Это жизнь - портал для женщин

Правила написания эссе по истории примеры. Историческое эссе

Что такое эссе?

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Оно предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Написание эссепозволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Как написать эссе по истории?

  1. Определитесь с темой эссе : она должна быть, в первую очередь, интересна Вам. Кроме того, выбирая тему, удостоверьтесь, что Вы сможете подобрать исторические факты и аргументацию Вашей позиции.Составьте план эссе согласно причинно-следственным связям и логике повествования.
  2. Продумайте аргументы "за" и "против". В качестве аргументов употребляются логически верные умозаключения, исторические факты. Как правило, в эссе приводятся 2-3 аргумента.
  3. Выберите стиль эссе : чаще всего рекомендуется писать в публицистическом или научном стиле.

Структура эссе

Титульный лист (см. Приложение №1).
Введение. Начните эссе с введения, в котором, обоснуете, почему Вы выбрали именно эту тему. Затем раскройте актуальность темы и определите позиции разных авторов по предложенной проблеме.
Основная часть. Данная часть предполагает аргументацию и анализ, а также обоснование тезисов, исходя из имеющихся данных и позиций по этому вопросу. Приведите свою точку зрения и ее подтверждение выбранными аргументами, опираясь на исторические факты, публицистические и литературные источники или социальный опыт. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство.
Заключение подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, изложенного в основной части. Можно закончить эссе риторическим вопросом или обращением к читателю. Однако лучше всего будет написать четкий вывод из вышеизложенных аргументов, подтверждая свое отношение к проблеме.


Критерии оценки

  1. Знание и понимание теоретического материала.
  2. Анализ и оценка информации. Исторические источники, на которых строится конкурсная работа, могут быть самыми разными. Необходимо, чтобы все документы были тщательно прокомментированы и подвергнуты критическому анализу. Это, собственно, и есть главный критерий оценки работы, хотя жюри, без сомнения, отметит найденный новый ценный исторический материал и умение участника конкурса излагать свои мысли.
  3. Эрудиция: знание и логическое изложение фактического материала, знакомство с именами известных историков
  4. Построение суждений:
  • ясность и четкость изложения,
  • логика доказательств,
  • выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией

Оформление работы.

Работа должна быть снабжена титульным листом. Объем работы от 3 до 5 листов печатного текста шрифтом Times New Roman 14, интервал – 1,5. Обязательно библиография: все источники, которыми Вы пользовались и на которые ссылаетесь (см. Приложение № 2).

Темы эссе

  1. «…Откуда есть пошла Русская Земля…» (Нестор).
  2. Монгольский след в истории.
  3. Иван Грозный: реформатор или тиран, зло или благо для России?
  4. Смутное время: истоки и причины.
  5. Петр I открыл окно в Европу или загнал Россию в европейский угол?
  6. «Екатерина II не дала народу свободы и просвещения. Но она дала умам почувствовать цену этих благ» (В.Ключевский) .
  7. Отечественная война 1812 года в судьбе России.
  8. Декабристы: герои или бунтовщики?
  9. Октябрь 17-го года – переворот или революция?
  10. Цена Победы советского народа в Великой отечественной войне.
  11. Самодержавная монархия: ее черты в XXI веке.
  12. "Убежден - далеко не случайно, что именно Россия прославилась выдающимися благотворителями, замечательными примерами добровольческого, бескорыстного служения обществу, народу" (В.В.Путин)
  1. Бушуев С.В., Миронов Г. Е. История государства российского: историко-биографические очерки, Кн. 1, М., 1991.
  2. Вилков В., Степанов Ю. Великие правители России: современная версия. – Ростов на Дону, 2012.
  3. Геллер М.Я. История российской империи. Т. 1. – М.. 2001.
  4. Гумилев Л.Н. От Руси до России. – М., 1997.
  5. Декабристы: избранные труды. – М., 2010
  6. История России с древнейших времен до конца ХYШ века – М., 1996.
  7. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 – х книгах. – М.,1988.
  8. Ключевский В.О. Сочинения: в 9 т. – М.,1987.
  9. Платонов С.Ф. Собрание сочинений по русской истории в 2-х т. - СПб,1993.
  10. Россия: автобиография / Сост. М.А. Федотова, К.М. Королева. - СПб, 2009.
  11. Сахаров А.Н., Назаров Б.Д., Боханов А.Н. Подвижники России: исторические очерки. - М., 2002.
  12. Соловьев С.М. Сочинения в 18-ти т. - М.,1988-1994.
  13. Шефов Н.А. Тысячелетие русской истории. Хроника истории российской с кратким описанием знаменательных событий. - М., 2001.

