз в Москву. 20 февраля 1718 года в Преображенском застенке состоялась очная ставка Глебова и Лопухиной, которые не запирались в своей связи. Глебову ставили в вину письма «цифирью», в которых он изливал «безчестныя укоризны, касающияся знамой высокой персоны Его царского величества, и к возмущению против Его величества народа». Австрияк Плейер писал на родину: «майор Степан Глебов, пытанный в Москве страшно кнутом, раскалённым железом, горящими угольями, трое суток привязанный к столбу на доске с деревянными гвоздями, ни в чём не сознался». Тогда Глебов был посажен на кол и прежде чем умереть, мучался 14 часов. По некоторым указаниям, Евдокию заставили присутствовать при казни и не давали закрывать глаза и отворачиваться.

После жестокого розыска были казнены и другие сторонники Евдокии, прочие были биты кнутом и сосланы. В сочувствии к Евдокии были уличены монахи и монахини суздальских монастырей, крутицкий митрополит Игнатий и многие другие. Игумения Покровского монастыря Марфа, казначея Мариамна, монахиня Капитолина и несколько других монахинь были осуждены и казнены на Красной площади в Москве в марте 1718 года. Собор священнослужителей приговорил и её саму к избиению кнутом, и в их присутствии она была выпорота. 26 июня того же года умер её единственный сын, царевич Алексей. В декабре 1718 года был казнён её брат Лопухин, Абрам Фёдорович.

Умерла в при правлении императрицы Анны Иоанновны , которая относилась к ней с уважением и пришла на её похороны. Перед кончиной последние слова её были: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного». Похоронена в соборной церкви Новодевичьего монастыря у южной стены собора Смоленской иконы Божьей Матери рядом с гробницами царевен Софьи и её сестры Екатерины Алексеевны.

Петербургу быть пусту

«Петербургу быть пусту» (Петербургу пусту быти) - пророчество (заклятие) о гибели новой столицы, будто бы изреченное Евдокией Лопухиной перед отправкой в монастырь - «Месту сему быть пусту!».

Дети

  1. Александр Петрович (царевич) ( -).
  2. Павел Петрович (царевич) ()

Евдокия Лопухина родилась 30 июня 1669 года в селе Серебрено Мещовского уезда. Ее отец изначально был стряпчим при дворе царя Алексея Михайловича, а уже при Федоре Алексеевиче стал сначала полковником и стрелецким головой, а позже - государевым стольником и окольничим. Дети в семье Лопухиных - приверженцев старины - воспитывались в строгих традициях православия и Домостроя, в том числе и Прасковья, которая, по свидетельству современников, была хороша собой.

Евдокия Федоровна Лопухина вошла в историю как первая супруга царя-реформатора, первого российского императора Петра I и как мать царевича Алексея. К тому же она стала последней русской царицей, поскольку после нее царствующие особы женского пола носили титул императриц и последней царствующей равнородной неиноземной супругой русского монарха. Будущая царица при рождении получила имя Прасковья Илларионовна Лопухина. Она была выбрана в качестве невесты юному Петру Алексеевичу его матерью - царицей Натальей Кирилловной – без всякого согласования на то с женихом, хотя в то время согласия молодых особо и не спрашивали. На выбор царицы повлияло то, что род Лопухиных был многочисленным и входил в число союзников Нарышкиных. И она надеялась, что они помогут в укреплении положения Петра в качестве самовластного государя, будучи популярными в стрелецких войсках.

В связи с бракосочетанием, имя невесты Прасковья, было изменено на более благозвучное и приличествующее царице - Евдокия, а возможно и по причине, чтобы оно не совпадало с именем жены соправителя Петра I - супруги Ивана V, Прасковьи Салтыковой. А также было изменено и отчество - на Федоровна. Традиционно, в честь святыни рода Романовых - Феодоровской иконы. Отец же ее получил чин боярина. Венчание Петра I и Евдокии Федоровны Лопухиной состоялось 27 января 1689 года в церкви Преображенского дворца под Москвой.

Через год у них родился первенец - царевич Алексей Петрович, а затем еще два сына, но младшие, Александр и Павел, умерли в младенчестве. Хотя первые годы замужества были спокойными, но Евдокия, воспитанная по старинным теремным обычаям, не разделяла интересов энергичного и прозападного мужа и не имела на него никакого влияния. В основном она занималась благоустройством церквей и монастырей. Поэтому не удивительно, что молодой царь довольно быстро стал все чаще покидать жену ради любимых потех.

Все это привело к разладу между супругами. К тому же, царица Наталья Кирилловна относилась к невестке с большой неприязнью. Усугубило положение Евдокии и связь Петра с Анной Монс, с которой он познакомился в 1692 году в Немецкой слободе. Но видимость брака сохранялась, пока была жива мать царя, а после смерти Натальи Кирилловны в 1694 году, когда Петр уехал в Архангельск, он перестал поддерживать с женой переписку. И хотя Евдокию называли царицей, и она жила с сыном в Кремле, но другие Лопухины, занимавшие видные государственные посты, попали в опалу.

Покинутая мужем, молодая царица замкнулась в кругу недовольных политикой Петра. Он же занятый реформами в 1696 году отправился за границу и вскоре, находясь в Лондоне, письменно поручил своему дяде Льву Нарышкину и боярину Тихону Стрешневу уговорить Евдокию постричься в монахини, по обычаю, принятому на Руси вместо развода. Евдокия не согласилась, ссылаясь на малолетство сына, но по возвращении из-за границы летом 1698 года Петр, не смотря на протесты жены, под конвоем отправил ее в Суздальско-Покровский монастырь, традиционное место ссылки цариц, где она насильно была пострижена под именем Елены. Причем содержания от казны ей назначено не было - ее «кормили» родственники, а царевича Алексея перевезли на воспитание тетке, царевне Наталье Алексеевне.

