Это жизнь - портал для женщин

Кто выдает лицензию на вывоз мусора, и что нужно для ее оформления? Как оформить оказание услуг по сбору и вывозу ТБО.

Все основные законы о мусоре в данной статье собраны для удобства понимания текущей ситуации в РФ. Данные документы являются официальными и взяты из правового справочника "Гарант". Надо понимать, что все они актуальны на определенный момент (февраль 2012 г.), но в большинстве случаев в этой сфере ничего принципиально нового не появляется.

Нормативное регулирование оказания услуг по вывозу мусора и ТБО в Российской Федерации осуществляется при помощи федеральных законов, постановлений правительства, санитарных правил и иных нормативно- правовых документов.

Любая организация, занимающаяся производственной или иной деятельностью, должна проводить оценку воздействия своей деятельности (позитивное или негативное, активное или пассивное) на состояние окружающей нас среды. При этом любое негативное воздействие влечет за собой плату. Требования к допустимым выбросам и отходам производства, правила проведения оценки воздействия различной деятельности на окружающую среду, а также требования, касающиеся охраны окружающей среды при проведении той или иной деятельности (строительной, эксплуатационной и т.д.) изложены в Федеральном законе от 10 января 2002г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" . Размер платы (нормативы) за выброс различных вредных и опасных веществ в атмосферный воздух, водоемы, размещение отходов производства и потребления установлены .

Предприятия и организации, производящие в результате своей деятельности вредоносные выбросы в окружающую среду, подлежат государственному учету, и за их деятельностью осуществляется государственный контроль. Обязанности таких юридических и физических лиц по соблюдению правил охраны атмосферного воздуха освещены Федеральным законом 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха .

Понятие отходов производства и потребления дано в Федеральном законе от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления» . Кроме того, данным законом установлена необходимость лицензирования деятельности хозяйствующих субъектов при обращении с опасными отходами, а также введены общие требования к строительству, проектированию, ликвидации, консервации зданий и сооружений; требования к использованию отходов на территории городов, поселений и других населенных пунктов. Этим же нормативным актом установлен запрет на ввоз отходов для обезвреживания и захоронения на территории России.

Классификацию отходов по степени опасности (5 классов) вы найдете в ст. 4.1. Федерального закона №89-ФЗ.

Лицензированию подлежит только деятельность юридических лиц и предпринимателей по обращению с отходами, иимеющим с 1 по 4 класс опасности. Это - требование ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности» Особенности получения лицензии на осуществление специализированной деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 классов опасности, представляемой ор ганизациям или индивидуальными предприятиям на срок 5 лет, предусмотрен Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 26 августа 2006 г. N 524) .

Обращаясь за предоставлением услуг по вывозу отходов, потребитель должен знать, что исполнитель обязан предоставить ему документ, которым оформляется заказ. В таком документе в обязательном порядке должна содержаться информация о наименовании исполнителя, его местонахождении, а также ФИО заказчика, вид оказываемой услуги, место оказания услуг по вывозу ТБО, сроки и порядок их исполнения и другая информация. Не существует регламентированных тарифов на услуги по вывозу ТБО. Их стоимость определяется исполнителем самостоятельно, или по соглашению с потребителем, при этом условия оказания услуг должны быть одинаковыми для всех физических и юридических лиц. Такие особенности закреплены в Правилах предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (утв. постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155) .

Производителям радиоактивных отходов следует в своей деятельности руководствоваться специальными нормами. Правила накопления, хранения и захоронения таких видов отходов содержатся в Федеральном законе от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" .

В связи с выведением из эксплуатации необходимости утилизации электрических ламп и осветительных устройств с содержанием ртути не менее одной сотой процента, потребителям следует знать, что запрещается хранить, обезвреживать и перевозить такие отработавшие лампы самостоятельно. В случае необходимости следует обращаться к специализированным организациям. Более подробно с правилами обращения с подобными отходами можно ознакомиться в · Постановлении Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" .

Для изоляции и обезвреживания ТБО используются специальные полигоны твердых бытовых отходов. Использования таких территорий является обязательным, платным и официальным. Строгие требования предъявляются как к содержанию самого полигона, так и к качеству ввозимого на него мусора и различных бытовых отходов. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2001 г утверждены Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01"Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов". N 16 .

Особый вид отходов - медицинские. Они имеют свою классификацию (от эпидемиологически безопасных отходов до радиоактивных). Разные классы отходов не подлежат смешению. К работе с такими отходами допускаются только лица, достигшие 18 лет и прошедшие специальную подготовку. Более детально требования к правилам обращения с медицинскими отходами изложены вСанитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.1.7.2790-10"Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами"(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 декабря 2010 г. N 163) .

