Это жизнь - портал для женщин

Весенняя прогулка. Весенние явления природы

За три весенних месяца природа успевает измениться до неузнаваемости. В марте она еще только начинает пробуждаться от зимней спячки. Весеннего тепла не хватает для того, чтобы заставить снег и ледяные глыбы таять, но воздух постепенно прогревается, подготавливая все живое к постепенному пробуждению, появляются первые кучевые облака, которые парят еще очень высоко.

Наиболее часто встречаемые природные явления весной:

Активное таяние снега начинается в первой половине апреля. Его вызывает солнце, которое уже достаточно высоко поднимается над горизонтом. Воздух вокруг наполняется журчанием ручьев, которые могут спровоцировать начало половодья - явного весеннего признака.

Завораживает и вызывает опасения. Скованные льдом реки еще нескоро смогут избавиться от своих оков, но как только солнце наберет свою силу, они взбунтуются и постараются своим течением расколоть панцирь льда. Иногда лед не успевает таять, образуются заторы, которые могут вызвать разрушительные наводнения. Но если реки вскрываются правильно, и лед тронулся одновременно в нескольких местах, то серьезных последствий можно избежать.

Солнце постепенно наполняет своим теплом землю, которая его отражает и создает предпосылку для образования весенних ветров . Пока они еще слабы и неустойчивы, но чем теплее становится вокруг, тем сильнее перемещаются воздушные массы. Такие ветра называют термальными, именно они характерны для этого времени года.

То тут, то там снег сходит с земли, образуя невзрачные проталины . Они появляются везде, где снежный покров был наиболее тонким. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началось новое время года. Сквозь них быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы - подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности он тает быстро, подставляя островки суши под теплое солнышко.

На деревьях появляются в конце апреля - в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся одеть зеленые наряды. Листья распустятся быстро и внезапно. Сегодня ты радовался, что набухли почки, а завтра они уже красуются крупным листовым бутоном, который раскроется вот-вот. Как красиво и радостно вокруг. Слышно пение птиц, появляется жужжание первых пчел и насекомых. Все пробуждается вокруг и готовится к празднику цветения жизни.

В конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но ярая. Ливневые дожди окончательно разделаются с весенней грязью и подготовят землю к началу следующего сезона. Переход к лету не затянется на долгое время. Это единственный сезонный промежуток, который проходит быстро и незаметно.

Яркое цветение, сочная зелень, теплый воздух - все это говорит о том, что лето вступит в свои права в самое короткое время. Во многих областях нашей страны, по местным приметам и поверьям, окончание весны символизирует появление первых комаров. Как только он прожужжал над вашим ухом, значит все, лето настало.

ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ САДУ В МАРТЕ.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ.
Наступает весна. Ранней весной погода часто меняется. На небе чаще показывается
солнышко, оно сильнее пригревает. Но в то же время часто бывают метели, идет снег.

«Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
Будь хоть снег, хоть дождик-
Все весною пахнет.»

2 Дидактические игры в младшей группе «НАЗОВИ ЦВЕТ ТВОЕЙ ШАПКИ»
Закрепить названия основных цветов предметов.
3 Труд на прогулке: помочь друг другу надеть варежки.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с санками и мелкими игрушками.

МАРТ № 2

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СНЕГОМ.
В начале весны солнышко сильнее греет, снег начинает подтаивать, становится
сырым, тяжелым, липким. Из него легче лепить.

«Сегодня из снежного мокрого кома
Мы снежную бабу слепили у дома.
Стоит эта баба у самых ворот-
Никто не проедет! Никто не пройдет!»

2 Дидактические игры в младшей группе «НА ЧТО ПОХОЖЕ»
Предложить в вылепленном предмете узнать знакомые
очертания (снеговик, шарик, булочка)
3 Труд на прогулке: наполнить ведерки снегом до отметки

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЕТРОМ.
Ветер гонит по небу тучи и облака. Отметить быстро или медленно плывут облака.
Как узнать сильный ветер дует или слабый?

«Облака, белогривые лошадки!
Облака, куда вы мчитесь без оглядки?
Не смотрите, вы, пожалуйста
Свысока,
А по небу прокатите нас,
Облака!»

