Это жизнь - портал для женщин

Кадом. Милостиво-Богородицкий женский монастырь

В городах выживают, а в Кадоме?.. в Кадоме...
Здесь в согласии с Богом живут…
Я услышал, недавно, как песню души:
С неба благовест льётся; свершается таинство
Возрождение нашей Руси

Алексей Богомазов. В Кадоме. 2008 г.

Кадом - посёлок городского типа, административный центр Кадомского района, расположен на обоих берегах реки Мокша, в 245 км от Рязани. Город, судя по картам поселений Древней Руси (реконструкция историков) занимал самое восточное положение, в Рязанском, затем в Московском княжествах. Пограничный пункт на стыке границ Муромского, Рязанского княжеств и Волжской Булгарии.

1) Краткая история

Кадом известен с 1209 года, упоминается под этот год в Никоновской летописи (XVI в.) : «Того же лета убиенъ быстъ в Кадоме тысяцкий резанский Матпей Андреепич»). В XV веке Старый Кадом был перенесен на 6 км ниже по течению из-за разрушительных разливов реки Мокши, в новом городе была построена Кадомская крепость.

* Энциклопедия Мордовия

Http://www.mordovia.info/wiki/

«Во 2-й половине 16 в. были построены следующие засеки: Кадомская (от р. Цны на восток до верховий р. Виндрей)»… Так, Кадомская засека имела Идовские, Авдаловские и Вадовские ворота».

* ЭСБЕ. Кадом

Заштатный город Тамбовской туб., Темниковского у., при р. Мокше. Один из древнейших городов Мещерской обл., купленный вел. кн. Дмитрием Донским в 1381 г. у князя Александра Увковича. В смутное время был занят поляками, но в 1609 г. воевода Шереметев их оттуда изгнал.

2) Существующая этимология

А) В. Г. Милованов. Родословная города

Http://kadom.ru/istorija/rodoslovnaja_goroda.html

«Видный русский историк В.Н.Татишев считал, что происходит оно от арабского слова «ходим» или «кодим», что в переводе означает «стража». Ведь город был укрепленным оборонительным пунктом на восточных рубежах славянской колонизации. А придти это слово могло от камских булгар, которые вели в XI-XII веках оживленную торговлю по Волге с Востоком, а по Оке и Мокше - со славянами и собирали дань с мордовских племен.

Последний председатель Тамбовской губернской ученой архивной комиссии А.Н.Норцов, который побывал в Кадоме и его окрестностях в 1901 году… полагал, что название города свидетельствует о каком-то горестном событии: в переводе с мордовского «кадома», «кадонь» означает нечто потерянное, оставленное…
Некоторые историки предполагали, что словом «кадома» мордовские племена называли участок земли, не доступный большой воде во время паводков, и на таком месте как раз возникло древнее мордовское поселение, которое позднее перешло к славянам. Однако эта версия маловероятна: таких участков в мордовской пойме Мокши было много, причем более возвышенных, чем Старокадомское городище.

Не представляется убедительной и версия Д.Батманова, связывающего название с глаголом «кадомить» - «слоняться без дела, ходить из дома в дом», найденным в словаре В.Даля. Эти действия Д.Батманов приписывает Мокше, которая, по его словам, «в нижнем течении сравнительно часто меняла свое русло». Возможно, и действительно меняла, но, как поясняет В.Даль, глагол «кадомить» бытовал лишь в оренбургских и саратовских говорах, а, как известно, диалекты возникли позднее XIII века. К тому же, когда Кадом уже существовал, саратовские и оренбургские степи все еще были «диким полем», без постоянного, оседлого, населения.
Итак, до сих пор не установлено, почему древний город называется Кадомом».

