Это жизнь - портал для женщин

Икона Святой Равноапостольной Царицы Елены. Святая Равноапостольная Царица Елена

Житие святой царицы Елены

В Малой Азии в городе Дрепан, который находился недалеко от Константинополя, родилась девочка. Точная дата ее рождения неизвестна, но это мог быть 250 год. Несмотря на простое происхождение, она получила хорошее образование. Девушка, которой в будущем предстояло стать царицей, работала на Постоялом дворе. Там часто останавливались всадники, держащие путь в столицу. Один из них, скромный молодой человек по имени Констанций Хлор, обратил внимание на молодую хозяйку. У нее были большие выразительные глаза, в которых отражалась какая-то непостижимая мудрость, не свойственная такому юному возрасту. Так святая Елена стала женой правителя.

Мать и сын

В 272 году у Констанция Хлора и Елены родился сын, которого назвали Константином . Именно он, повзрослевший, заняв место своего отца, сделает христианство основной религией, за что получит второе имя – Великий.

Через 21 год после рождения сына Констанций, руководствуясь политическими мотивами, был вынужден разойтись с женой, чтобы породниться с императором Максимианом. Святая Елена осталась с сыном и по-прежнему пользовалась уважением во дворце. Вскоре Константин получил от отца в правление Западную часть империи. Вместе c матерью он уехал в город Тревир.

Нужно отметить, что к этому времени оба оставались язычниками, но Константин всегда доброжелательно относился к христианам. Веру он обрел только к 312 году, когда его армия подошла к Риму, чтобы свергнуть правителя Максенция. Во сне он увидел огромный крест и услышал ангелов, возвещающих ему о победе. Константин действительно победил. С тех пор он всячески поддерживал христианскую церковь. Под его влиянием веру приняла и его мать.

Святая Елена, провозглашенная своим сыном августой (императрицей), распоряжалась царской казной, с ее изображением печатались монеты. В своих сочинениях римский историк Евсевий пишет, что она была великодушна, помогала каждому, кто к ней обращался, помогала бедным. Нуждающиеся получали от нее деньги и одежду. Она всячески поддерживала церкви, была основательницей Кафедрального собора в Тревире и Еленинской базилики в Риме.

Обретение Животворящего Креста

Святая Елена изучала Евангелие. Читая о событиях в жизни Христа, она захотела найти доказательства пребывания Бога на земле. В 324 году она направилась в Иерусалим. От событий на Голгофе ее отделяло более трех столетий, за это время город неоднократно разрушался и снова восстанавливался. Это значило, что нужно вести раскопки, чтобы найти крест и другие предметы, связанные со Страстями Христовыми.

Святая Елена была решительна. Располагая достаточными средствами и заручившись поддержкой сына, она приступила к главному в своей жизни делу. Удивительно, женщина, которой уже шел восьмой десяток лет, как будто обрела вторую жизнь. В Иерусалиме она лично присутствовала на раскопках, наблюдала за ходом работ, поощряла особо старательных людей. К поиску места нахождения креста были привлечены местные жители. Еврей Иуда, который впоследствии принял крещение с именем Кириак, указал, где оставляли кресты после распятия. В результате раскопок была найдена пещера Гроба Господня и несколько крестов. Оставалось лишь узнать, на котором из них был распят Иисус. Помогло чудо. Мимо шла похоронная процессия. Каждый из найденных крестов приложили к телу покойного. От настоящего Креста Христова умерший воскрес.

Сомнений не оставалось. Святая Елена нашла то, что искала. Епископ Макарий поднял крест и повернул его к четырем сторонам света, чтобы все верующие могли увидеть его. Это событие отмечается в христианстве как праздник Воздвижения Креста Господня. Царица Елена разделила реликвию на две части, одну она оставила в Иерусалиме, а вторую увезла в Константинополь.

Позже император Константин приказал построить на месте, где были найдены бесценные для каждого христианина предметы, а также над Голгофой и пещерой, где был похоронен Иисус, храм Гроба Господня. Но святая Елена не дожила до окончания строительства. Она умерла на руках своего сына в возрасте 80 лет. Древние историки указывают на то, что ее тело было перенесено в царственный город, предположительно сначала в Рим, потом в Константинополь.