2 Дидактические игры в младшей группе «НА ЧТО ПОХОЖА ВЕТОЧКА?
Предложить детям найти сходства со знакомыми предметами (дорожка, дерево, елочка)
3 Труд на прогулке: собрать веточки, сломанные ветром, в ведро.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕРЕВЬМИ.
Деревья бывают высокие и низкие. У дерева есть ствол и ветки, листьев пока нет. Дерево может нам подсказать: есть сегодня ветер или нет. Как узнать? Если дерево сильно качает ветками, значит, есть – ветер.

«Дует ветер нам, в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо – все выше, выше!»

2 Дидактические игры в младшей группе «ВЫСОКИЙ – НИЗКИЙ»
Предложить найти высокие и низкие предметы на
улице (дома, деревья, горки)

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СКВОРЕЧНИКОМ.
Скворечник – это домик для птиц. У него есть стены, крыша, окошечко.
В нем селятcя птички, выводят там птенцов.

«На березе птичий дом:
С крышей, с маленьким крыльцом.
Только в доме нет окна,
Нет окна и дверь одна.
Все равно хороший дом.
Прилетайте, мы вас ждем»

2 Дидактические игры в младшей группе «ЧЕЙ ДОМИК?»
Предложить назвать хозяина домика – берлоги, скворечника, дупла, конуры, норки.
3 Труд на прогулке: помочь вынести кукол на участок.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕБОМ.
Весной небо часто бывает голубым, безоблачным. Иногда по небу плывут белые
облака. Облака быстро меняют форму.

«Ожила вокруг природа,
Пробудилась ото сна.
С голубого небосвода
С солнцем к нам пришла весна»

2 Дидактические игры в младшей группе «НА ЧТО ПОХОЖЕ?»
Предложить детям сказать, на что похоже облако, какой формы.
3 Труд на прогулке: уборка снега на участке.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры со снегом.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОЛНЦЕМ.
Весной солнце стало более ярким, теплым. Предложить посмотреть на солнце.
Почему больно смотреть глазам? Потому что солнце яркое, лучистое, светится.

«Туча прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое,
Доброе, лучистое»

2 Дидактические игры в младшей группе «ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»
Предложить определить на ощупь t предметов. Вода, снег, лед (холодные);
варежки, шапки, ладошки (теплые).
3 Труд на прогулке: предложить перевозить снег на машинке.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с машинками.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СНЕГОМ.
Весной снег начинает таять. На земле белый снег становиться серым, можно
увидеть частички грязи. Поэтому снег нельзя брать в рот.

«Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки»

2 Дидактические игры в младшей группе «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»
Предложить сравнить мыльные пузыри по размеру и цвету.
3 Труд на прогулке: помочь донести «Мыльные пузыри» до группы.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с «Мыльными пузырями».

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА УБОРКОЙ СНЕГА С КРЫШИ.
Весной люди убирают снег с крыш. Снег становится сырым, тяжелым, потому
что тает. Чтобы крыша не сломалась от тяжести снега, его сбрасывают на землю
лопатой.

«Дворник ловко взял лопату
Помогать решил весне.
К крыше лестницу приставил
И разбрасывает снег.»

2 Дидактические игры в младшей группе «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЛОПАТА?»
Предложить рассказать о том, что можно делать с помощью лопаты (убирать снег, строить горку, копать ямки).
3 Труд на прогулке: уборка снега с веранды (с пола)

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСУЛЬКАМИ.
Сосулек много на солнечной стороне. Сосульки бывают разной длины, разной толщины.

«Ты взгляни: увидишь снизу
Сто сосулек по карнизу.
— Плюх – плик, плюх – плик,
Каплет с крыш за воротник,
Под окно и на крылечко
Льется песня бесконечно!»

2 Дидактические игры в младшей группе «СОСЧИТАЙ»
Предложить детям найти на участке много предметов (деревья, дома, дети)
и один предмет (горка, машина).
3 Труд на прогулке: собрать лопатки в одно место.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры со снегом.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСУЛЬКАМИ.
Весной, когда снег на крыше тает, появляются сосульки. Сосульки блестят
на солнце. Они прозрачные. Их можно разбить, они хрупкие.

