Это жизнь - портал для женщин

Самые известные скульптуры Шемякина (5 фото). Михаил шемякин картины, иллюстрации Шемякин графика

4 мая исполнилось 70 лет Михаилу Шемякину. Его жизнь, в которой жесткие реалии переплетены с многочисленными мистификациями, поразительно созвучна творчеству - гротескному, пропитанному духом фантасмагории, венецианских масок и сказок Гофмана

«Гражданин мира», родившийся в Москве, почти все детство провел в Восточной Германии, учился в Ленинграде, по воле обстоятельств стал гражданином США, живет преимущественно во Франции и остается важным проводником русской культуры в мире. Его жизнь, в которой жесткие реалии переплетены с многочисленными мистификациями, поразительно созвучна творчеству - гротескному, сюрреалистичному, пропитанному духом фантасмагории, венецианских масок и сказок Гофмана.

Родился в семье кадрового военного Михаила Петровича Шемякина (коменданта Кенигсберга, преподавателя Академии им. М. В. Фрунзе) и актрисы Юлии Предтеченской.

«Мой отец, чистокровный кабардинец, горец, рано потерял близких и был усыновлен офицером Белой гвардии Шемякиным. Приемный отец погиб во время Гражданской войны. А отец стал красноармейским сыном полка, в 13 лет получил один из первых орденов Боевого Красного Знамени. Но всю жизнь звался Шемякиным - и всегда гордился, что принадлежит к роду Кардановых» .

До 1957 года семья проживала в местах службы отца художника, в основном на территории Восточной Германии.

Художественное образование Шемякин получал в СССР, в средней художественной школе при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (ныне - Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина), откуда в 1961 году он был отчислен, по некоторым свидетельствам, за «несоответствующее нормам социалистического реализма художественное мировоззрение» и «эстетическое развращение сокурсников». Однако эти события не повлияли на творческие стремления художника, и уже в 1962 году в помещении редакции ленинградского журнала «Звезда» состоялась его первая выставка. Этой выставкой Шемякин утвердил свою точку зрения на искусство и впервые заявил о себе обществу.

Известность Шемякину принес его следующий большой (но недолговечный) проект, вызвавший общественный резонанс. В 1964 году в Государственном Эрмитаже открылась «Выставка художников - рабочих хозяйственной части Эрмитажа. Навстречу 200-летию Эрмитажа». Выставлялись работы пяти художников Михаила Шемякина, Владимира Уфлянда, Олега Лягачева , Валентина Кравченко, Владимира Овчинникова . Выставка успела проработать всего один день (с 30 по 31 марта 1964 года); 1 апреля ее со скандалом закрыли, а директора Эрмитажа М. И. Артамонова сняли с должности. Сам факт выставки в одном из крупнейших музеев мира, а так же громкое ее закрытие оказали довольно большое влияние на дальнейший рост популярности Шемякина - это обеспечило художнику внимание со стороны зарубежной художественной общественности, способствовало росту интереса к его творчеству на Западе, а годы спустя и в России.

Выставка имела и другое следствие - она положила начало творческой группе «Петербург», окончательно сложившейся к 1967 году. Костяк ее составляли художники эрмитажной выставки. В том же 1967-м Михаил Шемякин вместе со своим другом, философом Владимиром Ивановым, работал над развитием философского направления под названием «метафизический синтетизм», ставшего главной идеологической составляющей «Петербурга».

Художник вместе со своими единомышленниками изучал искусство доколумбовой Америки, древней Венесуэлы, аборигенов Австралии, древнего Египта, традиционное японское искусство, стремясь постичь ключевые особенности стиля древних авторов, искал связи между этими культурами и современным искусством. Однако, изучая древние изобразительные традиции, сами участники группы стремились не повторить их, но синтезировать, переработать в свой собственный стиль, сохраняя только дух и философскую составляющую. Своей задачей они видели соединение различных стилевых и культурных традиций - чистых форм и линий античности и повышенно-пластичного, объемного, пространственно размытого художественного языка древнего Востока в новое единое целое, отличное от всего существующего.

Эти принципы метафизического синтетизма Шемякин реализует и в живописи и, особенно, в графике (такими созданы им иллюстрации к произведениям Э. Т. А. Гофмана, к «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского), работает он также и в технике раскрашенной акварелью гравюры. Эрнст Теодор Амадей Гофман, его романтически-гротескные образы и характеры занимают особое место в жизни и творчестве Шемякина. Фантазиями Гофмана вдохновлен особый изобразительный образный ряд персонажей Шемякина.

В 1969 году в Нью-Йорке состоялась первая зарубежная выставка художника, и с этого времени его работы выставляются в Европе, США, Бразилии, Японии, Гонконге.