Москва и Московская область - огромные территории, поражающие своей загрязненностью. Только на территории г. Москвы ежегодно образуется порядка 18 миллионов тонн отходов, 80% которых размещаются в Московской области. В 2005 году была принята Концепция проекта областной целевой программы «Обращение с отходами производства и потребления в Московской области на 2006-2015 годы», одобренная Решением Мособлдумы от 02.03.2005 N 6/131 .В ней перечислены основные мероприятия по обращению с ТБО и способы решения проблем, связанных с несанкционированным вывозом мусора, на территории Московской области. Кроме того, в Концепции приведен подробный перечень нормативно-правовых документов, регулирующих сферу обращения с отходами на всей территории Российской Федерации

Законом города Москвы «Об отходах производства и потребления в городе Москве» от 30.11.2005г. №68 регулируется особенности использования отходов на территории столицы. Им установлены общие требования к различным производителям отходов, а также требования, которые необходимо соблюдать при сборе, хранении, переработке, транспортировке и других действиях с отходами, производимыми в Москве и Московской области.

Основные правила обращения со специальным видом отходов - строительным, регулируются отдельным актом - Постановлением Правительства Москвы от 25.06.02 469-ПП «О порядке обращения с отходами строительства и сноса в г. Москве» . В нем подробно освещены вопросы складирования, транспортировки, переработки отходов, появляющихся в результате строительства, сноса или консервации различных зданий и сооружений в Москве.

В целом же основное регулирование данной сферы деятельности осуществляется на федеральном уровне, поскольку перечень полномочий всех субъектов Российской Федерации является закрытым. Тем не менее, допускается принятие различных региональных программ, направленных на поддержание благоприятной окружающей среды и минимизации вредного воздействия различных видов отходов в том или ином субъекте.

Основные нормативные документы, действующие в Российской Федерации в сфере обращения с отходами:

  1. Федеральный закон от 10января 2002г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями и дополнениями).
  2. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (с изменениями и дополнениями).
  3. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изменениями и дополнениями).
  4. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ
    "О лицензировании отдельных видов деятельности"
  5. Постановление Правительства РФ от 26 августа 2006 г. N 524
    "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности"
  6. Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
  7. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155 "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов" (с изменениями и дополнениями)
  8. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344
    "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления"
  9. Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде"
  10. Концепция проекта областной целевой программы «Обращение с отходами производства и потребления в Московской области на 2006-2015 годы», одобренная Решением Мособлдумы от 02.03.2005 N 6/131.
  11. Закон города Москвы «Об отходах производства и потребления в городе Москве» от 30.11.2005г. №68
  12. Постановление Правительства Москвы от 25.06.02 469-ПП «О ПОРЯДКЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ СТРОИТЕЛЬСТВА И СНОСА в г. МОСКВЕ»
  13. Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01"Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов"(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 г. N 16)
  14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
    СанПиН 2.1.7.2790-10"Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами"
    (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 декабря 2010 г. N 163)

Наступил 2016 год, и пора поговорить об уже вступивших в силу изменениях законодательства в сфере вывоза бытовых отходов , которые теперь стали отдельной коммунальной услугой. Рассмотрим, какие проблемы могут возникать на пути реализации этой сферы услуги и как их можно решить.

Напоминаем, что с 1 января 2015 года вступил в силу ФЗ №458 от 29.12.2014 года «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ».

Согласно новому закону, с 1 января 2016 года плата за вывоз твёрдых бытовых отходов перестала входить в состав ставки за содержание общего имущества МКД и выделена как отдельная коммунальная услуга. Эта сфера деятельности теперь будет лицензирована, и у каждого региона появится своя программа её реализации и свой оператор по вывозу ТКО.

Региональная программа

Раньше транспортировкой, вывозом, сбором и утилизацией бытовых отходов занимались разные организации. То есть собирать мусор могла управляющая компания, вывозить отходы - какая-нибудь другая организация, а утилизировать - третья. Весь этот процесс не был сосредоточен в руках одной организации. Теперь решено систематизировать этот процесс и передать в руки одного юридического лица - регионального оператора по вывозу мусора .

  • выбрать регионального оператора по вывозу ТКО;
  • установить предельные тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение мусора, а также определить единую ставку на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ;
  • утвердить региональную программу по обращению с ТКО;
  • разработать и утвердить территориальную схему по обращению с отходами.

В региональную программу должны входить:

  • целевые показатели;
  • список мероприятий для организации и софинансирования объектов сбора мусора, выявления мест несанкционированного размещения отходов ;
  • сведения об источниках финансирования;
  • другие вопросы.

В территориальную схему обращения с ТКО должны входить данные о:

  • местоположении источников образования ТКО;
  • количестве образующихся отходов с классификацией по видам и степени опасности;
  • целевых показателях;
  • местоположении сбора и накопления мусора;
  • местоположении объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию ТКО;
  • схеме потоков отходов, включая ТКО.

Возможные проблемы, связанные с обращением с ТКО

С 1 января 2016 года поменялась схема договорных отношений. В соответствии со ст.1 ФЗ №458 региональный оператор должен заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками помещений в МКД . Согласно ст.161 ЖК РФ договор на вывоз мусора является публичным. Поэтому его заключение с региональным оператором является обязательным для управляющих компаний и ТСН.

