Это жизнь - портал для женщин

Леонгард ударение. Карл леонгард - акцентуированные личности

Карл ЛЕОНГАРД

АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТИ

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Книга К.Леонгарда «Акцентуированные личности» на русском языке первым изданием вышла в 1981 г. Она была с большим интересом встречена советским и зарубежным читателем. Об этом свидетельствуют рецензии, опубликованные в специальной периодической печати («Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова», 1982, №6; болгарский журнал «Неврология, психиатрия и неврохирургия», 1984, №1), откликнулись на ее выход и общественно-публицистические издания. В частности, рецензия на книгу К.Леонгарда была опубликована в журнале «Новый мир» (1983, №1), автор ее режиссер московского театра Ю.А.Мочалов. Читатель, письмо которого опубликовал журнал «Огонек» (1988, №17), называет ее настольной книгой учителя и врача. Это неудивительно. Разработанная К.Леонгардом концепция акцентуированных личностей позволяет широкому кругу читателей углубленно познавать природу человеческой личности.

Издательство получило множество писем с просьбой переиздать книгу, результатом чего и явилось настоящее издание. Заключен также договор о поставке книги на русском языке в Польскую Народную Республику.

Конечно, особенный интерес эта книга представляет все же для специалистов, в первую очередь – для психиатров. Концепция акцентуированных личностей излагается в некоторых руководствах по психиатрии и медицинской психологии, привлекается для изучения ряда проблем пограничной психиатрии. Исследуется роль акцентуации личности в генезе неврозов, психопатий и психосоматических заболеваний (язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальной астмы, ишемической болезни сердца).

Любое новое исследование, тем более зарубежного автора, в области пограничной психиатрии представляет интерес не только в познавательно-клиническом аспекте, но и в сравнении с уже имеющимися у нас работами этого плана и, в первую очередь, с классическим трудом П.Б.Ганнушкина «Клиника психопатий, их статика, динамика и систематика» (1933).

Сравнение взглядов П.Б.Ганнушкина и К.Леонгарда по вопросам пограничной психиатрии могло бы послужить предметом специального исследования. Остановлюсь лишь на нескольких тезисах П.Б.Ганнушкина, перекликающихся с положениями К.Леонгарда. Это, во-первых, положение о том, что психопатическая личность со всеми ее особенностями не может рассматриваться как данная уже в момент рождения и не изменяющаяся в течение жизни; во-вторых, указание на редкость однотипных психопатий и большую частоту переходных, смешанных форм, отличающихся чрезвычайным полиморфизмом проявлений и богатством оттенков; в-третьих, подчеркивание в динамике психопатий значения количественной стороны их изучения, т. е. определения степени психопатии.

П.Б.Ганнушкин указывал, что при количественной оценке динамики психопатии речь может идти не только об интенсивности всей клинической картины в целом, но и в ряде случаев о выпячивании отдельных психопатических черт, особенностей, зависящих от внешних условий.

В связи с этим П.Б.Ганнушкин выдвинул положение о латентных, или компенсированных, психопатиях. Разницу между ними и клинически явными психопатиями он видел в жизненном (!) проявлении последних, т. е. в том синдроме, который в современной психиатрии обозначается как социальная дезадаптация.

Книга П.Б.Ганнушкина посвящена клинике психопатий, в ней подвергнуты специальному изучению проявления латентных психопатий, являющихся не чем иным, как проявлением акцентуации личности в понимании К.Леонгарда.

Концепция акцентуации личности была использована А.Е.Личко и его сотрудниками при изучении характера подростков, особенно отклонений в их поведении. Автор этих строк с сотрудниками на основе данной концепции изучал особенности пациентов, страдающих психосоматическими заболеваниями, их преморбидное состояние, возможность выявления путем скрининга лиц, подверженных психосоматической патологии.

В книге К.Леонгарда читатель найдет исключительно тонкие клинические описания акцентуированных личностей, познакомится с анализом сложных и имеющих большое практическое значение случаев комбинированных акцентуаций, проследит динамику акцентуации личности как в сторону психопатии, так и в положительную сторону, не приводящую к явлениям социальной дезадаптации. Эта книга дает возможность проникнуть в исследовательскую лабораторию К.Леонгарда, в которой на первом плане оказываются наблюдение (я бы сказал наблюдательность) и клинико-психологическое исследование, оцениваемое автором выше каких бы то ни было опросников и анкет.

В процессе подготовки второго русского издания пришла печальная весть: профессор К.Леонгард в апреле 1988 г. скоропостижно скончался на 85 году жизни. Он прожил большую жизнь ученого и труженика. Книги, написанные К.Леонгардом, переведены на другие языки – итальянский, английский, японский, русский, румынский. В настоящее время издательство «Выща школа» подготавливает перевод на русский язык последнего, шестого, издания книги о систематике эндогенных психозов (в этом издании она будет называться «Систематика эндогенных психозов и их дифференцированная этиология»).

Мне довелось в течение 10 дней близко общаться с проф. К.Леонгардом в январе 1988 г. Однажды, говоря о своих исследованиях, он произнес слова: «моя психиатрия». Я подумал, что он имел для этого все основания: нет ни одного раздела психиатрии, который бы К.Леонгард не осветил по-своему, не обогатил оригинальной творческой концепцией.

Он был настоящим ученым-клиницистом, сочетавшим огромное теоретическое знание предмета с умением исследовать больного, анализировать ход заболевания.

Я присутствовал на его клинических разборах. Думаю, что сами эти разборы, а их обстоятельно, почти стенографически записывала многолетняя сотрудница проф. К.Леонгарда 3. фон Тросторфф (читателям его книг она известна по многочисленным ссылкам на ее работы и приведенным для иллюстрации основных положений клиническим наблюдениям), могли бы составить интереснейшую книгу. Книгу, которая учила бы врачей-психиатров тому, как исследовать больного, изучать течение болезни у него, проводить дифференциальную диагностику, устанавливать заключительный диагноз. Книгу, которая бы учила психиатрической прогностике.

Каждого больного К.Леонгард смотрел не менее часа, не обнаруживая при этом усталости и не утрачивая интереса к личности больного. Больные, которых он смотрел повторно, воспринимали его уже как близкого им человека, все о них знающего и все помнящего. Поражала тонкость, я бы сказал – отточенность, клинико-диагностического метода. Я наблюдал проф. К.Леонгарда в общении со своими молодыми коллегами в психиатрической клинике Шарите, которой он много лет руководил, и в центральной берлинской психиатрической больнице им. В.Гризингера – их отношение к нему определялось не разницей в возрасте: это был авторитет Учителя, в нем чувствовалось то уважение, которое сам К.Леонгард испытывал к своему учителю – Карлу Клейсту.

Выдающийся немецкий психолог, внесший огромный вклад в развитие изучения шизофрении, неврозов и других видов психологических патологий. Его исследования оказали влияние на усовершенствование взглядов на психиатрию как в Германии, так и далеко за ее пределами. Леонгард сотрудничал с учеными СССР, был хорошо подкован в знаниях отечественной профессиональной литературы, периодически публиковал свои работы на русском языке.

Биография

Родился Карл в 1904 году в Баварии, воспитывался в верующей семье – его отец был евангельским священником. До 19-ти летнего возраста мечтал стать юристом, обучаясь в гимназии с гуманитарным уклоном, однако поменял свои видения будущего и занялся изучением медицины. После окончания университета Леонгард определился с направлением, которому посвятил всю оставшуюся жизнь, а именно – психиатрией.

В возрасте 28-ми лет, всего спустя год практики, он становится главным врачом психиатрической больницы. В 1937 году получает степень ученого и, вместе с тем, право на ведение преподавательской деятельности, которую он начал в 1944 году. Далее следует период смены нескольких университетов, где он преподавал, пока в 1957 году не переходит в место, с которым будут связаны долгие годы его карьеры. Речь идет о знаменитой в то время клинике «Шарите».

Леонгард много сил вложил в изучение шизофрении, ее классификации и клинике, в том числе и диагностики ее на ранних этапах развития, в детском возрасте. На эту тему написано много стаей, публикаций. Кроме того, он занимался исследованием поведенческой терапии и психозов, психопатологии человеческого поведения.

Поддерживая связи со своими коллегами из Советского Союза, он был завсегдатаем конференций по психиатрии, в своих трудах нередко цитировал знаменитых русских психологов и ученых.

