Это жизнь - портал для женщин

Международные организации и органы. Международные организации и органы На какие контрольные списки можно ссылаться при осуществлении экспортного контроля

(справка)

16-01-2014

Резолюция 1540 СБ ООН от 28 апреля 2004 г. (принята при соавторстве России) – юридически обязывающее решение Совета Безопасности по нераспространению. Основная цель резолюции – создать на национальном уровне эффективные барьеры, предотвращающие попадание ОМУ и средств его доставки в руки негосударственных субъектов, в особенности террористов. Резолюция содержит перечень комплексных мер, которые должны быть осуществлены всеми государствами ООН по укреплению национальной законодательной базы и правоприменительной практики в целях эффективного противодействия распространению ОМУ и средств его доставки.

Резолюция также способствует координации нераспространенческих усилий на региональном и международном уровнях, включая предоставление содействия нуждающимся государствам со стороны тех стран, которые располагают соответствующими возможностями. В документе указывается, что осуществление этих мер не должно препятствовать научно-техническому сотрудничеству в мирных целях.

Для реализации резолюции создан вспомогательный орган СБ ООН -Комитет 1540. В его состав входят члены СБ ООН (по состоянию на 1 января 2014 г.: Австралия, Азербайджан, Аргентина, Великобритания, Гватемала, Китай, Люксембург, Марокко, Пакистан, Республика Корея, Россия, Руанда, США, Того, Франция). Решения в Комитете принимаются на основе консенсуса или выносятся на отдельное рассмотрение Совбеза. Председателем Комитета с сентября 2013 г. является постпред Республики Корея в ООН О Чжун.

Дополнительная резолюция 1810 СБ ООН (2008 г.) призывает государства на добровольной основе подготовить и представить Комитету планы действий с указанием своих приоритетов в контексте выполнения резолюции 1540, а также информировать Комитет о сферах, в которых они могут оказать содействие другим государствам.

Техническая резолюция 1977 СБ ООН (2011 г.) продлила мандат Комитета 1540 на 10 лет, предусмотрев периодические обзоры его работы, а также подготовку ежегодных докладов. Также были образованы Группа экспертов и пост координатора. Принципы работы экспертов закреплены в рекомендациях Совету Безопасности (утверждены Комитетом 1540 в январе 2012 г.). В Группе экспертов работает и российский представитель.

Предусматривается подготовка национальных докладов о выполнении резолюции 1540, а также предоставление дополнительной информации. По состоянию на 1 января 2014 г., первоначальные национальные доклады о выполнении резолюции направило 171 государство (в группе «должников» – 22 страны, в основном африканские).

Комитетом 1540 готовятся обобщающие доклады с анализом выполнения положений резолюции. Подготовлено три таких доклада – в 2006, 2008 и 2011 гг., фиксирующих как значительный прогресс в деле имплементации резолюции на национальном уроне, так и сохраняющиеся «узкие места». Помимо масштабности поставленных задач и нехватки у многих стран ресурсов, опыта и знаний в данной сфере, сказывается недостаточное понимание важности выполнения резолюции теми государствами, которые не располагают ОМУ-материалами и потенциалом по их производству. У ряда развивающихся стран сохраняются опасения, что данное решение СБ ООН может быть использовано для ограничения их доступа к передовым технологиям.

Тематика резолюции 1540 приобретает все большее звучание в различных форматах (ОБСЕ, ЕС, АСЕАН, «Группа восьми» и др.). Выдвигаются различные идеи, нацеленные на повышение практического вклада той или иной структуры в процесс имплементации резолюции.

27 сентября 2013 г. СБ ООН единогласно принял резолюцию 2118 по химическому оружию в Сирии. Документ подчеркивает, наряду с прочим, необходимость обеспечить безусловное выполнение резолюции 1540 и тщательно расследовать все случаи ее нарушения, в том числе факты содействия негосударственным субъектам в получении доступа к ОМУ.

В русле российских усилий по имплементации Резолюции 1540 в 2013 г. состоялся ряд мероприятий: семинар по резолюции 1540 для стран СНГ (Минск, январь), XII встреча руководителей правоохранительных органов и спецслужб по противодействию терроризму с участием председателя Комитета 1540 (Казань, июнь), семинар по резолюции 1540 (Киев, ноябрь). Проблематика резолюции обсуждалась на Межпарламентской ассамблее СНГ (Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.).

