Это жизнь - портал для женщин

Открываем свой город. Храмы Серова-Надеждинска

Янв 02 2014

Открываем свой город. Храмы Серова-Надеждинска.

Здравствуйте, друзья. Как я и обещала, продолжаю серию статей « ». Сегодня я расскажу о храмах нашего города Серова , в прошлом Надеждинска .


Первая церковь в посёлке Надеждинский завод – Всехсвятская, была построена в 1898 году по проекту Санкт-Петербургского архитектора Владимира Николаевича Пясецкого. Всехсвятская церковь находилась на улице Церковной, которая сейчас называется ул. Народной мести.

Закладка Всехсвятской церкви

Судя по материалам «Информационного агентства Екатеринбургской Епархии» деревянная Всехсвятская церковь на 500 человек, построенная в модном тогда «псевдорусском» стиле была настоящим украшением посёлка. 4 июня 1908 года в церкви произошёл пожар, и здание сгорело до основания.

В 1905 году в Надеждинском заводе началось строительство каменного собора по проекту . Собор строился на пожертвования жителей и деньги владельцев.

30 ноября 1908 года построенный Спасо-Преображенский собор был освящён. Удивительной красоты здание, вытянутое с востока на запад со стенами из красного кирпича, венчали величественное пятиглавие и ступенчатая вертикаль колокольни высотой 46 метров. Спасо-Преображенский собор стал одним из центров православия на Урале. На присоборной территории располагались захоронения.

Спасо-Преображенский собор. 1930 г.

В 1931 году Спасо-Преображенский собор в Надеждинске, как и множество других храмов в СССР был разрушен советской властью, проводившей антирелигиозную политику. Та же участь постигла и две часовни, которые находились при кладбищах, первое было недалеко от металлургического завода, второе на «горке» в нынешнем Советском посёлке. Всё ушло в небытиё. Только Спасо-Преображенский собор так и не смогли «стереть с лица земли»; большие глыбы камней, кирпичной кладки, груды обломков и арматуры, оставшиеся после взрыва, так и остались на том месте, они будто вросли в землю. Их пытались взрывать ещё раз уже в 60-х годах, накрыв специальным коробом. Но так и не получилось расчистить место, вокруг уже стояли многоэтажные дома, и полноценный взрыв организовать не удалось. Так и громоздятся эти останки в одном из городских дворов суровым напоминанием о… деяниях.

Я в детстве слышала от родителей, что у нас в городе была большая красивая церковь. А вот где она находилась, они и сами не знали, потому что её разрушили ещё до их рождения. А два года назад я случайно увидела эти , они находятся во дворе жилого дома – площадь Металлургов, 2. Их почти скрывают построенные впритык ряды гаражей. На одной из глыб с западной стороны прикреплена памятная доска, повествующая о том, что находилось на этом месте. Думаю, эта доска появилась здесь недавно.

Руины Спасо-Преображенского собора.

Много лет в Серове не было ни одного храма. Люди верующие тайно возили своих детей крестить в за 104 км. Наверное, ближе не было действующих храмов. Только в 1988 году в Серове построили небольшую церковь в честь Пророка Божия Илии (Пророко-Ильинская церковь) на ул. Карла Либкнехта, 39.

Ну, а после перестройки в Серове стали строить храмы, словно прося прощение за те, разрушенные. В 1999 году рядом с центральной проходной Металлургического завода появилась маленькая деревянная часовня во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского. Построена она на средства ОАО «Металлургический завод им. А. К. Серова» силами творческой мастерской этого завода. Часовня находится по адресу ул. Агломератчиков, 6.

Следом за часовней во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского, началось строительство большого Храма во имя Преображения Господня. Но строительство шло медленно из-за нехватки средств, поэтому проводилось несколько благотворительных марафонов, средства от которых значительно продвинули возведение храма. И вот 9 февраля 2006 торжественно освящён и открыт Храм во имя Преображения Господня. Белокаменный пятикупольный храм высотой 37м сейчас украшает центр города Серова.

Интересно, что площадь, на которой сейчас стоит Храм во имя Преображения Господня, всегда пустовала: пытались на ней начинать строительство административных и жилых зданий, но дело не шло дальше закладки фундамента. Я сколько себя помню, здесь всегда был заросший и заболоченный пустырь. А храм здесь смогли построить. Может, место это только для храма и было предназначено? Площадь назвали Преображенской. А адрес у Храма – площадь Преображенская, 1.

