Это жизнь - портал для женщин

Удивительные племена африки. Африканские женщины: описание, культура

Удивительно, но всё ещё существуют самые дикие племена Амазонки и Африки, которые смогли пока ещё уцелеть от наступления безжалостной цивилизации. Это мы здесь занимаемся интернет-серфингом, бьёмся над покорением термоядерной энергии и улетаем всё дальше в космос, а эти немногочисленные остатки доисторической поры ведут всё тот же образ жизни, который был знаком им и нашим предкам сто тысяч лет назад. Для того, чтобы полностью погрузиться в атмосферу дикой природы, мало просто прочитать статью и посмотреть картинки, необходимо самим съедить в Африку, например, заказав сафари в Танзании .

Самые дикие племена Амазонки

1. Пираха

Племя пираха обитает на берегах реки Мэйхи. Примерно 300 аборигенов занимаются собирательством и охотой. Открыл это племя католический миссионер Дэниэл Эверетт. Он прожил рядом с ними несколько лет, после чего окончательно разуверился в Боге и стал атеистом. Первый его контакт с пираха состоялся в 1977 году. Пытаясь донести до аборигенов слово Божье, он стал изучать их язык и быстро достиг в этом успеха. Но чем сильнее он погружался в первобытную культуру, тем больше удивлялся.
У пираха очень странный язык: там нет косвенной речи, слов, обозначающих цвета и числительные (всё, что больше двух для них «много»). Они не создали, как мы, мифов о сотворении мира, нет у них и календаря, но при всём этом их интеллект не слабее нашего. Пираха не додумались до частной собственности, нет у них и запасов - они сразу же съедают пойманную добычу или собранные плоды, поэтому не ломают голову над хранением и планированием будущего. Нам такие взгляды кажутся примитивными, однако, Эверетт пришёл к иному выводу. Живя одним днём и тем, что даёт природа, пираха избавлены от страхов за будущее и всяческих забот, которыми мы обременяем свои души. Поэтому они счастливее нас, так зачем им боги?


В цивилизованных странах законы одинаково распространяют своё действие на всех граждан независимо от их статуса. И действие этих законов распространяе...

2. Синта ларга

В Бразилии живёт дикое племя синта ларга численностью примерно 1500 человек. Когда-то оно жило в джунглях каучуконосов, но массовая их вырубка привела к тому, что синта ларга перешли к кочевой жизни. Они занимаются охотой, рыбалкой и сбором даров природы. Синта ларга полигамны - у мужчин есть по нескольку жён. За свою жизнь мужчина постепенно обрастает несколькими именами, которые характеризуют либо его качества, либо произошедшие с ним события, есть также секретное имя, которое знают только его мать и отец.
Как только племя выловит всю дичь возле деревни, а истощённая земля перестанет приносить плоды, то оно снимается с места и перебирается на новое место. Во время переезда меняются также имена синта ларгов, неизменным остаётся только «секретное» имя. На беду этого маленького племени, цивилизованные люди нашли на их землях, занимающих 21 000 кв. км, богатейшие запасы золота, алмазов и олова. Конечно, они не могли эти богатства просто так оставить в земле. Однако синта ларги оказалось воинственным племенем, готовым защищаться. Так, в 2004 году они убили на своей территории 29 старателей и не понесли за это никакого наказания, кроме того, что их загнали в резервацию площадью 2,5 миллиона гектаров.

3. Корубо

Ближе к истокам реки Амазонки живёт очень воинственное племя корубо. Они промышляют в основном охотой и набегами на соседние племена. В этих набегах участвуют и мужчины и женщины, а их оружием являются дубинки и отравленные дротики. Есть сведения, что в племени иногда доходит до каннибализма.

4. Амондава

Живущее в джунглях племя амондава понятия не имеет о времени, такого слова нет даже в их языке, а также таких понятий, как «год», «месяц» и т. д. Лингвисты были обескуражены таким явлением и пытаются понять, не свойственно ли оно и другим племенам из бассейна Амазонки. У амондава поэтому не упоминаются возраста, а взрослея или изменяя свой статус в племени, абориген просто берёт новое имя. Также отсутствуют в языке амондава и обороты, которые процесс течения времени описывают пространственными терминами. Мы, например, говорим «перед этим» (имея в виду не пространство, а время), «это происшествие осталось позади», а вот в языке амондава подобных конструкций нет.


В какой бы стране мира ни проводилась свадьба, она обязательно ассоциируется с ощущениями счастья и взволнованности. В подавляющем большинстве случаев...

5. Каяпо

В Бразилии, в восточной части бассейна Амазонки есть приток Хенгу, на берегах которого живёт племя каяпо. Это весьма загадочное племя численностью примерно 3000 человек занимается обычными для аборигенов делами: рыбалкой, охотой и собирательством. Каяпо большие специалисты в области знания целебных свойств растений, одни из них они используют для лечения соплеменников, а другие - для колдовства. Шаманы из племени каяпо лечат с помощью трав женское бесплодие и улучшают потенцию у мужчин.
Однако больше всего они заинтересовали исследователей своими преданиями, в которых рассказывается о том, что в далёком прошлом ими руководили небесные странники. Первый вождь каяпо прилетел в некоем коконе, влекомом вихрем. С этими легендами созвучны и некоторые атрибуты из современных ритуалов, например, предметы, напоминающие летательные аппараты и космические скафандры. Предание гласит, что сошедший с небес вождь несколько лет прожил с племенем, а затем вернулся на небо.

