Это жизнь - портал для женщин

Молитва после ночного осквернения. Молитва от осквернения во сне для женщины

Жизнь каждого христианина состоит не только из благочестивых и приятных действий: молитва, паломнические путешествия, чтения о чудесах и проч. Но к сожалению, на пути каждого верующего стоят серьезные трудности, ведь внутренняя духовная жизнь сопряжена не только со взлетами, но и падениями.

Обращаясь к Богу христианин освящается, то есть делается более святым, ведь и обращается он к Духу Святому. А, как известно, Дух Святой – третья ипостась Божия. Когда человек свой дух , свои как бы внутренние настройки, сверяет с Духом Божиим, становится хотя бы чуть-чуть похожим на своего Отца Небесного, а Он, как известно, есть Любовь и высшее Благо. Проще говоря, с Ним – хорошо, когда Он рядом, человеку просто хорошо. Верующий совершает меньше таких поступков, которые бы опечалили их, вносили дисгармонию в их уже более-менее налаженную внутреннюю гармонию.

Святые потому являются святыми, что их внутренний мир через усилия и противоборство соблазнам стал похож на Ангельский. Про таких людей в Православии говорят «земные ангелы и небесные человеки». Кстати, в лике святых прославлен и сам Василий Великий, автор правила от осквернения.

Человек начинает чувствовать себя хорошо, когда его внутренний мир как бы намагничивается на Бога и начинает получать для себя высшее благо для души человека – постоянное присутствие Божие через Его Дух.

Но вот человек согрешил. Вдруг принял решение совершить нечто такое, что идет в полный разрез с Богом и Его устройством. Гармония рушится, внутренний мир человека размагничивается , и согрешивший начинает страдать. Потому что он допустил дисгармонию не просто в свой мир,а в отношения с Небесным Отцом. Перестал быть тем металлом, который мог притягивать к себе магнит, потерял свои свойства, поставил себя своим поступком в один ряд не с Ангелами, а с животными, допустил в себя скверну. И теперь нуждается в очищении, чтобы восстановить взаимодействие с Богом. Ведь Его Дух не взаимодействует с какой-либо духовной скверной. То есть не вступает в общение, не становится хотя бы какой-то степени общим.

Но, как известно, всем христианам, нет ничего не поправимого. Конечно, изваляться в чем-то скверном – удовольствие не из приятных. Однако если это всё-таки произошло и скверна коснулась души человека, то поправить положение можно через определенные правила, установленные святыми отцами. Называется это правило от осквернения. Автор его – Василий Великий, один из главных учителей Церкви. Проповеди его приходили слушать из самых дальних уголков мира.

Что такое правило от осквернения

Правилом от осквернения называют определенную последовательность молитв . Она составлена из псалмов и просьб о восстановлении в прежнем достоинстве. Правило помогает выразить сожаление о своей греховной природе, признание своей поврежденной натуры.

Правило от осквернения, читаемое мужчинами

К правилу от осквернения мужчины прибегают в том случае, если во сне или ночью произошло непроизвольное семяизвержение. И уж тем более, если оно было произвольным. Истечение во сне или наяву, произошедшее по причине супружеских отношений или по болезни, не является осквернением.

Перед самим текстом правила обычно публикуют пометку, что читать нужно мужчинам, в каких случаях. Также указывается, что читается оно по благословению духовного наставника.

Правило от осквернения, читаемое женщинами

Для женщин нет специального правила от осквернения. Женщины тоже могут иметь ночные мечтания и разных скверн о сне и наяву, заканчивающиеся таким же образом, как и акт с мужчиной. Да, людям далеко не чужды плотские желания , однако их следует удовлетворять с мужем, в законном, в идеале церковном браке. В случае если женщина одна, не в браке, то она должна сражаться со своими страстями, молиться и, если соблазн был, то обязательно каяться, в том числе и во время исповеди. Если все делать постоянно правильно, то вскоре желания уменьшатся и с ними будет намного проще справляться.

Что может спровоцировать ситуацию, при которой понадобится правило от осквернения

Главными провокаторами могут выступать:

Из истории человеческого тела и его греховности

Не всегда человек оскверняет по своему личному выбору:

  • это может быть какая-либо случайность,
  • болезнь,
  • совершенно естественное закономерное процессы, над которыми человек не властен.

К примеру, представители мужского пола не всегда могут проконтролировать извержение семени в ночное время суток. Однако осквернение происходит, пусть оно не духовное, а только телесное, но тем не менее.

Стыдно за это быть не должно. Однако стыд тем не менее зачастую касается человеческой души. И это закономерно. Дело в том, что наши современные тела в очень многих аспектах идентичны телам животных.

Но так было не всегда, хотя многие люди об этом не знают просто лишь потому, что редко или невнимательно читали страницы Священного Писания (Библии). До своего грехопадения человек имел тело совершенно иного свойства. Оно не было таким плотным, было способно проходить сквозь материальные предметы, исчезать в одном месте и мгновенно материализовываться в другом. Да, звучит фантастически. Однако это так .

