Это жизнь - портал для женщин

Речной монитор железняков. "ударный" - речной монитор, погибший в море

проекта СБ-37 . Принимал участие в Великой Отечественной войне . В 1967 году установлен как памятник на Рыбальском острове в Киеве .

Боевая служба

Монитор «Железняков» - головной корабль проекта СБ-37. Все шесть мониторов этого проекта были названы в честь моряков - героев Гражданской войны . «Железняков» получил имя А. Г. Железнякова - знаменитого «матроса Железняка».

До середины июля 1941 года «Железняков» и другие корабли Дунайской военной флотилии, взаимодействуя с сухопутными силами, удерживали государственную границу, не позволяя противнику форсировать Дунай.

С сентября 1944 года монитор вновь на Дунае. Участвовал в освобождении Болгарии, Румынии, Югославии.

За время войны «Железняков» прошел свыше сорока тысяч километров, отразил 127 воздушных атак, уничтожил 13 артиллерийских и минометных батарей, 4 батальона пехоты, 2 склада боеприпасов.

Командиры корабля

  • капитан-лейтенант Маринушкин А. С. (1938-1942)
  • капитан-лейтенант Харченко А. Е. (1943-1944)
  • старший лейтенант Коган М. Я. (1945)

Корабль-памятник

После окончания Великой Отечественной войны «Железняков» некоторое время оставался в строю. Затем монитор был выведен из состава флота, его вооружение было передано в Центральный военно-морской музей в Ленинграде, броневая башня с пушкой была установлена возле музея Суворова в Измаиле, корпус использовался как плавучая пристань. В 1965 году по просьбам общественных организаций корпус и вооружение «Железнякова» были переданы на верфь «Ленинская кузница», корабль был восстановлен и в 1967 году установлен на бетонном постаменте возле судоверфи.

Напишите отзыв о статье "Железняков (монитор)"

Литература

  • Игорь Всеволожский, «Неуловимый монитор»
  • «Неуловимый монитор», Морская коллекция журнала «Моделист-Конструктор», № 3/1985
  • Г. Гусев, «Неуловимый монитор», журнал «Костёр», № 10-1982
  • Г. Резниченко, «Второе рождение», журнал «Моделист-Конструктор», № 5/1968
  • Н. Бадеев, «Принимаю бой», издательство «Детская литература», 1973

Отрывок, характеризующий Железняков (монитор)

Он подозвал к себе старших генералов.
– Ma tete fut elle bonne ou mauvaise, n"a qu"a s"aider d"elle meme, [Хороша ли, плоха ли моя голова, а положиться больше не на кого,] – сказал он, вставая с лавки, и поехал в Фили, где стояли его экипажи.

В просторной, лучшей избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. Мужики, бабы и дети мужицкой большой семьи теснились в черной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе. Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входивших в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами. Сам дедушка, как внутренне называла Maлаша Кутузова, сидел от них особо, в темном углу за печкой. Он сидел, глубоко опустившись в складное кресло, и беспрестанно покряхтывал и расправлял воротник сюртука, который, хотя и расстегнутый, все как будто жал его шею. Входившие один за другим подходили к фельдмаршалу; некоторым он пожимал руку, некоторым кивал головой. Адъютант Кайсаров хотел было отдернуть занавеску в окне против Кутузова, но Кутузов сердито замахал ему рукой, и Кайсаров понял, что светлейший не хочет, чтобы видели его лицо.
Вокруг мужицкого елового стола, на котором лежали карты, планы, карандаши, бумаги, собралось так много народа, что денщики принесли еще лавку и поставили у стола. На лавку эту сели пришедшие: Ермолов, Кайсаров и Толь. Под самыми образами, на первом месте, сидел с Георгием на шее, с бледным болезненным лицом и с своим высоким лбом, сливающимся с голой головой, Барклай де Толли. Второй уже день он мучился лихорадкой, и в это самое время его знобило и ломало. Рядом с ним сидел Уваров и негромким голосом (как и все говорили) что то, быстро делая жесты, сообщал Барклаю. Маленький, кругленький Дохтуров, приподняв брови и сложив руки на животе, внимательно прислушивался. С другой стороны сидел, облокотивши на руку свою широкую, с смелыми чертами и блестящими глазами голову, граф Остерман Толстой и казался погруженным в свои мысли. Раевский с выражением нетерпения, привычным жестом наперед курчавя свои черные волосы на висках, поглядывал то на Кутузова, то на входную дверь. Твердое, красивое и доброе лицо Коновницына светилось нежной и хитрой улыбкой. Он встретил взгляд Малаши и глазами делал ей знаки, которые заставляли девочку улыбаться.
Все ждали Бенигсена, который доканчивал свой вкусный обед под предлогом нового осмотра позиции. Его ждали от четырех до шести часов, и во все это время не приступали к совещанию и тихими голосами вели посторонние разговоры.

