Это жизнь - портал для женщин

Племя пигмеев в центральной африке 4 буквы. Пигмеи эфе – загнанные в глубину лесов

Самые низкие люди на земле, средний рост которых не превышает 141 см, живут в бассейне реки Конго в Центральной Африке. «Размером с кулак» – так переводится c греческого pygmalios — название племени пигмеи. Существует предположение, что когда-то они занимали всю Центральную Африку, но затем были вытеснены в область тропических лесов.

Повседневная жизнь этих диких людей лишена романтики и сопряжена с повседневной борьбой за выживание, когда главной задачей мужчин становится добывание пищи для всего селения. Пигмеев считают самыми не кровожадными охотниками. И это действительно так. Они никогда не охотятся ради охоты, никогда не убивают животных ради желания убить, они никогда не запасают мясо впрок. Даже убитое животное они не приносят в селение, а разделывают, готовят и едят прямо на месте, созывая всех жителей деревни на трапезу. Охота и все что с ней связано — главный ритуал в жизни племени, ярко выраженный в фольклоре: песнях о героях-охотниках, танцах, передающих сцены поведения животных, мифах и преданиях. Перед охотой мужчины обмазывают себя и оружие грязью с навозом того животного на которого собираются охотиться, обращаются к копью с просьбой быть метким, и отправляются в путь.

Повседневная пища пигмеев – растительная: орехи, съедобные травы и коренья, сердцевина пальмы. Сезонным промыслом является рыболовство. Для рыбной ловли пигмеи используют специальную траву, от которой рыба засыпает, но не погибает. Листья травы растворяют в реке, улов собирают ниже по течению. Особую опасность для пигмеев представляют джунгли, полные разнообразных диких животных. Но самым опасным является питон. Если пигмей случайно наступит на питона больше 4 метров – он обречен. Змея мгновенно нападает, обвивает тело и душит.

Происхождение пигмеев до сих пор не совсем ясно. Известно только, что первые европейцы совсем недавно проникли в их мир и были встречены довольно воинственно. Точная численность представителей племени не известна. По разным данным их насчитывается около 280 тыс. Средняя продолжительность жизни – не более 45 лет у мужчин, женщины живут немного дольше. Первого ребенка рожают в 14-15 лет, но в семье не более двух детей. Пигмеи кочуют группами по 2-4 семьи. Живут в низких хижинах укрытых травой, которые можно сделать за несколько часов. Мальчикам 9-16 лет делают обрезание и подвергают другим довольно жестоким испытаниям, сопровождаемых нравственными наставлениями. В таких обрядах принимают участие только мужчины.

Племя утратило свой родной язык, поэтому чаще всего используются наречия соседних племен. Одежда состоит всего лишь из набедренного пояса с передником. Но оседлые пигмеи все чаще носят европейскую одежду. Главным божеством является лесной дух Торе, хозяин лесной дичи, к которому охотники обращаются с молитвой перед охотой.

Культура и традиции пигмеев постепенно исчезают. Новая жизнь медленно проникает в их быт, растворяя в себе образ жизни самых маленьких людей на планете.

Смотрите интересные видео.

Неизвестная планета. Пигмеи и Карамоджонги. ч1.

Ритуальные танцы пигмеев бака.

В тропических лесах провинции Итури республики Конго живут самые низкорослые на планете люди - пигмеи племени Мбути. Их средний рост составляет 135 см. Светлый цвет кожи помогает им легко и незаметно жить в лесной тени на уровне каменного века.
Они не разводят скотину и не культивируют растения. Живут в тесной связи с лесом, но не дольше месяца на одном месте. Основу их рациона составляют собранные ягоды, орехи, мед, грибы, плоды и коренья, а форму их общественной организации определяет охота.

У тех мбути, что охотятся главным образом с луками и стрелами, группа может состоять всего из трех семей, хотя во время сезона сбора меда охотники объединяются в большие группы, требующиеся при облавах - бегбе. Но на западе у охотников, пользующихся сетями, группа должна состоять по крайней мере из семи семей, а предпочтительно в два раза больше. В тех случаях, когда группа объединяет уже 30 семей, она разделяется.

Для 35 тысяч Мбути в лесах Итури достаточно места. Каждая группа занимает свою территорию, всегда оставляя в центре чащи приличный по размерам общий участок земли.