Департамент по вопросам

безопасности и разоружения

МИД России

3. Почему резолюция 1540 (2004) имеет отношение к государствам, не обладающим оружием массового уничтожения?

4. В чем состоит особая ценность резолюции 1540 (2004), когда большинство государств уже несет международные обязательства в области нераспространения, например в рамках Договора о нераспространении, Конвенции о химическом оружии и Конвенции о биологическом и токсинном оружии?

5. Как соотносится резолюция 1540 (2004) с контртеррористическими усилиями?

6. Что такое Комитет 1540 (2004) и как функционируют Комитет и его эксперты?

Комитет 1540 является вспомогательным органом Совета Безопасности и состоит из всех 15 действующих членов Совета. Мандат и сфера деятельности Комитета 1540 вытекают из резолюции и последующих резолюций, в частности резолюций , и , а также программ работы, которые Председатель Комитета 1540 представляет Председателю Совета Безопасности. В девятой Программе работы, которая охватывала период с января 2010 года по 31 января 2011 года, было предусмотрено, что Комитет должен был учредить и впоследствии поддерживать рабочие группы по следующим вопросам:

  • мониторинг и национальное осуществление;
  • помощь;
  • cотрудничество с международными организациями, в том числе с комитетами Совета Безопасности, учрежденными резолюциями и ;
  • транспарентность и работа со средствами массовой информации.

Рабочие группы открыты для участия всех членов Комитета, учрежденного резолюцией .

Комитету 1540 оказывает помощь группа экспертов. Эксперты и их координатор назначаются Генеральным секретарем после утверждения их кандидатур Комитетом. В соответствии с резолюцией может быть назначено до девяти экспертов. Комитету 1540 и его группе экспертов оказывают поддержку Департамент по политическим вопросам Организации Объединенных Наций (ДПВ) и Управление Организации Объединенных Наций по вопросам разоружения (УВРООН).

7. Является ли Комитет 1540 (2004) комитетом по санкциям? Проводит ли Комитет 1540 какие-либо расследования или разбирательства?

Комитет 1540 не является комитетом по санкциям. Он не занимается проведением каких-либо расследований или судебным преследованием за совершение предполагаемых нарушений обязанностей по нераспространению. Комитет 1540 и его группа экспертов решительно настроены на сотрудничество с международным сообществом в целях содействия осуществлению резолюции всеми государствами.

8. Каковы взаимоотношения между Комитетом 1540 и другими комитетами Совета Безопасности в области борьбы с терроризмом?

Этот вопрос касается трех вспомогательных органов Совета Безопасности: Комитета по организации «Аль-Каида» и связанным с ней лицам и организациям, Контртеррористического комитета (КТК) и Комитета 1540, которые были учреждены, соответственно, резолюциями , и . Эти комитеты имеют различные мандаты и структуры (сравнительную таблицу см. http://www..
pdf).

Совет Безопасности настоятельно рекомендует этим комитетам поддерживать сотрудничество в их соответствующих сферах деятельности, поскольку они являются частью общей структуры Организации Объединенных Наций по борьбе с терроризмом. В частности, в резолюциях , и подтверждается необходимость укрепления постоянного сотрудничества между Комитетом 1540 и этими другими вспомогательными органами, в том числе «посредством активизации информационного обмена, скоординированной организации страновых визитов в рамках их соответствующих мандатов, оказания технической помощи и решения других вопросов, касающихся всех трех комитетов».

Комитеты проводят периодические совместные брифинги для Совета Безопасности, которые дают государствам возможность комментировать работу комитетов и сотрудничество между ними.

Комитет 1540 учредил рабочую группу, которая, в частности, занимается вопросами сотрудничества с комитетами Совета Безопасности, учрежденными резолюциями и .

9. Какую роль в осуществлении резолюции играют международные, региональные и субрегиональные организации и какую связь поддерживает с ними Комитет?

Международные, региональные и субрегиональные организации, особенно организации, занимающиеся вопросами разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения, могут играть жизненно важную роль в оказании своим государствам-членам помощи в осуществлении резолюции в рамках своих соответствующих программ. В числе таких организаций следует отметить Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО) и Группу имплементационной поддержки Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (ГИП-КБТО). К числу других относятся Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная таможенная организация (ВТО) и Международная организация уголовной полиции (Интерпол).