Б) Земля, дающая силу

Http://www.pravoslavie.ru/put/31381.htm

«Мокша – самый крупный приток Оки, важный торговый путь, и в начале XIII века Кадом, вероятно, был уже значительным торговым и оборонительным пунктом на восточных рубежах Рязанского княжества… Здесь настоящее непривычно близко соседствует с исторической древностью. Вот, например, имя города, Кадом. Откуда оно произошло, до сих пор достоверно не известно. Может быть, от арабского «ходим» или «кодим», что в переводе означает «стража», – ведь город был восточным форпостом завоеванных славянами земель, а прийти это слово могло от камских булгар, которые в XI–XII веках вели оживленную торговлю с Востоком по Волге, а со славянами – по Оке и Мокше. В средние века Кадом был пограничным городом-заставой: здесь проходила сторожевая черта с укрепленными пунктами и оборонительными сооружениями для отражения нападений татар и ногайцев».

В) http://forum.kadom.ru/lofiversion/index.php/t65-50.html

* «По преданию, основал Кадом (Кадим) татарский князь Кадый. «Кадим» по-татарски значит «старина». РИАМЗ научн. архив Д. 611, Рук. 422 Журкин И., Катагощин Б. ГАРО Ф. Р - 5039. Оп. 1, Д. 454, Л. 135».

* «Татищев В. Н. Избранные произведения. - Л-д., 1979. - С. 304: «Кадом, град Шадской провинции, имя сие из арабского ходим, еже стража по-русски, произошло. Сей город весьма изобильствует медом и Москву с протчими довольствует».

2) Применение термина в русском языке

* Словарь русского языка XI-XVII в., Академия Наук СССР, 1980

Кадомы. Оковы, кандалы. «Полоняник Васюк Грязной плачеца… А сижю в пустом городе в кадомах – выработат(ь) нельзя и не у кого». Д. опричн. 1576 г.

Http://www.krotov.info/acts/16/3/krym.htm

Из письма Василия Грязного: «И яз, холоп твой, говорил: "Коли, реку, яз и у государя был, и яз, реку, и тогды не ведал ничего, а ныне, реку, сижю у царя в полону уж три годы в кадамах - вовсе уже в Манкупе два года - и мне, реку, почему ведати государево умышление?».

* Национальный корпус русского языка

В.Н.Татищев. История российская в семи томах. Том второй (1750)

«О кривичах выше показано. Что же он меря, мордва, мещера и черемиса за разныя языки полагает, то его незнание того языка знаменования имян, ибо мордва и черемиса сами зовутся мори, а руские, испортя, назвали меря; и они все одного языка суть, разве малая разница в наречии по разности пределов: черемисы значит восточные, мещера именовали та же мордва, где царь Иоанн Грозный нагайскими татары населил и где грады их Темников, Кадом, Елатма и пр. Но разве Нестор вместо народа язык именовал, как то у славян употребляемо».

3) Обобщение и вывод

* Итак, исследователи опираются на языки: арабский, мордовский, ногайский, татарский, русский, мордовский, некоторые авторы комментариев выводят топоним из финно-угорских языков. Официально признанного истолкования топонима Кадом – нет.
* Никто из исследователей не использует в своих изысканиях сакральный язык иудеохристианства – иврит, очевидно игнорирование этого языка; еврейский Бог есть, языка бога нет – алогично, не правда ли? Эти территории в VIII-X вв. находились под контролем Хазарского каганата, государственный язык – иврит (первый письменный в регионе), религия – иудаизм. Волжская Булгария – данник каганата, вплоть до его исчезновения, Киевская Русь – вторичное государственное образование в регионе.

Целесообразно рассмотреть топоним в связи с сакральным языком иудеохристианства – ивритом.

4) Терминология иврита и библейский образ

Расположение города Кадом – восточная пограничная окраина Рязанского княжества, позднее Московского государства, самый крайний пограничный пункт Руси на востоке.
Подобный гидроним находится на Украине – река Кодыма, истекает в восточном направлении, в Новое время граница между Польшей и Османской империей (см. работу «Кодыма – этимология»).

А) Терминология

* КАДОМ = ивр. КАДИМ восток; КЕДЕМ восток, передняя часть; КЕДМА на восток; КИДМА восточное направление, восточная часть чего-либо.

* ивр. КАДМА древность, старина (один корень).