Несмотря на колоссальные усилия, многие идеи Леонгарда принимались современниками с трудом, некоторые и вовсе отвергались, на него обрушивалась критика. Вопреки всему, он был широко известен в кругах мировой общественности, входил в членство Всесоюзного научного общества невропатологов и психиатров.

Акцентуированная личность

Изучение акцентуации характера заняло длительное время и вылилось в фундаментальную двухтомную монографию «Акцентуированные личности». В ней впервые Леонгардом было введено понятие «акцентуированная личность», что означает заостренное свойство личности, характера, граничащее с выходом за рамки нормы. В первой части труда автор подробно описывает данный термин, дает его глубокий анализ, а во второй иллюстрирует изучение «живыми» примерами, приводя характеристику героев знаменитых классических произведений, в числе авторов которых Толстой Л.Н., Гоголь Н.В., Шекспир У., Бальзак О. и другие.

Акцентуация, по мнению Леонгарда, подразделяется на 10 типов.

Зависящие от характера (приобретенные)

Демонстративный

Такие люди привлекают к себе внимание, любят быть в центре, их разговоры сводятся к личным переживаниям или заслугам, хвастовству.

Застревающий

Таким личностям характерно надолго запоминать обиды, которые фактически «застревают» в их памяти, заставляя продумывать план мести, мысленно прокручивать ситуации ответа обидчику.

Педантичный

Нерешительны и осторожны, крайне редко что-либо меняющие в своей жизни, приверженцы стабильности и порядка, чего требуют и от окружающих.

Возбудимый

Главная черта такого типа людей – импульсивность, нетерпение. Рациональное мышление практически полностью игнорируется возбудимым типом, им движет неконтролируемое влечение и порыв.

Зависящие от темперамента (врожденные)

Гипертимический

Активный и положительный, любит жизнь и людей. Такой тип легко справляется с трудностями, преодолевая их с улыбкой и позитивным настроем.

Дистимический

Полный антипод предыдущему типу. Такие люди склонны видеть во всем отрицательную сторону, ждать подвоха со стороны. Они недоверчивы, серьезны и неактивны.

Экзальтированный

Крайне впечатлительные люди – если радость, то взрывом смеха и эмоций, если печаль, то море слез и отчаяния.

Тревожный

Неуверенные люди, склонные преувеличивать даже самые незначительные проблемы, делая из них нечто глобальное. Постоянная тревожность и страх приводят к замкнутости и стеснительности.

Циклотимический

В человеке с таким типом поочередно сменяют себя периоды эмоционального подъема и спада.

Эмотивный

Люди с тонкой душевной организацией, отзывчивые и добрые, способные сопереживать даже незнакомому человеку, пропуская все через свое сердце.

Тестирование

На нашем сайте представлен «Опросник Шмишека », в основу которого лег труд Карла Леонгарда. Тест был опубликован в 1970 году немецким конфликтологом Гансом Шмишеком и представляет собой перечень из 88 вопросов, на которые нужно не раздумывая ответить «да» или «нет».

Пройдите тест прямо сейчас!

Пройдите онлайн-тест на нашем сайте, если Вам интересно определить наличие акцентуации или же тенденции к ее появлению.

Изображение в шапке -

Карл Леонгард разработал одну из первых типологий характеров, введя в науку концепцию акцентуированных личностей. Эта концепция имеет много общего с предложенной ранее идеей «латентных психопатий» (П. Б. Ганнушкин, 1933 г), однако развита К.Леонгардом в самостоятельное учение. Хотя на данный момент она несколько устарела и заменена более поздними типологиями, она всё ещё представляет определённый интерес для изучения.

Публикации

Акцентуированные личности

Монография. Состоит из двух частей. В первой части дан психологический и клинический анализ акцентуированных личностей. Вторая часть иллюстрирует первую: в ней проводится характеристический анализ героев классических произведений мировой литературы свыше тридцати писателей: Толстого, Достоевского, Гоголя, Шекспира, Сервантеса, Бальзака, Гёте, Стендаля и других.

Классификация эндогенных психозов

  • Leonhard K. Aufteilung der endogenen Psychosen. - 5 Aufl. - Berlin: Acad. Verlag. - 342 с.

ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И КАК АКЦЕНТУИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ

Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу вращается. Два человека с натурами, первоначально сходными, могут впоследствии иметь весьма мало общего между собой, а, с другой стороны, сходство жизненных обстоятельств может выработать сходные черты и реакции у людей, в корне различных.

Так называемые жизненные типы, например тип служащего, офицера, коммерсанта, ученого, учителя, официанта, формируются благодаря тому, что определенное положение или должность накладывают отпечаток на образ жизни. Конечно, этому часто способствует тот факт, что заложенная в человеке природой тенденция взаимодействует с избранной профессией, более того, человек и определенную профессию часто избирает именно потому, что она соответствует его индивидуальным склонностям. Отпечаток, о котором идет речь, у взрослого человека не может серьезно отразиться на диагностике личности, ведь внешние формы поведения в гораздо большей степени определяются благоприобретенными привычками, чем проявлением внутренней направленности. Так, например, у учителя известная уверенность в себе, самоуверенность естественны, поскольку он привык играть важную роль в детском коллективе. Совсем другое впечатление производит человек, самоуверенность которого не обусловлена его профессией. Кстати, наряду с уверенностью в себе учитель может обладать безусловной скромностью. Или возьмем офицера, отличающегося исключительной дисциплинированностью, аккуратностью. Такая черта в военном более оправдана, чем из ряда вон выходящий педантизм, заложенный в самой натуре человека.

Обычно поведение, связанное с профессиональной привычкой, не смешивают с поведением, отражающим внутреннее своеобразие человека. Иное дело, если черты большого своеобразия проявились уже в раннем детстве. Тут бывает трудно установить, насколько глубоко это своеобразие отразилось на структуре личности взрослого.

Я должен оговориться, что вопрос происхождения акцентуированных черт личности не является в данной работе предметом особого внимания: эти черты занимают нас лишь в том виде, в каком мы непосредственно наблюдаем их у обследуемых лиц. Например, можно считать установленным, что у любого человека в натуре заложено желание заслужить похвалу, одобрение, что любой человек не чужд чувства жалости. Вполне возможно, что впечатления детского возраста наложили определенный отпечаток на особенности проявления этих черт у взрослого. Однако бесспорно одно: и склонности, и направленность интересов человека исходят извне. В какую сторону направлены честолюбивые помыслы человека, зависит исключительно от внешних стимулов. Двое одинаково честолюбивых людей могут быть злейшими врагами в силу того, что ставят себе прямо противоположные цели. По-разному может быть направлено и чувство долга. Какое именно направление избирается человеком, во многом зависит от общества, в котором он живет. Точно так же врожденная направленность интересов и склонностей ни в коей мере не препятствует воспитательному воздействию. Более того, именно врожденная направленность и есть основа воспитания, без нее воспитание вообще невозможно. Если бы в человеке не была заложена тенденция к формированию чувства долга, то при помощи воспитания нельзя было бы побудить его делать одно и не делать другого.

Люди отличаются друг от друга независимо от того, каким путем такое отличие возникает. Точно так же, как по внешности один человек всегда отличается от другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей.

И все же, говоря об индивидуальных чертах, мы не представляем их себе как какой-то необозримый ряд возможностей, вдобавок еще и с множеством переходов: не может быть и речи о бесконечности неповторимых индивидуальных черт. Можно выдвинуть следующий тезис: основные черты, определяющие индивидуальность и характер человека, весьма многочисленны, но все же их число нельзя считать неограниченным.

Черты, определяющие индивидуальность человека, могут быть отнесены к различным психическим сферам.

Назовем прежде всего сферу, которую правильнее всего было бы обозначить как сферу направленности интересов и склонностей. Некоторые интересы и склонности носят характер эгоистический, другие, напротив, альтруистичны. Так, один человек может все подчинять жажде наживы или обладать непомерным тщеславием, другой - отзывчив, добр, у него высоко развито чувство гражданской ответственности. К этой же сфере относятся и чувство справедливости, боязливость или ненависть к человеку. Если одно из этих свойств психики очень ярко выражено или, напротив, мало развито, то есть основания говорить о них как об индивидуальных чертах человека, т. е. яркую выраженность описываемых индивидуальных черт еще нельзя считать основной причиной акцентуации личностей, которые неизменно чем-то выделяются на фоне людей среднего уровня.

