Это жизнь - портал для женщин

Внутренний мир как объект восприятия. Что такое внутренний мир человека? Внутренний мир кратко и самое главное

Внутренний мир – это понятие, изначально употреблявшееся для обозначения части жизненного пространства, отражающего психическую сферу. В данный момент разделения на внутренний мир личности и внешний в научном понимании уже не проводится, хотя словосочетание продолжает употребляться синонимично понятию психического. Из всех спектров возможного проявления психики внутренний мир отражает состояние покоя и умиротворенности, определенной благости и удовлетворения.

Внутренний мир является представлением определенной реальности, формирующейся при помощи взаимодействия нейронов и при этом представляющей мыслеобразы о мире, своей личности и устройстве этого же внутреннего мира. Он отличен у каждого индивидуума и представлен в единственном уникальном варианте, сформированном в сочетании факторов наследственности, особенностей развития, заложенных способностей и приобретенных интересов, типа нервной системы и характерологических особенностей. Далее с возрастом на формирование специфического внутреннего устройства оказывают влияние жизненный опыт, принятые общественные ценности, идеалы, являющиеся глубинным отражением человека, архетипические образы.

Каждый из представленных человеческих органов чувств реагирует специфическим образом и приносит свою индивидуальную информацию, соответственно, внутренний мир разных людей способен окрашиваться в различные оттенки даже в одинаковых условиях. При этом функции воспроизведения полученного извне не существует, как бывает со сновидениями, а происходит лишь процесс непосредственного реагирования на происходящее в реальности.

Что такое внутренний мир человека

Внутренний мир человека формируется при непосредственном взаимодействии и установлении связей с социумом, и является частью сознания. Это структура психики, занятая переработкой процессов и дальнейшей экстериоризацией в процессах внешней деятельности (действия, поведение). Именно через внешнее воплощение внутренней и невидимой работы мы можем судить о разнообразии, развитии и смысловой наполненности душевного мира, составляющими компонентами которого считаются психология, ценности, личность (внутренние особенности), поведение. Активность данных компонентов может быть проявлена с разной силой в разные временные промежутки, при этом присутствие и развитие каждого компонента меняется и при изменении условий. Когда какой-то будет находиться в тени бессознательного, а другой, наоборот, ярко освещаться сознательным вниманием. Из этого взаимодействия и наполненности вытекают такие характеристики внутреннего мира, как его богатство, гармоничность, глубина, сложность и прочие.

Обычно, человеку не под силу полностью управлять внутренним миром, как и эмоциональными проявлениями, ведь он не является чем-то действенным, а лишь реагирует на внешние изменения. Из данного положения выходит, что внутренний мир регулирует социальное общество, окружающее личность и внешние условия. Однако для людей, более сосредоточенных на своем состоянии, чем на внешних событиях возможность управления процессами внутреннего мира становится более простой и доступной.

Использовать понимание своего внутреннего мира для более успешной и гармоничной жизни является неоспоримой истиной, однако на данный момент не разработано объективных методов познания. Из проделанной работы интерес представляют феноменологические анализы, представляющие возможность рассмотрения индивидуальности проявления специфики частей внутреннего мира, однако это не дает права распространять данные закономерности на всех людей. Каждая реакция, каждое отражение внутренним зеркалом внешних событий представляет собой зафиксированную в пространстве и времени характеристику, которая изменится при изменении любого из параметров.

Являясь отражением внешнего, внутренний мир не представляет копию, иначе бы он был одинаков у всех. Он изначально субъективен и преломляет отображаемую действительность через собственные фильтры. Грубой метафорой сравнения будет комната кривых зеркал, где в зависимости от зеркала меняется ваше изображение, но нет вашей копии. Так же несколько разных людей совершенно по-разному отражают каждый аспект реальности, складывая все полученные образы в многоаспектную картину, имеющую сотни отличий от другой.

Что значит богатый внутренний мир

Формируясь на основании взаимодействия с внешним пространством, внутренний мир напитывается новыми элементами и гранями. Когда говорят о богатом внутреннем мире, то неизменно подразумевают совокупность человеческого опыта и воображения. При этом опыт включает как наличие практические навыков и теоретических познаний, сюда же можно отнести эрудированность и способность рассуждать и понимать различные предметы и их влияние друг на друга. Кроме ширины восприятия сюда относится и его глубина, т.е. мало иметь поверхностное понятие обо всех областях, необходимо детально разбираться хотя бы в нескольких из них.

Жизненный опыт, формирующий внутренний мир основан на путешествиях и контакте с другими культурами, будет это посредством прямого взаимодействия с другими людьми или через искусство большого значения не имеет. Душевный мир обогащается при чтении книг и просмотре фильмов, при прослушивании музыки и при дегустировании нового блюда. Любой новый опыт, получаемый человеком, неизменно расширяет и обогащает его внутренний мир. На глубину и богатство влияет также , когда человеку для самореализации или избавления от скуки не нужны другие. В принципе, духовно богатый человек сможет развиваться, путешествовать и учить других жизненной мудрости, будучи навсегда запертым в одиночной камере, имея только стены и кровать.

Человек с богатым внутренним миром способен понять любого другого, так как в его пространстве содержатся чувства, поступки, ситуации и информация о многих жизненных моментах. Это не значит, что он всех поощряет и ко всем присоединяется, скорее это отражает определенную и способность вписаться в любой круг и ситуацию, понять переживания другого, но поступить в соответствии со своими убеждениями.

Как развивать свой внутренний мир

Развивать свой внутренний мир, значит расширять свой опыт и гармонизировать реакции на внешнее происходящее. Для этого хороши , в которых происходит погружение в глубины своей личности. Вы можете изучать какое-то отдельное чувство или свою реакцию на конкретное событие, вы можете рассматривать тенденцию во многих отношениях с близкими или искать свое занятие. Главное в этой медитативной практике – регулярное знакомство с собой и своими чертами.

Внутренний мир существует вне зависимости от того, насколько вы его знаете, а вот сознательно его развивать можно только познакомившись с содержимым, возможно поняв законы, действующие в вашей реальности, идея развития отпадет сама собой.

Совершайте регулярные прогулки и путешествия на природу – непосредственный контакт с естественной частью внешнего мира пробуждает к активизации и установлению в вашем внутреннем пространстве. Кроме того, если каждый раз отправляться в новые места, вы автоматически обогащаете свой опыт и расширяете кругозор. Кроме воздействия на душевное устройство, регулярный контакт с природой помогает улучшить самочувствие, что также является важным для внутреннего мира.

Взаимосвязь телесного и духовного очень велика, поэтому для развития внутреннего мира, необходимо заботиться и развивать свое тело. Физические упражнения, правильное питание, большое количество свежего воздуха помогут вам убрать разрушающие факторы в виде плохого самочувствия.

Обозначьте желаемые пути своего развития и следуйте им, пусть каждый день будет наполнен чем-то новым, повышением какого-то навыка. Даже если вы выбрали учить язык и за день запоминаете по слову – это расширяет ваше видение. А регулярность процесса запускает важные механизмы привычного развития. Старайтесь развивать различные стороны своей личности, а не сосредотачивать только на физической или интеллектуальной. Обычно подобные перекосы приводят как раз к обеднению душевного мира. Тренируйте свою доброту и отзывчивость, помогайте нуждающимся, радуйте симпатичных вам людей, смотрите добрые фильмы.

Что такое внутренний мир человека?

Приводим три примера-образца написания сочинений на заданную тему в ОГЭ по русскому языку. Сочинения написаны в соответствии с правилами ФГОС, приведены аргументы из текста, объяснена собственная позиция. Все для Вас!