* ЕЭБЕ. География Библии

«Страны света, границы и моря. - Восход и закат солнца служили у древних евреев единственным средством для распознавания стран света; определяя направление, они всегда обращались лицом в ту сторону, где восходило солнце. Поэтому ту страну света, которую мы называем востоком, они называли " передом" (Быт., 2, 8; 12, 8 и др.)».

Б) Библейские образы

* Бытие 2:8: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке (кедем), и поместил там человека, которого создал».

* Бытие 4:16: «И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток (кидма) от Едема».

* Бытие 28:14: «и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку (кедем), и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные».

* Иезекииль 25:4: «за то вот, Я отдам тебя в наследие сынам востока (кедем), и построят у тебя овчарни свои, и поставят у тебя шатры свои, и будут есть плоды твои и пить молоко твое».

* Иезекииль 43:2: «И вот, слава Бога Израилева шла от востока (кадим), и глас Его - как шум вод многих, и земля осветилась от славы Его».

Таким образом, русский топоним Кадом является транслитерацией (передача слова посредством другого алфавита) библейского термина КЕДЕМ (восток), обычное написание в древних еврейских текстах – К.Д.М. (без огласовок, гласных знаков). Очевидно, что древнерусские монахи-книжники и переводчики знали библейскую терминологию и применяли её в топографической номенклатуре (роспись имен).

Если человек усваивает определенную религию, то и мышление (терминология, образы) его должно быть связано с философией этой религии. Теория (Библия) необходимо должна быть перенесена на практику (хозяйственную деятельность), иначе - раздвоенность сознания, непонимание связей между предметами и объектами природы естественной и искусственной.

В рубрику "Исчезнувшие города"

Если вам посчастливится попасть в живописные места земли рязанской, то мой вам совет - не пропустите небольшой городок Кадом, историей своей уходящий в глубокую старину и до сих пор впечатляющий приезжих своей исконно русской красотой. Он раскинулся на берегах живописной реки Мокши (приток реки Оки).

Сейчас это поселок городского типа, административный центр Кадомского района Рязанской области. Поселок расположен на обоих берегах реки Мокша, в 245 км от Рязани, в 61 км к северо-востоку от железнодорожной станции Сасово на линии Рязань — Рузаевка. Население — 5333чел.

Между тем городок этот - один из древнейших на рязанщине. Кадом известен с 1209 г., впервые упоминается в Никоновской летописи. В XV в. Старый Кадом был покинут жителями вследствие разрушительных разливов реки Мокши. Новый населенный пункт был основан на песчаных холмах в шести километрах ниже по течению, где была построена Кадомская крепость.

Кадом, находясь на переднем крае восточных рубежей славянской колонизации, в XII-XIII вв. оказался в центре борьбы за новые земли и торговые пути. А на территории, которая условно названа Кадомским краем, шел процесс слияния различных этнических групп. Она была своего рода контактной зоной, где смешивались славянские племена с финно-уграми.

В середине XV в. Кадом с округой был отдан в удел казанскому царевичу Касиму и до конца XVII в. был в составе Касимовского ханства. В Смутное время Кадом был захвачен польскими интервентами. В 1652—1764 гг. здесь существовал мужской монастырь.

С 1779 г. Кадом — уездный город Тамбовского наместничества. В 1787 г. был выведен за штат. В 1861 г. в Кадоме насчитывалось 7365 жителей, действовало четыре церкви, женский монастырь. Статус города Кадом носил до 1926 г., затем утратил его, но в 1958 г. был утвержден поселком городского типа.