Обратимся к страницам Священного Писания. Когда Адам и Ева согрешили, состоялся разговор с Богом, в котором Тот дал им возможность раскаяться, признать свои ошибки и взять за них свою ответственность. Но Адам и Ева, которые ослушались своего Создателя и вкусили запретных на тот момент плодов одного из деревьев райского сада, раскаиваться отказались. Они только перекидывали вину за случившееся то друг на друга, то на самого Бога. Адам сказал своему создателю, что эти плоды, которые Он ел, дала ему Ева. А после добавил, что эту женщину дал ему Он, Бог.

То есть получается, что это вообще Бог во всём будто бы виноват . Сам Адам в собственной интерпретации оказался всего лишь жертвой. Именно поэтому Адам и Ева были изгнаны из Райского сада. Однако прежде чем поселить их окончательно на Земле, по написанному в древних библейских текстах Бог «одел их в кожаные ризы». Это один из важных фрагментов во всей книге об истории человечества.

В эпоху атеизма, когда переиначивалось буквально все, связанные с Богом, священными книгами, духовной жизнью, люди, которые преподавали в учебных заведениях соответствующие учебные предметы, особенно смеялись над этим местом в Библии. Интерпретировали они его так: будто Он поймал нескольких из своих созданий – животных – убил их, снял шкуру и надел ее на первых людей.

Сейчас это, конечно, смешно. И смех этот сквозь слезы. Совершенный Создатель, который создал все вокруг для любви и мира, внезапно оказывается чуть ли не первым убийцей, чтобы зачем-то одеть первых людей в шкуры других созданий.

Конечно, всё было совершенно не так . Под кожаными ризами подразумевается уплотнение духовных тел первых людей до состояния, которое характерно для тел животных. Человек через эти новые, несравнимо худшие тела, которые болели, которые можно повредить, уничтожить, которые особенно чувствительны как к морозу, так и к жаре и прочее, получили еще вместо бесконечности, вечности и бессмертия обратные свойства:

  • страстность (предрасположенность к зависимости),
  • временность,
  • смерть.

Именно поэтому, именно из-за свойств наших несовершенных тел, которые мы сейчас носим как тяжкое бремя, указывающих нам на то, что без Бога и его благодати, на которой Он все и построил, возможна только такая жизнь. Тело – сосуд греха , это изначально искалеченный (нами же самими) инструмент. Поэтому мы и грешим так часто, а иногда и непроизвольно. Поэтому, с одной стороны, осквернение – это, в общем-то, со времен грехопадение человека обычное явление. С другой стороны, это тем не менее не норма для нас, людей, призванных в жизни с Богом Царствии его.

Плоть без греха и без изъяна

Впрочем, на протяжении уже 2000 лет всё недалеко так печально. Бог Спаситель уже пришел, пострадал за нас, и уже в перспективе изменил нашу природу, сделав ее такой же, какой она была до первого греха. Да, сейчас мы продолжаем быть такими же. Однако Господь Иисус уже победил смерть Своим великим Воскресением, уже преобразовал наши тела в Своем славном теле. Через Крещение в Него, через к Его телу и крови, которое каждую неделю происходит в храме, мы прикасаемся к таинству освещения, готовим свою душу, свою плоть к славному преобразованию в день Всеобщего воскресения.

Когда Господь воскрес, Он явился перед учениками , которые сидели, крепко закрывшись в одном из домов. Они боялись того, что иудеи их найдут и убьют. Но вдруг Христос явился между ними прямо в комнате. Он миновал замки, двери и стены. Тем самым Он вольно или невольно, специально не специально, но продемонстрировал возможности нового, а, точнее, преображенного до состояния первой благодати человеческого тела.

Когда ученики после Его распятия путешествовали из одного города в другой и находились в разных местах и в разных городах, Иисус одновременно сопровождал одних, беседовал с другими и был с третьими. И все это будучи в человеческом, подобно нашему, но преображенном теле. Такими же свойствами обладали тела Адама и Евы. Всё это указывает на то , что когда Господь воскресит и преобразует наши тела в день всеобщего Воскресения, наступление которого исповедует каждый христианин в Символе Веры, мы получим те же свойства плоти.

Возможно ли не оскверняться

А пока, в то время, когда наши тела в результате падения наших прародителей и подтверждения нашими личными грехами ещё являются носителем греха, тления и имеют свойства мгновенно впадать в зависимость от всего удобного и приятного, мы нуждаемся в очищении. Для этого и написано правило от осквернения . Найти его нетрудно: нужно поискать в Интернете и скачать.

Обезопасить себя от осквернения можно. Для начала это нужно обсудить с духовником или священником. Нежелательно прибегать к этому самовольно.

Потребуется:

  • частая или постоянная молитва,
  • частая исповедь,
  • регулярное Причастие.

Зачем нужно правило, если я и так могу поговорить с Богом

Обычно возникает вопрос: зачем вообще нужно какое-то правило? Неужели Бога нельзя просто попросить о чём-то, просто своими словами выразить свое сожаление, зачем вообще это всё нужно, зачем каким-то другим людям приходило в голову вмешиваться в личные отношения между Богом и конкретным человеком?

