Это жизнь - портал для женщин

Внутренняя политика ельцина основное. Как проверяли теорию

Российский политик Борис Ельцин возглавлял страну в непростое время, ему пришлось проводить реформы и принимать сложные решения. Однако отрицать его значительной роли в становлении современной страны невозможно. Первый президент России прожил непростую жизнь и все здоровье отдал своей Родине.

Как все начиналось

Родился Ельцин Борис Николаевич 1 февраля 1931 года в небольшом селе Бутка Уральской области. Семья мальчика пережила немало трудностей: оба деда Бориса в начале 20 века были крепкими крестьянами из середняков, советская власть, по законам того времени, конфисковала их имущество. Отец Ельцина Николай Игнатьевич работал строителем, но в начале 30-х годов был репрессирован по анонимному доносу и отправлен на строительство Волго-Донского канала. После освобождения Николай перевез свою семью в Березняки, где работал на сооружении калийного комбината. Мама мальчика Клавдия Васильевна была портнихой. Все детство Борис Ельцин провел в Березниках, он рос активным, задиристым и проказливым ребенком. Как-то с товарищами он украл две гранаты со склада и при попытке вскрыть одну из них потерял два пальца.

Учеба

Будущий первый президент России учился в средней школе г. Березняки. Его отметки по всем предметам были хорошими, но сильно страдала дисциплина. Ельцин был упрямым и всегда стремился защитить справедливость. В связи с этим он был даже исключен из школы в выпускном классе, так как обнародовал историю про учительницу, притеснявшую ребят и заставлявшую их работать у себя дома. Он смог, обратившись за поддержкой в горком партии, в другой школе сдать все выпускные экзамены и получить неплохой аттестат. В юношеские годы Борис был драчливым и даже участвовал в «войнах» район на район. В одной битве он получил перелом переносицы от удара оглоблей.

По окончании школы Борис поступает в вуз, продолжая династию отца: он решил стать строителем. В 1950 году поступает на специальность «промышленное и гражданское строительство» строительного факультета Уральского политехнического института им. С. Кирова. Во время учебы Ельцин серьезно занимался волейболом, тренировал институтскую женскую сборную, сам играл за сборную команду города Свердловск, получил звание мастер спорта.

В 1955 году он успешно защищает дипломную работу «Телевизионная башня» и становится инженером-строителем.

Работа по профессии

После института по распределению Борис Ельцин приходит в свердловский трест «Уралтяжтрубстрой», где за 8 лет освоил несколько смежных профессий: каменщик, бетонщик, столяр, маляр, штукатур, плотник. Он стал сначала мастером, затем начальником участка и прорабом треста. В 1963 году Борис Николаевич занимает должность главного инженера Свердловского домостроительного комбината, а уже через 3 года становится его директором. Ельцин показал себя амбициозным и целеустремленным человеком, и это открыло ему путь к партийной карьере.

Партийный путь

Борис Ельцин вступил в КПСС в 1961 году, как он говорил, двигала им совершенно искренняя вера в коммунистические идеалы и справедливость. В 1962-65 годах он активно работает в партии, является делегатом партийных конференций разного уровня.

В 1968 году Борис Николаевич становится партийным функционером и переходит на работу в Свердловский обком партии на должность заведующего отделом строительства. В 1975 году является секретарем Свердловского обкома партии, его сфера ответственности – промышленное развитие региона. В 1976 году он становится первым секретарем обкома Свердловской области. Эту должность занимает в течение 9 лет.

За это время область становится не только развитой и сильной с экономической точки зрения, но и местом, где зреют новые демократические силы. Недаром именно Свердловск в конце 80-х годов превращается в место рождения особой субкультуры - рок-музыки.

Ельцин много строит в области: прокладывает качественные дороги, переселяет людей из ветхого жилья, создает эффективную систему выращивания сельхозпродукции для жителей области. Он показал себя как крепкий хозяйственник, умеющий прислушиваться к нуждам людей. Ельцин активно поддерживал новаторские идеи. Проекты экспериментального строительства поселков нового типа и МЖК хорошо приживались в области.

С 1978 года Ельцин входит в Верховный совет СССР, был членом ЦК.

Годы перестройки

В 1985 году после того, как М.С. Горбачев был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС, Ельцина ждали большие перемены. Его переводят в Москву на должность заведующего отдела, а затем и секретаря ЦК по строительству. В конце 1985 года работает первым секретарем горкома Москвы. При Ельцине в столице разрабатывается новый план генерального развития, налаживается социальное обеспечение населения, он лично проверяет наличие продуктов в магазинах и работу общественного транспорта. Ельцин показал себя как открытый для народа руководитель, и это обеспечило ему поддержку населения.

В конце 80-х годов Борис Николаевич резко критикует деятельность некоторых партийных деятелей, в частности Е. Лигачева, что было негативно оценено руководством, и в 1987 году его снимают с должности. В 1989 году он становится депутатом, его кандидатуру горячо поддержали московские избиратели. В 1990 году становится председателем Верховного Совета РСФСР. В этой должности он немало сделал для того, чтобы придать РСФСР политический вес в СССР. Его работа в этой должности подвергалась резкой критике, хотя были и сторонники его курса.