Лишь полгода она носила иноческое платье и соблюдала обеты монастырского общежития, а затем, оставаясь в монастыре, возобновила светский образ жизни. А в 1709 году вступила в связь с майором Степаном Глебовым, приехавшим в Суздаль для рекрутского набора. К тому же она стала своеобразным «центром» партии, враждебной Петру, поскольку в высших кругах русского общества еще сохранялось сочувствие к сосланной царице. Кто-то считал, что Петр примирится с женой, оставит Петербург и свои реформы, а Евдокия вновь станет царицей. Однако, все это открылось во время так называемого Кикинского розыска по делу царевича Алексея в 1718 году, когда Петр узнал про жизнь Евдокии в монастыре. Она была арестована и со всем окружением доставлена в Москву.

Еще в дороге в письме к мужу Евдокия призналась во всем и просила прощения, чтобы ей «безродною смертью не умереть». После следствия и в результате царского суда, были казнены многие приближенные Евдокии, в том числе монахини суздальских монастырей и майор Глебов, другие были сосланы, посажены в тюрьму, лишились своих санов и должностей. В июле 1718 года умер ее единственный сын, царевич Алексей, а еще через полгода был казнен ее брат Абрам Лопухин. Но по отношению к Евдокии Петр ограничился новой «ссылкой» - в Ладожский Успенский монастырь, где она жила под строгим надзором до кончины императора.

С приходом к власти новой супруги Петра I - Екатерины, ее отправили в Шлиссельбург, где также держали в строго секретном заключении как государственную преступницу под именем «известной особы». Лишь через несколько месяцев после воцарения Петра II - внука Евдокии - в 1727 году, она была с почетом перевезена в Москву и поселена в Новодевичьем монастыре, где и прожила до конца жизни. Верховный тайный Совет издал Указ о восстановлении чести и достоинства бывшей царицы с изъятием всех порочащих ее документов и отменил свое решение 1722 года о назначении Императором наследника по собственному умыслу без учета прав на престол. Евдокии было выделено большое содержание и особый двор. Петр II и Анна Иоанновна относились к ней с уважением, как к царице, но никакой роли при дворе Лопухина не играла.

Добившись под конец своей жизни восстановления своего положения, пережив своего мужа, сына и даже внука, Евдокия Федоровна Лопухина прожила в довольстве остаток жизни и скончалась 7 сентября 1731 года в Москве, в Новодевичьем монастыре, где и была похоронена в соборной церкви.

Евдокия Лопухина была дочерью стольника Иллариона Авраамовича Лопухина, происходившего из старого боярского рода. Она стала первой женой Петра I. Их бракосочетание состоялось 21 января 1689 года. В этот же день отец Евдокии Илларион принял новое имя - Федор. Дочь его, став царицей, именовалась уже Евдокией Федоровной.

18 февраля 1690 года Евдокия разрешилась первенцем-царевичем Алексеем Петровичем. Обрадованный Петр через неделю после появления сына дал «великолепный» фейерверк на Пресне.

Три-четыре года после брака Петра и Евдокии прошли в мире и благополучии. Но вскоре Анна Монц завладела сердцем царя.

Занятый государственным преобразованием, Петр уехал за границу.

В 1696 году, перед отъездом, он решил расстаться с Евдокией. Из Лондона писал к боярам Льву Кирилловичу Нарышкину и Тихону Никитичу Стрешневу, чтобы они «сманили» ее добровольно постричься в монастырь.

Через 2 года, 25 августа 1698 года, Петр возвратился из путешествия. В день своего приезда он не отслужил благодарственный молебен в Успенском соборе о благополучном возвращении, а успел побывать в некоторых домах предместьев Москвы, навестил и семью Монц в немецкой слободе. Ночевать же уехал в свое село Преображенское.

Царь не заехал навестить свою законную супругу Евдокию Федоровну и повидать сына. Мало того, что более всего поразило московскую аристократию, Петр приказал своим приближенным уговорить царицу удалиться из Москвы и постричься в монастырь. Царица не согласилась.

Согласно некоторым сведениям, 31 августа, в Москве, в доме почтмейстера Виниуса, царь Петр наедине беседовал с Евдокией в продолжение четырех часов, тщетно убеждая ее принять постриг в ближайшем монастыре. Как видно из дела, Евдокия от пострига в монастырь снова отказалась. И все же 25 сентября она была насильно сослана в Суздальский Покровский монастырь, «под начало игумении», оставив на воспитание тетке царевне Наталье Алексеевне своего единственного восьмилетнего сына - царевича Алексея. В закрытой карете, сопровождаемой небольшой свитой и караулом, Евдокия прибыла в Суздаль вечером 27 сентября 1698 года.

Так царица Евдокия сделалась монахиней Суздальского Покровского монастыря, «старицей» Еленой, хотя ей было всего 25 лет.

Специально для ссыльной царицы была построена «брусчатая келья» с несколькими просторными горенками и сенями. Келья располагалась с западной стороны надвратной Благовещенской церкви, в которую из кельи был устроен переход, подводивший к двери, проделанной в северной арке. Дверь вводила в галерею церкви, перестроенную в коридор. В конце этого коридора, в угловом восточном помещении, была устроена молельная царицы, скрытая от взора молящихся.

