Это жизнь - портал для женщин

Тема: Предложение. Работа с деформированным предложением

Конспект логопедического занятия на тему: «Работа с деформированным предложением»

    Развить фонематические процессы.

    Укрепить навык звукослогового анализа слова.

    Упражнять согласование слов в предложении.

    Совершенствовать грамматический строй речи.

    Развить умение работать с разными видами деформированных текстов.

Наглядные пособия и раздаточный материал: карточки с заданием, картинки, музыка, компьютер.

Ход урока:

Звучат неречевые звуки (птицы, животные) – музыкальное сопровождение.

Что за звуки мы сейчас слышали – неречевые.

    Что такое речь?

    Зачем нужна человеку речь?

    Какая бывает речь?

    В чём разница?

    Из чего состоит наша речь? (слайд 2)

1. Что выражается в предложении.

Записать слоги в 2 столбика.

В 1 столбик слоги с твёрдыми согласными, во второй с мягкими.

Здо, ок, лю, вя, та, мё, азн, ри, ду.

Обозначить цветом твёрдость и мягкость согласных звуков.

Звукобуквенный анализ слова . (слайд 3, 4)

Напиши слово

Сколько всего слогов

Сколько твёрдых согл.

мягкие согл.

Сколько всего звуков

Сколько всего букв

Напиши ударный слог

Из ряда слов составить предложение (на слух)

    Дымок, идёт, труба, из

    Орехи, в, белка, прячет, дупло

    Речка, лёд, покрыт.

    Лодка, на, старый, дно, ушла

Ранней осенью.

Цветы увяли.

Кудрявая травка.

Наступила осень.

Пожелтела трава.

Гнёзда птиц.

Промочило дождём.

Замолкли птицы.

Идут дожди.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Итог:

Какими звуками мы пользовались на уроке? (речевыми и неречевыми)

Из чего состоит наша речь?

Какое задание вам наиболее запомнилось?

Какое задание вызвало наибольшее затруднение?

Напиши слово

Сколько всего слогов

Сколько твёрдых согл.

мягкие согл.

Сколько всего звуков

Сколько всего букв

Напиши ударный слог

Напиши слово

Сколько всего слогов

Сколько твёрдых согл.

мягкие согл.

Сколько всего звуков

Сколько всего букв

Напиши ударный слог

Напиши слово

Сколько всего слогов

Сколько твёрдых согл.

мягкие согл.

Сколько всего звуков

Сколько всего букв

Напиши ударный слог

Напиши слово

Сколько всего слогов

Сколько твёрдых согл.

мягкие согл.

Сколько всего звуков

Сколько всего букв

Напиши ударный слог

Напиши слово

Сколько всего слогов

Сколько твёрдых согл.

мягкие согл.

Сколько всего звуков

Сколько всего букв

Напиши ударный слог

Напиши слово

Сколько всего слогов

Сколько твёрдых согл.

мягкие согл.

Сколько всего звуков

Сколько всего букв

Напиши ударный слог

Определить законченную мысль. Обозначить границы предложения.(слайд 5)

Было жаркое лето дети пошли за грибами в лесу их застала гроза лил сильный дождь дети укрылись в шалаше.

Исправьте предложения, если в них есть ошибки. (слайд 6)

Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке корм. Весной луга затопили реку. На тоненьких листьях показались ветки. Дети набрали костёр для хвороста. Снег засыпало пышным лесом.

Из двух простых предложений составить одно – сложное, используя союзы.

и, а, но. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

Выглянуло солнце. Дети пошли гулять.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Солнце светит ещё ярко. Звери уж готовятся к зиме.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Прокричал петух. Разом ответили ему петухи с других дворов.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Зимой солнце светит редко. Случаются и ясные дни.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Определить законченную мысль. Обозначить границы предложения.(слайд 5)

Было жаркое лето дети пошли за грибами в лесу их застала гроза лил сильный дождь дети укрылись в шалаше.