С названием города связана не одна легенда. Предание гласит, что среди дремучего леса на большом холме в центре Кадома была построена крепость, и у ее подножия возникли Пушкарская и Стрелецкая слободы. На Вознесенском холме существовало славянское городище. На этом холме стояла крепость хана Кадыша. По одной из легенд выходит, что основательницей города следует считать русскую девушку Вассу. В дни татарского нашествия, а может быть, и до этого времени, христианская девушка - подвижница Васса, находясь рабою у мордвы, бежала из плена. Преследовать ее пустился хозяйский сын. Бежал он быстро - вот-вот нагонит. Добежала Васса до левого берега Мокши и бросилась в реку, чтобы утопить себя, но чудом была спасена и выкинута на правом берегу реки живая. Очнувшись и едва собрав силы, пошла она от берега по дремучему лесу и от бессилия едва поднялась на высокий холм, как раз на тот, где теперь кадомская кладбищенская церковь (сейчас называется Вознесенской горой). Но там вновь изнемогла и лишилась чувств. Природа, однако, взяла свое. Придя в себя, Васса утолила голод, набрав орехов и наломав дягиля. Орехов в тех лесах всегда было большое изобилие, а дягиль мясист и вкусен. Потом сыскала в горе для себя расселину и приютилась кое-как. Наступившие холода заставили ее покрыть и загородить свое убежище, устроить себе жилье «как дом». Она обжилась и решила посвятить себя пустынной жизни. Много лет прошло в отшельничестве. Обладая даром предсказания, Васса стала известной жителям окрестных селений, которые приходили к ней для исцеления недугов или за благими советами. Пещера, в которой она жила зимой и летом, не имела ни печки, ни очага, но всегда была теплой, «как дом». Приходящим с разных сторон нравилась эта местность, и они мало помалу начали селиться на этой горе. А после ее кончины это новое поселение получило название «Как Дом», в воспоминание ее пещеры, теплой «как дом» - Кадом.
Немало еще версий о происхождении названия «Кадом» выдвигается историками и лингвистами. Но, как бы то ни было, древнее имя города осталось нетронутым на протяжении веков.

Сведения о Кадомском крае можно встретить не только в трудах историков и архивных документах, но и в справочной и мемуарной литературе, в работах по топонимике и энтографии. Кроме того, о событиях давних лет рассказывают легенды и предания.
Упоминается же Кадом летописцем в связи с убийством в городе рязанского тысяцкого Матвея Андреевича. Существует несколько версий, которые выдвинули историки, объясняя причину этого убийства, в разное время, - попытка рязанцев захватить тогда еще мордовский Кадом; стремление усмирить непокорных жителей города, сражение рязанских дружинников с булгарами, а, может быть, с половцами. Но что бы ни стояло за гибелью тысяцкого - Кадом в начале XIII в. был уже довольно важным торговым, административным и сторожевым пунктом на восточных рубежах Рязанского княжества, где, по свидетельству археолога Н.В.Говорова, уже в XII в. соприкасались и переплетались поселения славян и мордвы.

После того, как в 1779 г. Кадом стал уездным городом Тамбовского наместничества, в 1781 г. ему был утвержден герб: в верхней части щита губернский герб - на лазоревом поле улей и три пчелы, а в нижней половине - в золотом поле два положенных крестообразно молотила, в знак изобилия Кадома и его уезда хлебом. Современный герб разработан художником Михаилом Шелковенко и утвержден решением Кадомской районной Думы от 9 июля 1998 г. (№48). В зеленом поле два молотила накрест, сопровождаемые во главе тремя пчелами; все фигуры золотые. В золотой вольной части со скругленным углом - старинная зеленая княжеская шапка с черной собольей опушкой, над которой - золотое украшение (городок) с зеленым самоцветным камнем.

Природа дала городку все, о чем может мечтать русский человек: чистый воздух, голубые озера, заливные луга, сплошное кольцо хвойных и смешанных лесов. А сам городок привольно расположился в живописной местности — природной достопримечательностью Кадома являются невысокие живописные холмы. Они придают скромному городку своеобразный и неповторимый облик. По происхождению - это геологические отложения ледникового периода, так называемые останцы, хотя в народе существовала легенда о том, что «горы» в Кадоме рукотворные, мол, насыпали их в старину по приказу хана Кадыма, чтобы надежно защитить город от нападения врагов и будто бы возвышались они сплошной стеной, да потом река разделила их надвое.

