Это жизнь - портал для женщин

Наказание ведьм в средние века. Ведьмы в средневековье

Для розыска и наказания ведьм существовал отдельный римско-католический институт, который именовали инквизицией.

Кого называли ведьмами

Существует предубеждение, что ведьмами считались исключительно красивые девушки. Однако, они-то, как-раз, преследовались в самую последнюю очередь. Первыми в списке были некрасивые женщины или вовсе старухи. Инквизиция объясняла их преследование тем, что «уродство всегда ходит рядом с нечистой силой». Даже дьявол в те времена изображался как чрезвычайно безобразное существо. Однако, не только некрасивые люди попадали в группу риска. Существовало еще несколько категорий, которых могли легко обвинить в колдовстве.

Для розыска и наказания ведьм существовал отдельный римско-католический институт // Фото: religious.life

Конфликтные

Женщин, которые часто не соглашались с общественным мнением часто обвиняли в колдовстве. Особенно подозрительными были живущие обособлено. Возраст в этом случае совершенно не имел значения. Если в поселении вдруг случалась какая-то беда, то мгновенно обвинялась такая женщина. Она призывалась к ответу за свои деяния.

Повитухи

Повивальные бабки в средневековье выполняли в деревнях роль акушерок. В результате того, что рождение ребенка в те времена было особенным событием, то его часто сопровождали некие ритуалы и заговоры. Иногда разнервничавшиеся мужья могли подслушивать то, что происходило за закрытыми дверями. Шептания повитухи часто расценивалось неверно. Супруг сообщал священнику, мол «злая женщина хотела навести порчу на моего отпрыска».

Повитухи часто делали и аборты, которые в те времена были в строгом запрете. В результате подобные тайные ритуалы привели к абсурдным слухам. Говорили, что женщины крадут новорожденных младенцев и приносят их в жертву дьяволу на своих темных шабашах.

Травницы или знахарки

В Средневековье полностью отсутствовало понятие медицины. Роль врачей в поселениях брали на себя некие женщины, которые разбирались в травах. А так как множеству растений тогда приписывали магические свойства, то это ремесло опять указывало на колдовство.


Роль врачей в поселениях брали на себя некие женщины, которые разбирались в травах // Фото: zhivulegko.ru

Рыже и черные

Рыжеволосых людей тогда была крайне мало. В большинстве случаев люди имели светлый и русый оттенок. Также редким явлением были и люби с волосами цвета смолы. Видимо это и стало причиной тому, что их начали преследовать. А если у женщины помимо рыжих волос были и зеленые глаза, то это автоматически доказывало ее причастие к сверхъестественному и связи с дьяволом.

Падшие девушки

В Средневековье понятие «падшая женщина» носило несколько иное значение. Ими считались не только проститутки, но и те женщины, которые вступали в половую связь вне брака, освященного церковью. Инквизиторы считали, что если женщину смог обмануть и обольстить обычный мужчина, то ее так же мог обмануть дьявол.

Психически нездоровые

Очень большое количество женщин, которые погибли на костре были психически нездоровые. Под подозрение попадали те, кто страдал небольшими нарушениями психики, а также больные истерией и «одержимые».

Больных женщин священнослужители считали самыми опасными. Предполагалось, что они имели непосредственную связь с дьяволом. Церковь не щадила никого искореняя этот слой опасного населения. Но, по сути, она просто нашла законный способ творить гнусные и кровавые преступления. Инквизиция, ведя женщину на смерть, утверждала, что она вовсе не больна, а имела половую связь с дьяволом. А бред, который несла психически нездоровая расценивался как признание этой связи.


Больных женщин священнослужители считали самыми опасными // Фото: taynikrus.ru


Отправляя женщин на костер церковь лишь укрепляла в сознании среднестатистического жителя Средневековья идею колдовства. Дьявольщина возникала буквально везде. Она порождала безумие, которое соответственно каралось церковью. По сути, церковь и была тем источником дьявольщины, которую так яро хотела истребить.