Самые дикие африканские племена

6. Нуба

Африканское племя нуба насчитывает порядка 10 000 человек. Земли нуба лежат на территории Судана. Это отдельная общность со своим языком, которая не вступает в контакты с внешним миром, поэтому пока убереглась от воздействия цивилизации. У этого племени очень примечательный ритуал макияжа. Женщины племени шрамируют свои тела замысловатыми узорами, прокалывают нижнюю губу и вставляют в неё кристаллы кварца.
Интересен и их брачный ритуал, связанный с ежегодными танцами. Во время них девушки указывают на фаворитов, кладя им сзади ногу на плечо. Осчастливленный избранник не видит лица девушки, но может вдыхать запах её пота. Впрочем, подобная «интрижка» вовсе не обязана закончиться свадьбой, это лишь разрешение жениху тайком от родителей ночью пробираться в дом её родителей, где она живёт. Наличие детей не является основанием для признания законности брака. Мужчина должен жить вместе с домашними животными, пока не построит собственную хижину. Только тогда пара сможет спать вместе на законных основаниях, но ещё год после новоселья супруги не могут есть из одного котелка.


По самому характеру своей деятельности контрабандисты должны обладать богатой фантазией и смекалкой, которые явно направлены не на благие дела. При со...

7. Мурси

У женщин из племени мурси визитной карточкой стала экзотическая нижняя губа. Её разрезают ещё в детстве девочкам, вставляют в разрез кусочки дерева со временем всё большего размера. Наконец, в день свадьбы в отвисающую губу вставляют дэби - тарелку из обожжённой глины, диаметр которой может доходить до 30 см.
Мурси легко спиваются и постоянно носят с собой дубинки или автоматы Калашникова, которые не прочь пустить в ход. Когда внутри племени происходят схватки за верховенство, то они нередко заканчиваются смертью проигравшей стороны. Тела женщин мурси обычно выглядят болезненными и дряблыми, с отвисшими грудями и сутулыми спинами. Они почти лишены волос на голове, скрывая этот недостаток невероятно пышными головными уборами, материалом для которых может послужить всё, что попадётся под руку: высохшие плоды, ветки, куски грубой кожи, чьи-то хвосты, болотные моллюски, мёртвые насекомые и прочая падаль. Европейцам тяжело находиться рядом с мурси из-за их невыносимого запаха.

8. Хамер (хамар)

В восточной стороне африканской долины Омо живёт народ хамер или хамар, насчитывающий примерно 35 000 - 50 000 человек. По берегам реки стоят их деревушки, составленные из хижин с остроконечными крышами, покрытыми соломой или травой. Внутри хижины помещается всё хозяйство: ложе, очаг, зернохранилище и загон для коз. Но в хижинах живут только две-три жены с детьми, а глава семьи всё время либо пасёт скот, либо защищает владения племени от набегов других племён.
Свидания с жёнами происходят очень редко, и в эти редкие моменты и происходят зачатия детей. Но и вернувшись ненадолго в семью, мужчины, избив вдоволь своих жён длинными прутьями, тем и удовлетворяются, а спать уходят в ямы, напоминающие могилы, да ещё присыпают себя землёй до состояния лёгкой асфиксии. Видимо, такое полуобморочное состояние им нравится больше, чем близость с жёнами, да и те, по правде говоря, не в восторге от «ласк» мужа и предпочитают ублажать друг друга. Как только у девочки разовьются внешние половые признаки (примерно в 12 лет), то она считается готовой для брака. В день свадьбы новоиспечённый муж, крепко побив невесту тростниковым прутом (чем больше шрамов на её теле останется - тем крепче он любит), надевает ей на шею серебряный ошейник, который та будет носить всю жизнь.


По примерным подсчётам лингвистов в мире насчитывается свыше шести тысяч различных языков общения. Конечно, каждый язык уникален и имеет свои особенно...

9. Бушмены

В Южной Африке есть группа племён, совокупно называемая бушменами. Это люди невысокого роста, широкоскулые, с узким разрезом глаз и припухшими веками. Цвет их кожи трудно определить, поскольку в Калахари не принято тратить воду на мытьё, но они определённо светлее соседних племён. Ведущие бродячую, полуголодную жизнь бушмены верят в загробную жизнь. У них нет ни вождя племени, ни шамана, вообще нет даже намёка на общественную иерархию. Но старейшина племени пользуется авторитетом, хотя и не имеет привилегий и материального преимущества.
Бушмены удивляют своей кухней, особенно «бушменским рисом» - личинками муравьёв. Юные бушменки считаются самыми красивыми в Африке. Но стоит им только достичь половой зрелости и родить, как их внешний вид кардинально меняется: резко расползаются ягодицы и бёдра, а живот так и остаётся раздутым. Всё это является следствием отнюдь не диетического питания. Чтобы отличить беременную бушменку от остальных брюхатых соплеменниц, её обмазывают охрой или золой. Да и мужчины у бушменов в 35 выглядят уже как 80-летние старики - кожа у них везде обвисает и покрывается глубокими морщинами.