В настоящее время мощи святой Елены находятся в Италии на Капитолийском холме в храме «Жертвенник Небесный», во Франции в католическом храме Сен-Лё-Сен-Жиль. В Трирском соборе можно увидеть реликварий с главой святой Елены. Всюду многочисленные паломники получают от них исцеление.

Какое чудо произошло

Поначалу святые мощи равноапостольной царицы Елены были перенесены из Трира (Северный Рим, один из старейших городов Германии, где находился Константин Великий в пору преставления своей матери), в Рим, в храм священномучеников Маркеллина и Петра. В IX веке французский монах секретно вывез их из Рима во Францию, поскольку получил от святых исцеление от долгой болезни, и сохранил в своем аббатстве.

После долгих перемещений мощи оказались в Париже, в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль. Они и сейчас обладают чудотворными свойствами, и те, кто знают их местонахождение, приходят к ним с просьбой об исцелениях, о которых сохранились исторические свидетельства. Прискорбно одно – церковь Сен-Лё-Сен-Жиль находится в квартале, отданном многим увеселительным заведениям, и мало кто из современных христиан знает, где покоятся останки великой святой равноапостольной царицы Елены, которой по воле Божией история церкви обязана весьма многим.

Значение иконы

Образ равноапостольной царицы Елены напоминает нам о тех временах, когда христианство наконец почти избавилось от тотального и повсеместного гонения, огромная заслуга в том принадлежит сыну царицы Елены, равноапостольному царю Константину Великому. После того как он объединил земли Рима и Византии и христиане получили возможность без страха следовать свой вере на всей огромной территории, появилась возможность найти в Иерусалиме святые места земной жизни Спасителя, его крестного пути, распятия и всех последних дней Его жизни среди нас. Ей принадлежит эта величайшая заслуга. Но, конечно же, этого бы не случилось, и поиски августейшей Елены не увенчались бы успехом, если бы ее цели не совпадали бы с Божьей волей. Благодаря ее трудам найдены и Животворящий Крест Господень, и четыре священных гвоздя, коими на Голгофе, на месте Его распятия, была воздвигнута небольшая часовня, на месте которой теперь выстроен Храм Гроба Господня. Ею же основан ряд монастырей, в частности, на Кипре существует основанный царицей Еленой монастырь Ставровуни.

Ещё один важный факт – только православной церковью святые женщины канонизируются в лике равноапостольных: так велико почитание лика самой Богоматери и самого женского существа. В православии, да и во всем христианстве, их всего пятеро – равноапостольная царица Елена,

19 марта и 3 июня отмечается память святой равноапостольной царицы Елены (около 250-330), матери римского императора Константина Великого. Елена воспитала сына в христианстве и много способствовала тому, чтобы впоследствии Константин сделал христианство государственной религией Римской империи. Царица Елена многое сделала и для распространения христианства в других странах.
Уже в весьма преклонных летах святая Елена по просьбе сына отправилась из Рима в Иерусалим, чтобы разыскать там святой Крест, на котором был распят Господь. А с такой просьбой к матери император Константин обратился вот почему. 28 октября 312 г. в битве у Милвийского моста через Тибр Константин разбил своего противника Максенция и взял на себя управление и Западной частью Римской империи. Победа Константину была дарована свыше. Историк Евсевий сообщает, что во время молитвы Константин увидел на небе «удивительное знамение Божие: поверх солнца появился светящийся крест с надписью "Под сим знаком победишь”.
В Иерусалиме царица Елена ревностно принялась за розыски Креста Господня. Он был обретен под одним из языческих капищ. Царица немедленно известила сына об этом, и Константин воспринял это известие с радостью. Он возымел мысль отличить святое место каким-либо памятником, достойным его. Так на месте том был возведен храм Воскресения Христова.
В память о событиях земной жизни Христа Елена основала на Святой земле несколько храмов, из которых наиболее известен во всем мире храм Гроба Господня. На обратном пути на родину она основала еще ряд монастырей, например, монастырь Ставровуни на Кипре. Царица много пеклась об их украшении и снабжении всем необходимым для богослужения. Ею было разыскано много святых реликвий, в том числе и хитон Иисуса Христа.
В Константинополь она возвратилась с частью Животворящего Креста Господня и найденными вместе с Крестом гвоздями, которыми было пригвождено Тело Господа.