Так как региональный оператор по вывозу мусора оказывает коммунальную услугу , то он автоматически становится ресурсоснабжающей организацией. Следовательно, после заключения прямого договора между региональным оператором и собственниками помещений в МКД, в его обязанности будет также входить выставление квитанций и сбор платы за вывоз ТКО.

А это очередная головная боль и дополнительные расходы для данной ресурсоснабжающей организации . Кроме того, как и всем РСО региональному оператору также придётся раскрывать информацию о своей деятельности на Реформе ЖКХ и в ГИС ЖКХ после его вступления в силу с 1 июля 2016 года.

Расставил всё на свои места Высший арбитражный суд. Судья посчитал, что управляющая компания не может быть привлечена к ответственности за ведение деятельности по сбору ТКО без лицензии по нескольким причинам (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 №16692/10).

Во-первых, УК не должны получать лицензию на сбор ТКО, так как это не является осуществлением предпринимательской деятельности по управлению МКД . Во-вторых, перемещение работниками УК отходов из мусоропроводов МКД в мусоровозы регионального оператора не является деятельностью по сбору отходов.

Таким образом, в обязанности управляющей компании и товарищества входит только деятельность по накоплению мусора и его временного складирования (на срок не более 6-11 месяцев) в местах, обустроенных для этого по требованию законодательства, для его дальнейшей транспортировки в пункты утилизации и обезвреживания.

Другим проблемным вопросом остаётся установление точки поставки коммунального ресурса, а также определение границ эксплуатационной ответственности для УК и регионального оператора. И хотя всё это закреплено в Постановлении Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года , но на практике зачастую даёт сбой. Законодатель хочет, чтобы каждая сторона этого процесса приняла в обслуживание то, что висит у неё на балансе. Вот тут и начинаются расхождения.

Региональный оператор начинает предоставлять свои услуги по вывозу ТКО от контейнерной площадки. К ним есть свои требования по содержанию в надлежащем состоянии, которые утверждены в СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» .

Согласно этим требованиям, мусорные контейнеры должны размещаться на специально оборудованных площадках с бетонным или асфальтовым покрытием. Также они должны быть ограждены бордюром, по периметру которого высажены зеленые насаждения. Обязательно должен быть предусмотрен подъездной путь для автотранспорта, собирающего и вывозящего мусор.

На сегодняшний день пока ещё сбором денег за вывоз мусора занимается управляющая компания или ТСН, которые по инерции обслуживают контейнерные площадки. Но уже сейчас в квитанциях потребителей ЖКУ плата за вывоз ТКО выделяется в отдельную строку коммунальной услуги. Соответственно, эти деньги перестанут попадать в руки управляющей компании. Возникает вопрос, за чей счёт будут обслуживаться контейнерные площадки?

Если опять же обратиться к закону, то там сказано, что за содержание контейнерных площадок ответственность несут физические и юридические лица, а также ИП, которым данные объекты принадлежат на праве собственности, аренды, управления или другом вещевом праве. Однако, как показывает практика, в большинстве регионов нашей страны контейнерные площадки не принадлежат никому, ни собственникам помещений в МКД, ни муниципалитетам. Как быть в этом случае?

Согласно Постановлению Правительства РФ №290 от 03.04.2013 года управляющая компания или ТСН обслуживает контейнерные площадки только в том случае, если они расположены на территории, входящей в состав общего имущества МКД . Поэтому, прежде всего, необходимо оформить контейнерные площадки в собственность, после чего определить их как общее имущество собственников помещений в МКД. Для оформления нужно иметь сформированный земельный участок. Также понадобится соответствующее решение ОСС (ПП РФ №491 от 13.08.2006

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

Государство контролирует охрану природы, безопасность окружающей среды с помощью нормативно — правовых актов. Все действия касающиеся отработанных материалов, то есть хранение, вывоз, а также утилизация отходов проводятся специализированными компаниями, которые имеют соответствующую технику и лицензию.

Сбор отходов выполняется с помощью коммунальных служб, все работы проводятся обязательно в соответствии установленному технологическому циклу. Утилизация отходов со всех сфер потребления проводится коммунальными службами, которые работают на основании договора с местным муниципалитетом.

Транспортировка

Сбор отходов выполняют по разработанным графикам и планам работ, которые согласовываются между коммунальной службой с одной стороны, заказчиком с другой. Отходы являются неотъемлемым элементом любого вида производства. Объем, подлежащих утилизации весьма значителен, поэтому их изоляция стала очень востребованной услугой. Организация транспортировки и утилизации отходов выполняется соответствующими фирмами.

Вывоз и размещение отходов производится для различных классов сырья:

  • Крупногабаритное сырье.
  • Пищевые остатки.
  • Медицинские.
  • Строительные.

Расположение ТБО

Все действия должны выполняться соответственно установленным нормативам, со строгим соблюдением мер осторожности. Вывоз и размещение отходов выполняется с целью изоляции отработанных веществ, использование которых в качестве вторсырья невозможно.

