Это жизнь - портал для женщин

В небе родился в земле сохранился. Фольклорный праздник для детей, родителей

Фольклорный праздник для учащихся, родителей, гостей.

Цели:

Формировать осознанное патриотическое чувство, основываясь на понимании тех духовных ценностей, которые заложены в традиционной народной культуре;

Прививать желание знать и использовать русский фольклор;

Воспитывать у детей любовь и уважение к народному творчеству, народным традициям.

Прогнозируемый результат: через знание и понимание истории культуры русских обычаев и традиций, пробуждать в сердцах младших школьников чувство любви к Отечеству.

От всех дверей,

Ото всех ворот

Выходи скорей,

Торопись, народ!

Открываю ворота,

Выходи, кому охота!

Ведущий: Приветствуем, Вас, добрые люди! Добро пожаловать, гости дорогие!

Просим в курень! Красному гостю – почётное место!

Будьте как дома, присаживайтесь!

Милости просим!

Радостно мне, что собрались вы все вместе.

Только вот скажите, по какой причине?

Дети: А собрались мы, чтобы песни казачьи спевать, игры и обычаи казачьи вспомнить, чтоб не сгинули они в веках, а достались детям нашим, да внукам!

1.Ой, над Доном туманы плывут

Ой, над Доном заря занимается

Где-то в поле казачки от счастья поют

И Донская волна откликаетс

Хутор на Дону – это маленький организм, где все друг с другом связаны. Старшее поколение старается передать молодёжи все традиции и обычаи прадедов, казачьи песни, танцы, способы изготовления народной одежды. Как же называются некоторые элементы женской и мужской казачьей одежды?

Женская одежда: кубелёк – платье в талию с узкими рукавами; ичиги – узорные расписные сапоги из мягкой разноцветной кожи; фальшонка – шёлковая чёрная кружевная косынка.

Мужская одежда: шаровары – штаны; рубаха – двух видов – русская и бешмет; сапоги; пояс.

2. Родная степь… Бескрайние просторы.

Кузнечики куют как ковали.

Да солнце по колено бродит в росах,

Да шепчутся о чём-то ковыли.

3. Тебя люблю, родимый край…

И тихих вод твоих осоку,

И серебро песчаных кос,

Плач чибиса в круге зелёной,

Песнь хороводов на заре,

И в праздник шум станичного майдана,

И старый милый Дон не променяю ни на что.

4. В родной степи шумят моря и реки

Цветут сады, колышутся поля

Очаровала ты меня навеки

Моя Донщина, родина моя!

Удивительное это растение – ковыль. Не ест его скот, не клюют его семена птицы, не нужно оно вроде бы и человеку. Поётся о нём в грустных песнях про расставания да невозвратимые потери-утраты.

А сейчас послушайте историю о цветке, который вы все видели и знаете.

Сценка

Батый: Брата? А муж?

Овдотья: Замуж выйду – муж будет; будет муж – свёкор будет; муж будет – сын родится; а сын у свёкра родится – деверем мне будет. А брата мне уж нигде не взять – родителей моих сжёг ты…

Батый: Иди по моей Орде, доколе цветок не увянет, и тех из своей родни, кого сыскать успеешь, бери без выкупа.

Автор: И пошла она по его Орде… Не ведал Батый, что русская женщина сможет волшебную силу цветку передать. Собрали её ладони воедино и любовь великую, и печаль грозную, и гнев неукротимый, чтоб не дать увянуть цветку. Долго бродила Овдотья по Орде и многих русичей тогда от смерти спасла. Жил заветный цветок и ещё красивее стал. С той поры и называют его бессмертником.

6. И прадеды мои, и сверстники,

И в наши дни, и в старину

Цветок бесхитростный

Бессмертником с любовью

Звали на Дону.

Ведущий:

Над дымом ковыля чубатого,

Как искорку, как уголёк,

Своё соцветие розоватое

Взметает в мае стебелёк.

А хмурою порой осеннею

По горницам казачьих хат

В букетах он, как при цветении,

Хранит свой скромный аромат.

7. Эх, сторонушка донская,

Сердцу ты всегда мила.

Где б я ни был в дальних странах,

Вспоминал твои поля.

Мне знакома даль степная,

Воды Чира и Донца,

Я всегда свой край узнаю

По дыханью чабреца.

Ведущий: А вот ещё одна легенда о родной степи, о её незабываемом запахе, который будит в душе казака любовь к своей родной земле.