Святая Елена умерла в возрасте примерно 80 лет в 327 году на руках своего сына и внука Констанция.
За великие заслуги перед церковью Елена канонизирована в лике равноапостольной (кроме нее такой чести удостоились еще только пять женщин – Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).

Интересная история связана с перемещением мощей святой царицы Елены из Рима во Францию. Как рассказывает Николай Никишин, клирик Трехсвятительского подворья Московского Патриархата в Париже, сегодня мощи находятся в одном из католических храмов на центральной улице Парижа, усеянной увеселительными заведениями низкого сорта. Изначально мощи хранились в храме священномучеников Маркеллина и Петра в Риме. Но в IX веке один французский монах, получивший исцеление от мощей, тайно увез их в свое аббатство.

Когда Папа Римский узнал о судьбе похищенных мощей, он не стал требовать их возвращения, и они осталась во Франции. Во время революции на Церковь начались гонения, и незадолго до разрушения монастыря мощи были перенесены в церковь, находившуюся в соседней деревне. А в 1820 году мощи оказались у рыцарей Королевского Братства Святого Гроба Господня, которое считало царицу Елену своей основательницей (поскольку она заложила храм Гроба Господня в Иерусалиме). Так мощи оказались в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже, где хранятся до сих пор в саркофаге, подвешенном высоко под сводами. В истории осталось множество свидетельств о чудесных исцелениях людей, обращавших свои молитвы к равноапостольной царице Елене. Однако сегодня к мощам приходит немного паломников – для многих православных христиан местонахождение мощей остается тайной.

В великом сонме святых угодников Божьих лишь немногие были канонизированы в лике равноапостольных святых. Только особые заслуги перед церковью, ставившие на один уровень с апостолами, позволили им удостоиться этой чести. Одной из тех, чьё земное служение получило столь высокую оценку, была Святая Елена. Икона с её изображением на протяжении многих веков входила в число наиболее почитаемых православных святынь.

Юная дочь хозяина постоялого двора

Кто же она, святая равноапостольная царица Елена, икона которой встречается в большинстве российских храмов и привлекает к себе толпы верующих? Для ответа на этот вопрос откроем житие святой угодницы Божьей, составленное через непродолжительное время после её блаженной кончины, и те немногие дошедшие до нас труды древних историков, описывавших её славные деяния.

Около 250 года в малоазийском городе Вифании у владельца местного была дочь, помогавшая ему обслуживать приезжих. Это и была будущая святая Елена. Икона царицы представляет нам сегодня образ величественной женщины, устремившей свой внутренний взор в горний мир, а в те времена она была ещё простой девушкой, не помышлявшей о предстоящей ей великой миссии. И, как это случалось во все времена, однажды она влюбилась.

Счастливое, но внезапно оборвавшееся супружество

Её избранник, молодой римский воин Констанций Хлор, ответил взаимностью, и вскоре их союз был скреплён брачными узами. Своего первенца супруги назвали Константином. Этот ребёнок - плод их первой любви - также впоследствии был канонизирован в лике равноапостольных, как и его мать - святая Елена. Икона с их изображением всегда выносится из церковного алтаря в отмечаемый 27 сентября.

Их безмятежной семейной жизни пришёл конец, когда правивший в те годы император Диоклетиан, назначив Хлора правителем обширных колоний, потребовал от него расторгнуть брак и жениться на его падчерице Феодоре. Хлор не смог ради любимой женщины отказаться от блестящей карьеры, и их союз распался.

Впрочем, зло бывает наказано не только в романах и пьесах. Очень скоро изменник пожалел о содеянном, так как его молодая жена вкупе со своей многочисленной роднёй превратила его семейную жизнь в такой кошмар, что ему приходилось от них отбиваться с помощью своей личной охраны.