Дело в том, что церковь Христова охватывает в себе буквально всё человечество, каждую личность. Людей, пришедших к Христу, очень и очень много. И не каждый из них способен выразить свои чувства так, чтобы:

  • с одной стороны, очиститься от скверны,
  • с другой,не уйти во время свои молитвы в какие-нибудь внутренние дебри.

К примеру, можно сказать Богу, что «Я сожалею». Но тут вдруг в голову приходит мысль: «но я же не так уж и виноват, ведь я же носитель греха, это нормально, это закономерно…». После чего получится, что человек вовсе и не раскаивается, и что вообще он забыл, с чего начал. И разве это будет разговор с Богом? Нет. Более того, такая молитва будет скорей во вред чем в пользу.

Правило от осквернения , которое можно и читать, и слушать в записи, написано одним из самых великих христиан, содержит в себе и покаянное чувство с одной стороны, с другой удерживает человека от лишних блужданий, философских размышлений, в которые очень легко можно попасть человеку, который не привык к молитве. Правило – это дно корабля вашей молитвы, которое не даст ему утонуть.

Осквернение в православии - это сугубо мужской грех, подразумевающий семяизвержение («истечение») во сне или половой акт с женщиной вне брака. Православным, имевшим истечение во сне, назначается духовником молитва от осквернения, которую они читают в соответствии с определенными правилами и наставлениями.

Современные священнослужители определяют осквернение как любое истечение во сне, в том числе и при совокуплении супругов. Но церковные каноны, в частности, Правила Афанасия Великого, не считают греховным истечение в супружеских отношениях (за исключением времени строгих постов). Причем, уточняется, что осквернением является не само семя, а желания, его извержение провоцирующие.

Причины осквернения

Есть 6 причин, приводящих к истечению, из которых три не являются греховными:

  • от плотских помыслов и вожделения
  • от высокоумия и гордыни
  • от чревоугодия и злоупотребления алкоголем
  • естественное семяизвержение (во сне)
  • от слабости и болезни
  • от зависти бесовской

Первые три причины считаются воплощением греха, следовательно, вызванное ими семяизвержение есть осквернение. Истечение греховное наиболее осуждаемо среди священной братии. Для них даже существуют отдельные покаянные молитвы.

Воздержаться в молодом возрасте, когда монахи приходят на службу Господу тяжело. Нужно долго и усердно трудиться, чтобы усмирить человеческую плоть и не поддаваться искушениям. Дьявол прилагает все усилия, чтобы молодые души проявили слабость, и старается, чтобы послушники сошли с выбранного праведного пути.

Назначения духовника

Молитвы от осквернения разделяют на молитвы для прихожан и молитвы для служителей церкви.

Согрешившим мужчинам, вследствие плотских мыслей, следует встать и прочитать сначала молитву-поклонение Царю Небесному, затем читать псалом №50 и воспевать тропари (глас 7). Закончить произнесением 40 раз слов «Господи, помилуй» и свершением 50-ти глубоких поклонов, прося у Бога прощения.

Молитва Царю Небесному

«Царю небесный, Утешителю Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже души наша»
овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их яко прах перед лицом ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестикрылый первый Князь и Воевода Небесных сил – Херувимов и Серафимов, буди нам помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище. О Господень Великий Архангеле Михаиле! Избави нас от всякия прелести диавольския, егды услышишь нас, грешных, молящихся Тебе, призывающих имя Твое Святое. Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, святого пророка Илии и всех святых великомучеников: святый мученики Никиты и Евста-фия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших, и всех святых Небесных Сил.»

Затем обязательно читаются молитвы святому Василию (известного как архиепископ Кессарии). Святитель Василий описывал пост как избавление от грехов, мыслимых и не мыслимых. Осуждал он пьянство, как порождение дьявольское, приводящее к греховным поступкам.

Молитва Василию Великому

«Многомилостиве, нетленне, нескверне, безгрешне Господи, очисти мя, непотребнаго раба Твоего, от всякия скверны плотския и душевныя, и от невнимания и уныния моего прибывшую ми нечистоту, со иными всеми беззаконии моими, и яви мя нескверна, Владыко, за благость Христа Твоего, и освяти
мя нашествием Пресвятаго Твоего Духа: яко да возбнув - от мглы нечистых привидений диавольских и всякия скверны, сподоблюся чистою совестию отверсти скверная моя и нечистая уста, и воспевати всесвятое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

Духовник может назначить мирянину также чтение молитв, с обращением к Пресвятой Богородице или к Иоанну Златоусту. В текстах молящийся просит терпения, смирения, великодушия и кротости, защиты от страстей.

Молитва Иоанну Златоусту

«О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся, данный тебе, таланты добре умножил еси, сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком — послушания образ, юным —
целомудрия светило, мужем — трудолюбия наставник, старым — незлобия учитель, иноком — воздержания правило, молящимся — вождь, от Бога вдохновенный, мудрости ищущим — ума просветитель, витиям доброглаголивым — слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим — милосердия звезда, начальствующим — правления мудраго образ, правды ревнителем — дерзновения вдохновитель, правды гонимым — терпения наставник, всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же, грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще, сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отженй от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будет, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Священники же читают специальную молитву-покаяние Господу Богу.