Исправьте предложения, если в них есть ошибки. (слайд 6)

Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке корм. Весной луга затопили реку. На тоненьких листьях показались ветки. Дети набрали костёр для хвороста. Снег засыпало пышным лесом.

Из двух простых предложений составить одно – сложное, используя союзы.

и, а, но. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

Выглянуло солнце. Дети пошли гулять.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Солнце светит ещё ярко. Звери уж готовятся к зиме.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Прокричал петух. Разом ответили ему петухи с других дворов.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Зимой солнце светит редко. Случаются и ясные дни.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Определить законченную мысль. Обозначить границы предложения.(слайд 5)

Было жаркое лето дети пошли за грибами в лесу их застала гроза лил сильный дождь дети укрылись в шалаше.

Исправьте предложения, если в них есть ошибки. (слайд 6)

Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке корм. Весной луга затопили реку. На тоненьких листьях показались ветки. Дети набрали костёр для хвороста. Снег засыпало пышным лесом.

Из двух простых предложений составить одно – сложное, используя союзы.

и, а, но. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

Выглянуло солнце. Дети пошли гулять.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Солнце светит ещё ярко. Звери уж готовятся к зиме.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Прокричал петух. Разом ответили ему петухи с других дворов.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Зимой солнце светит редко. Случаются и ясные дни.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Определить законченную мысль. Обозначить границы предложения.(слайд 5)

Было жаркое лето дети пошли за грибами в лесу их застала гроза лил сильный дождь дети укрылись в шалаше.

Исправьте предложения, если в них есть ошибки. (слайд 6)

Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке корм. Весной луга затопили реку. На тоненьких листьях показались ветки. Дети набрали костёр для хвороста. Снег засыпало пышным лесом.

Из двух простых предложений составить одно – сложное, используя союзы.

и, а, но. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

Выглянуло солнце. Дети пошли гулять.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Солнце светит ещё ярко. Звери уж готовятся к зиме.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Прокричал петух. Разом ответили ему петухи с других дворов.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Зимой солнце светит редко. Случаются и ясные дни.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Определить законченную мысль. Обозначить границы предложения.(слайд 5)

Было жаркое лето дети пошли за грибами в лесу их застала гроза лил сильный дождь дети укрылись в шалаше.

Исправьте предложения, если в них есть ошибки. (слайд 6)

Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке корм. Весной луга затопили реку. На тоненьких листьях показались ветки. Дети набрали костёр для хвороста. Снег засыпало пышным лесом.

Из двух простых предложений составить одно – сложное, используя союзы.

и, а, но. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

Выглянуло солнце. Дети пошли гулять.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Солнце светит ещё ярко. Звери уж готовятся к зиме.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Прокричал петух. Разом ответили ему петухи с других дворов.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Зимой солнце светит редко. Случаются и ясные дни.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Определить законченную мысль. Обозначить границы предложения.(слайд 5)

Было жаркое лето дети пошли за грибами в лесу их застала гроза лил сильный дождь дети укрылись в шалаше.

Исправьте предложения, если в них есть ошибки. (слайд 6)

Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке корм. Весной луга затопили реку. На тоненьких листьях показались ветки. Дети набрали костёр для хвороста. Снег засыпало пышным лесом.

Из двух простых предложений составить одно – сложное, используя союзы.

и, а, но. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

Выглянуло солнце. Дети пошли гулять.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Солнце светит ещё ярко. Звери уж готовятся к зиме.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Прокричал петух. Разом ответили ему петухи с других дворов.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Зимой солнце светит редко. Случаются и ясные дни.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

1.Из слов каждой строчки составить предложение. Записать. Дать название рассказу.

_____________________

Земля, голая, промёрзла.

Вечеру, потеплело, к.

Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в.

Больше, их, становилось, всё.

Хлопьями, снег, повалил.

2.Определить, сколько предложений в тексте. Написать, правильно обозначая начало и конец предложений.

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

3. Восстанови деформированный текст. Расставь номера предложений и запиши их в правильном порядке.