Например, МАГАТЭ оказывает государствам содействие в создании и поддержании эффективных национальных режимов обеспечения ядерной безопасности, содействует обеспечению во всем мире безопасности ядерных и других радиоактивных материалов в процессе их использования, хранения и транспортировки. Кроме того, МАГАТЭ содействует применению соответствующих международных документов, таких как Конвенция о физической защите ядерного материала и поправка к ней, принятая в 2005 году, а также Кодекс поведения МАГАТЭ по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников.

Комитет 1540 наладил рабочие отношения с различными международными и региональными организациями и будет продолжать углублять эти отношения, в том числе путем создания дополнительных формальных и неформальных механизмов сотрудничества для содействия обмену информацией об эффективной практике и извлеченных уроках, разработки и внедрения стандартов, а также определения потребностей в помощи и выявления программ оказания помощи.

В соответствии со своей программой работы рабочая группа Комитета 1540 по вопросам сотрудничества с международными организациями, в том числе комитетами Совета Безопасности, учрежденными резолюциями и , взаимодействует с соответствующими организациями по линии брифингов и поездок экспертов.

10. Каким образом Комитет поощряет осуществление резолюции государствами?

Комитет стремится содействовать осуществлению резолюции путем диалога, информационно-пропагандистской деятельности, оказания помощи и поддержания сотрудничества. В рамках этих усилий он использует ряд инструментов, в том числе матрицу Комитета 1540, стандартную форму заявки на оказание помощи, практикумы и мероприятия, имеющие отношение к осуществлению этой резолюции, и свой веб-сайт, на котором размещается соответствующая информация (см. перечень информационно-пропагандистских мероприятий ).

Информационно-пропагандистские мероприятия обеспечивают участвующим государствам возможность для обмена национальным опытом и информацией о различных подходах в деле осуществления резолюции . Эти мероприятия также способствуют укреплению сотрудничества между отдельными государствами и Комитетом 1540 по линии двусторонних консультаций и обсуждений дальнейших действий, таких как добровольные национальные планы действий по осуществлению резолюции в целях содействия наращиванию потенциала на национальном и региональном уровнях.

11. Что такое матричная таблица Комитета 1540 (2004), и что означают используемые в ней символы «Х» и «?»?

Матрица 1540 представляет собой инструмент, используемый Комитетом 1540 для того, чтобы фиксировать меры, которые государства приняли или планируют принять для выполнения обязанностей по резолюции. Информация, приведенная в матрице, поступает от государств и межправительственных организаций. Матрица охватывает требования резолюции и может помочь государствам в выявлении тех сфер, в которых необходимо принять дополнительные меры. Матрица используется Комитетом 1540 и его экспертами в качестве основы для диалога и оказания помощи.

Знак «X», проставленный в любом поле данных, означает, что государство приняло соответствующую меру и представило конкретные указания на применимые нормативно-правовые основы или решения исполнительной власти. Он не означает подтверждения Комитетом 1540 того, что государство выполнило соответствующие обязанности. Знак «?», проставленный в любом поле данных, означает, что имеются вопросы относительно применимости или наличия соответствующих законов.

Пробел в любом поле данных означает лишь, что соответствующее государство не представило информацию Комитету или что он не смог обнаружить такую информацию.

12. На какие контрольные списки можно ссылаться при осуществлении экспортного контроля?

Комитет не утверждает никаких контрольных списков и не требует от государств их принятия. Каждое государство может принимать такие списки материалов, веществ и технологий, которые оно считает целесообразными. Комитет признает, что в рамках ряда международных конвенций, межправительственных организаций и многосторонних или региональных соглашений или договоренностей уже приняты и находятся в открытом доступе списки товаров двойного назначения.

13. Как часто государства должны докладывать Комитету?

Государствам было предложено представить Комитету первый доклад о шагах, которые они предприняли или предполагают предпринять для выполнения этой резолюции. В последующих резолюциях к государствам, которые еще не представили первый доклад, был обращен призыв сделать это без промедления, а государствам, которые уже представили доклады, было рекомендовано представлять дополнительную информацию в любое время или по просьбе Комитета 1540. По состоянию на 1 января 2017 года 172 государства и одна региональная организация представили первые доклады Комитету, а 108 из них представили дополнительную информацию (см. страницу « » на веб-сайте Комитета). От государств не требуется принятие всех соответствующих законов и мер до представления доклада Комитету 1540. Кроме того, государства могут включать в свои доклады просьбу об оказании помощи для содействия осуществлению резолюции .