Первый вариант сочинения (по тексту Остромира «В детстве у меня была любимая мягкая игрушка…»)

Определение понятия

Внутренний мир человека – тот жизненный опыт, который он сумел получить с детских лет и до определенного возраста. У каждого он индивидуален, у каждого складывается, как пазл, из предметов, вещей, событий, особенно дорогих человеческому сердцу.

Так, например, герой предложенного текста Остромира на всю жизнь запомнил детскую игрушку – плюшевого мишку, с которым был практически неразлучен в ясельный период. Став взрослым, сменив интересы на более серьезные, молодой человек сделал медвежонка своим талисманом, хранителем, помогающим добиваться самых желанных целей. Игрушка сделалась неотъемлемой частью его внутреннего мира, которую он бережно ограждал от насмешек и возлагал на нее большие надежды.

Аргумент из личного опыта

В жизни практически каждому из нас приходилось сталкиваться с примерами ценности вещей, но ценности не столько материальной, сколько духовной. К примеру, ребенок больше всего в жизни будет ценить часы, подаренные отцом перед смертью, или крестик, врученный матерью перед отъездом чужую страну. Дороги они будут памятью, тем сокровенным чувством, которое он будет испытывать каждый раз глядя на часы или сжимая крестик в руке. Именно из таких вещей и складывается внутренний мир человека.

Заключение

Внутренний мир человека – то, что скрыто от окружающих и проявляется порой в самых неожиданных мелочах: для кого-то в любви к мягкой игрушке, а для кого-то – в памяти о родителях.

Второй вариант сочинения (по тексту Ю.В. Драгунского «Когда мне было шесть лет, наверное, или шесть с половиной…»)

Определение понятия

На мой взгляд, внутренний мир человека — понятие обширное, включающее в себя множество нюансов и сторон. Это те песни, которые мы слушаем в свободное время, фильмы, врезающиеся в нашу память, книги, которые хочется перечитывать вновь и вновь, игрушки, окружающие нас с детства. Все наши чувства и мысли, а следовательно, и поступки, определяются тем, что заложено внутри.

Аргумент из прочитанного текста

К примеру, в тексте Ю.В. Драгунского герой, будучи шестилетним мальчиком, делает достаточно сложный выбор, основываясь на кладезях собственного внутреннего мира. Между желанием тренировать силу удара и жалостью к любимому другу детства — плюшевому мишке, он выбрал второе. Чувства, внутренние установки и правила не позволили ударить того, кого когда-то считал младшим братом, с кем делился самыми сокровенными тайнами и желаниями.

Аргумент из личного опыта

Думаю, у каждого из нас в детстве была любимая игрушка, с которой мы проводили дни и ночи и о которой, забывшись в вихре взрослых проблем, мы позабыли. На самом деле, именно она наполнила наш внутренний мир особыми неповторимыми качествами.

Заключение

Детские игрушки учат любви, милосердию, чуткости, умению сочувствовать. Они помогают закладывать основы осознания и восприятия мира, воспитываю наш особый характер.

Третий вариант сочинения (на примере текста Алексина А.Г. «Я не любила эту куклу. Ее рост и внешние достоинства сравнивали…»)

Определение понятия

Внутренний мир человека — это реакция сознания на то, что нас окружает. Если человек растет и воспитывается в любви, то его душа должна рождать любовь и милосердие. Но далеко не всегда происходит именно так.

Аргумент из прочитанного текста

Например, в тексте А.Г. Алексина девочка свои внутренние комплексы компенсировала отношением к игрушкам. Она относилась к ним как к подчиненным, над которыми имеет безграничную власть и которых без зазрения совести может с легкостью наказывать. Все изменилось с появлением огромной куклы, и ростом и внешностью схожей с хозяйкой. Теперь девочке казалось, что не она для игрушек уникальна, а эта кукла. В свои шесть лет ребенок не понимал, почему мама недовольна ее взаимодействием с игрушками. Возможно, с возрастом она поймет, что не все в жизни решается силой и властью.

Аргумент из личного опыта

Если вспоминать истории из жизни, то наверняка каждый из нас слышал истории, как дети из самых благополучных семей, взращенные в любви и изобилии, становятся асоциальными, так или иначе пытаясь восполнить какие-то внешние или внутренние недостатки.

Заключение

В заключение хочется сказать, что очень важно воспитывать ребенка с самого детства, обращать внимание на его игрушки, на его отношение к ним и при возможности корректировать становление его внутреннего мира, пока это еще возможно. К сожалению, с течением времени менять человека становится все сложнее, а после 16 лет это практически невозможно. Внутренний мир человека — это та основа, своеобразный фундамент, на котором строится вся жизнь человека.

У каждого мыслящего человека есть свой внутренний мир. У кого-то он яркий и насыщенный, богатый, как говорят психологи, "человек с тонкой душевной организацией". У некоторых, наоборот - маленькая комнатушка, наполненная фобиями и навязанными стереотипами. Все разные, уникальные, а значит, и мир внутри разный. Как разобраться в этом многообразии, кто есть кто?

Что такое внутренний мир человека?

Некоторые называют это душой, но это не совсем так: душа неизменна, а отношение к миру, ведущее человека по жизни, может меняться.

Набор внутренних качеств характера, образ мышления, моральные принципы и жизненная позиция в совокупности со стереотипами, страхами - вот что такое внутренний мир. Он многогранен. Это мировоззрение, психическая составляющая человека, которая является плодом его духовного труда.

Строение внутреннего мира

Тонкая душевная организация человека состоит из нескольких сегментов:


Исходя из всего перечисленного, можно сделать вывод, что внутренний мир - такая четкая стуктура, информационная матрица как основа человеческого существа. В совокупности с душой и физическим телом они образуют человека как индивида.

У некоторых людей очень развита эмоциональная сфера: они тонко чувствуют происходящее и замечают мельчайшие изменения эмоций у окружающих. У других крайне развито мышление: им под силу сложнейшие математические уравнения и логические задачи, но если при этом они бедны на чувственном плане, то любить от всего сердца они не могут.

Поэтому важно, если человек хочет раскрыть потенциал, заложенный в каждого, и развернуть свой внутренний мир до невиданных горизонтов, параллельно развивать все сегменты своего существа.

Что значит богатый внутренний мир?

Под этим термином имеется в виду то, что человек живет в гармонии с собой и внешним миром: людьми, природой. Он живет сознательно, а не плывет по течению, искусственно созданном обществом.

Этот человек умеет создавать вокруг себя счастливое пространство, меняя этим внешний мир. Ощущение довольства жизнью, несмотря на все перипетии, не покидает его. Такой человек ежедневно пытается стать лучше, чем был вчера, сознательно развиваясь во всех сферах своего внутреннего мира.

Принцип и мировоззрение - это одно и то же?

Принципы - это шаблонные субъективные установки ума на ситуацию, людей и мир, которые зачастую управляют человеком. Они индивидуальны для каждого, складываются в процессе воспитания и закладываются глубоко в подсознание жизненным опытом.

Мировоззрение не имеет шаблонов - оно гибкое, но при этом устойчивое, как бамбук: он может сильно согнуться, но, чтобы его сломать, придется очень постараться. Это моральные ценности, приоритеты в выборе жизненного пути и представления о том, какой должна быть жизнь.

Какая разница между внешним и внутренним миром человека?

Что такое внешний мир? Это окружающее человека пространство: дома, природа, люди и машины, солнце и ветер. Сюда же относятся социальные отношения и взаимодействие с природой. Органы познания - зрение, тактильные ощущения и обоняние - тоже относятся к внешнему миру. А то, как мы реагируем на них, испытывая различные эмоции, чувства - это уже проявление внутреннего мира.