Будущий первый президент России в 1990 году делает немало шагов, которые приведут к распаду СССР. До сих пор по этому вопросу проходит слишком много дискуссий. В июне 1991 года состоялись выборы первого президента России. Ельцина избирают президентом РСФСР. Это были демократические выборы, и его кандидатура набрала неоспоримое большинство.

Первый указ первого президента России был посвящен развитию образования в РСФСР. Он начал вести подготовительную работу по подготовке нового союзного договора, но история резко меняет скорость перемен.

Путч 1991 года

19 августа 1991 года в стране происходит попытка государственного переворота. Ельцин становится главой силы, которая противостояла ГКЧП. Президент СССР был заблокирован в Форосе. Именно усилия Ельцина помогли Горбачеву сохранить власть над страной. Однако сразу после преодоления путча он распускает компартию РСФСР, издает целый ряд указов, которые значительно увеличили власть президента России. Горбачев стремительно теряет власть над страной. Первый президент России в 1991 году сделал главный шаг к краху СССР.

В конце года за спиной М. Горбачева Ельцин Борис Николаевич вместе с Л.Кучмой и С.Шушкевичем подписывает Беловежское соглашение, которое поставило точку в истории СССР и положило начало Сотрудничеству Независимых Государств. 25 декабря 1991 года Ельцин получил полную власть над Россией после того, как Горбачев ушел в отставку.

Беловежское соглашение трудно проходило ратификацию на съезде народных депутатов, что привело к конфликту между президентом и депутатским корпусом. В стране, которая тяжело переживала экономический кризис, начинается политический кризис. Ельцин предложил на пост премьер-министра Егора Гайдара, депутаты не приняли его кандидатуру. Начинается открытое противостояние съезда народных депутатов и Ельцина. Объявляется референдум, на котором ставится вопрос о доверии ему. Первый президент России получил вотум доверия народа, хотя результаты были небесспорными.

Первый президент России: демократия победила

После референдума Борис Николаевич усиливает работу над новой Конституцией, которая бы закрепила за ним власть. Политический кризис смягчился, но не разрешился, противостояние между депутатами и Ельциным продолжалось. Он снимает с должностей многих бывших соратников. Осенью 1993 года съезд принимает решение об отстранении его от должности. Фактическая власть переходит в руки А. Руцкого. Начинается вооруженный конфликт, в Москве по Белому дому по приказу Ельцина стреляют танки. Противостояние длилось несколько дней, в результате погибло несколько десятков людей, но Борис Николаевич смог взять верх над соперниками.

Началось новое правление Ельцина с тяжелых выборов в Государственную Думу и референдума по новой Конституции, в результате президент получил значительно больше полномочий и смог проводит свою политику. Он решительно проводит конституционную реформу, которая усиливает президентскую власть в России. Этот период в истории страны историки оценивают неоднозначно, многие говорят, что свобода слова в это время потерпела поражение, Ельцин сосредоточил власть в своих руках и проводил не всегда верную политику.

Основные вехи президентства Бориса Ельцина

Правление Ельцина ознаменовалось многими судьбоносными событиями для страны. Именно на его период приходится обострение чеченского конфликта, который Борис Николаевич решается подавлять путем ввода войск. Первый президент России не смог удержать страну от трагедии в Буденновске и кровопролитной войны, которая закончилась невыгодным для России Хасавюртовским соглашением.

В 1996 году проходят выборы президента РФ, на которых Ельцин побеждает лишь во втором туре и не без труда. Его популярность в народе стремительно падает, политика Ельцина становится все менее эффективной. В 1998 году страна переживает новый финансовый кризис, он еще больше подрывает доверие к президенту, который публично заявил, что девальвации не будет, и которая тут же случилась.

Отставка и жизнь после нее

В мае 1999 года Дума пыталась поставить на голосование вопрос об отстранении Ельцина от должности. Он много болеет, решения его не отличаются продуманностью и последовательностью. В последний день 20 века Борис Николаевич Ельцин - первый президент России покинул главный пост страны. Он делает заявление по телевидению и представляет своего приемника – В. Путина.

В первое время после отставки Ельцин еще участвует в жизни правительства, встречается с министрами и Путиным. Но постепенно эта активность сходит на нет, и Борис Николаевич становится почетным пенсионером.

Путин сразу после принятия власти издает указ о запрете на какие бы то ни было судебные преследования бывшего президента. И вся критика в адрес Ельцина остается без последствий. Первый президент России после отставки занимается благотворительностью, посещает различные церемонии, но здоровье все чаще беспокоит его.

Семья и частная жизнь

Часто для политиков семья становится надежным тылом, именно такой может похвастаться Борис Ельцин. Годы, проведенные в Кремле, очень плохо сказались на его здоровье, но его семья сохранилась и даже сплотилась за трудные годы.