Панических страх перед колдовством, дьяволом и ведьмами постепенно разрастался. Вскоре начали обвинять не только женщин, но также мужчин, детей и даже священнослужителей. Церковь не смотрела даже на социальное положение обвиняемого. Любого могли обвинить в участии в черной мессе, шабаше и совокуплении с дьяволом или демоном.

7. Вы очень стары

Пожилые женщины, как замужние, так и незамужние, были идеальной мишенью для обвинений. Ребекке Нёрс было 70 лет, она была инвалидом - и соседи вдруг начали обвинять её. Она вошла в историю, как самая старая женщина, которую в 71 год осудили и казнили, как ведьму.

8. Вы очень молоды

Дороти Гуд было всего четыре года, когда она призналась в колдовстве (одновременно с ней обвинили её мать и в 1692-м году повесили). Дороти просидела в тюрьме девять месяцев, но, в конце концов, её отпустили. Тем не менее, девочка навсегда лишилась рассудка.

9. Вы акушерка

Об этом хорошо сказал писатель Джоэл Сутерн:

«Социальное и семейное положение, независимость, языческие влияния, тайное знание трав - всё говорило против акушерок. Главное - профессия считалась нечистой и унизительной, так что такие женщины просто обязаны были состоять в сговоре с Дьяволом. Короче говоря, акушерок все боялись».

10. Вы замужем, и у вас слишком много детей

Такое неестественное плодородие - наверняка результат чёрной магии. Поселите по соседству пару, которая никак не может зачать ребёнка, и они решат, что вы крадёте у них счастье. Потому что вы - ведьма.

11. Вы замужем, и у вас только один ребёнок (или вообще ни одного)

Дьявол проклял вас и наградил бесплодием. Кроме того, если ваши соседи и их шестеро детей уже пострадали, то наверняка те, кто живут рядом с ними, тоже уже обратились ко злу.

12. Вас можно назвать «странной», «упрямой» или «дерзкой»

Позвольте себе любую дерзость - и вас, скорее всего, назовут ведьмой. В ходе судебного разбирательства над Рэйчел Клинтон против неё свидетельствовали такие обвинения: «Разве она не ведёт себя, как озлобленная, назойливая, грубая женщина? Да это же характер ведьмы! Разве она не ругается, не угрожает, не лезет в драку?»

13. У вас есть родинка, родимое пятно или третий сосок

Всё это могло быть истолковано, как дьявольский знак. Это также могло означать, что к ведьме присасываются собака, кошка или змея, чтобы пить её кровь. Обвиняемым полностью сбривали волосы на всём теле, чтобы найти отметку.

14. В вашем погребе есть испорченное масло или молоко

На Салемском процессе обвиняемым вменялось в вину то, что в их погребах были испорченные молочные продукты. Так что проверьте-ка холодильник.

15. Вы занимались сексом вне брака

Если это к вам относится, можете сами кинуться в синее адское пламя. В 1651-м году Элис Лейк из Дорчестера судили, как ведьму, за то, что «она была блудницей и родила ребёнка». Её пытали так, что она, в конце концов, созналась, что переспала с Дьяволом, и ребёнок от него. В том же году её повесили.


16. Вы попытались предсказать личность вашего будущего мужа

Мечтаете о своей второй половине? Пишете его имя в записной книжке? Тогда ваши действия могут быть истолкованы как колдовство - что и случилось с Титубой, рабыней из города Салем. Титуба предлагала молодым девушкам узнать имена будущих мужей и стала первой женщиной в Салеме, кого обвинили в колдовстве. Но не последней.

17. Вы нарушили любое правило из Библии - значит, заключили договор с Дьяволом

Следующие несколько правил пуритане должны были строго соблюдать. Нарушение любого из них могло стать основанием для обвинения в колдовстве.

Строгое соблюдение субботы: нельзя разжигать огонь, торговать, путешествовать - иногда это называлось «новые хлебы предложения на святом месте», это каралось смертной казнью;

Не прелюбодействовать;

Не склонять людей к другим богам пророчествованием или мечтаниями;

Не допускать, чтобы вас изнасиловали;

Не сеять на поле семян больше одного вида;

Не касаться свиной туши;

Не носить одежду из тканей более одного вида;

Не подстригать волосы по кругу;

Не заплетать волосы в косу;

И, конечно же, не позволять ведьмам жить.