Если территория предприятия оборудована площадью для временного хранения ТБО, которое будет использовано как вторсырье, то его расположение не облагается налогом. Хранение и утилизация возможно при наличии разрешения для заготовки утильсырья. Если же предприятию нужен вывоз и размещение отходов на специально отведенных государством объектах, тогда организации предстоит оплата эко налога.

Эко налог - плата, которую накладывают на:

  • Выбросы в атмосферу.
  • Загрязнение воды.
  • Размещение утильсырья.
  • Шум, вибрацию и другие воздействия на экологию.

Плательщики эко налога - организации, предприниматели, физические лица, ведущие производственную деятельность, сопровождающуюся образованием утильсырья.

Оплате не подлежит:

  1. Хранение вторсырья.
  2. Деятельность лиц, у которых есть лицензия позволяющая выполнять работы с отходами.

Лицензирование

Компании занимающейся утилизацией утильсырья необходима лицензия. Лицензирование сбора и транспортировки ТБО регламентируется законом, принятым 29.12.2014 года № 458. С 1.07.2015 года вступили в силу изменения в ФЗ № 89, который обязывают к лицензированию деятельности с утильсырьем 1 — 4 классов опасности.

Лицензирование бизнеса по утилизации сырья весьма длительный процесс, который может затянуться до 6 месяцев. Занятие этой деятельностью без лицензии карается штрафом, размер которого максимум 250 000 рублей.

Бизнес — план для предприятия должен учитывать не только получение, но и своевременное продление лицензии.

Уборка утильсырья - прибыльное занятие

Начало любого нового дела включает бизнес — план по вывозу мусора, это очень трудоемкий процесс. Первое, чему стоит уделить внимание – специализированный транспорт для транспортировки сырья подлежащего утилизации.

Его размеры будут зависеть от направления работ:

  • Частный сектор.
  • Различные предприятия и организации.

Для занятия утилизацией использованных веществ нужно всего лишь:

  • Транспорт в виде автомашины, способной перевозить крупные и объемные грузы.
  • Грузчики для погрузки мусора в точках сбора.
  • Клиенты, желающие заключить с вами договор на вывоз мусора.

Уборка отработанных веществ является весьма прибыльным видом деятельности, но для ее начала необходимо получить разрешение. Лицензирование является самым длительным процессом при начале нового дела.

Организация работ в населенном пункте

Организация сбора мусора на территории поселения – это задача органов местного самоуправления. Санитарная чистка территории поселения от твердого бытового утильсырья должны проводиться в соответствии установленному действующему законодательству, а именно муниципальным и нормативно — правовым актам. Вывозом бытовых отходов в населенных пунктах занимаются коммунальные организации, получившие лицензию.

Работы включает уборку:

  • Твердых бытовых отходов.

Организация сбора и вывоза ТБО

Как уже было отмечено ранее, бизнес связанный со сбором и дальнейшим и прочего мусора обладает высокой рентабельностью. Но следует учитывать и то, что для входа в эту нишу необходимы солидные средства.

Бизнес — план по вывозу мусора должен отражать следующие расходы:

  1. Получение лицензии в Ростехнадзор. Без этого документа организация попросту не сможет вести законную деятельность. Приблизительная стоимость разрешения составляет 200 000 рублей.
  2. Транспорт. Без транспортных средств осуществлять перевозку ТБО и прочего мусора невозможно.
  3. Оборудование для сбора.
  4. Гаражи или стоянки для грузовых машин.

В целом инвестиции в подобный бизнес будут составлять около пяти миллионов рублей, в зависимости от количества транспорта и оборудования.

В этом бизнесе следует учитывать и достаточно большую конкуренцию в крупных городах. Например, в Москве действует больше 550 легальных компаний для сбора бытового мусора. Поэтому бизнес — план должен включить в себя и маркетинговую составляющую для обеспечения преимущества перед конкурентами.

Места для сбора

Жилой фонд – золотая ниша для любой компании по сбору мусора. Несмотря на низкие тарифные ставки сбора и вывоза, организация должна пытаться заключить наибольшее количество договоров с жилыми организациями. Большие объемы мусора позволят компенсировать низкие выплаты за вывоз. По такой стратегии работает большая часть крупных компаний.

Цены и услуги за организацию сбора ТБО

Стоимость услуг, которые оказывает организация, в обязательном порядке должна вписываться в бизнес — план. Цена сбора и вывоза мусора должна формироваться на основе следующих показателей:

  • Объем вывозимых ТБО.
  • Расстояние поездки.

Что касается объема, то средняя по России цена вывоза мусора за 8 м³ составляет 5000 рублей.

Альтернативный способ

Под альтернативным способом понимают отправку отходов не на полигоны хранения, а на мусоросжигательные заводы занимающиеся утилизацией мусора. К сожалению, в России подобная практика не распространена.

  • Во — первых, в стране слишком мало подобных заводов.
  • Во — вторых, это не выгодно из — за больших расстояний.