Вдруг пролетела муха и села на шляпу.
Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком.
Любе подарили котенка.
На стуле лежала шляпа.
Видны только белые лапки.
Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку.
Вот какой шалунишка!

4.Составь предложения из слов каждой строки и запиши текст.

щенка, на, подарили, день, Петьке, рождения

подарок, это, дорогой, был, самый

о, мечтает, ведь, собаке, каждый

говорил, в, о, школе, своём, Петька, дружке, только, и, маленьком

Торопыгой, назвал, его, он

стал, откликаться, имя, на, щенок, сразу, это

в, пришлось, гости, напроситься

пакет, колбасы, кошку, я, в, и, положил, кусок, плюшевую

погоняется, ней, Торопыга, за, пусть

Спишите. Выделите орфограмму жи - ши .

Спишите. Выделите орфограмму жи - ши .

У Даши душистые ландыши. У Наташи и Гриши живут ежи и чижи. Пушистый кот Рыжик живёт у Серёжи и Алёши. Пиши, но не спеши. Пушистая снежинка лежит на шишке. У Маши и Яши машина. У Маши карандаши. У Глаши лыжи. У Серёжи были ошибки. Это наши пушистые мыши.

Спишите. Выделите орфограмму чк - чн .

Спишите. Выделите орфограмму чк - чн .

Дочка кормит птичку – синичку. На ёлочке сидит белочка. В речке плавает щучка. Зажги свечку от печки. На кочке лежит прочная бочка. Точка в конце строчки.

Методическая цель: Использование ИКТ как способа оптимизации процесса коррекции устной и письменной речи.

Цель: развитие связной речи на логопедическом занятии с использованием ИКТ.

Задачи:

Коррекционные :

  • формировать умение находить и исправлять речевые (логические) ошибки в предложениях;
  • формировать умение составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных вопросов;
  • формировать умение составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов;
  • учить детей употреблять в речи предложения различных синтаксических конструкций;
  • учить составлять предложения с однородными членами;
  • совершенствоват ь грамматический строй речи учащихся;
  • уточнить и обогатить лексику по теме «Весна»;

Развивающие :

  • развивать умение грамотно выражать свои мысли;
  • развивать интонационную выразительность речи и чёткое звукопроизношени е;
  • развивать умение формулировать ответы на вопросы;
  • развивать речевую моторику и зрительное восприятие;
  • развивать высшие психические процессы: внимание, память, логическое мышление, пространственно- временные представления;

Воспитательные:

  • воспитывать желание активно работать на занятии;
  • воспитывать самоконтроль и адекватную самооценку.

Пропедевтическая работа :

разучить с учениками скороговорки о весне;
тренировать детей в редактировании деформированных предложений.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • плакат «дерево знаний»;
  • бумажные цветы;
  • индивидуальные карточки с заданием;
  • рабочие тетради;
  • ручка, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный, праздничный день, к нам на занятие пришло много гостей. Присаживайтесь. Наше занятие я хочу начать со строк стихотворения Михаила Пляцковского, внимательно послушайте его:

Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе — солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.

Ребята, о каком времени года говорится в данном стихотворении?

Давайте вспомним весенние месяцы. (Март, апрель, май)

Какие изменения в природе происходят весной?

И вот как раз сейчас нас ожидает такая прекрасная весенняя пора, когда деревья просыпаются ото сна. Посмотрите, такое пробуждающееся от сна дерево будет присутствовать и на нашем занятии. Но это не простое дерево, а дерево знаний, которое будет зацветать по мере правильного выполнения вами заданий по изучаемой теме.

Сегодня мы продолжим работу с деформированными предложениями, будем их редактировать, чтобы научиться выражать свои мысли грамотно как в письменной, так и в устной речи.

2. Работа над дикцией. (Проверка домашнего задания)

Проговаривание заученной дома скороговорки про весну, с убыстрением темпа её произнесения.

А для начала давайте проверим домашнее задание.

Что было задано? (На дом, было задано выучить скороговорки про весну)

Проверим, как вы справились:

1. Весной весенние цветы под солнцем лезут из травы.