Пожухнет глубокой осенью трава в степи, укроет её до самого окаёма густым и липким туманом, а он чабрец, по-прежнему пахнет горько, и звонко, и радостно. Старые казаки рассказывают, что уехал как-то один казак на чужбину и долго не возвращался. Полюбились ему края заморские, очерствело, видимо, сердце… Послали за ним станичника6 «Расскажи ему, как стали красивы наши девушки». Выслушал, головой покачал, не вернулся. Послали другого гонца: «Спой ему наши песни». Не вернулся и в этот раз. И тогда послали третьего – с пучком чабреца. Понюхал казак, вспомнил, как пахнет родная степь, и начал собираться в дорогу. Было ли, не было так… Горько пахнет чабрец, и не спутаешь его ни с какой другой травой. В нём вся степь раздольная и луг многотравный – словом, весь край родной.

8. Казаки, казаки!

Кто сказал, что отныне

Наше время ушло,

Как вода сквозь песок?

Наша вера жива,

И Россия едина –

Всё связалось навеки

В тугой узелок.

Ведущий: А теперь время пришло хлопцев и девчат испытать: как они нашу славу казачью и старину берегут? Помнят ли они заветы наших прадедов и дедов, знают ли казачьи обычаи и заповеди? Почитают ли старших, учатся ли у них уму-разуму. Ну, готовьсь, братцы, ответ держать перед станичниками. Слушайте все загадки!

1. Голубая простыня весь мир покрывает. (Небо)

2. Над домом висит полбуханки хлебаю (Луна)

3. На солнышке полежал, да весь в ерик убежал. (Снег весной)

4. В небе родился, в земле схоронился. (Дождь)

5. Не казак, а с усами; о четырёх ногах, а не конь. (Кот)

6. Песни играет, всяк его знает. (Сверчок)

7. В зимнюю стужу раздето, а в жару одето. (Дерево)

8. Стоит старушка на грядках, вся замотана в платках. (Капуста)

9. Отгадай – ка, что это: из под земли вылезает, одетым в жаркую баню идёт, а после бани его раздевают. (Картофель)

10. Кривой двух братцев понёс к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется. (Вёдра и коромысло)

Ведущий: А ну, девчата, все сюда! У казаков веселья не бывает без казачьей частушки!

1. Караул! Караул!

Казак Миша утонул!

Не в болоте, не в реке –

Просто в кислом молоке!

2. Я сидела на окошке,

Ехал казачок на кошке!

Стал к окошку подъезжать,

Не смог кошку удержать!

3. Речка Дон у нас красива

Чистая до донышка.

А улыбки у девчат –

Яркие, как солнышки!.

4. Щука плавает в Дону,

Спит на яблоне в саду…

Шерсть смотали мы в клубок.

Выйдет шёлковый платок!

5. Закудахтал пёс Барбос:

В конуре яичко снёс…

В марте стаял снег и лёд –

Это к нам зима идёт!

6. Ой. ребята. Та-ра-ра,

На Дону стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе – воронок.

7. Два каржонка на юру

Раскричались поутру:

Карр да карр, карр да карр –

Вот устроили базар!

8. Вот вернулся селезень –

На замок закрыт курень.

Пришёл Петя-кочеток

И ключом открыл замок.

Ведущий: Донской край богат своими говорами и диалектами. Многие из старых казачьих слов перешли к нам в современный язык. Сейчас я буду называть вам старые казачьи слова, а вы объясните их значение:

Батя – отец

Курень – изба, дом

Завеска – фартук

Нехай – пусть

Чувяки – тапочки

Вечерять – ужинать

Хворать – болеть

Кочет – петух

Квёлый – грустный

Буханка – булка

Гутарить – говорить

Цибарка – ведро.

9. Хочу, чтоб небо было – на века.

Хочу, чтоб солнце каждый день всходило,

Хочу, чтобы мне сердце молодила

Журчащая вода из родника.

10. Хочу, чтобы орёл взлетел туда,

Где гром рокочет – с молнией обвенчан.

11. Прошу, поверьте сердцу моему,

Нет ничего почётней в жизни

Всегда душой любить свою страну

Везде служить своей Отчизне.

13. Весенние воды Тихого Дона

В мерцанье ночи золотятся огнём

Душевный восторг колокольного звона

Обжигает нутро волшебным питьём.

Ведущий: У каждого человека есть своя малая родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село, его край, который дарит ему радость, питает душу, даёт силы. Наша малая родина – это посёлок Виноградный, наша родная школа.

14. Я люблю наш хутор Виноградный

Это чудное сияние зари

Что с рожденья дня растает

Утоли мои печали! Утоли!