Легко установить, что отклонения в ту или иную сторону у личностей неакцентуированных всегда находятся в пределах общечеловеческих норм. Эти черты, заложенные в человеке от природы, именно вследствие своей общечеловеческой значимости составляют настолько крепкий остов, что особого индивидуального «разнобоя» обычно не наблюдается. Не исключены, конечно, вариации человеческого реагирования: бывают люди более или менее эгоистичные или альтруистичные, более или менее тщеславные, более или менее сознательно относящиеся к своему долгу. Таким путем, т. е. на фоне вариаций в сфере направленности интересов и склонностей, возникают различные индивидуальности, но их еще нельзя отнести к акцентуированным личностям.

Вторую сферу можно обозначить как сферу чувств и воли. Характер внутренней переработки явлений также определяет значительные индивидуальные различия. В результате возникают модификации индивидуальности и характера. Речь идет о самом процессе протекания эмоций, о скорости, с которой они овладевают человеком и затем ослабевают, о глубине чувства. Сюда же входят и виды волевых реакций, к которым мы относим не только слабость или силу воли, но также и внутреннюю волевую возбудимость в плане холерического или флегматического темперамента. Свойства этой эмоционально-волевой сферы также в той или иной мере обусловливают различные вариации поведения, наделяя людей специфическими индивидуальными чертами. Однако и они не определяют сами по себе личность, которая отчетливо выделялась бы на среднем фоне.

Третья сфера связана с интеллектом, который обычно не включают в понятие личности. Существует, однако, область ассоциативных чувств (цит. соч., с. 117-140) , в которых заложено начало таких черт личности, как заинтересованность, стремление к упорядоченности. Данная сфера может быть названа ассоциативно-интеллектуальной. Такую черту человека, как любовь к порядку, нельзя сразу же категорически определять как потребность ананкаста в упорядоченности. Сплошь и рядом эта черта является лишь одним из индивидуальных проявлений ассоциативно-интеллектуальной сферы, которое отнюдь не должно связываться с чертами акцентуации личности.

Чтобы понять сущность человека, необходимо пристально присмотреться к свойственным ему различным чертам названных выше психических сфер. Я попытаюсь проиллюстрировать в данной книге особенности акцентуированных личностей конкретными примерами из жизни. Точно так же следовало бы поступить и в отношении перечисленных вариаций человеческой индивидуальности. Но даже при желании это нелегко сделать. Специфические свойства, о которых здесь говорилось, не так бросаются в глаза, чтобы их можно было убедительно подтвердить соответствующим материалом. Ни наблюдения, ни беседы с людьми не помогают однозначно описать и определить упомянутые выше вариации. Зато их можно очень явственно представить себе, если посмотреть на человека изнутри. Именно такую возможность дают нам писатели. Они не только изображают чисто внешние поступки героев, передают их слова и даже высказывания о себе самих, но нередко сообщают нам и то, о чем их герои думают, что чувствуют и чего желают, показывая внутренние мотивы их поступков. У персонажей художественных произведений легче выявить весьма тонкие индивидуальные вариации. Если человек проявляет боязливость или самоуверенность, сострадание или чувство справедливости, либо даже не проявляя этих качеств сам себе их приписывает, то трудно с уверенностью сказать, перешагнул ли он границы нормальных реакций. Но когда мы встречаем у писателя персонаж, у которого проявляются названные черты, выписанный талантливо, со всеми его мыслями и чувствами, это в большинстве случаев дает возможность безошибочно распознать проявление одной из сфер индивидуальности. Итак, персонажи художественной литературы дают нам любопытнейшие примеры индивидуальных вариаций человеческой психики.

Не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность, и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека. Колебания здесь наблюдаются в двух направлениях. Прежде всего, особенности застревающей, или педантической, или гипоманиакальной личности могут быть выражены в человеке столь незначительно, что акцентуация как таковая не имеет места, можно лишь констатировать отклонение от некоего «трафаретного» образца. Особенно ярко это выражено при определении тех или иных свойств темперамента, представляющих все промежуточные ступени его видов вплоть до почти нейтральной. Акцентуация всегда в общем предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной.

Многие черты невозможно строго дифференцировать, т. е. трудно установить, относятся они к ряду акцентуаций или лишь к индивидуальным вариациям личности. Например, если говорить о честолюбии, то следует прежде всего определить, относится оно к сфере интересов и склонностей или является чертой акцентуированного застревания. Последнее определение возможно при яркой выраженности данной черты: твердолобый, слепой карьеризм вряд ли можно отнести к сфере направленности интересов. Кроме того, застревание никогда не проявляется одним только честолюбием, к нему присоединяются повышенная чувствительность к обидам и сильно выраженная злопамятность.

С подобным же положением мы сталкиваемся, наблюдая яркие проявления чувства долга. Его можно отнести к сфере направленности интересов и склонностей, но можно усматривать в нем и черту, свойственную ананкастам. Дифференциация должна учитывать следующие моменты: в случаях, когда чувство долга - просто характерологическая особенность, человек отличается ровным, спокойным поведением, его преданность долгу лишена напряженности и является чертой как бы само собой разумеющейся; у ананкаста же чувство долга сопряжено с беспокойством, постоянными вопросами о том, достаточно ли самоотверженно он поступает.

Весьма интересно и существенно с психологической точки зрения то, что застревающие личности обнаруживают проявления эгоистических чувств (честолюбия, болезненной обидчивости), а педантические - проявления альтруистические, в частности чувство долга. Следует подчеркнуть, что черты застревания взаимосвязаны в основном с эгоистическими чувствами, а черты сомнения, постоянных колебаний (ананкастические) - с чувствами альтруистического порядка. Чем больше человек колеблется в своих решениях, тем сильнее альтруистические чувства завладевают сознанием и воздействуют на принятие решения.

Еще больше бросается в глаза контраст при сравнении ананкастической личности не с застревающей, а с истерической, поскольку истерики еще в большей мере склонны к эгоизму. Они часто принимают необдуманные решения, редко взвешивают свои поступки, оставаясь в эгоистическом кругу направленности интересов, который им ближе (см.: цит. соч.).

Ананкастические и истерические черты пересекаются и с другими чертами индивидуальности. Я уже и прежде занимался вопросом о том (см.: цит. соч., с. 218-219), не является ли длительное раздумывание при принятии решения легкой формой ананкастической предрасположенности или же это просто одно из свойств сферы чувства и воли. Параллельно с этим я пытался также установить, является ли готовность к необдуманным действиям выражением слегка истерического уклона или же ее следует расценивать как самостоятельное проявление свойства из сферы чувства и воли. Имеются и другие неясности такого рода.

Сильно развитая область эмоций у человека активизирует альтруистические чувства - чувство сострадания, радости за чужую удачу, чувство долга. В гораздо меньшей мере в подобных случаях развиты стремление к власти, алчность и корыстолюбие, возмущение, гнев в связи с ущемлением самолюбия. Для эмотивной натуры особенно характерно такое свойство, как сочувствие, но оно может развиться и на другой почве.

Не обнаруживает единой генетической основы и такая черта личности, как тревожность (боязливость). В нормальной степени боязливость свойственна многим людям, но она может стать господствующей, накладывая свой отпечаток на все поведение человека. В этих случаях нередко обнаруживается и физическая основа данного состояния в виде повышенной возбудимости вегетативной нервной системы, которая, воздействуя на сосудистую систему, может привести к физическому чувству стесненности, страха и тоски. Вероятно, лишь в последнем случае констатируется тенденция перешагнуть границы средних проявлений боязливости и вызвать акцентуацию личности.

Из-за большого количества пересечений некоторые специалисты полагают, что, рассматривая индивидуальные черты людей, следует отказаться от всяких классификаций и лишь в общем виде описывать наблюдаемое. Я придерживаюсь иной точки зрения, а следовательно, могу ожидать упрека в попытках втиснуть в схему то, что не поддается четкому определению. И все-таки я убежден, что существуют основные черты человеческой индивидуальности, существуют объективно и что в силу этого наука должна стремиться к их выделению и описанию. Естественно, это связано с большими трудностями, ведь речь идет не о том, чтобы приспособить разрозненный материал к более или менее приемлемой схеме, а о том, чтобы вскрыть объективно существующие, лежащие в основе понятия «личность» черты, несмотря на наличие их многочисленных пересечений.

Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация - это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. Ананкастические, паранойяльные и истерические черты могут быть присущи в какой-то мере, собственно, любому человеку, но проявления их так ничтожны, что они ускользают от наблюдения. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

Личности, обозначаемые нами как акцентуированные, не являются патологическими. При ином толковании мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным следует считать только среднего человека, а всякое отклонение от такой середины (средней нормы) должны были бы признать патологией. Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле, подчеркивая, что они обладают ярко выраженным оригинальным психическим складом. Если у человека не наблюдаются проявления тех свойств, которые в «больших дозах» дают паранойяльную, ананкастическую, истерическую, гипоманиакальную или субдепрессивную картину, то такой средний человек может безоговорочно считаться нормальным. Но каков в таком случае прогноз на будущее, какова оценка состояния? Можно сказать, не колеблясь, что такого человека не ожидает неровный жизненный путь существа болезненного, со странностями, неудачника, однако маловероятно и то, что он отличится в положительном отношении. В акцентуированных же личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Некоторые акцентуированные личности предстают перед нами в отрицательном свете, так как жизненные обстоятельства им не благоприятствовали, но вполне возможно, что под влиянием других обстоятельств они стали бы незаурядными людьми.

Застревающая личность при неблагоприятных обстоятельствах может стать несговорчивым, не терпящим возражений спорщиком, но если обстоятельства будут благоприятствовать такому человеку, не исключено, что он окажется неутомимым и целеустремленным тружеником.

Педантическая личность при неблагоприятных обстоятельствах может заболеть неврозом навязчивых состояний, при благоприятных- из нее выйдет образцовый работник с большим чувством ответственности за порученное дело.

Демонстративная личность может разыграть перед нами рентный невроз, при иных обстоятельствах она способна выделиться выдающимися творческими достижениями. В целом при отрицательной картине врачи склонны усматривать психопатию, при положительной - скорее акцентуацию личности. Подобный подход в достаточной мере оправдан, поскольку легкая степень отклонений связана чаще с положительными проявлениями, а высокая - с отрицательными.

Обозначение «патологические личности» следовало бы применять лишь в отношении людей, которые отклоняются от стандарта и тогда, когда внешние обстоятельства, препятствующие нормальному течению жизни, исключаются. Однако необходимо учитывать различные пограничные случаи.

Жесткой границы нет и между нормальными, средними людьми и акцентуированными личностями. Здесь также не хотелось бы подходить к этим понятиям слишком узко, т. е. неверно было бы на основании какой-либо мелкой особенности человека тотчас же усматривать в нем отклонение от нормы. Но даже при достаточно широком подходе к тому, какие качества можно называть стандартными, нормальными, не бросающимися в глаза, все же существует немало людей, которых приходится отнести к акцентуированным личностям. Согласно обследованиям, проведенным в Берлинской клинике Зитте среди взрослых и Гутьяром среди детей, население нашей страны, во всяком случае население Берлина, это на 50 % акцентуированные личности и на 50 % - стандартный тип людей. В отношении населения какого-либо иного государства данные могут оказаться совершенно другими. Немецкой национальности, например, приписывают не только такую лестную черту, как целеустремленность, но и довольно неприятную - карьеризм. Может быть, этим можно объяснить, что Зитте нашла среди обследованных ею людей много застревающих и педантических личностей.

Ниже я подробно излагаю свое понимание акцентуированной личности. Однако, поскольку при этом я все время обращаюсь и к личностям патологическим, следовало бы детально изложить сущность моих расхождений во мнениях с некоторыми известными учеными, занимающимися идентичными проблемами. Предварительно укажу, что Бергман, занимаясь комбинированными патологическими чертами, отмечала, насколько наши взгляды совпадают со схемой, предлагаемой К. Шнайдером. В небольшой книжке «Детские неврозы и личность ребенка» я изложил свои взгляды по этим вопросам более полно, поэтому здесь ограничусь несколькими краткими замечаниями.

Педантические, или ананкастические, личности, которых К- Шнайдер вообще не выделяет, представляют собой, на мой взгляд, особо важную группу как в силу своей распространенности, так и в связи с очень широким масштабом отклонений от среднего уровня.

То же можно сказать и о демонстративных, или истерических, личностях, которых в последнее время ряд ученых тоже отказываются выделять в особую группу. Между тем, ананкастические и истерические черты способны сильно отражаться на личности человека.

Понятие «параноический» я трактую несколько иначе, чем было принято до сих пор, так как наиболее существенной стороной его считаю склонность к застреванию аффекта.

Я не ввожу в свою систематику нестойких, неустойчивых личностей, так как в описании их не нахожу единства структуры личности: когда читаешь о таких людях, видишь перед собой то истерических, то гипоманиакальных, то эпилептоидных личностей. Даже если бы под нестойкостью понималось одно лишь слабоволие, все равно я не смог бы отнести эту черту к акцентуации, а отнес бы ее только к вариациям индивидуальности: ведь слабоволие никогда не может достигнуть такой степени, при которой можно было бы говорить о накладывании отпечатка на личность в целом. Следует отметить, что в условиях применяемой ныне диагностики неустойчивость является наиболее распространенной формой психопатии. Это связано с тем, что в понятие неустойчивости включают дополнительно еще множество патологических черт личности, в то же время собственно слабоволие сплошь и рядом к этому понятию не относят.

В главах об акцентуации личности я не рассматриваю и бесчувственность, которую иногда обозначают термином гебоид.

В этих случаях речь идет, судя по последнему термину, о латентном душевном заболевании. Что же касается обычной холодности чувств, то с нею мы сталкиваемся только при вариациях характера, а не при его акцентуации.

Гипертимические, дистимические и циклотимические личности различаются мной по Кречмеру, однако надо оговорить, что я расцениваю их как личностей, обладающих лабильным темпераментом, а поэтому постоянно колеблющихся между гипертимическим и дистимическим состоянием. Синтонными я считаю, напротив, таких людей, которые обладают, как правило, средним уравновешенным настроением. Из общей массы циклотимических личностей я выделяю аффективно-лабильных, склонных к постоянным чрезмерным колебаниям настроения как бы между двумя полюсами.

За счет области мышления и психомоторики следовало бы увеличить количество специальных групп акцентуации темперамента, так как некоторые лица обнаруживают особое возбуждение или торможение именно в процессе мышления, с чем связана и их психомоторика, в частности оживленность или вялость мимики. Эти явления подробно описала Тросторфф.

Более детально здесь следует заняться интровертированными и экстравертированными личностями, поскольку в цитируемых мной работах такой информации нет. В эти понятия я также вкладываю смысл, несколько отличный от общепринятого, хотя они и без того лишь частично сохранили содержание, которое в них в свое время вкладывал Юнг.

В моем представлении эти понятия тесно связаны с периодом переходного возраста, т. е. с периодом формирования у ребенка психики взрослого человека (см.: цит. соч., с. 228-237). Вкратце изложу свои взгляды по данному вопросу.

Ребенок экстравертирован: он обращен к процессам, воздействующим на его чувства, и реагирует на них соответствующим поведением, мало раздумывая. Взрослый, по сравнению с ребенком, интровертирован: его гораздо меньше занимает окружающее, внешний мир, реакции его гораздо менее непосредственны, он имеет обыкновение предварительно размышлять над поступком. При экстравертированности в мыслях и в поведении преобладает мир восприятий, при интровертированности - мир представлений. У экстравертированного взрослого человека радость принятия решения гораздо интенсивнее, ибо он больше сосредоточен на внешнем, окружающем его мире и поэтому в

значительно меньшей степени рассуждает, взвешивает различные возможности; у интровертированного - преобладает тенденция предварительно обдумывать и оценивать решения. Для экстравертированного человека характерно проявление чисто внешней активности, не зависящей от мыслительных процессов, т. е. значительно большая импульсивность поведения: эта черта также сродни детской психологии. Нерешительность интровертированного человека связана с усиленной работой мысли, но, несмотря на это, он менее способен ощутить радость в связи с принятием решения.