Но на родине, в СССР, официальное советское искусство причислило Шемякина к «художникам-пачкунам», поэтому ему надо было искать себе работу вне художественной системы. В 1960-х ему пришлось сменить множество профессий: он был чернорабочим, лаборантом, такелажником.

При содействии известной галеристки Дины Верни (1919–2009) Шемякин вместе с семьей переехал в Париж, где был тепло принят художественным миром Франции; в 1971-м его лишили советского гражданства.

Обосновавшись в Париже, Шемякин принял участие в издании альманаха «Аполлон-77», ставшего коллективным манифестом русского художественного «андеграунда». В 1981 году Шемякин переехал в США, поселился сначала в Нью-Йорке, где был избран действительным членом Нью-Йоркской Академии наук, а затем после получения в 1988 году американского гражданства - в небольшом городке Клаверак недалеко от Нью-Йорка.

За рубежом он много и успешно работает. К 1970-м - 2000-м относятся его самые известные графические серии - «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Метафизические головы», «Чрево Парижа» и «Тротуары Парижа» и др. По ним интересно проследить развитие стиля художника - от ярких чистых красок и объемных, с четким контуром, напоминающих театральные маски, персонажей 1970-х художник к 2000-м годам пришел к более мягким по колориту и рисунку, иногда близким к монохрому работам. В этом смысле графика Шемякина, сближается с его живописной манерой. Творчество Шемякина довольно однородно, его язык всегда узнаваем - фирменное смешение черт венецианского карнавала, театральной сюрреалистичности и гофмановской мрачной сказочности и гротеска. Будь то графика, или скульптура, или даже прикладное искусство - его работы выразительны и декоративны, со множеством проработанных деталей и образов.

Живопись Шемякина может быть и несколько иной - более густой, напряженной, пастозной. В работах маслом он не столько деформирует формы, сколько вытягивает их, достигая сходства с готическим маньеризмом. Он много экспериментирует с дроблением и упрощением (уплощением) пространства и формы, включая в свою живопись приемы и находки как художников первобытного и древнего искусства, так и представителей модернизма - от Пикассо до Филонова .

В 1989 году в Центральном Доме Художника (Москва) впервые состоялась ретроспективная выставка работ Шемякина. В середине 1990-х Шемякин много и с успехом выставляется в крупнейших музеях Санкт-Петербурга и Москвы.

Шемякин - автор известного памятника Петру I в Петропавловской крепости, памятника жертвам политических репрессий в виде двух сфинксов на набережной Робеспьера (напротив тюрьмы «Кресты») в Санкт-Петербурге, а также масштабной многофигурной скульптурной группы «Дети - жертвы пороков взрослых» на Болотной набережной в Москве. Его монументальная скульптура украшает Нью-Йорк, Венецию и многие другие города.

Однако одним пластическим искусством его новые интересы не ограничиваются - в 2001-м он оформил балет «Волшебный орех» на музыку С. М. Слонимского в Мариинском театре, причем эскизы костюмов и декораций к этому балету были показаны на специальной выставке в Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина в 2002 году, в 2005-м выставка прошла в Государственном Русском музее.

В августе 2002 года был основан Фонд художника Михаила Шемякина, целью которого является активное содействие начинающим и уже известным художникам, музыкантам, фотографам, творческим коллективам, обширная благотворительная деятельность, а также исследование и защита творчества Шемякина (в основном - выявление подделок).

Сегодня Михаил Шемякин - признанный мэтр и легендарный деятель искусства. В 1993 он был удостоен Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, а в 1994 награжден французским орденом «Рыцарь искусства и литературы». Его работы находятся в постоянных экспозициях крупнейших галерей и музеев мира.

Не стихает интерес к его творчеству и на арт-рынке. В базе сайт насчитывается 569 его работ, в основном, конечно, графика, тиражная и уникальная (384 работы), но продается также и живопись, и скульптура (96 и 33 работы соответственно).

Присутствие Шемякина на аукционном рынке заметно как за рубежом, так и в России - нечастый пример среди представителей современного русского искусства. И, что важно, и там и там его работы показывают вполне конкурентоспособные результаты. Топовые цены на них - около 40 тысяч фунтов. Чаще всего на аукционах можно встретить его графические листы из серии «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Чрево Парижа», «Метафизические композиции. Бюсты и головы». В настоящее время, по данным ARTIMXp-RUS Graphics, наблюдается рост доходности графики Шемякина в сегменте русской графики (на 7 мая 2013 года: +1,36%). Однако наибольшие цены устанавливаются на живопись.