2. Цветут весной цветы, поют весной коты.

3. «Пестренькая сойка, о весне мне спой-ка» -
Просит заинька косой – «Спой мне песню, сойка, спой!»

4. Сойка, сидя на сосне, поёт песню о весне.

5. Дождик, дождик, ты нам нужен,
Пели жабы весной в луже.

6. Громыхает весной гром, где-то в роще за бугром.

Вы отлично справились с домашним заданием, поэтому на нашем дереве знаний появляется первый весенний цветок.

3. Составление предложений с помощью вопросов.

А сейчас давайте посмотрим на интерактивную доску. Вам надо будет составить предложения, характеризующую весну, опираясь на вопросы и картинки. Итак:

1. Как? Светит какое? Что?

Кто первый составит предложение?

Ярко светит лучезарное (сверкающее, полное сиянья, блеска) ласковое, тёплое, весеннее солнышко) – картинка с солнцем.

Переходим к составлению следующего предложения:

2. Какие? Что? Что делают? На чём?

Кто догадался?

Зёлёные, ранние листочки распускаются на веточках деревьев – картинка с распускающимися листьями.

Посмотрим на третий слайд.

3. Какие? Что? Зацвели где?

Кто справился?

(Красивые, яркие, весенние, ароматные цветы зацвели на лугу, на поле, на клумбе, на деревьях) – картинка с цветами.

4. Какие? Кто? Что делают? От куда?

Кто ответит на этот раз?

(Перелётные птицы возвращаются из тёплых стран) - картинка с перелётными птицами.

Составим следующее предложение:

5.Какой? Кто? Что делает? Где?

Кто у нас ещё не отвечал?

(Озорной, маленький, шустрый воробей плещется в луже, порхает в воздухе, щебечет на дереве) – картинка с воробьём.

И остался последний слайд, смотрим на него:

6. Какой? Кто? Что делает? Когда?

- …, теперь составь предложение ты.

(Косолапый, бурый, большой мишка просыпается весной после зимней спячки) – картинка с медведем.

Молодцы, хорошо поработали. И вот наше дерево зацвело ещё одним цветком.

4. Работа над предложением и текстом.

Ребятки, вот незадача, в конвертах перепутались все слова из предложений рассказа.

Сейчас я раздам их по одному, и вы поможете мне восстановить рассказ.

Давайте раскроем конверты.

Чтобы наше дерево знаний зацвело ещё одним цветком, каждый из вас должен составить по одному предложению из данных слов вашего конверта.

Все справились?

Обратите внимание, каждый из ваших конвертов пронумерован. Цифра на конверте соответствует порядку предложений в рассказе.

А теперь, начиная с первого предложения, зачитайте их с места.

1. весна, края, окутала, наши, теплом. (Весна окутала теплом наши края.)

2. лед, солнышко, на, растопило, речке. (Солнышко растопило лёд на речке.)

3. ручейки, в, понеслись, речку, звонкие. (Звонкие ручейки понеслись в речку.)

4. вода, леса, луга, и, затопила, талая. (Талая вода затопила леса и луга.)

5. птицы, с, перелётные, юга, прилетели. (С юга прилетели перелётные птицы.)

6. Примеряют, летние, звери, шубки. (Звери примеряют летние шубки).

Прочитаем получившийся рассказ. Читает…, остальные внимательно слушают.

Давайте дадим название нашему рассказу. (Весна. Весенняя пора.)

Мы отлично справились с заданием, и на дереве появляется третий цветочек.

5. Упражнения для профилактики зрительного утомления.

А сейчас давайте дадим нашим глазкам отдохнуть:

Ах, как долго мы писали.
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо)
Ах, как солнце высоко! (Посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем (Закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим, (Мысленно нарисовать радугу перед глазами)
Вверх по радуге пойдём,
Вправо- влево повернём. (Посмотреть по дуге вверх – вправо, вверх – влево)
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись! (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

6. Редактирование простых предложений с повторяющимися словами.