Борис Ельцин женился на Наине Иосифовне Гириной (однокашнице) еще в 1956 году. Она всю жизнь была его опорой и помощницей. У Ельциных родилось две дочки: Елена и Татьяна, затем появилось шестеро внуков и трое правнуков. Дочь Татьяна в 90-х годах помогала отцу в проведении предвыборной кампании. Семья всегда была местом для Бориса Николаевича, где его любили и ждали.

Пять лет назад, 23 апреля 2007 года, умер Борис Николаевич Ельцин, первый президент Российской Федерации.

Вот десятка дел Бориса Ельцина на посту президента России, которые больше всего запомнились россиянам:

1. Первые выборы президента России

В августе 1991 года во время попытки государственного переворота .

19 августа, стоя на танке, зачитал "Обращение к гражданам России", в котором назвал действия ГКЧП "реакционным, антиконституционным переворотом" и призвал граждан страны "дать достойный ответ путчистам и требовать вернуть страну к нормальному конституционному развитию".

После провала путча 6 ноября 1991 года подписал указ о прекращении деятельности КПСС .

3. Распад СССР

8 декабря 1991 года Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич в правительственной резиденции "Вискули" в Беловежской пуще (Белоруссия) подписали Соглашение, в котором и провозгласили создание Содружества Независимых Государств.

4. Ваучерная приватизация

5. Роспуск Верховного Совета

21 сентября 1993 года в 20.00 в телевизионном обращении к гражданам России озвучил указ №1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". В указе, в частности, предписывалось прервать осуществление Съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации законодательной, распорядительной и контрольной функций, не созывать Съезд народных депутатов, а также Российской Федерации.

Подписание документа привело к политическому кризису осени 1993 года, который завершился вооруженным столкновением и штурмом Белого дома армейскими подразделениями 4 октября.

6. Конституционная реформа

Подготовка и принятие Конституции проходили на фоне противостояния двух ветвей власти ‑ исполнительной в лице Бориса Ельцина и законодательной в лице Верховного совета.

7. Чеченские кампании

9. Деноминация и дефолт 1998 года

4 августа 1997 года подписал указ, в соответствии с которым 1 января 1998 года правительство и ЦБ провели деноминацию рубля - техническое зачеркивание трех нулей на купюрах нового образца.

17 августа 1998 года председатель правительства РФ Сергей Кириенко совместно с председателем ЦБ РФ Сергеем Дубининым и министром финансов Михаилом Задорновым России по внешним обязательствам и о девальвации рубля.

По расчетам, сделанным Московским банковским союзом в 1998 году, общие потери российской экономики от августовского кризиса . Из них корпоративный сектор утратил 33 миллиарда долларов, население - 19 миллиардов долларов, прямые убытки коммерческих банков (КБ) достигли 45 миллиардов долларов.

10. Отставка

31 декабря 1999 года Борис Ельцин объявил о своей отставке с поста президента Российской Федерации и своим указом назначил исполняющим обязанности президента РФ Владимира Путина.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В начале 1990-х Ельцин пытается провести ряд экономических и политических реформ, которые уже давно назревали с целью вывести страну из кризиса, однако сталкивается с серьезными препятствиями со стороны руководства СССР. Ухудшаются не только отношения между СССР и РСФСР, но и отношения Ельцина и Горбачева.

В 1990 году Ельцин выходит из партии, а 12 июня избирается президентом Российской Федерации. Последовавший за этим августовский путч и развал СССР только укрепляют позиции демократа-Ельцина, который становится во главе нового государства – Российской Федерации и создает СНГ.

С 1992 года Ельцин снова начинает проводить политические и экономические реформы, на этот раз беспрепятственно. Однако ряд реформ не приносят желаемого результата, в правительстве назревает внутренний конфликт между законодательной и исполнительной властью. Кризис в стране усугубляется, власть не может договориться, новая Конституция все еще находится в разработке и вызывает множество споров, что в итоге приводит к проведения совета в 1993 по вопросам доверия Президенту и Верховному Совету, который заканчивается трагическими событиями. В результате совета Ельцин остается у власти, и страна продолжает двигаться по намеченному им курсу, а вот все Советы ликвидируются. События по разгону Совета получили название октябрьского путча. В декабре 1993 года принимается новая Конституция и РСФСР превращается в республику президентского типа. Ельцин пользуется все еще пользуется доверием, но внутри страны растут сепаратистские настроения.

Чеченская война наряду с ростом недовольства внутри государства сильно ударяет по рейтингу Ельцина, однако это не останавливает его от желания баллотироваться на второй президентский срок в 1996 году. Несмотря на все растущий раскол внутри высшей власти и собственной команды, Ельцин все же становится новым президентом. Во время второго срока влияние Ельцина на политическую и экономическую ситуацию в стране ослабевает, он сдает свои позиции. В стране случается очередной кризис и дефолт, и правительство Ельцина уже не показывает той стабильности, что была раньше. Рейтинг президента падает все ниже, а вместе с ним ухудшается и здоровье Бориса Николаевича.