Чем мне особенно нравится Музей русского импрессионизма, так это - открытием незнакомых ранее имён русских художников. И вот снова, вслед за выставками Арнольда Лаховского и Елены Киселевой, музей представляет художника-импрессиониста первой половины XX века - Михаила Федоровича Шемякина. Выставка так и называется "Михаил Шемякин. Совсем другой художник", и этот другой Шемякин имеет свой оригинальный взгляд и свой запоминающийся стиль. Имя и творчество московского художника М.Ф. Шемякина не так широко известно, между тем произведения его хранятся и в Государственной Третьяковской галерее, и в Русском музее, и во многих музеях провинциальных городов.

На выставке представлены более пятидесяти работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Некоторые произведения экспонируются впервые, например портрет знаменитого деда художника - фабриканта Алексея Абрикосова.

Портрет был так похож, что вошедший утром в кабинет Абрикосова истопник с вязанкой дров в первую минуту попятился, сказав: "Извините, Алексей Иванович, я не знал, что вы встали".


Михаил Шемякин. Портрет А.И. Абрикосова,1902. Государственная Третьяковская галерея

Михаил Шемякин (1875-1944) родился в семье фабриканта Фёдора Михайловича Шемякина. Способность к рисованию Миша унаследовал от деда по отцовской линии, художника-самоучки. Мальчик рос болезненным и учился дома, а когда поступил в гимназию, делал успехи только в чмстописании и рисовании под руководством выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества Александра Артемьева, в дальнейшем - артиста Московского художественного театра. Затем учился у Валентина Серова и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Мастерство рисовальщика Шемякин отточил в Мюнхене, в студии Антона Ажбе. Но даже после этого вернулся в мастерскую к Серову, проводившему занятия вместе с Константином Коровиным.
Экспозиция открывается галереей портретов музыкантов и членов семьи художника на З-м этаже.

В 1901 году художник женился на своей сокурснице Людмиле Гржимали, дочери известного в Москве чешского скрипача Ивана Войтеховича Гржимали. Людмила Ивановна Шемякина-Гржимали (1875-1932) - дочь чешского скрипача Ивана Гржимали, внучка чешского скрипача и композитора Фердинанда Лауба училась в Московском училище живописи ваяния и зодчества. Из-за болезни глаз и заботы о детях рано оставила живопись.


Портрет жены художника, 1911. Холст, масло. Тульское музейное объединение

Долгие годы Михаил Шемякин жил в квартире тестя, располагавшейся прямо в правом крыле Московской консерватории. В гостиной мастер не раз писал своих родственников-музыкантов и их друзей, часто бывавших в гостеприимной семье.
Портретам музыкантов, среди которых тесть художника Иван Гржимали, композитор Александр Гедике, скрипач Франтишек Ондржичек, виолончелистка Анна Любошиц, русская оперная певица, солистка Большого театра Надежда Салина, отведено центральное место на выставке.

Шемякинские женские портреты поэтичны и воздушны, особенно хороша "Дама в светлом" - портрет сестры Людмилы Шемякиной, Анны Егоровой.


Портрет Надежды Салиной, 1925. Холст, масло. Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина
Дама в светлом. Портрет А.И. Егоровой, 1909. Холст, масло. Нижнетагильский музей изобразительных искусств



Женский портрет, 1900-е. Холст, масло. Частное собрание, Москва

Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950) - русская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог. Солистка Большого и Мариинского театров. Профессор московской консерватории.


Портрет Антонины Неждановой, 1934. Холст, масло. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина



Портрет виолончелистки Анны Любошиц, 1907. Холст, масло. Государственный русский музей



Чешский квартет, 1912. Картон, масло. Государственный мемориальный музей-заповедник П.И. Чайковского, Клин

Отдельным блоком представлена серия семейных портретов. Михаил Шемякин любил писать свою жену Людмилу Гржимали, сыновей Федора и Михаила (в будущем тоже художника).


Мать с ребёнком, 1908. Фанера, масло. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
Справа - Автопортрет с сыном, 1905. Картон, масло

На выставке - три натюрморта с изображением любимых художником гиацинтов, которые всегда появлялись в доме Гржимали-Шемякиных под Новый год. По чешской традиции дома на Рождество было принято украшать этими цветами. Плетеная корзинка с гиацинтами в горшочках, которую изобразил мастер в картине "Гиацинты у ёлки", в своё время была подарена И.В. Гржимали Львом Толстым.


Мать и дитя на солнце, 1907. Холст, масло. Государственный русский музей

На втором этаже экспозиция продолжается живописью и графикой разных лет.


Женский портрет. Около 1910. Холст, масло. Нижнетагильский музей изобразительных искусст



Гиацинты ночью, 1912. Картон, масло. Музей русского импрессионизма

Из Беларуси привезли редкий портрет выдающегося интеллектуала, философа Николая Бердяева.


Мужской портрет, 1905. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Александр Фёдорович Гедике (Гёдике, 1877-1957) - композитор, пианист, педагог, основатель советской органной школы.