Группа в целом считает себя единой семьей.И это - главная общественная единица, хотя группа не всегда состоит из родственников. Состав ее также может меняться с каждым ежемесячным кочевьем. Поэтому нет вождей и постоянных лидеров. В любом случае, все члены группы солидарны между собой.

На охоте семья делится на возрастные группы. Старшие мужчины устанавливают ловушки и садятся в засаду с дротиками и дубинками. Молодые мужчины держатся поодаль со стрелами в руках, чтобы, если дичь будет ускользать, убить ее. А женщины и дети находятся позади молодых охотников, повернувшись к ним лицом и ждут, когда пойманную дичь можно будет сложить в корзины. Корзинки они носят за спиной, держатся они с помощью ремней, надетых на лоб. Когда группа наловит дичи на день, она возвращается к месту стоянки, собирая по дороге все съедобное. Затем готовят пищу на костре.

Самым отвратительным преступлением у пигмеев считается, когда какой-нибудь хитрый охотник расставляет сети в момент загонки дичи. Основной улов оказывается у него в руках, а он ни с кем не делится. Но справедливость восстанавливается просто и внушительно. У хитреца изымается вся добыча, и его семья остается голодной».

Любопытный англичанин Колин Тэрнбул решил провести эксперимент. Ему очень хотелось проверить, как пигмей будет вести себя за пределами своего леса. Вот что он пишет: «Я уговорил опытного охотника Кенге отправиться со мной в Национальный заповедник Ишанго, в саванну, которая кишит дичью. Загрузили всякой провизией, сели в машину и поехали. Поскольку шел проливной дождь, Кенге даже не заметил, что лес остался позади. Когда выехали на поросшую травой равнину, мой спутник начал ворчать: - Ни одного дерева, какая плохая страна.
Успокоило его только обещание о большом количестве дичи. Но потом он опять расстроился, узнав, что охотиться на эту дичь нельзя. Когда мы поднялись по склону и взглянули на равнину, Кенге остолбенел. Перед ним до самого горизонта простералась зеленая равнина, сливавшаяся с озером Эдуарда. Без конца и без края. И повсюду пасутся слоны, антилопы, буйволы и т.д. Такого Кенге еще никогда не видал.
- Этого мяса хватило бы на много месяцев, - сказал он мечтательно. Сел в машину и больше из нее выходил, пока мы не покинули заповедник. На следующий день Кенге почувствовал себя более уверенно, и сказал:
- Я был не прав, это хорошее место, хотя оно мне и не нравится. Здесь чистое небо и земля чистая. Если бы только деревьев побольше...На обратном пути, чем глубже мы въезжали в лес, тем громче Кенге пел. В лагере его встречали, как героя

Племя мбути - это пигмеи, проживающие на востоке Заира, насчитывающие приблизительно 100 тысяч человек и говорящие на языке эфе. Их мрачная слава беспощадных охотников отличается достаточно мирным образом жизни, по сравнению с воинственными северо-кенийскими племенами. Все племена уже открыты, потому что европейские миссионеры не оставляют ни один этнос без своего внимания.

Пигмеи мбути меняют раз в пятилетку свои стоянки, чтобы все ближе перекочевывать к цивилизации - возле дорог и рек они могут поменять свою добычу в виде шкур, мяса, дикорастущих плодов и ягод на необходимые им достижения культурной жизни - соль, спички, металлические предметы.

Племя мбути

Они стали интересоваться и одеждой, поэтому уже практически невозможно увидеть их знаменитых юбочек из листьев и коры деревьев. Мбути вступают в контакты для таких натуральных обменов с оседлыми и цивилизованными банту (пер. с суахили - «люди»).
Банту - это языковая группа большей части заирских племен и множества других африканских народностей, дословное лингвистическое название которых обозначает оседлых людей, высокий рост.

Некоторые утверждают, что этим актом охотники искупают свою вину за то, что лишают лес дичи и растительности, так как у пигмеев двойственное отношение к охоте. Она несет им радость, удовольствие, и они любят есть мясо, но все же они считают, что нехорошо лишать жизни живые существа, ибо бог создал не только людей леса, но и животных леса.

Детям в самом раннем возрасте внушают идею зависимости от леса, веры в него, заставляют их почувствовать себя частью леса, а поэтому им и поручают обязанность разжигать искупительный костер, без которого не будет успешной охоты.