При этом внутренний мир личности способен воздействовать на внешний: если человек доволен жизнью, то и дела у него спорятся, работа - в удовольствие и люди окружают позитивные. Если же внутри человек раздражен или в гневе, осуждает всех и вся, то и в быту ничего не получается, неудачи преследуют его. Разрушающе воздействуют на внутренний мир фобии и комплексы: они искажают восприятие мира и людей.

Все, что с человеком происходит в жизни, это отражение его внутреннего состояния, и если есть желание изменить окружающий мир, то нужно начать именно с себя - с трансформации внутреннего пространства.

Как развивать свой внутренний мир?

Что такого необычного необходимо совершить, чтобы духовный мир начал меняться? На самом деле совершать довольно обычные вещи:

  1. Правильное питание. Часто пища, которую едят люди, отравляет не только их тело, но и сознание. Человек с тонкой душевной организацией никогда не позволит себе съесть другое существо, поэтому вегетарианство - это первый шаг.
  2. Прогулки на природе. Сюда же относятся путешествия в другие города или страны, туристические походы и просто поездки за город или к морю. Только с одной разницей - это не гастрономические туры: поесть шашлыка, выпить пива с друзьями, перепробовать все пиццы в новом городе. Важна связь с природой: полежать на траве, полюбоваться закатом или рассветом, понаблюдать за животными.
  3. Медитация - один из самых мощных инструментов для развития. Только не надо путать этот процесс с сидением закрытыми глазами и скрещенными ногами в ожидании, когда уже закончится время урока. Медитация - это самоанализ, путь внутрь: человек погружается в наблюдение за своими эмоциями, мыслями или просто дыханием (на первых этапах освоения своего разума).
  4. Чтение духовных книг. Это не значит, что нужно прочесть «Библию» или «Бхагавад-Гиту», каждой книге свое время, а «Поллианна» или «Маленький принц» являются такими же высокоморальными творениями.
  5. Умение быть благодарным всему, что окружает, всему, что происходит. Даже если это идет вразрез с планами. Вселенной виднее, каким путем направить человека на развитие.

Развитие внутреннего мира подразумевает под собой яркое желание, стремление и последующие действия с полным осознаванием происходящего. Одного «хочу» здесь мало: за ним должно последовать «делаю» и «регулярно».

Человек в мире и мир в человеке. Характер, способности и роли - это еще не личность. Точнее, их можно включить (и обыч­но включают) в личность в широком ее понимании, но личность в узком, более точном понимании, то, в чем заключается ее суть - это что-то другое.

Личность - это то, что присуще только человеку, что отличает его от животных. То, что присуще только человеку и вместе с тем каждому челове­ку - это его внутренний мир. Внутренний мир - это не просто образ внешнего; такой образ есть и у животных, даже низших животных. Внутренний мир имеет свое специфическое содержание, свои законы формирования и развития, которые во многом (хотя не полностью) не­зависимы от мира внешнего.

Начнем с того, что дает человеку обладание внутрен­ним миром. Поведение животных определяется двумя рядами фак­торов: внешними стимулами, вызывающими автомати­ческие инстинктивные или прижизненно сформирован­ные реакции, и внутренними состояниями напряжения тех или иных потребностей, от которых зависит готов­ность животного к тем или иным формам поведения и к реагированию на те или иные стимулы. Взаимодействие этих двух рядов может порождать иногда очень сложные механизмы детерминации поведения, но это поведение всегда оказывается подчинено только одной логике - логике удовлетворения актуальных потребностей.

Поведение человека также зачастую подчиняется имен­но такой логике и сводится к реагированию на стимулы и удовлетворению сиюминутных мотивов. Вместе с тем все поведение человека нельзя свести только к этому. Как точно заметил Гегель, обстоятельства и мотивы господствуют над человеком лишь тогда, когда он сам по­зволяет им это. Амери­канский психолог Сальваторе Мадди выделя­ет у человека три группы потребностей. Две из них впол­не традиционны и выделяются большинством психоло­гов - это потребности биологические и социальные, а третья группа потребностей - психологические.

Мадди описывает два типа развития личности в зави­симости от того, какие потребности выходят у личности на первый план. В одном случае у человека безраздельно доминируют биологические и социальные потребности, а психологические очень слабы. В этом случае человек воспринимает самого себя как не более чем воплощение набора биологических нужд и социальных ролей и ведет себя сообразно им, то есть в соответствии с логикой, которую я выше назвал логикой удовлетворения акту­альных потребностей. Мадди называет этот путь разви­тия личности конформистским. При другом - индиви­дуалистском - пути развития личности главенствующее положение занимают психологические потребности и это играет ключевую роль в изменении всей логики поведе­ния. Человек выходит за пределы биологических нужд и социальных ролей, преодолевает ситуативность своего поведения именно благодаря суждению, воображению и символизации. С их помощью он строит не только кар­тину мира как он есть, но и картину желательного мира и картины других возможных миров; он связывает в со­знании актуальную ситуацию с многими другими обсто­ятельствами, которые не присутствуют в ней непосредственно, в том числе с ее отдаленными причинами и последствиями, он обретает целостность картины мира во временной перспективе, становится способным пла­нировать свои будущие действия и оценивать смысл любого своего действия либо внешнего обстоятельства в контексте не сиюминутной ситуации, а всей своей жиз­ни, а порой и в более широком контексте.

Выдающийся психолог нашего времени Виктор Франкл писал, что животное не является личностью, потому что для живот­ного не существует лежащего перед ним мира; для жи­вотного существует лишь окружающая среда. Напротив, личность живет как раз не в среде, а в мире, отношения с которым она строит с помощью своего внутреннего мира на основе логики жизненной необходимости - логики, в свете которой каждое действие или обстоя­тельство выступает как имеющее в контексте всей жизни личности определенный смысл, иными словами, опреде­ленное место и роль.

Внутренний мир - это не набор эзотерических сущ­ностей, не имеющих ничего общего с внешним миром. Внутренний мир включает в себя свое­образным образом преломленную и обобщенную внешнюю реальность, окрашенную тем смыслом, который она имеет для человека. Что является основными его состав­ляющими? Конечно же, не сами объекты, явления и обоб­щенные категории внешней, объективной реальности. И не психические механизмы, отвечающие за их преломле­ние в сознании человека.

Основными составляющими внутреннего мира человека являются присущие только ему и вытекающие из его уникального личностного опы­ та устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, отражающие его отношение к ним, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, источниками этих смыслов. Поэтому в психологии иногда используют понятие «ценностно-смысловая сфера лич­ ности» для обозначения того, что на обыденном языке называется внутренним миром человека .

С чего начинается смысл: потребности и ценности. Источниками смыслов, определяющими, что для че­ловека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, явля­ются потребности и личностные ценности человека. И те, и другие занимают одно и то же место в структуре моти­вации человека и в структуре порождения смыслов: смысл для человека приобретают те объекты, явления или дей­ствия, которые имеют отношение к реализации каких-либо его потребностей или личностных ценностей. Эти смыслы индивидуальны, что вытекает не только из несо­впадения потребностей и ценностей разных людей, но и из своеобразия индивидуальных путей их реализации.

Возьмем для примера агрессивные действия хулигана, которые многие юристы классифицировали как «немо­тивированные» преступления. Психологический анализ показывает, что за ними стоят реальные мотивы и по­требности, в частности, потребность в самоутверждении, которая присуща в той или иной степени всем людям. Однако у разных людей реализация этой потребности достигается разными путями: у одних - через творческие достижения, у других - через обогащение, у третьих - через успех у противоположного пола, у четвертых - через карьеру, и только у некоторых - через насилие, физическое подавление других людей. В отличие от боль­шинства людей для хулиганов (и некоторых политиков) унижение и физическое подавление других людей имеет смысл самоутверждения, истоки которого лежат в небла­гоприятных условиях формирования их личности.