Новообращённая христианка

А тем временем Елена, оставленная мужем, поселилась в городе Дрепануме. Выбор был неслучайным - там жил и обучался воинскому искусству её, уже повзрослевший к тому времени, сын. Так случилось, и в этом явно виден Промысел Божий, что в городе была многочисленная община христиан. Последователи истинной веры исповедовали её втайне, так как в те годы она была ещё под запретом.

Посещая их собрания и слушая проповедников, Елена со временем постигла глубину нового для неё учения и была крещена местным пресвитером. С этого времени она начала длительный путь духовного возрастания, результатом которого стала та миссия, выполнение которой позволило ей воссиять в лике равноапостольных святых.

Императрица Елена

Прошли годы, и скончался Констанций Хлор - бывший муж Елены. В конце жизни он был правителем Западных земель Римской империи, поставленный на этот пост Диоклетианом, когда-то возвысившим его ценой семейного счастья. После смерти отца сын Елены Константин занял его место, составив серьёзную конкуренцию правившему в те годы императору Максимиану. Их политическое противостояние вылилось в открытую войну, победив в которой Константин сделался единоличным правителем Великой римской империи.

Одним из первых его государственных актов стал эдикт, в результате которого христианство получало законный статус. Этот документ положил конец почти трёхвековому римскому гонению на церковь. Став вызвал свою мать в столицу и возвёл её в ранг августы, то есть императрицы и своей соправительницы.

На пути служения Богу

Однако мудрая и лишённая тщеславия женщина, зная, сколь преходяща бывает земная слава, использовала открывшиеся перед ней возможности не для личного блага, а для служения церкви. По её распоряжению и на её средства в империи, ещё не очнувшейся от языческого сна, строились христианские храмы и создавались новые общины. Но впереди ждала главная миссия, которую должна была исполнить святая Елена.

Икона, значение которой выражает сама сюжетная композиция, представляет зрителю равноапостольную императрицу рядом с обретённым ею Крестом Господнем. Именно в этой находке, ставшей величайшей святыней всего православного мира, заключена её историческая заслуга.

Начало исполнения великой миссии

Житие святой Елены повествует о том, что, восскорбев сердцем о том поругании, которое учинили римляне над Иерусалимом, захватив его в 70 году и разрушив всё, что было связано с земной жизнью Христа, она сама отправилась в Палестину, чтобы с Божьей помощью отыскать то Живоносное Древо, на котором был распят Спаситель.

Императрице Елене было уже за семьдесят, когда в 326 году, сев на корабль, она отплыла к берегам Святой земли. Задача, которую она перед собой поставила, была необыкновенно трудна. В течение последних столетий Иерусалим не принадлежал, как прежде, евреям, а находился во власти язычников. Даже на месте, где некогда был распят Христос, стоял храм Венеры.

Обретение Креста Господня

Кстати, само это место удалось найти с большим трудом, так как никто не знал, где именно его нужно искать. Лишь благодаря помощи старого еврея по имени Иуда, предки которого из рода в род передавали рассказ о событии трёхсотлетней давности, удалось его определить с необходимой точностью. После того как был снесён языческий храм, и на освободившемся месте епископ Макарий отслужил молебен, все присутствующие вдруг ощутили неземное благоухание, исходившее от земли.

Когда же был удалён верхний слой грунта, скопившийся там за долгие годы, всем присутствующим предстали три креста, остававшиеся на прежнем месте с того великого дня, и на одном из которых Спаситель принял мученическую смерть. Но какой из них был орудием мучения Христа, оставалось загадкой. Там же находились табличка, надпись на которой была сделана Понтием Пилатом, и гвозди.

Но истину указал им Сам Господь. Он умудрил епископа Макария остановить проходившую мимо похоронную процессию и прикоснуться к умершему поочерёдно всеми крестами. Когда на покойного был возложен Крест Господень, тот неожиданно воскрес. Так христианская церковь обрела свою величайшую святыню, благодаря трудам, которые положила на это святая царица Елена. Икона обычно изображает её стоящей рядом с этой чудной находкой.