В 1999 году Ельцин назначает исполняющим обязанности премьер-министра Владимира Владимировича Путина, и в конце года подает в отставку во время новогоднего обращения

Итоги правления Ельцина

Одним из главных достижений Ельцина в его политической карьере становится отделение РСФСР (России) от Советского Союза и превращение ее в демократическое государство с президентом во главе. На посту президента Ельцин провел ряд реформ с целью вывести страну из кризиса, однако они не увенчались успехом. Личность Ельцина и его деятельность сегодня оценивается неоднозначно.

Распад ссср

К 1990 г. идея перестройки исчерпала себя. Верховный Совет СССР принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», затем последовало постановление «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике». Предусматривались разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ, развитие частного предпринимательства. Идея реформирования социализма было похоронена.

В 1991 г. была отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС.

Начался процесс формирования новых партий, в основном антикоммунистического толка. Кризис, охвативший КПСС в 1989-1990 гг., и ослабление ее влияния позволил отделиться компартиям Литвы, Латвии и Эстонии.

С весны 1990 г. идет процесс потери власти центра над регионами и союзными республиками.

Горбачевская администрация как факт принимает произошедшие изменения, и ей остается только законодательно фиксировать свои фактические провалы. В марте 1990 г. состоялся 3-й съезд народных депутатов СССР, на котором президентом СССР избрали М.С.Горбачева.

Горбачев поднял вопрос перед руководителями республик о необходимости заключения нового Союзного договора. В марте 1991 г. был проведен референдум о сохранении СССР, на котором 76% граждан высказались за его сохранение. В апреле 1991 г. в Ново-Огареве состоялись переговоры Президента СССР с главами союзных республик. Однако из 15 республик участие приняли лишь 9, и почти все они отвергли инициативу Горбачева о сохранении многонационального государства на основе федерации субъектов.

К августу 1991 г. благодаря усилиям Горбачева удалось подготовить проект договора об образовании Содружества Суверенных Государств. ССГ представлялось конфедерацией с ограниченной президентской властью. Это была последняя попытка сохранить СССР хоть в каком-либо виде.

Перспектива утраты власти над республиками не устраивала многих функционеров.

19 августа 1991 г. группа высокопоставленных чиновников (вице-президент СССР Г.Янаев, премьер-министр В.Павлов, министр- обороны Д.Язов), воспользовавшись пребыванием Горбачева на отдыхе, учредили Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В Москву были введены войска. Однако путчистам был дан отпор, прошли митинги протеста, у здания Верховного Совета РСФСР были построены баррикады.

Президент РСФСР Б.Н.Ельцин и его команда охарактеризовали действия ГКЧП как антиконституционный переворот, а его указы - не имеющими юридической силы на территории РСФСР. Ельцина поддержала созванная 21 августа Чрезвычайная сессия Верховного Совета республики.

Путчисты не получили поддержки со стороны ряда военачальников и воинских частей. Члены ГКЧП были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота. Горбачев вернулся в Москву.

В ноябре 1991 г. Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности КПСС на территории РСФСР.

Эти события ускорили процесс распада СССР. В августе из его состава вышли Латвия, Литва и Эстония. Горбачев вынужден был законодательно признать решение прибалтийских республик.

В сентябре 5-й внеочередной съезд народных депутатов принял решение о прекращении своих полномочий и самороспуске.

8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще лидеры трех славянских республик - России (Б.Н.Ельцин), Украины (Л.М.Кравчук) и Белоруссии (С.С.Шушкевич) заявили о прекращении действия договора об образовании СССР.

Этими государствами было сделано предложение о создании Содружества Независимых Государств - СНГ. Во второй половине декабря к трем славянским республикам присоединились другие союзные республики, кроме прибалтийских республик и Грузии.

21 декабря в Алма-Ате стороны признали нерушимость границ и гарантировали выполнение международных обязательств СССР.

После того, как идеалы Советского Союза ушли в прошлое вместе с самим государством, встал вопрос о движении страны вперед. России были необходимы срочные реформы в области экономики и внутренней политики. Также ей требовался и сильный политик у руля, способный твердой рукой проводить серию спорных преобразований. Пока страна перестраивалась на демократическую модель правления, в России процветало беззаконие и рекет. После двух экономических кризисов, когда большая часть населения страны оказалась на грани бедности, миру наконец стало понятно, что былая супердержава сгинула. За два срока правления, новому президенту удалось разрушить железный занавес, обрушив дополнительно и авторитет государства на международной арене.

Сейчас реформы Ельцина рассматривают преимущественно в негативном ключе, отмечая недостатки его политики. Однако в данной статье будут отмечены и позитивные моменты преобразовательных действий Ельцина в деле борьбы за создание страны с предельно новыми идеологическими и политическими взглядами. Была ли в реформах Ельцина своя крупица истины, и чем руководствовался политик в осуществлении тех или иных законопроектов?