Но, ставя во главу угла потребности, мы целиком ставим внутренний мир личности в зависимость от внешнего мира, в котором она живет и действует. Та­кая зависимость существует, но кроме этого, в личнос­ти есть некая точка опоры, позволяющая ей встать в независимую позицию по отношению к внешнему миру и всем его требованиям. Эту точку опоры образуют личностные ценности.

Личностные ценности связывают внутренний мир отдельной личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп. Любой социальной груп­пе - от отдельной семьи до человечества как целого - присуща направленность на определенные общие цен­ности - идеальные представления о хорошем, желатель­ном, должном, обобщающие опыт совместной жизнеде­ятельности всех членов группы. У каждой группы свой набор ценностей, они могут в большей или меньшей степени пересекаться между собой - от полного совпа­дения до полного несовпадения. Усваивая от окружаю­щих взгляды на нечто как на ценность, человек заклады­вает в себя новые, независимые от потребностей регуля­торы поведения. Конечно, отдельный человек не впитывает в себя автоматически все ценности даже тех социальных групп, членом которых он является. Пре­вращение социальной ценности в личную возможно толь­ко тогда, когда человек вместе с группой включился в практическую реализацию этой общей ценности, ощу­щая ее как свою. Тогда в структуре личности возникает и укореняется личностная ценность - идеальное представ­ление о должном, задающее направление жизнедеятель­ности и выступающее источником смыслов. Формальное отношение к социальным ценностям не приводит к пре­вращению их в личностные.

Во внутренний мир личности потребности и личност­ные ценности входят в совершенно разном обличье. Потребности отражаются во внутреннем мире в форме желаний и стремлений, исходящих из Я, более или менее произвольных и потому случайных. Личностные ценнос­ти, напротив, отражаются в нем в форме идеалов - об­разов совершенных черт или желательных обстоятельств, которые переживаются как нечто объективное, незави­симое от Я. Например, влечение мужчины к женщине или наоборот, с одной стороны, и восхищение ее (его) красотой или другими достоинствами, с другой, разли­чаются как раз тем, что ее (его) смысл в первом случае окрашен желанием и порождается сиюминутными по­требностями, а во втором - окрашен определенными идеалами (красоты, добра, совершенства и др.) и порож­дается личностными ценностями. В отличие от потреб­ностей, личностные ценности, во-первых, не ограниче­ны данным моментом, данной ситуацией, во-вторых, не влекут человека к чему-то изнутри, а притягивают его извне, и, в-третьих, не эгоистичны, придают оценкам элемент объективности, поскольку любая ценность пере­живается как нечто, объединяющее меня с другими людь­ми. Конечно, эта объективность относительна, ведь даже самые общепринятые ценности, становясь частью внут­реннего мира конкретного человека, трансформируются и приобретают в нем свои отличительные особенности.

Отношения. Устойчивые отношения являются другим важным эле­ментом внутреннего мира. Отношения характеризуют как раз тот конкретный смысл, который имеют для человека отдельные объекты, явления, люди и их классы. Если число ценностей, значимых для отдельного человека, может измеряться в лучшем случае двумя-тремя десятка­ми, то количество конкретных отношений, образующих смысловое богатство личности, может быть практически безграничным. Их тем больше, чем больше в мире ве­щей, которые человеку небезразличны. Пожалуй, из всех психологических структур, в которых так или иначе во­площаются значимые для человека смыслы, отношения являются наиболее наглядными, видными невооружен­ным глазом даже неискушенному наблюдателю. Прямая связь отношений с главным в личности схвачена народ­ной мудростью: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты».

Источником отношений служит, как правило, инди­видуальный опыт, а высшими инстанциями, определяю­щими смысл для нас тех или иных людей, вещей и собы­тий - наши потребности и ценности. Например, если кто-то начинает чернить то, что для нас дорого, или ме­шает нам выполнить намеченные нами действия и реали­зовать тем самым наши потребности, то у нас формиру­ется неприязнь к этому человеку, которую впоследствии нелегко преодолеть. Поскольку задача ориентировки в сложном мире требует от нас вырабатывать свое отноше­ние ко всему, с чем мы сталкиваемся, как можно скорее, первые контакты оказывают наибольшее влияние на фор­мирование отношения. В социальной психологии хоро­шо известен и изучен эффект первого впечатления о че­ловеке и его влияние на последующее отношение к нему.

Отношения могут быть различной степени обобщен­ности: наряду с отношением к конкретным людям у каждого человека существует отношение к людям вообще, а также отдельные отношения к мужчинам, женщинам, старикам, молодежи, американцам, китайцам, евреям, русским, цыганам, москвичам, сибирякам, петербурж­цам, артистам, ученым, колхозникам, военным, «новым русским», политикам, демократам, консерваторам, ра­дикалам, продавцам, шоферам, проституткам, врачам, блондинам, блондинкам, брюнетам, брюнеткам, рыжим, матерям-героиням, холостякам, одноклассникам, колле­гам по отделу, и т.д., и т.п. При этом отношение к кон­кретному человеку может расходиться с отношением к категории людей, к которой он принадлежит, в целом. Это связано с тем, что отношение к конкретному челове­ку определяется почти всегда индивидуальным опытом общения с ним, а отношение к категории людей - это искусственное, всегда натянутое обобщение, допускаю­щее массу исключений. Об этом уже шла речь в разделе, посвященном типам. Более близкое непосредственное знакомство может приводит как к укреплению, так и нередко к расшатыванию исходного отношения. Извест­ный своими меткими афоризмами Г.К. Лихтенберг заме­тил: «так называемые плохие люди всегда выигрывают, когда их лучше узнаешь, а хорошие - теряют».

Наряду с отношением к целому могут существовать и отличные от него отношения к частям - например, к отдельным районам моего города я могу относиться со­всем не так, как к городу в целом.

Многие закономерности формирования отношений к людям, вещам и событиям были сформулированы и с предельной четкостью описаны в «Этике, доказанной в геометрическом порядке» великого Бенедикта Спинозы. Вот две взятых наугад формулы, излагающие психологи­ческую механику образования довольно сложных отно­шений: «Если мы воображаем, что кто-либо причиняет удовольствие предмету, который мы ненавидим, то будем и его ненавидеть». «Если кто воображает, что его кто-либо любит, и при этом не думает, что сам подал к этому какой-либо повод, то и он со своей стороны будет любить его». Конечно, теоремы Спинозы не исчерпы­вают механизмы смыслообразования, но вдумчивый ис­следователь, да и не только исследователь, найдет в них больше полезного для понимания внутреннего мира че­ловека, чем во многих современных монографиях.

Конструкты. Наши потребности и ценности проявляются не толь­ко в форме отношений к конкретным людям, вещам, событиям и их обобщенным классам. Они проявляются и в том, какие критерии или признаки мы используем при их описании, классификации и оценке. Один и тот же человек использует разные критерии для описания и классификации разных объектов - это ясно. Но самое интересное, что разные люди пользуются разными кри­териями и признаками при описании одних и тех же объектов. Система этих критериев и признаков, для обо­значения которых в психологии было введено специаль­ное понятие конструкты, является важнейшей характе­ристикой внутреннего мира человека.

Это понятие было введено американским психоло­гом Джорджем Келли, который поставил его во главу угла своей теории личности. Келли первым обратил внимание на тот факт, что разные люди воспринимают, классифицируют и оценивают вещи, людей и события в разной системе понятий (конструктов), и что порой они склонны держаться за свои конструкты, даже если опыт явно показывает, что эти конструкты приводят к ошибочным оценкам и прогнозам. Так, Келли объясняет нетерпимость и агрессию именно неспособностью чело­века отказаться от своих привычных конструктов: «Если люди не ведут себя так, как он ожидает, он заставит их! Так его представление о них станет истинным!» Келли говорит об определяющем влиянии ядерных конструк­тов личности на всю ее психологическую организацию. По Келли, смысл дан человеку только в терминах его личных конструктов.