Ребята, а теперь обратимся к заметке в классной стенгазете, которую написал один мальчик.

Прочитаем её. (Чтение вслух по цепочке).

Читаем по цепочке по одному предложению, начинает…

На интерактивной доске:

«День рождения».

У Миши в марте месяце был день рождения. В кондитерской мама купила сладкие сладости. Папа пригласил на праздник клоуна. Вечером пришли друзья. Клоун был весёлым весельчаком. Мы с братом любим праздновать праздники!

Всё ли правильно в заметке мальчика? Почему? (В некоторых предложениях повторяются слова, которые обозначают одно и то же).

Найдите и прочитайте неправильные обороты речи.

На интерактивной доске:

«День рождения».

У Миши в марте месяце был день рождения. В кондитерской мама купиласладкие сладости. Папа пригласил на праздник клоуна. Вечером пришли друзья. Клоун был весёлым весельчаком. Мы с братом любим праздновать праздники!

На интерактивной доске подчёркнуты речевые ошибки ученика.

На ваших партах слева лежат карточки с данным текстом.

Заметку необходимо исправить.

Что мы для этого сделаем? (Зачеркнём повторяющиеся слова).

Сейчас … (1 ученик) прочитает отредактированну ю заметку, остальные проверяют.

На интерактивной доске:

День рождения.

У Миши в марте был день рождения. В кондитерской мама купила сладости. Папа пригласил на праздник клоуна. Вечером пришли друзья. Клоун был весельчаком. Мы с братом любим праздники!

Молодцы, вы справились с заданием, у меня получилось также. (Вешается цветок).

7. Физкультминутка.

Вы, устали?

Давайте с вами отдохнем. Встаём около своих парт, не мешая друг другу.

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, солнцу тянется! (Потягивания – руки вверх)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Помахать руками из стороны в сторону)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд)
Вправо – влево, взад – вперёд –
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо- влево, назад – вперёд)
Он их вертит, он их крутит!
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Вот мы и отдохнули, присаживайтесь за свои рабочие места и с новыми силами продолжаем занятие.

8.Редактирование простых предложений с повторяющимися словами. Конструирование предложений с однородными членами.

Послушайте предложения.

Образец: Сегодня пасмурный день. Сегодня дождливый день.

Найдите повторяющиеся слова (сегодня, день).

Попробуем составить из двух предложений одно, исключив повторения.

Образец: Сегодня пасмурный и дождливый день.

Опираясь на образец, вам надо будет самостоятельно составить из двух предложений одно и записать у себя в тетрадях.

1.​ По нашей улице ходят трамваи. По нашей улице ходят автобусы.

2.​ У меня есть коллекция марок. У меня есть коллекция значков.

3.​ Мы набрали много рыжиков. Мы набрали много маслят.

4.​ В нашем лесу водятся волки. В нашем лесу водятся лисы.

5.​ Мы соберём модель катера. Мы соберём модель яхты.

6.​ Малыши любят петь. Малыши любят рисовать.

А теперь по цепочке по одному предложению, начиная с … зачитайте, что у вас получилось.

Молодцы! И на нашем деревце распускается очередной цветок.

9. Использование синонимов для исключения повторений слов. Редактирование предложений.

В ваших тетрадях вложены карточки с домашним заданием, достаньте их.

Прочитайте предложения.

1.​ У тётушки была медленная походка и медленная речь. (Неторопливый)

2.​ Среди маленьких животных своими маленькими размерами отличается маленькая птичка колибри. (Микроскопический, крошечный)

3.​ Грустные звуки грустной мелодии послышались вдали. (Печальный)

4.​ Весёлые ребята своими весёлыми шутками развеселили самых невесёлых старушек. (Рассмешить, мрачный, остроумный)

Ребята, верно ли составлены данные предложения?

Какие речевые ошибки допущены в них? (В предложениях одни и те же слова повторяются несколько раз)

Как исправить речевые ошибки? (Необходимо подобрать слова близкие по значению).