Днепр, могучая река длиною в 2201 километр, исстари являлась естественной западной границей русской земли. Использование Днепра как есте­ственной рокадной магистрали на юге-западе страны, а также то, что правые притоки реки выходят непосредственно к государственной границе, привел к тому, что в июне 1931 г. на базе Отдельного отряда судов реки Днепр вновь создается Днепровская военная флотилия СССР. Речных боевых кораблей для нее не было, изначально там служили мобилизованные гражданские суда, но в конце 1930 г. в Киеве на заводе "Ленинская кузница" заложили полноценный военный корабль - "самоходную плавучую батарею для Днепровс­кой военной флотилии" по пр. СБ-12. Еще до спуска на воду в 1932 г. ее переклассифицировали в монитор и назвали "Ударный".


Монитор "Ударный" представлял собой плоскодонное, относительно широкое низ­кобортное судно с частичным противопульным бронированием. Из-за значительного превышения массы корпуса строителям не удалось
выполнить главное требование заказчика - обеспечить осадку не более 49 см. В результате при водоизмещении 385 т осадка составляла 0,8 м. Он имел на вооружении 2 130-мм орудия в носовой части за башеннопо­добными щитами, 4 45-мм в двух башнях и 4 счетверенных пулемета системы "Максим".
Корпус имел смешанную систему набора и одиннадцать главных от­секов. Днище и палубы набирались, в основном, по продольной системе, борта - по поперечной. В форпике, втором, десятом и одиннадцатом отсеках весь набор выполнялся поперечным. Корпус клепаный. Сварка применялась лишь при изготовлении некоторых дельных вещей и небольших цистерн. Первоначально на корабле установили четыре дизеля фирмы MAN общей мощностью 400 л.с., обеспечившие скорость хода около 9 уз. или 16,7 км/ч. В 1939 г. при ремонте с модернизацией монитор получил два серийных дизеля 38-КР-8 Коломенского завода.
Первый монитор советский постройки оказался уникальным кораблём и отличался, прежде всего, своей архитектурой, хотя эстетические изыски в то время мало кого беспокоили, а ориентировались лишь на эффективность применения оружия.

С артиллерией для нового корабля определились быстро, тем более что особого выбора не было: реально из современных морских артиллерийских систем имелись только 130/55 и 102/60 орудия. Естественно выбрали более мощные и специально для "Ударного" создали одноорудийные башенные установки Б-7. При заданном водоизмещении на мониторе могли разместить только две такие башни. Таким образом, встал вопрос об их размещении, но для этого требовалось определиться с приоритетами предполагаемых боевых задач.