Легенда впечатляет. И все же холмы, высота которых от 18 до 25 м, оставил отступающий ледник. С 1977 года они охраняются государством как исторические ландшафтные объекты.

Всякий, кто приезжает в Кадом впервые, находит время подняться на холмы. Оттуда открывается чудесный вид. Улицы и дома, мост через речку, просторы ближних лугов и далекая стена леса - эта панорама выразительна в любое время года. Но даже не все местные знают, как называется каждый из холмов. Здесь практически в любое время года человек, любящий русскую природу, может отдохнуть и получить заряд положительной энергии.

Кадомчане прикладывают большие усилия к тому, чтобы улицы были чистыми, ухоженными и радовали глаз обилием зелени и цветов. Удивительные следы на земле оставили события прошлого, воплощенные в памятники старины, дошедшие до наших дней.
Три столетия назад в Кадоме дало корни удивительное искусство, «импортированное» из славного итальянского города Венеции - вениз. Знатоки утверждают: венецианское кружево в самой Венеции давно уже существует только в музейных залах. Здесь, в глубине рязанско-мордовских лесов, «кадомское чудо» до сих пор живо.

Особый интерес Кадом предоставляет для православных россиян. В двух храмах регулярно проводятся службы, праздничные богослужения и церковные обряды. В Кадомский Милостиво-Богородицкий женский монастырь приезжает большое количество паломников как на богослужения, так и для общения с известным священнослужителем архимандритом Афанасием.

Уникальное место есть недалеко от города - это целебный источник Паника. Название его происходит от эрзянского слова, близкого по значению к глаголу «загонять», «прогонять». Вероятно, в глубокой древности здесь было становище для охотников, куда они приносили свою добычу. Сегодня вид места, где находится источник, несколько отличается от описанного в старых книгах - вырублен лес, нет храма, но вода источника до сих привлекает к себе всех паломников.

Кадомчане не теряют веры в возрождение своего древнего города, надеются, что его исторические памятники будут восстановлены. Не смотря ни на что Кадом до сих пор не утратил самобытности и поражает своей неброской красотой.

Муниципальное образование – Ка́домский муниципальный район расположен на северо-востоке Рязанской области в 245 километрах от города Рязани. Протяженность территории с севера на юг – 32 км, с запада на восток – 31,2 км. Общая площадь составляет 986,02 км 2 . Административным центром является р.п. Кадом, расположенный в 260 км от г. Рязани.

Кадомский муниципальный район находится в меридиональном понижении, в котором располагаются долины рек Цны и Мокши. Здесь лежат самые низкие точки Рязанской области. Общий рельеф района представлен волнистой равниной, изрезанной оврагами на большей части территории. Склоны их большей частью задернованы.

Кадомский район граничит на севере с Ермишинским районом, на востоке - с Республикой Мордовия, на юге - с Сасовским районом, на западе - с Пителинским районом. Площадь земель Кадомского муниципального района составляет 98602 га

Краткая историческая справка

Территория современного Кадомского района относилась с 1787 года к Елатомскому и Темниковскому уездам Тамбовской губернии. В 1923 г. Елатомский уезд и западная часть Темниковского узда вошли в состав Рязанской губернии. Кадомский район в своем нынешнем виде был образован в 1929 году.

Центр района – р.п. Кадом () – образован в 1209 году, и впервые упоминается в Никоновской летописи.

Кадомская сторона издревле принадлежала мордве. При образовании Рязанского княжества мордовские земли вошли в его состав. В середине XIII века кадомская земля попала под татаро-монгольское иго.

В XV веке Старый Кадом был оставлен из-за опустошительных разливов р. Мокша, и население его переселилось на 6 км южнее в Новый Кадом. Его песчаные холмы высотой до 20-25 метров были спасением от наводнений.

Среди дремучего леса на большом холме в центре Кадома была построена крепость. У ее подножия возникли пушкарская и стрелецкие слободы. На Вознесенском холме существовало славянское городище, где, согласно преданию, стояла крепость хана Кадыма.