В феврале 2012 года освящён и открыт единственный в Свердловской области студенческий храм-часовня во имя Святого Архистратига Михаила, построенный в посёлке Энергетиков на площади перед ДК «Надежденский». Адрес этой часовни ул. Ломоносова д. 1 а.

Фото с сайта «Работа и отдых»

В Серове есть не только православные храмы, в ноябре 2011 года было закончено строительство соборной мечети. Это событие было долгожданным для мусульман города, мечеть строилась 17 лет. Долгострой был связан с нехваткой средств. И в Серове проводились благотворительные марафоны по сбору средств на строительство мечети, так же как и на строительство Храма во имя Преображения Господня. А теперь белоснежная мечеть с медным куполом, пятигранными окнами и 26 метровым минаретом стала настоящим украшением города.

Мечети в Серове, как и церкви, в советский период были под запретом. А в начале XX века в Надеждинске (ныне г. Серов) было две мечети, они находились на территории старого городского рынка. Мечети были деревянные, одна двухэтажная с минаретом, а вторая, построенная позднее одноэтажная. В период антирелигиозной политики советской власти мечети были закрыты, одна — в 1929 г., другая – в 1931 г. Их отдали металлургическому заводу (под контору) и милиции. Здания не сохранились. Возможно, место под строительство соборной мечети неслучайно было выбрано недалеко от старого городского рынка. Адрес мечети — ул. Р.Люксембург, 30.

Вот такие храмы были и есть в нашем городе Серове , в прошлом Надеждинске .

Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям!!!

Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.

Праздник установлен в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36).

В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28).

Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из области Кесарии Филипповой в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с собой трех учеников - Петра и братьев Заведеевых: Иакова и Иоанна - и взошел с ними на вершину помолиться. Однако апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9:32).

Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его в сделалась белою, блистающею» (Лк. 9:29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами - пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда беседа Христа с Моисеем и Илией подходила к концу, апостол Петр проникся дерзновением и сказал: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лк. 9:33). Петр, которому предназначено быть одним из созидателей Церкви Христовой во всей вселенной, собрался построить «три кущи» (три палатки) для Учителя и явившихся им пророков. Он все еще смотрит на Иисуса Христа по-земному и ставит Его наряду с Моисеем и Илией. «Но Иисус, - пишет преп. Ефрем Сирин, - тотчас показывает ему, что не имеет нужды в его скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение сорока лет делал в пустыне скинию из облака отцам его». «Когда он еще говорил, - повествует св. евангелист, - се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).

При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «встаньте, не бойтесь» (Мф. 17:7) Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогою Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.

Однако величие Преображения не ограничивается только чудесным созерцанием учениками Божества Христова, просиявшего через завесу Плоти Его. В свете Фавора перед нами открывается одновременно и все домостроительство Божие о спасении мира, что и отобразили весьма ясно в своих творениях святые песнословцы, составители стихир и канонов на день Преображения. «Соединив в Себе Божество и человечество неслиянно. Ты показал нам на Фаворе угль Божества… и тем изумил Моисея с Илиею и верховных из апостолов» (2-й канон, песнь 5-я, тропарь 3-й). Поэтому-то, узрев «Божество во плоти, блистающее на Фаворе», Моисей и Илия познали в Нем Того, «Которого они в древности провозвестили истинным Богом» (1-й канон, песнь 5-я, тропарь 1-й), а ныне пришедшего «от Девы Отроковицы… человеком на избавление» (на стиховне стихира на малой вечерне). Ныне уразумели все, Кто такой Иисус, Сын Бога Живого. Он - Тот, Который некогда явился Моисею прикровенно «в огне и купине», а затем «на горе законодательства… в древности во мраке»; сейчас же открылся въяве, «в неприступном свете Божества» (2-й канон, песнь 1-я, тропарь 3-й).

Моисей и Илия приблизились на Фаворе к Преобразившемуся Христу. Это «закон и пророки» предстоят своему Владыке как рабы, исполнившие Его повеления. Совершив все то, что Он указывал на Синае и на Хориве, и на прочих местах Богоявления, они сейчас как бы слагали перед Владыкой свои полномочия. Они полны священного трепета: вот Господь идет в Иерусалим завершить их дела и принять крест ради спасения людей. Пророки удалились. Кончились древние преобразования, исполнились пророчества. Воссиял свет Фавора. На земле - Сын Возлюбленный, Совершитель закона и Домостроитель спасения людей.