15. Я люблю наш хутор Виноградный

Мы здесь счастье в жизни обрели.

За любовь нас строго не суди

И, как мы, казачий край люби!

Ведущий: Давно повелось на Дону, что в горе и в праздник семья пела песни. Песня помогала в работе, и в труде, и в праздники, и в будни.

Казачья песня «Как за Доном, за рекой…»

Игра

Дома ль Марья?

Девочки отвечают из- за домика, затем выходят.

1 девочка. -Туточки я, туточки!

Ведущий. Дома ль Дарья?

2 девочка. Туточки я, туточки!

Ведущий. Дома ль Акулина?

3 девочка. Туточки я, туточки!

Ведущий. Дома ль душенька - Танюшенька?

4 девочка. Туточки я, туточки!

Девочки выходят из-за домика, 4 девочка с прялкой садится на завалинку

4 девочка. Сяду ль я молоденька, на лавку, да под белую березку. Буду прясть да попрядывать, на подруженек поглядывать.

Рассказчики потешек.

Вставай, Дуняша, уже день занимается!

Пусть занимается, у него до вечера много дел.

Вставай, Дуняша, петушок поёт!

Пусть поёт! Петушок маленький, ему и ночь долга!

Вставай, Дуняша. Уже солнышко восходит!

Пусть восходит, ему далеко бежать нужно!

Вставай, Дуняша, каша готова!

А я уж, матушка, за столом сижу!

Белый рыжего спросил:

Чем ты бороду красил?

Я не краской, не замазкой,

Я на солнышке лежал, кверху бороду держал.

Сынок, сходи за водицей на речку.

Брюхо болит.

Сынок, иди кашу есть.

Что ж раз мать велит - надо идти.

Стучит, брынчит по улице, Фома едет на курице,

Тимошка на кошке,

Туды же по дорожке.

Куды Фома едешь,

Куды погоняешь?

Сено косить.

На что тебе сено?

Коровок кормить.

На что тебе коровы?

Молока доить.

На что тебе молоко?

Ребяток поить.

Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг

Можно зашить.

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Что такой весёлый?

Рукавицы искал.

Нашёл?

Нашёл.

Где ж они были?

За поясом заткнуты!

Фома, что из лесу не идёшь?

Да медведя поймал.

Так веди сюда.

Да он не идёт.

Так сам иди.

Да он меня не пускает.

Тит, иди молотить!

Живот болит!

Тит, иди кисель хлебать!

Где моя большая ложка?!

Девочки-частушницы (поют частушки) .

Вам спою сейчас, подружки,

Я капустные частушки.

Я хотя и маленька,

Да зато удаленька!

Топну ножкой да другой -

Раззадорю люд честной!

А когда плясать пойду -

Всех с собою уведу!

На мне новеньки сапожки

И платочек аленький,

А ещё купить серёжки

Обещала маменька.

Мне работать не впервой,

Я ведь девка с головой:

Всем в работе пособлю -

Вам частушки пропою!

Ах, ты, Тима, Тимофей,

Не жалей своих лаптей,

Ты нам, дружка, попляши.

Нас, девчонок, посмеши!

Эх, топни, нога,

Разгуляйся, друга!

Враз душа сама запела

У меня, у паренька!

Любим кушать мы малину,

Да за ней мудрёно лезть.

Мы пришли к вам чин по чину

Пироги с капустой есть!

Вам пропели мы, подружки,

Развесёлые частушки.

Пели мы, старалися,

А вы нам улыбалися!

Хозяйка.

Поиграли, поплясали,

Много нового узнали,

Мне, Хозяйке, помогли.

Славно время провели!

Некому скучать в углах

На капустных вечерах.

А теперича - конец -

Делу славному венец.

Всех вас я благодарю,

На прощанье одарю.

Гости милы-дороги

Станут кушать пироги!

Пироги капустные,

Сытные и вкусные.

Всем поклон мой и наказ:

Жду вас в следующий раз.


Доктор технических наук, профессор Г. ЗАМУЛА, заместитель директора ЦАГИ; доктор технических наук, профессор Г. НЕСТЕРЕНКО, начальник отделения ЦАГИ.

Воздушные путешествия, по статистике, гораздо безопаснее автомобильных. Тем не менее каждая катастрофа самолёта вызывает широкий общественный резонанс и самым тщательным образом анализируется комиссиями опытнейших экспертов. О том, почему самолёты разрушаются в воздухе и что предпринимается для предотвращения несчастий, рассказывают ведущие специалисты ЦАГИ.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Александр Петрович Фан-дер-Флит (1870-1941) - русский учёный в области прикладной механики и аэродинамики.