Как называются такие слова? (Синонимы)

Используя слова в скобках, отредактируем предложения.

1. У тётушки была медленная походка и неторопливая речь.

2.​ Среди маленьких животных своими микроскопическим и размерами отличается крошечная птичка колибри.

3.​ Грустные звуки печальной мелодии послышались вдали.

4.​ Весёлые ребята своими остроумными шутками рассмешили самых мрачных старушек.

Домашнее задание: запишите отредактированные предложения в тетрадь.

10. Итог занятия.

Ребята, вот мы и справились со всеми заданиями (прикрепляется последний цветок). Наше дерево преобразилось цветами ваших знаний.

Давайте подведём итог и вспомним, что делали сегодня на занятии. (Учились редактировать деформированные предложения).

Для чего? (чтобы научится грамотно выражать свои мысли как на письме, так и в связной речи).

Что больше всего понравилось?

Я хочу сказать вам спасибо за занятие.

Если вы считаете, что хорошо работали на занятии, были активны и заслужили оценку 5 — раскрасьте цветок красным карандашом;

Тексты с нарушением структуры слов

Упражнение «Что скрывается под кляксой?» (3—4-й класс)

Цели:

  • Развивать языковый анализ и синтез.
  • Развивать навык установления грамматических связей между словами в предложении.
  • Развивать орфографическую зоркость и умение применять изученные орфографические правила на практике.

Задание: прочитайте историю маленького Сергея, спишите текст, вставляя буквы под кляксами.
Маленький Сережа рисовал за столом брата. Он был увлечен работой и не заметил, что капает красками на тетрадь. Вошедший в комнату брат увидел, что вся его тетрадь покрыта кляксами. «Надо все переписывать!» — воскликнул он. Но что скрывается под кляксами?

Тексты с заменой гласных или букв, обозначающих артикуляционно сходные согласные

Цели:

  • Активизировать словарный запас.

Место в системе занятий: на этапах закрепления и контроля за состоянием умения различать буквы, обозначающие артикуляционно и акустически сходные звуки. Подготовительная работа: различать артикуляционно и акустически сходные звуки на уровне слогов, слов (устно и письменно).

Задание: прочитайте (спишите) текст, заменяя букву д буквой т, и наоборот.


Текст с пропущенными буквами, обозначающими артикуляционно и акустически сходные звуки

Цели:

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать фонематический анализ и синтез.

Место в системе занятий: на этапах закрепления и контроля за состоянием умения различать буквы, обозначающие артикуляционно и акустически сходные звуки; в качестве диагностического задания для определения состояния фонематической функции.

Подготовительная работа: задания на различение артикуляционно и акустически сходных звуков на уровне слогов, слов (устно и письменно). Задание: прочитайте (спишите) текст, вставляя буквы з или с.



Цели:

  • Активизировать словарный запас.
  • Закреплять навыки использования орфографических правил для грамотного письма.

Задание: спишите (прочитайте) текст, вставляя пропущенные буквы, обозначьте (назовите) орфограммы, подберите проверочные слова. Такие тексты могут быть использованы в качестве проверочных (самостоятельно) и обучающих (с разбором и проверкой) работ.

Тексты с нарушением структуры предложения или всего высказывания
Текст без деления на предложения

Цели:

  • Формировать и развивать навыки деления текста на предложения.
  • Обучать грамматически правильно оформлять предложения на письме и интонационно в устной речи.

Задание: прочитайте текст, соблюдая интонацию начала и конца предложения; спишите текст, правильно обозначая начало и конец предложения.



Цели:

  • Активизировать словарный запас.

Задание: прочтите про себя каждую строку; разбейте ее на слова; прочитайте предложение вслух, делая паузы между словами; спишите текст, деля предложения на слова.

Цели:

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать зрительное восприятие.
  • Формировать и развивать умение выделять слова в потоке букв, грамматически оформлять предложения.