Однако если рядом с вашим городом имеется подобное учреждение, то лучшим вариантом будет именно туда, это тоже должен учитывать бизнес — план.

Сбор отработанных материалов является весьма востребованным и выгодным бизнесом в больших городах. Подготовка необходимого пакета документов при получении разрешения - это самое сложное в начале подобного бизнеса.

Значительную часть времени занимает лицензирование, без которого запрещается занятие такой деятельностью.

Вывоз ТБО законодательство отныне относит к сферам, где он будет коммунальной услугой, а не частью действий по бытовому обслуживанию. Попробуем разобраться, какими правовыми нормами регулируется данная услуга.

Изменения в законе о вывозе ТКО в 2018 - 2019 годах

Основные изменения в порядке обращения с отходами произошли еще в 2017 году, когда появилось собственно понятие твердых коммунальных отходов (ТКО) и было дано распоряжение регионам определить региональных операторов по обращению с ТКО.

Обратите внимание! В ходе 2018 и с начала 2019 года опять появились новые правила в области обращения с ТКО:

  1. С 01.01.2018 введены электронные аукционы, проводимые региональными операторами. По результатам аукционов формируются цены на сбор и транспортировку ТКО (постановление Правительства РФ от 20.10.2017 № 1280).
  2. С 05.01.2019 г. предусмотрен переходный период для переоборудования мест размещения отходов — не имеющие специальной документации старые свалки могут эксплуатироваться без нее до 1 января 2023 года.
  3. В ст. 29.1 закона «Об отходах…» от 24.06.1998 № 89-ФЗ с 01.01.2019 г. был добавлен пункт 6. Он позволяет региональным властям, если не удалось провести конкурс по выбору регионального оператора, назначить таковым другого регионального оператора, действующего в данном субъекте РФ, либо другую организацию с лицензией на вывоз отходов.
  4. В 2019 г. в отношении определения нормативов и лимитов отменен различный подход к малому и крупному бизнесу. Теперь применимость конкретного правила к предприятию определяется отнесением его к той или иной категории, определяемой по степени негативного воздействия на окружающую среду (см. ст. 4.2 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Так, предприятие I категории определяет нормативы на основании комплексного экологического разрешения.

С кем заключается договор о сборе и вывозе ТКО

Обратите внимание! Согласно п. 2 ст. 9 закона № 89-ФЗ для обращения с отходами нужно иметь лицензию. Ее может получить как организация, так и ИП.

В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, уточняется, что договор заключается с потребителями, к которым относятся:

  • собственник помещения в МКД, в т.ч. нежилого;
  • собственник жилого дома/домовладения;
  • арендатор/наниматель жилья.

Договор также может быть заключен с организациями, представляющими интересы указанных потребителей:

  • управляющей компанией;
  • товариществом / кооперативом собственников жилья;
  • организацией, в т. ч. некоммерческой, представляющей интересы собственников частных домов.

Другими собственниками ТКО могут быть ИП и фирмы, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

На собственников ТКО, в свою очередь, возлагается обязанность по заключению договора с мусоровывозящей организацией (см. письмо Минприроды «О реализации положений Закона № 89-ФЗ» от 29.11.2018 № 12-50/09872-ОГ).

Важно! Вывозить отходы своими силами собственники отходов — юрлица (и предприниматели) вправе, только если имеют лицензию на вывоз отходов.

Обратите внимание! На общедомовые нужды услуги по обращению с ТКО не предоставляются (п. 148 (29) правил № 354).

Кто может стать региональным оператором

Согласно п. 4 ст. 24.6 закона № 89-ФЗ статус регионального оператора присваивается организации, выигравшей конкурс, организованный органом исполнительной власти субъекта РФ по правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 (далее — Правила).Участвовать в конкурсе может только юридическое лицо (п. 4 ст. 24.6 закона № 89-ФЗ). Для этого юрлицо должно соответствовать следующим требованиям:

  • быть зарегистрированным в РФ;
  • иметь лицензию на все виды деятельности, связанные с отходами;
  • не иметь долгов перед ФНС и не находиться под процедурами конкурсного производства или ликвидации;
  • предоставить безотзывную банковскую гарантию, действующую 1 год со дня подписания соглашения с последующей пролонгацией;
  • нанять в качестве руководителей или членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера людей, не имеющих неснятой/непогашенной судимости.

Участник конкурса отправляет письменную, запечатанную в конверт заявку, в которой содержатся:

  • свежая выписка из ЕГРЮЛ;
  • приказ о назначении заявителя на должность, дающий ему право действовать от имени и в интересах организации, - т. е. документ, подтверждающий правомочность;
  • копии учредительных документов, заверенные подписями руководства;
  • решение об одобрении крупной сделки, если таковое должно быть по закону или учредительным документам, и т. д.

Порядок вскрытия конвертов, их рассмотрения, оценки, сопоставления подробно регламентирован в Правилах.