В детском возрасте экстравертированность у обоих полов имеет одинаковую форму выражения. В отроческом возрасте поворот к интровертированности у мальчиков носит значительно более резкий характер, чем у девочек. Поэтому женщина всегда больше связана с объективными событиями жизни, больше зависима от них и в большинстве случаев обладает более практическим умом. Однако принять необдуманное решение, навеянное моментом, и действовать, не взвесив последствий,- это всегда реальная опасность для нее. Мужчина лучше понимает взаимосвязь явлений и истинные, не всегда очевидные причины их, он больше склонен к обобщениям, его мысль работает в соответствующем направлении более эффективно. Опасность же для мужчины заключается в том, что он пускается в теоретические рассуждения и упускает те возможности, которые требуют незамедлительных действий. Вследствие этого различия нельзя одинаково расценивать акцентуированную экстравертированность и интровертированность у мужчин и у женщин. То, что для женщины является нормой, для мужчины - экстравертированность, и наоборот, то, что у мужчин следует считать нормой, у женщин надо рассматривать как интровертированность.

Решение в экстравертированном плане может быть менее реалистичным и менее объективным, чем в интровертированном, поскольку последнее, принимаемое после основательного и всестороннего взвешивания, всегда бывает более здравым, трезвым. Я согласен с Юнгом, когда он говорит: «Экстравертированные натуры ориентируются на данные конкретные факты, интровертированный человек вырабатывает собственное мнение, которое он как бы «вдвигает» между самим собой и объективной данностью».

Остановлюсь на том, о чем Юнг пишет дальше: «Говоря об интровертированности, нужно иметь в виду еще и другой тип мышления, который, собственно, еще скорее может подойти под данную рубрику, а именно тип, который не ориентируется ни на непосредственный объективный опыт, ни на общие идеи, полученные посредством объективных выкладок».

Итак, Юнг здесь приходит к выводу, что не только конкретная ориентация на объект исключает интровертированность, но и такие идеи, которые «отталкиваются от объекта». Вначале Юнг говорил, что экстравертированный человек приемлет объективную действительность такой как она есть, интровертированный же внутренне перерабатывает ее; в последующем он выдвигает положение, согласно которому интровертированный человек вообще все объективное воспринимает под субъективным знаком: «Я применяю термин «субъективный фактор» по отношению к тем психологическим акциям и реакциям, которые, испытывая воздействие объекта, порождают новый факт психического порядка».

Далее еще яснее излагается, что именно представляет собой мышление в интровертированном плане: «Нельзя отрицать в подобных случаях, что идея берет свое начало в неясном и сумрачном символе. Такой идее присущ некий мифологический характер: в одном случае эту идею истолковывают как проявление оригинальности, в другом, худшем,- как чудачество. Дело в том, что архаический символ для специалиста (ученого), незнакомого с мифологическими мотивами, всегда кажется завуалированным». Конкретно это означает, что немалое количество идей можно связать только с экстравертированностью. Кроме того, читаем: «В процессе практического мышления у коммерсанта, техника, естествоиспытателя мысль не может не быть направлена на объект. Не столь ясной представляется картина там, где речь идет о мышлении философа, занимающегося областью идей. В этом случае необходимо прежде всего установить, не являются ли данные идеи лишь абстракциями, возникающими в процессе познавания некоего объекта. Если это так, то соответствующие идеи представляют собою не что иное, как общие понятия высшего порядка, включающие в себя некую сумму объективных фактов. Если же идеи не есть абстракции из непосредственно полученного опыта, то также следует установить, не переняты ли они откуда-либо по традиции и не заимствованы ли из окружающей интеллектуальной среды. Если да, то и эти идеи относятся к категории объективной данности, а тем самым и это мышление надо будет признать экстравертированным».

Я считаю мыслительную работу естествоиспытателя экстравертированной лишь в тех случаях, когда его деятельность носит характер собирания, коллекционирования. Чем больше он мысленно перерабатывает наблюдаемое, тем более его мозговая деятельность приближается к плану интроверсии. Философу же, разрабатывающему определенные идеи, я приписываю только интровертированный характер умственной деятельности даже в тех случаях, когда ход его мысли основывается на объективных источниках или фактах.

Если я, несмотря на расхождения во мнениях с Юнгом, пользуюсь его терминологией, то это происходит по двум причинам. Во-первых, в медицинской психологии эти термины укоренились больше в том значении, которое приписывается им мною. Во-вторых, при практическом подходе к вопросу не наблюдается столь большого расхождения, как в области теории. Чем конкретнее примеры, приводимые Юнгом, тем больше я склонен с ним согласиться. Например, Юнг пишет: «Один человек, только услышав, что на улице холодно, тотчас же бросается надевать пальто, другой считает это излишним из тех соображений, что «нужно закаляться»; один восхищается новым тенором по той причине, что все «на нем помешаны», другой вовсе им не восхищается, но не из тех соображений, что он ему не нравится, а потому, что глубоко убежден: если все чем-то восхищаются, то это совсем еще не значит, что данное явление заслуживает восхищения; один покоряется существующим обстоятельствам, ибо, как показывает его опыт, что-либо другое все равно невозможно, другой же уверен, что пусть такой результат был уже тысячу раз, но тысяча первый случай может повернуться по-иному». Эти противоположные типы поведения я рассматриваю под тем же углом зрения, что и Юнг.

Иногда специалисты недостаточно четко разграничивают экстравертированность и интровертированность поведения с чертами темперамента. Например, гипоманиакальные личности постоянно отвлекаются, они целиком ориентированы в сторону происходящих вокруг событий, готовы в любой момент включиться в них. Их можно обозначить и как экстравертированный тип, однако их поведение лишено специфики экстравертированности.

Айзенк, у которого в диагностике личности экстравертированность и интровертированность играют первостепенную роль, на мой взгляд, не избежал вышеупомянутой опасности и вовлек в число признаков также и гипоманиакальный темперамент. Об экстравертированном человеке Айзенк пишет: «Он любит пошутить, очень находчив, постоянно ищет развлечений, разнообразия; он оптимист, много и охотно смеется. Чрезвычайно деятельный человек, склонен к агрессии, часто им овладевает нетерпение. Не следит за сдержанностью в проявлении чувств; на него не всегда можно положиться». В этом описании явно слышатся нотки гипоманиакального темперамента, который принципиально отличается от темперамента экстравертированной личности. Всегда серьезный, не склонный к оптимизму, не любящий смеяться человек может точно так же проявлять признаки экстравертированности, но только его экстравертированность не так резко бросается в глаза. С другой стороны, гипоманиакальная личность может обладать чертами интровертированности. В дальнейшем мы проиллюстрируем это соответствующими примерами.

Существует еще один фактор недостаточного разграничения типов, проявляющийся в сфере контактов между людьми. Так, человек, живущий преимущественно в мире восприятий, легко устанавливает контакт с другими людьми; тому, кто больше углублен в себя, труднее устанавливать отношения с окружающими. Однако такая зависимость наблюдается не всегда. Человек интровертированный не проявляет большой готовности включаться в общение, и все же он может быстро сдружиться с кем-нибудь, тогда как другой человек, всегда ориентирующийся на окружение, живущий «нараспашку», при установлении контактов может испытывать трудности. В чем же причина этого? Очевидно, в установлении непосредственного понимания между двумя людьми, связанного в большой мере с областью выразительности, экспрессии поведения. Несомненно, у некоторых людей существует особый дар действовать на других выразительной, располагающей манерой общения, чутко понимать тончайшие оттенки чувств и настроения других. Но есть и люди, лишенные такого дара, такой чуткости. В первом случае контакт устанавливается быстро даже при наличии интровертированности, во втором - даже у экстравертированных людей установление контакта с другими происходит туго. Способность к установлению контактов и ослабленную контактоустанавливающую функцию часто рассматривают как нечто идентичное экстравертированности и интровертированности соответственно. Особенно часто термины аутизм или шизоидный характер расшифровываются как интровертированность плюс слабость контактов. Четкую грань между тем и другим удалось провести Тросторфф.

После сделанных мною предварительных замечаний я могу обратиться к диагностике акцентуированных личностей. Даже там, где моя методика диагностики ничем не отличается от методик других авторов, описание ее все же не будет излишним: оно покажет, каким образом можно конкретно отграничить одну акцентуированную личность от другой.