По своему усмотрению вы можете обращаться к другим источникам. Желаем удачи!

Приложение № 1

Эссе по истории на тему:

«Петр I открыл окно в Европу или загнал Россию в европейский угол?»

студент 2 курса истфака ЛГПУ.

Домашний адрес:

г. Липецк, ул. Гагарина,10-10

e-mail : Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Приложение № 2

Список использованной литературы:

  1. Анисимов Е. В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. – СПб., 2006.
  2. Буганов В.И. Петр Великий и его время / В.И.Буганов. – М., 1989.
  3. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. - М., 1984.
  4. Петр Великий. Избранное. – М., 2010.
  5. Петр Великий: pro et contra. – СПб, 2011.

ПО ИСТОРИИ

Некоторые признаки эссе:

Цель эссе

Структура и план эссе

— вступление;

— тезис, аргументы;

— тезис, аргументы;

— тезис, аргументы;

— заключение.

ТЕМЫ ЭССЕ ПО ИСТОРИИ:

Как написать текст рассуждение?

По цели высказывания тексты бывают разные: тексты-сообщения, тексты-описания и тексты-рассуждения. В последнем виде текстов люди не просто выражают ход своих мыслей и отстаивают свою точку зрения.

В рассуждениях обязательно есть причина и следствие, доказательства и объяснения. Если возникла необходимость создать именно такой текст, то сначала следует узнать о его структурных особенностях, которыми он и отличается от других видов текстов.

При написании текста-рассуждения очень важно:

Определить логику тексту.

Нужно уметь логически мыслить и правильно выстраивать причинно-следственные связи.

2. Поработать над темой текста.

Описываемая проблема должна быть интересна: не стоит останавливаться на тех вопросах, которые уже много обсуждались другими. Нет необходимости слишком углубляться в философию и браться за такие темы, как, например «что появилось раньше - яйцо или курица», так как с подобными «проблемами» вы рискуете написать текст ни о чём. Садиться за рассуждение стоит в том случае, если по интересующей многих проблеме вы можете предложить новое видение, ранее никем не описанное.

3. Грамотно сочинить вступление.

В этой части текста будет достаточно всего нескольких предложений, где следует указать проблемы, вопросы и суждения по этим темам. Здесь можно привести, например, цитаты и высказывания известных людей, но злоупотреблять этим не стоит. Эта часть должна быть максимально содержательной, но при этом по возможности и максимально емкой.

4. Продумать тезис суждений.

Под тезисом подразумевается именно та мысль, которую вы и рассматриваете в тексте.

Эссе по истории: основы написания, план и примеры

Но подробно останавливаться на проблеме в тезисе не следует, так как все основные рассуждения и объяснения будут в самом тексте. Тезисов может быть и несколько, все зависит от того, насколько сложная и глубокая тема вами была выбрана.

5. Подобрать аргументы.

Все суждения должны быть подкреплены серьезными и убедительными аргументами. Стоит помнить, что скудная доказательная база, равно как и нагромождение доводов, не украсят текст. Но при этом любой приведенный вывод должен основываться на доказательствах. Здесь можно опираться как на собственный опыт, так и на опыт известных личностей.

6. Сделать правильный вывод из суждений.