Если вы делали хоть что-то из этого списка, то вас можно смело обвинять в колдовстве. Вероятно, вас за это повесят, сожгут или бросят гнить в тюрьме, пока сами не умрёте.

ЗЫ. Короче, за всё

Пыткам на ведовских процессах отводилось главное место, ибо лишь благодаря им охотникам за ведьмами удавалось выжать из обвиняемых те безумные признания, которые впоследствии должны были служить подтверждением церковных бредней о Дьяволе, сделке с демонами и сатанинских чарах. Продолжительность пыток и их суровость определяли исключительно судьи. В статье 58-й «Каролины»** говорится: «... проводить ли допрос с пристрастием (то есть под пытками), смотря по подозрению, часто, долго или коротко, сурово или не слишком, решать доверено судье доброму и разумному». Многие инквизиторы были отнюдь не добрыми и разумными, а суеверными и фанатичными людьми, видевшими во всем угрозу христианской вере и потому с особой строгостью преследовавшими «сатанинское ведьмино отродье». Последствия этого для обвиняемых были поистине ужасны. Ведь колдовство считалось преступлением исключительным, и потому на большинстве ведовских процессов пытки были более жестокими и длительными и применялись по многу раз. Соответственно велико было и число тех, кто в руках своих мучителей лишался чувств, умирал или кончал жизнь самоубийством.

Однако это не не только не останавливало фанатиков-судей, но, напротив, считалось еще одним доказательством коварства нечистой силы. Ведь они считали, что те, кто лишился под пытками чувств, были усыплены Дьяволом, решившим спасти их от допроса. Умиравшие под пытками или совершавшие от отчаяния самоубийство были вовсе не жертвами суда, а все теми же жертвами Сатаны, отбиравшего у них жизнь. Иезуит Фридрих Шпее фон Лангенфельд (1591 - 1635) резко клеймил это судейское безумие. В своем знаменитом полемическом трактате «Предостережение судьям, или О ведовских процессах» (вышедшем впервые на латинском языке в 1631 г.) он обвинял инквизиторов в том, что они сами расплодили такое количество ведьм. Ведь ни один человек не может устоять под их пытками. Невинный скорее признает себя виновным, нежели вынесет подобные муки. И доведись им испытать такие страдания, они сами, благочестивые обвинители, признали бы себя колдунами. Не хотелось ли им когда-нибудь это проверить? «Пожелай я испытать вас, а затем вы меня - в колдунах оказались бы мы все». Лучше нельзя указать на связь пыток и одержимости ведовством. В качестве пыток на ведовских процессах обычно использовались сдавливание пальцев в особых тисках, наложение колодок на ноги (пытка испанским сапогом) или пытка обвиняемого на дыбе.

В принципе пытки на ведовских процессах не отличались от пыток на обычных процессах. Однако они были более жестокими, длительными и частыми. При этом мужчин раздевали догола или по пояс, а женщин облачали в специальное просторное одеяние. Допрос с пристрастием длился часами, а порой и днями. Начинался он с использования тисков, специальных металлических приспособлений, в которых обвиняемому постепенно сжимали пальцы, вначале поодиночке, а затем все вместе. Если обвиняемый выдерживал эту простейшую пытку, палач надевал на него «испанский сапог» - гнутую металлическую пластину или колодку, которая от вопроса к вопросу все туже затягивалась под голенью. Тому, кто продолжал настаивать на своей невиновности, связывали руки и вздергивали на дыбе - способ, который мог быть ужесточен подвешиванием к телу обвиняемого различных грузов. Не менее мучительным было насильственное растягивание тела с помощью веревочных лебедок - так называемая «растяжка». Иезуит Фридрих Шпее фон Лангенфельд (1591 - 1635)

Наряду с «обычными» пытками судьи могли использовать и другие средства. Что тогда делал с обвиняемым палач, какие изощренные методы применял он, истязая свои жертвы на глазах у судей и писарей, бесстрастно восседавших рядом или отправлявшихся, пока суть да дело, перекусить, - об этом мы больше говорить не будем. Достаточно сказать, что участники этой процедуры пользовались любыми средствами, дабы заставить обвиняемых заговорить, и не было пощады никому, ни детям, ни старикам. Зная уверенность судей в своей правоте, трудно представить себе, чтобы нашлись люди, выдержавшие допрос с пристрастием и ни в чем не сознавшиеся. Правда, пользы от этого им все равно было бы немного. Ведь у мучителей хватало фантазии, чтобы в любом случае признать их виновными. Те же немногие, кому удавалось пережить пытки и выйти на свободу, оставались на всю жизнь калеками или душевнобольными.