С точки зрения живучести, равномерного распределения нагрузки и у дифферентовки корпуса наиболее предпочтительным являлось размещение орудий главного калибра в оконечностях корабля. Если считать главным предназначением монитора поддержку войск на берегу и речной бой, то такое расположение орудий оставалось вполне приемлемым, так как для противоборства с кораблями противника требовалось максимально усилить обстрел носовых и кормовых курсовых углов (в отличие от моря в условиях роботы на извилистом фарватере монитор, как правило, не мог привести цель на свой траверз), а значит какая-то группа артиллерии, носовая или кормовая, окажется вне сектора стрельбы. Но в то время для мониторов виделась еще одна типовая задача: прорыв укрепленного района противника и уничтожение его переправ. Вот тут предпочтение для сектора стрельбы однозначно отдавалось носовым курсовым углам.
Исходя из предполагаемых боевых задач, сошлись на концентрации артиллерии главного калибра в носу. Здесь тоже существовали варианты. Первый из них напрашивался сам собой - двухорудийная башня. Такие имели амурские, а также бывшие австро-венгерские мониторы. Однако советские моряки разместили 130-мм орудия по линейно-возвышенной схеме. Явным недостатком этого стало увеличение высоты и силуэта, что не только осложняло маскировку и увеличивало площадь корабля как цели, но и ухудшало маневренные качества Дело в том, что большая парусность предполагает сильный ветровой снос, с которым тем труднее бороться, чем меньше имеет скорость корабль. А сравнительно тихоходные мониторы, как правило, выполняли огневые задачи на стопе или на малых ходах. Впрочем, тогда считалось, что течение реки превалировало над ветровым сносом и в случае с речным монитором парусностью можно пренебречь.

Первый советский монитор получил схему приборов управления стрельбой Гейслера в обеспечении 2,4-м дальномера "Барр и Струд", размещенного в дальномерной рубке. ПУС обеспечивали прицельную наводку орудий и не имели никаких счетно-решающих приборов. Таким образом, "Ударный" мог вести огонь только по видимым целям, или невидимым, но только при стоянке на якоре или швартовых. Однако приборы Гейслера обслуживали и зенитную артиллерию, так как для замера дистанцию имелся специальный зенитный дальномер с базой в полтора метра.
Расположение зенитной артиллерии позволяло сосредоточить на любом направлении огонь не менее одной башни 41-К со спаренными 45-мм пушками и двух пулеметных установок, а на траверзных курсовых углах чуть ли не всех зенитных средств. То есть все сделали почти классически, но только к началу Второй Мировой войны 45-мм полуавтоматы и 7,62-мм пулеметы как зенитные огневые средства уже устарели, а потому "Ударный" оказался фактически безоружен перед воздушным противником. Но на момент вступления корабля в строй в 1934 г. об этом еще не догадывались.

Корпус до ватерлинии, надстройки, орудийные башни, пулеметные башенки с пулеметами, люки, труба, корректировочный пост, мачта, флагшток, шлюпбалка и кат-балки - светло-серый (шаровый) цвет; подводная часть корпуса корабля и командирского катера, рули, половины спасательных кругов, левый отличительный огонь и полоса на трубе - красный; правый отличительный огонь - зеленый; верхняя палуба - черный ("графитовка"); палуба мостика на средней надстройке покрыта деревянными рыбинами; ватерлиния корпуса корабля и катера, шпили, киповые планки и кнехты, половины спасательных кругов, отличительный огонь на мачте - белый; верхний обрез трубы, якорные цепи, роульсы для проводки якорных цепей, клюзы и якоря - черный; винты, кормовой государственный герб, звезды на носу корабля, рында и поручни трапов - бронзовые; стволы орудий - вороненые.

В составе Днепровской флотилии монитор "Ударный" служил до 1940 года. После присоединения к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины в руках Красной армии оказалось подавляющее большинство вымпелов бывшей Пинской флотилии Польши. Состояние этих трофеев было приемлемым и они были введены в состав речной флотилии. Таким образом в Днепровской флотилии оказалось сконцентрировано излишнее количество артиллерийских кораблей, в то время как на Дунае, по которому проходила новая граница СССР, бронированных речных кораблей не было. Для соблюдения баланса в количестве речных боевых кораблей с Королевством Румыния и усилением южной границы в июне 1940 года Днепровская флотилия была расформирована, её корабли и суда вошли в состав новообразованных Дунайской и Пинской военных флотилий. Монитор "Ударный" оказался на Дунае и базировался на Измаил.