Александр Гедике за роялем, 1927. Бумага, уголь. Всеросийское музейное объединение музыкальной культуры им. М.И. Глинки

Сергей Дмитриевич Разумовский (настоящая фамилия Махалов, 1864-1942) - драматург, поэт, беллетрист, один из основателей литературного кружка "Среда".


Портрет драматурга Сергея Разумовского, 1938. Бумага, уголь. Нижнетагильский музей изобразительных искусств


Особенно привлекательными получались у художника образы натурщиц.

Три года Шемякин работал в мастерской Серова и писал одних и тех же моделей, чаще других - Веру Калашникову, передавая тонкие оттенки всего тремя красками: чёрной жжёной костью, охрой и белилами.


Натурщица. В мастерской Валентина Серова, 1903. Холст, масло. Рязанский государственный художественный музей им. И.П. Пожалостина

Своим первым этюдом Веры мастер был недоволен: в сердцах он бросил картонку в угол мастерской, где та пролежала почти 20 лет, пока её не нашел Аполлинарий Васнецов. Этюд так понравился художнику, что он повесил его над кроватью.

Спустя год Михаил Шемякин предпринял еще одну попытку изобразить Веру Ивановну. Рисунок получился необыкновенно тонким, за что живописец заслужил одобрение от очень скупого на похвалы Валентина Серова, а Константин Коровин не скрывал восторга: "Рафаэль!"


Модель в мастерской Валентина Серова, 1904. Холст, масло. Собрание Татьяны Кардашевой

Ее выразительные серо-зеленые глаза и копна темных, уложенных в высокую прическу волос моментально узнаются и притягивают взгляд.


Натурщица,1905. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь



Голова натурщицы, 1904. Картон. масло. Государственный русский музей



Пионеры на отдыхе, 1929. Холст, масло. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Косец, 1928. Холст, масло. Тюменское музейно-просветительское объединение



Натюрморт с сиренью, 1930-е. Холст, масло. Музей русского импрессионизма

Помимо портретов музыкантов и натурщиц, Шемякин писал и портреты характерные, например портрет московского извозчика.


Московский извозчик. 1910. Холст, масло. Тульский музей изобразительных искусств



Девочка в матроске (Сонечка), 1910. Холст, масло. Музей русского импрессионизма



Катя, 1939. Холст, масло. Частное собрание, Москва



Катя в зелёном платье, 1937. Холст, масло. Частное собрание, Москва

На первом этаже завершают выставку девушки и цветы...


Вянущие гиацинты, 1910. Картон, масло. Тульское музейное объединение

Творческий путь подлинного творца порой бывает совсем не прост. Художник Михаил Шемякин (Chemiakin), наверное, по праву относится к этой категории людей.

Юные годы

Детство его прошло в ГДР, а в возрасте четырнадцати лет Михаил возвращается в Ленинград, где поступает в худшколу при Институте им. Репина. Из этого заведения Шемякин вскоре был отчислен «за несоответствие соцреалистическим принципам в искусстве» и «эстетическое развращение» сокурсников. Формулировки, достойные гения! Молодой художник Михаил Шемякин вынужден был работать вахтером, почтальоном. В 1962 открывается первая официальная выставка работ живописца.

Группа «Санкт-Петербург» (1967)

В ту пору была известна группа художников «Санкт-Петербург», которую создал Михаил Шемякин. Картины, написанные тогда, вошли в циклы «Галантные сцены в Петербурге», «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Туши». Здесь в форме гротеска описывалось прошлое России и ее стремление к будущему. А вместе с философом В.Ивановым была создана теория, посвященная новым формам иконописи - «метафизический синтетизм», в разработке которой также принимал активное участие Михаил Шемякин. Картины того периода основываются на изучении религиозных искусств различных эпох и стран. Шемякин даже становится послушником Псково-Печерского монастыря.

Изгнание

Творчество художника в «советский» период не раз подвергалось пристальному вниманию со стороны властей и «собратьев» по кисти. Аресты после выставок, незаконные конфискации картин, принудительное психиатрическое лечение. Интересно, что, по словам самого Михаила, инициатором преследований являлись зачастую не а братья-товарищи художники, члены Союза. Все, что написал Михаил Шемякин (картины того периода), мало сохранилось.

Результатом усилий соответствующих органов и отдельных лиц, именующих себя художниками, стало выдворение Шемякина из СССР (1971). С тех пор талант процветает в Париже, а затем - в Нью-Йорке (с 1981), где получает заслуженное признание истинных ценителей искусства. За границей Шемякин много делал и делает для российских писателей и художников нонконформистов, публикуя их работы и устраивая ежегодные выставки.