10. Масаи

Люди племени масаи стройные, высокие, они хитроумно заплетают волосы. От других африканских племён они отличаются манерой держаться. Если большинство племён легко вступают в контакт с чужаками, то имеющие врождённое чувство достоинства масаи соблюдают дистанцию. Но в наши дни они стали гораздо общительней, соглашаются даже на видео и фотосъёмку.
Масаев около 670 000, они живут на территории Танзании и Кении в Восточной Африке, где занимаются скотоводством. Согласно их верованиям, боги доверили масаям заботу и опеку над всеми коровами мира. Детство у масаев, которое является самым беззаботным периодом в их жизни, заканчивается к 14 годам, завершаясь ритуалом инициации. Причём он есть и у мальчиков, и у девочек. Посвящение девочек сводится к жуткому для европейцев обычаю обрезания клитора, но без него они не могут вступить в брак и заниматься домашним хозяйством. После такой процедуры они не ощущают удовольствия от близости, поэтому будут верными жёнами.
После инициации мальчики превращаются в моранов - молодых воинов. Их волосы обмазывают охрой, и охватывают повязкой, выдают острое копьё, а на пояс вешают подобие меча. В таком виде моран должен с гордо поднятой головой проходить несколько месяцев.

Русского человека, откровенно говоря, пугают. Виной всему их необычные стандарты красоты, которые в корне отличаются от наших. Из-за этого у нас сложился стереотип, что все чернокожие женщины не так привлекательны, как наши. Однако действительно ли это так? Или, быть может, за шокирующими фото мы перестали замечать истинную красоту Африки?

Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно отсеять правду от вымысла. Для этого давайте сравним различные категории темнокожих девушек, живущих как на территории Черного континента, так и за его пределами.

Африканская девушка: чем она пугает?

Африканские русскому человеку кажутся как минимум странными. Пробитые уши, в которых с легкостью помещается 10 см тарелка. Украшенный шипами нос, похожий скорее на тело ежа, чем на прелестную часть лица. Вытянутые, словно у жирафов, шеи, опоясанные медными обручами. Все это пугает нашего человека, а также заставляет его ломать голову над тем, зачем же они себя так уродуют?

Однако следует прояснить один момент. Подобные излишества - это привычная норма для местных племен. Это часть того культурного наследия, что передавалось из поколения в поколение, на протяжении последних 2-3 тысячелетий. И странными они кажутся лишь для нас, а для них это привычная часть эстетического образа предков.

Исключение из правил

Но не все коренные жители Африки склонны к самобичеванию. Так, среди всех прочих выделяется ведь в нем обитают самые красивые африканские девушки. При этом их внешний вид по достоинству оценивают не только чернокожие мужчины, но и большинство европейцев.

Все дело в том, что женщины из этого племени обладают удивительно стройным телом, что крайне необычно в тех краях. Также они не «уродуют» свое тело, а наоборот, следят за ним. Так, девушки ежедневно втирают в свои волосы особый экстракт из глины и природных масел, тем самым формируя удивительные косички, чем-то напоминающие дреды.

К тому же в этом племени женщины привыкли носить на себе множество украшений. И это придает им еще большей элегантности и благородности. Недаром кто-то из туристов заметил, что все они похожи на темнокожих принцесс древности.

На заре новой эры

И все же даже коренные африканцы потихоньку начинают осознавать, что сегодня подобные чудачества уже не в моде. По мере того как прогресс захватывает одичалые земли, меняется и сама культура Черного континента. Теперь красивые африканские девушки не спешат уродовать свое тело и лицо. Благодаря телевидению они приобретают новые взгляды и убеждения, отличающиеся от привычных в лучшую сторону.

В целом, несмотря на всю самобытность африканцев, они все больше и больше стремятся стать похожими на американцев и европейцев. Ведь их образ - это символ богатства и благополучия, которых здесь так сильно не хватает. Поэтому не стоит удивляться тому, что современная девушка вместо тарелкообразных сережек предпочтет в подарок набор качественной косметики.

Африканские девушки-модели

Подобные изменения в культуре привели к тому, что их женщины начали перевоплощаться на глазах. Из диких и неухоженных волчиц они превратились в грациозных пантер, способных конкурировать на равных с европейскими красавицами. В доказательство тому приведем небольшой список уроженец Африки, способных удивить всех своим прелестным видом.

  • Иман Мохамед Абдулмаджид - эта африканская девушка одна из первых показала миру истинную красоту Черного континента.
  • Кейт Менсон - ганская топ-модель, победившая в 2008 году на национальном конкурсе «Лицо Африки».
  • Олучи Онвигба - нигерийская красавица, покорившая подиумы многих престижных показов.
  • Ясмин Варсаме - уроженка Сомали, переехавшая в Канаду и прославившаяся там как одна из самых привлекательных девушек штата.
  • Женевьев Наджи - еще одна африканская девушка из Нигерии, ставящая известной певицей и моделью за пределами родины.