Речные мониторы Дунайской военной флотилии "Ударный" и "Мартынов" в пункте базирования в Измаиле. Снимок сделан румынской морской разведкой

Великая Отечественная война для "Ударного" началась 25 июня 1941 года. Сводки с фронта сообщали, что "мощный удар по фашистской переправе нанесли мониторы и катера Дунайской речной флотилии в 15 километрах от города Д. Командование противника несколько раз пыталось организовать переправу через реку, но каждый раз неудачно. Наши лётчики быстро находили места скопления противника и громили его. 24 июня фашисты, маскируя переправу своих войск, устроили в разных местах реки несколько ложных переправ.
Наша разведка разоблачила задуманный агрессорами манёвр. Не успели сапёры врага закончить установку понтонного моста и начать пропуск войск, как из-за поворота реки показались советские мониторы и катера. Первыми залпами артиллеристы разбили мост, на который уже вступили 9 вражеских танков и несколько десятков мотоциклов. Танки и мотоциклы оказались в реке. Затем советские корабли открыли огонь по лодкам с пехотой противника. Потоплено 26 лодок, на которых находилось до 500 солдат и офицеров. Две лодки были протаранены катерами.
Разгромив мост, мониторы открыли огонь по подходам к реке. К нашему берегу успели проскочить шесть лодок, с которых высадилось более 100 фашистских солдат. Их встретила огнём подоспевшая к месту боя наша мотопехота и уничтожила. Бой у переправы закончился полным разгромом противника. Весь берег реки устлан сотнями фашистских трупов, разбитыми автомашинами, орудиями и мотоциклами. Враг потерял 9 танков, 29 автомашин, до 40 мотоциклов, 8 орудий и свыше 800 солдат"
.


"Ударный" на довоенном смотре, вид с кормы

Отходя от официальных идеологически выдержанных сообщений, нужно сказать, что на начало 1941 года Дунайская военная флотилия Черноморского флота имела в своём составе 5 мониторов, 22 бронекатера проекта 1125, 7 катеров-тральщиков (по советской классификации - речные тральщики), 6 полуглиссеров, 1 минный заградитель, 17 судов обеспечения. Также флотилии были оперативно подчинены 1 истребительная эскадрилья ВВС ЧФ, 5 артиллерийских батарей, 1 зенитно-артиллерийский дивизион и другие части Дунайского сектора береговой обороны Черноморского флота (ДуСБО ЧФ). Кроме того, на Измаил базировался 4-й Черноморский отряд пограничных судов (4 ЧОПС) Морской пограничной охраны НКВД СССР, имевший более 30 пограничных катеров (в том числе типа "МО"), которые влились во флотилию после начала боевых действий.
Мониторы "Ударный" (флагман флотилии), "Железняков", "Жемчужин", "Мартынов" и "Ростовцев" составляли ударную силу Дунайской флотилии. В первые месяцы Великой Отечественной войны они участвовали в оборонительных сражениях на Дунае и Южном Буге, в Днепро-Бугском лимане и Керченском проливе. Уже 25-26 июня моряки-дунайцы вместе с пограничниками высадили десанты на захваченный врагом берег в районах мыса Сатыл-Ноу и Старой Килии и удерживали занятую территорию до приказа об отходе в Одессу. Это был месяц напряженных боев, беспрерывного отражения атак превосходящих сил противника, месяц ежедневного, ежечасного героизма каждого участника десанта, каждого члена команд боевых кораблей. Давая оценку действиям моряков, нарком Военно-Морского Флота СССР Н. Г. Кузнецов 16 июля 1941 года телеграфировал командующему флотилией контр-адмиралу Н.О. Абрамову: "Дунайская военная флотилии действовала храбро и решительно, полностью выполнила поставленные перед ней задачи, показав прекрасные образцы боевой работы. Уверен, что славные дунайцы и впредь будут бить противника так же, как они били его на Дунае" .

