Это жизнь - портал для женщин

Институт географии российской академии наук. Практическая география и вызовы XXI века

Институт географии РАН (ИГ РАН) - российская государственная научно-исследовательская организация, учрежденная в 1918 году Российской академией наук (РАН) и входящая в её состав (отделение наук о Земле , секция океанологии, физики атмосферы и географии), целью которой является получение, накопление и систематизация научных географических знаний, знаний о Земле .

История

  • 1918 - Отдел промышленно-географического изучения центра России Комиссии по изучению естественных производительных сил страны (КЕПС) Российской академии наук (РАН);
  • 1925 - Отдел промышленно-географического изучения центра России Комиссии по изучению естественных производительных сил страны Академии наук СССР;
  • 1926 - Географический отдел Комиссии по изучению естественных производительных сил страны (КЕПС) Академии наук СССР.
  • 1930 - Геоморфологический институт (ГЕОМИН) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук СССР
  • 1934 - Институт физической географии (ИФГ) Совета по изучению производительных сил Академии наук СССР
  • 1936 - при слиянии Коммунистической академии с АН СССР: Институт географии (ИГ) Совета по изучению производительных сил Академии наук СССР
  • 1960 - Институт географии Академии наук СССР (ИГАН)
  • 1991 - Институт географии Российской академии наук (ИГРАН)

Периодизация истории Института географии

№ этапа Годы этапа Условное название этапа Названия организации Руководители организации Направления и приоритеты исследований Деятельность Зоны внимания
1 этап 1918-1929 годы Образование СССР, формирование коллектива * 1918 год - Отдел промышленно-географического изучения центра России Комиссии по изучению естественных производительных сил страны (КЕПС) Российской академии наук (РАН);
* 1925 год - Отдел промышленно-географического изучения центра России Комиссии по изучению естественных производительных сил страны (КЕПС) Академии наук (АН) СССР;
* 1926 год - Географический отдел Комиссии по изучению естественных производительных сил страны (КЕПС) Академии наук (АН) СССР.
* 1918-1923 годы - М. И. Боголепов ;
* 1923-(1951) годы - А. А. Григорьев .
реорганизация промышленного и экономического развития Советской России: экономические, экономико-географические, комплексные (с 1921 года) исследования. * исследования многоотраслевые экспедиционные;
* популяризация и пропаганда географических знаний.
* Россия (в целом, окраинные районы);
* СССР (районы нового освоения: Большеземельская тундра, Кольский полуостров, Южный Урал, Центральная Якутия).
2 этап 1930-1941 годы Коллективизация, индустриализация СССР, оформление Института * 1930 год - Геоморфологический институт (ГЕОМИН) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР;
* 1934 год - Институт физической географии (ИФГ) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР;
* 1936 год - при слиянии Коммунистической академии с АН СССР:
А. А. Григорьев * изучение процессов и типов природной среды;
* методологические исследования;
* экономико-географические, ресурсные, страноведческие исследования;
* региональные исследования по отраслям.
* исследования: теоретические, прикладные научные (экспедиционные и стационарные);
* международное научное сотрудничество.
СССР (районы перспективного хозяйственного развития: Север, Западная Сибирь, Средняя Сибирь, Забайкалье, Дальний Восток, Памир, Средняя Азия, Казахстан).
3 этап 1941-1945 годы Великая Отечественная война Институт географии (ИГ) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР. А. А. Григорьев * военная география и страноведение (прикладные исследования - комплексные, отраслевые и методические):
* составление общих и специальных военногеографических карт,
* описание прифронтовых районов,
* разработка вариантов оптимального размещения эвакуированных предприятий,
* исследование агроклиматических, земельных, трудовых ресурсов.
* обслуживание боевых действий и тылового хозяйства:
* исследования, экспедиции, консультации.
* СССР (восток и юг; временно оккупированные территории);
* страны-участницы Второй мировой войны.
4 этап 1946-1951 годы Восстановление экономики СССР Институт географии (ИГ) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР. * По 1951 год - А. А. Григорьев восстановление экономики и создание новых территориально-производственных комплексов в СССР - прикладные ресурсные, страноведческие, общие теоретические исследования:
* проектирование территориально-производственных комплексов;
* природное и экономико-географическое районирование;
* отраслевые академические исследования по геоморфологии, климатологии, гляциологии, биогеографии;
* естественно-историческое районирование.
теоретические и прикладные исследования;
* экспедиции;
* организация сети географических учреждений в СССР;
* подготовка местных кадров.
* СССР (восток);
* страны народной демократии.
5 этап 1951-1960 годы Развитие народного хозяйства и преобразование природы СССР Институт географии (ИГ) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР. И. П. Герасимов отраслевые фундаментальные и прикладные исследования;
* организует географическую науку в СССР;
* устанавливает международные научные связи.
* СССР:
* восток (районы нового освоения);
* центр (обжитые районы);
* страны народной демократии;
* капиталистические страны.
6 этап 1960-1985 годы Институт географии (ИГ) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР. И. П. Герасимов * исследования окружающей среды, хозяйства, ресурсов, ресурсообеспеченности;
* исследования территориальной организации;
* организует и координирует географическую науку в СССР;
* осуществляет международное сотрудничество со странами СЭВ.
* СССР (все регионы);
* страны социалистического содружества;
* капиталистические и неприсоединившиеся страны.
7 этап 1985-1991 годы Организация междисциплинарных и специализация отраслевых исследований Институт географии (ИГ) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР. * 1985-2015 - В. М. Котляков * инвентаризация ресурсов;
* экологические исследования;
* изучение всех стран в единых рамках:
- законов общественного развития,
- окружающей природной среды и экологии;
* координирует географическую науку в СССР и за рубежом;
* участвует в международных программах всех зарубежных стран.
8 этап 1991-1995 годы Геоинформационная революция Институт географии Российской академии наук (РАН). В. М. Котляков * исследование территориального развития;
* исследование разнообразия природы и общества;
* серийные прикладные и фундаментальные исследования.