14. На какое содействие можно рассчитывать?

В пункте 7 постановляющей части резолюции Совет Безопасности признал, что «некоторым государствам может потребоваться содействие в выполнении» этой резолюции, и предложил государствам оказывать такое содействие в ответ на конкретные запросы. Комитет 1540 предоставляет государствам техническую экспертную помощь в подготовке их докладов Комитету, подготовке заявок на оказание помощи и в планировании деятельности по осуществлению, но только в той мере, в какой это позволяют его ресурсы или получаемые им добровольные взносы. Вместе с тем существуют многие другие источники помощи, которыми государства могут воспользоваться для осуществления резолюции. Во многих случаях государства опираются на программы помощи, которые существовали до принятия резолюции, например, программы МАГАТЭ и ОЗХО, программы, предлагаемые отдельными государствами, и даже программы помощи, осуществляемые частными фондами и неправительственными организациями, которые непосредственно занимаются вопросами тех или иных обязанностей по резолюции. Кроме того, некоторые структуры разработали новые программы помощи, специально предназначенные для осуществления резолюции. На веб-сайте Комитета 1540 имеется о предложениях других государств об оказании помощи и о программах помощи, осуществляемых международными организациями или иными структурами.

15. Каков механизм поиска предложений в ответ на запросы об оказании содействия?

В пункте 7 постановляющей части резолюции Совет Безопасности призывает государства оказывать содействие «в ответ на конкретные запросы» от других государств. В настоящее время государства уведомляют Комитет 1540 о своих запросах или предложениях в официальном сообщении на имя Председателя Комитета 1540 или включают их в доклады Комитету 1540. Кроме того, Комитет 1540 учитывает, что ряд государств и международных структур осуществляют несколько соответствующих программ оказания помощи. Комитет 1540 выступает также в качестве «координационного центра» для заявок и предложений, размещая предложения на своем веб-сайте и направляя заявки на оказание помощи непосредственно тем структурам, которые предлагают помощь, а также размещая на веб-сайте . В рамках своей информационно-пропагандистской деятельности Комитет 1540 также рекомендует государствам направлять заявки, причем формулировать их как можно более конкретно, и разработал для этой цели .

16. Какова взаимосвязь между наращиванием потенциала в контексте резолюции 1540 (2004) и развитием?

Помимо предлагаемой другими государствами помощи в содействии осуществлению резолюции многие государства заинтересованы в наращивании потенциала в сферах, которые они считают приоритетными, в частности в сфере развития. В докладе по итогам проведенного в 2009 году всеобъемлющего обзора хода осуществления резолюции говорится, что Комитет 1540 должен рассмотреть возможность совмещения деятельности по выполнению обязанностей, изложенных в резолюции , с деятельностью по достижению более широких национальных целей. Помощь, которую могут предоставлять государства и международные организации в целях осуществления резолюции , может дополнять или поддерживать наращивание потенциала, например, в сфере обеспечения пограничного и таможенного контроля, обеспечения технической и физической безопасности транспорта и оказания услуг в сфере общественного здравоохранения. Кроме того, проекты по осуществлению резолюции могут быть встроены в существующие программы развития, нацеленные на укрепление национальной инфраструктуры, в том числе после конфликтов или стихийных бедствий.

Эффективное партнерство с гражданским обществом

Гражданское общество и частный сектор могут внести ценный вклад в осуществление положений резолюции 1540 (2004). УВР ООН активно поощряет партнерство с представителями гражданского общества, частного сектора и промышленности в целях оказания поддержки национальным и международным усилиям по выполнению целей резолюции. В 2012 году УВР ООН в сотрудничестве с Германией организовало первую Конференцию международных, региональных и субрегиональных промышленных ассоциаций по резолюции 1540 (2004) Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, участие в которой приняли промышленные ассоциации и частные компании из ядерной, химической, биологической, финансовой, транспортной и аэрокосмической отраслей.
В январе 2013 года УВР ООН в сотрудничестве с Австрией провело первый Форум гражданского общества по резолюции 1540 (2004). Форум собрал 45 организаций гражданского общества, которые отражали широкую географию участников и включали представителей Азии, Ближнего Востока, Восточной и Западной Европы, Северной и Южной Америки, Северной и Южной Африки.