Владимир Петрович Ветчинкин (1888-1950) - русский и советский учёный в области аэродинамики, самолётостроения и ветроэнергетики.

Александр Иванович Макаревский (1904-1979) - советский учёный в области прочности и аэроупругости летательных аппаратов.

Цикл ресурсных испытаний состоит из двух частей.

В зале ресурсных испытаний самолёты проверяют на усталостную прочность. Переменным нагрузкам подвергают крылья, фюзеляж и другие узлы летательного аппарата.

В лабораториях ЦАГИ проводят испытания новых авиационных материалов. На установках с мощным гидравлическим приводом образцы подвергают переменным нагрузкам.

Появление реактивных пассажирских лайнеров потребовало перестроить корпус, где проходили испытания на прочность. В новом зале проводили проверку нового магистрального самолёта Ту-334.

Над прочностью самолётов авиаторы задумались сразу после полёта братьев Райт. Почти половина попыток подняться в воздух тогда заканчивалась авариями и катастрофами. Машины разрушались, поскольку первые самолётостроители не знали, как рассчитывать конструкцию, какие брать запасы прочности, подчас не могли определить реальные характеристики используемых материалов.

Дополнительная трудность состояла в том, что самолёт, очевидно, должен быть как можно легче. И конструкторам, которые зачастую творили, следуя своей интуиции, приходилось балансировать на грани между лишним весом и безопасностью.

Учёные разных стран, пользуясь методами аэродинамики, довольно слабо разработанными в начале ХХ века, делали попытки анализа нагрузок, которые действуют на самолёт при взлёте, посадке, других манёврах. Конструкция летательных аппаратов в те времена представляла собой обшитый полотном деревянный каркас, выполненный в виде ферм. Поэтому при прочностных расчётах куда больше использовали опыт мостостроителей.

В России во время Первой мировой войны при Управлении военно-воздушного флота была организована Техническая комиссия, возглавляемая выдающимся специалистом в области гидро- и аэродинамики А. П. Фан-дер-Флитом. В ней также работали Н. Е. Жуковский, А. Н. Туполев и занимавшийся проблемами мостов профессор С. П. Тимошенко (см. «Наука и жизнь № ). Кстати, С. П. Тимошенко, оказавшись после революции на Украине, буквально за несколько месяцев написал первый отечественный труд в этой области «О прочности аэропланов».

Бюро стало предтечей ЦАГИ. Сразу после организации института главным прочнистом в нём стал В. П. Ветчинкин, учившийся у С. П. Тимошенко. В первые годы в ЦАГИ научные исследования и практическое проектирование летательных аппаратов шли параллельно. Лишь позже самостоятельными отраслями стали моторостроение и разработка авиационных материалов, а затем появились специальные авиационные КБ.

С первых дней перед коллективом института в качестве одной из основных поставили цель разработать нормы прочности и методы расчёта конструкций самолётов. Этим занимались В. П. Ветчинкин и один из будущих директоров ЦАГИ А. И. Макаревский.

В 1930-х годах самолёты начали делать из металла, и прочнистам ЦАГИ пришлось разрабатывать и осваивать новые методы расчёта и испытаний конструкций.

Техника непрерывно совершенствовалась, ставя перед учёными всё новые и новые проблемы. Скорость полёта выросла, и начали происходить аварии: в элементах конструкции неожиданно возникали самопроизвольные колебания с большой амплитудой, и самолёт разрушался в воздухе, как от взрыва. Это явление назвали «флаттер». Иногда автоколебания возникали и на земле. Например, при разгоне колёса шасси начинали непредсказуемо поворачиваться вправо-влево, вплоть до поломки шасси. Эти колебания получили название «шимми». В ЦАГИ подробно изучили проблему автоколебаний и научились с ними бороться (М. В. Келдыш и др.).

Предвоенные годы ознаменовались строительством здания для испытаний на прочность полномасштабных самолётов. Проект предусматривал, что в нём можно будет размещать самолёты массой до 50 т. Легендарный конструктор С. В. Ильюшин в своём отзыве выразил сомнение в возможности создания таких гигантских самолётов. Видимо, и гении ошибаются, потому что сейчас в перестроенном и значительно расширенном корпусе мы испытываем аэропланы, весящие более 200 т.

Интересна история другого здания, появившегося на территории ЦАГИ в середине 1950-х годов. В нём производятся испытания на усталостную прочность. При его возведении использовались элементы ангара, который вывез из Германии сын И. В. Сталина Василий. Он хотел использовать ангар в качестве манежа, но после смерти «отца народов» ангар перекочевал в город Жуковский.