Большинство конструктов можно сформулировать в виде двухполюсных шкал, которые мы автоматически прикладываем к вещам, людям и событиям, фиксируя их положение на этой шкале. Человек - старый или моло­дой, умный или глупый. Книга - легкая или трудная, интересная или неинтересная. Погода - сырая или су­хая, теплая или холодная. Многие конструкты описыва­ют объекты и явления на языке их объективных свойств и не связаны напрямую с особенностями личности. Лю­бой человек может оценить, тепло или холодно, хотя конкретные оценки могут различаться в зависимости от положения точки отсчета: одну и ту же погоду петербур­жец оценит как теплую, а тбилисец - как холодную.

Но личность здесь еще ни при чем. Она выступает на сцену там, где мы начинаем использовать шкалы, описы­вающие не объективные, а субъективные измерения объ­ектов - опасный или безопасный, хороший или пло­хой, удобный или неудобный, смешной, страшный, при­ятный... Сюда же относятся характеристики, которые, казалось бы, описывают сами объекты (людей, вещи, события) - добрый, злой, справедливый, агрессивный, умный, уродливый, - однако объективной меры всех этих черт не существует. Те конструкты, которые харак­теризуют собственно личность - смысловые конструкты - задаются присущими человеку потребностями и цен­ностями и поэтому один их полюс всегда «хороший», связан с желаемым и ценным, а второй «плохой». По сути, любой смысловой конструкт соотносит объект или явление с какой-либо потребностью или ценностью лич­ности и поэтому по используемым человеком конструк­там можно «вычислять» его потребности и ценности. «В семьях, где деньги не являются главной ценностью жиз­ни, позиции «богатый - бедный» не воспринимаются как противоположности...». Их противопоставление в форме личностного конструкта возможно, в свою оче­редь, в двух вариантах: «Бедность не порок, но большое свинство» и «Мир хижинам, война дворцам», которые различаются тем, какой из двух полюсов оппозиции «бо­гатство - бедность» выступает как «хороший». Связь с личностными ценностями здесь очевидна. Эту связь мо­гут приобретать даже конструкты, описывающие объек­тивные свойства предметов. В этом случае они как бы «склеиваются» с оценочно-смысловым измерением и на­чинают работать как смысловые. За примерами не надо далеко ходить, достаточно пробежать глазами десяток газетных брачных объявлений. Судя по основной их мас­се, наибольший смысл и ценность несет такая характе­ристика желательного партнера, как рост.

Благодаря существованию смысловых конструктов мы способны оценить любой предмет или явление, с кото­рым мы сталкиваемся, не только через призму актуаль­ных потребностей, но и соотнести его в принципе с любыми потребностями и ценностями, даже совсем в данный момент неактуальными. При этом чем более зна­чимы для человека те или иные вещи или события, тем более сложная и индивидуально своеобразная система конструктов будет использоваться для их оценки.

Смысл жизни. Итак, мы рассмотрели второй уровень структуры лич­ности - ценностно-смысловое измерение ее существо­вания, ее внутренний мир. Источниками и носителями значимых для человека смыслов являются его потребнос­ти и личностные ценности, отношения и конструкты. В их форме в личности человека представлены все смыслы, образующие основу его внутреннего мира, определяю­щие динамику его эмоций и переживаний, структурирую­щих и трансформирующих его картину мира и ее ядро - мировоззрение. Все сказанное относится к любым смыс­лам, устойчиво укорененным в личности. Но на одном из этих смыслов стоит остановиться отдельно, посколь­ку по своей глобальности и роли в жизни человека он занимает совершенно особое место в структуре личнос­ти. Это смысл жизни.

Вопрос, в чем состоит смысл жизни, не входит в ком­петенцию психологии. В сферу интересов психологии личности входит, однако, вопрос о том, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни. Смысл жизни - это психологическая реальность независимо от того, в чем конкретно человек видит этот смысл.

Таким образом, можно утверждать, что жизнь любо­го человека, поскольку она к чему-то устремлена, объек­тивно имеет смысл, который однако может не осозна­ваться человеком до самой смерти. Вместе с тем жизнен­ные ситуации (или психологические исследования) могут ставить перед человеком задачу на осознание смысла своей жизни. Осознать и сформулировать смысл своей жизни - значит оценить свою жизнь целиком. Не все успешно справляются с этой задачей, причем это зависит не толь­ко от способностей к рефлексии, но и от более глубин­ных факторов. Если моя жизнь объективно имеет недо­стойный, мелкий или, более того, аморальный смысл, то осознание этого ставит под угрозу мое самоуважение. Чтобы сохранить самоуважение, я внутренне бессозна­тельно отрекаюсь от истинного смысла моей реальной жизни и заявляю, что моя жизнь лишена смысла. На деле за этим стоит то, что моя жизнь лишена достойного смыс­ла, а не то, что она не имеет смысла вообще. С психоло­гической точки зрения главным является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реаль­ной повседневной жизни реальным смыслом. Как пока­зывают исследования, существует много возможностей обрести смысл. То, что придает жизни смысл, может ле­жать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полно­ты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетво­ренность итогами прожитой жизни). Чаще всего смысл жизни и мужчины и женщины видят в семье и детях, а также в профессиональных делах .

Внутренний мир личности проявляет себя через два основных механизма: свобода и ответственность.

Свобода – форма активности. В.Франкл говорит о свободе человека по отношению к своим влечениям, к наследственности, факторам и обстоятельствам внешней среды.

Свобода по отношению к влечениям проявляется в возможности сказать им «нет», принять или отвергнуть их. Даже когда человек действует под влиянием непосредственной потребности, он позволяет ей определять свое поведение и сохраняет свободу не позволить этого. Аналогичным образом обстоит дело и тогда, когда речь идет о детерминации человеческого поведения ценностями или моральными нормами - человек позволяет или не позволяет себе быть ими детерминированным.

Свобода по отношению к наследственности - это отношение к ней как к материалу, возмож­ность свободного духа строить из этого материала то, что ему необходимо. Франкл характеризует организм как инструмент, как средство, которым пользуется личность для реализации своих целей.

Свобода человека по отношению к внешним обстоятельствам, хотя и не беспредельна, но существует, выражаясь в возможности занять по отношению к ним ту или иную позицию. Тем самым само влияние обстоятельств на человека опосредуется позицией человека по отношению к ним.

Для чего человек обладает свободой?

В разных работах Франкл предлагает несовпадающие формулировки, однако их смысл общий:

    это свобода взять на себя ответственность за свою судьбу;

    это свобода слушать свою совесть и принимать решения о своей судьбе;

    это свобода изменяться, свобода от того, чтобы быть именно таким, и свобода стать другим.

Франкл определяет человека как существо, которое постоянно решает, чем он будет в следующий момент. Свобода - это не то, что он имеет, а то, что он есть. «Человек решает за себя; любое решение есть решение за себя, а решение за себя - всегда формирование себя» [ 55, с. 114].

Принятие такого решения - акт не только свободы, но и ответственности. Свобода, лишенная ответственности, вырождается в произвол.

Человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами.

Ответственность – форма регуляции. Ответственность полагает признание свих поступков своими, так называе-мое «авторство жизни». Эта ответственность сопряжена с бременем выбора человеком, какие таящиеся в мире и в нем самом возможности заслуживают реализации, а какие нет. Это ответственность человека за аутентичность его бытия, за правильное нахождение и реализацию им смысла своей жизни. По сути, это ответственность человека за свою жизнь.

