Это жизнь - портал для женщин

Комбинаторное тестирование: генерация тестовых данных и не только. Методика исследования комбинаторных способностей "Психология отношений" В.Н.Мясищева - значимое направление отечественной персонологии

  • Обработка и анализ индивидуальных тестовых результатов
  • Количественный анализ групповых тестовых результатов
  • Назначение: используется для исследования структуры умственных способностей.
    Содержание субтестов:
    1. Дополнение предложений - способность формулировать суждения.
    2. Выбор слова - проверка чувства языка, понимание значения слова.
    3. Аналогии - комбинаторные способности, подвижность и переключаемость мышления.
    4. Обобщение - способность к формированию понятий.
    5. Числовые ряды - теоретическое математическое мышление.
    6. Память - исследование кратковременной памяти, умение работать с формальными признаками и смысловыми признаками, сохраняемыми в памяти.
    7. Фигурки - способность к пространственному воображению, конструктивные способности.
    8. Кубики - способность к объемно–геометрическому анализу.
    Методика предназначена для возрастной категории от 6 до 12 лет. В ее основе лежит тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Адаптированный вариант имеет семь самостоятельных модификаций, используемых для работы с конкретными возрастными группами.
    6-7 лет - до момента поступления в 1-й класс и начало 1-го класса.
    7-8 лет - конец обучения в 1-м классе.
    8-9 лет - 2-й класс.
    9-10 лет - 3-й класс.
    10-11 лет - 4-й класс.
    11-12 лет - 5-й класс.
    9-12 лет - невербальная часть теста.
    Комплексное использование адаптированных методик позволяет получить сведения об уровне интеллекта и его структуре. При использовании всех вариантов теста на протяжении пяти лет можно проследить динамику развития общих умственных способностей.
    Интеллект понимается как субструктура в структуре личности человека, как структурированная целостность умственных способностей человека, которые реализуются в достижениях и дают человеку возможность жить жизнью действующего субъекта. Отдельные способности взаимосвязаны, имеют определенную структуру и их нельзя понимать как изолированные элементы.
    Тест позволяет интерпретировать результаты на трех уровнях:
    1. Общий уровень интеллекта выявлен на основе общего результата, переведенного в стандартный показатель. При интерпретации, однако, необходимо учитывать следующие специфические требования со стороны теста:
    а) тест требует определенной быстроты мышления;
    б) из–за относительной сложности заданий тест меньше годится для тестирования лиц с явно заниженной результативностью; чем дальше их результативность отклоняется от среднего уровня, тем менее надежны полученные результаты;
    в) на тестовые результаты положительно влияет образовательный уровень, результаты школьного обучения; поэтому более адекватно сравнить испытуемых с лицами с одинаковым образованием, чем с лицами одного возраста;
    г) общие достижения в тесте явно зависят от социокультурных условий, т.е. от неспецифического учения.

    2. Интерпретация профилей на базе группы субтестов, близких по факторному признаку. Благодаря субтестовой структуре тест позволяет дифференцированно оценивать уровень развития интеллекта. Отдельные субтесты возможно объединять в следующие группы:
    а) вербальные субтесты, требующие способности обращаться со словами, как с символами (субтесты 1, 2, 3, 4, 6). У лиц с высшей результативностью в этих субтестах можно предполагать превалирование вербального интеллекта, они чаще ориентированы на общественные науки или изучение иностранных языков, интересуются такими видами практической деятельности, в которых могут использовать вербальное мышление;
    б) математический субтест, требующий способности обращаться с математическими символами, с числами;
    в) наглядные субтесты, которые выявляют уровень мышления, основанного на наглядности (наглядно-образное). Высокая результативность в наглядных субтестах (7, 8) указывает на превалирование «конкретного» мышления, на мануально-техническую или иную направленность интеллекта. Кроме того, тест позволяет определить профили на основании результатов по отдельным субтестам. Лучшая результативность в субтестах 1 и 3 указывает на одаренность «скорее практическую», в то время как лучшая результативность в субтестах 2 и 4 говорит об одаренности «скорее теоретической». Однако необходимо учитывать и результаты по остальным субтестам, особенно если опыт в наших условиях не полностью подтверждает точку зрения Амтхауэра (а если и да, то только по отношению к вербальному интеллекту, т.е. к общественно–научной ориентации одаренности). Сравнение результативности по отдельным субтестам указывает на существование фактора ригидности - подвижности мышления в тесте: у лиц, достигших лучших результатов в субтесте 4 по сравнению с субтестами 3 и 7 можно ожидать скорее ригидное мышление, и наоборот, у лиц с высшими результатами в субтестах 3 и 6 можно ожидать большую подвижность мышления.

    3. Интерпретация результативности по отдельным субтестам. На основе достигнутых в отдельных субтестах результатов можно проводить анализ компонентов структуры интеллекта , исходящих из направленности отдельных субтестов:
    1) дополнение предложений: возникновение рассуждений, здравый смысл, акцент на конкретно–практическое чувство реальности;
    2) исключение слова: классификация, чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность вчувствоваться; включается рецептивный компонент.
    3) аналогии: словесно-логическое мышление, способность комбинировать, подвижность мышления, индуктивное мышление.
    4) обобщение: способность к абстракции, образование понятий; присоединяется умение словесно выражать мысль.
    5) нумерические ряды: индуктивное мышление с числами, больше теоретическое нумерическое мышление; присоединяется ритмический компонент.
    6) мнестическое умение: способность запоминать, удерживать заученные слова, а также выносливость к нагрузке и длительность сосредоточения.
    7) выбор геометрического образца: воображение, богатство представлений, наглядно–образное мышление; присоединяются конструктивные компоненты.
    8) задачи с кубиками - пространственное воображение; могут присоединяться аналитические компоненты.
    Возможно индивидуальное и групповое предъявление теста. Время для решения отдельных субтестов различно, но возможен и вариант, при котором максимальным временным интервалом для каждого субтеста будет служить десятиминутный интервал. Для решения всего теста необходимо (вместе с инструкциями) 90 минут. Для того чтобы сократить время, тест поделен на две части: вербальную и невербальную. Обе части самостоятельны и могут предъявляться как самостоятельно, так и вместе. Учитывая ограниченное время для решения задач, важно, чтобы испытуемые полностью поняли инструкцию и проверили способ решения задач. Инструкция вместе с указанием решения отдельных для каждого субтеста задач, а также задачи для решения приводятся в данном пособии в соответствующих разделах.
    Учитывая сложность теста и ограниченность времени для решения, важно, чтобы были соблюдены все условия для оптимального решения теста, а также чтобы психолог, использующий этот метод, имел опыт работы с тестом.