Много работы было у прочнистов в годы Великой Отечественной войны. Необходимо было обеспечить максимальную боевую живучесть самолётов. В ЦАГИ испытывались все наши самолёты, а также поступавшие по ленд-лизу и даже трофейные. Самолёты должны были летать при попадании в них пуль и даже снарядов определённого калибра. Разработанные на основе этих исследований рекомендации очень помогли конструкторам. На фронте, бывало, весь фюзеляж и крылья изрешечены осколками, а самолёт продолжал летать.

С появлением в 1950-х годах реактивной авиации и сверхзвуковых самолётов возникли новые задачи. При скоростях выше звуковой трение воздуха о корпус становится настолько большим, что поверхность нагревается до сотен градусов. Например, при скорости, втрое превышающей скорость звука, температура поверхности достигает 300°С, а у алюминия потеря прочности наступает уже при 90-130°С. Иногда корпус разрушался даже без нагрузки - всего лишь от напряжений, возникавших из-за высокого температурного градиента. Алюминиевые сплавы во многих случаях пришлось заменить титаном и сталью.

Особую важность приобрела разработка норм прочности и методов испытаний гражданских самолётов - ведь эти нормы писались кровью погибших пассажиров. До 1954 года в официальных нормативах на прочность указывалось, что самолёт пригоден к эксплуатации, если он выдерживает однократную статическую нагрузку. Величина этой нагрузки выбрана такой, что за всю жизнь самолёта она может встретиться не более одного раза. На основе многолетнего опыта эксплуатации гражданских самолётов установили, что она должна в 3,75 раза превышать вес воздушного судна.

Но в 1954 году произошли две катастрофы английских реактивных лайнеров «Комета». Самолёты разрушились над Средиземным морем, однако обломки одного из них удалось поднять со дна. После их исследования выяснилось, что нагрузки на конструкцию не превышали допустимых, а причиной разрушения стала так называемая усталостная трещина.

Усталость - это образование внутри металла, подвергающегося многократному действию переменных нагрузок, микротрещин, которые постепенно растут. В конце концов металл разрушается при нагрузках, значительно меньших предела прочности. В полёте на корпус аэроплана действуют как раз переменные нагрузки. Например, это происходит в зонах турбулентности, где существуют вертикальные потоки воздуха. Да и на земле во время взлёта и посадки самолёт сильно трясёт. В случае с «Кометами», правда, имело место другое явление. Эти самолёты летали на высоте около 10 км. Воздух там разрежен, и внутри герметичного фюзеляжа возникало избыточное давление. На земле же наружное давление и давление в фюзеляже были одинаковыми. Другими словами, во время каждого полёта детали корпуса подвергались растягивающим нагрузкам из-за роста избыточного давления от нуля до 0,6 атм и уменьшения его снова до нуля. В результате в металле фюзеляжа возникла и развилась трещина, и корпус разрушился.

После этих катастроф в нормах появилась запись, требующая обеспечить безопасность самолёта по усталости. Английские и советские инженеры пошли по пути так называемого безопасного ресурса. Он заключается в том, что фюзеляж, крыло и оперение нагружают циклическими нагрузками, многократно имитируя условия полёта, до тех пор, пока элементы самолёта не разрушатся. Полученный ресурс, то есть количество полётов, которые смог бы совершить летательный аппарат в реальных условиях, уменьшают в несколько раз (не меньше трёх). И этот сокращённый ресурс считается безопасным, то есть за время полётов в пределах безопасного ресурса в конструкции не должно возникать усталостных трещин.

Американцы использовали другой подход, называемый принципом безопасного разрушения. Он лучше отвечает реальным ситуациям - ведь в элементах конструкции трещины возникают неизбежно, и если самолёт при их наличии не разрушается, то он обладает достаточной эксплуатационной живучестью. Для испытаний в фюзеляже создавали искусственную трещину длиной до 0,5 м, а на крыльях - трещины длиной до 0,3 м и проверяли однократным статическим нагружением. Как показал дальнейший опыт, этот подход более эффективен.

В СССР нормы на основе принципа безопасного ресурса действовали до 1972 года, пока мы не получили жестокий урок - под Харьковом разбился самолёт Ан-10А, у которого безопасный ресурс был ещё не исчерпан. Расследование показало, что самолёт потерпел катастрофу из-за образования в крыле так называемых многоочаговых трещин, которые не обнаружили. В роковом полёте трещины соединились, и крыло сложилось, как у бабочки. И тогда в ЦАГИ были разработаны новые нормы на основе нашего и зарубежного опыта, в которых учитывались факторы как выносливости, так и живучести. В нормах указывалось, какие могут возникать трещины и какая при этом должна быть обеспечена остаточная прочность конструкции.