Спустя полгода после пострига ссыльная царица перестала думать о твердых обетах монастырского общежития, о посте и молитве. Она сбросила свое монастырское, черническое одеяние и возобновила светский образ жизни.

Евдокия устанавливает связи с московскими родственниками и в первую очередь с братом Авраамом Федоровичем Лопухиным, золовкой Марией Алексеевной и вообще с кругами, сочувствующими ей и недовольными новыми реформами Петра.

Связь Москвы с Суздалем первоначально была установлена через крестьянина одной из вотчин Авраама Лопухина Михаила Босого. Исполняя обязанности посыльного, Михаил Босой успевал по нескольку раз в год приезжать в Покровский монастырь к Евдокии, доставляя ей всякий раз «московские милости» - по 50 рублей от Марии Алексеевны да разные подарки продовольствием и одеждой, а также особо порученные устные новости «о настроениях» в Москве.

Чувствуя поддержку своих высокопоставленных родственников, а также сочувствие довольно большой группы царедворцев, Евдокия приступает к активным действиям. Она уже не довольствуется пределами Суздаля, начинает выезжать в отдаленные монастыри «на богомолье». Так, частыми сделались ее поездки в Сновицкий, Боголюбов Кузьмин монастыри и в Золотниковскую пустынь. Свои поездки Евдокия совершала обычно в закрытой карете.

Вновь поставленный архимандрит Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря Досифей располагал ее к себе всевозможными выдумками о чудесах, якобы происходящих от икон и прозорливых снов. Однажды он принес царице две иконы и велел класть перед ними по нескольку сот поклонов в день, сообщив, что «слышал от икон голоса, что Евдокия воцарится», т. е. будет вновь царицей в тот же год. Однако, когда проходили все сроки, назначенные «прозорливыми» иконами, и предсказания не исполнялись, Досифей объяснял это грехами покойного отца царицы Федора Лопухина, который будто бы погряз в аду.

Так в надеждах на возвращение в Москву прошло девять лет монастырской жизни.

В 1710 году для рекрутского набора в Суздаль был прислан Степан Богданович Глебов.

Глебов был уже человек в возрасте. Имел жену Татьяну Васильевну и детей. Некоторые именуют его генерал-майором. В Москве он имел свой двор за Пречистенскими воротами, где большее время проживала его семья. Кроме Московского двора, Глебов имел еще двор в Петербурге в Шлезвигской слободе на Адмиралтейской стороне и земельного угодья в 1217 четвертей посева. Безусловно уже знавший о пребывании в Суздальском Покровском монастыре ссыльной царицы Глебов решил навестить ее и посочувствовать ей в одиночестве. Хранитель духовной жизни Евдокии - протопоп Суздальского собора Федор Пустынный не замедлил угодить новому другу - устроить свидание Глебова и Евдокии. После первого и весьма затруднительного в монастырских условиях свидания Глебов начал часто навещать келью царицы в разное время дня, а в дальнейшем и ночи.

Возможность ее возвышения при Московском дворе и воцарение ее сына Алексея многим кружили головы. В связи с этим росла и популярность ссыльной царицы. В Суздальский Покровский монастырь началось народное паломничество.

Монахиня Елена величала себя не иначе, как царицей Евдокией, причем имела обыкновение говорить посещающим ее: «Все наше - государево.

И государь за мать свою, что воздал стрельцам, ведь вы знаете. А мой сын из пеленок уже вывалился».

Слухи дошли и до жены Глебова Татьяны Васильевны, которая упрекала и мужа и Евдокию в сложившихся между ними отношениях. Видимо, хлопотами жены Глебова и Авраама Лопухина Глебов был отозван по служебной линии из Суздаля в Москву. Надо полагать, что Глебов глубоко надеялся на воцарение Алексея и имел в виду через Евдокию сделать себе карьеру в будущем. Но потом сам понял, что его отношения со ссыльной царицей зашли слишком далеко, и резко изменил свое поведение. Евдокия глубоко верила в любовь Степана, она в своих письмах писала ему: «Забыл скоро меня, кто меня бедную, с тобою разлучил? Что я твоей жене сделала? Какое ей зло учинила? Чем я вас прогневала? Что ты, душа моя, мне не сказал, чем я жене твоей досадила, а ты жены своей слушал? Для чего, друг мой, меня оставил?..»

Но Глебов уже избегал встреч в Евдокией. Убедившись в его отъезде из Суздаля, Евдокия слала ему письмо за письмом:

«Свет мой, батюшко мой, душа моя, радость моя! Знать уж злопроклятый час приходит, что мне с тобою расстаться! Ох свет мой, как мне на свете быть без тебя, как живой быть! Уж мне нет тебя милее… Знаешь ты, сам этого пожелал, что тебе здесь не быть… Для чего, батько мой, не ходишь ко мне? Ты мой друг, меня не забудешь. А я тебя ни на час не забуду! Oxf друг мой! Ох, свет мой! Любонька моя! Послала тебе галздук я, носи душа моя, как мне будет твою любовь забыть!..»

В 1715 году Глебов решил навестить ссыльную царицу.

Положение Глебова в это время уже, видимо, значительно пошатнулось, так как Евдокия в своем письме к брату Аврааму просила оказать помощь семье Глебовых.

Связь Глебова с братом царицы была установлена еще ранее, последний же имел близкие отношения с Александром Кикиным. Кикин, в свою очередь, связан был широкой сетью переписки непосредственно с заграницей.