Высокая мобильность пигмеев ведет и к непостоянному характеру общественной организации. Поскольку все время меняется состав и размер групп, в них не может быть вождей или индивидуальных лидеров, так как они, как и другие люди, могут уйти и оставить группу без лидера. А поскольку у мбути нет линиджной системы, было бы трудно делить лидерство, когда раз в год группа раскалывается на более мелкие единицы. Здесь в системе правления тоже играет важную роль возраст, причем у всех, кроме детей, есть свои обязанности. Но даже и дети играют определенную роль: дурное поведение (лень, сварливость, эгоизм) исправляют не с помощью системы наказаний - ее у пигмеев не существует, - а просто высмеивая провинившегося. Это дети умеют делать прекрасно. Для них это игра, но через нее они постигают моральные ценности жизни взрослых и быстро исправляют поведение провинившегося, поднимая его на смех. Молодые люди чаще влияют на жизнь взрослых, в частности, они могут выражать свое недовольство группой или одобрение группы в целом, а не индивидуумов во время религиозного праздника молимо. За взрослыми охотниками остается решающее слово в экономических вопросах, но и только. Старейшины выступают в роли арбитров и принимают решения по наиболее важным проблемам группы, а старики пользуются всеобщим уважением.

Близость, существующая между пигмеями-мбути и их лесным миром, проявляется в том, что они очеловечивают лес, называют его отцом и матерью, поскольку он дает им все, что нужно, даже жизнь. Они не пытаются контролировать окружающий мир, а приспосабливаются к нему, и в этом коренное различие между их отношением к лесу и отношением к лесу других его обитателей, - рыбаков и земледельцев. Техника у мбути очень простая, и другие племена, владеющие определенным материальным богатством, считают охотников бедняками. Но такое материальное богатство только мешало бы кочевникам-мбути, а имеющаяся у них техника в достаточной мере удовлетворяет их потребности. Они не обременяют себя никакими излишками. Они делают одежду из коры, разбитой куском слоновьего бивня, из шкур и лиан изготовляют сумки, в которых носят детей за спиной, колчаны для стрел, мешки, украшения и веревки для плетения охотничьих сетей. Мбути за несколько минут строят жилища из молодых побегов и листьев, разрезая их металлическими мачете и ножами, которые они получают от живущих поблизости крестьян. Говорят, что, если бы у них не было металла, они пользовались бы каменными орудиями, но это сомнительно - пигмеи постепенно вступают в железный век.

Об обильных дарах леса можно судить хотя бы по дереву касуку - смола с его верхушки нужна для приготовления пищи, а смола, взятая у корней дерева, идет на освещение жилищ. Этой смолой мбути также замазывают швы коробов из коры, в которые они собирают мед. Ребенок с ранних лет учится использовать окружающий его мир так, чтобы не губить его, а только брать все, что нужно в данный момент. Его образование сводится к подражанию взрослым. Его игрушки - это копии предметов, которые употребляют взрослые: мальчик учится стрелять из лука в медленно движущихся животных, а девочка идет в лес и набирает в свою крошечную корзинку грибы и орехи. Тем самым дети оказывают экономическую помощь, добывая некоторое количество пищи, хотя для них это просто игра.

Благодаря чувству взаимозависимости и общности, воспитываемому с рождения, пигмеи единым коллективом противостоят соседним племенам лесных земледельцев, совсем иначе относящихся к лесу и считающих его опасным местом, которое надо расчистить, чтобы выжить. Пигмеи торгуют с этими земледельцами, но не из экономических соображений, а просто для того, чтобы земледельцы не лезли в их лес в поисках мяса и других лесных продуктов, в которых всегда нуждаются крестьяне. Жители деревень боятся и людей леса, и самого леса, ограждая себя от них ритуалами и магией.

Единственное магическое средство охотников носит «симпатический» характер - это талисман, изготовленный из лесных лиан, украшенных крошечными кусочками дерева, или же мастика из золы лесных пожаров, смешанная с жиром какого-либо животного и заложенная в рог антилопы; ею потом мажут тело, чтобы обеспечить успешную охоту. Идея такого талисмана проста: если мбути еще ближе физически соприкоснется с лесом, то его потребности будут обязательно удовлетворены. Эти акты носят скорее религиозный, а не "магический" характер, что видно на примере матери, которая пеленает новорожденного ребенка в особое одеяние, сделанное из куска коры (хотя теперь мать могла бы достать и мягкую ткань), и украшает младенца амулетами из лиан, листьев и кусков дерева, а затем купает его в лесной воде, которая скапливается в некоторых толстых лианах. С помощью этого физического контакта мать как бы посвящает ребенка лесу и просит у него покровительства. Когда приходит беда, то, как говорят мбути, им достаточно пропеть священные песни церемонии молимо, «разбудить ими лес» и привлечь его внимание к своим детям - тогда все будет в порядке. Это богатая, но простая вера, представляющая разительный контраст с верой и практикой соседних племен.