В разгар охоты на ведьм большинство процессов завершалось смертным приговором. Впрочем, число казней разнилось в зависимости от времени и места проведения процессов. Порой лишь единицам удавалось выйти на свободу после допросов и пыток. Кому же удавалось освободиться? Можно выделить три группы людей, участь которых была различна. Некоторых суд освобождал еще до вынесения приговора ввиду болезни или телесной немощи. Они попадали в богадельни или приюты для неизлечимо больных, где за ними велось пристальное наблюдение.

В другую группу входили мужчины и женщины, которых оправдывали за недостаточностью доказательств. Однако обретенная ими свобода была призрачной, ибо при малейшем подозрении их могли вновь схватить, подвергнуть пыткам, а может быть, и казнить. Несмотря на освобождение, они должны были соблюдать строгие требования. Семейные праздники и публичные зрелища были для них исключены. Многим приходилось жить в своеобразном затворничестве, ибо покидать свой дом и двор им воспрещалось.

К третьей группе освобожденных принадлежали те, кого изгоняли из родных мест. Для них, в особенности для женщин, изгнание часто было равнозначно отсроченному смертному приговору. Нищие и презираемые всеми, скитались они на чужбине, отовсюду их гнали и осыпали проклятиями. Они опускались и кончали свою жизнь где-нибудь в грязи и нищете. Тем не менее изгнание из страны было достаточно мягким приговором, если вспомнить судьбу тех, кому суждено было по окончании жестоких пыток принять мучительную смерть. Счастьем бывало для них, если «княжеской милостью» их предварительно удушали или обезглавливали. Обычно же ведьм сжигали заживо, как требовала статья 109-я «Каролины»: «Всякому, учинившему ворожбой своей людям вред и убытки, надлежит наказану быть смертью, и кару эту должно свершить огнем».

Сожжение ведьм было публичным зрелищем, главной целью которого было предостеречь и устрашить собравшихся зрителей. Издалека стекался народ к месту казни. Празднично одетые, собирались представители местной власти: епископ, каноники и священники, бургомистр и члены ратуши, судьи и судебные заседатели. Наконец в сопровождении палача на тележках привозили связанных ведьм и колдунов. Поездка на казнь была тяжким испытанием, ведь зеваки не упускали случая посмеяться и поиздеваться над осужденными ведьмами, совершавшими свой последний путь. Когда же несчастные наконец добирались до места казни, слуги приковывали их цепями к столбам и обкладывали сухим хворостом, поленьями и соломой. После этого начинался торжественный ритуал, во время которого проповедник еще раз предостерегал народ от коварства Дьявола и его приспешников. Затем палач подносил к костру факел. После того как официальные лица расходились по домам, слуги продолжали поддерживать огонь до тех пор, пока от «ведьминого костра» не оставался один пепел. Палач тщательно сгребал его, а затем рассеивал под эшафотом или в каком-нибудь ином месте, дабы впредь ничто больше не напоминало о богохульных делах казненных пособников Дьявола.

В октябре 1517 г. монах доктор Мартин Лютер (1483 - 1546) выступил в Виттенбергском университете со своими 95 тезисами против индульгенций. Посланцы папы Римского утверждали, что, заплатив деньги за индульгенцию, верующий может после смерти сократить срок своего пребывания в чистилище. Этот так называемый «спор об индульгенциях» положил начало Реформации, т.е. преобразованию христианского учения, предпринятому Лютером и приведшему впоследствии к отходу его приверженцев, протестантов, от католической церкви и римского папства. Сегодня слово «Реформация» напоминает нам о победе разума над мракобесием Средневековья и об освобождении: освобождении от устаревших догм и обычаев, от косного образа мыслей. И действительно, Реформация оказала огромное влияние на многие сферы жизни. Однако демонология не входила в их число. Здесь Лютер был привержен старым бредовым идеям. Впрочем, некоторые из них вызывали у него сомнение, например, шабаш и полет ведьм. Но в существовании сделки с Дьяволом, колдовской порчи он не сомневался.