Типы личности:

    Автономный тип (самодетерминирующийся);

    Квазисвободный (без ответственности);

    Квазиответственный (без свободы);

    Конфликтный тип (ни свободы, ни ответственности).

Свобода подразумевает возможность преодоления всех форм и видов детерминации, внешней по отношению к человеческому глубинному экзистенциальному Я. Сво­бода человека - это свобода от причинных зависимос­тей, свобода от настоящего и прошлого, возможность черпать побудительные силы для своего поведения в во­ображаемом, предвидимом и планируемом будущем, которого нет у животного, но и не у каждого человека оно есть. Вместе с тем, человеческая свобода является не столько свободой от названных выше связей и зависи­мостей, сколько их преодолением; она не отменяет их действие, но использует их для достижения необходимо­го результата. В качестве аналогии можно привести само­лет, который не отменяет закон всемирного тяготения, однако отрывается от земли и летит. Преодоление при­тяжения возможно благодаря тому, что силы тяготения тщательно учтены в конструкции самолета.

Позитивную характеристику свободы необходимо начать с того, что свобода является специфической фор­мой активности. Если активность вообще присуща всему живому, то свобода, во-первых, является осознанной активностью, во-вторых, опосредованной ценностным «для чего», и, в третьих, активностью, полностью управ­ляемой самим субъектом. Другими словами, эта актив­ность контролируется и в любой ее точке может быть произвольно прекращена, изменена или обращена в другом направлении. Свобода, тем самым, присуща только человеку, однако не каждому. Внутренняя несвобода людей проявляется прежде всего в непонимании действующих на них внешних и внутренних сил, во-вторых, в отсутст­вии ориентации в жизни, в метаниях из стороны в сто­рону, и, в-третьих, в нерешительности, неспособности переломить неблагоприятный ход событий, выйти из си­туации, вмешаться в качестве активной действующей силы в то, что с ними происходит.

Ответственность в первом приближении можно оп­ределить как сознавание человеком своей способности выступать причиной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и в собственной жиз­ни, а также сознательное управление этой способнос­тью. Ответственность является разновидностью регуля­ции, которая присуща всему живому, однако ответст­венность зрелой личности - это внутренняя регуляция, опосредованная ценностными ориентирами. Такой ор­ган человека как совесть непосредственно отражает сте­пень рассогласования поступков человека с этими ори­ентирами.

При внутренней несвободе не может быть полноцен­ной личностной ответственности, и наоборот. Ответст­венность выступает как предпосылка внутренней свобо­ды, поскольку лишь осознавая возможность активного изменения ситуации, человек может предпринять попытку такого изменения. Однако верно и обратное: лишь в ходе активности, направленной вовне, человек может прийти к осознанию своей способности влиять на события. В своей развитой форме свобода и ответственность нераз­делимы, выступают как единый механизм саморегули­руемой произвольной осмысленной активности, прису­щей зрелой личности в отличие от незрелой.

Вместе с тем пути и механизмы становления свободы и ответственности различны. Путь становления свободы - это обретение права на активность и ценностных ориен­тиров личностного выбора. Путь становления ответственности - это переход регуляции активности извне вовнутрь. На ранних стадиях развития возможно проти­воречие между спонтанной активностью и ее регуляцией как разновидность противоречия между внешним и внут­ренним. Противоречие между свободой и ответственнос­тью в их развитых зрелых формах невозможно. Напро­тив, их интеграция, связанная с обретением личностью ценностных ориентиров, знаменует переход человека на новый уровень отношений с миром - уровень самоде­терминации - и выступает предпосылкой и признаком личностного здоровья.

Подростковый возраст является критическим с точки зрения формирования личности. На его протяжении последовательно формируется ряд сложных механизмов, знаменующих переход от внешней детерминации жизни и деятельности к личностной саморегуляции и самоде­терминации, кардинальную смену движущих сил лич­ностного развития. Источник и движущие силы разви­тия в ходе этих изменений смещаются внутрь самой лич­ности, которая обретает способность преодолевать обусловленность ее жизнедеятельности ее жизненным ми­ром. Наряду с формированием соответствующих личност­ных структур и механизмов - свободы и ответственнос­ти - происходит их содержательное ценностное напол­нение, что выражается в формировании индивидуального мировоззрения, системы личностных ценностей и, в ко­нечном счете, в обретении человеком духовности как особого измерения личностного бытия .

Внутренний мир человека как один из факторов достижения им вершины в своем развитии. Б.Г.Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» специально обращает внимание на то, что, чтобы сказать, почему человек приходит к тому или иному решению, ища выход из какой-то сложной для него ситуации или почему он так, а не иначе реагирует на какое-то событие, происходящее около него, или почему он откликается на еще что-то каким-то образом, то, принимая во внимание действие ряда факторов, ни в коем случае нельзя выпускать из поля зрения и работу его внутреннего мира. Б.Г.Ананьев подчеркивал, что законы образования и функционирования этого мира надо обязательно исследовать, потому что без знания их не будет полного понимания проявления субъективного начала в человеке при отражении им действительности, его отношения к ней и его поведения в этой действительности.

Во внутреннем мире человека интегрируются все впечатления, которые давала ему действительность в течение прожитого отрезка жизни, обобщаются и индивидуально-неповторимо систематизируются переживания, вызывавшиеся этими впечатлениями, оцениваются поведенческие ответы его по поводу вышеуказанных впечатлений и собственные поступки, совершенные по личной инициативе.

Внутренний мир человека всегда работает, - писал Б.Г.Ананьев. В нем происходит переоценка ценностей, меняются прежние позиции по отношению к новообразованиям, возникающим в обществе, и к событиям, происходящим в непосредственном окружении человека. Совершаются изменения в отношениях к конкретным людям; постоянно идет перестройка «Я - концепции»; конкретизируются планы выстраивания собственной линии жизни, рассчитанной на ближайшее и более отдаленное будущее.

Само собой разумеется, что если сравнивать работу внутреннего мира разных людей, то в ней обнаружатся черты сходства и, конечно, большие или меньшие различия. Сходство, пожалуй, будет заключаться в том, что у каждого человека есть свой внутренний мир. Но эти внутренние миры могут совпадать и различаться по таким признакам, как направления их наибольшей активности деятельности, как широта охвата проблем, которые прорабатываются в этом внутреннем мире, как масштаб или калибр этих проблем, наконец, как конкретная результативность активности этого внутреннего мира.

И если теперь более определенно содержательно раскрывать эти признаки, то у одних людей направленность работы их внутреннего мира - их диалогов с собой содержательно вращается вокруг их узко личных проблем, обсуждения и определения путей, если употребить терминологию А.Маслоу, удовлетворения их дефицитарных или непосредственно самых простых житейских потребностей. У других людей названная направленность работы их внутреннего мира нацелена на поиск способов оптимального удовлетворения, если опять использовать терминологию А.Маслоу, бытийных, то есть высших нравственно-духовных потребностей, которые прямо сопрягаются с основными ценностями жизни и культуры и которые по причине каких-то конкретных обстоятельств какой-то своей стороной вторглись как насущная необходимость во внутренний мир человека, который через мучительно напряженный диалог с самим собой принимает отвечающее голосу его совести решение.

Таких общечеловеческих проблем, прорабатываемых во внутреннем мире конкретного человека, может быть не одна, а несколько или просто много. И тогда внутренний мир этого человека будет более богат содержательно.

Если дальше сравнивать внутренние миры разных людей, то у одних из них по причине меньшего творческого потенциала их интеллекта и более слабой мотивационной заряженности проблемы их внутреннего мира, их осмысления, причины их порождающие, способы их решения - все, что стало содержанием работы их внутреннего мира, оказывается социально легковесным и по своим результатам тривиальным. У других, чей интеллект в творческом отношении мощнее, жизненный опыт богаче, мотивационная зараженность на интенсивную работу внутреннего мира сильнее, результативность этой работы неординарнее и оформление ее итогов определеннее, реалистичнее и конкретнее.