«Сосульки звенят и звенят,
На солнце сверкают – блестят.
Грустят об ушедших морозах,
Пускают длинные слезы.
В лужах слезинки прячут.
Плачут сосульки! Плачут!

2 Дидактические игры в младшей группе «КТО ПОЗВАЛ?»
3 Труд на прогулке: очистить игрушки от снега и сложить в сумку.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с ведерками и формочками.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КАПЕЛЬЮ С СОСУЛЕК.
Сосульки – это лед. На ощупь сосульки твердые, холодные. Когда пригревает солнышко, с сосулек капает вода – они тают. Это явление называется – капель.

«Рано утром солнце встало,
Стало солнце припекать,
И на крышах все сосульки
Звонко капают опять».

2 Дидактические игры в младшей группе «КАП – КАП – КАП»
Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания «кап – кап – кап» громко и тихо («большие и маленькие» сосульки).
3 Труд на прогулке: собрать веточки, сломанные ветром.
4 Самостоятельная деятельность детей: выкладывание из веточек на веранде.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КАПЕЛЬЮ С КРЫШ, ОКОН
Весной снег тает, и вода капает с крыш, стучит по подоконникам, капает
на лесенки.
Предложить послушать, как звенит капель.

«Пляшут капельки капели,
Целый день они звенят.
Ведь они на самом деле
Ручейками стать хотят»

2 Дидактические игры в младшей группе «НАЗОВИ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ»
Предложить называть действия во множественном и единственном числе
(ест-едят, один-много, пьет-пьют ит.д.)
3 Труд на прогулке: помочь нести сумку с игрушками.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с сюжетными игрушками.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ.
Весной оживляются птицы. Они начинают громко, весело кричать, бойко
перелетают с дерева на дерево.

«Пришла красавица-весна,
Тепло и радость принесла.
Запели маленькие птички-
Воробушки и синички.»

2 Дидактические игры в младшей группе «УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ»
Предложить узнать птиц по голосу(воробей, ворона, голубь, утка, гусь, курица)
3 Труд на прогулке: насыпать в кормушку зерна.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с двигательными игрушками.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОГОДОЙ.
Весной становится теплее. Яркое солнце греет. Предложить потрогать предметы,
Находящиеся на солнце и в тени. Где предметы теплее? Почему?

«Солнечный лучик коснулся руки,
Я попрошу его: «Ты не беги,
Ты посиди на ладошке моей,
Вместе нам будет с тобой веселей!»

2 Дидактические игры в младшей группе «КУКЛА НАТАША ВЕСНОЙ НА ПРОГУЛКЕ»
Предложить назвать предметы верхней одежды для весеннего сезона (сапоги,
куртка, перчатки, вязанная шапка)
3 Труд на прогулке: самостоятельно застегивать курточки.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с куклами.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ.
Все птицы умеют летать, перелетают с дерева на дерево; могут прыгать
по земле, по веткам. Летают птицы при помощи крыльев и хвоста.

«Скачет шустрый воробей
Все быстрей, быстрей, быстрей!
Крошки хлеба поклевал,
Над землею полетал,
На березе посидел,
Кыш! Куда-то улетел!»

2 Дидактические игры в младшей группе « УЗНАЙ ПТИЦУ ПО ОПИСАНИЮ»
Предложить узнать по словесному описанию птицу (воробья, ворону, синицу,
голубя, снегиря)
3 Труд на прогулке: помогать друг другу надевать перчатки.
4 Самостоятельная деятельность детей: предложить для игр деревянные
рули.

1 Наблюдение за вороной. Ворона – это птица. Она большая, черно серая, летает чаще всего одна, вьет гнездо высоко на дереве. На кормушку не прилетает.

«Птица черная кружится,
Кар-кар-кар,- кричит и злится
Всем известная персона,
А зовут ее – ворона.»

2 Дидактические игры в младшей группе «Куда села птичка» Побуждать использовать в речи предлоги (в, на. за, под)
при назывании местоположения птицы.
3 Труд на прогулке: собрать игрушки в сумку.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с вертушками (ленточками)

1 Наблюдение за птицами. У всех птиц есть 2 крыла, хвост, 2 лапы, на теле перья, клюв, зубов нет. Все птицы умеют летать, прыгать на лапах, клевать корм. Птицы бывают разного размера. Чем отличаются воробей от вороны?