Под такими рассуждениями имеются в виду те мысли, которые вытекают из анализа, доказательств и аргументации описываемой проблемы. Но при этом не следует пересказывать всю вышеизложенную информацию — в этой части нужно выделять лишь самое основное, при этом формулировать мысли необходимо в более развернутом виде, чем того требует вступление.

7. Логически выстраивать высказанные мысли.

Любому человеку, читающему рассуждения в тексте, должно быть легко следить за размышлениями и умозаключениями, чтобы уловить закономерность, которая привела к определенным выводам.

ПО ИСТОРИИ

Эссе – творческая письменная работа, раскрывающая как уровень знания автором истории с фактографической стороны, так и склонность автора к творческому, научному анализу исторических фактов, явлений и процессов.

Некоторые признаки эссе:

    наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.

    эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

    как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

Данный жанр стал популярным в последние годы.

Как писать сочинение по истории?

Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Сегодня эссе предлагается в качестве задания достаточно часто. Оно является одним из основных компонентов пакета документов (при поступлении в учебное заведение или трудоустройстве). Конкурс эссе помогает из многообразия лучших выбрать самых лучших!

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Структура и план эссе

Структура определяется предъявляемыми требованиями:

    мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом следуют аргументы.

Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

— вступление;

— тезис, аргументы;

— тезис, аргументы;

— тезис, аргументы;

— заключение.

При написании эссе по истории настоятельно рекомендуется:

    Полно и точно излагать исторические факты, относящиеся к избранной теме, и стремиться всесторонне раскрыть ее.

    Точно называть даты и места исторических событий, имена и общественное положение исторических деятелей.

    Грамотно употреблять научные исторические понятия и термины.

    Выделять причинно-следственные связи между историческими событиями, явлениями и процессами, излагать их строго в соответствии с этими причинно-следственными связями;

    Начать изложение избранной темы с краткой вступительной части (постановки, характеристики анализируемой исторической проблемы), излагать основное содержание логично и последовательно, завершить эссе кратким заключением (обоснованными выводами).

Объем эссе – до 3 страниц печатного текста (14 шрифт, одинарный интервал).

ТЕМЫ ЭССЕ ПО ИСТОРИИ:

    Принятие христианства православного толка на Руси: верный выбор или просчет (сквозь призму времени)?

    Москва – центр собирания русских земель: случайность или закономерность?

    «Смута» в России: гражданская война или борьба за московский престол между отдельными группировками?

    Петровские преобразования: модернизация России или отступление от своеобразного «русского» пути?

    Екатерина Великая: «просвещенная» императрица или заядлый крепостник?

    Либеральные реформы 1860-70-х гг.: закономерность или революция «сверху»?

    Столыпинские реформы: попытка модернизации страны или консервации существующего строя?

    Октябрь 1917 г.: социалистическая революция или государственный переворот?

    И.В. Сталин: «вождь» нации или тиран?

    «Перестройка» в СССР: объективная необходимость или реализация планов отдельной группы политиков?

Задание №25 в ЕГЭ по истории.

Алгоритм написания исторического сочинения:

дать характеристику периода истории России;

указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами);

используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дать одну историческую оценку значимости данного периода для истории России;

в ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду истории России.

Готовясь к выполнению задания №25 необходимо проработать предложенные периоды:

При проверке сочинения используются критерии из демоверсии:

В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов).

Критерии оценивания.

Эссе по истории: примеры, темы, план

К1 Указание событий (явлений, процессов) 2
Правильно указаны два события (явления, процесса) 2
Правильно указано одно событие (явление, процесс) 1
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно 0

К2 Исторические личности и их роль в данный период истории России 2
Правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России 2
Правильно указаны одна-две исторические личности, правильно указана роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России 1
Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно. ИЛИ Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана. ИЛИ Исторические личности указаны неверно. ИЛИ Исторические личности не указаны 0

К3 Причинно-следственные связи 2
Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) 2
Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами) 1
Причинно-следственные связи указаны неверно. ИЛИ Причинно-следственные связи не указаны 0

К4 Историческая оценка событий 1
Дана историческая оценка значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков 1
Историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Историческая оценка не дана 0