Задание: прочтите про себя каждую строку, зачеркните или закройте лишние буквы между словами; прочтите полученные предложения вслух, делая паузы между словами; спишите (перескажите) или напишите по памяти текст.


Цели:

  • Активизировать словарный запас.
  • Формировать и развивать умение выделять слова в потоке слогов, грамматически правильно оформлять предложения.

Задание: прочтите про себя каждую строку; сложите из слогов слова; прочитайте предложения вслух, делая паузы между словами; спишите текст, объединяя слоги и дели предложения на слова.


Цели:

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать зрительное восприятие, умение грамматически оформлять предложения.

Задание: прочтите каждую строчку про себя; выделите слова, прочтите предложения вслух, делая паузы между словами; запишите полученный текст.


Цели:

  • Учить восстанавливать порядок событий.

Задание: прочитайте части рассказа; установите, в какой последовательности происходили события; прочитайте части в установленном вами порядке; запишите полученный текст; каждую часть начинайте с красной строки.


Цели:

  • Развивать логическое мышление.
  • Учить восстанавливать порядок высказываний.

Задание: прочитайте предложения; расположите их по порядку; прочтите полученный текст; запишите его


Текст на восстановление грамматических связей между словами в предложении

Цели:

  • Формировать и развивать умение устанавливать грамматическую связь между прилагательным и существительным.

Задание: спишите текст, изменяя, если нужно, окончания у прилагательных в скобках.


Текст на восстановление порядка слов в предложении

Цель:

  • Формировать умение устанавливать порядок слов и грамматические связи в предложении.

3адание: прочтите слова каждой строчки; измените их порядок так, чтобы получилось предложение; запишите полученный текст.


Цели:

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать логическое мышление.
  • Учить устанавливать смысловые связи между словами.

Задание: прочитайте текст; найдите в предложениях не подходящие по смыслу слова, исключите их; запишите (прочтите) полученный текст; объясните, почему исключили именно эти слова.

Восстановление деформированных предложений.

Снежная кукла

Зимой дети... на пруду. Они из снега слепили... . Руки у них... . Зато кукла вышла... . Глаза - ... . Нос -... .

Слова для вставки: угольки, играли, славная, куклу, зябли, морковка.

Анализ.

Почему кукла названа «славной»? Как ребята разукрасили ее го­лову?

Вставьте слова и запишите предложения.

Ворона Кара.

Была у нас ворона Кара. Она клювом листала книгу. Ворона считала на счетах. Кара ловко снимала кольца со столбика.

Анализ.

Ворона, нас, у, была, Кара

книгу, она, клювом, листала

считала, на счетах, ворона

со столбика, снимала, ловко, Кара, кольца

Составьте из слов предложения и запишите.

Марина, у, кукла, была

Звали, Лара, куклу

высокие, в, растут, ели, лесу

нора, ели, около, енота

у, набухли, ивы, почки

у, пушистый, лисы, хвост

за, рос, старым, домом, клен

лосенок, ветки, осины, жует

к, реке, лось, идет, могучий

ежи, в, шуршат, траве, сухой

у, есть, Ромы, Мурка, кошка

клена, у, листочки, красивые

тихо, старые, шумели, сосны

репа, соком, спелая, налилась

белка, на, зиму, орехи, запасла

громко, птенцы, в, пищат, гнезде

застучали, капли, частые, дождя

под, ждут, зайчата, кустом, зайчиху

летом, часто, в, ходили, рощу, дети

бабушка, чай, пить, душистый, села

ежик, на, вышел, тропку, маленький

в, зацвели, душистые, ландыши, лесу

ветки, от, гнулись, ягод, тонкие, красных

по реки, краям, в, льдины, кучу, сгрудились

от, ушки, зайчишка, прижал, страха, робкий

пестрый, шуршал, листьев, под, ковер, ногами

лесных, сковал, на, мороз, лужи, ледком, дорожках

утро, сыпал, кормушку, каждое, зимой, Сережа, зерно, в

по, разноцветная, дугой, радуга, голубому, протянулась, небу



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!