Курт Шнайдер говорил, что его схему психопатии трудно применить на практике, так как ряд отдельных черт слишком незаметно переходят друг в друга. В силу этого он в большинстве случаев предпочитает такое общее обозначение, как «психопатия». Я не раз возражал против такого подхода. В данной работе я хотел бы конкретно показать, что те акцентуированные личности, которых я предлагаю отличать друг от друга, в большинстве случаев могут быть распознаны вполне отчетливо независимо от того, идет ли речь об одной акцентуированной черте или о нескольких. Диагностика личности должна проводиться по надлежащей методике.

Карл Леонгард (Karl Leonhard) (1904–1988) - выдающийся немецкий психиатр, невролог, психолог, много сделавший для изучения шизофрении, аффективных психозов, неврозов, расстройств личности и других нарушений, а также проблем общей психопатологии, биологической психологии и поведения человека, труды которого оказали заметное влияние на развитие психиатрии не только в Германии, но и далеко за её пределами. Он тесно сотрудничал с известными психиатрами Советского Союза, хорошо знал специальную отечественную психиатрическую литературу, публиковал свои научные работы на русском языке .

Специалист во многих пограничных с психиатрией областях, в том числе и в области психологии акцентуированных личностей. Разработал типологию акцентуированных личностей. Автор известной работы «Акцентуированные личности», в которой на материале анализа художественной литературы дал исчерпывающие иллюстрации акцентуированным типам личности. Упомянутая монография, как известно, состоит из двух частей. В первой части К. Леонгардом дан психологический и клинический анализ акцентуированных личностей, то есть людей со своеобразным заострением свойств личности и особым реагированием. Вторая часть является как бы иллюстрацией к первой, - в ней проводится характеристический анализ героев классических произведений мировой литературы свыше тридцати писателей: Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, У. Шекспира, М. Сервантеса, О. Бальзака, И. В. Гёте, Ф. Стендаля и других .

К. Леонгард родился 21 марта 1904 года в семье евангелистского священника в Эдельфельде (Бавария). До 1923 года он обучался в гуманитарной гимназии в Вайдене (Оберпфальц). Затем, пережив свои первоначальные увлечения и желание стать юристом, он начал изучать медицину. Учился в университетах Эрлангена, Берлина и Мюнхена.

Начав врачебную деятельность под руководством К. Бонгёффера, К. Леонгард решил окончательно посвятить себя психиатрии. В 1931 году он начал работать в психиатрической больнице в Габерзее (Верхняя Бавария), где уже через год стал главным врачом. В 1936 году К. Клейст пригласил его на работу в качестве старшего врача клиники нервных болезней Университета во Франкфурте, где в 1937 году он получил учёную степень, а с ней и право преподавать. В 1944 году К. Леонгард стал внештатным профессором университета. Затем последовало приглашение на должность профессора психиатрии и неврологии Медицинской академии в Эрфурте, откуда он в 1957 году перешёл в Университет им. Гумбольдта в Берлине и стал работать в знаменитой клинике «Шарите», с которой в дальнейшем были связаны многие годы его жизни и деятельности.

Будучи последователем школы Вернике–Клейста, К. Леонгард творчески развивал соответствующие идеи применительно ко многим психическим заболеваниям - шизофрении, аффективным психозам, неврозам, расстройствам личности и другим, а также проблемам общей психопатологии и поведения человека. Что касается последних, то особенно большой интерес представляют его монографии «Инстинкты и древние инстинкты сексуальности человека» (1946) и «Выразительность мимики, жестов и голоса человека» (1976), в которых проявились его одарённость и умение воспринимать и анализировать различные формы поведения человека.

В области клинической психиатрии особенно известны труды К. Леонгарда, касающиеся классификации и клиники шизофрении, а также аффективных психозов. Они всегда привлекали к себе внимание и до сих пор широко обсуждаются в работах отечественных и зарубежных психиатров . Известно, что в учении о шизофрении выделяют направление Клейста–Леонгарда. Исходно являясь психоморфологическим, оно в известной мере развивает методологические позиции Мейнерта–Вернике, в соответствии с которыми К. Клейст обосновывал точку зрения на шизофрению как на группу системных наследственно-дегенеративных заболеваний . Принципы, предложенные К. Клейстом, а также метод анализа клинического материала были в дальнейшем приняты и развиты К. Леонгардом.

К. Леонгард нозологически разделил шизофрению на группу прогредиентных системных форм - «систематическая шизофрения» и группу периодически и фазно протекающих психозов. В последнюю группу он отнёс «несистематическую шизофрению» и циклоидные психозы, отличающиеся от прогредиентных форм синдромальной структурой приступов и течением. При «несистематической шизофрении» (аффективно насыщенная парафрения и периодическая кататония) течение болезни приступообразное. Что касается циклоидных психозов, то К. Леонгард включал в эту группу три формы психозов: психозы «счастья–страха», спутанность с возбуждением или торможением и гиперестетико-анестетический психоз. Он отмечал, что при всех трёх формах циклоидных психозов могут иметь место кататонические, аффективно-бредовые и галлюцинаторные расстройства. Поэтому при их разграничении имеет значение относительное преобладание аффективных нарушений, спутанности или моторных расстройств. Течение циклоидных психозов в большинстве случаев благоприятное в виде приступов с глубокими ремиссиями. В своей работе «Патогенез шизофрении с точки зрения конечных состояний» (1971) К. Леонгард обосновывает разделение шизофрении на «систематическую», «несистематическую» и циклоидные психозы данными патопсихологии, генетики, биохимии и нейроанатомии. Касаясь генетики шизофрении, он писал: «Несистемные формы шизофрении в целом обнаруживают большее влияние наследственности, чем системные…», и далее: «…наследственная предрасположенность только в тех случаях даёт шизофрению, в которых в одно и то же время существует определённый склад личности…» .

Таким образом, К. Леонгард предпринял попытку наряду с традиционно существовавшими со времен Э. Крепелина двумя основными психозами - шизофренией и маниакально-депрессивным психозом выделить третью болезнь - циклоидные психозы. Следует заметить, что классификация К. Леонгарда при его жизни подвергалась критике и не получила поддержки. Он сам чутко реагировал на такую критику, особенно на противопоставление предложенной им классификации американской систематике (DSM - Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders) и существовавших тогда версий МКБ (ICD - International Classification of Diseases). Он своевременно и обоснованно обращал внимание на чрезмерную схематичность американской систематики. В настоящее время, в связи с выделением в некоторых национальных классификациях и в МКБ-10 шизоаффективного психоза, предложенное К. Леонгардом выделение циклоидных психозов выглядит достаточно адекватно современным взглядам на рассматриваемую проблему.

Несмотря на критику, нередко обрушивавшуюся на его труды, К. Леонгард не был обделён вниманием мировой научной общественности. Он был почётным членом международных и национальных научных обществ, в том числе Всесоюзного научного общества невропатологов и психиатров.

Представления о работах К. Леонгарда, касающихся шизофрении, были бы неполными, если не упомянуть его взгляды на детскую шизофрению. Признавая целый ряд особенностей детской шизофрении (наличие нарушений развития интеллекта, известную избирательность её форм и синдромов), он утверждал возможность постановки диагноза шизофрении в детском возрасте. При этом он подчёркивал, что у детей можно выявить некоторые формы и синдромы, аналогичные таковым у взрослых больных. Наиболее типичной формой детской шизофрении он считал кататоническую и описал такие её варианты, как «паракинетически-кататонический» и «форму со скудной речью». С другой стороны, он отмечал отсутствие в детском возрасте параноидных и гебефренических форм и появление периодической кататонии только у детей старшего возраста. Детскую шизофрению в целом он считал очень редким заболеванием, подчёркивая, что такой диагноз «с уверенностью можно поставить только при обнаружении синдромов, соответствующих определённой форме шизофрении взрослых».

Общепризнанным является вклад К. Леонгарда в классификацию расстройств настроения. В 1957 году он впервые поставил вопрос о дифференциации депрессии, протекающей без маниакальных и гипоманиакальных эпизодов, и биполярных аффективных расстройств. Значительно позднее в разных странах и независимо друг от друга это сделали J. Angst (1966), C. Perris (1966) и G. Winokur (1969).

Психиатры - современники К. Леонгарда уделяли недостаточно внимания его вкладу в учение о неврозах, хотя он может считаться одним из основателей поведенческой терапии.