К5 Использование исторических терминов, понятий 1
При изложении корректно использованы исторические термины, понятия 1
При изложении допущено некорректное использование исторических терминов, понятий. ИЛИ
Исторические термины, понятия не использованы 0

К6 Наличие фактических ошибок 2
1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено не менее 4 баллов.
При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки, учтённые при выставлении баллов по критериям К1–К5
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки 2
Допущена одна фактическая ошибка 1
Допущены две или более фактические ошибки 0

К7 Форма изложения 1
1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) 1
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений 0

Максимальный балл — 11

ПО ИСТОРИИ

Эссе – творческая письменная работа, раскрывающая как уровень знания автором истории с фактографической стороны, так и склонность автора к творческому, научному анализу исторических фактов, явлений и процессов.

Некоторые признаки эссе:

    наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.

    эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

    как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.).

5 хитростей при написании эссе по истории

Сегодня эссе предлагается в качестве задания достаточно часто. Оно является одним из основных компонентов пакета документов (при поступлении в учебное заведение или трудоустройстве). Конкурс эссе помогает из многообразия лучших выбрать самых лучших!

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Структура и план эссе

Структура определяется предъявляемыми требованиями:

    мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом следуют аргументы.

Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

— вступление;

— тезис, аргументы;

— тезис, аргументы;

— тезис, аргументы;

— заключение.

При написании эссе по истории настоятельно рекомендуется:

    Полно и точно излагать исторические факты, относящиеся к избранной теме, и стремиться всесторонне раскрыть ее.

    Точно называть даты и места исторических событий, имена и общественное положение исторических деятелей.

    Грамотно употреблять научные исторические понятия и термины.

    Выделять причинно-следственные связи между историческими событиями, явлениями и процессами, излагать их строго в соответствии с этими причинно-следственными связями;

    Начать изложение избранной темы с краткой вступительной части (постановки, характеристики анализируемой исторической проблемы), излагать основное содержание логично и последовательно, завершить эссе кратким заключением (обоснованными выводами).

Объем эссе – до 3 страниц печатного текста (14 шрифт, одинарный интервал).

ТЕМЫ ЭССЕ ПО ИСТОРИИ:

    Принятие христианства православного толка на Руси: верный выбор или просчет (сквозь призму времени)?

    Москва – центр собирания русских земель: случайность или закономерность?

    «Смута» в России: гражданская война или борьба за московский престол между отдельными группировками?

    Петровские преобразования: модернизация России или отступление от своеобразного «русского» пути?

    Екатерина Великая: «просвещенная» императрица или заядлый крепостник?

    Либеральные реформы 1860-70-х гг.: закономерность или революция «сверху»?

    Столыпинские реформы: попытка модернизации страны или консервации существующего строя?

    Октябрь 1917 г.: социалистическая революция или государственный переворот?

    И.В. Сталин: «вождь» нации или тиран?

    «Перестройка» в СССР: объективная необходимость или реализация планов отдельной группы политиков?

Поиск Лекций

Клише, рекомендованные использовать при написании эссе по истории

Эссе – это разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий ассоциаций. Чётко должна прослеживаться авторская позиция, отношение (особенно в основной части).

Алгоритм написания эссе по истории

I. Вводная часть

Опишите общую ситуацию в государстве на начало периода, укажите, какие задачи стояли перед ним, перечистите основные события и явления, происходившие в течение этого времени («1.Общая характеристика периода«)

II. Основная часть

1. Укажите исторический процесс (событие, явление) периода, которое вы намереваетесь рассмотреть более подробно («3.Явление, процесс«)

2. Раскройте причины и факторы, оказавшие влияние на его развитие («5.Причины явления, процесса«)

3. Опишите участие в этом процессе исторического деятеля и, основываясь на исторических фактах, раскройте его роль в этом процессе (явлении, событии) с указанием конкретных действий, шагов, его влияние на происходившие изменения.