Целевой фонд для глобальной и региональной деятельности в области разоружения

В резолюции 1977 (2011) Совет рекомендовал государствам, которые в состоянии предоставить Управлению по вопросам разоружения ресурсы для оказания помощи государствам в осуществлении их обязательств по выполнению положений резолюции 1540 (2004), сделать это.

Управление Целевым фондом для глобальной и региональной деятельности в области разоружения осуществляет УВР ООН. Для поддержки деятельности УВР ООН, связанной с резолюцией 1540, Целевой фонд получает соответствующие добровольные взносы из Андорры, Казахстана, Новой Зеландии, Норвегии, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, а также Европейского союза и «Корпорации Карнеги».

Постоянная эффективная поддержка УВР ООН в осуществлении положений резолюции 1540 (2004) возможна только при условии щедрых добровольных взносов, к выплате которых призвал Совет Безопасности. Государства-члены могут воспользоваться возможностью предоставить добровольные финансовые взносы в Целевой фонд в качестве поощрения осуществления положений резолюции 1540 (2004).

Работа проходила в тесном сотрудничестве с опытными моделистами-носителями языка: председателем Комитета из Йемена Бакилом Али Хасаном Насером и египтянкой Набилой Элассар, которая выступила консультантом Комитета, делилась богатым опытом организации моделей ООН на арабском языке, проводила тренинги для президиума Комитета и самих делегатов.

Первая встреча Комитета состоялась 17 апреля на тренинге, в течение которого делегаты могли больше узнать о деятельности ООН, самого Комитета 1540, задать вопросы по правилам процедуры и, конечно, познакомиться друг с другом. В работе органа в качестве делегатов выступили еще двое студентов МГИМО: Алена Коркина (1 маг. МО) и Максим Агеев (4 МО), а также студенты ИСАА МГУ, КФУ, РУДН, гости из Алжира, Йемена, Ливана.

18 апреля началась работа Комитета, и участники конференции выступили с позициями представляемых ими государств, в которых они не ограничивались обозначенной повесткой дня, а зачастую затрагивали и другие актуальные международные проблемы. По итогам последовавших дискуссий и неформальных дебатов были представлены проекты итогового документа: первый, главными спонсорами которого выступили Россия и Китай, и второй, представленный Великобританией, США, Францией и другими государствами. После представления проектов Комитет перешел к голосованию, которое неоднократно заканчивалось равенством голосов «за» и «против» каждого из проектов. Однако к удивлению всех представителей Украина, которая была одним из авторов первого проекта и голосовала в его поддержку, изменила свое решение и проголосовала за второй проект, после чего он был принят большинством голосов и стал рабочим документом Комитета. Подобное решение представителя Украины вызвало оживленную реакцию у представителей других стран, но председателю заседания удалось вернуть работу Комитета в продуктивное русло. Следующим этапом стала работа над поправками: делегаты внесли более 30 различных поправок к рабочему документу, каждая из которых была подробно изучена экспертом и обсуждена всеми участниками работы Комитета.

Результатом напряженной работы стала итоговая резолюция, за которую единогласно проголосовали все делегаты. Резолюция призывает к созданию единого списка террористических организаций, расширению сотрудничества между государствами в сфере безопасного использованию атомной энергии при укреплении режима нераспространения ядерного оружия и контроля над радиоактивными материалами с целью недопущения их попадания в руки террористов.


Совет Безопасности,

подтверждая, что распространение ядерного, химического и биологического оружия, а также средств его доставки* представляет угрозу для международного мира и безопасности,
________________



вновь подтверждая в этой связи заявление своего Председателя, принятое на заседании Совета на уровне глав государств и правительств 31 января 1992 года (S/23500), в том числе необходимость того, чтобы все государства-члены выполняли свои обязательства в области контроля над вооружениями и разоружения, и по предотвращению распространения во всех его аспектах всех видов оружия массового уничтожения,

ссылаясь также на то, что в заявлении подчеркивалась необходимость того, чтобы все государства-члены урегулировали мирными средствами в соответствии с Уставом любые проблемы в этом контексте, угрожающие или подрывающие региональную и глобальную стабильность,