В период своей активной деятельности К. Леонгард поддерживал самые тесные связи с отечественными психиатрами, принимал активное участие в проводившихся в нашей стране съездах и конференциях. Он достаточно хорошо знал, как уже отмечено нами, русскоязычную психиатрическую литературу, о чём свидетельствует цитирование им в своих работах многих отечественных авторов (А. Д. Зурабашвили, Н. И. Озерецкого, Е. А. Попова, Т. П. Симсон, Г. Е. Сухаревой и др.). Целый ряд его работ был опубликован на русском языке .

Небезынтересно, что в эпонимическом словаре многих психиатрических терминов опорным словом, т. е. эпонимом, является фамилия К. Леонгарда, имя которого входит в состав соответствующего термина. В настоящее время выделяют следующие эпонимические термины с включением его фамилии :

Леонгарда систематика шизофрении (K. Leonhard, 1957). Различают формы систематические (типичные) и несистематические (атипичные). Несистематические близки к циклоидным психозам. Общее название шизофрении для систематических и несистематических форм К. Леонгард рассматривает лишь как дань традиции. К систематическим формам относятся систематические парафрении, гебефрении и кататонии. Они отличаются медленным началом, определённой симптоматикой и течением с образованием специфического дефекта. Систематические формы могут носить характер простых или комбинированных. Несистематичекие формы - аффективная парафрения, шизофазия и периодическая кататония. Они протекают ремиттирующе, шубообразно, и дефектные изменения при них менее выражены. При аффективной парафрении наряду с бредом величия и преследования отмечаются аффективные расстройства в виде состояний экстаза, страха и раздражительности. Шизофазия, по К. Леонгарду, не соответствует пониманию Э. Крепелина, её границы расширены, она сближается, с одной стороны, с психозами спутанности и страха–счастья, с другой - с периодической кататонией. На первом плане при шизофазии выступают расстройства мышления и речи, но могут наблюдаться и кататонические, и парафренные симптомы .

Леонгарда систематика фазных психозов (K. Leonhard, 1957) включает три группы их:
1) классическая маниакально-депрессивная болезнь (соответствует понятию циркулярных форм у других авторов);
2) чистая меланхолия и чистая мания (периодическое монополярное течение, клиническая картина более чиста и свободна от атипичных, смешанных форм);
3) чистые депрессия и эйфория (так называемые простые аффективные заболевания, в отличие от заболеваний предыдущих групп, для которых характерны нарушения мышления и волевой сферы). Выделяют пять форм чистых депрессий (ажитированно-тревожная, ипохондрическая, депрессия с идеями самообвинения, подозрительно-недоверчивая и апатическая) и пять форм чистых эйфорий (непродуктивная, ипохондрическая, экзальтированная, конфабуляторная, апатическая). При чистых депрессиях и эйфориях, в отличие от чистых меланхолий и маний, расстройства мышления и волевой сферы, если и наблюдаются, носят вторичный характер. Это утверждение вызывает у некоторых авторов возражение (Э. Я. Штернберг, 1950) .

Леонгарда систематика циклоидных психозов (K. Leonhard, 1957). Циклоидные психозы рассматриваются как группа атипичных эндогенных заболеваний, занимающих промежуточное положение между маниакально-депрессивным психозом и шизофренией, но не относящихся к этим психозам. Характерно относительно благоприятное течение, без образования психического дефекта. Течение приступообразное, биполярное. Различают три формы циклоидных психозов: 1) двигательный с гиперкинетическими и акинетическими фазами; 2) психоз спутанности, возбуждённой и заторможенной; 3) психоз страха–счастья с чередованием фаз депрессии со страхом и «экстатического счастья» .

Леонгарда фазовая депрессия (K. Leonhard, 1954) - вариант эндогенной депрессии, отличающейся от типичной циркулярной отсутствием у этих больных маниакальных состояний, более поздним началом (чаще после 40 лет), более длительным течением фазы (6–9 месяцев), значительной выраженностью тревоги и, нередко, ажитацией. Характерна низкая эффективность применения с профилактической целью препаратов лития. Вопрос о нозологической самостоятельности упомянутой депрессии остается дискутабельным .

Леонгарда фантазиофрения (K. Leonhard, 1936) - один из клинических вариантов параноидной дефектшизофрении, характеризующийся сенестопатиями, парамнезиями, бредовыми идеями величия, нарушениями идентификации относительно окружающих больного лиц. Леонгарда фантазиофрения наряду с выделяемыми им ипохондрическим и вербальным дефектгаллюцинозами относится к «идейно богатым» формам шизофренического дефекта, в отличие от таких «идейно-бедных» форм, как, например, бессвязная дефект-шизофрения или аутистическая шизофрения. Основное отличие - в преобладании продуктивной или негативной симптоматики .

Леонгарда проскинезия (K. Leonhard, 1936) - симптом кататонии, заключающийся в том, что любое внешнее раздражение вызывает двигательную реакцию. Противоположен симптому негативизма .

Леонгарда неврозы желания и опасения (K. Leonhard, 1963) различаются по их психогенезу. При первых речь идёт о желательности заболевания (истерические неврозы), при вторых невротическое развитие возникает в связи с опасениями (невроз навязчивых состояний, логоневроз заикания) .

Леонгарда концепция акцентуированных личностей (K. Leonhard, 1964, 1968). Выделяются отдельные черты личности (акцентуированные), которые сами по себе ещё не являются патологическими, однако при определённых условиях могут претерпевать развитие в положительном и отрицательном направлении, достигая особой выраженности у психопатов и невротиков. Черты эти как бы являются заострением некоторых присущих каждому человеку неповторимых индивидуальных свойств. Акцентуированные личности - это промежуточное явление между нормой и психопатией. Различаются акцентуации личности и темперамента. Выделяют десять типов акцентуации характера и личности: гипертимность, склонность к застреванию аффекта, эмотивность, педантичность, тревожность, циклотимность, демонстративность, возбудимость, дистимичность (субдепрессивность), склонность к аффективной экзальтации. В патологии демонстративности соответствует истерическая психопатия, педантичности - ананкастическая психопатия, склонности к застреванию - паранойяльная психопатия и возбудимости - эпилептоидная психопатия. Отмечены сочетанные акцентуации различных личностных свойств, в том числе интро- и экстраверсии .

В. М. Блейхер (1981) справедливо подчёркивал, что любое новое исследование в области пограничной психиатрии приобретает своеобразный интерес не только в познавательно-клиническом аспекте, но и в сравнении с уже имеющимися у нас работами этого плана и, в первую очередь, с классическим трудом П. Б. Ганнушкина «Клиника психопатий, их статика, динамика и систематика» (1933).

Сравнение взглядов П. Б. Ганнушкина и К. Леонгарда по вопросам пограничной психиатрии могло бы послужить предметом специального исследования. Следует остановиться лишь на нескольких тезах П. Б. Ганнушкина, перекликающихся с положениями К. Леонгарда. Это, во-первых, положение о том, что психопатическая личность со всеми её особенностями не может рассматриваться как данная уже в момент рождения и не изменяющаяся в течение жизни; во-вторых, указание на редкость однотипных психопатий и большую частоту переходных, смешанных форм, отличающихся чрезвычайным полиморфизмом проявлений и богатством оттенков; в-третьих, подчёркивание в динамике психопатий значения количественной стороны их изучения, т. е. определения степени психопатии.

П. Б. Ганнушкин указывал, что при количественной оценке динамики психопатии речь может идти не только об интенсивности всей клинической картины в целом, но и в ряде случаев о выпячивании отдельных психопатических черт, особенностей, зависящих от внешних условий. В связи с этим П. Б. Ганнушкин выдвинул положение о латентных, или компенсированных, психопатиях. Разницу между ними и клиническими явными психопатиями он видел в жизненном проявлении последних, т. е. в том синдроме, который в современной психиатрии обозначается как социальная дезадаптация.

Книга П. Б. Ганнушкина посвящена клинике психопатий, в ней подвергнуты специальному изучению проявления латентных психопатий, являющихся ни чем иным, как проявлением акцентуации личности в понимании К. Леонгарда .

После выхода на пенсию К. Леонгард продолжал свои клинические психиатрические исследования и почти до самой кончины регулярно выезжал в разные больницы для консультирования больных и катамнестического обследования пациентов, многих из которых он наблюдал в течение всей жизни.