Но в остальном жизнь мбути никак не изменилась, они, как и в прошлые века, остаются всё теми же собирателями и кочевыми охотниками, сохранив свою традиционную культуру.

Видео: Ритуальные танцы африканских пигмеев.

Эфе - карликовый народ «величиной с кулак», проживающий в тропической Африке. Как и все пигмеи бамбути, они имеют довольно архаичную культуру. Эфе не умеют изготавливать каменные орудия и добывать огонь. Эти карлики верят, что душа каждого человека после смерти воплощается в тотемическое животное. Некоторые антропологи считали бамбути потомками неандертальцев. Но генные исследования показали, что они - обычные люди, которые получили особый ген 50 – 90 тысяч лет назад.

Первые упоминания о странных маленьких людях имеется в древнеегипетских надписях 3 тысячелетия до н. э.. Позже Гомер писал о сказочных карликах, которые по размерам были подобны лягушкам и часто становились жертвами журавлей, которые летали над океаном бурливым и «роду пигмеев погибель с собой принося и убийство».
В VII веке нашей эры китайский историк Ли Тай подробно описал карликов ростом лишь 3 чи (90 см), проживающих к югу от Римской империи. Первые европейцы столкнулись с «матимба» - низкорослым народом, в XVI-XVII веках в Западной Африке. В 19 веке существование пигмеев было подтверждено немецкими и русскими путешественниками, исследующими бассейн реки Итури. В 1934 году было открыто племя эфе экспедицией М. Гузинде. После этого в реальность существования карликов уже никто не сомневался. Рост мужчин-пигмеев не превышает 142-145 см. Характерными особенностями являются: крупное туловище на коротких ногах, светло-коричневая кожа, курчавые темные волосы, тонкие губы, узкое и низкое переносье. Внешне они немного напоминают негроидов, но считаются отдельной расой.
До расселения банту пигмеи занимали всю центральную Африку, но затем были оттеснены в леса. Сейчас они так привыкли жить в чащобе, что не выносят прямых лучей солнца и, оказавшись на открытом пространстве, стараются как можно быстрее вернуться в родные дебри. Африканцы нормального роста презирают своих маленьких соседей. Из-за этого племена эфе, живущие в бассейне Итури, меньше всего подверглись смешиванию с соседями. Но случаи женитьбы высокорослых мужчин на крошках-женщинах эфе все-таки случаются.
Так было и с Абаму. Несколько лет назад этот мужчина банту женился на девушке своего племени, но их первый ребенок умер, и жена больше не могла забеременеть. Абаму взял второй женой симпатичную девушку из племени эфе. Мужчины племени эфе не в восторге от таких браков, ведь для них найти спутницу жизни - проблема. Но они, несмотря на это, отдают в жены банту своих девушек совершенно бесплатно, так как рады породниться с высокими покровителями. Если же от связи мужчины-пигмея и негритянки рождается ребенок, то его изгоняют из высокорослого племени. Его единственный путь - в лесную чащу, к родственникам – пигмеям, которые даже в 21 веке по уровню развития не достигли каменного века.
Эфе, как и все пигмеи, до сих пор не умеют добывать огонь и бережно переносят пламя с собой, следя, чтобы оно не потухло. Их день на 99 процентов занят охотой и сбором растений. Каменные орудия также неведомы этим детям тропического леса. Для охоты они используют лук и стрелы с отравленными наконечниками. Пигмеи выменивают кое-что у других племен на дичь, добытую на охоте, которой у них всегда много, ведь они - великолепные охотники. Любимое мясо – слоновье, но это лакомство – редкость, один раз в несколько лет. Обычная же добыча - антилопы, обезьяны. Не гнушаются они и рыбой. Пигмеи используют особый метод ловли рыбы – отравление растительными ядами. Рыба засыпает, всплывает на поверхность, и её можно собирать руками. Эфе собирают столько рыбы, сколько необходимо, а остальную опускают (она просыпается через полчаса).