Научные направления

  • Эволюция природной среды и ресурсы поверхности суши.
  • Причины и факторы глобальных изменений природной среды.
  • Природные криогенные системы, динамика процессов в криосфере.
  • Географические проблемы природопользования и охраны окружающей среды.
  • Взаимодействие природы и общества в условиях возрастающего антропогенного воздействия на среду.
  • Региональные основы устойчивого развития природы и общества.
  • Геоинформационные технологии и картографирование.
Последние основные достижения
  • Созданы уникальные фундаментальные географические атласы «Природа и ресурсы Земли», «Атлас Снежно-ледовых ресурсов мира».
  • Разработаны критерии оценки экологической обстановки, составлено более 30 экологических карт разного масштаба на отдельные страны СНГ и регионы России, а также карты риска природных и техногенных катастроф.
  • Восстановлена история климата за четыре климатические цикла (420 тысяч лет) по данным ледяного керна Антарктического ледникового покрова.
  • Разработаны сценарии изменения природных зон и ландшафтов Северного полушария и России при глобальном потеплении климата.
  • Разработаны и внедрены концепции, методы, программы и технологии геоинформационных систем и электронного картографирования.
  • Выявлены закономерности в сдвигах территориальной структуры хозяйства и общества России, даны рекомендации по их оптимизации.
  • Предложена методика и дана оценка ресурсохозяйственной и экологической надежности региональных систем природопользования России.

Структура

  • Отдел гляциологии
  • Отдел физической географии и проблем природопользования
  • Отдел социально-экономической географии
  • Лаборатория биогеографии
  • Лаборатория географии мирового развития
  • Отдел географии и эволюции почв
  • Лаборатория радиоуглеродного датирования и электронной микроскопии
  • Лаборатория геоморфологии
  • Лаборатория гидрологии
  • Лаборатория картографии
  • Лаборатория климатологии
  • Лаборатория эволюционной географии
  • Лаборатория геополитических исследований
  • Лаборатория геоинформационных исследований
  • Лаборатория антропогенных изменений климатической системы (ЛАИКС)

Журналы Института

Известные сотрудники

См. также

Напишите отзыв о статье "Институт географии РАН"

Примечания

Литература

Составитель А.В. Дроздов, отв. ред. В.М. Котляков . . - М .: Товарищество научных изданий КМК, 2012. - С. 554. - ISBN 978-5-87317-877-3 .

Ред.-сост. Т. Д. Александрова; Отв. ред. В. М. Котляков . Институт географии и его люди: К 90-летию со дня образования. - М .: Наука , 2008. - С. 680. - ISBN 978-5-02-036651-0 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Институт географии РАН