В 1426 году великий князь Василий Темный передал Кадом в «кормление» одному из московских бояр – мценскому воеводе Григорию Протасову – за его победу над татарами в 1423 и 1424 годах. В середине XV века Москва отдала Мещерский Городец (ныне Касимов) на Оке и Кадом с округой в удел казанскому царевичу Касиму. Удельное Касимовское «царство», подчиненное Москве, просуществовало до конца XVII века.

В Смутное время Кадом был взят польскими интервентами, но воевода Ф.И. Шереметев освободил от них город в 1609 году.

В освоении кадомской земли и образовании селений большую роль сыграло возведение укреплений засечных черт – Шацкой, Кадомской и Темниковской. За засечными линиями со сторожками крестьяне чувствовали себя в относительной безопасности от набегов нагайских татар и могли заниматься земледелием и хозяйством. В документах впервые упоминаются селения:

  • Сумерки и Верик (ныне Верки) – в конце XVI в.,
  • – в 1602 г.,
  • Игнатьево – в 1617 г.,
  • Акбердеева, Заулки, – в 1630 г.,
  • Полтевы Пеньки – в 1645 г.,
  • Енкаево, Енгазино, Пошатово, Савино, Пургасово – в 1648 г.,
  • Просяные Полянки – в 1680 г.,
  • Богданово – в 1676 г.,
  • Новоселки – в 1680 г.,
  • Матча – в 1698 г.,
  • Чермные – в 1700 году.

В середине XVII века Старый Кадом был центром распространения миссионерской и монастырской колонизации в Темниковском уезде. В 1652-1764 г. здесь был мужской монастырь. С этого времени татарские князья, мурзы все чаще переходят из мусульманской веры в христианскую.

В первой половине XVIII века территория современного Кадомского района относилась попеременно к губерниям: с 1708 г. – Казанской, с 1719 г. – Азовской, с 1725 г. – Воронежской губернии Шацкой провинции.

По мере расширения границ Русского государства Кадомская крепость теряет свое значение, и Кадом превращается в административный центр. В 1779 г. Кадом стал уездным городом Тамбовского наместничества. После этого, в 1781 г., ему был утвержден герб: в верхней части щита губернский герб – на лазоревом поле улей и три пчелы, а в нижней половине – в золотом поле два положенных крестообразно молотила, в знак изобилия Кадома и его уезда хлебом. В 1787 году указом Кадом из уездного города переименован в посад, став одним из заштатных городов Тамбовской губернии.

В 1861 году в Кадоме проживало 7365 жителей, из них мещан – 5804, купцов – 529, дворян – 85. В городе было четыре церкви, женский монастырь с 1793 года, 853 деревянных дома, 62 лавки, две харчевни, городская больница, приходское училище, почтовая станция, пристань. Городские купцы торговали лесом, хлебом, скотом.

В 1866 году имелись помещичьи предприятия: винокуренное в селе , крахмалопаточное в селах Будаево, Кулаевы Починки, Матча. Помещики имели заводы: конный – в с. Черном, крупного рогатого скота – в , овчарный – в с. Лунино.

В конце XIX века по церковному ведомству в селах открываются начальные школы. В 1867 г. – в Новоселках, в 1860 г. – Полтевых Пеньках, в 1885 г. – Енкаево, в 1890 г. – Просяных Полянах, в 1893 г. – Матча, в 1894 г. – Игнатьево. В 1898 г. в Соловьяновке была открыта министерская начальная школа.

1905 году в Кадоме открывается женская прогимназия, ставшая в 1912 году женской гимназией со специальным педагогическим восьмым классом. В 1910 году в Кадоме было открыто городское четырехклассное училище. В Полтевых Пеньках были организованы: в 1909 году – земская больница с амбулаторией, в 1910 году – земская начальная школа, в 1911 году – ветеринарный пункт. В 1914 году частные предприятия были небольшими: в Кадоме – кожевенные заводы и маслобойки, в селах , – винокуренные заводы, в селах Енкаево, Пургасово – крахмальные заводы, в селе Матча – паточное заведение, в селе Чермные – древесный завод. Пользовались известностью изделия Кадомской кружевной школы.