    Галина Доргобузова
    Развитие комбинаторных способностей детей старшего дошкольного возраста

    Тема : «Развитие комбинаторных способностей детей старшего дошкольного возраста »

    Комбинаторика – это раздел математики, изучающий вопрос о числе

    возможных способов распределения предложенных предметов в опре-

    делённом порядке (перестановки, размещения, сочетания) Комбинаторика составляет основу детского экспериментирова-

    Формирование комбинаторных способностей - важнейшее условие развития логического и творческого мышления. Способности эти требуются в самых разных областях, например : при решении математических задач, в играх (шахматах, шашках, и т. д. Комбинаторные способности необходимы и в профессиональной деятельности, а также в повседневной жизни для того, чтобы распределить деньги на покупки : найти оптимальный вариант обмена квартиры : рассадить гостей за столом так, чтобы встреча прошла интересно для всех и каждого и по возможности без конфликтов : уложить болыиое количество вещей в ограниченном объеме чемодана, а затем разместить все чемоданы и тюки в багажнике автомобиля. Комбинаторные способности включают умения : а) находить оптимальную (или, по крайней мере, удовлетворительную) комбинацию , отвечающую требованиям ситуации (шахматной, коммерческой, коммуникативной и т. д.) ;

    б) видеть все разнообразие возможных вариантов, которые могут быть построены на основе исходных элементов, входящих в эту ситуацию; в) прогнозировать как можно более полно возможные (даже весьма отдаленные) эффекты и последствия комбинаций .

    Как часто в нашей жизни возникают сложные ситуации, когда нужно быстро найти самый эффективный способ решения… . И здесь победителем выходит тот, у кого присутствует гибкость мышления.

    Дошкольники имеют выраженную тенденцию осуществлять комбинированные манипуляции с объектом. Данные способности детей проявляются примерно в 1,5 года и являются условием успешного решения задач на простейшее комбинирование и конструирование в 3-5 лет.

    К сожалению, в большинстве случаев педагоги и родители сталкиваются со скованностью мышления детей . Такие детки стремятся действовать по готовым стереотипом. Они воспроизводят только один способ решения мыслительной задачи, не видят возможности нескольких вариантов решения, не умеют находить эффективные способы решения и адаптировать неэффективные способы под ситуацию .

    Развитие гибкости мышления детей напрямую зависит от того, с какими задачами, упражнениями организована работа с детьми. Наибольшего внимания в работе над этой проблемой заслуживают задачи, допускающие не одно возможное решение, а несколько. Здесь имеется в виду не разные способы нахождения одного и того же ответа, а существование разных решений-ответов и их поиск. Эти задачи называют комбинаторными , поскольку в них идет речь о комбинациях .

    При решении комбинаторных задач ребенок осуществляет перебор всех возможных вариантов решения задачи. Поскольку перебор осуществляется по какому-либо признаку, поэтому важным моментом в готовности детей к решению задач является умение выделять различные признаки предметов (цвет, форма, размер, принадлежность к группе других предметов) .

    Варианты комбинаторных задач для детей

    «Коврик» .

    Детям предлагают три квадрата разных цветов : синий, красный, желтый.

    Детям предлагают составить коврики различных узоров из предложенных квадратов.

    Должны получиться такие шесть вариантов.

    В начале выполнения аналогичных заданий последовательность перебора вариантов может быть произвольной. Затем следует обратить внимание детей на полученный результат такими вопросами :

    1. Сколько раз в коврике на первом месте был красный квадрат? Желтый? Красный?

    2. Сколько раз в коврике посередине был красный квадрат? Желтый? Красный?

    3. Сколько раз в коврике в конце был красный квадрат? Желтый? Красный?

    4. Сколько разных ковриков у нас получилось?

    Детей нужно подвести к тому, что при составлении различных комбинаций лучше пользоваться определенным правилом. Эти правила можно составить вместе с детьми. Например. В начале берем один кубик и, не меняя его положения, меняем местами второй и третий. Тоже проделываем с другими цветами. Полученные «коврики» лучше всего зарисовать с помощью цветных карандашей или фломастеров.

    «Строим разные дома» .

    Для выполнения этого задания нам понадобиться конструктор : три куба разного цвета или фактуры и две различных призмы (для крыши дома) . Задание : сколько разных домов можно построить, если использовать предложенный материал.

    Для выполнения этого задания можно воспользоваться таблицей. Которую заполняем вместе с детьми.

    «Пустая клетка» .

    Детям предлагают готовые карточки. Рассмотрев и проанализировав изображение, необходимо определить, какая фигура отсутствует. Таблицы могут быть такого типа.

    Задачи Средства реализации

    § Развитие комбинаторных способностей путём комбинирования цвета и формы .

    § Развитие наблюдательности , творческого воображения.

    § Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, следуя алгоритму.

    § Развитие

    § Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их объединяет. «Сложи узор» (кубики Никитина) (6, «Коврик» (палочки Кюизенера(3) .

    Игры на поиск недостающего элемента : «Чего не хватает» , «Что пропущено»

    Игры с блоками Дьенеша : «Помоги муравьишкам» , «Страна муравия» , «Построй дорожку» и др. (7)

    Игры – головоломки : «Танграм» , «Колумбово яйцо» и др. (3)

    (11,12) : «Что объединяет?» ,

    О к т я б р ь

    § Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать объекты.

    § Освоение приёмов конструирования геометрических фигур (алгоритм действий) .

    § Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ.

    § Развитие речи , памяти, внимания. Игры с блоками Дьенеша, с игрушками, картинками»: «Засели домики» , «Заполни аквариумы» и др. (3,7)

    «Необычные фигуры» (блоки Дьенеша, (7)

    «Подбери заплатку к коврику» , «Чего не хватает» . (5,12)

    Игры – головоломки со счётными палочками.

    Словесно – логические игры и упражнения (11)

    Н о я б р ь

    § Развитие умения мыслить пространственными образами (объёмными фигурами) .

    § Развитие умения сравнивать .

    Развитие речи , внимания. «Кубики для всех» (6, Конструкторы : «Лего» и другие объёмные конструкторы.

    «Найди отличия» , «Четвёртый лишний» ; игры с блоками : «Две дорожки» , «Поймай тройку» . (7) Логические задачи.

    Д е к а б р ь

    § Развитие комбинаторных способностей , сообразительности, творческого воображения,

    § Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.

    § Развитие аналитических способностей , умения определять результат деятельности.

    § Развитие речи , мышления Игры с «цветными числами»

    (палочки Кюизенера) . (3,7)

    «Игры – головоломки» , «Что изменилось» . (5,12)

    «Чудесный мешочек» (2, «Что получится, если….» (упражнения со счётными палочками) .

    Словесно – логические игры и упражнения (11) : «Закончи предложение» , «Дополни ряд» .

    Я н в а р ь

    § Развитие умения кодировать практические действия числами.

    § Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ

    § Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.

    § Развитие речи , мышления. Игры с числовым кубиком и фишками.

    Игры : «Чего не хватает» , «Четвёртый лишний» . (11,12)

    Планы – схемы : «Куда села муха?» , «Где спрятался Мишка?» и т. д. (14)

    Словесно – логические игры и упражнения (11) : «Почему один лишний?» , «Назови, одним словом» .

    Ф е в р а л ь

    § Развитие конструктивных способностей , зрительного внимания, умения мыслить образами.

    § Развитие у детей представления о числе на основе счёта и измерения.

    § Развитие умения разбивать множество на классы по совместимым свойствам.

    § Развитие речи , мышления. «Геоконт» , «Танграм» , «Колумбово яйцо» и другие подобные игры. (3)

    Игры с палочками Кюизенера : «Весёлый поезд» , «Составь число» и т. д. (3,7)

    Игры с блоками Дьенеша : «Помоги фигурам выбраться из леса» , «Загадки без слов» , «Где спрятался Джерри?» . (7) Словесно – логические игры и упражнения (11) : «Подбери слово по аналогии»

    § Развитие произвольного внимания, зрительной памяти.

    § Развитие умения выделять и абстрагировать свойства объекта, сравнивать по заданным свойствам.

    § Освоение понятий : точка, прямая линия, отрезок, луч.

    § Развитие слухового внимания , памяти, речи. «В. У.» (6, «Чудесный мешочек» (2, «Что изменилось» .

    Игры с блоками : «Дорожки» , «Домино» , (7) Игры с картинками, с игрушками : «Чем похожи и чем отличаются» (12)

    Игра «Геоконт» , упражнения на листе в клетку.

    Словесно – логические игры и упражнения (11) : «Найди нужное слово» , «Кто самый, самый?» , «Лишнее слово» .

    А п р е л ь

    § Развитие умения устанавливать зависимость между количеством и числом.

    § Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.

    § Развитие умения классифицировать, используя при этом кодовые карточки.

    § Развитие умения быстро подбирать нужное слово. «Палочки Кюизенера» , картинки, игрушки, цифры. (3)

    Упражнения на сравнение двух групп фигур (5, упражнения с кругами Эйлера. (2)

    Игры с блоками Дьенеша : «Найди свой гараж» , «Найди свой домик» , «Дерево» (3,7)

    Словесно – логические игры и упражнения : «Скажи наоборот» , «Продолжи ряд» . (11,12)

    § Развитие умения следовать определённому алгоритму при выполнении цепочки действий.

    § Развитие математических понятий о составе числа при помощи схем.

    § Развитие находчивости , сообразительности, умения считать.

    § Развитие умения подробно и связно объяснять – в чём сущность отличия или нелепости ситуации. Игры с блоками Дьенеша : «Построй дорожку» , «Необычные фигуры» . (7)

    Математические загадки, Игры – схемы : «Сколько вместе?» , «Сколько осталось?» (2,5)

    «Торопись, да не ошибись» , «Рассели ласточек» , «Примеров много – ответ один» (2)

    Словесно – логические игры и упражнения (11,12) : «Четвёртый лишний» , «Нелепицы» .

    Занятия стимулирующие комбинаторное мышление детей , можно организовать и в детском саду, и в домашних условиях. Для этого нужно подготовить набор одинаковых фигурок- медвежат, кукол, вырезанных из картона или фанеры, выкройки маек, штанишек, сапожек из разноцветной бумаги (типа накладок или липучек) . Вариантов очень много. Число комбинируемых элементов одежды и число их разновидностей (в данном случае цветов) задают общее число возможных комбинаций , а значит и уровень сложности задания, Например : если у нас рубашки двух цветов (синего и красного, штанишки (белого и черного) и сапожки трех цветов, нам надо заготовить 12 фигурок медвежат.