4. Сделайте вывод о характере, последствиях этого исторического процесса для развития государства, укажите различные аспекты жизни общества, в которых под влиянием данного процесса произошли изменения, укажите его историческое значение («6.Результат, значение«)

5. Повторите на основании заполненной схемы действия 1-4 для описания второго исторического процесса (события, явления).

III. Заключение

Опираясь на факты, сделайте вывод о месте периода в истории государства. Укажите, какие задачи, упомянутые вами в вводной части сочинения, удалось или не удалось решить, какие последствия имели происходившие события.

Приведите известные вам мнения и оценки историков по данному периоду и дайте собственную оценку, подтверждая свои выводы историческими фактами.

IV. Проверка

После написания сочинения проверьте указанные в нем даты, имена на наличие фактических ошибок. Обратите внимание на необходимость корректного употребления терминов. Проверьте подготовленный текст, используя критерии оценивания.

  • Данный период российской истории характеризуется…..
  • Ключевыми событиями данного периода…..
  • Большое роль сыграла деятельность (имя исторического деятеля)
  • Яркой исторической личностью этого периода…..
  • Историки по-разному оценивают….
  • Данный период сыграл ключевую роль в дальнейшем развитии российской истории….
  • ___ (нужный период) - это период правления ___. Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования ___. Назову наиболее важные из них.
  • Событие (явление, процесс) № 1 + итог.
  • Событие (явление, процесс) № 2 + итог.
  • Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.
  • Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями (явлениями, процессами) в период правления ___. Оба события - ___ и ___ - были продиктованы общими причинами: ___.
  • Результатами этих событий (то есть их следствием) стали ___, ___, ___.
  • ___ правил в течение продолжительного времени - ___ лет. Его правление нельзя оценить однозначно.
  • С одной стороны, ___.
  • Но, с другой стороны, ___.
  • Сама фигура ___ также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ ___ в историографии довольно противоречив.
  • Эпоха правления ___ в целом стала периодом ___.

В сочинении необходимо:

ü указать не менее двух значимых событий(явлений, процессов),относящихся к данному периоду истории;

ü назвать две исторические личности, деятельность которых связанас указанными событиями(явлениями, процессами), и, используя знаниеисторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностейв этих событиях(явлениях, процессах);

ü – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавшихмежду событиями(явлениями, процессами) в рамках данного периодаистории.

ü Используя знание исторических фактов и(или) мнений историков, дайтеодну оценку значения данного периода для истории России. В ходеизложения необходимо корректно использовать исторические термины,понятия, относящиеся к данному периоду.

ü В случае, когда исторические события(явления, процессы) не указаны иливсе указанные исторические события(явления, процессы) не относятсяк выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов

Критерии оценивания Баллы
К1 Указание событий(явлений, процессов)
Правильно указаны два события(явления, процесса)
Правильно указано одно событие(явление, процесс)
События(явления, процессы) не указаны или указаны неверно
К2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль этих личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России
Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России
Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России охарактеризована неправильно.

Пример сочинения по истории

ИЛИ Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях(явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Исторические личности названы неверно. ИЛИ Исторические личности не названы

К3 Причинно-следственные связи
Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами)
Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями(явлениями, процессами)
Причинно-следственные связи указаны неверно. ИЛИ Причинно-следственные связи не указаны
К4 Оценка значения периода для истории России
Дана оценка значения периода для истории России с опорой на исторические факты и(или) мнения историков
Оценка значения периода для истории России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и(или) мнений историков. ИЛИ Оценка значения периода для истории России не дана
К5 Использование исторической терминологии
При изложении корректно использована историческая терминология
Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы
К6 Наличие фактических ошибок. 1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки
Допущена одна фактическая ошибка
Допущены две или более фактические ошибки
К 7 Форма изложения. 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений
Максимальный балл

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Всем привет! На связи Андрей Пучков.