В основном население Кадомского района занималось сельским хозяйством, заготовкой и сплавом леса в окские и волжские города, плетением кружев и вышивкой. Распространенным промыслом были переработка древесины, изготовление деревянной посуды, колес, телег, саней, бочек, производство дегтя, плотническое ремесло.

На базе старых промыслов в 1929 году было создано предприятие заводского типа – Мокшанская судоверфь, где изготовлялись деревянные баржи для Московского пароходства, которые ходили по Оке и Мокше.

Исторические памятники в районе почти разрушены. Из действующих до революции церквей осталось в целости только четыре – в р.п. Кадом, в с. , Троицкая церковь в с. Старый Кадом, в с. . В них до сих пор ведутся богослужения. Всероссийскую известность получил женский Милостиво Богородицкий монастырь, основанный в 1793 году; в нем хранились высокохудожественные предметы церковной утвари и старинные иконы. В 1868 году в обители было открыто женское училище. В наши дни монастырь возродил свое существование, в нем проводятся богослужения.

В 2009 году в с. завершилось строительство (на месте сгоревшей). Церковь открыта, там возобновилась служба. В с. Котелино освящены источник во имя Всех Святых и купальня, оборудованная около этого родника.

В настоящее время разработаны мероприятия по дальнейшему благоустройству района – строительству и реконструкции дорог по улицам, обустройству зон отдыха, разбивке цветников, посадке деревьев и кустарников, по строительству пирсов к водоемам.

Административно-территориальное деление

В состав территории Кадомского муниципального района входят территории муниципальных образований:

  • Кадомского городского поселения (административный центр – поселок городского типа Кадом), которое включает в себя 7 населенных пунктов: рабочий поселок Кадом, село Преображенка, деревни Большое Лунино, Крутец, Малое Лунино, Семеновка, поселок Ильиновка;
  • Восходского сельского поселения (административный центр – село ), которое включает в себя 15 населенных пунктов: села Восход, Матча, Новоселки, Просяные Поляны, деревни Богданово, Варваровка, Высокие Сечи, Труфановы Поляны, Никиткино, Савино, Будаево, Выползово, поселки Свободный, Ясная Поляна, Октябрьское лесничество;
  • Енкаевского сельского поселения (административный центр – село Енкаево), которое включает в себя 16 населенных пунктов: села Енкаево, Четово, Чернышово, Старый Кадом, Старое Пошатово, Пургасово, деревни Енгазино, Еромчино, Жданово, Желаево, Кожухово, Колетино, Красные Починки, Новые Починки, Новое Пошатово, Трубаковка;
  • Котелинского сельского поселения (административный центр – село ), которое включает в себя 29 населенных пунктов: села Котелино, Соловьяновка, Чермные, деревни Ивановка, Нижне-Никольск, Большая Пановка, Вознесеновка, Малая Пановка, Панская, Раковка, Амплеевка, Болкино, Гунаевка, Криковка, Кутуевка, Липляйка, Новое Высокое, Новое Панино, Новая Галаховка, Петрикеевка, Петрослободка, Симушка, Старое Высокое, Старая Галаховка, Старое Панино, Шмелевка, Юзга, поселки Давыдовка, Дарьино;
  • Кущапинского сельского поселения (административный центр – деревня Кущапино), которое включает в себя 13 населенных пунктов: деревни Кущапино, Верки, Заулки, Кулаевы Починки, Курмановы Починки, Акбердеево, Винищи, Марьевка, Николаевка, Сумерки, села , Игнатьево, поселок Муханов.

Климат, полезные ископаемые, водные ресурсы, почвы, леса

Климат Кадомского муниципального района умеренно-континентальный с умеренно-холодной зимой и теплым летом. Самым холодным месяцем в году является январь, самым теплым – июль. Для Кадомского района характерно колебание осадков по сезонам года и отдельным годам.