– Какой? Наш князь? – заговорили голоса, и все заторопились так, что насилу князь Андрей успел их успокоить. Он придумал лучше облиться в сарае.
«Мясо, тело, chair a canon [пушечное мясо]! – думал он, глядя и на свое голое тело, и вздрагивая не столько от холода, сколько от самому ему непонятного отвращения и ужаса при виде этого огромного количества тел, полоскавшихся в грязном пруде.
7 го августа князь Багратион в своей стоянке Михайловке на Смоленской дороге писал следующее:
«Милостивый государь граф Алексей Андреевич.
(Он писал Аракчееву, но знал, что письмо его будет прочтено государем, и потому, насколько он был к тому способен, обдумывал каждое свое слово.)
Я думаю, что министр уже рапортовал об оставлении неприятелю Смоленска. Больно, грустно, и вся армия в отчаянии, что самое важное место понапрасну бросили. Я, с моей стороны, просил лично его убедительнейшим образом, наконец и писал; но ничто его не согласило. Я клянусь вам моею честью, что Наполеон был в таком мешке, как никогда, и он бы мог потерять половину армии, но не взять Смоленска. Войска наши так дрались и так дерутся, как никогда. Я удержал с 15 тысячами более 35 ти часов и бил их; но он не хотел остаться и 14 ти часов. Это стыдно, и пятно армии нашей; а ему самому, мне кажется, и жить на свете не должно. Ежели он доносит, что потеря велика, – неправда; может быть, около 4 тысяч, не более, но и того нет. Хотя бы и десять, как быть, война! Но зато неприятель потерял бездну…
Что стоило еще оставаться два дни? По крайней мере, они бы сами ушли; ибо не имели воды напоить людей и лошадей. Он дал слово мне, что не отступит, но вдруг прислал диспозицию, что он в ночь уходит. Таким образом воевать не можно, и мы можем неприятеля скоро привести в Москву…
Слух носится, что вы думаете о мире. Чтобы помириться, боже сохрани! После всех пожертвований и после таких сумасбродных отступлений – мириться: вы поставите всю Россию против себя, и всякий из нас за стыд поставит носить мундир. Ежели уже так пошло – надо драться, пока Россия может и пока люди на ногах…
Надо командовать одному, а не двум. Ваш министр, может, хороший по министерству; но генерал не то что плохой, но дрянной, и ему отдали судьбу всего нашего Отечества… Я, право, с ума схожу от досады; простите мне, что дерзко пишу. Видно, тот не любит государя и желает гибели нам всем, кто советует заключить мир и командовать армиею министру. Итак, я пишу вам правду: готовьте ополчение. Ибо министр самым мастерским образом ведет в столицу за собою гостя. Большое подозрение подает всей армии господин флигель адъютант Вольцоген. Он, говорят, более Наполеона, нежели наш, и он советует все министру. Я не токмо учтив против него, но повинуюсь, как капрал, хотя и старее его. Это больно; но, любя моего благодетеля и государя, – повинуюсь. Только жаль государя, что вверяет таким славную армию. Вообразите, что нашею ретирадою мы потеряли людей от усталости и в госпиталях более 15 тысяч; а ежели бы наступали, того бы не было. Скажите ради бога, что наша Россия – мать наша – скажет, что так страшимся и за что такое доброе и усердное Отечество отдаем сволочам и вселяем в каждого подданного ненависть и посрамление. Чего трусить и кого бояться?. Я не виноват, что министр нерешим, трус, бестолков, медлителен и все имеет худые качества. Вся армия плачет совершенно и ругают его насмерть…»