Факты жизни подсказывают нам, таким образом, что работу внутреннего мира человека можно анализировать, имея в виду калибр личности, внутренний мир которой нас интересует. Так, если мы сравним содержание, широту и глубину работы внутреннего мира Л.Н.Толстого, которая зафиксирована в его дневниках, художественных произведениях, нравоучительных притчах, мудрых мыслях на каждый день, с этими же параметрами внутреннего мира какого-нибудь именитого псевдодемократа - нашего современника - лицемерного радетеля за счастье народное, сразу обнаружится нравственно-духовная убогость и хилость его внутреннего мира, если оценивать по большому счету направленность работы этою мира якобы на поиск реальных путей избавления большинства нашего народа от нищеты, опасности культурного одичания и постепенного вымирания, но зато мы обнаружим в этом мире активнейшую работу мысли, направленную на поиск новых, дополнительных способов приумножения своего состояния, обезвреживание соперников, сильнейшие переживания по поводу личных промахов на этом поприще и т.п.

Наверное, из сказанного уже становится понятно, что люди с богатым и содержательным в духовно-нравственном отношении внутренним миром одаривают окружающих, а значит и все человечество, поступками и деяниями, которые являются большим или меньшим вкладом в сокровищницу культуры, рассматриваемую в широком смысле.

Поэтому перед семьей, школой всех ступеней, средствами массовой коммуникации стоит задача не ограничивать свое видение цели воспитания достижением такого уровня активности познавательного мира, стиля общения людей, выполнения ими своих трудовых обязанностей, которые соответствуют формуле «делай как я» (то есть как внушают это им семья, школа, СМИ), а непременно идти дальше и развивать у детей, подростков, юношей, взрослых на доступной для каждой возрастной ступени уровне потребность и способность к самостоятельной и творческой работе по своему характеру работе их внутреннего мира, содержанием которой были бы не только проблемы их повседневной жизни - быта, учения, общения, семейных дел, профессионального труда, но и обязательно близкого и далекого социума (Отечества, человечества, планеты Земля), глубоко затрагивающие их, мобилизующие их мысль и реализующиеся в поступках и деяниях, не расходящихся с голосом их совести и являющихся вкладом в ценности жизни и культуры.

Не только в зависимости от других факторов, но и от того, насколько активно и продуктивно работает внутренний мир человека, находятся глубина и объективность оценки достигаемого им результата деятельности как личности и как субъекта профессионального труда в каждый момент его жизни.

Поэтому человек - стратег по выстраиванию своей линии жизни, планирующий как личность свершение значимых для общества, членом которого он является, поступков, и как субъект деятельности - новаторских достижений в основной для него области труда, при прочих равных условиях быстрее достигает своей цели, если он пропускает каждый свой шаг и обстоятельства, в которых его приходится совершать, через свой интенсивно работающий внутренний мир.

Из сказанного становится ясным, что изучение особенностей работы внутреннего мира человека является одним из направлений исследований, которое должна развивать и осуществлять акмеология .

Мудрецы давних времен говорили: «Что внутри, то снаружи». Психологи до сих пор руководствуются данным правилом, поскольку мир становится таким, как его воспринимают глаза смотрящего. А смотрит человек нередко через призму собственных страхов, убеждений и прочих ментальных установок, которые и составляют его внутренний мир..

Психологи отмечают, что внутренние миры разных людей отличаются. Внутренним миром следует называть деятельность психической сферы человека, которая наиболее понятна тем, что у каждого есть свой набор убеждений, установок, мировоззрения, отношения к себе и к миру, людям, эмоций, представлений о себе и о том, в каком мире он живет. Проще говоря, внутренний мир – это эмоции, ощущения, восприятие, представление о себе и о мире, а также желания, убеждения и принципы, ценности.

У каждого человека свой внутренний мир, который однозначно является уникальным и непохожим на внутренние миры других людей. Причиной тому становится множество факторов:

  1. Генетические особенности.
  2. Наклонности.
  3. Особенности развития.
  4. Приобретенные интересы.
  5. Особенности воспитания.
  6. Влияние общественных ценностей.
  7. Жизненный опыт.
  8. Особенности работы высшей нервной системы.
  9. Идеалы.

Также на развитие внутреннего мира, который будет очень разнообразным и достаточно сложным, влияет то, как человек сам лично воспринимает окружающую реальность. Через органы чувств все люди воспринимают окружающую информацию. Только отмечается, что каждый человек по-своему анализирует и делает выводы в ситуации, в которой другой человек все воспримет иначе. В одинаковой ситуации люди воспринимают окружающий мир по-разному, то есть через призму собственных ощущений, установок, оценок «плохо» и «хорошо».

Внутренний мир влияет на то, как человек будет воспринимать окружающие обстоятельства и людей, при этом окружение влияет на то, какой внутренний мир будет формироваться и становиться по мере жизни у человека.

«Почему мир такой жестокий?» — часто можно услышать от людей, которые только что потерпели какое-то поражение в своей жизни. Потеря чего-то ценного и важного, неспособность человека достичь желаемого, заставляет подумать о том, что мир жесток. «Это как-то неправильно», — говорит человек, который не понимает, почему мир не помогает ему жить счастливо, так, как он того хочет. И действительно: это мир такой жестокий или человек что-то делает неправильное, из-за чего его жизнь не такая красочная, какой бы он хотел ее видеть?

Мир кажется человеку жестоким, потому что в нем он не может реализовать те желания, которые он почерпнул из сказок. Человек хочет жить, как в сказке. Он хорошо изучил сказочный мир, который придуман, вымышлен, из-за чего не может понять, почему реальный мир не подстраивается под него, не поддается. В сказке все не так, как в реальном мире. Но поскольку современного человека родители и общество все больше воспитывает в духе «сказочности» и «детства», он все больше ограждается от реального мира, который не похож на сказочный.

Обратите внимание, что ранее людей вешали, сжигали на кострах, прилюдно избивали. И это было нормальным явлением для любого ребенка тех времен. Почему? Потому что так жили люди тех времен. Родители каждого ребенка не ограждали их от познания реального мира. Если происходили убийства, то дети наблюдали эти убийства. И, вырастая, они считали это нормальным явлением.

Современный же человек взращивается на сказках, лжи и романтических историях. Его ограждают от реального мира. Ему прививают иллюзорный мир. Поэтому для такого взрослого человека мир кажется жестоким и несправедливым, поскольку он существует не по тем законам, которые действуют в сказочном мире. Столкновение сказочного и реального заставляет человека ужаснуться и понять, что реальный мир жесток, поскольку он таковым и является.

Почему мир жестокий? Он не жесток, просто он не такой, как сказочный мир. И чтобы это не стало причиной вашего несчастного и неудачного существования, просто нужно изучить реальный мир, а не сказочный. Ведь он существовал всегда, а сказки придуманы людьми. И мир нормальный, просто он не такой, как в вымышленных историях. Поэтому нужно не в сказки верить, а реальный мир изучать, чтобы и желания загадывать реалистичные.

Мир создают люди. Сама по себе природа гармонична и спокойна. Поэтому тот мир, в котором вы живете, создается такими же людьми, как и вы. А какой вы создадите мир? Будет ли он жестоким для ваших детей?

Что такое внутренний мир человека?

Внутренним миром человека называются его мысли, идеи, желания, эмоции, мироощущение, представление о самом себе, других людях и мире в целом. Внутренний мир начинает зарождаться с первого дня жизни, когда человек появляется на свет. В первую очередь на его формирование влияют генетические особенности и деятельность высшей нервной системы.