После прорыва кораблей флотилии в Одессу, а затем перехода в Николаев, мониторы "Жемчужин" и "Ростовцев" были направлены под Киев, где они сражались в составе Пинской флотилии, а монитор "Мартынов" принял участие в обороне Никополя. Их судьбы сложились трагически - после форсирования немцами Днепра корабли оказались отрезанными от основных сил флотилии. Израсходовав весь боезапас, моряки взорвали свои корабли и сражались на суше.

Монитор "Ударный" же избежал участи "Жемчужина", "Мартынова" и "Ростовцева" и был перебазирован на Тендровский боевой участок.
11 сентября 1941 года на Каховском плацдарме Вермахт прорвал фронт обороны советской 9-й армии и захватили Очаков, Николаев и Херсон, отрезав тем самым корабли Дунайской флотилии и Тендровский боевой участок от главных сил Красной Армии. Расположенная у трассы единственной морской коммуникации между осажденной Одессой и Севастополем, Тендра стала ключом к морским воротам Одессы. Именно поэтому сюда были стянуты все вспомогательные части флотилии. Заняв оборону на рубеже Збруевка, Чулаковка и Железный порт, они обеспечивали эвакуацию войск и боевой техники на Тендру. Моряков-дунайцев, оборонявшихся в Кинбурнских песках, поддерживали артиллерийским огнем мониторы "Ударный", "Железняков", и бронекатера.

"Ударный" под командованием капитан-лейтенант М.Д. Прохорова дал свой последний бой 19 сентября 1941 года, находясь в мелководном Ягорлыцком заливе Чёрного моря. Пользуясь погодными условиями - туманом со стороны моря - он обстреливал подъездные дороги к селу Ивановка, остановив немецкую механизированную колонну и нанеся ей значительный ущерб в материальной и живой силе. Однако к полудню туман рассеялся, монитор стал прекрасно видимой мишенью и в атаку на него были отправлены немецкие пикировщики "Юнкерс" Ju-87. Считается, что атаку на корабль совершили самолёты из 6-й эскадрильи (6 Staffel) 77-го крыла пикирующих бомбардировщиков (Sturzkampfgeschwader 77, Stg 77)


Эмблема 77-го штурцкампфгешвадера

Первый же из них был сбит огнем зенитных пулеметов. Остальные самолёты, видя, что нос монитора фактически не имеет зенитного вооружения, атаковали его практически безнаказанно, так как единственная находившаяся на носу башня со спаренными 45-мм скорострельными пушками была выброшена взрывом бомбы за борт. По воспоминаниям выживших моряков, во время авианалёта орудия главного калибра "Ударного" стреляли по самолётам шрапнелью.
Нужно отдать должное высокому боевому духу, выучке и дисциплине экипажа небольшого корабля - растерянности и паники не возникло после очередного захода пикировщиков, когда бомбы накрыли боевую рубку и там погибли командир монитора, комиссар и большинство офицеров. Пулеметчики Иван Харитоненко, Павел Борульник и Иван Любенко, истекая кровью, не покинули своих постов и продолжали отстреливаться из зенитных пулемётов. Командир отделения живучести Илья Горулев вместе с машинистами Дмитрием Яковлевым и Николаем Бабьяком, старшиной I статьи Дмитрием Петрушковым и другими матросами под градом осколков заделывали многочисленные пробоины, чтобы корабль мог оставаться на плаву и вести бой.
11 бомб попали в монитор, одна из низ вызвала детонацию погребов башен главного калибра. Одна из башен взрывом была выброшена за борт. Окутанный клубами дыма "Ударный" начал быстро тонуть. Командир дивизиона живучести монитора капитан-лейтенант В.А. Кринов отдал приказ погрузить раненых в единственную уцелевшую шлюпку и покинуть тонущий корабль. Прикрывая отход товарищей, оставшиеся на борту моряки усилили огонь по самолетам. Умирающий, охваченный огнём монитор продолжал сопротивляться: очередной "Юнкерс" был сбит оставшимся на борту после ухода шлюпки зенитчиком Александром Магницким. Этот сбитый "лаптёжник" стал последней жертвой речного корабля - с развевающимся военно-морским флагом "Ударный" лёг на дно.