«Воробышки-пташки,
Серые рубашки,
Маленькие лапки,
Глазки как булавки»

2 Дидактические игры в младшей группе «Кто что ест?» предложить назвать пищу, которую любят животные(медведь, кошка, заяц, коза, воробей, собака)
3 Труд на прогулке: достать игрушки из сумки.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с сюжетными игрушками.

1 Наблюдение за снегом. Весной днем снег подтаивает на солнце, вечером вода подмерзает- получается лед. Поэтому утром бывает на дорогах скользко.
« Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?

2 Дидактические игры в младшей группе«Попади в цель» предложить слепить снежки и бросать в горизонтальную цель.
3 Труд на прогулке: накладывание снега в формочку.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с мячами.

1 Наблюдение за снегом. Весной солнце пригревает, поэтому на солнечной стороне снег и сугробы становятся рыхлыми. Снег встать в сугроб, то можно провалиться.

«Сугроб уже сутулится от солнечных лучей,
И побежал по улице сверкающий ручей.»

2 Дидактические игры в младшей группе «Измерь глубину».Предложить встать в снег на дорожке и встать в сугроб. Отметить где снег провалится глубже и почему (на дорожке снега меньше, а в сугробе больше)
3 Труд на прогулке: унести лопатки в группу.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры со снегом.

1 Наблюдение за таянием снега. Предложить слепить из снега снеговика и оставить его на солнечном месте. Посмотреть что с ним будет. Под солнечными теплыми лучами снеговик тает.

« В небе солнышко смеется, своего оно добьется-
Снеговик наш превратится в озорные облака!»

2 Дидактические игры в младшей группе «Выложи из веточек » предложить выложить из веточек какой-либо предмет по желанию. (домик, елочку, и т.д.)
3 Труд на прогулке: разбрасывание снега на участке.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры со снегом.

1 Наблюдение за тополем. Тополь – это дерево. У него есть ствол, ветки. Ствол серого – зеленого цвета, шершавый на ощупь. Чем отличается береза от тополя? Срежем с тополя несколько веточек и унесем в группу. Посмотрим, что будет с веточками.

«Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок, И высокий тополек!»

В природе и погоде постоянно происходят изменения, то идет снег, то дождь, то печет солнце, то находят тучи. Все это называется природные явления или явления природы. Явления природы - это изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. Для каждого сезона, а их у нас 4 - это весна, лето, осень, зима, характерны свои природные и погодные явления. Природу принято делить на живую (это животные и растения) и неживую. Поэтому и явления тоже делят на явления живой природы и явления неживой природы. Конечно же, эти явления пересекаются, но некоторые из них особо характерны для того или иного сезона.

Весной после долгой зимы солнышко пригревает все сильнее, на реке начинается ледоход, на земле появляются проталины, набухают почки, вырастает первая зеленая травка. День становится длиннее, а ночь короче. Становится теплее. Перелетные птицы начинают свое путешествие в те края, где они будут выращивать своих птенцов.

Какие явления природы бывают весной?

Снеготаяние. Поскольку от Солнца приходит больше тепла, снег начинает таять. Воздух вокруг наполняется журчанием ручьев, которые могут спровоцировать начало половодья – явного весеннего признака.

Проталины. Они появляются везде, где снежный покров был более тонким и где попадало на него больше солнышка. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началась весна. Сквозь проталины быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности и на полях он тает быстро, подставляя островки суши под теплое солнышко.

Иней. Было тепло и вдруг подморозило - на ветках и проводах появляется иней. Это застывшие кристаллики влаги.

Ледоход. Весной становится теплее, ледяная корка на реках и озерах начинает трескаться, постепенно лед тает. Да еще и воды в водоемах становится больше, она уносит льдины по течению - это ледоход.

Половодье. Отовсюду к рекам стекаются ручьи растаявшего снега, они наполняют водоемы, вода выходит из берегов.

Термальные ветры. Солнце постепенно прогревает землю, а ночью она начинает отдавать это тепло, образуются ветра. Пока они еще слабы и неустойчивы, но чем теплее становится вокруг, тем сильнее перемещаются воздушные массы. Такие ветра называют термальными, именно они характерны для весеннего времени года.