В числе бесчисленных подразделений, которые можно сделать в явлениях жизни, можно подразделить их все на такие, в которых преобладает содержание, другие – в которых преобладает форма. К числу таковых, в противоположность деревенской, земской, губернской, даже московской жизни, можно отнести жизнь петербургскую, в особенности салонную. Эта жизнь неизменна.
С 1805 года мы мирились и ссорились с Бонапартом, мы делали конституции и разделывали их, а салон Анны Павловны и салон Элен были точно такие же, какие они были один семь лет, другой пять лет тому назад. Точно так же у Анны Павловны говорили с недоумением об успехах Бонапарта и видели, как в его успехах, так и в потакании ему европейских государей, злостный заговор, имеющий единственной целью неприятность и беспокойство того придворного кружка, которого представительницей была Анна Павловна. Точно так же у Элен, которую сам Румянцев удостоивал своим посещением и считал замечательно умной женщиной, точно так же как в 1808, так и в 1812 году с восторгом говорили о великой нации и великом человеке и с сожалением смотрели на разрыв с Францией, который, по мнению людей, собиравшихся в салоне Элен, должен был кончиться миром.
В последнее время, после приезда государя из армии, произошло некоторое волнение в этих противоположных кружках салонах и произведены были некоторые демонстрации друг против друга, но направление кружков осталось то же. В кружок Анны Павловны принимались из французов только закоренелые легитимисты, и здесь выражалась патриотическая мысль о том, что не надо ездить во французский театр и что содержание труппы стоит столько же, сколько содержание целого корпуса. За военными событиями следилось жадно, и распускались самые выгодные для нашей армии слухи. В кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к примирению. В этом кружке упрекали тех, кто присоветывал слишком поспешные распоряжения о том, чтобы приготавливаться к отъезду в Казань придворным и женским учебным заведениям, находящимся под покровительством императрицы матери. Вообще все дело войны представлялось в салоне Элен пустыми демонстрациями, которые весьма скоро кончатся миром, и царствовало мнение Билибина, бывшего теперь в Петербурге и домашним у Элен (всякий умный человек должен был быть у нее), что не порох, а те, кто его выдумали, решат дело. В этом кружке иронически и весьма умно, хотя весьма осторожно, осмеивали московский восторг, известие о котором прибыло вместе с государем в Петербург.
В кружке Анны Павловны, напротив, восхищались этими восторгами и говорили о них, как говорит Плутарх о древних. Князь Василий, занимавший все те же важные должности, составлял звено соединения между двумя кружками. Он ездил к ma bonne amie [своему достойному другу] Анне Павловне и ездил dans le salon diplomatique de ma fille [в дипломатический салон своей дочери] и часто, при беспрестанных переездах из одного лагеря в другой, путался и говорил у Анны Павловны то, что надо было говорить у Элен, и наоборот.
Вскоре после приезда государя князь Василий разговорился у Анны Павловны о делах войны, жестоко осуждая Барклая де Толли и находясь в нерешительности, кого бы назначить главнокомандующим. Один из гостей, известный под именем un homme de beaucoup de merite [человек с большими достоинствами], рассказав о том, что он видел нынче выбранного начальником петербургского ополчения Кутузова, заседающего в казенной палате для приема ратников, позволил себе осторожно выразить предположение о том, что Кутузов был бы тот человек, который удовлетворил бы всем требованиям.
Анна Павловна грустно улыбнулась и заметила, что Кутузов, кроме неприятностей, ничего не дал государю.
– Я говорил и говорил в Дворянском собрании, – перебил князь Василий, – но меня не послушали. Я говорил, что избрание его в начальники ополчения не понравится государю. Они меня не послушали.
– Все какая то мания фрондировать, – продолжал он. – И пред кем? И все оттого, что мы хотим обезьянничать глупым московским восторгам, – сказал князь Василий, спутавшись на минуту и забыв то, что у Элен надо было подсмеиваться над московскими восторгами, а у Анны Павловны восхищаться ими. Но он тотчас же поправился. – Ну прилично ли графу Кутузову, самому старому генералу в России, заседать в палате, et il en restera pour sa peine! [хлопоты его пропадут даром!] Разве возможно назначить главнокомандующим человека, который не может верхом сесть, засыпает на совете, человека самых дурных нравов! Хорошо он себя зарекомендовал в Букарещте! Я уже не говорю о его качествах как генерала, но разве можно в такую минуту назначать человека дряхлого и слепого, просто слепого? Хорош будет генерал слепой! Он ничего не видит. В жмурки играть… ровно ничего не видит!
Никто не возражал на это.
24 го июля это было совершенно справедливо. Но 29 июля Кутузову пожаловано княжеское достоинство. Княжеское достоинство могло означать и то, что от него хотели отделаться, – и потому суждение князя Василья продолжало быть справедливо, хотя он и не торопился ого высказывать теперь. Но 8 августа был собран комитет из генерал фельдмаршала Салтыкова, Аракчеева, Вязьмитинова, Лопухина и Кочубея для обсуждения дел войны. Комитет решил, что неудачи происходили от разноначалий, и, несмотря на то, что лица, составлявшие комитет, знали нерасположение государя к Кутузову, комитет, после короткого совещания, предложил назначить Кутузова главнокомандующим. И в тот же день Кутузов был назначен полномочным главнокомандующим армий и всего края, занимаемого войсками.
9 го августа князь Василий встретился опять у Анны Павловны с l"homme de beaucoup de merite [человеком с большими достоинствами]. L"homme de beaucoup de merite ухаживал за Анной Павловной по случаю желания назначения попечителем женского учебного заведения императрицы Марии Федоровны. Князь Василий вошел в комнату с видом счастливого победителя, человека, достигшего цели своих желаний.
– Eh bien, vous savez la grande nouvelle? Le prince Koutouzoff est marechal. [Ну с, вы знаете великую новость? Кутузов – фельдмаршал.] Все разногласия кончены. Я так счастлив, так рад! – говорил князь Василий. – Enfin voila un homme, [Наконец, вот это человек.] – проговорил он, значительно и строго оглядывая всех находившихся в гостиной. L"homme de beaucoup de merite, несмотря на свое желание получить место, не мог удержаться, чтобы не напомнить князю Василью его прежнее суждение. (Это было неучтиво и перед князем Василием в гостиной Анны Павловны, и перед Анной Павловной, которая так же радостно приняла эту весть; но он не мог удержаться.)
– Mais on dit qu"il est aveugle, mon prince? [Но говорят, он слеп?] – сказал он, напоминая князю Василью его же слова.
– Allez donc, il y voit assez, [Э, вздор, он достаточно видит, поверьте.] – сказал князь Василий своим басистым, быстрым голосом с покашливанием, тем голосом и с покашливанием, которым он разрешал все трудности. – Allez, il y voit assez, – повторил он. – И чему я рад, – продолжал он, – это то, что государь дал ему полную власть над всеми армиями, над всем краем, – власть, которой никогда не было ни у какого главнокомандующего. Это другой самодержец, – заключил он с победоносной улыбкой.
– Дай бог, дай бог, – сказала Анна Павловна. L"homme de beaucoup de merite, еще новичок в придворном обществе, желая польстить Анне Павловне, выгораживая ее прежнее мнение из этого суждения, сказал.
– Говорят, что государь неохотно передал эту власть Кутузову. On dit qu"il rougit comme une demoiselle a laquelle on lirait Joconde, en lui disant: «Le souverain et la patrie vous decernent cet honneur». [Говорят, что он покраснел, как барышня, которой бы прочли Жоконду, в то время как говорил ему: «Государь и отечество награждают вас этой честью».]
– Peut etre que la c?ur n"etait pas de la partie, [Может быть, сердце не вполне участвовало,] – сказала Анна Павловна.
– О нет, нет, – горячо заступился князь Василий. Теперь уже он не мог никому уступить Кутузова. По мнению князя Василья, не только Кутузов был сам хорош, но и все обожали его. – Нет, это не может быть, потому что государь так умел прежде ценить его, – сказал он.
– Дай бог только, чтобы князь Кутузов, – сказала Анпа Павловна, – взял действительную власть и не позволял бы никому вставлять себе палки в колеса – des batons dans les roues.