Плюсы и минусы реформ Ельцина в 90-е годы

Время нахождения Ельцина у власти нельзя назвать однозначным, ведь в этот период происходила перестройка страны на новые демократические ориентиры. В представленной ниже статье выведены основные преимущества и недостатки реформ Ельцина.

Преимущества реформаторских действий Ельцина

Недостатки реформаторских действий Ельцина

1. Улучшились международные отношения со странами Европы и США. Ельцин активно проводил встречи с мировыми лидерами, дабы закрепить дружеские отношения с ними.

1. Внутриполитическое положение в стране резко ухудшилось, в некоторых регионах увеличились сепаратистские настроения (в частности, в Чечне, что привело к длительным военным кампаниям).

2. Создаются условия для свободы слова в прессе и в искусстве (больше не существует государственных органов цензуры и контроля за деятелями творческих профессий).

2. В стране процветает бандитизм, рэкет набирает обороты, и несмотря на свободу слова, журналистам и деятелям искусства не обеспечивается никакая защита от преступных единиц (показательный пример беспредела - скандальное убийство Влада Листьева).

3. Увеличивается частный сектор бизнес, проводится всеохватывающая приватизация. Люди начинают работать на себя, что соответствует нормам демократического права.

3. На фоне увеличения частного сектора бизнеса увеличивается процент безработицы. В начале 90-х заработные платы задерживаются на несколько месяцев, глобальный экономический кризис проявляется в массовом сокращении рабочих мест и карьерных перспектив.

4. В стране увеличивается количество банков, появляются новые, неизвестные при Советском союзе сферы деятельности, народу обеспечивается полная свобода выбора власти (именно Ельцин считается первым свободно выбранным президентом).

4. Главный недостаток реформаторской деятельности Ельцина - это допущение двух глобальных экономических кризисов. Каждому гражданину в стране становится известно слово «дефолт», обесценивание национальное валюты приводит к обнищанию большинства жителей государства. На этом фоне ухудшается и положение России на международной арене, США перестает воспринимать страну, как конкурента из-за затяжного экономического и политического кризиса.

5. Вводятся глобальные политические и конституционные изменения: в частности, в стране вводится многопартийная система, свобода слова, парламентские выборы, появляется возможность импичмента, прописанная в законодательства. Все это напрямую указывает на введение демократических прав и свобод для народа.

5. На деле Конституция 1993 года работает слабо. В стране начинает процветать коррупция, с которой при Советском союзе боролись всеми доступными способами. Рэкет и бандитская деятельность редко пресекаются законом, а после повторного выбора Ельцина на пост президента в 1996 году, народ начинает сомневаться в справедливости подсчета голосов.

6. В соответствии с демократическими свободами, в стране открываются границы, и жители России наконец имеют возможность путешествовать по миру.

6. На фоне процветающего экономического и политического кризиса вкупе с бандитизмом, люди начинают массово бежать из России. (отток интеллектуальной и творческой элиты можно сравнить с бегством интеллигенции во время революции 1917 года).

В современных учебниках по истории политическая деятельность Ельцина оценивается однобоко, а «Единая Россия» и вовсе пытается представить данный исторический период в положительном ключе. На самом же деле, государство находилось в страшном экономическом и политическом кризисе. Добиваясь развала Советского Союза и отделения бывших республик, Ельцин и его сподвижники мало представляли, как организовать деятельность государства в дальнейшем. В результате, страна оказалась на обломках своего прошлого, плохо видя перспективу счастливого будущего.

Однако именно в этот непростой период, включающий массу реформаторских ошибок, закладывались основы демократического государства, которые до сих пор вызывают массу претензий и вопросов.

(4 оценок, среднее: 4,25 из 5)

  1. Олеся

    Очень подробный, хорошо составленный материал. Возникает лишь один вопрос: возможно ли было страну после кризиса повести в другую область развития? Сейчас уже понятно, что курс, выбранный Ельциным был неудачным и привел к еще более тяжелому экономическому кризису. Был ли у страны другой путь развития? Вот вопрос, которому необходимо посвятить все научно-исторические труды.

  2. vsvikt

    К сожалению, правление Ельцина отбросило страну глубоко назад. Мы похоронили свое сельское хозяйство и промышленность, последствия его реформ ощущаются до сих пор. Китайцы молодцы они пошли другим путём, учтя все наши ошибки.

  3. Alex-Kelevra

    История не терпит сослагательного наклонения. То, что было, то уже было и это не изменить, как бы нам того не хотелось. А китайцы, конечно, молодцы. А похоронили мы не только сельское хозяйство и промышленность, остановили в развитии и отбросили на несколько десятилетий назад и науку и оборонку и армию загнали в самую ж…. Но, пережили это все и Слава Богу.

  4. Людмила

    Простите, но я бы не стала так утверждать, что упадок начался со времен Ельцина. Если посмотреть статистику, то упадок сельского хозяйства и промышленности произошло намного позже. И у власти стояли уже другие лица!