И это только основные вехи, вокруг которых была сплетена густая сеть сообщников и единомышленников антипетровского блока, имевших целью воцарение Алексея Петровича на Всероссийский престол.

Сын Петра и Евдокии - царевич Алексей- рос в Московском дворце, вдали от отца.

В 1709 году Петр послал его учиться за границу, в Дрезден. За границей Петр женил сына на сестре жены императора Карла VI - Шарлотте Вольфенбютенской. В 1715 году у них родился сын Петр (будущий царь Петр II) - внук Евдокии.

Все попытки Петра I приобщить сына к государственной деятельности, воспитать в нем себе ближайшего помощника, наталкивались на упорный характер и отказ наследника.

Петр, убедившись, что отказ сына является не только пассивным отказом, но и затаенной угрозойг предложил царевичу: или постричься в монахи, или ехать в Макленбургию. Алексей согласился ехать к отцу, но под предлогом поездки решил тайно бежать за границу. 26 сентября 1716 года царевич, взяв 10 ООО червонцев золотом, выехал из Петербурга. Свернув с назначенной дороги, он бежал к австрийскому императору Карлу VI Габсбургу, своему свояку по умершей жене. По дороге, не доезжая Либавы, он встретился со своей теткой царевной Марьей Алексеевной, возвращавшейся из Карлсбада. Царевна взяла его к себе в карету, где и имела с ним довольно продолжительную беседу. Речь шла об отношениях сына к царю, о матери Евдокии, томящейся в Суздальском монастыре, о помощи ей и о других государственных делах, а главным образом, о возможной смерти отца и воцарения его, Алексея, на русском престоле.

Узнав о бегстве сына, Петр послал вельмож Толстого и Румянцева к австрийскому императору тайно добиваться выдачи наследника. Алексей в это время находился в Сент-Эльмо в Неаполе, где и был обнаружен петровскими агентами. После длительных переговоров русским дипломатам удалось склонить царевича к возвращению в Россию, под предлогом прощения его отцом.

На первом же допросе, который проводил сам Петр, царевич назвал своих сообщников и единомышленников. Развернулся страшный процесс «Дело царевича Алексея». Преображенский приказ, где проходило следствие, ежедневно пополнялся все новыми и новыми жертвами, замешанными в деле царевича.

Розыскное дело перекинулось в Суздаль и Ростов, к епископу Досифею. На другой же день, после данных царевичем показаний, по царскому указу из Москвы мчался лейб-гвардии Преображенского полка от бомбардир капитан-поручик Григорий Скорняков-Писарев.

Ловкий сыщик и безжалостный инквизитор Тайной канцелярии Скорняков-Писарев прибыл в Суздаль 10 февраля 1718 года в 10 часов пополудни и, не заезжая на воеводский двор, проехал прямо в Покровский монастырь. Был понедельник, в монастыре было тихо. Монастырки, отслушав раннюю обедню, совершали трапезу. Пройдя незаметными нижними воротами, Скорняков-Писарев направился прямо к келье царицы и внезапно вошел в нее. Оробевшая Евдокия стояла в «мирском платье, в телогрее и повойнике». Начался повальный обыск. Скорняков бросился к лубяному сундучку, в котором среди светской одежды чернеческого платья не нашел. Когда же он открыл шкатулку и вынул два письма, Евдокия бросилась отнимать их из рук сыщика. Письма оказались свежие, и оба из Москвы. Одно из них от стряпчего Покровского монастыря Михаила Воронина, второе без указания адреса и подписи, написано рукой брата Евдокии - Авраама Лопухина.

Михайло Воронин уведомлял своих братьев, что царевич едет из-за границы в Москву. Из письма видно, что оно, хотя и было адресовано братьям Василию и Ивану Ворониным, которые были служителями Покровского монастыря, предназначалось для сведения Евдокии.

монастыре стариц, клирошанок и девок, весь церковный причет и некоторых светских, отправился вместе с Евдокией в Москву.

Суздальские «колодники» прибыли в Преображенское 14 февраля и были размещены по разным помещениям «под крепким караулом». В тот же день начался «Суздальский розыск». В каменном застенке, под неумолимой плетью и раскаленным железом, люди выкрикивали новые имена своих сообщников и единомышленников. И снова гонцы мчались во все концы Российской империи, привозя с собой все новые и новые запутанные в суздальское дело жертвы.

19 февраля 1718 года была вызвана к допросу казначея Маремья-на. Болтливая старушка, боясь что-либо скрывать, рассказала все, что знала и слышала, и даже то, что не относилось к делу. На этот раз Маремья-на показала: «Да как был для набору солдат Степан Богданов Глебов в Суздале, о нем говорил ключарь Федор Пустынный, чтобы царица его к себе пустила, а я отговаривала дня с два. Прежде своего прихода он прислал два меха песцовых, пару соболей, из которых она сделала себе шапку, и хвостов 40; и потом многажды к себе пускала днем и по вечерам». Далее, рассказав, как Глебов приходил во время благовещенской заутрени, о вы-провождении его за ограду и брани царицы, Маремьяна дополнила: «Да он же^ Стефан хаживал к ней по ночам… мимо нас Стефан проходил, а мы не смели тронуться».