Примечательно то, что этот список можно продолжать очень долго, так как сногсшибательных красавиц на этом континенте много. Но куда важнее то, что сегодня мир начал принимать этих женщин как достойных соперниц белокожих моделей. Поэтому и миф о том, что все темнокожие девушки непривлекательны, также понемногу начинает рассеиваться.

Африканки, прославившиеся на весь мир

Если в предыдущей главе разговор шел просто о красивых женщинах Африки, то в этой речь пойдет о самых известных из них. О тех, чья красота раз и навсегда изменила окружающий их мир, заставила преклонить колени перед «черными богинями».

  • На первом месте стоит эфиопская супермодель и дизайнер Эта африканская девушка настолько популярна, что журнал Forbes присудил ей 11 место среди самых высокооплачиваемых моделей планеты.
  • Второе почетное место занимает Агбани Дарего - уроженка Нигерии. Именно она является той первой чернокожей женщиной, что смогла выиграть «Мисс Мира».
  • Флавиана Матата - танзанийская модель, занявшая в 2007 году 6 место на конкурсе «Мисс Вселенная». Сегодня ее лицо представляет торговую марку одного из самых известных модных домов - Vivienne Westwood.

Прошлое и будущее

В завершение хочется сказать, что Африка - это континент потрясающих контрастов. Здесь гармонично переплетаются прошлое и будущее, странное и понятное, красивое и уродливое. Поэтому нельзя сказать, что вскоре все африканские девушки будут выглядеть как европейские. Скорее всего, большинство самобытных племен по-прежнему будут следовать древним обычаям и нормам.

Однако те из них, кто все же осмелится на перемены, навсегда изменят представление мира о женщинах этого края.

Может сложиться мнение, что в культурах, отличных от нашей, внешность человека и стандарты "идеальной красоты" менее значимы, однако это не так. Даже в культурах, считающихся примитивными, огромное значение придается красоте и украшению тела. В 40 странах Африки проживает более полумиллиарда людей, принадлежащих к бесчисленным этническим группам, между которыми существуют большие культурные различия, и понятие о красоте, соответственно, также варьирует - хотя многие идеалы являются общими.


В африканском племени фулани мужчины должны были выдержать семидневный конкурс красоты. Для этого они обильно покрывали свое лицо природными косметическими средствами, украшали голову локонами из бараньей бороды с вплетенными в нее украшениями из колец и бусин, выкатывали глаза и демонстрировали зубы. Все конкурсанты вставали в ряд и покачивали бедрами. Девушки выбирали себе в мужья самых красивых.

Воин племени Рендилли. Эфиопия.

Девочка племени Рендилли, Эфиопия.

На юге Африки в племени амандебеле самая красивая женщина имеет самую длинную шею. С детства девочкам надевают латунные обручи, так длина шеи может достигать 50 сантиметров. Эти обручи нельзя было снимать, так как отсутствие шейной мускулатуры привело бы женщину к немедленной смерти.


Женщины из племени амандебеле, Южная Африка.


Мужчина племени Кикую.

Племя Асмати, Папуа.

Племя Бушмены, Намибия.

Племя Бена, Эфиопия.

Племя Боди, Эфиопия.


Племя Дераша, Эфиопия.

Племя Датога, Эфиопия.

Племя Дорзе, Эфиопия.

Племя Каро, Эфиопия.

Племя Масаи, Кения.


В Кении женщины-масаи прокалывают по всему уху множество дырочек, в которые вставляют палочки, проволочки причудливых форм и яркие бусы. Создается впечатление, что в их ушах растут диковинные кусты. Возможно, эта искусственная растительность призвана отчасти компенсировать полное отсутствие волос на голове - кенийки наголо обривают свои головы.

Племя Масаи, Танзания.

Племя Мурси, Эфиопия

Дадим слово русскому путешественнику Александру Редько, побывавшему с экспедицией в долине Омо. Вот как он описывает встречу с племенем Мурси. «Кольцо из десятка вооружённых теней медленно сжималось вокруг нас, и скоро мы уже могли полностью разглядеть их.
Это были абсолютно нагие чёрные мужчины, тела которых были разрисованы циркулярными полосами белого цвета. Словно безразмерная морская тельняшка покрывала сверху донизу их тело. Даже внушительный половой член каждого был тщательно разрисован белыми кольцами, являясь точной копией жезла автоинспектора. Позже, за эту прелесть мы прозвали мужиков-мурси "гаишниками", но в тот момент нам было не до смеха.

Это был передовой заслон племени, своего рода - пограничная застава на краю их владений. Нам опять повезло. Трое из нас, служившие когда-то на флоте, неизменно носят в экспедициях свои дембельские тельняшки. Вот и в тот напряжённый момент мы были в них. И надо было видеть удивлённые лица воинов-мурси, неожиданно обнаруживших пришельцев в такой же, как у них, ритуальной раскраске. Быстро смекнув, мы постарались объяснить, что являемся их "белыми братьями по вере", а ещё три человека - это наши слуги. Ответ их удовлетворил и нас пригласили в деревню.