Дождь. Первый весенний дождь холодный, но уже не такой холодный как снег:)

Гроза. В конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но яркая. Гроза - это разряды электричества в атмосфере. Гроза часто возникает при вытеснении и поднятии теплого воздуха холодными фронтами.

Град. Это выпадение из тучи шариков льда. Град может быть размером от малюсенькой горошины до куриного яйца, тогда он может даже пробить насквозь стекло автомобиля!

Это все примеры явлений неживой природы.

Цветение - весеннее явление живой природы. Первые почки на деревьях появляются в конце апреля - в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся одеть зеленые наряды. Листья распустятся быстро и внезапно и вот-вот зацветут первые цветочки, подставляя свои серединки проснувшимся насекомым. Скоро наступит лето.

Летом трава зеленеет, цветы расцветают, на деревьях зеленеют листья, можно купаться в реке. Солнце хорошо пригревает, бывает очень жарко. Летом самый длинный день и самая короткая ночь в году. Зреют ягоды и плоды, поспевает урожай.

Летом бывают природные явления, такие как:

Дождь. Находясь в воздухе водяной пар переохлаждается, образуя облака, состоящие из миллионов небольших кристалликов льда. Низкая температура в воздухе, ниже нуля градусов, приводит к росту кристалликов и к утяжелению замерзших капель, которые таят в нижней части облака и выпадают в виде капель дождя на поверхность земли. Летом дождь обычно теплый, он помогает напоить леса и поля. Часто летний дождь сопровождает гроза. Если одновременно идет дождь и светит солнце, говорят, что это "Грибной дождь". Такой дождь бывает, когда тучка маленькая и не закрывает солнце.

Жара. Летом лучи Солнца падают на Землю более отвесно и интенсивнее нагревают ее поверхность. А ночью поверхность земли отдает тепло в атмосферу. Поэтому летом бывает жарко и днем, и даже иногда ночью.

Радуга. Возникает в атмосфере с повышенной влажностью, часто после дождя или ливня с грозой. Радуга - оптическое явление природы, для наблюдателя проявляется в виде разноцветной дуги. При преломлении солнечных лучей в капельках воды возникает оптическое искажение, заключающееся в отклонении разных цветов, белый цвет разбивается на спектр цветов в виде разноцветной радуги.

Цветение начинается весной и продолжается все лето.

Осенью уже не побегаешь на улице в майке и шортах. Становится холоднее, листва желтеет, опадает, улетают перелетные птицы, ­исчезают из виду насекомые.

Для осени характерны такие явления природы:

Листопад. Проходя свой круглогодичный цикл растения и деревья по осени сбрасывают листья, обнажая кору и ветви, готовясь к зимней спячке. Зачем дерево избавляется от листьев? Чтобы выпавший снег не сломал ветви. Еще до листопада листья деревьев сохнут, желтеют или краснеют и, постепенно, ветер сбрасывает листья на землю, образуя листопад. Это осеннее явление живой природы.

Туманы. Земля и вода еще нагревается днем, но вечером уже холодает, появляется туман. При высокой влажности воздуха, например, после дождя или в сырое, прохладное время года, охлаждаемый воздух превращается в небольшие капельки воды, парящие над землей - это и есть туман.

Роса. Это капельки воды из воздуха, выпавшие утром на траве и листьях. За ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе соприкасается с поверхностью земли, травы, листьями деревьев и оседает в виде капелек воды. Холодными ночами капли росы замерзают, отчего она превращается в иней .

Ливень. Это сильный, "проливной" дождь.

Ветер. Это движение потоков воздуха. Осенью и зимой ветер особенно холодный.

Как и весной, осенью бывает иней . Это значит, на улице легкий мороз - заморозки .

Туман, роса, ливень, ветер, иней, заморозки - осенние явления неживой природы.

Зимой выпадает снег, становится холодно. Реки и озера сковываются льдом. Зимой самые длинные ночи и самые короткие дни, рано темнеет. Солнце почти не греет.

Таким образом, характерные для зимы явления неживой природы:

Снегопад - это выпадение снега.