Колдуны и ведьмы, - писал он в 1522 г.,- суть злое дьявольское отродье, они крадут молоко, навлекают непогоду, насылают на людей порчу, силу в ногах отнимают, истязают детей в колыбели... понуждают людей к любви и соитию, и несть числа проискам Дьявола». Лютер был сторонником сурового наказания для ведьм и колдунов, следуя, подобно своим католическим противникам, Ветхому Завету: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. 22, 18). И словно в подтверждение, в 1540 г. в Виттенберге, «столице Реформации», с особой жестокостью сожгли ведьму и трех колдунов. После смерти Лютера в протестантских областях Германии охотники за ведьмами безумствовали так же, как и в землях, оставшихся католическими. Некоторые реформаторы даже почитали охоту на ведьм святым долгом властителей перед Богом. Так, в лютеранских курфюршествах Саксонии и Пфальце, а также княжестве Вюртемберг в 1567 -1582 гг. появились собственные законы о ведьмах, куда более суровые, чем соответствующие статьи «Каролины».


Маниакальная охота на ведьм, распространившаяся по северной Европе в 16-м и 17-м веках, стала результатом смеси естественных суеверий и религиозного рвения с политическими мотивами и страхами. Крестьяне, равно как и дворяне, искали сверхъестественные причины возникновения штормов и болезней, но одновременно считали суд способом зацепиться за должность или богатство, уничтожая своих соперников. Осужденные ведьмы и колдуны обвинялись в ужасающих преступлениях, таких как совокупление с дьяволом и убийство младенцев. Нервозная атмосфера, царящая в то время в Европе, привела к тому, что осуждали обвиняемых чаще, чем оправдывали.

10. Агнес Семпсон

В канун Дня всех святых в 1590 году Агнесс Семпсон, повитуху, жившую в шотландском графстве Ист-Лотиан, обвинили в том, что она посетила сборище ведьм, хозяином которого был сам Сатана. Оно состоялось в мрачной маленькой церкви Олд Кирк Грин в Северном Бервике, Шотландия. Коварный замысел, стоявший за эти сборищем, состоял в том, чтобы вызвать сверхъестественный шторм, который должен был потопить каравеллу, на которой юная датская невеста короля Иакова IV, только что помазанная Королева Анна, направлялась в Шотландию из Копенгагена. И действительно, во время путешествия Анны случился шторм, заставивший ее вместе с эскортом остановиться в Норвегии.

Услышав эту новость, сам король отправился ей на помощь, и когда они снова попытались пересечь Северное море, еще один чудовищный шторм настиг их, но на этот раз они успешно прибыли в Шотландию. Вскоре после своего возвращения король лично допросил Агнес и других людей во дворце Холируд в Эдинбурге. Это стало началом суда над ведьмами Северного Бервика, который привел к 70 экзекуциям. Чтобы вырвать признание у Агнес, палачи надели на нее железное приспособление, называемое «ведьминой уздой», изобретенное в Шотландии. После того как Агнес призналась, ее увезли в Кастелхилл и удушили с помощью гарроты, а затем сожгли у столба. Ходили слухи, что ее призрак видели парящим по строгим залам Холирудского дворца.

9. Анна Колдингс

Анна Колдингс, известная среди своих современников как «Мать Дьявола», была датской ведьмой, которую тоже обвиняли в том, что она вызывала шторм, чтобы погубить корабль королевы Анны, о котором рассказывалось выше. Она встретилась с остальными в доме Ткачихи Карен, где они произнесли заклинания против королевы. Охота не ведьм стала популярна в Дании в начале 16 века, после того как страна приняла протестантизм. В то время как рвение одних объяснялось их искренними религиозными убеждениями, высокопоставленные должностные лица использовали охоту на ведьм в своих политических интересах.