Дружба с Высоцким

Они познакомились уже в Париже (1974) и подружились с тех пор навсегда. Поэт и художник, по воспоминаниям окружающих, представляли из себя некий творческий симбиоз. Высоцкий посвящал Михаилу свои стихи и песни. Шемякин - рисовал картины, иллюстрируя творчество Владимира Семеновича. А после смерти - создал памятник великому поэту, который был установлен в Самаре. Всего сорок две иллюстрации к произведениям Высоцкого нарисовал Михаил Шемякин. Картины этого цикла носят названия: «Конец охоты на волков», «Кони привередливые», «Купола», «Набат», «Моя цыганская», «Спасите наши души» и многие, многие другие.

Познакомил великих гениев современности Барышников. Высоцкий в то время уже женился на Марине Влади и приехал «погостить» в Париж. Всю ночь Владимир исполнял свои новые и уже известные песни, а затем Шемякин и Высоцкий до утра бродили по берегу Сены. Михаил вспоминал, что было такое чувство, будто они знали друг друга всегда, затем расстались - и снова свиделись после долгой разлуки. Столько всего надо было успеть сказать Столько случилось событий за это время! И надо было выговориться, успеть во что бы то ни стало.

Эта творческая дружба продолжалась еще несколько лет, до самой смерти поэта, которую художник пережил тяжело. И даже после: Шемякин впервые издает за границей полное собрание песен и сочинений Владимира Высоцкого.

Более позднее творчество

В 2000 родился «Воображаемый музей» в Хадсоне (США), который создает художник Михаил Шемякин. Картины, собранные там - по тематике исследований, начатых им еще в 70-е - структурированы по различным категориям, философским и религиозным, историческим и техническим. Результат: Шемякин удостаивается пяти докторских степеней. Известна в России его тематическая передача «Воображаемый музей Шемякина», произведенная для канала «Культура» в 2002-2003. В родном Питере Михаил организовывает выставки по итогам своих исследований, выпускает каталоги художественных искусств, приезжая в Россию.

Из монументальных работ: в Питере - жертвам политрепрессий, памятник первостроителям Петербурга. В Москве - композиция скульптур «Дети - жертвы пороков взрослых».

С 90-х и по сей день вместе с В.Полуниным Шемякин устраивает перфомансы в различных городах мира.

Последние работы

В 2007 художник снова возвращается во Францию (Шатору). Здесь он поселился и работает в различных направлениях: рисунок, декорации для театра и кино. Самое оригинальное, что создает сегодня Михаил Шемякин, - картины из мусора. Они завоевали внимание ценителей творчества художника во многих странах.

Михаил Михайлович Шемякин. Родился 4 мая 1943 года в Москве. Российский и американский художник, скульптор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации.

Отец - Михаил Петрович Шемякин - родился в 1908 году во Владикавказе. Его отец рано погиб и у него фамилия отчима - Шемякин, который был офицером Белой гвардии. Приёмный отец пропал на полях Гражданской войны, а юный Михаил Шемякин (старший) стал красноармейским сыном полка, в 13 лет получил один из первых орденов Красного Знамени, всю жизнь утверждал, что принадлежит к кабардинскому роду Кардановых. Великую Отечественную войну гвардии полковник Шемякин закончил командиром 8-й мотострелковой Бобруйской Краснознаменной ордена Суворова и Кутузова бригады и кавалером 6 орденов.

Мать - Юлия Николаевна Предтеченская, актриса.

Большая часть детства Михаила Михайловича прошла в ГДР.

В 1957 году 14-летний Михаил вернулся в СССР, в Ленинград.

"Мои деды были расстреляны, в вицмундирах и похоронены. А жил я в коммунальной квартире на Загородном проспекте. В одной комнате - мама с сестрой, в другой - я. 38 человек в квартире!", - вспоминал он.

Был принят в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где учился с 1957 по 1961 год. Затем был отчислен за «эстетическое развращение» однокурсников и несоответствие нормам соцреализма.

С 1959 по 1971 год работал почтальоном, вахтёром, в течение пяти лет работал такелажником в Эрмитаже.

В 1962 году в клубе журнала «Звезда» открылась первая выставка Шемякина.

В 1967 году основал группу художников «Петербург». Вместе с философом Владимиром Ивановым создал теорию метафизического синтетизма, посвящённую поискам новых форм иконописи, основанных на изучении религиозного искусства разных эпох и народов. Два года был послушником в Псково-Печерском монастыре, в период управления обителью наместником архимандритом Алипием (Вороновым).

В 1967 г. Шемякин поставил оперу Д. Шостаковича «Нос» в студии Ленинградской консерватории.

После многочисленных арестов выставок, конфискаций работ и принудительного лечения в психиатрических больницах власти выдворили Шемякина из СССР в 1971 году. "Когда меня изгоняли из страны, КГБ поставил условие: я не имел права сообщить об отъезде даже родителям. «Отвальной» не было и быть не могло. Я был выслан бесшумно - в трехдневный срок. Мне запретили даже взять с собой маленький чемоданчик. Для начала моей жизни на Западе правительство дало мне 50 долларов", - рассказывал художник.