Выигрывает конкурс фирма, приславшая заявку с наиболее выгодными условиями исполнения соглашения.

Договор о вывозе ТКО для жильцов частного сектора

В настоящее время региональные операторы в субъектах РФ определены.

Обратите внимание! Согласно письму Минстроя от 30.12.2016 № 45067-АЧ/04 в одном субъекте РФ может быть избрано несколько региональных операторов, которые могут сами оказывать весь комплекс услуг либо привлекать на помощь других операторов. В любом случае эти организации должны заключить договоры с потребителями — жильцами МКД или частных домов.

Договор заключается в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (п. 148 (1) правил № 354).

Форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее — правила № 1156).

В нем должны указываться:

  • время и место его заключения;
  • наименование регионального оператора, Ф.И.О. его официального представителя с указанием должности;
  • Ф.И.О. потребителя, его паспортные данные;
  • предмет договора: услуги, оказываемые региональным оператором, обязанность потребителя по их оплате, объем, способ и периодичность вывоза ТКО, способ складирования ТКО (мусоропроводы, контейнеры и т. д.),
  • дата начала оказания услуг;
  • срок и порядок оплаты по договору;
  • права, обязанности, ответственность сторон и т. д.

Договор заключается в 2 экземплярах.

Порядок обращения с ТКО

В правилах № 1156 поименованы услуги по обращению с ТКО и приведены существенные условия договоров на их оказание. Это услуги:

  • по сбору и транспортированию отходов;
  • обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.

Особенности предоставления названных услуг в соответствии с правилами №1156 отражены в нашей таблице.

Услуги по сбору и транспортированию отходов

Услуги по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО

договором определяется место сбора и складирования отходов в соответствии со схемой, утв. органом исполнительной власти

приоритетными являются технологии автоматизированной сортировки ТКО

региональный оператор вывозит, в том числе, крупногабаритные отходы в соответствии с законодательством и по заявкам потребителей

при обработке ТКО отходы I и II классов опасности извлекаются, не допускается их попадание на объекты захоронения ТКО

ответственность за обращение с ТКО несет региональный оператор с момента погрузки отходов в мусоровоз

операторы, обезвреживающие и утилизирующие ТКО в зоне работы регионального оператора, заключают с последним договор и т. д.

субъекты РФ могут вменить потребителям обязанность по разделению ТКО по видам и их раздельному складированию

Обратите внимание! Согласно п. 39 правил № 1156 договор на утилизацию ТКО можно заключать не только с региональным оператором, но и с имеющими такую лицензию ИП и организациями.

Итак, законодательство о вывозе ТБО в 2018 - 2019 годах содержит целый ряд новаций, в его развитие и закрепление принимаются нормативные акты на всех уровнях. Внедрение новой системы сбора, транспортировки, утилизации ТКО происходит в настоящее время и будет продолжаться до конца 2019 года.

Многие из нас часто сталкиваются с незнанием того, что означает тот или иной термин, при этом наше любопытство бесконечно. Каждый взрослый человек должен знать, что такое «ТБО», ведь с этим понятием связаны наши платежи, определенные требования закона и СанПиНа, а также множество экологических проблем, виной которым является человечество.

Расшифровка аббревиатуры «ТБО» – твердые бытовые отходы. ТБО – это уже использованные и ненужные человеку предметы, которые он выбрасывает в мусорные контейнеры или транспортирует в специально обозначенные зоны. При этом ТБО принято делить на органическую составляющую (еда) и бытовой мусор (например, стекло, пластмасса и др.). Из всех видов отходов ТБО составляют 25%, причем количество выбрасываемого бытового мусора каждый год неуклонно увеличивается, что превращается во все более серьезную экологическую проблему.

В нашей стране уже накоплено более 35 миллиардов тонн твердых отходов, занимающих 4 миллиона гектаров площади Российской Федерации.

Классификация твердых бытовых отходов

На данный момент выделяется несколько типологий классификации мусора. Так, отходы разделяют по составу, длительности использования и степени опасности для природы и человека.

По морфологическому составу ТБО выделяют:

  • органические отходы;
  • резину;
  • кожу;
  • стекло;
  • текстиль;
  • древесину;
  • металлы;
  • пластик;
  • бумагу и картон.

По длительности использования:

  • кратковременные (бумага, одежда и пр.);
  • длительного пользования (техника, электроника, шины и др.).

Разделение ТБО на классы опасности разберем подробнее, так как от присвоенной степени зависит модель экологического поведения общества.

Классы опасности ТБО

Как и любой продукт жизнедеятельности человека, бытовые отходы могут представлять опасность для жизни людей или быть абсолютно безвредными.