Институт географии РАН

Институт географии РАН
(ИГ РАН )
Международное название

Institute of Geography, RAS

Основан
Директор
Сотрудников

Около 320 человек

Расположение
Юридический адрес

Москва, Старомонетный переулок, дом 29, [email protected]

Сайт

Институт географии РАН - российская государственная научно-исследовательская организация, учрежденная в 1918 году Российской академией наук (РАН) и входящая в ее состав (учреждение РАН), целью которой является получение, накопление и систематизация научных географических знаний, знаний о Земле .

Деятельность

Основные направления научной деятельности

  1. Эволюция природной среды и ресурсы поверхности суши.
  2. Причины и факторы глобальных изменений природной среды.
  3. Природные криогенные системы, динамика процессов в криосфере.
  4. Географические проблемы природопользования и охраны окружающей среды.
  5. Взаимодействие природы и общества в условиях возрастающего антропогенного воздействия на среду.
  6. Региональные основы устойчивого развития природы и общества.
  7. Геоинформационные технологии и картографирование.

Основные достижения

Основные достижения за последние годы:

  1. Созданы уникальные фундаментальные географические атласы «Природа и ресурсы Земли», «Атлас Снежно-ледовых ресурсов мира».
  2. Разработаны критерии оценки экологической обстановки, составлено более 30 экологических карт разного масштаба на отдельные страны СНГ и регионы России, а также карты риска природных и техногенных катастроф.
  3. Восстановлена история климата за четыре климатические цикла (420 тысяч лет) по данным ледяного керна Антарктического ледникового покрова.
  4. Разработаны сценарии изменения природных зон и ландшафтов Северного полушария и России при глобальном потеплении климата.
  5. Разработаны и внедрены концепции, методы, программы и технологии геоинформационных систем (ГИС) и электронного картографирования.
  6. Выявлены закономерности в сдвигах территориальной структуры хозяйства и общества России, даны рекомендации по их оптимизации.
  7. Предложена методика и дана оценка ресурсохозяйственной и экологической надежности региональных систем природопользования России.