Следующие изменения в нормах появились в 1977 году после трагической гибели самолёта Боинг-707, сконструированного, кстати, в соответствии с принципами безопасного разрушения. В оперении воздушного судна возникла усталостная трещина, которую, как и в случае с нашим погибшим самолётом, не удалось вовремя обнаружить. Нормы пришлось дополнить несколькими пунктами, регламентирующими порядок и периодичнсть осмотров на поиск трещин, а также требующими обеспечить в новых конструкциях контролепригодность, то есть возможность осматривать все места, где могут образоваться трещины, или проверять их методами неразрушающего контроля. Новые нормы обеспечения живучести назвали принципом допустимости повреждения.

Не остались в стороне и теоретики. На основе линейной механики разрушения теперь удаётся прогнозировать с достаточной точностью и на долгий период развитие усталостных повреждений.

В задачу специалистов по прочности кроме разработки норм безопасности входят также и испытания образцов материалов, панелей и полномасштабных конструкций на соответствие этим нормам. Первые испытания начали проводиться ещё до войны. Тогда А. Н. Туполев с сотрудниками так проверяли самолёт на прочность: забирались на крыло, поднимали туда тяжести и смотрели, не сломается ли оно. Сейчас, конечно, всё поручено машинам. При испытании натурных самолётов к различным точкам планера (всего таких точек может быть до 150) с помощью гидроцилиндров прикладывают постоянные или переменные нагрузки, имитирующие те, что возникают в полёте. Оборудование испытательных стендов позволяет быстро менять величины нагрузок и за считанные минуты воспроизводить многочасовой перелёт. Тем не менее период испытаний на выносливость доходит до трёх лет - ведь расчётный срок службы самолёта достигает 25-30 лет, а с учётом коэффициента запаса нужно воспроизвести полёты в течение 50 лет и более.

Отдельным испытаниям подвергают фюзеляж. Чтобы обезопасить себя от судьбы «Комет», в нём периодически поднимают давление и вновь понижают до наружного. Это сложная процедура, поскольку работать приходится с реальным фюзеляжем в натуральную величину. Первоначально фюзеляж целиком погружали в гидробассейн. Дело в том, что на воздухе усталостное разрушение происходило подобно взрыву, с разлётом многочисленных осколков, способных нанести травмы персоналу, повредить здание и оборудование. Теперь научились организовывать испытания в обычной лаборатории: на фюзеляж с шагом около 1 м устанавливают прочные бандажи, которые при разрушении удерживают элементы конструкции.

Сейчас появился большой интерес к использованию в авиации композиционных материалов, плотность которых почти вдвое меньше, чем у алюминиевых сплавов. Правда, они хрупкие и подвержены действию влаги. Но «плюсы» заметно перевешивают «минусы», и, имея в своём распоряжении испытательные установки и климат-камеры, которые позволяют проверять на прочность и выносливость различные элементы конструкций проектируемых воздушных судов, специалисты ЦАГИ подтвердили это.

Кроме того, сообщают, что за границей уже созданы композиты с «самозалечивающимися» трещинами. Как только один из многочисленных датчиков выявляет повреждение, в это место подаётся электрическое напряжение, материал от нагрева размягчается и трещина затягивается.

Испытательное оборудование ЦАГИ используется и для помощи смежным отраслям. Например, в настоящее время в институте проходят испытания бетонных шпал для железных дорог и композитных накладок для соединения встык рельсов.

Ещё одна важная область работы наших специалистов - увеличение ресурса старых самолётов. Нормативный срок службы машин, спроектированных в 60-х и 70-х годах прошлого века, составлял 15-20 лет. Однако новые самолёты стоят дорого, и не у всех российских и зарубежных авиакомпаний находятся средства на их приобретение. В ЦАГИ изучают опыт эксплуатации самолётов каждого типа и совместно с КБ и Государственным НИИ гражданской авиации работают над продлением срока их эксплуатации и увеличением ресурса новых самолётов с учётом требований безопасности.