В составе ТБО встречаются отходы, относящиеся к одному из пяти классов опасности:

  1. I класс – материалы, которые могут принести колоссальный вред людям и природе. Окружающая среда не может восстановиться после концентрирования токсичных соединений опасного мусора. К этому классу относятся различные материалы, содержащие ртуть ( , и т.д.).
  2. II класс – предметы, которые также крайне негативно влияют на природную среду, однако она может в дальнейшем медленно восстановиться (от 30 лет и более), если вовремя принять меры по ликвидации отрицательного воздействия отходов. К данному классу относятся машинные , и пр.
  3. III класс – материалы, которые причиняют вред окружающей среде, но при этом природа способна «залечить раны» за временной промежуток в пределах одного десятилетия. К этому классу опасности относится : цемент, ацетон, краски, металлосодержащая продукция.
  4. IV класс – почти безвредные для человека и окружающей среды отходы. Загрязненная таким мусором природа может полностью восстановиться за 3 года. Данный класс составляют такие ТБО, как бумага, дерево, пластик и пр.
  5. V класс – материалы, безвредные и для природного окружения, и для человека. К этому классу относят пищевые отходы, посуду, керамику и т.д.

Классы опасности отходов определяются на основании паспорта – документа, в соответствии с которым оценивается угроза мусора для окружающей среды и человека. Посмотреть, к какому классу по степени опасности относится тот или иной вид ТБО, можно в федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО).

Оборудование для работы с ТБО

Основным оборудованием для переработки мусора на заводах ТБО являются:


Названное оборудование может быть как стационарным (неподвижным), так и мобильным (передвигающимся). Выбор между этими 2 формами зависит от стратегии и целей предприятия. При этом существуют дополнительные орудия, помогающие утилизации. К ним относятся тягачи, доставляющие груз, печи, в которых мусор сжигается, омыватели и сушилки, измельчители макулатуры, разрыватели пакетов и др.

Что гласит СанПиН и закон о ТБО?

Санитарные правила и нормы регламентируют принципы обращения с утильсырьем (СанПиН по ТБО). Они включают несколько пунктов:

  1. Мусор должен храниться строго определенное время. Так, зимой срок его хранения может быть не больше 3 суток, а летом – не более суток.
  2. Сбор утильсырья должен производиться в металлические контейнеры.
  3. Диапазон, в котором должны быть установлены контейнеры, составляет от 20 до 100 метров от жилого комплекса.
  4. Летом контейнерные шкафы должны промываться минимум один раз за 10 суток.
  5. Не допускается забирать мусор из сборных пунктов, чтобы использовать его как вторичное сырье.
  6. Новые жилые комплексы, которые имеют 5 и более этажей, должны быть оборудованы мусоропроводами, причем они обязаны соответствовать строительным нормам класса 8-72.
  7. Вывоз мусора из контейнеров осуществляется 1 раз в неделю. За это ответственен орган, следящий за жилым комплексом (управляющая компания или ТСЖ).

За несоблюдение любого из этих пунктов СанПиН на нарушителей накладывается штраф.

В РФ существует отдельный федеральный закон о ТБО, освещающий правовые стороны вопроса об обращении с отходами (ФЗ №89 от 24.06.1997 «Об отходах производства и потребления»). В нем прописаны классы опасности мусора, права и обязанности государства и граждан в области экологии, ответственность за нарушение закона. Также в документе говорится об обязательном получении лицензии на осуществление деятельности, связанной с опасными ТБО.

Последняя редакция закона от 28. 12. 2016 внесла некоторые изменения в правила обращения с ТБО. Так, вывоз мусора стал коммунальной услугой. Сейчас исполнительная власть обязана проводить тендер, на котором будет выбран единый оператор по работе с твердыми коммунальными отходами (ТКО), называющийся теперь «единой городской службой ТКО». В каждом регионе власть выбирает регионального оператора – юридическое лицо, которое единолично будет распоряжаться делами по утильсырью. Между исполнительными органами и оператором заключается договор, где прописываются обязанности сторон и формы контроля над деятельностью ответственного за обращение с ТКО лица. С введением термина «ТКО» изменилась и система расчета платежа за вывоз мусора: теперь он исчисляется по количеству проживающих в квартире людей.

Обратите внимание! ТКО и ТБО отныне являются синонимами.

Кроме того, сферу обращения с ТБО регламентируют ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды» (затрагиваются вопросы утилизации), ФЗ № 96 «Об охране атмосферного воздуха» (рассказывает о правилах уничтожения, переработки и захоронения отходов), ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (определяет механизм сбора ТКО, условия, при которых это происходит, правила транспортировки).

Лицензия

Лицензия для ведения деятельности, связанной с отходами, предполагается законом РФ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», последняя редакция которого была 14.10.2014 №307-ФЗ. Оформление лицензий ТБО, как правило, занимает не менее 2 месяцев, для ускорения процесса ее получения необходимо соблюдение нескольких базовых параметров: наличие необходимой техники, следование нормам СанПиНа. Чтобы было удобнее отслеживать и контролировать подобные занятия, в РФ разработаны классификаторы экономической деятельности (ОКВЭД под кодом 90.00.2 для деятельности по сбору твердых отходов) и общероссийский классификатор продукции по видам деятельности (ОКПД 93 190).