История

№ этапа Годы этапа Условное название этапа Названия организации Руководители организации Направления и приоритеты исследований Деятельность Зоны внимания
1 этап 1918-1929 годы Образование СССР, формирование коллектива * 1918 год - Отдел промышленно-географического изучения центра России Комиссии по изучению естественных производительных сил страны (КЕПС) Российской академии наук (РАН);
* 1925 год - Отдел промышленно-географического изучения центра России Комиссии по изучению естественных производительных сил страны (КЕПС) Академии наук (АН) СССР;
* 1926 год - Географический отдел Комиссии по изучению естественных производительных сил страны (КЕПС) Академии наук (АН) СССР.
* 1918-1923 годы - М. И. Боголепов;
* 1923-(1951) годы - А. А. Григорьев.
Направления и приоритеты исследований (реорганизация промышленного и экономического развития Советской России): экономические, экономико-географические, комплексные (с 1921 года) исследования. Деятельность:
* исследования многоотраслевые экспедиционные;
* популяризация и пропаганда географических знаний.
* Россия (в целом, окраинные районы);
* СССР (районы нового освоения: Большеземельская тундра, Кольский полуостров, Южный Урал, Центральная Якутия).
2 этап 1930-1941 годы Коллективизация, индустриализация СССР, оформление Института * 1930 год - Геоморфологический институт (ГЕОМИН) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР;
* 1934 год - Институт физической географии (ИФГ) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР;
* 1936 год - при слиянии Коммунистической академии с АН СССР:
А. А. Григорьев Направления и приоритеты исследований:
* изучение процессов и типов природной среды;
* методологические исследования;
* экономико-географические, ресурсные, страноведческие исследования;
* региональные исследования по отраслям.
Деятельность:
* исследования: теоретические, прикладные научные (экспедиционные и стационарные);
* международное научное сотрудничество.
СССР (районы перспективного хозяйственного развития: Север, Западная Сибирь, Средняя Сибирь, Забайкалье, Дальний Восток, Памир, Средняя Азия, Казахстан).
3 этап 1941-1945 годы Великая Отечественная война Институт географии (ИГ) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР. А. А. Григорьев Направления и приоритеты исследований (победа СССР во Второй мировой войне):
* военная география и страноведение (прикладные исследования - комплексные, отраслевые и методические):
* составление общих и специальных военногеографических карт,
* описание прифронтовых районов,
* разработка вариантов оптимального размещения эвакуированных предприятий,
* исследование агроклиматических, земельных, трудовых ресурсов.
Деятельность:
* обслуживание боевых действий и тылового хозяйства:
* исследования, экспедиции, консультации.
Изучает обособленно:
* СССР (восток и юг; временно оккупированные территории);
* страны-участницы Второй мировой войны.
4 этап 1946-1951 годы Восстановление экономики СССР Институт географии (ИГ) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР. * По 1951 год - А. А. Григорьев;
* 1951-(1985) годы - И. П. Герасимов.
Направления и приоритеты исследований (восстановление экономики и создание новых территориально-производственных комплексов в СССР) - прикладные ресурсные, страноведческие, общие теоретические исследования:
* проектирование территориально-производственных комплексов;
* природное и экономико-географическое районирование;
* отраслевые академические исследования по геоморфологии, климатологии, гляциологии, биогеографии;
* естественно-историческое районирование.
Деятельность:
* теоретические и прикладные исследования;
* экспедиции;
* организация сети географических учреждений в СССР;
* подготовка местных кадров.
Изучает обособленно:
* СССР (восток);
* страны народной демократии.
5 этап 1951-1960 годы Развитие народного хозяйства и преобразование природы СССР Институт географии (ИГ) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР. И. П. Герасимов Деятельность:
* отраслевые фундаментальные и прикладные исследования;
* организует географическую науку в СССР;
* устанавливает международные научные связи.
Изучает обособленно:
* СССР:
* восток (районы нового освоения);
* центр (обжитые районы);
* страны народной демократии;
* капиталистические страны.
6 этап 1960-1985 годы Институт географии (ИГ) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР. И. П. Герасимов Деятельность:
* исследования окружающей среды, хозяйства, ресурсов, ресурсообеспеченности;
* исследования территориальной организации;
* организует и координирует географическую науку в СССР;
* осуществляет международное сотрудничество со странами СЭВ.
Изучает обособленно:
* СССР (все регионы);
* страны социалистического содружества;
* капиталистические и неприсоединившиеся страны.
7 этап 1985-1991 годы Организация междисциплинарных и специализация отраслевых исследований Институт географии (ИГ) Совета по изучению производительных сил (СОПС) Академии наук (АН) СССР. * По 1985 год - И. П. Герасимов.
* 1985-(н.в.) - В. М. Котляков
Деятельность:
* инвентаризация ресурсов;
* экологические исследования;
* изучение всех стран в единых рамках:
- законов общественного развития,
- окружающей природной среды и экологии;
* координирует географическую науку в СССР и за рубежом;
* участвует в международных программах всех зарубежных стран.
8 этап 1991-1995 годы Геоинформационная революция Институт географии Российской академии наук (РАН). В. М. Котляков Деятельность:
* исследование территориального развития;
* исследование разнообразия природы и общества;
* серийные прикладные и фундаментальные исследования.

См. также

  • Тихоокеанский институт географии ДВО РАН

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Институт географии РАН" в других словарях:

    ИГРАН (Старомонетный переулок, 29). Основан в 1918 в Петрограде как Отдел промышленно географического изучения России в составе Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС) при РАН, с 1926 Географический отдел КЕПС, с… … Москва (энциклопедия)

    - (Старомонетный переулок, 29). Основан в 1918 в Петрограде как Отдел промышленно географического изучения России в составе Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС) при, с 1926 Географический отдел КЕПС, с 1930 … … Москва (энциклопедия)

    - (ИНОЗ РАН) Основан 1971 Директор чл. к. В. А. Румянцев Расположение … Википедия

    - (ИГ СО РАН) Основан 1957 Расположение Иркутск Сайт … Википедия

    Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН (ИГ СО РАН) Основан [] Расположение Иркутск Сайт … Википедия

    Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН (ИГ СО РАН) Основан 1957 Расположение Иркутск Сайт http://irigs … Википедия

    Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН (ИГ СО РАН) Год основания 1957 Расположение Иркутск Сайт http://irigs.irk.ru Институт географии им. В … Википедия

Директор Института академик РАН Владимир Михайлович Котляков, лидер мировой и отечественной географии и гляциологии, Лауреат государственной премии России. Заместители директора: член-корреспондент РАН Ольга Николаевна Соломина, крупный гляциолог, дендрохронолог и палеоклиматолог; профессор, доктор географических наук Аркадий Александрович Тишков, общепризнанный лидер в области биогеографии и геоэкологии, специалист по географии полярных стран; заместитель директора по административно-хозяйственной работе Александр Руфинович Черногубов. Ученый секретарь - кандидат географических наук Елена Анатольевна Белоновская, биогеограф, специалист по Кавказу.