Молитва «Для священников»

«Господи Боже наш, Едине Благий и Человеколюбче, Едине Святый и на святых почиваяй, иже верховному Твоему апостолу Петру явивый видением, ничтоже скверно, или нечисто мнети, от Тебе сотворенных на пищу и в наслаждение человеком, и сосудом Твоим избранным, апостолом Павлом вся чиста чистым
заповедавый: Ты Сам Владыко Пресвятый призыванием страшнаго и пречистаго Твоего Имене, и знамением страшного и Животворящаго Креста, благослови и очисти мя раба Твоего (имя) осквернившагося от всякого непрязненного духа, от всякаго мечтания и гада ядовитаго, от всякаго беззакония и от всякия лести, от всякого потвора, и всякия язи, и от всякаго противнаго злодейства диавольского. И ныне недостойнаго мене раба Твоего (имя): сподоби по Твоему милосердию служити пречистым Твоим Таинам. И прежде очисти ми душу и тело от всякия скверны, и остави всякое прегрешение, вольное и невольное, еже согреших во вся дни живота моего, делом, словом и помышлением, во дни и в нощи, и до нынешняго часа. И даждь ми, Господи служение сие страшное небесных Чинов, и причастие Пречистых Твоих Таин, не в суд, ни во осуждение, но в прощение грехов, и в Духа Святаго пришествие, и живот присносущныя радости, егоже уготовал еси истинным Твоим служебником. Сохрани мя, Владыко Всесильне, от всякаго греха и злобы, соблюди нескверна и непорочна от всякия проказы противнаго диавола: и даждь ми, Господи, служити Тебе в преподобии и правде до последняго дне и часа и скончания моего: Ты бо еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.»

О необходимости свершения таинства причастия после произошедшего осквернения диаконы и иеромонахи повествуют:
«Если мирянин был искушен Сатаной, то причаститься нужно обязательно, дабы дьявол больше не совращал на слабую плоть. Если же он подвергся вожделению жены, то причащаться не следует.»

Во всех случаях, мужчины, испытавшие истечение во сне должны после прочтения обязательной общей молитвы обратиться к своим духовным отцам за покаянием и прощением. Не стоит стесняться, ведь слабости людские видны и понятны Отцу Небесному, а его любовь к детям своим безгранична.

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №426

Как относиться к ночным непроизвольным истечениям во сне?

Владимир 15/09/2002

Как относиться к ночным непроизвольным истечениям во сне? Каковы их причины? Как с этим бороться?

Ответ отца Олега Моленко:

Начать следует с изучения канонических правил по этому к вопросу:

Св. Петра архиеп. Александрийского правило 4:

Те, которым приключилось непроизвольное ночное истечение, также да последуют своей совести, и да испытывают самих себя, находятся ли от этого в сомнении, или нет: подобно как и о пище глаголет Апостол: если ест с сомнением, осуждается. И в этом случае всякий, приступающий к Богу, да имеет благую совесть и благодерзновение, по собственному помышлению.

Послание святого Афанасия Великого, архиепископа Александрийского к Аммуну монаху:

Все творения Божии добры и чисты. Ибо ничего неполезного или нечистого не сотворило Божие Слово. Христово бо благоухание есть мы в спасаемых, по Апостолу. Поскольку же различны и многообразны суть стрелы диавола, и непорочно мыслящих доводит он до возмущения, отвлекает братий от обыкновенного упражнения, всевая в них помышления нечистоты и осквернения: то, по благодати Спасителя нашего, краткими словами, и лукавого обольщения да отженем, и мысль простейших да утвердим. Чистым все чисто, у нечистых же и совесть осквернилась и все. Удивляюсь я ухищрению диавола, что он будучи развращенну и пагуба, влагает, по видимому помышления чистоты. Но действуемое им есть более навет, или искушение. Ибо, как я сказал, чтобы отвлечь подвижников от обычного и спасительного попечения, и в этом, как мнится ему, победить их, для этого возбуждает он такую молву, которая не приноси никакой пользы для жизни, а только пустые вопрошения и суесловие, которых уклоняться должно. Ибо скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое либо естественное извержение, как например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокрот из ноздрей, и плюновение уст. Можем сказать и больше этого, о извержениях чревом, которые необходимы для жизни животного. Также по Божественному Писанию веруем, что человек есть дело рук Божиих: как же могло от чистой силы произойти дело оскверненное: и если мы род Божий есть, по Божественному Писанию Апостольских деяний: то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда ПРОИСХОДИТ КАКОЕ ЛИБО ЕСТЕСТВЕННОЕ НЕВОЛЬНОЕ ИЗВЕРЖЕНИЕ: тогда и этому с прочими подвергаемся мы, как выше сказано, по необходимости естественной. Но поскольку хотящие только прекословить справедливым словам, более же сотворенному от Бога, неправо приводят и слово Евангельское, что не входящее оскверняет человека, но исходящее: то нужно и эту их нелепость (ибо не могу это назвать вопрошением) обличить. Во первых, они и писания по невежеству своему, как неутвержденные, превратно употребляют. Разум же Божественного слова есть следующий: когда некоторые, подобные этим, сомневались о пище, тогда сам Господь, разрешая их неведение, или скорее, обличая заблуждение, сказал: не входящее оскверняет человека, но исходящее (Мф.15,11). Потом прилагает: откуда исходящее: от сердца. Ибо ведает, что там суть злые сокровища скверных помыслов и иных грехов. Сокращеннее же Апостол, этому наученный, говорит, пища нас не поставит пред Богом (1Кор.8,8). Благословно может кто сказать и в настоящем случае: естественное некое извержение не поведет нас к наказанию. Может и врачи (да убедятся хотя бы внешними прекословящие) в защиту этого скажут, что животному даны некоторые необходимые исходы для отложения излишества влаг, питаемых в каждом у нас члене, какими являются излишества в волосах на голове, и влажность от головы отделяющаяся и исходящее из чрева также и тот избыток, который в семенных сосудax так Боголюбезнейший старче, КАКОЙ ЗДЕСЬ ГРЕХ ПРЕД БОГОМ, когда сам создавший животное Господь восхотел и сотворил, чтобы эти члены имели такие исходы. Но нужно предупредить противоречия лукавых. Ибо могут сказать: поэтому не будет грех и само употребление, когда орудия Творцом устроены. Таких вопрошением заставим умолкнуть, говоря на это: о каком употреблении говоришь: о законном ли; о том ли, которое Бог позволил, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт.1,28): о том ли, которое Апостол допустил говоря: честная женитьба, и ложе нескверно (Евр.13,4); или о том, которое бывает между людьми, но происходит тайно и прелюбодейно. Ибо и в других случаях жизни находим различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например: не позволительно убивать: но убивать врагов на поле брани, и законно и похвалы достойно. Так великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом одно и тоже, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах, не позволительно: а в других обстоятельствах, и благовременно, допускается и позволяется. Так рассуждать нужно и о телесном совокуплении. Блажен, кто в юности, составя свободную чету, употребляет естество к деторождению. Но если к любострастию: то блудники и прелюбодеи подвергаются казни, возвещенной Апостолом (Евр.13,4).

Аммун, к которому адресовано послание Св. Афанасия, был знаменитым Нитрийским монахом. Поводом к написанию его послужило то, что многие монахи сильно соблазнялись ночными сновидениями и особенно поллюциями – непроизвольным истечением семени. Аммун обратился за разъяснением к Св.Афанасию, который подробно и глубоко развивает мысль, высказанную в 4-м правиле Св. Дионисия Александрийского.

Святейшего Тимофея канонические ответы:

ВОПРОС 12:
Если мирянин, имевший нечистое сновидение, вопросит священнослужителя: должен ли допустить его до причащения, или нет?

ОТВЕТ:
Если подвержен вожделению жены (женщины), то не должен причаститься: если же сатана искушает его, чтобы по этой причине он отчужден был общения Божественных Таин: то должно причаститься. Ибо иначе искуситель не перестанет нападать на него в то время, когда он должен приобщаться.

Подведем итоги:

Итак, само по себе естественное и непроизвольное истечение семени во время сна, как и сладострастные сновидения не являются грехом, но именуются естественным осквернением. Почему и правило в этих случаях называется "Правилом от осквернения", а не от согрешения. У женщин таким естественным осквернением является месячное кровотечение, при котором должно воздерживаться от причастия (кроме смертных случаев, когда женщин причащают невзирая на месячные) и прикасания к святыням (употреблять св.просфоры и св. воду можно и должно, только из личных своих сосудов).

Тем не менеe надо проверять свою совесть о причине этих истечений, ибо причина может содержать в себе грех. Существуют следующие причины ночных непроизвольных семяизвержений:

  1. Объедение, от страсти чревоугодия – греховно, и должно каяться в чревоугодии.
  2. Упивание вином (и др. видам алкоголя), от той же страсти – греховно, и должно каяться в опивстве (чрезмерном употреблении) вином.
  3. Блудное разжжение в помыслах, допущенное в течение дня до сна – греховно, нужно исповедывать блудные помыслы.
  4. Блудное воззрение на женский пол, картины, разнообразное порно, фильмы, скульптуры, картины и т.п., совокупления других людей или животных – греховно, каяться, за произвольное разжжение через воззрение и за нехранение зрения при нежелании видеть подобные картины.
  5. Блудные мысленные картины, мечты или воспоминания о блудных деяниях – греховно.
  6. Излишний смех, щегольство, желание понравиться женщинам, плотское тщеславие, сальные (т.е блудонаправленные) шутки и анекдоты, рассказы, беседы, матерная брань – греховно.
  7. Гордость, высокоумие и тщеславие – греховно.
  8. Осуждение других, особенно за блудные грехи – греховно.
  9. Изнеженность, роскошь, излишнее телесное упокоение – греховно.
  10. Леность, ничего не делание, праздность, излишний сон – греховно.
  11. Телесная болезнь – не греховно. Довлеет правило от осквернения.
  12. Усталость плоти, переутруждение, отягчение плоти – не греховно. Довлеет правила от осквернения.
  13. Особые обстоятельства, когда страстному человеку попущено быть одоленным блудной страстью (из числа не вменяемых грехов), например: человека помимо его воли закрыли в ограниченном пространстве с красивой женщиной, которая свидетельствует о желании совокупления, или например, когда человеку против его воли и желания подсыпали возбуждающее средство, или магическим искусством навели блудное разжение – не греховно. Довлеет правило от осквернения.
  14. Искушение от дьявола по зависти к преуспеянию в деле спасения – не греховно. Похвально. Но лучше прочитать правило от осквернения.
  15. Искушение от дьявола, когда он пытается смутить самим фактом непроизвольного семяизвержения и загнать в отчаяние и уныние – не греховно. Довлеет правило от осквернения.
  16. Искушение от бесов, когда они пытаются ночными истечениями отвести человека от причащения - не греховно. Довлеет правило от осквернения.
  17. Для преуспевшего в борьбе с блудной страстью, для связавшего эту страсть или для достигшего безстрастия бывает, для сохранения от превозношения, особое Божье попущение от бесов, которые соделывают пакости во плоти, подобные Апостолу Павлу:
    2 Кор.12:
    7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
    8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
    9 Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
    - безгрешно, очень похвально, но лучше прочесть правило от осквернения.

Всегда полезно укорить себя в немощи греховной или естественной и смириться пред Богом.

Итак, само по себе непроизвольное семяизвержение безгрешно и бороться с ним нельзя – ибо это естество. Бороться надо с некоторыми греховными причинами (указанными выше) приводящими к нему, посредством покаяния, молитвы, исповеди, причастия, церковных молитв, разумного воздержания и прочих подвигов телесных, смирением, самоукорением, памятью смерти и вечных мук, чтением соответствующих мест Писания и творений святых отцов, частой исповедью, хранением ума, очищением помыслов, терпением скорбей и т.д. и т.п..


Внегда случится кому искуситися во сне по действу диаволю. И востав от одра, творит поклоны, глаголя:

Боже, милостив буди мне грешному.

Таже начало обычное.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

И тропари сия, глас 7

Пастырю добрый, душу Твою положивый о нас, сведый сокровенная, содеянная мною, Едине Блаже, упаси мя разумом заблуждшаго, и исхити мя от волка, Агнче Божий, и помилуй мя.

Отягчен сном уныния, помрачаюся прелестию греховною: но даруй ми утро покаяния, просвещая очи мысленныя, Христе Боже, просвещение души моея. и спаси мя.

Мглою греховною и сластьми житейскими сплетаем ум окаянныя души моея, страсти различныя раждает, и в помысл умиления не приходит. Но ущедри, Спасе, смирение мое, и даждь ми помысл умиления, да и аз спасаем прежде конца воззову благоутробию Твоему: Господи Христе Спасе мой, отчаяннаго спаси мя и недостойнаго.

Яко впадый в разбойники, и уязвен, тако и аз впадох во многии грехи, и уязвена ми есть душа. К кому прибегну повинный аз: токмо к Тебе, милосердому душ Врачу: излей на мя, Боже, великую Твою милость.

Слава: Яко блудный сын приидох и аз, Щедре: приими мя, Отче, возвращающася, яко единаго от наемник Твоих, Боже, и помилуй мя.

И ныне, Богородичен:

Избави, Богородице, от обдержащих нас грехов: яко иного упования вернии не имамы, разве Тебе, и от Тебе рождшагося Господа.

Таже: Господи, помилуй (40 раз).

И поклонов 50, с молитвою:

Боже, милостив ми буди, и прости мя блуднаго за имя Твое Святое.

Посем молитва, святого Василия Великого

Паки занят бых окаянный умом и лукавым обычаем, работая греху. Паки князь тьмы и страстных сладостей родитель, пленена мя сотвори, и якоже раба смиреннаго, того хотением, и желанием плотским работати принуждает мя. И что сотворю, Господи мой, и Избавителю, и Заступниче, уповающим на Тя, аще не к Тебе паки возвращуся и постеню, и милости испрошу о содеянных мною; но боюся и трепещу, да не како всегда исповедаяся, и отступити злых обещаваяся, и на кийждо час согрешая: и не воздав молитвы моея Тебе Богу моему, долготерпение Твое воздвигну к негодованию. И кто стерпит гнева Твоего, Господи; ведый убо множество щедрот Твоих, и пучину человеколюбия Твоего, паки возверзаю себе на милость Твою, и взываю Ти: еже согреших, прости. Помилуй мя падшаго, даждь ми руку помощи. в тине сластей погруженному. Не остави, Господи, создание Твое растлитися беззаконьми моими и грехи моими: но обычным Твоим милосердием и благостию принуждаем, избави от кала и скверны телесныя и страстных помышлений, оскверняющих всегда душу мою окаянную: се бо, Господи, якоже зриши, несть в пей места чиста, но вся проказися, и все тело объят язва. Сам убо, Человеколюбче, врачу душ и телес и милости источниче, очисти ту слез моих течением, сих изливая на мя обильно: излей на мя человеколюбие Твое, и даждь ми исцеление и очищение, и исцели сокрушение мое, и не отврати лица Твоего от мене, да не якоже вещь, пояст мя отчаяния огнь: но якоже рекл еси, неложный Боже, яко велия радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся, сие сотвори и на мне грешном, и не затвори ушию благоутробия Твоего, в молитве покаяния моего; но отверзи их, и яко кадило исправи ту пред Тобою: веси бо немощь естества Создателю, и удобь поползновение юности, и тяжесть тела, и презираеши грехи, и покаяние приемлеши призывающих Тя истиною. Яко благословися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая, того же святаго Василия