подтверждая свою решимость принимать надлежащие и эффективные меры против любой угрозы международному миру и безопасности, вызванной распространением ядерного, химического и биологического оружия и средств его доставки, в соответствии со своими основными обязательствами, предусмотренными ,

подтверждая свою поддержку многосторонних договоров, нацеленных на ликвидацию или предотвращение распространения ядерного, химического или биологического оружия, и важность того, чтобы все государства - участники этих договоров в полной мере выполняли их в целях содействия международной стабильности,

приветствуя усилия в этом контексте многосторонних договоренностей, которые содействуют нераспространению,

подтверждая, что предотвращение распространения ядерного, химического и биологического оружия не должно препятствовать международному сотрудничеству, которое затрагивает материалы, оборудование и технологии для мирных целей, в то время как цели мирного применения не должны использоваться в качестве прикрытия для распространения,

будучи серьезно обеспокоен угрозой терроризма и опасностью того, что негосударственные субъекты*, такие, как включенные в перечень Организации Объединенных Наций, который составлен и ведется Комитетом, учрежденным резолюцией 1267 Совета Безопасности , и подпадающие под действие резолюции 1373 , могут приобретать, разрабатывать, осуществлять оборот или применять ядерное, химическое и биологическое оружие и средства его доставки,
________________
* Определения только для целей настоящей резолюции:

будучи серьезно обеспокоен угрозой незаконного оборота ядерного, химического или биологического оружия и средств его доставки и относящихся к ним материалов*, что придает новое измерение проблеме распространения такого оружия, а также создает угрозу для международного мира и безопасности,
________________
* Определения только для целей настоящей резолюции:


признавая необходимость улучшения координации усилий на национальном, субрегиональном, региональном и международном уровнях с целью усиления глобального ответа на этот серьезный вызов и угрозу международной безопасности,

признавая, что большинство государств приняли на себя юридические обязательства по договорам, участником которых они являются, или взяли иные обязательства, нацеленные на предотвращение распространения ядерного, химического или биологического оружия, и приняли эффективные меры по учету, сохранности и физической защите чувствительных материалов, такие, как предусмотренные Конвенцией о физической защите ядерного материала и рекомендованные ,

признавая далее насущную необходимость принятия всеми государствами дополнительных эффективных мер для предотвращения распространения ядерного, химического или биологического оружия и средств его доставки,

призывая все государства-члены полностью выполнять договоры и соглашения в области разоружения, участниками которых они являются,

вновь подтверждая необходимость бороться всеми средствами, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций , с угрозами международному миру и безопасности, создаваемыми террористическими актами,

будучи преисполнен решимости впредь способствовать принятию эффективных мер в ответ на глобальные угрозы в области нераспространения,

действуя на основании главы VII Устава Организации Объединенных Наций ,

1. постановляет, что все государства воздерживаются от оказания в любой форме поддержки негосударственным субъектам, которые пытаются разрабатывать, приобретать, производить, обладать, перевозить, передавать или применять ядерное, химическое или биологическое оружие и средства его доставки;

2. постановляет также, что все государства в соответствии со своими национальными процедурами принимают и эффективно применяют соответствующие законы, запрещающие любому негосударственному субъекту производить, приобретать, обладать, разрабатывать, перевозить, передавать или применять ядерное, химическое или биологическое оружие и средства его доставки, в особенности в террористических целях, равно как и попытки участвовать в любых из вышеупомянутых действий, участвовать в них в качестве сообщника, оказывать им помощь или финансирование;

3. постановляет также, что все государства принимают и применяют эффективные меры в целях установления национального контроля для предотвращения распространения ядерного, химического или биологического оружия и средств его доставки, в том числе посредством установления надлежащего контроля над относящимися к ним материалами, и с этой целью должны:

a ) разрабатывать и осуществлять надлежащие эффективные меры по обеспечению учета и сохранности таких предметов при производстве, применении, хранении или транспортировке;

b ) разрабатывать и осуществлять надлежащие эффективные меры физической защиты;

c ) разрабатывать и осуществлять надлежащие эффективные меры пограничного контроля и правоприменительные меры в целях выявления, пресечения, предотвращения и противодействия, в том числе путем международного сотрудничества, когда это необходимо, незаконному обороту и посредничеству в отношении таких предметов в соответствии с национальными системами правового регулирования и законодательством и совместимые с международным правом;

d ) устанавливать, совершенствовать, пересматривать и поддерживать надлежащий эффективный контроль на национальном уровне за экспортом и трансграничным перемещением таких предметов, включая надлежащие законы и нормативные акты по контролю за экспортом, транзитом, трансграничным перемещением и реэкспортом, и меры контроля за предоставлением средств и услуг, относящихся к такому экспорту и трансграничному перемещению, таких, как финансирование и транспортировка, которые способствовали бы распространению, а также устанавливать меры контроля за конечным пользователем; и устанавливать и применять надлежащие меры уголовной и гражданской ответственности за нарушение таких законов и нормативных актов в области экспортного контроля;