Постепенно человек начинает воспринимать окружающий мир на уровне эмоций. Что-то ему нравится, что-то не нравится. Затем человек сталкивается с убеждениями, страхами, комплексами и установками родителей. Он начинает их усваивать так же, как и принципы и моральные ценности общества. По мере своей жизни человек обогащает свой внутренний мир тем, что постоянно сталкивается с различными взглядами, установками, пониманием того, что такое хорошо и плохо.

Нередко человек меняет свой внутренний мир. Конечно, это происходит не кардинальным образом, а лишь в отдельных аспектах, когда постоянно сталкивается с неудачами и желает их исключить из своей жизни путем изменения самого себя. Однако есть индивиды, которые, наоборот, под натиском неудач все больше погружаются в свой устоявшийся внутренний мир, воспринимая окружение как злое и беспощадное.

Внутренний мир – это то, как человек чувствует, видит и воспринимает окружающий мир. Невозможно сказать, что внутренний мир является копией внешнего, поскольку нередко человек искаженно воспринимает окружающие обстоятельства, даже нередко придумывает себе то, чего не происходило и никогда не было.

Внутренний мир сначала формируется на основе физиологических особенностей, затем под влиянием окружающей среды (в том числе и социума), а затем уже в результате действий, умозаключений и выводов самого человека.

Внутренний мир влияет непосредственным образом на то, как человек живет в принципе. Насколько успешна жизнь человека? Насколько он собой гордится? Насколько он доволен тем, как живет? Довольство и счастье являются результатами того, к чему человек пришел после всех своих размышлений и действий. А поступки и решения человек всегда принимает и совершает в зависимости от своего внутреннего мира (на что он человека толкает, что позволяет видеть, на что обращает внимание и что вообще позволяет иметь?).

Что значит богатый внутренний мир?

Люди часто используют такое понятие, как «богатый внутренний мир». Что он означает? Богатым внутренним миром можно назвать способность человека не просто рассуждать о мире и отдельных его аспектах, но и делать ценные выводы, быть полезным для окружающих. Богатство внутреннего мира формируется благодаря тому, что человек постоянно контактирует с окружающим миром. Можно сказать, что богатство внутреннего мира – это:

  1. Обилие знаний.
  2. Развитие многочисленных навыков.
  3. Гибкость подхода к любой ситуации.
  4. Многообразное восприятие одной и той же ситуации (человек умеет реагировать по-разному на одни и те же обстоятельства).
  5. Умение видеть суть проблем и решать их.

Под богатством внутреннего мира нередко понимается мудрость человека, который многое повидал, через многое прошел, уже знает жизнь во всем ее многообразии и знает ответы на все вопросы.

Все люди живут на планете Земля. Но лишь малая часть действительно живет всей планетой, а не тем маленьким мирком, который она создала себе сама. Не вдавайтесь в другую крайность, которая заключается в том, что лишь путешествующий человек знает мир. Для того чтобы жить безграничной жизнью, не обязательно везде быть и все видеть. Не территориальное расположение говорит о том, насколько безграничен ваш мир, а то, как вы этот мир ощущаете своим нутром.

А насколько безграничен ваш мир? Как это определить?

  • Ваши страхи – первый фактор, который сужает ваше восприятие мира. То, чего боитесь, вы упорно не хотите замечать. Вы видите свой страх и стараетесь его избегать. А это уже лишает полноты жизни, потому что вы стремитесь оградить себя от того, чего боитесь.
  • Ваши чувства и эмоции — второй фактор, ограничивающий рамки вашего мира. Вы испытываете отрицательные чувства и эмоции и стараетесь уйти оттуда, где эти ощущения возникают. А ведь порой чувства возникают не потому, что вам что-то неприятно, а иногда из-за того, что другие люди настроили вас на отрицательный лад. Вам сказали, к примеру, что лучше не общаться с конкретным человеком, и вы пытаетесь избегать его, хотя на самом деле не знаете, нравится вам этот человек или нет.
  • Ваши предубеждения и заблуждения – третий фактор. «Не делай этого, иначе…», «Не поступай так больше, поскольку…», «После такого я с тобой не общаюсь» и прочие фразы от взрослых людей усваивают маленькие детки. Естественно, что каждый человек по мере своего взросления постепенно формирует различные правила и запреты, которые действуют по принципу «Если ты поступишь так, то получишь это». И зачастую людей обучают отрицательным программам. Человек не знает, что ему сделать для того, чтобы достичь желаемой цели, зато знает, что если будет собой, то будет нравиться ограниченному кругу людей. Подобного рода убеждения и заблуждения значительно ограничивают мир любого человека, поскольку он «тормозит» себя в проявлении своих чувств, желаний и действий, которые могут навредить.
  • Ваше желание быть, как все, слушаться и нравиться всем – четвертый фактор, ограничивающий ваше мироощущение. Вы хотите жить, как люди? Тогда посмотрите, как бедно и жалко многие живут. Вы считаете, что чужие мнения и оценки правильнее, чем ваши собственные о себе самом? Тогда почему эти «умные люди» не живут счастливо и гармонично? Вы считаете, что важно быть привлекательным для других, а не для самого себя? Оглянитесь, и вы увидите, что пытаетесь привлечь тех людей, которые сами за собой не ухаживают. Мысль «Я хочу что-то делать ради окружающих» заставляет вас забыть о том, что вы сами думаете о себе и о жизни: нравитесь ли сами себе, как лично хотите прожить собственную жизнь?

Вы ограничиваете собственный мир желаниями и мнениями других людей, которые противоречат друг другу. Не удивительно, что развивается шизофрения от такого разнообразия мыслей. А что вы сами думаете на счет любого вопроса, тем более, если это касается вас?

Очевидно, что человек все делает для того, чтобы ограничить себя в мироощущении. Ваш мир в итоге сужается до точки (дома и круга знакомых), которую можно уместить в одну трехкомнатную квартиру. Но ведь планета намного больше, чем трехкомнатная квартира, и возможностей в ней намного больше, чем вы можете себе представить. Так, зачем себя ограничивать собственными страхами, отрицательными эмоциями и заблуждениями?

Как развить свой внутренний мир?

Внутренний мир присутствует у каждого человека. И это не зависит от того, насколько человек занимается развитием своего внутреннего мира. Можно вообще им не заниматься, он будет формироваться сам по себе и влиять на поведение, реакции и мысли индивида. А можно заниматься его развитием.

Под развитием внутреннего мира понимается то, что человек будет обогащать свой жизненный опыт и контролировать мысли и эмоции, возникающие внутри него. Также следует заниматься гибкостью мышления в решении различных ситуаций. Не реагировать на них однозначно и молниеносно, а разрешать себе подумать и потом уже приходить к выводу, как на них реагировать.

В этом помогут:

  1. – способ успокоения своих мыслей и эмоций.
  2. Ведение здорового образа жизни, поскольку состояние тела влияет на состояние психики.
  3. Столкновение с реальным миром, а не бегство от него. Здесь полезными станут путешествия, знакомства с большим количеством людей, чтение книг и пр.
  4. е и стремление к достижению целей. Когда человек к чему-то стремится, он неизбежно становится обязанным меняться и дополнять свой опыт новыми знаниями и умениями.

Итог

Внутренний мир – это психическая деятельность человека, которая выражается в мыслях, идеях, эмоциях, желаниях, фантазиях, представлениях о себе и окружающем мире. Внутренний мир влияет на то, как человек оценивает окружающую обстановку, какие решения принимает и действия совершает. При этом все то, что происходит во внешнем окружении человека, непосредственно влияет на то, каким будет становиться его внутренний мир.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!