Начало почитания святой

Следует заметить, что за всю канонизации в лике святых были удостоены лишь пять женщин, среди которых по праву заняла своё место и святая Елена. Икона её была написана сразу после смерти. Тогда же на Востоке началось и широкое почитание, достигшее Западной Европы лишь к началу IX века. В нашей стране память святой отмечается дважды в году - 19 марта и 3 июня - и имеет глубокие корни. Известно, что бабка крестителя Руси князя Владимира, первая российская христианка - княгиня Ольга, во святом крещении получила имя Елены именно в честь равноапостольной матери императора Константина Великого.

Иконография святой Елены

Не будет преувеличением сказать, что среди прочих угодников Божьих по значимости совершённого ею деяния православной церковью особо выделяется святая Елена равноапостольная. Икона её хорошо знакома всем верующим. Часто на ней она предстоит со своим сыном - императором Константином, так же как и мать, возведённым в ранг равноапостольных за утверждение христианства в качестве официальной государственной религии. Однако чаще встречаются образа, на которых представлена лишь святая Елена.

Икона, значение которой тем яснее, чем более вдумчиво мы соотносим сюжет с житием благочестивой императрицы, обычно изображает её на фоне Иерусалима, предстоящей возле монументального Креста Господня и устремившей взор к Небесам. Облачена она в одеяние, принятое у византийских императриц, с венцом или короной на голове. Иногда под венцом изображается драгоценный плат. Это наиболее распространённый сюжет. Икона святой Елены, фото которой открывает статью, относится именно к этой группе.

Однако наиболее ранние изображают святую, поддерживающую в воздетых вверх руках медальон с начертанным на нём крестом. В этом случае она также изображается либо одна, либо со своим сыном Константином. Примером этого может служить мозаика в Константинопольском соборе Святой Софии.

Российский вариант иконы

В российской иконографии существует совершенно оригинальная икона «Святая Елена». Значение помогает понять событие, произошедшее в 1665 году в Москве. Тогда из Палестины был доставлен специально изготовленный по заказу государя Алексея Михайловича крест с частицами Животворящего Древа Господня. Он предназначался для монастыря, расположенного на Кий-острове в Белом море, и его прибытие стало знаменательным событием в церковной жизни. В память о нём и была написана икона.

Она изображала Крест, по сторонам которого помещались фигуры святых равноапостольных Елены и Константина, а также царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны и коленопреклонённого Впоследствии, когда он попал в опалу и был смещён, его изображение из композиции иконы удалили, и последующие списки с неё содержат лишь четыре фигуры. Среди образов, написанных в более поздний период, преобладает изображение святой Елены, держащей в руке небольшой крест, символизирующий её легендарную находку на месте распятия Христа.

Икона святой Елены. В чем помогает образ?

В российском православии сложилась традиция обращаться к равноапостольной царице Елене с самыми различными просьбами. Но чаще всего перед её святым образом молятся об исцелении от недугов и ниспослании здоровья себе и своим близким. Также к её помощи прибегают в случае материальных затруднений. Если молитва произносится с верой и упованием на милость Божью, то она бывает услышана, и просимое исполняется.

У иконы святой Елены есть одна, присущая лишь ей особенность. Если царица изображена вместе со своим сыном и правопреемником императором Константином, то к ней рекомендуется обращаться людям, занятым политической деятельностью и нуждающимся в поддержке. Такая молитва может быть актуальна в преддверии выборов и вселить надежду даже в тех кандидатов, которым больше рассчитывать не на что.

В наши дни среди изображений наиболее почитаемых в народе угодников Божьих присутствует и икона святой Елены. В Москве её замечательный образ можно увидеть в храме, принадлежащем приходу святых равноапостольных Константина и Елены в Митино. Она изображена держащей вместе со своим сыном святой крест, обретённый ею и дарованный всей христианской церкви. Кроме того, её образ можно найти практически в любом православном храме России и вознести перед ним свою молитву.

Святая Елена
(Чима да Конельяно, 1495 год).