    Задание : побудить ребенка одеть все фигурки в разные наряды (два наряда считаются разными если они отличаются хотя бы одной деталью одежды). Общее число комбинаций будет выглядеть так : 2 цвета рубашек *2 цвета штанишек * на 3 цвета сапожек = J 2 разных нарядов

    Занятия можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме, чтобы дети могли соревноваться, создавая разные комбинации .

    В ходе соревнований для создания комбинации можно использовать и другой материал- разные наборы посуды : чашки, тарелки, ложки. Каждый предмет подбирается в нескольких разновидностях. Другой вариант комплектации- «Набор первоклассника» , составленный из азбуки, нескольких видов пеналов, карандашей, тетрадей.

    Задача : составить как можно больше наборов или выложить свой набор последним.

    Начинать занятия лучше с простых вариантов «2*2» , т. е. использовать только два предмета (рубашку и штанишки : пенал и тетрадь; чашку и ложку, каждый из которых может быть только двух и не более разновидностей. Тогда общее число возможных комбинаций , например, когда одеваем медвежонка, имеет 4 разных наряда : синяя рубашка + белые штаны; синяя рубашка + черные гитаны, красная рубашка + черные штаны.

    Успешное выполнение заданий простого варианта дает педагогу основание перейти к более сложным упражнениям -«2*3» , «2*4» .

    На последующих занятиях число разновидностей увеличивается. Дети получают задание типа «2*2*3»

    Такие игры можно использовать не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Продолжать эту работу желательно и необходимо далее, в школе, т. к. эти игры развивают логическое мышление , воображение и память детей .

    Логические блоки Дьенеша :

    Знаменитые логические блоки Дьенеша вводят такие первичные понятия, как логические действия, кодировка информации, структура и алгоритмы выполнения действий.

    Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи . Малыши начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетании однородных предметов. Такими блоками могут играть дети любого возраста : от самых маленьких, до уже без пяти минут первоклассников.

    Варианты игровых упражнений по методике Дьенеша построены на принципе сравнительного анализа : когда малыш в процесс игры учится различать свойства предметов по цвету, форме, толщине и размеру.

    Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами :

    Формой-круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

    Цветом-красные. Жёлтые, синие;

    Размером- большие и маленькие;

    Толщиной-толстые и тонкие.

    Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики : алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строть высказывания с союзами «и» , «или» , частицей «не» и др. подобные игры способствуют ускарению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений, развитие комбинаторных способностей .

    Основные задачи программы :

    1. Развивать логическое мышление . Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование) . Формировать представление о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).

    2. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

    3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

    4. Развивать пространственные представления.

    5. Развивать знания , умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

    6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

    7. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

    8. Развивать творческие способности , воображение, фантазию, способности к моделированию , конструированию

    9. Развивать психические функции , связанные с речевой деятельностью.

    Прогнозируемый результат : наличие у старших дошкольников умения рассуждать , отстаивать свое мнение; способности логично и обстоятельно выдвигать свои идеи; становление интересной, грамотной личности.

    Цель : оценка продуктивности мыслительной деятельности при решении задач комбинированного типа.

    Оборудование : стимульный материал, ручка, секундомер.

    Инструкция : «Возьмите бланки. Задание выполняется в два этапа. Вначале отыскиваются и записываются необходимые слоги, а затем из слогов складываются слова. Найдите на бланке фигуру под номером 1. Около нее ряд цифр: 9222. В шифре каждой цифре соответствует слог. В верхней клетке соответственно цифре 9 записываем «РУ», в остальных клетках «АМ», соответствующие цифре 2. Выбирая из каждого слога по одной букве в порядке очередности, нужно составить слово, имеющее смысл, из 4-х букв. Оно записывается в горизонтальных прямоугольниках на бланке. На работу отводится 7 минут».

    : подсчитывается количество заданий, которое успел правильно выполнить испытуемый, на основании чего делается вывод о продуктивности мыслительных операций в условиях ограниченного времени. За демонстрационный пример № 1 баллы не начисляются. Уровень продуктивности мыслительной деятельности оценивается по следующей таблице:

    Стимульный материал :

    Методики исследования индивидуально-психологических особенностей

    и рефлексивной (осознанной) саморегуляции мышления

    Методика Лачинса

    Цель : выявить индивидуальную выраженность такого параметра мыслительной деятельности, как ригидность-подвижность (гибкость).

    Оборудование : стимульный материал (бланк с заданиями), ручка.

    Инструкция : Экспериментатор выдает испытуемому бланк с заданиями и оглашает инструкцию: «Вам предстоит решить десять арифметических задач. Решайте их в строгой последовательности, начиная с № 1 и заканчивая № 10. Последовательность решения задач нарушать нельзя. Если Вы не можете решить какую-либо задачу, пропускайте ее и принимайтесь следующую. Свои решения записывайте в виде последовательности арифметических операций, например, 35 – 12 – 2 – 2 = 19. Время решения не ограничивается».