Как мы прошли несколько часов по топи болота,- я не могу объяснить. Но, было такое ощущение, что зыбь странно хрустела в тех местах куда наступали ноги мурси. Нам же оставалось лишь идти след в след.
Мы пришли в эту, скрытую от посторонних глаз деревню и несколько дней прожили среди мистического племени, узнав многие его тайны.

Но, сначала мы и не подозревали, что их невероятный внешний вид скрывает за собой страшный внутренний мир. Мир иной, совершенно непонятной нам жизни. Ужасные догадки стали появляться в наших головах уже на второй день пребывания в племени, дальнейшее же изучение жизни племени сделали их вполне определёнными. Началось всё с того, что один из подростков без спросу взял компас из нашей палатки и это заметил кто-то из женщин. Парня мигом поймали и привязали к одному из огромных деревьев, росших поблизости. Мы, было, подумали, что сейчас будет порка, а потому довольные уселись неподалёку. И тут - впервые увидели её.

На голове у нее был особенный головной убор. Он состоял из двух десятков полых цилиндриков - кусочков ствола какого-то растения, нанизанных на волосы, словно большие бигуди. Цилиндрики эти были набиты непонятными комками каких-то листьев.
Необычная женщина молча подошла к воришке и взяла его за кисть. В другой её руке вдруг блеснул нож: мгновенным круговым движением была рассечена кожа и сухожилия на запястье руки парня. Другим резким движением кисть была свёрнута и отброшена в сторону.
(Позже мы видели, как она была сварена и пошла на изготовление очередной монисты-нэк. Тогда-то мы и поняли, почему у многих мужчин племени отсутствуют кисти одной из рук).


Волос на головах почти нет, а потому все женщины-мурси постоянно носят замысловатые головные уборы сложной конструкции, изготовленные из веток, грубых кож, болотных моллюсков, высохших плодов, мёртвых насекомых, чьих-то хвостов и какой-то вонючей падали. Уникальное «украшение» лица, которое они используют, является совершенно необычным, даже для диких людей. Дело в том, что ещё в юном возрасте их девочкам прорезают нижнюю губу, и начинают вставлять туда деревянные чурбачки, всё более и более крупного диаметра. За несколько лет дыра в губе постепенно увеличивается всё значительней. В день свадьбы в неё вставляют «тарелку» из обожженной глины, называемую дэби. Размер тарелки является мерилом красоты. Чем больше тарелка, тем больше скотины дадут за невесту.

Есть у женщин мурси и иные, не менее странные и жуткие украшения, висящие на сплюснутых шеях. Это монисты, набранные из костей ногтевых фаланг человеческих пальцев, называемые - нэк. В норме, у обычного человека имеется по 28 таких косточек.
Судя по размерам зловещих монист, на каждую из них пошло не менее четырёх-шести кистей рук. К тому же, у некоторых "дам" висит по нескольку штук подобных, ужасающих взгляд ожерелий.

В своём культе мурси поклоняются Богу Смерти - Ямда. Согласно традициям этого мистического племени, все его женщины являются Жрицами Смерти. По вечерам, в своей хижине они готовят, сначала, какое-то, относительно лёгкое наркотическое зелье, растирая в порошок сушёные плоды особого болотного ореха.

Насыпав его на вдетую в губу тарелочку-дэби, каждая женщина приближает наркотическое яство к губам собственного мужа и они оба начинают одновременно слизывать его (при этом жена высовывает язык через дыру между зубами). Эта часть ритуального обряда называется "поцелуй смерти". Кстати, привычный для нас способ целоваться они вообще не используют.
Затем, в тлеющий очаг бросается пучок какой-то дурманящей травы, которая начинает испускать вверх струйки желтоватого дыма. Мужчина поднимается на жерди "антресолей" и ложится над очагом таким образом, чтобы струйки сладкой курильни поднимались прямо к его лицу.
Ложится он не просто так, а поместив голову на углубление особой подставочки-подушечки. Эта небольшая штуковина
напоминающая формой катушку, называется бркута и делается из древесины тайного растения, которое нам так и не показали.

Около двух десятков таких удивительных приспособлений для сна хранится в хижине Верховной Жрицы племени, зовущейся - Срэк (это та, особенная от всех женщина, которая отрезает кисти рук мужчинам, нарушившим какой-либо из законов племени).
То, что она проделывает с подушечками-бркута, находится вообще за гранью реального. Срэк натирает каждую из них одним из своих многочисленных зелий и наговаривает особым индивидуальным заклинанием. В итоге, каждая бркута становится носителем какого-то, совершенно конкретного сновидения! Это может быть "фильм" об удачной охоте, или ночи любви, о вкусном обжорстве, или победной битве с врагами и т.п.
По просьбе мужа, жена каждый вечер приносит ему деревянный подголовник с тем видением, которое он хочет увидеть перед возможной смертью. Эта часть обряда называется "сон смерти" и название это вовсе не случайно. Пока мужчина сладко грезит в дыму дурмана, жена готовится дать ему яд.