Датский министр финансов, которого подозревали в том, что он недостаточно снабжает королевские корабли для путешествия короля Иакова VI и королевы Анны через Северное море, озвучил свои подозрения по поводу Карен, чтобы снять с себя вину. Во время расследования Карен указала на некоторых людей, включая Анну Колдингс. После того как Анну арестовали и пытали, она, наконец, призналась, и назвала еще пять имен, одним из которых было имя жены мэра. Вместе с двенадцатью другими женщинами Анну сожгли у столба в Кронборге, красивом замке с зеленой крышей, в котором происходило действие шекспировского «Гамлета».

8. Бриджет Бишоп

Бриджет Бишоп была первой женщиной, казненной в результате Салемского суда над ведьмами в 1692 году. Бишоп была успешной женщиной, о которой много говорили. Она владела несколькими тавернами и была известна тем, что носила провокационные красные платья. Горожане Салема выдвинули против нее множество различных обвинений, которые должны были привести к ее смерти. Она, якобы, заколдовала пять девушек, отравила поросенка, и нападала на спящих мужчин (последнее, вероятно, произошло в результате естественных причин, сонного паралича).

Бриджет также обвиняли в использовании кукол в колдовских целях. Местный житель по имени Сэмюэль Шаттак свидетельствовал о том, что она попросила его покрасить для нее кружево, которое, как он считал, она собиралась использовать для куклы. Эта кукла, подобно куклам Вуду, служила для того, чтобы любой вред, причиненный этой кукле, переходил на человека, которого она представляла. Жители Салема Джон и Уильям Блай позднее обнаружили таких кукол в доме Бишоп. В процессе суда она вела себя вызывающе, что, в конце концов, привело ее к казни, за которой последовала казнь еще 71 ведьмы.

7. Мерга Бин

Мерга Бин, богатая немецкая наследница, призналась в убийстве своего второго мужа и его детей посредством колдовства, и в посещении Шабаша Ведьм. Охотник за ведьмами Бальтазар фон Дернбаха, князь и аббат города Фульды, провел ряд судов над ведьмами после своего возвращения из изгнания в 1602 году.

Мерга Бин был одной из первых женщин, которых он арестовал и заключил в тюрьму. Хотя она была беременна, Мергу не освободили от экзекуции, как диктовал закон, потому что ее заставили признаться, что отцом ее будущего ребенка был дьявол. Осенью она была казнена путем сожжения. Суды над ведьмами Фульды. В результате которых казнили 250 человек, продолжались, и закончились только после смерти Дернбаха в 1605 году.

6. Катарина Хенот

Первую немецкую женщину-почтмейстера судили за колдовство в Кельне в 1627 году. Посреди одной из холодных кельнских зим монахиня из местного монастыря обвинила Катарину в том, что она была причиной болезней и смертей серди монашек, и архиепископ арестовал Хенот на основании подозрений монахини. Во время тюремного заключения Хенот подверглась пыткам, но ни в чем не призналась.

Несмотря на попытки ее брата доказать ее невиновность, в мае ее приговорили к сожжению заживо. Ее реабилитировали только в нынешнем году. 28 июня 2012 года муниципальный совет Кельна восстановил честное имя Хенот, а также других жертв кельнского суда над ведьмами, поскольку они посчитали, что экзекуции были результатом политических заговоров.

5. Карин Свенсдоттер

Служанка Карин Свенсдоттер, жившая в небольшом городке, расположенном в лесистой и болотистой части Швеции, заявила, что отцом ее семерых детей был Король Фей. Это привело к тому, что в 1656 году ее судили из-за ее собственного добровольного признания. В Швеции 17 века общение с феями было самым настоящим преступлением, за которое обычно наказывали так же как за содомию и скотоложство.

В предыдущих случаях, таких как свидания мужчин с нимфами, дело порой заканчивалось экзекуцией. Однако дело Свенсдоттер стало ранним примером сострадания к безумным. Церковные служители сказали судье, который занимался ее делом, что Сатана лишил ее разума. Вместо наказания судья обязал церкви молиться за нее. Позднее она подтвердила, что больше не видела фей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!