По мнению Михаила Шемякина, инициатором преследования зачастую являлись не правоохранительные органы, а Союз художников СССР.

Дружил с . Они познакомились в Париже благодаря танцору Михаилу Барышникову и навсегда остались друзьями. Высоцкий посвящал Шемякину свои песни, тот, в свою очередь, рисовал иллюстрации к произведениям Владимира Семёновича, а после его смерти создал памятник поэту, установленный в Самаре.

Хотя песни в исполнении Высоцкого пытались записывать многие, но из профессиональных записей Владимира Высоцкого ни одна не может соперничать с коллекцией Шемякина по объёму, чистоте звучания, исключительному подбору песен. Эти записи уникальны тем, что Высоцкий пел не для пластинки, а для близкого друга, чьё мнение он так ценил. Записи сделаны в Париже в 1975-1980 годы в студии Михаила Шемякина. Аккомпанировал Высоцкому на второй гитаре Константин Казанский. Записи были изданы только в 1987 году, после обработки в Нью-Йорке Михаилом Либерманом. Серия включает в себя 7 пластинок. В память о творчестве В. Высоцкого, Михаил Шемякин создал серию литографий, посвященных песням и стихам Владимира Семёновича. Литографии были отпечатаны только в 1991 году, а в виде полного издания вышли в свет в 2010 году.

Жил в Париже, а в 1981 году переехал в Нью-Йорк. В Париже устраивал выставки и публиковал работы своих коллег - российских художников и писателей-нонконформистов. В октябре 1990 года подписал "Римское обращение".

"У меня давно только один паспорт - американский, с тех пор как меня лишили советского гражданства. До этого был нансеновский - временный документ для лиц без гражданства… Человек без родины - это ужасное унижение я терпел долгие годы. Я не хотел получать французский паспорт, быть «второсортным» французом. И только когда я переехал в Америку, я получил там паспорт", - рассказывал он.

Начатые в 1960-е годы исследования искусства всех времён и народов выросли в коллекцию из миллионов образов, структурированных по техническим, историческим и философским категориям, за что художник был удостоен пяти почётных докторских степеней. Эта коллекция послужила основой для создания Института философии и психологии творчества (Франция).

В период с 1981-1982 в Нью Йорке несколько совместных выставок с киевским художником Александром Костецким.

В 1990-х годах и по сей день вместе с клоуном В. Полуниным устраивает шествия и зрелища в Санкт-Петербурге, Москве и Венеции.

В 2000 году учредил Воображаемый музей в городе Хадсон, штат Нью-Йорк, где организуются выставки по тематике исследований. В 2002-2003 годах создал для российского канала «Культура» 21 серию цикла «Воображаемый музей Михаила Шемякина».

В 2001 году в Мариинском театре Шемякин поставил свою версию балета П. Чайковского «Щелкунчик» с хореографией Кирилла Симонова.

В 2001 году в Лондоне открыт монумент, созданный Михаилом, посвящённый трёхсотлетию посещения Лондона Петром Великим, а в Москве - скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых».

В 2003 году открыты памятник Анатолию Собчаку в Санкт-Петербурге и композиция «Царская прогулка» в Константиновском дворце.

В Санкт-Петербурге установлены три его монумента: Петру Великому, жертвам политических репрессий и архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга. Вариант памятника Петру Великому установлен в Нормандии.

В 2005 году поставил балет по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Волшебный орех» - по своему либретто и со своим оформлением, с оригинальной музыкой Сергея Слонимского и хореографией Донвены Пандурски.

В 2006 году в Мариинском театре поставлены три одноактных балета в оформлении Шемякина и с хореографией Донвены Пандурски.

В 2007 году Шемякин вернулся во Францию, где поселился недалеко от города Шатору.

С 2009 года в Фонде художника Михаила Шемякина в Санкт-Петербурге организует выставки по материалам своих исследований.

В 2010 году создал новую версию балета Л. Делиба «Коппелия» для Литовского национального театра оперы и балета с хореографом Кириллом Симоновым.

В 2013 году выпустил первые каталоги итогов исследований.

Диапазон, в котором работает Михаил Шемякин, весьма широк: от рисунка до монументальной скульптуры, театра и кинематографа. Тематика его творчества тоже разнообразна: от театрального гротеска до метафизических образов.

Лауреат Государственной премии Российской Федерации, народный художник Кабардино-Балкарии, народный художник Адыгеи, почётный доктор ряда высших учебных заведений.

К политике равнодушен, по его словам, пытается обходить ее стороной.