Этот смертельный порошок Верховная Жрица племени готовит из тех самых нижних зубов, выдернутых у женщин, настаивая их на сложном зелье из девяти трав, растущих на кочках мёртвых топей Лотагипи.
Спустя некоторое время, женщина-мурси поднимается к спящему мужу и вдувает ему в рот смертельный порошок со своей губной тарелочки. Эта часть мистического обряда называется "укус смерти".
Но, на этом страсти не заканчиваются. Отравив мужей, все Жрицы Смерти собираются в хижине Срэк и проводят там какой-то таинственный обряд. Мы могли слышать лишь заунывное бормотание, перемежаемое гортанными выкриками Главной Колдуньи, вызывающей Бога Смерти и видеть издали всполохи чёрных и белых дымов, изредка вылетающих из отверстия в крыше.


Зловещий ритуал завершался действом, которое мы прозвали "рулеткой смерти, а сами мурси называют его - "дар смерти".
Верховная Жрица обходила все хижины деревни, поднималась к отравленным мужчинам и клала им в рот спасительное противоядие, порции которого и находились в цилиндриках, украшавших её сложную "причёску". И никто кроме неё и Бога Смерти Ямда, чью волю и выполняла Верховная жрица, не знал: всем мужчинам племени велено жить дальше, или не всем.
Бывали случаи, когда Срэк не давала кому-то из них антидод. Тогда она, выйдя из хижины, рисовала на загубной тарелке его жены белый крест. Такая женщина оставалась вдовой на всю оставшуюся жизнь и имела большое уважение в племени, как жрица,- исполнившая свой долг перед всемогущим Ямда.

Племя самбуру, Кения.


Племя Сурма, Эфиопия.

Племя Химба, Намибия.

Племя Хадза, Танзания.

Племя Хамер, Эфиопия.

Все мужчины хамеров заслуживают имени Нарцисса. Они великолепно сложены, высоки и плечисты. Скульптурный профиль и надменный вид. Самолюбование в каждой позе и первобытный артистизм в жестикуляциях.
Они считают себя повелителями всех и вся, воинами и героями, а потому не обременяют свои достоинства никакой работой.
Целыми днями эти прекрасные самцы бродят по джунглям в поисках чего-нибудь, во что можно выстрелить (раньше - из лука, теперь - из автомата). Белых людей они давно не убивают, т.к. не видят в них претендентов на свои земли. А вот чёрных иноплеменников, нарушивших границы владений, ждёт неминуемая смерть.

Жён своих в хижинах они посещают крайне редко: лишь тогда, когда считают необходимым завести следующего ребёнка. Поэтому и спят эти странные мужики не в объятьях сладких женщин, а в ямах-могилах, которые роют по околице селения. Присыпают свои тела землёй, сдавливая грудную клетку для затруднения дыхания, и отключаются в кайфе гипоксии, пока утреннее солнце в глаз не ударит.


Девушку берут замуж тогда, когда у неё появляются вторичные половые признаки (примерно в 12 лет). До замужества, она обязательно, под страхом смерти, должна сохранить девственность. В "первую брачную ночь" ловкий муж производит ей искусственную дефлорацию деревянной штуковиной, называемой ангебе мамби и напоминающей по форме нашу толкушку для картошки или гранату ПРГ-1. Утром он ходит по деревне и показывает всем сотоварищам окровавленную толкушку, подтверждающую бывшую непорочность жены.
В тот же день муж надевает на шею своей благоверной толстое кольцо неснимаемого металлического ошейника, называемого беньяр и имеющего впереди специальную рукоятку. Каждый вечер, муж поочерёдно берёт своих жён за эти рукоятки и, под взаимные стоны, вкровь лупит их спины жёстким прутом. Может - от любви, может - в соответствии с нашей пословицей ("было бы за что - убил бы!"), а может и ещё для чего-то...

Каждый вечер, когда после стонов всеобщей порки удовлетворённые мужики уходят спать в свои "могилы", женщины, как ни в чём не бывало, собираются у костров, играют на восьмиструнных примитивных гуслях-крар, поют, игриво смеются и пленительно танцуют. Танцы горячих, блестящих, зовущих, сладких тел способны притянуть к себе любого мужчину, но только не воина-хамера, стоящего выше удовольствий тела.

Наверное от такой "любви" и систематического уклонения от своих супружеских обязанностей, мужчины племени не пользуются особым вниманием у противоположного пола. Женщины-хамер предпочитают наслаждаться друг другом, отдаваясь мужикам лишь для воспроизводства рода.

Работают в племени хамеров только подростки, мужчины, не способные уже держать оружие, и женщины, не способные рожать. Молодые же женщины, ничего не делают, кроме ухода за малышами и совершенствования собственного тела. В последнем искусстве они могут дать фору любому спа-салону.
В этих местах растёт дерево шанбия, дающее плоды, точь в точь напоминающее какао-бобы. Так вот, молодые хамерки растирают их, смешивают с козьим сливочным маслом, соком сахарного тростника и получают полужидкий шоколад. Этим шоколадом они тщательно промазывают друг-другу прекрасные волнистые волосы, заплетая их потом в сотни мелких тугих косичек. Этой же смесью они покрывают лица и шеи, превращая свои изящные головки в лакомство, перед которым трудно устоять.