Праздник Преображения Господня научает нас многим богословским истинам. «Невещественный огнь, не попалявший вещества телеснаго, виден был, когда Моисею, апостолам и Илии явился Ты, Владыко, единый из двух естеств, в двух совершенных естествах» (2-й канон, песнь 4-я, тропарь 3-й), - так поет Св. Церковь об откровении воплотившегося Сына Божия на горе Фавор. И пророк Илия, и Моисей, созерцавший некогда на Хориве неопалимую купину, и св. апостолы ныне увидели в просиявшем Лице Иисуса Христа Бога и совершенного Человека - во единой ипостаси два естества, «неслитно и нераздельно» соединенные. На Фаворе возвышенная догматическая истина о воплощенном Боге Слове была представлена всем людям воочию.

Глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», - свидетельствуя вновь, как и у Иордана, о Богосыновстве Иисуса Христа, открывал тайну Св. Троицы. Представшие же Господу Иисусу «с земли апостолы, как бы с неба - Илия Фесвитянин, а из мертвых - Моисей» (2-й канон, песнь 8-я, тропарь 3-й) - по словам творца канона на Преображение, прп. Иоанна Дамаскина, - указывали величие власти Его: Oн живыми и мертвыми обладает, являясь Владыкой неба, земли и преисподней.

Праздник Преображения Господня отмечается Православной Церковью начиная с IV века, со времени построения св. равноап. Еленой на горе Фавор храма, посвященного этому событию.

В русской народной традиции Преображение называется Вторым или Яблочным Спасом, т.к. его справляют одновременно с поспеванием яблок. На Руси специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной Литургии.

Храм на территории города Серова Свердловской области. Относится к Нижнетагильской епархии, Надеждинскому благочинию.

Храм расположен на площади, носящей название Преображенская, в самом центре города. Храм был торжественно открыт 9 февраля 2006 года. Во время строительства храма было проведено несколько марафонов в поддержку строительства храма, в результате которых было собрано более 2 млн рублей пожертвований от жителей города. Основную же помощь оказала компания УГМК, в рамках осуществления своей социальной программы. В храме установлен иконостас 7 метров в высоту и 15 метров в ширину. Он был изготовлен на металлургическом заводе имени А. К. Серова.

История названия

Новый храм назван в честь Спасо-Преображенского собора, который находился в Серове в начале XX века и который был взорван в 1931 году по приказу большевиков.

Строительство храма шло около 5 лет.

История адреса

Сейчас вокруг храма организуется площадь с клумбами, деревьями и первым в Серове фонтаном. Хотя храм расположен на перекрестке улиц Ленина и Зелёной, но в почтовом адресе храма будет значиться Преображенская площадь, так как духовники отказывались принимать адрес, улица в котором носит имя главного «большевистского палача». Так пришли к решению об организации в городе Преображенской площади.

Епархия Московская Архитектурный стиль классицизм Первое упоминание 1706 год Дата основания XVIII век Строительство - годы Статус передается РПЦ Состояние восстанавливается

Координаты : 55°22′36″ с. ш. 39°12′51″ в. д.  /  55.376667° с. ш. 39.214167° в. д. (G) (O) (Я) 55.376667 , 39.214167

Храм во имя Преображения Господня в с. Спасс-Леоновщине Егорьевского района Московской области основан в г. Относится к Егорьевскому благочинническому округу Московской епархии . Духовный центр Леоновщины .