За десятилетия деятельности прочнисты ЦАГИ накопили богатый опыт по обеспечению безопасности и надёжности самолётов, и он помогает им разрабатывать такие нормативы и рекомендации, которые позволяют увеличить ресурс проектируемых и используемых летательных аппаратов в 2-3 раза. Наши специалисты принимали непосредственное участие в создании воздушных судов Ил-96, Ту-204 и Ту-334, гиганта Ан-124. А сейчас исследуются прочностные характеристики среднемагистральных самолётов нового семейства МС-21, которые уже называют машинами XXI века.

«Князь Владимир» - Походы Владимира Святославовича Архитектура периода крещения Руси. В 980 году Владимир, убив своего сводного брата Ярополка, стал Великим князем Киевским. Князь Владимир. Укрепление княжеской власти; Укрепление международного авторитета Киевской Руси; Христиане и язычники. Владимир Святославич – младший сын князя Святослава и ключницы княгини Ольги Малуши.

«Мономах» - Ослепление князя Василька Ростиславича. Василий Великий. Подавайте сироте. Походы. Долобский съезд князей. Шапка Мономаха. Князья. Молитвой человек побеждает дьявола. Мозаика Св.Софии. Свидетели и свидетельства. Православная культура. Мономах. Как изучают родную историю. Прозвище Мономах. Старых чтите.

«Первые киевские князья» - Князь Святослав (957 – 972 гг.). Княгиня Ольга(945 – 957 гг.). Почему Святослав решил город Переяславец сделать столицей. Какие выводы можно сделать. Полюдье. Закрепление. Древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. Реформы Ольги. Восточное направление походов.

«Мономах Владимир» - Красный-не понравился. О православной религии. Выводы: Устаревшие слова. Что писал Мономах о православной религии и о христианских заповедях? Мы приветствуем дружественные племена восточных славян!!! Физкультминутка. В.Мономах вошёл в историю России как выдающийся исторический деятель. Что нового узнали о самом князе Владимире Мономахе?

«Князья на Руси» - Итоги правления первых русских князей. 882. Установление влияния на пути «из варяг в греки». 962 – 972. 945. Киевская Русь. Игорь Рюрикович (Старый) - великий князь киевский, сын Олега. Олег 882- 912 гг. Деятельность: Олег (Вещий)- князь новгородский и (с 882) киевский. Первые русские князья. Владимир 956-1015гг.

«Игорь Олег Ольга» - Перечислите предпосылки образования государства у восточных славян. Образование и расширение границ государства Русь. Восточное направление (печенежское, булгарское, хазарское). Усвоить организацию власти князя над покоренными племенами. Основные направления походов первых киевских князей: Какие изменения внесла в управление Древнерусским государством княгиня Ольга?

Всего в теме 40 презентаций

Казачьи загадки о явлениях природы. Без рук, без ног, а двери открывает. С неба падаю, в землю врезаюсь Взрослым- прохлада, а детям я – отрада. Поднялись ворота- всему миру красота Есть на свете конь: хоть топнуть, хоть заржать- всему свету не сдержать! В небе родился, в земле схоронился. (Снег). (Ветер). (Молния). (Радуга). (Гром). (Дождь).

Слайд 21 из презентации «Явления природы» . Размер архива с презентацией 1771 КБ.

Окружающий мир 1 класс

краткое содержание других презентаций

«Игра «Живое-неживое»» - Ползун ползёт, иглы везёт. Признаки живой и неживой природы. В лесу на одной ножке выросла лепёшка. На шесте дворец, во дворце певец. Любите природу. Игра «Живое-неживое». На всех садится, никого не боится. Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо. Без рук, без ног, а бежит. Живая природа. Окружающий мир- живая и неживая природа. Луна. Фёдор Тютчев. В воде под мостиком виляет хвостиком. Дышит, растёт, а ходить не может.

«Путешествие по Москве» - Кремль Московский. Начало Москвы. Третьяковская галерея. Благовещенский собор. Храм Василия Блаженного. Век прошел. Соборная площадь. Новодевичий монастырь. Москва. Урок по курсу окружающий мир 1 класс. Успенский собор. Оружейная палата. Царь-колокол. Красная площадь. Государственный центр Москвы. Храм Христа Спасителя. Архангельский собор.

«Детям о насекомых» - Окончание. Насекомые - это животные, у которых 6 ног. Охранять природу – значит охранять Родину. Части растений. Насекомые. Животные. Кого можно назвать животными. Жизненный цикл бабочки. Берегите насекомых. Кто такие насекомые.