    Обработка и интерпретация : экспериментатор проверяет правильность и рациональность решений испытуемого. При этом под рациональностью понимается экономность решения: чем меньшее количество арифметических действий произвел испытуемый для получения искомого ответа, тем рациональнее его решение. Первые пять задач имеют только одно, относительно нерациональное решение – последовательное (а иногда – многократное) вычитание обоих меньших чисел из большего (например, задача 2: 37 – 24 – 2 – 2 = 9). В результате однотипного нерационального решения задач № 1 – 5 у испытуемого вырабатывается стереотип, придающий мышлению ригидность. Задачи № 6 – 10 могут быть решены подобным стереотипным способом, но имеют и более рациональное решение. Исключение составляет задача № 9, которая может решается единственным рациональным способом: 7 + 5 = 12. Успешность преодоления мыслительного стереотипа при решении задач № 6 – 10 свидетельствует об индивидуальной выраженности гибкости мышления испытуемого. Чем больше задач № 6 – 10 испытуемый решил рациональным способом (отличающимся от стереотипного нерационального), тем выше пластичность его мышления. Напротив, если он перенес стереотипный способ на решение большинства задач № 6 – 10 (при этом задача № 9 становится нерешаемой), то его мышление характеризуется ригидностью.

    Стимульный материал :

    Условия задачи Решение задачи
    Даны три сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 л. Как отмерить 10 л.?
    Даны три сосуда: 37, 24, 2 л. – как отмерить 9 л.?
    Даны три сосуда: 39, 22, 2 л. – как отмерить 13 л.?
    Даны три сосуда: 38, 25, 2 л. – как отмерить 9 л.?
    Даны три сосуда: 29, 14, 2 л. – как отмерить 11 л.?
    Даны три сосуда: 28, 14, 2 л. – как отмерить 10 л.?
    Даны три сосуда: 27, 13, 3 л. – как отмерить 9 л.?
    Даны три сосуда: 30, 12, 3 л. – как отмерить 15 л.?
    Даны три сосуда: 28, 7, 5 л. – как отмерить 12 л.?
    Даны три сосуда: 26, 10, 3 л. – как отмерить 10 л.?

    Методика диагностики рефлексивности

    Цель : диагностика индивидуального уровня развития рефлексивности как личностного свойства.

    Оборудование : стимульный материал (текст опросника), бланк, ручка.

    Инструкция : испытуемому вручается текст опросника с инструкцией: «Вам предстоит выразить степень своего согласия с утверждениями опросника. В бланке ответов напротив номера вопроса поставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту вашего ответа:

    1 – абсолютно неверно;

    2 – неверно;

    3 – скорее неверно;

    4 – не знаю;

    5 – скорее верно;

    6 – верно;

    7 – совершенно верно.

    Не задумывайтесь подолгу над ответами. Помните, что правильных или неправильных ответов в данном случае быть не может».

    Стимульный материал : текст опросника:

    1. Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долго думаю о ней; хочется ее с кем-нибудь обсудить.

    2. Когда меня вдруг неожиданно о чем-то спросят, я могу ответить первое, что пришло в голову.

    3. Прежде чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу, я обычно мысленно планирую предстоящий разговор.

    4. Совершив какой-то промах, я долго потом не могут отвлечься от мыслей о нем.

    5. Когда я размышляю над чем-то или беседую с другим человеком, мне бывает интересно вдруг вспомнить, что послужило началом цепочки мыслей.

    6. Приступая к трудному заданию, я стараюсь не думать о предстоящих трудностях.

    7. Главное для меня – представить конечную цель своей деятельности, а детали имеют второстепенное значение.

    8. Бывает, что я не могу понять, почему кто-либо недоволен мною.

    9. Я часто ставлю себя на место другого человека.

    10. Для меня важно в деталях представлять себе ход предстоящей работы.

    11. Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы я заранее не составил план.

    12. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.

    13. Я довольно легко принимаю решение относительно дорогой покупки.

    14. Как правило, что-то задумав, я прокручиваю в голове свои замыслы, уточняя детали, рассматривая все варианты.

    15. Я беспокоюсь о своем будущем.

    16. Думаю, что во множестве ситуаций надо действовать быстро, руководствуясь первой пришедшей в голову мыслью.

    17. Порой я принимаю необдуманные решения.

    18. Закончив разговор, я, бывает, продолжаю вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения.

    19. Если происходит конфликт, то, размышляя над тем, кто в нем виноват, я в первую очередь начинаю с себя.

    20. Прежде чем принять решение, я всегда стараюсь всё тщательно обдумать и взвесить.

    21. У меня бывают конфликты от того, что я порой не могу предугадать, какого поведения ожидают от меня окружающие.

    22. Бывает, что, обдумывая разговор с другим человеком, я как бы мысленно веду с ним диалог.

    23. Я стараюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки.

    24. Прежде чем сделать замечание другому человеку, я обязательно подумаю, какими словами это лучше сделать, чтобы его не обидеть.

    25. Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами.

    26. Если я с кем-то ссорюсь, то в большинстве случаев не считаю себя виноватым.

    27. Редко бывает так, что я жалею о сказанном.

    Испытуемый должен регистрировать свои ответы в бланке следующей формы:

    Вариант ответа Вариант ответа Вариант ответа

    Обработка и интерпретация результатов : из 27-и утверждений 15 являются прямыми (номера вопросов: 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 14, 15, 18, 19, 20, 22, 24, 25); остальные 12 – обратными утверждениями (в бланке они затенены). При обработке результатов для получения итогового балла суммируются в прямых вопросах цифры, соответствующие ответам испытуемых, а в обратных – значения, замененные теми, что получаются при инверсии шкалы ответов:

    Сырые суммарные тестовые баллы перекодируются в стандартный балл (стен) по следующей таблице:

    Итоговый балл указывает на индивидуальную меру выраженности у испытуемого свойства рефлексивности. По шкале стенов высокий уровень рефлексивности соответствует диапазону 7 баллов и выше; средний уровень – от 4 до 7 баллов; низкий уровень – менее 4 баллов. Рефлексивность как психическое свойство личности проявляется в устойчивой склонности испытуемого к осознанию процесса и результатов своей деятельности (как внешней – практической, так и внутренней – мыслительной). Рефлексивность обусловливает эффективность практической и интеллектуальной деятельности, существенным образом влияет на способность их осознанной произвольной саморегуляции. Высокий балл по данной методике может рассматриваться как косвенный индикатор осознанности, произвольности, критичности, контролируемости мыслительного процесса, его должной опосредованности целями, планами и программами. Низкий балл является косвенным показателем малосознанности, непроизвольности, импульсивности мышления, недостаточной его опосредованности процессами осознанной саморегуляции – целеполаганием, планированием, программированием.