Командир монитора "Ударный" капитан-лейтенант И.А. Прохоров

В 1963 году остов "Ударного" был обнаружен аквалангистами подводной экспедиции по поиску затонувших кораблей. Осмотревшие впоследствии затонувший корабль аквалангисты спортивного клуба "Садко" из г. Николаева, в своем отчете отмечали, что "Ударный" стоит на дне на ровном киле, погруженный в грунт по ватерлинию. Башни орудий главного калибра разрушены. Ствол одного из орудий взрывом вырван из башни и лежит на грунте вдоль борта. Спаренная 45-мм зенитная установка сорвана с фундамента и лежит на палубе. Впоследствии эта башня была поднята и установлена в г. Николаеве перед Музеем судостроения и флота.


В 1977 году на морском берегу в Покровке нашли человеческие останки. Бывший председатель сельсовета Павел Книга принял решение перезахоронить их там, куда не достает море. Рядом поставили деревянный крест. Впоследствии об этой могиле узнал директор местной школы Александр Кучеренко. Он выяснил, что на побережье похоронен старшина второй статьи с монитора "Ударный" Виктора Прокофьевича Савченко. С тех пор ученики Покровской школы переписываются с теми моряками, кто остался жив. Постепенно удалось собрать уникальный материал о мониторе "Ударный"
В 1983 г. с монитора подняли также 130-мм орудие главного калибра. Ранее поднятые кормовой герб, звезды и счетверенная зенитная пулеметная установка были переданы в Одесский историко-краеведческий музей. Фактические координаты 46°25"N 31°53"E. Глубина около 4 метров. Возвышение над грунтом 3,5 метра.

16 июня 2018 года начались . Пиротехников возглавил начальник группы - водолазный специалист ГПР и СВР АСО СН ГУ ГСЧС Украины в Херсонской области, подполковник службы гражданской защиты Андрей Кочетов. 6 августа 2018 года работы по разминированию монитора "Ударный" были благополучно завершены. Всего на поверхность подняли и уничтожили 1129 боеприпасов различных калибров. Также водолазами были подняты со дна лимана . Все поднятые артефакты отреставрированы и ныне находятся в Национальном музее-заповеднике "Битва за Киев в 1943 году".

За многочисленные дополнения, указания и сведения по монитору "Ударный" огромное спасибо хочу сказать Сергею Гафарову из киевской общественной организации "Товарищество ветеранов разведки Военно-Морского Флота" - без его помощи этот пост не случился бы!

В боевых действиях мониторы участвовали как специальный класс кораблей, предназначенный для действия в прибрежных водах морей или на реках для поддержки своих войск, а также для подавления вражеской береговой обороны и для обеспечения высадки десантов.

Проект «СБ-37», который существовал в СССР, был призван создать новую серию советских кораблей повышенной маневренности. Также они должны быть покрыты броней и вооружены оружием, которое имело бы малое время необходимое на реагирование. Всего по этому проекту было построено 6 кораблей и лишь 2 из них, дожили до нашего времени — «Железняков» и «Ростовцев». Первый стоит как памятник, а второй во время ВОВ был взорван командой, поднят, восстановлен и до недавнего времени использовался в качестве учебно-артиллерийского корабля. Остальные мониторы были взорваны своими командами во время военных действий и затонули.

27 октября 1936 года монитор «Железняков» вступил в строй. Его постройка осуществлялась под личным контролем товарища Сталина и стала всенародной стройкой, потому что все материалы и оборудование, а также вооружение принципиально изготавливалось на заводах СССР без помощи и консультации зарубежных специалистов, причем под «неусыпным оком» производилось и доставлялось в Киев в немыслимо короткие сроки. Все металлические конструкции корабля соединялись по старинке, посредством клепки, требования к которой при работе с броней были особенными. К тому же клепать броню намного тяжелее, чем обычную металлоконструкцию.