История

Церковь основана по прошению владельца имения стольника Ивана Иванова сына Леонтьева в его поместье в Крутинской волости Коломенского уезда по благословению коломенского епископа Антония . Первоначально был деревянным. В приходе храма были деревни Василёво , Иваново , Иншино, Суханово , Каменская, Ларинская, Низкое, Панино , Пановская. В мае г. прихожане с. Спасского с деревнями просили разрешения на строительство нового храма прежнего храмонаименования с приделами Архангела Михаили и Флора и Лавра. На построение планировалось использовать часть материалов от старой, обветшавшей церкви. 11 июня г. церковь была освящена протоиереем Павлом Озерковским. Храм был деревянным, на каменном фундаменте, снаружи обит тёсом. На главе – восьмиконечный крест, сделанный из красной меди и вызолоченный через огонь. Церковь внутри была обита холстом и расписана масляными красками. В 1807 г. построена вторая церковь - каменная во имя Святой Троицы. Троицкая церковь в г. была выстроена заново, в г. в ней было устроено центральное водяное отопление. В Троицкой церкви было три престола - средний во имя Святой Живоначальной Троицы, правый во имя Успения Пресвятой Богородицы и иконы Иверской и левый во имя Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил и святителя Николая Мирликийского.

25 сентября г. решением Исполкома Мособлсовета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов их закрыли с рекомендацией использовать под учреждения культуры. В Преображенском храме был устроен клуб (впоследствии сгоревший), а в дальнейшем бревна церкви использованы при строительстве начальной школы. В 1990-х остатки школы проданы на дрова местным жителям. В каменном здании Троицкой церкви организован завод «Василёвский металлист». В 1957 г. к церкви сделаны многочисленные кирпичные пристройки, уничтожившие ближайшие к храму могилы. Экономически производство было нецелесообразно по причине технологической отсталости оборудования, низкого качества и невостребованности выпускаемой продукции. Уже в конце 1990-х варварски уничтожены оставшиеся надгробья. ЗАО "Нина" (приватизировавшая бывший "Василевский металлист") производила работы на том же оборудовании, нарушая все нормы техники безопасности. В 2011 г., выработав последние ресурсы (были уничтожены (переплавлены) даже высокохудожественные плиты пола церкви) ЗАО "Нина" отказалось от здания церкви.

Восстановление

В 2007 г. по инициативе М. Б. Желтова начат процесс возвращения здания Троицкого храма РПЦ , при этом сама церковь получила новое храмонаименование во имя Преображения Господня. Настоятелем храма в декабре г. был назначен игумен Митрофан (Ефремов). С 29 августа г. начаты восстановительные работы (руководитель - Михаил Николаевич Гераськин). 13 января совершено освящение храма, а 14 января - первое богослужение, которое провел егорьевский благочинный игумен Никодим.

Сохранность храма

Основное здание храма сохранилось хорошо. Утраченными оказались только апсиды. В трапезной утрачены фрагменты южной стены. Колокольня сохранилась до второго яруса. В храме сохранились фрагменты высокохудожественных фресок: Архистратига Михаила, Сергия Радонежского, Василия Великого, Успения Пресвятыя Богородицы, Владимирской иконы Божьей Матери, Митрополита Московского Ионы, Феодосия Печерского.

Священнослужители

  • Никита Григорьев (уп. 1722 г.)
  • Матфей Максимов (уп. 1742-1744, имел сына Максима)
  • Максим Ильин (уп. 1783, умер в 1788 г.)
  • Михаил Герасимов (уп. в 1793 г.)
  • Василий Никитин (уп. в 1795 г.)
  • Симеон Матвеев (уп. 1795 - 1808 гг.)
  • Ермил Симеонов (уп. 1799 - 1828 гг.)
  • Лаврентий Иоаннв (Спасский)(уп. 1805 - 1810 гг.)
  • Иоанн Михайлов (Петровский)(род. 17 июля 1810 г., уп. 1835 - 1840 гг.)
  • Василий Симеонов Павельский (уп. с 22 сент 1830 по 1847 гг.)
  • Николай Дмитриев (уп. за штатом в 1840 г.)
  • Прокопий В. (уп. в 1847 г.)
  • Михаил Иванович Чельцов (состоял с 2 ноября 1847 г., умер 30 августа 1901 г., заштатный священник с 1901 г.)
  • Петр Иоаннов Петровский (уп. с 16 марта 1851 по 1882 г.)
  • Петр Иаковлевич Минеин (сост. с 22 июля 1882 г.)
  • Иоанн Иоаннович Вертоградов (уп. 1901 г.)
  • Иоанн Иоаннович Рождествин (уп. 1898 - 1910 г.)
  • игумен Митрофан (Ефремов)(назначен 27 декабря 2007 г., указ Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия № 4266)