После показания Маремьяны в тот же день лейб-гвардии капитаном Львом Измайловым был арестован Степан Глебов и в кандалах доставлен в Канцелярию тайных дел, а 20 февраля он собственноручно показал: «Как я был в Суздале у набора солдатского тому лет 8 или 9, в то время привел меня в келью к бывшей царице Елене духовник ее Федор Пустынный, а подарок ей через оного духовника прислал я два меха песцовых, да пару соболей, косяк байберека немецкого и пищи посылал. И сошелся с нею в любовь через старицу Капитолину и жил с нею блудно… И после того, тому года два, приезжал к ней и видел ее…»

Признаваясь в близких отношениях с Евдокией, Глебов твердо и категорически отрицал приписываемое ему участие в побеге царевича Алексея за границу.

Очередь допроса дошла и до царицы Евдокии. Чтобы смягчить свою участь, Евдокия еще с дороги от Суздаля послала повинную царю, в которой, сознавая себя виновною, просила прощения.

Однако при рассмотрении дела на эту повинную не было обращено никакого внимания. 21 февраля Евдокия была доставлена в камеру допроса и пыток. Предъявленные к ней показания Маремьяны и Степана Глебова она подтвердила полностью, а после очной ставки с Глебовым на генеральном дворе дала следующие собственноручные показания: «Февраля, 21 дня, бывшая царица, старица Елена, привезена на Генеральный двор и с Степаном Глебовым на очной ставке сказала, что с ним блудно жила, как он был у рекрутского набору; и в том я виновата. Писала своею рукою я, Елена».

22 февраля в Москву был доставлен бывший архимандрит Спасского монастыря епископ Ростовский Досифей, а 23 февраля в собственноручном

письме подал свои следующие показания: «Со Степаном Глебовым у меня крайнего знакомства и любви не бывало». Далее Досифей писал, как Глебов с Евдокией приезжали к нему в Спасский монастырь ночью и велели молебны петь и однажды оставались ужинать. Досифей пытался всю вину свалить на Глебова, выгораживая себя. «А приехал ко мне Степан после того времени, как царское величество сочеталось законным браком с государынею царицей Екатериной Алексеевною, и говорит мне: «Для чего вы, архиерей за то стоите, что государь от живой жены на другой женится? А я ему сказал, я не большой и не мое то дело и стоять мне о том не для чего».

27 февраля на церковном соборе с Досифея был снят архиерейский сан. С этого времени во всех актах он назван расстригою Демидкой.

Всего по розыскному суздальскому делу было привлечено 35 человек. Среди них оговоренная царевичем Алексеем тетка его царевна Марья и ее певчий Федор Журавский, брат царицы Евдокии Авраам Лопухин и их родственник Гаврила, князь Семен Щербатов, титуловавший в своих письмах Евдокию «благоверной государыней, царицей», посыльные между Москвой и Суздалем: Григорий Собакин, Кирилл Матюшин и Михаил Босой; княгиня Голицына, передававшая дворцовые вести в круги приверженцев Евдокии через царевну Марию Алексеевну, княгиня Троекурова - родная сестра Евдокии, и суздальские ландраты, оказывавшие почести Евдокии, вместо присмотра за ней и донесения о ее поведении правительству.

Следствие шло месяц, а 14-16 марта на генеральном дворе «министрами» был вынесен приговор по суздальскому розыскному делу.

Приговор подписали князь Ромодановский, Борис Шереметьев - генерал-фельдмаршал, граф Апраксин, граф Гаврило Головин, Тихон Стрешнев, князь Петр Прозоровский, барон Петр Шафиров, Алексей Салтыков, Василий Салтыков.

Степану Глебову было сказано причинить жестокую смертную казнь, отобрать все имущество на государя, «за сочиненные у него письма к возмущению на его царское величество народа и умыслы на его здравие и на поношение его царского величества имени и ее величества государыни Екатерины Алексеевны… да потому он смертные казни достоин, что с бывшей царицей старицей Еленой жил блудно, о чем они сами винились».

Смертная казнь была вынесена и епископу Досифею, и ключарю Федору Пустынному.

При следствии в Тайной канцелярии было арестовано и посажено по тюрьмам во Владимире и Суздале 150 человек. Некоторые наказаны кнутом и сосланы в Сибирь.

После смерти Петра I, в царствование Екатерины I, в 1725 году ее по приказу императрицы перевели в Шлиссельбургскую крепость.

Из Шлиссельбургской крепости она была освобождена 1 августа 1727 года, а в сентябре отправилась в Москву, в Новодевичий монастырь, где разместилась в новоотстроенных покоях.

ное ему место, объявил, что «ее величество, бабушка, была содержана по своему высокому достоинству во всем довольствие». Тут же на заседании Совета были выработаны штаты ее двора и назначено ей содержание - 60 ООО рублей в год. Кроме того, была сдана волость в 2000 крестьянских дворов на прокормление.

Добившись под конец своей жизни восстановления своего положения, Евдокия пережила своего мужа Петра I, сына Алексея и даже внука -Петра II. Прожив в довольстве остаток своей жизни в Новодевичьем монастыре около трех лет, она скончалась 27 августа 1731 года на 62 году жизни.

Евдокия Лопухина - первая жена Петра I.


Лопухина Евдокия Федоровна (1670-1731 гг.), последняя русская царица, первая жена Петра I. Урожденная Авдотья Илларионовна Лопухина, дочь стрелецкого головы Иллариона (Федора) Авраамовича Лопухина.

Имя и отчество царской невесте поменяли перед свадьбой, что должно было отвести от нее порчу.