1 из 6






Война застала «Железнякова» на Дунае, у города Рени. В день нападения СССР он находился в состоянии повышенной боевой готовности. В 4 часа 15 минут 22 июня он произвел первый орудийный залп по фашистам, обстрелявшим корабль. В том первом жестоком бою, длившемся почти весь день, артиллерией монитора была уничтожена одна из батарей и сбит неприятельский самолет. Кораблю неслыханно везло в боях и его стали называть «неуловимым», но в конце августа 1942 года попал в казалось бы безвыходное положение. Отбиваясь от наседавших фашистов, монитор оказался запертым в кубанском плесе. Оставался единственный путь - по Казачьему Ерику в Ахтанизовский лиман, откуда - через мелководную речку Пересыпь - в Азовское море. Уже на подходе стало известно, что гитлеровцы установили в ее устье мощные батареи. Что делать: взорвать корабль, а самим уходить через бескрайние кубанские степи на Кавказ? Но моряки не воспользовались этой крайней мерой и решили на своем корабле пробиваться к морю. И вот когда до спасительного моря оставалось совсем немного, монитор вдруг остановился, натолкнувшись на намытый в устье песчаный барьер. Но тут произошло еще более неожиданное: низко пролетевшие над «Железняковым» самолеты с черными крестами вдруг ударили по своим же солдатам на берегу; очевидно, фашистские летчики решили, что корабль высадил десант.

Интересные факты:
— максимальная скорость корабля не превышала 15 километров в час,
— без дозаправки он мог пройти 6000 километров,
— на судне могло одновременно находиться около 70 человек.

Воспользовавшись замешательством врага, моряки завели носовой якорь; несколько попыток - и корабль, подхваченный пенистыми волнами с моря, перескочил через отмель. В хмурый сентябрьский день 1942 года израненный в непрерывных боях, истрепанный жестокими штормами и нуждающийся в основательном ремонте «Железняков» входил в Потийскую гавань: удивлению находившихся там моряков не было предела - его давно считали погибшим (фашистское командование не раз сообщало по радио о потоплении монитора).

До сентября 1944 года монитор простоял на ремонте в Поти. Затем он снова взял курс к устью Дуная, где его ждали новые бои. До победного мая 1945 года «Железняков» участвовал в боевых действиях в составе возрожденной Дунайской флотилии, а затем был «демобилизован» и попросту списан. Некоторое время он был плавскладом «ПСКЛ-4». Его вооружение пополнило Центральный военно-морской музей СССР в Ленинграде. Броневую башню с артиллерийским орудием установили у входа в музей Суворова в Измаиле. А корпус монитора служил причалом для речных судов и катеров. Предавалась забвению и бывшая команда монитора.

В 1965 году корпус и боевое вооружение корабля собрали с их прежних мест обитания и передали «родителю» - заводу «Ленинская кузница». Мастера получили все то, что было необходимо для полного восстановления корабля, в том числе утраченное вооружение и оборудование. Монитор был полностью восстановлен в том виде, в каком совершал некогда ратные подвиги и стоит по сей день рядом с заводом в парке моряков. К сожалению за ним плохо ухаживают и большинство внешних деталей украдены, разбиты или попросту сломаны до неузнаваемого состояния.

Где находится монитор железняков?
Адрес: улица Электриков, 31

А. Харченко. Проливом «Тысяча смертей»

А. ХАРЧЕНКО,
капитан 1 ранга, командир монитора «Железняков» в годы войны

Летом 1942 года советские войска вели ожесточенные бои с гитлеровскими полчищами на Кубани. В ходе этих боев героический подвиг совершил экипаж монитора «Железняков». Он провел свой корабль проливом, который тогда называли «Тысяча смертей», и вышел победителем. Ныне «Железняков» находится на вечной стоянке на Днепре, вблизи ордена Ленина завода «Ленинская кузница», на котором он был построен около сорока лет тому назад.

Экипаж монитора «Железняков» состоял из 72 человек. У тех из них, кто еще жив, никогда не изгладятся в памяти события героического прошлого, особенно бои на реке Кубани и прорыв в Азовское и Черное моря после того, как противник завладел городом Темрюком. «Железняков» оказался отрезанным от своих баз. Командование флота предложило взорвать корабль. Но его экипаж сумел избежать этой крайней меры, сохранить «Железнякова» и пробиться к своим.