Метель. Это снегопад с ветром. Находиться в метель на улице опасно, это повышает риск переохлаждения. Сильная метель может даже сбить с ног.

Ледостав - это установление на поверхности воды корки из льда. Лед продержится всю зиму до весны, до таяния снегов и весеннего ледохода.

Еще одно природное явление - облака - бывает в любое время года. Облака - это капельки воды, собравшиеся в атмосфере. Вода, испаряясь на земле, превращается в пар, затем, вместе с теплыми потоками воздуха поднимается вверх над землей. Так вода переносится на дальние расстояния, обеспечивается круговорот воды в природе .

Необычные явления природы

Существуют и очень редкие, необычные явления природы, такие как северное сияние, шаровая молния, смерчи и даже рыбный дождь. Так или иначе, такие примеры проявления неодушевленных природных сил вызывают и удивление, и, порой, тревогу, ведь многие из них могут нанести вред человеку.

Вот теперь вы знаете многое о явлениях природы и сможете точно найти характерные для определенного сезона:)

Материалы подготовлены для урока по предмету Окружающий мир во 2 классе, программы Перспектива и Школа России (Плешаков), но будут полезны и любому учителю начальных классов, и родителям дошколят и младших школьников в домашнем обучении.

Урок-экскурсия

Тема. Весенние изменения в природе.

Цель. Наблюдения за весенними изменениями в неживой и живой природе, знакомство с растениями и животными лесопарка, актуализация знаний о взаимозависимости между человеком и природой, развитие экологических знаний, воспитание эстетических чувств и любви к природе.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные.

    Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные.

    Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил поведения в мире природы.

    Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация, получение информации в открытом информационном пространстве).

    Метапредметные.

    Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

    Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Активное использование речевых средств для решения познавательных задач.

Ход экскурсии

I .Подготовительная часть

Проводится предварительная работа по изучению народных примет, пословиц. Дети учат стихи о весне.

1).Задания для обучающихся:

    Наблюдения за весенними изменениями в природе.

    Знакомство с растительным и животным миром лесопарка

    Сбор природного материала для уроков трудового обучения.

2) Повторение правил поведения в природе.

    Не рвать цветы.

    Не трогать птичьи гнёзда.

    Не разрушать муравейники.

    Не ломать ветки деревьев и кустов.

    Не разжигать костёр, не оставлять мусор.

    Соблюдать тишину, чтобы не беспокоить лесных обитателей.

    Не ловить шмелей, бабочек, стрекоз, божьих коровок, они опыляют растения и уничтожают вредителей.

II . Основная часть.

1. Ознакомление с весенними изменениями в природе.

1).Работа над загадкой.

Зазвенели ручьи,

прилетели грачи.

В улей пчела

первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

когда это бывает? (Весной)

2).Наблюдения за природой. Диалог.

Что изменилось в природе весной?

Какие изменения происходят в живой природе?

Какие первые запахи приносит весенний ветерок?

3).Работа с пословицей.

Март с водой, апрель с травой, май с цветами.

О каких характерных изменениях в природе за каждый месяц говорится в этой пословице? (Ответы детей)

Какие ещё знаете приметы и пословицы о весне?

    В марте облака плывут быстро и высоко – к хорошей погоде.

    Случившийся в марте гром – признак плодородия.

    Первый апрельский дождь воза золота стоит.

    В конце марта – начале апреля прилетают скворцы.

    Май холодный – год хлебородный.

    Весенний день – год кормит.

2. Наблюдения за животным миром

1).Наблюдения за насекомыми.

Насекомые в большинстве своём наносят большой вред лесам. Это жуки - дровосеки, короеды, златки, шелкопряды и другие. Но есть и полезные насекомые. Назовите их. (Ответы детей)

Почему муравьи считаются санитарами леса? Что вы о них знаете?

Наблюдение за муравейником. Беседа о бережном к ним отношении.

2).Наблюдения за птицами.

Назовите зимующих птиц. Что вы знаете о них?

Какие птицы прилетают к нам с приходом весны?

Как вы поступите, если найдёте птичье гнездо или выпавшего из него птенца?

В чём заключается польза птиц?