Лопухины были близки к Нарышкиным, и царица Наталья Кирилловна, по совету брата Льва Кирилловича, выбрала Евдокию Лопухину в невесты сыну, стремясь опереться на влиятельный род, популярный в стрелецких войсках.

Евдокия Лопухина воспитана в строгих традициях православия и Домостроя. Она была хороша собой и выбрана в качестве невесты матерью Петра без всякого согласования этого вопроса с женихом - да в то время согласия молодых и не требовалось - все решали родители новобрачных.



В феврале 1690 у Лопухиной родился первый сын - царевич Алексей Петрович, в октябре 1691 - второй сын, царевич Александр Петрович, вскоре умерший. Желая размеренной старозаветной московской жизни, она не хотела изменять привычного уклада, а это вело к возрастающей неприязни между супругами. Воспитанная по старине Евдокия не могла привлечь к себе молодого и энергичного мужа и понять причину его увлечений "марсовыми делами" и "нептуновыми потехами". Она не разделяла взглядов Петра и поэтому не могла простить мужу его постоянных отлучек из дома.

Даже рождение сыновей не могло уже сблизить их. Охлаждение между супругами началось с 1692, когда Петр I познакомился в московской Немецкой слободе с дочерью торговца Анной Монс.

Окончательно Петр I оставил жену в 1694 после смерти своей матери. Лопухину пока еще называли царицей, она жила с сыном в Кремле, но ее родственники Лопухины, занимавшие видные государственные посты, уже попали в опалу. После возвращения Петра I из-за границы в 1698 царица Евдокия была сослана Петром I в Суздальский Покровский монастырь и насильно пострижена в монахини под именем Елена.


В Манифесте 1718 года, изданном в связи с "делом царевича Алексея", Петр I сформулировал обвинения против бывшей царицы: "...за некоторые ее противности и подозрения". Лопухиной не было назначено содержание от казны; все необходимое она получала от родственников.

В 1709 году Степан Глебов, в звании майора, оказался в Суздале по делам службы и заодно навестил свою сверстницу и давнюю знакомую Евдокию Лопухину. Глебов расспросил о ее жизни и рассказал о своем неудачном браке, длившемся шестнадцать лет и не приносящем ему никакой радости.

После первого свидания он передал Евдокии две шкурки песцов, соболей и плотной парчи. Затем Глебов стал регулярно присылать несчастной красавице пищу. Шел год за годом, но их любовь все больше крепла и расцветала. Они мечтали, чтобы ее освободили, и они могли бы стать счастливой парой.

Во время следствия по делу Кикина и царевича Алексея было открыто и участие Евдокии Лопухиной в заговоре 1718 года. Лопухину обвинили в причастности к этому и допрашивали ее "с пристрастием", вынуждая давать показания и признания в тайной связи с генералом С. Глебовым.


В письме к Петру она призналась во всем и просила прощения, чтобы ей "безродною смертью не умереть". Жестоко казнив всех замешанных в деле, в том числе и С. Глебова, Петр ограничился переводом бывшей жены в Ладожский - Успенский монастырь. При императрице Екатерине I Евдокия Лопухина была заточена в Шлиссельбурге и содержалась в строго секретном заключении как государственная преступница под именем "известной особы". С воцарением Петра II, внука Евдокии, ее перевели в Москву в Новодевичий монастырь - ей было дано большое годовое содержание в 60 тысяч рублей и назначено особое обслуживание.


Никакой роли при дворе Петра II Лопухина не играла.

Император Петр II со своей любимой сестрой Натальей Алексеевной и теткой - молодой красавицей Елизаветой Петровной, в которую юный Петр был влюблен, обосновался в Кремлевском Дворце. Там его навещала бабушка Евдокия, однако царственным внучатам вскоре наскучили ее наставления, император Петр II, окружив бывшую затворницу почестями и обеспечив ее в денежном отношении, чего она была так долго лишена, считал свой долг тем самым исполненным.

После смерти молодого императора Петра II и в связи с пресечением прямой линии Петра I кандидатура Евдокии Лопухиной даже рассматривалась Верховным тайным советом в качестве возможной претендентки на престол, но Лопухина от короны отказалась. Последние годы в Новодевичьем монастыре жила в палатах, которые впоследствии стали называться "лопухинскими".

Обласканная новой императрицей Анной Иоанновной, царица Евдокия Федоровна мирно почила 27 августа (9 сентября) 1731 года в Московском Новодевичьем монастыре, пережив близких потомков супруга-императора Петра I: его вторую державную супругу Екатерину I, детей от его второго брака, кроме цесаревны Елизаветы. А также всех своих детей, в том числе безвинно убиенного царевича Алексея и, наконец, неожиданную смерть единственного внука - императора Петра II (1730 г.).

Погребена царица Евдокия Федоровна в Московском Новодевичьем монастыре у южной стены собора Смоленской иконы Божьей Матери.