Я вспоминаю заключительный эпизод этого прорыва. Корабль с огромными трудностями вышел, как нам казалось, в спасительное Азовское море. Это было 20 августа 1942 года.

Вечерело, когда мы подошли к мысу Пекли, что рядом с проливом.

В ожидании темноты стали на якорь вблизи затопленной землечерпалки.

В искусстве маскировки экипаж «Железнякова» достиг настоящего совершенства.

Чтобы не дать себя обнаружить, экипаж монитора подготовил для своего корабля вдоль берега несколько замаскированных стоянок. Ночью лопатами рыли в береге гнезда по длине судна для дневных скрытых огневых позиций. На палубе устанавливали целый сквер из деревьев и кустарника, причем следили, чтобы по «густоте насаждений» он не отличался от прибрежных зарослей. Палубу засыпали свежей травой. Таких, стоянок было много - основных и запасных.

Остановившись вблизи затопленной землечерпалки, мы чувствовали себя в относительной безопасности. Но вскоре задул сильный порывистый ветер. Пошли первые накатистые волны. Они стали бить в носовую часть, якорные цепи лопнули. «Самый полный вперед» не помог, корабль начало прибивать к берегу. Огромная волна, подняв судно, поставила его правым бортом к песчаной отмели. Казалось - это конец.

К исходу третьих суток нечеловеческого труда под бомбежкой авиации противника экипажу удалось снять монитор с мели. Он потерял ход более чем на 60 процентов и теперь едва мог обогнать пешехода. А на берегу Керченского пролива - фашистские батареи, в воде множество мин.

Мое решение и мнение всего экипажа были едины: нужно испытать судьбу до конца. Связавшись по радио с командованием флотилии и флота, я получил разрешение идти на прорыв, В помощь нам выслали два быстроходных катера МО. Они должны были прикрыть нас дымовой завесой от вражеского артиллерийского огня.

Около 23 часов 29 августа «Железняков» входил в Керченский пролив. С берега, занятого фашистами, скользнул луч прожектора. Через минуту вспыхнули еще два. Они скрестились на мониторе. Загремели первые залпы.. . Наши катера выбросили дымовые шашки и на полном ходу ушли из пролива. Поступили они правильно: своей гибелью не могли нам помочь. За ними потянулись лучи прожектора. Но вот шашки перестали дымить, прожекторы снова поймали нас. И тут началось такое, что, как говорится, ни в сказке рассказать, ни пером описать. Сплошные смерчи от разрывов снарядов засыпали корабль то песком, то илом с водой. А ответить у нас нечем. Что может быть обиднее?..

Когда подошли ближе, с нашего, таманского берега блеснули вспышки. Береговая артиллерия стала бить по батареям противника. Это была обещанная нам поддержка. Огонь противника немного ослаб, прицельность его уменьшилась.

А до выхода из пролива при нашей скорости оставалось еще не менее двух часов!

Принимаю решение: право на борт, ближе к противнику, держать курс вдоль берега, по минным полям, где суда не ходят - эту полосу противник не простреливал.

Теперь смерчи от разрывов больше не накрывают корабль. Рулевой, стиснув зубы, смотрит на звезду, указанную ему как ориентир - компас вышел из строя.

Так прошли страшные два часа. И, наконец, перед нами Черное море. Последний поворот влево, и мы, кажется, спасены. Но корабль закрывает своим корпусом светящийся буй. Это замечает враг. Шквал огня снова рушится на «Железнякова».

Выручило нас то, что поблизости оказался корпус затопленного морского судна. Скрывшись за него, мы сманеврировали и легли на свой курс. Огонь береговых батарей, как мы и предполагали, сосредоточился на этих обломках...

Итак, мы в Черном море! Корабль получил два тяжелых, но излечимых повреждения. «Железняков» жив и еще повоюет!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!