Провел очередной свободный вебинар для всех желающих, на котором объяснил основные принципы того, как писать эссе по истории. Это задание теста ЕГЭ за номером 25 вызывает традиционные трудности абитуриентов. Ребят к ЕГЭ я готовлю давно, уже 9 лет как, и поэтому увидел еще самые ранние варианты этого задания.

В то время историческое сочинение представляло собой исторический портрет. В настоящее время задание это стало более адекватным и представляет собой написание эссе по одному из четырех исторических периодов, которые предложены выпускнику.

Как пишут историческое сочинение все?

Обычно учащиеся думают, что историческое сочинение — это что-то вроде итогового сочинения по литературе, в котором ты высказываешь свое мнение. Как раз на обозначенном вебинаре ребята протранслировали такое понимание.

То есть все пишут по обычной схеме: введение, основная часть, заключение. В результате максимум, что они набирают — это 4-5 баллов из 11 возможных... Да, да, ребят, за историческое эссе в тесте дается сегодня 11 первичных баллов. Это пятая часть всей работы.

Почему «школьный» метод написания такого сочинения оценивается экспертами в 4-5 баллов? Потому что такая работа совсем не отвечает критериям оценивания. Их Вы можете найти в самом демотесте, который можно скачать с сайта ФИПИ. Именно поэтому то, как пишут сочинение все — нас не устраивает — нам ведь нужны максимальные баллы!

Вот как надо писать эссе по истории

Как только я объяснил на вебинаре, что эссе по истории к ЕГЭ 2018 надо выполнять по заранее составленному плану, так сразу обрушились вопросы. В одном из них участница спрашивала, а есть ли какие-то клише написания эссе? Грубо говоря, есть ли какой-то шаблон его выполнения?

Друзья мои — если вы начинаете писать эссе по шаблону, забудьте о высоких баллах. Сначала надо учиться писать эссе по плану, а не по шаблону. Он же применяется только в том случае, если ученик не может справиться самостоятельно. Тогда преподаватель может сделать такой образец, с пропущенными частями текста. Такой образец пишется самим преподавателем под конкретного ученика, с учетом его ошибок и его непонимания. Ведь один может не понимать, что такое исторический процесс. Другой будет путать исторические события с историческими явлениями.

Такой образец может включать в себя как сам текст эссе, так и заранее составленный преподавателем план. В частности такой метод мы используем на наших курсах подготовки к ЕГЭ по истории .

В целом же на вебинаре была предложена следующая схема выполнения задания 25:

  • Составляем план по образцу под данный исторический период: то есть прописываем исторические процессы и события, которые их составляли.
  • Далее пишем сам текст эссе с опорой на этот план.
  • Пишем вывод, в котором используем либо свое мнение о периоде, либо позиции разных историков.

Образец прекрасно выполненного эссе вы можете

Помните, что надо постоянно тренироваться, что выполнять задание 25 на максимальные баллы. Более того, нужно, чтобы постоянно Вас поправлял опытный преподаватель. Ребята на наших курсах уже пишут эссе по более расширенной методике. И пишут на 11 баллов из 11 на реальном ЕГЭ.

Отличие творческого задания и его значимость для учащегося

Написание эссе по истории способствует развитию личности учащегося, учит вырабатывать свое собственное мнение, оценочное суждение по поводу того или иного исторического события, формировать ценностные приоритеты.

Эссе по истории не только проверяет знание автора исторических событий, но и способность систематизировать информацию, представлять результаты в свободной форме, понимать историческое значение событий и явлений.

Критерии оценки эссе на ЕГЭ

Историческое эссе оценивается по определенным критериям, исходя из которых можно выделить несколько правил написания эссе.

Эссе должно содержать следующие элементы:

  • более двух исторических событий или явлений;
  • две исторические персоны и их значимость в определенном периоде;
  • причинно-следственные связи между историческими явлениями в определенный период;
  • оценка значимости исторического периода;
  • корректное использование понятий и терминов по предмету.

Из чего состоит эссе по истории

Первым этапом в написании исторического сочинения является выбор периода в истории и определение его особенности. В начале эссе следует обозначить, чем характеризуется этот период, его специфику, а затем подбирать соответствующие факты.