Многомилостиве, нетленне, нескверне, безгрешне Господи, очисти мя, непотребнаго раба Твоего, от всякия скверны плотския и душевныя, и от невнимания и уныния моего прибывшую ми нечистоту, со инеми всеми беззаконии моими, и яви мя нескверна, Владыко, за благость Христа Твоего, и освяти мя нашествием Пресвятаго Твоего Духа: яко да возбнув от мглы нечистых привидений диавольских, и всякия скверны, сподоблюся чистою совестию отверсти скверная моя и нечистая уста, и воспевати всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва третья

Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ и Человеколюбец прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми. Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла, яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва четвертая, святого Иоанна Златоуста

Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. Господи. избави мя вечных мук. Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя. Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия. Господи, избави мя от всякаго искушения. Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение. Господи, аз яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея. Господи, поели благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое. Господи Иисусе Христе, напиши мя, раба Твоего, в книзе животней и даруй ми конец благий. Господи Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея. Господи небесе и земли, помяни мя, грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.

Молитва пятая, ко Пресвятой Богородице

Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего; и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.

Таже: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. (Трижды)

Господи, благослови

И отпустит

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, и всех святых, спаси мя грешнаго.

Молитва от осквернения

Господи Боже наш, Едине Благий и Человеколюбче, Едине Святый и на святых почиваяй, Иже верховному Твоему апостолу Петру явивый видением, ничтоже скверно, или нечисто мнети, от Тебе сотворенных на пищу и в наслаждение человеком, и сосудом Твоим избранным, апостолом Павлом вся чиста чистым заповедавый: Ты Сам Владыко Пресвятый призыванием страшнаго и пречистаго Твоего имене, и знамением Честнаго и Животворящаго Креста, благослови и очисти мя, раба Твоего (имя), осквернившагося от всякаго неприязненнаго духа, от всякаго мечтания и гада ядовитаго, от всякаго беззакония и от всякия лести, от всякаго потвора и от всякия суеты, и от всякаго недуга, и всякия язи, и от всякаго противнаго злодейства диаволя. И ныне недостойнаго мене раба Твоего сподоби по Твоему милосердию служити пречистым Твоим Тайнам. И прежде очисти ми душу и тело от всякия скверны, и остави всякое прегрешение, вольное и невольное, еже согреших во вся дни живота моего, делом, словом и помышлением, во дни и в нощи, и до нынешняго часа. И даждь ми, Господи, служение сие страшное небесных Чинов, и причастие пречистых Твоих Таин, не в суд, ни во осуждение, но в прощение грехов, и в Духа Святаго пришествие, и живот присносущныя радости, егоже уготовал еси истинным Твоим служебником. Сохрани мя, Владыко Всесильне, от всякаго греха и злобы, соблюди нескверна и непорочна от всякия проказы противнаго диавола: и даждь ми, Господи, служити Тебе в преподобии и правде до последняго дне и часа и скончания моего: Ты бо еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Оскверне́ние - 1) внешнее действие, направленное на поругание над святыней или святым; 2) нарушение религиозной или нравственной чистоты; 3) умаление собственного достоинства нарушением Заповедей Божьих; 4) нарушение особых ритуальных требований и норм, связанных с положениями о ритуальной чистоте, прописанных в законе Моисея.

Закон Моисеев выделял 4 вида осквернения грехом:
— кровосмешение (разные виды блуда);
— убийство;
— идолопоклонство (здесь же волшебство и сознательное осквернение святынь Господних);
— осквернение от соприкосновения со смертью, болезнью, нечистотой.

Спаситель обличал фарисеев, противопоставляя чистоплотности внешней, чистоплотность внутреннюю, нравственную. Исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека . ().

Почему если человек оскверняется от общения с дурными людьми, то Бог не оскверняется даже и через общение с диаволом?

Несмотря на слова псалмопевца, предостерегающие человека от общения с нечестивцами (), общение с грешником не осуждается Богом априори. Многое зависит от того, какова цель подобного общения и что человек может вынести из него.