«Производство хлеба» - На широкие долины вышли новые машины. Зерно пшеницы. Маленький росточек пшеницы. Зерно перетирают - мелят и получают муку. Человек привык трудиться. За лесами, за лугами раздаётся в поле гром. Хлебобулочные изделия. Как хлеб появился в магазине. Состав теста. Осенью пшеница созревает и колоски убирают машинами- комбайнами. Венок колосьев золотых- дело тяжелое рук трудовых. Цели. Путешествие колобка.

«Игра про животных» - Назови маму. Назови признаки животных. Просмотр мультфильма. Кто осенью холодной ходит злой, голодный. Что вы можете рассказать про этих птиц. Задание «Одень меня». Приветствие команд. Животный мир. Конкурс «Эмпатия». Какие сказки о животных вы знаете. Конкурс капитанов. Загадки о животных. Физминутка.

«Класс Насекомые» - Насекомые-рекордсмены. Насекомые. Знания. Факты о насекомых. Кто такие насекомые. Кого можно назвать животными. Для чего нам насекомые. Жуки и бабочки. Термитник. Насекомые - это животные. Животные. Берегите насекомых. Огромное солнце.

Чьи шаги всю ночь я слышу?
Я теперь усну едва ли,
Может, кошек подковали?

Мы предлагаем Вам вместе с детьми впитать немного народной мудрости, используя в играх загадкипро дождь. Это не только забавная игра, но и развитие речи ребенка, проявление эрудиции, и просто замечательное времяпровождение дома и на улице.

Более того, загадки вдохновляют ребенка на новые открытия, заряжая его позитивной энергией.

М ы его просим, мы его ждём,
А как он придет - мы прятаться начнём.

Кто всю ночь по крышам бьёт
Да постукивает, да бормочет,
Песни нам поёт,
Убаюкивает?

Он пойдёт, мы побежим,
Он догоняет все равно!
Мы в дом укрыться поспешим,
Стучать он будет к нам в окно,
И стук по крыше, тук-тук-тук!
Нет, не впустим, тебя друг!

Шёл долговяз, в сыру землю увяз.

Без пути и без дороги
Идёт самый длинноногий,
В тучках прячется, во мгле,
Только ноги на земле.

Шумит он в рощах и в саду,
Но в дом не попадёт.
И гулять я не пойду,
Пока он не пройдёт.

Не пешеход он, а идёт.
Намокли люди у ворот.
Дворник ловит его в кадку.
Ну что, трудная загадка?

Идёт он по земле без ног,
Без рук он в дом стучится.
Его не пустим на порог,
Чтоб не намочиться.

Из тучки, как из решета,
Капля за каплей - капает вода!
Рады ей цветы и птички,
Скажи, что это за водичка?

Без рук он и без ног,
Под окном стучится,
К нам в избу просится

Он, как будто гость постылый,
Грустный, не подаст он руку,
Он в окно стучит уныло,
На ребят наводит скуку!
Только жалобы и вздохи,
Только слезы льет наш гость.
Кто роняет эти "охи"
За окном? Осенний...

Конечно же, дождь.

Кто из нас не улыбался, наблюдая, как маленькие первооткрыватели в резиновых сапожках испытывает глубину лужи, порой подпрыгивая в ней, поднимая волну. Или как маленькие модницы урывают локоны под своими детскими зонтиками.

Загадки активно используются педагогами и воспитателями, т.к. малышам они интересны. Детки в садиках и начальных школах тянут ручки, чтобы предложить ответ на загадку первым.

Из тёмных кораблей капает,
И цветы каплями умывает.

Долог, да тонок, а сядет - в траве не виден.

Что всегда опускается и никогда не поднимается?

Меня ждут, никак не дождутся,
А как приметят — все разбегутся.

Дробно, крупно зачастило,
Да всю землю напоило.

С неба он пришёл,
И в землю ушёл.

Частенько меня просят, ждут,
А только появлюсь - так прятаться начнут.

Тонкий и высокий
Упал в осоку,
Сам не вышел,
А детей вывел.

Мочит рощу, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч - он вождь,
Ты ведь знаешь, это - ...

Не идёт он и не скачет,
Он плывёт и шумно плачет.

Не удержались в сите
Серебряные нити
И, выскочив на волю,
Пришили тучку к полю.

Посмотрю, я в окошко -
Идет длинный Антошка.

Он длиннющий и большущий.

Он от тучи до земли...
Пусть идет он пуще, пуще,
Чтоб грибы скорей росли.

Кто не плачет,
А слёзы текут?

Живет он в небе,
Как гулять пойдет -
Ноги на землю спустит.

Он в небе родился,
А в земле схоронился.

Надеемся, что загадки про дождь помогут Вам развивать познавательные способности малыша в игровой форме.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!