Исторические факты

Факты в истории подразделяются на исторические и научно-исторические. Первые – это те, которые действительно имели место в истории, обладающие объективностью и локализованностью во времени и пространстве. Научно-исторические факты обычно отражают мнения ученых, их умозаключений по поводу исторических событий, основанные на исторических источниках.

При отборе фактов необходимо не просто перечислить события, происходившие в описываемый период, а выделить главные, наиболее значимые события, в полной мере соответствующие и отражающие специфику периода.

Оценочные знания

Далее требуется отразить оценочные знания о предмете, которые проявляются в знании различных научных точек зрения, версий описания исторических событий и явлений. При оценивании принимается во внимание глубина раскрытия вопроса и аргументированность суждений.

Характеристика исторической личности

Одним из критериев оценивания является описание исторической личности. Однако для получения высокого балла недостаточно простого описания деятельности персоны, даже очень подробного и развернутого. В задании требуется описать роль этих исторических персон в конкретном периоде, опираясь на исторические факты. Выполнение именно этого требования позволяет оценить эссе по этому критерию на более высокий балл.

Причинно-следственные связи

Умение выявлять причинно-следственные связи также является одним из критериев хорошего исторического эссе. Все исторические события или явления порождают другие события и явления, и сами, при этом, были рождены определенными событиями и явлениями. Учащийся должен уметь анализировать факты, устанавливать причины и следствия, делать соответствующие выводы, что является действительно довольно сложной умственной работой.

При этом важную роль играют имеющиеся знания всех фактов, относящихся к описываемому периоду, их хронологической последовательности. Необходимо выстроить логическую схему или цепочку событий, последовательно связанных друг с другом. Чаще всего бывает, что событие провоцирует несколько причин. В этом случае необходимо уметь выделять наиболее существенные события.

Типичные ошибки:

  • неверное выделение первостепенных причин и наименее важных;
  • подмена раскрытия причины описанием факта;
  • описание фактов без осмысления причинно-следственных связей.

Алгоритм написания эссе по истории

Последовательность работы над эссе по истории, которая поможет оформить качественное эссе, не упустив, при этом, важные моменты.

Шаг 1. Выбираем период.

Шаг 2. Подтверждаем правильность выбора.

Шаг 3. Выбираем название периоду, отражающее его специфику.

Шаг 4. Определяем события, относящиеся к этому периоду; выявляем наиболее важные и второстепенные.

Шаг 5. Вспоминаем исторических личностей, деятельность которых относится к этому периоду, их роль и влияние на исторический ход событий.

Шаг 6. Выявляем причины происходящих в этом периоде событий.

Шаг 7. Подбираем соответствующие исторические понятий и термины.

Шаг 8. Определяем исторические факты, раскрывающие значение периода, используем, при этом, мнения ученых.

Шаг 9. Упорядочиваем и систематизируем информацию.

Шаг 10. Составляем план и пишем эссе в соответствии с ним:

Введение (краткое описание сути выбранного периода);

Основная часть;

Заключение (оценка значимости периода).

Шаг 11. Проверяем и дорабатываем эссе.

Прежде всего, стоит сказать, что чёткое соблюдение необходимого формата и внимательное изучение самого задания могут вам очень помочь. Для того, чтобы понять, чего от вас хотят разработчики, читайте ВСЕ,что написано в задании. Не торопитесь! По собственному опыту могу сказать, что очень высока вероятность упустить ключевые моменты и требования после первого прочтения тем к эссе.

Итак, в этом задании вам предлагают на выбор 3 временных промежутка, которые сходятся с важными периодами в истории России. По ним вам нужно написать эссе, раскрыв в своей работе несколько событий и роль в них исторических личностей,выбор которых остается за вами. Например, вам даны следующие временные промежутки: (1964-1982); (1855-1881); (1237-1242).