    Похожая информация.


    Хотя популярность buzzword «pairwise» уже не та, на собеседованиях до сих пор задают вопрос о том, что представляет собой эта техника тест-дизайна. Однако, далеко не все тестировщики (как те, кто приходят на собеседование, так и те, кто его проводят) могут четко сформулировать ответ на вопрос, зачем нужны комбинаторные техники в общем и pairwise в частности (подавляющее большинство ошибок, все же, находятся на атомарных значениях параметров и не зависят от других). Простой ответ на этот вопрос, на мой взгляд - для нахождения багов, возникающих вследствие явных и неявных зависимостей между параметрами. Для простых случаев техника вряд ли принесет серьезную пользу, поскольку их можно проверить вручную, а для большого числа параметров и сложных зависимостей между ними количество тестов, скорее всего, будет слишком велико для ручного тестирования. Потому основное применение комбинаторных техник (и соответственно, инструментов, осуществляющих генерацию комбинаций параметров) - автоматизированное составление наборов тестовых данных по определенным законам.

    Большинство инструментов для генерации комбинаторных тестов умеют выдавать результат в виде файла с данными, который может быть передан на вход соответствующим автотестам. Такой пример (используется инструмент PICT) и будет рассмотрен ниже.

    Пример 1. Серия и номер паспорта

    При условии использования автоматизированного тестирования для серии и номера паспорта можно составить исчерпывающий набор позитивных тестов, поскольку требования к этому полю строги - ровно две заглавных буквы украинского алфавита (кроме Ґ, Ї, Ь) и шесть цифр от 0 до 9. Всего таких тестов будет (33-3) 2 *10 6 = 9*10 8 . Однако, редко встречаются случаи, когда требования к полю настолько строгие, да и вряд ли нужно проводить исчерпывающее тестирование. Скорее всего, достаточно проверить возможность ввода каждой отдельной буквы и каждой отдельной цифры на каждой позиции соответственно. Задачу составления таких тестов вполне может решить инструмент комбинаторного тестирования:
    SERIES_1: А,Б,В,Г,Д,Е,Є,Ж,З,І,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ю,Я SERIES_2: А,Б,В,Г,Д,Е,Є,Ж,З,І,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ю,Я NUMBER_1: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 NUMBER_2: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 NUMBER_3: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 NUMBER_4: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 NUMBER_5: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 NUMBER_6: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 {SERIES_1, SERIES_2, NUMBER_1, NUMBER_2, NUMBER_3, NUMBER_4, NUMBER_5, NUMBER_6} @ 1 Модель 1
    Щ З 4 6 3 1 1 5 І Є 8 3 8 9 9 3 А Н 3 0 5 8 6 2 М С 4 3 4 1 3 1 Є Я 4 6 7 3 1 4 Г Ц 0 2 4 5 2 0

    Аналогично можно составить негативные тесты (PICT позволяет пометить их специальным символом "~").
    SERIES_1: А,Б,В,Г,Д,Е,Є,Ж,З,І,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ю,Я SERIES_2: А,Б,В,Г,Д,Е,Є,Ж,З,І,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ю,Я NUMBER_1: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,~A,~B,~C,~D,~E,~F NUMBER_2: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,~A,~B,~C,~D,~E,~F NUMBER_3: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,~A,~B,~C,~D,~E,~F NUMBER_4: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,~A,~B,~C,~D,~E,~F NUMBER_5: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,~A,~B,~C,~D,~E,~F NUMBER_6: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,~A,~B,~C,~D,~E,~F Модель 2
    З У 1 3 7 2 7 4 Л Ю ~B 7 3 2 7 9 А Є 8 8 2 0 ~A 8 Часть результатов моделирования

    Пример 2. Увеличение тестового покрытия с помощью дополнительного параметра

    Иногда баги, связанные с валидациями, зависят от того, каким образом пользователь вводит невалидные данные: с клавиатуры (физической или экранной), с помощью контекстного меню копирования-вставки, горячих клавиш, перетаскивания выделенного текста. Например, часто перетаскивание текста не обрабатывается клиентской валидацией, если таким образом вводятся некорректные данные. Способ ввода можно ввести в модель в качестве дополнительного параметра и учесть его при составлении автотестов.
    SERIES_1: А,Б,В,Г,Д,Е,Є,Ж,З,І,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ю,Я SERIES_2: А,Б,В,Г,Д,Е,Є,Ж,З,І,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ю,Я NUMBER_1: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 NUMBER_2: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 NUMBER_3: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 NUMBER_4: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 NUMBER_5: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 NUMBER_6: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 INPUT: keyboard, screen keys, context menu, copy paste, drag-n-drop Модель 3
    М Л 0 8 0 8 5 9 keyboard Ю У 0 0 2 3 2 2 drag-n-drop С Ч 5 3 6 2 1 0 screen keys Я Д 3 9 4 1 6 7 context menu У Ш 9 9 0 7 4 4 copy paste Часть результатов моделирования

    Пример 3. Тесты для систем принятия решений, валидация требований

    Для систем принятия решений иногда составляются исчерпывающие тестовые наборы, которые потом можно использовать не только для тестирования, но и для валидации требований. Применяя последовательно правила системы к каждому тесту, можно посмотреть, не получаются ли противоречивые результаты.