Радостные вести принес всем христианам четвертый век от Рождества Христова. Во главе Римской империи встал Константин, первый император, который запретил гонения последователей Господа. Христианам разрешили открыто исполнять свои обряды и вернули отнятые церкви. Никому не воспрещалось крестить детей в истинную веру, напротив - Константин был рад каждой новой спасенной душе. Многие подданные империи с удивлением понимали, что христианская религия является подлинной, а ее таинства привлекали гораздо больше, чем языческие обычаи. Столицей Римского государства стал христианский Константинополь, на его престол император рядом с собой усадил свою мать, Елену. Ту самую женщину, которой он и был обязан вере в Господа…

… 326-й год от Рождества Христова, Константинополь…

Семьдесят шесть лет исполнилось Елене. Другие женщины в ее возрасте только и делали, что сидели дома, тихо дожидаясь окончания жизненного пути. Но царица была не из таких. Елена каждый день приходила к своему сыну Константину, а тот с радостью прислушивался к ее советам, потому что царица была мудрой, благочестивой и обладала ясным умом, несмотря на преклонные годы. Однажды утром Елена попросила сына отпустить ее в Иерусалим.

Елена:
Сын мой! Настало время нам расстаться. Я должна поехать в святые земли. Мне во сне было видение. Я должна вывести на свет божественные места, закрытые нечестивыми. Найду я и крест, на котором распяли Господа нашего. Знаю, возраст мой уже не тот. Но не бойся - пока своего дела не исполню, не призовет меня Господь.

Жалко было императору расставаться с царицей-советчицей, но Господней воле он перечить не мог, да и не хотел. Раз уготована такая судьба его матери, значит, так тому и быть. Недолго Елена собиралась в путь. Взяв с собой верных слуг и друзей, отправилась она в Иерусалим - именно там, по преданиям, проходила земная жизнь Иисуса Христа.

Прибыв в древний город, Елена вместе с иерусалимским патриархом Макарием начала расспрашивать местных христиан и иудеев, где спрятан Крест Господень, и где ученики похоронили тело Иисуса на три дня, что прошли до его воскресения. Молва о чудесной царице, которую шепотом называли «святой», быстро распространилась по всей округе. Мужчины и женщины с радостью помогали Елене в ее поисках. И вот один иудей указал царице на храм языческой Венеры, который построил император Адриан.

Мужчина:
Соседка! Соседка! Ты дома? Слыхала ли, какое чудо произошло у капища?

Женщина:
Какое еще чудо?

Мужчина:
Та самая царица, что из Константинополя приехала, сейчас повелела снести и стены, и нечестивые статуи, да срыть землю под ними. И тут открылось нам всем диво - в скале пустая гробница. Царица как увидела ее, так у нее слезы из глаз побежали и говорит она - копайте, друзья мои, знаю, что мы на верном пути.

Женщина:
Что же то за гробница была?

Мужчина:
Снова копать начали, только поодаль. Тут из-под земли пошел запах, сладостный такой, что всем захотелось возрадоваться. А на месте том нашли три креста, в землю зарытые, вот как!

Женщина:
Три креста? Господи, благослови, да неужели же это те самые?.. Под жертвенником были?

Мужчина:
Женщина в толпе была тяжелобольная, у нее и ноги уже усохли, она ходить не могла. Так вот к ней кресты стали подносить по очереди - и на третьем исцелилась она, совсем исцелилась!

Вера подсказала Елене, что пустая гробница - это и есть Гроб Господень, а Животворящий Крест - тот самый, на котором распяли Спасителя. Рядом же нашли четыре гвоздя и титло с полустертой надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

Часть креста и два гвоздя Елена взяла с собой в Константинополь, часть оставила в Иерусалиме, чтобы люди, которые приходили бы в город, могли поклониться святым реликвиям и уверовать в Господа. А на святом месте приказала построить Храм Гроба Господня. После она повелела воздвигнуть еще два храма - один в Вифлееме, где родился Иисус Христос, а второй - на Елеонской горе, откуда Спаситель вознесся на небеса.

Святую Елену в христианской традиции почитают как Равноапостольную Царицу - не только за то, что она открыла всем верующим святые реликвии, связанные с земной жизнью Христа, но и за то, что она послужила делу распространения христианской веры среди языческого римского мира.

Елена (+ ок. 327), равноапостольная царица, мать первого христианского царя равноапостольного Константина Великого.