Требования к транспорту для сбора ТБО

СанПиН также устанавливают определенные ограничения для сбора и перевозки мусора, которые выражаются в различных видах автомобилей под неоднородный состав ТБО.

  1. В документе указывается, что если контейнер-сборник постоянный, то его должен забирать кузовной собирающий мусоровоз с механической загрузкой/разгрузкой, а если он сменяемый, то должен быть автомобиль с водонепроницаемым контейнером с крышкой. При этом, если контейнер сменный, то перевозчики обязаны чистить и обрабатывать его хотя бы один раз за 10 дней.
  2. Прессованный мусор перевозится транспортными мусоровозами.
  3. Перевозка ТБО при помощи водного транспорта проводится в особых непромокающих емкостях.
  4. Биологические отходы вывозятся кузовными собирающими мусоровозами, причем они должны быть помещены в одноразовую не проницаемую для воды тару.
  5. Запрещено пользоваться транспортом, предназначенным для перевозки биоотходов, в других целях (например, для доставки токсичного утильсырья).
  6. Пищевые останки для кормления домашних животных доставляются в многоразовой таре.
  7. Твердые токсичные отходы вывозятся в контейнерах, емкостях из пластика или пакетах из полиэтилена, а жидкие или пастообразные остатки доставляются в вакуумных машинах.

Как устроены свалки ТБО?

Наибольшее распространение в России приобрело захоронение ТБО. Некоторые эксперты утверждают, что практически 95% отходов ликвидируется таким образом. Как это происходит? Свалки ТБО и полигоны являются по своей сути определенными котлованами или низинами, оврагами и карьерами. Как правило, они располагаются за пределами населенных пунктов.

На свалках введена система талонов. Когда заказчик и исполнитель договариваются об акте приема-передачи мусора, выдается определенная бумага, в которой указывается марка транспортного средства, забирающего мусор, его государственный знак, вид отхода и его вес. Талоны также подразделяются на несколько категорий в зависимости от вида мусора. Так, выделяют талоны на захоронение:

  • твердых отходов;
  • мусора крупного размера;
  • стройотходов;
  • грунта;
  • засоренного грунта.

Для удобства организации сбора мусора работают биржи, на которых компания или человек может разместить информацию о том, что они отдают утильсырье. Там же можно найти контрагента по этой сделке, посмотреть фирмы, которые предоставляют услуги по вывозу или утилизации ТБО. Биржи представляют собой удобную площадку для координирования усилий людей по природоохранной деятельности.

Экономически развитые государства стараются уменьшить количество бытовых отходов, вывозимых на свалки. Эти страны делают упор на и дальнейшее использование на благо своего населения. На данный момент самым эффективным способом переработки является термический, позволяющий снизить в 10 раз объем ТБО, который поступает на свалки. Сегодня процентное соотношение сжигаемых ТКО к не сжигаемым в РФ составляет 2%, в то время как, например, в Дании эта цифра достигает 80%.

Самым передовым методом сжигания является плазменная обработка, которая позволяет переработать мусор в электроэнергию и дизельное топливо Плазменная обработка ТБО является инновационной технологией в данной сфере.

Рано или поздно каждую свалку ТБО приходится закрывать, когда на ней набирается максимально допустимое количество отходов. Соответственно, земли, которые были ими заняты, приходится рекультивировать (заново вводить в использование). Такая операция должна изначально вноситься в план постройки полигона, чтобы потом дополнительно не изымать средства откуда-либо еще. Можно сказать, что рекультивация – это работа, которая направлена на возрождение значимости, ценности занятых ранее территорий.

Повторное введение участков в использование проходит в 2 этапа: технический и биологический. Техническая ступень включает в себя фильтрацию и переработку биологического газа, сбор и обезвреживание фильтрата и стоковых вод, производство защищающего экрана. Биологический этап состоит из агротехнических мероприятий (посев растений, забор газа со свалки), которые способствуют восстановлению нарушенных земель.

Помимо того, что заново облагораживается территория, образующийся на полигоне свалочный газ можно использовать для получения дополнительной энергии. Здесь применяется специальная техника — скрубберы, которые являются газоочистительными аппаратами (некоторые промывают газ водой). На этой методике основано несколько иностранных технологий рекультивации свалок ТБО. Однако свалочный газ состоит из большого количества углекислого газа, который не особо энергоэффективен, поэтому его дополнительно обогащают (увеличивают количество метана до предела), что позволяет тут же использовать полученную смесь для газовых сетей городов и деревень.

Рекомендуем посмотреть видео о том, как происходит переработка ТБО на Ярославском заводе. Помогать разбираться в этом вопросе вам будет легендарный вратарь футбольного клуба Манчестер «Юнайтед» Петер Шмейхель.

Мы разобрались, что такое ТБО и почему технологии их транспортировки и переработки так важны в современных условиях. Грамотная экологическая политика позволяет минимизировать риски нанесения вреда природе, что благотворно сказывается и на самом человеке.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!