    Валидация требований - очень немаловажная часть тестирования в данном случае, поскольку можно обнаружить скрытые противоречия. Инструмент генерации комбинаторных тестов позволит не только составить тесты, но и задать условия, накладываемые на входные данные. Если эти условия делают какие-то из возможных данных недостижимыми, инструмент укажет на это, что может послужить сигналом тщательной проверки требований на непротиворечивость.
    AGE: 0-17, 18-21, 22-65, >=66 CHILDREN: Y, N SMOKING: Y, N WORK: 0-5, 6-10, >=11 {AGE, CHILDREN, SMOKING, WORK} @ 4 IF = "0-17" THEN <> ">=11"; IF =">=11" THEN = "0-17"; Модель 4
    Constraints Warning: Restrictive constraints. Output will not contain following values WORK: >=11 Реакция инструмента на противоречивые требования

    В данной модели есть противоречивые требования, которые отсекают значение WORK: >=11, и оно не появляется ни в одном из тестов. К сожалению, инструмент не дает ответа на вопрос, какие именно условия вызывают противоречие, только показывает, какое значение исключено из тестов. Однако, этой информации может быть достаточно, чтобы выделить из всего массива ограничений те, что влияют на этот параметр, и проанализировать их на предмет противоречивости.

    Исчерпывающий набор тестов в дальнейшем может быть использован для техники тест-дизайна «причина-следствие».

    Пример 4. Формирование параметров окружений для конфигурационного тестирования

    Инструменты для комбинаторного тестирования позволяют также составлять список возможных конфигураций, который потом можно отсортировать по популярности использования, вычеркнуть неподходящие и т.д. Если не обязательно проводить все тесты для каждой из конфигураций, можно поделить их равномерно между выбранными окружениями, добавив окружение в качестве еще одного параметра для генерации тестовых данных (так, как это делалось в примере со способом ввода данных).
    BROWSER: IE, Firefox, Chrome, Opera LANG: en, ru, ua OS: win, linux, android {BROWSER, LANG, OS} @ 1 IF = "linux" THEN <> "IE"; Модель 5
    IE ua win Firefox en win Opera ua linux Chrome ru android Результаты моделирования

    SERIES_1: А,Б,В,Г,Д,Е,Є,Ж,З,І,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ю,Я SERIES_2: А,Б,В,Г,Д,Е,Є,Ж,З,І,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ю,Я NUMBER_1: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 NUMBER_2: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 NUMBER_3: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 NUMBER_4: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 NUMBER_5: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 NUMBER_6: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 ENVIRONMENT: IE ua win, Firefox en win, Opera ua linux, Chrome ru android Модель 6

    Пример 5. Составление нескольких тестов с учетом большого количества ограничений

    Безусловно, комбинаторное тестирование можно применять и для генерации тестов, которые выполняются вручную, но как мне кажется, это стоит делать, только если есть очень большое количество ограничений, которые трудно удержать в голове. Из-за наличия условий количество тестов может быть ограничено, так сказать, естественным образом, и инструмент позволит получить все возможные тестовые данные, подходящие под все накладываемые на них условия. При этом тесты можно выполнить и вручную.
    AGE: 0-17, 18-21, 22-65, >=66 CHILDREN: 0, 1, 2, 3, 4, 5 SMOKING: Y, N WORK: 0-5, 6-10, >=11 IF = "0-17" THEN <> ">=11"; IF = "0-17" THEN = 0; IF = "18-21" THEN < 2; IF > 0 THEN = "N"; IF = ">=66" THEN <> "0-5"; IF = "0-17" OR = "18-21" THEN = "0-5"; Модель 6
    22-65 2 N 0-5 18-21 1 N 0-5 >=66 2 N 6-10 22-65 4 N 6-10 22-65 5 N 6-10 22-65 3 N 6-10 >=66 4 N >=11 22-65 5 N >=11 0-17 0 Y 0-5 >=66 3 N >=11 22-65 4 N 0-5 22-65 2 N >=11 18-21 0 Y 0-5 22-65 0 Y >=11 22-65 1 N 6-10 22-65 3 N 0-5 >=66 1 N >=11 0-17 0 N 0-5 >=66 0 Y 6-10 >=66 5 N >=11 22-65 5 N 0-5 Результаты моделирования - 21 тест

    Психологическая диагностика уровня развития познавательных процессов человека - важная со ставляющая деятельности психолога во многих сферах общественной практики. Большинство со временных профессий предполагают наличие у ра ботника тех или иных способностей. Причем в ряде случаев при низком уровне развития соответствую щих способностей осуществление деятельности становится просто невозможным. Эти методы так же необходимы при ранней диагностике детской одаренности. Многие тесты позволяют быстро и до статочно точно определить причину возникающих у ребенка трудностей в ходе усвоения школьной программы.

    Диагностика способностей дает возможность человеку выбрать вид деятельности, наиболее соот ветствующей его возможностям и склонностям. Это, безусловно, влияет на формирование положи тельной профессиональной мотивации, удовлетво ренности трудом и, как следствие, на удовлетво ренность жизнью в целом.

    Проблеме способностей посвящено огромное ко личество исследований. Библиография включает ра боты видных отечественных ученых Б. Г. Игнатьева, А. Н. Леонтьева, В. М. Мясищева, К. К. Платонова и др. Наиболее отчетливо определение способно стей, их основных признаков и факторов развития сформулировано Б. М. Тепловым в его известной ра

    боте «Способности и одаренность». Теплов выделя ет 3 основных признака способностей как индиви дуально психологических особенностей человека: во первых, они отличают одного человека от друго го, во вторых, они имеют отношение к успешности выполнения какой либо деятельности или многих видов деятельности, в третьих, они не сводятся к на личным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяс нить легкость и быстроту их приобретения.