По обращении императора Константина Великого, мать его, Елена, оставила "мерзских и суетных идолов мертвенная служения" и не замедлила принять Христианство.

В 326 году царица Елена, которая была уже в весьма преклонном возрасте, желая найти и Голгофу, и животворящий Крест, на котором был распят Господь Наш Иисус Христос, отправилась в Иерусалим. Житие святой рассказывает нам, что долгое время поиски оставались безуспешными, пока один престарелый иудей не сообщил, что Крест находится под языческим храмом, воздвигнутым на месте распятия Спасителя. После многодневных раскопок были обнаружены три креста. До наших дней в храме Воздвижения Животворящего Креста Господня сохранилось место, которое и сегодня показывают паломникам, где и днем, и ночью пребывала царица Елена и оттуда, из своего окошечка (оно сейчас так и именуется Еленинским окошечком), бросала золотые монетки рабочим, чтобы воодушевить их на труд.

Но как из трех крестов было узнать Святой Крест Господень?

По дороге в это время двигалась похоронная процессия. Патриарх Макарий поочередно стал возлагать кресты на умершего. Когда Крест Господень коснулся мертвого, тот воскрес. Макарий, желая прославить великую радость, обретение Честного и Животворящего Креста Господня, стал воздвигать его высоко над толпой собравшегося народа.

Святая равноапостольная царица Елена возымела благочестивейшее желание на месте Голгофы, на месте Гроба Господня, на месте обретения Животворящего Креста Господня, воздвигнуть величественный храм в честь Воскресения Христова. Этот храм строился почти 10 лет. В 335 году 13 сентября по старому стилю было совершено освящение храма Воскресения Христова, а на следующий день, 14 сентября, Животворящий Крест Господень был торжественно внесен в этот храм и водружен на Голгофе. И вот с тех пор 14 (27 н.ст.) сентября ежегодно Святая Православная Церковь совершает праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня.

И во главе первых христианских паломников по праву стоит святая равноапостольная царица Елена. Она приехала очищать Иерусалим от языческой скверны, благодарить Бога за сына императора, поклониться величайшим святыням. Оставив все украшения, свойственные царскому положению, святая Елена в простой одежде, чтобы не быть узнанной, смешивалась с толпой, раздавая щедрую милостыню. В Иерусалиме царица пригласила к трапезе местных девушек, а сама служила им за столом, как простая рабыня. Пример святой Елены произвел на верующих сильное впечатление. В Иерусалим широким потоком двинулись верующие.

Царица Елена построила несколько храмов в Святой Земле: на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму).

Возможно по ее приказу в 327 году на острове Кипр, где она останавливалась на пути из Святой Земли, был основан Кошачий монастырь, в который специально была прислана тысяча кошек для борьбы с ядовитыми змеями. Тогда же на Кипре в монастыре Честного и Животворящего Креста (Μονή του Τιμίου και Ζωοποιού Σταυρού, близ современной деревни Омодос) Елена оставила частицы Креста и Священной веревки, которой римляне привязывали Спасителя.

В глубокой старости (в 327, по другим сведениям - в 328 или 326 годах) она скончалась на руках своего сына.

Почитание

Тело ее первоначально было положено в Константинопольской церкви Двенадцати Апостолов.

Ныне мощи святой, чьим именем и поныне называют сотни тысяч девочек - в память о мудрой царице и великой святой - покоятся в парижской церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (улица Сен-Дени, д. 92), где в 1997 году православными был совершен молебен перед мощами святой царицы Елены.

Лишь недавно православные христиане Парижа обнаружили, что рядом с ними находится эта святыня. Молебен стал первым православным богослужением перед святыми мощами царицы Елены за последние девять веков. Православные христиане, услышав, что святые останки царицы Елены находятся в центре Парижа, не знали поначалу, насколько достоверны эти сведения. Но затем историко-исследовательский розыск по древним источникам подтвердил подлинность мощей. Обретение мощей равноапостольной царицы Елены, прославленных многочисленными чудесами в средние века в Овилье, дает новое основание для почитания святой как в самом Париже, где есть два православных храма равноапостольных Константина и Елены, так и во всем православном мире.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!