ЕВДОКИЯ ФЕДОРОВНА (ЛОПУХИНА)

Евдокия Федоровна - первая супруга Петра I (1669 - 1731), дочь боярина Федора Лопухина. Петр I вступил в брак с Евдокией Федоровной в 1689 г. и в следующем году имел от нее сына Алексея. Воспитанная по старине, Евдокия Федоровна не могла привязать к себе Петра; он с первых же лет супружества часто покидал жену для любимых потех и вскоре сблизился с красавицей немецкой слободы Анной Монс. Охлаждению к жене содействовала нелюбовь к ее родне Лопухиным, приверженцам московской старины. Евдокия Федоровна напрасно жаловалась на свое одиночество и в письмах к Петру звала его к себе. Отправившись за границу в 1696 г., Петр из Лондона просил Льва Нарышкина уговорить Евдокию постричься и тотчас же по возвращении в Москву отправил ее в Суздальский Покровский монастырь. Архимандрит монастыря не согласился постричь Евдокию Федоровну, за что был арестован; она была пострижена, под именем Елены, лишь в 1698 г. Евдокия Федоровна только полгода носила иноческое платье, затем стала жить в монастыре мирянкой и, по собственному признанию, вступила в связь со Степаном Глебовым, приехавшим в Суздаль для рекрутского набора. Вместе с царевичем Алексеем Петровичем она была центром партии, враждебной Петру. Ростовский епископ Досифей пророчествовал, что Евдокия скоро опять будет царицей, и поминал ее в церквах "великой государыней". Другие предрекали, что Петр примирится с женой и оставит Петербург и свои реформы. Все это открылось из так называемого Кикинского розыска по делу царевича Алексея. В сочувствии к Евдокии Федоровне были уличены монахи и монахини суздальских монастырей, крутицкий митрополит Игнатий и многие другие. В письме к Петру Евдокия Федоровна во всем повинилась и просила только прощения, чтобы ей "безгодной смертью не умереть". Жестоко казнив всех замешанных в деле, Петр по отношению к Евдокии Федоровне ограничился переводом ее в другой, Ладожский-Успенский монастырь. Затем она была переведена в Шлиссельбург, где, при Екатерине I , содержалась в строгом секретном заключении. В 1727 г. Евдокия Федоровна поселилась в Новодевичьем, затем в Воскресенском монастыре в Москве; ей было назначено большое содержание, и дан особый двор. Петр II и Анна Иоанновна относились к ней с полным уважением, как к царице. - См. М. Семевский "Евдокия Федоровна Лопухина" ("Русский Вестник", 1859, ¦ 9); Есипов "Освобождение царицы Евдокии Федоровны" ("Русский Вестник", т. XXVIII), "Письма русских государей" (вып. 3 и пр.).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЕВДОКИЯ ФЕДОРОВНА (ЛОПУХИНА) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЕВДОКИЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евдокия (греч.) Варианты имени: Авдотья. Значение: удобренная; иносказательно - превосходная, милая. Женское к Евдокий, которое …
  • ЕВДОКИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    византийская императрица. См. …
  • ЕВДОКИЯ АВДОТЬЯ НИКОЛАЕВНА ТЮТЧЕВА
    (в замужестве кн. Мещерская) — игуменья, основательница Борисо-Глебо-Аносина общежительного девичья монастыря (1774—1837). От нее сохранились "3аписки" о ее житье и …
  • ЕВДОКИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    византийская императрица (ум. в 404 г.), дочь знатного франка (оказавшего много услуг Феодосию I), супруга императора Аркадия. Не зная гордого …
  • ЕВДОКИЯ
    Людмила Хитяева в фильме Татьяны …
  • ЕВДОКИЯ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Женское …
  • ЕВДОКИЯ в словаре Синонимов русского языка:
    авдотья, …
  • ЕВДОКИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ЕВДОКИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    византийская императрица. См. Афинаида. - (Ия) Римляныня (Персидская) (ум. 362 или 364), христианская мученица, монахиня, пострадавшая в Персии в гонение …
  • ЛОПУХИНА ЕВДОКИЯ ФЕДОРОВНА
    Лопухина, Евдокия Федоровна - см. Евдокия Федоровна (первая супруга Петра I …
  • МАРИЯ ФЕДОРОВНА, СУПРУГА АЛЕКСАНДРА III в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мария Федоровна (1847 - 1928), императрица, супруга императора Александра III , до бракосочетания принцесса …
  • МАРИЯ ФЕДОРОВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мария Федоровна, имя нескольких лиц: Мария Федоровна, супруга Ивана Грозного (+1610). Мария Федоровна, супруга Павла …
  • ЕВДОКИЯ, ЦАРИЦА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Евдокия, императрица. ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь …
  • ЕВДОКИЯ, ИМПЕРАТРИЦА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евдокия - имя ряд цариц/императриц Восточной Римской империи и Российского государства: Блгв. Евдокия Элия Афинанда …
  • ЕВДОКИЯ ЭЛИЯ АФИНАНДА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евдокия Элия Афинанда (400 - 460), благоверная царица Восточной Римской империи, супруга благоверного …
  • ЕВДОКИЯ РИМСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евдокия († ок. 362 - 364), преподобномученица. Память 4 августа, 11 сентября. …
  • ЕВДОКИЯ ИЛИОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евдокия Илиопольская (+ ок. 152 - 170), игумения, преподобномученица. Память 1 марта. …
  • ЕВДОКИЯ (СИНИЦЫНА) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евдокия (Синицына) (1879 - 1938), послушница, преподобномученица. В миру Синицына Евдокия Ефремовна. …
  • ЕВДОКИЯ (КУЗЬМИНОВА) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евдокия (Кузьминова) (1884 - 1938), монахиня, преподобномученица. В миру Кузьминова Евдокия Петровна. Память 23 …
  • ЕВДОКИЯ (АРХИПОВА) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евдокия (Архипова) (1886 - 1938), послушница, преподобномученица, ктитор. В миру Архипова …