  5. DDA90

    Мы не сможем сегодня объективно оценить период правления Б.Н. Ельцина. Для того, чтобы более менее объективно судить об исторических событиях, должно пройти не менее 50 лет, а лучше 70. По сути это есть объективный закон исторической науки. Поэтому, все что произошло после ВОВ — пока еще не история, а политика.

  6. belonog-2016

    Не согласна с тем, что это все до сих пор политика, а не история. Даже вчерашний день — это уже история, а вы говорите про далекие 90-е. В нынешнее время даже не каждый школьник даст расшифровку слову «дефолт» да и многое поменялось с тех пор. Хотя, такие вещи как коррумпированность искоренить не удалось, а жаль…

  7. Михал Ваныч

    Обидно становиться оттого, что ради того, чтобы «теневики» могли в открытую демонстрировать свои богатства, придушили уникальный коммунистический проект и заодно СССР.

Августовские события 1991 г., ликвидация СССР выдвинули задачу формирование основ новой государственности. Прежде всего стали создаваться президентские структуры. При президенте России были созданы - Совет Безопасности и Президентский Совет, введена должность Государственного секретаря. На местах вводился институт представителей Президента, которые осуществляли властные полномочия в обход местных Советов. Непосредственно президентом формировалось и Правительство России, все назначения проводились по прямому указанию Б.Н. Ельцина, управление осуществлялось на основании указов.

Проведенные изменения пришли в противоречие с положениями Конституции РСФСР 1977 года. Она не предусматривала должности президента и президентских структур власти. В ней отвергалась сама идея разделения властей, говорилось, что вся власть центре и на местах принадлежит Советам народных депутатов. Высшим органом власти был Съезд народных депутатов, а в промежутках между съездами - Верховный Совет РСФСР. Правительство было подотчетно Верховному Совету.

С началом реформ и их высокой ценой, в стране формируется политическая оппозиция политике президента. Центром оппозиции становится Верховный Совет Российской Федерации. Противоречие Советов и президента зашло в тупик. Изменить же Конституцию мог только Съезд народных депутатов или всенародный референдум.

В марте 1993 года Б. Ельцин в обращении к гражданам России объявил о введении в стране президентского правления вплоть до принятия новой Конституции. Однако это заявление вызвало сплочение всех оппозиционных сил. В апреле 1993 года был проведен Всероссийский референдум, на который были вынесены вопросы о доверии Президенту и поддержании его курса. Большинство участников референдума высказались за доверие Президенту. На основании решений референдума Президент приступил к разработке новой Конституции.

21 сентября 1993 года Б.Н. Ельцин объявил о начале «поэтапной конституционной реформы». Указ президента за №1400 объявлял о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, о ликвидации всей системы Советов снизу доверху, провозглашалось проведение выборов в новый законодательный орган власти - Федеральное собрание.

Верховный Совет данный указ президента признал не соответствующим Конституции и, в свою очередь, принял решение о смещении президента, как нарушившего Конституцию. Президентом был избран А.В. Руцкой. Антиконституционными признал действия Б.Н. Ельцина и Конституционный Суд. Политический кризис привел к вооруженному столкновению (3-4 октября 1993 г.) сторонников Верховного Совета и Президента. Он завершился расстрелом Парламента и его роспуском.

Одержав военную победу президент издал Указ о проведении выборов в новый законодательный орган - Федеральное Собрание, состоящий их двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Согласно указу половина депутатов избиралась по территориальным округам, половина - по спискам политических партий и объединений. Одновременно проводился референдум по новой Конституции.

12 декабря 1993 года состоялись выборы в Федеральное Собрание и референдум по принятию новой Конституции. За новую конституцию проголосовало 58,4% участвовавших в голосовании (около 30% списочного состава).

Вслед за выборами в Федеральное собрание были проведены выборы в местные законодательные собрания и Думы, созданных вместо распущенных советов.

Согласно Конституции Россия являлась Федеративной демократической Республикой с президентской формой правления. Президент являлся гарантом Конституции, главой государства, Верховным главнокомандующим. Он назначал правительство страны, которое имело ответственность только перед Президентом, Президент обладал правом отлагательного вето, издавать Указы, имеющие силу Закона. Президент имел право роспуска Думы, в случае троекратного отклонения ею кандидатуры премьер-министра, предложенной Президентом.

Права Государственной Думы были значительно меньше по сравнению с полномочиями распущенного Верховного Совета и ограничены функцией принятия законов. Депутаты потеряли право контроля над деятельностью административных органов (право депутатского запроса). После принятия Думой закона он должен быть утвержден Советом Федерации - второй палатой Федерального Собрания, состоящей из руководителей местных законодательных органов и глав администрации субъектов Федерации. После этого закон должен быть утвержден Президентом и только после этого считался принятым. Дума наделась рядом исключительных прав: утверждать бюджет государства, объявлять амнистию и импичмент президенту, утверждать кандидата на пост премьера, однако в случае трехкратного отклонения она должна распускаться.