Но, и это ещё не всё. Они ежедневно подолгу растирают всё тело друг-друга мёдом диких пчёл. Можете себе представить, как выглядят молодые, упругие, промассированные мёдом, тела местных красавиц, тем более, что никакой одежды они на себе не носят. (Лишь по просьбе фотографа они надевали для фотографий ритуальные передники-фаланти из расшитой бисером кожи).

Африка как всегда радует (каждый решит для себя сам, нужно ли закавычивать это слово) самыми поражающими воображение традициями. Но что для нас – обыденность, то для членов племен «черного» континента – настоящий повод для свершения кровавых ритуалов. Сегодня «пройдемся» по девственницам.

И Сережа тоже!

Помните, мы писали о традициях по инициированию мальчиков в Папуа Новой Гвинее? Не думайте, что к девочкам члены племени относятся более снисходительно. Хотя, конечно, все познается в сравнении: обряд дефлорации девочек происходит здесь куда более гуманно. В этой «процедуре» также неотъемлемо участие верховного жреца (там никого не смущает, что он и по девочкам, и по мальчикам ходок?). Во время свадьбы его главная обязанность — прорвать девственную плеву специально подготовленным ритуальным деревянным ножом. После этих манипуляций страдания не заканчиваются: будущий муж новоиспеченной женщины должен предложить «протестировать» свою невесту другим членам племени. Церемония бракосочетания происходит только после всех издевательств, традиционных для племени. В браке жена обязана оставаться исключительно верной, а измена карается смертной казнью. Подобных традиций придерживаются и аборигены племени закаев на острове Суматра. Там тоже невесту сначала отдают на растерзание всем мужчинам рода, после чего наконец-то может состояться свадьба. Иногда возле ложа несчастной можно насчитать около тридцати мужчин в возрасте от восьмидесяти до десяти лет. И, естественно, став женой, она точно так же обязана хранить верность, иначе за измену заплатит жизнью. Такая логичная африканская логика.

Кинг-Конг уже не тот

Как вы относитесь к обезьянам? Так забавно наблюдать за ними в зоопарке, правда? А вот девственниц экваториальной Африки эти милые звери так не радуют. Более того — простое упоминание обезьян может вогнать женщин в состояние ужаса, близкого к помешательству. А вас бы порадовало, если бы вашим первым мужчиной стал… самец гориллы? Да, девушек племен центральной Африки отправляют в джунгли со вполне определенной целью. Кстати, считается, что если она не смогла привлечь гориллу, то подлежит изгнанию и порицанию – мол, даже обезьяна в ее сторону не посмотрела! Естественно, такое варварство заканчивается неминуемым нападением дикого животного на горе-девственницу. Но есть и добряки, которые, сжалившись, решают «помочь» девушке – затаившись в дебрях джунглей, они нападают на нее вместо гориллы. И тогда уже в буквальном смысле пробуют на ней все свои мечты, желания и фетиши. Нужно ли говорить, что на теле бедняжки не остается после экзекуции ни одного живого места, а сама она больше ничего в течение жизни не хочет слышать про половые отношения? Самое удивительное (хотя, казалось бы, больше удивляться уже некуда) – аборигены считают, что чем больше увечий можно насчитать на теле теперь уже женщины, тем более высокое положение она займет в иерархии племени. Своеобразная компенсация за моральную инвалидность.

Форт-Нокс по-африкански

Но не думайте, что лучший способ избежать все эти издевательства – остаться вечной девственницей. Все в той же Африке существуют племена, которые, напротив, всячески борются за чистоту и сохранность девушки на выданье. Правда, конечно, с колоритом, свойственным этому континенту. Не хотите связей до свадьбы – пожалуйста! Только не удивляйтесь, что ваше влагалище попросту зашьют, причем сделают это еще в раннем детстве. И лишь перед бракосочетанием специально созванный совет старейшин племени «раскроет» его для вашего будущего мужа. Тот самый момент, когда до свадьбы ни-ни, да и после свадьбы как-то вряд ли захочется.

Вот у нас в последнее время какая-то повальная мода ругать место, где ты родился. А мы считаем, что наша родина – это здорово. Особенно, когда неудовлетворенные старейшины и гориллы-фетишисты бродят на расстоянии в десять тысяч километров.

Об инициации мальчиков читайте здесь:

30 июля 2014, 12:11

На протяжении XX века большинство народов Африки утратило самобытность, изображая лишь видимость соблюдения обычаев и ритуалов в угоду туристам. Но исключения остались. В засушливой Намибии на границе с Анголой живет племя химба, над которым не властно течение времени. Они не ведут отсчет годам, не знают своего возраста, веками соблюдают одни и те же традиции, почитают предков, занимаются натуральным хозяйством.