Мужчины также собирают лакомство- мед. Эта работа считается трудной и опасной. Если же драгоценная добыча получена, то добытчики наедаются медом так, что животы становятся, как барабаны. По наблюдениям Роберта Байли, примерно десятая часть времени у эфе уходит на поиски меда. Мед составляет около 14 процентов калорий в общем объеме питания эфе. Женщины ежедневно в сопровождении детей собирают вокруг своего лагеря дикорастущие корнеплоды, листья съедобных растений и плоды, ловят червей, улиток, лягушек, змей и рыб. После того, как все улитки съедены и все коренья выкопаны, Эфе меняют место обитания.
Несмотря на кочевой образ жизни, каждое племя имеет свою территорию, переходит в другую область леса, но странствуя в пределах установленных границ. Охота на чужих землях может повести к враждебным столкновениям. Такие столкновения - редкость, ведь по своей сути пигмеи эфе – неагрессивны. Все исследователи отмечают, что они радуются по любому поводу. Особая причина для восторгов - удачная охота. Чтобы она прошла удачно, эфе строго соблюдают суеверные охотничьи правила и запреты, совершают магические обряды. Они обращаются к лесному духу - Торе, прося его помочь в промысле.
Так как каждый род имеет свой тотем- животного (чаще всего леопард, шимпанзе, а также змеи, разные обезьяны, антилопы, муравьи и пр.), то к нему относятся как к близкому родственнику, называют «дедушка», «отец». Дикари верят в происхождение родов от своих тотемов. Во время пира исключается употребление мяса тотемного животного. После пира они поют и пляшут, часто по 4-5 часов подряд. В полнолуние танцы затягиваются на всю ночь. Танцуют маленькие люди самозабвенно, под грохот барабанов. Танец «охота на слона» - самый известный и популярный у пигмеев.
Рождение ребенка - не повод для праздника. Ребенок может умереть от укуса змеи, от лихорадки, его может утащить гепард. Праздник наступает, когда человек вступает в пору зрелости и в племени появляется пара рабочих рук. Обычно тогда дикари пируют 3-4 дня, танцуют и пьют пальмовое вино. Обряд инициации - один из самых важных у пигмеев и только после его успешного его завершения юноша становится полноценным членом племени. Обряды совершаются коллективно над целой группой мальчиков от 9 до 16 лет. Их подвергают обрезанию и другим тяжелым испытаниям: бьют, мажут разными нечистотами, запугивают плясками в страшных масках, заставляют лежать неподвижно на животе. Весь ритуал посвящения связан с образом лесного духа Торе. Инициации рассматриваются, как своего рода приобщение к магической силе, необходимой охотнику.
Инициация у девочек называется «има». Има - это дорогой и редкий праздник с пиром горой и плясками до упада. Чаще всего две-три семьи справляют има для своих дочерей одновременно. Виновницы торжества накануне сидят 2 месяца взаперти в церемониальной хижине. Лишь старухи приходят к ним, уча уму-разуму. К празднику готовят «мбугу» - праздничную накидку из лубяной материи. Ее изготовление - настоящее искусство. Нужно найти лиану особого сорта. Выделанную ткань затем красят, расписывая узорами, которые являются настоящим произведением искусства. Вначале ткань обрабатывают соком фрукта тато (он дает черный цвет, смешавшись с угрями от костра). Мастерица покрывает ткань затейливым рисунком из пересекающихся линий. Затем в ход идет красная краска из сердцевины дерева ндо. Потом добавляется еще один цвет, желтый, из корней растения бинджали. Накидка готова! Завершение наряда – затейливые повязки из перьев попугаев. Виновницы торжества теперь будут в центре мужского внимания.
Веяния нового времени также присутствуют. В губах у красавиц должны быть зажаты банкноты - символ богатства. Без них девушка-эфе не будет выглядеть зажиточной. К сожалению, праздников у маленького народа становится все меньше. Они столкнулись с большой проблемой - гибелью тропического леса. Их вотчину истребляют ради новых сельскохозяйственных угодий, исчезают зверье и птицы. Эфе вынуждены уходить в лес все дальше и дальше, нарушая привычные связи с банту. Их жизни – под угрозой.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!