(Основной пищей птиц являются насекомые, которые причиняют очень большой вред лесам. Розовый скворец, например, в сутки съедает 200 грамм саранчи. Еще интенсивнее идет питание птенцов. Точными наблюдениями установлено, что ласточки, скворцы, синицы и другие мелкие птицы во время выкармливания птенцов подлетают к гнезду с пищей в клюве сотни раз в сутки. В частности, большая синица приносит пищу птенцам 350-390 раз в сутки, большой пестрый дятел более 300 раз. Представьте, какую пользу приносят пернатые друзья.)

3).Слушание пения птиц.

4). Знакомство с обитателями леса.

Учитель:

Вот он лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же знаешь, мы свои.

Конкурс «Знатоки родной природы» Дети называют животных – обитателей местного лесопарка.(Белка, ёж, крот, куница, лиса и др.) Обсуждение проблемы «Как вести себя в лесу, чтобы не беспокоить животных?»

3. Наблюдения за растительным миром.

1) Дидактическая игра «Найди дерево»

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (Берёза)

Берёзы

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня же обижают:

Шкуру тонкую сдирают.(Липа)

Я самый серьёзный из русских деревьев,

Так просто не дамся на сруб.

Раскидиста крона, крепки мои ветви.

А люди зовут меня … ( Дуб)

(Дети находят эти деревья, наблюдают за особенностями каждого, за весенними изменениями)

2). Чтение детьми стихотворений.

Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился.

На его окраине из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый.

И открылись кротко от весенней ласки
Милой незабудки голубые глазки. (С. Дрожжин)

Я пройдусь по лесам,
Много птичек есть там;
Все порхают, поют,
Гнёзда теплые вьют.

Побываю в лесу,
Там я пчёлок найду:
И шумят, и жужжат,
И работать спешат.

Я пройдусь по лугам,
Мотылёчки есть там:
Как красивы они
В эти майские дни. (А. Майков)

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждёт;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет… ( А.К. Толстой)

3)Наблюдение за красотой окружающей природы.

III . Заключительная часть.

1).Дидактическая игра «Лесные тайны»

Остановитесь, оглядитесь, внимательно все посмотрите. Что вы видите? Что слышите? Найдите тайны леса, расскажите о них.

(Вблизи поляны лесной родничок)

Родничок журчит, струится
День и ночь из года в год:
Чтобы смог воды напиться,
Кто захочет, кто придёт.
Мать-Земля его послала
Для своих родных детей:-
Для зверушек и растений,
И, конечно, для людей.
Чтоб напились, чтоб умылись,
Чтоб здоровыми росли,
Чтоб любили, понимали

И Природу берегли. (А. Ченин)

Дети обсуждают проблему «Родник – дар природы. Охрана родника»

2) Сбор природного материала для уроков труда.

3) Итоговые задания группам

I группа. Рисование на тему «Природа весной»

II группа. Рисование листовок «Правила поведения в лесу»

Вчера мы с детьми решили немного отдохнуть и прогуляться. Прогулка -это отличный способ провести время с ребенком.

Можно оглянуться вокруг, рассмотреть изменения в природе, полюбоваться красотой.Благодаря прогулкам можно воспитать в ребенке умного наблюдателя. Прогулка должна восприниматься как праздник!

Весне радуется все живое. Целью нашей прогулки было: наблюдать, какие изменения произошли вокруг. Отметить, какая выросла травка, рассмотреть почки на деревьях и маленькие листочки, найти весенние цветы и полюбоваться ими. А также понаблюдать за птицами и их поведением.

Наблюдения в природе весной

Солнце . Отметить, какое солнышко весной. Оно стало ярче и согревает землю больше. Светит ослепительно и день стал длиннее.

Воздух. Воздух пахнет весной. Еще бывает прохладно и даже холодно, особенно утром.Спросила Юлю, чем пахнет воздух. Она ответила: шашлыками. Совсем »весенние » запахи.

Небо. Ярко-голубое, красивое. А зимой было серым и унылым. На небе можно увидеть облака. Они называются кучевые, т. к.держатся кучкой.Когда дует ветер, облака бегут быстрее.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка.

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Рассмотрели небо, облака, солнышко. Потом обратили внимание, что уже появилась молоденькая травка. Зеленая, шелковая.»Травка-муравка со сна поднялась».Травка растет повсюду!