Особенность здесь состоит в том, что вас сразу проверяют на знание дат и периодов в истории, потому что без этих знаний вы не сможете понять какие личности и события относятся к каждому из отрезков, так как кроме этих дат у вас больше ничего не будет. Поэтому мой первый совет вам: в 95% случаев вам предложат 3 временных отрезка именно по такому принципу, который надо заучить как мантру:

1 период - правление Рюриковичей(+Смутное время)

2 период - правление Романовых

3 период -XX век.

И лишь на оставшиеся 5% приходится вероятность того, что вам дадут начало XXI века в одном из отрезков и очень важно об этом не забывать во время подготовки к экзамену. Сложность этого задания еще и в том, что в прошлом году были введены варианты, в которых отрезки указываются с конкретными месяцами, за границы которых выходить нельзя. Например: октябрь 1917-декабрь 1922.

II Формат написания

Важно отметить здесь, что особого внимания к использованию различных клише или особенностей написания со стороны членов комиссии ждать не стоит, однако существует ряд общих рекомендаций к каждому из абзацев. Всего их предполагается 5. Сейчас детально разберем каждый из них в соответствии с критериями.

    1 абзац стоит начать с фразы: “Анализируемый период является очень важным в истории России”. Здесь от вас требуется очень немного: всего лишь указать 2 события/процесса (желательно со ссылкой на конкретную дату), которые вписываются в рамки периода, без детального раскрытия. Итог - 1 критерий уже вас в кармане!

    2 абзац должен содержать раскрытие ролей двух исторических личностей, связанных с вышеуказанными событиями. Алгоритм здесь такой: 1 личность - роль в 1 событии; 2 личность - роль во 2 событии. На этом шаге учащиеся очень часто сталкиваются со сложностью трактовки самого понятия “роль в событии”. На деле всё очень просто: роль личности в событии - это в основном его конкретные действия (приказы,командование войсками,переговоры и тд), которые повлияли на это событие и связаны с ним напрямую. Например: роль Петра I в Полтавском сражении заключалась в том, что именно он отдавал приказы войскам и именно под его непосредственным командованием русская армия победила шведскую. Саму роль надо раскрыть как можно подробнее,чтобы у проверяющих не возникало лишних вопросов.

    3 абзац можно назвать самым сложным в плане набора баллов, и сейчас мы с вами разберемся почему. В нём от вас требуют указать две причинно-следственных связи в рамках выбранного периода. Что это значит? Вам нужно взять ещё 2 новых(!) события(процесса,явления) и указать другие 2 события, на которые они повлияли, указав при этом причинно-следственную связь. Звучит пугающе, не так ли? Хотя на деле всё очень просто! Вот яркий пример: берём 10 съезд РКП(б) 1921 года как событие и указываем,что он напрямую повлиял на замену политики “военного коммунизма” политикой “нэпа”. Причинно-следственная связь указана, и снова балл у вас в кармане!

    4 абзац должен содержать историческую оценку значимости периода с опорой на факты или авторитетное мнение. Здесь у вас 2 варианта: либо вы в общем оцениваете значимость периода, “вбрасывая” в текст факты его воздействия на другие события (в этом плане можно выйти за верхние рамки периода и описать его влияние на события в будущем), либо же вы заранее заучиваете мнения знаменитых историков по всем периодам и указываете их. В этом плане можно цитировать таких авторитетных историков, как Ключевский, Соловьёв и Карамзин.

    5 абзацем вы завершаете все эссе классическим “значение этого периода для истории России невозможно переоценить из-за…”. И снова балл!

В целом,соблюдение такого формата обеспечит вам 7 баллов из 11 возможных. Еще один балл касается использования исторических терминов и понятий, 2 балла вы получите за отсутствие фактических ошибок, и последний балл за форму изложения. Напоследок, самое главное - не теряться в большом количестве фактов и обязательно указывать конкретные даты и факты,которые не вызовут у комиссии ни малейшего сомнения!

По ссылке вы можете просмотреть мое эссе прошлого года, которое соответствует всем критериям и помогло мне в написании ЕГЭ по истории на 100 баллов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!