Полезные ископаемые . На территории муниципального района разведаны и эксплуатируются нерудные полезные ископаемые, сосредоточенные в центральной части района. Запас глины и суглины для кирпично-черепичных изделий расположен в с. Енкаево. В долинах рек находятся месторождения песков. Кроме этого, в Кадомском районе имеются залежи торфа, мореного дуба, кварцевого песка.

Водные ресурсы . С севера на юг через весь район протекает большая река – Мокша, впадающая в р. Ока. Она является основной водной артерией района, в её водах водится стерлядь, лещ, щука, жерех, судак, окунь и др. рыба. В нее впадают два притока – Вад и Ермишь. В поймах рек имеется масса понижений, болот, озер, стариц.

Почвы района представлены серыми и светло-серыми лесными, дерно-слабо-средне-сильно подзолистыми, аллювиальными (пойменными) почвами. Глубина пахотного горизонта в среднем достигает 21-23 см. Содержание гумуса составляет от 2% до 3%. Реакция солевой вытяжки почвенного раствора разнообразная – от сильнокислой до нейтральной и выше. Содержание фосфора и калия низкое.

Леса . Кадомский муниципальный район расположен в зоне смешанных лесов. Основные типы растительности – леса, луга. Территория, покрытая лесом, составляет 28,1%. Животный мир района довольно богат и разнообразен. Повсеместно встречаются белка, лисица, куница, лось, заяц, медведь, кабан, волк. Район богат птицами.

Связь, средства массовой информации

В муниципальном образовании – Кадомский муниципальный район функционирует АТС, которая имеет выход на междугородное и международное сообщение и компьютерную сеть Интернет, также в районе связь обеспечивают несколько операторов сотовой связи.

В 2011 году в районе проведена оптико-волоконная связь, которая дает возможность предоставления населению и организациям района цифрового телевидения и высокоскоростного Интернета.

Сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

кадом - [کدام] ҷонишини саволӣ чӣ?, кӣ?, чӣ гуна?, чӣ хел?; барои пурсиш дар мавриди интихоби байни ду ё чанд чиз, шахс ё макон ба кор меравад. кадом вақт а) кай?, чӣ вақт? б) боре, рӯзе; кадом рӯзе, ки ҳар рӯзе, ки; ҳар гоҳ, ки; аз кадом… шахс ё ҷои… …

кадомӣ - [کدامي] ниг. кадом; кадом як … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

Кадом - Кадом, посёлок городского типа в Рязанской области, центр Кадомского района, в 245 км к востоку от Рязани. Расположен на р. Мокша (приток Оки), пристань, в 61 км к северо востоку от железнодорожной станции Сасово. Население 7,1 тыс.… … Словарь "География России"

Посёлок городского типа, центр Кадомского района Рязанской области РСФСР. Пристань на правом берегу р. Мокша (приток Оки), в 61 км к С. В. от ж. д. станции Сасово (на линии Рязань Рузаевка). Деревообрабатывающий комбинат, крахмальный и… … Большая советская энциклопедия

Заштатный город Тамбовской туб., Темниковского у., при р. Мокше. Один из древнейших городов Мещерской обл., купленный вел. кн. Дмитрием Донским в 1381 г. у князя Александра Увковича. В смутное время был занят поляками, но в 1609 г. воевода… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Поселок городского типа в Рязанской обл. Расположен на р. Мокше (приток Оки). Население 7,1 тыс. чел. Впервые упоминается в 1209, в 1381 как город. С 1779 уездный город Тамбовского наместничества, в 1778 оставлен за штатом. Архитектурные… … Русская история

Кадом 1 - 391671, Рязанской, Кадомского …

Кадом РУПС - 391670, Рязанской, р.ц.Кадомского … Населённые пункты и индексы России

Кадом РУПС, Рязанской, р.ц.Кадомского … Населённые пункты и индексы России

Книги

  • Московский Журнал. История государства Российского №3 (303) 2016 , Отсутствует. «Московский Журнал. История государства Российского» – ежемесячный литературно-художественный историко-краеведческий журнал. Издается с 1991 года. На страницах издания печатаются статьи о…


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!