Церковнослужители

Диаконы

  • Феоктист Ильин (уп. 1797 – 1798)
  • Карп Федоров (1832-1840)
  • Григорий Тимофеев (уп. на пономарской вакансии – 1835-1836)
  • Иоанн Львович Кобозев (уп. 1874)

Дьячки

  • Иван Иванов (уп. 1719)
  • Нефед Иванов (уп. 1737-1738)
  • Семен Васильев (уп. 1742)
  • Лаврентий Иванов (уп. 1798)
  • Алексей Андреев (уп. 1832-1847)
  • Карп Федоров (уп. 1835)
  • Евдоким Петров (уп. 1835-1840)
  • Иван Власов (уп. 1858)

Пономари

  • Илья Михайлов (уп. 1719-1742 г.)
  • Андрей Егоров (уп. 1797-1798 гг.)
  • Федор Петров (уп. 1832-1840)
  • Николай Рождествин (уп. 1838)
  • Николай Захаров (уп. 1847)
  • Сергей Рождествин (уп. 1858)
  • Митрофан (Ефремов), игумен - настоятель храма
  • Дорофейкина Раиса Николаевна - казначей
  • Желтов Сергей Александрович
  • Максимов Анатолий Иванович
  • Коровина Тамара Петровна
  • Воронцова Людмила Александровна
  • Скородумов Вениамин Михайлович
  • Мухина Галина Владимировна
  • Малкина Лариса Николаевна
  • Хижняк Надежда Васильевна

Церковь во имя Спаса Преображения Господня (Преображенская) была возведена в 1707 г. рядом с дворцом Петра I.

Одно предание гласит, что придворная Преображенская церковь была выстроена по воле Петра Великого, который, как говорят, сам принимал участие в ее рубке.В другом предании говорится. Что на этом месте была немецкая кирха, которая поприказанию Петра I была обращена в православную церковь. Она была выстроена из соснового леса и окрашена без обшивки. В 1708 г. церковь была освящена, как значится на старом антиминсе, освященном Варлаамом, митрополитом киевским и галицким. Церковь освящена во имя Преображения Господня и имеет приделсв. Николая Чудотворца. В 1767 г. церковь была исправлена.Антиминс главного престола освящен митрополитом Григорием в 1857 г. антиминс придела митрополитом Исидором в 1863 г.

Рассказывают, что спустя некоторое время после постройки главного корпуса к церкви были пристроены с боков две большие четырехугольные ниши для расширения церкви, а по бокам алтаря комнатки для ризницы, камина и пономарской. В последней был устроен вход прямо в алтарь.

В 1855 г. церковь была обшита тесоми выкрашена желтой краской усердием отставного солдата Бориса Патрикеева при участии петергофского купеческого сына Максима Малахиева. Патрикеев украсил также придельный иконостас серебряными ризами. В том же 1855 г. по воле Великой Княгини Александры Иосифовны обновлены украшения придела и вся церковь внутри вместо прежней белой выкрашена голубой краской.

В пределе находился иконостас, перенесенный из Екатерингофской церкви , в которой император Петр Великий венчался с Екатериной. В храме хранилисьстул готического устройства с вышитой золотой полосой на спинке, на котором, говорят, сидел Петр I , ожидая приезда своей невесты, шведский колокол, по преданию взятый Петром I при взятии Нарвы. На колоколе имелась шведская надпись, что он отлит в Стокгольмев 1686 г.

При Константине Павловиче по западной стене храма были поставлены штандарты и знамена 25 гвардейских полков.

В прежние времена в Стрельнинском дворце была церковь свв. Константина и Елены. В 1861 г. она была упразднена, а ее утварь частью перешла в Преображенскую церковь, частью в греческую церковь в Петербурге.

В версте от церкви на берегу моря в низменной местности находилось кладбище, на котором имелась деревянная часовня.

(Э. А. фон-дер-Брюгген, Н. М. Евреинов Лавры, монастыри и

храмы на Св. Руси. С-Петербургская епархия. СПб 1909 г. Наталия)

Кавалерийские полки хранили в Преображенской церкви свои штандарты. 16 июля 1844 г. командир конного полка, раскартированного в Стрельне, Петр Петрович Ланской обвенчался здесь с вдовой Пушкина Наталией Николаевной. Здесь спустя год они крестили свою дочь Александру в присутствии имп. Николая I.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!