Институт географии Российской академии наук (ИГ РАН) создан в 1918 г. в Петрограде, когда при Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС) АН СССР был организован специальный Отдел промышленно-географического изучения России. В нем было менее 10 сотрудников. Спустя 9 лет отдел получил название Географического; в 1930 г. при реорганизации КЕПС на базе Географического отдела был создан Геоморфологический институт. В 1934 г. он был переведен в Москву и переименован в Институт физической географии и, наконец, в 1936 г. получил название Институт географии АН СССР, ныне ИГ РАН.

В настоящее время учреждение Российской академии наук - Институт географии РАН - ведущее академическое учреждение географического профиля в стране, лидер исследований в области фундаментальной и прикладной географии в России и кузница кадров географов высшей квалификации. В Институте работает 340 человек, в том числе 1 академик, 1 член-корреспондент РАН, 50 докторов и 135 кандидатов наук. Большинство сотрудников Института - выпускники географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

На протяжении десятилетий характер задач, встававших перед Институтом, менялся, но сохранилось несколько устойчивых фундаментальных направлений. Это изучение пространственного устройства географической оболочки, выявление истории формирования и развития современной природы (ландшафтов), изучение географических процессов, поиски закономерностей процессов пространственной (территориальной) организации общества, изучение взаимодействия общества и природы, в том числе в условиях глобального изменения окружающей среды.

Среди важнейших достижений в области географической теории, разработанных сотрудниками Института, - учение о географической оболочке Земли (акад. А.А. Григорьев), о морфоструктурах и морфоскульптурах Земли (акад. И.П. Герасимов); выявление закономерностей эволюции и динамики климата за последние 100-200 тыс. лет (акад. В.М. Котляков, А.Н. Кренке); насыщения землеведения динамическими, эволюционными и антропогенными составляющими (В.М. Котляков, Н.Ф. Глазовский); становление и развитие новых отраслей географии: комплексной климатологии, структурной геоморфологии (И.П. Герасимов, Ю.А. Мещеряков), эволюционной географии (А.А. Величко), снеговедения, инженерной географии (В.Н. Кунин, С.Л. Вендров), рекреационной географии (В.С. Преображенский), географии мирового хозяйства, экологической географии и др.

Среди приоритетных актуальных исследований: динамика криосферы, эволюция природной среды, природная и антропогенная динамика рельефа, почв, биоты и ланд-шафтов; разработка научных принципов охраны природы, региональные особенности устойчивого развития, геоинформационные технологии и тематическое картографирование.

Институт проводит экспедиционные исследования в разных регионах России, СНГ и дальнего зарубежья. Постоянные экспедиции работают в центральных областях и на севере Европейской России, на Северном Кавказе, в горах и на равнинах Средней Азии, в Арктике и Антарктике.

Достижения Института географии в последние годы: создание тематических географических карт и комплексных атласов (например, Атласа снежно-ледовых ресурсов, Атласа природно-техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций в РФ); разработка новых ГИС-технологий; создание новой системы экономического районирования; создание теории волнообразного характера глобальных интеграционных процессов в мировом хозяйстве; создание методов эколого-географической диагностики, экологического картографирования и мониторинга состояния земель, внедрение в практику методов ландшафтного планирования; создание прогнозов развития природных процессов (например, прогнозы распространения и частоты засух в XXI веке, изменений многолетней мерзлоты до 2070 г., убывания массы арктических и горных ледников и др.); создание климатических прогнозов; создание методики прогноза режима ледниковых систем на основе изменений средних высот границы их питания и прогноза на 2040-2070 гг; завершение масштабных палеоклиматических реконструкций и создание на их основе атласа-монографии «Развитие климата и ландшафтов Северного полушария за последние 130 тыс.лет; и др.

При Институте действуют Московский центр Русского географического общества, Национальный комитет географов России, Научный совет РАН по изучению Арктики и Антарктики, Объединенный научный совет по фундаментальным географическим проблемам при Международной ассоциации академий наук.

Под эгидой Института выходят 3 академических журнала: «Известия РАН. Серия географическая», «Геоморфология», «Лед и снег» (сменивший в 2010 г. «Материалы гляциологических исследований»). Институт также участвует в издании общественно-научных журналов («Проблемы региональной экологии», «Экологическое планирование и управление» и др.).

Корпорация «Российский учебник» и Институт географии РАН приглашают вас принять участие в работе сессии по географическому образованию на тему «Инновационный потенциал географического образования: детский сад – школа – университет – обучение на протяжении всей жизни», которая пройдет в рамках трехдневной Международной конференции «Практическая география и вызовы XXI века» , посвященной 100-летию Института географии РАН (4–6 июня 2018 года).