Для химба прическа, одежда и украшения имеют немаловажное значение в их традиционной культуре. Даже новорожденных младенцев украшают жемчужным ожерельем, а дети постарше носят браслеты из меди, украшенные ракушками.

Прически лучше любых документов расскажут о социальном статусе и семейном положении. Юные девочки заплетают волосы, как правило, в две косички спереди, форма и детали которых указывает на её родовую принадлежность.

Если ребенок - один из близнецов, то косичка одна.

Когда девочка вступает в период полового созревания, она делает взрослую прическу - невероятные дреды, для создания которых используют охру, масло, козью шерсть, иногда солому, а в последнее время даже покупают в городе индийские волосы для наращивания. Особенность прически девочки-подростка в том, что косы падают на лицо, как бы оберегая от мужского внимания.

Когда девушка готова вступить в брак, она откидывает эти косы назад


Замужние женщины добавляют к прическе головной убор, сделанный из шкуры животных.

Сохранять сложные дреды в идеальной форме проблемно само по себе, женщины тратят несколько часов в день, стремясь красоте волос и лица, спят на деревянных подушках, чтобы не испортить свои волосы в ночное время.

У мальчиков и неженатых мужчин волосы направлены назад.



Когда мужчина женится - он надевает и носит, не снимая, тюрбан.

Из-за того, что тюрбан не снимается, кожа головы зудит, и поэтому мужчины носят заостренную стрелку, чтобы почесаться. Тюрбан можно будет снять, когда мужчина овдовеет.

Этот мужчина с непокрытой головой (фото ниже) - вдовец, но многолетняя привычка скрести голову осталась.

Помимо причесок в обязательный ежеутренний ритуал ухода за собой у женщин племени входит обмазывание всего тела смесью из охры и сливочного масла, называющейся otjize. Именно из-за этой смеси кожа имеет красивый красноватый оттенок и гладкую структуру даже у женщин в возрасте. Если нет достаточного количества масла, используется вазелин. Смесь действует как солнцезащитный крем и, одновременно, средство от насекомых.

Женщины химба носят юбки из козлиной кожи, украшенные ракушками и ювелирными изделиями из меди. На шеях - большие белые ожерелья, тяжелые ожерелья, сделанные из меди или железной проволоки. Новые украшения сделаны из ПВХ или из вещей, доставшихся от туристов. Вот почему иногда можно увидеть браслеты с логотипом Арсенала.

Хижины сделаны из смеси земли и навоза, содержат минимум домашней утвари.

Из современных предметов быта химба используют только пластиковые бутылки и целофановые пакетики, для хранения вещей, и украшения.

Считается, что люди-химба не любят мыться, но фотограф-исследователь Эрик Лафорж стремится развенчать этот миф. Он утверждает, что химба будут принимать ванну, если у них будет доступ к воде. Но, так как они живут в очень засушливых районах, то водные процедуры для них - роскошь. Вместо мытья и стирки они окуривают себя и одежду дымом. На фото пирамидка в нижнем правом углу - это та самая жаровня в которой дымится ароматный ладан.

Химба занимаются разведением рогатого скота, коз и овец. Женщины являются ответственными за дойку коров. Также женщины заботятся о детях (одна женщина может взять на себя заботу о детях другой). Помимо этого женщины зачастую выполняют более тяжелую работу, чем мужчины: носят воду в деревню и строят дома.

Обычный день у химба начинается рано. Женщины встают с рассветом или даже раньше, накладывают пасту (otjize), доят скот, который мужчины затем гонят к пастбищам.

Дети помогают по хозяйственным работам, выполняя рутинную работу. Например, удаление клещей с коз - работа, которая делается вручную и может занимать несколько часов.

Если пастбища скудеют, вся деревня снимается с места и перебирается в район более пышных угодий. Бывает, племена пересекают границу Намибии и Анголы, не имея никаких паспортов.

Молодые люди часто создают отдельные временные поселки и кочуют со стадами, оставляя женщин, детей и стариков в главной усадьбе.

И если отсутствие затянулось, и мужа долго нет дома, жене не воспрещается измена. Вернувшийся супруг не упрекнет женщину и спокойно примет даже неродного ребенка. Вообще, дети здесь, наряду со скотом, считаются богатством семьи и достоянием племени.


Браки заключаются с целью распределения богатства. После свадьбы женщины переезжают в села своих мужей, где они принимают правила нового клана. Мужчины Химба не моногамны и могут иметь по нескольку жен и детей в разных сёлах. Тем не менее, ухаживания и отношения связаны строгими правилами и нормами поведения.


Современная одежда у химба практически отсутствует, но если она и появляется, то её получают мужчины. И всё же постепенно традиции уступают давлению современности.

Футбольные рубашки в настоящее время стали обычным явлением. - "Я встретил Химба-человека в футболке Бразилии, - пишет Эрик Лафорж. - Но он ничего не знал о футбольной команде или чемпионате мира, так как телевидения и электричества до сих пор нет в его деревне."

Помимо влияния на внешний вид племени, цивилизация угрожает и естественности природы: правительство Намибии хочет построить огромную плотину на реке Кунене и в настоящее время ведет переговоры с людьми Химба.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!