Он характеризовал себя как человека интравертированного и ананкастического . Он считал излишним появляться в «горячих точках» и высказываться по «любому поводу». С величайшей скромностью старался уклоняться от всяких чествований. Все знавшие его всегда отмечали эту скромность, а также доброжелательность и уважительное отношение к больным и окружающим. После смерти К. Леонгарда в 1988 году был создан исследовательский форум, названный «Международное общество Вернике–Клейста–Леонгарда», председателем которого стал ученик и последователь К. Леонгарда - профессор Х. Бекманн.

Х. Бекманн вспоминает: «В один из вечеров, которые мы проводили вместе с К. Леонгардом, он заметил - несмотря на мой большой возраст у меня нет страха перед смертью. Мне кажется, что имеется некоторая закономерность в том, что человек, становясь старше и всё больше приближаясь к смерти, боится её меньше, чем в молодые годы. Воля к жизни, которая возрастает вследствие страха перед смертью, становится бесцельной по мере старения. Видимо, природа к этому приспособилась. Так бесстрашно он чуть позже и умер» .

Наследие К. Леонгарда огромно, а идеи неисчерпаемы, оригинальны и до сих пор актуальны. Библиография его трудов насчитывает много научных работ. Его перу принадлежат следующие основные публикации: «О диагностике шизофрении в детском возрасте» (1963), «О течении детских шизофрений» (1964), «Генез шизофрении с точки зрения конечных состояний» (1970), «Патогенез шизофрении с точки зрения конечных состояний» (1971), «Zur Frage der organischen Grundlage bei Schizophrenien» (1974), «Акцентуированные личности» (1981, 1982), «Die defectschizophrenen Krankheitsbilder» (1936), «Involutive und ideopathische Angstdepression in Klinik und Erblichkeit» (1937), «Die Gesetze des normalen Träumens» (1939), «Grundlagen der Psychiatrie» (1948), «Ausdruckssprache der Seele» (1949), «Gesetze und Sinn des Träumens» (1951), «Grundlagen der Neurologie» (1951), «Aufteilung der endogenen Psychosen» (1957, 1968, 1980), «Individualtherapie in der Prophylaxe der hysterischen, an-ankastischen und sensohypochondrischen Psychosen» (1959), «Die atypische Psychosen und Kleist lehre von der endogenen Psychosen» (1960), «Kinderneurosen und Kinderpersonlichkeiten» (1963), «Prognostische Diagnostik der endogenen Psychosen (mit Sieglinde von Trostorff)» (1964), «Differenzierte Diagnostik der endogenen Psychosen, abnormen Personlichkeitsstrukturen und neurotischen Entwicklungen» (1964), «Instinkte und Urinstinkte in der menschlichen Sexualität» (1964), «Normale und abnorme Persцnlichkeiten» (1964), «Die klinische Lokalisation der Hirntumoren in der Kritik der technischen, bioptischen und autoptischen Nachprüfung» (1965), «Biologische Psychologie» (1966), «Der menschliche Ausdruck» (1968), «Akzentuierte Persцnlichkeiten» (1968), «Biopsychologie der endogenen Psychosen» (1970), «Zum Problem der Nosologie im Bereich der endogenen Psychosen» (1972), «The classification of Endogenous Psychosen» (1979), «Individualtherapie der Neurosen» (1981), «Bedeutende Persцnlichkeiten in ihren psychischen Krankheiten» (1988) и другие .

Необходимо подчеркнуть, что разработанная К. Леонгардом концепция акцентуированных личностей позволяет широкому кругу читателей углублённо познавать природу человеческой личности. Она позволяет исследовать роль акцентуации личности в генезе неврозов, психопатий и психосоматических заболеваний (язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальной астмы, ишемической болезни сердца).

Следует отметить, что концепция акцентуации личности была использована А. Е. Личко и его сотрудниками при изучении характера подростков, особенно отклонений в их поведении.

В книге К. Леонгарда «Акцентуированные личности» специалисты находят исключительно тонкие клинические описания акцентуированных личностей, знакомятся с анализом сложных и имеющих большое практическое значение случаев комбинированных акцентуаций, прослеживают динамику акцентуации личности как в сторону психопатии, так и в положительную сторону, не приводящую к явлениям социальной дезадаптации. Эта книга даёт возможность проникнуть в исследовательскую лабораторию К. Леонгарда, в которой на первом плане оказываются наблюдение (наблюдательность) и клинико-психологическое исследование, оцениваемое автором выше каких бы то ни было опросников и анкет.

В. М. Блейхер, которому довелось в течение 10 дней близко общаться с профессором К. Леонгардом в январе 1988 года, с большим уважением вспоминает, что однажды, говоря о своих исследованиях, он произнёс слова: «моя психиатрия». Я подумал, что он имел для этого все основания: нет ни одного раздела психиатрии, который бы К. Леонгард не осветил по-своему, не обогатил оригинальной творческой концепцией . Он был настоящим учёным-клиницистом, сочетавшим огромное теоретическое знание предмета с умением исследовать больного, анализировать ход заболевания.

Я присутствовал на его клинических разборах. Думаю, что сами эти разборы, а их обстоятельно, почти стенографически записывала многолетняя сотрудница профессора К. Леонгарда З. фон Тросторфф (читателям его книг она известна по многочисленным ссылкам на её работы и приведённым для иллюстрации основных положений клиническим наблюдениям), могли бы составить интереснейшую книгу. Книгу, которая учила бы врачей-психиатров тому, как исследовать больного, изучать течение болезни у него, проводить дифференциальную диагностику, устанавливать заключительный диагноз. Книгу, которая бы учила психиатрической прогностике.

Каждого больного К. Леонгард смотрел не менее часа, не обнаруживая при этом усталости и не утрачивая интереса к личности больного. Больные, которых он смотрел повторно, воспринимали его уже как близкого им человека, всё о них знающего и всё помнящего. Поражала тонкость, я бы сказал - отточенность клинико-диагностического метода. Я наблюдал профессора К. Леонгарда в общении со своими молодыми коллегами в психиатрической клинике Шарите, которой он много лет руководил, и в центральной берлинской психиатрической больнице им. В. Гризингера - их отношение к нему определялось не разницей в возрасте: это был авторитет Учителя, в нём чувствовалось то уважение, которое сам К. Леонгард испытывал к своему учителю - Карлу Клейсту .

К. Леонгард не был человеком, замкнувшимся в своей высокой профессиональной компетентности. Он проявлял глубокий интерес к общественной жизни, был большим знатоком искусства. Впрочем, в последнем читатель может легко убедится, знакомясь со второй частью книги «Акцентуированные личности». Мне было особенно приятно убедиться в том, насколько глубоко знал и высоко ценил К. Леонгард творчество Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. Несомненно, подчёркивал профессор В. М. Блейхер, эта книга представляет большой интерес не только для специалистов, занимающихся вопросами психиатрии и пограничных с ней наук, но и для студентов медицинских и педагогических институтов, всех интересующихся проблемой психологии личности .

Таким образом, профессор К. Леонгард внёс весомый научный вклад в развитие не только немецкой, но и мировой психиатрии, неврологии и психологии, обогатив её крупнейшими достижениями. Его высокая принципиальность как гражданина и учёного, широта научных интересов и оригинальность мышления, добросовестность и настойчивость в работе являются наилучшим примером для молодёжи, которая решила посвятить себя науке. Вне сомнения, творческая биография и научные достижения К. Леонгарда имеют большой интерес для отечественной и мировой науки и нуждаются в дальнейшем тщательном исследовании, особенно его творческое сотрудничество с нашими отечественными психиатрами и специализированными научными учреждениями.

Литература

  1. Леонгард, Карл // Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki .
  2. Леонгард Карл [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/persons.aspx?id=139 .
  3. Леонгард (Leonhard) Карл [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mirslovarei.com/content_psy/leongard-leonhard-karl-8169.html .
  4. Сапожникова И. Я. Карл Леонгард (к 100-летию со дня рождения) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mediasphera.ru/journals/korsakov/detail/112/1268 .
  5. Блейхер В. М. Предисловие // Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. - Киев: Вища школа, 1981. - С. 5–6.
  6. Блейхер В. М. Эпонимический словарь психиатрических терминов. - Киев: Вища школа, 1980. - С. 101–102.
  7. Блейхер В. М. Эпонимические термины в психиатрии, психотерапии и медицинской психологии: Словарь. - Киев: Вища школа, 1984. - С. 188–190.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!