В январе 1994 года новое Федеральное Собрание начало свою работу. Понимая, что в условиях конфронтации невозможна нормальная деятельность, депутаты и президентские структуры вынуждены были пойти на компромисс. В феврале 1994 года Дума объявила амнистию участникам августовских (1991) и октябрьских (1993) событий. Амнистировались все, кто совершил противоправные действия, как с одной, так и с другой стороны. В апреле-июне 1994 года принят меморандум о гражданском мире и общественном согласии, подписанный всеми думскими фракциями, большинством политических партий и движений России. Подписание этих документов способствовало прекращению гражданского противостояния в обществе.

Президенту так и не удалось получить поддержки радикального экономического курса, что и обусловило некоторую его корректировку. Из правительства были удалены сторонники радикальных преобразований Е. Гайдар и Б. Федоров.

Ухудшение экономической ситуации в стране вело к изменению соотношения сил в обществе. Это показали итоги выборов во вторую Государственную Думу, проходившие 17 декабря 1995 года.

Вторая Дума оказалась более оппозиционной правительству и президенту, чем первая.

Сразу же после подведения итогов думских выборов началась борьба за президентский пост. Кандидатами в президенты стали: В. Жириновский (ЛДПР), Г. Зюганов (КПРФ), генерал А. Лебедь, Г. Явлинский, врач-офтальмолог С. Федоров, миллиардер В. Брынцалов, экс-президент СССР М. Горбачев, Б.Н. Ельцин.

В июне 1996 года прошел первый тур президентских выборов. Голоса избирателей разделились следующим образом. Б.Н. Ельцин - 35,28%, Г. Зюганов - 32,04%. Остальные претенденты получили меньше голосов.

Во втором туре выборов 3 июля 1996 года за Б.Н. Ельцина проголосовало 53,8% принявших участие в выборах, за Г. Зюганова 40,3%. Основными лозунгами избирательной компании Б.Н. Ельцина стало «Зюганов - это гражданская война». Имелось в виду, что переход власти к коммунистам будет означать новый передел собственности. А сделать это теперь, когда госсобственность перешла в частные руки, можно лишь силой оружия. Переизбрание Б.Н. Ельцина на новый срок ни привели к стабилизации в стране.

Постоянное противостояние законодательной и президентской властей привело к тому, что важнейшие экономические вопросы не решались. Реальная политическая власть все в большей степени сосредотачивается в руках крупнейших финансовых групп, возникших в ходе приватизации и раздела государственной собственности. Эти группы прибрали к рукам все электронные средства массовой информации. Престиж власти упал до нуля. Во всех ветвях власти расцвели коррупция, финансовые махинации. Обыденным явлением стали террористические акты, заказные убийства банкиров, предпринимателей, политических деятелей, журналистов.

Основная масса населения России была полностью отчуждена от власти. Власть, как исполнительная, так и законодательная была оторвана от народа, воспринималась как нечто чужеродное интересам людей. Важнейшим вопросом 90-х годов стало решение проблемы национально-государственного строительства и национального отношений.

После крушения СССР, внешняя политика России ориентировалась в основном на Запад, сближение с США. Россия проводила политику уступок, шла навстречу стратегическим интересам западных стран. Руководители России не хотели мириться с потерей статуса великой державы и питали иллюзии о возможности равноправных отношений с США. Президент Б.Н. Ельцин официально заявил, что ядерные ракеты России не нацелены больше на объекты на территории США. В подписанный во время визита в США Б.Н. Ельцина в июне 1992 года декларации было заявлено, что «Россия и Соединенные Штаты Америки не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников». В январе 1993 года между Россией и США был заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружении (ОСНВ-2), согласно которому к 2003 году должно быть достигнуто сокращение ядерного потенциала обеих стран на 2/3 по сравнению с уровнем, определенным договором ОСНВ-1. Россия согласились в одностороннем порядке снять с боевого дежурства ракеты СС-18, составлявшие основу советского стратегического потенциала. Этот шаг означал по существу отказ от военно-стратегического паритета.

Российская дипломатия в своих решениях послушно следовала в фарватере внешней политики США. Россия поддержала экономические санкции против Ирака, присоединилась к международным экономическим санкциям против Югославии. Во многом такая уступчивость российской дипломатии объяснялась и надеждами на широкомасштабную помощь Запада.

Однако надеждам России не удалось сбыться. США не стремились рассматривать нашу страну как равноправного партнера. США остались единственной сверхдержавой и стремились максимально использовать свое положение. В 1994 году ряд бывших социалистических стран, а так же страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония), заявили о своем намерении вступить в НАТО. Россия уже не имела реальных рычагов влияния на развитие событий. Ей было заявлено, что Североатлантический пакт не направлен против каких-либо стран, а является гарантией общей безопасности в Европе. В качестве компромисса была предложена программа «Партнерство во имя мира», которая устанавливала формы военного сотрудничества стран бывшего Варшавского Договора и НАТО. Россия присоединилась к этой программе. Однако расширение НАТО на восток эта программа ни коим образом не отменяла. В июне 1997 года на сессии Совета НАТО в Мадриде было принято решение о приеме в НАТО Польши, Венгрии, Чехословакии.