Аналогичным образом причащались и первые христиане. Правда, обращаясь через послание к коринфянам, апостол Павел упрекал их в легкомысленном отношении к Таинству Евхаристии, совершавшемуся в соединении с общей трапезой. Однако, это было вызвано не игнорированием ими поста, а неподобающим объедением и злоупотреблением алкоголем: «вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» ().

Правило трехдневного поста перед было установлено впоследствии, в связи с тем, что многие христиане не только не испытывали должного благоговения перед Святыми Дарами, но и причащались крайне редко, например, один раз в течении года. В подобной ситуации обязательный пост, опять же, при надлежащем к нему отношении, мог способствовать формированию правильного религиозного настроя.

Но это не значит, что правило предварительного трехдневного поста должно применяться безотносительно к обстоятельствам. Если бы оно подразумевало безусловное исполнение, регулярно причащающиеся христиане вынуждены были бы поститься изо дня в день всю свою жизнь (см.: ). Но этого не требовали даже и строгие монастырские Уставы.

Относительно вопроса «оскверняет ли человека пища?» нужно заметить, что пища, как таковая, является необходимым средством для поддержания жизненных сил.

Стало быть вкушение пищи (как таковое) не может априори причисляться ни к оскверняющим, ни к освящающим действиям. Другое дело, что та или иная практика потребления пищи может идти вразрез с Божественными заповедями или дисциплинарными церковными правилами.

Так, во времена Ветхого Завета иудеям запрещалось вкушать определенные виды продуктов. Во времена Нового Завета установила посты, правила соблюдения которых тоже содержат ограничения.

Безосновательно преступая церковные предписания относительно правил питания, человек и действительно может себя осквернить (например, грехом чревоугодия). Но, как правило, причину подобного осквернения следует видеть не столько в самой пище, сколько неисполнении послушания Богу и Его Церкви.

Правда ли, что мясо в день перед Причащением Святых Христовых Таинств оскверняет человека?

Как известно, изначально мясо животных не было предназначено в пищу не только для человека (), но даже и для зверей (). Все они могли питаться пищей исключительно растительного происхождения.

Мясо вошло в пищевой рацион человека лишь после . Исходя из этого факта некоторые современные мыслители оценивают традицию потребления мясной пищи как нечто непристойное.

Собственно, подобного рода воззрения формировались уже во времена раннего христианства. Развенчивая эти воззрения, в лице своих архипастырей, осуждала как тех, кто гнушается мясной пищей, так и тех, кто заражает подобного рода соблазнами прочих христиан.

В богословском отношении эта позиция отцов Церкви имеет достаточно простое объяснение. Дело в том, что традиция потребления пищи животного происхождения благословлена Богом ().

Следовательно, тот, кто гнушается мясом, считая, что использование его в пищу оскверняет человека, бросает упрёк (осознанно или неосознанно) не только в адрес мясоедов, но и в адрес Того, Кто их на это благословил, то есть в адрес Создателя.

Другое дело, когда отказ от использования мясного рациона происходит не по причине пренебрежения мясной пищей как априори чем-то непристойным, а в целях богоугодного , например, в дни установленных Вселенскою Церковью священных

Не противоречит церковным законам и самоличный отказ человека от мяса. Собственно, смысл вопроса заключается не в правомочности или неправомочности такого отказа, а в недопустимости считать оскверняющим человека то, что разрешено Богом, ведь в противном случае пришлось бы признать, что Господь благословил осквернение.

В настоящее время среди верующих встречается и более умеренный взгляд на потребление мясной пищи. Согласно этой точке зрения, в общем потребление мяса не следует считать чем-то непристойным, однако его нельзя потреблять в день перед причащением Святых Христовых Тайн. На чём основано это мнение? Если не на предосудительном отношении к мясной пище как таковой, то на убеждении, что перед необходим хотя бы однодневный пост (в некоторых молитвословах указывается на необходимость трехдневного поста).
Но это утверждение (причём, не безусловно) распространяется, главным образом, на тех людей, кто или причащаются редко, или давно не участвовали в Евхаристии.
Между тем, многие христиане, следуя практике древней Церкви, причащаются не от случая к случаю, а регулярно. На них правило об обязательном предварительном трехдневном (и даже однодневном) посте не распространяется, ведь иначе им пришлось бы всю жизнь проводить в непрестанном посте, включая периоды особых церковных торжеств, подразумевающих соответствующую этим торжествам особую праздничную трапезу.
Церковные каноны не обязывают христианина отказывать себе в радости Праздников, наложением непонятно кем требуемого поста. Более того, убежденность, что вкушение мяса перед Причастием непременно ведёт к осквернению, способствуют формированию надменного, пренебрежительного отношения к ближним.

Оскверняет ли супругов интимное супружеское общение в пост?

Свт. , комментируя слова Апостола о воздержании по согласию на время поста и молитвы (

(function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || ).push(function() { try { w.yaCounter5565880 = new Ya.Metrika({ id:5565880, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true, trackHash:true }); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName("script"), s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = "https://cdn.jsdelivr.net/npm/yandex-metrica-watch/watch.js"; if (w.opera == "") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!