4. постановляет учредить, в соответствии с правилом 28 своих временных правил процедуры, на период продолжительностью не более двух лет комитет Совета Безопасности в составе всех членов Совета, который будет привлекать по мере необходимости других экспертов, представлять Совету Безопасности для его рассмотрения доклад о выполнении настоящей резолюции и с этой целью призывает государства представить не позднее чем через шесть месяцев с момента принятия настоящей резолюции Комитету первый доклад о шагах, которые они предприняли или предполагают предпринять для выполнения настоящей резолюции;

5. постановляет, что никакие обязательства по настоящей резолюции не должны толковаться как противоречащие или изменяющие права и обязательства государств - участников Договора о нераспространении ядерного оружия, Конвенции о запрещении химического оружия и Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия , или меняющие сферу ответственности Международного агентства по атомной энергии или Организации по запрещению химического оружия;

6. признает практическую значимость для выполнения настоящей резолюции эффективных национальных контрольных списков и призывает все государства-члены, в случае необходимости, стремиться к скорейшей разработке таких списков;

7. признает, что некоторым государствам может потребоваться содействие в выполнении положений настоящей резолюции на их территории, и предлагает государствам, располагающим такими возможностями, оказывать надлежащее содействие в ответ на конкретные запросы от государств, в которых отсутствует правовая и нормативная инфраструктура, опыт и/или ресурсы для выполнения вышеупомянутых положений;

8. призывает все государства:

a ) способствовать всеобщему принятию, полному выполнению и, в случае необходимости, укреплению многосторонних договоров, участниками которых они являются, нацеленных на предотвращение распространения ядерного, биологического или химического оружия;

b ) принимать на национальном уровне, где это еще не сделано, правила и нормативные акты, обеспечивающие соблюдение обязательств по ключевым многосторонним договорам в области нераспространения;

c ) подтвердить и реализовывать на практике свою приверженность делу многостороннего сотрудничества, в частности в рамках Международного агентства по атомной энергии, Организации по запрещению химического оружия и Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении , являющихся важными средствами продвижения и достижения их общих целей в области нераспространения и содействия международному сотрудничеству в мирных целях;

d ) разработать надлежащие методы работы с промышленными и общественными кругами и их информирования относительно обязательств, вытекающих из таких законов;

9. призывает все государства содействовать диалогу и сотрудничеству в области нераспространения с тем, чтобы противостоять угрозе распространения ядерного, химического или биологического оружия и средств его доставки;

10. призывает далее все государства в целях противодействия этой угрозе в соответствии с их национальными системами правового регулирования и законодательством и в соответствии с международным правом предпринимать совместные действия для предотвращения незаконного оборота ядерного, химического или биологического оружия, средств его доставки и относящихся к ним материалов;

11. выражает свое намерение тщательно следить за ходом выполнения настоящей резолюции и принимать на надлежащем уровне дальнейшие решения, которые могут потребоваться для этой цели;

12. постановляет продолжать заниматься этим вопросом.

Средства доставки: ракеты и другие беспилотные системы, способные доставлять ядерное, химическое или биологическое оружие, которые специально разработаны для такого применения.

Негосударственный субъект: физическое лицо или организация, не имеющие законных полномочий от какого-либо государства на осуществление деятельности, подпадающей под действие настоящей резолюции.

Материалы, относящиеся к ядерному, химическому и биологическому оружию и средствам его доставки: материалы, оборудование и технологии, подпадающие под действие соответствующих многосторонних договоров и договоренностей или включенные в национальные контрольные списки, которые могут быть использованы для проектирования, разработки, производства или применения ядерного, химического и биологического оружия и средств его доставки.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт ООН
www.un.org.ru
по состоянию на 17.12.2008



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!