В январе 1996 года вместо Б. Козырева министром иностранных дел России стал Е. Примаков. Под давлением России Совет Безопасности ООН отменил экономические санкции против Югославии. Россия осудила американскую бомбардировку Ирака в сентябре 1996 года. Российская дипломатия пыталась восстановить свои позиции в урегулировании арабо-израильского конфликта на Ближнем Востоке. В феврале 1996 года Россия была принята в Совет Европы.

Более успешно развивались экономические связи России с западными странами. На первых этапах существования независимой России они осуществлялось в виде предоставления России кредитов, гуманитарной помощи продуктами, медикаментами и т.д. Из всех международных экономических организаций Россию включил в свой состав лишь международный валютный фонд (МВФ). По мере укрепления позиций нового руководства страны акценты все более перемещались на налаживание долговременного экономического сотрудничества, широкомасштабное привлечение иностранных инвестиций. При правительстве России был создан Консультативный Совет по иностранным инвестициям для содействия притоку капиталов.

В июне 1994 года на о. Карфу (Греция) было подписано соглашение России с Европейским сообществом, согласно которому Россия признавалась страной с переходной экономикой. Соглашение открывало возможности для равноправного экономического сотрудничества с западной Европой. В этом же году было принято решение о расширении «семерки» ведущих европейских стран за счет России. При этом оговаривалось, что Россия будет принимать участие лишь в выработке политических решений, а не экономических. Таким образом постепенно налаживаются взаимовыгодные партнерские отношения с «дальним зарубежьем». Однако в силу объективно сложившихся причин за Россией все более и более закреплялась роль поставщика топливно-сырьевых ресурсов. Утрачивались даже те, сравнительно небольшие позиции на мировых рынках высокотехнологической продукции, которые имел Советский Союз. Основная внешнеэкономическая задача правительства - добиться подъема российской промышленности за счет привлечения высокоэффективных западных технологий и финансирования ее за счет западных инвестиций была далека от разрешения.

Наряду с укреплением отношений с Западом, российская дипломатия вела диалог и со странами Востока. Основные надежды возлагались на улучшение отношений с Японией. Нормализацию отношений с Россией, подписание мирного договора японское правительство тесно увязало с вопросом о возвращении Японии Южно-Курильских островов, которые отошли к СССР в результате второй мировой войны. Еще М.С. Горбачев признал существование территориального вопроса между СССР и Японией. Впоследствии Б.Н. Ельцин и министр иностранных дел А. Козырев, стремясь оживить динамику политических и экономических связей, сделали ряд двусмысленных заявлений о необходимости решения территориального спора. Однако это заявление вызвало крайне негативную реакцию в российском обществе. Президент вынужден был подтвердить незыблемость российских границ. Только с 1996 года наметился некоторый прогресс во взаимоотношениях. Е. Примаков внес ряд предложений о совместной экономической деятельности на Южных Курилах. Эти предложения нашли понимание в Японии.

К 2000 г. завершилась демаркация границ с Китаем. Все пограничные споры были сняты, Китай превратился в одного из крупнейших торговых партнеров России. Важнейшим направлением внешней политики России стал Средне-Азиатский регион

Вывод советских войск из Афганистана не привел к прекращению там боевых действий. Конфликт перерос в межнациональные столкновения. Столкновения различных национальных группировок перекинулись на территорию бывшего СССР, охватили Таджикистан и создал непосредственную угрозу южным республикам России.

В то же время ослабли контакты с традиционными партнерами СССР - КНДР, Монголией, Вьетнамом. Разорваны были все отношения с Ираком. «Восточное» направление российской внешней политики оставалось второстепенным. Лишь, начиная с 1997 года, в связи с расширением НАТО на войне, Россия несколько активизировала отношения с Индией и Китаем.

В целом к концу 90-х годов внешняя политика России приобрела более четкие очертания, учитывающие национальные интересы и приоритеты страны.

18 декабря 1999 г. прошли выборы в третью Государственную Думу. Ее председателем, как и во Второй Думе, стал Г. Селезнев. В отличии от своей предшественницы в ней не было четко выраженного левого или правого большинства.

Вслед за выборами в Думу 31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин выступил с заявлением о передаче полномочий Президента действующему Премьеру В. Путину. Согласно Конституции 26 марта 2000 г. были проведены досрочные президентские выборы. На высший пост страны выдвинули свои кандидатуры 11 человек. В их числе В. Путин, Г. Зюганов, Г. Явлинский, А. Тулеев, Э. Панфилова и др. Общая тональность выступлений претендентов сводилась к повышению роли государства в решении экономических, политических и социальных проблем при верховенстве закона. Президентом России был выбран В. Путин, премьер-министром стал М. Касьянов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!