  • ДАНИЛОВА МАРИЯ ФЕДОРОВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Данилова Мария Федоровна (1884 - 1946), мученица. Память 30 декабря и в Соборе …
  • ШЕЛЕХОВА МАРЬЯ ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Шелехова (Марья Федоровна, урожденная Монруа) - известная русская оперная певица (меццо-сопрано) 30-х и начала 40-х годов XIX столетия; воспитывалась в …
  • ЦВАНЦИГЕР ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Цванцигер (Елизавета Федоровна) - профессор пения, родилась в 1846 г. Окончив курс в петербургской консерватории, занималась в ней сначала в …
  • РОСТОВСКАЯ МАРЬЯ ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Ростовская (Марья Федоровна, урожденная Львова, умерла в 1872 г.) - писательница. Сочинения ее: ряд нравоучительных рассказов для маленьких детей: "Приключения …
  • РАДЕН ЭДИТА ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Раден (баронесса Эдита Федоровна, 1825 - 1885) - одна из замечательнейших женщин высшего русского общества. Многосторонности ее глубокого образования много …
  • ПРАСКОВЬЯ ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Прасковья Федоровна - царица (урожденная Салтыкова, 1664 - 1723), жена (с 1684 г.) царя Иоанна Алексеевича, мать императрицы Анны Иоанновны …
  • ПЛАТОНОВА ЮЛИЯ ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Платонова (Юлия Федоровна) - известная русская оперная певица (1841 - 1892), дебютировала с успехом в опере "Жизнь за Царя", в …
  • КОММИССАРЖЕВСКАЯ ВЕРА ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Коммиссаржевская Вера Федоровна - знаменитая актриса (1864 - 1910), дочь певца Ф.П. Коммиссаржевского. В 1883 году Коммиссаржевская вышла замуж …
  • КАЛИГРАФОВА НАДЕЖДА ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Калиграфова, Надежда Федоровна - "Мельпомена московской сцены", актриса с большим дарованием, которое особенно проявлялось при изображении черствых, злобных, коварных и …
  • ИРИНА ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Ирина Федоровна - сестра Бориса Годунова, супруга царя Федора Иоанновича. Брак ее с последним совершился по воле Грозного …
  • ИВАНОВА ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Иванова, Елизавета Федоровна - одна из первых по времени русских актрис. Выдвинулась в Москве исполнением роли Евгении, о котором дал …
  • ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Елизавета Федоровна - русская великая княгиня, принцесса гессен-дармштадская, родилась 20 октября (1 ноября) 1864 г., с 3 июня 1884 г. …
  • ЕВПРАКСИЯ ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Евпраксия Федоровна - дочь князя смоленского Федора Святославича, вторая жена великого князя Симеона Гордого (1345). В 1346 г. отослана великим …
  • ВСЕВОЛОЖСКАЯ ЕВФИМИЯ ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Всеволожская Евфимия Федоровна - дочь касимовского помещика Федора-Руфа (или Рафа) Родионовича Всеволожского. Родилась в 1629 или 1630 г. Когда в …
  • ВОЛКОВА АННА ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Волкова Анна Федоровна - первая русская женщина-химик, ученица профессоров А.Н. Энгельгардта и П.А. Лачинова; работала у А.М. Бутлерова в …
  • ВАСИЛИССА ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Василисса Федоровна - см. в статье Василисса (имя русских княгинь) …
  • БЫКОВА АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Быкова, Александра Федоровна, урожденная Проскурякова - писательница, родилась в 1863 г.; по окончании курса на петербургских педагогических курсах по словесному …
  • АУЭРБАХ ЮЛИЯ ФЕДОРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Ауэрбах, Юлия Федоровна, писательница (1827 - 1871). Не обладая крупным литературным дарованием, она проявляла в своих произведениях любовь к народу …
  • САХАРОВА ПРАСКОВЬЯ ФЕДОРОВНА
    Прасковья Федоровна (1890, с. Тайдаково, ныне Заокского района Тульской обл., - 2.12.1969, Москва), советский партийный деятель. Член КПСС с 1912. …
  • РОЗМИРОВИЧ ЕЛЕНА ФЁДОРОВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Елена Фёдоровна , советский партийный и государственный деятель. Член Коммунистической партии с 1904. …
  • ПЛАТОНОВА ЮЛИЯ ФЕДОРОВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (псевдоним; настоящая фамилия Гардер, по мужу Тванева) Юлия Федоровна , русская певица (лирико-драматическое сопрано). Дебютировала …
  • ПАНОВА ВЕРА ФЕДОРОВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Вера Федоровна , русская советская писательница. В 20 - 30-е гг. работала в газетах и журналах …
  • НЕЙБУРГ МАРИЯ ФЕДОРОВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Мария Федоровна (Фридриховна) , советский палеоботаник, доктор геолого-минералогических наук (1941). Окончила Высшие женские курсы в Томске …
  • МАКАРОВА ТАМАРА ФЕДОРОВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Тамара Федоровна [родилась 31.7(13.8).1907, Петербург], русская советская актриса, народная артистка СССР (1950). Член КПСС с 1943. В 1930 окончила Ленинградский …
  • АНДРЕЕВА МАРИЯ ФЕДОРОВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Мария Федоровна (настоящая фамилия Юрковская) (1868, Петербург, - 8.12.1953, Москва), русская актриса и общественный деятель. Член Коммунистической партии с 1904. …
  • ПЁТР АРКАДЬЕВИЧ СТОЛЫПИН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-06-03 Time: 06:10:26 *Вам, господа, нужны великие потрясения; нам - нужна великая Россия. **Высечено на его могиле. Первоночально из …


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!