Дружен с Эдуардом Лимоновым. "Я помогал ему выйти из заключения. Однажды ко мне приехал его представитель и попросил от имени Лимонова, чтобы я замолвил за него слово перед Путиным. И при встрече с президентом я поднял этот вопрос и сказал, что нехорошо для России, стыдно, когда писатель сидит", - рассказывал он.

Михаил Шемякин в программе "Наедине со всеми"

Личная жизнь Михаила Шемякина:

Дважды был женат.

Первая жена - Ревекка Борисовна Модлина (6 сентября 1934 - 2014), скульптор, художник. В 1958 г. окончила художественное училище в Ленинграде. В 1950-е была женой художника Рихарда Васми, а в 1960-1962 гг. - была замужем за художником Александром Арефьевым.

"Когда мы познакомились, она оформляла витрины, забросив скульптуру. В 1964 году родилась наша дочь Доротея. Мы жили в коммунальной квартире. Для отъезда за границу нам нужно было развестись. Оформили развод в 1970 голу. Жене с дочкой помогла выехать во Францию Дина Верни, известная галерейщица, одна из богатых женщин, а когда-то - девочка из Одессы. Ей принадлежал весь Майоль. В юности она была его натурщицей, а после его смерти ей досталось все его имущество, включая дома", - рассказывал Шемякин.

Летом 1971 года Ревекка Борисовна вместе с дочерью Доротеей эмигрировала во Францию и жила в Париже. В 1983-м переехала в Грецию. В последние годы жизни опять вернулась во Францию, жила в городе Лош.

Доротея Михайловна Шемякина - художница, живописец, книжный график. С 1986-го живёт в Афинах.

Вторая жена - Сара де Кэй , американка.

Художник рассказывал: "С Сарой нас свел Высоцкий. Много в моей жизни мистического... Володя уже умер в то время. Американцы решили сделать о нем фильм. Искали людей, знакомых с Высоцким. Узнали, что в Нью-Йорке живу я и попросили Сару связаться со мной, взять интервью. Она была известной переводчицей, переводила интервью для фильма... Так мы подружились. Сара помогала мне учить английский язык, добровольно была моделью - я много ее рисовал. Потом поехала со мной в Италию, помогала делать мой двухтомник".

Михаил Шемякин, Сара де Кэй и дочь Доротея (в центре)

Его дом во Франции - это красивый старинный замок в деревне, недалеко от Парижа. Сам художник о нем говорил: "Замок красивый. Но ничего особенного из себя не представляет. Оригинальное строение конца XVI века, достроенное в XIX веке. Там 44 года была школа, потом ее выставили на аукцион, и мы приобрели эту недвижимость. Все время перестраиваем. Четыре этажа. Рядом, в «Эрмитаже» (так французы называют здание бывшей конюшни), находятся научная библиотека, исследовательская лаборатория. графическая мастерская, где я работаю".

Шрамы Михаила Шемякина - производственные: "Что касается шрамов... часть - это чисто производственные травмы. Если знают, что такое шрам от ножа, то заметят, что некоторые из моих - это ожог. Шрамов у меня много, но, к счастью, я не хожу, как господин Бренер голым по улице. Есть шрамы, заработанные в стычках - и парижских, и американских, но в основном - производственные. Например, при плавке отвалилась ещё горячая деталь от скульптуры, причём, - не моей и упала прямо на лицо".

Монументальные работы Михаила Шемякина:

«Кибела», бронза - до октября 2006 года находилась на Prince Street в районе СоХо, Нью-Йорк, США;
Памятник Петру I в Петропавловской крепости - Санкт-Петербург, 1991;
Мемориал «Жертвам политических репрессий» (Метафизические сфинксы) - Санкт-Петербург, 28 апреля 1995 года;
Памятник «Архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга» - Санкт-Петербург, 1995 год;
Надгробие на могиле киноактёра Савелия Крамарова - Сан-Франциско, 1997 год;
Памятник к 200-летней годовщине смерти Джакомо Казановы - установлен перед Дворцом Дожей в Венеции (Италия), 1998 год;
Памятник профессору Гарольду Юкеру «Диалог Платона с Сократом» - Университет Хофстра, Хэмпстед, шт. Нью-Йорк, 1999 год;
Установлено надгробие Михаилу Маневичу - Санкт-Петербург, 1999 год;
Памятник Петру Великому - Детфорд, Лондон, 2001 год;
«Дети - жертвы пороков взрослых» - Москва, 2001 год;
Памятник «Царская прогулка» в парке Константиновского дворца - Стрельня, 2003 год;
Надгробие первому мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку - Санкт-Петербург, 2003 год;
Памятник Владимиру Высоцкому в Самаре - 25 января 2008 года;
Памятник жертвам террора - Владикавказ, 2010 год.