В конференции примут участие более 800 ведущих ученых из 40 стран мира, включая Китай, Индию, Германию, Францию, США, Великобританию, Венгрию, Казахстан, Польшу, Италию и др.

6 июня при поддержке корпорации «Российский учебник» состоится специальная секция «Инновационный потенциал географического образования», в которой выступят Кристиан Мейер (Германия) и профессор Батчулуун Ембуу, представляющая Монгольский национальный университет образования. Отдельной важной темой станет обсуждение международной .

Ключевые темы

  • Изменение климата . Это обусловлено тем, что ежегодно фиксируются новые климатические рекорды и экстремальные явления, оказывающие большое влияние на жизнь людей в разных регионах мира.

    Развитие географического образования , которое необходимо для подрастающего поколения XXI века. Особое внимание будет уделено рассмотрению инициативы Китая «Один пояс - один путь», а также географии городов, в частности, городским трансформациям в постиндустриальном контексте (развитие «умных» городов и др.).

Место: Москва, Ленинский проспект, д. 32А (Президиум РАН).

Трансляция в прямом эфире

Приглашаем вас присоединиться к трансляциям, которые будут проходить из зала заседаний. Отечественные и зарубежные специалисты обсудят инновационный потенциал школьного курса географии и представят основные положения из Международной хартии географического образования, внедрение принципов которой позволит сформировать у детей осознанное отношение к предмету.

Все слушатели получат сертификаты.

Вызовы XXI века и их влияние на современное географическое образование

Первая часть трансляции, в которой выступят Кристиан Мейер (Ганноверский университет им. Лейбница, Германия) и Батчулуун Ембуу, представляющая Монгольский национальный университет образования, посвящена ключевым проблемам современности и их отражению в образовательных программах. Одной из таких проблем является изменение климата - это обусловлено тем, что ежегодно фиксируются новые климатические рекорды и экстремальные явления, оказывающие большое влияние на жизнь людей в разных регионах мира.

Современные образовательные технологии в преподавании географии

На продолжении трансляции секции рассматриваются последние методические разработки в области изучения географии: подходы, ориентированные на запрос, проблемно-ориентированное обучение со сценариями «возможного будущего», обучение, направленное на реальный (местный) контекст и полевые занятия, междисциплинарный подход для изучения сложных ситуаций, виртуальные полевые экскурсии, метод кейсов и т. д. Ведущие специалисты из Германии, Сербии и России расскажут, как соединить с географией рисование и математику, провести собственное исследование и развить географическое мышление.

Эффективные образовательные практики на уроках географии

В третьей части трансляции заседания особое внимание будет уделено рассмотрению инициативы Китая «Один пояс - один путь», а также географии городов, в частности, городским трансформациям в постиндустриальном контексте (развитие «умных» городов и др.). Эксперты обсудят также вопросы разработки заданий по рациональному природользованию и междисциплинарный подход в географическом образовании.

«География как предмет для преподавания и как наука всегда оказывала важнейшее влияние на прогресс. География - единственная наука, в которой наиболее полно сочетаются природа и человек, все, что происходит в связи с его деятельностью. Тем более это актуально для России с ее огромной территорией и климатическими условиями».

Владимир Котляков почетный президент Русского географического общества

«Эта конференция очень важна для географического образования в стране: глобальные проблемы в этой сфере мы сможем соотнести с тем, что происходит в России. На сессии „Инновационный потенциал географического образования“, мы надеемся, будет обмен мнениями, дискуссия о том, какие проблемы стоят перед географическим образованием в Германии, в Китае, узнаем о ее значении в образовательной системе Хорватии, информатизации. А для тех педагогов, кто не сможет лично принять участие в конференции, корпорация „Российский учебник“ организует прямую трансляцию на YouTube».

Лора Царева директор центра картографии и географии корпорации «Российский учебник», заместитель главного редактора журнала «География в школе»

«Для нас большая честь принимать участие в этой конференции. Мы неслучайно предложили организовать секцию, которая будет работать для школьных учителей, потому что сейчас для преподавательского сообщества очень востребованы передовые достижения науки. И география здесь не исключение. Вместе с научным сообществом мы прикладываем большие усилия для того, чтобы география по праву занимала то место, которое она должна занимать в школьном образовании. У корпорации „Российский учебник“ это не первое сотрудничество. С Русским географическим сообществом у нас есть большой проект, в рамках которого мы готовили новую линейку учебников, атласов по географии. Еще одну книгу делаем совместно с Институтом географии РАН, ведется много проектов. Уверен, что нас ждет большая совместная работа как в рамках конференции, так и после нее. Крайне важно по такому предмету как „география“ поддерживать знания на актуальном уровне. Подобный совместный опыт принесет пользу и отечественной науке, и образованию».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!