Увидели на травке фиалки. Нежные, красивые. Просто ковром усыпали землю. Они спешат отцвести, пока солнечные лучи пробиваются сквозь деревья, на которых только начинают распускаться листочки. Поэтому такие цветы называются ранневесенние.

Еще увидели другие цветы-нарциссы, ранние тюльпаны. Юля сказала, что еще весной цветут подснежники, гусиный лук, одуванчики, лилии, мать-и-мачеха, анютины глазки.

Мы в другой раз подробнее расскажем о весенних цветах.

Деревья. Весне радуется все живое. Все пробивается. растет. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, березы. Березка одела сережки, такая нарядная стала-красавица! И уже появились маленькие клейкие листочки. У каштана только недавно были большие почки, а уже видны листочки. Как быстро природа изменяется весной!


На ветках —

Плотные комочки.

В них дремлют

Клейкие листочки.(Почки)

У тополя почки длинные, клейкие, душистые. А еще мы полюбовались фруктовыми деревьями. У нас уже расцвела вишня, слива, абрикос. Вокруг деревьев уже роем летают насекомые.. А запах! Чуть позже все деревья наденут белый наряд и будут стоять как невесты.


Обратили внимание на одежду людей. Они сняли теплые шапки, пальто, сапоги и надели куртки и туфли. Но совсем раздеваться еще рано. Погода очень изменчивая, можно заболеть!

По утрам еще холодно и могут быть даже заморозки.

Птицы. Посмотрели,как воробьи весело щебечут, прыгают. А зимой сидели, нахохлившись.Поговорили о птицах. Перелетные птицы уже возвращаются домой. А почему? Потому что появился корм для них-насекомые и другой.

Труд людей . Люди весной много трудятся. Сажают деревья, цветы. чтобы было красиво. У на посадили целую аллею молодых деревьев. Когда молодые липки вырастут, то будет много тени.Только надо беречь саженцы, не ломать. Недавно тоже высадили деревья. а какие-то молодые люди, ночью, просто шли и все подряд ломали. Это целая аллея деревьв. как было больно смотреть на это варварство! В этом году снова посадили.

Мы посадили березы и клены-

Будет город нарядный, зеленый.

Тополя мы посадили рядами-

Станут площади наши садами.

Насекомые. Обратили внимание на прогулке, что появилось много насекомых, которые роем летают: мухи, шмели, пчелы.

Поиграли в игру »Летит-летит…»

Надо быстро отвечать на вопросы, не задумываясь.(да или нет).

Любой ребенок точно знает,

Кто по воздуху летает.

Поскорее дай ответ:

Кто летает, а кто-нет.

Летит-летит самолет?..

Летит-летит бутерброд?..

Летит-летит лисица?

Летит-летит-синица?…

Летит-летит-ворона?

Летит-летит корона?…

Летит-летит птичка?

Летит-летит- косичка?…

Летит-летит папа?…

Летит-летит-шляпа?..


Потом еще поиграли в игру »Угадай, какое время года.»

Отгадай загадку-когда это бывает.

Снег на полях, лед на водах,

Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой)

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает? (Весной)

Зазвенели ручьи. прилетели грачи,

В улей пчела первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)

Солнце печет, липа цветет.

Рожь поспевает, когда это бывает? (Лето)

Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят-летят. летят…

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Осенью)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю. »Купаться»-приглашаю

И любите за это вы меня. Я…(Лето)

Вот такая у нас была прогулка. Погуляли, посмотрели, как обновилась природа, какие изменения произошли. Но Юле я сказала, что у нас в Молдавии тепло, а в других местах, например, на севере, еще может лежать снег и только начинает таять. Весна начинается у всех по-разному.

Но все равно можно с детьми гулять и наблюдать за весной, за тем, как все оживает. Пусть ваши дети видят прекрасное вокруг себя. И побольше эмоций! Радуйтесь вместе с ними каждому новому листику, цветочку, увиденной птичке. Дети вырастут неравнодушными и добрыми. А это очень важно!

Оставляйте ваши комментарии. Конкурс в этом месяце подходит к концу!

Оставляйте отзывы и делитесь с друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!