Перформансы Михаила Шемякина:

Поставил оперу «Нос» - Театр Ленинградской консерватории, 1967 год;
В 1996 году, Михаил Шемякин совместно с Вячеславом Полуниным и Терри Гиллиамом создает спектакль «Diablo / Дьявол» в жанре «философская клоунАда»;
Создал оформление сцены на площади Святого Марка на время Венецианского карнавала. В рамках празднества организует совместно с Вячеславом Полуниным и Антоном Адасинским хэппенинг «Memento mori» с использованием своих скульптур, 1998 год;
Устраивает процессию масок «Карнавал Санкт-Петербурга в Венеции» с участием Анвара Либабова и Онофрио Колуччи, 1998 год;
Балет «Щелкунчик», постановка Мариинского театра, 2001 года, в которой Михаил Шемякин стал автором эскизов: костюмов, масок, декораций, а также работал над либретто;
Премьера одноактного балета «Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство», либретто М. Шемякина на сюжет Э. Т. А. Гофмана, музыка С. Слонимского, хореография К. Симонова, постановка и оформление М. Шемякина. Мариинский театр, Санкт-Петербург, 2003 год;
Премьеры трёх одноактных балетов: «Метафизика» (С. Прокофьев), «Кроткая» (С. Рахманинов), «Весна священная» (И. Стравинский). Декорации и костюмы Михаила Шемякина, хореография Донвены Пандурски. Государственный театр оперы и балета, София, Болгария; Мариинский театр, Санкт-Петербург, 2005 год;
Организовал «Посольство Петра Великого» на площади Сан-Марко в рамках программы Венецианского карнавала совместно с Антоном Адасинским, Вячеславом Полуниным, Александром Мирочником и сотрудниками Мариинского театра, февраль, 2007 год;
Организовал представление «Посольство Петра Великого» в петербургском Манеже, совместно с Анваром Либабовым, Александром Мирочником и сотрудниками Мариинского театра, 2008 год.


Михаил Михайлович Шемякин — один из самых известных современных российских художников . Художник и скульптор Михаил Шемякин родился в Москве 4 мая 1943 года. Является Лауреатом Государственной премии Российской Федерации.

Детство Михаил Шемякин провёл в Германии. В 1957 году вместе с семьёй переехал в Ленинград. Михаил Шемякин пытался обучаться искусству в Институте живописи, скульптуры и архитектуры, но был исключен по идеологическим соображениям. После исключения ему пришлось заниматься обучением состоятельно, посещая и копируя картины мастеров прошлого. Вскоре он приобрёл известность в андеграундных кругах и стал одним из представителей современных течений искусства. В СССР, где к подобному искусству у было крайне негативное отношение, Шемякина арестовывали, производили конфискацию работ и даже пытались принудительно лечить в психиатрических больницах. Сам Шемякин высказывал мнение, что инициаторами всех выпадов в его сторону были зачастую даже не власти и правоохранительные органы, а Союз художников СССР, представители которого которого ратовали за развитие «угодного» искусства, прославляющего патриотизм, пролетарский интернационализм, национальные традиции в искусстве, а также классические формы искусства.

В 1970 году художник и скульптор был принудительно выслан из страны и поселился в Париже. Именно здесь, в столице Франции, он получил по-настоящему мировое признание. Его работы стали известны во многих странах мира. В 1981 году переехал в Америку и получил американское гражданство.

Искусство Михаила Шемякина — это смесь авангардных техник. Сегодня его искусство нельзя назвать андеграундом, так как это понятие давно перестало быть актуальным. Картины и скульптуры Шемякина выставляются в музеях и выставочных центрах. Фантасмагорический сюрреализм, гротескный маскарад — все его работы являются символическим отображением окружающей реальности, философией бытия, образным изображением различных явлений в обществе. За свою долгую творческую деятельность Михаил Михайлович Шемякин создал множество картин и скульптур, офортов, а также иллюстраций для книг. Далее вы можете увидеть подборку работ талантливого художника, который навсегда оставил своё имя в истории мирового искусства.

Любите проводить время за чтением хорошей литературы? В этом случае вам обязательно необходимо познакомиться с уникальным сайтом электронных книг http://mk-lib.net/ . Чтение книг посредством облачного ридера. Удобно, просто и очень современно!

Художник Михаил Шемякин картины, иллюстрации

Биржа. 1965. Раскрашенный офорт

Дружба с Высоцким

Изгнание

Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Карнавал Санкт-Петербурга

Карнавал Санкт-Петербурга

Карнавал Санкт-Петербурга

Михаил Шемякин фото

На тему балета И.Стравинского «Весна священная»

Набережная Фонтанки. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Петрушка

Поэзия танца

Прогулка

Прогулка

Раскольников и старуха-процентщица 2

Раскольников и старуха-процентщица

Раскольников с мещанином. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Сон Раскольникова

Сонечка. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!