    Природные, врожденные факторы в формиро вании способностей рассматриваются отечествен ными психологами как анатомо физиологические задатки, лежащие в основе формирования способ ностей. Сами же способности - всегда результат развития в конкретной деятельности. С. Л. Рубин штейн пишет: «Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатка ми и способностями еще очень большая дистанция; между одними и другими - весь путь развития личности».

    Принято выделять общие и специальные спо собности. Общие способности обеспечивают овла дение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. В отличие от общих специальные способности рас сматриваются в отношении к отдельным, специаль ным областям деятельности.

    МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

    Методика предназначена для исследования спо

    собности классификации и анализу. Обследуемым предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ря

    ду 4 слова объединены общим родовым понятием,

    а пятое к нему не относится. За 3 минуты обследуе

    мые должны найти эти слова и вычеркнуть их.

    Тестовое задание

    1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

    2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный,

    3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торо

    4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

    5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возму

    щаться, понимать.

    6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

    7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

    8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

    9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

    10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, на падение.

    11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

    12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

    13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

    14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

    15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

    16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отваж

    1. Василий, Федор, Семен, Иванов , Петр.

    2. Дряхлый, маленький , старый, изношенный, ветхий.

    3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно , торо

    4. Лист, почва, кора, чешуя , сук.

    5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возму щаться, понимать.

    6. Темный, светлый, голубой , яркий, тусклый.

    7. Гнездо, нора, курятник, сторожка , берлога.

    8. Неудача, волнение , поражение, провал, крах.

    9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие , неудача.

    10. Грабеж, кража, землетрясение , поджог, на падение.

    11. Молоко, сыр, сметана, сало , простокваша.

    12. Глубокий, низкий, светлый , высокий, длин

    13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

    14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

    15. Секунда, час, год, вечер , неделя.

    16. Смелый, храбрый, решительный, злой , отваж

    17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер,

    чернила.

    Выделены правильные ответы.

    Оценка выставляется по 9 балльной системе с помощью следующей таблицы:

    Таблица 51

    Количество

    правильных

    МЕТОДИКА «КОМБИНАТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ»

    Назначение: методика предназначена для оцен

    ки логического мышления.

    Суть методики заключается в том, что обследуе

    мые должны найти для каждого цифрового шифра

    соответствующие буквенные комбинации и из них

    составить 16 четырехбуквенных слов. Время -

    Методические указания: объяснить испытуе

    мым, где они должны написать ответы. При наличии

    различных вариантов методики могут быть розданы

    по рядам так, чтобы четные ряды выполняли четный

    вариант, а нечетные - нечетный.

    Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы

    Демонстрационный плакат

    НЦ 5345

    ГО ОКНО

    Составление заключения. Оценка логического

    мышления производится по количеству правильно составленных четырехбуквенных слов в соответ ствии с таблицей.

    Таблица 52

    Кол во пра

    вильно соста

    вленных слов

    Инструкция : «перед вами бланк, на котором

    1) ключ к шифру (10 цифр от 0 до 9, каждой из ко торой соответствует по две буквы);

    2) 16 шифров (четырехзначные числа).

    Вы должны рядом с каждым шифром выписать

    соответствующие его цифрам буквенные комбина

    ции, составить из них одно четырехбуквенное сло во существительное».

    Например . Шифр 5345, соответствующие соче

    тания букв: 5 ГО; 3 ВК; 4 НЦ; 5 ГО.

    Слово - «ОКНО».

    Время работы 5 минут.

    Ключ к шифру

    ОБРАЗЕЦ БЛАНКА

    Ф. И. О. _______________________________________ Дата __________________

    Глава 5. Психологическая диагностика способностей

    МЕТОДИКА «ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ»

    Методика предназначена для выявления спо собности к обобщению, анализу и классификации.

    Обследуемым предлагается бланк с 20 рядами слов. В каждом из них набор из 5 слов, 2 из которых более всего с ним связаны. Задача обследуемого - найти в каждом ряду по 2 слова, наиболее соответ ствующих обобщающему понятию, и подчеркнуть их. Время на выполнение работы - 3 минуты.

    Тестовое задание (правильные ответы подчеркнуты)

    1. Сад (растения , садовник , собака, забор, земля).

    2. Река (берег , рыба, рыболов, тина, вода ).

    3. Город (автомобиль, здание , толпа, улица , вело сипед).

    4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша , скот, стены ).

    5. Куб (углы , чертеж, сторона , камень, дерево).

    6. Деление (класс, делимое , карандаш, делитель ,

    7. Кольцо (диаметр , алмаз, проба, округлость , пе

    8. Чтение (глава , книга , печать, картина, слово).

    9. Газета (правда, приложение, телеграммы, бу

    мага , редактор ).

    10. Игра (карты, игроки , штрафы, наказания, правила ).

    11. Война (самолеты, пушки, сражения , ружья,

    солдаты ).

    12. Книга (рисунки , война, бумаги, любовь, текст ).

    13. Пение (звон, искусство, голос , аплодисмен

    ты, мелодия ).

    14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания

    почвы , шум , наводнение).

    15. Библиотека (город, книги , лекция, музыка,

    читатели ).

    16. Лес (лист, яблоня, дерево , охотник, волк ).

    17. Спорт (медаль, оркестр, состязание , победа,

    стадион ).

    18. Больница (помещение , сад, враг, радио, боль

    ные ).

    19. Любовь (розы, чувство , человек , город, приро

    20. Патриотизм (город, друзья, родина , семья,

    человек ).

    Оценка выставляется по девятибалльной шкале

    с помощью таблицы 53.

    Таблица 53



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!